Проверка ростехнадзора в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверка ростехнадзора в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

К плановым проверкам относятся любые мероприятия, которые проводятся по заранее составленному графику. Законом определена периодичность визитов – не чаще 1 раза в 3 года. На 2021 год Правительство освободило малый бизнес от визитов представителей ФНС, Роспотребнадзора, Роструда, Ростехнадзора, МЧС (пожарная инспекция), Россельхознадзора, таможенных органов, а также органов внутренних дел.

Исключение составляют только камеральные налоговые проверки – они проводятся по факту предоставления налоговых деклараций и другой отчетности.

Впрочем, есть несколько важных нюансов. Полное освобождение получили только НКО с числом сотрудников до 200 человек, а вот для МСП мораторий действует избирательно. Освобождение не коснется предпринимателей, чей бизнес связан со следующими сферами деятельности:

  • охрана здоровья;

  • социальная сфера;

  • образование;

  • теплоснабжение;

  • электроэнергетика и энергосбережение;

  • производство, обработка и иное использование (включая обращение) драгоценных камней и металлов.

Порядок проверки этих предприятий определяется 294-м законом.

Плановые визиты контролирующих органов сохранят и в следующих случаях:

  • предприятие относится к 1 или 2 классу опасности (например, газифицированные котельные);

  • предприятие находится под постоянным государственным контролем (например, частные ювелиры);

  • компания попала в список предприятий с высоким и чрезвычайно высоким риском;

  • предприятие приостановило или аннулировало ранее действующую лицензию, выданную в соответствии с 99-м законом;

  • в отношении ИП или ООО применили меры административного воздействия за грубые нарушения КоАП (вплоть до дисквалификации, приостановления деятельности или блокировки р/с).

С 1 июля 2021 года на основании 248-го закона налоговые органы могут навестить представителей МСП, используя следующие формы проверок:

  • Контрольная закупка – позволяет оценить соблюдение требований при продаже товаров или услуг, выполнения работ. Проводится без предварительного уведомления.

  • Мониторинговая закупка – проводится для того, чтобы направить товары или результат оказания услуг на дальнейшую экспертизу. Проводится без предварительного уведомления.

  • Выборочный контроль – отбор проб (образцов) товаров в местах хранения или продаж для определения степени их безопасности. Проводится по согласованию с прокуратурой, а также в том случае, если ранее были нарушения и нужно проверить устранение.

  • Рейдовый осмотр – проверка того, как каждый из владельцев соблюдает требования по эксплуатации объекта контроля. Проводится по согласованию с прокуратурой, по требованию правительства или президента, а также при наличии угрозы для людей, окружающей среды или культурного наследия.

  • Документарная проверка – проводится без предварительного согласования, подразумевает изучение документов, относящихся к деятельности компании, ее организационно-правовой форме, а также к исполнению требований контролирующих органов.

  • Выездная проверка – позволяет оценить соблюдение действующих требований контролирующего ведомства, а также полученных предписаний. Проводится по согласованию с прокуратурой, организация получает уведомление за сутки до начала мероприятия.

  • Выездное обследование – визуальная оценка соблюдения требований (например, инспекторы могут изучить входную группу с точки зрения удобства маломобильных граждан). Проводится без предварительного уведомления.

В отдельных случаях представители налоговой службы могут навестить предпринимателя в профилактических целях: для консультирования, предостережения, информирования и пр.

Российское Правительство приняло несколько серьезных экономических и административных мер, ориентированных на поддержание благополучия отечественной экономики. Помимо прямых денежных вливаний и косвенной финансовой поддержки, выразившейся в предоставлении, например, арендных и налоговых каникул отдельным категориям организаций, в их список вошли также нефинансовые меры, которые также способны заметно облегчить жизнь российским компаниям.

Одной из таких мер стали введенные ограничения в области выполнения государственного контроля деятельности коммерческих компаний. В России работают около 30 уполномоченных госорганов, которые наделены полномочиями по контролю работы подведомственных им компаний. При этом каждая проверка – это серьезное испытание для организации. Во-первых, к ней нужно подготовиться, собрав необходимые документы и проверив выполнение действующих требований. Во-вторых, в ходе выполнения контролирующих мероприятий обычно задействуются несколько сотрудников организации, которые сопровождают инспекторов и дают им ответы на интересующие вопросы. Это затрудняет функционирование компании в нормальном режиме.

Чтобы исключить воздействие этого фактора на работу организаций, которые и так пребывают в сложном положении, Правительство ввело временный запрет на проведение большинства типов проверок. Однако действие этого запрета будет различаться для разных контролирующих органов. В этом материале мы выясним, каким образом будет вести контролирующую деятельность в 2021 году Ростехнадзор.

Ростехнадзор выступает в роли государственного органа, который производит контроль работы организаций в следующих сферах:

  • промышленность;
  • строительство;
  • энергетика;
  • горнодобывающие работы;
  • атомная энергетика;
  • работа гидротехнических сооружений.

Ведомство проводит проверки подконтрольных ему организаций в плановом и внеплановом формате. Внеплановые контролирующие мероприятия назначаются в случае появления оснований для них – это может быть, например, авария на предприятии или жалоба на нарушение им правил безопасности. Плановый контроль проводится по заранее утвержденному графику, который принимается Генеральной прокуратурой РФ. Он должен быть согласован не позднее 31 декабря года, предшествующего организации таких мероприятий. Чтобы предоставить компаниям возможность ознакомления с графиком, он размещается в открытом доступе на сайте Генпрокуратуры, а также региональных порталах Ростехнадзора отдельно по каждому субъекту Федерации.

В последние годы выполнение контролирующих работ производится на базе применения принципов риск-ориентированного подхода. Он предполагает прямую зависимость частоты проверок конкретного предприятия в зависимости от присвоенной ему категории риска отрицательных последствий его деятельности. Порядок отнесения компании к конкретной категории определяется постановлением Правительства от 17.08.2016 г. № 806. Согласно этому нормативному документу Ростехнадзор разделяет все подконтрольные ему организации на следующие категории риска:

  • чрезвычайно высокий – проверки для таких предприятий проводятся каждый год;
  • высокий – проверки проводятся раз в 2 года;
  • значительный – проверки организуются раз в 3 года;
  • средний – проверки назначаются раз в 4 года;
  • умеренный – организация проверок возможна не чаще раза в 6 лет;
  • низкий – плановые проверки не проводятся.

Согласно действующему порядку Ростехнадзор обязан публиковать списки компаний, которые отнесены к наиболее значительным категориям риска – от средней до чрезвычайно высокой. Руководство компании, которое полагает, что организация внесена в соответствующий блок списка ошибочно, вправе подать мотивированное заявление о пересмотрен присвоенной категории, которое будет рассмотрено в установленном порядке.

Отметим, что перечисленные ограничения касаются только контрольных проверок, выполняемых в плановом порядке. Они не распространяются на выполнение внеплановых проверок, которые могут назначаться по мере появления необходимости, в том числе для предприятий, отнесенных к низкой категории риска.

Контролирующая деятельность Ростехнадзора имеет особую значимость: от тщательности ее выполнения зависит работа крупнейших предприятий, а значит, и безопасность персонала этих компаний, а также людей, живущих на близлежащих территориях. Неудивительно, что введенные Правительством ограничения по ее выполнению потребовали уточнений и разъяснений о том, как будут реализовываться проверки. Чтобы дать ответы на все вопросы, появившиеся у представителей подконтрольных организаций, 28 апреля 2020 года ведомство опубликовало отдельное письмо, в котором уточнило основные положения, подлежащие применению в период действия постановления № 438 – то есть до конца 2020 года.

В части, касающейся организации плановых проверок, государственный орган сообщил следующее. В соответствии с требованиями законодательства, включая федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ, посвященный защите прав юрлиц и предпринимателей, не подлежат отмене плановые мероприятия следующих видов:

  • проверки устранения ранее выявленных нарушений, которые послужили основанием для применения к организации административного наказания в форме временной остановки работы предприятия;
  • плановые проверки деятельности органов госвласти и местного самоуправления;
  • обследования гидротехнических конструкций и сооружений, которые выполняются в целях последующей разработки декларации безопасности при эксплуатации, консервации или ликвидации таких объектов;
  • обследования, необходимые для выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию разных типов энергоустановок;
  • контрольные осмотры подъемного оборудования, включая лифты, эскалаторы, травалаторы и подъемные платформы для инвалидов, кроме случаев, когда это оборудование используется в метрополитене;
  • мероприятия, выполняемые для ввода в эксплуатацию подъемного оборудования, эскалаторов в метрополитене, канатных дорог, фуникулеров, а также оборудования, эксплуатируемого под избыточным давлением;
  • все другие плановые проверочные мероприятия, которые предполагается проводить на объектах повышенной опасности, в отношении которых действующим законодательством введен режим постоянного государственного контроля;
  • плановые проверки, запланированные к проведению на объектах, которые в рамках риск-ориентированного подхода принадлежат к категории высокого риска.

Плановые проверки, основания для проведения которых не входят в приведенный список, подлежат исключению из ранее согласованного графика. Невыполнение этого требования, подчеркивает Ростехнадзор в своем письме, рассматривается как нарушение действующего законодательства.

Согласно разъяснениям уполномоченного ведомства, в 2021 году в соответствии с действующим законодательством и ограничениями, обусловленными распространением коронавирусной инфекции, будут проводиться внеплановые проверки, организуемые по следующим основаниям:

  • необходимость расследования обстоятельств и причин аварий и несчастных случаев на производственных предприятиях;
  • причинение вреда здоровью или жизни граждан либо угроза причинения такого вреда (по согласованию с прокуратурой). Если факты причинения такого вреда имели место на объектах I или II класса опасности, инспекторы Ростехнадзора вправе начать проверку в срочном порядке, лишь уведомив об этом органы прокуратуры;
  • необходимость проверки устранения ранее обнаруженных нарушений, в отношении которых виновнику было выдано предписание об их устранении;
  • необходимость проверки соблюдения лицензионных требований при получении заявления на выдачу разрешения на ведение лицензируемого вида деятельности.

При выполнении как плановых, так и внеплановых проверок результаты таких мероприятий должны быть внесены в единый государственный реестр. Его формирование и ведение реализуется в соответствии с правилами, зафиксированными в постановлении Правительства от 28 апреля 2015 г. N 415. Еще одним общим требованием при выполнении любых видов контрольно-надзорной деятельности становится выполнение правил безопасности в условиях распространения коронавирусной инфекции. Например, при организации выездных проверок, которые хотя и сведены к минимуму, но в отдельных ситуациях все-таки проводятся, инспекторы в обязательном порядке должны носить лицевые маски и перчатки, а также соблюдать социальную дистанцию с другими сотрудниками ведомства и работниками проверяемого предприятия.

Новый Закон однозначно упростит и сделает более транспарентным взаимодействие с контрольными органами. Уже сейчас в личном кабинете юридического лица или индивидуального предпринимателя на госуслугах уведомление о назначении проверки появляется, как только в Реестр проверок вносится информация о ее назначении. Сейчас это происходит в тестовом режиме, а с 1 июля такой способ информирования будет обязательным. Специально для этого в несколько этапов запускается новый Реестр проверок. 19 апреля премьер-министр Михаил Мишустин утвердил Правила[1] его формирования и ведения. Единый реестр синхронизируют с порталом госуслуг, и предприниматели смогут через личные кабинеты не только отслеживать всю информацию о предстоящих проверках, но и видеть принятые решения.

Еще одна отличительная особенность нового Реестра: в него включат внеплановые проверки. Если информация о проверке (любой!) после 1 июля не будет внесена в Реестр, то ее проведение будет считаться незаконным и может быть обжаловано. И механизм этого обжалования отличается от применяемого сейчас. Чуть позже мы остановимся на этом, а пока разберемся с проверками. Их унифицируют.

В конце мая Дума уже в третьем чтении приняла законопроект[2], который введет единообразный порядок проведения проверок. Закон очень объемный (более 700 страниц). Он вносит корректировки в 132 федеральных закона, приводя их в соответствие с Законом о госконтроле. В том числе изменения затронут и Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Федеральному надзору в области промбезопасности посвящена ст. 16 законопроекта, которой установлено, что Ростехнадзором будут проводиться пять видов профилактических мероприятий:

• информирование;

• обобщение правоприменительной практики;

• объявление предостережений;

• меры стимулирования добросовестности, предусматривающие оценку соответствия организации, эксплуатирующей ОПО, критериям добросовестности за пять лет;

• консультирование.

Сейчас, чтобы получить лицензию, нужно пройти через внеплановую проверку и доказать, что соблюдены все лицензионные требования. После вступления проекта Закона в силу планируются следующие изменения:

  • Внеплановая проверка соискателя лицензии будет заменена оценкой соответствия лицензионным требованиям, проводимой в качестве государственной услуги.
  • Также предлагается исключить плановые проверки. Вместо них вводится процедура периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям в отношении пяти лицензируемых видов деятельности: производство лекарственных средств, деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, а также деятельность по монтажу, техобслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
  • Вводится реестровая модель в сфере лицензирования, когда замена процедуры переоформления лицензии на процедуру внесения изменений в Реестр лицензий, переход на предоставление исключительно бесплатных электронных выписок из Реестра лицензий, а также возможность принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии будут происходить в электронном формате.

По итогам первого моратория, действовавшего в период с 2016 г. по 2018 г., от плановых проверок освободили более 500 тыс. малых предприятий. Эта мера доказала свою эффективность и впоследствии была продлена еще на два года.

В план контрольных мероприятий на 2020 г. было включено более 376 000, но из-за прошлогоднего «антиковидного» моратория все плановые надзорные процедуры по малому и среднему бизнесу были прекращены. Также, по данным Минэкономразвития, были введены серьезные ограничения для внеплановых проверок. Итогом стало почти двукратное снижение давления на бизнес.

В 2021 г. мораторий действует только в отношении плановых проверок малого бизнеса[1].[2]

В новом Законе «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле» предусмотрена новая единая для всех процедура — обязательное досудебное обжалование решений надзорных ведомств или действий проверяющих.

[4][5].

В рамках масштабной реформы сферы контрольно-надзорной деятельности принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, устанавливающий новый порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля (далее – Закон № 248-ФЗ). Под государственным и муниципальным контролем (надзором) в Законе № 248-ФЗ понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, целью которой является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Достигается это за счет профилактики нарушений, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления нарушений, их пресечения и устранения последствий допущенных нарушений.

Закон разграничивает полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере государственного и муниципального контроля (надзора). Кроме того, закон определяет права и обязанности контролеров и лиц, в отношении которых проводятся проверки. Цель закона – устранение недостатков действующих норм, регулирующих сферу проверок, а также снижение количества проверок бизнеса в качестве наиболее затратного способа контроля.

Переняв некоторые положения из действующего ныне федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее – Закон № 294-ФЗ), новый закон вносит ряд нововведений, которые будут рассмотрены ниже.

Ознакомьтесь с перечнем выполненных работ, отзывами, рекомендательными и благодарственными письмами наших клиентов

Посмотреть отзывы

Мы создали чат, в котором уже общаются несколько десятков электролабораторий. Если вы занимаетесь испытаниями электроустановок, узнайте, чем этот чат может быть вам полезен

Узнать о чате

Какие проверки ждут малый и средний бизнес в 2021 году?

Положение о виде контроля с 2021 года — это документ, устанавливающий порядок организации и проведения проверок федеральными, региональными и муниципальными контролерами. Составляется такое Положение по новым правилам, введенным Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» от 31.07.2020 № 248-ФЗ. Закон предусматривает, что органы исполнительной власти обязаны принять такое Положение по каждому виду государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, предусмотреть в нем специфику конкретного вида контроля в разрезе присущих ему проверочных мероприятий и действий.

Среди других нововведений Закона № 248-ФЗ, в т. ч. вступивших в действие с 01.07.2021, можно назвать продление моратория на плановые проверки для малого бизнеса, появление дистанционных проверок и новой формы контроля «инспекционный визит».

Положения о видах регионального госконтроля (надзора) и положения о видах муниципального контроля требуется утвердить до 01.01.2022. До этой даты действует Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении госконтроля…» от 26.12.2008 № 294 и принятые в соответствии с ним НПА.

Контрольные ведомства вправе формировать планы проведения плановых проверок только после утверждения соответствующего Положения о виде контроля.

Таким образом, как проверят бизнесменов и с какой периодичностью им ждать контролеров из конкретного контрольно-надзорного органа, станет ясно из положений по конкретному виду контроля.

Организовать контрольно-надзорные мероприятия по Закону № 248-ФЗ обязаны:

  • пожарный надзор;
  • энергетический надзор;
  • строительный надзор;
  • метрологический контроль (надзор);
  • надзор в области промышленной безопасности;
  • санитарно-эпидемиологический и ветеринарный контроль;
  • другие виды контроля (надзора), перечисленные в п. 6 ст. 2 Закона № 248-ФЗ.

К налоговому, валютному, таможенному и некоторым другим видам контроля, перечисленным в ст. 5 Закона № 248-ФЗ, требования этого закона не применяются.

Контролеры уже работают над текстами новых положений, регламентирующих обновленный порядок контроля. К примеру, для реализации новых требований Роспотребнадзор разработал проекты постановлений Правительства с положениями в сфере контроля защиты прав потребителей и санэпиднадзора (ID проектов размещены на официальном портале проектов НПА).

В Положении о виде контроля можно найти следующую информацию (п. 5 ст. 3 Закона № 248-ФЗ):

  • Кто проводит контрольно-надзорные мероприятия по конкретному виду контроля

В Положении о виде контроля указывается орган, уполномоченный на осуществление конкретного вида контроля. Контрольные (надзорные) мероприятия проводят контрольные (надзорные) органы, их должностные лица (ч. 3 ст. 7 Закона № 248-ФЗ).

В зависимости от уровня контроля (надзора) его осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, в отдельных случаях — госкорпорации и публично-правовые компании (ч. 1 ст. 26 Закона № 248-ФЗ). Некоторые виды контроля или отдельные полномочия по ним могут осуществляться государственными или муниципальными учреждениями (ч. 2 ст. 26 Закона № 248-ФЗ).

  • Критерии отнесения объектов контроля к категориям причинения вреда (ущерба) в рамках вида контроля

Категории риска причинения вреда (ущерба) и индикаторы риска нарушения обязательных требований перечислены в ст. 23 Закона № 248-ФЗ. Объекты контроля могут быть отнесены к одной из категорий риска: чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный, низкий.

Положением о виде контроля должно быть предусмотрено не менее 3 категорий риска, в т. ч. в обязательном порядке категория низкого риска.

  • Перечень профилактических мероприятий в рамках вида контроля (некоторые из них обязательны по закону)

В Положении указываются виды профилактических мероприятий, проводимых контрольным органом: информирование, обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности, консультирование, самообследование и другие (ст. 45 Закона № 248-ФЗ).

Порядок разработки и утверждения программы профилактики рисков причинения вреда утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 № 990.

  • Виды контрольных (надзорных) мероприятий, проведение которых возможно в рамках вида контроля и перечень допустимых контрольных действий в составе каждого такого мероприятия

В качестве примера того, как может выглядеть новое Положение о виде контроля, возьмем свежее Положение о федеральном госконтроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230.

Новое Положение, разработанное на основе требований Закона № 248-ФЗ, пришло на смену прежнему Положению, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875.

Новое Положение определяет, что:

  • госконтроль (надзор) осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов;
  • объекты контроля относятся к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба): высокий риск, значительный риск, средний риск, умеренный риск, низкий риск;
  • периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий предусмотрена в зависимости от присвоенной категории риска;
  • определены виды профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий;
  • срок проведения выездной проверки установлен в пределах 10 рабочих дней.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до 01.06.2023.

По замыслам законодателей, благодаря новым механизмам из Закона № 248-ФЗ сократится число проверок компаний и ИП. К примеру, новыми правилами предусмотрен такой способ освобождения от проверок, как признание результатов независимой оценки соблюдения требований — компания или ИП могут пройти оценку соблюдения требований закона в независимой аккредитованной организации, а контролирующий орган примет результаты такой оценки и не будет проводить дополнительные проверки, если результаты оценки успешны.

Кроме того, по новым правилам бизнесмен может быть освобожден от проведения плановых проверок при заключении договора страхования рисков причинения вреда (ущерба).

Освободиться от плановых проверок можно и другим способом: заключить с контрольным органом соглашение о мониторинге безопасности и передавать ему необходимую информацию дистанционно в автоматическом режиме при помощи технических средств (фото- и киносъемки, видеозаписи и др.). Бизнесмен, находящийся под таким мониторингом и соблюдающий все требования, освобождается от плановых проверок их соблюдения.

Теперь чиновники не смогут придумывать новые виды контрольных мероприятий, так как в Законе № 248-ФЗ установлен закрытый перечень контрольных мероприятий (ст. 56 Закона № 248-ФЗ). А выезжать непосредственно на территорию проверяемых лиц контролеры смогут только в исключительных случаях: если они не могут удостовериться в полноте и достоверности полученных от предприятия документов или оценить, насколько работа компании отвечает всем требованиям.

Меняется и оценка эффективности работы контролирующих органов. Время погони за числом проверок и суммами штрафов завершилась. Результаты работы инспекторов теперь не зависят от количества проведенных контрольных мероприятий, выявленных нарушений и лиц, привлеченных к ответственности. Главным для контролеров должно быть правило: предупредить, а не наказать. После вступления в силу новых правил инспекторы должны уделять больше внимания профилактике нарушений.

График проверок Ростехнадзора в 2021 году в условиях пандемии коронавируса

  • Положение о виде контроля является документом, устанавливающим порядок организации и проведения проверок федеральными, региональными и муниципальными контролерами.
  • Составляется такое Положение по новым правилам, введенным Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» от 31.07.2020 № 248-ФЗ.
  • Из Положения о виде контроля бизнесмен может узнать: кто проводит проверку, критерии отнесения объекта контроля к категориям риска, перечень профилактических мероприятий, виды и периодичность проведения плановых проверок и другую сопутствующую информацию.
  • Новые правила, закрепленные в Законе № 248-ФЗ и в Положениях о виде контроля, должны снизить число проверок компаний и ИП, а также помогут уйти от формального подхода к оценке эффективности работы контролеров.

В постановлении упомянуты некоторые новшества в методике проверок, которые, как предполагается, должны снизить административную нагрузку, а вместе с тем ускорить восстановление бизнеса и сократить количество личных контактов между контролерами и предпринимателями.

Контролирующий орган вправе заменить многодневную выездную проверку коротким инспекционным визитом.

В частности, говорится о том, что после 1 июля 2021 года, но не позднее чем за 20 рабочих дней до даты начала проведения плановой выездной проверки, включенной в ежегодный план на 2021 год, может быть принято решение о ее замене на инспекционный визит.

При этом юрлицо и ИП должны быть уведомлены о таком визите в течение 10 рабочих дней после принятия соответствующего решения.

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры
  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ
  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет
  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 02 декабря 2020, 11:24

Правительством Российской Федерации принято постановление от 30.11.2020 № 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Документом установлен запрет на проведение большинства плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.

Принятию указанного решения предшествовало обращение Генпрокурора Игоря Краснова о необходимости поддержки бизнеса в условиях распространения коронавирусной инфекции путем снижения административного давления со стороны контрольно-надзорных органов.

В целях недопущения фактов необоснованного вмешательства в предпринимательскую деятельность прокурорам предстоит оперативно исключить соответствующие мероприятия из сводного плана проведения плановых проверок на 2021 год.

Вопрос законности планирования контрольно-надзорных мероприятий остается на контроле Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В течение проверки инспекторы обязаны соблюдать ряд правил, нарушение которых дает вам право в дальнейшем обжаловать их решение (не позднее десяти дней с даты выдачи предписания). Поэтому, пока проверяют вас, проверяете и вы.

Наиболее часто допускаемые ошибки:

  1. Инспектирование осуществляет лицо, не указанное в распоряжении о проверке. В подобной ситуации вы можете отказать ему в доступе.
  2. При проверке отсутствует руководитель предприятия (либо его законный представитель). За исключением внеплановых проверок из-за аварий или возникновения угрозы жизни людей, вы вправе отказать инспектору в допуске.
  3. Процедура проверки выходит за указанную в предписании.
  4. С вас требуют плату за проверку. При необходимости вы оплачиваете только анализы и экспертизы — все остальное бесплатно.
  5. Требуют представить документы в срок менее десяти дней с момента получения запроса.
  6. Требуют заверить документы нотариально. По закону вы предоставляете распечатанные или электронные копии документов с печатью (если она предусмотрена) и подписью руководителя.

План проверок Ростехнадзора на 2021 год

Ведомство разрешило подавать заявление на аттестацию персонала по промышленной безопасности в любую территориальную аттестационную комиссию (ТАК) Ростехнадзора в РФ — смотрите п. 46 Регламента в ред. приказа № 459. Удобно для тех организаций, чьи работники находятся в длительной командировке — они смогут сдать экзамен по месту пребывания. И это хорошая новость для тех, кто испортил отношения с инспекторами Ростехнадзора на своей территории.

Заявление на аттестацию подают:

  • лично либо по почте;

  • через Единый портал госуслуг (ЕГПУ);

  • на официальном сайте Ростехнадзора.

Такие способы предусмотрены приказом № 459, но в перечне электронных услуг на сайте ведомства в июле 2021 года «аттестацию» мы не нашли.

Подать заявление через МФЦ нельзя. Также документы на аттестацию не принимает Центральная аттестационная комиссия (ЦАК) Ростехнадзора. Она рассматривает только апелляции на решения ТАК.

С 26 июня 2021 года специалисты не смогут подать заявление в Ростехнадзор самостоятельно, даже если ранее они уже проходили аттестацию. Ведомство принимает обращения только от работодателей — организаций или индивидуальных предпринимателей, либо их представителей по доверенности (п. 3 Регламента).

Напомним, что по Временному порядку № 424 соискатели имели право подать заявку сами, если ранее они уже были аттестованы в сфере промышленной безопасности.

Перечень документов для проверки знаний в ТАК не изменился:

  • заявление;

  • документы, которые подтверждают повышение квалификации по каждой области аттестации соискателя, в сроки не более 5 лет до подачи заявки, в учебных центрах с государственной лицензией;

  • согласие на обработку персональных данных соискателя;

  • документы об уплате госпошлины (по желанию).

Мы рекомендуем прикладывать к заявлению копии платежных поручений. Так вы избавите себя от риска отказов в аттестации из-за того, что ведомство, при сбоях в ЕАИС, не сможет увидеть зачисление госпошлины.

Соискатели должны явиться на проверку знаний лично, в ТАК Ростехнадзора. Решение о допуске к аттестации, а также дате и времени ее проведения принимает начальник (его заместитель) структурного подразделения ведомства.

Само испытание проходит в форме электронного тестирования, с помощью ИС ЕПТ. Если на момент аттестации Единый портал не будет работать, ТАК в течение пяти рабочих дней назначает новую дату экзамена (п. 71 Регламента).

Заявитель получает выписку из протокола ТАК с результатами тестирования: отказ в аттестации при неудовлетворительном результате либо данные о внесении соискателя в Реестр аттестованных лиц.

По результатам проведения электроиспытаний, специалисты электротехнической лаборатории составляют отчет, который запрашивают сотрудники Ростехнадзора и Госпожнадзора. При отсутствии протоколов испытаний электроустановок предусмотрены следующие штрафы:

  • Для юридических лиц Ростехнадзор накладывает штраф до 40 тысяч руб. с требованием приостановить деятельность сроком на 90 дней. За этот период необходимо устранить нарушения. Госпожнадзор привлекает к административной ответственности в виде штрафа до 200 тысяч руб.
  • Для частных лиц сумма штрафа за отсутствие отчета об электроизмерениях Ростехнадзором составляет до 1,5 тысячи рублей. Госпожнадзор взимает штраф до 4 тысяч рублей.

Обратите внимание: Ростехнадзор и Госпожнадзор взимают штрафы с физических и юридических лиц не только за отсутствие отчета об электроизмерениях и испытаниях, но и за несоответствие электрического оборудования и установок нормам ПТЭЭП и ПУЭ.

Ростехнадзор: проверим, сколько сможем

Написать комментарий

      В конце календарного года прокуратуры регионов утверждают сводные планы проверок региональных контролирующих органов на следующий год.

      На нашем сайте представлены сводные планые всех проверок, как федеральных органов, так и региональных.

      Следуето иметь в виду, что прокуратуры регионов, призванные в силу статьи 1 «О прокуратуре РФ» надзирать за точным и единообразным соблюдением законодательства, сами зачастую нарушают требования этого же законодательства размещая на своих сайтах вместо сводных планов проверок (т.е. —единого документа, как это требует статья 9 Закона № 294-ФЗ), лишь планы проверок каждого органа контроля и надзора, запланировавшего проведение проверок в следующем календарном году в регионе. Иначе никак не объяснить тот факт, что большинство региональных прокуратур размещают на своих сайтах именно сводные планы проверок (в виде единого документа).

      Сотрудники Ростехнадзора наделены правом выполнения ревизии предприятий и организаций, определенных приложением к ФЗ № 116 (21.07.1997) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», включая компании, разрабатывающие или использующие:

      • земельные недра;
      • окисляющие или токсичные материалы;
      • взрывчатые вещества;
      • атомную энергию;
      • гидротехнические устройства;
      • тепловые, электрические промышленные установки, работающие при повышенном давлении;
      • грузоподъемные приспособления и механизмы.

      Критерии проверки определяются с учетом вида деятельности конкретного предприятия, но общим для всех типов мероприятий являются:

      1. Проверка документации, связанной с использованием объектов повышенной опасности, полный список которой размещен в регламенте к приказу Ростехнадзора № 325 (25.07.2013). Приблизительный набор изучаемых документов включает:
        • учредительные (правоустанавливающие) документы по проверяемой компании;
        • материалы, отнесенные к промышленной безопасности, включая законодательные акты РФ;
        • документальное подтверждение имеющегося на производстве объекта повышенной опасности, его записи в госреестре;
        • разрешения, лицензии на использование, сертификаты по оборудованию, приборам, устройствам;
        • проектную документацию по опасному сооружению или устройству, касающуюся его реконструкции, консервации, ликвидации;
        • нормативные положения о правилах ведения работ;
        • журналы по оформлению пропусков, инструктажу (по ТБ), учету аварийных ситуаций;
        • экспертные заключения по диагностике оборудования, безопасности зданий и строений;
        • графики ремонта сооружений и оборудования, включая капитального;
        • соглашения с профессиональными структурами спасательно-аварийного профиля;
        • информацию о работниках, занятых на опасном производстве, в том числе подтверждающую их соответствие (профессиональное, медицинское) выполняемому виду работ;
        • соглашения о страховании риска (ответственности);
        • предписания Ростехнадзора ранее оформленные, а также подтверждения их исполнения.
      2. Осмотр опасного производственного объекта, направленный на удостоверение в его целостности и определение несоответствия требованиям норм безопасности. По результатам осмотра составляется акт (в 2 экземплярах), наличие которого должно отражаться в журнале по учету проверок.

      Регламенты Ростехнадзора содержат указания причин (в зависимости от сферы деятельности компании), которые могут служить основаниями для проверки компании. К их числу относят:

      • официальные заявления от предприятий, планирующих занятие деятельностью, имеющей отношение к промышленной безопасности;
      • данные компаний о завершении капитального строительства объекта;
      • завершение установленного срока (12 месяцев) после выдачи разрешения на использование сооружения гидротехнического типа;
      • сведения, подтверждающие запись в государственном реестре и/или приемку в эксплуатацию сооружений или устройств, которые могут представлять опасность;
      • аварийные ситуации, несчастные случаи и подобные им происшествия на производствах, отнесенных к опасным;
      • заявления физических лиц или организаций, информирующие о несоблюдении нормативных актов и законодательства РФ, регулирующих сферу безопасности в промышленности;
      • получение организацией с опасными объектами доступа (разрешений) к техническим устройствам, эксплуатации пожароопасных, взрывоопасных объектов, к предоставлению услуг по обслуживанию/эксплуатации опасных объектов.

      Распоряжение о ревизии выносится руководством территориального отделения Ростехнадзора и содержит список членов комиссии с указанием причин, условий, целей мероприятия, сроков и вида проверки, перечисление объектов ревизии. Сотрудники проверяющей структуры руководствуются документами, в числе которых законы № 294, № 116, регламент Минприроды РФ № 280 (3.10.2008).

      Целью Ростехнадзора является подтверждение безопасности функционирования предприятия и охраны труда при использовании в производстве объектов опасного типа.

      Доказательством соблюдения правил и норм служат соответствующие документы.

      Поэтому при заполнении графиков, специальных журналов, при учете даты и итогов аттестаций, ведении инструкций следует проявлять высокую ответственность.

      Тщательность и аккуратность при ведении документации требуется не только в период до проверки, а постоянно. Следует на постоянной основе отслеживать законодательные изменения по темам, касающимся обеспечения безопасности, своевременно переоформлять лицензии и иные разрешительные документы.

      Постоянное внимание должно уделяться мониторингу состояния построек и установок, размещенных на опасном объекте, их работоспособности и диагностике. Своевременно должны производиться аттестации и обучение персонала, занятого выполнением работ на промышленном сооружении повышенной опасности.

      Если ваша организация:

      • проектирует, строит, эксплуатирует, осуществляет консервацию и ликвидацию ОПО;
      • изготавливает, производит монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на ОПО;
      • транспортирует опасные вещества на ОПО.

      то, согласно Федеральному закону от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в отношении вашего предприятия должны проводиться периодические проверки Ростехнадзора, направленные на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.

      Плановые проверки Ростехнадзора проводятся в форме документарных и выездных проверок.

      • соблюдение организацией обязательных требований промышленной безопасности;
      • соответствие установленным требованиям промышленной безопасности используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов;
      • соблюдение требований обоснования промышленной безопасности.

      Что проверяет Ростехнадзор в 2021 году

      В случае выявления нарушений в ходе проверки инспекторами Ростехнадзора выдается предписание об устранении этих нарушений с указанием сроков.

      При выявлении нарушений организация и/или ее руководитель привлекаются к административной ответственности в виде штрафов.

      В случае установления того, что деятельность организации представляет непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен, представители Ростехнадзора обязаны незамедлительно принять меры вплоть до временного запрета деятельности предприятия.

      При этом возможен отзыв из оборота продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и окружающей среды с предупреждением граждан, других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.

      Полномочия органов, осуществляющих проверку; порядок проведения выездной и документарной проверки; сроки проведения проверок; обязанности должностных лиц и другие детали, связанные с организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей изложены в Федеральном законе от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

      Узнать о том, предстоит ли вашему предприятию проходить проверку в текущем году, вы можете, воспользовавшись нашим специальным сервисом `Проверки Ростехнадзора. Мы объединили всю доступную информацию с открытых источников и рады предоставлять эту информацию предприятиям, чтобы вы смогли тщательно подготовиться к проверке и успешно ее прошли.

      Если вы нашли вашу компанию в плане проверок, то уже наверняка задаетесь множеством вопросов: Каким требованиям должно соответствовать конкретное предприятие? Какие документы предоставить инспектору Ростехнадзора? Где и как оформить документы в случае отсутствия или ошибок в имеющихся? и т.д.

      Мы знаем ответы на эти вопросы и предлагаем вам свою помощь по управлению процессом проверки Ростехнадзора. Наши услуги включают:

      • оценку соответствия имеющейся документации предъявляемым требованиям (с учетом специфики деятельности вашей компании);
      • устранение ошибок и недочетов в документации;
      • разработку недостающих документов (в случае необходимости);
      • оценку соответствия ОПО предъявляемым требованиям на месте нахождения объекта;
      • выработку рекомендаций по устранению недочетов по месту нахождения ОПО;
      • полное юридическое сопровождение на всех этапах проверки (таким образом, исключаются не правомочные действия инспекторов Ростехнадзора).

      Обращаясь к нам, вы исключаете риск приостановки деятельности, отзыва лицензий, привлечения к административной ответственности и наложения штрафов!

      Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 489 утверждены Правила подготовки государственными органами и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Пункт 7 этих правил устанавливает случаи, когда в ежегодный план проверок могут быть внесены изменения.

      Так, особенности проведения проверок в 2020 году были утверждены Постановлением Правительства от 3 апреля 2020 г. № 438.

      Постановлением № 438 установлено, что в отношении компаний и ИП, включенных в единый реестр субъектов МСП, допустимы только внеплановых проверки.

      Плановые проверки возможны только в отношении лиц, чья деятельность и используемые ими производственные объекты относятся к категории высокого или чрезвычайно высокого риска.

      Также была определена общая форма проверок — дистанционная, в том числе с использованием аудио- или видеосвязи.

      В конце 2020 года правительство определило, как должен быть составлен план проверок компаний и ИП на 2021 год, и как проводить отдельные плановые контрольные мероприятия.

      Итак, в пункте 8 Постановления № 1969 дан перечень тех, кого не касаются ограничения плановых проверок. Их несколько групп. Начнем с тех представителей МСП, кто рискует быть включенными в план проверок.

      Это, во-первых, те малые предприятия-нарушители, в отношении которых у надзорного органа есть информации о ранее вынесенном и вступившем в силу постановлении или решении о:

      • назначении административного наказания за совершение грубого нарушения;
      • административного наказания в виде дисквалификации, или административного приостановления деятельности;
      • приостановлении действия лицензии, аннулировании лицензии.

      При этом с даты окончания проверки, по результатам которой вынесено такое постановление или решение, должно пройти менее 3 лет. В ежегодном плане проверок эту информацию нужно отразить.

      Следующая группа МСП — это те, кого проверяют в рамках федерального надзора:

      • обеспечения радиационной безопасности;
      • защиты государственной тайны;
      • качества работы аудиторских организаций;
      • использования атомной энергии.

      Если же малое предприятие не входит ни в одну из этих групп, они должны быть исключены из сводного плана проведения плановых проверок на 2021 год. За этим проследит генпрокуратура.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.