Индекс дефлятор минэкономразвития на 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Индекс дефлятор минэкономразвития на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Индекс цен и дефлятор — тождественные понятия, которые используются специалистами для расчета окончательной стоимости товаров, работ или услуг. В ст. 11 НК РФ указано, что такое коэффициент-дефлятор, — это значение, применяемое для пересчета текущих экономических показателей в постоянные цены.

Коэффициент устанавливается ежегодно и рассчитывается на несколько периодов вперед. Исчисленный дефлятор в экономике — это база для государственного прогнозирования экономического развития будущих периодов. Например, дефляция 2021 года прогнозно рассчитана еще в 2018 году. Показатель используют при исчислении ключевых макроэкономических показателей — валового внутреннего и национального продукта (ВВП и ВНП), фонда накопления, индекса потребительских цен (ИПЦ), динамики физического объема потребления и многих других.

Рассчитывают отраслевые индексы специалисты Министерства экономического развития с учетом цен на товары, работы и услуги, зафиксированных в предшествующем периоде. Коэффициент устанавливается ежегодно и закрепляется распорядительными документами министерства. Так, коэффициент-дефлятор на 2021 год Минэкономразвития еще не утвержден, но опубликован в проекте приказа от 14.10.2020.

Порядок и методология расчета коэффициента регулируются нормативными актами правительства РФ — правила исчисления прогнозных значений указаны в постановлении правительства №1234 от 14.11.2015. Приказ Минэкономразвития №190 от 01.04.2020 закрепляет порядок применения индексов цен и дефляторов при осуществлении гособоронзаказа.

Официально приказ Минэкономразвития об индексе-дефляторе на 2021 год еще не опубликован, но прогнозные значения в различных производственных областях уже представлены. Указанные значения еще скорректируют с учетом произошедших за последнее время экономических изменений.

При разработке бюджета и планировании закупочной деятельности на следующий год и плановые периоды воспользуйтесь уже имеющимися значениями коэффициента, рассчитанными специалистами министерства.

Представим индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2024 года в таблице.

Отрасли 2021 2022 2023 2024
Добыча полезных ископаемых 103,1 103,8 104,1 104,2
Добыча нефти и газа 102,7 103,5 103,7 103,9
Обрабатывающие производства 103,3 104,1 104,2 104,3
Промышленность 103,4 104,0 104,1 104,2
Обеспечение электрической энергией, газом и паром 104,0 104,0 104,0 104,0
Водоснабжение и водоотведение 104,0 104,0 104,0 104,0
Строительство 104,1 105,1 104,3 104,4
Сельское хозяйство 103,1 103,9 103,9 104,2
Транспорт 104,1 104,0 104,0 104,0
Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения) 103,7 103,7 103,8 103,8
Оборот розничной торговли 103,5 104,3 103,9 104,0
Платные услуги населению 104,2 103,9 104,2 104,1

Индекс для товаров потребительского назначения планируется на уровне 104,2. Розничные расценки на электричество будут проиндексированы на 104,0.

При осуществлении государственных закупок в рамках закона 44-ФЗ индексы используются при расчете и обосновании НМЦК (письмо Минэкономразвития №Д28и-1688 от 22.06.2016). Заказчик рассчитывает начальную (максимальную) цену контракта согласно положениям ст. 22 44-ФЗ.

При обосновании НМЦК, рассчитанной с помощью метода анализа рынка, необходимо использовать годовые коэффициенты-дефляторы, так как в соответствии с ч. 3 ст. 22 44-ФЗ сведения о стоимости товаров, работ, услуг необходимо проанализировать с учетом сопоставимых с базисным периодом ценовых и коммерческих предложений.

Дефляторы в рамках 223-ФЗ применяют для следующих целей: если стоимость контракта скорректировалась в связи с ростом цен (инфляцией) в соответствии с прогнозными показателями коэффициента, то это является основанием для изменения существенных условий договора. Организация-заказчик обязана предусмотреть такую возможность в положении о закупках.

Как применять индекс-дефлятор в закупках: изменения на 2021 год

Минэкономразвития России в письме от 30.09.2020 № 32028-ПК/Д03и приводит показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2023 года, используемые в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 01.04.2020 № 190.

Уровень цен на продукты питания и товары первой необходимости интересуют практически всех жителей России. Какими будут ценники в магазинах в новом году — этот вопрос задают все: от мала до велика. Чтобы иметь хоть какое-то представление о стоимости товаров, работ, услуг, чиновники применяют специальный расчетный коэффициент.

Индекс-дефлятор — это база для определения динамики ценовых показателей в будущем. То есть применив утвержденный индекс-дефлятор на 2021 год (Минэкономразвития) к текущему ценнику, легко рассчитать стоимость конкретной категории продукции или товара в плановом периоде.

Дальше чиновники определяют, какими будут цены в будущих периодах. Получив стоимостные позиции, оценивается уровень доходов населения. Причем анализ проводится по каждой категории граждан в отдельности. Расчеты проводятся с учетом потребностей взрослого трудоспособного населения, несовершеннолетних россиян и, конечно, пенсионеров.

Эти показатели позволяют получить прогноз потребности в индексации пособий, пенсионных выплат и прочих социальных доплат. Все операции проводятся, учитывая индекс-дефлятор, — ежегодные индексации пособий за счет средств Фонда социального страхования (проводятся обычно в январе-феврале), индексация пенсий, повышение стоимости пенсионных баллов, увеличение социальных компенсаций, доплат и надбавок.

Отметим, что социальная политика — не единственная сфера применения коэффициентов. К примеру, индекс-дефлятор на 2021 год в строительстве позволяет определить ценовые показатели на строительные материалы, услуги и работы. Но это только вершина айсберга. От этих расчетов в конечном итоге зависят стоимость готового жилья и прочей недвижимости.

Аналогичное значение имеет индекс-дефлятор на 2021 год для смет. Этот коэффициент позволяет спрогнозировать уровень государственных закупок, определить потребность и платежеспособность российских организаций в плановом периоде. Например, компания, планируя закупки товаров, работ, услуг, обязана учитывать не только доведенные объемы финансирования и свои потребности, но и динамику цен на необходимые товары, работы, услуги.

Отметим, что ни одна из сфер деятельности государства не обходится без применения индексов-дефляторов. Даже налоговая система содержит расчеты, основанные на применении этих коэффициентов.

Рассчитать и утвердить индексы-дефляторы Минэкономразвития на прогнозные периоды обязано. Причем значения определяются для каждого отчетного периода отдельно, а прогнозирование коэффициентов проводится чиновниками с учетом внешних и внутренних факторов. В зависимости от того, как каждый из факторов повлияет на общее состояние экономики, определяется несколько вариантов развития.

Простыми словами, прогнозные индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2023 года утверждает по сценариям. Для чего это нужно? Покажем на примере.

Не секрет, что в отношении Российской Федерации ряд стран ввели ограничительные санкции. Уровень цен на сырье (в особенности нефтяные продукты) имеет отрицательную динамику. Уровень таможенных пошлин и сборов растет. И чиновники, определяя индексы-дефляторы на 2020-2023 годы, учитывают эти факторы. Они разрабатывают сразу три сценария:

  1. Базовый, при котором все внешние и внутренние факторы сохранят текущие значения. Простыми словами, санкции сохранятся, цены на нефть будут колебаться в районе 40-50 долларов за баррель, а таможенные пошлины заморозят на уровне 2018-2021 гг.
  2. Благоприятный прогноз, при котором ожидается положительная тенденция развития. Например, санкции будут ослаблены или полностью отменены. Цены на нефтяные продукты вырастут, а таможенные пошлины в отношении российских товаров снизят.
  3. Целевой сценарий. Этот вид прогноза самый неблагоприятный. Предусматривает самые отрицательные влияния внешних и внутренних факторов на российскую экономику. К примеру, санкции ужесточат, стоимость нефти упадет до критических позиций, таможенные пошлины повысят в разы, уровень инфляции и безработицы внутри страны вырастет.

Следовательно, индекс-дефлятор на 2020-2021 год Минэкономразвития — это не только коэффициент для исчисления динамики цен в будущем, но и важный показатель развития российской экономики с учетом влияния внешних и внутренних факторов.

Расчет показателя представляет собой отношение номинальных значений к текущим. Причем полученный показатель пересчитывается в проценты. Посмотрим, как используется индекс-дефлятор на 2021 год (приказ Минэкономразвития определяет формулу):

ИД = номинальные значения / текущие (реальные) значения × 100%.

К примеру, как исчисляется индекс-дефлятор ВВП:

ИД ВВП = номинальный ВВП / реальный ВВП × 100%.

Этот показатель является обобщенным. Он характеризует динамику цен на все товары, работы, услуги как потребительского, так и производственного назначения, поскольку ВВП — это расчетная стоимость всего, что произведено в расчетном периоде. Но показатель индекса-дефлятора ВВП говорит о динамике цен в российской экономике в целом.

Индекс-дефлятор на 2021 год: Минэкономразвития утвердило показатели

Письма Минстроя России «О рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости СМР, пусконаладочных работ в III квартале 2021 года

Письма Минстроя России «О рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости СМР, пусконаладочных работ во II квартале 2021 года

Письма Минстроя России «О рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости СМР, пусконаладочных работ в I квартале 2021 года

Письма Минстроя России «О рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости СМР, пусконаладочных работ в IV квартале 2020 года

Индексы-дефляторы Минэкономразвития

Приказ Минстроя России от 9 февраля 2021 г. № 51/пр «О включении в федеральный реестр сметных нормативов изменений в федеральные единичные расценки и отдельные составляющие к ним»

Приказ Минстроя России от 24 мая 2021 г. № 321/пр «О включении в федеральный реестр сметных нормативов изменений в федеральные единичные расценки и отдельные составляющие к ним» (Дополнение 6)

В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2019, N 39, ст. 5375) установить на 2021 год:

коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, равный 1,864;

коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации, равный 1,032;

коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 26.5 «Патентная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации, равный 1,637;

коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 33 «Торговый сбор» Налогового кодекса Российской Федерации, равный 1,420.

Министр М.Г. Решетников

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 ноября 2020 г.

Регистрационный № 60913


Минэкономразвития установило на 2021 г. коэффициенты-дефляторы, которые применяются при исчислении отдельных налогов.

Размер фиксированных авансов по НДФЛ, которые уплачивают работающие в России по патенту иностранцы, проиндексируют на коэффициент 1,864.

Величина предельного размера дохода, ограничивающая право на переход на УСН, будет проиндексирована на коэффициент 1,032.

Максимально возможный годовой доход ИП, находящегося на ПСН, проиндексируют на коэффициент 1,637.

Ставку торгового сбора в отношении деятельности по организации розничных рынков проиндексируют на коэффициент 1,420.

Индексы-дефляторы от Минэкономразвития до 2021 года

Эти два экономических показателя часто путают, в прогнозах Минэкономразвития на 2019-2021 годы они указываются рядом, в соседних строках. Но значение этих показателей разное:

  • ИПЦ указывает на стоимость конкретного товара в определенный временной период;
  • Дефлятор – на стоимость группы товаров или услуг (строительство, нефтедобыча, розничная торговля и другие). На его основе построены экономические прогнозы, регулируются государственные закупки и оборонные заказы, составляются сметы, утверждаются режимы и нормы налогообложения.

Минэкономразвития публикует данные заблаговременно: в 2019-ом уже известны прогнозируемые показатели на 2021 год, чтобы у правительства было достаточно времени для корректирования социальной политики. Подобные коррективы включают финансовые вопросы и необходимы как меры по недопущению:

  • резкого ухудшения платежеспособности и уровня жизни населения;
  • существенного увеличения цен, в том числе на продукты первой необходимости и лекарственные препараты;
  • роста безработицы;
  • инфляции и падения курса рубля;
  • других негативных последствий.
Отрасль экономики Индекс-дефлятор по годам
2019 2020 2021
Промышленный сектор 103.3 102.9 103
Промышленность без ТЭК 104.1 104.1 103.9
Добыча полезных ископаемых 101.2 100.6 101
Топливно-энергетические ископаемые 100.9 100.4 100.8
Добыча угля 104.5 104 103.7
Нефте-и газодобыча 100.5 100 100.4
Металлическая руда 104.2 102.5 102.7
Добыча прочих ископаемых 103.2 103.3 103.3
Обрабатывающее производство 103.9 103.5 103.5
Пищевое производство 103.1 103.2 103.5
Текстиль и кожаное производство 104.2 103.8 103.5
Обработка древесины 105.1 104.6 104.3
Бумажное производство 105.2 104.7 104.4
Производство нефтепродуктов 101.3 100.1 100.6
Производство химических веществ для медицины, изделий из резины и пластмассы 105.2 104.9 104.7
Производство неметаллической минеральной продукции 103.9 103.7 103.6
Черная металлургия 104.2 104.7 103.7
Драгоценные металлы и ядерное топливо 106 104.5 104.1
Готовые изделия из металла 104.5 104.5 104.2
Машиностроение 105.5 105.3 105.4
Прочее производство 102.8 102.9 103.2
Поставки электроэнергии, газа и пара 105 104.2 104
Водоснабжение, водоотведение, сбор и утилизация отходов 104 104 104
Сельское хозяйство 103.5 103.1 103.3
Растениеводство 103.7 102.9 102.9
Животноводство 103.4 103.5 103.7
Транспорт, включая трубопроводы 104.3 104.2 104.1
Инвестиции и капиталовложения 105 104.4 104.2
Строительство 105 104.8 104.5
Розничная торговля 104.2 103.5 104
Платные услуги населению 104.8 104.2 104.3

В вопросах государственных и муниципальных закупок учитываются нормы Федерального закона о закупочной деятельности. В статье 22 указанного закона оговорено, что начальная максимальная цена контракта определяется с учетом годового коэффициента-дефлятора.

Соответственно, заказчик и подрядчик по государственному контракту обязаны учитывать динамику цен, руководствуясь отраслевым показателем. Это делается для того, чтобы стартовая цена закупки соответствовала реалиям, не завышалась и не занижалась искусственно. Правильность расчетов перед заключением контракта позволит в дальнейшем избежать необоснованных трат бюджетных средств и претензий со стороны контролирующих ведомств.

Первоначальная цена контракта на государственные закупки может корректироваться в случае инфляции и обусловленного ею роста стоимости товаров. Для корректировок и определения новых цен обязательно применяются индексы.

Закупки в этой отрасли экономики отличаются от стандартной схемы приобретения товаров и услуг. Заказчик строительства обязан определять стоимость работ посредством проектно-сметной документации. Это требование распространяется на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию.

Проектно-сметный метод основан на сметном нормировании. Нормативы, используемые для составления сметы, обязательно следует просчитывать по годам и определять цены с учетом индекса-дефлятора. Расчеты охватывают текущий и последующие годы строительства.

Ежегодные прогнозные коэффициенты Минэкономразвития в оборонной сфере необходимы для планирования цен на проектирование, производство, сервисное обслуживание и ремонт продукции оборонного значения. Расчетные коэффициенты также применяются для определения стоимости государственных заказов, связанных с утилизацией и предоставлением других услуг из перечня закупок.

Минэкономразвития подготовило базовый сценарий экономики до 2024 года, в основе которого лежит прогноз социально-экономического развития по отдельным отраслям. Некоторые позиции и ключевые показатели в этом прогнозе выше тех, что ожидались изначально. В частности, в 2021 году рост ВВП планируется до 3,1%, что в 2,5 раза выше текущего показателя. Ожидается, что после двухлетнего спада промышленное производство постепенно вернется к уровню 2018 года. Экспорт и импорт товаров увеличатся в среднем на 13 и 30 млрд. долларов. Незначительно, но снизится уровень безработицы, а общее количество занятых на производстве практически не изменится.

В вопросах государственных и муниципальных закупок учитываются нормы Федерального закона о закупочной деятельности. В статье 22 указанного закона оговорено, что начальная максимальная цена контракта определяется с учетом годового коэффициента-дефлятора.

Соответственно, заказчик и подрядчик по государственному контракту обязаны учитывать динамику цен, руководствуясь отраслевым показателем. Это делается для того, чтобы стартовая цена закупки соответствовала реалиям, не завышалась и не занижалась искусственно. Правильность расчетов перед заключением контракта позволит в дальнейшем избежать необоснованных трат бюджетных средств и претензий со стороны контролирующих ведомств.

Первоначальная цена контракта на государственные закупки может корректироваться в случае инфляции и обусловленного ею роста стоимости товаров. Для корректировок и определения новых цен обязательно применяются индексы.

Закупки в этой отрасли экономики отличаются от стандартной схемы приобретения товаров и услуг. Заказчик строительства обязан определять стоимость работ посредством проектно-сметной документации. Это требование распространяется на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию.

Проектно-сметный метод основан на сметном нормировании. Нормативы, используемые для составления сметы, обязательно следует просчитывать по годам и определять цены с учетом индекса-дефлятора. Расчеты охватывают текущий и последующие годы строительства.

Ежегодные прогнозные коэффициенты Минэкономразвития в оборонной сфере необходимы для планирования цен на проектирование, производство, сервисное обслуживание и ремонт продукции оборонного значения. Расчетные коэффициенты также применяются для определения стоимости государственных заказов, связанных с утилизацией и предоставлением других услуг из перечня закупок.

Таблица индексов дефляторов минэкономразвития до 2021 года

\r\n\r\n

Значения действующих коэффициентов-дефляторов и коэффициентов, утвержденных на 2021 год, приведем в сравнительной таблице.

\r\n\r\n

\r\n\t \r\n\t\t \r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t

\r\n\t

\r\n\t\t \r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t

\r\n

\r\n\t\t\t

Режим налогообложения

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

2020 год

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

2021 год

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

НДФЛ

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

1,810

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

1,864

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

УСН

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

1

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

1,032

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

ПСН

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

1,589

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

1,637

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Торговый сбор

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

1,379

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

1,420

\r\n\t\t\t

\r\n\r\n

Напомним также, что в текущем году действует коэффициент-дефлятор для ЕНВД. Его значение равно 2,005. На 2021 год величина этого коэффициента не установлена, поскольку с 1 января «вмененка» отменяется.

Значения действующих коэффициентов-дефляторов и коэффициентов, утвержденных на 2021 год, приведем в сравнительной таблице.

Режим налогообложения

2020 год

2021 год

НДФЛ

1,810

1,864

УСН

1

1,032

ПСН

1,589

1,637

Торговый сбор

1,379

1,420

Напомним также, что в текущем году действует коэффициент-дефлятор для ЕНВД. Его значение равно 2,005. На 2021 год величина этого коэффициента не установлена, поскольку с 1 января «вмененка» отменяется.

Индекс-дефлятор – коэффициент, применяемый для прогнозирования цен на товары разных категорий и услуги в будущих периодах. Применив такой показатель, можно выяснить предполагаемую и ожидаемую стоимость чего-либо спустя некоторое время.

К сведению! Индекс-дефлятор многие путают с другим не менее важным экономическим показателем – индексом потребительских цен (ИПЦ). Но два этих коэффициента существенно различаются. Дефлятор применяется для прогнозирования, а ИПЦ – для измерения инфляции и средних уровней изменений цен на разные услуги и товары в течение отчётного периода.

Следует различать индекс и коэффициент дефляции. В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ коэффициент-дефлятор — это коэффициент, который отражает изменение потребительских цен на товары, работы и услуги при пересчете текущей стоимости в постоянные цены. Он учитывает изменения потребительских цен прошлого периода в текущем моменте.

В правительстве выпустили проект приказа об установлении коэффициентов на следующий год. В 2021 году используйте такие дефляторы:

  • НДФЛ — 1,864 (гл. 23 НК РФ);
  • УСН — 1,032 (гл. 26.2 НК РФ);
  • ЕНВД — 2,065 (гл. 26.3 НК РФ);
  • ПСН — 1,637 (гл. 26.5 НК РФ);
  • торговый сбор — 1,420 (гл. 33 НК РФ).

Дефляторы влияют на конечную цену товаров, работ и услуг. Используйте новые индексы и их отраслевые значения при подготовке прогнозов и планировании закупок на 2021 год.

Что такое индекс-дефлятор и как его использовать

Индекс цен и дефлятор — тождественные понятия, которые используются специалистами для расчета окончательной стоимости товаров, работ или услуг. В ст. 11 НК РФ указано, что такое коэффициент-дефлятор, — это значение, применяемое для пересчета текущих экономических показателей в постоянные цены.

Коэффициент устанавливается ежегодно и рассчитывается на несколько периодов вперед. Исчисленный дефлятор в экономике — это база для государственного прогнозирования экономического развития будущих периодов. Например, дефляция 2021 года прогнозно рассчитана еще в 2018 году. Показатель используют при исчислении ключевых макроэкономических показателей — валового внутреннего и национального продукта (ВВП и ВНП), фонда накопления, индекса потребительских цен (ИПЦ), динамики физического объема потребления и многих других.

Рассчитывают отраслевые индексы специалисты Министерства экономического развития с учетом цен на товары, работы и услуги, зафиксированных в предшествующем периоде. Коэффициент устанавливается ежегодно и закрепляется распорядительными документами министерства. Так, коэффициент-дефлятор на 2021 год Минэкономразвития еще не утвержден, но опубликован в проекте приказа от 14.10.2020.

Порядок и методология расчета коэффициента регулируются нормативными актами правительства РФ — правила исчисления прогнозных значений указаны в постановлении правительства №1234 от 14.11.2015. Приказ Минэкономразвития №190 от 01.04.2020 закрепляет порядок применения индексов цен и дефляторов при осуществлении гособоронзаказа.

Используйте бесплатно готовое решение от экспертов КонсультантПлюс, чтобы узнать текущее значение дефляторов или разобраться, как правильно их использовать.

Официально приказ Минэкономразвития об индексе-дефляторе на 2021 год еще не опубликован, но прогнозные значения в различных производственных областях уже представлены. Указанные значения еще скорректируют с учетом произошедших за последнее время экономических изменений.

При разработке бюджета и планировании закупочной деятельности на следующий год и плановые периоды воспользуйтесь уже имеющимися значениями коэффициента, рассчитанными специалистами министерства.

Представим индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2024 года в таблице.

Отрасли 2021 2022 2023 2024
Добыча полезных ископаемых 103,1 103,8 104,1 104,2
Добыча нефти и газа 102,7 103,5 103,7 103,9
Обрабатывающие производства 103,3 104,1 104,2 104,3
Промышленность 103,4 104,0 104,1 104,2
Обеспечение электрической энергией, газом и паром 104,0 104,0 104,0 104,0
Водоснабжение и водоотведение 104,0 104,0 104,0 104,0
Строительство 104,1 105,1 104,3 104,4
Сельское хозяйство 103,1 103,9 103,9 104,2
Транспорт 104,1 104,0 104,0 104,0
Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения) 103,7 103,7 103,8 103,8
Оборот розничной торговли 103,5 104,3 103,9 104,0
Платные услуги населению 104,2 103,9 104,2 104,1

Индекс для товаров потребительского назначения планируется на уровне 104,2. Розничные расценки на электричество будут проиндексированы на 104,0.

При осуществлении государственных закупок в рамках закона 44-ФЗ индексы используются при расчете и обосновании НМЦК (письмо Минэкономразвития №Д28и-1688 от 22.06.2016). Заказчик рассчитывает начальную (максимальную) цену контракта согласно положениям ст. 22 44-ФЗ.

При обосновании НМЦК, рассчитанной с помощью метода анализа рынка, необходимо использовать годовые коэффициенты-дефляторы, так как в соответствии с ч. 3 ст. 22 44-ФЗ сведения о стоимости товаров, работ, услуг необходимо проанализировать с учетом сопоставимых с базисным периодом ценовых и коммерческих предложений.

При планировании закупок на 2021 год и последующие периоды и при обосновании НМЦК применяется отраслевой дефлятор в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года. В этом документе содержатся прогнозные показатели индекса по видам экономической деятельности как на следующий, 2021 год, так и на плановый период 2022–2024 года.

Если говорить простыми словами, то индекс-дефлятор — это некий экономический коэффициент, который позволяет рассчитать конечную стоимость услуг, товаров, продуктов, работ. Например, индекс-дефлятор на 2020 год в строительстве, цены на продукты питания, коммунальные и бытовые услуги, стоимость медикаментов и предметов первой необходимости.

Утверждая индекс-дефлятор на 2020-2021 годы, Минэкономразвития определяет, какими будут ценовые значения в будущем. Такие прогнозы необходимы, чтобы чиновники могли своевременно скорректировать социально-экономическую политику. Простыми словами, определить ряд мероприятий, которые позволят улучшить жизнь российского народа и не допустить чрезмерного влияния отрицательных факторов (обнищание населения, инфляция, резкий скачок безработицы, рост цен).

Для сравнения индекс цен и индекс-дефлятор — значения терминов довольно схожи. Только индекс цен указывает, какое конкретное значение примет цена на конкретный товар в конкретном периоде времени. А индекс-дефлятор, в свою очередь, определяет ценовые значения сразу на группу товаров, работ или услуг.

Разрабатывая индекс-дефлятор на 2020 год, приказ Минэкономразвития №190 от 01.04.2020 утверждает сразу на несколько периодов. Индексы на 2019 год установлены приказом Минэкономразвития №595 от 30.10.2018. Значения используются для составления прогноза развития страны, а также для определения мероприятий для социальной и экономической поддержки населения.

Индекс-дефлятор (формула для расчета) определяется как отношение номинального ценового показателя к реальному, переведенному в процентное соотношение.

Индекс-дефлятор от Минэкономразвития на 2021 год: прогнозы

В настоящий момент Минэкономразвития разрабатывает три вида сценариев для российской экономики:

  1. Базовый план, который подразумевает, что показатели основных факторов российской экономики сохранятся на базовом или текущем уровне. То есть не претерпят никаких изменений.
  2. Консервативный сценарий предусматривает существенное ухудшение социально-экономических показателей. В плане учитываются не только внутренние, но и внешние факторы.
  3. Целевой план, при котором ожидается оптимальное развитие событий для российской экономики как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Например, отмена санкций, снижение фискальных пошлин и обременений, рост цен на сырье и прочее.

Анализу подвергаются не только показатели внутреннего развития (ВВП, налоговая система, МРОТ, ценовые показатели, размер потребительской корзины). Но и внешние факторы. В настоящее время особое внимание уделяется санкциям, которые были применены со стороны США и стран Евросоюза.

Данный прогнозный план предусматривает следующие значения:

  1. Спрос на энергоносители повысится. Цены на нефтепродукты сохранятся на действующем уровне. Такие значения будут достигнуты соблюдением соглашения о сокращении нефтедобычи. Хотя некоторое давление со стороны США все же сохранится из-за увеличения добычи сланцевой нефти.
  2. Сохранение роста мировой экономики на уровне 2,8 %. Ожидается, что страны с максимально развитой экономикой снизят темпы развития. Китайская экономика замедлит темпы развития из-за повышения долговой нагрузки и торговых пошлин. Развивающиеся страны не смогут улучшить показатели из-за снижения цен на сырьевом рынке.
  3. Экспорт российских нефтяных продуктов увеличится. Причиной станут наилучшие ценовые предложения российского рынка, в сравнении с конкурирующими государствами.
  4. Рост уровня инвестиций будет обеспечен выполнением норм федеральной программы по поддержке среднего и малого бизнеса (льготы малому предпринимательству, налоговые каникулы).
  5. Развитие сектора импортозамещения позволит расширить промышленные направления, увеличить число рабочих мест, повысить производительность труда.

Результатом развития экономики по такому сценарию будет являться снижение уровня безработицы до 4,7 %, а также повышение реального уровня доходов населения до 1,5 %. Что положительно отразится на увеличении спроса, а также на росте потребительского кредитования.

Индекс-дефлятор на 2020 год для смет при положительном развитии предусматривает аналогичные показатели, что и базовый план. Однако чиновники предусмотрели дополнительные (исключительные) факторы:

  1. Демографические показатели по данным Росстата. Планируется существенный прирост населения, который будет обусловлен не только увеличением рождаемости, но и миграционным приростом.
  2. Рост добычи нефтепродуктов увеличит прирост потока инвестиций как внутренних, так и внешних (иностранных) капиталов. Рост будет обеспечен введением в эксплуатацию новых скважин, усовершенствованием технологий добычи.
  3. Укрепится российский рубль по отношению к курсам иностранных валют. А именно в отношении к американскому доллару и евро.
  4. Динамика роста внутреннего валового продукта достигнет показателя не менее 3,1 % в год.

Отметим, что основной рычаг достижения показателей положительного развития экономики — это усиление позиций на сырьевом рынке, а именно за счет реализации нефтяных продуктов и газа.

Прогнозные индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2020 года подразумевают, что на российскую экономику повлияют многочисленные отрицательные факторы. К основным неблагоприятным критериям можно отнести:

  1. Ужесточение денежно-кредитной экономики других государств.
  2. «Жесткая посадка» китайской экономики.
  3. Резкое снижение стоимость нефти (ниже 35 долларов за баррель).
  4. Ослабление позиций рубля по отношению к доллару США.
  5. Снижение темпов роста ВВП до 0,8 %.
  6. Инфляция достигнет показателя в 4,3 % и выше.

Данному плану развития чиновники уделяют особое внимание, так как влияние мирового кризиса нельзя не учитывать.

Индекс-дефлятор: что это и как используется в госзакупках

Данные индексы часто воспринимают как одно и то же, однако в прогнозе, разработанном Минэкономразвития, эти коэффициенты дифференцированы. Стоит принимать во внимание, что они имеют различные значения.

В частности, ИПЦ используется для того, чтобы указать цену на конкретный товар за выбранный промежуток времени. Дефлятор применяют для отражения стоимости целой группы товаров либо услуг. Это значение используется для составления прогнозов в экономической сфере, для регулирования закупок, проводимых государственными органами. Кроме того, формируются сметные документы и устанавливаются нормы для обложения налогами.

Показатели индексов разработаны по отдельным отраслям деятельности. Стоит учитывать, что значение приведенного коэффициента в последующем будет меняться Минэкономразвития, так как учитываются изменения в экономической сфере за прошедшие периоды.

Кроме того, во внимание должны приниматься реформы, проводимые в социальной сфере. К примеру, это повышение возрастной категории, при достижении которой гражданин получает возможность выйти на заслуженный отдых, или изменения в налоговой сфере, когда повысились акцизы на топливо.

Вопросы, связанные с закупками государственного и муниципального типа, предусматривают соблюдение положений соответствующего закона, разработанного на федеральном уровне.

В данном акте указывается на то, что на заказчика и подрядчика возлагается обязанность по учету динамики стоимости, руководствоваться при этом следует показателями отраслевого типа. Это нужно для того, чтобы стоимость по закупке в полной мере отвечала реальным ценам, не была выше или ниже нормального значения.

Правильность расчетов позволит избежать необоснованных трат в будущем.

Производить расчеты нужно до того, как происходит оформление соглашения. Иначе возникают претензии со стороны ведомств, которые реализуют контрольную деятельность. Изначальная стоимость по закупкам может меняться при инфляции и повышении цен на товары. Для определения новых цен необходимо использовать индексы.

Закупки в данной отрасли имеют отличия в сравнении с привычной схемой, разработанной для оценки приобретения товаров. На заказчика возложена обязанность по установлению стоимости работ. Для этого он пользуется документацией проектно-сметного типа. Требования применимы к таким направлениям:

  • строительные работы;
  • капительный ремонт;
  • обновления объекта с целью его соответствия современным критериям;
  • реконструкция.

Проектно-сметный метод основывается на нормировании смет. Нормативы, которые используются для формирования сметы, нужно рассчитывать за год. Установление стоимости производится с учетом дефляторов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.