Параметры бюджета России на 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Параметры бюджета России на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

?

По сути, федеральный бюджет — это закон, в котором правительство планирует будущие доходы и расходы государства на обязательства перед населением.

С одной стороны, бюджет отвечает, сколько денег пойдет, например, на здравоохранение, а сколько — на оборону. С другой стороны, это еще и прогноз — какой будет инфляция, сколько страна заработает на экспорте нефти, а сколько получит налогов.

Еще нередко можно услышать другие названия — региональный и консолидированный бюджет. С региональным все просто — его принимают местные законодательные власти, которые планируют расходы местных же органов управления. Консолидированный бюджет может быть и субъекта, и всей страны — он состоит в принципе из всех бюджетов системы, принимаемых на конкретной территории.

Бюджет России на 2021 год в цифрах — изучаем бухгалтерию государства

?

Дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит — наоборот, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит, конечно, выглядит более привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам.

Впрочем, россиянам в повседневной жизни сложно заметить разницу, сбалансированный, дефицитный или профицитный бюджет сверстало правительство. Ведь дефицит не означает мгновенный экономический крах — это явление вообще достаточно частое. Например, с 2011 по 2019 год все бюджеты были дефицитными.

И наоборот, профицит не приносит сразу небывалых улучшений. Например, в кризисный 2008 год профицит составил 1,6 трлн рублей. Тогда этому способствовали высокие цены на нефть, которая торгуется в долларах.

Главным образом, важно отношение уровня дефицита или профицита к ВВП. В 2020 году оно составит 4,4% ВВП, в 2021 году — 2,4% ВВП, в 2022 году — 1% и в 2023 году — 1,1%. А закрывать дефицит власти планируют преимущественно за счет государственных заимствований.

?

По базовому прогнозу власти в долгосрочной перспективе ожидают умеренное ослабление валютного курса: в среднем до 72,4 рубля за доллар в 2021 году, до 73,1 рубля — в 2022 году и до 73,8 рубля в 2023 году. При этом в «реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, что позволит сохранить конкурентоспособность российской экономики и создаст условия для роста несырьевого экспорта», говорилось в пояснительной записке к тогда еще законопроекту федерального бюджета.

?

Нефтегазовые доходы составят 6 трлн рублей, ненефтегазовые — 12,8 трлн рублей. То есть в общем объеме доходов нефтегазовые поступления займут 31,9%. При этом, несмотря на общий рост доходов, по отношению к объему ВВП ненефтегазовые ближайшие три года останутся стабильными — на уровне примерно 11%, а нефтегазовые вырастут — с 4,8% в 2020 году до 5,6% в 2023 году.

Также сбор внутреннего налога на добавленную стоимость (НДС) принесет в бюджет 4,5 трлн рублей, а импортного — 3,1 трлн рублей. Налог на прибыль добавит еще 1,2 трлн рублей, внутренние акцизы — 951 млрд рублей, импортные — 105 млрд. На НДФЛ придется 60 млрд рублей, а на ввозные пошлины — 701 млрд рублей.

Закон предусматривает, что средняя цена нефти марки Urals, которую экспортирует Россия, составит $45,3 за баррель в 2021 году и $46,6–47,5 в 2022–2023 годах. При этом сам документ сверстан исходя из заложенной по бюджетному правилу стоимости Urals $43,3 в 2021 году. Все доходы выше этого уровня пойдут в Фонд национального благосостояния (ФНБ). В 2019 году российская нефть стоила в среднем $63,8 за баррель, а в 2020 году — только $41,8, по оценке Минэкономразвития в начале сентября.

Рассмотрев и обсудив параметры проекта федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее – Законопроект) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее — Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204), Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года, Общенациональным планом мероприятий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике.

Законопроект направлен на решение задач, поставленных Президентом Российской Федерации перед законодательными и исполнительными органами власти на встрече с сенаторами Российской Федерации 23 сентября 2020 года.

Правительством Российской Федерации в течение текущего года были приняты беспрецедентные меры по поддержке бизнеса и населения, реализация которых позволила не допустить неконтролируемого роста заболеваемости населения, избежать негативного развития ситуации на рынке труда и обеспечить восстановление деловой активности.

В результате снижение валового внутреннего продукта во втором квартале оказалось менее существенным, чем прогнозировалось ранее.

После падения темпов роста ВВП в 2020 году на 3,9% ожидается достаточно быстрое восстановление экономики с выходом на темпы экономического роста более 3% ВВП. В 2021 году данный показатель составит 3,3% ВВП, в 2022 году – 3,4% ВВП, в 2023 году – 3,0% ВВП. Выходу российской экономики на траекторию более высоких темпов роста будет способствовать реализация национальных проектов и других мероприятий по достижению национальных целей развития.

В условиях снижения экономической активности в 2020 году ожидается сокращение реальных располагаемых доходов населения (-3,0%). Динамика реальных заработных плат замедлится, но останется в положительной области (+1,5% после +4,8% в 2019 году).

Прогноз динамики цен на нефть основывается на консервативных оценках. В 2021 году данный показатель должен составить 45,3 долл. США за баррель, в 2022 году — 46,6 долл. США за баррель, а в 2023 году – 47,5 долл. США за баррель. В соответствии с этим на протяжении всего прогнозного периода ожидаются следующие значения валютного курса: в 2021 году до 72,4 руб./долл. США, в 2022 году до 73,1 руб./долл. США, в 2023 году до 73,8 руб./долл. США.

В 2021–2023 годах прогнозируется дефицит федерального бюджета в объеме 2 755,0 млрд рублей в 2021 году, 1 247,5 млрд рублей в 2022 году и 1 408,6 млрд рублей в 2023 году или, соответственно, 2,4, 1,0 и 1,1% ВВП. Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета будут являться государственные заимствования Российской Федерации.

В 2021 году в связи с недополучением нефтегазовых доходов средства Фонда национального благосостояния (далее – ФНБ) в объеме 91,1 млрд рублей будут направлены на финансирование дефицита федерального бюджета. В 2022 году действие «бюджетных правил» будет восстановлено, и в 2022 и 2023 годах расходование средств ФНБ на финансирование дефицита бюджета не предусмотрено. С учетом курсовой разницы за данный период его объем должен возрасти с 12 487,3 млрд рублей до 13 474,4 млрд рублей.

В 2021–2023 годах прогнозируется рост объема государственного долга с 23 552,8 млрд рублей до 28 407,4 млрд рублей или с 20,4 до 21,4% ВВП. При этом доля внутреннего государственного долга в общем объеме государственного долга должна увеличиться с 77,8 до 80,8%.

На фоне ожидаемого восстановления экономической активности в 2021–2023 годах прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении на 5,1% в 2021 году по отношению к 2020 году, на 10,0% в 2022 году по сравнению с предыдущим годом и на 7,9% в 2023 году по отношению к 2022 году.

Следует отметить, что как и в предыдущие годы, в 2021–2022 годах сохраняется тенденция сокращения доли доходов федерального бюджета по отношению к ВВП. Доходы сократятся с 16,7% ВВП в 2020 году до 16,2% и 16,6% соответственно в 2021 и 2022 годах. В 2023 году планируется рост доходов федерального бюджета к ВВП до 16,8%.

Нефтегазовые доходы по отношению к ВВП будут постепенно расти с 5,2% в 2021 году до 5,5% в 2022 году и 5,6% в 2023 году.

Указанная динамика обусловлена постепенным повышением цен на нефть, ожидаемым ростом объемов добычи углеводородного сырья со второго полугодия 2022 года и изменениями налогового законодательства в части налогообложения нефтегазового сектора, которые позволят увеличить долю нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета с 28,7% в 2020 году до 33,6% в 2023 году.

На протяжении 2021–2023 годов доля ненефтегазовых доходов по отношению к ВВП будет составлять 11,1%. Прогнозируемое увеличение ненефтегазовых доходов обусловлено ростом поступлений основных внутренних налогов (НДС, налог на прибыль организаций) в связи с ожидаемым улучшением экономической динамики, мобилизацией доходов и мерами, принимаемыми в части улучшения администрирования и увеличения собираемости. Структура и объем ненефтегазовых доходов федерального бюджета в рассматриваемом периоде остаются достаточно стабильными. При этом доля ненефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета будет ежегодно снижаться с 71,3% в 2020 году до 66,4% в 2023 году.

Бюджет 2021–2023: главные цифры

Часть бюджета засекречена, часть поделена между министерствами и ведомствами. Больше всего достанется Министерству финансов — почти 7 триллионов рублей. В его компетенции — самые разные расходы, от регулирования финансовых рынков до развития пенсионной системы. На последнее заложено 2,24 триллиона рублей. Минобороны получит 1,87 триллиона, МВД — 1,04 триллиона, Минздрав — и того меньше, 500,28 миллиарда рублей (но не стоит забывать, что дополнительно к этой сумме в здравоохранение будут вкладываться регионы). На управление делами президента потратят 166,63 миллиарда рублей, еще 13 миллиардов заберет себе Госдума.

По понятным причинам к здравоохранению приковано особое внимание. Всего на него в 2021 году планируется потратить 1,2 триллиона рублей. Деньги получит не только Минздрав (хотя на него приходится половина всей суммы), но и другие министерства и ведомства. Например, существующая Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения получит 3,52 миллиарда.

Министерство здравоохранения получит больше, чем хотели выделить изначально: 500,28 миллиарда вместо 420,76. Но меньше, чем закладывали на него в 2020 году (503,09 миллиарда). Часть денег пойдет на развитие образования, фундаментальные исследования и общегосударственные вопросы. Непосредственно на здравоохранение заложено 449,67 миллиарда рублей — эти деньги распределят между разными видами медпомощи. Например, на стационарную медицинскую помощь планируется потратить 48,56 миллиарда рублей, а на амбулаторную — 184,09. На скорую медицинскую помощь заложено 5,2 миллиарда — эти деньги потратят на авиаперевозку пациентов и медиков.

  • В России — вторая волна ковида, и это опять скажется на уровне жизни. Мы спросили у экономистов, насколько плохо все будет «Экономика настолько убога, что падать уже некуда»
  • Правительство России собиралось урезать бюджет из-за кризиса, но потом передумало. Почему? Разве с экономикой все в порядке?
  • Центробанк выпустил первый официальный прогноз последствий «коронакризиса». ВВП России упадет на 6%, восстановление не раньше 2022 года
  • В 2008 году власти прогнозировали, что к 2020 году средняя зарплата россиян будет 2700 долларов. Почему прогноз не сбылся — и сбудется не скоро Экономические итоги десятилетия

Законопроект о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов внесён на рассмотрение в Госдуму. Распоряжение об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

При формировании документа Правительство исходило из двух приоритетов: безусловное исполнение социальных обязательств государства перед гражданами и реализация национальных целей развития, сформулированных Президентом России.

Согласно проекту, доходы бюджета будут устойчиво расти и в 2021 году составят 18,77 трлн рублей, в 2022 году – 20,64 трлн рублей, в 2023 году – 22,26 трлн рублей. Расходы в 2021 году запланированы на уровне 21,52 трлн рублей, в 2022 году – 21,88 трлн рублей, в 2023 году – 23,67 трлн рублей. При этом на реализацию национальных проектов в 2021 году предусмотрено 2,25 трлн рублей, в 2022 году – 2,62 трлн рублей, в 2023 году – 2,79 трлн рублей.

Дефицит бюджета в 2021 году будет равен 2,75 трлн рублей, в 2022 году – 1,25 трлн рублей, в 2023 году – 1,41 трлн рублей. Основным источником его финансирования станут государственные заимствования, что позволит сохранить социальную направленность бюджета и ориентир на поступательный рост.

Проект бюджета свёрстан на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития. Он предусматривает медленное восстановление мировой экономики из-за сохранения ограничений, связанных с распространением COVID-19. Согласно прогнозу, российская экономика в 2021 году вырастет на 3,3%, в 2022 году – на 3,4%, в 2023 году – на 3%. Весь этот период инфляция не будет превышать 4%.

Прогнозный объём ВВП в 2021 году составит 115,53 трлн рублей, в 2022 году – 124,22 трлн рублей, в 2023 году – 132,82 трлн рублей.

В нижнюю палату парламента также направлены проекты бюджетов внебюджетных фондов, основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, прогноз социально-экономического развития и ряд других документов, имеющих определяющее значение для государственных финансов. Бюджетный пакет внесён в Госдуму в электронном виде.

Работа Правительства:

  • Федеральный бюджет

Министерства и ведомства, органы при правительстве:

  • Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России)

В документе прописываются основные источники роста доходов. Во-первых, в правительстве рассчитывают на улучшение поступлений доходов от нефти и газа. По нефтегазовым доходам прогнозируется рост по отношению к ВВП с 4,8% в 2020 г. до 5,6% ВВП к 2023 г.

«На фоне постепенного повышения цен на нефть и ожидаемого роста объемов добычи углеводородного сырья со второго полугодия 2022 г. (после выполнения обязательств по их снижению в рамках соглашения ОПЕК+), а также с учетом изменения налогового законодательства в части налогообложения нефтегазового сектора, что приведет к росту доли нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета с 28,7% в 2020 г. до 33,6% в 2023 г.», — говорится в документе.

Во-вторых, в правительстве рассчитывают на поступление дополнительных доходов за счет модификации параметров режима НДД, отмены ряда льгот в нефтянке, повышения НДПИ для металлургов и производителей удобрений, повышение акциза на табачную продукцию, введения НДФЛ с доходов в виде процентов по вкладам, введения прогрессивного НДФЛ, изменения законодательства в части налога на прибыль организаций за счет корректировки соглашения об избежании двойного налогообложения.

С учетом поправок ко второму чтению расходы на национальную экономику в 2021 г. составят 3 трлн 140,4 млрд руб.; в 2022 г. — 2 трлн 885,9 млрд руб.; в 2023 г. — 3 трлн 38,7 млрд руб.

Каким будет новый федеральный бюджет на три года

Принят Государственной Думой 26 ноября 2020 года

Одобрен Советом Федерации 2 декабря 2020 года

Статья 1. Основные характеристики федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов

1. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2021 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 115 533 млрд рублей и уровня инфляции, не превышающего 3,7 процента (декабрь 2021 года к декабрю 2020 года):

1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 18 765 101 678,2 тыс. рублей;

2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 21 520 068 140,5 тыс. рублей;

3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2022 года в сумме 18 315 272 293,1 тыс. рублей;

4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2022 года в сумме 72,0 млрд долларов США, или 61,0 млрд евро;

5) дефицит федерального бюджета в сумме 2 754 966 462,3 тыс. рублей.

2. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2022 год и на 2023 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 124 223 млрд рублей и 132 822 млрд рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 4,0 процента (декабрь 2022 года к декабрю 2021 года) и 4,0 процента (декабрь 2023 года к декабрю 2022 года):

1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2022 год в сумме 20 637 497 128,9 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 702 650 667,8 тыс. рублей, и на 2023 год в сумме 22 262 676 600,8 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 787 335 156,2 тыс. рублей;

2) общий объем расходов федерального бюджета на 2022 год в сумме 21 884 992 095,9 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 547 124 802,4 тыс. рублей, и на 2023 год в сумме 23 671 297 852,6 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 1 183 564 892,6 тыс. рублей;

3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2023 года в сумме 20 519 245 962,7 тыс. рублей и на 1 января 2024 года в сумме 22 946 941 124,0 тыс. рублей;

4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2023 года в сумме 73,2 млрд долларов США, или 61,0 млрд евро, и на 1 января 2024 года в сумме 73,6 млрд долларов США, или 60,9 млрд евро;

5) дефицит федерального бюджета на 2022 год в сумме 1 247 494 967,0 тыс. рублей и на 2023 год в сумме 1 408 621 251,8 тыс. рублей.

Статья 2. Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов

1. В соответствии с пунктом 2 статьи 1841 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвердить нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.

2. Доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, поступающие от плательщиков на территории Ненецкого автономного округа, подлежат зачислению в бюджет Архангельской области по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом нормативам, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляемых в бюджет Ненецкого автономного округа по нормативам согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

3. Доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, поступающие от плательщиков на территориях Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, подлежат зачислению соответственно в бюджеты Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом нормативам, за исключением налоговых доходов от налога на прибыль организаций, зачисляемых в бюджет Тюменской области по нормативу согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

Вместо эпиграфа: Еще весной понял, что все неудачи на коронавирус свалят!

А может причина в бездарях и ворах, которые государством управляют?

Правительство одобрило проект федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов, заявила вице-премьер России Татьяна Голикова.

Государственный долг РФ в 2021–2022 годах будет увеличен до 20% ВВП, в том числе за счет увеличения заимствования, сказал министр финансов Антон Силуанов на заседании правительства.

«С учетом дополнительного увеличения государственных заимствований в переходный период увеличим объем государственного долга в 2021–2022 годах до уровня 20% валового внутреннего продукта»,— слова господина Силуанова. От отметил, что для оценки уровня долгосрочных процентных ставок важно сохранять динамику госдолга около 20% ВВП.

Я считаю, что президент РФ и его команда должны нести ответственность за неэффективное управление государством. Если например привели к краху страну, тогда они банкроты! Все изымается и они с позором уходят и ведётся проверка из деятельности! Если выявят воровство и тд, должны ответить перед судом ГРАЖДАН! А сейчас они творят что хотят, если развалило, то развернулись с награбленным и уехали за границу! Так дело не пойдёт! Нужна ответственность! И каждый кто покидает пост, чтоб проверка проводилась активов и тд! А то устроили себе рай на земле! Сейчас страну добьют в экономическом плане, с ЗАПАДОМ И ЕС уже стравили и преспокойненько сбегут..

«Вот лишь некоторые из наших предложений: мы несколько увеличиваем налогообложение ряда доходных отраслей, именно для этого модифицируем параметры режима налога на дополнительный доход при добыче углеводородов, предлагаем пересмотреть параметры ряда льгот в нефтегазовом секторе, повысить плату за пользование природными ресурсами, индексировать ставки акцизов на табачную продукцию выше инфляции»,— сказал господин Мишустин на заседании правительства.

Рост цен в России набирает обороты, ожидается, что в ближайшие месяцы подорожают хлеб, подсолнечное масло, красная рыба, икра, автомобили и доставка товаров. Слабый рубль может преподнести еще много сюрпризов россиянам, предупреждают эксперты.

В стране стремительно дорожают продукты и товары. Во многом на эту тенденцию повлияло падение рубля, а также вызвавшие резкий спад урожая в ряде регионов страны плохие погодные условия. Так, например, в начале сентября президент Российской гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК) Юрий Кацнельсон заявил об ожидаемом росте цен на хлеб и хлебобулочные изделия из ржаной и смеси ржаной и пшеничной муки на 6,5-7% за год.

Доллар подорожал в этом году на 20% — значит подорожает все, а не какие-то категории товаров. У нас в стране вся потребляшка и продукты питания завозные, то есть привязаны к доллару.

В течение года цены поднимались минимум 2 раза , но это все не официально, теперь 1 раз официально поднимут и потом будет предновогоднее повышение цен. Как итог за год цены поднимутся на 7-15 процентов, но правительство говорит, что инфляция 3%, чудеса!

И все голосуют за одну партию, при которой в течении 20 лет уровень жизни постоянно снижается. Цены растут, а МРОТ на уровне прожиточного минимума. И неизвестно куда идут нефтегазовые доходы.

Все 20 лет идет рост цен! Ни одного года не обошлось без роста цен. Повышения зарплат не было уже лет 10-15. Инфляция за это время достигла 1000%!

Задолбали своими повышениями. Обещали коммуналку не поднимать — подняли. Центробанк вообще работает против государства, исходя из курса евро и доллара. Скоро будем сидеть при свечах и водичкой речной хлебушек запивать. Цены на топливо растут. Почему все расходы топливные компании возмещают за счёт внутреннего рынка? Куда смотрит прокуратура и антимонопольная служба?! Электроэнергия уходит с электростанции по 90 коп,а благодаря кучке ненужных посредников доходит до потребителей уже по 4 руб. А для коммерции вообще больше 9 руб. Это поддержка бизнеса?

Самое большое спасибо стоит сказать нашему правительству. Типа: «Спасибо. Все свободны!». Дальше сетевым магазинам. Это они, непосредственно, виноваты в неоправданном взвинчивании цен. Мелкий бизнес, в основном, отталкивается от цен «сетевиков». Но! Нередко в малых коммерческих магазинах цены оказываются ниже чем у «сетевиков»! Цены ниже, а качество выше.

Проект госбюджета предполагает рациональное решение антикризисных задач и реализацию долгосрочных национальных интересов. Экономическая политика направлена на смягчение последствий кризиса и на продолжение структурной модернизации. Вместе с этим она предполагает также и меры бюджетной консолидации на фоне ожидаемого падения доходов.

2021 год станет переломным моментом для российской экономики – доходы вряд ли станут такими, какие были до кризиса, а расходы будут только увеличиваться. В дальнейшем предполагается осторожное отношение к наращиванию бюджетных расходов: нужно учитывать, что в трудные времена важен не объем финансовых поступлений, а их эффективность. Собственно говоря, по этой причине и был подготовлен дефицитный проект.

Как это понимать? Дефицит – превышение расходов над доходами. Профицит означает противоположное явление – когда доходы превышают расходы. В рамках одной семьи профицит выглядит очень замечательно: есть возможность потратить деньги в свое удовольствие или отложить на трудные времена. Что же касается бюджета целого государства, то это явление уже перестает быть столь привлекательным. В идеале, должен быть соблюден баланс, т.е. доход приблизительно равен расходу.

Основным источником финансирования бюджета в 2021 году являются государственные заимствования. Большую часть денег на финансирование дефицита государство найдет внутри страны – почти 2,74 триллиона. В основном, это будут заимствования в виде государственных облигаций. Около 95 миллиардов возьмут в Фонде национального благосостояния. Незначительная по государственным меркам сумма может появиться за счет внешнего заимствования – в виде размещения тех же ОФЗ и получения иностранных кредитов. Так решили в правительстве. Согласно подсчетам, общий долг вырастет до 28,4 трлн. рублей к 2023 г.

Стоит отметить, что, несмотря на дефицитный план бюджета, размер российского государственного долга сохраняется на некритичном уровне и по-прежнему остается одним из наименее высоких в мире.

Согласно главному экономическому документу страны, доходы от нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности составят 6 триллионов руб. В общем объеме доходов поступления с продажи и переработки нефтегазовых продуктов займут 31,9%. Цена нефти марки Urals в 2021 г. прогнозируется на уровне $45,3 за баррель и $46,6–47,5 в 2022-2023 гг. Все доходы сверх предполагаемого уровня направят в государственный резервный фонд.

Весьма риторический вопрос, который рано или поздно себе задает каждый человек. И если с личным бюджетом можно разобраться достаточно быстро, то с государственным бюджетом не все так просто. При составлении экономического плана развития страны на 2021–2023 гг. правительство «исходило из двух приоритетов: безусловное исполнение социальных обязательств перед гражданами и реализация национальных целей развития, сформулированных президентом России».

Как же распределят государственный бюджет в 2021 году? Согласно официальному документу:

  1. Больше всего – примерно 5,6 триллиона руб. – планируют потратить на раздел «Социальная политика», что составляет 26% от общего объема расходов из бюджета.
  2. Второе место занимает экономика страны (на поддержание бюджета хотят потратить 3,3 триллиона руб.) в 2021 году.
  3. Национальная оборона (3,1 трлн. руб.).
  4. Органы обеспечения безопасности государства и правоохранительные органы оказались на 4 месте с расходами в 2,4 триллиона руб.
  5. Пятерку замыкает система здравоохранения – 1,1 триллиона руб.

Финансовая поддержка национальных проектов уменьшится примерно на 9% (2,2 триллиона руб.). Не столько важен объем расходов, сколько их эффективность, то есть способность обеспечить экономический рост и поднять уровень благосостояния государства.

Подписан закон о федеральном бюджете на 2021 год

Процесс составления и исполнения годовой национальной казны определяется нормативными документами. Президент РФ согласно прописанным в законопроекте условиям утверждает сроки разработки правительственного бюджета на следующий год.

Планирование затрат — совместная деятельность министерств и законодательных органов. При прогнозировании проектов намечаются отправные точки формирования казны, рассматривается баланс уже растраченных средств, выводится социально-экономический прогноз.

Сумма доходов федеральной казны в будущем году – 18,8 триллионов рублей. Планируемые расходы заметно выше – 21,52 триллиона рублей.

Дефицит казны – 2,75 триллиона рублей. Это 12,8% всех расходов. Государство сможет заработать только 7 из 8 рублей, которые планирует потратить.

Большую часть денег на финансирование этого дефицита государство найдёт внутри страны – почти 2,74 триллиона. В основном это будут заимствования в виде гособлигаций. Также 95 миллиардов возьмут в Фонде национального благосостояния.

Ещё немного денег будет получено за счёт внешнего заимствования – в виде размещения тех же ОФЗ и получения иностранных кредитов.

Ключевыми показателями при формировании государственного бюджета в 2021 году стали показатели стоимости одного барреля нефти марки Brent. Расчеты политиков показали, что стоимость одного барреля этой нефти доходила до 50 долларов США, при этом курс американской валюты по отношению к рублю составил 63,3 рубля. Для 2021 года характерны следующие показатели:

  • Доходная часть составляла 13 738,5 млрд рублей. Увеличение объема сохраненных сбережений было принято реализовывать за счет увеличения прибыли с нефтегазовой промышленности.
  • Расходная часть составляла 16 098, 6 млрд рублей.
  • Предполагаемая величина резервного фонда страны доходила до 5 507,1 млрд рублей.

Динамика распределения средств страны в 2021 году зависит от котировок цен на нефть, газ, а также котировки стоимости золота и других драгоценных металлов. В 2021 году большое значение имели введенные санкции. Таким образом в 2021 году:

  • Доходы составляли 13.488 млрд. рублей.
  • Расходы составляли 16.241 млрд. рублей.
  • Дефицит составлял 2.753 руб.

За основу расчетов в 2021 году были взяты показатели одного барреля нефти марки Urals. В то время средний по году курс доллара составлял 64,7, процент инфляции доходил до 3,7%, показатели доходов страны в 2021 году стал значительно выше по отношению к 2017 году и составил 15,182 трлн рублей. Суммы расходов государства доходили до 16,514 трлн рублей.

Бюджет России на 2021 год в цифрах

2019 год был достаточно специфичным годом по прогнозам Министерства Финансов РФ. Колебания рыночных цен связано с изменениями показателей на зарубежных рынках, а также с санкциями США в отношении РФ. Относительно процентной политике характерно следующее:

  • Отчисления на соц.политику 24,5%.
  • Нац. оборону — 14,6%.
  • Нац. экономику — 13,2%.
  • Правоохранительную деятельность — 11,3.

В конце 2021 года все субъекты РФ утвердили свои бюджеты на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов. Мы собрали все цифры в одном месте.

В приведенной ниже таблице все регионы ранжированы по уровню доходов своих бюджетов в 2021 году.

Кроме того, для наглядности указаны данные о населении субъектов РФ и расходах региональных бюджетов на душу населения. Лучшие регионы по этому показателю – «сырьевые» и относительно малонаселенные субъекты: Чукотский, Ямало-Ненецкий, Ненецкий автономный округа и Сахалинская область, а также Москва.

По объему доходов бюджета традиционно лидируют Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Краснодарский край и Татарстан. Примечательно также, что доходы Москвы в 2021 году составят 2,8 трлн руб., доходы бюджетов всех остальных субъектов Российской Федерации вместе взятых – 9,3 триллиона рублей.

Общая структура федерального бюджета
4,285
2007 7,781 5,987
2008 9,276 7,571
2009 7,338 9,660
2010 8,305 10,118
2011 11,368 10,926
2012 12,856 12,895
2013 13,020 13,343
2014 14,497 14,832
2015 13,659 15,620
2016 13,460 16,427
2017 15,089 16,420
2018 19,455 16,709
2019 20,189 18,214
Общая структура консолидированного бюджета
8,375
2007 13,368 11,379
2008 16,169 14,157
2009 13,600 16,048
2010 16,032 17,617
2011 20,855 19,995
2012 23,435 23,175
2013 24,443 25,291
2014 26,766 27,612
2015 26,922 29,742
2016 27,747 30,889
2017 31,047 32,396
2018 37,320 34,285
2019 39,498 37,382

В связи с необходимостью большего экономического развития и жесткой конкуренцией в мире многие страны увеличивают расходные части своих бюджетов, создавая тем самым бюджетный дефицит. Рассмотрим подробнее рейтинг по уровням бюджета. Также отметим, что:

  • Самую верхнюю строчку рейтинга занимают Соединенные Штаты Америки, государственный бюджет которых составляет примерно 3,422 триллиона долларов (дефицитный). При этом оборонная его часть на текущий календарный год была увеличена до 716 миллиардов долларов (это 16 процентов от общего госбюджета), что почти в 16 раз превышает аналогичную расходную часть в составе госбюджета Российской Федерации. Отметим также, что госдолг США уже практически перевалил за 22 трлн. долларов — . Постоянное возрастание обронбюджета штатов не способствует уменьшению госдолга, а только больше разгоняет его. По оценкам экспертов ближайшие 10 лет госдолг будет нарастать еще большими темпами, при этом дефицит госбюджета будет расти.
  • Вторую строчку рейтинга занимает Китайская Народная Республика, госбюджет которой составляет почти 2,95 триллиона долларов. При этом его военная часть составляет примерно около 230 млрд. долларов. При этом правительство Китая неоднократно указывало на негативное отношение к принимаемому на 2021 год оборонбюджету США, так как среди статей его расходов упоминаются действия, направленные против КНР.
  • Российская Федерация в этом рейтинге находится всего лишь на 15 месте (с бюджетом 0,304 трлн. долларов).

Рекомендуем прочесть: Как узнать изменил ли муж с точностью до 100 тест

График: Таблица.

: Позиция в рейтинге Государство Размер бюджета, трлн. долларов 1 США 3,422 2 Китай 2,948 3 Германия 1,334 4 Франция 1,252 5 Великобритания 1,066 6 Япония 0,933 7 Италия 0,845 8 Бразилия 0,616 9 Канада 0,55 10 Австралия 0,445 11 Испания 0,428 12 Южная Корея 0,420 13 Индия 0,364 14 Нидерланды 0,335 15 Россия 0,304 16 Мексика 0,291 17 Турция 0,275 18 Саудовская Аравия 0,255 19 Швеция 0,249 20 Бельгия 0,248 21 Аргентина 0,224 22 Норвегия 0,214 23 Швейцария 0,198 24 Австрия 0,174 25 Индонезия 0,173 26 Дания 0,172 27 Израиль 0,137 28 Финляндия 0,131 29 ОАЭ 0,123 30 Польша 0,095 31 Тайланд 0,093 32 Южная Африка 0,093 33 Тайвань 0,093 34 Греция 0,092 35 Португалия 0,09 36 Колумбия 0,085 37 Чехия 0,085 38 Филипины 0,084 39 Ирландия 0,083 40 Малайзия 0,080 41 Ирак 0,078 42 Иран 0,077 43 Чили 0,073 44 Кувейт 0,066 45 Румыния 0,064 46 Вьетнам 0,064 47 Гонконг 0,060 48 Новая Зеландия 0,059 49 Венгрия 0,057 50 Сингапур 0,053 51 Катар 0,053 52 Алжир 0,052 53 Нигерия 0,052 54 Перу 0,051 55 Бангладеш 0,049 56 Пакистан 0,046 57 Украина 0,039 58 Египет 0,037 59 Ливия 0,037 60 Казахстан 0,036 61 Словакия 0,036 62 Марокко 0,036 63 Оман 0,034 64 Эквадор 0,032 65 Ангола 0,028 66 Люксембург 0,027 67 Беларусь 0,027 68 Узбекистан 0,026 69 Хорватия 0,023 70 Кения 0,023 71 Уругвай 0,02 72 Болгария 0,02 73 Словения 0,02 74 Судан 0,018 75 Шри Ланка 0,016 76 Сербия 0,016 77 Литва 0,016 78 Азербайджан 0,015 79 Боливия 0,015 80 Исландия 0,014 81 Латвия 0,014 82 Танзания 0,013 83 Тунис 0,013 84 Эстония 0,012 85 Кипр 0,011 86 Парагвай 0,011 87 Туркменистан 0,01 88 Непал 0,01 89 Йемен 0,01 90 Афганистан 0,01 91 Камбоджия 0,009 92 Грузия 0,009 93 Сенегал 0,009 94 Намибия 0,009 95 Уганда 0,009 96 Мальта 0,008 97 Зимбабве 0,008 98 Албания 0,008 99 Монголия 0,008 100 Армения 0,008 Топ-10. Военные бюджеты стран мира на 2021 год: Позиция в рейтинге Государство Размер оборонного бюджета, млрд.

долларов 1 США 716 2 Китай 230 3 Индия 62 4 Великобритания 58 5 Саудовская Аравия 56 6 Франция 53 7 Россия 46 8 Япония 45 9 Германия 44 10 Южная Корея 39 График: Данные представлены на основе открытых источников: министерства финансов соответствующих стран, официальные государственные СМИ.

Год Нефтегазовые доходы (трлн руб.) Ненефтегазовые доходы (трлн руб.) Нефтегазовые доходы (% от доходов) Ненефтегазовые доходы (% от доходов)
2006 2,944 3,335 46,89 53,11
2007 2,897 4,884 37,23 62,77
2008 4,389 4,887 47,32 52,68
2009 2,984 4,354 40,67 59,33
2010 3,831 4,475 46,12 53,88
2011 5,642 5,726 49,63 50,36
2012 6,453 6,402 50,19 49,80
2013 6,534 6,486 50,18 49,82
2014 7,434 7,063 51,28 48,72
2015 5,863 7,797 42,92 57,08
2016 4,832 8,628 35,90 64,10
2017 5,972 9,117 39,57 60,42
2018 9,018 10,437 46,35 53,65
2019 7,924 12,264 39,25 60,75

Подробная структура ненефтегазовых доходов федерального бюджета (2015-2019)

Статья доходов 2019 (трлн руб.) 2018 (трлн руб.) 2017 (трлн руб.) 2016 (трлн руб.) 2015 (трлн руб.)
1. Связанные с внутренним производством 6,39 5,431 4,742 3,781 3,468
1.1. НДС (внутренний) 4,258 3,575 3,07 2,657 2,448
1.2. Акцизы 0,947 0,861 0,91 0,632 0,528
1.3. Налог на прибыль 1,185 0,996 0,762 0,491 0,491
2. Связанные с импортом 3,645 3,212 2,729 2,54 2,404
2.1. НДС на ввозимые товары 2,837 2,442 2,067 1,914 1,785
2.2. Акцизы на ввозимые товары 0,09 0,096 0,078 0,062 0,054
2.3 Ввозные пошлины 0,717 0,673 0,583 0,564 0,565
3. Прочие 2,23 1,794 1,647 2,296 1,925

Госдума приняла закон о федеральном бюджете на 2021-2023 года

Статья расходов 2019 (трлн руб.) 2018 (трлн руб.) 2017 (трлн руб.) 2016 (трлн руб.) 2015 (трлн руб.)
Общегосударственные вопросы 1,364 1,257 1,162 1,096 1,118
Национальная оборона 2,997 2,827 2,852 3,775 3,181
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2,083 1,972 1,918 1,899 1,966
Национальная экономика 2,827 2,402 2,46 2,302 2,324
Жилищно-коммунальное хозяйство 0,282 0,149 0,12 0,072 0,144
Охрана окружающей среды 0,198 0,116 0,092 0,063 0,05
Образование 0,827 0,723 0,615 0,598 0,611
Культура, кинематография 0,122 0,095 0,09 0,087 0,09
Здравоохранение 0,713 0,537 0,44 0,506 0,516
Социальная политика 4,883 4,582 4,992 4,589 4,265
Физическая культура и спорт 0,081 0,064 0,096 0,06 0,073
Средства массовой информации 0,104 0,089 0,083 0,077 0,082
Обслуживание государственного и муниципального долга 0,731 0,806 0,709 0,621 0,519
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы России 1,003 1,096 0,791 0,672 0,682

Правило действует в том случае, когда фактическая стоимость баррель превышает запланированную.Профицит впечатляет, потому что правительство заложило рекордные суммы доходов и расходов:

    Доходная часть – 19,969 триллионов рублей.Расходная часть – 18 триллионов рублей.

Исходя из указанных цифр, бюджет государства будет профицитным. Профицит предполагается в размере 1,9 триллионов или 1,8% ВВП.Профицит – это увеличение объемов ФНБ.

По прогнозам Минфина, в начале следующего года его объем достигнет 3,818 триллионов.

Основной источник накоплений при профиците – выручка от экспорта энергоносителей.Валютный курс и инфляцияРазработчики главного финансового документа заложили валютный курс, равный 66,9 рублям за 1 доллар, на предстоящий год.Рост ВВП также ожидается, он составит ориентировочно 2,2 %. Цена нефти, запланированная в следующем году, обозначена на уровне $63,4 за баррель.Инфляция предполагается на уровне 4,3%. Причем, 4% – ежегодный показатель на весь трехгодичный плановый период.

У Центрального банка РФ иное мнение: по прогнозам его аналитиков, уровень инфляции будет выше.Национальные проектыВсесторонняя поддержка национальных проектов, включая финансовую – одна из приоритетных задач, которые обозначил Владимир Путин.

Андрей Макаров, возглавляющий бюджетный комитет в Государственной думе, уверен, что ее удалось реализовать.Общая сумма финансирования национальных проектов составит 5,693 трлн.

рублей, из которых:

    на демографические проекты запланировано – 1,588 трлн.;на здравоохранение – 698 млрд.;на усовершенствование и развитие системы образования – 362 млрд.;на жилищные проекты и создание комфортной городской среды – 318 млрд.;на экологию – 278 млрд.

Доходная частьСоставители документа запланировали следующие источники наполнения доходной части (суммы указаны в миллиардах рублей):

    НДС – 3558,7;таможенные поступления – 1837,2;акцизные
Год Дефицит(-) / Профицит(+) (трлн руб.) Ненефтегазовый дефицит (трлн руб.)
2006 2,251 -0,963
2007 1,990 -0,907
2008 2,012 -2,377
2009 -2,449 -5,342
2010 -1,585 -5,415
2011 0,861 -4,781
2012 0,260 -6,193
2013 -0,848 -7,382
2014 -0,846 -8,279
2015 -2,820 -8,682
2016 -3,142 -7,986
2017 -1,349 -7,321
2018 3,036 -5,982
2019 2,115 -5,809
Год Нефтегазовые доходы (трлн руб.) Ненефтегазовые доходы (трлн руб.) Нефтегазовые доходы (% от доходов) Ненефтегазовые доходы (% от доходов)
2006 2,944 7,682 27,71 72,29
2007 2,897 10,471 21,67 78,33
2008 4,389 11,780 27,14 72,86
2009 2,984 10,616 21,94 78,06
2010 3,831 12,201 23,90 76,10
2011 5,642 15,214 27,05 72,95
2012 6,453 16,982 27,54 72,46
2013 6,534 17,909 26,73 73,27
2014 7,434 19,332 27,77 72,23
2015 5,863 21,059 21,78 78,22
2016 4,844 22,903 17,46 82,54
2017 5,972 25,075 19,24 80,76
2018 9,018 28,303 24,16 75,84
2019 7,924 31,573 20,06 79,94

Подробная структура ненефтегазовых доходов консолидированного бюджета (2015-2019)

Статья доходов 2019 (трлн руб.) 2018 (трлн руб.) 2017 (трлн руб.) 2016 (трлн руб.) 2015 (трлн руб.)
НДС 7,095 6,017 5,138 4,571 4,234
Акцизы 1,792 1,59 1,521 1,356 1,068
Налог на прибыль 4,543 4,1 3,29 2,77 2,6
Налог на доходы физических лиц 3,956 3,654 3,252 3,019 2,808
Ввозные пошлины 0,717 0,673 0,589 0,564 0,565
Страховые взносы на обязательное социальное страхование 8,167 7,477 6,784 6,326 5,636
Прочие 5,302 4,792 4,501 4,732 4,149

Проект областного закона «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее — законопроект) подготовлен на основе прогноза социально-экономического развития Ростовской области на 2021-2023 годы, утвержденного распоряжением Правительства Ростовской области от 31.08.2020 № 695, основных направлений бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2021-2023 годы, с учетом национальных целей развития, обозначенных указами Президента Российской Федерации, ключевых задач, поставленных Губернатором Ростовской области.

Бюджетная и налоговая политика на 2021 — 2023 годы сохранит свою направленность на реализацию приоритетных задач социально-экономического развития Ростовской области, будет ориентирована на достижение национальных целей развития, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»:

сохранение населения, здоровье и благополучие людей;

возможности для самореализации и развития талантов;

комфортная и безопасная среда для жизни;

достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;

цифровая трансформация.

Ключевыми задачами Губернатора Ростовской области в рамках реализации бюджетной политики определены приоритеты по социальному благополучию жителей области, медицинскому обеспечению, поддержке людей пожилого возраста, семей с детьми, созданию условий для развития и комфортной среды для проживания. Отдельными направлениями определены условия для развития экономики, увеличения объема инвестиций, государственной поддержки бизнеса.

Формирование очередного бюджетного цикла 2021-2023 годов обусловлено не только экономическими показателями, сложившимися в результате влияния в 2020 году сложной эпидемиологической обстановки в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также необходимостью достижения устойчивости и сбалансированности бюджетной системы Ростовской области.

Бюджетные параметры на 2021 год запланированы с учетом восстановительного периода для отраслей экономики.

По мере нивелирования последствий от распространения новой коронавирусной инфекции на 2022-2023 годы прогнозируется поэтапный рост собственных доходов бюджета. Расходы бюджета будут предусмотрены исходя из прогнозируемых доходных источников, а также с учетом необходимости обеспечения своевременного исполнения долговых обязательств Ростовской области.

На очередной трехлетний период приоритетной целью сохраняется обеспечение всех конституционных и законодательно установленных обязательств государства перед гражданами в полном объеме.

Бюджетная политика в Ростовской области направлена на социальную поддержку и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, ветеранов труда и тружеников тыла, жертв политических репрессий, семей, имеющих детей, путем предоставления выплат и пособий, адресной социальной помощи, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Приоритетным направлением в социальной политике остается, как и прежде, поддержка материнства и детства в Ростовской области. Предусмотрены бюджетные ассигнования на обеспечение выплат многодетным семьям; при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет; беременным женщинам, кормящим матерям и детям в возрасте до трех лет из малоимущих семей; на детей первого-второго года жизни; предоставление средств по сертификату на региональный материнский капитал (малоимущим семьям при рождении третьего ребенка или последующих детей); на приобретение автотранспортного средства (малоимущим многодетным семьям); единовременные денежные выплаты при рождении одновременно трех и более детей, на обеспечение отдыха и оздоровления детей и т.д.

При поддержке федерального бюджета продолжатся выплаты пособий нуждающимся семьям с детьми в возрасте от трех до семи лет, а также запланировано увеличение ассигнований на распространение социального контракта, направленного на стимулирование активных действий малоимущих граждан по преодолению трудной жизненной ситуации.

В рамках изменений налогового законодательства продолжится совершенствование механизма поддержки инвестиционных и инновационных проектов, применение патентной системы налогообложения, предоставление налоговых льгот и «налоговых каникул» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

Основным инструментом достижения национальных целей развития, утвержденных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 и от 21.07.2020 № 474, будут выступать региональные проекты.

Финансовое обеспечение региональных проектов предусмотрено в рамках реализации государственных программ Ростовской области.

Параметры областного бюджета на 2021-2023 годы к 1 чтению сформированы в условиях действующего законодательства и оценки ожидаемого исполнения доходов в 2020 году. Уточнение параметров ко 2 чтению будет осуществляться с учетом проекта федерального бюджета на 2021-2023 годы, внесенного в Государственную Думу Российской Федерации.

Правительство одобрило посткризисный бюджет

Вестник Института экономики Российской академии наук

1/2020

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

И КРЕДИТ

И.В. КАРАВАЕВА

доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, руководитель сектора экономической безопасности ФГБУН Институт экономики РАН

С.В. КАЗАНЦЕВ

доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора экономической безопасности ФГБУН Институт экономики РАН

А.Г. КОЛОМИЕЦ

доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник сектора экономической безопасности ФГБУН Институт экономики РАН

Е.А. ИВАНОВ

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник сектора экономической безопасности ФГБУН Институт экономики РАН

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2020 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД

2021-2022 ГОДОВ

В статье анализируются основные параметры Федерального бюджета на 2020-2022 гг., дается оценка направленности государственной бюджетной политики и определена достоверность прогнозов формирования доходной базы федерального бюджета. Сопоставляются параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 г. и Закона о федеральном бюджете на 2020 г. и плановый период 2021 и 2022 гг. с актуальными задачами развития страны и возможностями их реализации. Представлены оценки результативности источников экономического роста, заложенных в бюджет, возможностей увеличения доходной базы Федерального бюджета, согласования принципов формирования трехлетнего Федерального бюджета с государственной концепцией стратегического планирования в РФ. Ключевые слова: федеральный бюджет, прогноз социально-экономического развития, доходы, расходы, дефицит, профицит, стратегическое планирование. 1БЬ: Н60, Н12, Н77, Н131. БОТ: 10.24411/2073-6487-2020-10004

Общая направленность государственной бюджетной

политики в 2019-2022 гг.

В основном экономическом документе страны, принятом 02.12.2019 г., — в Федеральном бюджете РФ на 2020-2022 гг., предполагается реализовать в рамках наступившего крайне ответственного периода в развитии российской экономики двуединую задачу — минимизировать инфляцию и перейти к ускоренным темпам экономического роста [1].

Однако такая постановка по своей сути противоречива. В условиях остающейся достаточно неблагоприятной для российской экономики внешнеэкономической ситуации бюджетная концепция на деле продолжает сохранять ориентированность на проведение ограничительной политики, на сокращение как социально-значимых, так и инвестиционных расходов федерального бюджета.

Отчасти необходимость увеличения объемов финансирования реального и социального секторов экономики страны на фоне внешних и внутренних угроз сегодня понимается и правительством РФ. Именно поэтому при последовательной корректировке плановых показателей по годам бюджетной трехлетки — в 2019 г., 2020 г. и 2021 г. -в целом закладываются более высокие, чем предполагалось в предыдущем трехлетнем периоде, темпы роста расходов и, соответственно, возросла величина их отношения к валовому внутреннему продукту.

Таблица 1

Отношение объема расходов федерального бюджета (с учетом условно утвержденных) к объему ВВП в 2018-2022 гг., %

Показатели 2018 2019 2020 2021 2022

Объем расходов федерального бюджета к объему ВВП, в трактовке бюджетной трехлетки 2018-2020 гг. (%) 17,0 15,9 15,2 15,0 —

Объем расходов федерального бюджета к объему ВВП, в трактовке бюджетной трехлетки 2019-2021 гг. (%) 17,2 17,0 17,2 16,9 —

Объем расходов федерального бюджета к объему ВВП, в трактовке бюджетной трехлетки 2020-2022 гг. (%) 16,1 (отчет) 16,8 17,3 17,1 16,9

Дефицит (-)/ Профицит (+) в %% к ВВП +2,6 +1,7 +0,8 +0,5 +0,2

Источник: рассчитано авторами по: [1; 2].

Таким образом, мы наблюдаем не «прорывной» рост расходов бюджета, а лишь сохранение в среднесрочной перспективе их общего объема относительно ВВП практически на уровне планового показателя 2018 г., который существенно ниже показателя 2017 г., составлявшего 18,1%.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» вновь подготовлен в русле осторожного финансового планирования и экономии средств, что практически исключает его стимулирующую роль.

В России бюджетная система состоит из 3 уровней:

  • федеральный бюджет;
  • бюджеты субъектов РФ;
  • местные бюджеты.

Существует еще и понятие «консолидированный бюджет», но это условный бюджет, который рассчитывается как сумма показателей всех бюджетов России или отдельного региона.

Основной принцип их функционирования – независимость одного уровня от другого. Другими словами, каждый уровень власти принимает свой бюджет.

Бюджетный процесс – это общий порядок работы с ним: составление, принятие, исполнение. Он жестко регламентируется законодательством, которое устанавливает стадии процесса, их сроки, действия каждого участника.

Всего есть 5 стадий бюджетного процесса:

  1. составление проекта;
  2. рассмотрение проекта;
  3. утверждение;
  4. исполнение;
  5. рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Госдума утвердила бюджет на 2021-2023 годы

Федеральный бюджет на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов был принят Госдумой 21 ноября, затем он был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом.

Главный финансовый план страны строится на таких показателях:

Показатель Фактические данные за 2018 год Проект на 2019 год Прогноз на плановый период
2020 год 2021 год
ВВП (миллиардов рублей) 101 164 105 820 110 732 118 409
Темп роста ВВП (в процентах к предыдущему году) 1,8 1,3 2,0 3,1
Цена на нефть марки «Юралс» (долларов США за баррель) 69,6 63,4 59,7 57,9
Среднегодовой курс рубля к доллару США (рублей за доллар США) 61,7 63,9 63,8 64,0
Уровень инфляция (% к декабрю предыдущего года) 3,4 4,3 3,8 4,0

Как видно, в Правительстве ожидают в 2019 году некоторое ухудшение обстановки в экономике: инфляция ускорится до 4,3% (а по данным аналитиков, верхняя граница – 5,5%), а темпы роста экономики замедлятся до 1,3% в 2019 году.

Проект федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов был разослан Комитетом Госдумы по бюджету и налогам в ведущие ВУЗы страны и в профильные общественные организации.

Специалисты экономического факультета МГУ им. Ломоносова указывают на то, что достигнутые в 2017 году темпы роста ВВП не имеют основы для устойчивого роста, как планируется авторами бюджета. Прогнозирование профицита бюджета с увеличением ФНБ называют перераспределением средств от российских домохозяйств в зарубежные активы (поскольку ФНБ аккумулируется в доходных вложениях). При этом в МГУ не видят целесообразности в повышении НДС – это создаст только лишнюю налоговую нагрузку, а полученные средства будут, по сути, заморожены.

Критикуют в МГУ и другие меры Правительства – неэффективное использование бюджетных средств (рефинансирование банков через операции РЕПО), остающуюся все еще высокой сырьевую зависимость бюджета, отсутствие прогнозируемого положительного эффекта от повышения пенсионного возраста.

В Общественной Палате указывают на недостаточное обоснование темпов роста экономики и неясные способы снижения сырьевой зависимости бюджета. Неоднозначным является и вопрос профицита бюджета – пополнение средств ФНБ не должно сопровождаться ростом различных рисков.

В Финансовом университете при Правительстве РФ указывают на снижение инвестиций, финансируемых за счет бюджета. Также в Финуниверситете отметили сложную и слабо структурированную систему национальных проектов, которые сложно оценивать и контролировать. Не раскрыты в бюджете какие-либо бюджетные риски, что тоже ставит под угрозу возможность достижения заданных показателей.

Как итог, все экспертные заключения указывают нецелесообразность повышения налоговой нагрузки при том, что планируется получить профицит бюджета и направить его на национальные сбережения.

Дефицитом бюджета является превышение расходов бюджета над его доходами. Профицитом, напротив, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека либо даже семьи профицит, естественно, смотрится привлекательнее, однако не все так просто, если имеется в виду бюджет целого государства. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны являться сбалансированными, а расходы равны доходам.

Государственные заимствования будут главным источником финансирования бюджетного дефицита, что даст возможность удержать социальную направленность бюджета и ориентир на постепенный рост, рассчитывают власти. В итоге общий государственный долг возрастет с 12,3% ВВП в 2019 году до 21,4% ВВП, либо 28,4 трлн рублей, по результатам 2023 года. Причем главный рост пришелся все-таки на 2020 год.

Так или иначе величина российского государственного долга сейчас пребывает на безопасном уровне и является одной из наиболее низких в мире, говорил не так давно Антон Силуанов.

По базовому прогнозу государство в долгосрочной перспективе ждет умеренного ослабления валютного курса: в среднем до 72,4 рубля за доллар в 2021 году, до 73,1 рубля — в 2022 году и до 73,8 рубля в 2023 году. Причем в «реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, что позволит сохранить конкурентоспособность российской экономики и создаст условия для роста несырьевого экспорта», отмечается в проекте закона о федеральном бюджете.

«При формировании документа правительство исходило из двух приоритетов: безусловное исполнение социальных обязательств государства перед гражданами и реализация национальных целей развития, сформулированных президентом России», — написано в сообщении правительства.

Как раз в разделе «Социальная политика» в 2021 году запланированы наиболее крупные затраты — приблизительно 5,6 трлн рублей (что составляет 26% от общего объема бюджетных трат). Причем социальные расходы станут выше на 4,5% в сравнении с докризисным планом на 2021 год и на 10% в 2022 году.

На втором месте — экономика с расходами 3,3 трлн рублей в 2021 году. На третьем — национальная оборона: 3,1 трлн рублей. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность на четвертом месте — 2,4 трлн рублей, и замыкает пятерку направлений здравоохранение — 1,1 трлн рублей.

А вот финансирование нацпроектов уменьшится приблизительно на 9% — с запланированных раньше 2,4 трлн рублей до 2,2 трлн рублей в 2021 году.

На исполнение национальных проектов в следующем году российские парламентарии предусмотрели сумму в 2,25 триллиона. На 2022-й депутаты Госдумы запланировали 2,62, а на 2023-й — 2,79 триллиона рублей.

В соответствии с проектом федерального бюджета уровень инфляции в нашей стране будет не выше четырех процентов вплоть до 2023-го года, констатировали в Госдуме.

Средний курс американской валюты будет составлять, по прогнозам:

  • в 2021-м — 72,4 рубля;
  • в 2022-м — 73,1 рубля;
  • в 2023-м — 73,8 рубля.

Куда будут уходить средства госбюджета?

На индексацию пенсионных выплат россиян в предстоящем году власть предусмотрела средства на 6,3 процента выше инфляции, а в пределах 400 миллиардов уйдет в 2021-м на обеспечение выплат малоимущим гражданам, воспитывающим детей в возрасте до семи лет.

Модернизировать первичное звено отечественной системы здравоохранения парламентарии намерены за 90 миллиардов, а на лечение детей, страдающих от редких и тяжелых заболеваний, дополнительно предусмотрели сумму в 60 миллиардов за счет роста НДФЛ с годовых доходов, превышающих отметку в пять миллионов рублей.

Еще 60 миллиардов направят в предстоящем году на обеспечение горячего питания школьникам. Новые места в школах обойдутся в 2021-м в 77 миллиардов. Создание 11-ти тысяч бюджетных мест в отечественных вузах и обеспечение федеральных доплат педагогам за классное руководство потребуют в свою очередь 75 миллиардов рублей.

Проектом госбюджета предусмотрены также финансы на пролонгацию программы по льготной ипотеке под 6,5 процента на все первое полугодие 2021-го.

Свыше 2,5 триллиона направят в течение ближайших трех лет на дорожную сеть. Учитывая дорожные фонды субъектов, это будет сумма, превышающая шесть триллионов рублей, уточнили российские парламентарии.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.