Обязанность по заключению договора на вывоз ТБО управляющими компаниями

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанность по заключению договора на вывоз ТБО управляющими компаниями». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Заключение договора о вывозе мусора стало обязанностью собственников

  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ
  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет

Сторонами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами выступают региональный оператор и потребитель, под которым в соответствии с п.2 Правил № 1156 и нормами жилищного законодательства понимаются собственники жилых помещений в многоквартирных домах и в жилых домах, а также:

а) лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством РФ, такой договор заключается в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных ч. 1 и ч. 9 ст. 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством РФ);

б) организация (в том числе некоммерческое объединение), действующая от своего имени и в интересах собственника, — такой договор заключается в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых домах;

в) лица, владеющие зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченные ими лица в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах, — такой договор заключается в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных ч. 1 и ч. 9 ст. 157.2 ЖК РФ, при которых договор на обращение с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством РФ), и на земельных участках.

Обращаем внимание, что в соответствии с п.148 (1) Правил № 354, «Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме в целях обеспечения обращения с твердыми коммунальными отходами заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления».

Следовательно, рассмотренная в настоящей статье процедура заключения договора между региональным оператором и потребителем, в т.ч в части признания заключенным договора на обращение с ТКО, реализуется и в отношении собственников нежилых помещений в многоквартирном доме в целях обеспечения обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 8(10) Правил № 1156, проект договора на обращение с ТКО составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее — типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

Т.е. при составлении текста проекта договора в него должны быть включены все те условия, которые содержатся в типовой форме договора, и могут быть включены иные условия, дополнительно регулирующие, конкретизирующие отношения сторон такого договора, но не противоречащие условиям типового договора и нормам действующего законодательства.

Пунктом8(19) Правил № 1156 предусмотрено, что срок действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается указанным договором и не может превышать срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.

Положением п. 8(20) Правил № 1156 закреплена возможность продления срока действия договора на обращение с ТКО в случае если за один месяц до истечения срока действия договора ни одна из сторон не заявила о прекращении, об изменении или о заключении указанного договора на иных условиях, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации. В указанном случае срок действия договора на обращение с ТКО продлевается на тот же срок и на тех же условиях, но не более чем на срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.

Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно п. 8(4) Правил № 1156, является:

  • заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее — заявка потребителя),

либо

  • предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 8(17) Правил № 1156, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с органом исполнительной власти субъекта РФ извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Как заключить договор на вывоз мусора?

Заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта РФ и региональным оператором.

Указанная заявка может быть направлена потребителем региональному оператору в течение 15 рабочих дней со дня размещения им предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 8(17) Правил №1156 предусмотрено, что последствием не направления потребителем заявки в адрес регионального оператора в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на обращение с ТКО является признание договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Из приведенной нормы следует, что Правила №1156 закрепляют механизм, так называемого, автоматического заключения договора на обращение с ТКО между потребителем и региональным оператором, независимо от волеизъявления потребителя. Такой договор считается заключенным в силу прямого указания нормативного положения п. 8(17) Правил №1156 на условиях типового договора и без его составления в письменной форме.

Мусор — это всё, что осталось ненужным после потребления, производства, приготовления еды, оказания услуг или торговли. Это коробка от пиццы, обрезок доски, банка с остатками краски, остриженные волосы, картофельные очистки и стопка накладных от поставщика за прошлую пятилетку.

Закон называет мусор отходами. А всё, что выносят на мусорку из помещения — твёрдыми коммунальными отходами или ТКО.

Государство следит, чтобы отходы не вредили природе и человеку. Для этого специальные организации — региональные операторы по обращению с ТКО — собирают отходы из контейнеров и вывозят на свалку. Потом утилизируют или перерабатывают.

Жильцы домов, заводы и предприниматели обязаны заключить договор с региональным оператором своего города и каждый месяц платить по тарифу за очистку уличных контейнеров, в которые выкидывают мусор.

От имени жильцов в многоквартирном доме договор заключает ТСЖ и добавляет строку за вывоз ТКО в квитанцию.

Предприниматель заключает договор напрямую с региональным оператором и платит за вывоз ТКО из помещения, где ведёт бизнес. Формат деятельности неважен, мусор вывозят из офиса, с производства, из магазина и кафе. Получается, предприниматель платит дважды: за домашний и рабочий мусор. Но если предприниматель работает из дома, заключать второй договор и платить дополнительно не нужно.

Это ещё не все обязанности. Предприниматель должен определить класс опасности мусора и, если нужно, получить паспорт отходов.

Отходы делят на пять классов по степени опасности для природы.

Первый класс — это чрезвычайно опасные отходы, например, ртуть. Пятый — практически неопасные — остатки еды, кассовые чеки, опилки.

Предприниматель обязан определить класс отходов от своей деятельности. Так нужно, чтобы оператор знал, как вывозить и утилизировать отходы из конкретного помещения.

Чтобы определить класс опасности, обращаются в специальную лабораторию, там делают биотестирование. Исследованиями занимаются коммерческие организации. Их можно найти в интернете по запросу «где сделать биотестирование отходов».

Если отходы от деятельности предпринимателя относятся к классам с первого по четвёртый, нужно получить паспорт отходов. Если к пятому — протокол биотестирования.

Паспорт и протокол тестирования предприниматель хранит у себя. Если придут с проверкой из Росприроднадзора, спросят именно эти документы.

В санпинах по некоторым видам деятельности есть пункты, как хранить мусор, и даже требования к уличным контейнерам. Хранение зависит от того, насколько опасен мусор для сотрудников и клиентов. Обязанность хранить мусор по санпинам не получится переложить на собственника помещения.

СП 2.1.2.3304-15

Уличные контейнеры для сбора мусора делают с закрывающимися крышками. Под контейнером — твёрдое водонепроницаемое покрытие. Вокруг — непродуваемое ограждение. Контейнер ставят не ближе 25 м от спортивной площадки, если она на улице.

В помещении ставят мусоросборники. Их очищают при заполнении на ⅔ объёма.

Коммунальные отходы и обращение с ними: кто, когда, за чей счет?

СП 2.3.6.1066-01.

Для сбора пищевых и непищевых отходов устанавливают разные контейнеры. Под контейнером — твёрдое покрытие.

Контейнеры закрываются крышками. Расстояние от магазина — не меньше 25 м.

Уличные контейнеры и мусорки внутри магазина очищают при заполнении на ⅔ не реже раза в сутки. В тёплое время года контейнеры и мусорки дезинфицируют.

Мусорка в помещении должна быть из металла или пластмассы с педалью и крышкой.

СанПиН 2.1.2.2631-10

В парикмахерской отводят отдельную комнату или место для хранения метлы, мусора и волос.

Остриженные волосы собирают в закрывающийся совок сразу после стрижки и складывают в полиэтиленовый пакет или мешок из крафт-бумаги. Мешок перевязывают, а потом выкидывают вместе с ТКО. Второй раз мешки использовать нельзя. Вытряхивать волосы в бак тоже.

Старые люминесцентные лампы, лампы солярия и бактерицидные лампы хранят в упаковках в подсобном помещении. Выкидывать вместе с бытовыми отходами нельзя.

Согласно Федеральному закону N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) «Об отходах производства и потребления»от 24.06.1998 (изменения вступили в силу с 14.06.2020),статье 24.6, пункту 4,компания – юридическое лицо – может приступать к работе в качестве регионального оператора по результатам конкурса, который проходит под руководством органов исполнительной власти субъекта РФ. За победившей фирмой закрепляют зону ответственности. К конкурсантам выдвигают жесткие, но справедливые требования. Кроме пребывания в статусе юрлица и ведения деятельности в соответствующей сфере, компании желательно обладать следующими качествами:

  • Иметь банковскую гарантию;
  • Быть надежным провайдером услуг на рынке обращения с отходами;
  • Предоставлять оперативную обратную связь жителям региона;
  • Иметь высокий инвестиционный показатель;
  • Иногда проверяется наличие совершенной технической базы.

В целом – огромный список критериев, которые позволяют составить благоприятный прогноз на развитие ситуации на региональном мусорном рынке в целом.

Возможно вас заинтересует:

Региональный оператор ведет работу по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на вверенной территории на основании следующих документов:

  • Территориальной схемы в области обращения с отходами;
  • Правил обращения с ТКО, утвержденных Правительством РФ;
  • Соглашения, составленного между региональным оператором, управлением ЖКХ, со связанными Министерствами.

Регионального оператора выбирают на срок до 10 лет. Компанию могут преждевременно лишить лицензии и права на ведение деятельности в сфере обращения с отходами. Причины, ведущие к этому:

  • Неоднократное нарушение правил обращения с отходами, в том числе, повлекшие вред жизни, здоровью граждан;
  • Задолженность по оплате в размере, установленном законом;
  • Нарушение схем транспортировки отходов;
  • Нарушение условий предоставления банковской гарантии.

Все собственники твердых коммунальных отходов обязаны иметь договор на оказание услуг, заключенный с региональным оператором. То есть, все частные лица, учреждения и компании, образующие отходы, обязаны пользоваться услугами регоператора и оплачивать его работу.

Всех собственников ТКО можно разделить на 3 группы:

  • Владельцы квартир, помещений (жилых и нежилых) в многоквартирных домах;
  • Владельцы частных домов;
  • Владельцы бизнеса, ведущие деятельность в статусе юридического лица, индивидуальных предпринимателей.

ТКО образуется не только в местах постоянного проживания людей. Мусор остается на территориях домовладений сезонного или периодического пользования. Поэтому обязанность по заключению договора на вывоз мусора возникает также у собственников дач, участков в садоводческих товариществах.

Жителям многоквартирных и частных домов не обязательно заключать договор в привычном формате, например, на специальном распечатанном бланке. Как правило, региональный оператор публикует форму на странице официального сайта. Документ рассматривается в качестве договора публичной оферты. Все собственники помещений и прописанные в них граждане заключают договор автоматически, если в течение нескольких дней после публикации бланка на сайте не направляют в адрес компании несогласие с указанными правилами.

Подписание договора на вывоз ТКО осуществляется путем совершения конклюдентных действий. Это значит, что каждая сторона выполняет принятые по договору обязательства (региональный оператор вывозит мусор, а потребители складывают его в специально отведенных местах), фактически не подписывая документ.

Общим собранием жителей многоквартирного дома может быть принято решение о заключении прямого договора с региональным оператором, или официальное оформление производится через управляющую компанию, которая в свою очередь подписывает договор с РО.

Порядок заключения договора на вывоз ТКО для нежилых и жилых помещений

Зона ответственности регионального оператора в рамках принятых договорных обязательств лежит в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, или ТКО. Такого требование Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 1.

Твердые коммунальные отходы – это вид отходов, образующихся в бытовой сфере в процессе жизнедеятельности обычных людей. Сюда же входят товары, потребительские свойства которых были утрачены после применения физическими лицами, проживающими в жилых помещениях. К ТКО относятся отходы бизнеса – индивидуальных предпринимателей, юридических лиц –, схожие с отходами, образующимися физическими лицами, по составу и свойствам. С полным списком отходов, которые включены в категорию твердых коммунальных, можно ознакомиться в приказе Росприроднадзора № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», вступил в силу 22.05.2017

Региональным операторам разрешается работать с другими видами отходов, отличных от ТКО (статья 24.7, пункт 1 ФЗ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Существует три варианта расчета платы за услуги регионального оператора:

  • По количеству собственников и прописанных в квартире (доме) граждан;
  • По площади объекта;
  • Дифференцированный способ.

Во всех трех случаях за основу расчетов берут тариф или норматив накопления отходов, устанавливаемые государством. Какой порядок расчета платы за вывоз мусора использовать – решают органы исполнительной власти в регионе обслуживания.

Способ первый самый распространенный: расчет за вывоз мусора по количеству проживающих. В этом случае за основу принимают тариф, установленный на одного гражданина. Не во всех квартирах и домах есть официально зарегистрированные лица. В таком случае расчет производится по количеству собственников. Подробнее – в Правилах предоставления коммунальных услуг (постановление Правительства от 06.05.2011 № 354, пункте 148/36).
Способ второй Расчет платы за услуги регионального оператора по площади помещения. В таких случаях в расчетах фигурируют три составляющих – площадь объекта, тариф на обращение с ТКО, норматив накопления. Не важно, сколько людей проживает в квартире, доме.
Способ третий Расчет за услуги регионального оператора при раздельном сборе мусора. Основной показатель при таком варианте расчета – это объем контейнера. Значение умножают на количество емкостей, задействованных в сборе ТКО. Суммарный объем умножают на тариф или на количество проживающих граждан – в зависимости от того, какой способ используется на территории субъекта РФ.

За время отсутствия гражданина коммунальные службы делают перерасчет суммы оплаты за коммунальные услуги. Это же требование относится к оплате за услуги регионального оператора.

Вообще, закон допускает снижение суммы оплаты в двух случаях:

  • Собственник или лицо, прописанное в квартире, доме, отсутствовало по месту жительства более 5 дней;
  • Услуга по вывозу мусора оказана не должным образом.

В первом случае региональному оператору необходимо представить доказательства вашего отсутствия. Плату уменьшат при наличии документов:

  • Заявления на перерасчет: подается в письменной форме – либо до отъезда, либо после возвращения, но не позднее, чем через 30 дней со дня приезда;
  • Документа, подтверждающего факт отсутствия (командировочного удостоверения (копия), счета на оплату гостиничного номера, справки из больницы и др.).

Подробнее о порядке уменьшения суммы оплаты узнавайте из Правил № 354, пункта 148.

Некачественное оказание услуг региональным оператором – также повод для перерасчета. Если компания периодически нарушает правила обращения с отходами, можно требовать снижения стоимости согласно вышеуказанным правилам. В качестве доказательства нарушения обязанностей региональным оператором необходимо составить акт, в котором зафиксировать факт исполнения услуг ненадлежащим образом, и предоставить исполнителю коммунальных услуг.

После требуется направить нарушителю претензию с требованием об уменьшении платы за вывоз мусора. Далее остается действовать по традиционной схеме: если региональный оператор в определенный законом срок не даст ответ на претензию, жалобу необходимо направить в надзорную инстанцию. Какую? – Зависит от характера нарушений:

Надзорный орган

Причина жалобы

Росприроднадзор

Имеет место нарушение лицензионных условий. Например, РО нарушает закон в области охраны природы и экологии

Роспотребнадзор

Нарушения санитарно-эпидемиологических норм

Государственный орган, подписавший соглашение с РО

Нарушение требований, изложенных в соглашении

Энергетическая комиссия

Проверка обоснованности установленных тарифов

Согласно ч. 4 ст. 24.7 закона «Об отходах производства и потребления» заключение с регоператором договора на вывоз отходов является обязанностью любого образователя отходов, утверждает юрист Национальной юридической службы «Амулекс» Василий Ярошенко. В действующем законодательстве нет прямой административной ответственности за незаключение такого договора. На практике все сводится к понуждению к его заключению в судебном порядке, отмечает он.

Кто отвечает за вывоз мусора: арендатор или собственник помещения

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

статья 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

В соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, потребитель (лицо, заключившее договор с рег. оператором) обязан:

обеспечивать учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов»;

подпункт б) пункта 13

Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов утверждены постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505.

В целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.

пункт 7 раздела II «Коммерческий учет объема и (или) массы твердых
коммунальных отходов»

Коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется (пункт 5 Правил):

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

пункт 5 Правил

Таким образом, собственники ТКО обязаны осуществлять коммерческий учет ТКО по одному из вышеперечисленных способов.

Между предприятием и рег. оператором заключается публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора. Рег. оператору достаточно договор на оказание услуг по обращению с ТКО опубликовать в прессе.

В соответствии со статьей 435 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) офертой признается адресованное лицу предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. При этом оферта должна содержать существенные условия договора.Согласно пункту 3 статьи 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка либо принятие товара, предоставление услуг, и т.п.) считается акцептом.С учетом положений части 2 статьи 437 ГК РФ публикация договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичной офертой.

В соответствии с абз. 3, 4 п. 8(17) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) — 8(7) настоящих Правил.

Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) — 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) — 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Из вышеизложенного получается, что если в адрес потребителя (указанный в выписке ЕГРЮЛ) рег.оператором был направлен договор на оказание услуг по обращению в твердыми коммунальными отходами , и при этом подписанный вариант договора, либо мотивированный отказ от подписания рег. оператору в установленные законом сроки не поступали — договор считается заключенным на условиях типового договора и вступает в силу на 16 рабочий день после его официального размещения и опубликования.

Обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО прописана в договоре:

производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены настоящим договором

пункт в) раздела IV Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами

Все что написано выше, в отношении ИП подтверждает Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28.10.2019 по делу № А36-254/2019:

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 2019 г. по делу N А36-254/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 23.10.2019

Постановление изготовлено в полном объеме 28.10.2019

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего Егоровой С.Г.

судей Елагиной О.К., Козелкина И.И.

при участии в судебном заседании:

от истца — ООО «Чистый город» Сорокин Д.В. (дов. N 12 от 25.06.2019);

от ответчика — ИП Бодакин С.Е. Хамхоев Р.Ю. (дов. N 2 от 19.03.2019); Бодакин М.С. (дов. от 22.08.2019);

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Бодакина Сергея Евгеньевича на решение Арбитражного суда Липецкой области от 31.05.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2019 по делу N А36-254/2019,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Чистый город» (далее — истец, ООО «Чистый город», ОГРН 1064802000889, ИНН 4802009478) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Бодакину Сергею Евгеньевичу (далее — ответчик, ИП Бодакин С.Е., ОГРНИП 308480205000046, ИНН 480200227963) о взыскании суммы задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 58 678 руб. 72 коп. (включая НДС) за период июль, август, сентябрь, октябрь 2018 года (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации — далее АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 31.05.2019 исковые требования удовлетворения в полном объеме.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2019 решение Арбитражного суда Липецкой области от 31.05.2019 оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Брянской области от 21.08.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2019 и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В обоснование доводов жалобы кассатор ссылается на то, что договор с истцом не был заключен; считает, что истцом в расчетах принята неверная площадь имущества; обращает внимание суда на то, что в настоящее время им оспаривается примененный в расчетах норматив.

Представитель ответчика в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.

Представители истца возражали на доводы кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, с учетом пояснений представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы, ввиду следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судами, между ООО «Чистый город» (региональный оператор) и ИП Бодакиным С.Е. (потребитель) заключен публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (сокращенно ТКО) в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обеззараживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора. Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами — 1 июля 2018 года.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами был опубликован ООО «Чистый город» в Официальном отделе газеты «Грязинские известия» N 59 от 29.05.2018.

В соответствии со статьей 435 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) офертой признается адресованное лицу предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. При этом оферта должна содержать существенные условия договора.

Согласно пункту 3 статьи 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка либо принятие товара, предоставление услуг, и т.п.) считается акцептом.

С учетом положений части 2 статьи 437 ГК РФ публикация договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичной офертой.

В большинстве случаев выполнение операций при обращении с отработанными материалами – зона ответственности регоператора. Это организация, имеющая лицензию, является юридическим лицом. Ее выбор осуществляется на конкурсной основе. Кроме того, есть и другие возможности.

Решая, с кем заключить договор на вывоз мусора, принимают во внимание тип отходов.

Они делятся на 5 классов, к каждой группе относится материал различной степени опасности. Например, при заключении договора на вывоз ТБО с юридическим лицом подразумевается, что транспортировать можно утиль разных типов. Среди разрешенных даже наиболее опасный.

Если необходимо заключить договор с физическим лицом, то учитывают ограничения по типу вывозимого мусора. Так, разрешается транспортировать только твердые бытовые отходы 5 класса опасности (например, старые вещи, смет со двора и придомовой территории).

Еще одна возможность для жителя частного дома – подписание соглашения с ИП, но наличие лицензии все равно является обязательным условием.

Существует множество организаций, основным направлением деятельности которых является обращение с утилизированным материалом. Они выбираются на конкурсной основе. Однако для допущения к конкурсу у организации должны быть соответствующие документы, подтверждающие право на предоставление подобных услуг. Кроме того, есть и другие параметры, на которые обращают внимание при выборе компании или физ. лица/ИП, вывозящей утиль.

Региональный оператор по обращению с ТКО

Спектр услуг организаций часто одинаковый, но могут быть ограничения, что обусловлено наличием требуемых документов, позволяющих компании выполнять те или иные операции по обращению с отходами. Прежде чем заключить договор на вывоз мусора с юридическим лицом, ИП, физ. лицом, нужно узнать, какие функции организация будет выполнять.

Не всегда заказчику требуются различные услуги (перевозка, обезвреживание, захоронение). Например, жителю частного дома достаточно вовремя вывозить утиль (в большинстве своем это бытовые, органические отходы).

Владельцам квартир, живущих в многоквартирных домах, а также объектам бизнеса требуется больше услуг, т. к. типы отработанных материалов и веществ в данном случае разные. Соответственно, будет выполняться утилизация.

Это одна из причин, объясняющая, почему при этом нельзя заключать договор на вывоз мусора с физическим лицом.

Пакет документов разный, что зависит от статуса исполнителя. Для юридических лиц: свидетельство об учете в налоговой инспекции, документ об изменении ЕГРЮЛ, а также подтверждение государственной регистрации (требуется выписка из реестра). Ответственность за вывоз утиля могут нести:

  • владельцы частного жилья, квартир;
  • ИП;
  • юр. лица.

Чтобы заключить договор на вывоз ТБО, нужно удостовериться, что компания, предлагающая свои услуги по обращению с отработанными материалами, имеет лицензию.

Утилизация и перевозка определенного типа мусора требует соответствующей квалификации исполнителя.

Это объясняет, почему физ. лицо не может заниматься вывозом ТБО для ИП, юр. лиц, производящих токсичные отходы.

Как правило, только крупные операторы, занимающиеся всеми видами операций при обращении с ТКО/ТБО, располагают нужной техникой, которая позволит погрузить даже отработанные материалы из подземных мусоросборников.

Наличие же стандартных транспортных средств (мусоровозов) – обязательное условие работы операторов.

По этой причине нужно уточнять, какая техника есть у компании, а также нужно узнать, квалифицированы ли ее сотрудники.

Начисление оплаты за вывоз мусора задним числом

Но перед тем, как заключить договор, рекомендуется изучить приложения к нему. Для юридических лиц, предоставляющих услугу по вывозу мусора, это лицензия на право осуществления этого вида деятельности (код вида деятельности компания обязана предоставить в ГИС ЖКХ), регистрационные документы.

Должностные лица от имени заказчика (в случае вывоза ТКО с площадок многоквартирных домов) подписывают дополнительное соглашение. Оно подтверждает намерения сторон заключить договор и обязательно включает график забора отходов и схему проезда транспорта. Эти документы требуются для проверки, которую осуществляет Роспотребнадзор.

Интересно: если жители частного сектора самостоятельно вывозят ТКО в специально отведенные для сбора мусора места и предоставляют квитанцию, которой указаны время, класс и объем вывезенных отходов, то они не будут наказаны за отсутствие договора на вывоз мусора.

Команда нашего журнала убеждена, что правильная утилизация отходов поможет улучшить экологическое состояние на нашей планете. В свою очередь это повлияет на повышение качества жизни граждан.

Миссия:
Улучшить качество жизни Россиян, посредством информирования граждан о правильности обращения с бытовыми и строительными отходами.

Индивидуальный договор на вывоз твердого бытового мусора – бумага, посредством которой регулируется порядок утилизации мусора между жильцами и исполнителем. В соглашение могут быть включены условия по:

  • транспортировке отходов до места хранения;
  • последующей утилизации.

Второй пункт рассматривается в отдельном порядке между жильцом и транспортной компанией. Документ закрепляется в письменной форме, в двух экземплярах. Один остается на руках заказчика, а другой – у исполнителя.

Вывоз нужен для того, чтобы отходы не загрязняли окружающую территорию и экологию. Так как граждане не могут осуществлять это самостоятельно, данная обязанность делегирована сторонним организациям.

Заключить договор на вывоз мусора обязаны:

  • юридические лица или предприниматели, имеющие представительства в черте города. Населенные пункты закрепляют правила о территориальном благоустройстве на законодательном уровне, обязывая бизнесменов всех калибров заботиться об окружающей среде. Согласно этим правилам, у организации должно быть отдельное соглашение, на основании которого с их территории будут удаляться отходы;
  • граждане, проживающие в многоквартирных жилых домах. Соглашение между жильцами и исполнителем заключается посредством товарищества собственников. Однако, по закону, каждый жилец имеет право заключить индивидуальный договор, обговорив условия его выполнения лично с подрядчиком. Граждане, проживающие в частных жилых секторах, занимаются вывозом мусора собственными силами. Если они захотят воспользоваться муниципальными мусорными баками – придется заключать соглашение на общих со всеми основаниях.

Обратите внимание! В отдельных регионах РФ прописано наказание, которое вступает в силу в случае загрязнения окружающей среды, располагающейся неподалеку от вашего участка.

Существенные условия:

  • сроки выполнения;
  • предмет работ – осуществление возложенных на исполнителя обязательств.

В качестве дополнительных условий, обговариваемых сторонами отдельно, зачастую относят:

  • правила составления акта о приеме и передачи отходов;
  • график, согласно которому будет осуществляться прием отходов со стороны исполнителя, с их последующим вывозом;
  • оформление паспорта безопасности, согласно которому будет осуществляться градация отходов по их токсичности для окружающей среды.

Необходимо подготовить большое количество регистрационных документов, в число которых входят:

  • свидетельство о постановке на налоговый учет;
  • документ, подтверждающий государственную регистрацию;
  • свидетельство о внесении изменений в ЕГРЮЛ.

При оформлении надлежащих документов, не забудьте о:

  • графике вывоза мусора;
  • предоставлении схемы проезда мусорных машин.

Обратите внимание! Эта документация необходима для предоставления проверяющим лицам из Роспотребнадзора.

По закону, физические лица имеют право заниматься вывозом мусора, принадлежащего к 5 группе опасности. Работать с остальным мусором им запрещено. В качестве заказчика, желающего подписать договор с физическим лицом, выступают:

  • ЮЛ;
  • ФЛ;
  • ИП;
  • владельцы многоквартирных домов;
  • владельцы частных домов.

При заключении договора с частным лицом все делается по стандартной процедуре, без серьезных дополнений или изменений в тексте документа. Достаточным условием будет указание в документе данных, касающихся постановки на учет в Федеральную Налоговую службу.

Как лучше заключить договор

Сложно выбрать форму заключения договора, так как одни жильцы склоняются в пользу прямого договора, другие рекомендуют заключать соглашение с ТШЗ. Исходя из статистических данных, около 40 % долгов ЖКХ составляет расчет с региональными операторами, вывозящими мусор. То есть деньги от жильцов поступают, но до исполнителя не доходят.

При прямом расчете деньги доходят до оператора в полном объеме, что позволяет ему модернизировать собственные мощности, улучшая качество оборудования. Да, придется затратить больше усилий на оформление документов и прочей мелочи, но и волноваться о не вывезенном мусоре больше не придется.

При выборе подрядчика, необходимо обращать внимание на следующие основные параметры:

  1. Оказание оператором комплексного обслуживания – сбор, вывоз, утилизация ТБО.
  2. Наличие документов, которые могут понадобиться для контролирующих структур.
  3. Наличие лицензии на вывоз мусора, соответствующие сертификаты на спецтехнику и т. д.
  4. Ориентироваться на наличие у РО собственной спецтехники и обученных работников.

Заключая договор с оператором по вывозу ТБО, между участниками соглашения появляются финансовые отношения и договор с подрядчиком становиться основанием для выполнения расчетов.

В Минприроды предложили штрафовать бизнес за неоплату вывоза отходов

Типовое соглашение разработано и утверждено Правительством РФ. Поэтому обязательными пунктами такого документа являются:

  1. Дата, место заключения соглашения.
  2. Наименование заказчика и исполнителя, с указанием их данных.
  3. Суть соглашения, тариф и порядок расчетов.
  4. Обязательства сторон.
  5. Ответственность участников сделки.
  6. Порядок урегулирования конфликтных ситуаций.
  7. Срок действия соглашения.
  8. Реквизиты сторон, с указанием адресов и юридических данные.
  9. Подписи участников сделки.

Действительно, нормами гражданского законодательства (ст.421 ГК РФ) предусмотрен принцип свободы при заключении соглашений. Запрещено принуждать граждан к подписанию договоров – это недопустимые действия!

Но тут же содержаться исключения, которые делают эту норму не применимой. В частности, это касается обязанностей вступать в договорные отношение в соответствие:

  1. С требованиями закона, в том числе и ГК РФ;
  2. С обязательствами, которые граждане принимают добровольно.

Гражданское законодательство, предусмотрев принцип свободы заключения договора, другой нормой его же и ограничивает. Так, им предусмотрено, что если лицо уклоняется от обязанности вступать в договорные отношения, предусмотренной законом, заинтересованная сторона может в судебном порядке принудить отказника заключить соглашение (п.4 ст.445 ГК РФ).

Промежуточный вывод следующий: владельцы квартир и дом, которые являются собственниками мусора, не имеют права отказаться от заключения договора с региональным оператором ТКО. Последний может в принудительном порядке, через суд, заставить их подписать соглашение и выполнять его условия.

Но перед тем, как заключить договор, рекомендуется изучить приложения к нему. Для юридических лиц, предоставляющих услугу по вывозу мусора, это лицензия на право осуществления этого вида деятельности (код вида деятельности компания обязана предоставить в ГИС ЖКХ), регистрационные документы.

Должностные лица от имени заказчика (в случае вывоза ТКО с площадок многоквартирных домов) подписывают дополнительное соглашение. Оно подтверждает намерения сторон заключить договор и обязательно включает график забора отходов и схему проезда транспорта. Эти документы требуются для проверки, которую осуществляет Роспотребнадзор.

Пункт 8.17 Правил № 1156 установил, что региональному оператору достаточно разместить и в официальных СМИ, и на своем сайте обращение к потребителям о заключении типового договора.

Михаил Суворов

Ведущий юрист портала Правовой.Центр. Стаж – 26 лет

Задать вопрос

Если потребитель в течение 15 рабочих дней не направил региональному оператору никаких документов, то договор считается заключенным, и вступает в силу на 16-й рабочий день.

Региональные операторы аккуратно исполняют данный пункт. Поэтому, даже если у гражданина нет на руках подписанного договора в бумажном виде, то оплата за услуги по вывозу и утилизации ТКО все равно будет начисляться.

Как считать срок исковой давности при разделе совместно нажитого имущества: позиция ВС РФ

Читать

Кому принадлежат счетчики, расположенные в подъезде

Читать

Обращение с ТКО – специфический вид деятельности, которая регулируется специальным законодательством и может осуществляться лишь юридическими лицами, которые обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне их деятельности – региональными операторами по обращению с ТКО. Из-за специфичности этих правоотношений и предмета регулирования эта деятельность закрепляется за отобранными в установленном порядке региональными операторами.

В определении Договора ТКО, данном выше под потребителем, как стороной договора ТКО, понимается:

  • собственник твердых коммунальных отходов
  • или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *