Штраф за отсутствие соут 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за отсутствие соут 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для специализированной организации потребуется дополнительная информация:

  • штатное расписание;
  • СНИЛСы работников;
  • используемое оборудование на каждом рабочем месте;
  • продолжительность рабочего дня;
  • график работы
  • должностные инструкции на каждого работника;
  • результаты производственного контроля рабочих мест (обязательное нововведение с 2020 года);
  • марка автотранспортного средства, а также год выпуска, госномер и используемое топливо;
  • карта фотографии рабочего времени (очень муторное занятие, не люблю им заниматься, и радуюсь, когда специализированная организация берет это на себя).

Все о проведение специальной оценки условий труда пошаговый алгоритм 2021 года

Выявление вредных и опасных факторов – это уже обязанность специализированной организации, но для понимания полной картины происходящего организовывая порядок проведения СОУТ, нужно знать и про этот момент.

После сбора информации, исследования рабочих мест и проведения замеров, специализированная организация переходит к определению степени вредности, которые, в свою очередь, делятся на 4 класса.

По окончании проведения СОУТ к каждому из классов будут применены определенные гарантии и компенсации.

Что необходимо делать дальше после проведения СОУТ? Конечно же, ознакомить со спецоценкой работников. Это обязательный этап и провести его нужно своевременно. Собрать все подписи вы должны в течение 30 календарных дней. Не позднее. А если работник находится на больничном, в командировке или отсутствует еще по каким-либо причинам, то срок ознакомления продлевается.

Только имейте в виду, что во время проведения проверки, инспектор может потребовать документ, подтверждающий причину отсутствия. Более того, с каждым годом работники становятся все более просвещенными в области трудового законодательства, что не может не радовать, поэтому если, изучая результаты проведения СОУТ, возникли возражения и замечания, то они (или один сотрудник) может составить их в письменном виде.

Подаются они в компанию-оценщика, работодателю или в профсоюз, они их рассматривают и принимают решение: отклонить или проводится внеплановая специальная оценка условий труд. Все замечания работников обязательно должны быть приложены к отчету о проведении СОУТ.

Если сотрудник уволился и на его место пришел новый, его необходимо также ознакомление с результатами СОУТ. Лист ознакомления очень важен:

  • во-первых, потому что в случае несчастного случая карта СОУТ на данное рабочее место с листом ознакомления будет затребована членами комиссии. Нет листа – штраф по все той же статье КоАП.
  • во-вторых, если работник ознакомился и подписал документ, значит он согласен с теми опасными и вредными производственными факторами, которые на него воздействуют. И компенсацией, которая ему полагается, за работу в таких условиях.

Хочется акцентировать ваше внимание на тему “Вопросы по специальной оценке условий труда”. Они возникали у меня организовывая СОУТ на предприятии и по окончании работ. В последствии и коллеги обращались за помощью с теми же вопросами. Вот и решила помочь своим читателям и рассказать о всех проблемных ситуациях, которые могут у вас возникнуть, какие бывает ошибки при проведении СОУТ.

Предложу решение, подкрепляя свой рассказ образцами документов и нормативным подтверждением. Кроме того, часто можно реально сэкономить бюджет компании и лишний раз не «прогонять» рабочие места через СОУТ, в каких случаях, узнаете прочитав заметку до конца.

При приеме на вновь введенную должность сотрудника, где СОУТ еще не провели, естественно указывать в трудовом договоре нечего. Что делать в этом случае? Можно (хочу подчеркнуть слово «можно») указать с каким оборудованием придется работать, какие-либо особенности, описать рабочее место.

А вот гарантии и компенсации сотрудник начинает получать только с момента вступления в силу результатов СОУТ. К примеру, я с уверенностью могу сказать, что сварщикам полагается надбавка к зарплате, но выплачивать ее можно только, когда будет утвержден отчет об окончании специальной оценки условий труда.

  • новых рабочих местах;
  • изменении технологического процесса;
  • использовании нового сырья;
  • изменении средств защиты;
  • несчастном случае на производстве;
  • профессиональном заболевании.

Проверка направлена на выявление вредных факторов на производстве, она необходима для определения класса условий труда. Например, аттестация по электробезопасности. Процедура, которая рассчитана на проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала предприятия, в компетенцию которого входит монтаж, эксплуатация, обслуживание, отладка и ремонт электроустановок. Если работники не прошли аттестацию, то к деятельности с использованием электроустановок он не допускается. СОУТ осуществляется компанией, имеющей аккредитованную лабораторию для контроля рабочих мест.

  1. определение состава комиссии во главе с работодателем, в неё входят представители профсоюза;
  2. определение перечня проверяемых рабочих мест;
  3. выбор экспертной организации, заключение договора;
  4. идентификация производственных факторов;
  5. проведение измерений факторов вредности, определение классов.
  6. составление отчета.

Законом предусмотрено предоставление отчёта в экспертную организацию не позднее 3 рабочих дней, ознакомление работников с данными отчета в течение 30 дней. СОУТ не проводится для надомников, сотрудников, работающих дистанционно, лиц, оформивших трудовые отношения с работодателями физическими лицами. Не предусмотрена проверка на вакантных рабочих местах.

За нарушение сроков проведения СОУТ предусмотрены административное взыскания. Размеры штрафов в в Москве и по всей Московской области:

  • для должностных лиц и ИП – 5.000–10.000 руб.;
  • для юридических лиц – 60.000–80.000 руб.;
  • при повторных нарушениях для должностных лиц ИП – 30.000–40.000 руб.;
  • в той же ситуации для юридических лиц – 100.000–200.000 руб.

Если подобные нарушения были выявлены ранее, применима дисквалификация должностного лица на срок 1–3 года, приостановка работы предприятия до 90 дней. В случае нанесения тяжкого вреда здоровью человека размер штрафа увеличивается до 400.000 руб., предусмотрены обязательные или исправительные работы, лишение свободы.

Если СОУТ была проведена несвоевременно или с нарушениями, организация получит официальное предупреждение. В документе будет установлен срок для устранения нарушений. Если работодатель вовремя отреагирует, наказание не последует. Отказ от проведения чреват серьезными последствиями для руководителя. Если произошёл несчастный случай, не проведение СОУТ становится доказательством вины. Если вам необходима помощь, обратитесь в компанию НОПСС. Наши эксперты проконсультируют, дадут рекомендации, проведут аттестацию сотрудников.

Мы предоставим вам:

  • бесплатное юридическое сопровождение;
  • консультации;
  • оперативное решение проблемы.

Трудинспекторы перешли от слов к делу. Начались штрафы за СОУТ

С 30 декабря 2020 г. действует Закон от 30.12.2020 г. № 503-ФЗ, согласно которому скорректированы положения Закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ о спецоценке.

Работодатель направляет декларацию по СОУТ в региональное отделение Роструда по результатам проведенной оценки. При этом декларация подается по тем рабочим местам, на которых согласно СОУТ:

  • не найдены вредные или опасные факторы;
  • условия труда определены как оптимальные или допустимые. Исключение — рабочие места, утвержденные в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.

До 2021 г. срок действия декларации СОУТ был 5 лет. Если в компании не было несчастных случаев, нарушения требований по охране труда и профзаболеваний у сотрудников, срок продлевался еще на 5 лет.

С 2021 г. декларация стала бессрочной до тех пор, пока условия по рабочему месту сохраняются на необходимом уровне. Эта корректировка внесена в ст. 11 Закона № 426-ФЗ.

Характеристика бессрочности касается деклараций, внесенных в реестр Роструда до 30 декабря 2020 г. и считавшихся поданными за 5 лет. Этот момент указан в п. 2 ст. 2 Закона № 503-ФЗ.

Правила представления декларации соответствия СОУТ регламентированы Приказом Минтруда от 07.02.2014 г. № 80н. Ведомство подготовило поправки в эти правила, а также в правила ведения реестра в связи с объявлением деклараций бессрочными.

Отметим, что для отображения СОУТ в учетной системе 1С:ЗУП имеется широкий функционал и все необходимые формы документов. В том случае, если для работы вам требуются индивидуальные формы или настройки, их можно реализовать с помощью специалистов 1С.

По ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ спецоценка осуществляется не реже 1 раза в 5 лет. Добавление нового пункта внесено на основании Закона № 503-ФЗ — повторную СОУТ можно не проводить по отношению к тем рабочим местам, по которым сдавалась декларация.

При этом имеются исключения по ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ:

  • если был несчастный случае (за исключением виновных действий третьих лиц);
  • если у сотрудника, работавшего на безопасном рабочем месте, обнаружилось профзаболевание из-за вредных или опасных условий трудовой деятельности;
  • если на безопасном рабочем месте при проверке охраны труда найдены нарушения нормативов.

Если любой из этих случаев наступил, работодатель обязан провести внеплановую СОУТ. Об этом указано и в Письме Минтруда от 30.08.2019 г. № 15-1/ООГ-1968.

Работодатели, сдавшие декларацию СОУТ, вправе не проводить спецоценку. Это касается и тех случаев, если с проведения первой СОУТ прошло 5 лет. Итоги спецоценки будут действительны до наступления случаев, указанных в ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ.

Для повышения эффективности работы пользователей к программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» можно подключать удобные сервисы:

  • 1С-Отчетность— для подготовки и сдачи регламентированной отчетности из программ «1С» во все контролирующие органы: ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, Росалкогольрегулирование, Росприроднадзор и ФТС;
  • Информационная система 1С:ИТС— для получения справочной информации по ведению кадрового учета, расчету заработной платы и работе в программе «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 8». В информационной системе 1С:ИТС представлены: «Справочник кадровика», новости, комментарии и консультации специалистов по вопросам кадрового учета, пошаговые инструкции по ведению кадрового учета и расчетам с персоналом в программах «1С», составлению и отправке отчетности в контролирующие органы;
  • 1С:ДиректБанк— для прямого обмена с банками информацией по зарплатным проектам в электронном виде. Можно формировать файлы-заявки на открытие и закрытие лицевых счетов, реестры перечисляемой сотрудникам зарплаты. В типовой поставке формирование таких файлов предусмотрено по универсальному стандарту, который поддерживают многие банки.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Также в рекомендациях Минтруда указано, что в целях контроля за соблюдением работодателем Федерального закона о СОУТ Минтрудом России совместно с Рострудом в 2020 году планируется реализовать механизм предупреждения нарушений обязательных требований российского законодательства о специальной оценке условий труда. Этот механизм контроля за СОУТ заключается в направлении работодателям письменных предупреждений о недопустимости нарушения требований охраны труда и закона о СОУТ. Таким образом, надзорные органы не сразу прибегают к такой форме наказания, как штраф за отсутствие спецоценки рабочих мест, обычно сначала работодатель получает уведомление. В таком предостережении специалисты Роструда должны установить срок устранения возможного нарушения.

Еще один важный момент: кто может оштрафовать за отсутствие спецоценки? Помимо сотрудников Роструда, правом на проведение проверки наделены:

  • трудинспекторы, причем практика показывает, что они интересуются и теми работодателями, которые провели спецоценку, но не вовремя;
  • специалисты Пенсионного фонда РФ. ПФР запрашивал соответствующую документацию по СОУТ в бумажном и электронном виде, сдать ее необходимо было до 01.06.2019. Цель — устранить расхождения данных, содержащихся в ГИС СОУТ с фактически предоставленными данными по спецоценке, содержащимися в отчете.

Минтруд уже разработал порядок привлечения к ответственности: то есть уже решено, как будут штрафовать за отсутствие СОУТ. К работодателю, не исполнившему требования из полученного от Роструда предупреждения, применяется механизм административного рассмотрения правонарушения с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 КоАП РФ. А это штраф в размере до 80 000 рублей — за первичное нарушение и до 200 000 рублей — за повторное. Кроме того, возможна приостановка работы организации или ИП на период до 90 суток. Должностных лиц, допустивших повторное нарушение правил спецоценки, могут дисквалифицировать на период от 1 года до 3 лет.

В Минтруде рассчитывают, что такой подход даст возможность добросовестным и ответственным работодателям устранить нарушения без наложения административных штрафов.

В соответствии с положениями нормативных актов, административный штраф за отсутствие аттестации рабочих мест — не единственное возможное наказание за отсутствие СОУТ. Если в результате несчастного случая причинен тяжкий вред здоровью сотрудника или наступила его смерть, администрацию привлекут по ст. 143 УК РФ. Наказания предусмотрены различные в зависимости от наступивших последствий, среди них есть и серьезные денежные взыскания (до 400 000 рублей) и лишение свободы на продолжительный срок (до 5 лет).

СОУТ (специальная оценка условий труда)

Она предусмотрена специальной статьей КоАП РФ — 4.54. За нарушение порядка спецоценки юрлицам выпишут штраф в размере от 70 000 до 100 000 рублей, должностным лицам — в размере от 20 000 до 30 000 рублей. За повторное правонарушение санкции предусмотрены более серьезные, причем юрлицу грозит административное приостановление деятельности. Эксперт по данной статье несет ответственность как должностное лицо.

В своих рекомендациях специалисты Минтруда напомнили всем работодателям основные принципы СОУТ. В частности, о том, что:

  1. В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда является обязательной и проводится у всех работодателей, независимо от организационно-правовой формы. В противном случае штраф за отсутствие СОУТ в 2021 году сотрудники Роструда выпишут в обязательном порядке. Но исключения имеются.
  2. По нормам Трудового кодекса РФ, работодатель — это физическое (ИП) либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с физлицом-работником.
  3. Если у индивидуального предпринимателя отсутствуют наемные работники по трудовому договору, то специальная оценка у него не проводится.
  4. Если ИП привлекает специалистов (бухгалтеров, юристов и т. п.) на условиях аутсорсинга (по гражданско-правовому договору), эти специалисты работают на дому (или дистанционно) и у них отсутствуют постоянные рабочие места, то СОУТ у таких предпринимателей не проводится.
  5. Работодатели обязаны подавать декларацию в отношении всех рабочих мест, на которых не выявлены по результатам специальной оценки условий труда вредные и (или) опасные производственные факторы. Такая декларация подается в Государственную инспекцию труда субъекта РФ (по месту нахождения работодателя). Срок действия поданной декларации — 10 лет, но только при условии, что на декларируемых рабочих местах за этот период не происходили несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания или нарушения, выявленные при проверках ГИТ. Минтруд напомнил, что декларацию о СОУТ можно подать дистанционно на сайте Роструда в интернете.
  6. Организации или ИП-работодатели, образованные в 2021 году, или новые рабочие места должны быть проверены в срок 12 месяцев с момента организации: если в организации появилось новое рабочее место, к примеру, в декабре 2021 года, то срок завершения специальной оценки условий труда — не позднее декабря 2020 года.

Спецоценку в общем случае обязаны проходить все организации и индивидуальные предприниматели, нанявшие хотя бы одного сотрудника. Это следует из статьи 4 Закона о СОУТ.

Закон не регламентирует стоимость процедуры. Цена зависит от ряда факторов: условий рынка, размера организации, численности персонала и проч. В среднем СОУТ одного места обходится в сумму от 600 руб. В большинстве аккредитованных компаний установлен нижний порог цены: даже если спецоценку нужно провести в отношении незначительного числа рабочих мест, например, одного или двух, за процедуру придется заплатить минимум 10 000 рублей.

Также в рекомендациях Минтруда указано, что в целях контроля за соблюдением работодателем Федерального закона о СОУТ Минтрудом России совместно с Рострудом в 2021 году планируется реализовать механизм предупреждения нарушений обязательных требований российского законодательства о специальной оценке условий труда. Этот механизм контроля за СОУТ заключается в направлении работодателям письменных предупреждений о недопустимости нарушения требований охраны труда и закона о СОУТ. Таким образом, надзорные органы не сразу прибегают к такой форме наказания, как штраф за отсутствие спецоценки рабочих мест, обычно сначала работодатель получает уведомление. В таком предостережении специалисты Роструда должны установить срок устранения возможного нарушения.

Еще один важный момент: кто может оштрафовать за отсутствие спецоценки? Помимо сотрудников Роструда, правом на проведение проверки наделены:

  • трудинспекторы, причем практика показывает, что они интересуются и теми работодателями, которые провели спецоценку, но не вовремя;
  • специалисты Пенсионного фонда РФ. ПФР запрашивал соответствующую документацию по СОУТ в бумажном и электронном виде, сдать ее необходимо было до 01.06.2019. Цель — устранить расхождения данных, содержащихся в ГИС СОУТ с фактически предоставленными данными по спецоценке, содержащимися в отчете.

Процедуру проведения спецоценки следует начать с создания комиссии, в которую войдут:

  • представитель администрации;
  • специалист по охране труда;
  • представитель первичной профсоюзной организации.

Нами указан минимально возможный состав такой комиссии, однако она может быть значительно больше. Главное условие – количество ее членов должно быть нечетным.

Перед тем, как начнется специальная оценка (штраф за спецоценку условий труда достаточно высокий) комиссией утверждается перечень рабочих мест, которые будут проанализированы. В том числе, готовится список аналогичных рабочих мест. Объясняется это тем, что не нужно оценивать все похожие рабочие места. Достаточно оценить лишь 20% (минимум – 2 рабочих места).

В целях проведения специальной оценки рабочих мест признаются аналогичными рабочие места, удовлетворяющие следующим условиям:

  • расположены в одном или однотипных производственных помещениях;
  • данные помещения (производственные зоны) оборудованы однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • персонал, занимающий данные рабочие места, работает по одной и той же профессии (должности, специальности) и имеет одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени;
  • работники используют одинаковое производственное оборудование, инструменты и приспособления;
  • работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Изменения в спецоценке условий труда с 1 января 2021 года

Минтруд уже разработал порядок привлечения к ответственности: то есть уже решено, как будут штрафовать за отсутствие СОУТ. К работодателю, не исполнившему требования из полученного от Роструда предупреждения, применяется механизм административного рассмотрения правонарушения с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 КоАП РФ. А это штраф в размере до 80 000 рублей — за первичное нарушение и до 200 000 рублей — за повторное. Кроме того, возможна приостановка работы организации или ИП на период до 90 суток. Должностных лиц, допустивших повторное нарушение правил спецоценки, могут дисквалифицировать на период от 1 года до 3 лет.

В Минтруде рассчитывают, что такой подход даст возможность добросовестным и ответственным работодателям устранить нарушения без наложения административных штрафов.

В соответствии с положениями нормативных актов, административный штраф за отсутствие аттестации рабочих мест — не единственное возможное наказание за отсутствие СОУТ. Если в результате несчастного случая причинен тяжкий вред здоровью сотрудника или наступила его смерть, администрацию привлекут по ст. 143 УК РФ. Наказания предусмотрены различные в зависимости от наступивших последствий, среди них есть и серьезные денежные взыскания (до 400 000 рублей) и лишение свободы на продолжительный срок (до 5 лет).

Она предусмотрена специальной статьей КоАП РФ — 4.54. За нарушение порядка спецоценки юрлицам выпишут штраф в размере от 70 000 до 100 000 рублей, должностным лицам — в размере от 20 000 до 30 000 рублей. За повторное правонарушение санкции предусмотрены более серьезные, причем юрлицу грозит административное приостановление деятельности. Эксперт по данной статье несет ответственность как должностное лицо.

Закон о спецоценке заработал в 2014 году, и у работодателей было время на ее проведение вплоть до 31.12.2018. Компании, которые открылись за несколько месяцев до истечения этого срока, успеть ее провести не могли. Поэтому штрафы за отсутствие спецоценки в 2020 году не предусмотрены для работодателей, которые работают менее 1 года.

Но вновь созданным организациям на СОУТ дается 12 месяцев со дня введения в эксплуатацию рабочих мест. И не важно, относится производство к микробизнесу или среднему предпринимательству. Поскольку вопрос, будут ли штрафовать микропредприятия за отсутствие СОУТ, на уровне правительства решен давно: наказывать надо всех, кто нарушит требования закона.

  • для сотрудников, ответственных за проверку 30 – 40 тыс. руб., или лишение полномочий до 3 лет;
  • для ИП 30 – 40 тыс. руб. либо прекращение работы на срок до 3 мес.;
  • для юр. лиц 100 – 200 тыс. руб. либо прекращение работы на тот же срок, как в случае с ИП.

По информации от трудовой инспекции штрафы за отсутствие специальной оценки условий труда в 2021 году грозят только тем организациям, проверка которых запланирована этим годом, или тем организациям, где зафиксированы несчастные случаи. Остальным, для которых итоги по СОУТ с 1 января 2021 г не зафиксированы в системе, будет направлено предупреждение о необходимости за полгода оценить трудовые условия работников. А вот автоматическая проверка начнется с января 2021года. Под санкции попадут организации, информации о проверке которых нет в программе Минтруда. Тогда уже и штрафы будет начислять и рассылать сама система.

В действующем законодательстве предусмотрена только одна статья, по которой назначат штраф за отсутствие СОУТ в 2021 году, — ст. 5.27.1 КоАП РФ. Часть 2 этой статьи позволяет наказывать работодателей и их должностных лиц за отсутствие или нарушение порядка проведения оценки. При повторном нарушении их привлекут к ответственности по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Указанные нормы распространяются на ситуации, когда работодатель не ознакомил работников с результатами спецоценки, поскольку это нарушение порядка проведения исследований рабочих мест.

Согласно закону «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ, от 28 декабря 2013 г., проведение СОУТ – прямая и непосредственная обязанность работодателя. Все вопросы организации и оплаты данной процедуры предприятие должно брать на себя. Таким образом, ответственность за отсутствие или некорректно осуществленную спецоценку полностью возлагается на работодателя.

Штрафы за непроведение СОУТ в 2021 году ожидают всех, кто не завершил спецоценку до 31 декабря 2021. Расскажем, какую сумму придется выложить в этом случае, кто несет ответственность, можно ли избежать наказания.

Сразу штрафовать за отсутствие спецоценки не будут

При указанных обстоятельствах штраф за непроведение СОУТ в 2021 году ИП не грозит. Также Роструд пообещал, что в течение 2021 года при выявлении нарушений будет действовать система предупреждений. Вначале работодатель, своевременно не организовавший специальную оценку условий труда, получит письменное уведомление (предостережение) о допущенном неисполнении закона и требованием устранить нарушение в обозначенный срок. Только если предостережение будет проигнорировано, на предприятие или ИП наложат административный штраф.

16-го января 2021 года Министерство труда РФ дало Разъяснения по вопросам проведения СОУТ индивидуальными предпринимателями и малым бизнесом. Ведомство напомнило, что в соответствии с законом № 426-ФЗ от 28.12.2013, спецоценка условий труда проводится всеми работодателями.

Остался всего месяц у тех образовательных организаций, которые еще не завершили спецоценку рабочих мест. Им необходимо приложить все усилия для того, чтобы выполнить свои обязанности по охране труда, ведь штрафы обойдутся значительно дороже! Напоминаем, что спецоценке подлежат абсолютно все рабочие места в организации. Поэтому и отсутствие СОУТ по отдельным рабочим местам расценивается как отдельное правонарушение, а, следовательно, штраф в размере 60-200 тыс. рублей может быть за каждое «неоцененное» рабочее место!

Повторные нарушения в области проведения спецоценки наказываются гораздо более значительными штрафами. Предполагается, что работодатель, допустивший первичное нарушение, мог сделать это по незнанию, отсутствию необходимых навыков применения законодательства и т.д. Однако повторение нарушения в этой сфере свидетельствует о его недостаточно серьезном отношении к исполнению своих обязанностей. При этом не имеет значения, имеют ли первичное и повторное нарушение идентичный характер или связаны с различными требованиями закона. Поэтому в случае, если за организацией уже числится штраф за проступок в этой области, следует особенно внимательно контролировать соблюдение актуального порядка проведения СОУТ.

Также в рекомендациях Минтруда указано, что в целях контроля за соблюдением работодателем Федерального закона о СОУТ Минтрудом России совместно с Рострудом в 2020 году планируется реализовать механизм предупреждения нарушений обязательных требований российского законодательства о специальной оценке условий труда. Этот механизм контроля за СОУТ заключается в направлении работодателям письменных предупреждений о недопустимости нарушения требований охраны труда и закона о СОУТ. Таким образом, надзорные органы не сразу прибегают к такой форме наказания, как штраф за отсутствие спецоценки рабочих мест, обычно сначала работодатель получает уведомление. В таком предостережении специалисты Роструда должны установить срок устранения возможного нарушения.

Еще один важный момент: кто может оштрафовать за отсутствие спецоценки? Помимо сотрудников Роструда, правом на проведение проверки наделены:

  • трудинспекторы, причем практика показывает, что они интересуются и теми работодателями, которые провели спецоценку, но не вовремя;
  • специалисты Пенсионного фонда РФ. ПФР запрашивал соответствующую документацию по СОУТ в бумажном и электронном виде, сдать ее необходимо было до 01.06.2019. Цель — устранить расхождения данных, содержащихся в ГИС СОУТ с фактически предоставленными данными по спецоценке, содержащимися в отчете.

Минтруд уже разработал порядок привлечения к ответственности: то есть уже решено, как будут штрафовать за отсутствие СОУТ. К работодателю, не исполнившему требования из полученного от Роструда предупреждения, применяется механизм административного рассмотрения правонарушения с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 КоАП РФ. А это штраф в размере до 80 000 рублей — за первичное нарушение и до 200 000 рублей — за повторное. Кроме того, возможна приостановка работы организации или ИП на период до 90 суток. Должностных лиц, допустивших повторное нарушение правил спецоценки, могут дисквалифицировать на период от 1 года до 3 лет.

В Минтруде рассчитывают, что такой подход даст возможность добросовестным и ответственным работодателям устранить нарушения без наложения административных штрафов.

В соответствии с положениями нормативных актов, административный штраф за отсутствие аттестации рабочих мест — не единственное возможное наказание за отсутствие СОУТ. Если в результате несчастного случая причинен тяжкий вред здоровью сотрудника или наступила его смерть, администрацию привлекут по ст. 143 УК РФ. Наказания предусмотрены различные в зависимости от наступивших последствий, среди них есть и серьезные денежные взыскания (до 400 000 рублей) и лишение свободы на продолжительный срок (до 5 лет).

Она предусмотрена специальной статьей КоАП РФ — 4.54. За нарушение порядка спецоценки юрлицам выпишут штраф в размере от 70 000 до 100 000 рублей, должностным лицам — в размере от 20 000 до 30 000 рублей. За повторное правонарушение санкции предусмотрены более серьезные, причем юрлицу грозит административное приостановление деятельности. Эксперт по данной статье несет ответственность как должностное лицо.

Не обязательна спецоценка только для предприятий — ИП, без работников и с работниками, нанятыми по аутсорсингу, и для новых рабочих мест (напомним, что на их оценку дается 12 месяцев). Кроме того, в отношении рабочих мест, где не выявлены вредные или опасные условия, подается только декларация в трудинспекцию. Соблюдая эти условия, можно наказаний избежать. Кроме того, не рекомендуется игнорировать предупреждения контролирующих органов, направленные в превентивном порядке.

Иных специальных положений для различных групп предприятий не предусмотрено. Так, отпадает вопрос, будут ли штрафовать микропредприятия за отсутствие СОУТ: да, будут, так как никаких льгот для этой категории работодателей не установлено.

Пока денежные взыскания и другие виды ответственности за несоблюдение правил проведения спецоценки налагаются преимущественно специалистами Государственной инспекции труда при проведении плановых и внеплановых проверок выполнения трудового законодательства. Однако Роструд уже предупредил работодателей о том, что в ближайшем будущем эта система начнет действовать автоматически.

Технические возможности для этого действительно есть. Ответственные органы будут проводить сопоставление данных из Федеральной системы учета результатов СОУТ (ФГИС), а также баз данных о регистрации новых компаний и других информационных ресурсов. Это позволит быстро выявлять организации, которые были зарегистрированы более года назад, но так и не провели спецоценку. В результате к таким компаниям будут применяться автоматические штрафы СОУТ, а избежать наказания станет практически невозможно. Поэтому предприятиям рекомендуется уделять особое внимание выполнению требований 426-ФЗ.

Основную часть ответственности за непроведение СОУТ несут работодатель или руководитель предприятия. Административный штраф за непроведение СОУТ урегулирован ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ. Данный документ, для расчета размера штрафа, предусматривает четкую градацию по форме собственности.

Размер штрафа за отсутствие СОУТ с 2018 года:

  • ИП без статуса юр.лица — от 5 до 10 тыс. рублей;

  • руководитель фирмы, ответственный за анализ — от 5 до 10 тыс. рублей;

  • юр.лицо — от 60 до 80 тыс. рублей.

Административное взыскание грозит не только за неимение СОУТ. Есть ряд оснований, по которым к физлицу или компании могут предъявить претензии.

Основания для претензий за отсутствие СОУТ:

  • нарушение нанимателем принятого алгоритма проведения исследований места работы;

  • допуск сотрудника к работе без лекций по ОТ и без прохождения медосмотра;

  • отсутствие у сотрудника во время рабочей смены предписанных в карте СОУТ приспособлений индивидуальной защиты;

  • несоблюдение методических рекомендаций по результатам лабораторного изучения на рабочем месте.

Отсутствие специальной оценки условий труда или регулярное несоблюдение норм и предписаний влечет за собой более строгое наказание. При проверке надзорные органы, неоднократно могут указывать одни и те же замечания. При этом сумма выписанных взысканий формируется в согласии с ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП.

Схема взыскания штрафов:

  • должностные лица — от 30 до 40 тыс. рублей, с риском получить трудовую дисквалификацию от 1 до 3 лет;

  • ИП — от 30 до 40 тыс. рублей, с угрозой приостановки деятельности на 90 суток;

  • юридические лица — от 100 до 200 тыс. рублей, с возможной “заморозкой” деятельности на 90 суток.

Штрафы налагают в равной степени за злостное уклонение от процедуры или по незнанию норм законодательства.

Госинспектора особенно тщательно контролируют рабочие места:

  • с досрочным выходом сотрудника на пенсию;

  • с вредными и опасными условиями труда;

  • с наличием льгот и преференций.

Важно! Проверка места труда удаленного работника не требуется!

Самая строгая мера пресечения за нарушение СОУТ — уголовная ответственность. В большинстве случаев ее можно было бы избежать, при надлежащем исполнении обязанностей согласно закону.

Прямым доказательством вины работодателя при несчастном случае на предприятии становится отсутствие отчета о спецоценке рабочего места. Объем ответственности за нарушение СОУТ в таком случае существенно возрастает, и квалифицируется, как уголовное преступление. Под несчастным случаем на производстве подразумевается нанесение тяжкого увечья или смертельный исход.

Наличие страхового случая, повлекшего тяжкие нарушения здоровья или смерть, грозят руководству:

  • финансовыми санкциями, суммой 400 тыс. рублей;

  • обязательными работами, продолжительностью 140-280 часов;

  • исправительными работами, сроком два года;

  • лишением свободы до одного года.

За смерть одного сотрудника по неосмотрительности руководителя применят:

  • принудительные работы продолжительностью до 4 лет;

  • запрет на ведение деятельности до 3 лет;

  • ограничение на занимаемый пост до 3 лет.

Массовый смертельный случай на предприятии в количестве двух и более человек:

  • принудительные работы или ограничение свободы на срок до 5 лет;

  • запрет на руководящую должность или хоздеятельность до 3 лет.

Помимо уголовного наказания, руководитель компании или частное лицо, несет ответственность по выплате морального ущерба в финансовом эквиваленте.

Наказания за халатное отношение к СОУТ начнут применять с 01.01.2019 года Рострудом во время плановых и внеплановых проверок. Исключением будет выявление нарушения во время автоматизированной проверки. В таком случае, нарушителю направят письменное предупреждение с продлением срока проведения процедуры на 6 месяцев.

Действие закона о проведении СОУТ вступило в силу с 2014г., но полноценно электронная система Минтруда, куда вносят показатели проверки, заработала в 2015г. Те, кто прошли проверку раньше, могли неправильно отразиться в электронной базе или не отразиться в ней вовсе.

По информации от трудовой инспекции штрафы за отсутствие специальной оценки условий труда в 2020 году грозят только тем организациям, проверка которых запланирована этим годом, или тем организациям, где зафиксированы несчастные случаи. Остальным, для которых итоги по СОУТ с 1 января 2020 г не зафиксированы в системе, будет направлено предупреждение о необходимости за полгода оценить трудовые условия работников. А вот автоматическая проверка начнется с января 2020года. Под санкции попадут организации, информации о проверке которых нет в программе Минтруда. Тогда уже и штрафы будет начислять и рассылать сама система.

Проведение СОУТ осуществляется на основании нормативов РФ:

  • Закон № 426-ФЗ;
  • КоАП (ст. 5.27.1);
  • Трудовой кодекс;
  • Уголовный кодекс (ст. 143);
  • Постановление Правительства РФ №290 14.04.2014 (содержащее список рабочих зон, в отношении которых обозначены особенности проведения проверок).

Законодательно прописанные в ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП штрафы за СОУТ в январе 2020, увеличены практически вдвое, чем при раннее действующей аттестации рабочих зон. Остается наедятся, что эти санкции заставят предприятия, регулярно нарушающие закон, задуматься, о том, что дешевле организовать СОУТ, чем попасть под штрафы из-за мошенничества.

Если непроведение СОУТ повлекло смерть сотрудника на предприятии или ухудшение его здоровья, то гендиректор и специалист по ОТ привлекаются к уголовной ответственности. В УК РФ (ст. 143) прописаны наказания:

  • денежный штраф, 400 тыс. руб. и более или до года тюремного заключения — при нанесении существенного вреда здоровью работника (ч. 1);
  • до 4 лет тюремного заключения — если нарушение повлекло смерть работника (ч. 2);
  • до 5 лет тюремного заключения — если нарушение повлекло смерть 2 работников и более (ч. 3).

Повторное и последующее отступления от правил проведения СОУТ в силу ч.5 ст.5.27.1 КоАП предусматривает наказание:

  • для сотрудников, ответственных за проверку 30 – 40 тыс. руб., или лишение полномочий до 3 лет;
  • для ИП 30 – 40 тыс. руб. либо прекращение работы на срок до 3 мес.;
  • для юр. лиц 100 – 200 тыс. руб. либо прекращение работы на тот же срок, как в случае с ИП.

Работодатель может проводить проверку только совместно со спец. организациями, требования к которым прописаны в ст.19 Закона №426-ФЗ. Таких организаций не так много. Их перечень можно найти на сайте Минтруда.

Результаты проверок совместно с иными организациями, согласно тому же закону, будут недействительны.

После утверждения данных проверки их знакомят с сотрудниками под подпись. Если работник не согласен с результатами, он имеет право обжаловать их в суде (ст.5 Закона №426-ФЗ).

Государственная инспекция уполномочена проверять и контролировать работу спец организаций проводящих СОУТ. При нарушении утвержденных способов проверки и исследований, фальсификации результатов, эксперты по СОУТ также подвергаются административным взысканиям, вплоть до временного отстранения от выполнения работы.

Федеральным законом № 426-ФЗ установлена правовая основа проведения специальной оценки условий труда в Российской Федерации, в том числе обязательные требования к процессу проведения СОУТ, в том числе, к исследованиям (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов, к организациям и экспертам, проводящим специальную оценку условий труда, к экспертизе качества специальной оценки условий труда.

Перечень статей, содержащих обязательные требования:

  • Статья 4. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда.
  • Статья 5. Права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда.
  • Статья 6. Права и обязанности организации, проводящей специальную оценку условий труда.
  • Статья 8. Организация проведения специальной оценки условий труда.
  • Статья 11. Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
  • Статья 12. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов.
  • Статья 15. Результаты проведения специальной оценки условий труда.
  • Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда.
  • Статья 19. Организация, проводящая специальную оценку условий труда.
  • Статья 20. Эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
  • Статья 21. Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
  • Статья 24. Экспертиза качества специальной оценки условий труда.
  • Статья 25. Государственный контроль (надзор) и профсоюзный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьёй 25 Федерального закона № 426-ФЗ Государственный контроль (надзор) и профсоюзный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона возложен на Роструд и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации.

Формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 3 постановления Правительства № 599).

Постановлением устанавливаются обязательные требования к организациям, проводящим специальную оценку условий труда при допуске к деятельности по проведению специальной оценки условий труда (п. 5 — 7 постановления Правительства № 599).

Постановлением урегулированы вопросы приостановления деятельности (п. 15 постановления Правительства № 599), а также исключения из реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда (п. 20 постановления Правительства № 599).

Какое кассовое оборудование использовать с 6 августа 2021 года

Постановлением определен порядок аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи и аннулирования сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (далее соответственно — аттестация, сертификат эксперта), а также срок его действия.

Правилами, утвержденными постановлением Правительства № 614 (далее — Правила), установлены обязательные требования к лицам, претендующим на получение сертификата эксперта (п. 2 — 7 постановления Правительства № 614).

Правилами установлен порядок прохождения аттестационного испытания претедентом (13 — 27 постановления Правительства № 614). Тестирование проводится в территориальном органе Роструда в субъекте Российской Федерации, где проживает допущенный Минтрудом России в установленном порядке к аттестации претендент. По результатам тестирования Минтруд принимает решение о выдаче сертификата эксперта (или отказе в выдаче сертификата).

Правилами установлен порядок аннулирования сертификата эксперта (п. 41 — 42 постановления Правительства № 614).

Закон о спецоценке заработал в 2014 году, и у работодателей было время на ее проведение вплоть до 31.12.2018. Компании, которые открылись за несколько месяцев до истечения этого срока, успеть ее провести не могли. Поэтому штрафы за отсутствие спецоценки в 2020 году не предусмотрены для работодателей, которые работают менее 1 года.

Но вновь созданным организациям на СОУТ дается 12 месяцев со дня введения в эксплуатацию рабочих мест. И не важно, относится производство к микробизнесу или среднему предпринимательству. Поскольку вопрос, будут ли штрафовать микропредприятия за отсутствие СОУТ, на уровне правительства решен давно: наказывать надо всех, кто нарушит требования закона.

По официальным данным, СОУТ завершилась в установленный срок в отношении порядка 72% всех рабочих мест. Собственникам оставшихся 28%, очевидно, грозит штраф за отсутствие спецоценки рабочих мест в 2020 г., внеплановые проверки ГИТ и иные «прелести».

Но Минтруд пообещал, что сразу наказывать не будут. В разъяснениях ведомства от 16.01.2019 сказано, что задача чиновников — узнать реальное состояние рабочих мест, а не просто наказать непослушных предпринимателей. И до того, как будут штрафовать за отсутствие СОУТ, компаниям разошлют официальные предостережения о недопустимости нарушения требований охраны труда. В этих предостережениях инспекторы ГИТ пропишут сроки устранения нарушений. Если на такое предупреждение работодатель не отреагирует, его накажут. Если в компании пока не успели, но уже начали проверку и анализ производственных факторов, ГИТ не станет наказывать ни должностных лиц, ни саму организацию за нарушение сроков.

Общий порядок выполнения СОУТ на предприятии остался прежним. Работодатель, которому нужно организовать спецоценку на предприятии, должен обратиться к специализированной организации, внесенной в реестр Минтруда. Самостоятельно проводить эту процедуру он не имеет права.

Основные этапы выполнения оценки включают:

  • создание работодателем комиссии по СОУТ для составления списка рабочих мест, подлежащих оценке, и определения аналогичных рабочих позиций;
  • выбор исполнителя и заключение с ним договора о выполнении работ;
  • передачу исполнителю необходимых документов, характеризующих условия труда работников при выполнении должностных обязанностей;
  • проведение исполнителем идентификации наличия вредоносных факторов на конкретных рабочих местах;
  • в случае выявления таких факторов – определение интенсивности их воздействия на работников;
  • классификация проанализированных рабочих мест и составление отчета по СОУТ;
  • утверждение отчета работодателем;
  • передача исполнителем данных о результатах СОУТ в федеральную государственную систему учета;
  • выполнение работодателем обязательств по итогам СОУТ согласно действующему законодательству, включая информирование работников об условиях труда на их местах, публикацию данных об итогах спецоценки на официальном сайте компании, внедрение дополнительных мер по охране труда и проч.

Основные изменения действующего законодательства в 2020 году коснулись процедуры передачи данных о результатах СОУТ компетентным государственным органам. Они были внесены федеральным законом от 27.12.2019 N 451-ФЗ. Отметим, что, возможно, в течение года этот порядок будет дополнительно изменяться: например, сейчас рассматривается перенос сроков действия сертификатов по СОУТ в 2020 году.

Федеральный закон № 426-ФЗ устанавливает для организаций, проводящих процедуру СОУТ, обязанность по передаче данных о ее итогах в Федеральную государственную информационную систему (ФГИС). Однако, проанализировав ситуацию по этому вопросу, уполномоченное ведомство признало ее неудовлетворительной. Это повлекло за собой необходимость пересмотра ранее действовавшего механизма с тем, чтобы повысить ответственность исполнителей за выполнение этой обязанности.

Теперь организация, которая будет проводить спецоценку на предприятии, обязана передать сведения об этом в Федеральную государственную систему уже после подписания договора с заказчиком – то есть до начала работ. Это нужно сделать не позже, чем через 5 рабочих дней после оформления договора. Помимо сведений о самом факте о планируемой спецоценке, исполнитель также сообщает уполномоченному ведомству название организации, где будут проводиться работы, ее реквизиты – ИНН и ОГРН, численность сотрудников предприятия, номера рабочих мест, подлежащих спецоценке, и СНИЛС занимающих их работников.

После получения соответствующих данных система автоматически присваивает заявке идентификационный номер, после чего исполнитель может приступать к выполнению работ. О факте получения этого номера организация, которая будет проводить СОУТ на предприятии, обязана сообщить его руководству за три 3 рабочих дня со даты его присвоения.

  • Создаётся комиссия, в составе которой должны находится представитель работодателя, специалист по охране труда. Главным условием остаётся то, что в комиссии должно быть нечётное число членов. Состав и порядок деятельности комиссии проводится приказом руководителя организации.
  • Далее установленная приказом Комиссия должна определить перечень рабочих мест для проведения СОУТ. На этом этапе необходимо определить, какие рабочие места по характеристикам сходятся. Такая процедура позволит снизить расходы на проведение процедуры.
  • Составить договор с организацией, которая проводит СОУТ и согласуйте график проведения процедуры.
  • Подготовьте для представителей организации, которая проводит СОУТ, техническую документацию, документы на оборудование и сырье, должностные инструкции.
  • предупреждение
  • наложение административного штрафа на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 60 тысяч до 80 тысяч рублей.
  • для сотрудников, ответственных за проверку 30 – 40 тыс. руб., или лишение полномочий до 3 лет;
  • для ИП 30 – 40 тыс. руб. либо прекращение работы на срок до 3 мес.;
  • для юр. лиц 100 – 200 тыс. руб. либо прекращение работы на тот же срок, как в случае с ИП.

По информации от трудовой инспекции штрафы за отсутствие специальной оценки условий труда в 2021 году грозят только тем организациям, проверка которых запланирована этим годом, или тем организациям, где зафиксированы несчастные случаи. Остальным, для которых итоги по СОУТ с 1 января 2021 г не зафиксированы в системе, будет направлено предупреждение о необходимости за полгода оценить трудовые условия работников. А вот автоматическая проверка начнется с января 2021года. Под санкции попадут организации, информации о проверке которых нет в программе Минтруда. Тогда уже и штрафы будет начислять и рассылать сама система.

Согласно закону «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ, от 28 декабря 2013 г., проведение СОУТ – прямая и непосредственная обязанность работодателя. Все вопросы организации и оплаты данной процедуры предприятие должно брать на себя. Таким образом, ответственность за отсутствие или некорректно осуществленную спецоценку полностью возлагается на работодателя.

Штрафы за непроведение СОУТ в 2021 году ожидают всех, кто не завершил спецоценку до 31 декабря 2021. Расскажем, какую сумму придется выложить в этом случае, кто несет ответственность, можно ли избежать наказания.

Как организацию накажут за отсутствие СОУТ

При указанных обстоятельствах штраф за непроведение СОУТ в 2021 году ИП не грозит. Также Роструд пообещал, что в течение 2021 года при выявлении нарушений будет действовать система предупреждений. Вначале работодатель, своевременно не организовавший специальную оценку условий труда, получит письменное уведомление (предостережение) о допущенном неисполнении закона и требованием устранить нарушение в обозначенный срок. Только если предостережение будет проигнорировано, на предприятие или ИП наложат административный штраф.

16-го января 2021 года Министерство труда РФ дало Разъяснения по вопросам проведения СОУТ индивидуальными предпринимателями и малым бизнесом. Ведомство напомнило, что в соответствии с законом № 426-ФЗ от 28.12.2013, спецоценка условий труда проводится всеми работодателями.

За неполное предоставление гарантий и компенсаций персоналу, занятому на рабочих местах с 3 и 4 классом опасности, – последуют штрафы за отсутствие каждой льготы. Нет молока и лечебного питания – до 80 000 р. Не сокращено рабочее время и не выделен дополнительный отпуск — от 30 до 50 000 р.

За непроведение СОУТ в установленные сроки предусмотрены штрафные санкции. Взыскание также может быть наложено, если руководство не ознакомило сотрудников с результатами специальной оценки, не привлекло для ее проведения аккредитованную стороннюю организацию или неправильно оформило результаты исследований.

Непроведение СОУТ влечет за собой привлечение к административной ответственности. Для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей сумма штрафа составит от 5000 до 10000 рублей, для юридических лиц — от 60 000 до 80 000 рублей.

Территориальный отдел Министерства семьи и труда РБ по Туймазинскому району и г.Туймазы напоминает, что в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426 «О специальной оценке условий труда» все работодатели обязаны обеспечить проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) на рабочих местах работников до 31 декабря 2021 года.

СОУТ — это исследование рабочих зон на предмет наличия факторов, опасных для жизни и здоровья работника или отсутствие таковых факторов. Процедура также призвана улучшить качество и своевременность начисления утвержденных выплат сотрудникам, работающим в условиях с повышенным риском.

Согласно статистике, до введения проверки в трудовую госинспекцию поступало огромное количество жалоб граждан, связанных с нарушением трудовых условий. Тогда в конце 2013 года, правительством был принят закон о введении обязательной проверки рабочих зон.

Структура СОУТ предназначена для защиты прав сотрудников, работающих на местах повышенной опасности, посредством выявления недобросовестных работодателей на территории РФ, незаконно экономящих на выплатах.

В соответствии с ч. 3 закона N 426-ФЗ, оценке подлежат рабочие зоны всех сотрудников, кроме:

  • удаленных;
  • надомных (фрилансеры);
  • вступивших отношения с работодателем не являющимся ИП (няни, или репетиторы и др.).

Проверка совершается раз в пятилетку. Для этого создается специальная комиссия с участием лица, отвечающего за ОТ на предприятии, одного из членов профсоюза в лице работника и экспертов привлеченных из спец. организаций. Для проведения оценки составляется приказ или распоряжение. По итогам проверки заполняется декларация, которая отправляется в электронном виде в базу данных Минтруда.

Штраф за отсутствие соут размеры в 2021 году последствия непроведения соут

Ранее для нарушений в области ОТ была общая статья с единым основанием – нарушение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права. Теперь в статье 5.27 КоАП РФ сделали градацию на конкретные основания. Укажем, какие это виды наказаний и размеры штрафов, предусмотренные к ним:

  1. Нарушения государственных нормативных требований ОТ (за исключением тех видов нарушений, которые будут указаны ниже) влекут предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 5 тыс. рублей, для ИП – от 2 до 5 тыс., для юрлиц – от 50 до 80 тыс. рублей.
  2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ либо ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей, на ИП – от 5 до 10 тыс. рублей, на юридических лиц – от 60 до 80 тыс. рублей.
  3. Допуск работника к исполнению трудовых обязательств без проведения обучения по вопросам ОТ, без прохождения обязательных и (или) периодических медицинских осмотров, в случае медицинских противопоказаний, без наличия психиатрических освидетельствований влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 15 до 25 тыс. рублей, на ИП – от 15 до 25 тыс. рублей, на юридических лиц – от 110 до 130 тыс. рублей.
  4. За необеспечение работников СИЗ предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 20 до 30 тыс. рублей, для ИП – от 20 до 30 тыс. рублей, для юрлица – от 130 до 150 тыс. рублей.
  5. Нарушения государственных нормативных требований ОТ лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, влечет наложение штрафа на должностное лицо от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификацию сроком от 1 года до 3-х лет, на ИП – от 30 до 40 тыс. рублей или приостановление деятельности сроком до 90 суток, для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности сроком до 90 суток.

Также повышается ответственность работодателя в отношении своевременной передачи результатов СОУТ в Государственную инспекцию труда. В соответствии с изменениями в статью 19.5 КоАП РФ, для должностного лица размер штрафа составит от 20 до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3-х лет, для ИП – от 30 до 50 тыс. рублей, для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. рублей.

Работодатель может быть привлечен к ней в случае причинения тяжкого вреда человеку и в случае смерти работников. Ранее, за причинение тяжкого вреда человеку, в соответствии с частью 1 статьи 143 УК РФ, для должностных лиц назначался административный штраф до 200 тыс.

рублей или в размере заработной платы за период до 18 месяцев, или обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные или принудительные работы сроком до 1 года; либо лишение свободы сроком до 1 года. В соответствии с изменениями размер штрафа повышается до 400 тыс.

рублей, срок для обязательных работ устанавливается от 180 до 240 часов, срок исправительных работ увеличен до 2-х лет, сроки принудительных работ и лишения свободы остаются без изменений.

Глава 14 КоАП РФ была дополнена новой статьей 14.54 «Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда», в которой содержится информация об административных правонарушениях в отношении деятельности организаций и экспертов, проводящих СОУТ.

В случае нарушения организацией порядка спецоценки административный штраф для должностного лица будет равен от 20 до 30 тыс. рублей, для юридического – от 70 до 100 тыс. рублей.

За совершение аналогичных правонарушений для должностных лиц предусмотрены штрафные санкции в виде дисквалификации на срок от 1 года до 3-х лет или штраф в размере от 40 до 50 тыс. рублей, для юридического лица – от 100 до 200 тыс. рублей или административное приостановление деятельности сроком до 90 суток.

Эксперт организации, проводившей оценку, при совершении нарушений несет административную ответственность как должностное лицо. Если в судебном порядке его отстранят от выполнения должностных обязанностей, он может лишиться сертификата, который дает право выполнять работы по спецоценке, сроком не менее 10 лет. Подробнее здесь.

Вносимые изменения можно охарактеризовать, немного перефразировав известное выражение: не пряником, так кнутом. Потому что, только когда меры становятся жестче, повышается исполнительность и ответственность. И не стоит забывать: изменения не должны происходить только в законодательстве, прежде, они должны происходить в нашей с Вами работе.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

  • для сотрудников, ответственных за проверку 30 – 40 тыс. руб., или лишение полномочий до 3 лет;
  • для ИП 30 – 40 тыс. руб. либо прекращение работы на срок до 3 мес.;
  • для юр. лиц 100 – 200 тыс. руб. либо прекращение работы на тот же срок, как в случае с ИП.

По информации от трудовой инспекции штрафы за отсутствие специальной оценки условий труда в 2021 году грозят только тем организациям, проверка которых запланирована этим годом, или тем организациям, где зафиксированы несчастные случаи.

Остальным, для которых итоги по СОУТ с 1 января 2021 г не зафиксированы в системе, будет направлено предупреждение о необходимости за полгода оценить трудовые условия работников. А вот автоматическая проверка начнется с января 2021года.

Под санкции попадут организации, информации о проверке которых нет в программе Минтруда. Тогда уже и штрафы будет начислять и рассылать сама система.

Ответственность за непроведение соут в 2021 г 426 ФЗ

В своих рекомендациях специалисты Минтруда напомнили всем работодателям основные принципы СОУТ. В частности, о том, что:

  1. В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда является обязательной и проводится у всех работодателей, независимо от организационно-правовой формы. В противном случае штраф за отсутствие СОУТ в 2021 году сотрудники Роструда выпишут в обязательном порядке. Но исключения имеются.
  2. По нормам Трудового кодекса РФ, работодатель — это физическое (ИП) либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с физлицом-работником.
  3. Если у индивидуального предпринимателя отсутствуют наемные работники по трудовому договору, то специальная оценка у него не проводится.
  4. Если ИП привлекает специалистов (бухгалтеров, юристов и т. п.) на условиях аутсорсинга (по гражданско-правовому договору), эти специалисты работают на дому (или дистанционно) и у них отсутствуют постоянные рабочие места, то СОУТ у таких предпринимателей не проводится.
  5. Работодатели обязаны подавать декларацию в отношении всех рабочих мест, на которых не выявлены по результатам специальной оценки условий труда вредные и (или) опасные производственные факторы. Такая декларация подается в Государственную инспекцию труда субъекта РФ (по месту нахождения работодателя). Срок действия поданной декларации — 10 лет, но только при условии, что на декларируемых рабочих местах за этот период не происходили несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания или нарушения, выявленные при проверках ГИТ. Минтруд напомнил, что декларацию о СОУТ можно подать дистанционно на сайте Роструда в интернете.
  6. Организации или ИП-работодатели, образованные в 2021 году, или новые рабочие места должны быть проверены в срок 12 месяцев с момента организации: если в организации появилось новое рабочее место, к примеру, в декабре 2021 года, то срок завершения специальной оценки условий труда — не позднее декабря 2020 года.

Давайте детально рассмотрим специальную оценку условий труда и основные моменты, которых коснулись изменения. В нашей статье вы узнаете, как проходит эта оценка, обязательна ли она, кто ее проводит и санкции, применяемые к нарушителям. Итак, начнем.

Законодатель побеспокоился и о переходном периоде. Работодатель, который провел аттестацию рабочего места по старому законодательству (до 1 января 2021 года) освобожден от обязанности проводить спецоценку до момента истечения срока действия результатов данной аттестации. Но не более чем до 31 декабря 2021 года. Результаты аттестации используются и для задач специальной оценки – для организации медицинских осмотров, для информирования сотрудников об условиях труда, для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, начисления компенсаций и др.

По официальным данным, СОУТ завершилась в установленный срок в отношении порядка 72% всех рабочих мест. Собственникам оставшихся 28%, очевидно, грозит штраф за отсутствие спецоценки рабочих мест в 2020 г., внеплановые проверки ГИТ и иные «прелести».

Но Минтруд пообещал, что сразу наказывать не будут. В разъяснениях ведомства от 16.01.2019 сказано, что задача чиновников — узнать реальное состояние рабочих мест, а не просто наказать непослушных предпринимателей. И до того, как будут штрафовать за отсутствие СОУТ, компаниям разошлют официальные предостережения о недопустимости нарушения требований охраны труда. В этих предостережениях инспекторы ГИТ пропишут сроки устранения нарушений. Если на такое предупреждение работодатель не отреагирует, его накажут. Если в компании пока не успели, но уже начали проверку и анализ производственных факторов, ГИТ не станет наказывать ни должностных лиц, ни саму организацию за нарушение сроков.

Законодательными нормами регламентированы в ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП штрафы за отсутствие СОУТ, которые в январе 2021 расширены, по сравнению с ранее действующими взысканиями за невыполнение АРМ. При этом, за нарушение сроков проведения СОУТ предусмотрено, как административное, так и уголовное наказание. Также установлены более строгие санкции за повторное невыполнение сроков СОУТ.

Чиновники надеются, что увеличенные санкции вынудят руководителей, вовремя осуществлять СОУТ, тем самым избегать штрафных санкций.

О том, какой ответственности подвергаются должностные лица за не организованное СОУТ, можно ознакомиться, просмотрев видео.

Действующим законодательством предусмотрена не только административная ответственность за отсутствие СОУТ, но и уголовная. Есть особенности привлечения работодателей к этим двум видам ответственности по закону.

Минтруд уже разработал порядок привлечения к ответственности: то есть уже решено, как будут штрафовать за отсутствие СОУТ. К работодателю, не исполнившему требования из полученного от Роструда предупреждения, применяется механизм административного рассмотрения правонарушения с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 КоАП РФ. А это штраф в размере до 80 000 рублей — за первичное нарушение и до 200 000 рублей — за повторное. Кроме того, возможна приостановка работы организации или ИП на период до 90 суток. Должностных лиц, допустивших повторное нарушение правил спецоценки, могут дисквалифицировать на период от 1 года до 3 лет.

В Минтруде рассчитывают, что такой подход даст возможность добросовестным и ответственным работодателям устранить нарушения без наложения административных штрафов.

Она предусмотрена специальной статьей КоАП РФ — 4.54. За нарушение порядка спецоценки юрлицам выпишут штраф в размере от 70 000 до 100 000 рублей, должностным лицам — в размере от 20 000 до 30 000 рублей. За повторное правонарушение санкции предусмотрены более серьезные, причем юрлицу грозит административное приостановление деятельности. Эксперт по данной статье несет ответственность как должностное лицо.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.