Как внести изменения в генеральный план

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как внести изменения в генеральный план». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с частью 18 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые:

Правила внесения изменений в документацию по планировке территории, указанную в части 18 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отмены такой документации или ее отдельных частей, признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению;

изменения, которые вносятся в Правила подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, и принятия уполномоченными федеральными органами исполнительной власти решений об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2017 г. N 884 «Об утверждении Правил подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, и принятия уполномоченными федеральными органами исполнительной власти решений об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4940; 2019, N 33, ст. 4822).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

Каков порядок внесения изменений в Генеральный план поселения?

1. Настоящие Правила устанавливают порядок внесения изменений в документацию по планировке территории для размещения объектов, указанных в части 2 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовленную в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 11 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — документация по планировке территории), отмены такой документации или ее отдельных частей, признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению.

2. Внесение изменений в документацию по планировке территории осуществляется применительно к основной части проекта планировки территории и (или) основной части проекта межевания территории.

3. Внесение изменений в проект планировки территории осуществляется в целях:

а) установления, изменения, отмены красных линий;

б) изменения границ существующих и планируемых элементов планировочной структуры;

в) изменения границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства;

г) изменения характеристик и (или) очередности планируемого развития территории;

д) изменения наименования, местоположения, основных характеристик (категория, протяженность, проектная мощность, пропускная способность, грузонапряженность, интенсивность движения) и назначения планируемых для размещения линейных объектов, а также предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, входящих в состав линейных объектов;

е) исправления технических ошибок (описок, опечаток и иных).

4. Внесение изменений в проект межевания территории осуществляется в целях:

а) изменения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков;

б) установления, изменения, отмены красных линий;

в) изменения перечня образуемых земельных участков, в том числе возможных способов их образования, и сведений о площади таких земельных участков в случае, если площадь земельного участка, полученная в результате выполнения кадастровых работ, отличается от площади земельного участка, указанной в утвержденном проекте межевания территории, более чем на 10 процентов;

г) изменения вида разрешенного использования земельного участка;

д) изменения сведений о границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания, содержащих перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости;

е) изменения линий отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений;

ж) исправления технических ошибок (описок, опечаток и иных).

5. Решение о подготовке изменений в документацию по планировке территории принимается и подготовка таких изменений обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими или юридическими лицами, которыми обеспечивалась подготовка такой документации по планировке территории (далее — инициатор).

6. Решение об утверждении изменений в документацию по планировке территории принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на утверждение документации по планировке территории в соответствии с частью 2 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — уполномоченный орган).

7. В случае если согласование изменений в документацию по планировке территории является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, такие изменения после завершения их подготовки направляются инициатором на согласование в органы государственной власти, органы местного самоуправления, главе поселения, городского округа, владельцам автомобильных дорог (далее — согласующие органы, владельцы автомобильных дорог), указанным в пункте 13 Правил подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, и принятия уполномоченными федеральными органами исполнительной власти решений об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2017 г. N 884 «Об утверждении Правил подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, и принятия уполномоченными федеральными органами исполнительной власти решений об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации» (далее — Правила N 884).


Правительство установило порядок внесения изменений в документацию по планировке территории для размещения объектов федерального значения или объектов капстроительства, возводимых на территориях двух и более регионов. Определены цели внесения изменений.

Прописаны основания и порядок отмены такой документации или ее отдельных частей и признания их не подлежащими применению.

Предусмотрено согласование проекта планировки территории с уполномоченными властями в связи с планируемым строительством или реконструкцией линейного объекта.

Поскольку ГПЗУ является выпиской из ПЗЗ, то внести изменения непосредственно в него невозможно. Сначала необходимо внести поправки в Правила землепользования и застройки, а затем получить обновленный градостроительный план земельного участка. До 2018 года для этого необходимо было непосредственно обращаться с заявлением в Городскую комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при правительстве Москвы. Рассмотрение данного заявление может длиться до 30 рабочих дней, после подготавливается заключение (на возможность внесения изменений), которое передается в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы. У Москомархитектуры также имеется в распоряжении до 30 рабочих дней, чтобы принять положительное решение о внесении изменений, либо отказать.

Как внести изменения в генплан онлайн в Подмосковье

В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с учетом заключения о результатах публичных слушаний по проекту решения Собрания представителей городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области «О внесении изменений в Генеральный план городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области» от 05.09.2013 г. № 272/33, Собрание представителей городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области РЕШИЛО:

  1. Внести в Генеральный план городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области, утвержденный решением Собрания представителей городского поселения Смышляевка Самарской области от 05.09.2013 № 272/33 (далее также – Генеральный план), изменения в части:
  • – исключения из границ населенного пункта поселка Энергетик частей земельных участков с кадастровыми номерами 63:17:0306002:117, 63:17:0306002:109, 63:17:0306002:1, 63:17:0306002:1195, общей площадью 240 кв.м.;
  • – включения в границы населенного пункта поселка Спутник частей земельных участков с кадастровыми номерами 63:17:0306002:117, 63:17:0306002:109, 63:17:0306002:1, 63:17:0306002:1195, общей площадью 240 кв.м.;
  • – исключения из границ населенного пункта поселка Спутник части земельного участка 63:17:0307001:2088, общей площадью 21 кв.м.;
  • – включения в границы населенного пункта поселка Энергетик части земельного участка 63:17:0307001:2088, общей площадью 21 кв.м. с изменением функционального зонирования с зоны Сх «Зона сельскохозяйственного использования» на зону Ж «Жилая зона»;
  • – изменения функционального зонирования территории общей площадью 9668 кв.м., расположенной в границах земельных участков с кадастровыми номерами 63:17:0306002:108, 63:17:0306002:111, 63:17:0306002:112, 63:17:0306002:110, 63:17:0306002:1192, 63:17:0306002:107, 63:17:0306002:116, 63:17:0306002:115 с зоны Сх «Зона сельскохозяйственного использования» на зону П «Зона производственного использования», земельных участков с кадастровыми номерами 63:17:0306002:117, 63:17:0306002:109, 63:17:0306002:1 с зоны Сх «Зона сельскохозяйственного использования» и зоны Ж «Жилая зона» на зону П «Зона производственного использования»;
  • – включения в границы населенного пункта поселка городского типа Смышляевка земельного участка с кадастровым номером 63:17:2502024:93, общей площадью 5 000 кв.м., с изменением функционального зонирования с зоны Сх «Зона сельскохозяйственного использования» на зону Р «Зона рекреационного назначения»;
  • – изменения функционального зонирования территории, площадью 6493 кв.м., расположенной в северной части кадастрового квартала 63:17:0309040, с зоны Р «Зона рекреационного назначения» на зону П «Зона производственного использования»;
  • – изменения функционального зонирования территории, площадью 225 кв.м., расположенной в южной части кадастрового квартала 63:17:0306002 с зоны Сх «Зона сельскохозяйственного использования» на зону П «Зона производственного использования»;
  • – изменения функционального зонирования территории, площадью 44 кв.м., расположенной в юго-восточной части земельного участка с кадастровым номером 63:17:0306002:1195 с зоны Ж «Жилая зона» на зону П «Зона производственного использования»;
  • – изменения функционального зонирования территории, площадью 4300 кв.м., расположенной в северо-западной части кадастрового квартала 63:17:2501014, по адресу: Российская Федерация, Самарская область, Волжский район, 36 квартал Самарского лесничества, ПК ГСК № 355, на зону П «Зона производственного использования».

В указанных целях:

1) в разделе 3 Положения о территориальном планировании городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области:

  • в строке с параметрами функциональной зоны «Жилая зона (Ж)» изменить значение площади (га) – на 2387,38;
  • в строке с параметрами функциональной зоны «Зона производственного использования (П)» изменить значение площади (га) – на 1048,17;
  • в строке с параметрами функциональной зоны «Зона рекреационного назначения (Р)» изменить значение площади (га) – на 412,25;
  • в строке с параметрами функциональной зоны «Зона сельскохозяйственного использования (Сх)» изменить значение площади (га) – на 132,4;

2) внести изменения в картографические материалы Генерального плана согласно приложениям 1 – 6 к настоящему Решению.

  1. Сведения о границах населенных пунктов, входящих в состав городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области, содержащие графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, подлежат внесению в Генеральный план в сроки, предусмотренные Федеральным законом от 31.12.2017 № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  2. Опубликовать настоящее Решение, а также приложения 1 – 6 к настоящему решению в газете «Мой поселок».
  3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области В.М. Брызгалов

Председатель Собрания представителей городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области С.В. Солдатов

Скачать документ

  1. Включение в границы насаленного пункта поселка Спутник частей земельных участков с кадастровыми номерами 63:17:0306002 117, 63:17:0306002:109. 63:17:0306002:1.63:17:0306002 1195 общей площадью 240 кв м
  2. Включение в границы населенного пункта поселка Энергетик части земельного участка с кадастровым номером 63:17:0307001 2088. площадью 21 кв м с изменением функционального зонирования с зоны Сх «Зона сельскохозяйственного использования» на зону Ж «Жилая зона».
  3. Исключение из границ населенного пункта поселка Энергетик частей земельных участков с кадастровыми номерами 63 17:0306002 117. 63:17 0306002:109, 63:17 0306002:1.63:17:0306002 1195 общей площадью 240 кв м
  4. Исключение из границ населенного пункта поселка Спутник части земельного участка с кадастровым номером 63:17:0307001 2088. площадью 21 кв м
  5. Изменение функционального зонирования территории площадью 9668 кв м, расположенной в границах земельных участков с кадастровыми номерами 63 17:0306002:108. 63:17:0306002:111.63:17:0306002:112.63:17:0306002 110. 63:17 0306002:1192. 63:17:0306002:107. 63:17:0306002:116. 63:17 0306002:115 с зоны Сх «Зона сельскохозяйственного использования» на зону
    П «Зона производственного использования», 63:17:0306002:117. 63 17:0306002:109.63:17:0306002 1 с зоны Сх «Зона сельскохозяйственного использования* и Ж «Жилая зона» на зону П «Зона производственного иегюльэоеэния»
  6. Изменение функционального зонирования территории площадью 225 кв.м., расположенной в южной части кадастрового квартала 63 17:0306002 с зоны Ск «Зона сельскохозяйственного использования» на зону П «Зона производственного использования»
  7. Изменение функционального зонирования территории площадью 44 кв.м., расположенной в юго-восточной части земельного участка с кадастровым номером 63:17:0306002:1195 с зоны Ж «Жилая зона» на зону П «Зона производственного использования»
  1. Изменение функциональною зонирования территории площадью 6493 кв.м, расположенной в северной части кадастрового квартала 63:17:0309040 с зоны Р «Зона рекреационного назначения» на зону П «Зона производственного использования»

Приложение 2 к решению Собрания представителей городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области от 14.06.2018 № 179/37

  1. Включение в границы населенного пунша посежа Спутник частей земельных участков с кадастровыми номерами 63:17 0306002:117. 63 17:0306002:109. 63 17:0306002:1.63:17:0306002:1195 общей площадью 240 кв м.
  2. Включение в границы населенного пункта посежа Энергетик части земельного участка с кадастровым номером 63:17:0307001:2068. площадью 21 кв. м. с изменением функционального зонирования с зоны Сх «Зона сельскохозяйственного использования» на зону Ж «Жилая зона*
  3. Исключение из границ населенного пункта поселка Энергетик частей земельных участков с кадастровыми номерами 63:17 0306002:117. 63 17.0306002:109. 63 17:0306002:1.63:17:0306002 1195 общей площадью 240 кв. м.
  4. Исключение из границ населенного пункта поселке Спутник части земельного участка с кадастровым номером 63:17:0307001:2088, площадью 21 кв. м.
  5. . Изменение функционального зонирования территории площадью 9668 кв.м, расположенной в границах земельных участков с кадастровыми номерами 63:17:0306002:108. 63:17:0306002:111, 63:17:0306002:112. 63:17:0306002:110.63:17:0306002 1192. 63:17:0306002:107.63:17:0306002:116. 63 17:0306002:115 с зоны Сх «Зона сельскохозяйственного использования» на зону
    П «Зона производственного использования», 63:17:0306002 117. 63:17.0306002:109. 63:17:0306002:1 с зоны Сх «Зона сельскохозяйственного использования» и Ж «Жилая зона» на зону П «Зона производственного использования»
  6. Изменение функционального зонирования территории площадью 225 кв.м., расположенной е южной части кадастрового квартала 63:17 0306002 с юны Сх «зона сельскохозяйственного использования» на зону П «Зона производственного использования о
  7. Изменение функционального зонирования территории площадью 44 кв.м., расположенной в юго-восточной части земельного участка с кадастровым номером 63 17 0306002 1195 с зоны Ж «Жилая зона» на зону П «Зона производственного использования»

Кто должен вносить изменения по участкам в генеральный план СНТ

  1. Включение в границы насоленного пункта поселка Спутник частей земельных участков с кадастровыми номерами 63:17:0306002:117, 63:17:0306002:109.63:17:0306002:1.63:17:0306002:1195 общей площадью 240 кв. м.
  2. Включение н границы населенного пункта поселка Энергетик части земельного участка с кадастровым номером 63:17:0307001:2088. площадью 21 кв м с изменением функционального зонирования с зоны Сх «Зона сельскохозяйственного использования» на зону Ж «Жилая зона».
  3. Исключение из границ населенного пункта поселка Энергетик частей земельных участков с кадастровыми номерами 63:17:0306002:117.63:17:0306002:109.63:17:0306002:1. 63:17:0306002:1195 общей площадью 240 кв. м
  4. Исключение из границ населенного пункта поселка Спутник части земельного участка с кадастровым номером 63 17.0307001:2088. площадью 21 кв м
  5. Изменение функционального зонирования территории площадью 9668 кв.м, расположенной в границах земельных участков с кадастровыми номерами 63:17:0306002:108. 63:17:0306002:111. 63:17:0306002:112. 63 17.0306002:110. 63:17.0306002 1192. 63:17:0306002 107,63 17:0306002 116.63:17:0306002 115 с зоны Сх «Зона сельскохозяйственного использования» на зону
    П «Зона производственного использования». 63:17:0306002:117. 63:17:0306002:109. 63:17:0306002:1 с зоны Сх «Зона сельскохозяйственного использования» и Ж «Жилая зона» на зону П «Зона производственного использования»
  6. Изменение функционального зонирования территории площадью 225 кв м„ расположенной о южной части кадастрового квартала 63:17:0306002 с зоны Сх «Зона сельскохозяйственною использования о на зону П «Зона производственного использования»
  7. Изменение функционального зонирования территории площадью 44 кв.м., расположенной в юго-восточной части земельного участка с кадастровым номером 63 17:0306002:1195 с зоны ж «Жилая зона» на зону П «Зона производственного использования»
  1. Изменение функционального зонирования территории площадью 6493 кв.м, расположенной в северной части кадастрового квартала 63:17:0309040 с зоны Р «Зона рекреационного назначения» на зону П «Зона производственного использования»

Приложение 4 к решению Собрания представителей городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области от 14.06.2018 № 179/37

Федеральный закон о стратегическом планировании в РФ Градостроительный кодекс РФ

Принят Государственной Думой 22 июля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года

Статья 1

На первый взгляд может показаться, что такой документ, как генплан, не имеет отношения к простым гражданам и интересен только крупным строительным или девелоперским компаниям. Чтоб опровергнуть такое утверждение, достаточно привести простой наглядный пример из реальной жизни.

Купили частный дом либо квадратные метры в таунхаусе и не нарадуетесь: вроде в черте города, а все-таки не в «людском муравейнике» живете, и вид какой из окна! А всего через пару лет началось строительство многоэтажки или торгового центра прямо напротив. Если не хотите оказаться в числе таких незадачливых собственников — стоит своевременно ознакомиться с генеральным планом городского округа (если предполагается внесение изменений в этот документ, в администрации о том будут знать и с вами информацией поделятся).

Генплан — документ серьезный, его срок действия рассчитан на 20 лет, и все-таки он может быть изменен. Если вы и есть инициатор этого мероприятия, то вам придётся учитывать следующие нюансы российского законотворчества:

  • неразбериха. Отсутствует единая и четко прописанная процедура внесения изменений в генеральный план города. С одной стороны, это вполне логично, так как подобная документация разрабатывается на местном уровне. Однако, отсутствие общего для всех подхода и, что особенно важно, жесткого контроля на региональном и федеральном уровне, приводит к путанице «в низах» и открывает дополнительные возможности для произвола бюрократов. К тому же в некоторых районах Подмосковья вплоть до конца 2017 года не было соответствующим образом утвержденных генпланов и ПЗЗ (правил землепользования и застройки). Что тогда говорить о более удаленных от Москвы регионах страны;
  • безответственность и нежелание работать. Любая корректировка документации предполагает взятие на себя ответственности и выполнения определенных действий. Далеко не каждый российский представитель местных властей готов на такие «подвиги»;
  • крючкотворство. Самый простой способ «отбрить» заявителя — найти ошибку в предоставленных им документах. Особенно неприятной подобная практика становится в том случае, когда неточность выявляется не при приеме заявления и обоснования, а после месяца или двух «внимательного» рассмотрения поступивших документов. Как следствие — необходимость начинать процедуру заново и терпеливо ждать нового решения.

Перед обращением с подобной просьбой, необходимо изучить положения Градостроительного кодекса, где указаны основания для таких изменений:

  1. Существующий план не отвечает схемам планирования территории сельского поселения;
  2. В пределах населенного пункта имеются капитальные объекты или земля, не отмеченная на схемах Генерального плана;
  3. Физическое или юридическое лицо направило предложение об изменении плана, снабдив его необходимым пакетом документации по планировке;
  4. Поступило заявление о корректировке в целях изменения показателей и границ функциональных зон плана.

Однако возможны и другие основания, о которых нужно уточнять у профильных специалистов.

Несмотря на достаточные основания и полный пакет документации глава администрации может отказать в удовлетворении заявки. Обычно причина в готовящихся изменениях по проекту государственных органов. У заявителя в данном случае есть два варианта действий: обжаловать решение или ждать окончания запланированных мероприятий, и повторно обращаться с ходатайством. И в первом и во втором случае можете рассчитывать на поддержку наших экспертов. Мы решим любую проблему, добившись внесения изменений в кратчайшие сроки.

Если районная администрация отказала во внесении изменений в генеральный план, надо получить официальный ответ и готовиться к судебному разбирательству. Но сначала следует убедиться, что отказ вынесен неправомерно или основания для него не соответствуют действительности. Можно попробовать обратиться с претензией в администрацию, указав в ней на допущенные нарушения. Однако добиться изменения решения в досудебном порядке, как правило, проблематично.

Помимо отрицательного решения и результатов претензионного порядка решения спора (если проводился), в суд надо представить:

  • правоустанавливающую документацию на земельный участок, в отношении которого вы пытались внести изменения в генплан;
  • кадастровый паспорт территории, утвержденный проект изменений генерального плана;
  • результаты публичных слушаний, если по закону их необходимо проводить в вашей ситуации;
  • картографические материалы и прочие документальные подтверждения, что процедура изменения генплана соблюдалась.

Также необходимо оплатить государственную пошлину, а квитанцию прикрепить к заявлению. К правоустанавливающим документам относят свидетельство о праве собственности, арендное соглашение или иные бумаги, подтверждающие права на участок.

Важно правильно составить исковое заявление, иначе его не примут к рассмотрению. В иске указывают:

  • когда подавалось обращение за изменением генплана;
  • в отношении какого участка инициировалась данная процедура;
  • на каких основаниях администрация вынесла отказ;
  • какие меры предпринимались для изменения решения;
  • почему вы считаете решение муниципалитета незаконным;
  • какие нормы права регулируют ситуацию и т.д.

Необходимо указать информацию о сторонах разбирательства и предъявить требования: признать отказ незаконным, обязать муниципалитет повторно рассмотреть заявление.

Успех обжалования зависит от того, насколько юридически грамотно вы разберете основания, приведенные администрацией. Имеет значение и комплектность документов, а также, правильность составления иска. При поддержке земельных юристов Геобюро отрицательное решение можно оспорить уже в суде первой инстанции.

Генеральный план города это основной план развития города, с точки зрения застройки. На нем должны быть отражены существующие и планируемые объекты местного значения (коммунальные сети, дороги, объекты образования, здравоохранения, спорта, объекты утилизации отходов и другое). Также на генеральном плане города отражаются границы населенного пункта и обозначены функциональные зоны застройки, сбалансированные по своему назначению, исходя из потребностей города.

По сути, генеральный план города это планируемая карта города, которая признается судебной практикой законом.

На практике качество принятых генеральных планов поселений оставляет желать лучшего.

Многие генеральные планы поселений было принято в нулевые годы и уже устарело. Законодательство об утверждении генеральных планов городов изменилось. Появилось требование согласования генерального плана города с всеми уровнями власти (с региональной и федеральной). Обход этой нормы для органов некоторые администрации поселений нашли во фрагментарном изменении генпланов.

1. По прежнему спорным являются положения законодательства о том, в каких случаях и в каком порядке документы территориального планирования могут быть основаниями для ограничения прав на земельные участки.

2. Решение вопроса законности разрешения на строительство, соответствующего градостроительному регламенту, отраженному в правилах землепользования и застройки, но не соответствующего положениям генеральных планов, по прежнему лежит исключительно в плоскости судебной практики. При этом практика разнится как от региона к региона, так и между арбитражными судами и судами общей юрисдикции.

3. Фрагментарное изменение генерального плана города не основано на законе, не логично, несет коррупционные риски и может проводиться только в том же порядке что и принятие новых генеральных планов, то есть требует приведения в соответствии всего документа.

Схемы территориального планирования готовятся на всех уровнях публично-правовых образований: Российская Федерация в целом, отдельный субъект РФ, два и более субъекта РФ, муниципальное образование. П. 1 ст. 10 ГрК РФ прямо предусмотрена подготовка схем территориального планирования РФ в следующих областях:

1) федеральный транспорт;
2) оборона страны и безопасность государства;
3) энергетика;
4) высшее образование;
5) здравоохранение.

Схемы в иных областях могут разрабатываться на основании отдельных решений Президента или Правительства РФ.

По общему правилу схема готовится в отношении всей территории Российской Федерации. Возможность готовить схему в отношении части территории появляется у уполномоченных органов в случае принятия соответствующего решения Президента или Правительства РФ[1].

Любая схема территориального планирования РФ должна содержать две составные части:

  • положение о территориальном планировании;
  • карту планируемого размещения объектов федерального значения.

Положение о территориальном планировании включает в себя следующую информацию: виды, назначение и наименования планируемых для размещения объектов федерального значения, их основные характеристики и местоположение, а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

Эти же объекты отображаются на карте планируемого размещения объектов федерального значения.

Необходимо отметить, что объектами федерального значения являются объекты, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесённым к ведению Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Объекты регионального и местного значения обеспечивают осуществление полномочий субъектов РФ и муниципальных образований соответственно.

Также к любой схеме территориального планирования прилагаются материалы по её обоснованию, в которых подробно описываются предполагаемые к размещению объекты федерального значения, обосновывается выбор их месторасположения, приводятся сведения об утверждённых документах стратегического планирования РФ, национальных проектах, межгосударственных и государственных программах РФ и т. д. Ценное значение имеют и многочисленные карты, включаемые в такие материалы (п. 9 ст. 10 ГрК РФ).

Схожим образом ГрК РФ регулируется статус региональных схем территориального планирования[2].

С 11.01.2018 допускается подготовка документов территориального планирования не только одного, но двух и более субъектов РФ. По общему правилу наличие утверждённого документа территориального планирования двух и более субъектов РФ или подготовка проекта данного документа не препятствует подготовке и утверждению документов территориального планирования субъекта РФ, а также внесению изменений в утверждённые документы. В случае, если размещение объектов регионального значения, предусмотренных документами территориального планирования субъекта РФ, препятствует размещению объектов регионального значения, предусмотренных документами территориального планирования двух и более субъектов РФ, документы территориального планирования субъекта РФ подлежат приведению в соответствие, а до приведения в соответствие – не подлежат применению в части, противоречащей утверждённым документам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, со дня утверждения.

Схемы территориального планирования субъекта РФ, двух и более субъектов РФ готовятся в следующих областях:

1) транспорт (железнодорожный, водный, воздушный), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
2) предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
3) образование;
4) здравоохранение;
5) физическая культура и спорт;
6) энергетика[3];
7) иные области в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации.

ГрК РФ также допускает подготовку схем применительно ко всей территории субъекта РФ или к её части.

Подготовка проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов РФ может осуществляться применительно к территориям или частям территорий субъектов РФ, имеющих общую границу.

Состав схемы территориального планирования субъекта РФ, двух и более субъектов РФ аналогичен составу федеральной схемы. Единственное отличие заключается в том, что в региональной схеме содержится информация об объектах регионального, а не федерального значения. Схема территориального планирования двух и более субъектов РФ должна содержать информацию о линейных объектах регионального значения, размещение которых планируется на территории двух и более субъектов РФ, объектах регионального значения, необходимых для реализации договоров, заключённых между органами государственной власти соответствующих субъектов РФ, а также об объектах регионального значения, размещение которых планируется на территории одного из субъектов РФ.

В соответствии со ст.ст. 9 и 26 ГрК РФ принятые документы территориального планирования имеют следующее значение:

1) являются основанием для подготовки документации по планировке территории;
2) являются основанием для принятия решения о резервировании земельного участка с учётом правил, предусмотренных ст. 70.1 ЗК РФ[9];
3) являются основанием для изъятия земельного участка для публичных нужд в порядке, предусмотренном главой VII.1 ЗК РФ[10];
4) являются основанием для принятия решения о переводе земельного участка из одной категории в другую. Например, земли сельскохозяйственного назначения могут быть переведены в земли населённых пунктов и застроены в рамках утверждённого градостроительного регламента при установлении или изменении Генпланом границы населённого пункта.

Дополнительно следует отметить, что функциональное зонирование, установленное Генпланом, является основанием для градостроительного зонирования, предусматриваемого Правилами землепользования и застройки.

Этот вид зонирования будет рассмотрен далее.

Документы территориального планирования принимаются на определённый срок. Например, Генеральные планы утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. Вместе с тем до истечения этого срока существует возможность внесения изменений в утверждённые документы.

Особый интерес при этом представляет изменение муниципальной документации, поскольку она содержит функциональное зонирование. Фактически это зонирование показывает, объекты какого вида могут быть построены на территории определённой функциональной зоны. Кроме того, через изменение именно этих документов могут быть расширены границы населённых пунктов, что обычно существенно упрощает возможность застройки присоединённых территорий.

Изменение Генплана осуществляется по такой же процедуре, что и его принятие, и включает в себя несколько основных этапов:

  • принятие главой местной администрации решения о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план[11];
  • представление заинтересованными лицами предложений об изменении Генерального плана;
  • проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по предлагаемым изменениям[12];
  • рассмотрение проекта изменений и результатов общественных обсуждений или публичных слушаний на заседании представительного (законодательного) органа местного самоуправления;
  • принятие или отклонение предлагаемых поправок в Генеральный план.

Более подробно процедура внесения изменений в Генеральный план устанавливается муниципальными правовыми актами, для Санкт-Петербурга, Москвы и Севастополя – региональными законами.

С 2020 года в границах поселения, городского округа могут быть определены территории вне границ населённых пунктов, применительно к которым не предполагается изменение их существующего использования и в отношении которых отсутствует необходимость подготовки Генерального плана.

Нормативам градостроительного проектирования посвящена глава 3.1 ГрК РФ, которая была введена в 2014 году.

Ст. 29.1 ГрК РФ предусматривает, что нормативы градостроительного проектирования подразделяются на:

1) региональные нормативы градостроительного проектирования (РНГП);
2) местные нормативы градостроительного проектирования (МНГП), которые включают в себя:

  1. a) нормативы градостроительного проектирования муниципального района;
  2. b) нормативы градостроительного проектирования поселения;
  3. c) нормативы градостроительного проектирования городского округа.

Региональные нормативы содержат расчётные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами регионального значения и расчётные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта РФ. Дополнительно региональные нормативы могут включать предельные значения расчётных показателей минимального уровня обеспеченности объектами местного значения и максимально допустимого уровня доступности таких объектов на территориях муниципальных образований.

Также Постановлением Правительства РФ от 16.12.2020 № 2122 «О расчётных показателях, подлежащих установлению в региональных нормативах градостроительного проектирования» утверждены расчётные показатели, которые подлежат установлению в региональных нормативах градостроительного проектирования наряду с расчётными показателями, указанными выше.

Местные нормативы, в свою очередь, содержат расчётные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами местного значения и расчётные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения. При этом для муниципальных властей являются обязательными установленные на региональном уровне предельные значения расчётных показателей.

Важно отметить, что нормативы градостроительного проектирования могут регулировать только вопросы обеспеченности населения объектами социальной и прочей инфраструктуры. До настоящего времени сохраняет свою актуальность позиция Верховного Суда РФ о том, что строительные нормы и правила могут регулироваться только на федеральном уровне [13]. Поэтому регионы и муниципалитеты не могут заниматься техническим регулированием под видом нормативов градостроительного проектирования. Однако на практике эта позиция соблюдается далеко не всегда. Например, нормативы Ленинградской области представляют собой практически бессистемную компиляцию строительных норм и правил, а также утверждённых государственных стандартов [14].

Приказом Минэкономразвития № 71 от 15.02.2021 утверждены Методические рекомендации по подготовке нормативов градостроительного проектирования.

Нормативы имеют следующее значение для градостроительной деятельности:

1) РНГП должны учитываться при подготовке схем территориального планирования субъекта РФ, двух и более субъектов РФ;
2) РНГП и МНГП должны учитываться при подготовке схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов, документации по планировке территории.

К документам градостроительного зонирования ГрК РФ отнесены только Правила землепользования и застройки.

ПЗЗ принимаются на муниципальном уровне, а в городах федерального значения – на уровне высшего исполнительного органа власти этих городов.

Фактически эти правила являются основным документом для застройщика, поскольку они устанавливают большинство требований к застройке земельного участка.

В соответствии с п. 2 ст. 30 ГрК РФ ПЗЗ включают в себя:

1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила (Порядок);
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.

Порядок должен содержать регулирование по вопросам землепользования и застройки, изменения видов разрешённого использования земельных участков, подготовки документации по планировке территории и т. д.

Карта градостроительного зонирования фиксирует границы территориальных зон. При этом один земельный участок должен относиться только к одной территориальной зоне. Территориальная зона по своей сути является совокупностью земельных участков, на которые распространяется один градостроительный регламент.

В 2017 и 2020 гг. требования к картам градостроительного зонирования были дополнены. Помимо территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия (ОКН), такие карты должны содержать границы территорий исторических поселений федерального и регионального значения, а также могут содержать границы территорий, на которых может осуществляться комплексное развитие территорий (КРТ).

Ст. 35 ГрК РФ предусматривает, что в ПЗЗ могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Градостроительный регламент, в свою очередь, включает в себя информацию:

1) о видах разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) о предельных (минимальных и/или максимальных) размерах земельных участков и предельных параметрах разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) об ограничениях использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) расчётные показатели обеспеченности инфраструктурой (коммунальной, транспортной, социальной) и расчётные показатели территориальной доступности такой инфраструктуры, если в границах территориальной зоны предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории.

ПЗЗ по общему правилу должны утверждаться в отношении всей территории поселения или городского округа. Однако до принятия Генплана допускается утверждение ПЗЗ в отношении части территории поселения (городского округа).

С 01.07.2017 утверждённые ПЗЗ поселения, городского округа, межселенной территории не применяются в части, противоречащей ограничениям использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленным на приаэродромной территории, в границах которых полностью или частично расположена приаэродромная территория, установленная в соответствии с Воздушным кодексом РФ[15]. Срок приведения утверждённых ПЗЗ в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, не может превышать шесть месяцев.

Важной является проблема соотношения юридической силы Генерального плана и ПЗЗ. Она может проявиться, например, если территориальная зона земельного участка по ПЗЗ отличается от функциональной зоны того же участка по Генплану. В этом случае приоритет имеют положения Генерального плана[16]. Соответственно, ПЗЗ в спорной части являются не подлежащими применению, а градостроительное зонирование до принятия изменения в ПЗЗ – фактически отсутствующим.

Изменение ПЗЗ осуществляется по правилам, предусмотренным ст. 33 ГрК РФ, где устанавливаются как основания для внесения изменений в ПЗЗ, так и порядок, сроки осуществления таких изменений.

Включение земельных участков в границы населенных пунктов

П. 20 ст. 14 и п. 26 ст. 16 закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – закон № 131-ФЗ) предусматривают, что по общему правилу к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов относятся[25]:

1) утверждение Генплана;
2) утверждение ПЗЗ;
3) утверждение документации по планировке территории;
4) выдача градостроительных планов земельных участков, расположенных в границах поселений, городского округа;
5) выдача разрешений на строительство;
6) выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию;
7) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования;
8) направление уведомления о (не)соответствии планируемых к строительству или реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения таких объектов на земельном участке.

Однако п. 1.2 ст. 17 закона № 131-ФЗ предусматривает, что законом субъекта РФ указанные полномочия могут быть переданы на уровень региональных властей. Если такой закон принимается, то в нём описывается, в какой мере в подготовке документации и принятии решений продолжают участвовать органы местного самоуправления.

На данный момент многие субъекты РФ приняли законы о передаче себе градостроительных полномочий[26].

Необходимо отметить, что перераспределение полномочий не может подменять собой изменение императивных процедур, предусмотренных ГрК РФ. Например, до 2019 года в Ленинградской области процедура подготовки и утверждения ГПЗУ была распределена между двумя уполномоченными органами: муниципальные органы подготавливают проект градостроительного плана, а региональный орган власти в области градостроительной деятельности «утверждает» его путём регистрации. При этом по непонятным причинам региональный законодатель полагал, что это позволяет ему менять установленные ГрК РФ сроки выдачи градостроительных планов и, главное, фактически отказывать в выдаче его заявителю по некой причине «неутверждения» региональным органом власти в области градостроительной деятельности. Полагаем, что это не соответствует ни правовой природе градостроительного плана, ни непосредственно ГрК РФ[27].

Также, с 01.01.2020 широкий круг муниципальных полномочий отнесён к полномочиям регионального органа власти в области градостроительной деятельности, в т. ч. такие как принятие решения о подготовке проекта ПЗЗ, проекта о внесении изменений в ПЗЗ или об отклонении предложения о внесении изменений в ПЗЗ, обеспечение опубликования сообщения о принятии решения о подготовке проекта ПЗЗ, проекта о внесении изменений в ПЗЗ; согласование проекта ПЗЗ, проекта о внесении изменений в ПЗЗ, подготовленных применительно к территории исторического поселения федерального или регионального значения, с уполномоченным органом; осуществление проверки проекта ПЗЗ, проекта о внесении изменений в ПЗЗ на соответствие требованиям технических регламентов, Генеральному плану поселения, городского округа, схемам территориального планирования, сведениям ЕГРН; принятие решения о внесении изменений в ПЗЗ в случае поступления предписания об устранении нарушений ограничений использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории, либо обжалованию такого предписания; обеспечение внесения изменений в ПЗЗ в случае получения требования уполномоченного органа в целях обеспечения размещения на территориях поселения, городского округа предусмотренных документами территориального планирования объектов федерального, регионального, местного значения (за исключением линейных объектов)[28].

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Сказанное означает, в частности, что еще на этапе оформления ГПЗУ самому правообладателю следует внимательно следить за соблюдением Москвой утвержденной ранее градостроительной документации, даже если ее нарушение производится в текущих интересах землепользователя.

Дополнительно суды указывают на то, что ГПЗУ, как документ, содержащий информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, не может быть отменен приказом Москомархитектуры хотя бы потому, что содержит целый ряд решений и ограничений, находящихся вне компетенции названного органа государственной власти.

Полномочиями по утверждению документации по планировке территории, выдаче ГПЗУ по обращениям физических и юридических лиц наделены органы местного самоуправления поселений и городских округов (ч. 1, ч. 17 ст. 46 ГрадК РФ).

Застройщик земельного участка связан типом разрешенного использования, установленного для участка государственного владельца, а также целью использования земельного участка, указанной в договоре аренды.

В связи с этим не может самостоятельно выбирать виды использования земельного участка от основных и условно разрешенного использования земельных участков.
Кроме того, сокращен срок подготовки градостроительного плана.

Если раньше он готовился в течение 30 календарных дней, то с 1 июля – в течение 20 рабочих дней. А также уточнен статус получателя ГПЗУ.

В примечаниях даются сведения, показывающие место положения зон культурного наследия и публичных сервитутов, а также – аналогичных территорий, подлежащих охране государства. К текстовой части прилагаются акты согласования застройки, по подключению и проведению инженерных коммуникаций.

Прокурор разъяснил, как внести изменения в процедуру выдачи градостроительного плана земельного участка.

С 01.07.2017 градостроительный план земельного участка является информационным документом, наличие которого является обязательным условием для проведения строительства и реконструкции объекта капитального строительства.

Подскажите пожалуйста может ли (законно ли ) решение об отказе в выдачи ГПЗУ на земельный участок -собстенность в СНТ, на основании того, что наш участок находится под арестом из-за стоящего на нем спорного объекта? С уважением, Анастасия!

Подскажите, пожалуйста. Кем должен утверждаться градостроительный план земельного участка? Главой местной администрации и распоряжением главы местной администрации. Или возможно председателем Комитета по архитектуре и градостроительству города и решением Комитета?

Жилые многоэтажные и малоэтажные дома, гостиницы, общежития и прочие площади, предназначенные под жилой фонд.

Изменения, внесенные в Градостроительный кодекс, установили срок действия градостроительного плана — 3 года. Теперь застройщик обязан при строительстве следовать требованиям градплана давностью не более 3-х лет. При этом установлен предельный срок действия градостроительных планов, выданных до 1 июля 2017 года, — не более 8 лет.

В соответствии с обновленным ГрадК РФ (ч. 10 ст. 57.3) градостроительный план можно использовать только в течение трех лет с момента выдачи. Это правило начало действовать с 1 июля 2017 года.

Те, кто сталкивались с подобными документами раньше, знают, что прежний срок был гораздо дольше – 10 лет. Казалось бы, новая законодательная норма ухудшила положение собственника, ведь что такое три года – только собраться с мыслями о планировке дома и накопить денег на постройку. А тут надо опять бумаги оформлять.

На самом деле, такой короткий временной интервал играет на руку землевладельцу, ограждая от совершения ошибок. Ведь даже за три года вокруг земельного участка происходит немало перемен: прокладываются новые коммуникации (газо- и теплопроводы, электролинии и пр.), соседи возводят свои особняки, меняется назначение примыкающих земель и т. д.

И, следуя ГПЗУ, составленному 8–9 лет назад, люди нередко попадали в неприятные ситуации. Например, дом оказывался слишком близко к возведенному чуть раньше особняку соседа или строение нарушало зону отчуждения недавно проведенных коммуникаций, не отраженных в плане.

Когда владелец участка заказывает ГПЗУ, у него, несомненно, есть представления, какой дом он собирается строить. Однако даже за год–полтора предпочтения могут поменяться, например:

  • произойдет прибавление в семействе, и прежний проект окажется тесным;
  • владелец, узнав подробнее о современных строительных материалах, решит, что вместо дерева лучше использовать газоблоки;
  • семья захочет разбить большой сад и сместить здание к самой меже участка.

При незначительных изменениях (например, расширении площади коттеджа) переделывать документ не надо. Если же меняются такие параметры, как материала стен дома или этажность, если здание выходит за пятно застройки, без внесения правок не обойтись.

Таким образом, Правилами определены ограничения в использовании земельных участков в связи с нахождением в границах санитарно-защитных зон, для использования территории по ул. Рудничная, расположенной параллельно земельному участку с кадастровым номером 42:24:0000000:292 (разрешенное использование «под объекты железнодорожного транспорта»).

Градостроительный план земельного участка позволяет быстро оценить потенциал территории и разработать оптимальный план ее освоения. В некоторых случаях может быть установлено, что документ содержит ошибочные сведения. Это и является основанием для внесения изменений в ГПЗУ. Дело в том, что такие сведения действительны только на момент выдачи документа.

Именно поэтому даже один объект, расположенный на граничащем участке, может повлечь перемены в отношении возводимой новостройки.
В ряде случаев возникает необходимость внести в ГПЗУ некоторые изменения, если они не совпадают с требованиями собственника или арендатора.

Эта процедура также находится в ведении Москомархитектуры и Градостроительно-земельной комиссии столицы.

Первый этап — согласование проекта с федеральным органом исполнительной власти той территории, на которой расположен объект, а также соседними, имеющими общие границы. В течение месяца со дня поступления открывается доступ к проекту и материалам по его обоснованию, чтобы все желающие могли его оспорить или прокомментировать. С учетом внесенных предложений глава администрации принимает решение о создании комиссии, которая будет рассматривать возможность внесения предложенных изменений в генплан. По результатам ее работы глава администрации может отправить проект на доработку.

Далее документы публикуют в одном из официальных ресурсов администрации. Должно пройти как минимум 3 месяца перед их утверждением. Также обязательной частью внесения изменений в генплан являются публичные слушания (исключение — если сдвигаются границы городского поселения для жилищного строительства или определения рекреационных зон). Протокол совместно со всей документацией по проекту отправляется в городскую Думу. Именно она принимает решение о внесении изменений в генеральный план или направлении проекта на доработку.

Внесение изменений в генплан города — одна из самых трудоемких и сложных процедур. Справиться с ней без помощи экспертов практически невозможно. Проект внесения изменений должен согласовываться с программами комплексного развития систем коммунальной, транспортной социальной инфраструктуры. Зачастую требуется предложение инвест-контрактов администрации города или наложение обременений. Юристы RFI consult имеют опыт внесения изменений в генеральный план Москвы и поселений Московской области. Только поэтому мы можем гарантировать результат.

Юристы RFI consult начинают работу над каждым проектом в день подписания договора. Это позволяет нам в кратчайшие сроки подготовить всю необходимую для изменения генплана документацию и от вашего имени подать ее в администрацию. Далее наши специалисты контролируют ход процесса, получают информацию о заключениях о несогласии с проектом и т.д. Благодаря нашим усилиям рассмотрение проекта проходит быстрее, чем если клиент обращается в администрацию самостоятельно, однако из-за длительных сроков рассмотрения проекта, объявления общественных слушаний и других процедур минимальный срок внесения изменений в генеральный план составляет 6 месяцев.

Стоимость наших услуг договорная. Цена внесения изменений в генплан будет зависеть от сложности дела: например, трудоемкость процесса изменения генплана сельского поселения несравнима с генпланом Москвы.

Точную стоимость работ наш юрист назовет уже на первой консультации. Она будет прописана в официальном договоре, который мы заключаем с каждым клиентом.

Записывайтесь на прием к юристу RFI consult прямо сейчас — и узнайте оптимальные пути решения ваших земельных вопросов. Наши эксперты возьмутся за любое дело и добьются положительного решения!

Генеральный план является разновидностью документов территориального планирования (наряду со схемой территориального планирования, утверждаемой на более «высоком» уровне — РФ, регионами и муниципальными районами) (глава 3 ГрК РФ). Он принимается на уровне поселения, городского округа или города федерального значения (п. 3 ст. 63 ГрК РФ) в целях определения назначения территории.

Генеральный план поселений и городских округов может подготавливаться применительно ко всем территориям поселений или городских округов или применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городского округа.

По своей правовой природе генеральный план является нормативным правовым актом (п. 2 постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»), подлежит официальному опубликованию и, как правило, на постоянной основе размещен на сайте уполномоченных органов.

Генеральный план содержит:

  • карту границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа или города федерального значения;

  • карту функциональных зон;

  • положение о территориальном планировании;

  • карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа (или объектов регионального значения применительно к городам федерального значения).

Так, применительно к территории поселения, городского округа или города федерального значения на картах в составе генерального плана могут выделяться различные функциональные зоны: жилые, общественно-деловые, производственные, транспортной инфраструктуры, рекреационные и другие.

Положение о территориальном планировании, как правило, содержит описание назначения функциональных зон, предусмотренных картами, и перечень основных мероприятий по территориальному планированию (см., например, Закон Санкт-Петербурга от 22.12.2005 № 728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга»).

Также в состав утверждаемой части генерального плана или материалов по его обоснованию включаются карты с отображением особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия, зон с особыми условиями использования территорий (например, различных охранных зон, санитарно-защитных зон, водоохранных зон) и иных объектов с «особым» режимом.

Генеральные планы должны утверждаться представительным органом местного самоуправления (законодательными органами государственной власти городов федерального значения) на срок не менее чем двадцать лет, при этом в них могут вноситься изменения без ограничения по периодичности.

Внесение изменений в генеральный план, например изменение функциональной зоны, не создает обязанности для правообладателей существующих объектов привести их в соответствие с новым назначением территории, поскольку в земельном и градостроительном законодательстве содержатся нормы, позволяющие использовать такие объекты без установления срока приведения их в соответствие, если это не создает угрозу жизни и здоровью (по аналогии п. 8 ст. 36 ГрК РФ, п. 4 ст. 85 ЗК РФ).

В более сложной ситуации оказываются лица, которые получили разрешение на строительство исходя из ранее установленного назначения территории, но не успели получить разрешение на ввод в эксплуатацию. Поскольку в соответствии с п. 6 ст. 55 ГрК РФ проверка соответствия объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка (определяется ПЗЗ, которые, в свою очередь, должны соответствовать генеральному плану) осуществляется в соответствии с законодательством на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, изменение функциональной зоны в генеральном плане создает риск отказа в выдаче разрешения на ввод.

Генеральный план принимается на основе и с учетом документов территориального планирования более высокого уровня (схем территориального планирования Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального района, регулирующих, главным образом, вопросы размещения объектов федерального, регионального, местного значения), а также нормативов градостроительного проектирования, различных государственных и муниципальных программ, стратегий развития.

В свою очередь, положения генерального плана конкретизируются в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа или города федерального значения (ПЗЗ), в которых определяются территориальные зоны и градостроительные регламенты, а также в проектах планировки территории при их утверждении. При этом важно учитывать, что по общему правилу подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется (п. 2 ст. 41 ГрК РФ).

Также соответствие проектной документации, в том числе генеральному плану, проверяется при выдаче разрешений на строительство (подп. 2 п. 11 ст. 51 ГрК РФ).

На основе генерального плана и проекта планировки может быть принято решение об изъятии или резервировании участка для муниципальных нужд (государственных нужд применительно к городу федерального значения), создании объектов местного (регионального) значения.

Отметим, что Верховный суд сформировал практику, которая признает принцип необходимости соответствия ПЗЗ генеральному плану как основополагающему документу территориального планирования, производным от которого является требование о соответствии территориальных зон, выделяемых в ПЗЗ, функциональным зонам, определенным генеральным планом. Отмечается, что установление территориальных зон в ПЗЗ конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам в генеральном плане (см. п. 57 Обзора судебной практики Верховного суда РФ № 3 за 2018 г., утв. Президиумом ВС РФ 14.11.2018, апелляционные определения Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 13.09.2018 № 81-АПГ18-11, от 06.04.2017 № 32-АПГ17-1). В подтверждение указанной идеи о необходимости соответствия ПЗЗ генеральному плану существуют позиции судов, в которых делается вывод о невозможности выдачи разрешения на строительство в том случае, когда назначение объекта соответствует ПЗЗ, но не соответствует генеральному плану (см., например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 26.12.2019 по делу № А32-4212/2019).

Проиллюстрировать приведенное соотношение градостроительных документов можно на конкретном примере.

Так, при разработке генерального плана определенного поселения подлежат учету документы территориального планирования более высокого уровня (например, региональная схема территориального планирования, предусматривающая размещение объектов регионального значения в области образования, транспорта), нормативы градостроительного проектирования (например, нормы по размещению социальных объектов: поликлиник, детских садов, школ).

Предположим, что определенный участок отнесен к жилой зоне в соответствии с генеральным планом. Данное зонирование должно быть соблюдено и может быть конкретизировано при разработке ПЗЗ: например, участок может быть отнесен к зоне малоэтажных многоквартирных жилых домов с установлением градостроительного регламента зоны (допустимые виды разрешенного использования, предельные параметры строительства: минимальное озеленение, количество парковочных мест, отступы от границ участка и другие).

В случае разработки проекта планировки могут быть установлены конкретные параметры возможной застройки участка: например, может быть предусмотрено, что на участке возможно размещение малоэтажного многоквартирного жилого дома максимальной высотой 25 метров и максимальной общей площадью объекта 65 тысяч квадратных метров.

Таким образом, путем принятия указанных нормативных актов публичным субъектом от общего к частному осуществляется определение назначения территории, которым связан правообладатель конкретного участка при планировании осуществления деятельности на нем.

В случае если генеральный план не утвержден, то можно говорить об отсутствии одного из градостроительных документов, определяющих назначение территории. Практическое значение отсутствия генерального плана для частных лиц следующее: невозможно резервирование и изъятие участков для размещения объектов местного значения поселения, городского округа (объектов регионального значения применительно к городам федерального значения) (п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ).

Если не только отсутствует генеральный план, но и не утверждены ПЗЗ, то последствия более существенные:

  • не допускается выдача разрешений на строительство (за исключением прямо предусмотренных случаев, например строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты) (п. 3 ст. 51 ГрК РФ);

  • не осуществляется предоставление земельных участков с основным видом разрешенного использования, предусматривающим строительство зданий, сооружений, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 14 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);

  • невозможно изменение вида разрешенного использования участка (кроме случаев, когда градостроительный регламент не устанавливается или не распространяется на участок) (подп. 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»).

В соответствии с идеей, заложенной в ГрК РФ, в отношении поселения, городского округа должны быть утверждены и генеральный план, и ПЗЗ. Одновременное отсутствие указанных документов связано, как правило, с отсутствием планов по дальнейшему развитию конкретной территории (например, различные сельские поселения). В указанном случае возможность получить права на участки и осуществить новое строительство фактически заблокирована до принятия соответствующих градостроительных документов.

Вместе с тем законодательство предусматривает случаи, когда ПЗЗ могут быть утверждены при отсутствии генерального плана. Так, допускается подготовка ПЗЗ в отношении части территории поселения или городского округа при отсутствии генерального плана, а также при соблюдении ряда условий в отношении сельского поселения по решению представительного органа местного самоуправления (п. 4 ст. 31, п. 6 ст. 18 ГрК РФ). В указанных случаях новое строительство будет допустимо при отсутствии генерального плана, но при условии утверждения ПЗЗ.

Текст комментария: Отв. ред Н.Н. Мельников «КОММЕНТАРИЙ К ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2004 Г. № 190-ФЗ» Авторы: Мельников Н.Н., Амелин Р.В., Борисов А.А., Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Иванов А.В., Майборода В.А., Макаров О.В., Начичко Ж.А., Поваров Ю.С., Беляев М.А., Гемпик Е.А., Калинин А.А., Коновальчикова С.С., Котухов С.А., Султанов Р.С. Издание: 2017 год

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что утверждение генеральных планов находится в компетенции представительных органов местного самоуправления поселения, городского округа.

1 января 2015 г. вступили в силу положения Федерального закона от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ, наделяющие:

— органы государственной власти субъекта РФ правом региональным законом осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ (см. п. 1 комментария к ст. 20 ГрК РФ);

— органы местного самоуправления муниципальных районов полномочиями по решению ряда вопросов местного значения сельских поселений, в том числе по утверждению генеральных планов таких поселений.

Таким образом, утверждение генеральных планов может находиться в компетенции представительных органов местного самоуправления муниципальных районов, иных органов власти в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главами местной администрации поселения, городского округа.

С учетом обстоятельств, изложенных в п. 1, решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений могут приниматься главой местной администрации муниципального района, иными лицами в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает требования, согласно которым подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями ст. 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (см. комментарий к ст. 9 ГрК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 29.2 ГрК РФ региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения населения субъекта РФ и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта РФ.

Расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов регионального значения для населения субъекта РФ применяются в целях уточнения местоположения планируемого размещения объектов регионального значения при подготовке проекта генерального плана.

В соответствии с ч. 2 ст. 29.2 ГрК РФ региональные нормативы градостроительного проектирования могут устанавливать предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения населения муниципального образования и предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных образований.

В отсутствие утвержденных местных нормативов градостроительного проектирования, разработанных с учетом вышеуказанных предельных значений, соответствующие расчетные показатели должны применяться в целях планирования размещения объектов местного значения при подготовке проекта генерального плана.

Согласно ч. 4 ст. 29.2 ГрК РФ местные нормативы градостроительного проектирования поселения, городского округа устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения поселения, городского округа, объектами благоустройства территории населения поселения, городского округа и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения поселения, городского округа.

Вышеуказанные расчетные показатели должны применяться в целях планирования размещения объектов местного значения при подготовке проекта генерального плана.

Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, ГрК РФ предусматривает проведение публичных слушаний и рассмотрение предложений заинтересованных лиц.

При подготовке проектов генеральных планов в целях изучения общественного мнения также могут применяться методы социологических исследований, такие как «контент-анализ» и опросы (см. п. 2 комментария к ст. 20).

4. Часть 7 комментируемой статьи устанавливает обязательность учета в процессе подготовки генеральных планов ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия при наличии на территориях поселения, городского округа объектов культурного наследия. Зоны охраны объектов культурного наследия в соответствии со ст. 1 ГрК РФ относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Обзор судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.06.2021)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 10.11.2009 N 259-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете»

    • Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

    • Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «Об инновационном центре «Сколково»

    Все документы >>>

    Генплан города — как внести изменения?

    • Указ Президента РФ от 08.04.2021 N 202

      «О праздновании 100-летия Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича»

    • Распоряжение Президента РФ от 04.11.2019 N 372-рп (ред. от 19.07.2020)

      «О проведении Петербургского международного юридического форума»

    • Распоряжение Президента РФ от 19.07.2020 N 181-рп

      «О внесении изменений в распоряжение Президента Российской Федерации от 4 ноября 2019 г. N 372-рп «О проведении Петербургского международного юридического форума»

    Все документы >>>

    • Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 437 (ред. от 04.08.2021)

      «О Министерстве экономического развития Российской Федерации»

    • Постановление Правительства РФ от 25.01.2018 N 63

      «О внесении изменения в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации»

    Все документы >>>

    Из предлагаемой Законом редакции части 16 статьи 31 Градостроительного кодекса следует, что глава местной администрации получит право (в случае принятия соответствующего нормативного акта органа государственной власти субъекта РФ) принимать решение об утверждении правил землепользования и застройки и обязательных приложений к ним.

    Предлагаемые Законом изменения по существу сводятся к уменьшению конкретности и объема сведений документов территориального планирования и к серьезному ограничению полномочий представительных органов местного самоуправления в области градостроительной политики с передачей их местным администрациям. Закон вступит в силу со дня официального опубликования, однако изменения, связанные с перераспределением полномочий по подготовке градостроительных документов, смогут быть претворены в жизнь не ранее принятия соответствующего законодательства субъектов РФ.

    Всем, чья деятельность связана с застройкой, землепользованием, подготовкой градостроительной документации, следует отслеживать возможное принятие законов субъектов РФ об изменении порядка подготовки правил землепользования и застройки и состава сведений генпланов.

    СНТ не имеет права не принять ваши документы, свидетельствующие об объединении участков. На основе данных документов вносятся изменения в генеральный план товарищества. После чего вам должны сделать перерасчет за те месяцы, которые вы оплатили в двойном размере уже после изменений в кадастровом плане Домодедово.

    Но изначально внимательно ознакомьтесь с уставом СНТ.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.