Федеральный закон о пенсионном обеспечении военнослужащих

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральный закон о пенсионном обеспечении военнослужащих». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии:

а) за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 01.07.2017 N 154-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

б) по инвалидности, если они стали инвалидами при условиях, предусмотренных настоящим Законом.

В случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Семьи умерших пенсионеров из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца на общих основаниях с семьями лиц, умерших в период прохождения службы. (в ред. Федеральных законов от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ)

Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсии по инвалидности этим лицам и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы.

Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах), войска национальной гвардии Российской Федерации, органы принудительного исполнения Российской Федерации выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается. (в ред. Федеральных законов от 28.11.95 N 186-ФЗ, от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 01.07.2017 N 154-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). (в ред. Федерального закона от 21.06.2010 N 122-ФЗ)

Взаимосвязанные положения частей первой и третьей статьи 7 признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 19 (часть 1) и 39 (части 1 и 2), в той мере, в какой эти положения в системе действующего правового регулирования при назначении пенсии по случаю потери кормильца родителям двух (или более) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, не позволяют учитывать для определения размера их пенсионного обеспечения факт гибели двух (или более) детей (Постановление Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 N 16-П)

Супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца). (в ред. Федеральных законов от 21.12.2006 N 239-ФЗ, от 03.12.2007 N 319-ФЗ, от 08.05.2008 N 64-ФЗ, от 21.06.2010 N 122-ФЗ)

Родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца). (в ред. Федеральных законов от 28.11.95 N 186-ФЗ, от 01.06.99 N 110-ФЗ, от 06.12.2000 N 141-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 03.12.2007 N 319-ФЗ, от 21.06.2010 N 122-ФЗ)

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, уволенным со службы, пенсионерам — инвалидам из числа этих лиц и членам семей умерших пенсионеров выплачиваются пособия в порядке и размерах, определяемых законодательством Российской Федерации и нормативными актами Правительства Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 28.11.95 N 186-ФЗ)

Выплата пенсий лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям обеспечивается за счет средств федерального бюджета. При этом финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке.

Выплата пенсий, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» для военнослужащих, лиц, приравненных по пенсионному обеспечению к военнослужащим, и их семей, осуществляется в соответствии с указанными федеральными законами. (в ред. Федеральных законов от 03.12.2007 N 319-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

Право на пенсию за выслугу лет имеют:

а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 01.07.2017 N 154-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 28.11.95 N 186-ФЗ, от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 01.07.2017 N 154-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» части первой настоящей статьи в общий трудовой стаж включаются:

а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях». (в ред. Федеральных законов от 03.12.2007 N 319-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

в) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета страховых пенсий Федеральным законом «О страховых пенсиях». (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

Пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:

а) лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет — 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм;

б) лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации: за общий трудовой стаж 25 лет — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год стажа свыше 25 лет — 1 процент указанных сумм денежного довольствия. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 01.07.2017 N 154-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

В случае повторного определения на военную службу или на службу в органы внутренних дел, или Государственную противопожарную службу, или на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, или на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации, или на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации указанных в настоящей статье лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения. (в ред. Федеральных законов от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 01.07.2017 N 154-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

Список изменяющих документов (в ред. Федеральных законов от 28.11.1995 N 186-ФЗ, от 27.12.1995 N 211-ФЗ, от 19.12.1997 N 153-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 01.06.1999 N 110-ФЗ, от 06.12.2000 N 141-ФЗ, от 17.04.2001 N 47-ФЗ, от 10.01.2002 N 3-ФЗ, от 04.03.2002 N 22-ФЗ, от 29.05.2002 N 60-ФЗ, от 12.06.2002 N 68-ФЗ, от 30.06.2002 N 78-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 2-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 02.02.2006 N 20-ФЗ, от 21.12.2006 N 239-ФЗ, от 30.12.2006 N 272-ФЗ, от 01.12.2007 N 311-ФЗ, от 03.12.2007 N 319-ФЗ, от 13.02.2008 N 3-ФЗ, от 08.05.2008 N 64-ФЗ, от 22.07.2008 N 156-ФЗ, от 28.04.2009 N 70-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 09.11.2009 N 253-ФЗ, от 21.06.2010 N 122-ФЗ, от 10.12.2010 N 354-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 08.11.2011 N 309-ФЗ, от 12.11.2012 N 181-ФЗ, от 07.06.2013 N 127-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.12.2013 N 397-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 04.11.2014 N 342-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 22.02.2017 N 20-ФЗ, от 03.04.2017 N 63-ФЗ, от 01.05.2017 N 95-ФЗ, от 01.07.2017 N 154-ФЗ, от 20.12.2017 N 401-ФЗ, от 30.04.2019 N 66-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ, от 20.07.2020 N 238-ФЗ, от 08.12.2020 N 417-ФЗ, от 22.12.2020 N 431-ФЗ, с изм., внесенными Определением Конституционного Суда РФ от 01.03.2001 N 46-О, Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ, Определениями Конституционного Суда РФ от 20.10.2005 N 379-О, от 01.12.2005 N 428-О, Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.06.2011 N 11-П, Федеральными законами от 01.12.2014 N 397-ФЗ, от 14.12.2015 N 367-ФЗ, Постановлениями Конституционного Суда РФ от 14.01.2016 N 1-П, от 19.07.2016 N 16-П, Федеральными законами от 19.12.2016 N 430-ФЗ, от 05.12.2017 N 365-ФЗ, от 11.12.2018 N 460-ФЗ, от 02.12.2019 N 381-ФЗ, Постановлением КС РФ от 28.01.2020 N 5-П, Федеральным законом от 08.12.2020 N 397-ФЗ)

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Закон «О пенсионном обеспечении военнослужащих» в редакции 2021 года

В ходе последней редакции закона №4468-1, в статьи №14 и №45 были внесены актуальные правки, касательно повторной бюджетной индексации для повышения размера пенсионных пособий военнослужащим и другим государственным сотрудникам. Подобные меры нацелены на предоставление гражданам достойного уровня жизни.

Ознакомьтесь с последними изменениями ФЗ для опекунов тут:

Согласно законодательству, выплаты предоставляются лицам, служившим в следующих государственных органах:

  • министерство обороны РФ;
  • органы внутренних дел (ОВД);
  • сотрудники госучреждений, отвечающие за наблюдение за заключёнными и обеспечение безопасности в тюрьме (системе исполнения наказаний);
  • военные, обеспечивающие контроль за оборотом наркотиков;
  • сотрудники противопожарной безопасности и др.

Также, супруги, дети и родители погибших военнослужащих вправе рассчитывать на получение пенсии по случаю потери кормильца.

ФЗ об охране атмосферного воздуха читайте тут:

Основанием для оформления военной пенсии служат следующие показатели:

  • выслуга лет (непрерывный военный стаж);
  • должность;
  • звание;
  • потеря кормильца;
  • инвалидность.

Статья №45 в последней редакции (от 20 декабря 2017 года) регламентирует основные способы повышения пенсии некоторым категориям военнослужащих, а именно:

  • героям СССР;
  • заслуженным спортсменам и чемпионам Олимпийских и Паралимпийских игр;
  • лицам, награжденным орденом Трудовой славы или орденом «за службу родине в вооруженных силах СССР»;
  • участникам ВОВ и других воин.

Пенсионное обеспечение военнослужащих — часть системы обязательного государственного обеспечения федеральных государственных работников, героев советского союза, а также других военнослужащих. Настоящий Федеральный закон, в соответствии с Конституцией РФ, регламентирует условия, нормы и порядок начисления пенсионных выплат сотрудникам вооруженных сил РФ, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, представителей государственной безопасности и их семей.

ФЗ №4468-1 распространяется также на бывших военнослужащих ОВД, МВД и КГБ.

Военнослужащему, который имеет выслугу больше 25 лет, будет предлагаться выплачивать надбавку в размере 25% от пенсии, которую он смог бы получать в ситуации, если бы уволился с военной службы. За каждый год величина надбавки увеличивается ровно на 3%. Но выход на пенсию будет означать полный перерасчёт итоговой суммы заработка.

Если военнослужащий отслужил 20 лет и больше, то ему будет назначено 50% от его ежемесячного денежного довольствия и плюс 3% за каждый год службы. Однако, в общей сложности, сумма пенсионных выплат военнослужащим в 2021 году не должна превышать 85% от суммы заработной платы.

Минимальный размер пенсии, как правило, у военнослужащего не может быть меньше 50% от размера довольствия. То есть, не может быть ниже пенсии по старости. Однако здесь все рассчитывается индивидуально и нужно обращаться к специалистам, назначающим пенсию военнослужащим.

Считаю пункт 6. ст.

192 Бюджетного кодекса РФ не соответствующим Конституции РФ (статьям 2, 7, 17 (часть 1), 18, 39 (часть 1), 55 (части 2 и 3) в той мере, в какой он позволяет произвольно, в целях экономии, при достаточном в очередном финансовом году общем объеме расходов для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, то есть при наличии финансово-экономических возможностей государства обеспечить выполнение установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, приостанавливать действие в очередном финансовом году отдельных положений федеральных законов, фактически обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году.

В соответствии со ст. 101 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, подлежащего применению им в указанном деле, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ,
ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ, ОРГАНАХ
ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО
ИСПОЛНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И ИХ СЕМЕЙ

АПК РФ

ГК РФ (часть I)

ГК РФ (часть II)

ГК РФ (часть III)

ГК РФ (часть IV)

ГПК РФ

ГрК РФ

Жилищный кодекс

КАС РФ

КоАП РФ

НК РФ (часть I)

НК РФ (часть II)

Семейный кодекс

ТК РФ

УИК РФ

УК РФ

УПК РФ

Бюджетный кодекс

Воздушный кодекс

Водный кодекс

Земельный кодекс

Лесной кодекс

Статья 1. Лица, на которых распространяется действие настоящего закона

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются:

а) на следующие категории лиц:

лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах государственной охраны, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте «б» настоящей статьи, и их семей);

лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, во внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте «б» настоящей статьи, и их семей);

лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте «б» настоящей статьи, и их семей);

лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц — при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством государства, на территории которого они проживают;

б) на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, а также на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственной противопожарной службе и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах — бывших республиках Союза ССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.
(Статья в редакции, введенной в действие с 3 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 года.

Статья 2. Назначение пенсий лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям на основаниях, установленных Федеральным законом «О страховых пенсиях» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

Статья 13. Условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет

Право на пенсию за выслугу лет имеют:

а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более;
(Пункт дополнен с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ; дополнен с 30 июля 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ; дополнен с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 года.

б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 декабря 1995 года Федеральным законом от 28 ноября 1995 года N 186-ФЗ; дополнен с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ; дополнен с 30 июля 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ; дополнен с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 года.
____________________________________________________________________
Часть первая статьи 13 настоящего Закона признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 7, 18, 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», предполагает безусловное прекращение выплаты гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, пенсии за выслугу лет, назначенной ему ошибочно в результате неправильного подсчета уполномоченным государством органом необходимого для возникновения права на данную пенсию стажа службы (выслуги лет), притом что сам гражданин при приобретении статуса получателя пенсии за выслугу лет действовал добросовестно, без учета продолжительности периода, прошедшего с момента ее назначения, продолжительности периода, недостаточного до достижения установленной законом выслуги лет, значимости для этого гражданина пенсии в качестве источника дохода и иных заслуживающих внимания обстоятельств — и тем самым не обеспечивает при исправлении допущенной ошибки соблюдение конституционных принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности), поддержания доверия граждан к действиям государства, а также баланса конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов, — постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 года N 1-П.
____________________________________________________________________

При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» части первой настоящей статьи в общий трудовой стаж включаются:

а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях»;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ.

в) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета страховых пенсий Федеральным законом «О страховых пенсиях».
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ)
(Часть дополнительно включена с 1 января 2008 года Федеральным законом от 3 декабря 2007 года N 319-ФЗ)

Статья 14. Размеры пенсии

Статья 19. Условия, определяющие право на пенсию по инвалидности

Право на пенсию по инвалидности имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

Статья 20. Установление инвалидности

Группа и причины инвалидности, время наступления и период инвалидности устанавливаются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 3 декабря 2007 года N 319-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ.

Статья 21. Категории инвалидов

Инвалиды из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, в зависимости от причины инвалидности подразделяются на следующие категории:

а) инвалиды вследствие военной травмы — лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену (при соблюдении условия, предусмотренного частью первой статьи 18 настоящего Закона) либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг;

б) инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы (службы), — лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) лежит на военно-врачебных комиссиях, заключения которых могут быть обжалованы в суд (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 3 декабря 2007 года N 319-ФЗ.
(Статья в редакции, введенной в действие с 6 декабря 1995 года Федеральным законом от 28 ноября 1995 года N 186-ФЗ)

Статья 22. Размеры пенсии

Пенсия по инвалидности лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, устанавливается в следующих размерах:

а) инвалидам вследствие военной травмы I и II групп — 85 процентов, III группы — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона;

б) инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II групп — 75 процентов, III группы — 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 ноября 2014 года Федеральным законом от 4 ноября 2014 года N 342-ФЗ.
____________________________________________________________________
Действие положений пункта «б» статьи 22 настоящего Закона Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 4 ноября 2014 года N 342-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года, — см. пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 4 ноября 2014 года N 342-ФЗ.
____________________________________________________________________

Статья 23. Минимальные размеры пенсии по инвалидности
____________________________________________________________________
Пенсии, назначенные в соответствии с настоящим Федеральным законом до дня вступления в силу Федерального закона от 3 декабря 2007 года N 319-ФЗ, пересматриваются по нормам, предусмотренным настоящей статьей (в редакции Федерального закона от 3 декабря 2007 года N 319-ФЗ).
В случае, если размер ранее назначенной пенсии превышает размер пенсии, полагающийся в соответствии с настоящей статьей (в редакции Федерального закона от 3 декабря 2007 года N 319-ФЗ), пенсия выплачивается в прежнем, более высоком размере.
— См. статью 3 Федерального закона от 3 декабря 2007 года N 319-ФЗ.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Пенсия по инвалидности, назначаемая лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, не может быть ниже:

а) для инвалидов вследствие военной травмы I группы — 300 процентов, II группы — 250 процентов, III группы — 175 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;

б) для инвалидов вследствие заболевания, полученного в период военной службы (службы), I группы — 250 процентов, II группы — 200 процентов, III группы — 150 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 3 декабря 2007 года N 319-ФЗ.

​Пенсионное обеспечение военнослужащих

Статья 43. Денежное довольствие для исчисления пенсий

Пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 1996 года Федеральным законом от 28 ноября 1995 года N 186-ФЗ; дополнена с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ; дополнена с 1 июля 2002 года Федеральным законом от 30 июня 2002 года N 78-ФЗ; дополнена с 30 июля 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ; дополнена с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 311-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 года.

Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2012 года Федеральным законом от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ)
____________________________________________________________________
Положения части второй настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ) не применяются в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей, — см. пункт 6 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ.
____________________________________________________________________
Действие части второй настоящей статьи приостановлено:
с 1 января 2015 года до 1 января 2016 года — Федеральный закон от 1 декабря 2014 года N 397-ФЗ;
с 1 января 2016 года до 1 января 2017 года — Федеральный закон от 14 декабря 2015 года N 367-ФЗ.
____________________________________________________________________
Размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 настоящего Закона, составляет:
с 1 января 2015 года 62,12 процента,
с 1 октября 2015 года — 66,78 процента от размера указанного денежного довольствия — Федеральный закон от 1 декабря 2014 года N 397-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 173-ФЗ);
с 1 февраля 2016 года 69,45 процента от размера указанного денежного довольствия — Федеральный закон от 14 декабря 2015 года N 367-ФЗ.
____________________________________________________________________

Статья 44. Исчисление пенсий семьям пенсионеров

Семьям пенсионеров из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, пенсия по случаю потери кормильца исчисляется из денежного довольствия кормильца, из которого ему была исчислена (пересчитана) либо подлежала перерасчету пенсия.

Статья 50. Организация работы по пенсионному обеспечению

Работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний и Федеральной службой безопасности Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
(Статья в редакции, введенной в действие с 6 декабря 1995 года Федеральным законом от 28 ноября 1995 года N 186-ФЗ; дополнена с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ.

Статья 51. Обращение за назначением пенсий

Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
(Часть первая в редакции, введенной в действие с 6 декабря 1995 года Федеральным законом от 28 ноября 1995 года N 186-ФЗ; дополнена с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ.

Лица, указанные в статье 2 настоящего Закона, и члены их семей с заявлениями о назначении пенсий в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» обращаются в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их жительства.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ

Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. Указанные лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсий документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный частью 4 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. В этих случаях пенсионный орган запрашивает необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
(Часть дополнена Федеральным законом от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ
____________________________________________________________________
Положения части третьей статьи 51 настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ) не применяются до 1 июля 2012 года в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, — см. пункт 5 статьи 74 Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ.
____________________________________________________________________

Статья 52. Рассмотрение заявлений о назначении пенсий

Заявления и поступившие вместе с ними документы для назначения пенсий лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
(Статья дополнена Федеральным законом от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ.

Статья 53. Сроки назначения пенсий

Статья 1. Лица, на которых распространяется действие настоящего Закона

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются:

а) на следующие категории лиц:

лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте «б» настоящей статьи, и их семей);

лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте «б» настоящей статьи, и их семей);

лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте «б» настоящей статьи, и их семей);

лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц — при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают;

б) на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР, и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в Государственной противопожарной службе, и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах — бывших республиках СССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей.

Статья 2. Назначение пенсий лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям на основаниях, установленных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее — действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в пункте «а» статьи 1 настоящего Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

На условиях и по нормам, установленным Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, могут назначаться пенсии проживающим в Российской Федерации лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и семьям этих лиц по их желанию.

На основаниях, установленных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», назначаются также пенсии бывшим военнослужащим и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лишенным в установленном законодательством порядке воинских или специальных званий, и их семьям при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным Федеральным законом.

Статья 13. Условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет

Право на пенсию за выслугу лет имеют:

а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;

б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» части первой настоящей статьи в общий трудовой стаж включаются:

а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Статья 14. Размеры пенсии

Пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:

а) лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет — 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм;

б) лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: за общий трудовой стаж 25 лет — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год стажа свыше 25 лет — 1 процент указанных сумм денежного довольствия.

В случае повторного определения на военную службу или на службу в органы внутренних дел, или Государственную противопожарную службу, или на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы указанных в настоящей статье лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения.

Статья 15. Минимальный размер пенсии за выслугу лет

Пенсия за выслугу лет, назначаемая в соответствии с настоящим Законом, не может быть ниже 100 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Статья 16. Увеличение размера пенсии за выслугу лет инвалидам

Пенсии за выслугу лет, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, увеличиваются:

а) лицам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы:
инвалидам I группы — на 300 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;
инвалидам II группы — на 250 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;
инвалидам III группы — на 175 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;

б) лицам, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) и являющимся участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а»-«ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее — Федеральный закон «О ветеранах»):

инвалидам I группы — на 250 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;
инвалидам II группы — на 200 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;
инвалидам III группы — на 150 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;

в) лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий):

инвалидам I группы — на 200 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;
инвалидам II группы — на 150 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;
инвалидам III группы — на 100 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Статья 17. Надбавки к пенсии за выслугу лет

Написать комментарий

      Федеральный закон «О военных пенсиях» № 4468-1

      Как известно, в мае в России отмечают две важных торжественных даты. Речь идёт про Праздник весны и труда (1 мая), а также День победы. Они предусматривают предоставление выходных дней, поэтому представители власти приняли решение о том, чтобы пенсию за май военным пенсионерам (в том числе инвалидам, ветеранам и участникам ВОВ) начислить до конца апреля. Эту информацию ранее предоставляла Татьяна Шевцова (занимает должность заместителя Министра обороны Российской Федерации).

      Военных пенсионеров в РФ насчитывается примерно 2 млн. 700 тыс. человек. Это – бывшие представители силовых структур, имеющие достаточно стажа для назначения военной пенсии. Всем им пенсию проиндексируют с 1 октября.

      Какие пенсии могут получать военнослужащие?

      Законодательством по пенсионному обеспечению военнослужащих для этой категории граждан установлено три вида пенсий:

      • по выслуге лет;
      • по причине инвалидности;
      • в связи с потерей кормильца.

      При этом законом оговорены некоторые нюансы при получении права на пенсионное обеспечение:

      • Пенсия по выслуге лет назначается и выплачивается ее получателю после его увольнения со службы.
      • Назначение пенсии по инвалидности или потери кормильца не зависит от продолжительности службы военнослужащего.
      • Пенсионное пособие по инвалидности устанавливается, если она наступила во время прохождения службы или в течение трех месяцев после увольнения, или еще позже, но возникла по болезни или вследствие травмы, полученной в период службы.

      Допускается поступление военного пенсионера вновь на военную службу или службу в органах внутренних дел, либо в другие, предусмотренные законом службы. Правда в таком случае выплата назначенных ему пенсионных пособий на время службы прекращается и сможет возобновиться при следующем его увольнении, когда он заявит о восстановлении обеспечения в пенсионный орган.

      Окончив службу, военнослужащие вправе рассчитывать на два вида пенсий:

      • Выслуга лет. Основанием для присвоения служит стаж не меньше 20 лет, а также наличие льготных условий (участие в военных действиях, работы с ядерным оружием, летная служба, служба на дальних территориях).
      • Смешанный стаж. Присущ офицерскому составу, отдавшему службе в вооруженных силах 12,5 лет. При этом учитывают и гражданские периоды работ. В целом общий стаж таковых офицеров не может быть меньше 25 лет.

      Базовое денежное довольствие военнослужащего (ДД), используемое для исчисления его пенсии в соответствии с законодательством складывается из составных частей:

      • воинского должностного оклада;
      • оклада в зависимости от воинского или специального звания (за исключением повышения за службу в особых местностях или условиях);
      • ежемесячной или процентной надбавки за стаж службы (выслугу лет), в том числе выплат по индексированию ДД.

      С 1 октября 2019 года денежное довольствие будет увеличено на 4,3%, в следствие чего повысятся и военные пенсии.

      До 1 октября 2019 г. при начислении военной пенсии учитывается ДД в размере 72,23% от суммы базового ДД. С 01.10.2019 г. понижающий коэффициент будет увеличен до 73,68%.

      Говоря о льготной выслуге, законодатель подразумевает, что некоторые периоды службы засчитываются в счет стажа в сроках, в большую сторону отличающихся от календарных периодов. От военных нередко можно услышать фразу «у меня выслуга год за полтора», но это утверждение не верно.

      К примеру, военнослужащий проходит службу в части, где стаж рассчитывается 1:1, но на 3 месяца его направили в зону боевых действий, он стал участником ВБД, и в льготное исчисление войдут эти 3 месяца, а не весь год. Другой пример расчета: служащий в войсках со льготным исчислением стажа 1:1,5 месяца 3 дня непосредственно участвовал в контртеррористической операции на основании приказа, эти дни будут исчисляться 1:3. Если армеец получил ранение или другое увечье при участии в такой операции, время непрерывного нахождения в лечебном учреждении будет так же засчитано в стаж, как 1:3. Факторы, влияющие на сроки, величину коэффициента и правила исчисления льготной выслуги, изложены в Постановлении Правительства от 22 сентября 1993 г. N 941.

      Закон о пенсии военнослужащих в редакции 2021 года

      Как известно, для гражданских людей будет актуальным повышение пенсионного возраста до 65 лет у мужчин и до 60 лет у женщин. Военная пенсия же изначально полагалась людям после 20 лет выслуги. Именно показатель в 20 лет считался до последнего минимальным порогом. Однако сегодня ситуация меняется. Минимальным порогом для военнослужащих, которые претендуют на военную пенсию и все сопутствующие льготы, возможности, станет показатель в 25 лет. Человек, который уволился до 25 лет, не имеет права на те привилегии, что обеспечиваются по выслуге лет.

      Сегодня можно отметить, что закон о повышении пенсионного возраста для военнослужащих начинает работать на практике. Несмотря на то, что изначально его считали просто слухами, он активно начал входить в повседневный обиход.

      Согласно законодательству минимальный стаж на военной службе для начисления пенсии составляет 20 лет. По достижении мужчиной 60 лет, а женщиной 55 появляется право для начисления страхового пенсионного обеспечения, но только в том случае, если 20-летнего военного стажа нет. Если стаж службы приходится на военное время, то 1 год, проведенный на фронте, рассчитывается за 3. В особых условиях службы 3 года считаются за 4. Величина минимальной государственной выплаты зависит от стажа работы, занимаемой должности, вида деятельности и наличия заслуг перед Родиной. Так же, время учебы в заведениях военного профиля, засчитывается в выслугу лет: 1 год учебы приравнивается к 6 месяцам службы.

      К ветеранам данной категории относят участников вооруженных конфликтов, обслуживающий персонал военной части, водителей и экспедиторов по грузоперевозкам, пилотов, проникавших на территорию противника, минеров и исполнителей военных заданий. Для получения льгот и доплаты к военной пенсии ветеранам боевых действий необходимо предоставить удостоверение установленного образца, оформляемого по месту жительства.

      Рассмотрим ряд значимых пенсионных льгот ветеранам боевых действий.

      1. Налоговые послабления. Участники военных столкновений не вносят уплату налога на имущество и госпошлины в различных бюджетных учреждениях, имеют льготы по земельному и транспортному сбору. Ежемесячный налоговый вычет варьируется от 500 до 3000 руб. Минимальная сумма налогового вычета составляет 500 руб.
      2. Льготы по пенсионному обеспечению. Военные пенсии участников боевых действий значительно выше среднего размера гражданских начислений. Каждый месяц производится дополнительная выплата: в 2016 году она установлена в объеме 2500 руб.
      3. Решение жилищного вопроса. Ветераны боевых действий, вставшие на госучет до 2005 года, вправе рассчитывать на получение жилья или земельного участка под строительство дома, получают скидки при оплате услуг ЖКХ.
      4. Бесплатная медицинская помощь, льготы при лечении в медучреждениях, санаториях, приобретении лекарств.
      5. Первоочередность при установке в квартире телефона, покупке транспортных билетов, оказании медпомощи.
      6. Работающие ветераны получают ежегодный оплачиваемый отпуск по требованию и, кроме этого, внеочередной отдых без сохранения зарплаты. Право на 20-дневный оплачиваемый реабилитационный отпуск имеют военные, несшие службу в зоне боевых действий в течение 3-6 месяцев.
      7. Ритуальные услуги. Государство возмещает расходы семьи по захоронению.

      Льготы погибших или умерших ветеранов боевых действий распространяются на членов семьи, потерявшей кормильца. Близкие родственники оставляют за собой право на обеспечение жильем и прочие социальные гарантии. Для несовершеннолетних сирот ветеранов предусмотрена пятипроцентная льгота при оформлении путевок в оздоровительные лагеря. Если вдова заключает брачный союз, льготы отменяются.

      Очевидно, что рассмотренные выше тенденции к фактическому сокращению материального обеспечения военных пенсионеров не могли не стать причиной недовольства граждан, относящихся к данной категории. Так, в 2015 г. общественная организация пенсионеров из Московской области подала жалобу в Конституционный суд России, в соответствии с которой понижающий коэффициент объявлялся противоречащим Конституции РФ как ухудшающий материальное положение военных пенсионеров.

      В отличие от социальной пенсии, на назначение пенсии по выслуге лет не влияет возраст военнослужащего. Основополагающими являются срок, место, условия службы и особенности выполнения боевых задач. Чаще всего, льготы распространяются на военных летчиков, моряков-подводников, военнослужащих, выполняющих свой долг в районах Крайнего Севера, находящихся в зоне боевых действий.

      Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу

      В ходе последней редакции закона №4468-1, в статьи №14 и №45 были внесены актуальные правки, касательно повторной бюджетной индексации для повышения размера пенсионных пособий военнослужащим и другим государственным сотрудникам. Подобные меры нацелены на предоставление гражданам достойного уровня жизни.

      Ознакомьтесь с последними изменениями ФЗ для опекунов тут:

      Согласно законодательству, выплаты предоставляются лицам, служившим в следующих государственных органах:

      Отставникам и их родственникам назначается материальное обеспечение, зависящее от причины оставления службы. А именно:

      • по выслуге;
      • по причине инвалидности;
      • по утрате кормильца членам семей.

      Каждый из приведенных видов выплат в адрес отставников и их родственников имеет свои нюансы. Методика работы по назначению матобеспечения содержится в законе № 4468-1. Однако есть общие тонкости, учитываемые в любом случае:

      1. Военнослужащий волен вернуться к службе, если здоровье позволяет. В такой ситуации пенсионное обеспечение останавливается. Возобновят его только после очередной отставки.
      2. Отставник, получающий матобеспечение из госбюджета, имеет право трудоустроиться:
          по договору найма;
      3. открыть свое дело.

      Факт участия в трудовой деятельности не повлияет на начисления. Исключением являются надбавки, установленные для неработающих пенсионеров.

      Пенсионное обеспечение военнослужащих — часть системы обязательного государственного обеспечения федеральных государственных работников, героев советского союза, а также других военнослужащих. Настоящий Федеральный закон, в соответствии с Конституцией РФ, регламентирует условия, нормы и порядок начисления пенсионных выплат сотрудникам вооруженных сил РФ, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, представителей государственной безопасности и их семей.

      ФЗ №4468-1 распространяется также на бывших военнослужащих ОВД, МВД и КГБ.

      Это важно знать: Мировое соглашение при разводе супругов

      Очевидно, что рассмотренные выше тенденции к фактическому сокращению материального обеспечения военных пенсионеров не могли не стать причиной недовольства граждан, относящихся к данной категории. Так, в 2015 г. общественная организация пенсионеров из Московской области подала жалобу в Конституционный суд России, в соответствии с которой понижающий коэффициент объявлялся противоречащим Конституции РФ как ухудшающий материальное положение военных пенсионеров.

      Сокращение материального обеспечения военных пенсионеров

      Кроме того, инициативная группа в своей жалобе особое внимание обратила на имеющиеся исключения из порядка расчета величины пенсионного обеспечения – в частности, упомянутый коэффициент не применяется для определения величины пенсии сотрудников военной прокуратуры, военных органов Следственного комитета РФ, а также судей Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов. Реакцией высшей инстанции стал отказ в признании положений, обозначенных в жалобе, противоречащими Конституции

      Мотивирован он был тем, что действующее законодательство не содержит пунктов, так или иначе обуславливающих сокращение пенсионной поддержки военных пенсионеров, а исключение из общего принципа отдельных категорий сотрудников военных учреждений связано с особенностями их деятельности и спецификой правового статуса. В чем именно заключается такая специфика, в ответе пояснено не было

      Реакцией высшей инстанции стал отказ в признании положений, обозначенных в жалобе, противоречащими Конституции. Мотивирован он был тем, что действующее законодательство не содержит пунктов, так или иначе обуславливающих сокращение пенсионной поддержки военных пенсионеров, а исключение из общего принципа отдельных категорий сотрудников военных учреждений связано с особенностями их деятельности и спецификой правового статуса. В чем именно заключается такая специфика, в ответе пояснено не было.

      Перемены, касающиеся количества годов для минимальной выслуги, планировались еще несколько лет назад. Они не получают до 2021 года практического применения. Чиновники уже подготавливают законодательный проект, однако не получают одобрения со стороны правительства России.

      На данный момент те, кто проходит службу в МВД РФ обладают различными льготами, финансовой помощью и возможность досрочного перехода к статусу пенсионера. Подобные привилегии будут привлекать огромное число граждан. С каждым годом возрастает число желающих служить в МВД.

      У МВД России предусматривается денежный лимит. Изначально средства, выделяемые из бюджета, расходуются на нужды работников и тех, кто уже получает выплаты по пенсии. На число работающих в МВД в ближайшем будущем обязаны рассчитываться пособия. По данной причине на постоянной основе требуются дополнительные финансовые средства.

      Каждый год из бюджета России на МВД будет выделяться около 400 млрд. руб. Кроме выплат заработных плат и пенсионных отчислений, силовой структуре нужно постоянно обновлять технику, осуществлять обучение новых работников для оказания полноценной защиты населения.

      По данной причине на повестку дня выносится вопрос об увеличении выслуги лет в МВД. Будут сокращаться расходы на МВД России, что не будет отражаться на работниках структуры и пенсионерах.

      Ежегодная индексация пенсионных пособий силовикам состоится 01.10.2021. Выплаты бывшим военнослужащим увеличат на 3,7% (это официальный уровень инфляции за 2020 г.). Прибавка к пенсии привязана к индексации денежного довольствия действующих военнослужащих — оклада по званию и должностного оклада. Они тоже вырастут на 3,7%. Например, отставной майор с выслугой 25 лет получил повышение пенсионных выплат приблизительно на 600 рублей, у служащих с более высокими званиями сумма прибавки больше, а с более низкими — ниже.

      ВАЖНО! Повышения понижающего коэффициента к военным пенсиям, которого все так ждали, к сожалению, не случилось. Обещанные президентом дополнительные 2% заморозили в конце прошлого года и размораживать пока не собираются, повышение пенсии для военных привязано только к уровню инфляции.

      Военным пенсионерам, которые работали после увольнения со службы на гражданских специальностях и заработали страховой стаж, положена страховая пенсия, начисляемая по достижению пенсионного возраста. Если военный в отставке продолжает работать по специальности гражданского характера, он сумеет заработать вторую пенсию. Условиями являются официальное трудоустройство и наличие регистрации в территориальном органе ПФР.

      Такая пенсионная сумма военнослужащим назначается:

      • по достижении возраста, определенного для выхода на заслуженный отдых гражданских лиц;
      • при наличии минимального стажа и нужного числа пенсионных баллов.

      В 2021 такой стаж составляет 11 лет, он регулярно повышается и в 2024 г. достигнет максимального размера в 15 лет.

      Обратите внимание, что в каком месяце военным пенсионерам добавят пенсию, рассчитанную на основании страхового стажа Пенсионным фондом, отличается от индексации для военнослужащих — прибавка состоялась 01.01.2021 и следующая запланирована на 01.01.2022.

      Понижающий коэффициент применяется с 2012 г., когда была проведена реформа в части денежного довольствия военных. В тот момент происходило существенное увеличение доходов этой категории, соответственно, и вышедших на заслуженный отдых. До 2012 г. при расчете пенсионных сумм для окончивших службу лиц к учету принималось от 50% получаемого довольствия. Но размеры пенсий, на получение которых рассчитывали, не увеличились на ожидаемое количество процентов, так как законодатель ввел так называемый понижающий коэффициент 54%, применяемый при расчетах.

      Первоначально размер составлял 54%. Планировалось ежегодно увеличивать его на 2%, тем самым повышая размер пенсионных. На практике график военной пенсии в первые годы шел с опережением и повышение составило больший процент. К 2021 году размер понижающего коэффициента составляет 73,68%. Последний раз его увеличили в 2019 году на 1,38%. Достижение полного размера в 100% запланировано к 2035 г. Но в 2020 году размер коэффициента заморозили, не повысили его и в 2021 году. Это значит, что в ближайшей перспективе выплаты закончившим службу будут увеличены только по результатам индексации на размер инфляции.

      Пенсионное обеспечение военнослужащих, как и всех граждан Российской Федерации, гарантировано Конституцией. Сегодня все вопросы, связанные с назначением и размером выплат, регулируются ФЗ N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». При этом учитываются изменения и дополнения, обозначенные в ФЗ-216, вступившие в силу с 1.01 2015, и ФЗ-145, которые начали действовать с 01.01 2017 г.

      Перечень лиц, на которых распространяется Закон «О военных пенсиях», приводится в статье 1 указанного документа. В обобщенном виде можно сказать, что он распространяется на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в следующих структурах:

      • в воинских частях, относящихся к Министерству обороны РФ;
      • в органах Министерства Внутренних дел;
      • в структурных подразделениях МЧС, включая Государственную противопожарную службу;
      • в государственных органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных средств;
      • в государственных органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы;
      • в органах внешней разведки;
      • в органах военной прокуратуры и следствия СК РФ;
      • других воинских формированиях РФ и СССР, созданных на базе закона и не противоречащих Конституции.

      Право на получение военной пенсии имеют члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.

      В отличие от социальной пенсии, на назначение пенсии по выслуге лет не влияет возраст военнослужащего. Основополагающими являются срок, место, условия службы и особенности выполнения боевых задач. Чаще всего, льготы распространяются на военных летчиков, моряков-подводников, военнослужащих, выполняющих свой долг в районах Крайнего Севера, находящихся в зоне боевых действий.

      В Правительстве Российской Федерации уже давно обсуждают вопрос повышения выслуги лет с показателя 20 до 25 лет для военнослужащих, сотрудников ФСИН и системы МВД. Но если до 2018 года эти вопросы были ничем иным, как предположением, то в июне начались существенные сподвижки. 14 июня 2018 года произошло повышение пенсионного возраста для гражданских лиц Российской Федерации. В свете этого остро встал вопрос о повышении выслуги и для военнослужащих. Законопроект уже подготовлен, разработан, но пока ещё не опубликован и не вступил в законную силу. Чего стоит ждать военнослужащим в будущем?

      На сегодняшний день в официальных источниках нет указаний, когда будет принят закон, и когда начнет действовать упоминание о новой выслуге лет. Не определён процесс, который будет подразумевать переходный этап, что должен продлиться до 2023 года.

      Граждане, на которых будет распространяться действие нового нормативно-правового акта, могут идти на пенсию даже при наличии служебного стажа, равного 20 годам, но при наличии специальных условий, которые будут действовать до 2023 года.

      Многие СМИ утверждают, что согласование проекта было завершено в положительную сторону. Решение по вопросу увеличения выслуги уже принято, а вступление в силу законодательного акта – это лишь вопрос времени.

      Принятие проекта было запланировано на сентябрь 2018 года. Но в связи со сложными вопросами проведения пенсионной реформы для гражданских лиц, законопроект для военнослужащих был отложен в долгий ящик.

      Социологические опросы показывают, что около 80% опрошенных людей не поддерживают увеличение служебного стажа для силовиков. Поэтому почву нужно хорошо подготовить прежде, чем инициировать подобные изменения.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.