Налоговый кодекс 2021 ст 219

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый кодекс 2021 ст 219». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов:

    1) в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований:

  • благотворительным организациям;
  • социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях;
  • некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных;
  • религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности;
  • некоммерческим организациям на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

Указанный в настоящем подпункте вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению.

При возврате налогоплательщику пожертвования, в связи с перечислением которого им был применен социальный налоговый вычет в соответствии с настоящим подпунктом, в том числе в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат имущества, переданного на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», налогоплательщик обязан включить в налоговую базу налогового периода, в котором имущество или его денежный эквивалент были фактически возвращены, сумму социального налогового вычета, предоставленного в связи с перечислением некоммерческой организации соответствующего пожертвования;

2) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).

Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется на налогоплательщиков, осуществлявших обязанности опекуна или попечителя над гражданами, бывшими их подопечными, после прекращения опеки или попечительства в случаях оплаты налогоплательщиками обучения указанных граждан в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях.

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.

Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанных лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения.

Социальный налоговый вычет не применяется в случае, если оплата расходов на обучение производится за счет средств материнского (семейного) капитала, направляемых для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей;

Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется также на налогоплательщика — брата (сестру) обучающегося в случаях оплаты налогоплательщиком обучения брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях;

3) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утвержденным Правительством Российской Федерации), назначенных им лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.

При применении социального налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, учитываются суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования, а также по договорам добровольного страхования своих супруга (супруги), родителей, детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет, подопечных в возрасте до 18 лет, заключенным им со страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, предусматривающим оплату такими страховыми организациями исключительно медицинских услуг.

Статья 219 НК РФ. Социальные налоговые вычеты.

1. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. (в ред. Федеральных законов от 09.07.99 N 154-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

2. К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. (в ред. Федеральных законов от 09.07.99 N 154-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

3. К отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой указанных страховых взносов, обжалования актов, действий (бездействия) должностных лиц соответствующих органов контроля и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. (в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ)

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. (в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ)

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Абзац третий — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. (в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ)

5. Абзацы первый и второй — Утратили силу. (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить. (в ред. Федеральных законов от 09.07.99 N 154-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента). (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

1. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Акты законодательства о налогах и сборах в части регулирования страховых взносов вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного расчетного периода по страховым взносам, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. (в ред. Федеральных законов от 09.07.99 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

2. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

3. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. (в ред. Федеральных законов от 09.07.99 N 154-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

4. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы); (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации); (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.07.2004 N 95-ФЗ, от 26.06.2008 N 103-ФЗ)

5) подпункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

6) подпункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

7) подпункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

8) подпункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

1. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах используются следующие понятия: (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, международные компании (далее — российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее — иностранные организации); (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 294-ФЗ)

физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями; (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Абзац пятый — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

лица (лицо) — организации и (или) физические лица;

Абзацы седьмой — восьмой — Утратили силу. (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

иностранная структура без образования юридического лица — организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров; (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ)

иностранные финансовые посредники — иностранные фондовые биржи и иностранные депозитарно-клиринговые организации, включенные в перечень, утверждаемый Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ)

публичные компании — российские и иностранные организации, являющиеся эмитентами ценных бумаг, которые (либо депозитарные расписки на которые) прошли процедуру листинга и (или) были допущены к обращению на одной или нескольких российских биржах, имеющих соответствующую лицензию, или биржах, включенных в перечень иностранных финансовых посредников; (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ)

банки (банк) — коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации;

счета (счет) — расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, включая счета в банках, открытые на основании договора банковского счета в драгоценных металлах; (в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 27.11.2017 N 343-ФЗ)

1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: (в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ)

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. (в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ)

3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам. (в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ)

1. В Российской Федерации настоящим Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

2. Страховые взносы отменяются настоящим Кодексом.

При наличии недоимки по НДФЛ, иным налогам, задолженности по пеням и/или штрафам налоговый орган самостоятельно делает зачет суммы налога, подлежащей возврату в связи с предоставлением налогового вычета. Срок принятия такого решения – 2 дня после дня принятия решения о предоставлении вычета полностью или частично.

Если есть что возвращать, налоговый орган в течение 10 дней со дня принятия решения направляет его в территориальный орган Федерального казначейства. Тот, в свою очередь, в течение 5 дней делает возврат.

Как получить вычеты НДФЛ по новым правилам: закон 2021

Упрощённый порядок получения имущественных и инвестиционного вычета по НДФЛ не отменяет действие общего порядка их предоставления – посредством подачи декларации 3-НДФЛ. Эти нормы тоже были соответственно уточнены.

Основное изменение в том, что при обращении физлица с письменным заявлением к работодателю (налоговый агент) подтверждение права на получение имущественных и социальных вычетов приходит сразу налоговому агенту, а не сначала работнику. Так, конечно, более логично.

4) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу членов семьи и (или) близких родственников в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), — в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

Общая сумма социального налогового вычета, предусмотренного абзацами первым и вторым настоящего подпункта, принимается в размере фактически произведенных расходов, но с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

3) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных им лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.

  • 1) в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований:
    • благотворительным организациям;
    • социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях;
    • некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных;
    • религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности;
    • некоммерческим организациям на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

    5) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» — в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

    4. Максимальный размер социального налогового вычета по трем основаниям: собственное обучение, стоимость лечения и расходам на негосударственное и добровольное пенсионное страхование — составляет 120 000 руб. на календарный год.

    Имейте в виду, что причитающуюся к возврату сумму налога наличными не выдадут. Поэтому следует заранее позаботиться о том, чтобы у налогоплательщика, претендующего на возврат денег из бюджета, был открыт банковский счет, куда можно было бы перечислить деньги. Неиспользованный остаток социального налогового вычета на лечение на будущий календарный год не переносится.

    При применении социального налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, учитываются суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования, а также по договорам добровольного страхования своих супруга (супруги), родителей, детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет, подопечных в возрасте до 18 лет, заключенным им со страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, предусматривающим оплату такими страховыми организациями исключительно медицинских услуг.

    • 1) сумма положительного финансового результата, в размере которого предоставляется налоговый вычет, определяется в соответствии со статьями 214.1 и 214.9 настоящего Кодекса;
    • 2) предельный размер налогового вычета в налоговом периоде определяется как произведение коэффициента Кцб и суммы, равной 3 000 000 рублей.
    • При этом значение коэффициента Кцб определяется в следующем порядке:
      • при реализации (погашении) в налоговом периоде ценных бумаг с одинаковым сроком нахождения в собственности налогоплательщика на момент такой реализации (погашения), исчисляемым в полных годах, — как количество полных лет нахождения в собственности налогоплательщика проданных (погашенных) ценных бумаг (вне зависимости от их количества);
      • при реализации (погашении) в налоговом периоде ценных бумаг с различными сроками нахождения в собственности налогоплательщика на момент такой реализации (погашения), исчисляемыми в полных годах, — значение коэффициента Кцб определяется по формуле:
          • где Vi — доходы от реализации (погашения) в налоговом периоде всех ценных бумаг со сроком нахождения в собственности налогоплательщика, исчисляемым в полных годах и составляющим i лет. При определении Vi учитываются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг при условии, что при реализации (погашении) ценной бумаги разница между доходами от ее реализации (погашения) и стоимостью ее приобретения составляет положительную величину;
          • n — количество исчисляемых в полных годах сроков нахождения в собственности налогоплательщика ценных бумаг, реализуемых (погашаемых) в налоговом периоде, по итогам которого налогоплательщику предоставляется право на получение налогового вычета. При этом в случае, если сроки нахождения в собственности налогоплательщика двух и более ценных бумаг, реализуемых (погашаемых) в налоговом периоде, исчисляемые в полных годах, совпадают, в целях определения показателя n количество таких сроков принимается равным 1;
    • 3) срок нахождения ценной бумаги в собственности налогоплательщика исчисляется исходя из метода реализации (погашения) ценных бумаг, приобретенных первыми по времени (ФИФО). При этом:
      • срок нахождения ценных бумаг в собственности налогоплательщика включает в себя срок, в течение которого ценные бумаги выбыли из собственности налогоплательщика по договору займа ценными бумагами с брокером и (или) по договору репо;
      • к реализации (погашению) ценных бумаг не относятся операции обмена инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2021 года N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах». Сроком нахождения инвестиционных паев в собственности налогоплательщика в этом случае признается срок, исчисляемый с даты приобретения инвестиционных паев до даты погашения инвестиционных паев, полученных в результате такого обмена (обменов);
    • 4) налоговый вычет предоставляется налогоплательщику при исчислении и удержании налога налоговым агентом или при представлении налоговой декларации. При этом при предоставлении налогового вычета налоговым агентом:
      • определяется коэффициент Кцб в целях подпункта 2 настоящего пункта применительно к реализуемым (погашаемым) ценным бумагам, выплату дохода по которым осуществляет этот налоговый агент;
      • налогоплательщику представляется соответствующий расчет о величине предоставленного ему вычета;
    • 5) в случае, если при предоставлении налогового вычета несколькими налоговыми агентами его совокупная величина превысила предельный размер, рассчитываемый в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта, налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию и доплатить соответствующую сумму налога;
    • 6) налоговый вычет не применяется при реализации (погашении) ценных бумаг, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счете.
    • 1) в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 3 статьи 214.1 настоящего Кодекса и находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет;
    • 2) в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет;
    • 3) в сумме положительного финансового результата, полученного по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете.

    Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется на налогоплательщиков, осуществлявших обязанности опекуна или попечителя над гражданами, бывшими их подопечными, после прекращения опеки или попечительства в случаях оплаты налогоплательщиками обучения указанных граждан в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) продолжает действие в 2021 году, но с 1 января 2021 года «переехало» из пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ (далее — Закон N 265-ФЗ)).

    В перечисленных случаях срок владения имуществом рассчитывается с даты полной оплаты по договору стоимости жилого помещения или доли (долей) в нем. Если же гражданин реализовал недвижимость, приобретенную по договору уступки права требования, минимальный срок владения ею рассчитывается с даты полной оплаты прав требования.

    Поправки в этой части начнут действовать с 01.01.2021 (пп. «а» п. 14 ст. 2, ч. 5 ст. 9 Закона № 374-ФЗ). Однако полагаем, что ими следует руководствоваться и в текущем году. Дело в том, что такие рекомендации содержатся в письмах Минфина России (см. об этом здесь). Кроме того, аналогичный порядок определения стоимости проезда по РФ при следовании на отдых в иностранное государство закреплен в пп. 7 п. 1 ст. 422 НК РФ для исчисления страховых взносов.

    Рассмотрим поправки в главу 21 НК РФ, интересные многим налогоплательщикам.

    1. Реализация товаров, работ, услуг банкрота — не объект по НДС

    С 1 января 2021 г. в НК РФ официально установлено, что что объектом обложения НДС не являются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) должников, признанных несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности после признания должников банкротами (пп.15 п.2 ст. 146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ).

    2. Место реализации водных биологических ресурсов (ст. 147 НК РФ)

    С 1 января 2021 года ст.147 НК РФ будет дополнена пунктом 3, устанавливающим особый порядок определения места реализации товаров в виде водных биологических ресурсов и товаров, произведенных из них. Местом их реализации в целях НДС признается территория РФ, если водные ресурсы добыты в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) товары, произведенные из таких ресурсов в момент начала отгрузки и транспортировки находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ (далее — Закон N 374-ФЗ)).

    3. От НДС освобождены услуги финансовых платформ

    С 1 января 2021 года не будут облагаться НДС (пп.12.2 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 374-ФЗ) услуги, оказываемые оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Конкретный перечень услуг приведен в новой норме.

    4. Освобождение от НДС передачи прав на изобретения, полезные модели,

    промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) продолжает действие в 2021 году, но с 1 января 2021 года «переехало» из пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ (далее — Закон N 265-ФЗ)).

    5. От НДС освобождаются только «российские» «нерекламные» программные продукты

    С 1 января 2021 года передача исключительных прав и прав на использование программ ЭВМ, а также баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» освобождается от НДС только, если программы или базы данных включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Российский реестр) (пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 265-ФЗ).

    Соответственно передача прав на программы ЭВМ и базы данных, не включенные в Российский реестр, с 1 января 2021 г. облагаются НДС по ставке 20% (п.3 ст.164 НК РФ).

    Также придется начислить НДС по ставке 20% при передаче прав на «российские» программы и базы данных, если передаваемые права состоят в получении возможности:

    • распространять рекламную информацию в сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации,
    • размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»,
    • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

    Подробнее об НДС при передаче прав на программы ЭВМ и базы данных с 1 января 2021

    6. Введен вычет НДС при «экспорте прав» на программы ЭВМ

    С 1 января 2021 г. при передаче прав на программы ЭВМ или базы данных, включенных в Российский реестр иностранным лицам (т.е. если местом реализации таких услуг в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является) «экспортеры прав» смогут принимать к вычету НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для таких операций (пп.2.1 п.2 ст.170 и новый пп.4 п.2 ст.171 НК РФ — Закон 374-ФЗ от 23.11.2020). И это несмотря на то, что права на программы ЭВМ, включенные в Российский реестр, как указывалось выше, освобождаются от НДС в соответствии с пп.26 п.1 ст.149 НК РФ.

    1. Средства дольщиков на счетах эскроу приравняли к средствам целевого финансирования

    Дополнен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ — в целях главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Законом от 30.12. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) МКД и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.

    Указанные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года (пп. «а» п.11 ст. 2 , п. 1 п.5 ст. 3 Закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ).

    Т.е. с 1 января 2020 года в состав доходов у организации-застройщика включается разница между ценой договоров участия в долевом строительстве и фактическими затратами на строительство объектов долевого строительства.

    2. Улучшены условия для помощи «дочерним» и «материнским» организациям.

    Обновлены условия подпункта 11 пункта 1 ст. 251 НК РФ, освобождающего от налога на прибыль «подарки» от участников и дочерних компаний. Причем изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2020 года (п. 9 ст. 9 Федерального Закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ (далее — Закон N374-ФЗ)).

    С 1 января 2020 года не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль имущество, имущественные права, полученные российской организацией безвозмездно:

    • от организации — участника (передающей стороны) если доля участия в т.ч. косвенного передающей стороны в УК получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ
    • от организации, в УК которой доля прямого или косвенного участия получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ. Если передающая организация является иностранной организацией, указанные доходы, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации, а также организаций, через которые осуществляется косвенное участие получающей организации в передающей организации не включено в перечень офшорных зон, утверждаемый Минфином РФ согласно абзацу 2 пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.
    • от физического лица, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 НК РФ, составляет не менее 50%.
    • от организации, владеющей лицензией (лицензиями) на пользование участками недр, указанными в пункте 2 статьи 343.5 НК РФ, для компенсации затрат, осуществленных налогоплательщиком в целях создания объектов основных средств, указанных в пункте 6 статьи 343.5 НК РФ.

    При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам.

    Таким образом, в обновленную формулировку включено не только имущество, но и имущественные права.

    Кроме того, позитивно, что прежний лимит участия «более чем на 50%» заменен на «не менее 50%», а также непосредственно предусмотрена возможность косвенного участия передающей (получающей) стороны. Т.е. новой нормой можно воспользоваться, в т.ч. если у организации два участника с долями 50/50 и участие не обязательно должно быть прямым, ранее это было невозможно.

    3. На 2020 и 2021 год установлены специальные интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам

    Статья 219 НК (налогового кодекса) РФ Социальные налоговые вычеты

    1. Изменяется порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль

    В 2020 году перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли можно было в течение года по итогам любого отчетного периода, начиная с отчетности за январь-апрель (п.2.1 ст.286 НК РФ). Но с 1 января 2021 года возвращается общее правило смены системы уплаты авансовых платежей. Перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли или вернуться на ежеквартальную отчетность и уплату ежемесячных авансовых платежей можно только с 1 января каждого года. Заявление об изменении системы уплаты авансовых платежей подается налогоплательщиком не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход. Для желающих изменить систему уплаты авансовых платежей на 2021 год — срок подачи заявления — 31 декабря 2020.

    Возвращается «старый» норматив для уплаты квартальных авансовых платежей.

    Организации по итогам отчетного периода уплачивают только квартальные авансовые платежи, если у них за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ). На налоговый период 2020 предельная сумма дохода была повышена — и составляла в среднем 25 миллионов рублей за каждый квартал (п. 2 ст.2 Федерального Закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ). На настоящий момент лимит 25 миллионов рублей на 2021 год не продлен, Минфин считает, что пороговое значение выручки от реализации 25 млн рублей следует установить на постоянной основе (письмо от 12.11.2020 № 03-11-10/99843). Если же этого не произойдет, у плательщиков квартальных авансовых платежей при превышении в 2021 году лимита в 15 млн. руб. появляется обязанность уплачивать ежемесячные авансы внутри квартала.

    2. Пополнен список необлагаемых грантов

    В состав целевых средств с 1 января 2021 года включаются гранты институтов инновационного развития и других организаций, осуществляющих поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, на реализацию указанных государственных программ и проектов (абзац 8 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).

    3. Безвозмездное пользование имуществом для НКО

    С 1 января 2021года целевыми поступлениями признаются имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности, независимо государственное оно или нет (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).

    4. Прописан порядок определения остаточной стоимости НМА

    С 01 января 2021 п. 3 ст. 257 дополнен нормой, содержащей порядок определения остаточной стоимости нематериальных активов. Остаточная стоимость НМА определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации (пп. 23 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).

    Соответственно дополнен пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, где прописано, что при реализации амортизируемого имущества доход от реализации можно уменьшить — на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 257 НК РФ. Ранее упоминание об остаточной стоимости НМА в НК РФ отсутствовало (как в п. 3 ст. 257, так и в п.1 ст. 268 НК РФ). Пробел в отношении остаточной стоимости НМА устранен (пп. 24 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).

    5. Денежный вклад в имущество может уменьшать доходы от реализации долей (акций)

    С 1 января 2021 года на величину денежного вклада в имущество организаций, доли (паи) (за минусом денежных средств, изъятых участником обратно в безналоговом режиме по пп. 11 .1 п. 1 ст. 251 НК РФ) можно уменьшить доходы, полученные при:

    • реализации имущественных прав (долей, паев), например, при реализации долей ООО (пп.2.1 п.1 ст.268 НК РФ);
    • при ликвидации организации и выходе (выбытии) участника (акционера) (п.2 ст.277 НК РФ)
    • при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг (п.3 ст.280 НК РФ)
    • Величина вклада в виде денежных средств в имущество организации, уменьшающая доходы от реализации долей (паев, акций), рассчитывается пропорционально реализуемым долям (паям) в общей величине долей (паев), пропорционально цене приобретения реализуемых ценных бумаг, в общей стоимости акций, принадлежащих налогоплательщику.

В России доходы граждан, за некоторыми исключениями, облагаются налогом в 13%. Но иногда государство позволяет не платить эти деньги или вернуть ранее перечисленные. Налоговый вычет НК РФ, статья 219. Социальные налоговые вычеты — это часть дохода, которая не облагается налогом. Соответственно, если вы оформите его на некую сумму, то получите 13% от неё.
Социальный налоговый вычет предоставляется, если вы тратите деньги на следующие цели.

Вычет можно получить за обучение:

  • собственное — до 120 тысяч рублей в год, что вернёт вам 15,6 тысячи;
  • брата или сестры — до 120 тысяч;
  • детей — до 50 тысяч за каждого, что составит 6,5 тысячи.

Подойдёт практически любая образовательная организация — от вуза до автошколы и курсов. Но у неё обязательно должна быть лицензия.

Оформить вычет можно в течение трёх лет с момента, как вы потратились. А ещё если обучение многолетнее и долгосрочное, то выгоднее каждый год вносить небольшую сумму, а не рассчитываться единовременным платежом. Потому что в последнем случае вычет можно будет получить только за год, когда была проведена оплата.

Допустим, вы студент вуза, в котором годовое обучение стоит 50 тысяч рублей. Но можно отдать 200 тысяч разом. Если вы будете перечислять 50 тысяч каждый год, то сможете четыре раза получить по 6,5 тысячи рублей. Если заплатите всю сумму целиком — то один раз, 15,6 тысячи.

Вернуть деньги можно, если вы обращались в медицинское учреждение, которое находится в России и имеет соответствующую лицензию. Причём вычет положен не только за оплату непосредственно услуг и препаратов, назначенных врачом, — вернуть можно и часть трат на добровольное медицинское страхование.

Вычет предусматривается при расходах на лечение своё, супруга, несовершеннолетних детей, родителей. Но платёжные документы при этом должны быть оформлены на имя получателя. Срок давности получения вычета — три года. Максимальная сумма — 120 тысяч, то есть 15,6 тысячи к выдаче. Исключение — дорогостоящее лечение, по которому можно заявить в виде вычета всю затраченную сумму и получить 13% от неё. Что считается дорогостоящим лечением, устанавливает Постановление Правительства РФ от 08.04.2020 № 458 правительство РФ.

Вернуть можно часть денег, заплаченных по договору добровольного страхования жизни, который заключён на срок более пяти лет. Подойдёт контракт, оформленный на себя, супруга, детей или родителей. Максимум тот же: 120 тысяч рублей.

Если вы прошли независимую оценку своей квалификации платно, то можете компенсировать часть расходов. Максимальная сумма вычета — 120 тысяч рублей.

23.03.2012Альбина
Почему социальный налоговый вычет не применяется в случае: в сумме уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению своих детей в возрасте достигшим 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации), так как фактически есть примеры в которых дети (достигшие 18 лет) не могли никак оплачивать дорогостоящее лечение за себя самих (не имеющие возможности передвигаться и тд),а на возврат налогового вычета студентам достигшим 18 лет такой пункт предусмотрен в НК РФ. Не справедливо! Как можно решить эту проблему?

16.01.2012Алла
Я плачу взносы по договору негосударственного пенсионного страхования в НПФ “Благосостояние”. Эти отчисления производятся через работодателя, который предоставляет мне с каждой уплаченной суммы налоговый вычет. Но за декабрь 2011 года, вычет производить отказывается, мотивируя это тем, что раз зарплата за декабрь выплачивается в январе, то что-то “не срастается” с налоговым кодексом. (честно не понимаю в чем проблема). Поясните, пожалуйста, существует ли на самом деле такая проблема, и зачем тогда вообще вся эта система введена, если для возврата налогового вычета с пенсионных отчислений за декабрь все равно придется собирать полный пакет документов и заполнять налоговую декларацию?

Рейтинг статьи 3.00
Количество проголосовавших 2
Сумма балов статьи 6

В соответствии с подп. 3 п. 1 и п. 2 ст. 219 НК РФ затраты на оплату дорогостоящих медицинских услуг могут быть использованы налогоплательщиком без ограничения суммы в качестве социального вычета, но лишь в том случае, если информация о них внесена в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201.

Если же эти медуслуги не указаны в данном перечне, то воспользоваться налоговым вычетом будет возможно в пределах 120 000 руб. за год. Кроме того, важно, чтобы у налогоплательщика сохранились все документы, подтверждающие факт оплаты. А при использовании соцвычета из расчета платежей за медуслуги необходимо, чтобы лицо, их оказавшее (юрлицо или ИП), осуществляло лицензированную медицинскую деятельность.

Подробнее о граничном значении вычетов по налогу с физлиц вы сможете узнать из нашей статьи «Какой предел вычетов по НДФЛ в 2015–2016 годах?».

За счет социальных налоговых вычетов физлица-налогоплательщики могут снизить свой налог на доходы. Пределом для некоторых расходов, которые подпадают под социальный вычет, является сумма в 120 000 руб. А по другим расходам, касающимся, например, покупки дорогостоящих лекарств и оплаты таких же дорогих медуслуг, лимита не существует.

О том, в течение какого периода возможно использование социального вычета, читайте в материале «Остаток соцвычета ”на лечение” нельзя перенести на следующий год».

В соответствии с п. 2 ст. 219 НК РФльгота в виде социального вычета в большинстве случаев может быть заявлена при подаче налоговой декларации за отчетный период. При этом при обращении к работодателю вычеты по расходам на лечение и обучение, а также связанные с уплатой пенсионных (страховых) платежей в негосударственные фонды могут быть использованы раньше.

Для того чтобы заявить о своем праве на соцвычет по ст. 219 НК, налогоплательщику необходимо иметь соответствующие документы, доказывающие факт уплаты денежных средств. Эти документы впоследствии могут быть затребованы налоговым инспектором при проверке обоснованности использования права на вычет. При обращении к налоговому агенту налогоплательщику иногда потребуется выбрать, какой из имеющихся социальных вычетов он будет использовать, если таких расходов, подпадающих под вычет, несколько, и они не вписываются в установленный лимит.

Подробнее о каждом из видов соцвычетов читайте в статье «Социальные налоговые вычеты по НДФЛ в 2017 году (нюансы)».

Теперь следует разобраться в том, какие именно расходы могут быть использованы налогоплательщиком при предъявлении права на налоговый вычет. Важно, чтобы они были обоснованными и надлежащим образом подтвержденными.

Налоговый кодекс РФ 2021 ст 219

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ физлицо может уменьшить свои обязательства по уплате налога с полученных доходов на сумму потраченных на оплату обучения средств. Ведь фактически произведенные затраты на очное обучение в вузе (свое либо несовершеннолетних детей, не достигших 24-летнего возраста) относятся к социальным вычетам.

Но есть ряд ситуаций, когда платежи за обучение нельзя учесть при расчете НДФЛ. Кроме отсутствия подтверждающих оплату документов, есть еще ряд нюансов, из-за которых социальный вычет налогоплательщику будет не доступен:

1. Если студент обучается на заочной форме по контракту, то оплативший обучение родитель не имеет права на социальный вычет. Основанием служит то, что, как уже говорилось выше, вычет предоставляется родителям детей, учащихся лишь на очной форме.

Однако если студент работает, а договор с учебным заведением составлен на его имя, тогда платежи за обучение он может использовать сам как социальные вычеты для уменьшения размера удерживаемого НДФЛ из зарплаты.

В том случае, если мать оплатила обучение ребенка от своего имени, единственной возможностью для студента использовать социальный вычет будет наличие доверенности, оформленной на мать, с предоставлением права вносить деньги ребенка в качестве оплаты за обучение.

2. Если родитель оплачивает очное обучение в вузе за не достигшего 24-летнего возраста ребенка, но при этом ребенок женился/вышел замуж, то родитель лишается права на социальные вычеты в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Всё дело в том, что, вступив в законный брак, ребенок обретает не только право-, но и дееспособность. А значит, родитель уже не является законным представителем вступившего в брак ребенка и, соответственно, лишается права на соцвычеты. Такая же ситуация может возникнуть, когда у ребенка появились собственные дети без вступления в законный брак.

3. Если родитель оплачивает обучение ребенка, который учится в вузе очно, но договор оформлен на ребенка, родитель будет иметь право на соцвычет при наличии платежных документов. Важно, чтобы в квитанциях в качестве плательщика был указан родитель, ведь именно платежные документы, а не договор, являются основанием для применения вычета. Подробнее см. «Квитанция оформлена на ребенка: соцвычет родителю не получить?».

Однако важно, чтобы вуз имел лицензию на предоставление образовательных услуг либо иной документ, подтверждающий статус учебного учреждения. Кроме того, родитель сможет воспользоваться вычетом лишь в размере, не превышающем 50 000 руб. за 1 ребенка за налоговый период для уплаты НДФЛ. При этом если оба родителя претендуют на соцвычет по оплате за обучение ребенка, предельное ограничение по сумме распространяется на обоих.

4. Если ребенок решил продолжить обучение в магистратуре, смогут ли родители воспользоваться правом на вычет?

Когда ребенку исполнится 24 года, а он продолжит очное обучение в вузе, родители потеряют возможность воспользоваться соцвычетом.

Сохранить права на соцвычет можно, если платежи за обучение будет производить сам ребенок. При его трудоустройстве и уплате НДФЛ у него будет 3 года для обращения за получением соцвычета в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ.

5. Полагается ли социальный вычет с сумм, потраченных на приобретение учебных пособий во время обучения в образовательном учреждении?

Средства, затрачиваемые на приобретение учебных материалов, нельзя отнести к фактической оплате за обучение, поэтому их нельзя применять как соцвычет при расчете НДФЛ.

6. Сохраняется ли право на налоговый вычет, если оплата за обучение ребенка была произведена из материнского капитала?

Нет, воспользоваться социальным вычетом в этом случае нельзя. Такой запрет прямо прописан в Налоговом кодексе.

7. Может ли сестра воспользоваться социальным вычетом при оплате ею обучения своего не достигшего 24-летия брата?

Да, может, но в том случае, если брат учится очно в учебном заведении с лицензией.

О том, возможен ли вычет по расходам на обучение для отчима, читайте в материале «Вычет за обучение ребенка отчиму не дадут».

В соответствии с подп. 3 п. 1 и п. 2 ст. 219 НК РФ затраты на оплату дорогостоящих медицинских услуг могут быть использованы налогоплательщиком без ограничения суммы в качестве социального вычета, но лишь в том случае, если информация о них внесена в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201.

Если же эти медуслуги не указаны в данном перечне, то воспользоваться налоговым вычетом будет возможно в пределах 120 000 руб. за год. Кроме того, важно, чтобы у налогоплательщика сохранились все документы, подтверждающие факт оплаты. А при использовании соцвычета из расчета платежей за медуслуги необходимо, чтобы лицо, их оказавшее (юрлицо или ИП), осуществляло лицензированную медицинскую деятельность.

Подробнее о граничном значении вычетов по налогу с физлиц вы сможете узнать из нашей статьи «Какой предел вычетов по НДФЛ в 2015–2016 годах?».

Для уменьшения налогооблагаемой базы при расчете НДФЛ можно использовать социальный вычет:

1. В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ расходы на уплату страховки по договору ДМС могут быть использованы в качестве соцвычетов. При этом добровольная страховка может быть оформлена как на самого налогоплательщика, так и на его не достигших совершеннолетия детей, супруга/супругу и/или родителей.

Для подтверждения права на налоговый вычет налогоплательщик должен предъявить доказательство самостоятельной уплаты страховых взносов. Кроме того, страховщик должен иметь лицензию на деятельность, связанную с оплатой медицинских услуг.

Подробнее о добровольном медстраховании читайте в нашей статье «По платежам на ДМС можно получить социальный вычет».

2. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ к соцвычетам также относится оплата страховок по договорам пенсионного негосударственного добровольного страхования и взносов по договорам страхования жизни, оформленных как в пользу самого налогоплательщика, так и членов его семьи и родителей. Обязательным условием является срок договора не меньше 5-летнего. Размер соцвычета ограничен 120 000 руб.

Право на использование социального вычета медицинской направленности теряется в том случае, если оплату за медуслуги, лекарства или страховые полисы произвел работодатель. Об этом прямо говорится в последнем абзаце подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Какие пожертвования могут уменьшить сумму НДФЛ?

Лишь перечисленные в подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ пожертвования могут уменьшить НДФЛ в виде заявления права на соцвычет. Сюда относятся:

  • помощь благотворительным или религиозным организациям;
  • пожертвования НКО, которые осуществляют деятельность в социально-ориентированной сфере, в области науки, спорта (кроме профессионального), образования, здравоохранения или культуры (в том числе и физической);
  • взносы в НКО для пополнения целевого капитала.

Есть и ограничения по сумме пожертвований — максимум 25% от суммы подлежащего обложению НДФЛ дохода за год. Ну и, конечно же, все перечисленные платежи должны быть подтверждены документально.

Для того чтобы до конца года воспользоваться социальным вычетом по пенсионным отчислениям, предусмотренным пп. 4 и 5 ст. 219 НК РФ, налогоплательщику следует обратиться к своему работодателю, который производит удержания НДФЛ из зарплаты в качестве налогового агента. В этом случае налогоплательщик должен предоставить все документы, подтверждающие фактическое произведение расходов на оплату пенсионных взносов в негосударственные фонды или страховых взносов на накопительную часть пенсии или по договору страхования. Обязательное условие: страховые договоры должны быть заключены более чем на 5-летний срок, а дополнительные взносы на накопительную часть пенсии удерживались из производимых выплат в пользу работника-налогоплательщика.

Получение вычетов на работе в текущем году возможно и по затратам на обучение и медобслуживание (п. 2 и п. 3 ст. 219 НК РФ). Однако в этом случае с документами, подтверждающими право на вычет, придется сначала обратиться в ИФНС. По результатам рассмотрения этих документов налоговый орган не позднее 30 календарных дней с даты обращения должен выдать уведомление о праве на вычет, которое налогоплательщик предоставит работодателю.

О том, какими документами будут подтверждаться расходы на лечение, читайте в материале «Документы для получения налогового вычета за лечение».

  • Приказ Минпромторга России от 19.05.2014 N 944 (ред. от 06.09.2021)
  • Постановление ЦИК России от 20.07.2021 N 26/225-8 (ред. от 03.09.2021)
  • Постановление ЦИК России от 14.07.2021 N 20/169-8 (ред. от 03.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 13.11.2019 N 14-40/69821 (ред. от 03.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 13.11.2019 N 14-40/69824 (ред. от 03.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 17.01.2019 N 14-40/01812 (ред. от 03.09.2021)
  • Приказ Росстата от 30.07.2021 N 462 (ред. от 02.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 17.05.2018 N 14-40/28427 (ред. от 02.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 20.08.2014 N 14-40/39460 (ред. от 02.09.2021)
  • Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • Как известно, налоговые вычеты подразумевают возврат определенной части подоходного налога физическому лицу, который оплатил его несколько ранее, и делятся на четыре различных типа – стандартный, имущественный, социальный и профессиональный.

    Социальные вычеты, предоставленные налоговым агентом, это выдача некой денежной компенсации для налогоплательщика, который был вынужден потратиться на общественные расходы. Например, если физическое лицо внесло материальные средства на реконструкцию храма, то по закону ему полагается возврат определенной части от данного пожертвования.

    ВАЖНО! Обращаем внимание на то, что воспользоваться налоговой скидкой социального характера могут только те люди, которые со всех источников своей прибыли вовремя отдавали НДФЛ в полном объеме – 13% от дохода.

    Всем претендентам на получение вычета необходимо учитывать то обстоятельство, что вернуть налог можно не сразу, а только в следующем году, который наступит после года оплаты социальных услуг.

    Однако если физическое лицо по каким-либо причинам хочет получить денежную компенсацию как можно быстрее, то осуществление данного процесса вполне возможно. Для этого нужно составить соответствующее заявление на имя работодателя, приложить к нему требуемую для вычета документацию и дождаться положительного ответа.

    В случае отказа от преждевременного возврата НДФЛ получить вычет можно только в следующем году и уже не через работодателя, а через сотрудников налоговой инспекции.

    Порядок предоставления социальных налоговых вычетов регулируется статьей 219 Налогового кодекса РФ. Закон предусматривает следующие виды налоговых вычетов:

    • на благотворительность;
    • на лечение;
    • на обучение.

    Рассмотрим подробно, как налогоплательщик может получить каждый из указанных вычетов.

    Ст. 219 НК РФ (2017): вопросы и ответы

    Если в течение календарного года налогоплательщик не только работал, но и учился, то часть денег, заплаченных за учебу, можно вернуть из бюджета. Процедура возврата прописана в статье 219 Налогового кодекса. Следует обратить внимание на следующие важные моменты.

    1. Максимальный размер социального налогового вычета на обучение составляет 38 000 руб. за календарный год.

    2. Налоговый вычет можно сделать только из тех доходов, которые облагаются по ставке 13 процентов. Если размер вычета будет больше полученного за год дохода, то налоговая база считается равной нулю.

    В этом случае налогоплательщик сможет вернуть всю сумму налога, которую налоговые агенты удержали из его доходов и перечислили в бюджет в течение года. Ну а максимальная сумма, которую можно вернуть, — 4940 руб. (38 000 руб. x 13%).

    Получить вычет можно не только за свое обучение, но и за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, если они учатся на дневном отделении. Сумма вычета — расходы на обучение, но не более 38 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей.

    Чтобы получить социальный вычет на обучение, нужно написать соответствующее заявление в свободной форме. Помимо этого потребуются:

    • копия договора на обучение с указанием реквизитов документа, подтверждающего статус учебного заведения (как правило, это лицензия на образовательную деятельность);
    • документ, подтверждающий оплату обучения (корешок к приходному кассовому ордеру, квитанция почтового перевода и т.п.).

    Если же налогоплательщик хочет получить вычет на обучение своего ребенка, с него дополнительно потребуют копию свидетельства о рождении этого ребенка.

    3. Имейте в виду: причитающуюся к возврату сумму налога наличными не выдадут. Поэтому следует заранее позаботиться о том, чтобы у налогоплательщика, претендующего на возврат денег из бюджета, был открыт банковский счет, куда можно было бы перечислить деньги.

    4. Неиспользованный остаток социального налогового вычета на обучение на будущий календарный год не переносится.

    Каждое физическое лицо, заплатившее за собственную учебу либо образование родственников, имеет право на возврат до 13% от суммы понесенных расходов. Однако для налоговой скидки подобного рода налоговым законодательством установлен определенный лимит – 120 000 рублей. Это значит, что наибольшая денежная компенсация за обучение не может превышать 15 600 рублей (поскольку это 13% от максимального предела).

    В 2021 году статья 219 НК РФ о стандартных налоговых вычетах ничего не говорит. Однако налоговым законодательством все же подразумевается начисление стандартных денежных компенсаций за обучение детей. Поскольку за обеспечение детей начисляют стандартные налоговые скидки, а за их учебу социальные, то эти два понятия немного смешиваются в одно.

    Согласно подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ физлицо может уменьшить свои обязательства по уплате налога с полученных доходов на сумму потраченных на оплату обучения средств. Ведь фактически произведенные затраты на очное обучение в вузе (свое либо несовершеннолетних детей, не достигших 24-летнего возраста) относятся к социальным вычетам.

    Но есть ряд ситуаций, когда платежи за обучение нельзя учесть при расчете НДФЛ. Кроме отсутствия подтверждающих оплату документов, есть еще ряд нюансов, из-за которых социальный вычет налогоплательщику будет не доступен:

    1. Если студент обучается на заочной форме по контракту, то оплативший обучение родитель не имеет права на социальный вычет. Основанием служит то, что, как уже говорилось выше, вычет предоставляется родителям детей, учащихся лишь на очной форме.

    Однако если студент работает, а договор с учебным заведением составлен на его имя, тогда платежи за обучение он может использовать сам как социальные вычеты для уменьшения размера удерживаемого НДФЛ из зарплаты.

    В том случае, если мать оплатила обучение ребенка от своего имени, единственной возможностью для студента использовать социальный вычет будет наличие доверенности, оформленной на мать, с предоставлением права вносить деньги ребенка в качестве оплаты за обучение.

    2. Если родитель оплачивает очное обучение в вузе за не достигшего 24-летнего возраста ребенка, но при этом ребенок женился/вышел замуж, то родитель лишается права на социальные вычеты в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ.

    Всё дело в том, что, вступив в законный брак, ребенок обретает не только право-, но и дееспособность. А значит, родитель уже не является законным представителем вступившего в брак ребенка и, соответственно, лишается права на соцвычеты. Такая же ситуация может возникнуть, когда у ребенка появились собственные дети без вступления в законный брак.

    3. Если родитель оплачивает обучение ребенка, который учится в вузе очно, но договор оформлен на ребенка, родитель будет иметь право на соцвычет при наличии платежных документов. Важно, чтобы в квитанциях в качестве плательщика был указан родитель, ведь именно платежные документы, а не договор, являются основанием для применения вычета. Подробнее см. «Квитанция оформлена на ребенка: соцвычет родителю не получить?».

    Однако важно, чтобы вуз имел лицензию на предоставление образовательных услуг либо иной документ, подтверждающий статус учебного учреждения. Кроме того, родитель сможет воспользоваться вычетом лишь в размере, не превышающем 50 000 руб. за 1 ребенка за налоговый период для уплаты НДФЛ. При этом если оба родителя претендуют на соцвычет по оплате за обучение ребенка, предельное ограничение по сумме распространяется на обоих.

    4. Если ребенок решил продолжить обучение в магистратуре, смогут ли родители воспользоваться правом на вычет?

    Когда ребенку исполнится 24 года, а он продолжит очное обучение в вузе, родители потеряют возможность воспользоваться соцвычетом.

    Сохранить права на соцвычет можно, если платежи за обучение будет производить сам ребенок. При его трудоустройстве и уплате НДФЛ у него будет 3 года для обращения за получением соцвычета в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ.

    5. Полагается ли социальный вычет с сумм, потраченных на приобретение учебных пособий во время обучения в образовательном учреждении?

    Средства, затрачиваемые на приобретение учебных материалов, нельзя отнести к фактической оплате за обучение, поэтому их нельзя применять как соцвычет при расчете НДФЛ.

    6. Сохраняется ли право на налоговый вычет, если оплата за обучение ребенка была произведена из материнского капитала?

    Нет, воспользоваться социальным вычетом в этом случае нельзя. Такой запрет прямо прописан в Налоговом кодексе.

    7. Может ли сестра воспользоваться социальным вычетом при оплате ею обучения своего не достигшего 24-летия брата?

    Да, может, но в том случае, если брат учится очно в учебном заведении с лицензией.

    1. Максимальный размер социального налогового вычета на обучение (вкупе с другими двумя — затратами на лечение и расходами на негосударственное и добровольное пенсионное обеспечение) составляет 120 000 руб. за календарный год. Как мы уже говорили, если налогоплательщик в течение налогового периода не платил за лечение, не покупал лекарства или медицинскую страховку, а также не заключал договоры негосударственного или добровольного пенсионного страхования, то все 120 000 руб. можно заявить в качестве налогового вычета на обучение.

    Договором пожертвования, заключенным между жертвователем и некоммерческой организацией, или завещанием может быть предусмотрена передача для пополнения сформированного целевого капитала ценных бумаг, соответствующих установленным законом критериям, и (или) недвижимого имущества в соответствии с условиями договора пожертвования или завещанием.

    23.03.2012Альбина
    Почему социальный налоговый вычет не применяется в случае: в сумме уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению своих детей в возрасте достигшим 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации), так как фактически есть примеры в которых дети (достигшие 18 лет) не могли никак оплачивать дорогостоящее лечение за себя самих (не имеющие возможности передвигаться и тд),а на возврат налогового вычета студентам достигшим 18 лет такой пункт предусмотрен в НК РФ. Не справедливо! Как можно решить эту проблему?

    16.01.2012Алла
    Я плачу взносы по договору негосударственного пенсионного страхования в НПФ «Благосостояние». Эти отчисления производятся через работодателя, который предоставляет мне с каждой уплаченной суммы налоговый вычет. Но за декабрь 2011 года, вычет производить отказывается, мотивируя это тем, что раз зарплата за декабрь выплачивается в январе, то что-то «не срастается» с налоговым кодексом. (честно не понимаю в чем проблема). Поясните, пожалуйста, существует ли на самом деле такая проблема, и зачем тогда вообще вся эта система введена, если для возврата налогового вычета с пенсионных отчислений за декабрь все равно придется собирать полный пакет документов и заполнять налоговую декларацию?

    Рейтинг статьи 3.00
    Количество проголосовавших 2
    Сумма балов статьи 6

    Все данные будут переданы по защищенному каналу.

    Все данные будут переданы по защищенному каналу.

    Все данные будут переданы по защищенному каналу.

    Все данные будут переданы по защищенному каналу.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.