Охрана труда что должно быть в организации обязательно 2021 до 50 человек

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Охрана труда что должно быть в организации обязательно 2021 до 50 человек». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Важнейшей особенностью мероприятий по охране труда является необходимость их документального подтверждения. При этом перечень обязательных документов по охране труда, подлежащих проверке надзорных органов, регламентирован нормативными правовыми актами: Трудовым кодексом, типовым положением о системе управления охраной труда, правилами по ОТ и т.д.

Специалисты по охране труда часто грешат двумя крайностями: или они погружаются в разработку документации, не оставляя время на живой диалог с работниками, на проверку объектов, или они не составляют даже необходимый минимум документов, что делает бесполезным все проведенные мероприятия.

Обе ситуации влекут за собой негативные последствия – излишняя, необоснованная документация имитирует бурную деятельность, отвлекая от главной задачи – предотвращения травматизма. Отсутствие минимума документов приводит к уязвимости предприятия во время проверок бизнеса. Нет документа, значит, не было и обязательного мероприятия.


Пример из практики:

Анна Ивановна работала специалистом по охране труда в музее революции уже двадцать лет. Во время проверки организации проверяющий выявил, что нет документов, указанных в проверочных листах. Зато в организации были разработаны документы, указанные в методических рекомендациях. За отсутствие таких важных документов, как Положения о СУОТ и Политики в области ОТ, организацию оштрафовали по части 1 статьи 5.27.1 КоАП на 80 000 рублей. Директор музея был оштрафован на 5000 рублей, а Анну Ивановну попросили уйти на заслуженный отдых.


Можно совершать подвиги в сфере охраны труда, но, если они не будут задокументированы, у работодателя не будет доказательств того, что все необходимые меры по соблюдению законодательства и по снижению травматизма были выполнены.

При проверках, как внутренних, так и внешних, в первую очередь каждый факт деятельности по охране труда подтверждается не только локальным нормативным актом, но и ознакомлением с ним работников.

Пример, специалист по ОТ разработал в компании отличную инструкцию по оказанию первой помощи, утвердил ее и положил в папку. Но вот ознакомить с ней работников, для которых она была создана, забыл. Так в организации появился еще один хороший, но бесполезный документ.

Для того, чтобы не делать лишнюю работу, и не упустить необходимые документы, мы рекомендуем вам руководствоваться статьей Трудового кодекса об обязанностях работодателя. Также нужно изучить ваши отраслевые правила по охране труда. Кроме того, воспользуйтесь актуализированной редакцией типового положения о системе управления охраной труда.


Важно! Всегда думайте на опережение – если Минюст зарегистрировал нормативный правовой акт, вступающий в силу через 6 месяцев, внимательно изучите его. По этому документу, вероятно, вы будете закрывать год, или начинать новый.


Обязательно отслеживайте инструктивный материал Роструда для своих инспекторов. Интересно узнать, что новенького произойдет в порядке именно содержательной части проверки работодателей. Например, откройте Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда». В этом документе Роструд учит проверяющих инспекторов, как им найти нарушение у работодателей и привлечь их к наказанию. Документ очень хорош тем, что не содержит излишних требований. Все это – положительные результаты регуляторной гильотины.

Можно привести простой, но очень наглядный пример из практики: администрация завода долго не могла решить, нужно ли ей проводить оценку рисков на рабочих местах. При этом, цена вопроса для завода – 65 000 рублей, так как своих знаний и опыта для оценки рисков не хватает.

А в пункте 10.2 МР приказа № 77 Роструд советует своим инспекторам спросить с работодателя следующие локальные нормативные акты:

Нет документа – нет и мероприятия, значит завод оштрафуют на сумму до 80 000 рублей по ч.1 статьи 5.27.1 КоАП РФ плюс личный штраф для работодателя.

Независимо от того, сколько человек у вас на предприятии – пять или две тысячи, а также от того, чем вы занимаетесь – офис или производство, на каждом без исключения предприятии должен вестись законодательный минимум локальных нормативных актов.

Отраслевые особенности дополняют этот минимум, но и здесь нужно четко придерживаться требований правил по охране труда. Не плодите лишние документы, но не упустите самые нужные.

После окончания срока хранения документов их можно утилизировать. Утилизация проводится по приказу руководителя организации. Специально созданная комиссия определяет ценность документов. Если ценности нет, срок истек, то документ передают на уничтожение собственными силами или с привлечением специализированной организации.

Важно! Не допускается выбрасывать документы, в которых могут содержаться персональные данные как твердые коммунальные отходы.

Допускается для уничтожения применять различные технологии измельчения документов, в том числе и шредер, а если речь идет о цифровом документе, комиссия контролирует стирание информации или форматирование носителя.

Что должны сделать работодатели в связи с утверждением новых нормативных актов по ОТ:

  • Рассмотреть и проанализировать законодательные и нормативные акты по охране труда, которые касаются деятельности организации.
  • Актуализировать (привести в соответствие) локальные нормативные акты по охране труда и ознакомить с ними персонал.
  • Провести внеплановый инструктаж.
  • Организовать и провести внеочередную проверку знаний по ОТ. При этом нужно принимать во внимание новые нормативные акты, содержащие требования охраны труда. Организации имеют право создавать комиссии, которые будут проводить проверки. Члены таких комиссий обязательно должны пройти переобучение.

Кроме того, работодателям необходимо провести оценку профессиональных рисков и постепенно снижать количество рабочих мест с опасными условиями труда (для этих целей рекомендуется внедрять современные технологии производства).

Важные нюансы, затрагивающие нормативно-правовые акты в области охраны труда:

  • Поверку знаний по ОТ необходимо провести в обязательном порядке (независимо от даты предыдущей проверки).
  • Порядок проведения проверки устанавливается с учетом нормативной документации, регулирующей безопасность конкретных работ.
  • В поле «Тип проверки знаний» протокола проверки следует указать «Внеочередная».

Если в компании нет специалиста по охране труда


Перечень составлен специалистами Центра экспертизы условий труда

Организация обучения по охране труда

  1. Положение о службе охраны труда (при численности работников организации более 50 человек) или Приказ о возложении обязанностей специалиста по охране труда на одного из специалистов организации (при численности работников организации 50 человек и менее);
  2. Приказ о создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда;
  3. Приказ об организации обучения по охране труда;
  4. Программа обучения руководителей и специалистов по охране труда;
  5. Программа обучения работников рабочих профессий по охране труда;
  6. Протоколы проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов;
  7. Протоколы проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий;
  8. Удостоверения о проверке знаний требований охраны труда;
  9. Программа проведения вводного инструктажа по охране труда;
  10. Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда;
  11. Приказ об освобождении от прохождения первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте;
  12. Программа проведения первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте;
  13. Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте;
  14. Приказ об утверждении и введении в действие инструкций по охране труда;
  15. Инструкции по охране труда для работников по должностям/профессиям/видам работ;
  16. Журнал учета выдачи инструкций по охране труда;
  17. Перечень профессий и должностей работников, проходящих стажировку на рабочем месте;
  18. Распоряжения о назначении лиц, под руководством которых проходят стажировку вновь принятые работники;

Система управления охраной труда

  1. Приказ об утверждении Положения о СУОТ;
  2. Положение о СУОТ;

Организация медицинских осмотров

  1. Список контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра;
  2. Поименный список работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра;

Организация выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих и (или) обезвреживающих средств работникам

  1. Нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам;
  2. Личные карточки учета выдачи СИЗ;
  3. Нормы бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств;
  4. Личные карточки учета выдачи СиОС;

Учет несчастных случаев

  1. Журнал регистрации несчастных случаев на производстве;

Пожарная безопасность

  1. Приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность;
  2. Программа проведения вводного противопожарного инструктажа;
  3. Программа проведения первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте;
  4. Журнал учета инструктажей по пожарной безопасности;

Электробезопасность

  1. Приказ о назначении ответственного за электрохозяйство;
  2. Приказ о назначении ответственного за проведение обучения с последующим присвоением группы I по электробезопасности для неэлектротехнического персонала;
  3. Перечень должностей и профессий электротехнического и электротехнологического персонала, которым необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности;
  4. Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу группы I по электробезопасности;
  5. Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу;

ГО и ЧС

  1. Приказ о назначении ответственного за проведение мероприятий по ГО и ЧС;
  2. Программа проведения вводного инструктажа по ГО и ЧС;
  3. Журнал регистрации вводного инструктажа по ГО и ЧС.

Образец Положения по ОТ трудно назвать типовым, ведь на каждом предприятии/производстве существуют особые условия труда и, соответственно, используются разные подходы для обеспечения безопасности работников. В то же время типовое положение поможет понять структуру данного нормативного локального документа, а значит, трудностей с разработкой индивидуального Положения возникнуть не должно.

При составлении этого документа необходимо придерживаться условий, перечисленных в ГОСТ 12.0.230-2007, пользоваться типовым списком мероприятий по ОТ. На нашем сайте вы сможете скачать образец Положения по охране труда, созданный на основе этого документа.

На каждом предприятии работодатель обязан обеспечивать создание безопасных условий труда для своих сотрудников. С этой целью он должен спланировать и ежегодно реализовывать ряд мероприятий, улучшающих условия труда сотрудников. Также ему следует определить уровень ответственности и круг лиц, которые обеспечат внедрение практики по выполнению норм ОТ.

С этими задачами справится единый локальный документ — положение по охране труда, в котором будет учтено всё необходимое для обеспечения безопасных и комфортных условий труда сотрудников. При разработке такого документа предприятие может использовать предложенный нами выше образец.

\n\n

Сотрудникам рабочих профессий необходимо проходить инструктажи по охране труда и обучаться пожарно-техническому минимуму.

\n\n

Кроме этого, им нужно получить знания:

\n\n

    \n\t
  • о безопасных методах и приемах выполнения работ (для тех, чьи условия труда вредные и (или) опасные, нужна еще стажировка на рабочем месте и сдача экзаменов);
  • \n\t

  • об оказании первой помощи пострадавшим.
  • \n

\n\n

Об этом говорится в пунктах 2.2.1— 2.2.4 Порядка.

\n\n

Охрана труда в организации менее 50 человек

Сотрудникам рабочих профессий необходимо проходить инструктажи по охране труда и обучаться пожарно-техническому минимуму.

Кроме этого, им нужно получить знания:

  • о безопасных методах и приемах выполнения работ (для тех, чьи условия труда вредные и (или) опасные, нужна еще стажировка на рабочем месте и сдача экзаменов);
  • об оказании первой помощи пострадавшим.

Об этом говорится в пунктах 2.2.1— 2.2.4 Порядка.

Если в штате организации меньше 50 сотрудников, решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимает руководитель организации (ч. 2, 3 ст. 217 ТК РФ).

Функции по охране труда может выполнять:

  • руководитель организации лично;
  • уполномоченный работник, например кадровик или бухгалтер;
  • организация или специалист, которые оказывают услуги в области охраны труда.

В таком случае их привлекают к работе по гражданско-правовому договору.

  • Если в штате больше 50 сотрудников и организация ведет производственную деятельность, в штатном расписании должна быть должность специалиста по охране труда либо выделена служба охраны труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ). Эти требования распространяются на все организации независимо от сферы деятельности и того, производит ли организация материальные блага или оказывает услуги
    (ч. 3 ст. 11, ч. 9 ст. 209 ТК РФ и Письмо Минтруда от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136).

Под производственной деятельностью понимают совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ). Из этого следует, что производственная деятельность — деятельность по производству не только материальных благ, но и нематериальных, включая оказание различных услуг во всех сферах. Такой вывод подтверждает Письмо Минтруда России от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Образцы. Приказ и Дополнительное соглашение к трудовому договору о совмещении должностей 458.9 КБ

Вводить должность специалиста по охране труда обязаны организации, численность которых превышает 50 человек. Если работников меньше, то обязанности по охране труда распределяются между работниками, а ответственным лицом за охрану труда, как правило, назначают секретаря или кадрового работника.

Но дополнительные обязанности нельзя вменить просто так, в нагрузку. Это можно сделать только с согласия работника и за дополнительную плату (часть первая ст. 60.2 ТК РФ). Поэтому сначала нужно заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором указать, какие обязанности поручаются работнику, срок их выполнения и размер доплаты (Пример 1).

Нормативно-правовые акты по охране труда 2021

Документов, которые содержат требования по охране труда, очень много. Но нет ни одного нормативного акта, который бы закрепил перечень необходимых документов по охране труда. Именно поэтому очень сложно определить, какие документы обязательны в конкретной организации, а какие нет.

Роструд несколько облегчил задачу, составив проверочные листы для плановых проверок[2]. В листах находятся практически все требования по охране труда со ссылками на нормативные акты, которые содержат данные требования.

Предлагаю удобную таблицу, в которой указаны обязательные документы по охране труда (см. Таблицу). Вторая графа подскажет, какие нормативные акты содержат требования к наличию данного документа, а также номер проверочного листа ГИТ, по которому трудовой инспектор проверит наличие документа.

Необходимые документы по охране труда для небольшой организации

№п/п

Документ по охране труда

Нормативный акт, установивший данное требование

1

Приказ о назначении лица, ответственного за организацию работы по охране труда

Статья 217 ТК РФ

2

Удостоверения об обучении в образовательном учреждении руководителя и лица, ответственного за охрану труда

Пункт 2.3.2 Порядка № 1/29

3

Нормативная база в соответствии со спецификой деятельности организации:

— перечень используемых нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда (утвердить приказом);

— распечатки стандартов безопасности труда;

— распечатки правил по охране труда

Статья 212 ТК РФ.

Проверочные листы № 35, 100

4

Положение о системе управления охраной труда.

Приказ об утверждении положения о системе управления охраной труда

Статья 212 ТК РФ, п. 7 Типового положения о системе управления охраной труда[3].

Проверочные листы № 31, 36

5

План мероприятий по охране труда

Часть третья ст. 226 ТК РФ, Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков[4] (далее – Типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда)

6

Информация о прохождении обязательных медосмотров, если предварительные и периодические медосмотры необходимы:

— утвержденный список контингентов, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам (обследованиям);

— утвержденные поименные списки;

— календарный план осмотров (с подписями работников об ознакомлении с ним);

— графики проведения периодических медицинских осмотров;

— журнал учета выданных направлений на осмотры

Пункты 8, 19, 22, 25, 26 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников[5], ст. 212, 213 ТК РФ.

Проверочные листы № 27, 36, 100

7

Инструкция по охране труда для каждой должности, профессии или вида выполняемой работы

Пункт 5.1 Методических рекомендаций[6], ст. 212 ТК РФ.

Проверочные листы № 34, 36

Стандартов безопасности и правил для офисных работников не так много. Кроме ТК РФ, Федерального закона № 426-ФЗ, приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»[13], в список нормативных документов нужно внести:

• ТОИ Р-45-084-01 «Типовая инструкция по охране труда при работе на персональном компьютере»[14] (далее – ТОИ Р-45-084-01);

• СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

Росстандарт приказом от 09.06.2016 № 600-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта» ввел в действие с 1 марта 2017 года для добровольного применения в качестве национальных стандартов три межгосударственных стандарта в области охраны труда, которые можно внести в перечень документов по охране труда для организации, о котором будем говорить ниже:

• ГОСТ 12.0.230.2-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка соответствия. Требования»;

• ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (далее – ГОСТ 12.0.004-2015);

• ГОСТ 12.0.230.1-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007».

Этот локальный акт составить несложно. За основу можно взять Типовое положение о системе управления охраной труда. Возьмите нормы, которые актуальны для вашей организации, остальное исключите.

Возможные разделы:

1. Политика работодателя в области охраны труда.

2. Цели работодателя в области охраны труда.

3. Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя.

4. Процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда:

• подготовка работников по охране труда;

• оценка условий труда;

• управление профессиональными рисками;

• информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;

• обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников;

• обеспечение работников СИЗ, смывающими и обезвреживающими средствами.

5. Планирование мероприятий по реализации процедур.

6. Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания.

7. Управление документами СОУТ.

План нужен для того, чтобы выполнить установленное в ст. 226 ТК РФ соотношение: на охрану труда работодатель не может потратить менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции или услуг.

Есть Типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда, которые работодатель может ежегодно реализовывать за счет указанных средств. Выберите из него те, которые нужны вашей организации. Например:

• обучение ответственного по охране труда в образовательном учреждении;

• спецоценка условий труда;

• разработка инструкций и т.д. (Пример 3).

Понять, обязан ли работодатель выдавать работникам СИЗ, можно опять же только после СОУТ. Как правило, СИЗ и спецодежда полагается уборщицам: перчатки, халат, моющие средства. Инструкции по охране труда

Если все работники организации работают на ПК и с оргтехникой, то логичнее разрабатывать инструкции не для должности, а по виду работ: «при работе на ПК», «при работе на копировально-множительном аппарате» и т.п.

Основные правила безопасности при работе с оргтехникой указаны в инструкции к ПК, принтеру, копировальному аппарату и т.д. Но для разработки своей инструкции организация может использовать типовую инструкцию ТОИ Р-45-084-01.

На специалистов по ОТ легла задача — ознакомить с изменениями тех работников, которых они касаются непосредственно. Работодатели должны организовать:

  • обучение в том объеме, в котором изменились регламенты;
  • внеочередную проверку знаний изменившихся требований новых правил по охране труда 2021 в рамках, в которых они касаются работников.

Важно!

Это требование п. 3.3 «Порядка обучения по ОТ и проверки знаний …» — Постановление Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29 — действует до 1 сентября 2021 г.

Штраф за каждого необученного сотрудника может достигать 130 000 рублей.

В Письме от 14.01.2021 N 15-2/10/В-167 Минтруд подтверждает эти требования:

  • работодатели вправе провести внеочередную проверку знаний по охране труда в 2021 г. своими силами — комиссией, организованной в компании в соответствии с Порядком, члены которой должны пройти подготовку в специализированной организации;
  • полученные работниками ранее удостоверения о прохождении обучения по ОТ, обучения безопасным методам и приемам выполнения работ будут считаться действительными до окончания срока их действия, если в них будет проставлена отметка о внеочередной проверке знаний.

Для проведения внепланового инструктажа в связи с введением новых правил по охране труда, нужно издать приказ.

Скачать приказ о проведении внеочередной проверки по охране труда

Полный перечень новых правил по охране труда, принятых в 2021 году, смотрите здесь.

Совет

Внеочередной контроль знаний проводится при внесении новых требований в охрану труда (так, как в 2021) – проверяется знание только этих изменений. Результат проверки оформляется протоколом.

Кроме обучения новым правилам по охране труда и проверки знаний измененных требований, необходимо привести в соответствие с изменениями все документы, в которых содержатся требования по охране труда:

  • инструкции;
  • программы обучения;
  • информационные материалы и другие в объеме новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников.

Параллельно с Минтрудом, Роструд разъяснил ответственность за непрохождение обучения и проверки знаний в области охраны труда в Письме от 20 января 2021 г. N 87-ТЗ.

Важно!

Работники, не прошедшие внеочередную проверку знаний по охране труда и обучение новым правилам, с 01.01 2021 должны быть отстранены от работы, а работодатели, допустившие таких сотрудников к работе, несут административную ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Что должна предпринять трудовая инспекция, если обнаружит нарушения:

  • выдать предписания об устранении нарушений, в котором указать сроки устранения;
  • выдать предписание об отстранении от работы сотрудников, не прошедших обучение по охране труда 2021 и проверку знания требований безопасности;
  • принять меры к возбуждению дела об административном правонарушении.

Минтруд в письме требует актуализировать документы, посвященные безопасности труда в организации. Это первое, что нужно сделать. Необходимо:

  • ввести новые инструкции по охране труда 2021;
  • обновить программы проведения инструктажа и обучения;
  • изменить экзаменационные билеты.

Переработать локальные акты после введения новых правил по охране труда в 2021 году можно двумя способами:

  • разработать документ заново с учетом изменений;
  • внести дополнение, содержащее перечень правок.

Изменения согласовываются с профсоюзом и утверждаются приказом или изготавливаются (распечатываются) на листе, содержащем гриф «Утверждаю». Затем с измененными ЛА надо ознакомить сотрудников. После того, как вы приведете документы в соответствие с изменениями, можно проводить обучение и проверку знаний по ОТ.

Согласно Постановлению Правительства от 30.11.2020 г. № 1969 ввели мораторий на проведение проверок до 31 декабря 2021 года. Соответственно, многие компании, ранее попавшие в план проверок, в текущем году могут не беспокоиться — их проверять не будут.

Однако в этой ситуации есть некоторые исключения.

Проверки по некоторым субъектам будут проводиться как с непосредственным выездом инспектора на территорию работодателя, так и дистанционным способом. Будут проверять хозяйствующих субъектов, если их деятельность или используемые производственные объекты относятся к:

  • категории чрезвычайно высокого или высокого риска или к I классу опасности;
  • I классу опасности производственных объектов;
  • I классу гидротехнических сооружений.

Стоит ждать инспекторов по труду для проведения проверки организациям и ИП, находящимся под постоянным государственным контролем.

Не будут проверяться такие хозяйствующие субъекты:

  • субъекты МСП, сведения о которых имеются в реестре МСП;
  • НКО со средней численностью персонала за 2020 год не более 200 чел.;
  • другие компании и ИП, не попадающие под основания проведения плановых проверок в 2021 году.

Новые правила в охране труда 2021: пошаговый гайд, как разобраться в изменениях

Лица, которые ответственны за охрану труда, должны изучить новшества и изменения, вступившие в силу в текущем году. При их неисполнении возможно применение больших штрафов.

На основании Закона от 15.10.2020 г. № 341-ФЗ с 26 октября 2020 г. вступило в действие изменение, касающееся повышения штрафов за нарушение правил хранения документации по охране труда.

Раньше штрафные санкции по данным основаниям были незначительными. Работодателей вовсе не привлекали к ответственности, а для их должностных лиц штраф был до 500 руб. Но теперь размеры штрафов повысились во много раз, а сама ответственность применяется не только к должностному лицу, но и к компании.

При нарушении правил хранения, сборки, учета и применения архивной документации должностному лицу назначается штраф до 5 000 руб., а компании — до 10 000 руб.

Внимание! В Приказе Росархива от 20.12.2019 г. № 236 указаны не только сроки хранения документации по охране труда, но и перечень типовых управленческих архивных документов.

Каждый работодатель вне зависимости от организационно-правовой формы и числа работников должен с 2021 года проводить инструктаж по гражданской обороне и ЧС.

Он обязан ознакомить работников с правилами защиты при наступлении ЧС, а также с каждым сотрудником провести инструктаж по гражданской обороне и далее проводить их систематически.

В Постановлении Правительства от 18.09.2020 г. № 1485 указана периодичность проведения инструктажа — не реже 1 раза в год в процессе работы сотрудника, а также в течение 1-го месяца при приеме на работу нового сотрудника.

Если работодатель игнорирует это требование, МЧС при проверке может применить штрафные санкции. Чтобы этого избежать, нужно:

  • сформировать и утвердить программу инструктажа по гражданской обороне;
  • сформировать и утвердить журнал учета проведения инструктажей по гражданской обороне. В этом журнале проставляются даты проведения инструктажей, а также подписи сотрудников, проводивших и прошедших инструктажи.

Внимание! Примерную программу инструктажа и форму журнала учета проведения инструктажей можно найти в Письме МЧС от 27.10.2020 г. № ИВ-11-85.

На основании Приказа Минздрава от 28.01.2021 г. № 29н с апреля 2021 года используются новые правила проведения медосмотров.

Корректировки коснулись не только самого порядка, но и списка факторов и работ, при наличии или выполнении которых проводятся медосмотры.

На основании Закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ с июля 2021 года применяются новые правила проверок, в т.ч. трудовой инспекцией. Введена новая форма контроля — инспекционный визит.

При таком визите инспектор по труду посещает организацию и ее территорию в любое время ее работы. Соответственно, с июля текущего года в компанию может прийти инспектор по труду без предупреждения.

Ввод инспекционного контроля связан с изменением показателей эффективности для сотрудников трудовой инспекции. Они будут ориентироваться не на число проверок и обнаруженных нарушений, а на число устраненных рисков.

В данном проекте имеются изменения для компаний, которые эксплуатируют транспорт. Проект определяет моменты организации и проведения предрейсового и предсменного контроля технического состояния ТС.

Правила касаются компаний и ИП, использующих автобусы, а также грузовые автомобили для транспортировки пассажиров или грузом по коммерческому договору.

Ликбез для секретаря: если документацию по охране труда поручили вести вам

Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).

Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)». Это новая форма самопроверки. Работодатель сможет самостоятельно оценить, насколько хорошо на предприятии соблюдаются нормы трудового законодательства, ориентируясь на утвержденные Рострудом чек-листы.

Если по результатам самообследования компания получит высокую оценку, она может принять и направить в Роструд декларацию соблюдения обязательных требований. Срок действия декларации – от одного до трех лет с момента регистрации. Но если во время внеплановой проверки инспектор ГИТ выяснит, что работодатель нарушает требования охраны труда, документ аннулируют.

Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.

Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций Роструда (ст. 223 ТК Ф). Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно Постановлению Минтруда России от 22 января 2001 года № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию.

Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.

С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.

Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.

Для максимального учета интересов участников трудовых отношений предусмотрено, что с 1 марта 2022 года решения органов местного самоуправления о введении у отдельных работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров должны приниматься с учетом мнения (ст. 220 ТК РФ) соответствующих трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, территориального органа Роспотребнадзора.

Кроме того, гарантии сохранения места работы (должности) и среднего заработка распространили на случаи прохождения обязательного психиатрического освидетельствования (новая ред. ст. 185 ТК РФ).

Минтруд России также планирует изменить Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 30.12.2020).

Цели – автоматизация процесса и перевод в цифровой формат:

  • аттестации экспертов на право выполнения работ по СОУТ;
  • предоставления экспертными организациями актуальных сведений об экспертном составе, о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением такой организации;
  • оформления результатов проведения СОУТ;
  • рассмотрения разногласий по результатам экспертизы качества СОУТ;
  • получения сведений о внесении в соответствующие реестры информации об экспертах и организациях, проводящих СОУТ.

Указанные новшества вступят в силу вместе с обновленным ТК РФ 1 марта 2022 года.

После этого у Минтруда России будет пять месяцев, чтобы принять новые документы взамен пока действующих.

Также причинами изменений будут централизованный сбор и учет информации об оценке профессиональных рисков на федеральном уровне Минтрудом России. В настоящее время в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения СОУТ (ФГИС СОУТ) отсутствует возможность учитывать сведения о результатах оценки профессиональных рисков, несмотря на соответствующую норму законодательства о СОУТ. Чтобы реализовать указанное положение, потребуется разработать и утвердить порядок сбора результатов оценки профессиональных рисков, а также доработать функционал ФГИС СОУТ. По этой причине законопроектом предусмотрено, что норма вступит в силу 1 марта 2023 года.

Минтруд утвердил новую форму и правила подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Соответствующий приказ от 17.06.2021 № 406н опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен текст проекта приказа Минтруда России «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда». В случае принятия положения проекта вступят в силу с 1 марта 2022 года.

Всех сотрудников обучают первой помощи, чтобы они помогли друг другу в случае травмы. Ответственный сотрудник получает необходимые знания в аккредитованной организации. Он проводит тренинги для всех сотрудников, для новичков — в течение первого месяца работы.

Обучение первой помощи повторяют каждые 3 года. Для рабочих специальностей, например, слесарей и токарей — каждый год.

Соблюдение законодательства контролирует Трудовая инспекция. Штрафы за нарушение требований охраны труда — одни из самых высоких для юрлиц.

Одинаково наказывают по п. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ за:

— Отсутствие вводного и первичного инструктажей.

— Непрохождение ответственным лицом обучения по охране труда.

— Отсутствие обязательных медосмотров у сотрудников.

Штраф для ИП — от 15 000 до 25 000 ₽.

Штраф для ООО — от 110 000 до 130 000 ₽.

За отсутствие обучения по оказанию первой помощи штрафуют по п. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Штраф для ИП — от 2 000 до 5 000 ₽.

Штраф для ООО — от 50 000 до 80 000 ₽.

Требование о наличии разработанных и утвержденных ИОТ указано в статье 212 ТК РФ.

Работодатель обязан обеспечить:

разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников….

О том, как должна выглядеть инструкция указано в Постановлении N 80 от 17 декабря 2002 года «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда» (далее — Постановление №80). Таким образом, на основании 5 раздела можно выяснить какие требования действуют к разработке ИОТ. Данное постановление отменено с 1 января 2021 года, но замены ему нет.

Требования о размере инструкций — отсутствуют. Поэтому, не надо делать инструкции большими и сложными. Сделайте такую инструкцию, которую не стыдно выдавать работникам и показывать руководству. По статистике, большая часть инструкций состоит на 40% из воды, которая никому не нужна. уберите те пункты в инструкции, которые не представляют реальной угрозы и травмирования при их нарушении. Всегда акцентируйте внимание на реальных факторах, способных привести к травмам. Обязательно указывайте почему вы запрещаете что-то, с примерами последствий. Работники не запоминают воду в тексте и пропускают действительно важную информацию.

Обновление правил по охране труда и спецоценке в 2021 году

Это самый избитый и провокационный вопрос, кто же их разрабатывает? Законодательство гласит, что Разработка инструкций это обязанность Работодателя или уполномоченного им лица. Получается, кого Руководство назначит, тот и разрабатывает. Что-бы в этом разобраться надо ответить на два вопрос:

— Кто разбирается как должна выглядеть ИОТ и какие к ней обязательные требования? Верно, Специалист по охране труда.

— Кто знает про технический процесс и опасные факторы на рабочих местах работников? Непосредственный руководитель, который контролирует и поручает работу.

Выходит, что для разработки по настоящему продвинутой инструкции по охране труда, обязательно нужна совместная работа Специалиста по ОТ и Руководителя подразделения.

Согласно Постановления №80, инструкции разрабатываются на основании правил и норм указанных в:

— межотраслевых и отраслевых типовых инструкциях (или правил) по охране труда;
— документах на технологическое оборудование, инструмент и сырье, в разделе безопасность труда;
— локальных актах компании, регулирующих требования охраны труда.

Совет! Выявите 10 возможных травм для каждой профессии или вида работ (совместно с работниками и их руководителем). Укажите в инструкции что запрещено делать потому что это приводит к такой то травме. Данные 10 пунктов, будут работать и запоминаться лучше, чем вся формальная инструкция.

Инструкция обязательно должна состоять из следующих разделов:

1. Общие требования охраны труда
2. Требования охраны труда перед началом работы
3. Требования охраны труда во время работы
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
5. Требования охраны труда по окончании работы

Инструкция может содержать и дополнительные разделы, например правила охраны труда при работе на конкретном аппарате или устройстве. Это стоит делать когда работник использует разные инструменты и приспособления в своей работе.

Для учета ИОТ потребуется вести «Журнал учета инструкций по охране труда» который приведен в Приложении №9 Постановления №80. После утверждения ИОТ приказом, запишите их в журнал. Учет производит Специалист по охране труда либо Работник назначенный на это приказом. Оригиналы инструкций лучше хранить у Специалиста по охране труда, выдавать только копии.

1. Правила по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте (далее – Правила) устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при проведении строительных работ, выполняемых при новом строительстве, расширении, реконструкции, техническом перевооружении, текущем и капитальном ремонте зданий и сооружений (далее – строительное производство).

Требования Правил обязательны для исполнения работодателями, являющимися индивидуальными предпринимателями, а также работодателями – юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы при организации и осуществлении ими строительного производства.

2. Работодатель (лицо, осуществляющее строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт объекта капитального строительства, которым может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании гражданско-правового договора физическое или юридическое лицо, соответствующее требованиям градостроительного законодательства Российской Федерации, и которое вправе выполнять определенные виды работ по строительству, расширению, реконструкции, техническому перевооружению, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц, соответствующих требованиям градостроительного законодательства Российской Федерации) должен обеспечить безопасность строительного производства и безопасную эксплуатацию технологического оборудования, используемого в строительном производстве, соответствие строительного производства требованиям законодательства Российской Федерации об охране труда и иных нормативных правовых актов в сфере охраны труда, а также контроль за соблюдением требований Правил.

3. В соответствии с требованиями Правил работодателем в установленном порядке должна быть организована разработка инструкций по охране труда по профессиям и (или) видам выполняемых работ, которые утверждаются локальными нормативными актами работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками, участвующими в строительном производстве, (далее – работники) представительного органа (при наличии).

4. В случае применения технологий и методов работ, материалов, технологической оснастки, инструмента, инвентаря, оборудования и транспортных средств, требования охраны труда к которым не регламентированы Правилами, работодателем должны быть разработаны и проведены мероприятия по охране труда в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (далее — требования охраны труда).

5. Работодатель, исходя из специфики своего строительного производства и характеристик объекта, обязан в рамках процедуры управления профессиональными рисками системы управления охраной труда (далее — СУОТ) провести оценку профессиональных рисков, связанных со следующими опасностями:

  • Используемые им движущиеся машины и механизмы, подвижные части технологического оборудования, передвигающиеся заготовки и строительные материалы
  • Опрокидывание машин
  • Неустойчивое состояния сооружения, объекта, опалубки и поддерживающих креплений
  • Высокие ветровые нагрузки
  • Падающие куски породы, предметы и материалы, самопроизвольно обрушающиеся конструкции зданий и сооружений и их элементы, оборудование, горные породы и грунты
  • Наличие острой кромки, углов, торчащих штырей
  • Работы на высоте
  • Опасность, связанная с выбросом пыли и вредных веществ
  • Опасность, связанная с воздействием шума, в том числе опасность, связанная с возможностью не услышать звуковой сигнал об опасности
  • Опасность недостаточной освещенности или повышенной яркости света в рабочей зоне
  • Опасность воздействия пониженных или повышенных температур воздуха
  • Опасность поражения током
  • Иные опасности, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, включенных работодателем в перечень идентифицированных опасностей

6. Работодатель обязан проконтролировать наличие и достаточность сведений в документации, представляемой им в рамках специальной оценки условий труда (СОУТ) для идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов строительного производства. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов строительного производства может быть расширен работодателем, исходя из специфики своего строительного производства и характеристик объекта.

7. Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:

  • Устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие Правилам. Требования охраны труда должны содержаться в соответствующих инструкциях по охране труда, доводиться до работника в виде распоряжений, указаний, инструктажа
  • В целях контроля за безопасным производством работ применять приборы, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ

8. Допускается возможность ведения документооборота в области охраны труда в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

наверх

Изменения по охране труда в 2021 году

9. Организация и проведение строительного производства на объектах капитального строительства должны осуществляться в соответствии с организационно-технологической документацией на строительное производство, которая предусматривает перечень мероприятий и решений по определению технических средств и методов работ для конкретных видов выполняемых процессов и работ, обеспечивающих выполнение требований законодательства Российской Федерации по охране труда.

10. Работодатель при организации строительного производства обязан учесть указанные в организационно-технологической документации на строительное производство опасные зоны, в которых возможно воздействие опасных производственных факторов, связанных или не связанных с технологией и характером выполняемых работ.

11. К опасным зонам с постоянным присутствием опасных производственных факторов в строительном производстве, отражаемым в организационно-технологической документации на строительное производство, относятся:

  • Места на расстоянии ближе 2 м от неизолированных токоведущих частей электроустановок
  • Места на расстоянии ближе 2 м от неогражденных (отсутствие защитных ограждений) перепадов по высоте 1,8 м и более либо при высоте защитных ограждений менее 1,1 м

12. К опасным зонам с возможным воздействием опасных производственных факторов относятся:

  • Участки территории строящегося здания (сооружения)
  • Этажи (ярусы) зданий и сооружений, над которыми происходит монтаж (демонтаж) конструкций или оборудования
  • Зоны перемещения машин, оборудования или их частей, рабочих органов
  • Места, над которыми происходит перемещение грузов кранами

13. На границах зон с постоянным присутствием опасных производственных факторов должны быть установлены защитные ограждения, а зон с возможным воздействием опасных производственных факторов – сигнальные ограждения и знаки безопасности.

14. Для исключения работ на высоте в организационно-технологической документации на строительное производство предусматриваются преимущественное первоочередное устройство постоянных ограждающих конструкций (стен, панелей, ограждений балконов и проемов).

15. В организационно-технологической документации на строительное производство должны быть определены:

  • Устройства, предназначенные для организации рабочих мест при производстве строительно-монтажных работ на высоте (далее – средства подмащивания), предназначенные для выполнения данного вида работ или отдельной операции
  • Пути и средства подъема работников на рабочие места при строительстве зданий и сооружений выше 5 этажей с установкой пассажирских подъемников и (или) лифтов
  • Грузозахватные приспособления, позволяющие осуществлять дистанционную расстроповку длинномерных и крупногабаритных строительных конструкций

16. В целях предупреждения падения с высоты перемещаемых краном строительных конструкций, изделий, материалов, а также потери их устойчивости в процессе монтажа или складирования в организационно-технологической документации на строительное производство должны быть определены:

  • Средства контейнеризации или тара для перемещения штучных или сыпучих материалов, а также бетона или раствора с учетом характера и массы перемещаемого груза и удобства подачи его к месту работ
  • Грузозахватные приспособления (грузовые стропы, траверсы и монтажные захваты), соответствующие массе и габаритам перемещаемого груза, условиям строповки и монтажа
  • Способы строповки, обеспечивающие подачу элементов конструкций при складировании и монтаже в соответствии с проектными решениями
  • Приспособления (пирамиды, кассеты), обеспечивающие устойчивое хранение элементов строительных конструкций
  • Порядок и способы складирования строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования
  • Способы временного и окончательного закрепления конструкций
  • Способы удаления отходов строительных материалов и мусора
  • Защитные устройства (защитные улавливающие сетки, защитные перекрытия, козырьки или другие) при необходимости

17. Перед началом строительного производства на территории действующего объекта (в том числе действующих административных, производственных и иных зданий) работодатель и руководитель (полномочный представитель руководителя) хозяйствующего субъекта, эксплуатирующего объект, должны оформить акт-допуск для производства строительно-монтажных работ на территории действующего объекта строительного производства (рекомендуемый образец предусмотрен приложением №1 к Правилам) и наряд-допуск на производство работ в местах действия вредных и (или) опасных производственных факторов (рекомендуемый образец предусмотрен приложением №2 к Правилам) (далее соответственно – акт-допуск, наряд-допуск).

18. При совместном производстве нескольких видов работ, по которым требуется оформление наряда-допуска, допускается оформление единого наряда-допуска с включением в него требований по безопасному выполнению каждого из вида работ.

35. Для обеспечения безопасного производства работ работодатель обязан осуществить подготовку строительных площадок, участков строительного производства, на которых будут заняты работники данного работодателя, до начала строительного производства и оформить акт (рекомендуемый образец предусмотрен приложением N 3 к Правилам).

36. Производственные территории и участки проведения строительного производства в населенных пунктах или на территории эксплуатируемого объекта в целях обеспечения безопасности строительных работ для третьих лиц должны быть ограждены во избежание доступа посторонних лиц.

37. Места прохода людей в пределах опасных зон должны иметь защитные ограждения. Входы в строящиеся здания (сооружения) должны быть защищены сверху козырьком, выступающим не менее чем на 2 м от стены здания. Угол, образуемый между козырьком и вышерасположенной стеной над входом, должен быть от 70° до 75°.

38. У въезда на производственную территорию при капитальном строительстве необходимо устанавливать стенды с указанием строящихся, сносимых и вспомогательных зданий и сооружений, въездов, подъездов, схем движения транспорта, местонахождения водоисточников, средств пожаротушения.

39. Автомобильные дороги, находящиеся на производственных территориях, должны быть оборудованы соответствующими дорожными знаками, регламентирующими порядок движения транспортных средств и строительных машин.

40. В случае если в процессе проведения строительного производства в опасные зоны в непосредственной близости от мест перемещения грузов кранами могут попасть эксплуатируемые гражданские или производственные здания и сооружения, транспортные или пешеходные дороги и другие места возможного нахождения людей, необходимо соблюдение следующих требований:

  • Необходимо оснащать краны дополнительными средствами ограничения зоны их работы, посредством которых зона работы крана должна быть принудительно ограничена таким образом, чтобы не допускать возникновения опасных зон в местах нахождения людей
  • Скорость поворота стрелы крана в сторону границы рабочей зоны должна быть ограничена до минимальной при расстоянии от перемещаемого груза до границы зоны менее 7 м;
  • Перемещение грузов на участках, расположенных на расстоянии менее 7 м от границы опасных зон, должно производиться с применением дополнительных съемных грузозахватных приспособлений, предотвращающих падение груза;
  • По периметру здания необходимо установить защитный экран, имеющий равную или большую высоту по сравнению с высотой возможного нахождения груза, перемещаемого краном;
  • Зона работы крана должна быть ограничена таким образом, чтобы перемещаемый груз не выходил за контуры здания в местах расположения защитного экрана.

41. Территория строительной площадки, включая проезды, проходы на производственных территориях, проходы к рабочим местам должны содержаться в чистоте, очищаться от мусора и снега, не загромождаться складируемыми материалами и строительными конструкциями.

42. При производстве работ в темное время суток строительные площадки и участки строительного производства, рабочие места, проезды и подходы к ним должны быть освещены.

43. Санитарно-бытовые и производственные помещения и площадки для отдыха работников, а также автомобильные и пешеходные дороги следует располагать за пределами опасных зон.

Для работающих на открытом воздухе должны быть предусмотрены навесы для укрытия от атмосферных осадков.

44. При производстве земляных работ на строительных площадках, на территории населенных пунктов или на производственных территориях котлованы, ямы, траншеи и канавы в местах, в которых происходит движение людей и транспорта, должны быть ограждены.

В местах перехода через траншеи, ямы, канавы должны быть установлены переходные мостики шириной не менее 1 м, огражденные с обеих сторон перилами высотой не менее 1,1 м, со сплошной обшивкой внизу на высоту 0,15 м и с дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 м от настила.

Колодцы, шурфы и другие выемки должны быть закрыты крышками, щитами или ограждены. В темное время суток указанные ограждения должны быть освещены электрическими сигнальными лампочками.

45. Территориально обособленные помещения, площадки и участки строительного производства должны быть обеспечены телефонной связью или радиосвязью.

46. Допуск на производственную территорию посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения или не занятых на работах на данной территории запрещается.

наверх

47. На рабочих местах безопасность оборудования и производственных процессов должна обеспечиваться в соответствии с требованиями эксплуатационно-технической документации, а условия труда должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда.

48. При организации рабочих мест безопасность работников должна обеспечиваться:

  • Защитой работников от опасности, создаваемой движущимися частями технологического оборудования, изделиями, заготовками и материалами, отлетающими частицами обрабатываемого материала и брызгами смазочно-охлаждающих жидкостей
  • Соблюдением требований безопасной эксплуатации подъемных сооружений, кранов-манипуляторов, кранов-трубоукладчиков, подъемников с рабочими платформами, строительных подъемников, лифтов, паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, установок газового оборудования
  • Рациональным размещением технологического оборудования в производственных помещениях и вне их и обеспечением безопасного расстояния между оборудованием и стенами, колоннами, безопасной ширины проходов и проездов

49. Места временного или постоянного нахождения работников, не участвующих непосредственно в проведении строительного производства, должны располагаться за пределами опасных зон.

50. При организации рабочих мест, связанных с использованием строительных машин и иного технологического оборудования, в целях устранения вредного воздействия шума должны применяться:

  • Технические средства (уменьшение шума машин в источнике его образования, применение технологических процессов, при которых уровень звукового давления на рабочих местах не превышает допустимый)
  • Строительно-акустические мероприятия
  • Дистанционное управление шумными машинами, средства индивидуальной защиты
  • Организационные мероприятия (выбор рационального режима труда и отдыха, сокращение времени нахождения в шумных условиях, лечебно-профилактические и другие мероприятия)

Рабочие зоны с превышенным допустимым уровнем шума должны быть обозначены знаками безопасности. Работа в этих зонах без использования средств индивидуальной защиты запрещается.

51. Для снижения вредного воздействия общей вибрации на работников при организации рабочих мест следует предусмотреть возможность реализации защитных мер, включая (в порядке приоритетности): замену оборудования, применение конструктивных мер снижения уровней вибрации, уменьшение времени контакта с вибрирующими поверхностями, применение средств коллективной защиты, а для защиты от локальной вибрации — применение средств индивидуальной защиты.

52. При осуществлении производственных процессов в условиях повышенной запыленности, соответствующей вредным (опасным) условиям труда, работодатель обязан принять меры к снижению концентрации пыли до допустимых уровней или обеспечить работников средствами индивидуальной защиты органов дыхания.

53. Места проведения строительного производства с использованием пылевидных материалов, а также рабочие места у машин для дробления, размола и просеивания этих материалов должны быть обеспечены аспирационными или вентиляционными системами (проветриванием).

Управление затворами, питателями и механизмами на установках для переработки извести, цемента, гипса и других пылевых материалов следует осуществлять с выносных пультов.

54. Проемы в стенах при одностороннем примыкании к ним настила (перекрытия) должны ограждаться, если расстояние от уровня настила до нижнего проема менее 0,7 м.

55. Проходы на рабочих местах и к рабочим местам должны отвечать следующим требованиям:

  • Ширина одиночных проходов к рабочим местам и на рабочих местах должна быть не менее 0,8 м
  • Высота проходов в свету должна быть не менее 2 м

56. При расположении рабочих мест на перекрытиях воздействие нагрузок на перекрытие от размещенных строительных материалов, оборудования, оснастки и людей не должно превышать расчетные нагрузки на перекрытие, предусмотренные организационно-технологической документацией на производство работ.

57. Опасные зоны, находящиеся внизу под местом выполнения работ на высоте, необходимо определять, обозначать и ограждать в соответствии с правилами по охране труда при работе на высоте, утверждаемыми Минтрудом России в соответствии с подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации.

58. Перекрытие лифтовых шахт должно производиться на каждом этаже.

59. Для прохода работников, выполняющих работы на крыше с уклоном более 20°, а также на крыше с покрытием, не рассчитанным на нагрузки от веса работников, необходимо устраивать трапы шириной не менее 0,3 м с поперечными планками для упора ног. Трапы на время работы должны быть закреплены.

60. При использовании в строительном производстве на территории строительного объекта мобильных строительных машин должна обеспечиваться обзорность рабочей и опасной зон с рабочего места машиниста. В случаях, когда машинист, управляющий мобильной строительной машиной, не имеет достаточного обзора, ему должен быть выделен сигнальщик.

Со значением сигналов, подаваемых в процессе работы и передвижения мобильной строительной машины, должны быть ознакомлены работники, связанные с ее работой. Опасные зоны, которые возникают или могут возникнуть во время работы мобильной строительной машины, должны быть обозначены знаками безопасности и (или) предупредительными надписями.

89. Для предупреждения воздействия на работников вредных производственных факторов (неблагоприятного микроклимата, шума, вибрации, пыли и вредных веществ в воздухе рабочей зоны) необходимо:

  • Определить участки работ, на которых могут возникнуть вредные производственные факторы, обусловленные технологией и условиями выполнения работ
  • Определить средства защиты работников
  • Предусматривать при необходимости специальные меры по хранению опасных и вредных веществ

90. При проведении строительного производства с применением строительных машин, механизмов или иного технологического оборудования необходимо предусматривать:

  • Выбор типов машин, мест их установки и режимов работы в соответствии с параметрами, предусмотренными технологией работ и условиями производства работ
  • Вероприятия, ограничивающие зону действия машин для предупреждения возникновения опасной зоны в местах нахождения людей, а также применение ограждений зоны работы машин
  • Особые условия установки машин в зоне призмы обрушения грунта, на насыпном грунте или косогоре

91. Ввод в эксплуатацию стационарного технологического оборудования, установленного на строительных площадках (бетонных или растворных заводов, строительных подъемников, компрессорных станций и тому подобное), производится совместным решением работников, ответственных за обеспечение охраны труда при проведении строительных работ на данной площадке и безопасную эксплуатацию данного вида оборудования.

92. Включение (запуск) и эксплуатация транспортных средств, строительных машин, технологического оборудования и других средств механизации должны производиться работником, за которым они закреплены, имеющим право управления этим средством.

Оставлять без надзора транспортные средства, строительные машины, технологическое оборудование и другие средства механизации с работающим (включенным) двигателем запрещается.

93. Перед началом выполнения работ в ограниченных и замкнутых пространствах, в которых возможно появление опасного газа, в том числе в емкостях, колодцах, траншеях и шурфах, необходимо провести анализ воздушной среды.

При появлении опасных газов производство работ в данном месте следует приостановить и продолжить их только после обеспечения рабочих мест вентиляцией (проветриванием) и (или) работников необходимыми средствами индивидуальной защиты.

94. Запрещается использование полимерных материалов и изделий с взрывоопасными и токсичными свойствами, а также строительное сырье и материалы, в том числе полимерные и синтетические материалы, производственные отходы для повторной переработки и использования, лом черных и цветных металлов (металлолом) без ознакомления с инструкциями по их применению.

95. При хранении материалов, содержащих вредные или взрывоопасные растворители, должны быть исключены риски возникновения возгорания и выделения вредных веществ.

96. Перед проведением технического обслуживания и ремонта технологического оборудования и механизмов они должны быть приведены в состояние, при котором исключена возможность самопроизвольного включения и приведения их в действие. На пусковых устройствах, обеспечивающих включение (отключение) электропитания, должны быть вывешены плакаты, указывающие, что оборудование находится в ремонте и пуск его запрещен. Приводные ремни должны быть сняты с рабочих шкивов, под пусковые педали поставлены соответствующие подкладки.

При проведении технического обслуживания и ремонта сборочные единицы оборудования или транспортного средства, имеющие возможность перемещаться под воздействием собственной массы, должны быть заблокированы механическим способом или опущены на опору с исключением возможности их самопроизвольного перемещения.

Ремонт оборудования и механизмов во время их работы запрещается.

97. Снимаемые при ремонте части оборудования должны устойчиво размещаться на специально отведенных местах. Круглые детали следует укладывать с применением упоров.

Съем узлов и деталей станка необходимо производить с применением специальных приспособлений и устройств.

98. Работы на высоте, в том числе с применением средств механизации, оснастки, приспособлений и средств подмащивания (электротали, домкраты, грузовые лебедки, люльки, подмости, передвижные леса, лестницы, стремянки), переносных ручных машин и инструмента (электродрели, электропилы, рубильные и клепальные пневматические молотки, кувалды, ножовки и другие), должны производиться в соответствии с правилами по охране труда при работе на высоте, утверждаемыми Минтрудом России в соответствии с подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. №610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №26, ст.3528).

Работники, эксплуатирующие средства механизации, оснастку, приспособления, средства подмащивания, переносные ручные машины и инструмент до начала работ должны быть обучены безопасным методам и приемам работ с их применением в соответствии с требованиями охраны труда, инструкций изготовителей и инструкций по охране труда, разработанных работодателем.

99. Лебедки, применяемые для перемещения подъемных подмостей и устанавливаемые на земле, должны быть загружены балластом, вес которого должен не менее чем в два раза превышать тяговое усилие лебедки.

Балласт должен быть закреплен на раме лебедки. Количество витков каната на барабане лебедки при нижнем положении груза д��лжно быть не менее двух.

104. Работодатель обязан в рамках СУОТ с учетом пункта 5 Правил разработать мероприятия обеспечивающие безопасность работников, связанных с опасностями и их источниками, представляющих угрозу жизни и здоровью работников при разборке (разрушении) зданий и сооружений (далее — строения) в процессе их реконструкции или сноса.

105. Разборку (разрушение) строений необходимо осуществлять на основе решений, предусмотренных в организационно-технологической документации на производство работ. Указанные решения должны быть приняты после проведения обследования общего состояния строения, а также фундаментов, стен, колонн, сводов и прочих конструкций. По результатам обследования составляется акт, на основании которого принимается решение о:

  • Выборе метода проведения разборки (разрушения)
  • Установлении последовательности выполнения работ, исключающих самопроизвольное обрушение конструкций
  • Установлении опасных зон при принятом методе разборки (разрушении)и применении при необходимости защитных ограждений
  • Временном или постоянном закреплении или усилении конструкций разбираемого строения с целью предотвращения случайного обрушения конструкций
  • Мероприятиях по пылеподавлению в процессе разрушения конструкций и их погрузке
  • Мерах безопасности при работе на высоте
  • Схемах строповки при демонтаже конструкций и оборудования

106. Перед началом работ необходимо ознакомить работников с решениями, предусмотренными в организационно-технологической документации на строительное производство, и провести инструктаж о безопасных методах работ.

Удаление неустойчивых конструкций при разборке строения следует производить в присутствии руководителя (производителя) работ.

107. Работы по разборке (разрушению) строений выполняются после мероприятий, связанных с отселением проживающих в них граждан (выездом расположенных организаций), отключением от сетей водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и электроснабжения, канализации, технологических продуктопроводов и принятием мер против их повреждения.

108. При разборке (разрушении) строений доступ к ним посторонних лиц, не участвующих в производстве работ, запрещается. Участки работ по разборке (разрушению) строений должны быть ограждены.

Проход работников в помещения во время разборки должен быть закрыт.

109. При разборке (разрушении) строений механизированным способом необходимо установить опасные для людей зоны, а машины (механизмы) разместить вне зоны обрушения конструкций.

Кабина машиниста должна быть защищена от возможного попадания отколовшихся частиц, а работники должны быть обеспечены защитными очками.

110. Работники, занятые разборкой строений, а также уборкой отходов и мусора, должны быть обеспечены средствами защиты органов дыхания от находящихся в воздухе пыли и микроорганизмов (плесени, грибков, их спор).

111. Места с возможным появлением газа или вредных веществ перед допуском в них работников необходимо проветрить. При неожиданном появлении газа работы следует прекратить и вывести работников из опасной зоны.

Работники, работающие в местах с возможным появлением газа, должны быть обеспечены защитными средствами (противогазами).

112. Разборку (разрушение) строений (демонтаж конструкций) необходимо осуществлять последовательно сверху вниз.

Запрещается разборка (разрушение) строений одновременно в нескольких ярусах по одной вертикали.

113. При разборке (разрушении) строений необходимо оставлять проходы на рабочие места.

При разборке кровли и наружных стен работники должны применять системы обеспечения безопасности работ на высоте.

114. При разборке карнизов и свисающих частей строения находиться на стене запрещается.

Не допускается выполнение работ во время гололеда, тумана, дождя, исключающего видимость в пределах фронта работ, грозы, ветра со скоростью 6 м/сек и более, порывов ветра — 10 м/сек и более.

115. При разборке (разрушении) строений необходимо предотвратить самопроизвольное обрушение или падение конструкций.

Неустойчивые конструкции, находящиеся в зоне выполнения работ, следует удалять или закреплять, или усиливать согласно организационно-технологической документации на строительное производство.

Запрещается подрубать дымовые трубы, каменные столбы и простенки вручную, а также производить обрушение их на перекрытие.

116. При разборке (разрушении) строений способом «валки» длина прикрепленных тросов (канатов) должна быть в 3 раза больше высоты строения.

117. При разборке строений взрывным способом необходимо соблюдать установленные требования безопасности.

118. При демонтаже конструкций и оборудования с помощью подъемных сооружений необходимо соблюдать требования Правил.

Способы освобождения, а также схемы строповки демонтируемых конструкций должны соответствовать способам освобождения и схемам строповки, предусмотренным в организационно-технологической документации на строительное производство.

119. Материалы, получаемые от разборки (разрушения) строений, а также строительный мусор необходимо опускать по закрытым желобам или в закрытых ящиках или контейнерах при помощи подъемных сооружений. Нижний конец желоба должен находиться не выше 1 м над землей или входить в бункер.

Сбрасывать мусор без желобов или других приспособлений разрешается с высоты не более 3 м. Опасные зоны в этих местах необходимо ограждать. Размеры опасной зоны устанавливаются в соответствии с организационно-технологической документацией на производство работ.

наверх


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.