Как повысятся пенсии в 2021 году в Белоруссии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как повысятся пенсии в 2021 году в Белоруссии». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С 1 сентября пенсии перерассчитают почти 2,4 млн пенсионерам, уточняют в Минтруда. На повышение пенсий по указу до конца года направят 306,8 млн рублей (то есть речь про общую сумму прибавки к трудовым пенсиям, которые пенсионеры получат за сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь). Из этого следует, что общая месячная сумма прибавки будет на уровне 76,7 миллиона рублей. Соответственно, сентябрьская прибавка составит в среднем около 32 рублей по сравнению с августом.

В Минтруда приводят цифры, что пенсия по возрасту неработающего пенсионера в сентябре составит:

  • 924 рубля — при максимальных показателях стажа и заработка, принятых для исчисления пенсии (стаж не менее 45 лет у мужчины, 40 лет у женщины и индивидуальный коэффициент заработка 5,0 и выше (500% от средней зарплаты по стране);
  • 545 рублей — при стаже не менее 43 лет у мужчины, 38 лет у женщины и индивидуальном коэффициенте заработка 1,0 (в размере средней зарплаты по стране);
  • 293 рубля — при минимальных показателях стажа и заработка, принятых для исчисления пенсии (25 лет у мужчины, 20 лет у женщины и индивидуальный коэффициент заработка 0,64 и ниже (64% от средней зарплаты по стране и ниже).

Всего в 2021 году на выплату пенсий планируют направить около 14,8 млрд рублей (в среднем в месяц 1,2 млрд рублей), сообщают в ведомстве.

Пенсии вырастут с 1 сентября. Считаем на сколько

Карты «Кур’ера» — отличный подарок коллегам на 8 Марта
До 8 Марта осталось меньше двух недель. Если вы придумали, что подарить
девушкам-коллегам, — здорово. Если нет — мы готовы прийти на помощь.
Карта «Кур’ера» — подарок бюджетный и практичный. Вы подарите девушкам возможность совершать выгодные покупки. С помощью нашей карты они могут получить скидки у 35 партнёров (кафе, салоны красоты, магазины одежды, бьюти-услуги и другие).

КСТАТИ. В прошлом году одно слуцкое предприятие купило своим сотрудницам более 20 карт женского проекта Lampa (аналог карты «Кур’ера»).

Купить карты можно в редакции: ул. Ленина, 128.
Если остались вопросы — звоните:
(8044) 540 29 39, (8033) 318 99 30.
Стоимость карты — 7 рублей.
Срок действия — по 31 декабря 2021 года.

  • перетяжка мягкой мебели
  • ремонт мягкой мебели: замена поролона, пружин и т. д,
  • полное изменение дизайна: кровать в тахту, простой диван в угловой, кресло — в кресло-кровать и т. д.,
  • реставрация и восстановление деревянных конструкций,
  • изготовление новой мягкой мебели по дизайну заказчика,
  • работа со сложными моделями мебели.

Телефон: (8029) 554 55 35, (8029) 138 68 49

Сайт: ditman.kraj.by

В Беларуси вырастет размер трудовых пенсий

Сегодня люди, которые не смогли получили нужный страховой стаж, не имеют право рассчитывать на повышенные выплаты от государства, выплачиваемую по возрасту. Из-за этого они могут претендовать исключительно на социальную пенсию, с довольно небольшим размером – всего 129 рублей. Это очень мало и в Минтруда об этом позаботились, и приняли несколько новшеств, которые помогут избежать подобной ловушки.

Суть данного вопроса состоит в том, что власти Беларуси постоянно увеличивают уровень минимального страхового стажа. Именно он нужен для оформления трудовой пенсии, то есть той, которая зависит от выработки лет. Если рассматривать более наглядно, то в 2013-м году данный показатель вырос с пяти до десяти лет, а в 2020-м он вырос до 17,5 лет. В 2021-м году данный показатель должен достигнуть 18 лет, а позднее его планируют увеличить до 20 лет – 2025 год.

Понятие стажа по страховым выплатам включает в себя то время, когда человек был официально трудоустроен и за него поступали финансовые взносы в Фонд социальной защиты. С самого нового года сюда будет включаться служба в армии и это тоже будет оказывать вливание на то, какими будут пенсии в январе 2021 года в Беларуси.

С начала года вышло постановление, которое говорит о том, что теперь люди, с минимальным числом лет стажа по страховым выплатам – 10 лет, могут оформлять трудовую пенсию. Однако она составит 73 % от той цифры, которые соответствует прожиточному минимуму (конкретно для людей пенсионного возраста), правда, и больше повышение пенсии в Белоруссии больше не планируется.

Базовый пример расчетов строиться исходя из того, что есть женщина 1960 года рождения, и у нее мало леи трудового стажа, то есть она может претендовать на получение пенсии только социальной (как раз в текущем году и собирает документы).

Страховой стаж у этой женщины 14 лет, но в 2021-м году она может перейти на новую систему для тех людей, у которых не полный страховой стаж. В ее случае размер пенсионных выплат составит 165 рублей – 85 % от базовой величины. Сверх 10 лет дается три дополнительных процента, отсюда и получается 85 %.

Обращаться за новыми выплатами необходимо в управление по социальному труду и защите. Для этого понадобится собрать все необходимые документы, потому что без учёта всех факторов назначить пенсию не получится.

Ирина Костевич рассказывала про повышение пенсии в 2021 году в Беларуси в прямом эфире. Она сказала, что в 2020-м году четыре раза увеличился бюджет прожиточного минимума. И с учётом того, что именно с этим бюджетом связанны возрастные надбавки к пенсиям, а также другие социальные выплаты, нетрудно догадаться, что данная новость является очень хорошей.

В 2021 году трудовые пенсии вырастут до 10%

Планируется, что в 2021 году рост трудовых пенсий будет выше прогнозируемой инфляции, т.е. трудовые пенсии вырастут на величину до 10%.

На финансирование пособий будет направлено Br3,7 млрд расходов бюджета ФСЗН.

В целом доходы бюджета ФСЗН в 2021 году планируются на уровне Br19,1 млрд с учетом средств из республиканского бюджета (рост на 8,9% к ожидаемому исполнению бюджета ФЗЗН 2020 года), расходы — Br18,8 млрд (рост на 8,4%).

Источник: Мобайл Бизнес

С 1 сентября в Беларуси повышаются пенсии. Посчитали, на сколько

Если верить данным статистики, то средняя пенсия, основываясь на показателях 2020 года, держится на уровне 482 белорусских рубля. Номинально данное значение очень большое, и год назад этот показатель был равен всего лишь 430 рублей, но на практике ситуация тоже может выглядеть несколько иначе. Тем более стоимость продуктов и коммунальных услуг тоже растёт, покупательская способность у людей падает. В долларовом эквиваленте средняя пенсия в Беларуси не превышает 185 долларов и это проблема, потому что в данный момент она находится на уровне 2012-го – 13-го года. И это с учётом того, что число получателей пенсионных выплат уменьшается за счёт увеличения пенсионного возраста и повышенной нагрузки на пенсионный фонд

Средний размер пенсионных выплат на текущий момент составляет 512 рубля и номинальный темп прироста в данном этапе составляет 111 %, что является неплохим показателем, но необходимо понимать, что усредненные цифры не отвечают за реальную ситуацию, это необходимо принимать во внимание при произведение любых расчётов.

Размер пенсионных выплат для каждого человека индивидуален и зависит от трудового стажа, но нужно тщательно обсуждать вопрос о том, когда поднимут среднюю пенсию в РБ в 2021 году.

Откровенно говоря, рассчитать размер пенсионных выплат на будущее максимально сложно, если даже человек обладает способностью решать логарифмы в уме. Существует специальный калькулятор, но не зря представители пенсионного фонда получают соответствующее образование, потому что знать все тонкости этого вопроса просто невозможно. Более того, сложно понять, откуда берётся средняя зарплата по стране, ведь именно от неё считается средняя пенсия и именно поэтому стоит обсудить последние новости о выплате средней пенсии в Беларуси .

Наиболее простой способ заботы о своей будущей пенсии является работа и параллельное откладывание на пенсию. Если человек уже находится на заслуженном отдыхе, то он может продолжать работать и это станет отличной прибавкой к зарплате. Однако взносы в Фонд социальной защиты в таком случае поступать не будут, и на будущее пенсионные выплаты влияние работа такая никакого не оказывает, так что добавка к средней пенсии в Беларуси 2021 в данном случае не рассматривается.

Пенсионерам пересчитают пенсии с 1 августа 2021 года

Петришенко также коснулся такой важной темы как защита прав инвалидов. По его словам, правительство рассчитывает, что депутатами до конца этого года будет принят закон «О правах инвалидов и их социальной интеграции». В проекте закона речь идет о социальной интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Данный проект закона был в первом чтении принят почти год назад.

«В зоне постоянного внимания правительства — проблемы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. В настоящее время это более 564 тыс. человек (6% населения), в том числе 34,5 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет», — отметил Петришенко.

Источник информации: Sputnik Беларусь.

Пенсионное обеспечение является важной составляющей механизма социальной защиты в Беларуси. На получение подобного вспомоществования вправе рассчитывать нетрудоспособные граждане страны. Начиная с начала 2017, наблюдается постепенное увеличение пенсионного возраста, и размер обеспечения напрямую зависит от продолжительности трудового стажа, места трудоустройства, занимаемой должности. Схема выплат вспоможения работает по принципу распределительной основы.

Пенсионером в республике называется индивид, подошедший к пенсионному возрасту и имеющий права на вознаграждение от государства. Еще несколько лет назад пенсионный ценз для женщин оговаривался 55 годами, при имеющемся стаже не менее 20 лет, для мужчин показатель был несколько выше ― 60 лет и 25, соответственно. Однако с 2017 планки стали постепенно повышать, и к окончанию пенсионной реформы начисление пенсии в Беларуси будет происходить в 63 и 58 лет для мужчин и женщин, также соответственно. Повышение пенсиона в 2020 году представляется вынужденной мерой, на фоне падения рождаемости, общего старения населения при росте средневозрастного количества белорусов и увеличения людей пожилого возраста.

Величина подобного обеспечения рассчитывается в соответствии различных показателей. Вначале отчисления производятся в республиканский фонд социальной защиты. За каждого работоспособного гражданина, работодатель уплачивает 34,0% налога, и 1% ― самим работником, причем полученные взносы распределяются на погашение различных пособий. Суть распределительной системы состоит в том, что она не предусматривает кумуляцию пенсионных отчислений, и все собранные средства идут пенсионерам. Однако денег практически хватает на приобретение самых необходимых товаров.

Величина начисления пенсионного пособия зависит от нескольких факторов:

  • суммы бюджета прожиточного минимума, его индексации;
  • экономического состояния страны;
  • скорости инфляционных процессов.

Чтобы точно высчитать размер пенсиона, берется величина прожиточного минимума с нижним возрастным пенсионным цензом.

Прожиточный минимум представляется переменным значением, определяемым исходя из ступени инфляции, существующих цен, других экономических показателей. Описываемый параметр ежеквартально утверждает правительство Беларуси. Однако при наименьших значениях, государство предусматривает конкретные добавки к пенсии, находящиеся на уровне 20,0% от среднемесячного заработка в республике. Наименьшая выплата пособия после потери кормильца выражается 100% выплатами по возрасту, и такой же показатель назначается по выслуге лет.

В республике функционирует государственный пенсионный механизм. Все собранные средства разделяются на следующие формы:

1. Солидарная или распределительная пенсия является видом выплат, собранных в качестве пенсионных взносов сотрудников предприятий и организаций.

2. Накопительная система предполагает конкретный счет работника, где откладываются будущие пенсионные средства. Последней представлена условно-накопительная, выраженная пенсионным страхованием.

Распределительный механизм указывает на то, что у государственных институтов находятся на контроле пенсионные активы, пенсионеры же вправе рассчитывать на упоминаемые социальные гарантии.

Будет ли повышение трудовых пенсий в Беларуси в 2021 году и когда

Министерство труда республики постановило приравнять бюджет прожиточного минимума на одного человека равным 256 белорусских рублей, что почти на 4% выше, чем в прошедшем периоде. Поэтому также на такой процент увеличится добавка к пенсии в РБ, социальные выплаты. Законодательные акты Беларуси предусматривают следующие доплаты:

  • лицам старше 75 лет;
  • добавок по уходу за лицами с инвалидностью 1 группы, пожилыми людьми более 80 лет;
  • доплаты Героям республики, Советского Союза, участникам Великой Отечественной войны, донорам со званием Почетный.

Всего же в 2020 году на выплату вспомоществования было направлено свыше 13 млрд рублей.

Выплата пенсионного вспоможения в стране производится с 5 по 25 число календарного месяца, и выдается через банковские организации, почтовые отделения, структуры по осуществлению доставки. Для создания людям преклонного возраста удобных условий для получения денег, несколько изменился график выплаты пенсий, начальный срок выдачи сделали раньше. Через почтовое отделение и доставочное предприятие, вспомоществование можно будет получить, начиная с 3 числа, монетарные структуры начнут выдавать деньги с 5.

Люди пожилого возраста кроме пенсионного обеспечения имеют еще и некоторые преференции, не выражающиеся в финансовых добавках. Государство заботится о поддержании планки жизни, здоровья пенсионеров, поэтому дополнительным вознаграждением служат некоторые льготы. Последние предоставляются при предъявлении пенсионного удостоверения либо других документов, подтверждающие его. Пенсионеры заслуженно получают следующие привилегии:

  1. Снижение наполовину цены проездного билета на пригородный электрический, автомобильный, водный транспорт. Скидка актуальна с мая до октября, в разгар дачно-огородного сезона для снижения расходов.
  2. Уменьшенные платежи за жилищно-коммунальные сервисы, причем не имеет значения оплачиваемая жилищная площадь, нужно лишь, чтобы на ней был прописан только пенсионер. Однако когда поднимут пенсии, вместе с ними немного возрастут и коммунальные платежи.
  3. Пошлина на жилье по капитальному строительству отсутствует.

Государственный сбор для лиц, находящихся на заслуженном отдыхе, при обращении к нотариальной конторе, равняется половине стоимости.

  • Хвала рукам, что пахнут хлебом. Молодечненцы отпраздновали «Дажынкі»
  • «Цяпер мы брэндавы аграгарадок». У Дзешчанках Узденскага раёна адкрылі сімвалічны знак Бульбе
  • На границе с Беларусью беженец потерял сознание. Польские силовики из этого устроили кинотеатр
  • Территориальные войска Минщины участвуют в совместных учениях России и Беларуси «Запад-2021»
  • «Мисс Беларусь-2021» стала модель и преподавательница дефиле Дарья Гончаревич
  • Резиденция Радзивиллов. Проводим выходные в Несвиже
  • Грибника в лесу Борисовского района пришлось спасать с МЧС
  • Орбиту МКС подняли для подготовки к запуску экипажа «Союза МС-19» с актрисой Юлией Пересильд
  • Андрей Лис: «Не могу сидеть в кабинете, когда совершено преступление»
  • День танкиста отмечают в Беларуси 12 сентября
  • В Березино работник МЧС заметил сидящую на козырьке пятого этажа девочку и спас ей жизнь
  • ФБР опубликовало один из рассекреченных документов по терактам 11 сентября
  • ФОТО ДНЯ: пробуждение
  • Белорусская теннисистка Кристина Дмитрук проиграла в финале юниорского US Open
  • Скучно и без эмоций – брестское «Динамо» и «Слуцк» подписали мирный договор

Власти Беларуси решили повысить пенсии

  • Технологии
  • Хобби и стиль
  • Происшествия
  • Общество
  • Образование
  • Новости партнеров
  • Недвижимость
  • Мультимедиа МЛЫН.BY
  • Люди
  • Это интересно
  • Здоровье
  • Еда
  • Диалог с властью
  • Дела житейские
  • В мире
  • Афиша

12.09

С 1 сентября трудовые пенсии повысятся на 7%. Это предусмотрено указом президента Беларуси № 317 от 20 августа 2021 года. Будет произведен перерасчет трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы работников в республике. В Министерстве труда и социальной защиты отметили, что повышаются все виды трудовых пенсий, в том числе по возрасту, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Перерасчет пенсий будет сделан более чем 2,4 млн пенсионерам. Средний размер пенсии по возрасту неработающего пенсионера в сентябре составит почти 545 рублей.

Некоторые жилищно-коммунальные услуги с 1 сентября будут рассчитывать по-новому: оплату начнут взимать по тарифам не на одного проживающего в квартире, а по общей площади жилья. То есть платежи за большие квартиры вырастут. Как это будет выглядеть на практике, смотрите здесь.

Изменения коснутся платы за обслуживание лифтов, по новому принципу будут считаться тарифы за уборку подъезда и свет в подъезде.

С нового учебного года меняются правила выставления отметок школьникам за четверть и год. Отметки за четверть выставляются при наличии не менее трех отметок (кроме предметов, которые стоят в расписании один раз в неделю), как среднее арифметическое с применением правил математического округления. Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое четвертных отметок с применением правил математического округления.

Еще одно новшество, которое вводится в школах Беларуси с 1 сентября, – появится новая должность – руководитель по военно-патриотическому воспитанию, который должен заняться патриотическим воспитанием учащихся, а также координацией работы по организации допризывной подготовки, контролем соблюдения правил пожарной безопасности и охраны труда.

«Метали гранаты в школьный подвал». Как проходили уроки допризывной военной подготовки в 1980-х – начале 2000-х

Также военруки могут преподавать «Допризывную медицинскую подготовку», а в 10-х классах – проводить учебно-полевые сборы и учить детей основам безопасности жизнедеятельности.

Кроме того, в пятых-шестых классах появится факультатив по духовно-нравственному воспитанию и патриотизму.

Стоимость комплекта учебников для школьников зависит от размера базовой величины. В этом году она составляет 29 рублей, так что в этом учебном году родителям придется заплатить больше, чем в прошлом – 14 рублей 50 копеек. Кстати, оплатить нужно в течение сентября.

Можно ли не платить за учебники, если дома есть собственный комплект книг или их электронная версия?

Дороже обойдется и школьное питание. Как сообщили в ОАО «Общепит «Школьник», стоимость питания для старшеклассников (с 14 до 17 лет) составит 2,06 рубля за одну порцию. В 2020/2021 учебном году эта сумма была 1,9 рубля. Стоимость обеда для учащихся 11–14 лет составит 1,93 рубля (в прошлом учебном году – 1,79 рубля), для младших школьников 1,71 рубля (было 1,57 рубля).

С начала учебного года вузы повысят стоимость платного обучения на 10%. Барановичский госуниверситет – не исключение. По сравнению с прошлым учебным годом учиться на платном в нашем вузе для первокурсников стало дороже почти на 300 рублей. В этом году поступившие на 1 курс заплатят от 3190 до 3300 рублей (в зависимости от специальности).

Рост объясняют необходимостью компенсировать повышение затрат на оплату труда педагогических и других работников учреждений образования.

В Минтруда рассказали подробности о повышении пенсий с 1 сентября

В Республике Беларусь можно выйти на пенсию по:

  • Старости. По закону страны, женщины вправе закончить свою трудовую деятельность и ежемесячно получать материальное вознаграждение в 55 лет, мужчины в 60. В некоторых сферах возрастной порог ниже (сельское хозяйство, текстильная промышленность, транспортная сфера и т. д.).
  • Потере кормильца. На данную выплату могут рассчитывать только те, кто является нетрудоспособным или несовершеннолетним.
  • Инвалидности. Для тех, кто не является инвалидами с детства, важно иметь хотя бы небольшой стаж трудовой деятельности.
  • Выслуге лет. Представители некоторых профессий становятся пенсионерами не по достижению определённого возраста, а по количеству лет, отработанных в сфере. Перечень профессий утверждён правительством страны.
  • Заслугам перед страной. Данную преференцию получают обладатели званий, медалей и орденов.

Подробнее о пенсии в Беларуси узнайте из видео, представленном ниже.

Военнослужащие Беларуси выходят на пенсию по:

  • выслуге лет;
  • инвалидности;
  • за заслуги перед отечеством;
  • старости.

Чтобы выйти на пенсию, как военный, нужно отработать, а вернее отслужить, в сфере не менее 20 лет. Возраст военного пенсионера — 45 лет (с 2033 г. — 48 лет).

Некоторые категории военнослужащих имеют право и после достижения пенсионного возраста служить стране. К примеру, генерал-полковники могут оставаться в строю вплоть до 60 лет, полковники — до 50 лет.

Важным условием для оформления пенсии является постоянное проживание на территории Республики. На пенсионные выплаты влияет следующее:

  • стаж;
  • оклад, получаемый в соответствии со званием;
  • надбавки;
  • оклад, получаемый в соответствии с должностью.

В Республике Беларусь ежегодно осуществляется повышение военных пенсий. Заявленная выше индексация касается и этой категории.

Если в результате выполнения военного поручения или через 3 месяца после выхода в запас, военнослужащий стал инвалидом, он имеет право на получение пенсии по инвалидности. В этом случае требуется соответствие следующим условиям:

  • военный стаж не менее 1 года;
  • возраст не менее 23-х лет;
  • проживание на территории страны (постоянное).

Решение отправить на пенсию военного за заслуги перед государством принимается на уровне власти.
Стандартное начисление производится следующим образом:

  • Офицеры, военнослужащие контрактники, мичманы и прапорщики при стаже 20 лет — 50% от денежного довольствия, соответствующего категории. За каждый дополнительный год начисляется ещё 3%, но не более 75% в общей сложности. При отставке по возрасту или состоянию здоровья — 60%.
  • При стаже 25 лет, если не менее 12 лет и 5 месяцев из них приходится на военную службу или службу в органах внутренних дел, — 50% и за каждый дополнительный год по 1%.
  • При выслуге 15 лет — 40% плюс 3% за каждый дополнительный год.

В 2021 году схема начислений несколько изменилась.

До июля 2019 года начисление пенсионных выплат будет производилось на основании временных корректирующих коэффициентов. Пересчёт в переходный период осуществлялся в 4 шага:

  1. 09.17 — 01.12.17 коэффициент — 0,83;
  2. 12.17 — 01.07.18 — 0,85;
  3. 07.18 — 01.01.19 — 0,9;
  4. 01.19 — 30.06.19 — 0,95.

Начиная с 01.07.19 коэффициент, будет равен 1.00.

Повышение коснётся всех военных пенсионеров РБ. Больше других его почувствуют:

  • ветераны, награждённые медалью «Ветеран Вооружённых Сил ССС»;
  • ветераны, переехавших в РФ;
  • инвалиды 1-й и 2-й групп;
  • военнослужащие со стажем более 30 лет, из которых более 20 лет — это служба в Вооружённых Силах.

В 2021 году расчёт пенсии военных производится в соответствии с указанным выше коэффициентом. Это делается для того, чтобы немного сдержать её рост и привести в большее соответствие с тем, что получают рядовые граждане страны.

Стало известно, насколько вырастут пенсии в 2021 году

Выход на пенсию для военных Республики Беларусь не означает, что они могут вести безоблачную беззаботную жизнь в полном достатке. Многим приходится продолжать трудовую деятельность отнюдь не из-за любви к армии или МВД, а из нужды. Прожить на 250–300 рублей не так просто. Между тем служба означает самоотречение и готовность в любой момент рисковать жизнью и терпеть лишения.

Информация о том, что военным хотят повысить пенсию, вызвала ажиотаж в массах. Многие выразили недовольство тем, что военные и на пенсии получают больше остальных.

Пенсия по возрасту в Беларуси – регулярное государственное денежное обеспечение, которое начинает действовать после достижения пенсионного возраста и после накопления достаточного трудового стажа. Размер пенсий по возрасту зависит от размера заработной платы пенсионера в трудоспособный период.

Еще один показатель, на который можно ориентироваться, – минимальная пенсия. Это самый низкий показатель, ниже которого нельзя начислять пенсии в разных категориях. К минимальной пенсии по возрасту добавляется доплата, которая рассчитывается как 20 процентов от средней заработной платы.

  • 2016 год – 60 лет и 55 лет:
  • 2017 год – 60 лет и 6 месяцев, 55 лет и 6 месяцев;
  • 2018 год – 61 год и 56 лет;
  • 2019 год – 61 год и 6 месяцев, 56 лет и 6 месяцев;
  • 2020 год – 62 года и 57 лет;
  • 2021 год – 62 года и 6 месяцев, 57 лет и 6 месяцев;
  • 2022 год – 63 года и 58 лет.

С 1 января 2017 года возраст от 60 для мужчин и от 55 лет для женщин постепенно повышается. Каждый год прибавляется 6 месяцев к пенсионному лимиту. Остановится рост в 2022 году, когда возраст составит 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. В 2021 году действуют такие возрастные ограничения – 62 года 6 месяцев для мужчин и 57 лет 6 месяцев для женщин.

В 2016 году возраст выхода на пенсию для мужчин составлял 60 лет, для женщин – 55 лет. Но в этом году были приняты существенные изменения в законодательстве. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2017 года началось постепенное повышение возраста для выхода на трудовую пенсию. Каждый год до 2022 возрастной лимит увеличивается на 6 месяцев:

Эксперты считают, что это будет не последнее повышение пенсионного возраста в Беларуси. По их мнению, уже с 2023-го начнется второй этап реформы. Скорее всего, он коснется только женщин, ведь по данным Минздрава, в среднем женщины у нас живут до 78 лет, а мужчины — всего до 64 лет. Соответственно, и пенсии для женщин выплачивают куда дольше, что оказывается существенным фактором для нашей экономики. К слову, в правительстве вариант увеличить пенсионный возраст для женщин до 60 лет рассматривали еще при разработке действующей пенсионной реформы, но в итоге от него отказались.

Напомним, сейчас более четверти жителей Беларуси — пожилые люди, а на 100 работающих приходится 61 пенсионер. А по прогнозам, через 30 лет число последних и вовсе может превысить все экономически активное население. Поэтому Беларусь, как и многие другие страны, столкнувшиеся с подобным риском, стали повышать пенсионный возраст. Например, реформа в соседней России продлится девять лет: к 2028-му возраст выхода на пенсию для мужчин там увеличится с 60 до 65 лет, а для женщин — с 55 до 60. А в стране долгожителей — Японии — изменения растянули аж на 25 лет, они закончатся к 2025 году. За это время пенсию отсрочат всего на 5 лет: на заслуженный отдых японцы обоих полов станут выходить в 65. Многие страны сейчас находятся в процессе реформы, увеличивая время выхода на пенсию в среднем на 1 — 6 месяцев в год.

– Реформирование пенсионной системы можно проводить в двух направлениях, — объясняет социолог Елена Артеменко. – Первое направление – это количественные изменения, которые не влияют на общий принцип работы пенсионной системы. Например, повышение пенсионного возраста, изменение требований к стажу, изменение размера пенсионных выплат и т.д. Но при этом нужно понимать, что повышение пенсионного возраста женщин до уровня мужчин могут решить проблему дефицита ФСЗН в краткосрочной перспективе, но демографическая ситуация такова, что скоро работники не смогут обеспечивать пенсионеров, и нужно менять общий принцип — вводить накопительную часть. Поэтому второе направление — это изменение принципов аккумулирования и распределения средств. Накопительная часть может формироваться из отчислений предприятий на конкретных сотрудников (а не в общий фонд, из которого обеспечиваются пенсии нынешних пенсионеров) и из собственных отчислений сотрудников. Но для того чтобы развивать систему собственных пенсионных накоплений, нужен высокий уровень доверия к финансовым институтам. В нынешней политической и экономической ситуации сложно ожидать, что подобные меры могут быть быстро и безболезненно внедрены, потому что доверие в обществе низкое.

В Беларуси пенсия состоит лишь из минимальной части государства, а разговоры о введении обязательных дополнительных пенсионных накоплений ведутся долгие годы. В декабре премьер-министр Беларуси Роман Головченко анонсировал «переформатирование пенсионной системы»:

Важно: для того чтобы вам пересчитали стаж и выплатили повышенную пенсию в январе, нужно обратиться с заявлением в свой отдел ФСЗН с паспортом и трудовой книжкой уже в декабре этого года. Иначе перерасчет произойдет только на следующий месяц после подачи заявления. Автоматически перерасчет не производят.

Ранее Минфин предлагал сделать накопительное пенсионное страхование «добровольно-принудительным». Но, по словам замминистра труда Валерия Ковалькова, если вводить обязательную накопительную пенсию, то придется увеличить и отчисления в Фонд соцзащиты, поскольку фонд уже для текущих выплат вынужден привлекать средства республиканского бюджета. На повышение взносов не согласятся наниматели, работники тоже к этому не готовы.

Эта проблема поднималась на самом высоком уровне. В феврале 2020-го Александр Лукашенко анонсировал новую пенсионную реформу, которая, по его словам, в том числе должна избавить систему от «уравниловки». «Надо сделать так, чтобы человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать — на пенсии будет лучше», — комментировал Александр Лукашенко. О несправедливости уравнительного принципа говорил и глава Федерации профсоюзов Михаил Орда.

Они же больше остальных склонны к тому, чтобы самостоятельно делать сбережения, готовы и хотят взять больше ответственности за себя и обеспечить себе комфортную жизнь на пенсии. Эта группа населения достаточно существенная, и давать ей возможность реализовать свои стремления — логичный путь эволюции пенсионной системы Беларуси. Предпосылки для развития добровольной накопительной части в плане готовности населения есть, — делает вывод Глеб Шиманович. — Именно развитие добровольного пенсионного страхования кажется мне самым важным с точки зрения долгосрочной перспективы, и он тоже включает в себя достаточно много элементов: например, развитие фондового рынка, возможностей для инвестирования.

Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счета. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе все равно придем. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.

Повышать или не повышать — это решение, скажем так, и демографическое, и политическое. Пока вопрос о повышении возраста не стоит, не идет. У нас повышение пенсионного возраста, то, что уже прописано в законодательстве, заканчивается в 2022 году. То обстоятельство, что мы начали повышать пенсионный возраст, оно позволило сохранить нам численность пенсионеров без ее резкого увеличения, как прогнозировалось, если бы мы пенсионный возраст не повысили, — сообщил Валерий Ковальков.

Однако будет ли этот срок окончательный – пока не ясно. Ранее белорусские власти обсуждали вариант, что повышение пенсионного возраста продлится и после 2022 года, но только для женщин. Кроме того, с рекомендациями еще больше повысить возраст при выходе на пенсию выступил и Международный валютный фонд (МВФ).

Кстати, с 1 января 2020 года в страховой стаж начали включать срочную службу в армии, хотя это новшество на стадии обсуждения не поддерживали профильные министерства. А вот по учебе в вузе и декретному отпуску (их включение в страховой стаж также обсуждалось наряду со службой в армии), власти изменения не приняли.

В страховой страж теперь входит только то время, когда сам человек был трудоустроен, и работодатель платил за него страховые взносы в Фонд социальной защиты. Если в 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, то с 1 января 2021 года он увеличится на полгода – до 18 лет.

Изменения коснутся и людей с инвалидностью. С 2021 года инвалидам I и II группы, у которых инвалидность более десяти лет, снизят требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности). Инвалидам с детства на пять лет снизят требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин – с 20 до 15 лет, для мужчин – с 25 до 20 лет).

Помимо того, что с 1 января 2021 года на полгода вырастет пенсионный возраст, также увеличится минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. Со следующего года введут изменения по пенсиям для многодетных матерей (для некоторых из них это может стать проблемой) и для людей с инвалидностью.

Указом предусмотрено также, что работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) с 1 января 2021 годабудут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такая пенсия будет назначаться при достижении 60 лет, а мужчинам — 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.

Минимальный страховой стаж для назначения пенсии по возрасту (как и пенсионный возраст) ежегодно увеличивается. Согласно Указу Президента Беларуси Александра Лукашенко №534 от 31 декабря 2015 года «О вопросах социального обеспечения», право на трудовую пенсию по возрасту имеют граждане, накопившие социальный стаж не менее 15,5 лет. А начиная с 1 января 2017 года данный стаж увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.

Согласно этому документу, предусмотрено с 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, засчитывать период нахождения их в декретном отпуске (по уходу за ребенком) в трудовой стаж продолжительностью до 12 лет в общей сложности (до 1 января 2021 года – максимум был 9 лет). Назначать им трудовые пенсии при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (до 1 января 2021 года – было не менее 17 лет 6 месяцев).

С 1 января в Беларуси в очередной раз увеличили возраст выхода на пенсию. Теперь для мужчин он составляет 62,5 года, для женщин — 57,5 лет. Вырос и минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. Теперь для этого необходимо 18 лет осуществлять выплаты в Фонд социальной защиты населения. Если страхового стажа не хватает, то вместо трудовой пенсии будет начисляться социальная, которая сейчас составляет всего 129 рублей.

Повышение пенсионного возраста вряд ли стало для многих сюрпризом. Он постепенно растет до 2022 года и достигнет 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Что же касается страхового стажа, необходимого для получения трудовой пенсии, то он будет повышаться до 2025 года и в итоге достигнет 20 лет и для мужчин, и для женщин.

Такие шаги нужны для уменьшения дефицита в средствах. При этом выплате в размере до 40% от текущей заработной платы гарантировано сохранят показатели. Рекомендовано сделать выбор в пользу накопительных систем, которые считаются более современными. Это позволит финансировать пенсионеров, которые доживают до возраста 80 лет и больше. Из государственного бюджета выплачивают пособия, предназначенные для других граждан. При этом они и сами по желанию могут принимать участие в своём материальном обеспечении. Продолжение работы тоже положительно влияет на взаимодействие с контролирующими органами.

Распределительная система выплат и активы граждан контролируются Правительством Республики Беларусь. Социальные гарантии разрабатываются для улучшения материального положения пенсионеров разной группы. 57 и 62 года для женщин и мужчин – стандартный возраст выхода на отдых на текущее время. Но есть и другие особенности в этом направлении, с которыми лучше ознакомиться заранее. Пенсионный возраст в Беларуси в 2021 году тоже продолжает меняться.

Специальные условия создают инвалидам и многодетным матерям, но каждый такой случай заслуживает индивидуального рассмотрения. То же самое касается и граждан, которые не попадают ни под одну из категорий, указанных выше. У них выход на пенсию в РБ рассматривается индивидуально.

  • уход на пенсию на пять лет раньше (тогда перечисляют досрочные выплаты. После достижения стандартного возраста переходят к общей системе компенсаций);
  • продолжение работы с особыми условиями (это увеличивает размер выплат, положенных гражданину спустя некоторое время. Но будет применяться та же система накоплений, зависящая от участия в программе самого пенсионера);
  • повышение заработной платы, когда от профессиональной пенсии вовсе отказываются (категория работника и профессия определят, сколько получит тот или иной участник системы. Это и есть основная методика расчёта пенсии в Белоруссии).

Сейчас больше всего смотрят на вознаграждение за труд, которое работнику перечисляли на протяжении последних 25 лет. Учитываются и меньшие периоды, если возникает необходимость. Например, с 1994 года считают время, если работник выходит на отдых в текущем году, а ранее выполнял свои обязанности без перерыва.

Для матерей, которые родили минимум четверых детей и воспитали их до 8-летнего возраста, указом предусмотрена еще одна гарантия: страховой стаж для назначения им пенсии по возрасту снизился до 10 лет. То есть с начала года таким мамам будет назначаться пенсия при наличии десяти лет страхового стажа, а не восемнадцати, как раньше. А вот требование к общему стажу остается прежним – 20 лет. С 1 января 2021 года в Гродненской области назначили пять таких пенсий.

С вопросами о назначении трудовой пенсии по возрасту либо перевода с получаемой пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту необходимо обратиться с заявлением и пакетом документов в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.

– Размер такой пенсии будет зависеть от выработанного страхового стажа: от 73 процентов бюджета прожиточного минимума пенсионера за 10 лет до 100 процентов этого бюджета за 19 лет (дополнительно по 3 процента за каждый полный год). Например, за 19 лет работы с уплатой взносов пенсия по возрасту при неполном страховом стаже увеличится в 1,5 раза по отношению к социальной пенсии. В то же время условие по возрасту назначения пенсии для данной категории граждан остается прежним. Как и социальная, пенсия по возрасту при неполном страховом стаже будет назначаться мужчинам по достижении 65 лет, а женщинам – 60 лет. С 1 января 2021 года в Гродненской области такие пенсии назначены уже 103 гражданам, – добавила Алина Воронюк.

Родителям детей с инвалидностью

Согласно действующему законодательству, матерям и отцам, которые воспитывали детей-инвалидов не менее 8 лет до достижения ими совершеннолетия, полагается ряд социальных льгот: досрочный выход на пенсию, стаж с обязательной уплатой страховых взносов для назначения им трудовой пенсии составляет 5 лет.

– Женщина, которая находится в отпуске по уходу за ребенком, благодаря указу имеет право на пенсию по случаю потери кормильца за умершего мужа. Ранее таким правом в подобной ситуации пользовались неработающие женщины. Принятая мера позволит уравнять социальные гарантии для женщин, осуществляющих уход за ребенком, независимо от их статуса, – рассказала Алина Воронюк.

Во втором полугодии в стране был принят ряд важных документов, позволяющих социально уязвимым категориям граждан чувствовать себя более защищенными. Ряд новшеств касается назначения пенсий. С нового года изменения в законодательстве вступают в силу. Заместитель Министра труда и соцзащиты Валерий Ковальков разъяснил корреспонденту «Р», в чем эти новшества и кого конкретно они коснутся.

С 1 января увеличивается предельный период ухода за детьми, засчитываемый в общий стаж для назначения трудовой пенсии. Раньше он составлял 9 лет, теперь – 12. С учетом этой нормы матерям четверых и более детей периоды, когда они не работали в связи с уходом за малолетними детьми, будут засчитываться в общий стаж работы для назначения пенсии в пределах 12 лет.

Новая пенсия будет выше социальной. Ее размер зависит от страхового стажа и будет составлять от 73 процентов бюджета прожиточного минимума пенсионера за 10 лет до 100 процентов этого бюджета за 19 лет (за каждый полный год свыше 10 лет дополнительно прибавляется 3 процента).

– С 1 января 2021 года вводится новый вид пенсии – трудовая пенсия по возрасту при неполном страховом стаже, – сообщил Валерий Ковальков. – Она предназначена для тех, у кого есть страховой стаж 10 и более лет, но его недостаточно для трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях при полном страховом стаже (в 2021 году это 18 лет).

«Задача текущего года – поддержание реального роста пенсионных выплат и доведение уровня средней пенсии по возрасту до 40% от средней заработной платы работника», – заявил вице-премьер Беларуси Игорь Петришенко в ходе своего выступления в парламенте республики в среду. На сегодня средняя заработная плата по Беларуси составляет 1 384 бел. руб. ($550).

Напомним, ранее в правительстве Беларуси озвучили ключевые направления новой пенсионной реформы. В Минтруда республики обозначили «обеспечение реального роста пенсий» как основную задачу на ближайшие пять лет. Согласно докладу ведомства, к 2025 г. средняя пенсия по возрасту должна составить не менее 40% от средней зарплаты в стране. Также ожидается расширение использования механизма отложенных пенсий, усиление дифференциации размеров пенсий (учитывая стаж и заработок). Министерство объявило о намерении развивать добровольное дополнительное накопительное пенсионное страхование.

«Нам совместно предстоит создать условия для стимулирования более продолжительной трудовой жизни», – подчеркнул Петришенко. При этом он уточнил, что в стране будут более активно развивать медико-социальную и гериатрическую помощь, повышать уровень финансовой, компьютерной грамотности пожилого населения.

Кроме того, Петришенко высказался о защите прав инвалидов. По его словам, правительство рассчитывает, что депутатами до конца этого года будет принят закон «О правах инвалидов и их социальной интеграции». Речь идет о социальной интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Данный законопроект был принят в первом чтении почти год назад.

Во время доклада вице-премьер коснулся проблемы глобального старения населения страны. По его словам, в Беларуси нужно создавать условия для стимулирования более продолжительной трудовой жизни. «Более полутора миллиона наших граждан уже перешагнули 65-летний рубеж», – напомнил Петришенко.

Повышение пенсионного возраста началось с 1 января 2017 года. В общей сумме его было решено поднять на три года — до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин. Повышение было постепенным: каждый год с 1 января возраст выхода на пенсию прибавлял по полгода.

— Мы уже упустили момент, когда можно было двигаться по одному или три месяца. Если мы хотим сохранить стабильность в государстве, то сегодня самый небольшой темп, который мы можем себе позволить, — это 6 месяцев, — комментировала такую динамику повышения Марианна Щеткина, занимавшая на тот момент пост министра труда и соцзащиты.

Изначально в Минтруда озвучивали три варианта повышения пенсионного возраста. Первый предполагал прибавку в пять лет — до 65 для мужчин и 60 для женщин. По второму сценарию мужчины должны были бы выходить на пенсию в 63, а женщины — в 60. То есть разрыв пенсионного возраста между полами сократился бы с пяти лет до трех. И, наконец, третий сценарий был самым щадящим: повышение на три года и для мужчин, и для женщин. В итоге власти остановились именно на этом варианте.

Заместитель административного директора по развитию исследовательского центра BEROC Анастасия Лузгина констатирует, что текущее повышение пенсионного возраста, которое закончится в 2022 году, было необходимым, но в дальнейшем к этому вопросу придется вернуться снова.

— Со времен Советского Союза как минимум значительно выросла продолжительность жизни как у мужчин, так и у женщин, а доля тяжелого физического труда значительно снизилась. В результате вполне трудоспособные, здоровые люди выходят на пенсию. Это, с одной стороны, может ограничивать профессиональную реализацию, а с другой — увеличивает нагрузку на Фонд соцзащиты, — объясняет Анастасия Лузгина. — Сейчас надо проанализировать результаты первого повышения возраста выхода на пенсию, но, на мой взгляд, впоследствии придется вернуться к данному вопросу. Это диктует и рост продолжительности жизни, и увеличение стажа для получения трудовой пенсии, и нехватка ресурсов в Фонде соцзащиты. Повышение пенсионного возраста — не уникальный случай: в связи с тем, что во многих странах наблюдается рост продолжительности жизни на фоне низкой рождаемости, автоматически возникает необходимость повышать пенсионный возраст.

По мнению эксперта, следующим логичным шагом было бы выравнивание возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин.

Женщины по статистике живут дольше мужчин, а на пенсию выходят раньше. Кроме того, женщины тратят время на декретный отпуск, в то время как минимальный страховой стаж для получения трудовой пенсии для всех никто не отменял (в текущем году он составляет 18 лет и будет увеличиваться на полгода каждый год, пока не достигнет 20 лет. — Прим. ред.). На мой взгляд, пенсионный возраст для женщин можно было бы поднять до тех же 63 лет, что и у мужчин, а уже потом рассматривать возможности дальнейшего повышения с привязкой к продолжительности жизни и трудоспособному возрасту населения, — комментирует Анастасия Лузгина. — Конечно, медицина продолжает совершенствоваться, люди, особенно в последние годы, стремятся вести более здоровый образ жизни. И если благодаря этому все больше людей будут оставаться трудоспособными в 60−65 лет, не исключено, что можно будет говорить и о дальнейшем повышении. Но в первую очередь нужно все-таки рассмотреть вопрос выравнивания пенсионного возраста, потому что здесь есть явный дисбаланс.

Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».

Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счета. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе все равно придем. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.