Конфискация имущества в административном праве РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конфискация имущества в административном праве РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С 1997 г. конфискация имущества являлась разновидностью наказания, предусматриваемого Уголовным кодексом за особо тяжкие преступления, а также совершенные из корыстных побуждений. Примером тому является печально известное раскулачивание зажиточных крестьян, лишаемых всех земель, орудий производства и насильственно переселяемых в удаленные районы области.

Однако в 2003 г. конфискация была исключена из системы наказаний и в настоящее время действует как дополнительная мера уголовно-правового характера. Изменения, касающиеся правовой природы и вопросов применения конфискации имущества, заключаются в следующем:

  1. Конфискуется не любое имущество, как это было раньше, а его конкретные виды, перечисленные в ст. 104.1 УК.
  2. Собственность может изыматься не только в пользу государства, но и потерпевшего.
  3. Данная мера применяется при совершении противоправных деяний, упомянутых в ст. 104.1 УК, а не является наказанием, предусмотренным определенной статьей Уголовного кодекса.

Согласно ст. 104.1 УК, конфискация применяется по отношению к имуществу:

  1. Полученному в результате неправомерных действий.
  2. Незаконно переправленному через границу РФ и государств, входящих в Таможенный союз ЕврАзЭС.
  3. Преобразованному из незаконно добытых средств, в том числе — денег, ценных вещей. Например, дом, купленный на средства, полученные от незаконного оборота наркотических веществ (подробнее о статье за распространение и хранение, читайте тут)
  4. Предназначенному для осуществления террористической деятельности — денежным средствам, вооружению, плакатам и оборудованию.
  5. С помощью которого было совершено преступление — орудию или средствам.

Конфискацию имущества УК РФ предполагает по отношению к материальным объектам. Например, при нарушении прав на результаты интеллектуального труда будут конфискованы его материальные продукты.

Если похищенное имущество или принесенная им прибыль были присоединены к законно приобретенной собственности, изъятию подлежит та часть, которая соответствует присвоенному имуществу (ч. 2 ст. 104.1 УК).

Как указывает ст. 446 ГПК, человека нельзя лишать:

  • единственного жилого помещения, если у него нет других мест для проживания, и земли под ним;
  • мебели, плиты, посуды и других насущно необходимых предметов обихода;
  • принадлежащих детям одежды, игрушек и других вещей;
  • топлива, используемого для приготовления пищи и обогрева помещения;
  • семян, предназначенных для засевания;
  • домашней скотины и птицы, служащих единственным источником пропитания. В этом случае полная конфискация имущества означает гибель ответчика и его семьи;
  • оборудования и инструментов, необходимых для заработка, если судом не был наложен запрет на осуществление данной трудовой деятельности;
  • денежных средств в размере прожиточного минимума;
  • детского пособия, пенсии и других социальных выплат.

Также не может быть изъято имущество, принадлежащее супругу должника. Доказательством того, что конфискуемая собственность не находится во владении ответчика, могут служить:

  • товарные чеки;
  • гарантийные талоны;
  • другие документы, идентифицирующие личность владельца;
  • показания свидетелей.

Имущество изымается при совершении определенных преступлений, квалифицируемых по 74 статьям УК, список которых приведен в ст. 104.1 УК и не подлежит расширению. Перечень включает преступления, касающиеся:
Обратите вниманиеСоглано законодательству,за разглашение персональных данных может грозит штраф либо тюремное заключение до 4-х лет. А в особо тяжких случаях (например, наступление тяжких последствий для несовершеннолетнего, которые могут выражаться в психическом расстройстве или причинении вреда здоровью), срок заключени я может быть увеличен до 5-ти лет. Подробнее читайте в этой статье

  • Производственной деятельности:
    1. изготовления и продажи товаров без маркировки (ст. 171.1);
    2. организация незаконной игорной деятельности (УК РФ ст. 171.2);
    3. отмывания денег, добытых незаконным путем (ст. 174);
    4. легализации имущества, полученных посредством преступных действий (ст. 174.1);
    5. разглашения конфиденциальной информации коммерческих организаций, банков и налоговых учреждений (ст. 183);
    6. фальсификация результатов конкурса или соревнования (ч.ч. 3 и 4 ст. 184).
  • Финансового оборота:
    1. использования поддельных банкнот и ценных бумаг (ст. 186);
    2. оборота платежных средств (ст. 187);
    3. экспорта деталей оружия и военной техники (ст. 189);
    4. заготовления древесины (ст. 191.1);
    5. взятки (ч. 5–8 ст. 204).
  • Экстремистской деятельности:
    1. совершения террористический действий (ст. 205);
    2. пособничество в совершении преступления террора (ст. 205.1);
    3. склонения к совершению террористического акта, в том числе, на интернет-ресурсах (ст. 205.2);
    4. взятия заложника (ст.ст. 205.3, 205.4, 205.5, 206);
  • Преступных сообществ:
    1. создания незаконного вооруженного объединения или нахождения в его составе (ст. 208);
    2. бандитской деятельности (ст. 209);
    3. создания преступной группы и вступления в нее (ст. 212);
    4. массовых беспорядков (ст. 212);
    5. ношения и оборота оружия и боеприпасов (ст. 222);
    6. нападений на морские суда (ст. 227).
  • Наркотических веществ:
    1. сбыта (ст. 228.1);
    2. незаконного оборота (ч. 2 ст. 228.2);
    3. производства и продажи прекурсоров (ст. 228.4);
    4. хищения (ст. 229);
    5. выращивания конопли, марихуаны и других наркосодержащих растений (ст. 231);
    6. организации притона (ст. 232);
    7. продажи сильнодействующих средств и ядов (ст. 234);
    8. изготовления лекарств (ст. 235.1);
    9. других.
  • Другие.

Закон о конфискации имущества в выражении ст. 235 ГК предусматривает случаи добровольного и принудительного отчуждения собственности, стоимость которой может быть возмещена или же нет. Именно принудительную и безвозмездную конфискацию данная статья определяет для:

  • имущества, служащего возмещением обязательств, принятых владельцем;
  • контрабандных товаров;
  • незаконных денежных переводов в банки других государств;
  • наркотических веществ, предназначенных для незаконного употребления;
  • орудия административного правонарушения, которое производится без судебного постановления, но может быть оспорено ответчиком (ст. 3.7 КоАП);
  • другого имущества.

Изъятие имущества в рамках административной ответственности

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

1. Конфискация, применяемая в качестве меры административного наказания, состоит в принудительном безвозмездном обращении орудия совершения или предмета административного правонарушения в федеральную собственность или собственность субъекта РФ.

Кодекс, допуская применение конфискации за ряд правонарушений, предусматривает конфискацию не вообще имущества нарушителя, а лишь тех предметов и орудий, с помощью которых совершаются административные правонарушения.

Необходимо отметить, что в КоАП РФ отсутствует ограничительное положение о допустимости ответственности в виде конфискации лишь в отношении вещей, находящихся в собственности нарушителя. Тем самым допускается за совершение административного правонарушения конфискация орудий или предметов, не принадлежащих нарушителю на праве собственности (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 1999 г. N 8-П и Определение Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2001 г. N 202-О).

2. В соответствии с Кодексом конфискация признается как основным, так и дополнительным административным наказанием (ч. 2 ст. 3.3).

Кодекс обеспечивает гарантии сохранности и возврата вещей, изъятых в процессе производства по делу, но не конфискованных при окончательном избрании меры наказания (ч. 3 ст. 29.10). В то же время установлен порядок исполнения постановления о конфискации как меры, примененной к виновному в совершении административного правонарушения (ст. 32.4).

3. Конфискация как мера административного наказания назначается исключительно судьей. Вопрос о недопустимости внесудебного порядка конфискации после принятия Конституции РФ неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ (Постановление от 11 марта 1998 г. N 8-П; Определения от 6 июля 2001 г. N 144-О и от 10 января 2002 г. N 3-О).

4. Конфискация как мера административного наказания может быть назначена в качестве основной и дополнительной санкций. В большинстве статей данного Кодекса она установлена как дополнительная мера к штрафу или другому основному наказанию.

5. Конфискация может устанавливаться исключительно Кодексом и назначаться лишь в случаях, прямо указанных в норме об ответственности за конкретное административное правонарушение. Порядок применения конфискации, перечень предметов, не подлежащих конфискации, устанавливаются настоящим Кодексом и другим законодательством РФ, например Сводным законом о реквизиции и конфискации имущества (утв. 28 марта 1927 г.), который продолжает действовать до принятия нового федерального закона.

6. Конфискация отличается от таких мер, как изъятие вещей и документов, а также арест товаров, транспортных средств и иных вещей (см. п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5), производимые в порядке, предусмотренном ст. ст. 27.10, 27.11 и 27.14 Кодекса. Изъятые в целях пресечения административных правонарушений, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел, исполнения постановлений по делам вещи и документы хранятся до рассмотрения дела, а затем в зависимости от исхода дела в установленном порядке конфискуются или возвращаются владельцу либо реализуются, а при невозможности реализации — уничтожаются.

7. Реализация орудия совершения или предметов административного правонарушения, конфискованных по постановлениям, вынесенным судьями по делам об административных правонарушениях, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2002 г. N 260 (с изм. и доп.).

Постановления о конфискации приводятся в исполнение судебными приставами-исполнителями и уполномоченными на то лицами органов внутренних дел в соответствии со ст. 32.4 Кодекса. Конфискованное гражданское оружие и патроны к нему, технически пригодные для эксплуатации, подлежат на основании Федерального закона «Об оружии» реализации в соответствии с законодательством РФ. Согласно ч. 3 ст. 32.4 Кодекса конфискованные экземпляры произведения и фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, и иные орудия совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.12 Кодекса, подлежат уничтожению, за исключением случаев передачи конфискованных экземпляров произведения или фонограмм обладателю авторских прав или смежных прав по его просьбе (подробнее см. комментарий к ст. 32.4).

Конфискация не может быть заменена для нарушителя возможностью выплатить стоимость вещи, подлежащей обращению в собственность государства.

8. Часть 2 данной статьи определяет некоторые категории лиц, к которым не применяется конфискация за совершение административного правонарушения. Так, конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых эти занятия являются основным законным источником существования.

9. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что не является конфискацией изъятие из незаконного владения орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих возвращению законному собственнику. Равным образом не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия или предмета, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном ведении лица.

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что объекты гражданских прав могут быть изъяты из оборота или ограничены в обороте. Виды таких объектов должны быть прямо указаны в законе (ст. 129 ГК РФ). Конфискация ограниченно оборотоспособных вещей предусм��трена ст. ст. 8.34, 8.35, 14.16 — 14.18 КоАП РФ.

  • Арбитражный процессуальный кодекс

  • Бюджетный кодекс

  • Водный кодекс

  • Воздушный кодекс

  • Градостроительный кодекс

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

  • Жилищный кодекс

  • Земельный кодекс

  • Кодекс административного судопроизводства

  • Кодекс внутреннего водного транспорта

  • Кодекс об административных правонарушениях

  • Кодекс торгового мореплавания

  • Лесной кодекс

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс

  • Таможенный кодекс Таможенного союза

  • Трудовой кодекс

  • Уголовно-исполнительный кодекс

  • Уголовно-процессуальный кодекс

  • Уголовный кодекс

  • ФЗ об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

  • Производственный календарь 2017

    Для пятидневной рабочей недели

  • Закон о коллекторах

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

  • Закон о национальной гвардии

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

  • О правилах дорожного движения

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

  • О защите конкуренции

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • О лицензировании

    Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • О прокуратуре

    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

  • О несостоятельности (банкротстве)

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

  • О персональных данных

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

  • О контрактной системе

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  • О воинской обязанности и военной службе

    Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • О банках и банковской деятельности

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

  • О государственном оборонном заказе

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

  • Закон о полиции

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)

    «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

  • Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)

Судьба имущества: ВС объяснил что, когда и как можно конфисковать

  • Федеральный закон от 02.10.2018 N 347-ФЗ

    «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 326-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О рекламе»

  • Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об исполнительном производстве»

  • Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О государственной службе российского казачества»

  • Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ

    «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 298-ФЗ

    «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 02.10.2018 N 348-ФЗ

    «О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

1. Конфискацией объекта является принудительное безвозмездное обращение в доход государства орудия совершения или предмета административного правонарушения, назначаемое только судом — мировым судьей. Но согласно части 2 статьи 243 ГК РФ допускается и административная форма конфискации — по решению уполномоченных органов административной юрисдикции, их должностных лиц.

2. Предусмотрены исключения из общего правила по аналогии со ст. 3.6 КоАП РФ.

3. Не считается конфискацией изъятие из незаконного владения орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих возвращению законному собственнику. Равным образом не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия или предмета, изъятых из оборота, либо находившихся в противоправном ведении лица.

Конфискация также существенно отличается от такой процессуальной меры, как изъятие вещей и документов, производимое в порядке ст. 27.10 и 27.11 КоАП РФ, где изъятые в целях пресечения административных правонарушений, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел, исполнения постановлений по делам вещи и документы хранятся до рассмотрения дела, а затем в зависимости от исхода дела в установленном порядке конфискуются или возвращаются владельцу либо реализуются, а при невозможности реализации — уничтожаются.

4. На основании части 3 статьи 29.10 КоАП РФ обеспечиваются гарантии сохранности и возврата вещей, изъятых в процессе производства по делу, но не конфискованных при окончательном избрании меры наказания.

По общему правилу конфискация применяется лишь в отношении вещей, находящихся в собственности нарушителя, однако данное положение сформулировано не в КоАП РФ, а, например, в Гражданском, Таможенном кодексах РФ (ст. 243 ГК, 428 ТК РФ).

При этом допускается применение за совершение административного правонарушения конфискации орудий или предметов, не принадлежащих нарушителю на праве собственности, например за нарушение таможенного законодательства, а также на основании Постановления Конституционного Суда РФ N 8-П от 14 мая 1999 года (СЗ РФ. 1999. N 21. Ст. 2669) и Определения Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2001 г. N 202-О (СЗ РФ. 2001. N 50. Ст. 4823).

В свою очередь, необходимо обратить внимание на главу 15.1 УК РФ, которая введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 153-ФЗ, где речь идет о конфискации имущества.

Так, статья 104.1 определяет, что конфискация имущества есть принудительное безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства следующего имущества:

а) денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных частью второй статьи 105, частью второй статьи 111, частью второй статьи 126, статьями 127.1, 127.2, 146, 147, 164, частями третьей и четвертой статьи 184, статьями 186, 187, 188, 189, частями третьей и четвертой статьи 204, статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 209, 210, 212, 222, 227, 228.1, 229, 231, 232, 234, 240, 241, 242, 242.1, 275, 276, 277, 278, 279, 281, 282.1, 282.2, 285, 290, 355, частью третьей статьи 359 настоящего Кодекса, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу;

б) денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

в) денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);

г) орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому.

Положения статьи 104.1, касающиеся конфискации доходов от использования имущества, полученного в результате совершения преступления, применяются к правоотношениям, возникшим после 1 января 2007 года (Федеральный закон от 27.07.2006 N 153-ФЗ).

5. Конфискация может быть применена только в отношении конкретного имущественного объекта (движимой или недвижимой вещи).

Под орудием совершения административного правонарушения могут подразумеваться недвижимые вещи — судно морского транспорта, летательный аппарат, контрафактные экземпляры произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения (ст. 7.12; 8.17; 8.19 и др.), а к предметам административного правонарушения относятся движимые имущественные объекты — водные биологические (живые) ресурсы, оружие и боеприпасы, предметы, добытые в результате раскопок, а также инструменты и оборудование, использованные для разведок или раскопок (ст. 7.15; 20.8 и др.).

Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2019 N 1446-О

Данным нормам корреспондируют требования части 3 статьи 3.7 и части 3 статьи 29.10 КоАП Российской Федерации, в соответствии с которыми в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, притом что вещи, изъятые из оборота, подлежат обращению в собственность государства (передаче в соответствующие организации) или уничтожению.

Постановление Верховного Суда РФ от 10.06.2019 N 41-АД19-6

За совершение вмененного административного правонарушения мировой судья назначил индивидуальному предпринимателю Разинькову В.А. дополнительное административное наказание в виде конфискации изъятых меховых изделий, оставив при этом без внимания положения части 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Постановление Верховного Суда РФ от 30.09.2019 N 44-АД19-19

Так, при назначении индивидуальному предпринимателю Зейналову В.Т.о. дополнительного административного наказания в виде конфискации изъятой алкогольной продукции мировой судья оставил без внимания положения части 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Постановление Верховного Суда РФ от 30.09.2019 N 44-АД19-20

Так, при назначении индивидуальному предпринимателю Зейналову В.Т.о. дополнительного административного наказания в виде конфискации изъятой алкогольной продукции мировой судья оставил без внимания положения части 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Постановление Верховного Суда РФ от 30.09.2019 N 44-АД19-21

Так, при назначении индивидуальному предпринимателю Зейналову В.Т.о. дополнительного административного наказания в виде конфискации изъятой алкогольной продукции мировой судья оставил без внимания положения части 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

  • Статья 1.5. Презумпция невиновности
  • Статья 2.1. Административное правонарушение
  • Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
  • Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
  • Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
  • Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
  • Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
  • Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
  • Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

Конфискация имущества предусмотрена, как один из видов наказания в уголовном и в административном праве.

Начиная с 1997 года, почти на протяжении семи лет, конфискация имущества в России входила в Уголовный кодекс в качестве наказания за особо тяжкие и корыстные деяния. Затем её убрали на время из уголовного законодательства. Но через три года вернули обратно.

Изъятие имущества обвиняемых используется и в административном праве. Сегодня довольно часто можно столкнуться с конфискацией имущества за долги, применяемой к заемщику, не возвращающему банку взятые в долг деньги.

При этом приставы-исполнители на основании судебного решения забирают у человека в размере, способном покрыть долг банку:

  1. Драгоценности.
  2. Деньги.
  3. Автомобили и другие виды транспорта.
  4. Предметы роскоши.
  5. Средства бытовой техники.
  6. Объекты недвижимости.

Отобранное имущество может быть возвращено обвиняемому, если он в течение пяти дней сможет погасить задолженность по кредиту!

Если человек этого не сделал, его вещи будут проданы, а деньги, которые получены от их продажи, пойдут на уплату кредитных долгов ответчика.

Страница не найдена

Уголовное законодательство назначает изъятие у осужденного в соответствии со статьёй 104 части 1 Уголовного кодекса РФ следующего имущества:

  1. Денежных средств и других предметов, вещей, которыми человек овладел в результате совершенных преступлений.
  2. Предметов, незаконно переправленных через границу государства.
  3. Всех видов доходов, которые были получены от реализации преступно добытого имущества.
  4. Денежных и любых других средств, с помощью которых финансируются террористические и иные преступные организации.
  5. Средств, предметов, орудий, находящихся в собственности обвиняемого, посредством которых он совершал преступления.

Имущество конфискуется не при всех видах уголовных преступлений. Конфискация имущества в уголовном праве делается в случае, если речь идет об убийствах, о торговле людьми, о похищениях, о деятельности террористов и фальшивомонетчиков, о коррупции и торговле наркотиками, о проституции и некоторых других уголовно наказуемых деяниях.

Административная конфискация по 235 статье гражданского кодекса РФ не предусматривает наличие вердикта суда. Чаще всего конфискация имущества в административном праве касается таможенного законодательства, переводов активов за границу, оборота наркотиков.

Когда имеются предусмотренные законом случаи, имущество изымается безо всякого постановления суда. Но это касается не всего нажитого преступным путем имущества, а только орудий, с помощью которых обвиняемый совершал преступления.

Данная конфискация имущества в РФ может быть оспорена ответчиком через суд!

На основании 104 статьи порядок конфискации имущества выполняется следующий:

  1. Имущетсво конфискуется только в том объеме, который имеется в исполнительном листе.
  2. Вначале на изъятое имущество налагается арест.
  3. Затем, после снятия ареста, оно переходит в собственность государственных органов.
  4. Получивший имущество государственный орган может воспользоваться правом взыскателя.
  5. Отказаться от передаваемого имущества госструктура не может.
  6. Перед тем, как приступать к реализации исполнительного документа, должнику предоставляется время (пять дней), чтобы отфильтровать от изымаемого то имущество, которое не может быть изъято.
  7. Сама процедура изъятия делается по закону о конфискации имущества с обязательным оформление акта и описи имущества и при участии понятых.
  8. Исключение составляют денежные счета, вклады, кредитные средства. К ним применяется особый порядок.
  9. Судебный пристав отправляет в банк, где у осужденного есть вклады, запрос с текстом постановления об изъятии и с указанием реквизитов, на которые следует перевести конфискуемые средства осужденного.
  10. Если у человека изымаются также ценные бумаги, постановление высылается лицу, которое осуществляет контроль этих денежных документов. Ему же направляются указания, куда конфискованные бумаги следует переправить.

В период с 2010 г. по 2017 г. ООО «Кристалл Марин» по договору бербоут-чартера ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза на условиях временного ввоза несколько морских судов, принадлежащих иностранной компании Majena Shipping Company Limited. В дальнейшем это общество передало ООО «Сиэмай Альфа Оффшор» ввезенное буксирное судно «Маринус» по договору тайм-чартера в отсутствие на то разрешения таможенного органа.

Впоследствии судья Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону признал общество «Сиэмай Альфа Оффшор» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.21 КоАП РФ («Незаконные пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка»). Правонарушителя не только оштрафовали, но и конфисковали у него буксирное судно.

Majena Shipping Company Limited обжаловала постановление в Ростовский областной суд. По мнению собственника морского судна, дополнительное административное наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения было несоразмерно характеру и последствиям совершенного административного правонарушения вследствие своей необоснованности. Тем не менее областной суд отклонил жалобу иностранной компании, так как последняя не относится к лицам, которые вправе обжаловать вынесенный в отношении «Сиэмай Альфа Оффшор» судебный акт.

После этого Majena Shipping Company Limited обратилась с жалобой в Конституционный Суд РФ на ч. 4 ст. 3.7 «Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения», ст. 25.1 «Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении», 25.2 «Потерпевший», 25.3 «Законные представители физического лица», 25.4 «Законные представители юридического лица», 25.5 «Защитник и представитель», 25.51 «Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей» и ч. 1 ст. 30.12 «Право на обжалование, опротестование вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов» КоАП РФ.

По мнению заявителя, оспариваемые им законоположения не соответствуют Конституции РФ, поскольку не позволяют собственнику имущества, конфискованного на основании вынесенного в отношении другого лица постановления по делу об административном правонарушении, обжаловать это постановление.

После изучения материалов дела Конституционный Суд пришел к выводу, что жалоба на ст. 25.1–25.51 КоАП РФ не отвечает условиям допустимости обращения в Суд, поэтому производство по делу в этой части подлежит прекращению. Вместе с тем, отметил КС, положения этих статей в их системной взаимосвязи с положениями ч. 1 ст. 30.12 КоАП РФ влияют на истолкование и применение законоположений в определении состава лиц, обладающих правом обжаловать вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении.

Суд напомнил о недопустимости произвольного изъятия имущества в нарушение права собственности и вопреки конституционным гарантиям его защиты, равно как и недопустимости отказа в праве на судебную защиту. Это, в свою очередь, предполагает процессуальное обеспечение указанных прав и гарантий, которое исключало бы, по общему правилу, лишение лица его имущества судебным актом по делу, если такое лицо не вправе в этом деле участвовать.

Как пояснил Конституционный Суд, исходя из буквального смысла положений ч. 4 ст. 3.7 КоАП, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения может быть назначена в качестве административного наказания за любое правонарушение, если оно предусмотрено статьями главы 16 Кодекса, независимо от того, принадлежит ли имущество лицу, в отношении которого ведется производство по соответствующему делу.

«При этом собственник конфискуемого имущества, который не привлечен к административной ответственности, кроме вмешательства в его право собственности, ограничен в праве на судебную защиту, поскольку в силу указанных законоположений его участие в производстве по делу об административных правонарушениях в области таможенного дела не предполагается независимо от характера и состава правонарушения (в области таможенных правил), его объективной стороны и обстоятельств конкретного дела, – отмечено в постановлении Суда. – Даже если лицо иностранного происхождения примет деятельные меры к тому, чтобы в российской юрисдикции участвовать в производстве по делу, в рамках которого его имущество конфисковано как предмет или орудие совершения административного правонарушения, оно при действующем правовом регулировании лишено процессуальных прав, позволяющих оспаривать основания и процедуру конфискации своего имущества и пользоваться иными правами, обеспечивающими конституционное право каждого на судебную защиту».

КС добавил, что такое лицо не имеет ни права на получение извещений по делу, в котором суд определяет судьбу принадлежащего ему имущества, ни права оспорить постановление по делу (в том числе после его вступления в законную силу), когда и если собственник узнает о таком юрисдикционном производстве уже по его завершении.

В рассматриваемом случае, отметил Суд, в ряде дел об административном правонарушении в отношении ООО «Кристалл Марин» Ростовский областной суд изменил все судебные постановления Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону, исключив из назначенных по ним наказаний конфискацию морских судов у этого общества. Впоследствии районный суд не назначал конфискацию чужих судов в дополнение к штрафам, наложенным на ООО «Кристалл Марин» и его контрагентов-фрахтователей.

Кроме того, отметил КС, представитель общества «Сиэмай Альфа Оффшор», надлежаще извещенный о рассмотрении дела, не участвовал в судебном заседании. Поскольку постановление Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону не было обжаловано, оно вступило в законную силу без проверки вышестоящей инстанцией, которая не могла, соответственно, скорректировать назначенное наказание ни по ориентирам судебной практики, ни по обстоятельствам, относящимся к праву собственности на предмет конфискации.

В связи с этим Суд счел, что ч. 4 ст. 3.7 и ч. 1 ст. 30.12 КоАП РФ несоразмерно ограничивают право на судебную защиту и обеспечиваемое им право собственности. Дело в том, что эти нормы в системе действующего правового регулирования допускают в административных делах в области таможенного регулирования конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения – товаров и (или) транспортных средств лиц, не являющихся собственниками соответствующего имущества. Они также не предусматривают права собственника имущества обжаловать постановление по делу об административном правонарушении в части конфискации имущества в случае, когда товар или транспортное средство законно перемещены через таможенную границу и находятся на таможенной территории ЕАЭС.

Таким образом, КС признал вышеуказанные нормы не соответствующими Конституции, предписав федеральному законодателю внести необходимые поправки в правовое регулирование. Он также распорядился пересмотреть судебное дело заявителя.

Как проводится конфискация и изъятие имущества?

В Конституционном Суде интересы иностранной компании представлял адвокат АП Ростовской области Константин Белотелов. В комментарии «АГ» он указал на актуальность вопроса защиты лицами права их собственности на вещь, в отношении которой применена конфискация по делу об административном правонарушении при привлечении к ответственности третьих лиц (пользователей вещью).

«Длительное время возникала парадоксальная ситуация: вещь конфисковывали, например, у арендатора в качестве предмета или орудия совершения административного правонарушения, совершенного этим лицом, а средства защиты права собственности, в том числе право обжаловать конфискацию, у собственника этой вещи отсутствовали. Комментируемое постановление Конституционного Суда в определенной степени восполняет этот пробел», – отметил он.

По мнению адвоката, хотя КС РФ рассмотрел ситуацию, возникшую в предпринимательской сфере, данное постановление является важным для многих сфер деятельности – фактически по всем составам административных правонарушений, предусматривающим в качестве санкции конфискацию любой вещи, находящейся в гражданском обороте. «Вместе с тем стоит отметить, что, несмотря на давнюю актуальность данного вопроса и существующие предложения бизнес-сообщества, в проект нового процессуального КоАП РФ, находящийся на общественном обсуждении, до сих пор так и не внесены соответствующие положения о процессуальных правах собственника предмета или орудия совершения административного правонарушения. Полагаю, что рассматриваемый судебный акт заставит законодательные органы вернуться к разработке необходимых дополнений в проект нового Кодекса», – выразил надежду Константин Белотелов.

Он также выделил в качестве неразрывно связанных с тематикой, рассмотренной в постановлении КС РФ, вопросы доступа собственников конфискованных вещей, не привлеченных к административной ответственности, к материалам административных дел в целях ознакомления с ними и обжалования постановления по делу, а также вопросы участия в производстве по делу до принятия решения о конфискации.

В п.п. 23.2, 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

Конфискация как вид административного наказания

В соответствии со статьями 3.2 и 3.7 КоАП РФ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания и может быть применена судьей при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания только в случае, если этот вид административного наказания предусмотрен санкцией соответствующей статьи (частью статьи) Особенной части КоАП РФ.

Недопустимость конфискации. Когда изъятие имущества не является конфискацией?

При применении административного наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения надлежит учитывать положения части 4 статьи 3.7 КоАП РФ, в соответствии с которыми конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 КоАП РФ.

При этом необходимо учитывать, что изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в случае, когда это имущество в соответствии с законом изъято из оборота либо находится в противоправном владении лица по иным причинам и на этом основании подлежит обращению в собственность государства или уничтожению, не является конфискацией, то есть видом административного наказания, и предполагает лишение лица имущества, только если последний владеет им незаконно, а также не находится в прямой зависимости от факта привлечения к административной ответственности.

Возможность изъятия предметов, которыми лицо владеет на законном основании

Изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в соответствии с частью 3 статьи 3.7 КоАП РФ у лиц, которые владеют данным имуществом на законных основаниях (например, в силу договора аренды), лишь на том основании, что оно используется с нарушением установленных законом требований, недопустимо. Исключением из этого правила являются случаи, прямо предусмотренные законом (например, пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»).

Об изъятии у лица орудий и предметов, изъятых из оборота суд обязан указать в постановлении по делу даже в случае прекращения производства

Учитывая, что изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота и подлежащих обращению в доход государства или уничтожению, не является конфискацией (часть 3 статьи 3.7 КоАП РФ), судья при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ должен решить вопрос об этих вещах независимо от привлечения лица к административной ответственности, в том числе при вынесении постановления о прекращении производства по делу по любому основанию, указанному в части 1 статьи 29.9 КоАП РФ.

Если данный вопрос не был разрешен судьей при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, то этот же судья вправе вынести определение об изъятии орудия совершения или предмета административного правонарушения и обращении его в доход государства. При наличии жалобы либо протеста на постановление судьи этот вопрос может быть решен судьей вышестоящего суда путем изменения постановления без его отмены и направления на новое рассмотрение.


В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018 года содержатся следующие разъяснения:

Конфискация культурных ценностей, являющихся орудием совершения или предметом правонарушения в области таможенного дела в собственность Российской Федерации

Текст комментария: Под общ. Л.В. Чистяковой «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛАВА 1-8. ТОМ 1» Авторы: Чистякова Л.В. Амелин Р.В. Колоколов А.В. Колоколова М.Д. Липатов Э.Г. Свечникова И.В. Чаннова С.Е. Издание: Издательство «РосБух», 2019 год

Комментируемая ст. 3.7 КоАП РФ конкретизирует порядок применения административного наказания в виде конфискации орудий совершения или предметов административного правонарушения.

Часть 1 ст. 3.7 КоАП РФ предусматривает, что конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей, назначаемое судьей.

Конфискация назначается судьей.

Из положений ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ следует, что при назначении административного наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения судья в постановлении по делу об административном правонарушении, арбитражный суд по делу о привлечении к административной ответственности должны разрешить вопрос о том, в собственность Российской Федерации либо в собственность субъекта Российской Федерации будет обращена конфискуемая вещь.

Положение ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ распространяется и на орудия совершения или предметы административного правонарушения, являющиеся культурными ценностями, под которыми понимаются, в том числе произведения культуры и искусства, результаты научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость предметы и уникальные в историко-культурном отношении объекты (ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 9 октября 1992 г. N 3612-1, «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)).

КоАП РФ не допускает возможности лишения имущества лица, производство по делу в отношении которого прекращено.

Исключением являются лишь положения ч. 3 ст. 3.7 Кодекса КоАП РФ, предусматривающие, что не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

а) подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

б) изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

По мнению Верховного Суда РФ, изложенному в Постановлении от 26.12.2012 N 45-АД12-9, при решении вопроса о допустимости изъятия на основании ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ, находящегося в противоправном владении, следует учитывать, что незаконное использование той или иной вещи по своей юридической природе отличается от незаконного владения таким имуществом. Использование имущества с нарушением требований законодательства Российской Федерации само по себе не означает, что это имущество находится в противоправном владении лица, в том числе когда его действия образуют объективную сторону состава какого-либо административного правонарушения. Таким образом, изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения у лиц, которые владеют данным имуществом на законных основаниях, лишь в связи с тем, что оно используется ими с нарушением установленных законом требований, недопустимо. Исключением из этого правила являются случаи, прямо предусмотренные законом.

Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция являются самостоятельным (особым) предметом государственного контроля. Правовые основы производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации определены Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Закон N 171-ФЗ).

За невыполнение сформулированных в Законе N 171-ФЗ требований к осуществлению производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также к потреблению (распитию) алкогольной продукции ст. ст. 14.16, 14.17, 14.17.1, 14.17.2, 14.18, 14.19, ч. ч. 3 и 4 ст. 15.12, ст. ст. 15.13, 20.20, 20.22 КоАП РФ прямо предусмотрена административная ответственность физических лиц, должностных и юридических лиц.

Кроме того, в случае нарушения положений Закона N 171-ФЗ указанные лица могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1, ст. 14.2, ч. ч. 1 и 2 ст. 14.43 КоАП РФ.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения установлена в качестве санкции за совершение всех административных правонарушений, предусмотренных указанными статьями КоАП РФ, за исключением ст. 15.13 КоАП РФ.

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 (ред. от 04.03.2021)

      «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

    • Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)

    • Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)

    Все документы >>>

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 N 29 (ред. от 29.06.2021)

      «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое»

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11 (ред. от 29.06.2021)

      «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

    Все документы >>>

    Конфискация имущества в 2020 году: что это, как происходит процедура

    Имущество, подлежащее конфискации, включает в свой перечень:

    • движимое имущество – денежные средства, предметы роскоши, драгоценности, бытовая техника и иное имущество, которые было получено в результате совершения преступного деяния, ведения террористической деятельности, незаконного переправления через границу;
    • недвижимое имущество – объекты жилой и коммерческой недвижимости, включая земельные участки, квартиры, дома и другое.

    Не могут быть конфискованы объекты недвижимости, являющиеся единственным жильем для лица, совершившего преступление, и членов его семьи. Земельный участок не может быть конфискован, если на нем располагается дом, являющийся единственным местом для проживания виновного лица и членов его семьи. В иных случаях земля отчуждается в общем порядке и в дальнейшем реализуется на торгах.

    Если на одного из супругов налагается мера наказания с конфискацией имущества, он отвечает всем своим имуществом, в частности, долей, которая ему принадлежала бы при разделе. В случае недостаточности средств для уплаты задолженности в полном объеме, конфискация, как мера наказания, обращается на имущество второго супруга. Согласно ст. 45 Семейного кодекса РФ оба супруга несут солидарную ответственность имуществом каждого.

    В законодательстве Российской Федерации существует перечень имущества, которое нельзя конфисковать. Список:

    • жилое помещение, признанное единственным, а также земля под объектом;
    • необходимые предметы обихода, например, мебель, посуда;
    • детская одежда, а также игрушки другие вещи;
    • топливо, используемое для приготовления пищи и обогрева;
    • семена;
    • скот и птица, служащие источником дохода и питания. Но такой источник питания должен быть единственным;
    • предметы труда, если нет запрета суда по деятельности;
    • денежные средства в 1 прожиточный минимум;
    • детское пособие, пенсия или иная соцвыплата.

    Важно! Собственность супруга не конфискуется. Исключением являются случаи общих преступлений.

    При необходимости потребуется доказывать, что предметы или объекты не принадлежат подсудимому. Это можно сделать с помощью любых документов, которые позволяют идентифицировать личность владельца. Также разрешено использование свидетельских показаний.

    • Не позволить лицам, совершившим незаконное деяние, обогатиться за счет преступления.
    • Компенсировать ущерб, причиненный потерпевшему, за счет изъятых доходов от преступной деятельности.
    • Предотвратить повторение преступления за счет изъятия орудий преступления[1].

    Законодательство большинства стран различает два вида конфискации: конфискацию в уголовном порядке (лат. in personam) и конфискацию вне уголовного производства (лат. in rem). Эти виды конфискации различаются процедурой изъятия активов. Первая подразумевает уголовное производство и вынесение обвинительного приговора; для второй этого не требуется[1]. В некоторых странах применяется также так называемая административная конфискация[2].

    Как происходит конфискация имущества – процедура конфискации

    Основная статья: Конфискация имущества (мера уголовно-правового характера)

    Конфискация в уголовном порядке направлена против определенного лица, требует уголовного судопроизводства, может составлять часть наказания. Эта конфискация может быть вещной (нужно доказать, что конфискуемые активы являются доходами от преступления или его орудием), а может быть стоимостно-ориентированной (стоимость конфискуемого эквивалентна доходам от преступления, нет необходимости доказывать, что конкретная собственность связана с преступлением)[1].

    Конфискация вне уголовного производства (гражданская или вещная конфискация) — это судебное преследование имущества. Этот процесс отделен от уголовного судопроизводства: должно быть доказано, что конфискуемое имущество имеет отношение к преступной деятельности или было орудием его совершения. В большинстве случаев доказательство происходит путем сравнения вероятностей.

    Конфискация вне уголовного производства позволяет вернуть активы в тех ситуациях, когда невозможно применить конфискацию в уголовном порядке. Например, когда преступник скрывается от правосудия; умер до возбуждения дела или до вынесения приговора; имеет правовой иммунитет; наделен такой властью, что уголовное расследование и преследование невозможны; нехватка доказательств для уголовного преследования и др[1].

    Административная конфискация не предполагает вынесения судебного решения. Этот вид конфискации часто используется для конфискации активов, в случае если арест активов не оспаривается, а также соблюдены необходимые требования (в частности, оповещение сторон, отсутствие зарегистрированных возражений и т.п.). Административная конфискация, как правило, связана с применением таможенного права, борьбой с наркоторговлей, законов, требующих сообщать о перемещении валюты за рубеж [2]

    По гражданскому законодательству РФ конфискация рассматривается как один из случаев принудительного изъятия имущества у собственника (ч. 2 ст. 235 ГК РФ). Согласно ст. 243 ГК РФ имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершенное преступление (иное правонарушение). В случаях, предусмотренных законом, конфискация производится в административном порядке. Решение о такой конфискации может быть обжаловано в суде. По уголовному праву конфискация — один из видов наказания (назначаемое только как дополнительное). Конфискация имущества устанавливается за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена судом только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями особенной части УК РФ. Не подлежит конфискации имущество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении, согласно перечню, предусмотренному уголовно-исполнительным законодательством РФ. От конфискации имущества как вида уголовного наказания необходимо отличать специальную конфискацию. Последняя заключается в изъятии у осужденного конкретных предметов, являющихся орудиями и средствами преступления, некоторых других предметов, а также денег и иных ценностей, нажитых преступным путем (ст. 86 УПК РСФСР). Конфикация, применяемая в качестве меры административного взыскания, предусматривает изъятие не вообще имущества правонарушителя, а только тех предметов, которые являются орудиями или объектами административных проступков.

    Согласно УК РФ конфискация не является наказанием, а относится к иным мерам уголовно-правового характера.

    Какое имущество не подлежит конфискации

    Конфискация имущества в уголовном праве, согласно действующему законодательству нашей страны, представляет собой меру изъятия у граждан имущества. Данная мера осуществляется при совершении лицом административных правонарушений или преступных деяний. Основной целью данной меры наказания является профилактика повторного совершения правонарушений, создание препятствий для обогащения преступников незаконными способами, возврат нажитого незаконным путем. На сегодняшний день конфискация имущества за совершенные уголовные преступления осуществляется на основании статьи 104.1 УК РФ нашего государства. Также данную меру наказания регламентирует статья 235 Гражданского кодекса. Ранее, в Кодексе от 1997 года, конфискация использовалась как мера наказания за корыстные и тяжкие преступления. Позже от нее отказались, однако в начале 2000-х опять ввели ее в отечественное законодательство. Судебные приставы могут забрать у должника на основании акта о конфискации имущества недвижимость, драгоценные изделия, бытовую технику, денежные средства, предметы роскоши, транспортные средства. Изъятое имущество продается.

    Если ответчик попадает под статью УК РФ, то судебные приставы могут конфисковать следующие предметы: Вещи, которые были получены после совершения уголовных преступлений. Предметы, которые были незаконным образом переправлены за границу. Доходы в любом виде, если они были получены благодаря реализации имущества, приобретенного незаконными путями. Имущество, использовавшееся для совершения уголовных преступлений. Средства, за счет которых обвиняемый осуществлял поддержку и финансирование террористов.

    Помимо УК РФ, изъятие имущества также осуществляется при совершении административных правонарушений. Как правило, конфискация осуществляется из-за нарушения таможенных законов, незаконных транзакций активов и прочее. Согласно ст. 3.7 КоАП РФ, возможна конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения с принудительным безвозмездным обращением их в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации по решению судьи. Подобная мера может быть обжалована в судебном порядке, если ответчик считает, что действие было совершено неправомерно.

    Юридическая конфискация имущества в уголовном праве осуществляется на основании УПК РФ и УК РФ. Закон также регламентирует порядок выполнения данной меры наказания. Прежде всего, важно контролировать количество и объем конфискуемого имущества. Объем установлен в исполнительном листе. Для выполнения меры наказания сначала накладывается арест. Если в ходе наложения ареста, ответчик не выполнил предписанные действия, имущество переходит в государственную собственность. Государственный орган, на баланс которого передается имущество, не может отказаться от него или перевести в другую структуру. При совершении конфискации обязательно должен составляться акт, также обязательным условием является участие понятых и выполнение описи имущества. Однако наличие акта, описи и понятых необязательно при выполнении конфискации с банковских счетов, средств по кредитам или депозитов, вкладов. Перечисленные объекты конфискуются в особом порядке. В этом случае приставы отправляются в банк, и правовая конфискация осуществляется уже здесь. Имущество, подлежащее конфискации также может быть представлено в виде ценных бумаг или облигаций.

    Конфискация имущества в уголовном праве России и других стран

    Конфискация (лат. confiscatio «отобрание в казну» ← con- «вместе; полнота» + fiscus «корзина; касса, казна, финансы») — принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью лица, под различными предлогами: в качестве санкции за преступление либо за административное или гражданское правонарушение и проч.

    Основная статья: Конфискация имущества (мера уголовно-правового характера)

    Конфискация в уголовном порядке направлена против определенного лица, требует уголовного судопроизводства, может составлять часть наказания. Эта конфискация может быть вещной (нужно доказать, что конфискуемые активы являются доходами от преступления или его орудием), а может быть стоимостно-ориентированной (стоимость конфискуемого эквивалентна доходам от преступления, нет необходимости доказывать, что конкретная собственность связана с преступлением)[1].

    Конфискация вне уголовного производства (гражданская или вещная конфискация) — это судебное преследование имущества. Этот процесс отделен от уголовного судопроизводства: должно быть доказано, что конфискуемое имущество имеет отношение к преступной деятельности или было орудием его совершения. В большинстве случаев доказательство происходит путём сравнения вероятностей.

    Конфискация вне уголовного производства позволяет вернуть активы в тех ситуациях, когда невозможно применить конфискацию в уголовном порядке. Например, когда преступник скрывается от правосудия; умер до возбуждения дела или до вынесения приговора; имеет правовой иммунитет; наделен такой властью, что уголовное расследование и преследование невозможны; нехватка доказательств для уголовного преследования и др[1].

    Административная конфискация не предполагает вынесения судебного решения. Этот вид конфискации часто используется для конфискации активов, в случае если арест активов не оспаривается, а также соблюдены необходимые требования (в частности, оповещение сторон, отсутствие зарегистрированных возражений и т. п.). Административная конфискация, как правило, связана с применением таможенного права, борьбой с наркоторговлей, законов, требующих сообщать о перемещении валюты за рубеж[2]


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.