Ст 110 ТК РФ с изменениями на 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ст 110 ТК РФ с изменениями на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

равенство прав и возможностей работников;

обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них; (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 358-ФЗ)

обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.07.2013 N 162-ФЗ)

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 204-ФЗ, от 01.12.2014 N 409-ФЗ)

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

в целях поддержания трудовой дисциплины;

в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:

работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.

Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.

Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате: (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

избрания на должность; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;

назначения на должность или утверждения в должности;

направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

судебного решения о заключении трудового договора;

Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

Фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

С 2021 года в России начнет действовать 15% ставка НДФЛ для доходов свыше 5 млн руб. в год. К доходам в размере 5 млн руб. и меньше будет применяться ставка 13%, а к доходам сверх 5 млн руб. — 15% с доходов, превышающих 5 млн руб., помимо суммы налога в размере 650 000 руб. Основание — Федеральный закон № 372-ФЗ от 23 ноября 2020 года.

Трудовой кодекс Российской Федерации (ред. от 30.04.2021)

С 1 января 2021 года работникам, начинающим карьеру и впервые устраивающимся на работу, будут открывать только электронные трудовые. Бумажные варианты документа им уже заводить не будут.

Трудовые старого формата (бумажные) останутся только у действующих работников, которые написали заявление об использовании именно таких книжек. В этом случае работодателю придется одновременно вести и бумажную и цифровую трудовую книжку.

Власти подготовили, но пока не утвердили новую форму сведений о трудовой деятельности работников (СЗВ-ТД). В нее добавят раздел со сведениями о работодателе, правопреемником которого является страхователь. А также коды для обозначения сотрудников, которые работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

О каких изменениях Трудового кодекса с 2022 года нужно знать

  • Действующие документы
  • Прочие документы
  • Все документы
  • Новости
  • Доклады и выступления
  • В центре внимания
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Опросы
  • 1. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха исчисляется с момента окончания работы накануне выходного дня и до начала работы (смены) в следующий после выходного день. Она зависит от вида рабочей недели (пятидневная или шестидневная), графика сменности, продолжительности рабочего дня.

    2. Минимальная продолжительность еженедельного непрерывного отдыха — 42 часа — должна соблюдаться всеми работодателями при установлении режимов работы и графиков сменности (в т.ч. и на непрерывных производствах).

    При суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного непрерывного отдыха может быть уменьшена в отдельные недели по сравнению с установленной комментируемой статьей. Однако в среднем за учетный период эта норма должна быть соблюдена. Это правило применяется, в частности, к работникам связи, имеющим особый характер работы. В соответствии с п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников связи, имеющих особый характер работы (утв. Приказом Минсвязи России от 08.09.2003 N 112), для работающих посменно, а также для работников, у которых рабочий день разделен на части, продолжительность еженедельного непрерывного отдыха может быть более 42 часов и может быть сокращена до 24 часов. Но за учетный период (месяц, квартал) продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

    При режиме работы с суммированным учетом рабочего времени выходные дни могут предоставляться работникам согласно графику сменности (работы). При составлении графика также должны соблюдаться нормы продолжительности еженедельного отдыха в среднем за учетный период, т.е. не менее 42 часов. Так, согласно п. 7 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников организаций, осуществляющих добычу драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных и рудных месторождений (утв. Приказом Минфина России от 02.04.2003 N 29н), еженедельный отдых указанным работникам предоставляется согласно графику не менее одного дня в течение календарной недели.

    3. Порядок предоставления еженедельного непрерывного отдыха работникам железнодорожного, автомобильного и водного транспорта и некоторых других отраслей может регулироваться положениями о рабочем времени и времени отдыха в этих отраслях. Например, в соответствии с п. п. 22, 23 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта (утв. Приказом Минтранса России от 16.05.2003 N 133) в период навигации при длительной стоянке судов в пунктах погрузки и выгрузки, в пунктах приписки работникам плавсостава по их письменному заявлению могут предоставляться суммированные дни отдыха в любой день недели. При этом продолжительность непрерывного отдыха работников плавсостава не может быть менее 24 часов. В остальных случаях суммированные дни отдыха предоставляются по согласованию с работником. Очередность их предоставления в период навигации устанавливается капитаном (командиром, шкипером) судна с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (см. также коммент. к ст. 329).

    Еженедельный непрерывный отдых водителей автомобилей в соответствии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов (п. п. 26 — 28).

    Трудовой кодекс РФ в качестве вида времени отдыха закрепляет ежедневный (междусменный) отдых — это время с момента окончания работы и до ее начала в следующий день (смену). Нормы, регулирующие его продолжительность, порядок предоставления и т.д. в Кодексе отсутствуют. Его продолжительность определяется правилами внутреннего трудового распорядка, графиками сменности и зависит от продолжительности рабочего времени. По сложившейся практике режим работы в организации устанавливается, как правило, таким образом, чтобы минимальная продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе со временем обеденного перерыва была не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху день (смену).

    Продолжительность такого вида времени отдыха не может быть менее 42 часов. Это правило должно соблюдаться во всех организациях независимо от организационно-правовых форм при установлении режимов работы и графиков сменности. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха исчисляется с момента окончания работы накануне выходного дня и до начала работы (смены) в следующий после выходного день. Исчисление продолжительности зависит от режима рабочего времени (вида рабочей недели, графиков сменности). При пятидневной рабочей неделе предоставляются два выходных дня, при шестидневной — один.

    1. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха исчисляется с момента окончания работы накануне выходного дня и до начала работы (смены) в следующий после выходного день. Она зависит от вида рабочей недели (5-дневная или 6-дневная), графика сменности, продолжительности рабочего дня.

    2. Статья 110 ТК РФ гласит, что минимальная продолжительность еженедельного непрерывного отдыха — 42 часа — должна соблюдаться всеми работодателями при установлении режимов работы и графиков сменности (в т.ч. и на непрерывных производствах).

    При суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного непрерывного отдыха может быть уменьшена в отдельные недели по сравнению с установленной комментируемой статьей. Однако в среднем за учетный период эта норма должна быть соблюдена. Это правило применяется, в частности, к работникам связи, имеющим особый характер работы. В соответствии с п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников связи, имеющих особый характер работы (утв. Приказом Минсвязи России от 8 сентября 2003 г. N 112 // РГ. 2003. N 185) для работающих посменно, а также для работников, у которых рабочий день разделен на части, продолжительность еженедельного непрерывного отдыха может быть более 42 часов и может быть сокращена до 24 часов. Но за учетный период (месяц, квартал) продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

    При режиме работы с суммированным учетом рабочего времени выходные дни могут предоставляться работникам согласно графику сменности (работы). При составлении графика также должны соблюдаться нормы продолжительности еженедельного отдыха в среднем за учетный период, т.е. не менее 42 часов. Так, согласно п. 7 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников организаций, осуществляющих добычу драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных и рудных месторождений (утв. Приказом Минфина России от 2 апреля 2003 г. N 29н // БНА РФ. 2003. N 31), еженедельный отдых указанным работникам предоставляется согласно графику не менее одного дня в течение календарной недели.

    3. Применяя ст 110 ТК РФ следует учитывать, что порядок предоставления еженедельного непрерывного отдыха работникам железнодорожного, автомобильного и водного транспорта и некоторых других отраслей может регулироваться положениями о рабочем времени и времени отдыха в этих отраслях. Например, в соответствии с п. п. 22, 23 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта (утв. Приказом Минтранса России от 16 мая 2003 г. N 133 // РГ. 2003. N 181) в период навигации при длительной стоянке судов в пунктах погрузки и выгрузки, в пунктах приписки работникам плавсостава по их письменному заявлению могут предоставляться суммированные дни отдыха в любой день недели. При этом продолжительность непрерывного отдыха работников плавсостава не может быть менее 24 часов. В остальных случаях суммированные дни отдыха предоставляются по согласованию с работником. Очередность их предоставления в период навигации устанавливается капитаном (командиром, шкипером) судна с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (см. также коммент. к ст. 329).

    Еженедельный непрерывный отдых водителей автомобилей в соответствии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов (п. п. 26, 27, 28).

    1. Статьи 110 и 111 ТК РФ посвящены непрерывному еженедельному отдыху.

    Статья 110 устанавливает его продолжительность, ст. 111 — порядок реализации нормы, предусмотренной в ст. 110 ТК РФ.

    2. Регулирование еженедельного отдыха опирается на ратифицированные еще СССР Конвенции МОТ N 14 и 106.

    Конвенция МОТ N 106 (1957 г.) касается вопросов еженедельного отдыха в торговле, учреждениях и в основном воспроизводит Конвенцию N 14 (1921 г.), которая затрагивает вопросы еженедельного отдыха на промышленных предприятиях.

    Мы считаем своим долгом предупредить наших читателей, что подавляющее большинство комментариев к ТК РФ, имеющихся в свободном Интернет-доступе, не может служить безусловным основанием для их использования в конкретном трудовом правоотношении.

    Дело в том, что комментировать и толковать ТК РФ вправе абсолютно все. Однако руководством к действию могут служить только толкования, данные на официальном уровне.

    Инкорпорирование существующих толкований — это технически сложная задача, поэтому на настоящий момент не существует единого сборника нормативных и казуальных толкований к ТК. Имеющиеся на настоящий момент толкования статей ТК разрознены и содержатся во множестве бюллетеней и ведомостей, относящихся к практике Верховного и Конституционного судов РФ.

    Дифференциация толкований находится в прямой зависимости от их правовых последствий.

    Так, толкования и комментарии различных министерств и ведомств относительно статей ТК РФ не порождают правовых последствий, поскольку не являются обязательными к применению.

    В то же время официальные толкования, данные компетентным органом и опубликованные в специальном акте, приравниваются по юридической силе к самому нормативному акту и, как следствие, становятся обязательными к применению. По сути, подобные толкования — это данная государством директива, объясняющая, как именно следует применять ту или иную норму права.

    В свою очередь, компетентные официальные толкования и комментарии подразделяются на два вида: нормативные и казуальные.

    Нормативное толкование — это эквивалент закона, которое обязывает любые органы, применяющие право, действовать определенным образом при обращении к той или иной статье ТК РФ в случае, если сама статья содержит в себе нарушения логики или дает возможность двоякого понимания.

    Как правило, нормативные толкования дает орган, разработавший и утвердивший закон. В условиях Российской Федерации этими органами являются:

    • Государственная Дума РФ;
    • Президент РФ;
    • законодательные органы на региональном уровне;
    • Конституционный Суд РФ относительно положений Конституции;
    • Пленум Верховного суда РФ и Пленум Высшего арбитражного суда РФ. Толкования нормативных актов в свете их применения в судебной практике оформляются в виде Постановлений Пленума ВС и ВАС РФ. В первую очередь эти постановления обязательны для судебных органов.

    К казуальному толкованию можно отнести то или иное решение судебного органа, дающее толкование нормы права по конкретному правоотношению. Обязательность исполнения казуального толкования применительна только к этому конкретному правоотношению.

    Подвидом казуального толкования является административное толкование. К примеру, административное толкование статьям ТК РФ дает Минтруд РФ, а статьям НК РФ — ФНС РФ. Сфера распространения этих толкований — это подведомственные органы. Например, для суда толкования, данные Минтрудом РФ, обязательными не будут.

    Что касается различных толкований ТК, даваемых общественными организациями, Интернет-сайтами или практическими работниками, то все они будут неофициальными и носящими исключительно рекомендационный или научный характер.

    По источнику происхождения неофициальные толкования и комментарии можно, в свою очередь, дифференцировать по признаку их компетентности или некомпетентности.

    Рекомендуем осторожно относиться к толкованиям из некомпетентных источников. Их почти всегда можно отличить от компетентных источников по отсутствию юридической терминологии.

    С точки зрения юриста, любой отраслевой кодекс, включая Трудовой, — это своего рода литературное произведение. Как и в каждом литературном произведении, в кодексе имеется своя сюжетная линия.

    Для кодекса принципиально важна линейность сюжета, то есть последовательно регламентируемые правоотношения от их возникновения до их окончания.

    Например, ГПК РФ отличается хорошо проработанным линейным сюжетом — задачи ГПК, подача иска, принятие иска, рассмотрение в первой инстанции, в апелляционной инстанции, кассация, надзорная инстанция, исполнение решения.

    Сюжетная линия ТК РФ весьма нарушена. Например, вопросы прекращения трудового договора интегрированы в раздел «Трудовой договор», и, соответственно, вопросы, связанные с рабочим режимом и дисциплиной труда, расположены после статей, регламентирующих вопросы расторжения трудового договора.

    С точки зрения казуистики подобный логический «зигзаг» можно рассматривать, как продолжение трудовых отношений после их прекращения.

    1. В организации работодатель осуществляет управление охраной труда путем создания службы охраны труда или же введения должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

    2. Создание и деятельность службы охраны труда в организации осуществляются в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 22 января 2001 г.

    N 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях» (Бюлл. Минтруда РФ.

    2001. N 4), а также Постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г.

    N 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» (Бюлл. Минтруда РФ.

    2000. N 2, 3).

    3. При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда может быть заключен договор на оказание соответствующих услуг со специалистами или организациями, в установленном ТК порядке оказывающими такие услуги.

    1. Органами управления охраной труда в отраслевых министерствах и ведомствах РФ являются создаваемые там службы охраны труда.

    У каждого работодателя (в том числе у индивидуального предпринимателя), осуществляющего производственную деятельность с численностью более 50 работников, создаются службы охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.

    Структура и численность работников службы охраны труда предприятий определяются работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления охраной труда. В организации с численностью 100 работников и менее вопрос этот решает работодатель.

    Рекомендации по организации службы охраны труда, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. N 14, указывают, что на их основе разрабатываются положения службы охраны труда организации (Бюллетень Минтруда РФ.

    2000. N 2.

    С. 252).

    Структуру службы и численность ее работников определяет работодатель с учетом указанных рекомендаций.

    2. Если в организации отсутствует служба охраны труда или специалист по охране труда, их функции осуществляет работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, иной уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

    3. Все организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.

    Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, устанавливает перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, а также правила ее проведения.

    4. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.

    Статья 217 Трудового кодекса РФ определяет вопросы создания службы по охране труда в организации. Часть первая указанной статьи обязывает работодателей, которые ведут производственную деятельность, создать такую службу или ввести штатную должность специалиста по охране труда.

    Обратите внимание: в названии статьи 217 Трудового кодекса РФ сказано, что такая службе только в организациях, однако в самом тексте статьи речь идет о работодателях. Получается, что ее нормы распространяются и на индивидуальных предпринимателей.

    Создать службу по охране труда (ввести должность специалиста по охране труда) обязан каждый работодатель, осуществляющий производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек.

    Приказ о создании службы выглядит так:

    В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации:

    1) Создать в организации (на предприятии) службу охраны труда.

    2) Начальнику отдела кадров:

    подготовить штатное расписание службы охраны труда как структурного подразделения организации;

    подготовить «Положение о службе охраны труда».

    3) Указанные мероприятия провести до «___» ___________ _____ г.

    Приказ о введении штатной должности может быть составлен так:

    1) Ввести на предприятии (в организации) должность специалиста по охране труда.

    ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда;

    подготовить «Должностные обязанности специалиста по охране труда».

    Директор Васильева И.А.

    Если у работодателя трудится меньше 50 человек, то решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда он принимает с учетом специфики своей производственной деятельности. Если такого решения не принято, то функции по охране труда осуществляют руководитель организации, другой уполномоченный работодателем сотрудник или работодатель — индивидуальный предприниматель.

    1. Минтруд России Постановлением от 8 февраля 2000 г. N 14 утвердил Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации (БМТ РФ. 2000. N 2).

    Структура службы и численность ее специалистов определяются руководителем организации в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности службы охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10 (БМТ РФ.

    2002. N 5).

    2. Изменения в ТК, предусмотренные ФЗ от 30 июня 2006 г.

    N 90-ФЗ, ввели новые критерии в соотношение численности работников при создании службы охраны труда: вместо прежних 100 работников их численность установлена в 50 человек. Таким образом, если численность работников превышает 50 человек, то работодатель обязан создавать специализированное подразделение — службу охраны труда — или в соответствии со штатным расписанием принять на работу соответствующего специалиста по охране труда.

    Если у работодателя трудятся менее 50 человек, то функции данной службы (специалиста) он (работодатель) или выполняет сам, или поручает их исполнение другому работнику, или приглашает специалиста по охране труда, заключая с ним гражданско-правовой договор возмездного оказания услуг.

    3. Служба охраны труда является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации, который и осуществляет управление охраной труда в организации.

    Структура службы и численность ее работников определяются руководителем организации в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10 (БМТ РФ.

    2002. N 5).

    На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, работники, имеющие квалификацию инженера, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника первой категории не менее трех лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее пяти лет. К тому же данные специалисты должны пройти специальное обучение по охране труда.

    правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

    Как изменится Трудовой кодекс с марта 2022 года: читайте обзор поправок

    Самоконтроль — новое право работодателя

    Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)».

    В соответствии с новыми требованиями ст. 76 ТК РФ работодатель обязан будет отстранить от работы работника, «не применяющего выданные ему в установленном порядке средства индивидуальной защиты (далее — СИЗ), применение которых является обязательным при выполнении работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях».

    Законодатель следует международному тренду на гендерное равенство. С 1 января 2021 года действует новый Перечень производств, работ и должностей, на которых ограничивается труд женщин[1] (далее — Перечень).

    [1] Приказ Минтруда России от 18.07.2019 № 512н «Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин».

    В обновлённом Перечне вместо слов о запрете труда женщин на определённых работах предполагается только ограничение на его применение. В документе применяется иная классификация производств и работ[2], где ограничивается женский труд.

    [2] По сравнению с утратившим силу Перечнем тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 162.

    Например, новой редакцией предусмотрено, что применение труда женщин на работах, связанных с подъёмом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы, ограничивается. В действующей редакции применять труд женщин на соответствующих работах запрещено.

    Также сняты ограничения по работе женщин на воздушном и водном транспорте и в качестве дальнобойщиков — водителей большегрузных автомобилей. Установлен безусловный запрет только на девять видов работ, которые упомянуты в п. 89–98 Перечня (среди них тушение пожаров, транспортировка, погрузка, разгрузка вручную ядохимикатов и др.). В остальных случаях труд женщин запрещён во вредных и опасных условиях труда, а также когда не проведена специальная оценка условий труда (СОУТ).

    Для гармонизации законодательства (Трудового кодекса РФ и его подзаконного акта — Перечня) вносятся изменения в раздел XII, главу 41, ст. 253 ТК РФ.

    Требования Трудового кодекса РФ, как и сейчас, будут детализированы в его подзаконных нормативных актах (см. статью про 15 законопроектов).

    Охрана труда: апгрейд раздела X «Охрана труда» ТК РФ

    Наибольшее количество корректировок внесено в раздел X «Охрана труда» ТК РФ. Далее подробно разберём, что изменилось и на что особенно надо обратить внимание.

    Новые правила по трудовым книжкам с января 2021 года

    В разделе X ТК РФ стало на 1 главу и 9 статей больше (таблица 1):

    Таблица 1

    До 1 марта 2022 года
    (29 статей)
    После 1 марта 2022 года
    (38 статей)
    Глава 33. Общие положения

    • Статья 209. Основные понятия;
    • Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда

    Глава 33. Общие положения

    • Статья 209. Основные понятия;
    • Статья 2091. Основные принципы обеспечения безопасности труда;
    • Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда

    Глава 34. Требования охраны труда

    • Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда;
    • Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
    • Статья 213. Медицинские осмотры некоторых категорий работников;
    • Статья 214. Обязанности работника в области охраны труда;
    • Статья 215. Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда

    Глава 34 Государственное управление охраной труда и требования охраны труда

    • Статья 211. Государственное управление охраной труда;
    • Статья 2111. Полномочия Правительства Российской Федерации в области охраны труда;
    • Статья 2112. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда;
    • Статья 2113. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;
    • Статья 212. Государственные нормативные требования охраны труда и национальные стандарты безопасности;
    • Статья 213. Государственная экспертиза условий труда;
    • Статья 2131. Соответствие зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов и материалов государственным нормативным требованиям охраны труда

    Глава 35 Организация охраны труда

    • Статья 216. Государственное управление охраной труда;
    • Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда;
    • Статья 217. Служба охраны труда в организации;
    • Статья 218. Комитеты (комиссии) по охране труда

    Глава 35 Права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда

    • Статья 214. Обязанности работодателя в области охраны труда;
    • Статья 2141. Запрет на работу в опасных условиях труда;
    • Статья 2142. Права работодателя в области охраны труда;
    • Статья 215. Обязанности работника в области охраны труда;
    • Статья 216. Права работника в области охраны труда;
    • Статья 2161. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;
    • Статья 2162. Право работника на получение информации об условиях и охране труда;
    • Статья 2163. Обеспечение права работников на санитарно-бытовое обслуживание

    Глава 36. Обеспечение прав работников на охрану труда

    • Статья 219. Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда;
    • Статья 220. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;
    • Статья 221. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
    • Статья 222. Выдача молока и лечебно-профилактического питания;
    • Статья 223. Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников;
    • Статья 224. Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников;
    • Статья 225. Обучение в области охраны труда;
    • Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
    • Статья 227. Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету;
    • Статья 228. Обязанности работодателя при несчастном случае;
    • Статья 228.1. Порядок извещения о несчастных случаях;
    • Статья 229. Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев;
    • Статья 229.1. Сроки расследования несчастных случаев;
    • Статья 229.2. Порядок проведения расследования несчастных случаев;
    • Статья 229.3. Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда;
    • Статья 230. Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев;
    • Статья 230.1. Порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве;
    • Статья 231. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев

    Глава 36. Управление охраной труда

    Статья 209 ТК РФ дополнена новым определением:

    Статья 209. Основные понятия

    Опасность — потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.

    Требования к организации рабочих мест установит Минтруд России

    Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ — это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям (таблица 2):

    Таблица 2

    До 1 марта 2022 года Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя
    После 1 марта 2022 года Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
    Общие требования к организации безопасного рабочего места устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учётом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

    1. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха исчисляется с момента окончания работы накануне выходного дня и до начала работы (смены) в следующий после выходного день. Она зависит от вида рабочей недели (пятидневная или шестидневная), графика сменности, продолжительности рабочего дня.

    2. Минимальная продолжительность еженедельного непрерывного отдыха — 42 часа — должна соблюдаться всеми работодателями при установлении режимов работы и графиков сменности (в т.ч. и на непрерывных производствах).

    При суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного непрерывного отдыха может быть уменьшена в отдельные недели по сравнению с установленной комментируемой статьей. Однако в среднем за учетный период эта норма должна быть соблюдена. Это правило применяется, в частности, к работникам связи, имеющим особый характер работы. В соответствии с п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников связи, имеющих особый характер работы (утв. Приказом Минсвязи России от 08.09.2003 N 112), для работающих посменно, а также для работников, у которых рабочий день разделен на части, продолжительность еженедельного непрерывного отдыха может быть более 42 часов и может быть сокращена до 24 часов. Но за учетный период (месяц, квартал) продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

    При режиме работы с суммированным учетом рабочего времени выходные дни могут предоставляться работникам согласно графику сменности (работы). При составлении графика также должны соблюдаться нормы продолжительности еженедельного отдыха в среднем за учетный период, т.е. не менее 42 часов. Так, согласно п. 7 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников организаций, осуществляющих добычу драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных и рудных месторождений (утв. Приказом Минфина России от 02.04.2003 N 29н), еженедельный отдых указанным работникам предоставляется согласно графику не менее одного дня в течение календарной недели.

    3. Порядок предоставления еженедельного непрерывного отдыха работникам железнодорожного, автомобильного и водного транспорта и некоторых других отраслей может регулироваться положениями о рабочем времени и времени отдыха в этих отраслях. Например, в соответствии с п. п. 22, 23 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта (утв. Приказом Минтранса России от 16.05.2003 N 133) в период навигации при длительной стоянке судов в пунктах погрузки и выгрузки, в пунктах приписки работникам плавсостава по их письменному заявлению могут предоставляться суммированные дни отдыха в любой день недели. При этом продолжительность непрерывного отдыха работников плавсостава не может быть менее 24 часов. В остальных случаях суммированные дни отдыха предоставляются по согласованию с работником. Очередность их предоставления в период навигации устанавливается капитаном (командиром, шкипером) судна с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (см. также коммент. к ст. 329).

    Еженедельный непрерывный отдых водителей автомобилей в соответствии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов (п. п. 26 — 28).

    § 1. Статьи 110 и 111 ТК посвящены непрерывному еженедельному отдыху.

    Статья 110 устанавливает его продолжительность, ст. 111 — порядок реализации нормы, предусмотренной в ст. 110 ТК.

    § 2. Регулирование еженедельного отдыха опирается на ратифицированные еще СССР Конвенции МОТ N 14 и 106.

    Конвенция МОТ N 106 (1957 г.) касается вопросов еженедельного отдыха в торговле, учреждениях и в основном воспроизводит Конвенцию N 14 (1921 г.), которая затрагивает вопросы еженедельного отдыха на промышленных предприятиях.

    § 3. Продолжительность непрерывного еженедельного отдыха не изменена по сравнению со ст. 58 КЗоТа 1971 г.

    § 4. Еженедельный непрерывный отдых представляет собой свободное от работы время между временем окончания работы в последний день календарной или рабочей (при работе по графику сменности) недели, включая выходные дни.

    Продолжительность непрерывного еженедельного отдыха исчисляется с момента окончания работы в последний рабочий день недели (накануне выходного дня) до момента начала работы в первый рабочий день следующей рабочей недели (после выходных дней) и зависит от вида рабочей недели (пятидневная, шестидневная) (см. ч. 1 ст. 111 ТК), графика работы (сменности), продолжительности рабочего дня.

    При пятидневной рабочей неделе должны предоставляться два выходных дня, при шестидневной — один.

    Кроме того, при шестидневной рабочей неделе продолжительность работы накануне выходных дней сокращается и не может превышать 5 часов (см. ст. 95 ТК).

    § 5. При суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного непрерывного отдыха в отдельные периоды может быть меньше или больше 42 часов, но в среднем за учетный период эта норма отдыха должна быть соблюдена.

    § 6. Положениями о рабочем времени и времени отдыха отдельных категорий работников нередко предусматривается минимальный предел еженедельного непрерывного отдыха при непременном соблюдении установленной его продолжительности в среднем за учетный период. См., например:

    Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации, утвержденное Приказом Минтранса РФ от 30 января 2004 г. N 10 (Бюллетень нормативных актов. 2004. N 11. С. 82);

    Положение о рабочем времени и времени отдыха работников плавсостава судов речного флота, утвержденное Постановлением Минтруда РФ от 25 мая 1998 г. N 18 (Бюллетень нормативных актов. 1998. N 16. С. 45);

    Положение о рабочем времени и времени отдыха работников эксплуатационных организаций связи, утвержденное Постановлением Минтруда РФ от 17 ноября 1997 г. N 58 (Бюллетень нормативных актов. 1998. N 2. С 14);

    Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условиях труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утвержденное Приказом МПС РФ от 5 марта 2004 г. N 7 (Бюллетень нормативных актов. 2004. N 24. С. 34).

    Всего законодательство строго регламентирует существование следующих видов отдыха:

    • Перерыв. Это — краткосрочный отдых, который предоставляется непосредственно на протяжении рабочего дня. Более подробно об обеденном перерыве и особенностях его правового регулирования можно прочитать в отдельной статье.
    • Междусменный ежедневный отдых. Так называется промежуток времени между окончанием одного рабочего дня и началом следующего рабочего дня.
    • Выходные дни. Этот вид отдыха предусматривает предоставление одного или нескольких дней, в течение которых полностью отсутствует обязанность сотрудника приходить на работу.
    • Праздничные дни. Законодательство также предусматривает предоставление дополнительных дней освобождения от работы во время праздников.
    • Отпуск. Отпуском называется продолжительный промежуток времени, предоставляемый сотруднику на основании графика или его заявления. Существует как ежегодный оплачиваемый отпуск, так и неоплачиваемый отпуск, предоставляемый по желанию сотрудника.

    Таким образом, ежедневный междусменный отдых является отдыхом, который строго зафиксирован в российском трудовом законодательстве. Также, законодательство четко регулирует продолжительность такого отдыха — чтобы гарантировать, что у сотрудника будет достаточно времени, чтобы уделить время своим интересам, семье, сну, удовлетворению любых иных потребностей за пределами рабочего места.

    Нарушение распорядка отдыха и снижение размеров ежедневного междусменного отдыха являются нарушением трудового законодательства и могут привести к несению работодателем ответственности.

    Трудовой кодекс статьей 107 декларирует как один из видов отдыха сотрудников междусменный (ежедневный) отдых. Кому положен междусменный отдых, сколько он должен длиться? Опираясь на законодательные нормы и практику их применения, рассмотрим эти вопросы.

    При учете продолжительности междусменного отдыха нужно не забывать о статье 110 ТК РФ, которая говорит о том, что у каждого работника еженедельно должен быть непрерывный промежуток отдыха не менее 42 часов. На практике это означает, что график работы «неделя через неделю» или «15 дней через 15 дней» будет нарушать положения данной нормы закона.

    С 20 марта 2021 года вступят в силу изменения в Трудовой кодекс РФ

    Задавайте ваши вопросы

    Бесплатная консультация Юриста

    Никто не задавал вопросов, вы будете первым.

    Написать

    Спасибо, вопрос будет опубликован после проверки

    Понятие еженедельного непрерывного отдыха

    Регламентированный статьей 110 Трудового кодекса, отдых для работников каждую неделю не должен быть разделен на временные промежутки, не достигающие минимальной продолжительности выходных дней.

    Суть понятия сводится к тому, что работники могут отдыхать от трудового процесса определенный промежуток между двумя рабочими неделями. Он должен быть непрерывным, безусловным, в это время отдых законодательно определен и регламентирован. Обязанность работодателя предоставлять всем своим подчиненным такой тип отдыха каждую неделю закреплена в части 1 статьи 111 ТК РФ.

    Независимо от того, какова продолжительность рабочей недели, общим выходным днем для всех категорий государственных служащих считается воскресенье. Второй выходной, если он имеет место быть по правилам внутреннего распорядка, принятым в этой организации, определяется произвольно. Как правило, эти дни следуют подряд. Это может быть суббота и воскресенье, либо воскресенье и понедельник.

    Главное условие, чтобы продолжительность еженедельного непрерывного отдыха достигала минимальной, установленной нормативными актами.

    Однако данное понятие подразумевает и исключения. Сюда входят случаи с работодателями, на предприятии у которых происходит периодическая приостановка трудового процесса по техническим причинам, связанным с особенностями производственной деятельности. Также сюда относятся и некоторые организационные условия, не зависящие от руководителя. Для этого в части 3 ст.111 Трудового кодекса предусмотрено положение о том, что работникам такого предприятия еженедельный отдых (выходные дни) разрешается в различные дни недели, в порядке очередности или другом организационном порядке.

    Согласно ТК РФ междусменный отдых можно определить как нерабочее время между сменами, в течение которого работник освобожден от исполнения своих трудовых обязанностей. Фиксированный период такого отдыха законодательством не определен, однако в ряде нормативных актов, развивающих положения статей ТК, говорится, каким он должен быть.

    Еще в постановлении «О рабочем времени и времени отдыха» от 24/09/29 г. СНК СССР, ныне не действующем, устанавливалось соотношение отдыха и рабочего времени – ежедневный отдых должен быть не менее чем в 2 раза больше продолжительности рабочей смены. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.2.2.1327-03, введенные Главным государственным санврачом 26/05/03 года (п.10.24 Правил), в целом повторяют это положение. Уточнение касается лишь времени обеда – он не входит в продолжительность работы.

    При производстве аварийных работ, чрезвычайной ситуации отдых может быть меньше, но не менее 8 часов ежедневно. Для представителей некоторых профессий принимаются отдельные документы, регламентирующие междусменный отдых.

    Внимание! Раз в неделю работнику должен предоставляться отдых не менее 42 часов без перерыва (ст. 110 ТК РФ), вне зависимости от графика смен.

    В качестве примера рассмотрим Приказ Минтранса № 15 от 20/08/04 г., р. 3 «Время отдыха». Правила междусменного отдыха отражены в нем развернуто, с рассмотрением ряда вариантов и ситуаций:

    • Период отдыха от смены до смены (ежедневного) должен составлять не менее двойной продолжительности рабочего времени в предыдущий день или смену. Считается время вместе с перерывом на обед.
    • Если рабочее время учитывается суммарно, продолжительность отдыха ежедневно (между сменами) по общему правилу не может быть меньше 12 часов.
    • При тех же условиях суммарного учета времени работы на городских маршрутах и в пригороде отдых может быть сокращен от 12 часов на 3 часа, но не более. Учитывается при этом удаленность места отдыха. После окончания следующей смены, после уменьшенного периода отдыха, водителю предоставляется увеличенный период отдыха: не менее 2-х суток. Для этого необходимо письменное заявление сотрудника. Такие действия требуют согласия профсоюза или другого органа, представляющего интересы работников.
    • На междугородных маршрутах свои особенности: суммарный учет времени предполагает, что междусменный отдых на стоянках не может длиться меньше 11 часов. В этом случае отдых тоже может сокращаться до 9 часов, но больше трех раз в неделю этого делать нельзя. До конца следующей недели водителю дается в подобном случае компенсационное, дополнительное время, по сумме равное времени сокращенного отдыха.
    • Междугородные перевозки без сокращения отдыха предполагают и такой вариант: отдых разбивается в течение суток на 2-3 периода, один из них обязательно должен длиться от 8 часов и выше. Суммарный отдых здесь увеличивается — не меньше чем до 12 часов.
    • Длительные перевозки по междугородным маршрутам предполагают наличие водителя-сменщика. Документ устанавливает правило: если в продолжение 30 часов на маршруте работали по меньшей мере два водителя, каждый должен отдыхать от 8 часов без перерыва.
    • Еженедельный отдых от 42 часов подряд должен присоединяться к ежедневному (междусменному) отдыху – до его начала или после.
    • Если у водителя наступило время отдыха, он в пути, на участке дороги нет специально оборудованной стоянки; водитель имеет право продолжать путь до ближайшего места стоянки, отмеченного специальными дорожными знаками. При этом он должен ориентироваться на указанные в документе нормативы времени.

    Быть медиком означает постоянное пребывание на страже интересов своих подопечных, что выражается в продолжительных сменах и переработках.

    Но врачам и медицинскому персоналу отдыхать тоже нужно, причем не менее нормы, которая, к сожалению, определена еще в советские времена актами.

    Они уже и не действуют, но применяются в качестве основы, учитывая, что других законов по сей день не принято:

    • Так в п.3 Письма-Разъяснения №02-19/21 от 1954 года сказано, что протяженность междусменного отдыха медиков должна равняться двойной продолжительности смены.
    • При этом в Приказе Минздрава СССР №685 от 1987 года оговорено, что рабочий день мед. персонала не может длиться более 12 часов, даже если речь идет о ночной смене, но при этом по решению коллектива смены могут быть увеличены и до полных суток.

    То есть налицо небольшое противоречие, которое, тем не менее, означает, что протяженность дежурств определяет администрация больницы по согласованию с Профсоюзным комитетом, и с учетом норм рабочего времени установленного уже в РФ. Однако независимо от того какова будет продолжительность дежурств, отдых должен равняться их двойной сумме часов.

    В выходные дни выход на работу запрещается на общих основаниях, это регламентировано частью 1 статьи 113 ТК. Но вызывать на работу, при наличии обстоятельств особой значимости, все же возможно. Для этого руководитель должен соблюсти не менее важные формальности по ч.8 статьи 113 ТК РФ – то есть произвести распоряжение в письменном виде.

    С ним должны быть ознакомлены все вызываемые на работу сотрудники, под личные подписи. Это означает согласие работника на привлечение к работе в его законный выходной день, закреплено в ч.2 ст.113 ТК. Сюда относятся случаи необходимости выполнения срочных и непредвиденных работ, от которых зависит нормальное функционирование учреждения в дальнейшем.

    Без письменного согласия работника вызов на работу также допускается (ч.3 ст.113 ТК). Это форс-мажорные обстоятельства: предотвращение аварии на производстве или устранение ее результатов, снижение влияния стихийного бедствия или катастрофы техногенного характера.

    А также неотложные работы вследствие введения чрезвычайного или военного положения. Тогда процедура вызова становится максимально упрощенной, но также предусмотренной законом.

    Также в ч.5 ст.113 ТК РФ упоминается и общее правило, по которому привлечение к работе возможно не только с письменного согласия работника, но и с привлечением выборного органа профсоюза предприятия и с учетом его мнения. Сюда относятся иные случаи, когда продолжительность еженедельного непрерывного отдыха становится короче общепринятой.

    Статья 153 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает положение о повышенной оплате труда для работников, в случае привлечения к деятельности в выходные дни.

    Порядок организации работы вахтовым методом, а также процесс оформления графика работ регламентируется нормами Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.1987 N 794/33-82, которое в силу ст.423 ТК РФ является действующим по сей день.

    Так, в п.4.3 сказано, что протяженность смены на вахте не должна превышать 12 часов, а вот время между сменами при острой необходимости может быть уменьшено до 12 часов с учетом обеденных перерывов, но с условием компенсации неиспользованного времени отдыха в период после окончания вахты.

    Статья 110 ТК РФ. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха

    Нарушение режима ежедневного отдыха работников является административным правонарушением. Статьей 11.23 КоАП, п. 3, устанавливается прежде всего ответственность водителя за управление автомобилем без отдыха. Он может быть оштрафован на сумму 1500-2000 руб. На ИП — штраф 15-25 тыс. руб.

    Должностные лица (юридические лица) могут быть признаны виновными в установлении ненадлежащего режима отдыха для водителей. За нарушение их оштрафуют:

    • на юрлиц — сумма 20-50 тыс. руб.;
    • на должностных лиц — сумма 7-10 тыс. руб.

    Может быть применена и статья 5.27 КоАП, предусматривающая ответственность за нарушение трудового законодательства, других актов, содержащих нормы трудового права. Штрафы по ней (п. 1 и 2) от 1 до 50 тыс. руб., в зависимости от того, кто признан виновным в нарушении. Нарушившим закон впервые может быть сделано лишь предупреждение. Повторно нарушившим указанную статью штраф может быть значительно увеличен – до 70 тыс. руб. на юридическое лицо.

    Трудовой кодекс РФ

    1 ТК РФ статья: 1 — 14

    2 ТК РФ статья: 15 — 22

    3 ТК РФ статья: 23 — 28

    4 ТК РФ статья: 29 — 34

    5 ТК РФ статья: 35 — 35.1

    6 ТК РФ статья: 36 — 39

    7 ТК РФ статья: 40 — 51

    8 ТК РФ статья: 52 — 53

    9 ТК РФ статья: 54 — 55

    10 ТК РФ статья: 56 — 62

    11 ТК РФ статья: 63 — 71

    12 ТК РФ статья: 72 — 76

    13 ТК РФ статья: 77 — 84.1

    13 ТК РФ статья: 85 — 90

    14 ТК РФ статья: 91 — 99

    16 ТК РФ статья: 100 — 105

    17 ТК РФ статья: 106 — 107

    18 ТК РФ статья: 108 — 113

    19 ТК РФ статья: 114 — 128

    20 ТК РФ статья: 129 — 132

    21 ТК РФ статья: 133 — 158

    22 ТК РФ статья: 159 — 163

    23 ТК РФ статья: 164 — 165

    24 ТК РФ статья: 166 — 169

    25 ТК РФ статья: 170 — 172

    26 ТК РФ статья: 173 — 177

    27 ТК РФ статья: 178 — 181.1

    28 ТК РФ статья: 182 — 188

    29 ТК РФ статья: 189 — 190

    30 ТК РФ статья: 191 — 195

    31 ТК РФ статья: 195.1 — 197

    32 ТК РФ статья: 198 — 208

    33 ТК РФ статья: 209 — 210

    34 ТК РФ статья: 211 — 215

    35 ТК РФ статья: 216 — 218

    36 ТК РФ статья: 219 — 231

    37 ТК РФ статья: 232 — 233

    38 ТК РФ статья: 234 — 237

    39 ТК РФ статья: 238 — 250

    40 ТК РФ статья: 251 — 252

    41 ТК РФ статья: 253 — 264

    42 ТК РФ статья: 265 — 272

    43 ТК РФ статья: 273 — 281

    44 ТК РФ статья: 282 — 288

    45 ТК РФ статья: 289 — 292

    46 ТК РФ статья: 293 — 296

    47 ТК РФ статья: 297 — 302

    48 ТК РФ статья: 303 — 309

    48.1 ТК РФ статья: 309.1 — 309.2

    49 ТК РФ статья: 310 — 312

    49.1 ТК РФ статья: 312.1 — 312.5

    50 ТК РФ статья: 313 — 327

    50.1 ТК РФ статья: 327.1 — 327.7

    51 ТК РФ статья: 328 — 330

    51.1 ТК РФ статья: 330.1 — 330.5

    52 ТК РФ статья: 331 — 336

    52.1 ТК РФ статья: 336.1 — 336.3

    53 ТК РФ статья: 337 — 341

    53.1 ТК РФ статья: 341.1 — 341.5

    54 ТК РФ статья: 342 — 348

    54.1 ТК РФ статья: 348.1 — 348.12

    55 ТК РФ статья: 349 — 351.5

    56 ТК РФ статья: 352

    57 ТК РФ статья: 353 — 369

    58 ТК РФ статья: 370 — 378

    59 ТК РФ статья: 379 — 380

    АПК РФ

    Бюджетный кодекс РФ

    Водный кодекс РФ

    Воздушный кодекс РФ

    Градостроительный кодекс РФ

    Гражданский кодекс РФ

    ГПК РФ

    Жилищный кодекс РФ

    Земельный кодекс РФ

    КоАП РФ

    Лесной кодекс РФ

    Налоговый кодекс РФ

    Семейный кодекс РФ

    Таможенный кодекс ЕАЭС

    Трудовой кодекс РФ

    Уголовный кодекс РФ

    Конституция РФ

    44-ФЗ

    Об ипотеке

    О приватизации


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.