Подсудность мировых судей по административным делам по месту нахождения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подсудность мировых судей по административным делам по месту нахождения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Подсудны гражданские дела, указанные в ст. 23 ГПК РФ:

  • о выдаче такого документа, как судебный приказ (постановление, выносимое по требованиям о взыскании или истребовании движимого имущества стоимостью до полумиллиона по сделкам в простой письменной форме или удостоверенных нотариально);
  • о расторжении брачных отношений в случае отсутствия спора о воспитании детей;
  • о разделе имущества, совместно нажитого в браке супругами, если стоимость его не превышает 50 000 рублей;
  • имущественные дела, за исключением дел по наследственным спорам, при цене иска до 50 000;
  • по спорам, основанным на законодательстве о защите прав потребителей, при цене иска не более 100 000 рублей.

Подается исковое заявление в судебный участок мирового судьи по общему правилу по месту нахождения лица, являющегося в этом споре ответчиком.

Уточненные разъяснения Пленума ВС РФ о порядке применения судами КоАП РФ

В случае рассмотрения административных дел подача иска мировому судье осуществляется специально уполномоченными государственными органами, а ответчиками являются граждане. В соответствии с нормами главы 11.1 КАС РФ, этой инстанции подсудны требования по выдаче судебного приказа о взыскании санкций и обязательных платежей. Кроме того, он рассматривает дела об административных правонарушениях, указанных в ст. 23.1 КоАП РФ. Это не только мелкие правонарушения, хулиганство, например, но и такие, как незаконное предпринимательство.

Эта инстанция осуществляет и уголовное расследование, подсудность определяется по ст. 31 УПК РФ. Определяется она по наказанию: если оно меньше трех лет лишения свободы, обвинение проверяет мировой суд (с предусмотренными ограничениями и исключениями). Таким образом, он рассматривает в качестве первой инстанции наиболее простые споры. Но в этом качестве им проверяются не исковые заявления, а заявления о совершении преступлений.

Разберемся, как подать исковое заявление мировому судье и где взять образец документа. Никакого унифицированного бланка нет, но есть требования, изложенные в ст. 131 ГПК РФ. Бланки спрашивайте в судах и на их официальных сайтах. Не забудьте, что необходимо переработать под конкретную ситуацию.

Как выбрать суд для подачи иска

Написать комментарий

      • Решение Верховного суда: Определение N 58-КГ15-22, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация рассмотрение другого суда, если при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности (пункт 3 части 2 статьи 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 2 части 2 статьи 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Статьей 2 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» определено, что государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной внешнеполитической…

      Дело №30-1-336/2017

      ОПРЕДЕЛЕНИЕ

      об изменении территориальной подсудности дела по жалобе

      на постановление по делу об административном правонарушении

      Город Ярославль «21» сентября 2017 года

      Заместитель председателя Ярославского областного суда Чугунов А. Б.,

      рассмотрев материалы дела по жалобе защитника Лимушкина А. Д. – адвоката Козлова А. А. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Некрасовского судебного района Ярославской области от 01 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, в отношении Лимушкина Андрея Дмитриевича,

      УСТАНОВИЛ:

      Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Некрасовского судебного района Ярославской области от 01 сентября 2017 года Лимушкин А. Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, по которой ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев.

      Защитником Лимушкина А. Д. – адвокатом Козловым А. А. подана жалоба на указанное постановление. Определением исполняющего обязанности председателя Некрасовского районного суда Ярославской области от 14 сентября 2017 года дело направлено в Ярославский областной суд для передачи в иной районный суд Ярославской области, поскольку должны быть исключены возможные сомнения в объективности и беспристрастности судей Некрасовского районного суда Ярославской области при рассмотрении жалобы., так как супруга Лимушкина А. Д. – ФИО1 является помощником судьи Некрасовского районного суда Ярославской области.

      Нахожу территориальную подсудность дела подлежащей изменению.

      Согласно п. 2 ч. 1 ст. 29.2 КоАП РФ, судья не может рассматривать дело об административном правонарушении, если он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе дела.

      В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ настоящее дело по жалобе на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении подсудно Некрасовскому районному суду Ярославской области.

      Исполняющим обязанности председателя Некрасовского районного суда Ярославской области фактически заявлен самоотвод и принято решение об отводе других судей Некрасовского районного суда Ярославской области. При этом, поскольку супруга лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, является помощником судьи Некрасовского районного суда Ярославской области, рассмотрение дела любым иным судьёй названного суда может породить сомнения в объективности и беспристрастности этого судьи и его незаинтересованности в исходе дела.

      При таких обстоятельствах для рассмотрения дела его территориальную подсудность необходимо изменить. Учитывая проживание Лимушкина А. Д. , принимая во внимание организацию транспортного сообщения в Ярославской области, нагрузку судей районных (городских) судов Ярославской области, полагаю, что дело следует направить для рассмотрения во Фрунзенский районный суд

      г. Ярославля.

      На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.2-29.3 КоАП РФ,

      ОПРЕДЕЛИЛ:

      Территориальную подсудность дела по жалобе защитника Лимушкина

      А. Д. – адвоката Козлова А. А. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Некрасовского судебного района Ярославской области от 01 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, в отношении Лимушкина Андрея Дмитриевича изменить и направить дело для рассмотрения во Фрунзенский районный суд г. Ярославля.

      Заместитель председателя

      Ярославского областного суда А. Б. Чугунов

      • Арбитражный процессуальный кодекс

      • Бюджетный кодекс

      • Водный кодекс

      • Воздушный кодекс

      • Градостроительный кодекс

      • Гражданский кодекс часть 1

      • Гражданский кодекс часть 2

      • Гражданский кодекс часть 3

      • Гражданский кодекс часть 4

      • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

      • Жилищный кодекс

      • Земельный кодекс

      • Кодекс административного судопроизводства

      • Кодекс внутреннего водного транспорта

      • Кодекс об административных правонарушениях

      • Кодекс торгового мореплавания

      • Лесной кодекс

      • Налоговый кодекс часть 1

      • Налоговый кодекс часть 2

      • Семейный кодекс

      • Таможенный кодекс Таможенного союза

      • Трудовой кодекс

      • Уголовно-исполнительный кодекс

      • Уголовно-процессуальный кодекс

      • Уголовный кодекс

      ВС объяснил, где подсудность для бездействия

      • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28

        «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях»

      • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)

        (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

      • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)

        (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)

      • Федеральный закон от 28.12.2017 N 421-ФЗ

        «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения»

      • Федеральный закон от 03.07.2016 N 303-ФЗ

        «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 28.05.2017 N 101-ФЗ

        «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 29.07.2018 N 265-ФЗ

        «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 28.05.2017 N 102-ФЗ

        «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

      • Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ (ред. от 28.12.2017)

        «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 01.05.2017 N 87-ФЗ

        «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 19.07.2018 N 213-ФЗ

        «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ (ред. от 29.07.2017)

        «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2017)

      • Федеральный закон от 28.03.2017 N 39-ФЗ

        «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 05.12.2017 N 380-ФЗ

        «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 29.07.2017 N 274-ФЗ

        «О внесении изменений в статью 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 08.03.2015 N 23-ФЗ (ред. от 03.07.2016)

        Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

        Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

        Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

        В пп. «з» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

        Что является местом совершения административного правонарушения?

        .. При определении подсудности необходимо также учитывать закрепленные в статье 29.5 КоАП РФ правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях.

        В части первой этой статьи закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, — место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

        Определение подсудности дел о правонарушениях в форме бездействия (неисполнения установленной правовым актом обязанности)

        При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ. Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.

        Изменением подсудности по ходатайству лица. Важны ли причины?

        Общая территориальная подсудность в соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о передаче дела для рассмотрения по месту жительства данного лица. При этом необходимо учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможность передачи дела для рассмотрения по месту нахождения юридического лица в случае поступления такого ходатайства от его законного представителя (защитника).

        Разрешая ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, необходимо иметь в виду, что КоАП РФ не обязывает данное лицо указывать причины, по которым оно просит об этом, и представлять доказательства, подтверждающие уважительность таких причин.

        Основания для отказа в удовлетворении ходатайства о передаче дела для рассмотрения по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности

        Судья вправе отказать в удовлетворении ходатайства указанного лица с учетом конкретных обстоятельств дела, если это необходимо для обеспечения баланса прав всех участников производства по делу об административном правонарушении или защиты публичных интересов.

        К таким случаям, в частности, относятся:

        • возражение потерпевшего, обладающего процессуальными правами, аналогичными правам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, привлечение которого к участию в деле является обязательным (части 2 и 3 статьи 25.2 КоАП РФ). Удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства в данном случае может повлечь нарушение права потерпевшего на судебную защиту;
        • установление фактов недобросовестного пользования своими процессуальными правами лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, выражающегося, например, в последовательном заявлении ходатайств об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении по различным основаниям, а впоследствии — о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства;
        • возбуждение в отношении лица дела об административном правонарушении, санкция за совершение которого предусматривает назначение наказания в виде административного ареста или административного выдворения, поскольку из положений части 3 статьи 25.1, части 4 статьи 29.6 КоАП РФ следует, что такие дела должны рассматриваться в день получения протокола об административном правонарушении и с обязательным присутствием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

        Хитрая подсудность по административным делам. Статьи 23.1 и 17.7 КоАП РФ

        1. Понятие подведомственности. Согласно устоявшемуся пониманию подведомственность — это относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и других юридических дел к ведению того или иного государственного и иного органа; это свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами. Подведомственность обеспечивает четкое и целесообразное распределение юридических дел между различными юрисдикционными органами. Важный признак подведомственности — определение ее правил только в законе (например, в ст. 22 ГПК, ст. 27 — 33 АПК, ст. 1 и 17 КАС, ст. 11 ГК, ст. 18 — 23, 27, 35, 41 СК и др.).

        2. Общие правила подведомственности в сфере административного судопроизводства. В соответствии со ст. 17 КАС ВС РФ, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции КС РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ и арбитражных судов.

        1. Понятие и виды подсудности административных дел. Подведомственные судам общей юрисдикции административные дела разрешаются ВС РФ, областными, краевыми судами, образованными на уровне субъектов РФ, и районными судами, а также военными судами как специализированными судами.

        Общим для всех судов является их право разрешать административные дела в качестве суда первой инстанции. Однако каждый из них вправе разрешать лишь те дела, которые отнесены законом к его компетенции. В связи с этим возникает необходимость четко определить полномочия судов на рассмотрение административных дел по существу, что достигается с помощью правил подсудности. Правила подсудности гарантируют реализацию ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

        При этом подсудность административных дел с участием как российских, так и иностранных лиц определяется по общим правилам, установленным КАС, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

        В отличие от подведомственности, с помощью которой разграничиваются полномочия на разрешение административных дел между различными юрисдикционными органами, подсудность разграничивает компетенцию между различными судами общей юрисдикции и ВС РФ. В зависимости от рода подлежащих разрешению дел и от территории, на которой действует тот или иной суд, принято различать подсудность родовую, или предметную, и территориальную, или пространственную (местную).

        2. Родовая подсудность. Родовой (предметной) считается подсудность дел судам, относящимся к различным звеньям судебной системы. С ее помощью разграничивается компетенция районных судов, судов, образованных на уровне субъектов РФ, и ВС РФ. Это достигается путем отнесения к ведению каждого звена судебной системы административных дел строго определенного рода по предмету спора.

        Согласно ст. 19 КАС подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных ст. 18, 20 и 21 КАС, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

        Полный список судопроизводств зафиксирован в российском законодательстве:

        • ФКЗ от 07.02.2011 «О судах общей юрисдикции».
        • ФЗ №188 «О мировых судьях в РФ» от 17.12.1998 г и т.д.

        При этом в законах неполно отражены дела уголовного и административного характера. Есть только несколько отсылок к другим нормативным актам, в которых содержится исчерпывающий список.

        Какие дела рассматривает мировой суд? Перечень компетенций мирового судьи закреплен в ст. 3 ФЗ №188 от 17.12.1998. Судья может рассматривать:

        • гражданские по имущественным вопросам, требованиям по взысканию ЖКХ задолженности, имущественным спорам до 50 000 рублей, кроме проблем по наследственным вопросам и интеллектуальным правонарушениям;
        • уголовные дела по преступлениям с наказанием не более 3 лет заключения кроме проблем из ст. 31 УПК РФ;
        • административные;
        • семейные;
        • иски по ЗПП с требованиями менее 100 000 рублей.

        Мировые судьи могут рассматривать иски по:

        • уголовным;
        • гражданским;
        • административным разбирательствам.

        В компетенции судьи входит рассмотрение следующих категорий дел:

        1. Споров по вынесению судебных приказов.
        2. Разводов с детьми.
        3. Раздел нажитой во время брака собственности при расторжении брака.
        4. Другие типы семейно-правовых споров, кроме дел по установлению отцовства/материнства, лишения статуса родителя, усыновлении.
        5. Имущественные споры на сумму не более 500 МРОТ.
        6. Споры по трудовым отношениям, кроме восстановления работника на рабочем месте.
        7. Споры по определению порядка использования земли, строений или иной недвижимости.

        Если в одном деле объединено несколько обстоятельств, изменяется предмет спора или ответчик предъявляет встречное исковое заявление, вновь появившиеся обстоятельства относят к судам районного типа, а прочие – к мирового, то дело будет уже рассматриваться в районном суде.

        Список дел, которые могут рассматриваться в суде, обширен. При этом в мировом судебном органе не рассматривают:

        • иски по имущественным спорам, если взыскиваемая сумма превышает 50 тыс. рублей, по ЗПП – 100 тыс. рублей;
        • разводы при наличии в семье несовершеннолетних детей, если решаются вопросы по их воспитанию, месту проживания и прочим спорам за детей;
        • дела по лишению родительских прав и усыновлению детей;
        • все уголовные дела, если предусмотрено ограничение свободы больше 3 лет;
        • дела уголовного и гражданского плана, если их должны рассматривать районные или городские суды.

        Судебный участок МС рассматривает дела, связанные с имущественными спорами граждан с суммой не более 50 000 рублей, а районные суды рассматривают все прочие споры. Даже если сумма иска будет минимально превышать сумму, дело передадут в районный суд. Кроме того, к перечню дел, которые подсудны мировым, относят бракоразводные процессы без споров о детях, выдачу судебных приказов и т.д.

        Компетенции районных судов рассматриваются по остаточному принципу. Фактически, по всем остальным проблемам истцы должны обращаться в районный суд. Кроме того, районный суд считается федеральным, а мировой суд финансируется из регионального бюджета.

        Если нужно обжаловать решение мирового судьи, ответчик должен обращаться в районный суд.

        Судебный участок МС считается низшей инстанцией судебной системы. Судья может рассматривать заявления, проходящие по упрощенной схеме и рассматриваемые в кратчайший срок. При этом число подобных исков превалирует в судебных делах. Фактически, мировые судьи наиболее загруженный судебный орган.

        [КАС РФ] [Раздел I] [Глава 2]

        Мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.

        Районный суд рассматривает и разрешает по первой инстанции уголовные дела обо всех преступлениях, совершенных на территории соответствующего административно-территориального образования, за исключением уголовных дел, отнесенных к подсудности вышестоящих и военных судов, а также мирового судьи (ч. 2 ст. 31 УПК РФ).

        Районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования.

        Такое расследование назначается при совершении административного правонарушения в области антимонопольного, валютного законодательства, законодательства о рекламе, защите прав потребителей, законодательства в области налогов и сборов и в некоторых других случаях.

        Кроме того, судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации или административное приостановление деятельности (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

        Районный суд на основании ч. 4 ст. 125 Конституции РФ вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле (ст. 34 Закона о судах общей юрисдикции).

        К компетенции районного суда относится рассмотрение в апелляционном порядке апелляционных жалоб и представлений на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района (п. 1 ст. 320.1 ГПК РФ).

        Районный суд осуществляет различные формы судебного контроля за действиями и решениями:

        • государственных органов;
        • органов местного самоуправления;
        • учреждений, предприятий и их объединений,
        • общественных объединений;
        • должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан.

        Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в районный суд на неправомерные решения, действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц, нарушающих их права и свободы, либо создающих препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконного возложения на него какой-либо обязанности или незаконное привлечение его к ответственности.

        Глава 2 КАС РФ. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ И ПОДСУДНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ СУДАМ

        По общему правилу, закрепленному в статье 28 ГПК РФ, исковые заявления подаются истцом в суд по месту жительства ответчика.

        Если ответчиком является организация или учреждение (ООО, ПАО), то исковое заявление подается истцом по месту нахождения юридического лица.

        Для индивидуальных предпринимателей подсудность определяется регистрацией по месту жительства.

        Местом жительства гражданина является то место, где он постоянно или преимущественно проживает.

        Законом установлено, что гражданин обязан зарегистрироваться по месту жительства в течении 7 дней после прибытия. То есть очевидным вариантом обращения в суд является подача искового заявления по месту его регистрации.

        Юридические лица и индивидуальные предприниматели сообщают сведения о своем местонахождении в регистрирующий орган — налоговую инспекцию.

        Сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП доступны любому гражданину. Поэтому истцу желательно проверить местонахождение ответчика перед подачей искового заявления.

        Если вам неизвестно местонахождение ответчика, то можете указать абсолютно любой адрес. После принятия иска обязанности по извещению ответчика лежат уже на суде, который в этом случае проведет поиски ответчика самостоятельно.

        Наибольшая неприятность, которая вам грозит в этом случае — может выясниться, что ответчик находится в другом городе, тогда иск направят по подсудности в другой суд.

        Исключительная территориальная подсудность означает, что требования будут рассмотрены только в конкретном суде, изменить эту подсудность договором или выбрать истцу невозможно.

        К гражданским делам, рассматриваемым по правилам исключительной подсудности, относятся:

        • нарушение прав на принадлежащее человеку здание, сооружение, земельный участок или любой другой стационарный объект, включая наложение ареста на подобные объекты;
        • требования, выставляемые кредиторами человека, открывшего наследство, до того момента, как наследуемое имущество будет распределено между потенциальными наследниками;
        • нарушения перевозчиками грузов условий транспортных договоров.

        Кроме того, если иск гражданина вытекает из уголовного дела (когда он не подавался или был просто не разрешен при возбуждении уголовного дела), то данный иск подсуден только райсуду, который рассматривает его по нормам гражданского судопроизводства.

        Договорная подсудность означает, что стороны, при заключении гражданско-правового договора, вправе выбрать конкретный суд, в котором будут рассматриваться споры между ними.

        Стороны вправе изменить территориальную подсудность гражданского дела, выбрав любой суд, в любом месте Российской Федерации.

        Договор должен быть заключен в письменном виде. В договоре должна быть конкретно определена подсудность дела, указано полное наименование суда, в котором будут рассматриваться споры.

        Договорная подсудность не применяется по требованиям, которые подсудны судам субъекта РФ, Верховному Суду РФ. Договорной подсудностью нельзя изменить исключительную подсудность гражданского дела, установленную статьей 30 ГПК РФ.

        После разрешения вопроса о подведомственности дела суду общей юрисдикции заинтересованное лицо должно определить конкретный суд, в который следует подать исковое заявление (заявление, жалобу).

        Понятие подсудности в гражданском судопроизводстве необходимо отличать от подведомственности. Правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции внутри судебной системы по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

        Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы Российской Федерации. Одни гражданские дела отнесены за­коном к ведению мировых судов, другие — районных (городских) и т.д. Критерием отнесения конкретных гражданских дел к ведению судов того или иного уровня являются характер (род) дела, предмет и субъект­ный состав спора. Поэтому подсудность, определяющая компетенцию судов различных звеньев судебной системы (различных уровней) в ка­честве судов первой инстанции, называется родовой, или предметной.

        Компетенция районных судов определена по остаточному принципу: в соответствии со ст. 24 ГПК им подсудны все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции, за исключением дел, предусмотренных ст. 23, 25, 26 и 27 ГПК. Иначе говоря, районные суды рассматривают по первой инстанции все гражданские дела, за исключением тех, которые специальными нормами отнесены к компетенции мировых судей, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономного округа, Верховного Суда РФ, а также военных и иных специализированных судов.

        Помимо гражданских дел районные суды также рассматривают дела об административных правонарушениях — см. абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП.

        Дела, отнесенные к компетенции мировых судей, подлежат рассмотрению районными судами, если на конкретном судебном участке мировой судья не избран (не назначен) — ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»;

        3) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа.

        Компетенция (юрисдикция) мировых судей

        Федеральный закон от 1.02.1998 №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»

        Статья 3. Компетенция мирового судьи

        1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

        1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

        2) дела о выдаче судебного приказа;

        3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

        Гражданские дела, находящиеся в производстве мировых судей на день вступления в силу Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ и отнесенные подпунктом 4 пункта 1 статьи 3 (в редакции указанного Федерального закона) к подсудности районных судов, рассматриваются мировыми судьями (статья 3 Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ).

        4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

        (пп. 4 в ред. Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ)

        Гражданские дела, находящиеся в производстве мировых судей на день вступления в силу Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ и отнесенные подпунктом 5 пункта 1 статьи 3 (в редакции указанного Федерального закона) к подсудности районных судов, рассматриваются мировыми судьями (статья 3 Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ).

        5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

        (пп. 5 в ред. Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ)

        Гражданские дела, находящиеся в производстве мировых судей на день вступления в силу Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ и отнесенные подпунктом 6 пункта 1 статьи 3 (в редакции указанного Федерального закона) к подсудности районных судов, рассматриваются мировыми судьями (статья 3 Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ).

        6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

        (пп. 6 в ред. Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ)

        7) утратил силу. — Федеральный закон от 22.07.2008 N 147-ФЗ;

        8) дела об определении порядка пользования имуществом;

        9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

        (п. 1 в ред. Федерального закона от 14.02.2005 N 2-ФЗ)

        1.1. Кроме дел, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

        (п. 1.1 введен Федеральным законом от 14.02.2005 N 2-ФЗ)

        2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

        3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

        Территориальная подсудность – это комплекс правил и установок, определяющих разделение компетенции административных судов одного уровня. Важно учитывать место проживания физического или юридического лица, место исполнения обязательств должностным лицом, либо место пребывания лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК России. Вместе с тем, сегрегация дел, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их участков, устанавливается местом нахождения отделений, деятельность которых соответствует нарушениям.

        Дополнительная информация! Согласно ч. 1 ст. 29.5 АК Российской Федерации может быть изменена подсудность по официальной просьбе лица, в отношении которого ведется судебное разбирательство, с передачей дела по месту проживания данного лица для его рассмотрения.

        Установки территориальной подсудности не принуждают лицо, в отношении которого ведется разбирательство, объяснять причины изменения подсудности и выдвигать доводы засвидетельствования их весомости. Страж правосудия имеет право отказать в удовлетворении официальной просьбы указанного лица, учитывая существенные обстоятельства предмета обсуждения, если это необходимо для соблюдения равенства прав всех участников по рассмотрению данного правонарушения или защиты общественной заинтересованности.

        В определении об отказе в удовлетворении названного выше прошения должны быть приведены обоснования, которые затрудняют рассмотрение дела. Такие же правила существуют и при определении территориального распределения дел о противоправных действиях или бездействиях, по которым расследование проводилось должностным лицом структурного подразделения федерального органа исполнительной власти.

        Обратите внимание! Исходя из положений ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ, дело подлежит рассмотрению в районном суде по месту нахождения структурного подразделения, проводившего законодательное расследование.

        РП КоАП РФ – это распределение дел, которое определяется предметом тяжбы, обуславливается разделением компетенции между инстанциями системы судов общей юрисдикции.

        Происходит разграничение осведомленности мировых судей от полномочий районных судов по разбирательству дел первой инстанции, районных судов – от компетенции судов субъектов РФ и последних – от компетенции Верховного суда РФ.

        Спорная подсудность КоАП РФ дел – это набор специальных норм, одновременно относящихся к разным критериям рассмотрения акта об управленческом правонарушении судьями районных или арбитражных либо гарнизонных военных судов. Ими же выделяются, подробно анализируются и предлагаются законодательные решения по возможным спорным ситуациям, возникновение которых обусловлено технико-юридическими погрешностями, допущенными при конструировании подсудности ч. 3 положения 23.1 КоАП РФ.

        Подсудность административных дел КоАП – это компетенция мировых судей. Административные дела, подсудные мировому судье, дают возможность определить конкретного судью, имеющего полномочия для судебного разбирательства.

        В судебной практике мировых судей, как правило, преобладают правонарушения в области дорожного движения или предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг и правовых нарушений против общественного порядка и общественной безопасности.

        Наиболее частые дела о правонарушениях предусмотрены в списке положений ч. 1-2 ст. 12.8, ч. 1-3 ст. 12.10, ч. 3 ст. 12.15, ст. 12.24 РФ. Мировые стражи правосудия рассматривают также дела, возбужденные сотрудниками органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, действующими на основании Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398).

        Согласно ст. 2 постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398, сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта имеют права и полномочия федеральных государственных служащих органов Российской транспортной инспекции, установленные Положением о Российской транспортной инспекции (утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 515). Федеральная служба выполняет вышеперечисленные права и полномочия через Управление автотранспортного, городского электротранспортного и автодорожного надзора, входящего в состав Федеральной службы.

        Постановление Верховного Суда РФ от 22.06.2020 N 44-АД20-9

        С использования правил о родовой подсудности начинается процесс установления судебного органа, в который следует обратиться с целью разрешения спорной ситуации. Данный механизм позволяет ответить на вопрос, какой уровень судебной системы обладает надлежащими полномочиями для решения конфликта.

        Именно в рамках установленного таким образом уровня возможно применение положений о территориальной подсудности, позволяющих установить конкретный орган, в сферу компетенции которого включается соответствующий конфликт.

        Поскольку мировые судьи занимают позицию низшего звена в системе судов общей юрисдикции, закон ограничивает сферу их функционирования кругом категорий дел невысокого уровня сложности. Законодатель говорит об уголовной, гражданской подсудности мировых судей, а также их компетенции по разрешению дел об административных правонарушениях.

        ФЗ от 08.03.2015 № 22, которым был введен в действие Кодекс административного судопроизводства, исключил из подсудности мирового суда споры о взыскании налогов и сборов, что повлекло необходимость решения вопросов посредством обращения в районный суд. Однако на практике процедура оказалась неудобной и длительной, поэтому закон от 05.04.2016 № 103-ФЗ отнес к подсудности мировых судей право выносить судебные приказы по указанным выше требованиям.

        Подсудности мировых судей посвящена ст. 3 ФЗ «О мировых судьях в РФ» от 17.12.1998 № 188-ФЗ, в которой наиболее полно раскрывается их юрисдикция, конкретизированная в отраслевых кодексах.

        Ст. 23 ГПК определяет подсудность дел мировому судье в области гражданских отношений, перечисляя следующие споры:

          Вопросы семейных отношений, включая раздел имущества при условии, что цена иска ограничена 50 000 (если больше — в районный суд), расторжение брака при отсутствии разногласий относительно детей, а также иные конфликты в этой области. Закон прямо исключает из компетенции мирового судьи ситуации оспаривания либо установления отцовства, лишения и ограничения родительских прав, иные споры о детях и недействительности брачного союза.

        После того как по характеру спора произошло выявление родовой подсудности мировых судей, требуется перейти к установлению конкретного судьи, обращение к которому будет безошибочным и позволит эффективно защитить интересы. Каждый из кодексов содержит самостоятельное регулирование вопросов территориальной подсудности.

        КоАП в ст. 29.5 говорит о рассмотрении споров, касающихся фактов совершения административных правонарушений, по месту их совершения. При этом сохраняется возможность подачи нарушителем ходатайства о переносе рассмотрения по месту его жительства, то есть фактически устанавливается альтернативная подсудность.

        ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: на практике неоднократно возникал вопрос о правомерности отказа судьи в удовлетворении вышеуказанного ходатайства, причем взгляды высших судов эволюционировали.

        Первоначально ВС РФ в Обзоре законодательства за 3 квартал 2006 года отмечал обязательность обеспечения реализации права лица выбирать подсудность, при этом отказ суда не допускался иначе, как в случаях обозначения конкретных препятствий к переносу рассмотрения.

        Основным подвидом территориальной подсудности мировых судей и иных судебных органов по ГПК является общая подсудность: предъявление требований по месту жительства/нахождения противоположной стороны.

        Существуют и иные виды:

        1. Альтернативная подсудность — случаи, когда закон наделяет правом выбора истца, например, иск, направленный на расторжение брака, может быть предъявлен не только в соответствии с общим правилом, но и в мировой суд, расположенный по месту жительства заявителя, если, например, состояние его здоровья делает затруднительным выезд в иной судебный орган.
        2. Исключительная подсудность — императивные установления для ряда специфических случаев, рассмотрение которых надлежащим образом может быть осуществлено лишь в определенным образом расположенном территориально судебном органе. Примером может служить спор, порожденный перевозочными отношениями, при этом территориальная подсудность мировых судей будет определяться по месту нахождения перевозчика.
        3. Договорная подсудность — возможность определения компетентного суда, в том числе мирового, в соглашении. Но такие возможности сторон не безграничны, например, исключительная подсудность не подлежит корректировке.
        4. Подсудность по связи дел — нормы о подаче встречных исков, требований к нескольким ответчикам, проживающим по различным адресам.

        Следует отметить, что нормы о территориальной подсудности мировых судей не являются специфичными.

        В УПК ст. 32 в качестве общего правила приводит критерий места совершения преступления для определения компетентного судебного органа, а при наличии территориальной удаленности мест начала и окончания наказуемых действий рассмотрение происходит по месту окончания. Когда имеются самостоятельные деяния в разных местах, решающим становится тяжесть или количество нарушений в одном из них.

        ВАЖНО: особо подчеркивается, что преступления частного характера в случае их совершения за границей, но когда обе стороны обладают гражданством РФ, должны решаться мировыми судьями, определяемыми по критерию проживания одной из сторон конфликта.

        Данная норма появилась в механизме правового регулирования вследствие обнаруженного КС РФ пробела применительно к ситуациям совершения частных преступлений за пределами РФ российскими гражданами и невозможности адекватного определения уполномоченного суда на основании имевшейся общей нормы о разрешении по месту совершения (в силу ограничения юрисдикции России за ее пределами).

        В постановлении от 16.10.2012 № 22-П КС констатировал невозможность применения рассмотренных положений до момента разработки законодателем надлежащего регулирования, обеспечивающего реальную защиту прав потерпевших. В рамках переходного периода (до принятия ФЗ от 21.10.2013 № 271-ФЗ) для определения подсудности мировых судей в этой области использовалось следующее правило: разрешение по месту проживания обеих сторон конфликта, а в остальных случаях — вопрос решался председателем суда, стоящего выше в иерархии.

        Перечислим список вопросов, подлежащих рассмотрению мировым судьей:

        • Дела о подписании судебного приказа.
        • Вопросы расторжения брака при отсутствии спора об опеке над детьми между родителями.
        • Вопросы раздела имущества при разводе, если совокупная сумма, оспариваемая сторонами, составляет не более 50 000 руб.
        • Другие вопросы, возникающие в ходе разбирательств между сторонами. При этом исключаются вопросы об оспаривании отцовства, отказе в родительских правах или иных подобных ограничениях.
        • Спорные вопросы относительно материальной собственности. В перечень рассматриваемых вопросов не включены дела о наследовании кем-либо имущества. Цена иска не должна превышать при этом 50 000 руб.
        • Вопросы установления порядка допустимого пользования имуществом.

        Федеральным законодательством четко определяется подсудность гражданских дел мировому судье. Проблемные вопросы, благодаря этому, возникают крайне редко.

        Если возникает необходимость объединения нескольких требований, сопряженных между собой, корректировки предмета иска или встречного предъявления, и при этом некоторые из вопросов становятся подведомственными районной инстанции, все дело должно рассматриваться именно в этом отделении органов судебно-следственной власти.

        При этом считается недопустимым выяснение вопроса подсудности между районной инстанцией и мировым.

        Подсудность дел об административных правонарушениях судам.

        Мировой судья

        В законодательной базе под подсудностью подразумевается отношение конкретных судебных инстанций к обобщенной юрисдикции для решения спорных вопросов в основной инстанции.

        Каждый мировой судья должен определяться, как исполнитель своей юрисдикции в рассматриваемом субъекте РФ, считаются основным звеном в действующей судебной системе.

        Принцип работы и полномочия каждого мирового судьи, а также рекомендации относительно формирования соответствующих должностей четко определяется существующими положениями законодательной базы.

        Административные дела, подсудные рассмотрению по месту совершения деяния – это общее правило в судебной практике. Однако согласно официальной просьбе лица, которая излагается во время обсуждения, возможно рассмотрение по месту проживания данного лица.

        Правовой вопрос, по которому проводилось разбирательство, рассматривается по месту нахождения судебного органа. Дела о проступках несовершеннолетних разбираются по постоянному месту проживания лица. В его отношении ведется процесс по делу о правонарушении.

        Правонарушения, влекущие за собой лишение права управления транспортным средством, нарушение правил судоходства, пользования маломерными судами и эксплуатации транспорта, очевидно, будут рассматриваться по месту учета транспортного средства.

        Кодекс административного судопроизводства (КАС) — подсудность

        Территориальная подсудность – это комплекс правил и установок, определяющих разделение компетенции административных судов одного уровня.

        Важно учитывать место проживания физического или юридического лица, место исполнения обязательств должностным лицом, либо место пребывания лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК России.

        Подведомственность и подсудность

        РП КоАП РФ – это распределение дел, которое определяется предметом тяжбы, обуславливается разделением компетенции между инстанциями системы судов общей юрисдикции.

        Происходит разграничение осведомленности мировых судей от полномочий районных судов по разбирательству дел первой инстанции, районных судов – от компетенции судов субъектов РФ и последних – от компетенции Верховного суда РФ.

        16 февраля 2014 г. должностным лицом СБ ДПС ГИБДД ОР МВД по Республике Мордовия составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому 16 февраля 2014 г.

        в 05 часов 20 минут водитель Борискин СВ. в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г.

        № 1090, не выполнил законное требование сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (л.д. 3).

        Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия от 11 марта 2014 г., оставленным без изменения постановлением председателя Верховного Суда Республики Мордовия от 25 апреля 2014 г., Борискин СВ.

        С использования правил о родовой подсудности начинается процесс установления судебного органа, в который следует обратиться с целью разрешения спорной ситуации. Данный механизм позволяет ответить на вопрос, какой уровень судебной системы обладает надлежащими полномочиями для решения конфликта.

        Именно в рамках установленного таким образом уровня возможно применение положений о территориальной подсудности, позволяющих установить конкретный орган, в сферу компетенции которого включается соответствующий конфликт.

        Поскольку мировые судьи занимают позицию низшего звена в системе судов общей юрисдикции, закон ограничивает сферу их функционирования кругом категорий дел невысокого уровня сложности. Законодатель говорит об уголовной, гражданской подсудности мировых судей, а также их компетенции по разрешению дел об административных правонарушениях.

        Подсудности мировых судей посвящена ст. 3 ФЗ «О мировых судьях в РФ» от 17.12.1998 № 188-ФЗ, в которой наиболее полно раскрывается их юрисдикция, конкретизированная в отраслевых кодексах.

        Ст. 23 ГПК определяет подсудность дел мировому судье в области гражданских отношений, перечисляя следующие споры:

        1. Вопросы раздела имущества при условии, что цена иска ограничена 50 000 (если больше — в районный суд), расторжение брака при отсутствии разногласий относительно детей.
        2. Приказное производство.
        3. Имущественные споры (в пределах 50 000 рублей), исключая наследственные дела, а также споры, объектом которых выступает интеллектуальная деятельность.
        4. Имущественные споры в сфере защиты прав потребителей до 100 000 рублей.

        Данный перечень не носит исчерпывающего характера, о чём свидетельствует отсылка на вероятность дополнения его иными положениями федерального законодательства.

        После того как по характеру спора произошло выявление родовой подсудности мировых судей, требуется перейти к установлению конкретного судьи, обращение к которому будет безошибочным и позволит эффективно защитить интересы. Каждый из кодексов содержит самостоятельное регулирование вопросов территориальной подсудности.

        КоАП в ст. 29.5 говорит о рассмотрении споров, касающихся фактов совершения административных правонарушений, по месту их совершения. При этом сохраняется возможность подачи нарушителем ходатайства о переносе рассмотрения по месту его жительства, то есть фактически устанавливается альтернативная подсудность.

        Обратите внимание! На практике неоднократно возникал вопрос о правомерности отказа судьи в удовлетворении вышеуказанного ходатайства, причем взгляды высших судов эволюционировали.

        Первоначально ВС РФ в Обзоре законодательства за 3 квартал 2006 года отмечал обязательность обеспечения реализации права лица выбирать подсудность, при этом отказ суда не допускался иначе, как в случаях обозначения конкретных препятствий к переносу рассмотрения.

        Однако КС в Определении от 29.01.2009 № 2-О-О отразил иные взгляды, согласно которым такое ходатайство удовлетворяется, лишь если это необходимо для надлежащего производства. ВС воспринял и отразил данную позицию в Обзоре практики за 2 квартал 2009 года, отметив в качестве границ прав заявителя ходатайства публичные интересы, а также интересы иных участников дела и перечислив возможные ситуации отказа.


        Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.