Охрана жилищных прав граждан при капитальном ремонте

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Охрана жилищных прав граждан при капитальном ремонте». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Верховным Судом Российской Федерации проведено изучение судебной практики рассмотрения дел по спорам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого помещения либо многоквартирного жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Изучение судебной практики показало, что в основном споры указанной категории возникают в связи с ненадлежащим исполнением органами местного самоуправления обязанностей, возложенных на них жилищным законодательством.

В связи с этим судами рассматривались дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, межведомственных комиссий по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания, определением сроков расселения многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, о внеочередном предоставлении жилого помещения, о выселении, об обеспечении жилищных прав собственника жилого помещения в связи с изъятием земельного участка и жилого помещения в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, и другие споры.

Анализ судебной практики рассмотрения дел указанной категории свидетельствует о том, что суды в основном правильно определяют закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуются положениями Конституции Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, учитывают правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее — Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения — о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ).

Так, Г. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования о признании квартиры непригодной для проживания, не подлежащей восстановлению путем реконструкции или ремонта, о признании права на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, возложении на ответчика обязанности предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма.

Определением городского суда, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам краевого суда, в принятии искового заявления Г. в части требований о признании квартиры непригодной для проживания, не подлежащей восстановлению путем реконструкции или ремонта отказано. В остальной части исковое заявление принято к производству суда первой инстанции.

Отказывая Г. на основании пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ в принятии искового заявления в части требования о признании квартиры непригодной для проживания, не подлежащей восстановлению путем реконструкции или ремонта, судебные инстанции правомерно исходили из того, что решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, и не входит в полномочия судебных органов.

При рассмотрении дел по искам о выселении граждан из занимаемых жилых помещений, заявленным по основаниям, предусмотренным статьями 86, 87 ЖК РФ, необходимо проверять соблюдение установленного Положением порядка признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Так, районным судом рассмотрен ряд дел по искам государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования о выселении граждан из жилых помещений с предоставлением других жилых помещений. В удовлетворении заявленных требований по всем делам судом отказано, поскольку при разрешении требований образовательного учреждения было установлено, что принадлежащее истцу на праве оперативного управления здание общежития в установленном порядке аварийным не признано. При этом был признан необоснованным довод истца о том, что аварийное состояние здания подтверждено заключением ОАО «Калининградпромпроект», поскольку в силу пункта 7 Положения, действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2), признание помещения непригодным для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в этих целях.

Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

В судах рассматривается большое количество жалоб граждан на решения органов местного самоуправления в части определения сроков расселения многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также переноса уже установленных сроков.

При рассмотрении таких дел судами, как правило, учитываются разъяснения, данные Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года. Согласно данным разъяснениям определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Например, районным судом был удовлетворен иск прокурора в интересах Т.

Суд установил, что многоквартирный дом, в котором проживает истец, признан аварийным и подлежащим сносу в декабре 2007 года. Срок расселения дома установлен органом местного самоуправления до 30 ноября 2008 года.

Однако уже на момент обследования в 2007 году состояние фундамента, стен, крыши и других конструктивных элементов здания оценивалось как недопустимое. Тем не менее сроки расселения неоднократно переносились, и в 2012 году расселение отложено до 31 декабря 2013 года.

По результатам экспертизы установлено, что на момент рассмотрения дела существует опасность обрушения чердачного перекрытия в жилые помещения. Возникла реальная угроза жизни и здоровью проживающих в доме граждан.

При таких обстоятельствах суд обоснованно признал незаконным постановление администрации о переносе сроков расселения и обязал предоставить Т. жилое помещение во внеочередном порядке.

Если объектом найма является комната в коммунальной квартире, расположенной в доме, признанном непригодным для проживания и подлежащим сносу, то при определении общей площади предоставляемого в связи с выселением другого жилого помещения необходимо учитывать общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры, включая жилую площадь самой комнаты и площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая), а также долю площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.

Например, при рассмотрении дела по иску Г.В. и Г.О. к администрации города о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение установлено, что истцы по договору социального найма занимают комнату площадью 10,8 кв.м в трехкомнатной коммунальной квартире, состоящей из трех жилых комнат площадью 17,3 кв.м, 11,4 кв.м и 10,8 кв.м, коридора площадью 5 кв.м, кладовой площадью 1,4 кв.м и кухни площадью 9,6 кв.м.

Заключением межведомственной комиссии города многоквартирный дом, в котором расположена указанная квартира, признан аварийным и подлежащим сносу.

  • Анализ правоприменительной практики о правомерности видеонаблюдения/геолокации сотрудников
  • Применение международных договоров об авторском праве судами России (практика 2016-2019 г.г.)
  • Спорные вопросы применения арбитражными судами норм о косвенном иске
  • Осуществление должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, производства по делам об административных правонарушениях
  • Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства

Жилищный кодекс Российской Федерации

« Сентябрь 2021 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30

Написать комментарий

      Правовые нормы по выселению граждан из квартир Верховный суд разобрал самые спорные моменты Жилищного кодекса

      Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддер жания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

      С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

      Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

      Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года.

      Учитывая, что в связи с применением Жилищного кодекса Российской Федерации у судов возникли вопросы, требующие разрешения, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики и законности постановляет дать судам следующие разъяснения:

      Общие положения

      1. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

      Защита жилищных прав в административном порядке путем обращения с заявлением или жалобой в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу, являющемуся вышестоящим по отношению к лицу, нарушившему право, осуществляется только в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации или другим федеральным законом (часть 2 статьи 11 ЖК РФ). При этом судам необходимо учитывать, что право на обращение в суд за защитой жилищных прав сохраняется за лицом и в том случае, когда закон предусматривает административный порядок защиты жилищных прав. В случае несогласия с принятым в административном порядке решением заинтересованное лицо вправе обжаловать его в судебном порядке.

      2. Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом общей юрисдикции в соответствии с подведомственностью дел, установленной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — ГПК РФ).

      Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из жилищных правоотношений.

      Дела по жилищным спорам рассматриваются в судах на основании исковых заявлений (заявлений) заинтересованных лиц, по заявлению прокурора, поданному на основании и в порядке, предусмотренных статьей 45 ГПК РФ, либо по заявлению лиц, указанных в статье 46 ГПК РФ.

      3. Жилищные споры (о признании права на жилое помещение, о выселении из жилого помещения, о прекращении права пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника этого жилого помещения, о сохранении права пользования жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения, об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о признании недействительным решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма, о принудительном обмене занимаемого жилого помещения, о признании обмена жилыми помещениями недействительным и другие) исходя из положений статей 23 и 24 ГПК РФ рассматриваются по первой инстанции районным судом.

      Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

      1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

      2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

      3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

      4) стимулируют жилищное строительство;

      5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

      5.1) обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах; (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

      6) обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

      6.1) организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования; (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ)

      7) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

      8) осуществляют региональный государственный жилищный контроль (надзор) (далее — государственный жилищный надзор или региональный государственный жилищный надзор) и муниципальный жилищный контроль; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

      9) размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее — система) информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

      1. Жилище неприкосновенно.

      2. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

      3. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.

      4. Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

      1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

      2. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

      3. Указы Президента Российской Федерации, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

      4. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

      5. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

      6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

      7. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

      8. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

      1. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

      2. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

      3. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

      4. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

      Что нужно знать о капитальном ремонте – консультация специалиста

      К жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ)

      Конституцией Российской Федерации (ст.40), в числе основных прав человека, закреплено право на жилище, которое предполагает, прежде всего, право иметь жилище и постоянно пользоваться жилым помещением, возможность улучшения жилищных условий, право на беспрепятственное и свободное осуществление жилищных прав.

      Жилищным кодексом РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обязаны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, выполнять государственные обязательства по обеспечению жильём отдельных категорий граждан. При этом административные барьеры, препятствующие эффективному участию граждан в жилищных правоотношениях, должны быть сведены к минимуму.

      Одним из приоритетных направлений развития области является жилищное строительство, которое и в 2008 году характеризовалось положительной динамикой ввода жилых домов – 2008, 4 тыс. кв.м, превысив уровень 2007 года почти на 20 % (1705,6 кв.м).

      Несмотря на это, в 2008 году сократилось количество лиц, обеспеченных жилыми помещениями по договорам социального найма и составило 1555 человек, по сравнению с 2007 годом, в котором жилые помещения были предоставлены 1590 гражданам.

      Жилищная проблема, затрагивающая интересы значительного количества жителей Ростовской области, остаётся актуальной.

      В 2008 году в адрес Уполномоченного по жилищной тематике поступило 268 обращений (11,3 % от общего количества обращений).

      Нарушения прав граждан в жилищной сфере носят самый разнообразный характер.

      Так, в марте 2008 года к Уполномоченному поступило заявление жительницы г. Гуково Ростовской области гражданки П. о выселении ее с двумя несовершеннолетними детьми из комнаты в общежитии, предоставленной ей объединением «Гуковуголь», где она работает на протяжении восьми лет.

      Уполномоченный направил заявление гражданки П. в адрес мэра г. Гуково с просьбой внимательно отнестись к рассмотрению доводов заявительницы и учесть, что она является вдовой, в одиночку растит и воспитывает детей, занимаемая комната в общежитии является единственным местом их проживания.

      Согласно поступившему ответу администрации г. Гуково, гражданке П. с семьей было предоставлено жилое помещение.

      Также в марте 2008 года к Уполномоченному поступило обращение гражданина В., в котором он жаловался на действия должностных лиц администрации г. Новочеркасска Ростовской области, препятствующих в осуществлении его прав на приватизацию занимаемого жилого помещения.

      В связи с этим Уполномоченный обратился к прокурору г. Новочеркасска с просьбой организовать проверку изложенных в обращении В. доводов и, в случае выявления нарушений действующего законодательства принять соответствующие меры прокурорского реагирования.

      Проведенной прокурорской проверкой установлены нарушения норм жилищного законодательства, допущенные администрацией г. Новочеркасска не только в отношении обратившегося к Уполномоченному гражданина, но и большого количества граждан – жителей нескольких многоквартирных домов.

      В адрес мэра города было внесено представление об устранении выявленных нарушений и привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц администрации г. Новочеркасска.

      Также в октябре 2008 года к Уполномоченному обратилась гражданка У. с жалобой на должностных лиц ООО «МЖК-Батайск», которые не выдают ключи от квартир, приобретенных ею и другими гражданами в собственность, не производят запланированный ремонт, чем нарушают их права и законные интересы.

      В связи с запросом Уполномоченного из администрации г. Батайска Ростовской области поступил ответ, из которого следует, что имевший место инцидент устранен, ключи всем собственникам квартир выданы и в настоящее время производятся соответствующие ремонтные работы.

      Многочисленными являются обращения граждан по вопросам проведения текущего и капитального ремонта многоквартирных домов, и по вопросам, связанным с предоставлением жилищно-коммунальных услуг.

      Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, вступившему в действие с 1 марта 2005 года, обязанность по проведению капитального ремонта возложена на собственников жилых помещений. То есть все владельцы приватизированных квартир должны осуществлять ремонт за свои средства, вне зависимости от финансовых возможностей. В то же время в квартирную плату, которую собственники жилья регулярно уплачивали до принятия ЖК РФ, включались также расходы на проведение капитального ремонта, который фактически не был проведен.

      И в настоящее время практически невозможно обязать те или иные организации, ранее являвшимися балансодержателями жилищного фонда, выполнить названные работы.

      Порядок начисления платы за жилищно-коммунальные услуги регулируется Положением о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользованием жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 № 571 (далее – Положение).

      Наниматель, заключивший договор найма жилого помещения, относится к плательщикам жилищно-коммунальных услуг, следовательно на него распространяются нормы Положения, касающиеся начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, как и к собственнику жилого помещения.

      Согласно пункту 12 Положения в случае, если у плательщика жилищно-коммунальных услуг в жилом помещении отсутствуют зарегистрированные по месту жительства граждане, плата за техническое обслуживание, газо-, электро- и теплоснабжение, снабжение сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок, горячее водоснабжение вносится плательщиками жилищно-коммунальных услуг по установленным законодательством тарифам (ценам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание таких услуг. Плата за обращение с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) в отношении таких жилых помещений вносится исходя из норматива образования ТКО на одного плательщика жилищно-коммунальных услуг по субсидируемым тарифам для населения (пункт 52 Положения).

      Порядок и основания, по которым не начисляется плата за некоторые виды коммунальных услуг (обращение с ТКО, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), газоснабжение) (далее — коммунальные услуги) при отсутствии у потребителей приборов индивидуального учета расхода воды и газа, а также возмещение расходов на электроэнергию, потребляемую на работу лифта, гражданам, выехавшим из постоянного места жительства на срок свыше 10 суток, определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.12.2015 № 1466 (далее – Постановление № 1466).

      Пунктом 3 главы 2 Постановления № 1466 установлено, что плата за некоторые коммунальные услуги не взимается, (в том числе проживание по договорам найма жилого помещения частного жилищного фонда граждан, поднайма жилого помещения государственного жилищного фонда) и предварительно поставил в известность о сроках выезда организацию, осуществляющую начисление платы за коммунальные услуги. В течение 7 календарных дней со дня возвращения на место жительства (место регистрации), необходимо предоставить (в данном случае) справку для перерасчета платы за некоторые виды коммунальных услуг, выдаваемую на основании зарегистрированного в установленном порядке договора найма жилого помещения частного жилищного фонда граждан, поднайма жилого помещения государственного жилищного фонда в организацию, осуществляющую начисление платы за коммунальные услуги по месту фактического проживания, в противном случае будет произведен перерасчет платы за коммунальные услуги в сторону увеличения (за период в котором плата не начислялась).

      Кроме того, для перерасчета платы в сторону уменьшения за коммунальные услуги, гражданин может обратиться в организацию, осуществляющую начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, с заявлением и документами (справкой) в течение 7 календарных дней со дня возвращения на место жительства (место регистрации), в противном случае перерасчет платы не будет произведен.

      При наличии у гражданина в собственности жилого помещения и отсутствии в нём зарегистрированного по месту жительства собственника, но при наличии зарегистрированных по месту жительства детей собственника (членов семьи собственника) и их детей (внуков по отношению к собственнику), внуки так же являются членами семьи собственника, и, соответственно, начисление платы за жилищно-коммунальные услуги за них должно производиться в пределах утверждённых норм, по субсидируемым тарифам населения

      В соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» от 16.07.2008 № 405-З (далее – Закон № 405-З), жилищно-коммунальные услуги классифицируются на основные и дополнительные.

      Согласно перечню основных жилищно-коммунальных услуг, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2009 № 99 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (далее – постановление № 99), услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) является основной жилищно-коммунальной услугой, которая оказывается в обязательном порядке в соответствии с договором.

      Согласно абзацу 2 части 2 статьи 18 Закона № 405-З потребитель обязан заключить договор на оказание основных жилищно-коммунальных услуг. Отказ от заключения договора на оказание основных жилищно-коммунальных услуг не освобождает собственников жилых и (или) нежилых помещений, в том числе собственников блокированных и одноквартирных жилых домов от внесения платы за фактически оказанные жилищно-коммунальные услуги (статья 29 Жилищного кодекса Республики Беларусь).

      Типовой договор на оказание услуги по обращению с ТКО утвержден постановлением № 99. Данный вид договора в соответствии с Законом № 405-З является публичным, в этой связи, независимо от факта его заключения плата за данную основную жилищно-коммунальную услугу начисляется и предъявляется к оплате.

      Пунктом 8 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» предусмотрено, что собственники отходов обязаны принять меры по их доставке в санкционированные места хранения отходов. В частности, пластик, стекло, полиэтилен и т.д. не подлежат утилизации путем сжигания, они должны доставляться в санкционированные места хранения отходов. Такие санкционированные места может предоставить только специализированная организация, осуществляющая деятельность по обращению с коммунальными отходами. В соответствии со схемой обращения с коммунальными отходами, утверждаемой местными исполнительными и распорядительными органами для конкретного населенного пункта Республики Беларусь, санкционированное место хранения отходов потребления для граждан может быть специально оборудованная площадка с контейнерами или специальное транспортное средство (мусоровоз) для объезда частных домовладений.

      Единственным условием, при котором граждане, имеющие в собственности жилые дома, вправе отказаться от оказания услуги по обращению с ТКО является отсутствие у исполнителя услуги технической возможности (средств), позволяющей на практике не оказывать данную услугу конкретному потребителю.

      Если одна из сторон, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, то другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (статья 15 Закона № 405-З и статья 415 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

      Кроме того, отказ частных домовладельцев от заключения договора на оказание услуги по обращению с ТКО — это нарушение действующего законодательства Республики Беларусь об обращении с отходами, что влечет за собой применение к нарушителю мер административной ответственности в соответствии со статьей 15.63 Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

      Решение Верховного Суда РФ от 19.12.2019 N АКПИ19-900

      Изменения на законодательном уровне о необходимости создания безбарьерной среды в многоквартирных домах не принимались.
      В настоящее время Министерством жилищно-коммунального хозяйства и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь согласован порядок взаимодействия структурных подразделений местных исполнительных и распорядительных органов при планировании капитального ремонта в жилых домах с проживающими в них инвалидами одновременное выполнение мероприятий по созданию безбарьерной среды в рамках Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 гг.
      В ходе проведения капитального ремонта жилого дома выполнение мероприятий по безбарьерной среде будет финансироваться только за счет бюджетных средств, предусмотренных Государственной программой о социальной защите и содействии занятости населения.

      Брестское областное унитарное предприятие «Управление ЖКХ»
      224005, г.Брест ул.Гоголя 2-1
      График работы: 8.30 до 17.30, обед с 13.00 до 14.00
      Приемная: +375-162 27-92-51
      Канцелярия: +375-162-27-92-89; +375-162-27-92-90
      Факс: +375-162 279230
      Горячая линия: 115
      [email protected]

      Статья 56. Служебные жилые помещения

      1. Жилое помещение включается и исключается из числа служебных решением собственника жилого помещения в лице его уполномоченного органа.

      2. Государственные органы и органы местного самоуправления вправе осуществлять строительство и приобретение служебных жилых помещений для своих работников.

      3. Перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения, устанавливается собственником служебных жилых помещений или его уполномоченным органом.

      4. Служебные жилые помещения не приватизируются, кроме случаев, установленных настоящим Кодексом.

      5. Служебные жилые помещения, утратившие свою необходимость для собственника, могут отчуждаться собственником или его уполномоченным органом с согласия собственника для приобретения подобного служебного помещения в другом населенном пункте.

      Статья 57. Порядок предоставления служебных жилых помещений и

      пользования ими

      1. Лица, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения, подают ходатайство в уполномоченный орган, в ведении которого находятся служебные помещения.

      Уполномоченный орган рассматривает обоснованность ходатайства и решает вопрос о предоставлении служебного жилого помещения в срок в течение трех месяцев. Решение о предоставлении служебного жилого помещения принимается уполномоченным органом, в ведении которого находятся служебные жилые помещения.

      2. В соответствии с принятым решением служебное жилое помещение предоставляется в пользование по договору имущественного найма, существенные условия которого устанавливаются гражданским законодательством с учетом требований настоящего Кодекса.

      3. Гражданам, проживающим в служебных жилых помещениях, не разрешается бронирование, обмен (в том числе на служебное) жилых помещений, сдача этих помещений в поднаем, изменение договора имущественного найма по требованию членов семьи нанимателя.

      4. Члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим помещением.

      5. Лица, прекратившие трудовые отношения с собственником служебного жилого помещения или его уполномоченным органом, должны освободить служебное жилое помещение со всеми проживающими с ними лицами в течение срока, установленного договором имущественного найма жилого помещения.

      6. Служебные жилые помещения в военных городках предоставляются военнослужащим, уволенным с военной службы в запас или в отставку в порядке и на условиях, определяемых Правительством.

      7. В случае если служебное жилое помещение оказалось непригодным к проживанию при действиях непреодолимой силы, наймодатель вправе предоставить нанимателю другое жилое помещение.

      8. Особенности порядка предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливаются собственником служебных помещений или его уполномоченным органом.

      Статья 58. Приватизация жилых помещений

      1. Приватизация жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда осуществляется в виде предоставления жилых помещений в собственность граждан на возмездной основе, а также на безвозмездной основе в случаях, предусмотренных законами.

      2. Приватизация жилых помещений осуществляется в форме:

      1) продажи на конкурсе;

      2) передачи в аренду с последующим выкупом;

      3) прямой продажи;

      4) безвозмездной передачи.

      Форму приватизации определяет собственник жилого помещения или его уполномоченный орган.

      3. Приватизации не подлежат:

      1) квартиры, не отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям, признанные в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащие ремонту;

      2) дома, подлежащие сносу;

      3) дома, находящиеся в закрытых военных городках;

      4) квартиры, где проживают по две и более семьи, не связанные родственными отношениями, при наличии спора между ними;

      5) жилые помещения специализированного жилищного фонда;

      6) жилые помещения передвижного жилищного фонда;

      7) служебные помещения, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

      4. Жилые дома, имеющие историческое, культурное и архитектурное значение, а также квартиры, находящиеся в таких домах, подлежат приватизации только с согласия соответствующих государственных органов или органов местного самоуправления с заключением отдельных договоров, предусматривающих сохранность этих жилых помещений.

      5. Общежития и дома гостиничного типа могут переводиться в статус жилого дома уполномоченным органом в порядке, определяемом законодательством, и подлежат приватизации в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами.

      Лица, проживающие в жилых помещениях таких домов, имеют преимущественное право на приватизацию жилых помещений путем прямой продажи.

      6. При приватизации квартиры, коммунальной квартиры или комнаты в коммунальной квартире покупатель жилого помещения приобретает также долю на объекты общего имущества, в том числе и на земельный участок при многоквартирном доме.

      Статья 59. Приватизация служебных жилых помещений

      1. Приватизация служебных жилых помещений допускается в исключительных случаях путем прямой продажи в собственность только следующим лицам:

      1) инвалидам войны и другим инвалидам из числа военнослужащих, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР и Кыргызской Республики или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;

      2) участникам Великой Отечественной войны, пребывавшим в составе действующей армии;

      3) семьям военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы;

      4) семьям военнослужащих, погибших при исполнении ими служебных обязанностей;

      5) инвалидам I и II групп из числа лиц, ставших ими вследствие увечий (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной или иной службы;

      6) инвалидам труда I и II групп;

      7) семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья I и II групп;

      8) лицам, проживающим в служебных жилых помещениях не менее двадцати лет, если иное не предусмотрено законодательством.

      2. Приватизация служебных жилых помещений осуществляется в порядке, установленном настоящей главой.

      Особенности порядка приватизации служебных помещений могут устанавливаться законами.

      Статья 60. Порядок приватизации жилого помещения

      1. Покупателями жилых помещений при приватизации могут быть граждане Кыргызской Республики.

      2. Заявление на приобретение жилого помещения подается в соответствующий уполномоченный орган, в ведении которого находится жилое помещение.

      Заявления граждан о приватизации жилых помещений рассматриваются в двухмесячный срок со дня их подачи.

      3. Решение уполномоченных органов может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством.

      4. На основании решения уполномоченного органа о предоставлении жилого помещения в частную собственность заключается договор купли-продажи жилого помещения, подлежащий государственной регистрации в порядке, установленном законодательством.

      5. Граждане, ставшие собственниками жилых помещений, вправе совершать гражданско-правовые сделки в соответствии с гражданским законодательством.

      Статья 61. Определение стоимости приватизируемого жилого помещения

      1. Порядок определения стоимости приватизируемых жилых помещений устанавливается Правительством.

      Статья 62. Учреждение Фонда развития жилищного строительства

      1. Фонд развития жилищного строительства учреждается Правительством в порядке, установленном законодательством.

      2. Целью создания Фонда развития жилищного строительства является стимулирование развития строительства жилых помещений, находящихся в государственной собственности.

      3. Фонд развития жилищного строительства накапливает денежные средства:

      1) из части оплаты за пользование жилыми помещениями в домах государственного жилищного фонда;

      2) от приватизации государственного жилищного фонда;

      3) из средств, передаваемых гражданами, юридическими лицами и иными организациями;

      4) из заемных и грантовых денежных средств международных финансовых институтов и других организаций;

      5) за счет привлечения денежных средств путем выпуска специализированных ценных бумаг, стимулирующих жилищное строительство.

      4. Правительство ежегодно принимает План жилищного строительства и устанавливает размер обязательных отчислений в Фонд развития жилищного строительства.

      5. Органы местного самоуправления вправе учреждать подобные фонды развития жилищного строительства в порядке, установленном законодательством.

      Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Саха (Якутия)

      Статья 72. Виды товаров и коммунальных услуг

      1. Товары и коммунальные услуги, предоставляемые в жилом доме, обеспечивают необходимую благоустроенность жилых помещений применительно к условиям соответствующего населенного пункта, их соответствие установленным санитарным и техническим требованиям.

      2. К товарам относятся:

      1) электрическая энергия;

      2) тепловая энергия (горячее водоснабжение, отопление);

      3) питьевая вода;

      4) природный газ;

      5) услуги связи (телефон, интернет, телевидение).

      3. К коммунальным услугам относятся:

      1) вывоз твердых бытовых отходов;

      2) водоотведение (канализация);

      3) техническое обслуживание внутридомовых сетей и инженерного оборудования, в том числе и лифтового оборудования, многоквартирного дома снабжающими или специализированными организациями.

      Статья 73. Размер платы за товары и коммунальные услуги

      1. Размер платы за товары и коммунальные услуги определяется:

      1) приборами учета товара (электрическая энергия, тепловая энергия, природный газ, питьевая вода, водоотведение (канализация);

      2) при отсутствии приборов учета товара размер платы определяется нормативами потребления, утверждаемыми уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством;

      3) из размера общей площади жилого помещения (отопление, техническое обслуживание внутридомовых сетей и инженерного оборудования, в том числе и лифтового оборудования);

      4) из количества фактически проживающих в жилых помещениях (вывоз бытовых отходов, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение).

      2. Не допускается определение объема поставляемого товара по нормативам потребления при наличии приборов учета.

      3. Тарифы и нормативы потребления товаров и коммунальных услуг, предоставляемых в жилом помещении, утверждаются уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления в порядке, установленном законодательством.

      4. При временном отсутствии граждан плата за товары и коммунальные услуги, рассчитанные по нормативам потребления, вносится с учетом ее корректировки за период временного отсутствия граждан в соответствии с законодательством, за исключением поставки тепловой энергии и услуг, фиксируемых приборами учета.

      Статья 74. Обязанность по внесению платы за товары и коммунальные

      услуги

      1. Граждане и юридические лица обязаны своевременно и полностью вносить плату за товары и коммунальные услуги.

      2. Обязанность по внесению платы за товары и коммунальные услуги возникает у собственника или пользователя жилого помещения с момента заключения соответствующих гражданско-правовых договоров на поставку таких товаров или коммунальных услуг в соответствии с законодательством или с момента поставки указанных товаров или услуг по ранее заключенным договорам.

      В случае просрочки платежей за товары и коммунальные услуги более шести месяцев снабжающие организации или иные специализированные организации вправе обратиться в суд о взыскании задолженностей по оплате за товары и коммунальные услуги.

      3. За просрочку платежей за товары и коммунальные услуги более шести месяцев нанимателем жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда собственник жилого помещения или его уполномоченный орган имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор имущественного найма и взыскать с него сумму задолженности в судебном порядке.

      Статья 75. Социальная защита отдельных категорий граждан по

      оплате за товары и коммунальные услуги

      1. Отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных законодательством, могут предоставляться льготы или жилищные субсидии по оплате товаров и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

      2. Льготы или жилищные субсидии по оплате товаров и коммунальных услуг не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, не предусмотрено иное.

      Статья 88. Переустройство жилых и нежилых помещений

      1. Переустройство помещений в жилых зданиях может осуществляться собственником жилого помещения в порядке, определяемом законодательством, под надзором уполномоченного органа и органа, осуществляющего деятельность в области эксплуатации жилищного фонда, и включает в себя:

      1) перепрофилирование — изменение функционального назначения помещения;

      2) реконструкция — изменение объемно-планировочных и конструктивных решений, инженерного оборудования и архитектурных решений помещения;

      3) перепланировка — изменение плана помещений с последующим изменением конфигурации данного помещения.

      2. Переустройство помещений в крупнопанельных, монолитных и кирпичных (комплексной конструкции) многоквартирных домах запрещается, за исключением случая частичного разрушения здания в связи с действиями непреодолимой силы. Допускается переустройство помещений в жилых домах каркасной конструкции в случаях, если переустройство не нарушает системы жизнеобеспечения жилого дома и не влечет увеличение нагрузок на инженерные коммуникации и эксплуатационных нагрузок на конструкцию здания.

      3. Переустройство помещений в индивидуальных жилых домах производится в порядке, определяемом градостроительным законодательством.

      Статья 89. Основания для отказа в переустройстве помещений

      в индивидуальных жилых домах

      1. Запрещается производить переустройство помещений без проектно-изыскательских работ, выполненных специализированными организациями, и получения заинтересованной стороной соответствующих разрешительных документов.

      2. Запрещается производить перепрофилирование жилого помещения в нежилое помещение, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным лицом в качестве места постоянного проживания, если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.

      Статья 90. Уполномоченные органы по переустройству жилых и нежилых

      помещений и их ответственность

      1. Переустройство жилых и нежилых помещений многоквартирного дома в случаях, установленных настоящим Кодексом, осуществляется в порядке, установленном законодательством.

      При переустройстве жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме проект переноса инженерных сооружений должен согласовываться с соответствующими снабжающими организациями в случаях, предусмотренных в части 2 статьи 88 настоящего Кодекса.

      2. Должностные лица уполномоченных органов, ответственных за дачу разрешения на переустройство жилых и нежилых помещений и инженерных сетей, несут ответственность за достоверность принятых документов, соответствие принятых решений действующим нормативам Кыргызской Республики.

      Статья 91. Завершение переустройства жилого помещения

      1. Завершение переустройства жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии, которая создается в порядке, установленном градостроительным законодательством.

      2. Акт приемочной комиссии, принятый в установленном порядке, направляется в соответствующие уполномоченные органы.

      Статья 92. Последствия самовольного переустройства жилых помещений

      1. Самовольным является переустройство жилого помещения, проведенное с нарушением требований, предусмотренных законодательством.

      2. Лицо, самовольно переустроившее жилое или нежилое помещение, несет ответственность, предусмотренную законодательством.

      3. Собственник или наниматель жилого и нежилого помещения, которое было самовольно переустроено, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумные сроки, установленные уполномоченным органом.

      Статья 93. Ответственность за нарушение жилищного законодательства

      Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, собственники и пользователи жилых помещений, иные юридические и физические лица несут установленную законодательством гражданскую, административную и уголовную ответственность за нарушение жилищного законодательства.

      Президент

      Кыргызской Республики

      А.Атамбаев

      Конституционное право граждан Российской Федерации на жилище среди прочих правомочий предполагает также сохранение жилой площади за временно отсутствующими гражданами на все время отсутствия. B рамках жилищного законодательства не ограничивается срок временного отсутствия, в течение которого лицо продолжает сохранять право на занимаемое им жилое помещение. B соответствии со ст. 71 Жилищного кодекса временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет изменения их прав и обязанностей по договору социального найма.

      Так, в соответствии с ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным Жилищным кодексом, другими федеральными законами. Каждый гражданин согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен занимаемого им жилья. Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина, в частности право пользования жилым помещением, предоставленным по договору социального найма, могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Лишение права пользования жилым помещением вследствие длительного отсутствия никак не связано с приведенными выше интересами государства, поэтому является неконституционным, следовательно, противоречащим закону, незаконным.

      Жилищный кодекс Российской Федерации (действующая редакция)

      По общему правилу, в соответствии со ст. 72 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия (в письменной форме) наймодателя и проживающих совместно с ним совершеннолетних членов его семьи, включая временно отсутствующих, вправе произвести обмен занимаемого им жилого помещения на жилое помещение, предоставленное по договору социального найма другому нанимателю.

      Наниматель или арендатор жилого помещения в домах государственного, муниципального жилищных фондов имеет право с согласия проживающих совместно с ним совершеннолетних членов его семьи произвести обмен занимаемого жилого помещения с другим нанимателем или арендатором, в том числе с проживающим в другом населенном пункте. Наниматель или арендатор жилого помещения в домах государственного, муниципального жилищных фондов имеет право с согласия собственника жилищного фонда или уполномоченного собственником лица (органа власти) и проживающих совместно с ним совершеннолетних членов его семьи передать права и обязанности по договору найма или аренды этого жилого помещения собственнику частного жилищного фонда взамен приобретения права собственности на жилой дом (жилое помещение).

      Вместе с тем согласно ст. 72 Жилищного кодекса РФ в том случае, если между членами семьи нанимателя и самим нанимателем или между самими членами семьи нанимателя не достигнуто соглашение об обмене жилого помещения, то любой из приведенных субъектов вправе обратиться в суд с требованием о принудительном обмене жилого помещения.

      Обмен жилых помещений оформляется в установленном законом порядке. Любые административные ограничения в обмене жилых помещений не допускаются, за исключением тех, которые предусмотрены законодательством. В рамках Жилищного кодекса предусмотрены подробные правила процедуры оформления обмена жилого помещения, а также случаи недопустимости обмена жилого помещения. Соглашение об обмене жилого помещения вступает в силу с момента заключения соответствующих договоров, принудительный обмен осуществляется на основании судебного решения.

      Обмен жилого помещения не допускается в следующих случаях (ст. 73 ЖК РФ):

      1. к нанимателю жилого помещения предъявлен иск о расторжении или изменении договора найма жилого помещения в судебном порядке;
      2. право пользования обмениваемым жилым помещением оспаривается в судебном порядке;
      3. жилое помещение является непригодным для проживания, подлежит сносу или переоборудованию для использования в других целях;
      4. принято решение о капитальном ремонте соответствующего жилого дома с переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений в этом доме;
      5. в связи с обменом в коммунальную квартиру вселяется гражданин, страдающий тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

      Обмен, произведенный с нарушением вышеуказанных требований, может быть признан судом недействительным (ст. 75 ЖК РФ). Кроме того, обмен жилыми помещениями признается недействительным по основаниям, установленным гражданским законодательством для признания сделки недействительной. B случае признания обмена недействительным стороны подлежат выселению в ранее занимаемые жилые помещения. Когда обмен жилыми помещениями признан недействительным вследствие неправомерных действий одной из сторон, виновный обязан возместить другой стороне убытки, возникшие вследствие обмена (ч. 3 ст. 75 ЖК РФ, ч. 2 ст. 179 ГК РФ).

      МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН, СВЯЗАННЫХ С КАПИТАЛЬНЫМ РЕМОНТОМ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ И ПЕРЕСЕЛЕНИЕМ ИЗ

      АВАРИЙНОГО ЖИЛЬЯ

      П.А. Титова, студент

      Тамбовский государственный технический университет (Россия, г. Тамбов)

      Аннотация. В настоящее время актуальной проблемой является капитальный ремонт многоквартирных домов, а при невозможности этого — расселение. В Российской Федерации находится большое количество ветхого и аварийного жилья. Существует несоответствие необходимости в сжатые сроки аккумулировать денежные средства и низкой платежеспособностью большей части населения, а так же большим количеством судебных разбирательств в данной сфере. Целью данной работы является определение эффективности механизмов защиты прав потребителей услуг в сфере капитального ремонта в многоквартирных жилых домах, а также правомерное и обоснованное переселение граждан из аварийного жилья на территории Тамбовской области.

      Ключевые слова: аварийное жилье, капитальный ремонт, механизм защиты, многоквартирные дома, переселение.

      Одной из актуальных проблем народного хозяйства является капитальный ремонт многоквартирных домов. В настоящее время в Российской Федерации находится большое количество ветхого и аварийного жилья.

      Согласно оценкам экспертов, не менее 350 млн. м2 жилых помещений нуждается в капитальном ремонте и около 250 млн. м2 в реконструкции [1].

      С 2014 года в составе квартплаты появились обязательные платежи на капитальный ремонт общего имущества в целях снижения износа жилищного фонда многоквартирных домов. Это было связано с изменениями в Жилищном кодексе РФ и создало новые инвестиционные схемы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов без участия средств бюджетов всех уровней [2].

      Актуальность темы заключается в несоответствии необходимости в сжатые сроки аккумулировать денежные средства и низкой платежеспособностью большей части населения, а так же большим количеством судебных разбирательств в данной сфере.

      Другой важной нерешенной проблемой является большое количество ветхого и аварийного жилья. Не все проблемы аварийного жилья можно решить с помощью капитального ремонта. Должностные ор-

      ганы в этой сфере бездействуют, что побудило граждан самим заниматься защитой своих прав.

      Целью данной работы является определение эффективности механизмов защиты прав потребителей услуг в сфере капитального ремонта в многоквартирных жилых домах на территории Тамбовской области.

      На данный момент важной научно-практической деятельностью являются действия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства. До сих пор остается ряд нерешенных задач в системе капитального ремонта многоквартирных жилых домов за счет платежей собственников помещений.

      Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов — организационно-экономический, инженерно-технический и управленческий процесс простого воспроизводства жилого фонда, связанный с частичным возмещением физического и морального износа путем полной или частичной замены элементов конструкции, инженерно-технических систем и благоустройством территории с учетом приоритетной ориентации на энергоэффективные инвестиции в условиях перехода к финансированию ремонта многоквартирных жилых домов за счет средств собственников.

      Система управления капитальным ремонтом многоквартирных жилых домов представляет собой комплекс организационных структур, обеспечивающих регулярное проведение работ по капитальному ремонту в рамках инвестиций на основе стратегического планирования в целях обеспечения установленных стандартов качества жилищно-коммунального обслуживания [1].

      В период до 1991 года финансирование капитального ремонта многоквартирных жилых домов осуществлялось централизовано государственной системой управления. С 1991 по 1996 гг. капитальный ремонт проводили за счет муниципальных средств и дотаций от государства. С 1997 по 2004 гг. сфера капитального ремонта была так же дотационной. С 2004 по 2010 гг. капитальный ремонт осуществлялся за счет средств государственного и муниципального бюджетов и обязательных средств собственников жилья (10%). С 2010 года в соответствии с федеральной целевой программой «Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ на 2010 — 2020 годы» произошла модернизация системы финансирования капитального ремонта. На современном этапе характерным является приоритетный элемент управления воспроизводством жилого фонда при усилении роли собственников помещений при принятии решений о видах, объемах, стоимости и периодичности проведения текущего и капитального ремонтов. Причем финансирование целиком ложится на собственников жилья.

      В настоящее время принята Федеральная программа по предоставлению гражданам альтернативного места проживания.

      Надстройка жилых домов дополнительными этажами или устройство на них мансард является одним из самых распространенных реконструктивных мероприятий, осуществляемых в настоящее время в России.

      Освоение и широкое развитие мансардного строительства позволяют:

      — ощутимо (примерно на 20 %) нарастить размеры той части жилищного фонда, которая пригодна для устройства мансард;

      — получить этот прирост без отвода земель под строительство, то есть успешно решить задачу интенсификации использования освоенных городских территорий;

      — существенно улучшить внешний облик эксплуатируемых зданий и застройки в целом за счет архитектурно-художественного оформления крыш — «пятого фасада»; это особенно актуально для типовых пятиэтажных домов, рядом с которыми за последние десятилетия выросли дома повышенной этажности (до 26 этажей), их жителям крыши типовых пятиэтажек являют убогое и неприглядное зрелище;

      — осуществлять надстройку зданий мансардами без отселения жильцов или служащих, что особенно важно при отсутствии переселенческого фонда и средств для проведения временного отселения граждан;

      — расширить номенклатуру жилых помещений (квартир), гармонизируя тем самым квартирный состав жилищного фонда и социально-демографический состав населения;

      — повысить тепловую эффективность надстраиваемых зданий за счет устройства наружных ограждений в соответствии с новыми нормами по строительной теплотехнике.

      Перечисленные преимущества мансардного строительства определяют его технико-экономическую эффективность — дополнительная площадь, полученная при надстройке здания, на 25-40 % дешевле площадей, получаемых в новостройках. С другой стороны, благодаря тому, что мансардное строительство осуществляется, как правило, в сложившихся, оснащенных всеми инфраструктурами районах, потребительская (рыночная) стоимость получаемых при надстройке площадей существенно выше, чем в районах нового строительства. В этой связи мансардное строительство следует рассматривать не только как предмет рентабельных капиталовложений, но и в качестве источников доходов, реинвестируемых в дальнейшее развитие этого вида строительства.

      Правовая нормативная база мансардного строительства слагается из федеральных законов, Указов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и территориальных нормативных правовых актов.

      Правовые финансовые аспекты жилищного вопроса решаются на базе положений Указа Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. № 430 «О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья» и принятого в его развитие постановления Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья».

      При создании территориальной правовой базы мансардного строительства рекомендуется исходить из следующих основных положений:

      — надстройка дома не должна отрицательно влиять на использование жильцами своих квартир;

      — решение о надстройке дома должно быть доведено до сведения всех его жителей;

      — дома, находящиеся в коллективной собственности (кондоминиум, ЖСК), надстраиваются по решению товарищества, принимаемому в соответствии с его уставом;

      — дома, находящиеся в государственном, муниципальном или общественном жилищном фонде, надстраиваются по решению балансодержателя, которое поименного согласия собственников, нанимателей и арендаторов жилья не требует *;

      * Если по результатам обследования установлено, что крышу дома необходимо ремонтировать, а средств у балансодержателя для этого нет, он вправе принять решение о надстройке дома, чтобы не допустить его прогрессирующего разрушения. В этом случае целесообразность объявления конкурса на финансирование и выполнение строительных работ принимает балансодержатель.

      — решение о надстройке дома независимо от его принадлежности может быть реализовано только при согласовании проекта и выдаче разрешения на строительство территориальным архитектурно-строительным органом.

      В качестве нормативного правового акта, регламентирующего права и обязанности физических и юридических лиц, порядок их реализации и исполнения при осуществлении надстройки дома рекомендуется издать распоряжение территориального административного органа. В этом распоряжении необходимо:

      — установить порядок осуществления инвестиционной деятельности по возведению жилых надстроек на объектах жилищного фонда;

      — утвердить в качестве приложения к распоряжению территориальное «Положение об устройстве жилых надстроек (мансард) на домах»;

      Гражданско-правовая ответственность в сфере жилищных правоотношений наступает за совершение противоправных следок с жилыми помещениями или за причинение вреда жилищному фонду. В качестве противоправных действий, подлежащих санкциям гражданского законодательства, рассматривается:

      • невнесение нанимателем жилого помещения платы по соответствующим платежам более чем за шесть месяцев, если иное не предусмотрено договором найма;
      • порча или разрушение жилого помещения;
      • систематическое нарушение прав и интересов соседей;
      • использование жилого помещения (квартиры, дома) не по назначению.

      За указанные выше правонарушения гражданское законодательство предусматривает санкции вплоть до выселения граждан из занимаемых ими жилых помещений, при этом, по решению суда нарушителям может быть предоставлена необходимая отсрочка для устранения допущенных нарушений.

      Важно! При причинении вреда жилищному фонду виновные лица будут обязаны возместить причиненный ими ущерб. Стоит также отметить, что согласно статье 15 ГК РФ, лицо, права которого были нарушены, имеет право требовать не только полного возмещения причиненных ему убытков, но и стоимость упущенной выгоды.

      При заключении сделки, которая не соответствует требованиям закона, также для ее участников может наступить гражданско-правовая ответственность в виде признания сделки ничтожной/недействительной. Последствиями признания сделки недействительной является двусторонняя реституция – обязанность для каждой из стороны возврата полученного в результате заключении сделки (например, покупатель обязан вернуть продавцу жилое помещение, а последний, соответственно денежные средства).

      Категория правоотношений между фондом и собственниками жилья при капремонте

      Жилищный кодекс РФ не устанавливает уголовной ответственности за нарушения в указанной сфере, однако таковая предусмотрена за нарушение неприкосновенности жилища – незаконное проникновение, совершенное против воли проживающих в нем лиц. За данное преступление статьей 139 УК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа до 40 000 рублей, либо в виде исправительных работ до 1 года, либо в виде ареста до 3-х месяцев. Если указанные деяния были совершены с применением насилия или угроз штраф возрастает до 200 000 рублей, преступление может наказываться исправительными работами до 2-х лет либо лишением свободы на тот же срок. При совершении деяния с использованием служебного положения штраф возрастает до 300 000 рублей, преступление наказывается принудительными работами до трех лет либо лишением свободы на тот же срок.

      • Дому 52 года, однако капитальный ремонт долго не делали. Мы взяли кредит и поменяли окна, двери, трубы, положили плитку. Сейчас узнали, что капитальный ремонт собираются делать в 2018 году, во время него будут менять стояки. Кто оплатит понесенный ущерб? Ельск, Гомельская область

      — В случае повреждения имущества граждан во время проведения капитального ремонта подрядной организацией ущерб должен быть возмещен виновной стороной. Это предусмотрено договором о проведении капитального ремонта, составленным в соответствии с Положением о порядке заключения договоров о капитальном ремонте многоквартирного жилого дома, предусмотренным Постановлением Совета министров №99 от 27.01.2009 г. «О мерах по реализации закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг». То есть заключение подобного договора — это гарантия того, что причиненный ущерб будет возмещен.

      • Кто ответственен за проведение собрания с жильцами в преддверии капитального ремонта? Насколько мы знаем, скоро должны начаться работы, а нам никто ничего не говорит, даже объявления нет. Елена, Минск

      — Собрание с жильцами проводится за 30 дней до начала капитального ремонта. В преддверии работ разрабатывается проектно-сметная документация, которая обязательно должна пройти государственную экспертизу. После необходимых согласований проводится процедура по выбору подрядной организации на выполнение ремонтных работ, и в это же время проводится собрание с жильцами. За его проведение отвечает коммунальное унитарное предприятие (КУП) ЖКХ района.

      • Что в преддверии капитального ремонта дома должна обследовать эксплуатирующая организация? А., Могилев

      — Специалисты обследуют состояние инженерных коммуникаций и конструктивных элементов; систему вентиляции; стены, потолки на наличие сырости или промерзания; состояние фундамента и ограждающих наружных конструкций на наличие трещин, дефектов; кровлю. Также изучается документация по эксплуатации дома, где собраны акты осмотров, на основании которых выполнялись текущие ремонты. Кроме того, изучаются документы из БРТИ о возможных перепланировках квартир: узаконены ли они и не создадут ли препятствий к коммуникациям работникам, выполняющим капитальный ремонт.

      • Как разрабатывается проектно-сметная документация на проведение капитального ремонта дома? Могут ли при ее составлении учитываться пожелания жильцов? С. Курлович, Брест

      Глава X. ОХРАНА ЖИЛИЩНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

      Если обратиться к юридической практике, чаще всего защита жилищных прав применяется в случаях:

      • Установления права собственности;
      • Определение порядка пользования;
      • Приватизация жилья;
      • Вселение в квартиру.

      Перечисленные исковые заявления подаются покупателями квартир, которые столкнулись с недобросовестными застройщиками, и не могут вселиться в уже купленную квартиру. Кроме того, необходимость защиты жилищных прав часто возникает во время бракоразводных процессов, когда бывшие супруги не могут разделить совместно нажитое имущество либо определить порядок пользования жилплощадью, оставшейся в долевой собственности.

      Государственный учет жилищного фонда Республики Казахстан, независимо от его принадлежности, осуществляется по единой для Республики Казахстан системе в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан.

      Статья 8. Разрешение жилищных споров

      1. Споры, вытекающие из жилищных правоотношений, разрешаются судом.

      2. Выселение граждан и юридических лиц из занимаемых ими жилых помещений допускается лишь по основаниям, установленным настоящим Законом, в судебном порядке.

      1. Иностранные юридические лица и иностранцы пользуются в Республике Казахстан правами и несут обязанности в жилищных отношениях наравне с юридическими лицами и гражданами Республики Казахстан, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан.

      2. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, пользуются правами и несут обязанности в жилищных отношениях наравне с гражданами Республики Казахстан.

      1. Продажа, дарение, переход по наследству, реализация залога жилого дома, а также недостроенного жилого дома, влекут за собой переход права собственности (землепользования) на земельный участок к новому собственнику жилого дома в таком же объеме правомочий, каким обладал прежний собственник жилого дома.

      2. Права собственников жилища на земельный участок, закрепленный за жилым домом (жилым зданием), определяются земельным законодательством Республики Казахстан.

      Охрана и защита жилищных прав

      1. Условия проживания поднанимателей, в частности срок проживания, размер и порядок оплаты, определяются договором между нанимателем жилого помещения и поднанимателем.

      2. Договор поднайма прекращается по истечении установленного сторонами срока либо наступлении указанного в договоре обстоятельства.

      Досрочное прекращение договора по требованию нанимателя возможно при нарушении договора поднанимателем, а по договорам, не устанавливающим срока либо иных оснований прекращения, во всякое время с предупреждением поднанимателя не менее чем за месяц. Договор поднайма также прекращается в случаях принудительного прекращения права собственности на жилище, предусмотренных статьей 29 настоящего Закона.

      3. Поднаниматель вправе расторгнуть договор во всякое время, если иное не предусмотрено договором поднайма.

      4. При прекращении договора поднайма либо его расторжении нанимателем поднаниматель подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения.

      5. Наниматель вправе вселить в жилое помещение временных жильцов без заключения с ними договора поднайма. Условия проживания временных жильцов определяются нанимателем.

      Временные жильцы подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения по требованию нанимателя во всякое время с предупреждением не менее чем за семь дней.

      1. Право собственности на жилище прекращается при отчуждении собственником жилища другому лицу, в случае смерти собственника либо в случае уничтожения (разрушения) жилища, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Казахстан.

      2. При продаже своей доли одним из участников общей долевой собственности на жилище преимущественное право покупки имеет другой участник общей долевой собственности.

      Если на приобретение продаваемой доли претендуют несколько участников общей долевой собственности, право выбора покупателя принадлежит продавцу. Порядок реализации права преимущественной покупки доли в общей собственности на жилище определяется Гражданским кодексом Республики Казахстан.

      1. Отдельному помещению, принадлежащему нескольким собственникам, соответствует одна доля в общем имуществе с солидарной ответственностью собственников в общих обязательствах. Взаимоотношения между такими собственниками регулируются соглашением между ними.

      2. В случае отсутствия устного или письменного соглашения каждый из собственников имеет равные неделимые права и обязанности, обусловленные собственностью на указанную долю в общем имуществе.

      Закон Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года № 94


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.