Правила установки дорожных знаков ГОСТ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила установки дорожных знаков ГОСТ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Обозначение: ГОСТ Р 52289-2019
Статус: действующий
Тип: ГОСТ Р
Название русское: Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
Название английское: Traffic control devices. Rules of application of traffic signs, markings, traffic lights, guardrails and delineators
Дата актуализации текста: 01.06.2021
Дата актуализации описания: 01.01.2021
Дата регистрации: 00.00.0000
Дата издания: 20.01.2020
Дата введения в действие: 01.04.2020
Область и условия применения: Настоящий стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений (далее, кроме раздела 8, — дорогах)
Взамен: ГОСТ Р 52289-2004
Расположен в: Общероссийский классификатор стандартов
→ Гражданское строительство
→ Строительство дорог
→ Дорожное оборудование и установки
Приложение №0: Поправка к ГОСТ Р 52289-2019

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
  1. Область применения
  2. Нормативные ссылки
  3. Термины и определения
  4. Общие положения
  5. Правила применения дорожных знаков
  6. Правила применения дорожной разметки
  7. Правила применения дорожных светофоров
  8. Правила применения дорожных ограждений и направляющих устройств
  • Приложение А (справочное) Условные обозначения технических средств организации дорожного движения
  • Приложение Б (справочное) Знаки дорожные по ГОСТ Р 52290-2004 1 Предупреждающие знаки
  • Приложение В (обязательное) Рисунки к правилам применения технических средств организации движения
  • Приложение Г (справочное) Разметка дорожная по ГОСТ Р 51256-99 Горизонтальная дорожная разметка
  • Приложение Д (справочное) Типы и исполнение светофоров по ГОСТ Р 52282-2004 А.1 Транспортные светофоры
  • Библиография

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

  1. РАЗРАБОТАН Государственным предприятием «РОСДОРНИИ» Росавтодора (ГП «РОСДОРНИИ») совместно с Научно-исследовательским центром Государственной инспекции безопасности дорожного движения (НИЦ ГИБДД) МВД России
  2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 «Безопасность дорожного движения»
  3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. № 120-ст
  4. Стандарт полностью соответствует требованиям Конвенции о дорожных знаках и сигналах (Вена, 1968 г.) и Европейского соглашения, дополняющего эту Конвенцию (Женева, 1971 г.), с учетом поправок (1995 г.)
  5. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

  • ГОСТ 10807-78 Знаки дорожные. Общие технические условия
  • ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка
  • ГОСТ 25458-82 Опоры деревянные дорожных знаков. Технические условия
  • ГОСТ 25459-82 Опоры железобетонные дорожных знаков. Технические условия
  • ГОСТ 25869-90 Отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и пассажирских станций. Общие технические требования
  • ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием
  • ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения
  • ГОСТ Р 50970-96 Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения
  • ГОСТ Р 50971-96 Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения
  • ГОСТ Р 51256-99 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы, основные параметры. Общие технические требования
  • ГОСТ Р 52282-2004 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы, основные параметры, общие технические требования, методы испытаний
  • ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылоч­ных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Новый ГОСТ Р 52289-2019: какие изменения, новые знаки и статус?

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 техническое средство организации дорожного движения: Дорожный знак, разметка, светофор, дорожное ограждение и направляющее устройство.

3.2 знак дорожный (далее — знак): Устройство в виде панели определенной формы с обозначениями или надписями, информирующими участников дорожного движения (далее — движения) о дорожных условиях и режимах движения, о расположении населенных пунктов и других объектов.

3.3 знак основной: Знак, необходимость установки которого определяется дорожными условиями в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

3.4 знак дублирующий: Знак, установленный в том же поперечном сечении дороги, что и основной знак, служащий для повышения надежности восприятия информации участниками движения.

3.5 знак предварительный: Знак, установленный до основного знака и предупреждающий водителей о предстоящем изменении режима движения или объекте, информация о которых содержится на основном знаке.

3.6 знак повторный: Знак, установленный за основным знаком и подтверждающий его информацию.

3.7 знак дополнительной информации (табличка): Знак, ограничивающий или уточняющий действие других знаков, совместно с которыми он применен.

3.8 разметка дорожная (далее — разметка): Линии, стрелы и другие обозначения на проезжей части, дорожных сооружениях и элементах дорожного оборудования, служащие средством зрительного ориентирования участников дорожного движения или информирующие их об ограничениях и режимах движения.

3.9 светофор дорожный (далее — светофор): Светосигнальное устройство для регулирования движения.

3.10 светофорный объект: Группа светофоров, установленных на участке улично-дорожной сети, очередность движения по которому конфликтующих транспортных потоков или транспортных и пешеходных потоков регулируется светофорной сигнализацией.

3.11 ограждение дорожное: Устройство, предназначенное для предотвращения съезда транспортного средства с обочины и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т.п.), переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине и в полосе отвода дороги, на разделительной полосе (удерживающее ограждение для автомобилей), падения пешеходов с мостового сооружения или насыпи (удерживающие ограждения для пешеходов), а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть (ограничивающее ограждение).

3.12 направляющее устройство: Сигнальный столбик, тумба, направляющий островок, островок безопасности, предназначенные для зрительного ориентирования.

4.1 Технические средства организации дорожного движения допускается применять в случаях, не предусмотренных настоящим стандартом, если необходимость их применения обоснована конкретными условиями движения.

4.2 Не допускается размещать плакаты, афиши, устанавливать приспособления в полосе отвода дороги, а также производить разметку, которые могут быть приняты за дорожные знаки или другие технические средства организации дорожного движения либо могут снижать их видимость или эффективность, либо ослеплять участников движения или отвлекать их внимание, создавая тем самым опасность для дорожного движения.
Не допускается размещать на знаках, на их оборотной стороне, светофорах и опорах, на которых они расположены, плакаты, транспаранты, не имеющие отношения к организации движения.
(Измененная редакция. Изм. № 1)
(Поправка. ИУС 4-2006)

4.3 Знаки и светофоры (условные обозначения — по таблице А.1 приложения А) размещают таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых они предназначены, и не были закрыты какими-либо препятствиями (рекламой, зелеными насаждениями, опорами наружного освещения и т. п.), обеспечивали удобство эксплуатации и уменьшали вероятность их повреждения.

4.4 На участках дорог, где разметка, определяющая режим движения, трудно различима (снег, грязь и т.п.) или не может быть своевременно восстановлена, устанавливают соответствующие по значению знаки.

4.5 Технические средства организации дорожного движения, применение которых было вызвано причинами временного характера (дорожно-ремонтными работами, сезонными особенностями дорожных условий и т. п.), после устранения указанных причин должны быть демонтированы. Знаки и светофоры допускается закрывать чехлами.

4.6 Допускается по согласованию с федеральным органом управления Госавтоинспекции в экспериментальных целях применять технические средства организации движения, не предусмотренные действующими стандартами. В необходимых случаях участников дорожного движения информируют о назначении такого технического средства и устанавливают транспаранты, разъясняющие смысл и значение проводимого эксперимента.

Основные изменения связаны с типоразмерами дорожных знаков. Но действуют и могут устанавливаться существующие. Размеры дорожных знаков по ГОСТ в 2020 году уменьшены для улучшения видимости, обзора и более комфортного дорожного движения:

  • «500» — на нескоростной улично-дорожной сети;

  • «400» — в центральных частях городов, в местах плотной и исторической застройки, а также вдоль велосипедных полос, велопешеходных и пешеходных зон, расположенных в любой части города.

Сравним с ГОСТ на установку дорожных знаков 52290-2004:

  • “600” — на однополосных дорогах;

  • “700” — на трехполосных дорогах;

  • “900” — на скоростных магистралях в четыре полосы;

  • “1200” — на опасных участках и при ремонтных работах.

  • С 8 сентября 2016 года действует ГОСТ 32945-2014 в качестве национального стандарта. Принят Международным советом по стандартизации, метрологии и сертификации в 2014 году.

    Применяется на вновь устанавливаемые дорожные знаки информационного характера на автомобильных дорогах общего пользования, а также на световозвращающие материалы.

    Используют на междугородных трассах на русском и английском языках согласно ПДД государств ЕАСС (евразийский союз).

    Фон знаков на автомагистралях зеленого цвета, синего — на других дорогах, в населенных пунктах — белого. Устанавливаются на П-образных, Г-образных опорах на высоте 5-6 м от дорожного покрытия, в других случаях на расстоянии 0,5 до 2 м от земли.

    Установкой дорожных знаков занимаются организации, имеющие лицензию на данный вид деятельности. Владелец земли обязан согласовать схему дислокации знаков в дорожных службах и ГИБДД. Контроль возложен на ГИБДД.

    В Федеральном законе “О безопасности дорожного движения” № 196-ФЗ прописано, что:

    3. Не позднее чем за двадцать дней до установки дорожного знака… граждане информируются о введении изменений схемы организации дорожного движения, а также о причинах принятия такого решения.Федеральный закон “О безопасности дорожного движения” № 196-ФЗ

    Информирование осуществляется на сайте органа исполнительной власти, в ведении которого находится дорога, на стендах вблизи от места установки.

    Пн — чт: 7:00 — 16:00

    Пятн: 7:00 — 14:00

    Сб, вск — выходные

    ГОСТ вступил в силу 1 января 2006 года, устанавливая четкие правила для применения определенных технических средств для организации безопасного и бесперебойного движения. И если говорить о знаках, то требования к их установке регулируется ГОСТ Р 52290-2004, согласно которому все щиты должны размещаться по правую сторону навстречу движению, будучи хорошо идентифицируемыми на дистанции не менее 100 м.

    Согласно требованиям ГОСТа, должна была выдерживаться определенная высота размещения ДЗ, напрямую зависящая от местности. К примеру, при боковом монтаже за городскими пределами предусматривался диапазон от 1,5 до 3 м, в черте населенных пунктов – от 2 до 4 м, на островках безопасности, расположенных посередине проезжей части – от 0,6 до 1,5 м, непосредственно над ней – от 5 до 6 м.

    При этом сам монтаж предполагает использование опор, стоек и креплений, выполненных из износоустойчивых материалов, делающих указатели по-настоящему надежными.

    Изменения и дополнения в стандарт вносились неоднократно, а точнее 08.12.2005, 12.11.2010 и 9.12.2013. И, как обычно коснулись они типоразмеров ДЗ, а также высоты наносимых на указатели индивидуального проектирования прописных литер.

    Определенные изменения в действующие государственные стандарты были внесены и в 2018 году, правда, они оказались не такими всеобъемлющими. Речь шла о нововведении от 28.04.2018, согласно которому в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах Российской Федерации был введен новый знак и разметка, получившие довольно необычное название «Вафельница».

    С 01.05.2019 на территории России начал действовать новый национальный стандарт, предусматривающий множество изменений. И помимо введения двух новых уменьшенных типоразмеров, было разработано несколько знаков, не применявшихся ранее, но необходимых для улучшения движения в условиях современного трафика. Среди них:

    1. ДЗ, запрещающие остановку и стоянку 3.27д, 3.28д, 3.29д, 3.30д, действующие не только в продольном, но и в поперечном направлении, с четким обозначением границ этих зон, что позволит предотвратить парковку на противоположной стороне от знака.
    2. Указатели 4.1.7д и 4.1.8д, предписывающие разворот и движение в обратном направлении с обозначением тупика и без него.
    3. Знак 5.14д, выделяющий отдельную полосу для трамвайного движения, запрещающий следование по ней автомобильного транспорта.
    4. ДЗ 5.14.1д, 5.14.2д и 5.14.3д, указывающие дальнейшее направление движения городского транспорта.
    5. Знаки 5.15.10д и 5.15.11д, обозначающие конец параллельной дороги и приоритеты при выезде на общую полосу.
    6. Указатели 5.15.7д, 5.15.8д и 5.15.9д, указывающие приоритеты при перестроении на проходящую параллельно проезжую часть без окончания одной из них.

    Принятые изменения повлекли за собой соответствующую корректировку уже существующих знаков, в результате чего появились их дублеры.

    Среди них – обозначающая направление движения по полосам группа указателей 5.15.1д и 5.15.2д, а также знаки начала и конца полос 5.15.3д, 5.15.4д, 5.15.5д и 5.15.6д.

    Этот ГОСТ вступил в силу 08.09.2016, также получив статус национального стандарта. Его применение предусматривается исключительно на вновь устанавливаемых ДЗ, а также светоотражающие элементы. В зависимости от места монтажа используется разный цвет фона указателей: зеленый – на магистралях, синий – на любых других трассах и белый – в населенных пунктах.

    Высотная установка производится исключительно на опорах, представленных в форме букв «П» и «Г», тогда как для остальных случаев предусматриваются обычные крепежные элементы.

    Установкой стандартизированных указателей имеют право заниматься только лицензированные организации и, как правило, в эту категорию попадают государственные дорожные службы, хотя возможным остается и обращение к частным предприятиям, имеющим разрешение на деятельность подобного рода.

    Это не означает, что решение по монтажу должны принимать только в ГИБДД, ведь приветствуется и частная инициатива, если она действительно уместна.

    Другое дело, что владелец участка или активист должен согласовать свою идею с инспекцией, поскольку именно за этой службой закрепляется весь контроль и ответственность за вносимые коррективы.

    1. Как узнать, законно ли установлен дорожный знак?
      Если в законности установки указателя возникает хоть малейшее сомнение, то не помешает провести уточнение этого вопроса, для чего необходимо обратиться в местную дорожную службу, ГИБДД или любой другой орган, признанный исполнительным. Для этого следует подать письменное обращение и дождаться ответа на него в течение 30 рабочих дней.
    2. Какие новые знаки появились в 2020 году?
      Ко всем перечисленным выше нововведениям добавилось еще несколько, которые хоть и были приняты еще в 2019 году, вступают в юридическую силу только после 1.01.2020. Среди них новый указатель 5.35д, разрешающий поворот направо после проезда всех участников движения, следующих по главной дороге, а также ДЗ 8.26д, предусмотренный для глухих пешеходов.

    Конечно же, перечень является более внушительным, включая в себя 59 новых знаков. Здесь и разрешение парковаться под углом на проезжей части, и правила постановки авто на разных участках, и многие другие новшества, предназначенные для максимально комфортного движения автомобилистов.

    ГОСТ Р 52289-2004

    Группа Д28

    НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Технические средства организации дорожного движения

    ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ, РАЗМЕТКИ, СВЕТОФОРОВ, ДОРОЖНЫХ ОГРАЖДЕНИЙ И НАПРАВЛЯЮЩИХ УСТРОЙСТВ

    Traffic control devices. Rules of application of traffic signs, markings, traffic lights, guardrails and delineators

    ____________________________________________________________________
    Текст Сравнения ГОСТ Р 52289-2019 с ГОСТ Р 52289-2004 см. по ссылке.
    — .
    __________________________________________________________________

    ОКС 03.220.20
    ОКП 52 1000

    Дата введения 2006-01-01

    Предисловие

    Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

    Сведения о стандарте

    1 РАЗРАБОТАН Государственным предприятием «РОСДОРНИИ» Росавтодора (ГП «РОСДОРНИИ») совместно с Научно-исследовательским центром Государственной инспекции безопасности дорожного движения (НИЦ ГИБДД) МВД России

    2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 «Безопасность дорожного движения»

    3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 120-ст

    Изменение N 1 утверждено и введено в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2005 г. N 306-ст

    4 Стандарт полностью соответствует требованиям Конвенции о дорожных знаках и сигналах (Вена, 1968 г.) и Европейского соглашения, дополняющего эту Конвенцию (Женева, 1971 г.), с учетом поправок (1995 г.)

    5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

    Издание (февраль 2006 г.) с Изменением N 1, утвержденным в декабре 2005 г. (ИУС 2-2006), Поправкой (ИУС 4-2006)

    Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

    ВНЕСЕНЫ: Изменение N 2, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 12.11.2010 N 474-ст с 20.11.2010; Изменение N 3, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 09.12.2013 N 2221-ст c 28.02.2014

    Изменения N 2, 3 внесены изготовителем базы данных по тексту ИУС N 3, 2011 год; ИУС N 4, 2014

    ВНЕСЕНЫ поправки, опубликованные в ИУС N 7, 2011 год; ИУС N 3, 2015 год

    Поправки внесены изготовителем базы данных

    Правила установки дорожных знаков

    1 Область применения

    Настоящий стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков по ГОСТ Р 52290, дорожной разметки по ГОСТ Р 51256, дорожных светофоров по ГОСТ Р 52282, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах (далее, кроме раздела 8, — дорогах).

    В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

    ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка

    ГОСТ 25869-90 Отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и пассажирских станций. Общие технические требования

    ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием

    ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения

    ГОСТ Р 50970-2011 Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения

    ГОСТ Р 50971-2011 Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения

    ГОСТ Р 51256-2011 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования

    ГОСТ Р 52282-2004 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы, основные параметры, общие технические требования, методы испытаний

    ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

    Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

    (Измененная редакция, Изм. N 3).

    В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

    3.1 техническое средство организации дорожного движения: Дорожный знак, разметка, светофор, дорожное ограждение и направляющее устройство.

    3.2 знак дорожный (далее — знак): Устройство в виде панели определенной формы с обозначениями или надписями, информирующими участников дорожного движения (далее — движения) о дорожных условиях и режимах движения, о расположении населенных пунктов и других объектов.

    3.3 знак основной: Знак, необходимость установки которого определяется дорожными условиями в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

    3.4 знак дублирующий: Знак, установленный в том же поперечном сечении дороги, что и основной знак, служащий для повышения надежности восприятия информации участниками движения.

    3.5 знак предварительный: Знак, установленный до основного знака и предупреждающий водителей о предстоящем изменении режима движения или объекте, информация о которых содержится на основном знаке.

    3.6 знак повторный: Знак, установленный за основным знаком и подтверждающий его информацию.

    3.7 знак дополнительной информации (табличка): Знак, ограничивающий или уточняющий действие других знаков, совместно с которыми он применен.

    3.8 разметка дорожная (далее — разметка): Линии, стрелы и другие обозначения на проезжей части, дорожных сооружениях и элементах дорожного оборудования, служащие средством зрительного ориентирования участников дорожного движения или информирующие их об ограничениях и режимах движения.

    3.9 светофор дорожный (далее — светофор): Светосигнальное устройство для регулирования движения.

    3.10 светофорный объект: Группа светофоров, установленных на участке улично-дорожной сети, очередность движения по которому конфликтующих транспортных потоков или транспортных и пешеходных потоков регулируется светофорной сигнализацией.

    3.11 ограждение дорожное: Устройство, предназначенное для предотвращения съезда транспортного средства с обочины и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т.п.), переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине и в полосе отвода дороги, на разделительной полосе (удерживающее ограждение для автомобилей), падения пешеходов с мостового сооружения или насыпи (удерживающие ограждения для пешеходов), а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть (ограничивающее ограждение).

    3.12 направляющее устройство: Сигнальный столбик, тумба, направляющий островок, островок безопасности, предназначенные для зрительного ориентирования.

    4.1 Технические средства организации дорожного движения допускается применять в случаях, не предусмотренных настоящим стандартом, если необходимость их применения обоснована конкретными условиями движения.

    4.2 Не допускается размещать плакаты, афиши, устанавливать приспособления в полосе отвода дороги, а также производить разметку, которые могут быть приняты за дорожные знаки или другие технические средства организации дорожного движения либо могут снижать их видимость или эффективность, либо ослеплять участников движения или отвлекать их внимание, создавая тем самым опасность для дорожного движения.

    Не допускается размещать на знаках, на их оборотной стороне, светофорах и опорах, на которых они расположены, плакаты, транспаранты и другие устройства, не имеющие отношения к организации движения.

    (Поправка).

    4.3 Знаки и светофоры (условные обозначения — по таблице А.1 приложения А) размещают таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых они предназначены, и не были закрыты какими-либо препятствиями (рекламой, зелеными насаждениями, опорами наружного освещения и т.п.), обеспечивали удобство эксплуатации и уменьшали вероятность их повреждения.

    4.4 На участках дорог, где разметка, определяющая режим движения, трудно различима (снег, грязь и т.п.) или не может быть своевременно восстановлена, устанавливают соответствующие по значению знаки.

    4.5 Технические средства организации дорожного движения, применение которых было вызвано причинами временного характера (дорожно-ремонтными работами, сезонными особенностями дорожных условий и т.п.), после устранения указанных причин должны быть демонтированы. Знаки и светофоры допускается закрывать чехлами.

    4.6 Допускается по согласованию с федеральным органом управления Госавтоинспекции в экспериментальных целях применять технические средства организации движения, не предусмотренные действующими стандартами. В необходимых случаях участников дорожного движения информируют о назначении такого технического средства и устанавливают транспаранты, разъясняющие смысл и значение проводимого эксперимента.

    6.1 Общие требования

    6.1.1 Номера и изображения линий разметки приведены в приложении Г.

    Разметка дорог устанавливает режимы, порядок движения, является средством визуального ориентирования водителей и может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими техническими средствами организации дорожного движения.

    Многие граждане полагают, что за установку дорожных знаков отвечает ГИБДД. На самом деле, они сильно ошибаются. Так как согласно закону монтирует и обслуживает данные знаки дирекция по организации дорожного движения.

    А если потребовалось установить его во время строительства объекта, то решение принимается Государственной административно-технической инспекцией. Работники ГИБДД должны лишь следить за их техническим состоянием, а также за правильностью их установки.

    Монтируются дорожные знаки в соответствии со схемой дорожного движения. Согласовывается она со многими службами. Конечно же, в это число входит и ГИБДД. Взглянуть на нее можно в городской дирекции по организации дорожного движения. Именно там должен находиться реестр, в котором содержится каждый установленный в городе знак. Если знака, который вы ищете, там нет, то в таком случае он установлен незаконно.

    За незаконную установку дорожного знака предусмотрено административное наказание.

    Несомненно, проблема, связанная с незаконной установкой знаков, очень актуальна у нас в стране. Довольно часто организации или частные предприятия устанавливают рядом со своей территорией знаки типа «Стоянка только для работников» и т. д. Такие действия неправомерны и ограничивают права граждан.

    Ещё одной из наиболее распространённых ситуаций, при которых имеет место быть незаконное установление знаков, является то, когда жильцы дома самовольно ставят знак «Въезд запрещён».

    Если вами был обнаружен такой знак, то нужно немедленно сообщить о нём в дорожную инспекцию. Они, в свою очередь, должны приехать на место, убрать незаконно поставленный знак и найти виновных в этом правонарушении

    Дорожные знаки должны устанавливаться в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004. Виды знаков, их количество, место установки определяются дислокацией, утвержденной соответствующей Государственной автомобильной инспекцией. Установка дорожных знаков, а также их снятие на конкретных участках дорог производится по разрешению Государственной автомобильной инспекции края, области, автономной республики. Установка каждого знака и, прежде всего знаков, вводящих различные ограничения, должна быть обоснована. Общее количество знаков на участке дороги должно быть по возможности минимальным. Знаки кратковременного или сезонного действия устанавливают только на тот период, когда они необходимы, и немедленно снимают после устранения причины установки знака.

    В одном поперечном сечении дороги допускается установка не более трех знаков без учета дублирующих и знаков дополнительной информации (табличек). При этом их необходимо размещать: на опорах, колонках и столбах (мачтах) по горизонтали (что является предпочтительным) или по вертикали; на тросах-растяжках, рамах и кронштейнах, расположенных над проезжей частью — по горизонтали на одном уровне.

    На дорогах вне населенных пунктов опоры знаков следует устанавливать за пределами обочин на бермах, присыпанных к обочине (рис. 1, а), откосах насыпи (рис. 1, б), на полосе отвода за боковой канавой (рис. 1, в) или над обочинами (рис. 1, е). Расстояние от кромки проезжей части, до ближайшего к ней края знака должно составлять от 0,5 до 2 м, а до края знаков предварительного указания направлений от 0,5 до 5 м. На горных дорогах допускается установка опор на обочинах в стесненных условиях. При этом расстояние между кромкой проезжей части и ближайшим к ней краем знака должна составлять не менее 1 м (рис. 1, г).

    Какие могут быть правила, и чем они регламентируются? В первую очередь, вы должны знать, что существует два так называемых свода правил, на которые ориентируются соответствующие дорожные службы. О каких же сводах идет речь?

    1. Федеральный закон 196-Ф3 принятый еще 10.12.1995 года. Последняя редакция прошла от 26.07.2017 года.
    2. ГОСТ 52289-2004. В нем же идет упоминание о том, что устанавливаемые знаки должны отвечать ГОСТу Р52290 и Р50597.

    В целом, в обоих сводах речь идет о том, что знаки необходимо монтировать в такой последовательности и формате, чтобы они не препятствовали и не мешали участникам движения. Также они не должны быть закрыты зелеными насаждениями, столбами, рекламными счетами. Другими словами, дорожные знаки должны обеспечивать удобство эксплуатации и сокращения вероятности повреждений. В случае если по каким-то причинам, в том числе погодным, знаки не могут быть различимы или же требуют восстановления, они меняются на новые.

    Зачастую, знаки размещаются на одной высоте для обеспечения должного и естественного восприятия. Позволяется заказать самостоятельно или же нанять специалистов для установки. Но прежде нужно составить соответствующие заявление, где будет подтверждено разрешение монтажа такого-то дорожного знака в соответствующей дорожной зоне. Как только разрешение получено, можно приступать к монтажу. Также помните, что договор о размещении знака в той или иной местности, обязательно нужно подписывать в ГИБДД или в том органе, организации, которая будет заниматься установкой. Как найти образец? На сайте ГИБДД или в Интернете, задав соответствующий запрос.

    Имейте ввиду, что регламентируется также и конкретный план по установке:

    1. Изучаем ГОСТы, которые рассказывают о правилах и требованиях при монтаже.
    2. Измеряем расстояние, чтобы знак отчетливо распознавался не менее чем на 100 метров.
    3. Устанавливаем знаки исключительно с правой стороны от проезжей части.
    4. В случае если на дороге имеется разделительная полоса, знаки устанавливаются и посередине.

    Также не забывайте в обязательном порядке получать разрешение на монтаж, прилагая по необходимости схему местности, в том числе состояние обочины и дорожного полотна, со всеми извилистостями.

    Если гражданин имеет опасения или ему кажется, что дорожный знак установлен с нарушениями, он может обратиться в местное отделение ГАИ, предварительно составив заявление. Ответ на подобные заявления от граждан выдается не позднее 30 дней, с момента подачи такового. Также необходимо уточнить, есть ли в этом отделении подразделение, которому регламентировано заниматься проверкой законности установки знаков.

    Для проверки командируются специально подготовленные сотрудники дорожных служб. Одно из главных задачей этой организации является периодическая проверка вверенных дорожных знаков на конкретной территории. При проверке, все полученные данные не только фиксируются, но также и сверяются с нормативными актами, как федеральный закон или ГОСТ. Это необходимо для контроля качества выполненных работ работниками при установке.

    1 РАЗРАБОТАН Государственным предприятием «РОСДОРНИИ» Росавтодора (ГП «РОСДОРНИИ») совместно с Научно-исследовательским центром Государственной инспекции безопасности дорожного движения (НИЦ ГИБДД) МВД России

    2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 «Безопасность дорожного движения»

    3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства Российской Федерации по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. № 121-ст

    4 Стандарт полностью соответствует требованиям Конвенции о дорожных знаках и сигналах (Вена, 1968 г.) и Европейского соглашения, дополняющего эту Конвенцию (Женева, 1971 г.), с учетом поправок (1995 г.)

    Cодержание

    1 Область применения

    2 Нормативные ссылки

    3 Группы, изображения, наименования, размеры

    4 Знаки индивидуального проектирования

    5 Технические требования

    6 Требования к световозвращающей пленке для знаков

    7 Методы физических и электротехнических испытаний

    8 Методы фото- и колориметрических испытаний

    9 Транспортирование и хранение

    10 Гарантии изготовителя

    Приложение А (обязательное) Изображения, номера и наименования знаков

    Приложение Б (обязательное) Изображения знаков на масштабной сетке

    Приложение В (обязательное) Шрифт на масштабной сетке

    Приложение Г (обязательное) Надписи на знаках индивидуального проектирования

    Приложение Д (обязательное) Параметры, используемые на знаках, и размеры знаков по типоразмерам

    Приложение Е (рекомендуемое) Компоновочные эскизы знаков 6.9.1 для пересечений в одном и разных уровнях

    Поиск ГОСТов по категориям Общероссийского Классификатора Стандартов

    • IT, электроника и бытовая техника
      1. Добыча и переработка
        1. Производство и строительство
          1. Промышленность
            1. Техника и оборудование
              1. Общие положения 01.
                1. Услуги, управление и социология 03.
                  1. Математика, естественные науки 07.
                    1. Здравоохранение 11.
                      1. Охрана окружающей среды 13.
                        1. Метрология и измерения. Физические явления. 17.
                          1. Испытания. 19.
                            1. Технология получения изображений. 37.
                              1. Точная механика. Ювелирное дело. 39.

                                Категории ГОСТ Р 52289-2004 по ОКС:

                                • 03. Услуги, управление и социология
                                • 03.220. Транспорт
                                • 03.220.20 Дорожный транспорт *включая услуги, связанные с дорожным транспортом *оборудование и установки для регулирования дорожного движения см. 93.080.30
                                Статус документа:
                                действует, введён в действие 01.01.2006
                                Название на английском языке:
                                Тraffic control devices. Rules of application of traffic signs, markings, traffic lights, quardrails and delineators
                                Дата актуализации информации по стандарту:
                                17.02.2014, в 20:26 (более года назад)
                                Вид стандарта:
                                Основополагающие стандарты
                                Дата начала действия ГОСТа:
                                2006-01-01
                                Дата последнего издания документа:
                                2006-02-01

                                Коды документа ГОСТ Р 52289-2004:

                                Код ОКП:
                                521000
                                Код КГС:
                                Д28
                                Число страниц:
                                102
                                Назначение ГОСТ Р 52289-2004:
                                Настоящий стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков по ГОСТ Р 52290, дорожной разметки по ГОСТ Р 51256, дорожных светофоров по ГОСТ Р 52282, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах
                                Ключевые слова документа:
                                знаки дорожные, направляющие устройства, ограждения дорожные, правила применения, разметка дорожная, светофоры дорожные
                                • Наименование, вид: Дата регистрации: начала действия: Ссылка:
                                • Изменение №1 к ГОСТ Р 52289-2004

                                  Тип изменения: Текстовое изменение
                                  Номер изменения: 1
                                  Регистрационный номер: 306-ст

                                  2005-12-08 2006-01-01 скачать 0.26 Мб

                                • Изменение №2 к ГОСТ Р 52289-2004

                                  Тип изменения: Текстовое изменение
                                  Номер изменения: 2
                                  Регистрационный номер: 474-ст

                                  2010-11-12 2010-11-20

                                • Изменение №3 к ГОСТ Р 52289-2004

                                  Тип изменения: Текстовое изменение; Изменены ссылочные НД
                                  Номер изменения: 3
                                  Регистрационный номер: 2221-ст
                                  Новое значение: Заменяется: ГОСТ Р 50970-96 на ГОСТ Р 50970-2011,ГОСТ Р 50971-96 на ГОСТ Р 50971-2011,ГОСТ Р 51256-99 на ГОСТ Р 51256-2011 Отменяется: ГОСТ 10807-78

                                  2013-12-09 2014-02-28

                                • Поправка к ГОСТ Р 52289-2004

                                  Тип изменения: Поправка
                                  Номер изменения:
                                  Регистрационный номер:

                                  2011-04-22 2011-04-22 скачать 0.23 Мб

                                Имейте ввиду, что регламентируется также и конкретный план по установке:

                                1. Изучаем ГОСТы, которые рассказывают о правилах и требованиях при монтаже.
                                2. Измеряем расстояние, чтобы знак отчетливо распознавался не менее чем на 100 метров.
                                3. Устанавливаем знаки исключительно с правой стороны от проезжей части.
                                4. В случае если на дороге имеется разделительная полоса, знаки устанавливаются и посередине.

                                Также не забывайте в обязательном порядке получать разрешение на монтаж, прилагая по необходимости схему местности, в том числе состояние обочины и дорожного полотна, со всеми извилистостями.

                                Не редко водитель получает неправомерный штраф, якобы за нарушение ПДД, ориентируясь в протоколе на установленный дорожный знак. Но, многие водители даже не догадываются, что если знак установлен с нарушениями, то можно через суд оспорить наказание. Кроме того, процедура оспаривания штрафа может происходить и через руководство ГИБДД, в том районе, где произошло якобы правонарушение. Для этого выделяется 10 дней. Ещё раз напоминаем, что произвольная установка дорожных знаков без согласования с компетентными органами, запрещается.

                                На самом деле, основная концепция документа осталась прежней – датированной ещё 2004 годом. Однако, появилось множество поправок, которые привели в соответствие с Венской конвенцией и нашими локальными Правилами дорожного движения.

                                Так, наиболее значимые изменения:

                                • в изменившемся ГОСТе Р 52289-2021 появились правила применения дорожных знаков, которые уже давно внесены в ПДД, но были не регламентированы для установки,
                                • знак 3.20 Обгон запрещён теперь во всех случаях должен дублироваться слева от дороги – таким образом, закрыта тонкость, когда водителей лишали прав за обгон (без разметки), о запрете которого они и не подозревали просто потому, что, к примеру, опережали по встречной полосе фуру, которая закрывала этот знак,
                                • границы платных парковок теперь обозначаются прерывистой разметкой синего цвета.

                                Вы сами можете сравнить этот новый правовой акт с его прежней редакцией, загрузив документ.

                                Статус действующего госстандарт приобретает с 1 апреля 2021 года. Это официальная дата вступления его в законную силу.

                                Между тем, пока остаётся непонятным, насколько быстро практически будут приводиться в действие его предписания. Например, то же требование дублировать дорожный знак 3.20 слева проезжей части дороги – очевидно, что для установки дополнительных знаков у дорожных служб потребуется много времени/

                                ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗНАКОВ НА МАСШТАБНОЙ СЕТКЕ

                                Основные изменения связаны с типоразмерами дорожных знаков. Но действуют и могут устанавливаться существующие. Размеры дорожных знаков по ГОСТ в 2019 году уменьшены для улучшения видимости, обзора и более комфортного дорожного движения:

                                «500» – на нескоростной улично-дорожной сети;

                                «400» – в центральных частях городов, в местах плотной и исторической застройки, а также вдоль велосипедных полос, велопешеходных и пешеходных зон, расположенных в любой части города.

                                Сравним с ГОСТ на установку дорожных знаков 52290-2004:

                                “600” – на однополосных дорогах;

                                “700” – на трехполосных дорогах;

                                “900” – на скоростных магистралях в четыре полосы;

                                “1200” – на опасных участках и при ремонтных работах.

                                С 8 сентября 2016 года действует ГОСТ 32945-2014 в качестве национального стандарта. Принят Международным советом по стандартизации, метрологии и сертификации в 2014 году.

                                Применяется на вновь устанавливаемые дорожные знаки информационного характера на автомобильных дорогах общего пользования, а также на световозвращающие материалы.

                                Используют на междугородных трассах на русском и английском языках согласно ПДД государств ЕАСС (евразийский союз).

                                Фон знаков на автомагистралях зеленого цвета, синего – на других дорогах, в населенных пунктах – белого. Устанавливаются на П-образных, Г-образных опорах на высоте 5-6 м от дорожного покрытия, в других случаях на расстоянии 0,5 до 2 м от земли.

                                ГОСТ Р 52289-2004 устанавливает общие требования к установке знаков.

                                Знаки размещают по правой стороне навстречу движению с учетом окружающей обстановки и дорожного покрытия. Они должны быть хорошо видны не менее чем за 100 м.

                                Размещаются знаки на расстоянии 0,5-2,0 м от края проезжей части до ближайшего края знака, до знаков особых предписаний и информационных – 0,5 – 5,0 м.

                                На улицах города часто можно встретить знаки, установленные на воротах, столбах и т.п., а также выставленные на тротуар в виде переносной рекламной конструкции, предупреждающие: “Въезд запрещен”, “Сауна”, “Проезд только для работников”.

                                Это самовольно установленные знаки. Они отсутствуют в ПДД.

                                Лицо, самовольно установившее дорожный знак, может быть привлечено к административной ответственности по ст.12.33 КоАП РФ.

                                Наказание в виде штрафа на граждан – от пяти до десяти тысяч рублей, должностных лиц – двадцати пяти тысяч рублей, на юридических лиц – триста тысяч рублей.


                                Похожие записи:

                              2. Добавить комментарий

                                Ваш адрес email не будет опубликован.