Кто считается нуждающимся в улучшении жилищных условий 2021 РБ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто считается нуждающимся в улучшении жилищных условий 2021 РБ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, получают следующие привилегии:

  • Получение льготного кредита с меньшей процентной ставкой или субсидии в виде адресных денежных средств на строительство/приобретение доли/покупку жилья.
  • Смягчение долговых обязательств по действующему займу.
  • Получение финансовой помощи для покупки жилья от работодателя.
  • Возможность долевого участия в жилищных комплексах по доступной стоимости.
  • Право на покупку земельного надела без аукциона.
  • Право на доступную цену аренды коммерческого помещения.
  • Право получить социальное жилье.

Чтобы встать в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий и воспользоваться одним из перечисленных прав, документы нужно подать в период с 1 февраля до 1 мая текущего года. Именно в этот срок местные власти рассматривают и уточняют данные, дающие основание для присваивания этого статуса.

Порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

Получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий в 2019 году в Беларуси, возможно, только после нескольких лет с момента их ухудшения. В перечень входят следующие факты:

  • Увеличение семьи.
  • Повреждение, уничтожение, получение статуса нежилого, раздел/продажа части/доли помещения.
  • Чтобы улучшить жилищные условия в Минске, необходимо прожить/проработать в столице не менее 10 лет. От этого правила освобождены дети-сироты, а также нетрудоспособные члены семьи претендующего ― супруги, дети, родители.
  • Нельзя получить статус нуждающегося, если проживание в худших реалиях нельзя назвать фактическим.
  • Нельзя претендовать на постановку в очередь, если семья или гражданин уже воспользовались аналогичными льготами. Это не касается тех, чья семья увеличилась после получения статуса или для военнообязанных.

Ограничены в праве очереди и те граждане, кто не проживает в конкретном объекте собственности. Чтобы доказать свое право на постановку в очередь, необходимо прописаться там и оплачивать коммунальные услуги, а также доказать, что условия не отвечают нормам комфортного и удобного жилья.

Стандартный пакет документов для постановки в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий представляет собой следующее:

  1. Заявление. Бланк можно заполнить в учреждении, принимающем документы. Как правило, это городские и областные исполкомы.
  2. Паспорта всех претендующих, а также документы на детей и о заключении брака.
  3. Правоустанавливающие бумаги, позволяющие претендовать на постановку вне очереди.
  4. Сведения о доходах всех лиц.
  5. Выписки о состоянии здоровья, если причиной поменять жилье становится именно оно.

Исполком оказывает помощь гражданам в сборе иных документов, а именно:

  • Справки о составе семьи и занимаемом помещении из паспортного стола и БТИ.
  • Выписка из единого реестра, об имеющихся у претендентов объектах собственности.
  • Решение комиссии о несоответствии помещения нормальным условиям и нормам.
  • Договор найма для общежитий, съемных квартир и т. д.
  • Для граждан, чьим вопросом занимается трудовая организация, исполком запрашивает информацию о трудоустройстве.

Более подробный перечень для конкретной ситуации легко узнать в исполкоме ближайшего населенного пункта.

В течение одного месяца организация должна рассмотреть и вынести решение о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, либо аргументировать отказ. Документ, удостоверяющий право обратившегося, содержит в себе следующие сведения:

  • дата постановки на учет;
  • основание;
  • численность семьи;
  • порядковый номер в очереди.

Если претендент считает, что отказ в праве на статус нуждающегося в улучшении жилищных условий неправомерен, он может обжаловать его в суде.

Для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и уже находящихся в этом статусе, интересным предложением является получение субсидии на погашение основной части ипотеки и/или уплату процентов. Следует знать, кому и сколько.

На погашение части процентов могут претендовать все признанные категории. Это:

  • семьи с 3 несовершеннолетними детьми, а также дети-сироты ― ставка по программе рефинансирования +2%.
  • семьи с 4 и более детьми ― ставка +3%.
  • остальные категории ― чистая ставка рефинансирования.

На погашение части основного долга смогут претендовать только многодетные и молодые семьи, усыновившие/удочерившие ребенка, а также дети, оставшиеся без попечения родителей. Суммы довольно существенные:

  • 95% ― для семей с 3 детьми.
  • 100% для семей с 4 и более детьми.
  • 10% и 20% для рождения/усыновления первого и второго ребенка, соответственно.
  • 35% ― для детей-сирот.

Базовый размер субсидии может меняться в зависимости от новых условий и семейных обстоятельств граждан.

Малообеспеченным многодетным семьям, подавшим заявку на улучшение текущих жилищных условий, в 2021 году полагается белорусская субсидия вне очереди.

Молодая семья, претендующая на субсидию в Беларуси, должна быть зарегистрирована как многодетная малообеспеченная семья. Необходимость в улучшении имеющихся условий проживания подтверждается путем их оценки комиссией, зафиксированной и отраженной в официальных документах.

Жилищные субсидии в Беларуси представляют собой государственную помощь в виде перечисления денежных средств на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) по выставленному в квитанции счету.

Условия получения государственной финансовой помощи на суммы, начисленные за услуги в сфере ЖКХ:

  • Сумма, выставленная в текущей квитанции, превышает 20 % от общего дохода всех членов семьи, живущих на одной территории в городе (или 15 % в селе). Учитываются все официальные доходы: заработная плата, студенческая стипендия, пенсионное пособие, социальные пособия, алименты, начисленные за последние три или шесть месяцев.
  • Женщина находится в декрете, в том числе в период до трех лет.

Автоматически выдается белорусская субсидия одиноким неработающим пенсионерам и совершеннолетним жителям, имеющим инвалидность.

Перечисляется такой вид помощи нуждающимся гражданам на все виды обязательных услуг ЖКХ, в том числе следующие:

  • Работу лифта.
  • Освещение и санитарное обслуживание общедомовых площадей.
  • Счета на капитальный ремонт.

В список возмещения расходов не входят виды обслуживания, прописанные в графе «Дополнительные услуги», или суммы, образованные в результате потребления ЖКУ сверх нормы. Они должны быть оплачены жителями в полном объеме самостоятельно.

В следующей квитанции после дня обращения, сформированной за ЖКУ, появится отдельная строка, где прописывается конкретная сумма, списанная со счета предоставленной субсидии. Дополнительно получателю направляется специальное извещение.

Заявителю, претендующему на приобретение, покупку жилья по программе государственного субсидирования, следует собрать документы, определяющие его материальное положение:

  • Справку о начислении пенсии, студенческой стипендии, пособия.
  • Выписку с банковских счетов.
  • Выписки с коммунальных счетов, подлежащих оплате.

На основании самостоятельно представленных заявителем отчетов о его финансовом состоянии осуществляются проверки сведений сотрудниками государственных органов на их соответствие.

При совпадении информации для гражданина определяется размер субсидирования. Его расчет происходит на основании выводов местных органов самоуправления.

  1. Лица трудоспособного возраста, являющиеся безработными, но не зарегистрировавшиеся на городской бирже занятости.
  2. Жители, воспользовавшиеся услугой льготного кредитования в период после 01.01.2004 и нарушившие условия ее использования в виде просрочек по выплатам.
  3. Граждане, получившие субсидию.
  4. Белорусы, входящие в семью, одному из членов которой субсидия или кредит со льготными условиями уже выдан.
  5. Лица, получившие финансовую помощь от государства в виде субсидирования на уплату задолженности по полученному ранее кредиту.

В целом проект по начислению жилищных субсидий нуждающимся гражданам претерпел доработки. В результате расширился как перечень лиц, которым доступен такой вид поддержки, так и сумма финансирования в соответствии с показателями роста инфляции.

В 2021 году воспользоваться своим правом на субсидию смогут, по экспертным оценкам, около 10 % жителей Беларуси.

Оставляйте свои отзывы и личный опыт об оформлении различных субсидий в стране. Пусть люди знают правду, как обстоят дела на самом деле!

Узнайте из видео о том, как получить субсидию на открытие бизнеса безработному в Беларуси.

Очередь нуждающихся на улучшение жилищных условий

Льготный кредит или субсидия предоставляются многодетной семье на улучшение жилищных условий посредством покупки жилья или его строительства.

При желании купить жилое помещение следует знать, что законодательство не содержит ограничений относительно того, приобретается ли жилое помещение в «новостойке» у застройщика или на вторичном рынке. Однако следует иметь в виду, что при покупке квартиры или жилого дома на вторичном рынке сумма кредита будет ограничена величиной оценочной стоимости приобретаемого жилого помещения, которая в подавляющем большинстве случаев значительно ниже его рыночной стоимости.

Процесс постановки в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий регулирует Указ Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 года № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений». Также нормы этого документа дублируются в Жилищном кодексе.


— паспорта граждан Республики Беларусь или иные документы, удостоверяющие личность всех совершеннолетних граждан, свидетельства о рождении несовершеннолетних детей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;

— справка о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи, выдаваемая организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, или организацией, предоставившей жилое помещение, или районным, городским (городов районного подчинения), поселковым, сельским советом депутатов (исполнительным комитетом);

— справки о находящихся в собственности гражданина и членов его семьи жилых помещениях в населенном пункте по месту подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (при подаче заявления в г. Минске — о находящихся в собственности гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещениях в г. Минске и Минском районе), выдаваемые территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;

— решение местного исполнительного и распорядительного органа о признании занимаемого жилого помещения не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям;

— заключение врачебно-консультационной комиссии о наличии у гражданина заболеваний, указанных в перечне, определяемом Министерством здравоохранения, при наличии которых признается невозможным его совместное проживание с другими лицами в одной комнате или однокомнатной квартире;

— копии документа об образовании и трудового договора (контракта) с трудоустроившей организацией;

— документы, подтверждающие право на внеочередное или первоочередное предоставление жилого помещения, — в случае наличия такого права;

— сведения о доходе и имуществе каждого члена семьи — в случае принятия на учет граждан, имеющих право на получение жилого помещения социального пользования в зависимости от их дохода и имущества;

— договор найма жилого помещения.

В Указе есть Положение об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда. В нем подробно расписано, кто может стать в очередь. Пройдемся по самым важным пунктам.

Нуждающимся в улучшении жилищных условий признается гражданин и члены его семьи, не имеющие в собственности жилое помещение в том населенном пункте, где они проживают. Стоит остановиться на членах семьи. Например, если сын женился, то семьей считается он и его супруга, а не он и его родители. Наличие недвижимости определяется по такому же принципу. То есть родительская недвижимость никак не влияет на положение сына и его жены. Важный нюанс здесь касается города Минска. Чтобы минчанину стать на очередь нуждающихся, у него не только в Минске, но и в Минском районе не должно быть в собственности никакой недвижимости.

Далее, если какая-то недвижимость у гражданина все-таки есть, определить, может ли он стать на учет нуждающихся, можно по количеству квадратных метров на каждого проживающего в этой недвижимости. Это высчитывается следующим образом: на каждого проживающего должно быть отведено не менее 15 кв. м по всей стране и не менее 10 кв. м в Минске.

Также в очередь имеют право становиться молодые специалисты, прибывшие по распределению, направленные на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), или специалисты, прибывшие по направлению государственных органов и других организаций на работу в организации, расположенные на территориях с уровнем радиоактивного загрязнения свыше 5 кюри на квадратный километр и приравненных к ним территориях.

В очередь ставят детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае если они не имеют собственности.

Также на очередь могут претендовать относящиеся к молодым семьям пары, впервые вступившие в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет в собственности недвижимости, не является нанимателем арендной государственной квартиры и не участвует в долевом строительстве.

Очередь на улучшение жилищных условий

Местные исполнительные и распорядительные органы ежегодно с 1 февраля до 1 мая уточняют данные, являющиеся основанием для сохранения права граждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.


Материал подготовлен при экспертной поддержке Павла Астапени, юриста и директора агентства недвижимости «Эксперт».

Страны: Беларусь

Города: Минск

Темы: Агентства недвижимости; Общество; Специальные проекты; Новости

Сюжет: Юридическая шпаргалка

  • Основные условия
  • Типичные планы
  • Список городов, где мы приобретаем недвижимость
  • Структура паевого фонда
  • Стоимость учётного пая [уп]
  • Ответы на вопросы
  • Открытые встречи
  • Очерёдность
  • Список квартир
  • Опережение и отставание по выкупу
  • Переплаты
  • Рубрика сомнений
  • Досрочный выход
  • Застройщики Беларуси
  • Рекомендации по платежам
  • Обратная связь

Такая потребность человека определяется по нескольким категориям. Учитывается количество имеющихся квадратных метров на одного жителя квартиры либо дома, санитарные нормы жилища, семейный статус желающего стать в очередь, состав проживающих на одной площади, место и условия работы человека.

Начнём с площади жилья. В Беларуси на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий имеют право стать те граждане, в жилье которых на одного человека приходится менее 15 метров квадратных жилой площади. Для Минска и Минского района показатель ниже – 10 квадратов, и при этом показатель рассчитывается исходя из общей площади помещения, а не только из жилой.

Также важно учитывать, что если вы живёте семьёй в квартире, где квадратных метров не хватает, однако у одного из членов семьи есть в собственности другое жилище в этом же городе/населённом пункте (для Минска в учёт идёт и Минский район), то это жильё будет засчитано в сумму общего количества метров при принятии решения о постановке вас на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий.

То есть, если муж, жена и двое детей проживают в Минске в тесной «однушке» площадью 32 м2, но на мужа записан частный дом на 60м2 в Минском районе, то общая площадь для этой семьи равна 92м2, а на одного члена приходится 23м2. Соответственно, на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий они стать не могут.

Среди тех, кто может встать на очередь на жилье, также числятся:

  • люди, чьё место проживания не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям
  • люди, чья болезнь требует отдельного проживания, а также их сожители
  • люди, проживающие в одной квартире или доме, но не являющиеся родственниками
  • люди, работающие на загрязнённых радиацией территориях
  • молодые семьи, в которых ни один из супругов не имеет собственной недвижимости, не арендует квартиру у государства и не участвует в строительстве жилья
  • люди, проживающие в общежитии на постоянной основе
  • молодые специалисты, прибывшие на работу по распределению

Став на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий , можно получить возможность обзавестись социальной квартирой даже бесплатно, однако она полагается очень малому количеству людей, а сама недвижимость потом будет обложена ограничениями к продаже, приватизации, передаче по наследству и многому другому, поскольку все еще принадлежит государству и выдаётся им не в собственность, а в неограниченное по времени пользование.

К тем, кто имеет право на получение жилья от государства безвозмездно, относятся дети-сироты, люди, потерявшие жильё в результате природных и техногенных катастроф, терактов, Герои Беларуси, ветераны-интернационалисты, военные и сотрудники силовых структур, уволенные в запас и получившие на службе ранения, одинокие инвалиды 1 и 2 групп, одинокие пенсионеры, семьи с детьми-инвалидами, Матери-Героини и некоторые другие категории граждан.

Кто имеет право на улучшение жилищных условий?

Благодаря системе «одно окно» вам необязательно самостоятельно собирать многочисленные документы для постановки на очередь на жилье. Большинство бумаг исполком или организация запросят в необходимых органах самостоятельно (услуга может быть платной), а лично вам потребуется предоставить следующие документы

  • Заявление о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий
  • Паспорт для совершеннолетнего или свидетельство о рождении для несовершеннолетнего
  • Справку о доходах
  • Сведения о принадлежащем каждому члену семьи имуществе
  • Документы, подтверждающие право первоочередного или внеочередного заселения при их наличии.

На рассмотрение всех документов и принятие решения исполкому требуется месяц.

Отказать в приёме на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий могут тем гражданам, которые официально зарегистрированы в общежитиях, но на самом деле там не проживают. Также не примут тех, кто по собственному желанию ухудшил свои условия проживания либо имеет в собственности в этом же населённом пункте жилище более высокого качества, переезд в которое снимет необходимость постановки на учёт.
Не смогут в течении 5 лет повторно стать в очередь и те, кто уже воспользовался своим правом на улучшение жилищных условий. Однако есть исключение для случая, если в семье появился новый ребёнок.

Для желающих стать в очередь в Минске или Минском районе важно знать, что это возможно только по прошествии 10 лет с момента регистрации в столице и по прошествии 5 лет – с момент регистрации в Минском районе. Исключение в данной ситуации составляют молодые супруги, дети-сироты и молодые специалисты, прибывшие в город по распределению на работу.

Исключить с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданина могут в случае, если условия его проживания улучшились за время нахождения в очереди.

Указ Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 года № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» регулирует процедуру. Нормы документа дублируются и в Жилищном кодексе.

Так что же можно получить?

  • Возможность получить льготный кредит на покупку или строительство жилья;
  • Возможность получить субсидию на эти же цели. Разница в том, что субсидию, в отличии от кредита, не нужно возвращать.
  • Возможность купить землю под строительство дома без аукциона. При условии, что дом на этой земле должен быть возведен за 3 года;
  • В случае, если вы претендуете на социальное или арендное жилье, то при подходе очереди вам будет отдано предпочтение

Основное место — исполком по месту жительства. Действует правило территориальной принадлежности.

Если вам полагается улучшение жилищных условий по работе или службе, то подать документы можно сразу по месту трудоустройства. При этом не запрещено подать документы еще и в исполком по месту жительства.

Детям-сиротам при постановке на учет необходимо обращаться в исполком по месту приобретения статуса сироты.

Возможность обращаться в любой исполком в пределах области предусмотрена для госслужащих, которые отработали не менее 5 лет в областях, где предполагается отселение или отчуждение территорий.

Для корректного отображения сайта обновите Ваш браузер!

Предусмотрено несколько оснований:

  • Если гражданин намеренно ухудшил условия проживания. Например, у него в собственности находилась квартира в Минске, где на каждого из членов семьи приходилось более 10 м2 площади. Она была продана и куплена квартира меньшей площади, чтобы встать на учет. В таком случае встать на очередь нуждающихся можно будет лишь спустя 5 лет со дня ухудшения жилищных условий, при наличии оснований.
  • Если вы прибыли в город Минск из других населенных пунктов, то встать на учет нуждающихся можно лишь спустя 10 лет со дня регистрации по месту жительства в Минске. Для очереди в Минской районе — спустя 5 лет, если вы зарегистрированы там по месту жительства.
  • Граждане, которые воспользовались льготным кредитом, одноразовой субсидией на реконструкцию или строительство, а также приобрели жилье с использованием этой субсидии в течение 5 лет с момента госрегистрации. Исключение — если из-за рождения или усыновления (удочерения) состав семьи увеличился, а также в случае переезда военнослужащего в другой населенный пункт при назначении на должность.
  • Если вы зарегистрированы в общежитии, но фактически там не живете.
  • Если за время нахождения в очереди ваши жилищные условия улучшились — вы будете из нее исключены.
  • Остальные основания перечислены в пункте 4 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Местные исполнительные и распорядительные органы каждый год с 1 февраля по 1 мая проводят проверку списков и уточняют данные, на основании которых гражданин находится в очереди.

Чтобы проверить, находитесь ли вы в очереди, можно обратиться в исполком, куда вы подавали заявление. Если же вы становились на очередь по месту работы, то и запрашивать информацию нужно там.

Для Минска доступна специальная форма на сайте Минского городского исполнительного комитета. Все поля являются обязательными.

«Прочитал о том, что Национальный аэропорт Минск изменил правила входа в здание аэровокзала. Хотелось бы узнать подробнее о сути новшеств, так как через две недели я прилечу в Минск по служебным делам, обратный рейс у меня тоже из этого же аэропорта. Валерий Никонов, Московская область».

Как сообщили в пресс-службе аэропорта, изменение схемы входа в здание связано с тем, что с конца января в Национальном аэропорту Минск в тестовом режиме начала работать система тепловизионного контроля. Новое оборудование установлено в секторе прилета 1-2 (1-й этаж) и в секторе вылета 3-4 (2-й этаж, эстакада). Попасть в аэропорт теперь можно только через эти входы, остальные закрыты. На выход из аэровокзального комплекса ограничения не распространяются. Если оборудование зафиксирует повышенную температуру, посетителю аэропорта предложат пройти медосмотр. Оборудование поставлено в Национальный аэропорт Минск за счет финансовой помощи ВОЗ. Камеры с функцией определения температуры тела и высокоточные детекторы подключены к компьютерам. Оборудование позволяет делать фотофиксацию человека с указанием его температуры. Кроме того, такая же тепловизионная система установлена в контролируемой зоне аэропорта в секторе международного прилета. Здесь мониторинг проводится для прибывающих пассажиров до паспортного контроля.

«Вышла замуж за минчанина и скоро вместе с дочкой переезжаю к нему на постоянное место жительства. В двухкомнатной квартире помимо моего супруга прописаны его мама и бабушка. Есть ли какой-то вариант бюджетного решения жилищной проблемы с учетом того, что супруг не первый год стоит на очереди нуждающихся? Елена Гаврош, Коломна».

Жителям Беларуси, нуждающимся в улучшении жилищных условий, планируется предлагать без очереди получать квартиры в малых городах и селах, численность жителей которых не превышает 20 тысяч человек.

По мнению министра архитектуры и строительства Беларуси Руслана Пархамовича, это остановит рост нуждающихся в улучшении жилищных условий, находящихся на учете десять и более лет. К тому же данная мера будет способствовать развитию городов-спутников и принципу обратной миграции населения в малые и средние города.

Министр отметил, что средняя стоимость одного квадратного метра, строящегося с государственной поддержкой, не превысит средней заработной платы по стране. Этот параметр, отметил министр, выдерживается последние четыре года.

Улучшение жилищных условий населения

Проживающим в общежитиях положены гораздо более скромные квадратные метры на человека в РБ — всего 6 метров квадратных. Однако здесь речь идёт именно о жилой площади, и коридоры, кухня, санузел, кладовая и лоджия не учитываются в расчётах.
Граждане, зарегистрированные в других населённых пунктах Беларуси, могут получить место в соответствующей очереди, если на них приходится менее 15 квадратных метров. Таким образом, ключевыми являются три фактора: населённый пункт, общая площадь жилья и количество человек, прописанных в квартире доме. Данный указ не делает различий между детьми и взрослыми, и на ребёнка положено то же количество квадратных метров, что и на 1 человека старше 18 лет.

Вопрос о том, сколько квадратных метров в квартире или доме положено на одного человека, регулируется различными документами. Так, в Указе Президента Республики Беларусь №565 от 29 ноября 2005 года указано, что попасть в список нуждающихся в улучшении жилищных условий могут Минчане, если в их квартирах на одного человека приходится менее 10 метров. Граждане, зарегистрированные в других населённых пунктах Беларуси, могут получить место в соответствующей очереди, если на них приходится менее 15 квадратных метров. Таким образом, ключевыми являются три фактора: населённый пункт, общая площадь жилья и количество человек, прописанных в квартире (доме). Особое внимание тут стоит обратить на понятие «общая площадь», т.е. площадь квартиры целиком, включая коридоры, кухню, санузел, кладовую и лоджию, и не путать его с понятием «жилая площадь» — суммой площадей исключительно жилых комнат. Данный указ не делает различий между детьми и взрослыми, и на ребёнка положено то же количество квадратных метров, что и на 1 человека старше 18 лет. Каких-либо специальных условий для многодетных семей также нет — в данном вопросе государство рассматривает их наравне с остальными категориями граждан. Проживающим в общежитиях положены гораздо более скромные квадратные метры на человека в РБ 2021 – всего 6 метров квадратных. Однако здесь речь идёт именно о жилой площади, и коридоры, кухня, санузел, кладовая и лоджия не учитываются в расчётах.

Вопросы, связанные с жилой площадью, всегда являются очень значимыми и актуальными для людей. Нередко у человека возникает интерес, сколько метров положено на одного человека. Обычно, когда недвижимость приватизирована об этом речи не идет. Но вот если гражданин решил, к примеру, получить муниципальное жилье, тогда это один из главных вопросов. Как рассчитать площадь на одного человека?

Уровень обеспеченности претендентов на постановку на очередь будет определяться с учетом другого жилья, которое имеют данные граждане. При этом будут рассматривать недвижимость, расположенную не только в столице, но и Минском районе. Ведь, как показало проведенное исследование, в собственности у минчан имеется около 25 тысяч жилых помещений, расположенных на территории Минского района.

По стране нормы представления различаются в зависимости от региона. В общем смысле, «норма представления» – это размер жилого помещения, который выделяет муниципальная служба, опираясь на действующие нормы. Важно понимать, что это размер жилья, передаваемого не в полноправное владение, а для временного проживания.

Одни пытаются найти решение самостоятельно – собирают денежные средства, прибегают к использованию ипотеки, другие же – полагаются на случай, знаменитое русское “авось повезёт”, тогда как третьи – ждут помощи со стороны государства. Последних больше всего беспокоит вопрос «сколько квадратных метров положено на человека?», ведь ответ на него является одним из определяющих факторов для обоснования права на получение государственной поддержки. Самое время рассмотреть его во всех подробностях, вникнуть в каждый нюанс и, наконец, найти правильный ответ в конкретно Вашем случае!

По регионам республики наиболее высокое значение показатель среднего размера общей площади жилого помещения, занимаемого домашним хозяйством, — в Минской и Брестской областях по 59 кв. В зависимости от размера домохозяйства средняя общая площадь жилого помещения, занимаемая домохозяйством, колеблется от 46 кв.

Если гражданину на момент принятия решения о предоставлении жилого помещения социального пользования принадлежит на праве собственности жилое помещение, в котором не остаются проживать члены его семьи, то он обязан произвести отчуждение этого жилого помещения местному Совету депутатов, предприятию, учреждению, организации, предоставляющим жилое помещение социального пользования, в ценах, действующих на момент отчуждения. Жилое помещение социального пользования может быть предоставлено с превышением максимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения, установленной частью первой настоящей статьи, если оно составляет однокомнатную квартиру либо предназначено для проживания граждан разного пола, кроме супругов, а также в случае предоставления дополнительной площади. Подать документы смогут только те, у кого на члена семьи приходится не более 10 квадратных метров общей площади жилья.

Уровень обеспеченности претендентов на постановку на очередь будет определяться с учетом другого жилья, которое имеют данные граждане. При этом будут рассматривать недвижимость, расположенную не только в столице, но и Минском районе. Ведь, как показало проведенное исследование, в собственности у минчан имеется около 25 тысяч жилых помещений, расположенных на территории Минского района.

Для большинства россиян квартирный вопрос остается самым сложным и насущным. Многие пытаются разрешить ситуацию с недостаточным для нормального и комфортного проживания количеством метров различными способами. Зачастую приходится прибегать к ипотечному кредитованию. Но далеко не все могут позволить себе приобретение жилья за счет собственных и заемных средств. В ряде случаев необходима помощь государства. И тут возникает логичный вопрос: какое количество квадратных метров жилой площади положено каждому человеку?

Для включения в списки граждане подают заявление в администрацию либо исполком по месту регистрации (по-старому — прописки). Супруги могут встать на учет по месту регистрации одного из них.

Законодательством предусмотрена также возможность постановки по месту работы. Граждане имеют право состоять в обеих очередях одновременно.

Куда обращаться с заявлением:

  • в Минске и областных центрах — в администрации районов;
  • в районных городах — в райисполкомы;
  • в сельской местности — в территориальные исполкомы сельских Советов;
  • по месту работы, если в организации ведётся жилищная очередь.

Постановка осуществляется по принципу «ОДНО ОКНО» (п. 1.1.5 Перечня по Указу 200 от 26 апреля 10 г.). Во всех исполкомах создана соответствующая служба информации, о работе которой рассказывается на сайте администрации.

Сама процедура бесплатная. Но нужно заплатить за справки об отсутствии либо наличии недвижимости за всех членов семьи, в том числе за старые фамилии супруги либо супруга. Для обычной семьи выходит от 3 до 5 справок. Например, если состав семьи 3 человека (родители и ребёнок), то надо оплатить 3-4 справки (муж, жена, ребёнок, добрачная фамилия жены/мужа — если была смена фамилии). Стоимость одной справки — 0,1 базовая величина (на 26.08.19 это 2,55 руб. за одну справку).

В соответствующий исполком либо по месту работы надо представить:

  • заявление с указанием времени (часы, минуты) и даты его подачи;
  • паспорт; для лиц в браке — паспорта обоих супругов;
  • паспорта детей, при их отсутствии — свидетельства о рождении;
  • документ об оплате справок об отсутствии недвижимости (реквизиты предварительно берутся в исполкоме);
  • документы, подтверждающие право на льготную очередь (многодетные, бедные, сироты).

По закону ведутся два списка — общий и список лиц, которым положено предоставление социального жилья (квартира по договору найма, как было в СССР). Право на такие квартиры имеют (п. 63 Положения, утв. Указом 563 от 16 дек. 13 г.):

  • граждане, утратившие жильё при чрезвычайных ситуациях (война, терроризм, землетрясение и т.д);
  • ветераны Великой Отечественной войны;
  • сироты;
  • инвалиды по Закону о Чернобыльской аварии;
  • инвалиды войны в Афганистане и лица, получившие инвалидность во время прохождения службы в армии;
  • инвалиды с детства, если инвалидность связана с ведением боевых действий;
  • лица, которые не могут проживать в однокомнатной квартире (комнате) вследствие наличия заболеваний по перечню Минздрава;
  • инвалиды 1 и 2 групп, ели они одиноки и не работают;
  • граждане с детьми инвалидами;
  • герои Беларуси;
  • лица с доходами ниже прожиточного минимума: семьи лиц погибших при выполнении служебного долга, инвалиды 1 и 2 групп, многодетные семьи, инвалиды 3 группы, находящиеся в домах-интернатах, участники боевых действий, лица, воспитывающие трех и более сирот, пенсионеры.

Хочу участвовать в госпрограмме для молодых семей. Нуждаюсь ли я в жилье?

Для того, чтобы встать на учет, нужно не только быть зарегистрированным в общежитии, но и фактически там проживать. Сюда не относятся граждане, которые получили место в общежитии для сезонных или временных работ. А также граждане, проходящих обучение, спортивную подготовку или клиническую ординатуру.

На учет могут встать граждане, которые проживают в одной комнате или однокомнатной квартире с гражданами, имеющие заболевания из перечня, определенного Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Право на постановку на учет подтверждается заключением врачебно-консультационной комиссии.

  • Заявление о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • Паспорт для несовершеннолетних, свидетельство о рождении для несовершеннолетних;
  • Справка о доходах;
  • Справка об имуществе, принадлежащем каждому члену семьи;
  • Документы, подтверждающие право первоочередного или внеочередного заселения. В случае их наличия.

Это молодые специалисты или рабочие (служащие), которые прибыли по распределению, в соответствии с договором о целевой подготовке или по направлению госорганов или других организаций на работу на территории с уровнем радиоактивного загрязнения свыше 5 кюри на квадратный километр.

Норма для Минска и Минского района — 10 м2, для других населенных пунктов Беларуси — 15 м2. При этом, если вы с семьей живете в квартире, где квадратных метров не хватает, но у одного из членов семьи есть другое жилье в том же городе или населенном пункте, то оно будет засчитано в сумму общего количества квадратных метров.

по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда;
в качестве членов (бывших членов) семьи нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, собственника, члена организации застройщиков, когда они имеют право пользования жилым помещением наравне с нанимателем, собственником жилого помещения, членом организации застройщиков;
по договорам найма, аренды, безвозмездного пользования или иным договорам по созданию объекта долевого строительства. Данное положение исключает возможность повторного строительства жилья на льготных условиях, установленных для нуждающихся в улучшении жилищных условий, гражданами, построившими жилое помещение на таких условиях и занимающими его на основании указанных договоров, но не регистрирующими право собственности на данное помещение.

проживающие в жилом помещении, признанном не соответствующим санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а также граждане, проживающие в общежитиях (за исключением граждан, вселившихся в общежитие в связи с обучением, сезонных и временных работников);
проживающие в жилых помещениях государственного жилищного фонда по договору поднайма жилого помещения или в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения; проживающие в жилых помещениях специального служебного жилищного фонда;
проживающие в однокомнатной квартире с другим гражданином независимо от его пола (в том числе независимо от близкого родства), кроме супругов.

Проживание в однокомнатной квартире или в одной комнате с другими гражданами, когда либо сам гражданин, либо лица с ним проживающие, имеют заболевания, при наличии которых признается невозможным совместное проживание с лицами, страдающими данными заболеваниями, в одной комнате (квартире), является основанием для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Если же члены семьи проживают отдельно, то обеспеченность определяется исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи (с которыми он принимается на учет) суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в их пользовании или в собственности в населенном пункте по месту принятия на учет, за вычетом общей площади, приходящейся на других граждан (за исключением нанимателей и поднанимателей), проживающих в этих жилых помещениях, но не включенных в число членов семьи гражданина, с которыми он принимается на указанный учет.

К нуждающимся относятся граждане, проживающие в одной квартире (одноквартирном жилом доме), заселенной несколькими собственниками жилых помещений, если их собственность выделена в установленном порядке или нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда, если они обеспечены общей площадью жилого помещения менее 15 кв. метров на каждого члена семьи.

Гражданин не принимается в очередь, если он намеренно ухудшил свои жилищные условия, причем в течение последних пяти лет. Например, у семьи была квартира, где на каждого проживающего было больше 10 кв.м. После ее решили продать, купить недвижимость меньшей площади, чтобы стать на учет нуждающихся. В этом случае в очередь не принимают. Если квартира была продана больше, чем пять лет назад, то вы можете стать на учет.

— заключение врачебно-консультационной комиссии о наличии у гражданина заболеваний, указанных в перечне, определяемом Министерством здравоохранения, при наличии которых признается невозможным его совместное проживание с другими лицами в одной комнате или однокомнатной квартире;

Проще всего тем, кто «идет в общем потоке», принадлежит к какой-то большой категории льготников (молодые семьи, многодетные, сироты), или пользуются особой поддержкой государства (герои и ветераны, некоторые категории служащих). Труднее тем, кто строит частный дом в городе, покупает квартиру за счет жилищной субсидии и пр., им потребуется больше инициативы и усилий.

  1. Заявление. Бланк можно заполнить в учреждении, принимающем документы. Как правило, это городские и областные исполкомы.
  2. Паспорта всех претендующих, а также документы на детей и о заключении брака.
  3. Правоустанавливающие бумаги, позволяющие претендовать на постановку вне очереди.
  4. Сведения о доходах всех лиц.
  5. Выписки о состоянии здоровья, если причиной поменять жилье становится именно оно.
  1. Лица трудоспособного возраста, являющиеся безработными, но не зарегистрировавшиеся на городской бирже занятости.
  2. Жители, воспользовавшиеся услугой льготного кредитования в период после 01.01.2004 и нарушившие условия ее использования в виде просрочек по выплатам.
  3. Граждане, получившие субсидию.
  4. Белорусы, входящие в семью, одному из членов которой субсидия или кредит со льготными условиями уже выдан.
  5. Лица, получившие финансовую помощь от государства в виде субсидирования на уплату задолженности по полученному ранее кредиту.

С 1 января 2020 года в Республике Беларусь заработала база данных автоматизированной системы учета многодетных семей. В нашей стране по данным Министерства труда и соцзащиты уже более 106 тысяч многодетных семей. Для улучшения качества жизни большой семьи необходимо больше квадратных метров общей жилой площади.

Так в 2019 году улучшили свои жилищные условия 2,5 тысячи многодетных семей нашей области. Большинство из них воспользовались возможностью построить жилье, также 107 семей приобрели новое жилье, а 47 семей направили выделенные средства на его реконструкцию. В 2020 году в Брестской области для многодетных семей запланировано построить 175 тысяч кв.м жилья, в том числе не менее 40% индивидуального.

Если вас признают нуждающимся, вы сможете существенно сократить затраты на приобретение жилья за счёт:

  • применения вычета (льготы) по подоходному налогу — государство вернёт вам 13% от сумм, направленных на приобретение жилья, через возврат налога;
  • оплаты чеками «Жильё», если они у вас есть, стоимости строительства или покупки жилья.

Да, может. При этом в заявлении делается советующая пометка. В ряде случаев, если вам действительно нужно срочно вступить в долевое строительство, вы можете самостоятельно представить справки о месте жительства, об отсутствии жилья, о том, что супруг не состоит на очереди в другом населённом пункте, справку о том, что супруги впервые в браке, другие документы в зависимости от оснований постановки на жилищную очередь.

По закону ведутся два списка — общий и список лиц, которым положено предоставление социального жилья (квартира по договору найма, как было в СССР). Право на такие квартиры имеют (п. 63 Положения, утв . Указом 563 от 16 дек. 13 г.):

  • граждане, утратившие жильё при чрезвычайных ситуациях (война, терроризм, землетрясение и т.д);
  • ветераны Великой Отечественной войны;
  • сироты;
  • инвалиды по Закону о Чернобыльской аварии;
  • инвалиды войны в Афганистане и лица, получившие инвалидность во время прохождения службы в армии;
  • инвалиды с детства, если инвалидность связана с ведением боевых действий;
  • лица, которые не могут проживать в однокомнатной квартире (комнате) вследствие наличия заболеваний по перечню Минздрава;
  • инвалиды 1 и 2 групп, ели они одиноки и не работают;
  • граждане с детьми инвалидами;
  • герои Беларуси ;
  • лица с доходами ниже прожиточного минимума: семьи лиц погибших при выполнении служебного долга, инвалиды 1 и 2 групп, многодетные семьи, инвалиды 3 группы, находящиеся в домах-интернатах, участники боевых действий, лица, воспитывающие трех и более сирот, пенсионеры.
  • заявление с указанием времени (часы, минуты) и даты его подачи;
  • паспорт; для лиц в браке — паспорта обоих супругов;
  • паспорта детей, при их отсутствии — свидетельства о рождении;
  • документ об оплате справок об отсутствии недвижимости (реквизиты предварительно берутся в исполкоме);
  • документы, подтверждающие право на льготную очередь (многодетные, бедные, сироты).

Если у вас нет льгот, позволяющих построиться в первоочередном порядке, ожидание включения в состав участников строительства квартир по госзаказу в Минске займет более чем 30 лет, в областях — от 15 до 20 лет. Поэтому многие граждане строят квартиру самостоятельно, извлекая из статуса «нуждающегося» определенные плюсы.

Полный обзор всех программ улучшения жилищных условий

Чтобы встать в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий и воспользоваться одним из перечисленных прав, документы нужно подать в период с 1 февраля до 1 мая текущего года. Именно в этот срок местные власти рассматривают и уточняют данные, дающие основание для присваивания этого статуса.

  • Справки о составе семьи и занимаемом помещении из паспортного стола и БТИ.
  • Выписка из единого реестра, об имеющихся у претендентов объектах собственности.
  • Решение комиссии о несоответствии помещения нормальным условиям и нормам.
  • Договор найма для общежитий, съемных квартир и т. д.
  • Для граждан, чьим вопросом занимается трудовая организация, исполком запрашивает информацию о трудоустройстве.

Ограничены в праве очереди и те граждане, кто не проживает в конкретном объекте собственности. Чтобы доказать свое право на постановку в очередь, необходимо прописаться там и оплачивать коммунальные услуги, а также доказать, что условия не отвечают нормам комфортного и удобного жилья.

  • Гражданам без жилья по месту работы или людям, не имеющим его вообще.
  • Семьям, чей состав увеличился, и принятого норматива в 15 кв. м. на человека не хватает.
  • Владельцам помещений, лишенных безопасности по санитарным и техническим правилам.
  • Гражданам, постоянно проживающим в общежитиях или другом социальном жилье. Аренду и съем квартиры необходимо регистрировать официально.
  • Лицам с заболеваниями, отраженными в перечне Минздрава Республики, не позволяющими проживать с другими лицами.
  • Любому собственнику доли одной квартиры менее 15 кв. м.
  • Лицам, не имеющим близкого родства, но проживающим в объектах с неизолированными помещениями.
  • Владельцам однокомнатных квартир.
  • Лицам, имеющим статус молодой семьи.
  • Инвалиды детства, сироты, граждане, находящиеся на попечении интернатов, вне зависимости от возраста.
  • Граждане, работающие с вредным, радиоактивным излучением.
  1. Что дает статус нуждающегося в улучшении жилищных условий.
  2. Граждане, претендующие на получение статуса нуждающегося.
  3. Запрет на присвоение статуса нуждающегося.
  4. Требуемые документы и сроки решения.
    1. Жилищная ситуация в столице.
    2. Размер субсидии.

В соответствии с подпунктом 1.1.5 пункта 1 статьи 35 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее — ЖК) нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в жилых помещениях государственного жилищного фонда по договору найма жилою помещения коммерческого использования либо по договору поднайма жилого помещения или жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения.

Вместе с тем, полагаем необходимым отметить, что согласно пункту 1 статьи 52 ЖК договор найма жилого помещения заключается в письменной форме и считается заключенным с даты его регистрации районным, городским, поселковым, сельским исполнительными комитетами, местной администрацией района в городе.

  • Выдача субсидии возможна строго по очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, то есть с момента постановки на учет до получения субсидии могут пройти годы и даже десятилетия
  • Решение о предоставлении субсидии принимаются местными исполнительными и распорядительными органами
  • Субсидия предоставляется в безналичной форме и направляется в банк, выдавший кредит, на погашение части процентов или основного долга
  • Субсидия не выдается, если уже был получен льготный кредит
  • Перечень граждан, которые могут получить субсидию по Указу №240 можно найти здесь

При получении семьей статуса многодетной или при рождении в многодетной семье четвертого и последующих детей в период строительства местная администрация или исполком также делает перерасчет максимальной нормируемой стоимости жилого помещения и принимает решение о предоставлении субсидии или изменение ее размера с учетом родившихся или усыновленных детей.

В Минстройархитектуры приводят пример: семья из трех человек за квартиру в 60 квадратных метров со стоимостью «квадрата» 660 рублей за кредит в 35 тысяч рублей по указу № 13 (то есть без субсидий) будет платить 224 рубля каждый месяц. При наличии субсидии — 347 рублей. Семье из четырех человек раньше надо было платить 298, теперь — 463 рубля в месяц. Для многодетных семей с тремя детьми вместо 45 рублей надо будет платить 80 рублей.

По информации Министерства архитектуры и строительства, субсидии по Указу №13 теперь выдаются только при наличии свободных средств. Уже заключенные договоры продолжают действовать, но с 2018 года практически вся поддержка в виде субсидий на жилье будет предоставляться согласно Указу №240.

От прежней господдержки, которую льготники получают по указу № 13, новая форма отличается тем, что компенсации будут выплачиваться из бюджета не банку, а напрямую льготнику. То есть в итоге «государственному кошельку» это обойдется дешевле. А вот самим семьям платить придется больше.

  1. Ксерокопии документов, подтверждающих льготные основания для включения в отдельный список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
  2. Справка с места работы (с указанием места работы, должности и даты приема на работу).
  3. Для молодых специалистов, принятых на работу в порядке распределения – копия направления на работу.
  4. Для состоящих на учете по месту жительства, предоставить копию решения администрации района о принятии на учет.
  • заявление;
  • паспорт обратившегося лица;
  • удостоверение матери-одиночки;
  • справки о доходах и о стоимости имущества в собственности;
  • документы, подтверждающие нуждаемость семьи в улучшении жилищных условий;
  • документ, устанавливающий факт рождения ребенка;
  • документ, подтверждающий регистрацию за 10 лет;
  • копии СНИЛС.

Полный перечень предоставляемых льгот необходимо уточнять в местной администрации или отделении соцзащиты. Если, по каким-то причинам администрация учебной организации, где обучается ребенок, отказывается предоставлять льготы, можно подать жалобу в вышестоящий орган. Это может быть территориальное отделение министерства образования в регионе.

Также матерям одиночкам в 2021-м году не будет грозить сокращение. Если женщина имеет ребенка в возрасте до 3-х лет или ребенка-инвалида до 14-ти лет, сократить ее могут только в случае серьезных нарушений с ее стороны. Речь о:

  1. Женщины, которые родили и воспитывают ребенка, не находясь в браке. При этом не должно быть установлено отцовство ребенка (т.е. не может существовать совместного заявления от родителей, оформленного в органах ЗАГСа, либо судебного решения, устанавливающего отцовство);
  2. Женщины, которые родили ребенка в браке или в течение 300 дней после его расторжения, если затем факт отцовства был оспорен, а суд выдал соответствующую бумагу. Фактически, должен быть подтвержден факт того, что муж (или бывший муж) к ребенку никакого отношения не имеет и его биологическим отцом не является.
  3. Женщины, которые решились на процедуру усыновления (удочерения) ребенка, при этом не состоя в браке.

Важно, чтобы в свидетельстве малыша в графе «отец» стоял прочерк, а отчество крохи было записано исключительно со слов матери.

Сразу же в ЗАГСе женщине, воспитывающей ребенка без отца, выдается специальная справка, которая подтверждает этот статус официально (справка №25).

Увы, если отцовство было официально признано и обозначено в документах, рассчитывать на какие-либо льготы как мать-одиночка женщина не сможет, даже если она давно не проживает вместе со вторым биологическим родителем и не получает от него поддержки.

Про то же «путинское» пособие до 3 лет знают еще не все, к тому же многие забывают о подводных нюансах получения выплаты. Если у одинокой мамы родился первый ребенок, то ей положены средства из бюджета, но на второго и последующих малышей деньги берутся из маткапитала при его наличии. К тому же на сам факт начисления выплаты влияет не статус матери-одиночки, а материальное положение семьи.

Это лишь малая часть причин, делающих подсчет того сколько получают одинокие матери всего денег от государства невозможным.

Это связано как с разницей непосредственно семейных условий и региона проживания, так и с численностью детей и периодичностью матери при обращении за помощью.

Также в деньги нельзя перевести и льготы, а ведь некоторые из них направлены на материальную поддержку семьи с одним родителем.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.