Решение суда по ОСАГО 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Решение суда по ОСАГО 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Юрист в области страхования Илья Афанасьев рассказал, что, хотя заметных перемен после определения Верховного суда в отрасли не произошло, оно широко обсуждается в профессиональном сообществе. Эксперт уверен: нужно просто подождать, когда информация от Верховного суда распространится и дойдет до нижестоящих инстанций. И тогда новая практика, у которой «очень высокий потенциал», действительно заработает.

«Пока широкого распространения этого нововведения не произошло. Сейчас лето, летом аварии более жесткие, но их меньше, чем зимой. Поэтому судебная практика вряд ли заметно изменится в ближайшие месяцы. Страховщики оспаривают такие решения, даже когда им грозят гигантские неустойки. Но юристы очень рады, что такое изменение в целом произошло, — просто нужно подождать, когда оно войдет в шаблоны», — отметил юрист.

Утвержден второй в 2021 году Обзор судебной практики ВС РФ

Написать комментарий

      Практика показывает, что отказ страховой компании от ремонта или возмещения ущерба по ОСАГО может быть как законным, так и неправомерным. Для получения более объективного представления о вариантах возможного развития событий имеет смысл рассмотреть несколько наиболее частых ситуаций.

      1. Виновник аварии скрылся с места ДТП. Основанием для отказа в выплате со стороны страховой компании в этом случае становится отсутствие виновной стороны. Но даже если нарушитель не указан в справке о дорожно-транспортном происшествии, практически всегда он устанавливается позднее. А потому отрицательное решение страховой компании является незаконным – возмещение должно быть выплачено пострадавшей стороне в соответствии с условиями полиса ОСАГО. Если виновник все-таки не был установлен, отказ автостраховщика становится обоснованным.

      2. Отзыв лицензии у автостраховщика виновной стороны. Отечественный рынок страхования отличается высокой волатильностью. А потому подобные решения регулятора в лице Центробанка сложно назвать редкими. Но отсутствие лицензии не относится к числу законных причин для отказа в выплате страхового возмещения. Более того, действует процедура, по которой автостраховщик имеет возможность компенсировать понесенные расходы посредством обращения в РСА.

      3. Получение страховки лицом, которое не является владельцем транспортного средства. В подобной ситуации право на получение компенсации имеет исключительно собственник, например, арендодатель в случае, когда машина повреждена по вине арендатора.

      4. Отсутствие диагностической карты. Частая причина для отказа в выплате страхового возмещения, которая является незаконной. Действующая правовая база никак не увязывает наличие диагностической карты транспортного средства с выплатами по ОСАГО.

      Приведенный перечень типовых спорных ситуаций, касающихся страхового возмещения по полисам обязательного автострахования, сложно назвать исчерпывающим. А потому самостоятельно разобраться в юридических нюансах конкретного случая удается далеко не всегда. Намного проще и правильнее при возникновении проблем с получением страховки обращаться к профессионалам, способным эффективно защитить законные интересы автовладельца.

      Комплекс юридических услуг по оформлению полиса ОСАГО и получению страхового возмещения в рамках обязательного автострахования. Доступные цены и оперативная правовая поддержка. Большой опыт успешного решения проблем клиентов.

      Введение нового института для обжалования действий страховой компании в лице финансового уполномоченного не освобождает от необходимости получать письменный отказ в выплате компенсации. Если автостраховщик не отвечает на заявление автовладельца, последний должен подождать 20 дней, после чего получает право на подачу претензии или другие действия, предусмотренные актуальной редакцией отечественного законодательства.

      Судьям рассказали, как разрешать споры об ОСАГО

      Подача искового заявления производится до истечения 30 дней с момента вступления в действие решения финансового омбудсмена. Несоблюдение срока становится основанием для отказа принятия иска к рассмотрению.

      Участие в судебном разбирательстве требует существенных расходов – как денежных, так и временных. А потому прибегать к этому способу решения проблем следует только в случае твердой уверенности в обоснованности претензий к страховой компании. Для получения объективного представления о перспективах дела требуется обязательная консультация грамотного и опытного юриста.

      Первое из этих пяти дел касается ситуаций, когда владелец имеет право не доставлять поврежденную машину в страховую компанию и заказать оценку ущерба самостоятельно.

      Это актуальная проблема, считают эксперты. Мошенники зачастую приглашают представителя страховщика на осмотр в населенный пункт, расположенный в сотнях километрах от областного центра, заведомо зная, что никто туда не поедет, сказал «Интерфаксу» заместитель гендиректора СК «МАКС» Виктор Алексеев.

      В случае, который рассмотрел ВС, хозяин автомобиля Mitsubishi Pajero, у которого в результате аварии разбилось в том числе и стекло, не поехал в офис страховой компании, несмотря на два вызова, проигнорировал и приглашение приехать для согласования осмотра, высланное уже после отправки претензии и проведения экспертизы. «Росгосстрах» на этом основании платить не стал.

      Это неправомерно, решили судьи ВС. Если машина повреждена настолько, что эксплуатировать ее нельзя (даже если просто разбито стекло), то страховщик должен организовать осмотр на территории пострадавшего в течение пяти дней. Не должна страховая компания требовать и доставки аварийной машины на эвакуаторе, вводя ее владельца в дополнительный расход. В противном случае потерпевший при любых повреждениях машины признавался бы способным транспортировать его к страховщику, что противоречит закону об ОСАГО, отметил ВС в своем определении. А раз компания не удосужилась организовать осмотр, то потерпевший вправе самостоятельно обратиться за экспертизой, и страховщик должен будет признать ее результаты, резюмировали судьи.

      Представители страховой индустрии опасаются, что это решение создаст им серьезные сложности. «Потерпевшего дважды приглашали на осмотр, после чего ему предложили приехать для согласования даты, времени и места осмотра — это вполне разумные действия», — сказал «Интерфаксу» начальник управления методологии урегулирования убытков Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Маклецов. Теперь же автоюрист мог бы сослаться на решение ВС, указав, что раз суд вернул дело, то потерпевший, который игнорировал предложение страховщика, прав. «Данное решение мы не можем оценить как благоприятное для страховщиков», — отметил он.

      Второе дело — тоже «росгосстраховское». Компания отказалась выплатить страховое возмещение пострадавшему, когда тот представил результаты самостоятельно заказанной экспертизы ущерба. «Росгосстрах» посчитал, что такого права у хозяина машины уже не было, так как 4 июля 2016 года вступил в силу запрет на такие действия (ст. 12 закона об ОСАГО), а авария произошла 22 июля 2016 года.

      Это неправильный подход, указал ВС. В подобных случаях судам следует обращать внимание не на дату ДТП, а на момент заключения договора, разъяснила кассационная инстанция. А бумага эта была подписана до изменения 12-й статьи закона об ОСАГО.

      Подобные ситуации возникают в периоды внесения изменений в профильное законодательство, когда и страховщик, и потерпевший не всегда понимают, какие нормы закона об ОСАГО работают в зависимости от дат, фигурирующих в деле (дата ДТП, дата заключения договора, дата вступления в силу изменений в закон об ОСАГО), считают в РСА.

      При этом подход ВС союз приветствует. «Решение суда затруднит поиск лазеек между датами для предъявления неправомерных требований», — сказал Маклецов из РСА. Бывают, по его словам, и добросовестные заблуждения, неверное понимание нововведений.

      «Нужно отказаться от поправок в закон об ОСАГО в нынешних реалиях, чтобы дать практике устояться и избежать неправомерных претензий, основанных на различном понимании нововведений», — резюмировал сотрудник РСА. Впрочем, директор судебно-правового департамента Страховой компании «Согласие» Анна Полина-Сташевская считает, что определение ВС по этому делу четко основано на положениях действующего законодательства.

      В центре третьего спора оказался отказ страховой компании «ВСК» платить из-за неполного пакета документов, который направил автовладелец. В последовавшем затем судебном процессе размер ущерба был установлен, страховщик его не оспаривал. А раз так, то лишать права на страховое возмещение нельзя, решил ВС. Можно отклонять только дополнительные требования: компенсацию морального вреда, неустойку штраф и пр., следует из кассационного определения.

      «Верховный суд принял обоснованное решение», — считает Полина-Сташевская. Не согласен с ней Алексеев из СК «МАКС», у которого решение Верховного суда вызывает серьезные опасения. По его мнению, суд должен установить не только ущерб, но и документально подтвердить сам факт аварии, иначе все «пьяные» наезды на препятствия могут превратиться в ДТП.

      «Злоупотребления по таким ситуациям были и раньше, а на фоне отмены с 20 октября справки о ДТП (так называемая форма №154 — ИФ) можно получить всплеск сфальсифицированных ДТП», — предупреждает он. «Действия недобросовестных страхователей могут быть весьма неприятны», — опасаются в РСА. Представители РСА видят в этом почву для конфликтов и роста числа обращений в суд.

      В четвертом деле виновник ДТП был застрахован в страховой компании «Оранта», у которой отозвали лицензию 29 апреля 2015 года. Потерпевший обратился к своему страховщику — «СК Мегарусс-Д» — за компенсацией, но получил отказ.

      Так делать нельзя, указал ВС. Страховая компания потерпевшего в подобных случаях должна заплатить, а потом может обратиться за компенсацией в профессиональное объединение страховщиков, следует из кассационного определения.

      Это уже устоявшаяся практика. Если виновник ДТП был застрахован у страховщика, у которого затем отозвали лицензию, мы направляем заявку на акцепт, а затем выставляем требование на оплату в РСА, говорит Алексеев. По его словам, не было случая, чтобы РСА отказал в компенсации.

      По закону об ОСАГО, в этом случае потерпевший обращается за прямым возмещением убытков, а страховщик затем обращается в РСА. Такая практика существует с 2014 года, когда вступили в силу соответствующие поправки, отмечают в союзе страховщиков: «Таким образом выплачивается около двух третей всех компенсационных выплат — безо всяких судов, просто по закону».

      Учет износа при оценке ущерба по полисам ОСАГО. Изменение практики.

      Пятое дело возникло из-за отказа страховой компании «Гелиос» компенсировать автовладельцу ущерб от аварии, в которую попали два его автомобиля. Автомобиль Toyota, где хозяин был за рулем сам, ударил Mercedes, которым управляли по доверенности.

      Суды двух инстанций поддержали страховщика на том основании, что кредитор и должник в случае такой аварии едины в одном лице, но ВС направил дело на новое рассмотрение. Он указал, что водитель Mercedes владел машиной в момент ДТП и, значит, на него распространяются все связанные с владением обязанности. «Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции не указали каких-либо норм, в силу которых страховщик освобождался бы от выплаты страхового возмещения в случае причинения лицом, ответственность которого застрахована, вреда имуществу другого лица», — говорится в определении ВС.

      Эту серию дел объединяет то, что страховые компании допустили явные злоупотребления, а нижестоящие суды не смогли их распознать, отмечают эксперты. «Верховный суд в целом остается на позиции защиты прав страхователя, как слабой стороны», — сказал «Интерфаксу» адвокат Алексей Михальчик.

      В последнее время под давлением лоббистов страховой отрасли происходит дрейф законодательства не в пользу пострадавших, отметил он. «Требования к страхователям ужесточаются под предлогом борьбы с мошенниками, но в результате мы получаем формулировки закона, de facto устанавливающие презумпцию недобросовестности лица, обратившегося за получением страховой выплаты», — сказал Михальчик.

      Но практика ВС, по его словам, отчасти нивелирует эту тенденцию. «В указанных судебных актах совершенно правильно разъясняется, что основополагающим обстоятельством для страховщика является факт ущерба, а не сопутствующие формальные обстоятельства», — отметил Михальчик.

      «Эти решения Верховного суда пресекают злоупотребления, допущенные страховыми компаниями», — отметила руководитель юридического отдела юридического бюро «Падва и Эпштейн» Татьяна Манакова. При этом, по ее словам, они почти полностью основаны на разъяснениях, которые ВС дал в постановлении от 29 января 2015 года №2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Значит, резюмирует Манакова, ожидать изменения судебной практики не стоит.

      Страховщики признают, что такие измерения для водителей будут полезны.К примеру, в период пандемии Covid-19 все больше страхователей перешли на оформления договоров ОСАГО без посещения офиса.

      «Но как часто бывает, о продлении договора люди вспоминают в момент, когда полис уже закончился, а без машины для многих жизнь просто останавливается. Поэтому оперативно получить действующий электронный полис – это очень важно и удобно для многих водителей», — привел пример начальника отдела методологии по ОСАГО ПАО СК «Росгосстрах» Егор Светлов.

      Для оформления полиса ОСАГО в электронном виде понадобятся:

      • документ, удостоверяющий личность страхователя и собственника ТС;
      • документ о регистрации транспортного средства (ПТС или СТС);
      • водительские удостоверения лиц, допущенных к управлению;
      • документ, подтверждающий право собственности на транспортное средство. Но только в случае, если договор обязательного страхования заключается в отношении незарегистрированного автомобиля.

      Если гражданин пострадал в результате ДТП, эксперты советуют не тянуть с истребованием компенсации. В 2021 году предусмотрено несколько законных методов для взыскания денежных средств на прямую с виновника дорожно-транспортного происшествия:

      1. Самостоятельно договориться с виновником происшествия. Если удалось достигнуть согласия, решение оформляется в письменной форме. Оно фиксируется в виде расписки, в которой оговаривается передача и получение денег. Дополнительно фиксируется факт отсутствия претензий.
      2. Направить письменную претензию. Документ посылается по адресу постоянной регистрации виновника происшествия. Отправка производится в виде заказного письма. В документе фиксируются предельные сроки для исполнения обязательств по компенсации вреда. Если в течение установленного периода ответа так и не последовало, можно подготовить иск и обратиться в суд.
      3. Истребование денежных средств в судебном порядке. Гражданину предстоит подготовить доказательную базу и составить исковое заявление.

      Как на самом деле должны работать правила ОСАГО. Объясняет Верховный суд

      Если у виновника происшествия нет ОСАГО, или нанесенный урон превышает допустимый лимит, денежные средства придётся истребовать с водителя. В 2021 году процесс возмещения ущерба с виновника ДТП можно выполнить мирным путём. Для этого рекомендуется попробовать договориться. Порядок называют досудебным взысканием ущерба. Чтобы обязать виновника происшествия предоставить выплату, необходимо:

      1. Получить протокол. В документе присутствует информация обо всех гражданах, которые причастны к аварии. Там фиксируются адреса регистрации всех лиц, дата и место происшествия, а также марки автомобилей, фигурирующих в случившемся.
      2. Обратиться в собственную страховую компанию, запросить справку о возможном возмещении или получить официальный отказ в выплате.
      3. Обратиться в независимую экспертную компанию. Здесь будет назначен день проведения экспертизы. О проведении процедуры нужно оповестить вторую сторону. Действия необходимо выполнить за 3 дня до осмотра автомобиля экспертом.
      4. Написать досудебную претензию. В документе обозначается размер запрашиваемых денежных средств, способ произведения расчёта и срок, в течение которого нужно предоставить денежные средства. Претензия должна быть дополнена пакетом документов.
      5. Подождать указанный период. Если лицо самостоятельно производит расчет, обязательства считаются выполненными. В иной ситуации рекомендуется обратиться в суд. Исковые требования нужно выдвигать лишь через 7 дней с момента предъявления претензий.

      На практике за рулём автомобиля может находиться не его собственник. Законом допускается подобное, если хозяин автомобиля внёс гражданина в полис ОСАГО, или машина была передана на основании договора долгосрочной аренды лизинга. В этой ситуации ответственность по возмещению ущерба ложится на виновника происшествия. Прямое указание на это в гражданском законодательстве отсутствует. Однако судебная практика показывает, что суды признают виновным лицом, управлявшее транспортным средством в момент аварии. При этом не учитывается, кто действительно является хозяином машины.

      Обычно суд принимает решение в пользу страхователя. Виновника дорожно-транспортного происшествия обязывают предоставить денежные средства. Однако истец обязан соблюдать все установленные нормы и формальности.

      У страховых компаний присутствует право выдвинуть встречные требования. Подобное допускается, если правонарушение было совершено в нетрезвом виде или в состоянии наркотического опьянения. В этой ситуации действует регресс. Аналогичное правило применяется, если пострадавшему была предоставлена выплата, а у лица, виновного в случившемся, отсутствовала обязательная страховка. В 2021 году гражданин автоматически признается виновным в происшествии в следующих ситуациях:

      • автомобилем управляло лицо, которое не имеет прав или не смогло сдать экзамен на знание правил движения и вождения;
      • за рулём находился гражданин, который был лишён доступа к управлению авто;
      • у лица имелось водительское удостоверение, но оно было предоставлено на иную категорию транспортных средств;
      • гражданин преднамеренно скрылся с места происшествия.

      Любому пострадавшему от ДТП важно как можно скорее получить возмещение ущерба от неумелых действий виновной стороны, для этого в 2021 году законом предусмотрено несколько стандартных методов:

      • Попробовать обговорить с виновником ДТП натуральную компенсацию денежными средствами, а если достигнуто согласие, то оформить правоотношения в письменной форме. Здесь подразумевается подписание расписок о передаче/получении средств и отсутствии претензий со стороны потерпевшего лица.
      • На адрес постоянной регистрации виновника аварии направить заказное письмо с обоснованными претензиями. Определить в нем предельные сроки для исполнения своих обязанностей по компенсации вреда от ДТП, а по их истечению, если ответа не последует, направить исковые требования в суд.
      • Радикальный способ – обратиться за защитой своих интересов в судебный орган.

      Пока судебным органом не будет установлен истинный виновник аварии, ни о каких взысканиях ущерба речи не может идти. Протоколом только устанавливается факт допущенного лицом нарушения, а вину может признать только суд.

      После судебных разбирательств, выносится постановление, в нем определена степень ответственности и меры, применяемые во исполнение решения суда к стороне ответчика по иску. Это может быть как натуральная компенсация денежных средств, так и полная оплата сервисных работ по восстановлению автомобиля.

      В 2021 году судом дается 10 суток на подачу кассационной жалобы, если второй участник процесса не согласен с вынесенным решением. По истечении всех сроков на обжалование, решение вступает в законную силу, и только после этого можно начинать процедуру взыскания ущерба с виновника ДТП:

      • Если ответчик в добровольном порядке не спешит выплачивать причитающуюся сумму ущерба, то истец обращается в суд за возбуждением принудительного исполнительного производства по компенсации денежных средств.
      • Судебные приставы исполнители дают ответчику еще 10 суток на добровольное погашение долга, если этого не случается, то могут конфисковать часть личного имущества в счет покрытия долгов перед истцом. Но обычно выплаты компенсируются со всех видов заработка виновного лица в принудительном порядке.
      • Средства перечисляются на банковский счет, предварительного оговоренного в заявлении о возбуждении исполнительного производства.

      После исполнения судебного постановления о взыскании ущерба с виновника ДТП производство прекращается, и дело в отношении собственника виновного авто закрывается.

      Верховный суд встал на сторону владельцев ОСАГО. Обзор пяти дел

      Гарантированные выплаты на ремонт можно получить только при наличии у виновной стороны обязательного полиса автогражданской ответственности, но если страховки нет, то для того, чтобы взыскать ущерб с виновника ДТП в 2021 году, потребуется те же действия, что и в случае получения денег без обращения к страховщику. То есть мировое соглашение, подача претензии или судебного иска.

      В основном суды общей и надзорных инстанций защищают права страхователей, и выносят решения о выплате возмещений. Правда, если соблюдены все досудебные и судебные формальности.

      Но страховые компании часто выступают со встречными требованиями к виновнику происшествия, если он совершил правонарушения в нетрезвом или наркотическом состоянии (регресс).

      Также подобные требования может предъявить РСА, если он выплатил компенсацию пострадавшему гражданину, за виновное лицо, у которого отсутствовала обязательная страховка.

      Суды автоматически признают виновным водителя в ДТП в 2021 году, если будет установлено:

      • Отсутствие прав на управление авто, либо не сдавший экзамен на знание правил движения и вождения.
      • Удостоверение водителя выдано на другую категорию автомобилей.
      • К управлению допущен лишенный удостоверения водителя гражданин.

      В случае преднамеренного сокрытия с места происшествия, водитель также признается виновным.

      Суды всех инстанций отмечают, что если виновный не вписан в страховку, то к нему обязательно применяется встречный иск на возмещение убытков.

      Но вот в отношении конкретного лица, к которому можно применить взыскание (к собственнику или водителю управляющему авто в момент наезда) суды принимают порой противоречивые постановления.

      Все требования по взысканию ущерба с виновника ДТП в 2021 году могут быть удовлетворены, если будет установлено:

      • Все основания имеют законный характер.
      • Ущерб превышает оговоренную полисом сумму.
      • Затраты на полное восстановление авто превышают установленную Законом сумму.

      А для второй стороны есть несколько путей для отказа от покрытия ущерба:

      • Документально доказать, что предъявленные к нему требования незаконны.
      • Договориться о снижении конечной стоимости покрытия.

      Поэтому получить сполна причитающиеся средства от причинившего моральный или материальный вред гражданина вполне реально, но для этого потребуются юридические знания и время.

      142048

      Фото 7456

      ​Суд по ОСАГО — порядок проведения

      Фото 6400

      11784

      Фото 12781

      Фото 12344

      11157

      Второй кассационный суд определение апелляционного суда отменил и направил дело на новое рассмотрение, сославшись на то, что размер расходов на запчасти должен определяться с учетом износа.

      Данное определение обжалует Саилян в Верховном Суде РФ.

      Верховный суд вынес Определение, в котором указал, что по закону об ОСАГО страховщик после осмотра машины или проведения независимой экспертизы выдает заявителю направление на ремонт и осуществляет оплату стоимости восстановительного ремонта. При этом стоимость такого ремонта оплачивается без учета износа комплектующих деталей.

      В связи с тем, что страховщик не направил машину на ремонт, он должен компенсировать его стоимость. Иных обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о том, что страховая компания давала направление на ремонт, судом не установлено, поэтому он должен возместить потерпевшей стороне стоимость восстановительного ремонта без учета износа комплектующих. Верховным Судом отменены предыдущие акты и дело направлено на новое рассмотрение во Второй кассационный суд.

      Таким образом практика может положительно сказаться на владельцах транспортных средств, а для страховых компаний означать более трепетное отношение к процессу урегулирования.

      Всё было достаточно просто. Впрочем, такое в большинстве случаев вы встретите и на сегодняшний день. Просто это необходимо будет оспаривать (об этом мы ещё поговорим немного ниже).

      Итак, при наступлении страхового случая и убытка по нему, в 2021 году возмещение может быть произведено двумя способами

      1. потерпевшему выдаётся направление на ремонт вместо выплаты денег,
      2. потерпевшему выплачивают денежные средства, и на них вы самостоятельно восстанавливаете автомобиль.

      Итак, в начале 2021 года тот же Верховный суд РФ вынес судьбоносное Определение под номером 86-КГ20-8-К2.

      В нём суд рассмотрел событие, где страховая компания Росгосстрах отказала в возмещении вреда водителю автомобиля из-за подозрения в том, что повреждения получены не в этом или не только в этом происшествии. В результате автовладелец вынужден был самостоятельно отремонтировать машину. Но попутно он обратился в суд за возмещением ущерба.

      Но суть в другом. Водитель заказал независимую экспертизу для расчёта ущерба, где тому насчитали 2 суммы: с учётом износа и без него. Несколько судебных инстанций поддержали иск водителя. Более того, они присудили страховой компании выплатить потерпевшему деньги без учёта износа.

      Если написанное выше немного сложно, то поясним на более простом примере, который по сути является самым простым возможным способом получить такое возмещение по ОСАГО.

      1. Вы обращаетесь в страховую компанию после ДТП за возмещением ущерба с необходимым набором документов.
      2. В заявлении при этом вы не конкретизируете способ возмещения.
      3. Страховщик в течение отведённых на это 20 дней производит выплату деньгами на ваш счёт с учётом износа.
      4. Так как (в случае если) оснований для выплаты не было, то страховая компания обязана была выдать направление на ремонт, и в этом случае расчёт должен был быть произведён без учёта износа.
      5. Соответственно, по закону и при выплате тоже расчёт должен быть без амортизации. Но это только в том случае, если не было оснований для денежной компенсации.
      6. Далее подаётся заявление о разногласиях в страховую компанию с требованием доплатить разницу между этими двумя расчётами. При этом, заказывать независимую экспертизу для нового расчёта не нужно, потому как калькуляция уже есть в самой страховой компании.
      7. В случае отказа в доплате подаётся обращение к финансовому уполномоченному.
      8. И уже при отказе в удовлетворении требований у финупа подаётся исковое заявление в суд.

      Подробный такой порядок обращений (из пунктов 6-8 списка выше) с образцами заявлений мы рассматривали в специальной статье о разногласиях со страховщиком.

      Обратите внимание, что вышеописанный способ на основании определения Верховного суда можно вполне считать рабочим. Однако, не лишён он и недостатков, которые ставят перспективу получения разницы по износу не такой радужной.

      И дело здесь в двух важных тонкостях.

      • Во-первых, в определении указанной судебной практики 2021 года дело немного другое. Там речь шла об отказе на том основании, что повреждения были получены якобы в другом ДТП. И потому с учётом конкретного вашего случая выплату деньгами без учёта износа могут и не присудить ни на каком из этапов (заявление о разногласиях, финансовый уполномоченный, суд).
      • Во-вторых, и это самое главное. Основания для выплаты перечислены не только в пункте 16.1 статьи 12 закона Об ОСАГО. В пункте 15.2 этой же статьи приведена ещё одна законная причина, которой страховая компания может в выгодных для себя целях манипулировать.

      В пункте 15.2 говорится буквально, что, если у страховщика нет пунктов СТОА, отвечающих требованиям закона Об ОСАГО (например, находящихся в пределах 50 км от ДТП или места жительства потерпевшего или официальных дилеров для автомобилей младше 2 лет и так далее). Таким образом, при подаче вами претензии о доплате денег без учёта износа страховщик может просто указать на то, что у него не было автосервисов, отвечающих требованиям закона.

      Тогда основание для выплаты будет законным, а вместе с ним и законность расчёта суммы с износом.

      ОСАГО-2021: для водителей ввели важные изменения (подробности)

      Это уже старый способ, если вы о нём ещё не знаете.

      Дело в том, что, потерпевший в ДТП вправе рассчитывать восстановление автомобиля до доаварийного состояния. Что же делать, если страховщик посчитал выплату с учётом износа на законных основаниях?

      Здесь в игру вступает статья 1072 Гражданского кодекса РФ. Она прямо указывает, что в случае, если денег на восстановление имущества потерпевшего со страховой выплаты не хватает, то остаток обязан возместить причинитель вреда – то есть виновник ДТП.

      Такое же заключение сделал однажды Кассационный суд, и за ним пошла вполне успешная судебная практика по взысканию разницы между расчётом страховой компании с учётом износа и без его учёта с виновников аварий.

      О порядке взыскания, в каких случаях это возможно, а когда – нет, как правильно действовать в этих целях, вы можете подробно ознакомиться в нашей отдельной статье.

      В большинстве рассматриваемых случаев требования потерпевшего к виновнику о выплате износа, к сожалению или счастью, будут законны. После выплаты от страховщика потерпевшему может не хватить денег на ремонт, поэтому и возникают претензии к виновнику ДТП. Но с чего бы вдруг платить виновнику, если его ответственность застрахована по ОСАГО?!

      Дело в том, что даже в случае оформления ДТП по европротоколу, когда, казалось бы, водители пришли к соглашению о размере ущерба, потерпевший может потребовать с виновника доплатить. Судебная практика по взысканию износа в таком случае разная, но в теории, требования к виновнику могут быть предъявлены вполне законно.

      Ведь европротокол – это урегулирование страхового случая в рамках ОСАГО в пределах определенного лимита. То есть и договариваются водители только про возмещение ущерба по правилам ОСАГО.

      Потерпевший ведь может не всегда увидеть все повреждения или правильно оценить стоимость деталей, поэтому в случае с европротоколом, виновник тоже должен следить, чтоб были зафиксированы все повреждения и правильно оценена стоимость ремонта.

      Выплаты от страховщика может не хватить на ремонт как потому, что он неправильно все посчитал и выплатил, так и потому, что по закону он не обязан платить больше.

      Когда только вводился институт автогражданки, то ущерб в большинстве случаев возмещался страховыми компаниями в полном объеме, и потерпевшие были довольны выплатами. Но постепенно вносились все возможные поправки и изменения в ФЗ об ОСАГО, была утверждена методика определения расходов на восстановление ТС, появился справочник РСА со средними ценами на запчасти и в конечном итоге водители получили некий продукт, который обязателен для всех, но страхует ответственность только частично.

      Почему частично и когда виновник обязан доплатить за ДТП, указал Конституционный суд РФ в новом для своего времени Постановлении 6-П от 10.03.2017 года.

      Если обобщить написанное в документе, то страховщик по ОСАГО страхует ответственность причинителя вреда только на условиях, которые изложены в Законе об ОСАГО. А, если суммы, которая будет рассчитана на основании методики определения ущерба, справочника РСА и правил ОСАГО потерпевшему будет недостаточно, то по общим нормам Гражданского кодекса доплатить должен причинитель вреда.

      При этом, в общем случае на потерпевшего не может быть возложена обязанность по поиску б/у запчастей и ремонту автомобиля этими запчастями, поскольку в основном ремонт сводится к замене деталей на новые.

      Претензий больше всего именно к справочнику РСА, по которому цены на заменяемые детали, как правило, меньше рыночных, отсюда и разница, которую придется выплатить виновнику. Но и это еще не всё!

      Если страховщик производит выплату деньгами, то платит сумму с учетом износа деталей, который рассчитывается, исходя из года выпуска авто и его пробега. Максимальное значение износа по Закону об ОСАГО – 50%. В таком случае виновник ДТП может заплатить потерпевшему почти столько же, сколько и страховщик, а иногда даже больше.

      Чтобы оформить ДТП по европротоколу, нужно несколько условий:

      • в аварии участвовали два транспортных средства;
      • не причинён вред жизни и здоровью участников ДТП;
      • есть небольшие повреждения автомобиля;
      • участники ДТП имеют одинаковое мнение о том, как произошла авария, и претензий друг к другу у них нет;
      • у обоих участников аварии оформлен полис ОСАГО.

      Страховая насчитала сумму выплаты меньше, чем стоимость ремонта – что делать?

      Выплаты по ОСАГО поступают на счёт в течение 20 рабочих дней с момента принятия решения о компенсации, включая тот день, когда оно было принято. Если страховая компания нарушает сроки выплат, за каждый день просрочки она отдаёт пострадавшему 1% от назначенной суммы.

      Иногда выплаты по ОСАГО могут затянуться на несколько месяцев и даже лет. Это происходит в нескольких случаях:

      • страховая компания небольшая, и у неё не хватает средств для своевременной выплаты;
      • пострадавший не согласен с решением страховой и размером суммы и обратился в суд для изменения решения.

      Для получения выплат по ОСАГО в 2021 году нужно собрать пакет документов и подать заявление в свою страховую компанию в течение 5 дней после ДТП. Срок рассмотрения заявления — 20 рабочих дней.

      Максимальная возможная сумма выплат вред за жизни и здоровью — 500 000 ₽, за вред имуществу — 400 000 ₽. Если есть несколько повреждений авто или несколько травм у водителя, выплаты за каждую проблему со здоровьем и деталь автомобиля суммируются.

      Процедура взыскания не представляет собой сложности.

      • Если пострадавший в аварии человек считает, что решение СК о размере страховой выплаты не в полном объеме покрывает ремонт автомобиля или она была определена необъективно, он нанимает независимого эксперта (организация, в которой работает эксперт, обязана быть аккредитована, а сам специалист должен иметь лицензию).
      • Когда экспертиза показывает, что требуется дополнительная выплата (иначе говоря, изначально не было фактической суммы страхового возмещения), потерпевший автовладелец обращается в эту же страховую фирму, имея на руках результаты проведенной проверки с решением независимого специалиста.
      • В течение 20 дней компания обязана произвести доплату по страховому случаю на указанные при подаче повторного заявления реквизиты (их обязательно указывать снова). Если решение СК отрицательно – нужно обращаться в суд.

      Раньше недоплата по страховому случаю была краеугольным камнем конфликта между страховой компанией и владельцем пострадавшего авто (взыскание было тяжелым трудоемким для пострадавшего процессом), но сейчас достаточно провести свою экспертизу. В случае отказа можно пойти в суд, который своим решением встанет на сторону потерпевшего и принудит СК доплатить. Плюс ко всему можно получить и моральный ущерб за нежелание страховых агентов принимать результаты экспертизы.

      Суброгация позволяет страховой компании взыскать сумму ущерба, выплаченную потерпевшему, с виновника аварии. У нее появляется такое право, если общая сумма составляет более 400 тысяч рублей (500 тысяч за причинение вреда здоровью).

      По взысканию страхового возмещения в порядке регресса фирма имеет право только когда:

      • Она выплатила установленную сумму ущерба потерпевшему, учитывая все документы, предоставленные им (в том числе и экспертное мнение, касающиеся расчёта стоимости).
      • Страховая компания подала иск суд о взыскании возмещения с виновника ДТП и там приняли решение о том, что это целесообразно.

      ВНИМАНИЕ! Виновной в аварии стороне обязательно надо присутствовать на судебном заседании, потому что иначе решение о взыскании может быть принято заочно и очень часто бывает, что сумму завышают. Лучше прийти на заседание, чем потом подавать апелляцию о несогласии с требуемой суммой.

      Срок исковой давности для страхового агента составляет 2 года (3 года за вред здоровью), после истечения этого срока иск не будет рассматриваться.

      Право регресса появляется при обстоятельствах:

      • Во время ДТП виновник находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (должно быть зафиксировано медицинское освидетельствование).
      • Права были просрочены или их вовсе не было на время аварии.
      • Человек управлял чужим автомобилем без доверенности (взыскивается с владельца автомобиля, только если он не докажет, что машина была угнана).
      • Просрочен талон о техническом обслуживании.
      • Авария была спровоцирована и виновная сторона являлась прямым соучастником.

      Из этого следует, что в порядке суброгации можно потребовать деньги у виновника только в случае нарушений законов, а не в результате случайных причин, и только по решению суда.

      Порядок взыскания нанесенного ущерба автомобилю с виновника аварии в 2021 году

      Страховой полис ОСАГО – один из обязательных документов, который должен иметь каждый водитель. Данное требование установлено федеральным законодательством и за нарушение обязанности предусмотрена юридическая ответственность. Если водитель застраховал свою ответственность на дороге, то в случае ДТП, произошедшего по его вине, всю материальную ответственность понесет страховщик, который компенсирует причиненный вред. Отсутствие полиса означает полную гражданскую ответственность водителя.

      ВНИМАНИЕ !!! Полис ОСАГО страхует только ответственность, но не имущество, это означает, что в случае виновного ДТП, водитель будет восстанавливать свой автомобиль самостоятельно. Возмещением причиненного ущерба занимается страховщик виновной стороны, поэтому отсутствие полиса у пострадавшего никак не ограничивает его права на получение компенсации.

      Страховой полис ОСАГО покрывает как имущественный ущерб, так и вред здоровью, который был причинен виновником ДТП. При это максимальные размеры страхового возмещения по ОСАГО 2021 составляют 400 и 500 тысяч рублей соответственно. Все выплаты сверх нормы виновник ДТП производит самостоятельно.

      Определить размер причиненного ущерба должна страховая компания, проведя различные экспертизы. На основании полученных заключений принимается решение о предоставлении компенсации, а также о ее размере. В случае несогласия с принятым решением возможно его обжалование в судебном порядке.

      Для получения любой страховой выплаты необходимо соблюсти целый перечень установленных в законе требований. На практике даже минимальное нарушение со стороны страхователя ведет к полному отказу в предоставлении компенсации.

      Основанием для получения страховой выплаты является наступление страхового случая. Для полиса ОСАГО в законе предусмотрен единственный страховой случай – факт произошедшего ДТП. При этом обязательно должны быть соблюдены требования по оформлению аварии в установленном порядке.

      Страховые компании принимают только официальные документы, какими считаются: справка, выданная сотрудниками ГИБДД и европротокол, если оформление происходило в упрощенном порядке. Следует соблюдать общий порядок оформления аварии, поскольку его нарушение влечет признание документов недействительными (например, использование упрощенного порядка в ситуациях, когда это прямо запрещено законом). При отсутствии данных документов доказать факт произошедшей аварии будет невозможно, без чего страховщик имеет законное право отказать в выплате компенсации.

      ВАЖНО !!! Сразу после произошедшей аварии необходимо заняться ее оформлением и первоначальной подготовкой документов. В зависимости от ситуации и обстоятельств произошедшего, вызываются сотрудники ГИБДД, либо оформление осуществляется самостоятельно. Если есть желание обратиться в страховую компанию за получением выплаты, не стоит договариваться с виновной стороной, составлять какие-либо расписки или документы. Таким образом можно лишить себя самого страховой компенсации.

      Стоит помнить, что отсутствие страховки у виновника означает отсутствие возможности обратиться в страховую компанию. В этом случае возмещать ущерб будет сам водитель в добровольном, либо принудительном порядке.

      После того, как ДТП было оформлено и на руках есть все документы, следует действовать максимально быстро, чтобы не пропустить установленные законом сроки для получения компенсации.

      В результате многочисленных изменений законодательства, срок обращения в организацию после произошедшего ДТП был сокращен с 15 до 5 дней. Данные изменения были направлены на снижение количества случаев мошенничества со стороны водителей. Одновременно с этим, добросовестные водители попали в крайне ограниченные сроки, что вынуждает их действовать максимально быстро, поскольку пропуск срока усложняет получение компенсации, либо полностью лишает такой возможности.

      ВНИМАНИЕ !!! Отсчет срока начинается со дня, произошедшего ДТП, который должен совпадать со днем официального оформления. Для соблюдения срока достаточно первично обратиться в компанию и предоставить необходимые документы, нарушением считается только полное отсутствие действий со стороны водителя.

      Несоблюдение установленных сроков не означает однозначное лишение права получения выплаты, но процедура в этом случае значительно усложнится. Компания должна принять все документы и начать производство, но при определенных обстоятельствах возможен отказ.

      Вместе с заявлением водитель должен приложить свои документы, документы на автомобиль, копию протокола ГИБДД, а также документ, подтверждающий факт произошедшей аварии.

      Возможна ситуация, когда в первые 5 дней подается только заявление, а все остальные обязательные документы предоставляются позже. На практике такое встречается довольно часто, поскольку причин для этого может быть много: лечение после аварии, срочные дела, нахождение в другом городе. Данные обстоятельства не являются исключительными (только если водитель объективно не мог обратиться к страховщику), но могут быть учтены в компании. Для положительного рассмотрен заявления следует сообщить в страховую компанию о причинах и попробовать объяснить ситуацию. Если договориться не получилось и был вынесен отказ, придется обжаловать его в судебном порядке.

      Если документы отправлялись в электронном виде, компания должна проверить их в течение 3 дней и сообщить об этом отправителю.

      В 2014 году были внесены поправки, согласно которым срок рассмотрения страховых дел сократился с 30 до 20 дней. При этом не учитываются праздничные и выходные дни. Данный срок исчисляется с момента получения страховщиком всех документов.

      В течение этого времени компания должна провести все необходимые экспертизы, провести оценку ущерба и составить свое заключение о возможности предоставления компенсации.

      На сегодняшний день возмещение ущерба по ОСАГО происходит путем направления автомобиля на ремонт, либо в виде выплаты денежных средств. За отведенное время страховщик должен выдать направление на ремонт, либо перечислить денежные средства на счет гражданина.

      Если после истечения сроков ответ не был получен, следует написать жалобу в организацию с требованием разрешения сложившейся ситуации. Страховщик должен рассмотреть заявление в течение 5 рабочих дней с момента его подачи.

      ВНИМАНИЕ !!! За нарушение сроков предоставления компенсации предусмотрена ответственность для страховой компании. В случае положительного рассмотрения заявления, страховщик должен дополнительно выплатить сумму в виде размера по ставке рефинансирования, установленной ЦБ. За задержку в вынесении мотивированного отказа, размер пени сокращается.

      По результатам рассмотрения предоставленных документов страховая компания вправе вынести мотивированный отказ с указанием на конкретные причины и основания. При несогласии водителя с принятым решением, он вправе обжаловать его в судебном порядке.

      По статистике страховщики отказывают в какой-либо компенсации примерно в 20% случаев. При этом причины могут быть разными, в том числе и незаконными, которые необходимо обжаловать.

      После получения заключения страховой компании следует написать жалобу в саму организацию. В заявлении необходимо описать все обстоятельства произошедшего, свою точку зрения, а также указать предъявляемые требования. Согласно внесенным изменения, досудебное урегулирование спора между гражданином и страховщиком стало обязательным и без этого подать иск в суд не получится. Направленная жалоба должна быть рассмотрена в течение 5 рабочих дней с момента ее получения.

      При несогласии водителя с полученным ответом, он имеет право на судебное разбирательство. На практике, даже при даче положительного решения, водители часто обращаются в суд. Это связано с занижением итогового размера компенсации, которую готова предоставить страховая компания. В большинстве случаев подобные дела затягиваются надолго и весь процесс может занимать более года.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.