Повысят ли бюджетникам зарплату в 2021 году в Крыму

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повысят ли бюджетникам зарплату в 2021 году в Крыму». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Обязательна ли индексация заработной платы в 2021

Как посчитать индексацию заработной платы: пример

Размер индексации заработной платы в 2021 году

Положение об индексации заработной платы – образец

Как оформить индексацию заработной платы

Четырем ведомствам – Минкультуры, Минздраву, Минпросвещения и Минобразования – поручено до 1 апреля текущего года представить в Министерство труда РФ конкретные цифры, какой должна быть индексация заработной платы бюджетников в 2021 году по курируемым им направлениям. Обратим внимание, что именно работники этих сфер упомянуты в «майских» указах Президента, изданных в 2012 г. Во многих публикациях говорится об индексации их зарплат на 6,8%. Однако эта цифра примерная и преждевременная, и следует дождаться официальных решений.

Индексация зарплат в 2021 году и на сколько процентов

Быстрое заведение первички, автоматичекий расчет заработной платы, многопользовательский режим, бесплатные обновления и техподдержка в онлайн сервисе Контур.Бухгалтерия!

Получить бесплатный доступ на 14 дней

По мнению многих работодателей, индексация зарплаты сотрудников — процедура добровольная: ее можно не проводить, особенно если на предприятии повышают оклады. Однако индексация и повышение — понятия разные.

В октябре 2021 года планируется проиндексировать зарплаты бюджетным работникам. Величина прибавки работникам бюджетного сектора составит 6.8 %. Коэффициент распространяется на всех сотрудников казенных, автономных и бюджетных учреждений, учреждений федерального подчинения и гражданских сотрудников воинских частей.

Увеличение МРОТ на 2021 год не следует считать индексацией. Индексация проводится независимо от повышения МРОТ.

Работодатели, у которых кто-либо из сотрудников получает меньше МРОТ, должны повысить им зарплату до МРОТ на 2021 год. По Трудовому кодексу, запрещено платить работающим на условиях полного трудового дня зарплату ниже МРОТ.

Требование индексировать зарплату в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги заложено в статью 134 ТК РФ. Индексация зарплаты работников – это обязанность, а не право работодателя.

В статье 130 ТК РФ повышение заработной платы относится к основным государственным гарантиям.

Что говорит Роструд

Ни перерасчет зарплаты, ни повышение МРОТ, ни финансовые проблемы работодателя не снимают с него обязанности проиндексировать заработную плату, считают чиновники Роструда.

Но, при этом, Роструд отмечает, что трудовые инспекторы учтут финансовое положение компании, если установят, что зарплату проиндексировали меньше, чем это требовалось в сравнении с уровнем инфляции.

При проверке трудовые инспекторы в соответствии с пунктом 13 Регламента, утвержденного Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 13.06.2019 № 160, затребуют документы по индексации заработной платы.

Порядок индексации и ее периодичность законодательством не определены. Поэтому коммерческие организации проводят индексацию в том порядке, который они самостоятельно устанавливают в коллективном или трудовом договоре либо в локальных нормативных актах.

Способы индексации для коммерческих организаций также не установлены законодательно. Компании вправе повысить оклады на коэффициент индексации с подписанием дополнительных соглашений к трудовым договорам или фактически выплатить зарплаты с учетом повышающего коэффициента без подписания допсоглашений и правки трудовых договоров.

  1. Прописать в коллективном и, или трудовом договоре.
  2. Подписать дополнительно соглашение к трудовому договору.
  3. Разработать отдельное положение об индексации заработной платы в компании.
  4. Вписать пункт об индексации в положение о заработной плате.

Пункт об индексации в Положении об оплате труда: формулировку скачайте здесь

Шаблон дополнительного соглашения в трудовому договору по индексации зарплаты можно скачать здесь

Для проведение индексации в компании создают отдельный приказ.

Шаблон приказа по индексации зарплаты можно скачать здесь

Индексация заработной платы бюджетникам в 2021 году

Актуально на

Нужно выбрать коэффициент индексации и умножить на него выплаты по заработной плате. Используется один из четырёх показателей:

  1. Индекс потребительских цен по стране или региону, где работает компания.
  2. Рост прожиточного минимума трудоспособного населения по России или региону.
  3. Прогнозируемый уровень инфляции, зафиксированный в ежегодном федеральном законе о федеральном бюджете или бюджете региона (письмо Минтруда от 24.12.2018 № 14-1/ООГ-10305). Минэкономразвития повысило прогноз по инфляции в России по итогам 2021 года до 4,3% с 3,7%. В 2022-2024 годах министерство прогнозирует инфляцию на уровне 4%.
  4. Иной показатель, который отражает рост цен на товары и услуги.

Лучше не устанавливать коэффициент индексации ниже уровня официальных показателей, т. к. суд может оспорить такое условие индексации.

От таких формулировок в локальном нормативном акте лучше отказаться:

  • «Индексация заработной платы работников проводится в соответствии с коэффициентом индексации».

Из неё не понятно какой показатель служит коэффициентом индексации, работники могут обратиться в трудовую инспекцию и суд, чтобы защитить свои права. Кроме этого сотрудники трудовой и налоговой инспекции вправе предъявить претензии к компании и ФНС может исключить проиндексированные суммы из расходов, которые уменьшают налог на прибыль. Причина — компания не определила механизм повышения зарплаты в локальном нормативном акте, не подтвердила расходы (п. 1 ст. 252, абз.1 ст.255, п. 49 ст. 270 НК РФ).

  • «Индексация заработной платы работников проводится в соответствии с коэффициентом индексации, размер которого составляет 1,5%».

Некорректность фразы в том, что работодатель установил собственный процент индексации, который не соответствует ни уровню инфляции, ни росту потребительских цен на товары и услуги, ни росту прожиточного минимума трудоспособного населения. Такой порядок индексации не обеспечивает повышение зарплаты (ст.130 ТК РФ). Поэтому могут возникнуть трудовые споры.

  • «Индексация заработной платы работников проводится в соответствии с коэффициентом индексации, размер которого составляет: для административно-управленческого персонала — 10%; производственного — 7%; технического — 3%».

Разный размер коэффициентов индексации для различных категорий работников — дискриминация, сотрудники могут обратиться в трудовую инспекцию и суд для защиты своих прав.

Чтобы обезопасить компанию, лучше использовать следующую фразу:

«Сумма индексации заработной платы работника определяется как результат умножения индексируемых выплат, указанных в пункте 3.2 настоящего положения, на индекс потребительских цен на продовольственные товары в регионе деятельности компании (по данным территориального органа Росстата). Индекс потребительских цен на продовольственные товары для индексации заработной платы указывается в приказе генерального директора, который издаётся не позднее 15 февраля года, следующего за окончанием того года, за который производится индексация».

Работодатели не могут отказаться индексировать зарплату сотрудникам из-за коронавируса, они обязаны проводить индексацию согласно аб. 4 ст. 130 и ст. 134 ТК РФ.

Действующие нормативные и правовые акты, которые издали в условиях пандемии, не ввели мораторий на проведение индексации заработной платы в такой период. Минтруд и Роструд не сформировали официальной позиции по вопросу возможности работодателей не проводить индексацию зарплаты во время пандемии. Но Роструд в своём письме от 19.05.2020 № ПГ/24272-6-1 напомнил об обязательной индексации и полагающихся штрафах нарушителям.

Нормативно-правовые акты, над которыми работает государство также не отменяет обязательство индексировать зарплату. Так в постановлении Правительства России от 19.06.2020 № 887 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 году» нет упоминаний об индексации зарплаты.

Другой документ «Общенациональный план действий по восстановлению экономики, занятости и доходов населения после пандемии коронавируса» — также не содержит положений об индексации зарплаты. Если не провести индексацию зарплаты, трудовая инспекция может выдать предписание об устранении нарушений, а также привлечь к административной ответственности (абз. 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ, ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП).

Однако с 1 апреля по 31 декабря 2020 года ГИТ не проверяла соблюдают ли компании требования трудового законодательства в том числе проводят ли индексацию зарплаты. Временные ограничения на проведение проверок ГИТ распространялись на субъекты МСП и другие организации, деятельность и используемые объекты которых не относятся к категории чрезвычайно высокого или высокого риска (п. 1.1 ст. 26.2 закона от 26.12.2008 № 294 — ФЗ, п. 3 ст. 6 Закона от 01.04.2020 № 98 — ФЗ, п.1 и 2 постановления Правительства от 03.04.2020 № 438).

Свободный план проверок на 2021 год уже опубликовали на сайте прокуратуры Москвы.

С 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (за исключением некоторых положений). Это означает, что проверки ГИТ с середины 2021 года будут проходить по новым правилам.

Роструд требует проиндексировать зарплаты в 2021 году

Каждый год в феврале-марте правительство проводит индексацию зарплат бюджетников, чтобы она обгоняла темпы инфляции. В прошлом году из-за коронавируса индексацию перенесли на октябрь и увеличили зарплаты всего на 3 процента, что было ниже инфляции.

В этом году зарплату проиндексируют на 6,8 процентов, в следующие два года также обещают индексировать выше темпа инфляции. Получается, что педагог получающий МРОТ, то есть 12 792 рублей, будет получать в этом году на 6,8 процентов выше, то есть на 869 рублей больше, 13 661 рубль.

Госдума 27.10.2020 приняла правительственный законопроект с поправками в статью 144 Трудового кодекса РФ. Этим она наделила правительство правом разрабатывать требования к установлению окладов, ставок заработной платы, применяемым перечням и условиям назначения выплат компенсаций и стимулирующих выплат государственным и муниципальным служащим.

Сейчас федеральный центр устанавливает системы оплаты труда для федеральных бюджетников, в регионах и на муниципальном уровне этим занимаются местные власти. В результате, как указали чиновники в пояснительной записке к законопроекту, возникают «существенные межрегиональные различия условий оплаты труда, включая размеры окладов по одинаковым должностям в разных организациях в пределах одного субъекта». Обнаруживается даже разница в оплате труда на одних и тех же должностях в разных регионах. Более того, в некоторых субъектах РФ регулирующие системы оплаты труда НПА носят не обязательный, а рекомендательный характер. В результате решения о системах оплаты труда и размерах окладов полностью или частично отданы на откуп непосредственно самим организациям.

После вступления в силу поправок «разномастные» правила в оплате труда уйдут в прошлое. Правительство установит единые требования к системам оплаты труда бюджетников, в том числе к выплатам компенсационного и стимулирующего характера. Как указывают авторы инициативы:

Наделение правительства указанным полномочием позволит более гибко устанавливать требования к соответствующей отраслевой системе оплаты труда с учетом специфики конкретной отрасли.

На законодательном уровне будут установлены требования к должностным окладам. Они будут составлять не менее 70% заработной платы. Система надбавок, компенсационных и стимулирующих выплат станет прозрачной и с едиными условиями для всех. Поправки вступят в силу с 01.01.2021.

В обиходе так называют всех тех, кто получает зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию не совсем верно. В соответствии с законодательством они подразделяются на разные категории:

  • госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
  • работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).

Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов было предусмотрено для так называемых «других категорий» и какое предстоит повышение зарплаты бюджетникам в 2020 году в России.

Индексация окладов была объявлена Владимиром Путиным в мае 2012 года. Основной документ — Указ Президента о повышении зарплаты бюджетникам (Указ Президента № 597). Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других работников бюджетной сферы. Тогда Президент обещал повысить оклады к 2020 году сначала учителям и врачам.

Повышают оклады сначала тем бюджетникам, на которых распространяется действие Указов Президента:

  • от 07.05.2012 № 597;
  • от 01.06.2012 № 761;
  • от 28.12.2012 № 1688.

Повышение является поэтапным. В конце концов:

  • у преподавателей вузов и врачей (медработников с высшим образованием) уровень зарплаты составит не менее 200% от средних зарплат в регионе;
  • у среднего и младшего медперсонала и социальных работников уровень зарплаты — не ниже средней зарплаты по региону.

К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. В связи с этим чиновники пообещали не обойти их стороной и провести индексацию и их зарплат. Так, в соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).

Категории работников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» Категории сотрудников, которые не попали под действие «майских указов»

Педагоги детских садов и общего образования

Педагоги дополнительного образования

Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования

Преподаватели вузов

Врачи

Средний и младший медицинский персонал

Социальные работники

Работники культуры

Научные сотрудники

Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей

Специалисты по кадрам

Специалисты по комплексной реабилитации

Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений

Социальные психологи

Юристы

Бухгалтеры и экономисты

Инженеры

Программисты

Следователи

Пожарные

Судьи, прокуроры

Военнослужащие и приравненные к ним

Повышение: в 2020 году — на 5,4%, в 2021 году — на 6,1% Повышение: с 1 октября 2020 года — на 3,8%, с 1 октября 2021 года — на 4%

Какое еще расширение порта?!!! В год от силы десять сухогрузов заходят к нам в порт и пять танкеров типа «река — море»… Это типа «пром-парка» под Насыпным и очередной распил денег… Порт и нефтебаза практически закрыты и не работают, а когда снимут санкции — одному Богу известно…

Строительство междугородних

линий электропередачи и связи.

Производство электромонтажных

работ.

Услуги связи по передаче данных, за

исключением услуг связи по передаче

данных для целей передачи голосовой

информации.

Услуги связи по предоставлению каналов

связи.

Мы предлагаем весь модельный ряд от мебельной фурнитуры до самых современных плитных экоматериалов, постоянный ассортимент которых всегда в наличии на наших складах, что существенно экономит время на «поиск» всех комплектующих будущего изделия

Мебельные Технологии — Юг:

  • ДСП, МДФ, распил, поклейка.
  • МДФ фасады (пленка, краска, тонировка, каменный шпон)
  • Фурнитура (MAKMART, GTV)
  • Столешницы (FENIX, Троя, MAKMART)

C 2000 года мы занимаемся поставкой на российский рынок высококачественных текстильных изделий. Наша компания является одной из крупных производителей домашнего текстиля.

Вся продукция изготовлена на современном оборудовании. Она состоит из экологически чистых натуральных или современных искусственных волокон с красителями повышенной стойкости.

Так же мы осуществляем оптовую продажу в регионы.

ООО «Автошкола Магистраль» в Симферополе – это лицензированное учебное учреждение, проводящее профессиональную подготовку водителей категории «А», «В», а также грузовой до 3500 кг, с прицепом до 750 кг и микроавтобус до 8 мест включительно.

В нашей автошколе вы сможете не только получить базовые знания ПДД и навыки вождения, но и успешно сдать экзамены в ГИБДД и получить водительские права.

Обучение теории проводится в дневных и вечерних группах, а также группе выходного дня. График практического вождения устанавливается для каждого ученика индивидуально.

Срок обучения — 3 месяца.

Прием документов осуществляется ежедневно в рабочие дни с 9.00 до 18.00.

Лицензия выдана Министерством образования 1089 от 06.07.2017 г.
Заключение ГИБДД 1109/466 от 01.06.2017 г.

Автошкола Магистраль расположена по адресу:

ул. Г. Сталинграда 10, оф.10.
ул. Русская, 168/41, 3 эт., оф.1

Закрытый автодром находится в точке начала всех экзаменационных маршрутов по адресу: г.Симферополь, ул. Г. Сталинграда 8/3 (площадка Фуршет).

Как правильно индексировать зарплату в 2021 году: инструкция для бухгалтера

Сегодня военнослужащие в Крыму получают зарплату на несколько тысяч рублей выше, чем в прошлые годы. Так, например, специалист контрактного отдела получает от 30 000 в месяц, а пограничный военнослужащий от 22 000 до 30 000 руб. Оклад военных в запасе начинается от 25 000 руб. в месяц.

Водитель, работающий по контракту в Росгвардии, получает не меньше 23 000 руб., а оклад пограничника варьируется от 18 000 до 25 000 руб.

Как обстоят дела на данный момент? Последние новости и статистические данные неутешительны. Так, майские указы в полной мере выполнены далеко не везде: зарплаты повысили в таких субъектах как Ленинградская, Тюменская, Тамбовская и Вологодская области, республики Чувашия, Бурятия и Татарстан. Муниципалитеты остальных регионов объясняют невозможность принятия мер отсутствием необходимых средств в бюджетах.

Заморозка доходов чиновников была зафиксирована еще в далёком 2014 году. С тех пор, в ожидании благоприятных экономических перспектив, служащие довольствовались слухами и ждали благих вестей от правительства. И вот, наконец, они имеют поводы для оптимизма – Минтруда и соцзащиты России сообщили об индексации их доходов, начиная с 2021 года. Через год пройдёт еще одна индексация.

Но при этом ожидается давно обещанная оптимизация государственного аппарата на всех уровнях.

Что означают эти изменения? То, что будут продолжаться сокращения, поскольку на сегодня количество госслужащих продолжает оставаться очень высоким – порядка одного государственного работника на почти девяносто граждан страны. И это очень много, исходя из того, что, к примеру, в СССР данный показатель равнялся 140 к 1.

Как отмечалось выше, несколько лет действовал мораторий на повышение окладов государственным гражданским служащим. Майскими указами Президента предусматривался рост окладов, при наличии возможностей государственного бюджета для этого повышения.

Уже осенью министр финансов России Антон Силуанов озвучил заложенную в бюджете на 2021 год сумму, предусмотренную на повышение зарплат бюджетников. Она составит 100 млрд. рублей.

Ожидаемое повышение окладов госслужащим в 2021 году с начала грядущего года, то есть с января, не планируется.

Связано это с тем, что сейчас ведётся разработка общих принципов и критериев государственной политики в отношении служащих и их новой системы трудовой оплаты.

Завершение этой работы и общественное представление конечного варианта этой политики и системы предполагается ближе к осени будущего года.

Теперь остановимся на вопросе, кто на сегодняшний день, в соответствии с законами России, относится к категории государственных служащих.

Сразу отметим, что к разряду госслужащих причисляются далеко не все работники учреждений, относящихся по правовому статусу к государственной собственности. К такой категории сейчас относятся работники:

  • законодательной деятельности (сенаторы, депутаты различных собраний);
  • исполнительных служб (работники аппарата Президента, мэрий городов, таможни, министерств Российской Федерации, налоговых, миграционных и пограничных служб, сотрудники Роструда, Росреестра, Роспотребнадзора);
  • судебного производства (суды всех инстанций, прокурорские работники).

Этой же концепцией предусматривается сокращение материального стимулирования госслужащих в 2021 году. Значит, количество премий, прочих прибавочных выплат, будет постепенно сокращаться, при общей тенденции постепенного повышения окладов государственных служащих.

Но определённые льготы, однако, будут сохранены. В частности, будет сохранено число дней ежегодного отпуска – сейчас у чиновников их на 2 дня больше, чем у простых российских граждан. Более того, в грядущем году продолжительность отпуска будет расти в зависимости от проработанного на госслужбе стажа:

  • если человек проработал 1-5 лет – отпуск увеличен на один день;
  • общий стаж более 5 лет – отпуск увеличен на пять дней;
  • более 10 лет – отпуск увеличен на семь дней;
  • при стаже больше 15 лет – отпуск увеличен на десять дней.

Как видим, это серьезная мотивационная составляющая.

Правительство приняло решение отказаться от повышения зарплат госслужащим в 2021 году и пересмотреть оклады только военнослужащих.

Впрочем, это временная мера, как утверждают представители Министерства финансов. Планируемая индексация будет отложена на 2022 год.

Недополученные оклады будут компенсированы к 2023 году, тем более что такая статья расходов заложена в проект бюджета на 2021-2023 гг.

С 1 октября 2020 года должностные оклады федеральных гражданских служащих выросли на 3%. На такой процент также были проиндексированы зарплаты бюджетных, казенных и автономных федеральных учреждений. Следующее увеличение выплаты было запланировано на 2021 год. Но позже было принято решение заморозить индексацию, в связи с ухудшением экономической ситуации в стране.

В 2012 Путин завизировал 11 документов, содержащих 218 пунктов. На реализацию президентских распоряжений отпускалось 8 лет, то есть крайним сроком является 2021 год. Майские указы в основном предполагали повышение заработков отдельных категорий бюджетников, в числе которых:

  • медработники;
  • педагоги;
  • ученые;
  • сотрудники социальной сферы.

По состоянию на 2014 год, поручения, что дал президент, удалось исполнить менее чем на четверть. В этом же году разразился очередной экономический кризис, из-за которого среднестатистический бюджетник (тот же медработник или соцслужащий) особо и не ощутил роста своих доходов. Никаких существенных сдвигов не произошло и в следующие годы.

Путин, понимая сложность ситуации, 07.05.2018 подписал новые распоряжения, что содержат план действий правительства на его следующий президентский срок. Следить за реализацией поручений должна общественная организация, именующаяся термином «Майский указ». Ее члены регулярно запрашивают информацию у ведомств и формируют статистику.

Росстат оценил исполнение «майских» указов в 2020 году

О том, что российский бюджетник обязан получать достойную зарплату, Путин впервые сказал в 2012 году. Доходы, в соответствии с указами президента, следовало увеличить до средних региональных значений:

  • медикам (младший и средний персонал);
  • педагогам;
  • соцработникам.

При этом увеличение заработка на 200 процентов от местного показателя касалось:

  • преподавателей ВУЗов;
  • ученых;
  • медиков с высшим образованием.

По данным Росстата, зарплата, которую после повышения получает средний бюджетник, на 2021 год достигла уровня в 37 900 рублей. Федеральный показатель, учитывающий все отрасли экономики, был зафиксирован на отметке 43 400.

Бюджетники остаются недооцененными из-за финансовых проблем региональных властей – у тех попросту нет денег. О том, что реализация указов под угрозой, начали говорить сразу после обвала мирового нефтяного рынка.

Последние распоряжения, которые президент подписал в мае 2018 года, не ставят перед правительством задачу – способствовать дальнейшему повышению зарплат. Здесь только отмечается, что необходимо поддерживать их на уровне, обозначенном в 2012 году.

Региональные власти прилагают немало усилий, чтобы воплотить указы президента в жизнь. Однако им приходится выбирать, кому поднять зарплату в первую очередь. Зачастую преимущество получают врачи и педагоги, в то время как медикам младшего и среднего уровня, работникам детсадов доходы повышают очень медленно.

Нагонять упущенное чиновники начали незадолго перед последними выборами президента. Именно в этот период у многих категорий зарплаты поднялись очень существенно. Для примера возьмем такой известный ВУЗ, как МГУ. Его работникам тогда сразу стали начислять в 5 раз больше чем до того.

Подобная активность обеспечила резкий рост показателя средней зарплаты по РФ. В итоге за прошлый год они поднялись на рекордные 6,8 процента, чего не наблюдалось с 2012 г. Впрочем, такие темпы в будущем сберечь не удастся. В правительстве отмечают, что в нынешнем 2021 году доходы населения повысятся максимум на 1,4, а в дальнейшем (до 2024 г.) рост составит 2 или 3 процента. В Центробанке, кстати, сообщили, что если не учитывать результаты выполнения майских указов, то получится, что заработки по России увеличились лишь на 4,6%.

Повышение зарплат у тех категорий бюджетников, которые не были упомянуты в рассматриваемых документах, производится не слишком высокими темпами. По итогам 2018 года их только проиндексируют на размер инфляции (4,3%). При этом деньги люди получат лишь в октябре 2021 года.

Госдума 27.10.2020 приняла правительственный законопроект с поправками в статью 144 Трудового кодекса РФ. Этим она наделила правительство правом разрабатывать требования к установлению окладов, ставок заработной платы, применяемым перечням и условиям назначения выплат компенсаций и стимулирующих выплат государственным и муниципальным служащим.

Сейчас федеральный центр устанавливает системы оплаты труда для федеральных бюджетников, в регионах и на муниципальном уровне этим занимаются местные власти. В результате, как указали чиновники в пояснительной записке к законопроекту, возникают «существенные межрегиональные различия условий оплаты труда, включая размеры окладов по одинаковым должностям в разных организациях в пределах одного субъекта». Обнаруживается даже разница в оплате труда на одних и тех же должностях в разных регионах. Более того, в некоторых субъектах РФ регулирующие системы оплаты труда НПА носят не обязательный, а рекомендательный характер. В результате решения о системах оплаты труда и размерах окладов полностью или частично отданы на откуп непосредственно самим организациям.

После вступления в силу поправок «разномастные» правила в оплате труда уйдут в прошлое. Правительство установит единые требования к системам оплаты труда бюджетников, в том числе к выплатам компенсационного и стимулирующего характера. Как указывают авторы инициативы:

Наделение правительства указанным полномочием позволит более гибко устанавливать требования к соответствующей отраслевой системе оплаты труда с учетом специфики конкретной отрасли.

На законодательном уровне будут установлены требования к должностным окладам. Они будут составлять не менее 70% заработной платы. Система надбавок, компенсационных и стимулирующих выплат станет прозрачной и с едиными условиями для всех. Поправки вступят в силу с 01.01.2021.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как индексируется заработная плата работникам бюджетной сферы. Используйте эти инструкции бесплатно.

Крыму пророчат повышение зарплат и инфляцию

В «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» содержится указание на увеличение зарплаты бюджетникам:

  • в 2021 году на 5,4%;
  • в 2021 году на 6,1%;
  • в 2022 году на 6,5%.

Указание касается оплаты труда отдельных категорий работников учреждений здравоохранения и социального обеспечения населения, образования, культуры, науки.

Кроме того, на заседании Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, проходившем в сентябре 2021 года, Татьяна Голикова сообщила о планах повысить оклады тем, кто не попал под действие президентского указа: зарплата бюджетников с 1 октября 2021 года увеличится на 3,8%. Результатом работы комиссии стали Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год. В рекомендациях содержатся новые важные указания:

  • недопустимо включать в состав МРОТ надбавки, доплаты, коэффициенты;
  • для медиков доля выплат по окладам в структуре заработной платы должна составлять не ниже 55%;
  • для работников культуры тот же показатель — не ниже 50%;
  • при определении размеров заработной платы работающим в дошкольных образовательных учреждениях следует пользоваться Методическими рекомендациями по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций и показателями эффективности, утвержденными Приказом Минобрнауки России №73н от 13.12.2018.

ВАЖНО!

С 1 сентября 2021 года Постановлением Правительства РФ №448 от 04.04.2020 вводятся доплаты учителям, осуществляющим классное руководство, в размере 5000 рублей.

Есть и не принятые пока предложения. В связи с критической ситуацией, сложившейся в результате ограничительных мер по борьбе с коронавирусом, Агентство стратегических инициатив предложило правительству потратить от 0,5 до 1 триллиона рублей на повышение пенсий и зарплат работающим в бюджетной сфере на 5–10% в качестве меры повышения спроса на продукцию промышленности и услуги.

МРОТ, что расшифровывается как минимальный размер оплаты труда, устанавливается на уровне государства. В 2021 году в РФ действует ФЗ №421, в котором размер МРОТ установлен на уровне 9489 рублей. Это 85% от прожиточного минимума. В будущем правительство планирует сравнять оба эти показателя, поэтому МРОТ будет расти, что следует учитывать работодателям.

Важно

В каждом российском регионе есть свой МРОТ, установленный местными властями. На него и нужно ориентироваться местным работодателям.

Как гласит статья 133 ТК, ежемесячный доход сотрудника, отработавшего весь отчетный период, не может быть меньше МРОТ, поэтому это очень важный показатель. Правда, если предприятие не подпадает под действие соглашения о МРОТ в регионе, изменения этого показателя не скажутся на оплате труда его сотрудников.

В обиходе так называют всех тех, кто получает зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию не совсем верно. В соответствии с законодательством они подразделяются на разные категории:

  • госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
  • работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).

Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов было предусмотрено для так называемых «других категорий» и какое предстоит повышение зарплаты бюджетникам в 2021 году в России.

По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них около половины составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, в частности, сотрудники:

  • школ;
  • детских садов;
  • средних и высших учебных заведений;
  • медицинских учреждений;
  • библиотек, музеев и других культурных учреждений;
  • научных институтов.

Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ, нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.

Примечательно, что, хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации может быть единым, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.

Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, по сведениям Росстата, средняя зарплата по стране составила 47 257 рублей (данные за февраль 2020). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях получают всего по 12 000–15 000 рублей в месяц. В целом же картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.

Ежегодно в июле Росстат публикует данные по средним заработным платам отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за прошлый год: таблица окладов бюджетников составлена в разрезе видов деятельности и регионов.

Выезд и замер бесплатно Крым и Севастополь.

Такая зарплата должна появиться в РФ в ближайшее время. На нее могут рассчитывать преподаватели ВУЗов. Чиновники считают, что месячный заработок учителя должен состоять не менее чем из 2-х средних зарплат по стране.

В настоящее время средняя зарплата в России составляет чуть больше 52 тыс. рублей. По мнению правительства, российские школьные педагоги уже сейчас получают приличную зарплату, поэтому пришел черед повышать оклады ВУЗовским преподавателям.

Начиная с предстоящего учебного года, школьные преподаватели столкнутся с некоторыми изменениями. Правительством введены новые категории квалификации учителей, которые присвоят всем учителям:

  • учитель – к этой категории будут относиться молодые специалисты без дополнительного образования;
  • старший учитель – к данной категории отнесут опытных специалистов, занимающихся разработкой новых методик образовательного процесса;
  • ведущий учитель – к третьей категории относятся педагоги, координирующие работу подчиненных и организующие непрерывный и эффективный процесс обучения.

Переход из одной в следующую категорию допускается не менее чем через 5 лет после непрерывного трудового стажа. Со второй на третью категорию переход допускается через 10 лет стажа.

Дополнительно не сообщается, какой оклад будет приравнен к каждой новой категории учителей. Известно, что у молодых специалистов оклад будет на уровне 15 тысяч.

Каждый раз, когда мы пишем что-то о зарплатах работников бюджетной сферы и ссылаемся на официальные данные Росстата, в комментариях обязательно кто-то напомнит, как далеки эти цифры от реальности. Пока Росстат отчитывается о зарплатах учителей выше 45 тысяч рублей в среднем по стране, и о зарплатах врачей, которые перевалили за 85 тысяч, многие совершенно справедливо напоминают, что в реальности такие цифры можно увидеть разве что в Москве и еще в паре регионов-доноров.

Когда президент обращался к Федеральному собранию в начале года, он особенно напомнил о том, что его же «Майские указы» от 2012 года касательно зарплат бюджетников должны строго соблюдаться и впредь (а ответственные за это лица пусть даже не пытаются «съехать» с этой темы).

Сами указы, напомним, предполагали, что до 2012-2018 года нужно было довести зарплаты до уровня:

  • для соцработников, младшего и среднего медперсонала, учителей, работников культуры и преподавателей среднего профессионального образования – 100% от средней зарплаты в регионе;
  • для врачей, преподавателей вузов и научных работников – 200% от средней зарплаты в регионе;
  • для педагогов в дошкольном образовании – 100% от средней зарплаты в сфере общего образования в регионе.

По факту, однако, эти указы выполняются не в полной мере, и чаще всего – лишь формально. То есть, когда среднюю зарплату по школе рассчитывают по числу фактически работающих учителей, а не ставок, сумма получается завышенной (и свои 100% средней зарплаты по региону учитель получает только за 2 ставки). То же касается и медицины – были случаи увольнения санитарок и перевода их в уборщики (а иногда – вообще вывод за штат на аутсорс).

И, чтобы хоть как-то довести зарплаты бюджетников до нормального уровня, в «Единой России» придумали новую схему:

  • правительство получает право устанавливать единые нормы по оплате труда в конкретных отраслях;
  • для учителей нормы обещают внедрить уже к весне 2021 года;
  • основная норма – минимальная доля оклада в общей сумме зарплаты (ее обещают установить на уровне 70%);
  • были также идеи установить минимальный оклад за стандартную нагрузку (18 учебных часов в неделю) на уровне 2 МРОТ – но об этом пока не вспоминают.

Против этой идеи буквально сразу выступили в Министерстве труда и социальной защиты – там напомнили, что вопрос пока нуждается в более подробной проработке. В идеале учитель, переходя из одной школы в другую, увидит на новом месте ту же понятную и прозрачную систему оплаты труда (и в перспективе ничего не потеряет от зарплаты).

Законопроект о праве правительства устанавливать отраслевые системы оплаты труда уже прошел первое чтение в Госдуме, но до самих систем, понятно, еще далеко.

В 2020-м была еще одна достаточно неоднозначная идея – ввести почасовой МРОТ. Авторы идеи обосновали это тем, что с установленным почасовым МРОТ будет проще устанавливать оплату труда для тех, кто трудится по краткосрочным трудовым договорам.

Цены в России должны расти примерно на 4% в год, именно такую цель по инфляции уже давно поставил Центробанк. В прошлом году они выросли всего на 3%, в 2020-м, скорее всего, инфляция составит как раз 4%. Эта цифра крайне важна – ведь согласно статье 134 Трудового кодекса РФ, каждый работодатель обязан ежегодно индексировать зарплату своим работникам на величину инфляции.

Конечно, норма прописана так, что работодателю ее достаточно просто не исполнять (например, если вписать в коллективный договор пункт об индексации с помощью премий). Однако государство как работодатель обязано выполнять собственные же законы, поэтому с 1 октября 2020 года оклады работников казенных, бюджетных и автономных учреждений были проиндексированы на 3%. На столько же повысили оклады силовикам и некоторым другим госслужащим.

Однако на 2021-й хороших новостей уже не так много: правительство внесло в Госдуму законопроект, которым пункт о ежегодной индексации зарплат госслужащих приостанавливает свое действие до 1 января 2022 года. То же коснется зарплат помощников депутатов и членов Совета Федерации.

То же самое было и в 2014-2017 годах, тогда из-за очередного кризиса госслужащие оставались без индексации.

Правда, это еще не все – в 2021 году не будет проходить реформа системы мотивации федеральных чиновников – их должны были сократить (примерно на 10%), а оставшимся сотрудникам выплачивать определенные бонусы по итогам работы. Но на эту систему нужны деньги, а из-за кризиса их выделить не смогли – и решили перенести все это на 2022-2023 годы.

В обоих случаях речь идет не обо всех бюджетниках, а о федеральных госслужащих – это работники федеральных органов исполнительной власти (министерства, ФНС, правительство, казначейство и т.д.). Получают они не так уж и мало – в среднем 132 тысячи рублей в месяц, при этом больше всего платят в правительстве (236,7 тысяч рублей), так что пережить отсутствие индексации на 4% они смогут.

Что же касается работников казенных, бюджетных и автономных учреждений, то планы по их зарплатам на 2021 год пока не озвучены. Возможны 2 вариант – либо секвестр федерального бюджета затронет и их (тогда они останутся вообще без индексации), либо они все же получат прибавку на 4% с 1 октября 2021 года.

Но уже точно можно сказать, что повышение ждет тех, кто работает за минимальную зарплату (или чья зарплата рассчитывается от МРОТ). До настоящего времени МРОТ определялся как прожиточный минимум для трудоспособных граждан за II квартал предыдущего года. Например, в 2020 году МРОТ составляет 12 130 рублей. За II квартал 2020 года Минтруд насчитал прожиточный минимум в размере 12 392 рублей, что дает прибавку всего на 2,16%.

Видимо, это не понравилось никому, и МРОТ теперь решили рассчитывать по-новому. Со следующего года МРОТ будет составлять определенный процент от медианной зарплаты (это такая зарплата, меньше и больше которой получает равное количество людей). И по подсчетам, в 2021 году при доле МРОТ в 42% он составит 12 792 рубля. И это уже на 5,5% больше текущего года – что вполне нормально, и даже больше инфляции, которая планируется на уровне 4% по итогам года.

Точно по такой же схеме будет рассчитываться и прожиточный минимум, только там будет учитываться медианный среднедушевой доход по стране. В обоих случаях соотношения между медианными доходами, прожиточным минимумом и МРОТ будет устанавливать правительство на каждый год отдельно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.