Что входит в понятие твердые бытовые отходы в многоквартирном доме

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что входит в понятие твердые бытовые отходы в многоквартирном доме». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В 2018 году внесли поправки в законодательство относительно классификации отходов. Речь идет о внедрение специальных кодов, на основании которых определяется категория мусора. Они приведены в Федеральном классификационном каталоге. Официальная версия доступна для просмотра в справочно-правовых системах, её можно найти в интернете или скачать у нас на сайте.

Что относится к ТКО (ТБО): перечень отходов по закону и ФККО

В России существует нормативная система накопления ненужных материалов, вышедших из строя и отслуживших предметов потребления. Расчет производится как для предприятий, так и для жилых секторов. Чтобы сформулировать норму учитываются следующие пункты:

  1. Газопроводная система в помещении/предприятии.
  2. Мусорный трубопровод со свободным проходом.
  3. Канализационная система, а также остальные водоносные магистрали.
  4. Отопительная система.
  5. Общая площадь жилого помещения/предприятия.
  6. Климат в том или ином регионе.

Для более подробного расчета норм скопления отходов учитываются примерные показатели:

  1. Благоустроенное жилье – 300 кг мусора и 1,5 м3 в год.
  2. Благоустроенные жилища и общественные сооружения – 300 кг и 1.5 м3 в год.
  3. Жилища с отсутствующей канализационной системой – 600 кг и 3.5 м3 в год.

Во время составления договора на вывоз мусора необходимо указывать информацию о методах складирования коммунальных отходов. По действующему законодательству договор обязан содержать следующие пункты:

  • наличие контейнеров;
  • мусороприемные камеры;
  • специальный транспорт;
  • бункера для хранений мусора;
  • мусоропроводные системы;

Обратимся к Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.

В соответствии с ФККО в тип отходов коммунальных, подобным коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению включены следующие группы отходов:

  1. Отходы коммунальные твердые (код ФККО 7 31 000 00 00 0),
  2. Отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (код ФККО 7 33 000 00 00 0),
  3. Отходы при предоставлении транспортных услуг населению (код ФККО 7 34 000 00 00 0),
  4. Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам (код ФККО 7 35 000 00 00 0),
  5. Отходы при предоставлении услуг гостиничного хозяйства и общественного питания, предоставлении социальных услуг населению (код ФККО 7 36 000 00 00 0),
  6. Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам (код ФККО 7 37 000 00 00 0),
  7. Отходы при предоставлении прочих видов услуг населению ( код ФККО 7 39 000 00 00 0).

Твёрдые коммунальные отходы что к ним относится с 01.01.2019 года? Что относится к тко перечень 2020 года:

Согласно ст. 1 ФЗ №89 твердыми коммунальными отходами называются отходы, которые образуются в жилых помещениях в результате потребления человека, а также мусор, образовавшийся в офисах и на предприятиях процессе жизнедеятельности их сотрудников.

В отличие от ТКО, твердые бытовые отходы (ТБО) образовываются только в домашних условиях:

  • приготовления еды
  • уборки дома
  • мелких ремонтных работ
  • вынос испорченной мебели и пр.

Таким образом, изначально понятие ТКО более широкое, чем ТБО, так как объединяет в себе тот мусор, который граждане ежедневно выносят из дома, а также подобные отходы юридических лиц (предприятий, организаций и т. д.).

ВАЖНО! Согласно законопроекту 2014 года понятие ТБО отменено и используется только в разговорной речи. На смену ему пришло ТКО, которое используется в официальной документации.

Расшифровка ТКО и ТБО — перечень твердых бытовых отходов

В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242, твердым коммунальным отходам дан код 7 30 000 00 00 0.

К данной группе относятся:

  1. Мусор из жилых помещений.
  2. Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к ТКО.
  3. Растительный мусор, полученный в результате уборки цветника, газона и пр. в населенном пункте.
  4. Отходы от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций.
  5. Мусор и смет от уборки железнодорожных, автомобильных вокзалов; аэропортов, терминалов; портов; станций метро; любого общественного транспорта.
  6. Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам.
  7. Мусор, образованный в местах временного проживания (гостиницы); помещениях, в которых предоставляются социальные услуги (почта, больница и т.д.).
  8. Отходы, полученные в результате предоставления услуг в сферах: развлечения, образования, ухода за внешним видом и пр.

Мусорная реформа предполагает введение раздельного сбора ТКО в крупных городах РФ. Для этого устанавливаются два вида контейнеров, предназначенных для сортировки «сухого» и «мокрого» мусора. В «сухой» контейнер необходимо помещать материалы, пригодные для вторичной переработки: бумага, пластик, металл, стекло. К «мокрым» отходам причисляют пищевые и растительные остатки.

Предполагается, что данное нововведение за 2019 сможет повысить объем утилизации ТКО на 30%. Более подробно вы можете узнать о цветах мусорных баков, и какой мусор куда выбрасывать.

В ст. 1 ФЗ №89 в понятие «обращение с отходами» объединены: сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение ТКО.

Новые правила разграничили сферы ответственности:

  1. Органы местного самоуправления населенных пунктов обязаны:
  • обеспечить специальные площадки накопления твердых коммунальных отходов;
  • разработать схемы размещения данных площадок и осуществить ведение реестра мест накопления мусора в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ (4 ст. 13.4 ФЗ №89).
  1. Управляющая организация (УК, ТСЖ) обязана следить за чистотой площадок накопления ТКО и мусоропроводов.
  2. Региональный оператор должен оборудовать каждый двор несколькими контейнерами для «сухого» и «мокрого» мусора. Если возможность размещения емкостей для сбора ТКО отсутствует (например в частном секторе), граждане вправе договориться с оператором о безконтейнерном вывозе отбросов. В таком случае компания должна предоставить потребителю специальные пакеты для складывания отходов (Правила обращения с ТКО, п. 10).

Мусорная реформа была разработана еще в 2014 году, но, из-за сложности изменений, вступила в силу лишь в начале 2019 года. Законом №89-ФЗ введены новые правила обращения с ТКО – твердыми коммунальными отходами (термин появился впервые в данном документе, в отличие от ТБО), утверждены уполномоченные организации-исполнители и иная система оплаты за услугу.

Основные тезисы Мусорной реформы:

  1. Раздельный сбор отходов для упрощения их переработки и получения вторсырья.
  2. На конкурсной основе для каждого региона осуществляется выбор одной компании-оператора, ответственной за обращение с ТКО.
  3. Изменение тарифа по вывозу мусора, что даст возможность направлять полученные от населения средства на строительство современных заводов по переработке/утилизации отходов. А в будущем приведет сокращению количества свалок.

Согласно принятым изменениям (ФЗ №503), с 1.01.2019 ответственность за обращение с мусором переходит на субъекты Федерации. Теперь регионы выбирают, где оборудовать полигоны для хранения остатков человеческой жизнедеятельности, продумывают механизмы сбора, схемы вывоза, накопления и переработки ТКО и пр.

ТБО или полное название – твёрдые бытовые отходы – это предметы деятельности человека, которые вышли из строя и больше не пригодны для дальнейшего использования. Такие вещи отправляют в мусорное ведро или перенаправляют к обозначенному месту утилизации.

Бытовые отбросы делят на два вида: органические продукты (к ним относится пища) и бытовой мусор (к загрязнителям относят пластмассу, стекло). Из общего числа мусора ТБО составляют двадцать пять процентов. Ежегодно количество отходов возрастает и становится причиной загрязнения экосистемы.

Твёрдые коммунальные отходы что к ним относится — 2020

До недавнего времени все квартиросъемщики платили за вывоз ТБО (твердые бытовые отходы) и вопросов на этот счет не было ни у кого: мусор появляется у всех, его нужно куда-то вывозить и утилизировать. Но с принятием изменений в ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления» возникла путаница: появилось понятие ТКО (расшифровка: твердые коммунальные отходы), а работы по их вывозу и утилизации стали относиться к задачам коммунальных служб.

Это неотъемлемая часть жизнедеятельности мегаполисов, небольших населенных пунктов. Это тот самый мусор, который скапливается к вечеру в каждой квартире. К твердым коммунальным отходам относятся:

  1. Биологические отходы: остатки пищи, растительных компонентов, кости.
  2. Синтетические: пластик, целлюлоза, текстиль, стекло, металлы и другое.

Биологические (органические) подлежат утилизации, потому что в процессе своего разложения они наносят ощутимый вред экологии: в процессе гниения они могут заражать воду, почву продуктами своего распада. А это может привести к возникновению ряда опасных заболеваний.
Распад синтетических остатков происходит намного дольше (некоторые вещества разлагаются более 100 лет). К тому же в своем составе они нередко содержат и довольно токсичные вещества: разнообразные красители, масла, которые со временем попадают в окружающую среду.

Отходы этого типа — это все тот же мусор, который появляется в процессе деятельности человека и накапливается в помещениях. Но сюда же относятся и товары общего потребления, которые со временем утратили свою ценность, с точки зрения пользы. То есть сейчас официальное название бытового мусора — коммунальные отходы, а понятие «ТБО» теперь остается только в разговорной речи. В официальных документах оно больше применяться не будет.
Относится к ТКО: мусор, который образуется в результате осуществления своей деятельности юридическими лицами, частными предпринимателями, когда по своему компонентному составу он идентичен обычному бытовому утильсырью. При этом для организаций ТКО будет считаться только тот мусор, который появляется не в результате осуществления производственной деятельности или выполнения работ, услуг:

  1. Отходы из жилых помещений, включая крупногабаритное утильсырье.
  2. Уличный мусор.
  3. Мусор, образовавшийся после уборки парков, мест общего отдыха и прочих мест благоустройства.
  4. Растительный мусор, образовавшийся в результате ухода за цветниками, клумбами.
  5. Мусор из офисных и производственных помещений, территорий предприятий.
  6. Мусор с территорий аэродромов.
  7. Другие виды нетоксичных и малотоксичных отходов.

Более подробный перечень того, что входит в состав ТКО представлен в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО), где каждому виду загрязнения присвоен свой код, согласно которому можно посмотреть его принадлежность к той или иной группе отходов.

Классификация мусора в России существует, и выделяются определённые категории твёрдых отходов, которые различают по составу, времени использования.

Если рассматривать состав мусора, то можно выделить несколько категорий:

  1. Отходы органического характера.
  2. Стекло.
  3. Металл.
  4. Резина.
  5. Древесный мусор.
  6. Бумажные обрезки.
  7. Пластмассовые продукты.
  8. Текстиль.
  9. Кожаные предметы.

Время использования отходов:

  1. Короткий промежуток времени. К кратковременным отходам относят бумажные изделия, одежду.
  2. Длительный промежуток времени. К долгосрочному мусору относятся товары электроники, бытовая техника, автозапчасти.

Отличия ТКО и ТБО — что теперь актуально в России

Для того, чтобы заниматься деятельностью, которая предполагает вывоз и утилизацию мусора, потребуется получить лицензию. Такое правило предусмотрено в федеральном законе от 4 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Чтобы оформить лицензию на работу с твердыми бытовыми отходами, следует запастись терпением на два месяца. Будущему предпринимателю потребуется обзавестись необходимой техникой, заключением из СанПина, что юридическое лицо соблюдает все санитарные и экологические нормы.

Кроме изменения статуса услуги, есть и еще несколько нововведений:

  • На местные органы управления возлагается ответственность за формирование мусорных свалок и выбор на конкурсной основе оператора для каждого региона.
  • Теперь размер оплаты зависит не от площади жилья, а от количества проживаемых в квартире жильцов.
  • В оплату входят расходы на транспортировку.
  • Раздельный сбор мусора для облегчения утилизации или получения вторичного сырья. За участие в программе распределения отходов на пищевые и непищевые предоставляются льготы. Их размер может достигать 50% (но не более) от всей суммы.

Эти изменения составляют суть Мусорной реформы, которая призвана устранить проблемы, связанные со сбором и ликвидацией отходов. Полученные средства предполагается направить на строительство заводов по переработке.

Рядовые граждане зачастую отождествляют 2 понятия – твердые бытовые и твердые коммунальные отходы. На самом деле между ними есть существенная разница.

К ТБО относится мусор, образующийся только в домашних условиях в результате:

  • Приготовления пищи.
  • Уборки.
  • Мелкого ремонта.
  • Порчи мебели.

ФЗ №89 (ст. 1) дает определение ТКО. Такие отходы включают в себя еще и мусор, образующийся в нежилых помещениях (офисах, вокзалах, государственных учреждениях, заведениях торговли) в результате деятельности сотрудников. Это понятие гораздо шире.

Мусор – порождение цивилизации. Он существует со времен превращения обезьяны в человека разумного. Но в глубокой древности отходы были органического происхождения и быстро разлагались. С появлением заводов и фабрик, изобретением пластмассы, стекла и других материалов ситуация ухудшилась.

Для сравнения: Остатки пищи разлагаются за 30 дней, резина – за 150 лет, пластик – за 180 лет, алюминиевая банка – за 500 лет.

Повышается уровень жизни, увеличиваются потребности людей, а вместе с ними возрастает и процент производимых отходов в расчете на 1 человека. Прирост свалок за год составляет 0,4 млн. гектара.

Положение усугубляется еще тем, что на предприятия по вторичной обработке отправляется только 4% всего мусора. Это объясняется несколькими причинами:

  • Нехваткой специализированных мест для утилизации.
  • Недостаточностью средств для переработки.
  • Устаревшими технологиями переработки.
  • Отсутствием сортировки бытовых отходов.

Именно поэтому и была запущена Мусорная реформа. Ее цель – получить финансы на строительство заводов, оснащение их инновационным оборудованием, облегчить сортировку сырья за счет внедрения разных контейнеров для сухого и мокрого мусора.

К мокрым отходам относят растительные очистки и пищевые остатки. К сухим – металл, пластик, стекло, бумагу. Власти считают: это нововведение повысит объемы утилизации и переработки на 30%.

Органы местного самоуправления обязаны организовать контейнерные площадки. Они должны иметь бетонное или асфальтовое покрытие с уклоном для более комфортного перемещения мусорных баков, бордюрное ограждение по периметру, подъездной путь для транспорта (требования регламентируются СанПиНом 2.1.2.2645-10). Мусорные площадки должны быть удалены от жилых домов, спортивных и детских площадок, зон отдыха не менее чем на 20 метров. Максимальное количество контейнеров – 5.

Кроме этого, местные власти разрабатывают схемы размещения и реестры мест со всеми техническими характеристиками.

Придомовая территория, прилегающая к многоэтажкам, является собственностью всех жильцов дома. Работы по уборке осуществляются управляющими компаниями или сторонними обслуживающими фирмами, с которыми участники ТСЖ заключили договор. Они не только подметают, но и поливают растения, завозят песок, красят и ремонтируют малые архитектурные формы.

В их обязанности входит и обеспечение порядка на мусорных площадках. Они должны следить за их чистотой, целостностью ограждений и контейнеров, наличием освещения и доступа техники к бакам.

Перечень работ утвержден Постановлением Правительства №290 от 2013 года. Выполнение этих требований проверяют местная администрация и Роспотребнадзор.

При недовольстве качеством уборки можно написать жалобу в органы местного управления, которые обязаны провести проверку в течение 5 рабочих дней. За несоблюдение КоАП (ст.6.4) предусматривает наказание.

Для должностных лиц штраф в размере 2000 рублей, для организаций – 20000 рублей. В некоторых случаях суд на 90 дней может приостановить деятельность УК.

За обращение с ТКО отвечают региональные операторы. Они обязаны установить контейнеры для сухого и мокрого мусора. Мусоровозы обязательно оснащаются датчиками веса и GPS-маяками. Такая мера направлена на предотвращение образования стихийных свалок. Подобные гаджеты позволяют контролировать передвижение отходов до полигонов захоронения.

Оператор не обязан убирать контейнерные площадки (Постановление Правительства №1156 от 2016 г). Ответственность наступает только с момента выгрузки контейнера. Но, если отходы были просыпаны по вине регоператора, рабочие обязаны убрать их и оставить место в чистоте. Также при нарушении графика вывоза ответственность за уборку территории, на которой располагаются бункеры, в радиусе 4-х метров возлагается на компанию по работе с ТКО.

Чтo тaкoe кoммyнaльныe oтxoды и чтo oтнocитcя к кoммyнaльным oтxoдaм пo зaкoнy?

3aкoн 24.06.1998 гoдa № 89-Ф3 oпpeдeляeт oтxoды пpинaдлeжaщиe к TКO пpи cлeдyющиx кpитepияx:

  • пpeдмeты, кoтopыe yтpaтили тoвapный вид вo вpeмя экcплyaтaции иx людьми в жилищax, чтoбы yдoвлeтвopить личныe и бытoвыe нyжды;
  • вo вpeмя дeятeльнocти юpидичecкиe лицa и пpeдпpинимaтeли тoжe oбpaзyют TКO, c пoдoбным cocтaвoм, кaк c жилыx пoмeщeний.
  • ocтaтoк пищeвыx oтxoдoв;
  • paзнaя yпaкoвoчнaя тapa;
  • иcпopчeнныe бытoвыe пpeдмeты, элeктpичecкиe пpибopы, paзличнaя
  • мeбeль;
  • мycop, coбpaнный нa yлицax и c paзличныx тeppитopий;
  • oтxoд, oбpaзoвaнный вo вpeмя yбopки caдa и oгopoдa;
  • мycop пocлe yбopки oфиcoв, тpaнcпopтныx cpeдcтв.

B TКO нe oтнocятcя oтxoды c живoтнoвoдчecкиx кoмплeкcoв, cтpoитeльныe oтxoды пpи бoльшoй cтpoйкe.

TКO пo пpoиcxoждeнию бывaют биoлoгичecкими и cинтeтичecкими. Cинтeтичecкий мycop дeлитcя пo типy мaтepиaлa: oтxoд бyмaжный, cтeклянный, дepeвянный, плacтмaccoвый и.т.д.

TКO pacшифpoвывaeтcя кaк твepдыe кoммyнaльныe oтxoды. Нa caмoм дeлe этo бытoвыe oтxoды, кoтopыe пoпaдaют в кoнтeйнepы и мycopoпpoвoды.
ЧTO тaкoe TКO в плaтeжкe зa квapтиpy? Дo нaчaлa этoгo гoдa oтдeльнoй гpaфы в квитaнции пo oтxoдaм нe былo, зa этy ycлyгy oплaтa былa включeнa в oбщeдoмoвыe pacxoды или в cтpoкy oбcлyживaниe жилoгo пoмeщeния.

Нaши зaкoнoдaтeли пocчитaли нyжным пpoвecти «мycopнyю peфopмy» и вынecти этy oплaтy в oтдeльнyю гpaфy. Кpoмe тoгo, цeнa зa этy ycлyгy зaмeтнo пoдcкoчилa.

Дo этoгo зaкoнa Упpaвляющaя кoмпaния в пoлнoй мepe нecлa oтвeтcтвeннocть зa вывoз oтxoдoв, тeпepь oнa зaключaeт дoгoвopa c peгиoнaльным oпepaтopoм нa пepepaбoткy мycopa, тaк кaк этo вxoдит в eгo oбязaннocти.

Этo oзнaчaeт, тeпepь зa вce плaтим мы (вывoз и пepepaбoткa). Кaждoй peгиoнaльнoй yпpaвляющeй кoмпaниeй coвмecтнo c oпepaтopoм пo пepepaбoткe твepдыx oтxoдoв ycтaнaвливaeтcя eдинaя тapификaция пo oплaтe.

3a чтo oтвeчaeт yпpaвляющaя кoмпaния?

  • зaключeниe дoгoвopoв c peгиoнaльным oпepaтopoм;
  • пoдгoтoвкa плoщaдки для ycтaнoвлeния кoнтeйнepa и кoнтpoль чиcтoты;
  • cocтaвлeниe пepeчня oтxoдoв, кoтopыe пoпaдaют в paзныe кoнтeйнepы.
  • coблюдaть гpaфик вывoзa oтxoдoв;
  • пoлнaя пepepaбoткa мycopa.

Чтo тaкoe oбpaщeниe c ткo в кoммyнaльныx плaтeжax в чacтнoм дoмe? B этoм cлyчae дoгoвop зaключaeтcя c жильцaми этoгo дoмa. 3aкoнoдaтeлями для этoгo пpeдycмoтpeнa типoвaя фopмa дoгoвopa.

Paньшe oпepaтop для вывoзa oтxoдoв выбиpaлcя yпpaвляющeй кoмпaниeй. Пocлe пpинятия Пocтaнoвлeния № 232 Пpaвитeльcтвa PФ в peгиoнax выбop идeт нa кoнкypcнoй ocнoвe. 3aключaeтcя дoгoвop нa дecять лeт. Пo зaключeнным ycлoвиям oтxoды вывoзятcя coглacнo гpaфикa. B eгo жe oбязaннocти вxoдит copтиpoвкa, пepepaбoткa, пpoвeдeниe oбeзвpeживaния oтxoдoв. Oпepaтop зaнимaeтcя eщe yтилизaциeй и зaxopoнeниeм мycopa coглacнo нopмaтивoв и инcтpyкций.

Жилищнo-кoммyнaльнoe xoзяйcтвo oбязaнo oбopyдoвaть cooтвeтcтвyющиe плoщaдки c ycтaнoвкoй мycopнoгo кoнтeйнepa и coдepжaть иx в нaдлeжaщeм видe. Жильцы, имeющиe чacтныe дoмa, зa вce этo нecyт oтвeтcтвeннocть caми.

Дo пpинятия нoвoгo зaкoнa тapификaцию пpoвoдилa yпpaвляющaя кoмпaния c yчeтoм мeтpaжa квapтиpы. Cooтвeтcтвeннo, бoльшoe жильe — бoльшaя плaтa.

C нoвoгo гoдa мeтoдикa pacчeтa измeнилacь, бyдeт пpинятo вo внимaниe кoличecтвo пpoпиcaнныx дyш в жильe, cкoлькo кoнтeйнepoв ycтaнoвлeнo нa тeppитopии, вoзмoжнocть copтиpoвки oтxoдoв пo paзным eмкocтям. Ecли имeeтcя пocлeдняя ycлyгa, плaтa нaмнoгo бyдeт мeньшe, тaк кaк y oпepaтopa cнижaeтcя зaтpaтa нa copтиpoвкy.

Tapификaция y кaждoгo peгиoнa cвoя и нa этo влияют мнoгиe фaктopы:

  • кaкoe кoличecтвo бaкoв ycтaнoвлeнo;
  • ecть ли вoзмoжнocть copтиpoвaть oтxoды нa мecтe;
  • oбъeм мycopa, кoтopый пoдлeжит yтилизaции.

Пpoцeнтнoe oтнoшeниe ycлyги:

  • тpaнcпopтныe pacxoды-61%;
  • cocтaвлeниe дoгoвopa-10%;
  • пoлнaя пepepaбoткa мycopa-28%;
  • cбытoвoй pacxoд-1%.

Учитывaя вce пepeчиcлeннoe, cпeциaльнaя тapифнaя кoмиccия в peгиoнax фopмиpyeт cooтвeтcтвyющиe тapифы. Жильцы, пpoживaющиe в oднoм peгиoнe, зa мycop бyдyт плaтить пoчти oдинaкoвo. Ecли квapтиpa нe имeeт пpoпиcaнныx лиц, тo плaтит coбcтвeнник.

  1. Уcлyгy пoдключaют в oтдeльнyю cтpoкy плaтeжки. Taкиe квитaнции имeют жильцы мнoгoквapтиpныx дoмoв, тaк кaк квитки фopмиpyютcя yпpaвляющeй кoмпaниeй. Bce плaтитcя кaк пpeждe, пoтoм кoмпaния пepeдaeт cyммy, cooтвeтcтвyющyю дoгoвopeннocти, oпepaтopaм вывoзящим oтxoды.
  2. Житeли, имeющиe чacтныe дoмa, или пpeдпpиятия, зaключившиe дoгoвopa, пoлyчaют плaтeжкy oт oпepaтopoв. Cпocoб oплaты выбиpaeт caм чeлoвeк: любoй бaнк, пoчтa или интepнeт.
  3. B ceльcкoй мecтнocти и в дepeвняx, гдe нeт гaзa и цeнтpaльнoгo oтoплeния, плaтa шлa тoлькo зa элeктpoэнepгию. Teпepь в плaтeжкe бyдeт coдepжaтьcя плaтa зa элeктpичecтвo и TКO.

Пpи нe oплaтe TКO гpaждaнe бyдyт нaкaзaны зaкoнoдaтeльcтвoм:

  • cвepxy нaчиcляeтcя % зa дoлг;
  • пpeдyпpeдитeльнoe пиcьмo;
  • oгpaничaтcя нeкoтopыe ycлyги (вoдa, cвeт)
  • имyщecтвeнный apecт.

Что такое обращение с тко в коммунальных платежах

К твердым бытовым отходам относится мусор, образующийся в результате бытовой жизнедеятельности. Термин ограничивается только деятельностью физических лиц. Виды отходов, относящиеся к бытовым: органические, неорганические IV-V класса опасности. Классификация ТБО основана на нескольких характеристиках:

  • агрегатное состояние;
  • состав;
  • класс опасности;
  • время использования.

Законодательно виды твердых бытовых отходов были до обновления закреплены в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО). В справочнике были указаны источники возникновения такого мусора: жилые помещения, уличная территория. Исключение составляют строительные, крупногабаритные и опасные отходы – для них действуют особы условия по обращению.

После замены термина ТБО на ТКО среди граждан возникла некая путаница из-за частичного совпадения терминов. Отличия связаны с расширением термина и включением в структуру отходов те, которые образуются у юридических лиц.

Для физических лиц поменялось только название коммунальной услуги и ответственное лицо за обращение.

Вместе с введением нового термина в цепочку обращения с мусором внедрен новый участник – региональный оператор. Эти организации отвечают за обращение всего мусора в пределах закрепленных субъектов РФ. Гражданам необходимо самостоятельно заключать договор на оказание услуг (актуально для жителей частных домов) или оплачивать услуги по платежкам субподрядчиков (управляющие компании, поставщики других услуг, которые могут принимать оплату за вывоз мусора).

Сравнение ТКО и ТБО:

Термин Твердые бытовые отходы Твердые коммунальные отходы
Период действия До 2019 Дано определение – в 2016, внедрен – с 2019
Распространение Только на физических лиц Физические и юридические лица
Виды мусора Органические и неорганические отходы бытовой деятельности Органические и неорганические отходы бытовой деятельности
Класс опасности IV-V IV-V
Исключения (что не относится к термину) Крупногабаритные (включая строительные) и опасные отходы Крупногабаритные (включая строительные) и опасные отходы

Для осуществления коммунальных услуг по обращению с мусором региональный оператор может привлекать сторонние организации или проводить мероприятия своими силами. Это отразится на порядке оплаты, но не на сумме. Сумма за обращение с ТКО зависит от установленных в регионе нормативов, которые учитывают уровень урбанизации, климат и другие факторы.

Как правило, управляющие компании заключают договор с региональным оператором на обслуживание территории. В такой ситуации оплата за оборот ТКО включена в платежку от управляющей компании. На территориях с частной застройкой управляющие компании не действуют, поэтому жители обязаны самостоятельно заключать договор с региональным оператором, который вывозит мусор.

В нормативно-правовых актах закреплен ряд требований к обращению с ТКО на каждом этапе: от сбора до утилизации. На территории с многоквартирными домами обеспечением требуемых условий для сбора занимаются управляющие компании. Они должны обеспечить:

  • требуемое число контейнеров на площадку – не более 5;
  • расположить контейнеры в пределах дома – в пределах 20-100 метров;
  • объем одного контейнера0,8 м3;
  • место для баков должно быть с бетонным или асфальтированным основанием;
  • к точке сбора должен быть свободный проезд для мусоровоза.

Состав твёрдых коммунальных отходов (ТКО) определен несколькими нормативными правовыми актами, в том числе:

— Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ утверждает: «твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами»;

— Пункт 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. ПП РФ от 12.11.2016 №1156 определяет: «»крупногабаритные отходы» – твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах»;

— Пункт 3 Правил определения нормативов накопления ТКО, утв. ПП РФ от 04.04.2016 № 269 устанавливает: «В целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории».

Исходя из представленных норм к ТКО относятся:

1. Отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (а также отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами).

Очевидно, что к таким отходам относится различного рода бытовой мусор, упаковки от товаров, непригодные для дальнейшего использования пищевые продукты и предметы быта или товары, потерявшие потребительские свойства. Бытовой мусор, образованный юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не в процессе своей производственной и/или коммерческой деятельности, а в результате удовлетворения бытовых потребностей физических лиц, также относится к ТКО.

2. Товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Законодательство не уточняет ни характеристик, ни габаритов утративших свои потребительские свойства товаров.

3. Крупногабаритные отходы (в т.ч. мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.).

Крупногабаритные отходы (КГО) входят в состав ТКО и не классифицируются как-то иначе. Региональный оператор по обращению с ТКО обязан вывозить КГО в составе прочих ТКО. Стоит заострить внимание, что «отходы от текущего ремонта жилых помещений» тоже отнесены к ТКО (применение термина «строительные отходы» в данном случае некорректно, поскольку строительные отходы образуются на стройке, а в жилых помещениях многоквартирного дома могут образовываться «отходы от текущего ремонта жилых помещений»).

4. Отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.

Мусор, собранный при уборке придомовой территории, в том числе смёт листьев, скошенная трава, пыль, песок, иные предметы и субстанции – всё это учтено при определении нормативов накопления ТКО. Следовательно, весь мусор, собранный при уборке придомовой территории, относится к ТКО, стоимость его вывоза из мест накопления ТКО уже учтена в нормативной стоимости коммунальной услуги, а, следовательно, повторное предъявление такой услуги к оплате не основано на законе.

Какая разница между ТКО и ТБО: какие виды мусора к ним относятся и их отличия

Законодатель в стремлении централизовать процесс переработки мусора включил в состав твердых коммунальных отходов почти все возможные отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности граждан и при обслуживания многоквартирных домов, в которых эти граждане проживают. Попытки операторов по обращению с ТКО исключать отдельные виды отходов из состава ТКО с целью истребования оплаты вывоза этих отходов сверх стоимости «обращения с ТКО» неправомерны.

Состав твёрдых коммунальных отходов (ТКО) определен несколькими нормативными правовыми актами, в том числе:

  • Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ утверждает: «твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами»;
  • Пункт 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. ПП РФ от 12.11.2016 №1156 определяет: «»крупногабаритные отходы» – твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах»;
  • Пункт 3 Правил определения нормативов накопления ТКО, утв. ПП РФ от 04.04.2016 № 269 устанавливает: «В целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории».

Исходя из представленных норм к ТКО относятся:

1. Отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (а также отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами).

Очевидно, что к таким отходам относится различного рода бытовой мусор, упаковки от товаров, непригодные для дальнейшего использования пищевые продукты и предметы быта или товары, потерявшие потребительские свойства. Бытовой мусор, образованный юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не в процессе своей производственной и/или коммерческой деятельности, а в результате удовлетворения бытовых потребностей физических лиц, также относится к ТКО.

2. Товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Законодательство не уточняет ни характеристик, ни габаритов утративших свои потребительские свойства товаров.

3. Крупногабаритные отходы (в т.ч. мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.).

Крупногабаритные отходы (КГО) входят в состав ТКО и не классифицируются как-то иначе. Региональный оператор по обращению с ТКО обязан вывозить КГО в составе прочих ТКО. Стоит заострить внимание, что «отходы от текущего ремонта жилых помещений» тоже отнесены к ТКО (применение термина «строительные отходы» в данном случае некорректно, поскольку строительные отходы образуются на стройке, а в жилых помещениях многоквартирного дома могут образовываться «отходы от текущего ремонта жилых помещений»).

4. Отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.

Мусор, собранный при уборке придомовой территории, в том числе смёт листьев, скошенная трава, пыль, песок, иные предметы и субстанции – всё это учтено при определении нормативов накопления ТКО. Следовательно, весь мусор, собранный при уборке придомовой территории, относится к ТКО, стоимость его вывоза из мест накопления ТКО уже учтена в нормативной стоимости коммунальной услуги, а, следовательно, повторное предъявление такой услуги к оплате не основано на законе.

Законодатель в стремлении централизовать процесс переработки мусора включил в состав твердых коммунальных отходов почти все возможные отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности граждан и при обслуживания многоквартирных домов, в которых эти граждане проживают. Попытки операторов по обращению с ТКО исключать отдельные виды отходов из состава ТКО с целью истребования оплаты вывоза этих отходов сверх стоимости «обращения с ТКО» неправомерны.

По материалам сайта АКАТО, статья Нифонтов Д.Ю.

Твердые коммунальные отходы (именно так расшифровывается аббревиатура ТКО) – это неиспользованные или испорченные остатки, которые образуются в жилых помещениях при хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, для утоления личных и бытовых нужд.

Принципиальных отличий нет, законодатели наиболее расширили понятие ТКО, добавив в текст юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В офисах ведь тоже есть мусор, только оплата для физических лиц меньше.

Для борьбы со свалками и улучшения экологии, за вывоз и утилизацию мусора платить будут все категории граждан (кроме ветеранов ВОВ), зависит от количества проживающих (прописанных) граждан в квартире (частном доме). Сортировка мусора вводится официально, площадки для сбора отходов должны предоставлять муниципалитеты городов и районов. Транспортировка отходов осуществляется специальными операторами. Собственники земельных участков обязаны ликвидировать стихийные свалки.

Для гарантированной безопасности окружающей среды требуется вести учёт ТКО. Для этого создан классификатор (ФККО), в нем отражается происхождение отходов (5 видов), физическая форма, химический состав, экологическая опасность. Приведем пример:

Код Наименование вида отхода Класс опасности

1 00 000 00 00 0 ОТХОДЫ СЕЛЬСКОГО, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА, РЫБОВОДСТВА И РЫБОЛОВСТВА

Крупногабаритный мусор (КГМ) также входит в список «коммунальные отходы».

Порядок обращения, накопления и вывоза определяется ФЗ №89 «О твердых бытовых отходых».

Выполняемые работы по собиранию, транспортировке, хранению, уничтожению и переработке мусора называют обращением. Региональный оператор несет ответственность за обращение с мусором. Владелец ТКО соблюдает нормы сбора, подписывает договор с оператором по поводу транспортировки.

В зависимости от причиняемого вреда природе и человеку, весь мусор делят на 5 групп:

  • самый опасный 1 класс – влияние на природу смертельное. Экосистема не функционирует;
  • 2 класс – природа начнет восстановление примерно через 30 лет;
  • 3 класс – в течение 10 лет природа возродится;
  • 4 класс – за 3 года природа восстановится;
  • 5 класс — воздействие не приносит никакого вреда экосистеме.

Класс опасности отходов (ТКО) определяется в каждом конкретном случае, но в большей части отходы, относящиеся к термину ТКО, вошли в 4 и 5 класс опасности (признаются не опасными и считаются подходящими для рециклинга).

На одного гражданина рассчитывают средний объем потребления ТКО в год. Эта цифра называется норма накопления ТКО, учитывающая все виды отходов. При определении нормы учитывают город (регион географический), примерное количество кафе и ресторанов на 1 человека, время года, насколько развита инфраструктура населенного пункта. Примерно эта цифра по Московской области составляет 2,3 кубометра в год на 1 человека.

Для определения объема, которое нужно под утилизацию ТКО, рассчитывают плотность. Процесс определения происходит в три этапа:

  • измеряют линейкой отходы;
  • взвешивают, определяют массу;
  • вычисляют среднюю годовую и суточную среднюю плотность отходов.

Утилизация ТКО

Проблема утилизации отходов – вечная для России. Меры, принятые на уровне руководства России должны быть подкреплены финансово. Нужно больше вкладывать в развитие системы такой переработки мусора, чтобы экономический эффект почувствовало все население страны.

В соответствии с изменениями Федерального законодательства все области РФ разрабатывают индивидуальные транспортные схемы вывоза твердых отходов. Исходя из формулировки статьи 1 ФЗ №89, ТКО — это:

  • мусор, полученный в результате деятельности человека в домашних условиях;
  • отходы, остающиеся после работы юридических лиц;
  • техника, мебель и другие вещи непригодные для использования по назначению.

После изменений, принятых в законодательной базе в 2019 году, сбор и утилизация ТКО была выделена отдельной категорией. Сегодня предоставление данных услуг доверено региональным операторам. Для удобства оплаты потребителям отсылается индивидуальная платежка или сумма указывается отдельным пунктом в счете. Расценки на утилизацию рассчитываются исходя из количества граждан, зарегистрированных на конкретной территории.

Ранее под ТКО подразумевался обычной мусор, ежедневно накапливаемый в домах, предназначенных для постоянного проживания. Условно он делился на две категории:

  • небиологическую;
  • биологическую.

После внесения изменений в законодательство в перечень ТКО добавили мусор, внешне схожий с бытовыми отходами, получаемый юридическими лицами и частными предпринимателями. Исчерпывающая информация о видах отходов включенных в список ТКО, размещена в свободном доступе на официальном портале Росприроднадзора. На сайте также можно бесплатно проконсультироваться в вопросе происхождения бытовых отходов.

По утверждению экспертов ТКО является частью общей классификации ФККО, в перечень которой входит:

  • мусор после уборки территорий населенных пунктов;
  • сор растительного происхождения после стрижки зеленых насаждений;
  • офисные и бытовые отходы разных компаний;
  • мусор после предоставления торговых, социальных, развлекательных услуг;
  • крупные и мелкие коммунальные отходы;
  • мусор с гостиниц, аэропортов, вокзалов.

По статистике половина мусора может перерабатываться. Остаток утилизируют или вывозят на свалки. Локация полигона подбирается региональной администрацией после согласования с жителями города, села или другого пункта.

На территории РФ используют нормативную технологию сбора и утилизации ненужного материала, вышедшего из строя и отслужившей срок бытовой техники. Расчетная формула применяется для жилого сектора и юридических лиц. Для формулировки нормативов учитываются следующие факторы:

  1. Способ поставки газа в жилые помещения или на предприятие.
  2. Доступ к трубопроводам для сбора мусора.
  3. Система отвода отработанной и подачи чистой воды.
  4. Система отопления жилых и нежилых помещений.
  5. Общий размер жилого или нежилого объекта.
  6. Климатические особенности конкретного региона.

При составлении контракта на вывоз и утилизацию твердых отходов указывается информация о способе складирования коммунального мусора. Исходя из действующих законодательных нормативов документ отражает следующую информацию:

  • доступ к контейнерам;
  • наличие мусороприемных камер;
  • использование специального транспорта;
  • наличие бункеров для хранения отходов;
  • доступ к мусоропроводам.

По прогнозам в ближайшее время запланировано снижение объемов накопления ТКО. Это позволит уменьшить количество полигонов для сбора и хранения мусора во всех регионах Российской Федерации.

Проблема с коммунальным мусором актуальна для всех российских регионов. На территории РФ используют 4 способа утилизации отходов. Обычно мусор перерабатывается путем:

  1. Сжигания. Способ финансово экономичен. Однако при сгорании токсичные вещества выделяются в атмосферу. Это пагубно отражается на экологической ситуации в стране.
  2. Захоронения. Способ популярен, так как недорогой. Но для удовлетворения потребностей населения в вывозе мусора, особенно в больших городах, требуются огромные свободные площади.
  3. Компостирования. Такой вариант используют для отходов растительного и пищевого происхождения. Проблема заключается в предварительной сортировке мусора на органический и неорганический.
  4. Повторного использования. Такой способ распространяется на искусственные материалы. Повторное применение подходит для металлолома, пластика и стекла, которые являются вторичным сырьем.

Состоянием на 2020 год в России нет рационально организованной системы обращения с ТКО по сравнению со странами Европы. Однако в перспективе намечаются положительные результаты благодаря внедрению новой экологической программы. Она направлена на повышение качества сортировки и переработки мусора объемом до 60% к 2024 г.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.