115 ФЗ изменения в 2021 году для юридических

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «115 ФЗ изменения в 2021 году для юридических». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

ЦБ и ФНС давно пытаются реализовать программу контроля за оборотом наличных в бизнесе, всегда оказываясь на шаг позади находчивых «кашеваров». Пока одно ведомство запрашивало сведения о подозрительной компании от другого, компания успевала провести десятки операций и закрыться. Наладить электронный обмен данными у госструктур не получалось, поэтому пошли по простому пути — сделали налоговую и банковскую тайны взаимодоступными.

Чтобы ускорить процесс выявления схем ухода от налогов или обналичивания средств, Банку России предоставят доступ к информации обо всех операциях компаний и индивидуальных предпринимателей, объектах их налогообложения, а также сомнительных операциях — эти данные теперь не нужно будет запрашивать. Налоговая получит долгожданный доступ к операциям по счетам, который ранее приходилось запрашивать в индивидуальном порядке.

Что изменилось в правилах контроля за снятием наличных и переводами в 2021 году

Много надзорных функций легло на плечи Росфинмониторинга — к новым критериям сомнительных операций отнесли:

  • работу с цифровыми финансовыми активами и валютой;
  • внесение средств на счёт юрлица, в суммах от 600 т.р.;
  • исполнительные листы и решения комиссий по трудовым спорам.

Последний пункт интересен тем, что в 2020-м году, от общего объема схем обналичивания, четверть пришлась именно на исполнительные листы. В пандемию такие операции можно было совершать в обход судов, оформив документы через нотариуса или КТС. Банки, даже заподозрив неблагонадёжность таких операций, по закону не имеют права отказать в их проведении, под угрозой больших штрафов.

В регуляторе, оценив масштаб (10,8 млрд рублей) выводимых средств через юристов, обязали их сообщать в финмониторинг обо всех сделках с недвижимостью, чья сумма будет превышать 3 млн рублей, включая ипотеку и коммерческую аренду. Контроль за лизингом, почтовые переводы и возврат средств за оплату услуг связи на суммы свыше 100 т.р. также отнесли под контроль федеральной службы.

Для компаний, чья работа связана с физлицами или бизнесу часто нужны наличные, мы разработали продукт «Комплаенс-поддержка». За год работы мы помогли избежать блокировки сотне компаний, пользуясь уникальным преимуществом:

Мы — единственный партнёр компании AML-Technology, поставляющей скоринг-алгоритмы в лучшие банки для бизнеса. С её помощью мы заранее видим все риски и имеем основания для ходатайства перед банком в получении индивидуальных условий для вашей компании.

  1. Всем субъектам № 115-ФЗ провести внутреннее обучение сотрудников:
    • НФО в сроки, установленные их внутренними документами;
    • иным субъектам Федерального закона № 115-ФЗ (не НФО) в течение 1-2 рабочих дней после вступления в силу вышеуказанных изменений.
  2. Факт прохождения сотрудниками обучения зафиксировать во внутренних документах организации (в журнале учета проведения целевых (внеплановых) инструктажей/журнале учета проведения вводных инструктажей).
  3. При необходимости в установленные сроки внести соответствующие изменения в Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, находящихся на Абонентском обслуживании в ООО «Акцепт Групп» по Пакету документов/Правилам внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ в установленные сроки будут подготовлены и направлены обновленные редакции Правил внутреннего контроля, программа подготовки и обучения по вышеуказанным изменениям.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, находящихся на Абонентском обслуживании в Компании «Акцепт Групп» по пакетам «Стандарт+», «Индивидуальный+» и «ВИП» будут направлены заполненные журналы учета прохождения сотрудниками внутреннего обучения.

  • исчерпывающую информацию по всем изменениям;
  • обновленные документы;
  • проходить обучение или обучать сотрудников, повышать их квалификацию.

Задать все интересующие вас вопросы о последних изменениях законодательства и по иным темам, заключить Договор абонентского обслуживания, получить доступ к обучающим мероприятиям, заказать проверку документов и деятельности компании, возможно, обратившись в Коммерческую службу «Акцепт Групп» или к своему Персональному менеджеру.

Раз уж мы говорим о внутреннем банковском контроле и рисках, то надо упомянуть и комплаенс-контроль — в банке под ним понимается комплекс мер, инструментов контроля, регламентов, направленных на соблюдение требований антиотмывочного, антитеррористического, валютного законодательства.

Комплаенс-отдел как раз и занимается мониторингом, проверкой сомнительных операций, блокировками счетов. При этом многие банки ведут активную работу с клиентами, направленную на предупреждение ограничительных мер, т.е. заранее предупреждают: у вас есть проблемы, нужно что-то менять. Поэтому относитесь к комплаенсу не только как к карателям, но и как к службе поддержки.

Существует несколько типов «блокировочных» операций, которые совершают банки: отказ в проведении транзакции, отказ в заключении договора на открытие того или иного счета, прекращение действующего договора. Все эти операции неофициально обозначаются термином «блокировка» в широком смысле. Таким образом, условимся считать, что блокировка расчетного счета банком в контексте положений Закона № 115-ФЗ — это:

  • блокировка отдельно взятой транзакции;
  • «блокировка» заключения договора с клиентом;
  • «блокировка» продолжения правоотношений банка и клиента (прекращение договора).

С 24 августа 2021 г. Федеральный закон №115-ФЗ действует в новой редакции

28811

5042

19022

31421

Контроль операций с денежными средствами и имуществом: нововведения января

Фото 12562

Фото 12161

В том случае если компания или ИП неверно оформили документы, неправильно составили платежное поручение, попытались срезать налоги или просто не сообщили банку об изменении важных данных, то банк за это должен клиента наказать.

Например, компания по уставным документам занималась перевозкой металлопроката, а потом решила возить яблоки из соседней Беларуси. И вот в один ужасный день счет и карты, к ним привязанные, могут оказаться заблокированными. Банку может показаться подозрительной такая резкая смена деятельности, не подкрепленная документами. И он потребует от клиента объяснить непонятные операции.

Приедем еще один пример — в уставных документах фирмы написано, что компания оказывает консалтинговые услуги в области аренды офисов. А в один момент в банк поступает платежка, в которой сказано, что она перечисляет средства контрагенту «за поставку цемента».

Это будет точно истолковано как отмывание денег, так как профиль деятельности и назначение платежа не совпадают. То есть в платежке назначение платежа указано «с потолка». На то время, пока клиент не объяснит банку, откуда взялась такая платежка, операции по его счету, скорее всего, будут приостановлены.

Что нужно было сделать, чтобы избежать блокировки и объяснения с банком? Надо было предупредить банк заранее, что клиент решил отремонтировать найденный консалтинговой компанией офис. А вот поставку цемента для ремонта попросил оплатить со счета консалтера. Конечно, нужно будет приложить к такой платежке документы на оказание услуг. Но только так можно не налететь на блокировку счета.

Единого перечня документов не существует. У физ. лица, работающего по найму, это будет, скорее всего, все тот же паспорт, ИНН, СНИЛС и справка 2 НДФЛ из бухгалтерии с места работы. Если вы самозанятый, то банк потребует скрины уплаты налогов и подтверждение факта регистрации на сайте ФНС.

Но если вы переводили средства, например, физ. лицу и в банке вы скажете — я вернул долг, который брал взаймы у брата, то с вас могут потребовать документы о степени родства. Такие случаи встречаются в практике.

К самым общераспространенным подтверждающим документам для ИП относятся:

  • документы о начислении зарплаты работникам;
  • уставные документы ИП с указанием кодов деятельности;
  • договоры с контрагентами;
  • договоры займа;
  • договоры аренды — считается, что у ИП тоже должен быть хотя бы минимальный офис;
  • справки из налоговой инспекции;
  • договоры подряда;
  • договоры найма помещения, например, для магазинов;
  • счета на оплату товаров и услуг;
  • квитанции об оплате;
  • выписки со счетов в других банках.

Кроме этого, должно быть подтверждение уплаченных налогов с доходов (этого требует налоговое законодательство РФ).

Если документы подтверждают обоснованность финансовых операций, блокировка снимается и далее обслуживание счета и карты происходит в обычном порядке.

Новые «антиотмывочные» правила: что нужно знать

Если банк принял решение, что после предоставления всех документов счет все равно останется заблокированным, то такой клиент имеет право обратиться с жалобой в межведомственную комиссию при ЦБ. Там документы человека или компании рассмотрят сотрудники ЦБ с привлечением специалистов Росфинмониторинга. При необходимости привлекаются и сотрудники других ведомств.

Подать документы можно через сайт ЦБ или обычной почтой. К заявлению нужно приложить:

  1. Обращение в банк и ответ на него.
  2. Документы, которые передавались в банк для проверки операции.

Комиссия должна обработать жалобу в течение 20 рабочих дней. Ответ клиент получает так же, как и подавал жалобу — через обычную или электронную почту.

В итоге комиссия:

  1. пересмотрит решения банка об отказе и примет решение в пользу клиента;
  2. примет решение о невозможности пересмотра — счет останется заблокированным.

Существует ряд очень простых рекомендаций, соблюдение которых обычно позволяет избежать пристального внимания к себе со стороны контрольных подразделений банков и Росфинмониторинга.

В целом, они заключаются в том, чего не стоит делать ни при каких обстоятельствах:

  1. Не стоит поддаваться уговорам знакомых и друзей дать данные карты «чтобы погонять через нее средства», то есть идти на поводу просьб о переводе средств на карту, особенно крупных денежных сумм, и выводом их потом на счета карт неизвестных вам лиц.
  2. Не снимать с карты крупные суммы наличных по чьей-либо просьбе. Или если банк звонит с вопросом — куда вам столько нала — уметь быстро ответить — зачем вам нужна такая купная сумма наличных. Да, банк может заблокировать карту во время снятия денег в банкомате.
  3. Стараться больше пользоваться безналичными способами оплаты товаров и услуг.
  4. Не использовать карту для незаконного предпринимательства без оформления ИП и открытия бизнес-карты.
  5. При самозанятости — не просить перечислять заказчиков деньги на счета и карты, на которых нет статуса «самозанятый».
  6. Не платить с личной карты за товары и услуги переводом денег на карту физ. лица, а не на бизнес карты ИП.
  7. Позаботиться о документах или хотя бы объяснениях, подтверждающих любые операций по счету.
  8. Платить налоги и не придумывать серых схем для ухода от них.
  9. Вовремя предоставлять документы по запросу банка. Чем более подробное объяснение финансовых операций поступает в банк, тем больше шансов на благоприятное для клиента решение вопроса.
  10. Работать по кодам внешнеэкономической деятельности (ОКВЭДам) и соблюдать правила валютного контроля.
  11. Соблюдать соответствие сведений, заявленных о себе в ЕГРЮЛ, с данными в платежке. Меняется бизнес — меняйте данные в реестре о себе. В платежке необходимо писать подробное назначение платежа, а не приводить только номера договора и счета.
  12. Исполнять принцип «утром документы, вечером — стулья», то есть оплата должна проходить после обоснования платежа. И надо быть всегда готовым к тому, что необходимо будет подтвердить законность операции документами.
  13. Не стоит участвовать в финансировании «серого» импорта.

За операциями следит не только банк. Еще обязанность сообщать о нетипичных сделках в Росфинмониторинг без предупреждения клиентов есть у ряда специалистов, сопровождающих общий бизнес компании или отдельные ее сделки:

  • у бухгалтеров
  • у юристов и адвокатов
  • у аудиторов
  • у нотариусов

Они обязаны сообщать в Росфинмониторинг о подозрениях по поводу чистоты сделок. Речь идет о покупке, например, квартиры, регистрации фирмы или оформлении доли в бизнесе. При этом нужно сообщать в Росифнмониториг без предупреждения клиента и объяснения ему причин.

Как правило, основанием для подозрительности такой операции считается мутное, не до конца документами подкрепленное, происхождение средств на проведение подобных сделок. Или вывод денег от этих операций на счета в неясные банки, или вообще за рубеж.

Если у вас возникли проблемы с блокировкой счета или карты, обратитесь за консультацией к нашим юристам. Мы поможем разобраться с претензиями банка, подготовить необходимые документы, составить жалобу в ЦБ и иск в суд.

Отменяются «сделочные коды». Новые требования меняют контроль «сделок» на контроль «операций»: отныне обязательному контролю подлежат именно операции по осуществлению расчетов в рамках сделки, а не сами сделки, как раньше.

Например, в законе есть правило о том, что под правила «антиотмывочного» законодательства попадают сделки с недвижимостью дороже 3 млн руб. Но если раньше банк без предоставления документов (например, договора купли-продажи) от клиента мог и не узнать, что платеж был как-то связан с недвижимостью, то теперь это и не потребуется. Проверять смогут все расчетные операции, которые подходят под формальные критерии.

Это позволит «наиболее широко» толковать подозрительные и подлежащие обязательному контролю операции. У банков будет больше возможностей запрашивать документы, возрастут риски привлечения к ответственности за неисполнение требований «антиотмывочного» законодательства.

Новые правила идентификации клиентов в 2021 году

Поправки к «антиотмывочному» закону были приняты в июле. Тогда же президент подписал закон о цифровых финансовых активах, который ввел криптовалюты и аналогичные инструменты в правовое поле.

Одновременно с легализацией цифровые финансовые активы попали под контроль 115-го ФЗ. Теперь информацией с Росфинмониторингом должны делиться еще и «операторы обмена цифровых финансовых активов».

Пользователям основных криптовалютных бирж (например, Binance), беспокоиться пока не о чем: они в основном не зарегистрированы в России, а значит, требования «антиотмывочного» закона на них не действуют.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Статья 5 ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» рассказывает об условиях временного пребывания иностранцев в России. В статье говорится, сколько времени могут находиться в стране иностранцы, прибывшие по визе и без визы, на каких условиях можно проживать в РФ, в каких случаях можно увеличить срок нахождения в стране и в каких ситуациях эти сроки, наоборот, сокращаются. В статье также рассказывается, на какой период в Россию могут приехать студенты и высококвалифицированные специалисты.

Три следующие Статьи посвящены правилам нахождения на территории России. В Статьях 10 и 10.1 перечислены все способы установления личности иностранца, перечислены документы, которые можно для этого использовать.

Статья 11 рассказывает о правилах передвижения по стране. Статья 12 отвечает на вопрос об избирательных правах иностранца.

10.01.2021г. официально вступили в силу поправки в закон за номером 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путём». Согласно новым нормативам был ужесточен контроль над операциями с наличными, в том числе и по отношению к обороту розничной торговли.

Теперь положениями закона регулируются также и цифровые финансовые активы, лизинговые сделки и почтовые денежные переводы. Нововведения коснутся как физических, так и юридических лиц.

Специалисты отмечают, что на начальном этапе адаптации к новым условиях, поправки, ужесточающие мониторинг за финансовым оборотом, могут существенно снизить интенсивность предпринимательской деятельности. При этом динамика по ужесточению фискального контроля и мониторинга оборота финансовых потоков в дальнейшем будет только усиливаться.

До 10.01.2021 г. положения закона «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путём» не распространялись на организации деятельность которых была связана с оборотом наличных денежных средств.

Ввиду этого некоторые юридические лица (к примеру, занятые в сфере розничной торговли) могли осуществлять крупные операции с банковскими счетами через наличный расчёт, при этом не подпадая под положения закона.

Транзакции в таких компаниях подвергались проверке только в случае превышения лимита в 600000 руб. (в случае, если операция не была напрямую связана с характером их предпринимательской деятельности). Банками фиксировались подобные операции, и информация по ним передавалась в Росфинмониторинг, полномочия которого и заключаются в борьбе с нелегальной «отмывкой» средств.

Однако после принятия поправок теперь любые операции с банковскими счетами юридических лиц подлежат обязательному контролю вне зависимости от специализации компании. Это автоматизирует мониторинг финансовой деятельности со стороны профилирующих государственных органов, и освобождает банки от проверки каждой операции на предмет соответствия характеру деятельности юр. лица.

При этом эксперты отмечают, что на начальном этапе отладки процесса существуют риски по резкому увеличению общего объёма отчётности в ущерб выявлению конкретных сомнительных операций. В конечном итоге издержки за такие риски будет нести бизнес через возможную необоснованную блокировку счетов.

Как утверждают сами разработчики поправок, через них ЦБ намерен значительно снизить нагрузку на различные финансовые институты при формировании ими отчётности по денежным операциям подлежащим обязательному контролю.

В свою очередь в Росфинмониторинге утверждают, что вступление поправок в силу не повлечёт значительных изменений и неудобств в текущей модели взаимодействия между физическими и юридическими лицами с банковским сектором и иными уполномоченными организациями.

По этой тематике в прессе было опубликована информация, что согласно новым поправкам Росфинмониторинг начнёт ревизировать все операции с наличностью (включая оборот физических лиц на суммы свыше 600000 руб. через банкоматы). Однако это не соответствует действительности, так как мониторинг вкладов свыше 600000 руб. будет распространяться только на оборот от юридических лиц.

В рамках поправок в закон № 115-ФЗ также вводятся существенные изменения в отношение надзора за финансовой деятельностью физ. лиц. Так Росфинмониторинг берёт под контроль все переводы через счета мобильных операторов. Любая операция снятия-пополнения средств на сумму более 100000 руб. со счёта мобильного телефона будет подвергаться обязательному контролю. Аналогичная процедура вводится и для почтовых денежных переводов (также на сумму от 100000 руб. и выше).

Ещё одним важным пунктом усиления государственного контроля за финансовым оборотом организаций и граждан является факт того, что с 06.01.2021 г. банки обязаны передавать в ФНС информацию об открытии и закрытии электронных кошельков. Данные изменения касаются клиентов всех популярных платёжных сервисов: «Ю-моней» («Яндекс деньги»), PayPal, «QIWI кошелёк», WebMoney и тд.

Эксперты отмечают, что внедрение подобной практики по отношению к электронным кошелькам вполне обосновано, так как аналогичный механизм давно действует для банковских счетов. Механизм мониторинга электронных кошельков вступил в силу ещё 01.05.2020 г. Однако согласно соответствующему указанию ЦБ на практике он начал применяться только сейчас.

Также согласно новым правилам финансового контроля отменяются «сделочные коды». Поправки меняют целевой «контроль над сделками» на «контроль над операциями». Теперь обязательной поверке подлежат расчётные операции в рамках сделки, а не сами соглашения.

К примеру, в законе № 115-ФЗ имеются пункт, что под его юрисдикцию подпадают сделки с недвижимостью на сумму более 3 млн руб. Однако если раньше банк без предоставления соответствующих документов мог быть и не в курсе целевого назначения платежа на сделку по купле-продаже недвижимости, то теперь этот критерий не имеет уже значения: так как контролю будут подвергаться все расчётно-финансовые операции по формальным критериям.

Подобная унификация позволит более широко трактовать подозрительные и подлежащие обязательному контролю операции. У банков появляется возможность запрашивать больше сопроводительных документов, а значит для недобросовестных плательщиков возрастут риски привлечения к ответственности в рамках нарушения закона по «отмыванию средств».

Внесены изменения в 115-ФЗ и 128-ФЗ от 01.07.2021 г

Согласно новым поправкам все операции по лизинговым договорам на сумму свыше 600000 руб. теперь будут обязательно контролироваться Росфинмониторингом. Важно обратить внимание, что данные меры также распространяются и на участников гособоронзаказа. Порог контроля для них снижен с 50 до 10 млн руб. Подобная мера направлена на борьбу с дроблением лотов тендеров, операций транзакций и фактических платежей по ним.

Новые правила по борьбе против «отмывания средств» переносят все меры, принципы и механизмы законодательного контроля и на криптовалюты. Фактически выводя их из «полулегальных отмывочных схем» в чётко прописанное правовое поле.

Теперь с Росфинмониторингом информацией по операциям должны также делиться и держатели цифровых финансовых активов. Однако так как эти меры распространяются лишь на площадки, зарегистрированные в РФ, то основную массу держателей криптовалют торгующих своими активами на иностранных биржах (к примеру, Binance) фактически они не коснутся.

В законе 115-ФЗ сформулировали определение «национальной оценки рисков в целях ОД/ФТ» (ст. 3 в ред. закона № 165-ФЗ). Законодатель трактует ее как деятельность, которую организуют уполномоченные органы, чтобы минимизировать риски легализации преступных доходов.

Впервые в число органов-регуляторов попали:

  • Федеральная нотариальная палата;
  • Федеральная палата адвокатов РФ;
  • саморегулируемые организации аудиторов.

В законе выделили отдельную ст. 9.1, она посвящена надзору в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

А как было раньше? Контролю подлежали только операции, которые не обусловлены хозяйственной деятельностью, и в основном это были операции свыше тех же 600 тысяч рублей.

То есть изменилось только одно: зафиксирована сумма в 600 тысяч и теперь не избранные операции, а по сути все операции можно и нужно контролировать.

Основным критерием отбора остается по-прежнему странный термин «подозрительные». Господин Аксаков как идейный вдохновитель всех инициатив в финансовой сфере никак не оторвется от этого термина и вкладывает в него все что удобно банкам.

Под контроль попадут почтовые переводы на сумму более 100 тысяч рублей, лизинговые платежи сверх 600 тысяч рублей. По гособоронзаказу нижний лимит контроля теперь 10 миллионов рублей.

А как было раньше? Эти операции не подлежали контролю, кроме гособоронзаказа — он был с 50 миллионов рублей.

А как было раньше? Ранее подлежали контролю только те сделки, по которым зарегистрирован переход права собственности, теперь будут контролировать все.

При выявлении подозрительных операций банк будет сообщать в РФМ не только о самих таких операциях, но и о других действиях клиента, которые связаны с этими операциями.

Как это повлияет на нашу жизнь?

  1. Тарифы банков изменятся. И не в меньшую сторону.
  2. Снимать наличные в сумме свыше 600 тысяч рублей за раз будет негуманно по отношению к своему бизнесу (хотя и сейчас такой экстрим могут позволить себе немногие отважные).
  3. В платежах лучше сразу указывать наименование товара, работы, услуги, номер документа и его дату, обосновывающие платеж.

С 10 января изменились и отношения в вопросе лизинга. Сейчас все операции свыше 600 тысяч рублей будут контролироваться Росфинмониторингом.

Обратить внимание на изменения следует и участникам гособоронзаказа. Порог контроля по операциям для них снизили в пять раз – с 50 до 10 млн рублей. Это связано с актуальным дроблением лотов, операций и фактических платежей.

  • Росфинмониторинг будет получать от банков информацию обо всех без исключения операциях юридических лиц свыше 600 тыс. рублей. Ранее контроль прежде всего проводился в отношении операций, которые не обусловлены характером хозяйственной деятельности предприятия, а теперь это условие отменено;
  • обязательный контроль почтовых переводов, если их сумма больше 100 тыс. рублей.
  • обязательный контроль возврата средств, внесенных в качестве аванса за услуги связи в сумме 100 тыс. рублей и выше.

Последние 2 пункта напрямую касаются операций с наличными, т.е. ориентированы на ликвидацию данных инструментов незаконного обналичивания средств.

Усиление контроля за операциями с наличными должно способствовать борьбе с коррупцией, считает глава комитета Госдумы по финансовому рынку и один из авторов поправок Анатолий Аксаков.

почтовые переводы на сумму от 100 000 рублей и выше (в том числе сделанные в иностранной валюте, если рублевый эквивалент перевода превышает этот порог);

снятие наличных денег, зачисленных на баланс мобильного телефона, если его сумма 100 000 рублей и более;

ставки в лотерее и других азартных играх на сумму от 600 000 рублей (также в числе контролируемых остается выплата выигрыша по итогам участия в азартных играх на ту же сумму).

Также с 2021 года будут контролироваться расчеты наличными и безналичными деньгами, которые проводятся по сделкам с недвижимостью на сумму не менее 3 млн рублей. Пока же такой контроль обязателен только для сделок по передаче права собственности на недвижимость от 3 млн рублей и выше (купля-продажа, мена и рента).

Иными словами, поправки расширяют перечень контролируемых сделок с недвижимостью: теперь добавляется и аренда, и ипотека, и коммерческий наем жилья и т. д.

Поэтому нужно быть готовым подтвердить легальность происхождения своих средств на покупку недвижимости. Это придется сделать, если Росфинмониторинг установит подозрительный характер сделки. Например:

если цена договора намного ниже реальной рыночной стоимости объекта недвижимости;

если по сделке передается крупная сумма наличных денег, которая явно не соответствует социальноэкономическому статусу ее участников (например, человек, не имеющий имущества и доходов, покупает элитное жилье).

Подробный перечень этих признаков представлен в разъяснительном Письме Росфинмониторинга и Федеральной нотариальной палаты от 4 марта 2019 г. № 2192 / 01-01-40/4546.

Изменения в Закон о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов

В России существует чёткий список организаций, которые имеют право осуществлять работу с денежными средствами, вне зависимости от того, от кого они поступают. В первую очередь, это банки. Они работают как с наличными денежными средствами, так и с безналичными. В законе прописаны 2 основные обязанности банка:

  • фиксация всех сделок, которые подлежат контролю со стороны государства. Если стоимость сделки равна или превышает отметку в 600 тысяч рублей, она должна быть зафиксирована банком, а сведения о ней направлены в уполномоченные органы. Это касается не только переводов, но и выдачи займов, кредитов, сделок купли-продажи и прочего;
  • фиксация сделок, которые, по мнению банка, имеют сомнительный характер. Здесь возникают проблемы для бизнеса, потому что понятия «сомнительная сделка» в законодательстве не прописано. Здесь полномочия по определению признаков остаются у кредитного учреждения.

Теперь нужно разобраться, где собирается информация обо всех транзакциях. Это:

  • Федеральная служба по финансовому мониторингу. Бизнесмены с этим органом исполнительной власти сталкиваются довольно редко, но его деятельность напрямую связана с ведением честного российского бизнеса;
  • Департамент банковского надзора. Он находится в ведении ЦБ РФ. Область деятельности – банки, осуществляющие деятельность на территории России. Говоря простым языком – это надзор за банками;
  • Управление по соблюдению банковского законодательства или Служба Она есть в каждом банке, именно она занимается определением «сомнительности сделки», именно с ней напрямую работают бизнесмены при возникновении проблем по сделкам.

Банкиры самостоятельно решают, какая сделка имеет признаки сомнительности, а какая нет. Может быть так, что 10 однородных сделок проведено, а 11 заблокировали. Если при совершении перевода или платежа с помощью Клиент – банка, последний перестаёт работать, то нужно сразу же обращаться в банк. Ответ будет довольно «предсказуем» – отказано по нормам Закона № 115-ФЗ. Выход – менять кредитное учреждение!

Закон № ФЗ 115 о противодействии легализации отмыванию доходов был принят 07. 08. 2001 года. В него постоянно вносятся изменения, соответствующие реалиям современной жизни. Состоит он из 5 глав, в каждой говорится о конкретных вещах. В частности:

  • Глава 1. Здесь даны общие положения данного закона. Своё действие закон распространяет на граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства, а также на организации, которые в ходе своей деятельности имеют отношения с денежными средствами;
  • В главе 2 говорится о мерах, которые предпринимает государство для того чтобы сократить оборот легализации тех доходов, которые были получены преступным путём.

В законе ФЗ 115 ст. 5 «О легализации» приведен исчерпывающий перечень организаций, которые имеют право, на территории России, осуществлять операции с денежными средствами.

В ст. 6 115 – ФЗ сказано, что в России существует операции, проводимые с денежными средствами, подлежащие обязательному контролю со стороны государства. Главное условие для применения контролирующих мер, это превышение суммы по одной сделки отметки в 600 тысяч рублей. В этой статье подробно расписан перечень операций, контролируемых государством при таких условиях.

Изменения в Закон № 115-ФЗ «О противодействии» вносились много раз. Сам он был принят Государственной Думой 13. 07. 2001 года, одобрен Советом Федераций 20. 07. 2001 года, а 07. 08. 2001 года вступил в свою юридическую силу.

Первое изменение было внесено уже в 2002 году Законом 131-ФЗ. Оно включало в себя несколько дополнительных определений. В частности, было введено понятие «финансового терроризма». Была несколько откорректирована ст. 6, также были внесены изменения в ст. 7.

Последующие редакции закона вносились из-за изменяющейся ситуации в стране. Добавлялись новые понятия, термины, банкам давались новые инструкции. Последние изменения были внесены 18. 03. 2019 года Законами № 32-ФЗ и 33-ФЗ.

В прошлом и текущем году, Закон редактировался несколько раз. В 2018 году кратко:

  • в список организаций, которые могут, на законных основаниях, проводить операции с денежными средствами, были внесены негосударственные пенсионные фонды. Но, делать это они могут только в рамках своей основной деятельности;
  • было введено новое понятие «финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения»;
  • была введена новая ст. 7. 5, в которой прописаны меры, применяемые для противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения;
  • была введена ст. 10. 2, в которой говорится о международном сотрудничестве в данной сфере;
  • в ст. 7 была внесена обязанность банков заключать договоры банковского вклада только при предъявлении документов, подтверждающих открытие вклада на предъявителя;
  • в иные статьи также были внесены изменения, соответствующие сложившейся ситуации в стране.

Теперь обязательному контролю будут подвергаться любые сделки с недвижимостью на сумму от 3 млн. рублей и выше, в наличной или безналичной форме. Ранее это касалось только сделок, предполагающих переход права собственности, теперь — всех, без исключения. Например, сделок по аренде, доверительному управлению, передаче недвижимости в залог и т.д.

Финансовый мониторинг таких сделок обязаны будут проводить не только банки, но и любые другие субъекты, участвующие в сделке. Например, нотариусы, риэлторы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.