Требования к специалисту по охране труда 2021 профстандарт

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требования к специалисту по охране труда 2021 профстандарт». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда».

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 524н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2014 г., регистрационный N 33671);

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 150н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 524н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 апреля 2016 г., регистрационный N 41920);

пункт 118 Изменений, вносимых в некоторые профессиональные стандарты, утвержденные приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. N 727н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 января 2017 г., регистрационный N 45230).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 г.

Министр
А.О. КОТЯКОВ

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 22 апреля 2021 г. N 274н

Приказ Минтруда РФ от 22.04.2021 N 274Н

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293; 2014, № 39, ст. 5266), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда».

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 г. № 524н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2014 г., регистрационный № 33671);

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 150н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 г. № 524н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 апреля 2016 г., регистрационный № 41920);

пункт 118 Изменений, вносимых в некоторые профессиональные стандарты, утвержденные приказами Министерства труда и социальной зашиты Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. № 727н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 января 2017 г., регистрационный № 45230).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 г.

Министр А.О. Котяков

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 мая 2021 г.
Регистрационный № 63604

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 22 апреля 2021 г. № 274н

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации наименование код Уровень (подуровень) квалификации
А Обеспечение функционирования системы управления охраной труда в организации 6 Нормативное обеспечение безопасных условий и охраны труда А/01.6 6
Организация подготовки работников в области охраны труда А/02.6 6
Сбор, обработка и передача информации по вопросам условий и охраны труда А/03.6 6
Организация и проведение мероприятий, направленных на снижение уровней профессиональных рисков А/04.6 6
Содействие обеспечению функционирования системы управления охраной труда А/05.6 6
Обеспечение контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах А/06.6 6
Обеспечение расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний А/07.6 6
В Планирование, разработка и совершенствование системы управления охраной труда и оценки профессиональных рисков 7 Определение целей и задач системы управления охраной труда и профессиональными рисками В/01.7 7
Подготовка предложений по распределению полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам управления охраной труда, оценки профессиональных рисков и обоснованию ресурсного обеспечения В/02.7 7
С Экспертиза эффективности мероприятий, направленных на обеспечение функционирования системы управления охраной труда 7 Анализ мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, снижение профессиональных рисков, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний С/01.7 7
Консультирование работодателей и работников по вопросам обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах и оценки профессиональных рисков С/02.7 7
Оценка эффективности процедур подготовки работников по охране труда С/03.7 7
D Стратегическое управление профессиональными рисками в организации 8 Методическое обеспечение стратегического управления профессиональными рисками в организации D/01.8 8
Координация работ по внедрению системы управления профессиональными рисками в организации D/02.8 8
Контроль работ по внедрению системы управления профессиональными рисками в организации D/03.8 8
Контроль и мониторинг результативности внедрения системы управления профессиональными рисками в организации D/04.8 8

3.1. Обобщенная трудовая функция

Наименование Обеспечение функционирования системы управления охраной труда в организации Код А Уровень квалификации 6
Происхождение обобщенной трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей, профессий Младший специалист по охране труда Специалист по охране труда Главный (ведущий) специалист по охране труда
Требования к образованию и обучению Высшее образование — бакалавриат или Высшее образование (непрофильное) — бакалавриат и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки в области охраны труда или Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области охраны труда
Требования к опыту практической работы Не менее трех лет в области охраны труда при наличии среднего профессионального образования для специалиста по охране труда Для занятия должности главный (ведущий) специалист по охране труда — не менее трех лет в области охраны труда при наличии высшего образования или не менее четырех лет в области охраны труда при наличии среднего профессионального образования
Особые условия допуска к работе Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года3
Другие характеристики

Дополнительные характеристики

Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ 2149 Специалисты в области техники, не входящие в другие группы
ЕКС4 Специалист по охране труда
ОКПДТР5 22659 Инженер по охране труда
ОКСО6 2.20.03.01 Техносферная безопасность

3.1.1. Трудовая функция

Наименование Нормативное обеспечение безопасных условий и охраны труда Код А/01.6 Уровень (подуровень) квалификации 6
Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта

В чем состоит необходимость изменений?

Сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определено в качестве одной из ключевых задач демографической политики России на период до 2025 года (раздел 3 Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351). Решать эту задачу намечено за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда.

Что нового в профстандарте?

В разделе I «Общие сведения» внесено уточнение в формулировку основной цели вида профессиональной деятельности специалиста в области охраны труда относительно процедуры, характеризующей управление профессиональными рисками, а именно: «Профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижение уровня воздействия (устранение воздействия) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, управление профессиональными рисками».

Новый профстандарт в охране труда — 2021: главные изменения

В чем состоит необходимость изменений?

Актуализация трудовых функций специалиста по охране труда обусловлена необходимостью их уточнения с учетом качественно новых подходов к организации всей системы охраны труда на предприятиях, в том числе к деятельности по предотвращению любых несчастных случаев на производстве с использованием принципов концепции «нулевого травматизма».

В чем состоит необходимость изменений?

Действующий профессиональный стандарт предусматривает только два варианта наименования должностей сотрудников службы охраны труда:

  • специалист по охране труда;
  • руководитель службы охраны труда.

Принимая во внимание разноплановую деятельность специалистов по охране труда, их обязанности и функциональные задачи, возникает необходимость расширения перечня возможных наименований должностей в зависимости от обобщенной трудовой функции.

В чем состоит необходимость изменений?

Подготовка проектов нормативных правовых актов о разработке и актуализации профессиональных стандартов с учетом современных цифровых технологий является одной из задач федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019 № 7).

Профессиональные стандарты разработаны для того, чтобы помочь работодателям, разным сообществам, образовательным учебным заведениям профобразования и прочим организациям, упорядочить и стандартизировать свою деятельность.

Позиция государства изложена в Постановлении Правительства РФ №23 от 22 января 2013 года.

«Профессиональные стандарты применяются:

а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.»

Новый профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда»

Профессиональный стандарт «Специалист по охране труда» (приказ 274н) действует с 1 июля 2016 года. Поэтому с этого времени в случае выявления государственным инспектором труда несоблюдения профессиональных стандартов, к работодателю могут быть применены меры инспекторского реагирования, в том числе административные штрафы.

Пункт 1 статьи 5.27 Нарушение трудового законодательства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 5000 руб.; на юридических лиц – от 30000 до 50000 руб.

Пункт 4 статьи 5.27 За повторное нарушение наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 10000 до 20000 руб.; на юридических лиц — от 50000 до 70000 руб.

Сейчас наиболее часто подвергаются штрафу должностные лица за доступ к работе сотрудника по охране труда, у которого нет профильного образования или без должной переподготовки по охране труда. (Данное требование прописано как профессиональных стандартах, так и в ЕКСД).

Профессиональный стандарт «Специалист по охране труда», утвержденный в 22.04.2021 году приказом 274н Минтруда России является одним из важнейших документов в работе специалиста по ОТ.

Также советуем почитать:

  • 7 новшеств по пожарной безопасности торговых центров, которые МЧС России хочет внедрить в 2018 году
  • Порошковый огнетушитель и противопожарное полотно
  • Правила противопожарного режима в Российской Федерации
  • Виды производственных травм
  • Кому подчиняется служба охраны труда в организации?
  • Порядок расследования несчастных случаев на производстве
  • Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда
  • Виды ответственности за нарушение требований охраны труда
  • Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
  • «Обязанности работника в области охраны труда» что это такое?
  • Обучение «Техносферная безопасность»
  • «Техносферная безопасность» что это за специальность
  • Центр охраны труда Белгородской области официальный сайт
  • Программы обучения по охране труда по профессиям
  • Профессиональный стандарт «Специалист по охране труда»
  • Приказ 559н требования к квалификации
  • ЕТКС «Специалист по охране труда»
  • Постановление 1/29
  • ГОСТ 12 0 0 004-90 — имеет статус «недействительный»
  • Выбираем учебный центр по охране труда
  • БГТУ им Шухова дистанционное обучение
  • Дистанционное обучение по охране труда
  • 2500 участников и 100 мероприятий: завершилась VI Всероссийская неделя охраны труда
  • VII Всероссийская неделя охраны труда состоится в апреле 2022 года
  • Насыщенность и информативность в действии: ключевые события первого дня ВНОТ-2021 в Москве
  • ФОМС увеличит субвенции регионам в 2022 году на 200 млрд рублей
  • Концепция нулевого травматизма (Vision Zero) стала одной из первых тем на площадке ВНОТ
  • Сокращены сроки регистрации заключений экспертизы промбезопасности при подаче в электронной форме
  • Минтруд разработает новые нормы охраны труда
  • До старта X Юбилейного Петербургского международного газового форума остался месяц
  • Татьяна Голикова примет участие в пленарной сессии VI Всероссийской недели охраны труда
  • Минздрав России разместил на своем сайте инструкцию по оказанию первой помощи работникам

В каждом профессиональном стандарте зафиксированы требования к квалификации сотрудников. На их основе обычно составляют программы обучения для работников — курсы повышения квалификации или профпереподготовки. Учебные центры включают в программы дисциплины, которые понадобятся специалистам и исключают общеобразовательные, на которые работник только потратит время.

На профстандарты ориентируются при подборе персонала для организации. Например, чтобы стать главным бухгалтером, нужно высшее образование и 5 лет стажа по профессии или среднее профессиональное образование и 7 лет стажа. Тем не менее, профстандарт — это необязательный документ, и уволить работника за несоответствие нельзя.

На основе профстандарта также пишут должностные инструкции, в которых определяют обязанности работников. В 2021 г утвердили новый профстандарт специалиста в области охраны труда. Он вступит в силу с 1 сентября 2021 года.

Профстандарт данного специалиста предполагает выполнение им трудовых функций:

  1. Внедрение и обеспечение корректной работы системы управления безопасностью труда.

Специалист в рамках рассматриваемой группы трудовых функций может заниматься:

  • нормативным обеспечением системы охраны труда;
  • вести работу по снижению уровня профессиональных рисков в компании;
  • работать с информацией, касающейся вопросов охраны труда;
  • осуществлять контроль за соблюдением законодательства и локальных норм в области охраны труда.
  1. Мониторинг работы системы управления безопасностью труда.

В рамках данной группы функций специалист может решать такие задачи, как:

  • контроль за соблюдением норм охраны труда, выполнением требований по условиям труда в фирме;
  • расследование и учет инцидентов на производстве, профилактика профзаболеваний.
  1. Планирование, разработка и модернизация системы управления безопасностью труда.

О том, какой документ может регламентировать созданную работодателем систему управления охраной труда, читайте в материале «Положение о системе управления охраной труда образец».

Сотрудник, чья работа связана с этой группой функций, может:

  • определять цели и задачи предприятия в области управления охраной труда;
  • осуществлять оценку эффективности системы безопасности труда;
  • управлять полномочиями, ответственностью, а также обязанностями сотрудников организации в сфере охраны труда;
  • участвовать в ресурсном обеспечении деятельности компании в сфере охраны труда.

Первая группа трудовых функций предполагает наличие у работника 6-го уровня квалификации, а также соответствия как минимум одному из нижеследующих требований:

  • высшее образование по специальности «Техносферная безопасность» (либо иной схожей с ней);
  • высшее образование по любой профессии, которое дополнено тем, что связано со сферой безопасности труда;
  • среднее образование по любой специальности, дополненное тем, которое связано со сферой безопасности труда.

Что касается опыта работы, то первая трудовая функция:

  • допускает его отсутствие при наличии у сотрудника высшего образования;
  • требует как минимум 3-летнего опыта работы при наличии у специалиста среднего образования.

Вторая группа трудовых функций имеет практически те же характеристики, что и первая в части квалификационных требований к специалисту.

Третья группа трудовых функций требует наличия у специалиста:

  • 7-го уровня квалификации;
  • высшего образования (по профильной специальности или дополненного тем, что связано со сферой охраны труда);
  • как минимум 5-летнего опыта работы в сфере охраны труда.

О том, как профстандарты внедряются в применение, читайте в статье «Внедрение профессиональных стандартов в организации».

Профессиональный стандарт «Специалист по охране труда»

  • Все регионы России
  • Дистанционная форма обучения
  • Доступ 24/7
  • Удостоверение или Диплом установленного образца
  • Доставка по Почте России бесплатно
  • Регистрация всех выданных документов в ФИС ФРДО

Если в существующей должностной инструкции присутствуют существенные расхождениями с новым профстандартом, необходимо подготовить проект изменений.

И здесь возможны 3 варианта, в зависимости от того, является ли должностная инструкция приложением к трудовому договору (ТД) или самостоятельным документом.

В первом случае кадровику нужно подготовить допсоглашение к трудовому договору. Во втором случае, когда инструкция является самостоятельным документом и вносимые изменения не влияют на обязательных условий ТД — подготовить новую инструкцию или изменения к ней, утвердить документ приказом руководителя и ознакомить с ним работника (он должен поставить подпись).

В третьем случае, когда должностная инструкция является отдельным документом, но внесенные изменения повлияют на условия ТД, необходимо получить согласие работника на прододжение трудовых отношение в новых условиях, сформировать новую должностную инструкцию или подготовить изменения в нее, оформить допсоглашение к ТД.

Документы, которые помогут изменить должностные инструкции согласно обновленному профстандарту:

  • Должностная инструкция специалиста по охране труда 2021.
  • Приказ об утверждении изменений к должностной инструкции.
  • Дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении должностной инструкции (должностная инструкция является приложением к трудовому договору).
  • Дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении должностной инструкции (должностная инструкция является самостоятельным документом).
  • Изменения к должностной инструкции (изменения не затрагивают обязательные условия трудового договора).

Согласно Постановлению Правительства от 30.11.2020 г. № 1969 ввели мораторий на проведение проверок до 31 декабря 2021 года. Соответственно, многие компании, ранее попавшие в план проверок, в текущем году могут не беспокоиться — их проверять не будут.

Однако в этой ситуации есть некоторые исключения.

Проверки по некоторым субъектам будут проводиться как с непосредственным выездом инспектора на территорию работодателя, так и дистанционным способом. Будут проверять хозяйствующих субъектов, если их деятельность или используемые производственные объекты относятся к:

  • категории чрезвычайно высокого или высокого риска или к I классу опасности;
  • I классу опасности производственных объектов;
  • I классу гидротехнических сооружений.

Стоит ждать инспекторов по труду для проведения проверки организациям и ИП, находящимся под постоянным государственным контролем.

Не будут проверяться такие хозяйствующие субъекты:

  • субъекты МСП, сведения о которых имеются в реестре МСП;
  • НКО со средней численностью персонала за 2020 год не более 200 чел.;
  • другие компании и ИП, не попадающие под основания проведения плановых проверок в 2021 году.

Проверки ГИТ могут быть не только плановыми, но и внеплановыми. Существуют некоторые основания, при наличии которых запускается внеплановая проверка. Наиболее распространенным из них является поступление в трудовую инспекцию или прокуратуру жалобы о нарушении условий труда.

Внеплановые проверки проводятся в таких ситуациях:

  • имеется риск причинения вреда жизни и здоровью людей, угроза возникновения ЧС природного либо техногенного характера. Проверка согласовывается с прокуратурой;
  • требуется провести проверку исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений, которые могут повлечь за собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей. Такая проверка согласуется с прокуратурой;
  • требуется осуществить проверку по материалам и обращениям, полученным прокуратурой.

Профстандарт для специалиста по охране труда: что изменилось в 2021 году

Каждый работодатель вне зависимости от организационно-правовой формы и числа работников должен с 2021 года проводить инструктаж по гражданской обороне и ЧС.

Он обязан ознакомить работников с правилами защиты при наступлении ЧС, а также с каждым сотрудником провести инструктаж по гражданской обороне и далее проводить их систематически.

В Постановлении Правительства от 18.09.2020 г. № 1485 указана периодичность проведения инструктажа — не реже 1 раза в год в процессе работы сотрудника, а также в течение 1-го месяца при приеме на работу нового сотрудника.

Если работодатель игнорирует это требование, МЧС при проверке может применить штрафные санкции. Чтобы этого избежать, нужно:

  • сформировать и утвердить программу инструктажа по гражданской обороне;
  • сформировать и утвердить журнал учета проведения инструктажей по гражданской обороне. В этом журнале проставляются даты проведения инструктажей, а также подписи сотрудников, проводивших и прошедших инструктажи.

Внимание! Примерную программу инструктажа и форму журнала учета проведения инструктажей можно найти в Письме МЧС от 27.10.2020 г. № ИВ-11-85.

На основании Приказа Минздрава от 28.01.2021 г. № 29н с апреля 2021 года используются новые правила проведения медосмотров.

Корректировки коснулись не только самого порядка, но и списка факторов и работ, при наличии или выполнении которых проводятся медосмотры.

На основании Закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ с июля 2021 года применяются новые правила проверок, в т.ч. трудовой инспекцией. Введена новая форма контроля — инспекционный визит.

При таком визите инспектор по труду посещает организацию и ее территорию в любое время ее работы. Соответственно, с июля текущего года в компанию может прийти инспектор по труду без предупреждения.

Ввод инспекционного контроля связан с изменением показателей эффективности для сотрудников трудовой инспекции. Они будут ориентироваться не на число проверок и обнаруженных нарушений, а на число устраненных рисков.

В данном проекте имеются изменения для компаний, которые эксплуатируют транспорт. Проект определяет моменты организации и проведения предрейсового и предсменного контроля технического состояния ТС.

Правила касаются компаний и ИП, использующих автобусы, а также грузовые автомобили для транспортировки пассажиров или грузом по коммерческому договору.

С 2021 года чиновники отменили больше 100 нормативно-правовых актов, ранее регламентировавших мероприятия по охране труда. В частности, к ним относится 111 СанПиН, отмененный Постановлением Правительства от 08.10.2020 г. № 1631.

Также отменили СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, касающийся требований по использованию компьютеров. Ранее работодатель обязан был оборудовать рабочее место сотрудника, который использует ПК, подставкой для ног, эргономичным рабочим столом и стулом.

Поскольку документ отменен, работодатель должен в инструкции по охране труда для офисных сотрудников внести необходимые корректировки.

Кроме того, нужно убедиться, что все документы по охране труда актуализированы, т.е. в них нет ссылок на источники, которые утратили силу.


192


Регистрационный номер
Общие сведения

Приказ Минтруда России № 274н от 22 апреля 2021 г.

Наличие в организации ответственного за ОТ с профильным дипломом — обязательное условие ведения трудовой деятельности для компаний со штатом более 50 работников. Это прописано в части 1 статьи 217 ТК РФ. Если численность организации не превышает 50 сотрудников, наличие ответственного за ОТ необязательно.

Новый профстандарт специалиста по охране труда также допускает возможность занять должность без профильного образования, но после прохождения профессиональной переподготовки. Курсы могут пройти сотрудники и руководители компании, чтобы совмещать должности.

Новый профстандарт специалиста по охране труда 2021 года изменил требования к периодичности профессионального обучения для ряда должностей. Теперь раз в 3 года нужно проходить повышение квалификации по оценке профессиональных рисков специалистам на следующих должностях:

  • эксперт по условиям и охране труда;

  • инструктор по условиям и охране труда;

  • консультант по условиям и охране труда, а также управлению проф. рисками;

  • заместитель руководителя организации по управлению профессиональными рисками;

  • руководитель направления (подразделения) по управлению проф. рисками в организации.

Дополнительно курсы должны проходить должностные лица, которые занимаются оценкой, управлением и мониторингом профессиональных рисков.

Вместе с тем работодатели могут использовать положения профстандарта для формирования своих внутренних кадровых документов (для разработки должностных инструкций таких специалистов, составления положений по охране труда и т.д.). На основании профстандарта в компании могут быть установлены и требования к лицам, принимаемым на эту должность.

Согласно этим требованиям на должность специалиста по охране труда могут быть приняты имеющие соответствующее образование и опыт работы:

  • либо высшее профильное образование (по направлению «Техносферная безопасность» либо иному соответствующему направлению подготовки специалиста по обеспечению безопасности производственной деятельности);
  • либо высшее непрофильное (не в области охраны труда) образование и дополнительное профильное (по охране труда) образование, пройденное в форме переподготовки;
  • либо среднее профильное (по охране труда) образование и дополнительное профильное (по охране труда) образование, пройденное в форме переподготовки, а также стаж работы по охране труда сроком не меньше трех лет.

Дополнительные требования согласно профстандарту предъявляются к специалистам по охране труда у работодателей, имеющих опасные производственные объекты. У таких специалистов должны быть дополнительная подготовка, а также аттестация в сфере промышленной безопасности.

В перечень основных понятий в ст. 209 ТК РФ добавлен термин «опасность». Это потенциальный источник возникновения ущерба для жизни или здоровья работника. Им могут быть производственное или офисное оборудование, технологические операции, применяемые сырье и материалы, которые сотрудник использует во время работ.

Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ – это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России.

Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.

Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.

Профстандарт специалиста по охране труда

С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).

В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).

Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).

Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.

Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).

Структурированы основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений. Одна из целей – снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.

Работодатели смогут вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ придется предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (ст. 214.2 ТК РФ). Поправки делают абсолютно законными видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать сотрудников. Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены для ряда видов деятельности отдельными правилами.

Право работника знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля, закреплено ст. 216.2 ТК РФ.

В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:

  • регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
  • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
  • разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
  • при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
  • согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории;
  • кроме навыков обращения с СИЗ, работникам необходимо организовывать: инструктажи по охране труда; обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; стажировки на рабочем месте для определенных категорий персонала (ст. 219 ТК РФ). Актуальные правила обучения по ОТ и требования к учебным программам закреплены новым порядком. Важное нововведение – системный мониторинг в рамках СОУТ и оценки профрисков, который должен осуществляться работодателем в случае выявления вредного производственного фактора либо любой опасности, угрожающей жизни или здоровью работников предприятия.

Также закон устанавливает массу новых обязанностей для работников: соблюдать требования охраны труда, правильно использовать СИЗ; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законами, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее (ст. 214 ТК РФ).

Расширяется право работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о профриске и его уровне, мерах защиты, гарантиях и так далее. Если спецоценка выявила опасные условия, работодатель сразу же должен сообщить об этом работнику.

Минтруд России подготовил проект нового примерного перечня по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года. Приложение к этому документу содержит рекомендации Минтруда по его применению. Сам примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников включает 4 блока мер:

  • организационные;
  • технические;
  • по обеспечению СИЗ;
  • лечебно-профилактические и санитарно-бытовые.

Новый перечень должен будет заменить действующий перечень мероприятий, который утвержден Приказом Минтруда от 01.03.2012 № 181н.

Многие надзорные ведомства переходят к риск-ориентированному контролю и надзору, смысл которого полноценно раскрывается, когда снижается излишняя нагрузка на «законопослушный» бизнес и, наоборот, начинается более детальный анализ деятельности организаций, которые экономят силы и средства на выполнении требований законодательства. Модернизация и автоматизация систем управления охраны труда прочно входят в повседневную жизнь многих организаций, а огромное количество программных продуктов и сервисов позволяет реализовать различные методы оценки профессиональных рисков и снизить нагрузку на рядовых специалистов.

Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.

Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.

Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).

Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.

Он уже разработал проект «Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска» в целях «оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками как обязательного элемента системы управления охраной труда у работодателя, в соблюдении обязательных требований». Рекомендации содержат критерии, которыми работодатель может руководствоваться при выборе методов оценки уровня профессиональных рисков, процесс и этапы этого выбора, а также примеры оценочных средств.

Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).

Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)». Это новая форма самопроверки. Работодатель сможет самостоятельно оценить, насколько хорошо на предприятии соблюдаются нормы трудового законодательства, ориентируясь на утвержденные Рострудом чек-листы.

Если по результатам самообследования компания получит высокую оценку, она может принять и направить в Роструд декларацию соблюдения обязательных требований. Срок действия декларации – от одного до трех лет с момента регистрации. Но если во время внеплановой проверки инспектор ГИТ выяснит, что работодатель нарушает требования охраны труда, документ аннулируют.

Новые профессиональные стандарты для специалистов по ОТ с 2021 года

Профессиональные стандарты лежат в основе определения требований к будущему работнику. Они используются работодателем для правильного названия должности и определения формулы расчета заработной платы.

Знать профстандарты нужно также и соискателям:

  • Представители некоторых профессий могут рассчитывать на льготы и компенсации. Они, в свою очередь, назначаются, если наименование занимаемой должности полностью соответствует названию из профессионального стандарта или квалификационного справочника. При этом сам работник должен соответствовать установленным требованиям.
  • Стандарты также определяют ограничения. К примеру, женщины не могут работать по некоторым специальностям: им запрещено быть матросами на грузовых и пассажирских судах (всего насчитывается 456 подобных профессий, и такой перечень утвержден Правительством РФ). Также в профстандартах прописаны возрастные ограничения: некоторые виды работ не могут выполняться лицами, не достигшими возраста совершеннолетия. Документ определяет и требования к образованию: человек не может устроиться врачом, если у него нет высшего медицинского образования.
  • Профессиональные стандарты позволяют объективно оценить свои возможности. Человек может понять, хватит ли у него знаний и умений, чтобы справляться с работой, на которую претендует.

К сожалению, стандарты разработаны не для всех профессий. Есть такие сферы деятельности, в которых постоянно происходят изменения, из-за чего составить и согласовать перечень основных требований к работникам не представляется возможным.

Профессиональные стандарты лежат в основе образовательных программ, которые предлагают слушателям учебные учреждения. Они нужны для того, чтобы максимально сократить разрыв между теоретическими знаниями и практикой. Вероятнее всего, в ближайшем будущем система присвоения квалификации после окончания учебы перейдет «в руки» независимых центров оценки квалификации: выпускник ВУЗа сможет получить квалификацию только через эту независимую оценку. Предполагается, что таким образом удастся усилить конкуренцию между институтами и университетами, а также побудить учебные заведения более активно сотрудничать с потенциальными и реальными работодателями.

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации
A Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда 6
Нормативное обеспечение системы управления охраной труда A/01.6 6
Обеспечение подготовки работников в области охраны труда A/02.6 6
Сбор, обработка и передача информации по вопросам условий и охраны труда A/03.6 6
Обеспечение снижения уровней профессиональных рисков с учетом условий труда A/04.6 6
B Мониторинг функционирования системы управления охраной труда 6
Обеспечение контроля за соблюдением требований охраны труда B/01.6 6
Обеспечение контроля за состоянием условий труда на рабочих местах B/02.6 6
Обеспечение расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний B/03.6 6
C Планирование, разработка и совершенствование системы управления охраной труда 7
Определение целей и задач (политики), процессов управления охраной труда и оценка эффективности системы управления охраной труда C/01.7 7
Распределение полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам охраны труда и обоснование ресурсного обеспечения C/02.7 7
  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

Новый профессиональный стандарт действующий с 1 сентября 2021 г.

  • Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

    «О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021)

  • Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

    «О теплоснабжении»

  • Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

    «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

  • Указ Президента РФ от 08.09.2021 N 515

    «О федеральных государственных унитарных предприятиях, находящихся в ведении Федеральной службы исполнения наказаний»

  • Указ Президента РФ от 08.09.2021 N 514

    «О внесении изменений в состав Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 2017 г. N 211»

  • Распоряжение Президента РФ от 08.09.2021 N 241-рп

    «О назначении официального представителя Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации вопроса о ратификации Соглашения о Совместном инженерном подразделении гуманитарного разминирования вооруженных сил государств — участников Содружества Независимых Государств»

  • Постановление Правительства РФ от 06.09.2021 N 1496

    «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом»

  • Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2021 N 2462-р

    «Об определении федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Российская государственная детская библиотека» единственным исполнителем осуществляемой Минцифры России в 2021 году закупки услуг по организации и проведению в г. Москве XXXVII Международного конгресса по детской книге»

  • Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2021 N 2464-р

    «О выделении в 2021 году Росприроднадзору из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований»

По сравнению с уже устаревшим профстандартом для работников из сферы ОТ, в его новом варианте есть пара существенных изменений. Первое из них — изменилась сама формулировка основной профессиональной цели специалиста по ОТ – теперь к задачам профилактики несчастных случаев и профзаболеваний, устранения вредных факторов или снижения их уровня добавилось управление профессиональными рисками. Эта новая функция требует от руководителей и специалистов, отвечающих за охрану труда на предприятии, правильного выбора методики работы с профрисками, обеспечения внутреннего документооборота по этим вопросам, а также внедрения системы управления профессиональными рисками и контроля её функционирования на предприятии.

Другое важное изменение коснулось требований к уровням образования и квалификации специалистов.

Какие требования к специалисту по охране труда по профстандарту

Основной целью деятельности специалиста по охране труда по новому профстандарту является: профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижение уровня воздействия (устранение воздействия) на работников вредных и/или опасных производственных факторов, управление профессиональными рисками.

Трудовая функция

Тенденция в трудовом законодательстве последних лет — внедрение риск-ориентированного подхода. Изменения в ТК РФ от 02.07.2021 закрепляют обязанность работодателя управлять профессиональными рисками и проводить их регулярную оценку. По результатам процедуры планируют обучение работников в области охраны труда, обеспечение СИЗ, СКЗ; определяют сложность процессов системы управления охраной труда (СУОТ).

Минтруд дополнил новый профстандарт функцией стратегического управления профессиональными рисками в организации. Руководители, которые курируют охрану труда на предприятии, обеспечивают:

  • выбор методики работы с профессиональными рисками;

  • разработку внутренних документов организации в этой сфере;

  • координацию работ по внедрению системы управления профессиональными рисками (СУПР);

  • контроль функционирования СУПР;

  • анализ показателей ее эффективности.

СОТ участвуют в планировании СУПР, анализируют результаты ее мероприятий, дают предложения по снижению профессиональных рисков на рабочих местах.

Другие группы работ:

  • А. Обеспечение функционирования СУОТ;

  • В. Планирование, разработка и совершенствование СУОТ, СУПР;

  • С. Экспертиза эффективности мероприятий СУОТ.

Смотрите в таблице, какие должности и уровни квалификации Минтруд видит в сфере охраны труда.

№ пп

Уровень квалификации;

Возможные наименования должностей

Группа трудовых функций

Квалификационные требования

1

6

Младший СОТ

СОТ

Главный (ведущий) СОТ

А

Высшее образование — бакалавриат и профессиональная переподготовка при непрофильном образовании

Либо

Среднее профессиональное образование, программы переподготовки, стаж не менее трех лет

Опыт работы для главного специалиста:

  • 3 года при ВО;

  • 4 года при СПО.

2

7

Начальник службы (отдела, управления) охраны труда

В

Высшее образование (магистратура, специалитет)

Профессиональная переподготовка при непрофильном образовании

Стаж работы пять лет в области охраны труда

3

7

Эксперт (консультант, инструктор) по условиям и охране труда

С

Как в п. 2

+

Повышение квалификации в сфере оценки профессиональных рисков раз в три года

4

8

Заместитель руководителя организации (руководитель направления, подразделения) по управлению профессиональными рисками

D

Как в п. 3

+

Опыт работы 5 лет в области охраны труда:

из них не менее 2 лет руководителем проектов или начальником службы охраны труда, внутреннего аудита

Руководители и специалисты всех уровней квалификации проходят для допуска к работе обучение и проверку знаний не реже раза в три года.

Если вы обнаружили серьезные расхождения в должностной инструкции и профессиональном стандарте специалист по охране труда, подготовьте проект изменений в локальный акт.

Мы рекомендуем работодателям:

  1. Внести изменения в должностные инструкции СОТ, в соответствии с новым профстандартом.

  2. Дополнить графики обучения руководителей и экспертов программами повышения квалификации в сфере оценки профессиональных рисков.

  3. Организовать, при необходимости, профессиональную переподготовку сотрудников.

Напоминаем, что специалиста с недостаточной квалификацией можно уволить только по итогам аттестации (п. 3 ст. 81 ТК РФ).

  • ОКПО по ИНН
    Поиск кода ОКПО по ИНН
  • ОКТМО по ИНН
    Поиск кода ОКТМО по ИНН
  • ОКАТО по ИНН
    Поиск кода ОКАТО по ИНН
  • ОКОПФ по ИНН
    Поиск кода ОКОПФ по ИНН
  • ОКОГУ по ИНН
    Поиск кода ОКОГУ по ИНН
  • ОКФС по ИНН
    Поиск кода ОКФС по ИНН
  • ОКВЭД2 по ИНН
    Поиск основного кода ОКВЭД2 по ИНН
  • ОГРН по ИНН
    Поиск ОГРН по ИНН
  • Узнать ИНН
    Поиск ИНН организации по названию, ИНН ИП по ФИО
  • ОКОФ в ОКОФ2
    Перевод кода классификатора ОКОФ в код ОКОФ2
  • ОКДП в ОКПД2
    Перевод кода классификатора ОКДП в код ОКПД2
  • ОКП в ОКПД2
    Перевод кода классификатора ОКП в код ОКПД2
  • ОКПД в ОКПД2
    Перевод кода классификатора ОКПД (ОК 034-2007 (КПЕС 2002)) в код ОКПД2 (ОК 034-2014 (КПЕС 2008))
  • ОКУН в ОКПД2
    Перевод кода классификатора ОКУН в код ОКПД2
  • ОКВЭД в ОКВЭД2
    Перевод кода классификатора ОКВЭД2007 в код ОКВЭД2
  • ОКВЭД в ОКВЭД2
    Перевод кода классификатора ОКВЭД2001 в код ОКВЭД2
  • ОКАТО в ОКТМО
    Перевод кода классификатора ОКАТО в код ОКТМО
  • ТН ВЭД в ОКПД2
    Перевод кода ТН ВЭД в код классификатора ОКПД2
  • ОКПД2 в ТН ВЭД
    Перевод кода классификатора ОКПД2 в код ТН ВЭД
  • ОКЗ-93 в ОКЗ-2014
    Перевод кода классификатора ОКЗ-93 в код ОКЗ-2014


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.