Ответ на требование ИФНС с 01 07 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответ на требование ИФНС с 01 07 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если вы получили требование:

  • о предоставлении документов (информации)
  • о предоставлении пояснений к декларации по НДС

То вам необходимо выслать обязательный ответ в формализованном виде. Вы отправляете квитанцию в ФНС о приеме требования в течение 6 рабочих дней со дня отправки требования инспекции. И предоставляете документы или пояснения согласно требованию.

Если вы получили требование:

  • о предоставлении пояснений к декларации — не НДС
  • о вызове налогоплательщика
  • об уплате налога, сбора, пени, штрафа

То вам необходимо создать документ «Представление документов (сведений)», с указанием требования, на которое вы отвечаете, и прикрепить к документу необходимые файлы.

Если ФНС после 1 июля 2021 года в ответ на свои требования получит простое письмо, то она будет считать, что ответ ею не получен. (НК РФ ст. 88 п. 3). В таком случае будет наложен штраф:

  • 5 000 руб. — в первый раз;
  • 20 000 руб. — за последующее нарушение.

Автоматизируйте документооборот со СБИС! СБИС Электронный документооборот обеспечит быстрый и простой переход на электронный формат. СБИС подойдет как для мелкого бизнеса, так и для больших предприятий. Он прост и понятен в использовании, не требует дополнительных знаний и умений, помогает организовать ЭДО как с контрагентами, так с государственными информационными системами и службами госконтроля. Обратитесь к нашим специалистам, и они подберут для вас выгодный тариф, настроят СБИС и обучат ваш персонал.

Проверьте, готовы ли вы на переход на ЭДО — ответьте на 6 коротких вопросов.

Установят новые правила по перечислению сумм, удержанных у работника-должника

С 27 сентября лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, обязаны в трехдневный срок со дня выплаты переводить удержанные денежные средства на депозитный счет службы судебных приставов.

Исключение: случаи, предусмотренные ст. 9 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, когда удержанные денежные средства переводятся сразу взыскателю.

Расширяются полномочия должностных лиц ФССП России в сфере учета денежных средств, поступающих во временное распоряжение службы судебных приставов.

Основание: Федеральный закон от 30.12.2020 № 495-ФЗ.

  • Форма реестра документов, которая подтверждает, что у плательщика налогов есть право на льготы по НДС, алгоритм заполнения и формат отправки в «цифре»;

  • форма реестра документов, которая подтверждает право на льготы по налогу на имущество организаций, алгоритм заполнения и формат отправки в «цифре».

Федеральная налоговая служба в связи с интернет-обращением о порядке уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с доходов в виде фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК), полученных в 2020 году, сообщает следующее.

Форма налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2020 год утверждена приказом ФНС России от 28.08.2020 N ЕД-7-11/615@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме».

Программные комплексы ФНС России, предназначенные для заполнения налоговых деклараций по форме 3-НДФЛ за 2020 год (в частности, программа «Декларация 2020») предусматривали отражение КБК 182 1 01 02050 01 0000 в отношении доходов, полученных от прибыли КИК.

Федеральным законом от 09.11.2020 N 368-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» физическим лицам предоставлено право на переход на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли КИК, в связи с чем перечень кодов бюджетной классификации (КБК) на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов), утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2020 N 99н, дополнен новыми КБК (в частности, КБК 000 1 01 02090 01 0000 110).

При этом в письме Минфина России от 22.04.2021 N 02-05-10/30731, направленном по системе налоговых органов письмом ФНС России от 26.04.2021 N БС-4-11/5763@, сообщено о необходимости применения в отношении указанных доходов нового КБК 000 1 01 02090 01 0000 110.

В настоящее время производится соответствующая актуализация программных комплексов ФНС России в части отражения указанного КБК в налоговых декларациях за 2020 год.

Следует также отметить, что уплата НДФЛ с доходов в виде фиксированной прибыли КИК, полученных в 2020 году, должна осуществляться на КБК 182 1 01 02090 01 0000 110 в срок не позднее 15.07.2021 года.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л. Бондарчук

Программой «Декларация 2020» предусмотрен КБК 182 1 01 02050 01 0000 для доходов от прибыли КИК.

Изменениями в НК физлицам предоставлено право перехода на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли КИК. Перечень КБК на 2021 г. дополнен КБК 000 1 01 02090 01 0000 110 для этих доходов.

Программные комплексы ФНС актуализируются в части отражения указанного КБК в декларациях.

Уплатить НДФЛ с доходов в виде фиксированной прибыли КИК, полученных в 2020 г., нужно на КБК 182 1 01 02090 01 0000 110 до 15.07.2021.

С 01.07.2021 в НК РФ закреплен исчерпывающий перечень оснований, по которым декларацию могут счесть непредставленной (п. 4.1 ст. 80 НК РФ, введен законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Такими основаниями являются:

  • подписание или представление декларации неуполномоченным представителем;
  • дисквалификация директора;
  • наличие в реестре ЗАГСа записи о смерти физлица до подписания декларации УКЭП этого лица;
  • наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о руководителе;
  • исключение компании из ЕГРЮЛ.

Также не будут принимать декларации по НДС, если они не соответствуют контрольным соотношениям, и расчеты по взносам с ошибками, указанными в ст. 431 НК РФ.

Останется отказным поводом представление декларации по неустановленной (например, старой) форме (п. 4 ст. 80 НК РФ).

До 1 июля основания для отказа в приеме декларации закреплены в Регламенте, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343@. И их перечень более широкий.

Начиная с 2021 года, в гл. 21 НК РФ (налог на добавленную стоимость), была внесена целая система изменений. Часть из них вступили в силу сразу с начала нового года, другие же изменения в НДС с июля 2021 года начнут действовать.

Итак, что изменилось в НДС:

1. Освобождение от НДС банкротов — согласно ранее действовавшему порядку при продаже имущества, составляющего конкурсную массу обанкротившейся компании, полученный доход не облагался НДС. При этом, если организация продолжала вести хозяйственную деятельность (будучи банкротом), то обязанность по уплате налога сохранялась (с доходов, полученных от реализации товаров, работ, услуг).

Законом РФ от 7 октября 2020 года № 320-ФЗ это условие было отменено. Начиная с 1 января 2021 года, компания не должна платить НДС даже, если продолжает реализовывать товары (работы, услуги) после получения статуса банкрота. В этом случае она обязана восстановить НДС (по пока еще не проданным товарам), который был принят к вычету при осуществлении обычной деятельности.

2. Изменение порядка налогообложения IT-компаний — в соответствии с пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ с 1 января 2021 года от уплаты налога на добавленную стоимость освобождается реализация исключительных прав только на программы для ЭВМ и базы данных, которые входят в единый реестр российского ПО (формируется в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1236).

Данная норма не распространяется на реализацию исключительных прав, в рамках которых предусмотрена возможность размещения рекламы в интернете или получения к ней доступа, распространение предложений о покупке того или иного товара, поиска сведений о покупателях и заключения сделок.

Кроме того, п. 2 ст. 149 НК РФ был дополнен пп. 26.1, согласно которому от НДС также освобождается реализация исключительных прав на ноу-хау, изобретения, промышленные образцы и т. д., в том числе полученных по лицензионному договору.

Таким образом, данное нововведение привело к ограничению круга лиц, имеющих право на использование льготы по НДС, предусмотренной в пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. Теперь она не доступна организациям, реализующим права на иностранные ПО и БД (так как они не включены в российский реестр).

3. Ужесточение требований к декларации по НДС — в случае, если при проверке декларации налоговый орган обнаружит несоответствие контрольным соотношениям, то такой документ будет считаться непредставленным (аннулируется). При этом налогоплательщик обязан устранить все недочеты в течение 5 дней с момента получения соответствующего уведомления. Вводится такое изменение по НДС с 1 июля 2021 года Законом РФ от 23 ноября 2020 года № 374-ФЗ.

Кроме того, если при запросе пояснений к декларации по НДС, организация представит их не по установленному формату, они будут аннулированы налоговым органом (Закон РФ от 9 ноября 2020 года № 371-ФЗ).

4. Продлен период для представления декларации по НДС (после просрочки) — согласно пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ в случае непредставления декларации, в том числе по налогу на добавленную стоимость, в течение 10 дней (с момента наступления установленного законом срока) налоговые органы вправе заблокировать банковский счет организации.

Законом РФ № 368-ФЗ этот период был увеличен до 20 дней. Начнут действовать такие изменения в НДС с июля 2021 года.

5. Изменен порядок возмещения НДС — до начала нового года оформить возмещение можно было при условии отсутствия недоимок только по налогам федерального уровня.

С 1 января 2021 года требования ужесточились. Теперь недоимки должны отсутствовать не только по федеральным, но также по региональным и местным налогам.

6. Изменение порядка оформления документов по НДС — в связи с введением системы прослеживаемости товаров Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2021 года № 534 были утверждены новые формы счета-фактуры, а также иных документов для расчета НДС. Что изменилось:

  • в форму счета-фактуры добавлена новая строка 5а и графы 12, 12а, 13,
  • в корректировочном счете-фактуре помимо перечисленных выше новшеств также появились отдельные графы для: названия страны, на территории которой произведен товар, номера декларации/партии,
  • в журнале учета счетов-фактур, книге покупок/продаж и в дополнительных листах к ним, появилась отдельная строка для отражения стоимости товара, попадающего в категорию «прослеживаемых».

В соответствии с положениями ст. 164 НК РФ ставки по налогу на добавленную стоимость делятся на несколько категорий.

Так, хозяйствующие субъекты, не имеющие права на льготы и послабления по НДС, должны применять общую ставку в размере 20% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

При этом налогоплательщики, занимающиеся реализацией отдельных видов продовольственных товаров (скот, птица, яйца, молоко и т.д.), детской продукции (обувь, кроватки, трикотажные изделия для младенцев и т.д.), периодических изданий (кроме рекламных и эротических журналов) и прочих видов изделий, установленных законом, вправе уплачивать НДС по сниженной ставке в размере 10%. Полный перечень хозяйственных операций, которые попадают под эту льготу, приведен в п. 2 ст. 164 НК РФ.

По НДС также предусмотрено и полное освобождение от налога (в этом случае применяется ставка в размере 0%). Такое налоговое послабление распространяется на следующие категории товаров/услуг (п. 1 ст. 164 НК РФ):

  • экспортируемые,
  • находящиеся в свободной таможенной зоне,
  • международная перевозка продукции,
  • транспортировка нефти и нефтепродуктов,
  • транспортно-экспедиционные услуги и т.д.

Если вы получили КЭП до 1 июля 2021 года, проверьте, аккредитован ли ваш удостоверяющий центр по новым правилам. Если аккредитован — работайте с КЭП до окончания её срока действия, а затем получайте новую. Если нет — проверяйте в списке, чтобы удостоверяющий центр успел пройти аккредитацию до 31 декабря 2021 года. Если не успеет, с 1 января 2022 года вам придётся получать новую подпись в налоговой.

Если вы собираетесь получать КЭП до 31 декабря 2021 года, у вас два варианта: получить подпись бесплатно в ФНС или платно в аккредитованном удостоверяющем центре. Если хотите получить подпись в удостоверяющем центре, убедитесь, что на момент выдачи КЭП он аккредитован по закону 476-ФЗ — иначе подпись будет недействительной.

С 1 января 2022 года ИП и организации, которые не выдают кредиты и не занимаются финансированием, смогут получить КЭП только в налоговой и её доверенных удостоверяющих центрах. Сотрудники, которые подписывают документы компаний, должны будут получать подписи физлиц и электронные доверенности.

Финансовые организации с 1 января 2022 года будут получать КЭП в Центробанке РФ.

Что изменится с 1 июля 2021 года для бухгалтера и руководителя

Изменения в счетах-фактурах можно разделить на две группы: изменения для всех и изменения для налогоплательщиков, реализующих товары, подлежащие прослеживаемости.

Дополнения для продавцов прослеживаемых товаров.

1) Переименовали графу 11 счета-фактуры и изменился порядок ее заполнения.

Новое название графы 11 «Регистрационный номер декларации на товары или регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости» должно быть в счете-фактуре у всех налогоплательщиков, но порядок ее заполнения меняется только по прослеживаемым товарам.

В графе 11 счета-фактуры по НЕпрослеживаемым товарам, местом происхождения которых территория РФ не является, по-прежнему, указывают регистрационный номер таможенной декларации.

Но по товарам, подлежащим прослеживаемости, в графе 11 нужно указывать — регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости (РНПТ).

Импортеры товаров присваивают РНПТ партии товаров самостоятельно. РНПТ состоит из регистрационного номера таможенной декларации и порядкового номера товара в таможенной декларации или регистрационного номера заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары и порядкового номер товара, подлежащего прослеживаемости, в соответствии с заявлением о выпуске товаров до подачи декларации на товары (пп.1 и пп.2 п.2 Проекта Порядка функционирования системы прослеживаемости).

Если прослеживаемые товары ввозятся из стран ЕАЭС, то импортеры получат РНПТ после представления в налоговый орган Уведомления о ввозе товаров на территорию РФ. Его представляют в течение 5 рабочих дней с даты принятия к учету прослеживаемых товаров (п.25 Проекта Порядка функционирования системы прослеживаемости).

Перепродавцы прослеживаемых товаров указывают в счетах-фактурах на прослеживаемые товары РНПТ из документов, полученных при их приобретении.

Если прослеживаемые товары были приобретены до 1 июля 2021 года или после этой даты, но у физических лиц, самозанятых или в иных случаях, установленных ФНС (когда отсутствует РНПТ), то РНПТ следует получить в налоговой инспекции (п. 28 и 29 Проекта Порядка функционирования системы прослеживаемости). Для этого необходимо направить Уведомление об остатках прослеживаемых товаров.

Кстати, четких сроков, в течение которых организации или ИП обязаны представить такое Уведомление не установлено. Представители ФНС устно разъясняют, что это нужно сделать до реализации прослеживаемых товаров. Аналогичные выводы следуют из п.28 Проекта Порядка функционирования системы прослеживаемости.

2) Также в счете-фактуре с 1 июля появятся дополнительные графы (12, 12а, 13), в которых будут указывать: количественную единицу измерения товара и количество товара, подлежащего прослеживаемости. Их заполняют только продавцы прослеживаемых товаров.

Если организация или ИП отгружает товары, НЕ подлежащие прослеживаемости или выставляет счета-фактуры на работы или услуги в электронном виде, то строки 12, 12а, 13 формируются, но не заполняются. Кстати, в «авансовых» счетах-фактурах «прослеживаемые» данные (графы 11-13) также остаются пустыми.

При составлении счетов-фактур на бумажном носителе на «непрослеживаемые» товары, работы или услуги эти графы не формируются (п.2.2 Правил заполнения счета-фактуры, утв. Постановлением № 1137 (далее — Правил заполнения счета-фактуры)). Это означает, что бумажный счет-фактура с 1 июля 2021 года по — прежнему может иметь 11 граф. Но, если бухгалтерская программа будет формировать «полные» счета-фактуры с графами для прослеживаемых товаров, то такая форма бумажного счета-фактуры тоже будет правильной. Дело в том, что возможность дополнения счета-фактуры «лишними» реквизитами, не изменяющими обязательную форму счета-фактуры, прямо предусмотрена Правилами его заполнения (п.9 Правил заполнения счета-фактуры).

Нет, поскольку форма счета-фактуры утверждается Постановлением Правительства (п.8 ст.169 НК РФ) и она изменилась. Помимо граф по прослеживаемым товарам, в форму счета-фактуры внесены и другие нововведения «для всех».

Форма дополнена новой графой, в которой указывают порядковый номер записи — это графа 1, а прежние графы 1 и 1а, в которых указывают наименования и код вида товаров стали графами 1а и 1б соответственно.

Также в счете-фактуре появится новая строка 5а. В ней указывают реквизиты «отгрузочных» документов, применительно к каждому порядковому номеру записи в счет-фактурной части.

Кроме того, как уже говорилось, изменится название графы 11. Т.е. формально форма счета-фактуры, утвержденная Постановление Правительства, с 1 июля 2021 года поменялась для всех налогоплательщиков, а не только для продавцов прослеживаемых товаров. Поэтому с 1 июля 2021 года счета-фактуры нужно выставлять по новой форме (со строкой 5а, графой 1 (N п/п) и новым названием графы 11).

Обратите внимание! С 1 июля 2021 года универсальные передаточные документы (УПД) с функцией счета-фактуры необходимо изменить, скорректировав их «счет-фактурную» часть в соответствии с обновленной формой счета-фактуры (Письмо ФНС от 17.06.2021 г. № ЗГ-3-3/4368@ «О рассмотрении обращения»). Также следует «модернизировать» форму УКД с функцией «первички» и корректировочного счета-фактуры.

Данная строка заполняется только в «отгрузочных» счетах-фактурах.

К сожалению, подробных указаний по ее заполнению, Правила заполнения счета-фактуры не содержат. Единственный оговоренный нюанс: «в случае одновременного отражения нескольких документов, подтверждающих поставку (отгрузку) товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу имущественных прав, в этой строке указываются номера и даты таких документов через разделительный знак »;» (точка с запятой)».

Но представители ФНС, правда, пока устно, разъясняют, как это можно сделать на практике. Рассмотрим заполнение строки 5а счета-фактуры на примерах.

  1. Если в счете-фактуре несколько наименований товаров (работ, услуг), отгруженных по одному первичному документу, например, 5 порядковых номеров, отгруженных по накладной № 437 от 01.07.2021, то в строке 5а нужно указать: Документ об отгрузке N п/п 1-5 № 437 от 01.07.2021.
  2. Если в счете-фактуре несколько наименований товаров (работ, услуг), например, два, отгруженных по разным документам: № 1 — картофель, отгружен по товарной накладной № 437 от 01.07.2021 и № 2 -морковь, отгружена по товарной накладной № 438 от 01.07.2021. В строке 5а счета-фактуры будет указано: Документ об отгрузке N п/п 1 № 437 от 01.07.2021; 2 № 438 от 01.07.2021.
  3. Если выставляется УПД с функцией первичного документа и счета-фактуры, то в строке 5а следует повторить реквизиты счета-фактуры.

Например, счет-фактура № 5678 от 02.07.2021 г. и в нем указано лишь одно наименование товаров (работ, услуг), то строку 5а счета-фактуры можно заполнить так:

Документ об отгрузке N п/п 1 № 5678 от 02.07.2021 г.

Июльские заморочки с НДС: что придумали налоговики и как с этим жить дальше

Обычно требованию налоговой предшествует камеральная проверка какой-либо декларации.

Что вызовет подозрение инспектора и заставит его прислать требование:

  • В уточненной декларации вы уменьшили сумму налога (применимо к любому виду налога). Конечно, это может быть вполне правомерное обоснованное действие. Однако, показывая налог к уменьшению, будьте готовы объяснить причину и представить документы.
  • В декларации по НДС заявлен налог к возмещению из бюджета. ФНС невыгодно возмещать вам средства, поэтому вполне закономерно, что инспектор должен убедиться в законности вашего требования. Будьте готовы представить копии всех счетов-фактур.
  • Превышена безопасная доля вычетов по НДС.
  • Низкая налоговая нагрузка.
  • В декларации нарушены контрольные соотношения.
  • В декларации показан убыток.
  • Поставщик не отразил у себя операцию по НДС.
  • Встречная проверка. Когда проверяют вашего контрагента, ФНС, чтобы убедиться в законности сделки, требует копии документов у обеих сторон.

Мы привели наиболее распространенные причины требований ФНС. На практике их гораздо больше.

Заместителю начальника межрайонной ИФНС № 4
Зайковой Т. И.
От ООО «Кнопка», ИНН 6656543210
04.08.2020

На Ваше требование № 569 от 31.07.2021 поясняем следующее.

Сумма доходов от реализации товаров (работ, услуг), показанная в декларации по налогу на прибыль организаций за 6 месяцев, действительно меньше, чем сумма выручки от реализации, показанная в декларациях по НДС за I, II кварталы 2021 года. Такая ситуация возникла в связи с отражением во II квартале 2021 года операции по возврату товара поставщику (НДС в сумме 569,24 руб. был восстановлен).

К данному письму прилагаем счет-фактуру № 23 от 11.05.2021 года, подтверждающий возврат товара.

Директор ООО «Кнопка» ______________________И. Б. Останин

Налогоплательщик обязан представить документы в течение сроков, установленных ст. 88 и 93 НК РФ. Обычно этот период составляет 5 рабочих дней с момента получения распоряжения из ФНС. Например, если требование поступило 21.12.20 (понедельник), то отсчет пяти рабочих дней начнется со вторника 22.12.20, и последним днем в этом случае является 28.12.20. За этот период следует подготовить все копии и представить их в ФНС лично, по телекоммуникационным каналам или Почтой России.

Если ФНС требует обоснования той или иной суммы в декларации, следует учитывать, что срок ответа на требование о предоставлении пояснений составляет пять рабочих дней. За этот период налогоплательщик обязан представить письмо с объяснением сумм, указанных в отчетности, либо сдать уточненную декларацию.

Если же ФНС проводит встречную ревизию с целью уточнения правомерности возмещения НДС, то в тот же период следует представить копии документов, указанных в поручении. Для этого необязательно ехать в инспекцию: НК РФ предусматривает возможность представления ответа в электронном виде (п. 2 ст. 93 НК РФ).

По требованиям, полученным в рамках налоговой проверки, надлежит подготовить ответ в течение 10 рабочих дней. Такие ревизии обычно проводятся по начислениям налога на прибыль или страховых взносов.

Налоговая инспекция может выслать требование о пояснениях как в бумажном, так и в электронном виде. При этом, в случае, электронного послания, налогоплательщик обязан отреагировать на него в течение пяти рабочих дней. Если же данный документ пришел в бумажном виде, на него также необходимо дать ответ в кратчайшие сроки, причем вне зависимости от того, имеется ли на нем печать налоговой инспекции или нет.

Как уже говорилось выше, унифицированной формы ответа для дачи пояснений налоговой нет, так что составлять его можно в произвольном виде. Стоит отметить, что форма ответа должна быть предельно корректной и стандартной с точки зрения правил оформления подобного рода бумаг.

  1. Вначале слева или справа (не имеет значения) нужно указать адресата, т.е. именно ту налоговую инспекцию, куда отправляется ответ. Здесь нужно вписать ее номер, а также район и населенный пункт, к которому она относится.
  2. Далее указывается отправитель письма: пишется название предприятия, его адрес (фактический), а также номер телефона (на случай, если у налогового инспектора возникнут какие-либо дополнительные вопросы к пояснению).
  3. Далее в ответе следует сослаться на номер требования (а таким документам налоговая служба всегда присваивает номера), и его дату (отметим: не дату получения, а именно дату составления), а также коротко обозначить суть вопроса.
  4. После этого можно приступать непосредственно к даче пояснений. Их следует писать максимально подробно, со всеми нужными ссылками на документы, законы, нормативные акты и т.п. Чем тщательнее будет оформлена эта часть ответа, тем больше шансов на то, что налоговая будет им удовлетворена.

    Ни в коем случае нельзя давать в ответе недостоверные или заведомо ложные сведения – они будут быстро обнаружены и тогда последуют немедленные санкции со стороны налоговиков.

  5. После того, как пояснение будет дано, необходимо заверить письмо подписью главного бухгалтера (при необходимости), а также руководителя компании (обязательно).

К сожалению, в настоящее время НК не содержит ни конкретного списка документов, которые вправе запрашивать ИФНС, ни ограничений по их количеству. Но на основании положений кодекса можно очертить границы, за рамки которых инспекция выходить не должна:

  1. При проведении налоговой проверки может быть запрошена только та документация, которая относится к проверяемому периоду и налогу.
  2. При запросе данных о контрагенте, представляется документация об отношениях именно с этим контрагентом, иные сведения (например, о других субъектах) компания подавать не обязана.
  3. Налоговики могут требовать только те документы, обязанность оформления и ведения которых установлена налоговым законодательством.
  4. Повторное истребование документации неправомерно. Исключение составляют документы, которые ранее представлялись в ИФНС в подлинниках, а затем были возвращены владельцам.

За нарушение положений НК налогоплательщику грозят взыскания в денежной форме. При этом законодательство разграничивает ответственность за непредставление документов и несообщение информации. Разберем подробнее.

В этой статье прописаны санкции для хозяйствующих субъектов, не представивших документацию. На нарушителей налагаются штрафы:

  1. 200 руб. за каждый ненаправленный документ, если проводится проверка самой компании. В случае неподачи документации относительно прибыли контролируемой фирмы-иностранца штраф составит уже 100 000 руб.
  2. 10 000 руб., если налогоплательщик не подал в срок документацию по клиенту в рамках встречной проверки или не направил документы по конкретной сделке, запрошенные налоговиками вне каких-либо проверок.

Аналогичная сумма взимается за отказ в представлении документов или передаче заведомо недостоверных данных.

По этой статье с налогоплательщиков взимаются штрафы за несвоевременное предоставление информации:

  • 5 000 руб., если деяние совершено впервые;
  • 20 000 руб., если компания допустила нарушение повторно в течение одного года.

За игнорирование требования налоговиков о передаче информации взимаются аналогичные суммы.

Обратите внимание!

Если налогоплательщик не представил как документы, так и информацию о контрагенте, контролеры могут выписать одновременно 2 штрафа (по ст. 126 и по ст. 129). Данное право подтверждено решением АС ВСО от 12.11.18 № А33-16694/2017.

Есть несколько причин, по которым ФНС обратит на предпринимателя свое пристальное внимание:

  • Поступление сведений о нарушении правил применения ККТ. Например, вы не выдали кассовый чек или не указали в чеке обязательные реквизиты.

  • Работа с наличкой. Здесь в первую очередь не везет розничным магазинам и заведениям общепита.

  • Большая выручка.

  • Внезапно возникшие убытки в больших объемах.

  • Торговля маркированными товарами.

Безусловно, все допускают ошибки при применении ККТ. Это нормально. Важно исправиться и сдаться до того, как вас поймает налоговая, и разъяснить свое нарушение. Тогда наказание будет мягче, а в определенных случаях его не будет совсем.

Законодательство в части касс меняется достаточно часто. Поэтому лучше выбрать кассовую технику, которая обновляется автоматически.

Ст. 54.1. НК РФ применяется при причинении ущерба бюджетам.
Статья ст. 54.1. НК РФ направлена на конкретизацию механизма налогового контроля (Определение КС от 29.09.2020 № 2311-О).
Толкование п.п. 1 и 2 ст. 54.1. НК РФ должно производиться в нормативном единстве с положением подпункта 3 пункта 2 статьи 45 НК, предусматривающим право налоговых органов изменять юридическую квалификацию сделок.
Нереальная операция не влечет налоговых последствий.
Реально совершенные операции оцениваются на предмет:

  • исполнения надлежащим лицом;
  • действительного экономического смысла;
  • наличия деловой цели.

Искажение сведений о фактах хозяйственной жизни предполагает доначисление сумм налогов таким образом, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2019 № 307-ЭС19-8085).

Общая норма против уклонения от уплаты налогов – ст. 54.1. НК РФ.
Специальные нормы против уклонения от уплаты налогов:

  • правила определения фактического получателя дохода;
  • правила трансфертного ценообразования;
  • правила недостаточной капитализации;
  • правила определения цен сделок по ценным бумагам.

Ст. 54.1 НК применяется в случае, если налогоплательщики допускают искажение сведений о фактах хозяйственной жизни с целью обхода условий применения норм, определяющих правила налогообложения, и формальное соблюдение установленных ими требований (например, для формального выполнения установленных статьей 269 Кодекса показателей капитализации, для признания лица имеющим фактическое право на доход).

Подп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК направлен на борьбу с формальным документооборотом, создаваемым «техническими» компаниями, не ведущими реальной предпринимательской деятельности, а сделка исполняется иным лицом.
Если сделка исполнена не контрагентом, то налогоплательщику отказывается в вычетах (ненадлежащие документы).
Определение налоговых последствий с учетом формы вины и подхода об определении действительного размера налогового обязательства.

Доказывание того, что контрагент не исполнял обязательство самостоятельно, производится с учетом совокупности фактов о деятельности и активах контрагента.

III. Установление и оценка умышленных действий налогоплательщиков, направленных на использование ими формального документооборота с участием «технических» компаний

К форме умысла на уменьшение налогов приравнивается знание о вступлении в отношения с «технической» компанией.
Об умысле свидетельствует совокупность прямых и косвенных признаков.
Налоговые органы должны получать объяснения по всем фактам (включая повторные – при возникновении противоречий).
Необходимо эффективно использовать все мероприятия налогового контроля (осмотры, допросы, инвентаризации, выемки и т. п.).
Формальный подход не применять. Все обстоятельства оцениваются в совокупности.

Признаками умышленной неуплаты налогов являются:

  • обналичивание денежных средств;
  • возврат этих средств налогоплательщику или взаимозависимым, подконтрольным лицам.

Об участии в налоговой схеме с третьими лицами свидетельствует подконтрольность этих третьих лиц налогоплательщику.

Сотрудники налоговой службы имеют право требовать документы, как у самого субъекта предпринимательской деятельности, так и у его контрагентов. Запросить информацию могут и у третьих лиц, если они, по мнению инспекторов, обладают необходимыми сведениями.

Наличие документов позволяет фискалам проверить полноту и правильность начислений и уплаты налогов, реальность и экономическую целесообразность сделок, возможность извлечения субъектом необоснованной налоговой выгоды.

Требование о предоставлении документов должно быть изложено на специальном бланке. В нем детально указывают, какие именно документы должен предоставить налогоплательщик, и по какой причине.

Если вы получили извещение о выявленной ошибке (противоречии, несоответствии) в представленной вами отчетности, в ответ организация может представить уточненную налоговую декларацию, в которой выявленные несоответствия и противоречия будут устранены, или представить пояснения. Форма представления пояснений налоговым законодательством не определена, поэтому организация вправе воспользоваться рекомендованными ФНС формами (например, см. приложение № 3 к письму ФНС России от 07.04.2015 N ЕД-4-15/5752) или составить пояснения в произвольной форме. Для подтверждения своих аргументов можно приложить к пояснениям выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета и иные подтверждающие документы.

На практике организациям часто приходится получать требования налоговых органов о предоставлении пояснений по ситуациям, когда несоответствия и противоречия отсутствуют, например, по расхождениям между строками бухгалтерской отчетности и декларации по налогу на прибыль. В таком случае требования налоговых органов неправомерны, т. к. бухгалтерская отчетность содержит информацию бухгалтерского учета, сформированную по правилам, предусмотренным соответствующим законодательством. Налоговая декларация содержит сведения налогового учета, который отличен от бухгалтерского, и это не является противоречием.

Налогоплательщики вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов (подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ). Поэтому при получении подобных требований в первую очередь необходимо убедиться, что они соответствуют действующему законодательству. Что делать, если налоговый орган, требуя пояснений, явно превышает свои полномочия, и организация считает выполнение таких требований неуместным, будет рассмотрено в ситуации ниже.

В представляемых по данным основаниям пояснениях необходимо соответственно обосновать изменение соответствующих показателей налоговой декларации или обосновать размер убытка. Если уточненная декларация представлена вами по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной налоговой декларации, налоговый орган вправе истребовать первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации, и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения (пункт 8.3 статьи 88 НК РФ).

Однако налоговые органы при проведении камеральной налоговой проверки декларации, по которой отражен убыток, кроме предусмотренных обоснований часто запрашивают целый перечень информации о текущей деятельности организации. Рассмотрим это на примере следующей ситуации.

Организацией представлена декларация по налогу на прибыль, по которой заявлен убыток. В связи с этим налоговая инспекция направляет уведомление для дачи пояснений, связанных с заявленной суммой убытка. Согласно уведомлению о вызове налогоплательщика для дачи пояснений налоговый орган просит в пятидневный срок со дня получения указанного сообщения предоставить следующую информацию:

1) пояснительную записку о причинах образования убытка;

2) перечень дебиторской и кредиторской задолженности с указанием сумм и наименований организаций, включая ИНН;

3) расшифровка доходов, в том числе внереализационных, отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль, с указанием реализованных товаров, а также сумм по каждому виду дохода;

4) подробная расшифровка всех расходов, включая косвенные и внереализационные, которая должна содержать все реквизиты документов, подтверждающих данные расходы;

5) копия учетной политики организации.

В указанном уведомлении организация предупреждена об ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19.4 Кодекса об административных правонарушениях, за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.

Посчитав требования налоговой инспекции необоснованными и незаконными, организация обратилась в вышестоящий налоговый орган с жалобой. При этом налогоплательщик изложил следующие основания. Нормами подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ (право вызова налогоплательщика для дачи пояснений) не предусмотрена обязанность налогоплательщика давать налоговому органу пояснений исключительно в письменной форме, в связи с чем налоговый орган не вправе определять форму пояснений по собственному усмотрению. До тех пор, пока законодателем не будет определена конкретная форма пояснений, налогоплательщик вправе давать их в письменном и устном виде по собственному усмотрению. Требования, содержащиеся в перечне запрашиваемой информации, направлены на понуждение налогоплательщика к предоставлению налоговому органу детальной аналитической информации. Между тем, как отмечено в пункте 4 письма ФНС России от 13.09.2012 г. № АС-4-2/15309@, право истребовать у налогоплательщика аналитическую информацию (разного рода расчеты и расшифровки) налоговым органам не предоставлено. Право истребования пояснительной записки о причинах возникновения убытка налоговым органам не предоставлено. На основании изложенного организация в своей жалобе просила отменить уведомление налоговой инспекции.

Вышестоящий налоговый орган, посчитав доводы налогоплательщика обоснованными, принял решение отменить уведомление. При этом в своем решении указал, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы (пункт 7 статьи 88 НК РФ). Кроме того, обратил внимание на то, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений.

Несмотря на то, что обязанность представить пояснения при проведении выездной налоговой проверки налоговым законодательством не предусмотрена, тем не менее, в Письме от 13.08.2014 N ЕД-4-2/16015 ФНС рекомендовала территориальным налоговикам и в рамках выездных налоговых проверок не пренебрегать правом на истребование пояснений. В частности, авторы данного Письма указали на необходимость получения пояснений от налогоплательщика относительно каждого выявленного в ходе процедуры проведения выездной налоговой проверки (до ее окончания) факта, позволяющего предполагать совершение налогового правонарушения, имеющего значительный характер. По мнению ФНС, получение подобных пояснений поможет заранее выявить позицию налогоплательщика по спорным эпизодам проверки. Тем самым еще до составления акта налоговой проверки могут быть урегулированы отдельные спорные ситуации (разногласия), возникшие в ходе проверки между налоговым органом и проверяемым лицом, что, в свою очередь, позволит уменьшить количество необоснованных претензий контролеров и судебных разбирательств в дальнейшем. В данном письме также указывается на правомерность требования пояснений от налогоплательщика в письменной форме.

Налоговые органы вправе вызывать для дачи пояснений в связи:

  • с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов;
  • с налоговой проверкой;
  • в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Это право закреплено в подпункте 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Кроме того в Письме ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» приведены некоторые случаи, когда может осуществляться вызов налогоплательщиков:

  • если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы;
  • если для дачи пояснений требуется непосредственная явка налогоплательщика при выявлении в ходе проведения камеральной налоговой проверки ошибок и противоречий. Необходимость явки может усматриваться из объема ошибок, противоречий и несоответствий, масштаба и сложности сложившейся ситуации, когда необходимы ответы на вопросы, которые могут быть поставлены только после получения ответов на промежуточные вопросы и т.д. и т.п.

В случае вызова для дачи пояснений на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, на наш взгляд, лучше явиться в налоговый орган, так как неявка может рассматриваться как административное правонарушение, за которое на должностных лиц организации может быть наложен штраф в размере от 2000 до 4000 руб. (часть 1 статьи 19.4 КоАП). ФНС России в указанном выше письме подчеркивает, что данная административная ответственность применяется только за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Ответственность за непредставление пояснений НК РФ не установлена. Таким образом, налогоплательщик, придя по вызову налогового органа, не может быть оштрафован за отказ представить пояснения.

В то же время непредставление пояснений является одним из критериев на включение организации в план выездных налоговых проверок (пункт 9 статьи 4 Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»).

Кроме упомянутых выше ситуаций, налоговые органы, руководствуясь положениями указанной Концепции, часто требуют от налогоплательщика провести анализ налоговой и бухгалтерской отчетности по установленным критериям риска совершения налоговых правонарушений и представить пояснения по результатам такого анализа. В случае выявления нарушений налогоплательщику предлагается представить уточненные налоговые декларации, принять меры по повышению заработной платы до уровня не ниже среднеотраслевой по виду деятельности (легализовать заработную плату). В данной ситуации превышение полномочий контролирующих органов очевидно, ведь такие обязанности налогоплательщика действующим налоговым законодательством не предусмотрены.

Таким образом, можно сделать вывод, что требования налоговых органов о предоставлении разного рода пояснений далеко не всегда обусловлены нормами законодательства о налогах и сборах. Представлять или нет пояснения в каждом конкретном случае – это выбор налогоплательщика. Принимая такое решение, организации следует учесть и оценить все последствия, а также трудоемкость подготовки таких пояснений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.