Муниципальный контракт или контракт в чем разница

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Муниципальный контракт или контракт в чем разница». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В гражданском праве контрактом считается соглашение, одной из сторон которого выступает государство. Оно может действовать через органы власти или организации определенных типов. Для удовлетворения нужд государства закупки проводятся по закону 44-ФЗ. В рамках этой нормы между заказчиком и исполнителем заключаются контракты. При этом исполнителем может быть любое лицо, удовлетворяющее определенным требованиям, как юридическое, так и физическое. А вот вторая сторона контракты — это всегда государство, то есть:

  • орган государственной власти;
  • госкорпорация;
  • бюджетное учреждение;
  • казенное учреждение;
  • государственное или муниципальное унитарное предприятие.

Другими словами, контракт заключается на бюджетные деньги. Заказчик объявляет свои нужды, исполнитель их удовлетворяет и получает за это оплату из бюджета соответствующего уровня.

Ликбез: разница между обычным договором и контрактом по 44-ФЗ

В рамках закупок контракт и договор отличаются весьма существенно. И в основном именно за счет того, что первый из них регламентируется законом 44-ФЗ, а второй — законом 223-ФЗ. Второй закон дает заказчиком гораздо больше свободы. Например, они могут самостоятельно выбирать способ определения поставщика, тогда как закон 44-ФЗ жестко регламентирует этот вопрос.

Закон о госзакупках регламентирует практически все аспекты — от планирования закупки до приемки результатов контракта. Любое отступление от его норм карается штрафами. В отличие от него закон 223-ФЗ оставляет практически все решения за сторонами договора.

В российском праве соглашением является любая договоренность между сторонами. Это понятие гораздо шире, чем договор и тем более контракт (как он понимается в сфере закупок). Соглашение может быть и устным, под договором же в большинстве случаев подразумевается бумажный документ.

Вместе с тем рассматриваемый термин фигурирует в выражениях «дополнительное соглашение к договору» и «соглашение о расторжении договора (контракта)». Это устоявшиеся выражения, соответствующие обычаям делового оборота.

Итак, нормы права в целом отождествляют понятие «соглашение», «контракт» и «договор». Однако если речь идет о сфере закупок, то последние два термина имеют явные различия. При этом важно помнить, что как бы ни назывался тип соглашения между сторонами, оно должно соответствовать нормам Гражданского кодекса.

Под договором понимается соглашение, которое было достигнуто двумя или более лицами в части установления, прекращения или изменения гражданских прав и обязанностей (согласно ст. 420 ГК).

Аналогичное определение приводится и в отношении контракта. Согласно Главе 30 ГК, контракт является разновидностью договора, который направлен для удовлетворения государственных нужд.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 ФЗ-44 «О контрактной системе….», данный закон регулирует вопросы заключения гражданско-правовых договоров, предметом которого выступает поставка товаров, выполнение определенных работ и оказание услуг от лица РФ, российского субъекта или муниципальных органов власти, а также бюджетным учреждением или юрлицом.

С учетом вышеизложенного термин «контракт» для 44-ФЗ выступает синонимом «гражданско-правового договора» и между ними не приводится различий. Но стоит отметить, что по Гражданскому кодексу некоторые виды договоров именуются в законодательстве именно контрактами, чтобы их можно было отличать от прочих договоров.

В частности, по ч. 1 ст. 2 ГК в качестве государственных и муниципальных контрактов можно рассматривать договоры, которые заключаются государственными и муниципальными заказчиками при выполнении заказов на поставку товаров по п. 1 ст. 525 ГК или исполнение подрядных работ по п. 1 ст. 763 ГК. Бюджетный кодекс также рекомендует использовать термин «контракт» применительно к государственным или муниципальным заказчикам.

Общее и различия между договором и контрактом Договор и контракт обладают одинаковой структурой и включают такие сведения, как наименование сторон, предмет контракта, ответственность сторон, условия поставки, порядок оплаты, возникновение обстоятельств непреодолимой силы, прочие условия и пр.

Особенностями госконтракта по 44-ФЗ являются следующие моменты: Одной из сторон является госзаказчик.

Сроки подписания четко регламентированы 44-ФЗ (например, для аукциона – не ранее 10 дней после публикации итогового протокола). Условия обязательно включают неизменность цены и ее твердое значение, ответственность поставщика за срыв контракта, сроки оплаты и порядок ее внесения, требования обеспечения, порядок приемки, условия отказа от контракта и пр.

Для некоторых видов контрактов в ЕИС сегодня содержится 9 обязательных для применения документов при проведении закупки в соответствующей отрасли: на поставку медизделий, оказание выставочных услуг, обслуживание автотранспорта и пр. Когда стороны подписывают договор, а когда – контракт В 44-ФЗ не содержится каких-либо дополнительных указаний и требований о том, что документ с условиями исполнения госзаказа требуется именовать именно «контрактом» или «договором».

При этом исходя из положений ст. 431 ГК и пп. 1,6 ст. 13 АПК при рассмотрении спора по договору в судебном порядке суд будет учитывать существо отношений, которые он регулирует. То есть не будет иметь значения, договор ли подписан сторонами или контракт, ни прочая терминология.

Соответственно, любой подписанный государственным или муниципальным заказчиком договор на выполнение строительных или подрядных работ будет квалифицирован по нормам параграфа 5, гл. 37 ГК как контракт на подрядные работы, а договор на поставку товара по параграфу 4 гл. 30 «Купля-продажа» как контракт на поставку.

Согласно рекомендациям Минэкономразвития по письму №Д28и-1889 от 2014 года, при выборе формы оформления сделки по 44-ФЗ следует придерживаться таких наименований: бюджетным учреждениям – подписывать гражданско-правовые договоры; муниципальным образованиям – муниципальные контракты; органам госвласти, внебюджетным фондам, казенным учреждениям – государственные контракты.

Форма документирования взаимоотношение никак не зависит от вида закупки и ее объекта. Таким образом, наименование договора, который подписывается сторонами в рамках 44-ФЗ, не имеет принципиального значения.

Он может именоваться как «договором», так и «контрактом». Более важным для сторон является соблюдение порядка заключения договора, а не правильный выбор формы сделки.

Поскольку термины «договор» и «контракт» не имеют между собой принципиальных различий, то и их структуры практически не разнятся между собой. Они обязательно состоят из:

  • обозначения предмета;
  • реквизитов заключающих соглашение сторон;
  • их степени ответственности;
  • способов разрешения конфликтных ситуаций;
  • условий поставки;
  • порядка оплаты;
  • цены;
  • предвосхищения возникновения форс-мажорных ситуаций и обстоятельств непреодолимой силы;
  • иных подобных условий.

ОТЛИЧИЯ КОНТРАКТА ОТ ДОГОВОРА ПО 44-ФЗ

В контракт обязательно включается условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги:

  1. форма расчетов:
  • предварительная оплата (ст. ст. 487, 711, 781, 783 ГК РФ),
  • частичная предварительная оплата (ст. ст. 311, 421 ГК РФ),
  • оплата по частям: по завершении отдельных этапов выполнения работ, оказания услуг, при поставке отдельных партий товара (ст. ст. 311, 421 ГК РФ),
  • единовременная оплата после исполнения поставщиком обязанностей по договору (ст. 328 ГК РФ);
  1. срок оплаты;
  2. порядок оплаты;
  3. момент исполнения заказчиком обязанности по оплате.

Заказчик не вправе привязать срок оплаты контрактных обязательств к получению финансирования, так как в подобном случае срок оплаты не будет согласован.

Условие о предоставлении и возврате обеспечения обязательств по контракту формируется исходя из норм ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ.

Условие о приемке поставленного товара, результата выполненной работы, оказанной услуги формируется, исходя из норм ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Вопрос: Как правильно сформировать в контракте условие о приемке поставленного товара, результата выполненной работы, оказанной услуги?

Ответ: Необходимо указать в контракте форму необходимого подтверждающего документа и дополнительных документов, сроки их подготовки и подписания, включить критерии для установления соответствия количества, объема, качества, целевого назначения поставленного товара, результата выполненной работы, оказанной услуги требованиям, установленным законом и контрактом.

Условие о порядке приемки товара представляет собой сложный комплекс прав и обязанностей сторон, связанных с принятием, осмотром, проверкой, тестированием и т.д.

В помощь — Стандарты, Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», ГОСТы, Инструкции, Правила, СНиП и другая нормативная документация.

  • предмет контракта — функциональные и технические характеристики, параметры, потребительские свойства, требования к качеству, к безопасности товара, результата работ, оказания услуг — существенное условие;
  • показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, результата работ, услуг потребностям заказчика;
  • требования о предоставлении гарантий, их сроках и объемах;
  • требования об условиях эксплуатации и расходах на эксплуатацию;
  • требование об обязательном монтаже и наладке;
  • требование об обучении лиц, осуществляющих использование и обслуживание объекта закупки;
  • место, условия, сроки (периоды) и этапы поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • иные дополнительные условия.

До момента подписания контракт проходит два этапа формирования:

  1. Заказчик составляет проект контракта:
  • В проект включаются все условия, известные до проведения процедуры определения поставщика: обязательные условия об ответственности сторон, порядке и сроках оплаты, порядке приемки, обеспечении и иные условия;
  • Заказчик не может включать в проект контракта условия, которые становятся известны только по результатам процедуры определения поставщика;
  • Проект контракта всегда включается в тендерную документацию.
  1. По итогам процедуры заказчик включает в проект контракта условия, предложенные в заявке победителя:
  • предмет контракта, цена, реквизиты поставщика.

Далее контракт направляется конкретному поставщику для подписания и представления обеспечения. Заказчик подписывает контракт после выполнения поставщиком необходимых условий — предоставления обеспечения и подписания в установленный срок.

Особенности заключения контракта при различных способах закупки:

Способы закупки

Заключение контракта

Преимущества для заказчика

Конкурс

По результатам конкурса контракт заключается на условиях конкурсной документации и заявки, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт.

Сроки: Контракт заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок.

Обоснование: Ст. 54 Закона № 44-ФЗ.

  • возможность заключить контракт не только на основании ценового критерия, но и на наилучших условиях;
  • возможность более полно оценить предложения участников и их возможности;
  • осуществление закупок сложной, технологичной продукции, специализированных и высококвалифицированных работ и услуг.

Электронный аукцион

Обратите внимание: электронный аукцион используется заказчиками в случаях, прямо установленных Распоряжением Правительства РФ № 471-р

По результатам электронного аукциона контракт заключается на условиях аукционной документации и заявки, поданной участником аукциона, с которым заключается контракт

Сроки: в течение 5 дней с даты размещения в ЕИС протокола с подведением итогов аукциона заказчик размещает без своей подписи проект контракта, в который включает цену контракта, предложенную участником аукциона, с которым заключается контракт, и информацию об объекте закупки, указанную в его заявке.

В течение 5 дней победитель электронного аукциона размещает в ЕИС подписанный

ЭП проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление

обеспечения исполнения контракта, далее заказчик подписывает контракт ЭП.

Обоснование: Ст. 70 Закона № 44-ФЗ.

  • возможность заключить контракт по более низкой цене, соблюдая конфиденциальность информации об участниках;
  • незначительное количество ограничений на проведение электронного аукциона;
  • организационные функции берет на себя электронная площадка (прием и регистрация заявок, блокирование и возврат обеспечения заявок, обмен документами между участниками и заказчиком, хранение электронных документов, размещение протоколов и т.п.)

Запрос котировок

Ограничение — цена котировочного контракта не превышает 500 000 руб.

По результатам запроса котировок контракт заключается на условиях котировочной документации и заявки, поданной победителем запроса котировок, с которым заключается контракт.

Сроки: Срок подписания контракта победителем запроса котировок устанавливается заказчиком в извещении, при этом контракт может быть заключен не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок и не позднее чем через 20 дней со дня подписания данного протокола.

Обоснование: ст.72, 73 Закона № 44-ФЗ

  • короткие сроки
  • несложная документация
  • типовые условия

Победитель торгов обязан заключить контракт. Если победитель уклонился от заключения контракта, то заключить контракт следует с участником, чья заявка следовала по рейтингу за заявкой победителя.

Контракт и договор: что заключать

Компании могут осуществлять деятельность как в пределах РФ, так и за границей. Закупка также реализуется на конкурсной основе либо по прямому договору. Возникает необходимость подписать контракт ВЭД. Сделка заключается между отечественным импортером и организацией-заказчиком. В этом случае действуют нормы таможенного законодательства вместо контрактного.

Регулирование прямых контрактов в госзакупках происходит в соответствии со статьей 93 ФЗ №44. Здесь указаны допустимые лимиты объема. Прямой договор с единственным поставщиком избавляет от необходимости обоснования целесообразности выбора конкретного исполнителя, цены, других важных параметров договора. При этом не нужно публиковать данные о совершаемых закупочных процедурах в ЕИС. Достаточно разработать план-график с указанием информации касательно общего объема закупок в разрезе значимых условий контракта. Для удобства рекомендуется составлять реестр прямых договоров. Здесь следует указывать данные, чтобы подготовить отчетность за финансовый год.

Астрал.Тендер поможет разобраться во всех тонкостях проведения закупки. При необходимости организацию процедуры возьмут на себя квалифицированные специалисты.

Заключение договора с единственным поставщиком ограничено по срокам. Сделать это необходимо в период 5-30 дней. Обычно работа организована через единый агрегатор «Березка». Алгоритм действий несложный:

  • Для начала следует позаботиться об издании приказа о том, что закупка будет проводиться именно таким способом.
  • Закупочный отдел берет на себя задачу предварительного расчета стоимости и обоснования НМЦК, составляет шаблон договора.
  • Организатор берет на себя задачу поиска поставщика. Надлежит также направить ему в цифровом формате требуемые документы по сделке вместе с предложением подписать контракт.
  • Исполнитель должен получить и проект прямого договора по 44 ФЗ.
  • При достижении обоюдного согласия происходит непосредственно заключение сделки.
  • При наличии в условиях договора пункта об обязательном обеспечении контрагенту нужно позаботиться о внесении оговоренной суммы в установленный срок.

Прямой контракт согласно положениям ФЗ №44 делает проще выполнение закупочных процедур для обеих сторон: заказчика и поставщика. Однако следует помнить, что по завершении отчетного периода организатору потребуется предоставить документы о проведенных мероприятиях.

Введенные с 1.07.2019 года новшества избавляют от необходимости публиковать сведения в ЕИС, если речь идет о закупочной процедуре у единственного поставщика. Обоснование сроков подписания контракта имеется в положениях ФЗ №44. Именно тут указан минимальный лимит – 5 дней. А в тексте статьи 528 Гражданского кодекса РФ есть ограничения по максимальному сроку – 30 суток.

Астрал.Поставщик поможет выбрать подходящий вариант закупки среди имеющихся предложений.

В 2021 году закупочные процедуры по прямому договору претерпят множество изменений. С 1.04.2021 года действуют некоторые новшества. Теперь заказчики имеют право покупки товаров с помощью электронных магазинов. Причем этого понятия нет в законодательстве. Алгоритм реализации закупочной процедуры выглядит таким образом:

  • Кандидату нужно подготовить предварительное предложение. В тексте следует указать описание товарной позиции с учетом КТРУ, а также минимальное и максимальное количество, цену и прочие важные условия. Это предложение действует на протяжении месяца.
  • Затем заказчику нужно опубликовать в единой информсистеме извещение.
  • Далее оператор ЭП берет на себя отбор нескольких предложений общим числом до 5. На это отводится 1 час. Все отобранные предложения получают порядковые номера и направляются заказчику для дальнейшего рассмотрения. Однако заявок должно быть больше 2.
  • У заказчика есть 1 сутки для изучения присланных заявок. Также ему нужно дать допущенным заявкам порядковые номера и сформировать протокол. Следующий шаг – отправка документа оператору ЭП для размещения на электронной площадке и в единой информсистеме.
  • Заключение сделки предполагает наличие ЭЦП для торгов. Необходимость соблюдения указанного условия прописана в Федеральном законе №44 и других нормативных актах.
  • Подписание контракта с тем участником, который предложил минимальную цену. Однако в расчет берутся пункты статьи 82.1. У заказчика есть 3 часа, чтобы опубликовать проект договора, на подписание отводится 1 рабочий день.

После наступления 1.04.2021 года заказчики получат возможность выбора способа закупки товаров. Это можно будет сделать как по новым правилам, так и в соответствии с существующей схемой. Если речь идет о сумме до 600 тысяч рублей, то процедура может быть проведена без электронных магазинов на ЭП. Если сумма до 3 миллионов рублей, то понадобится совершать закупочную процедуру в электронном магазине через ЭП.

В части 12 статьи 93 ФЗ №44 оговорено, что заказчику требуется сформировать проект договора и обоснование.

После 1.04.2021 года заказчикам будет предоставлена возможность закупать товары через электронные магазины. Это прописано в самом ФЗ №44. Описанное положение предполагалось ввести в действие летом 202 года, однако дата была перенесена по причине коронавирусной инфекции. Важно, что обеим сторонам потребуется обозначать наименования и параметры товарной позиции из каталога ТРУ.

Главные законодательные основы порядка размещения, заключения или расторжения государственных контрактов содержатся в Бюджетном и Гражданском кодексах Российской Федерации.

Особенности государственных контрактов регламентируются определенными федеральными законами, а именно:

  • Федеральным законом №135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральным законом №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 года;
  • Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года.

Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.

Таблица 1

Когда подрядчик должен подписать государственный контракт

Способ, которым был определен поставщик Граничные сроки подписания поставщиком
Конкурс С момента размещения протокола
1 Открытый конкурс 10 дней
2 Конкурс с ограниченным участием 10 дней
3 Конкурс в два этапа 10 дней
4 Закрытый конкурс 10 дней
5 Закрытый конкурс с с ограниченным участием 10 дней
6 Закрытый конкурс в два этапа 10 дней
Аукцион С даты размещения протокола или проекта контракта
1 Электронный аукцион 5 дней
2 Открытый аукцион 10 дней
Запрос котировок Не раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса)
Запрос предложений Не раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола

Отличие муниципального контракта от договора

ФЗ №44 гласит, что обязательное условие заключения контракта – это подтверждение перед заказчиком обеспечения его исполнения. Обычно это гарантия суммы, составляющей 10-30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Обеспечение принимается исключительно в форме:

  • гарантии от кредитного финансового учреждения (банка);
  • денег в указанном количестве.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Гарантию вправе дать не любой банк, а только тот, который имеет необходимую лицензию и значится в Реестре банков Минфина РФ.

Чтобы данные госконтракта попали в соответствующий реестр, он должен получить определенный идентификатор. Это присваиваемый контракту условный номер-код из 25 цифр, уникальный и неповторимый, который не может принадлежать более никакому контракту, даже с тем же исполнителем и у того же заказчика. Позиции кода обозначают:

  • идентификационный код заказчика;
  • способ, который стал определяющим для поставщика;
  • период актуальности контракта (начало и завершение);
  • порядковый номер контракта (согласно внутренней нумерациии каждого отдельно взятого госзаказчика).

Идентификатор положен не всем госконтрактам, хотя его и можно присвоить – право на это у заказчика есть всегда. В обязательном порядке этот код назначается государственным заказам в оборонной сфере, а также в других, регламентированных в ст. 5 ч. 2 ФЗ №415.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! С 2017 года этот идентификатор, если он наличествует, требуется указывать в специальном поле счета-фактуры, в том числе и корректировочного. Изменения внесены в ст. 169 Налогового кодекса РФ.

Эта процедура находится в ведении Гражданского кодекса РФ. Расторжение возможно в одном из 3 законодательно предусмотренных случаев:

  • по соглашению сторон;
  • в результате судебного решения;
  • в случае отказа одной из сторон от исполнения обязательств по контракту.

Если с первыми двумя способами расторжения все относительно прозрачно, то с односторонним расторжением может возникнуть ряд вопросов.

Если в контракте указывались условия, гласящие, что заказчик может оказаться вправе его разорвать в одностороннем порядке и эти условия наступили, то муниципальный (государственный) заказчик вправе прекратить действие контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 ФЗ №44. Это может произойти по следующим причинам:

  • товары, услуги, работы ненадлежащего качества;
  • поставка недоукомплектованной продукции;
  • нарушения временных рамок;
  • выявленные в ходе исполнения недостатки не исправляются.

Если к моменту одностороннего расторжения поставщик уже исполнил часть заказа, то новый контракт, естественно, должен быть уменьшен на соответствующее количество товара (работ, услуг).

По словарю Ожегова контракт — это письменный договор. К нему также применяется термин «соглашение». В этом документе, как указывает Ожегов, закреплены взаимные обязательства между сторонами, его заключившими. В словарях синонимов русского языка слова «договор» и «контракт» относят к синонимам. На практике, да и в некоторых законодательных актах, эти понятия часто смешиваются. Трудовое законодательство ранее использовало также оба термина. Но в нынешнем Трудовом кодексе термин «трудовой контракт» исключен с 2002 года.

Основные отличия Употребляемые термины
Трудовой договор Гражданско-правовой договор (контракт с работником) Служебный контракт
Законодательство Трудовое законодательство (Трудовой кодекс и др.) Гражданское законодательство (Гражданский кодекс и др.) Законодательство о прохождении государственной службы
Стороны Работник и работодатель Заказчик и Исполнитель Наниматель и госслужащий
Государственные социальные гарантии Предусмотрены трудовым законодательством Не предусмотрены Предусмотрены законодательством о госслужбе
Предмет регулирования Трудовая деятельность Оказываемые услуги Государственная служба

Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) реализуется на практике вот уже почти год.

Несмотря на это, вопрос о правильности названия соглашений, которые заключаются заказчиком с его контрагентами в рамках Закона о контрактной системе, до сих пор остается актуальной дискуссионной темой, относительно которой исследователи продолжают спорить.

Основным доводом сторонников того, что соглашения должны именоваться контрактами, является название Закона – о контрактной системе, а также то, что в большинстве случаев Закон о контрактной системе использует формулировку «контракт».

Казалось бы, весомые аргументы, которые на первый взгляд кажутся очевидными.

Оппоненты данной группы исследователей пытаются доказать, что не так все просто, как выглядит на первый взгляд.

Во-первых, Закон о контрактной системе использует также и формулировку «договор», которая равнозначна по своей сути контракту.

Даже понятийный аппарат Закона о контрактной системе основан на взаимозаменяемости указанных терминов.

Так, в частности согласно пункту 8 статьи 3 Закона о контрактной системе, государственный контракт, муниципальный контракт – это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Таким образом, Закон о контрактной системе использует понятия контракт и договор как равнозначные, как синонимы.

И этот момент в определенной степени усложняет решение нашей задачи, тем более, что в самом Законе №44-ФЗ точно не определено, в каких случаях заключается контракт, а в каких – договор.

Современный экономический словарь (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.) понимает контракт как юридически обязательное соглашение между двумя или несколькими лицами, в котором определяются действия, подлежащие исполнению с их стороны, и ответственность за выполнение (невыполнение) этих действий. При этом словарь указывает на то, что в гражданском праве синонимом контракта является договор.

Как определено гражданским кодексом РФ (ч.1 ст.420), договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Таким образом, по своей правовой природе термины достаточно близки и имеют важные сходные черты.

Принципиальным сходством контракта и договора является то, что это соглашение нескольких лиц – этим любой гражданско-правовой договор отличается от гражданско-правовой сделки, под которой понимаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст.153 ГК РФ).

В гражданском праве, неотъемлемой частью которого является законодательство о закупках, существуют два принципиально отличающихся друг от друга института, представляющих собой разновидность различного рода действий правообразующего характера, порождающих возникновение гражданских прав и обязанностей: это договор и сделка.

Принципиальное отличие этих институтов заключается в количестве волеизъявлений потенциальных участников таких отношений: для сделок допускается 1 волеизъявление и такая сделка будет считаться односторонней (ч.2 ст.154 ГК РФ). Тогда как для любого договора, в том числе одностороннего договора, необходимо наличие нескольких волеизъявлений – как минимум двух сторон, участвующих в заключении договора.

Договор – это всегда соглашение нескольких лиц (ч.1 ст.420 ГК РФ), в связи с чем односторонняя сделка никогда не будет являться правовым договором.

Таким образом, гражданско-правовая наука разделяет несколько институтов: сделка и договор или контракт, для каждого из которых будет иметь значение наличие количество волеизъявлений сторон.

Правовая природа договора и контракта очень похожа по указанному критерию.

Другие факторы при внимательном рассмотрении также определяют сходство сущностей договора и контракта как правовых понятий.

Как указывалось выше, Закон о контрактной системе использует их как равнозначные.

Складывается впечатление, что разность формулировок вызвана особенным значением правоотношений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

То есть с помощью другого названия соглашений заказчика с контрагентами государственные закупки выделяются в качестве особой сферы отношений, подчеркиваются её особенность, исключительный характер.

Как показывает практика, в самой сфере регламентированных закупок тоже имеется обоснование разности понятий «контракт» и «договор».

Практическое различие указанных терминов наиболее конкретно обосновано в разъяснениях Минэкономразвития РФ от 30.09.2014г. №Д28и-1889.

Согласно данных разъяснений, «в соответствии со статьей 1 Закона №44-ФЗ бюджетные учреждения по всем вида закупок, предусмотренным Законом №44-ФЗ, заключают только гражданско-правовые договоры бюджетного учреждения.

Муниципальные заказчики (муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующее от имени муниципального образования уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюдже��ным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки) по всем видам закупок, предусмотренным Законом №44-ФЗ, заключают муниципальные контракты.

Договором называется соглашение, достигнутое между двумя или несколькими лицами. В нем оговаривается установление, прекращение или изменение гражданских прав и обязанностей. Точно такое же определение дается и термину контракт. Поэтому в рамках 44-ФЗ принципиальной разницы в этих понятиях нет. Современное законодательство говорит о том, что термин договор распространяется не только на сделки, оформленные в письменном виде, но и на устные договоренности.

Договор и контракт должны включать в себя следующую информацию:

  1. Правила поставки товара или оказания услуг.
  2. Порядок оплаты.
  3. Систему разрешения конфликтных ситуаций.
  4. Возможные риски, в том числе и форс-мажорные обстоятельства.
  5. Возможные отклонения от условия договора.
  6. Ответственность сторон.

И договор и контракт будут иметь одинаковую структуру, которая уже устоялась в коммерческой практике. Документ состоит из следующих основных разделов:

  1. Преамбула, в которой прописываются наименование сторон.
  2. Предмет контракта.
  3. Условия поставки товара или оказания услуг.
  4. Порядок оплаты.
  5. Ответственность сторон.
  6. Обстоятельства непреодолимой силы.
  7. Прочие условия.
  8. Реквизиты сторон.

Правила заключения договоров и контрактов регламентируются не только 44-ФЗ, но и Гражданским кодексом РФ. В нем предписывается использовать понятие контракт для тех сделок, в которых одной из сторон выступает государственная организация. Такие же правила предусматривает и Бюджетный кодекс России.

В настоящее время все закупки от лица государственных, либо муниципальных структурных образований регламентируются одним и тем же законодательно-нормативным актом — Федеральным законом о контрактной системе от 5 апреля 2013 года. ФЗ №44 полностью регулирует все взаимоотношения между исполнителями и заказчиками, относящимися как к муниципальным, так и к государственным субъектам.

Но разница между тем и другим типом контракта все же есть. Она заключается непосредственно в уровне бюджета, из которого производится финансирование работ или поставок по договору.

В статье №10 бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено положение о трехуровневой системе распределения средств в нашей стране. На первом уровне находятся федеральный бюджет, а также источники внебюджетных фондов РФ. На втором — бюджеты субъектов РФ и государственных территориальных фондов вне бюджета. Наконец, к третьей категории относятся местные бюджеты — это казна любого муниципального района, городского округа, внутригородского образования. Любая муниципальная структура, согласно существующей норме, закрепленной законодательно, имеет право на формирование и утверждение локального бюджетного акта, на основе которого ведется работа с финансовыми потоками весь последующий год.

Таким образом, мы приходим к тому, что разница заключается только в том, из какого уровня бюджета исполнителю будет перечислена оплата за выполненные услуги, либо поставки того или иного товара. Между тем, в самом механизме реализации муниципальных и государственных контрактов совершенно нет принципиальной разницы. Вероятно, поэтому муниципальные договоры зачастую также называют госконтрактами.

Государственный (муниципальный) контракт: как заключить

Обеспечение тендерной заявки на участие в государственных и муниципальных конкурсах регламентирует 44 статья Федерального закона о ФКС №44 от 5.04.13г.На нашем сайте вы можете подробно узнать о правилах обеспечения заявок, ознакомиться с основными вариантами его предоставления, а также оформить современную и эффективную банковскую гарантию.

Только у нас вас ждут:

  • кратчайшие сроки — от 1 дня;
  • простота оформления — при минимуме документов;
  • самые надежные банки страны — 50 организаций на территории РФ;
  • финансовая выгода — у нас самые низкие ставки и гибкие условия!

Срочно нужны деньги для обеспечения заявки или обеспечения контракта?

Отправьте заявку — уже завтра у вас будут деньги!

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения при заключении и совершении сделок, является Гражданский Кодекс РФ (ГК РФ). Ст. 420 этого кодекса содержит понятие договора — это соглашение двух или более лиц о наличии, изменении или прекращении определенных прав и обязанностей, условия которого соответствуют установленным сторонами правилам, не противоречащим законодательству РФ.

Параграф 4 гл. 30 ГК РФ раскрывает особенности понятия контракта, как одной из разновидностей договора, заключаемого в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Более конкретизированное описание термина содержит ст. 3 44-ФЗ: государственный или муниципальный контракт — это договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования заказчиком соответствующего уровня для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Вот кратко, чем отличается контракт от договора по 44-ФЗ:

  1. Порядок заключения. Госконтракт заключается посредством реализации процедур, предусмотренных 44-ФЗ.
  2. Субъектный состав. Обязательной стороной выступает государственный (муниципальный) заказчик, действующий от имени соответствующего публично-правового образования. Допускается смена заказчика, но не поставщика (за исключением его реорганизации).
  3. Цель заключения. Госконтракт призван реализовывать государственные и муниципальные нужды.
  4. Регламентация положений контракта сведениям извещения и документации. Условия соответствующей документации должны находить свое отражение в госконтракте, заключаемом по итогам процедуры закупки.
  5. Ограничения в сроках заключения. Сроки заключения регламентированы при проведении торгов в зависимости от способа определения поставщика (аукцион, конкурс — не ранее 10 дней от публикации итогового протокола, конкурс — не ранее 10, запрос котировок — не ранее 2 рабочих дней от публикации протокола подведения итогов).

Лица, работающие в юридической сфере, нередко сталкиваются с понятием контракта. Часто происходит путаница между двумя терминами. Это связано с тем, что законодательство не дает четкого определения понятию «контракт». Поэтому термины просто сопоставляют друг с другом.

По мнению юристов, контракт – это специфическая форма договора, содержащая определенный субъектный состав. Основное требование – письменный вид.

Более понятным данное определение делает ФЗ №44, содержащий информацию о закупке товаров и предоставлении услуг для нужд государства.

К основным особенностям контракта относятся:

  • одной из сторон всегда выступает государство или органы муниципальной власти;
  • имеет срок действия;
  • расторгнуть соглашение может только одна сторона. Если контракт относится к трудовому законодательству, то это работодатель, к гражданскому – заказчик или государственный орган власти;
  • может быть составлен только в письменном виде;
  • если при разрыве контракта одна сторона окажется пострадавшей, она получает компенсацию.

На основании контракта регулируются взаимоотношения между государством и его гражданами.

Прямой договор по 44-ФЗ и его особенности

ТК РФ исключает из своей терминологии понятие «контракта». Ранее существовал документ, который употреблял данный термин (КЗоТ), но он утратил свою силу в 2002 г.

Есть мнение по поводу того, что контракт – это срочный договор, действующий от года до 5 лет. Данное мнение ошибочно, поскольку договор может заключаться как на ограниченный срок, так и неопределенный. Например, военнослужащие, а также сотрудники, относящиеся к полувоенным организациям (полиция), заключают контракты. Тем не менее основные условия от момента заключения сделки до расторжения отношений соответствуют договорным.

Выбирая форму соглашения, необходимо руководствоваться несколькими критериями:

  • сфера деятельности, в ведении которой находятся права и обязанности сторон, обозначенные в документе. Законодательные нормативные акты для конкретного случая могут потребовать применять ту или иную форму закрепления правоотношений между сторонами. При этом необходимо учесть, что именуя сделку с иностранными партнерами договором, есть риск вызвать недоразумение у второй стороны;
  • категория контрагента. Например, если одной из сторон выступает государство, заключается только контракт, в остальных случаях подписывается договор. Что касается приема на работу, то для некоторых сотрудников предусмотрена только контрактная форма соглашения.

В гражданском праве контрактом считается соглашение, одной из сторон которого выступает государство. Оно может действовать через органы власти или организации определенных типов. Для удовлетворения нужд государства закупки проводятся по закону 44-ФЗ. В рамках этой нормы между заказчиком и исполнителем заключаются контракты. При этом исполнителем может быть любое лицо, удовлетворяющее определенным требованиям, как юридическое, так и физическое. А вот вторая сторона контракты — это всегда государство, то есть:

  • орган государственной власти;
  • госкорпорация;
  • бюджетное учреждение;
  • казенное учреждение;
  • государственное или муниципальное унитарное предприятие.

Другими словами, контракт заключается на бюджетные деньги. Заказчик объявляет свои нужды, исполнитель их удовлетворяет и получает за это оплату из бюджета соответствующего уровня.

В отличие от контракта, договор может заключаться между любыми лицами. Стороной договора может быть обычный гражданин, индивидуальный предприниматель или организации любого типа. В том числе государственная корпорация или монополия, компания с государственным участием, а также бюджетное учреждение или унитарное предприятие (в части закупок на собственные, а не на бюджетные средства). В таком случае упомянутые лица производят закупки в рамках закона 223-ФЗ. Когда победитель определен, с ним заключается договор.

О том, кто может стать исполнителем договора по 223-ФЗ, вы можете узнать из этого материала.

По трактовке современных экономических словарей контракт представляет собой юридически обязательную сделку между определенными лицами, где четко обозначены действия, подлежащие неукоснительному выполнению сторонами, а также предусмотрены меры ответственности за нарушение обязательств по условиям контракта. Договор – инструмент для получения или предоставления прав одной из сторон или обеими сторонами.

Сбить с толку может еще один момент. В РФ принят закон, который регулирует порядок и условия составления договоров. Он называется «Закон о контрактной системе», т.е. уже само наименование нормативно-правового акта вводит в заблуждение.

Поэтому даже специалисты не могут прийти к единому мнению относительно того, как и где правильно употребить подходящий термин, а также какую юридическую силу присвоить тому или иному документу. Сами же понятия нередко считают взаимозаменяемыми.

Обычно более ясное значение документ принимает в конкретном случае. И гораздо проще разобраться в отличиях, например, договора от контракта на поставку продукции, чем спорить по поводу того, у какого документа правовой вес больше.

Если конкретизировать терминологию, то договор подразумевает исполнение обязательств одной из сторон (например, поставка товаров в срок), а контракт предусматривает ответственность двух сторон. При этом разорвать отношения можно только в случаях и порядке, прописанном в документе.

В рамках закупок контракт и договор отличаются весьма существенно. И в основном именно за счет того, что первый из них регламентируется законом 44-ФЗ, а второй — законом 223-ФЗ. Второй закон дает заказчиком гораздо больше свободы. Например, они могут самостоятельно выбирать способ определения поставщика, тогда как закон 44-ФЗ жестко регламентирует этот вопрос.

Закон о госзакупках регламентирует практически все аспекты — от планирования закупки до приемки результатов контракта. Любое отступление от его норм карается штрафами. В отличие от него закон 223-ФЗ оставляет практически все решения за сторонами договора.

  1. Порядок заключения. Госконтракт заключается посредством реализации процедур, предусмотренных 44-ФЗ.
  2. Субъектный состав. Обязательной стороной выступает государственный (муниципальный) заказчик, действующий от имени соответствующего публично-правового образования. При этом допускается смена заказчика, но не поставщика (за исключением его реорганизации).
  3. Цель заключения. Госконтракт призван реализовывать государственные и муниципальные нужды.
  4. Регламентация положений контракта сведениям извещения и документации. Условия соответствующей документации должны находить свое отражение в госконтракте, заключаемом по итогам процедуры закупки.
  5. Ограничения в сроках заключения. Сроки заключения регламентированы при проведении торгов в зависимости от способа определения поставщика (аукцион — не ранее 10 дней от публикации итогового протокола, конкурс — не ранее 10 и не позднее 20 дней, запрос котировок — не ранее 7 дней и т. д.).

Тем не менее между договором и контрактом в рамках закупочного законодательства много общего. По большому счету любой контракт является договором. Можно сказать иначе — контракт является частным случаем договора, в котором покупатель/заказчик — государство.

И контракт, и договор должны содержать ряд параметров. Часть из них являются существенными условиями, например, наименование сторон, предмет договора, его стоимость. При их отсутствии соглашение будет считаться недействительным. Также существует положения, которые включаются по желанию сторон. Например, это соглашение о предоплате или привлечении субподрядчиков.

В практике государственных закупок был прецедент, когда муниципальный заказчик подписал с поставщиком договор на сумму до 100 тыс. р., а казначейство признало это наименование неправомерным, так как, по его мнению, следовало подписывать не договор, а контракт.

Контракты и договоры регулируются не только 44-ФЗ, но и Гражданским кодексом.

Под договором понимается соглашение, которое было достигнуто двумя или более лицами в части установления, прекращения или изменения гражданских прав и обязанностей (согласно ст. 420 ГК).

Аналогичное определение приводится и в отношении контракта. Согласно Главе 30 ГК, контракт является разновидностью договора, который направлен для удовлетворения государственных нужд.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 ФЗ-44 «О контрактной системе….», данный закон регулирует вопросы заключения гражданско-правовых договоров, предметом которого выступает поставка товаров, выполнение определенных работ и оказание услуг от лица РФ, российского субъекта или муниципальных органов власти, а также бюджетным учреждением или юрлицом.

Особенностями госконтракта по 44-ФЗ являются следующие моменты: Одной из сторон является госзаказчик.

Сроки подписания четко регламентированы 44-ФЗ (например, для аукциона – не ранее 10 дней после публикации итогового протокола). Условия обязательно включают неизменность цены и ее твердое значение, ответственность поставщика за срыв контракта, сроки оплаты и порядок ее внесения, требования обеспечения, порядок приемки, условия отказа от контракта и пр.

Для некоторых видов контрактов в ЕИС сегодня содержится 9 обязательных для применения документов при проведении закупки в соответствующей отрасли: на поставку медизделий, оказание выставочных услуг, обслуживание автотранспорта и пр. Когда стороны подписывают договор, а когда – контракт В 44-ФЗ не содержится каких-либо дополнительных указаний и требований о том, что документ с условиями исполнения госзаказа требуется именовать именно «контрактом» или «договором».

При этом исходя из положений ст. 431 ГК и пп. 1,6 ст. 13 АПК при рассмотрении спора по договору в судебном порядке суд будет учитывать существо отношений, которые он регулирует. То есть не будет иметь значения, договор ли подписан сторонами или контракт, ни прочая терминология.

Трудовой контракт и трудовой договор: отличия

Форма документирования взаимоотношение никак не зависит от вида закупки и ее объекта. Таким образом, наименование договора, который подписывается сторонами в рамках 44-ФЗ, не имеет принципиального значения.

Он может именоваться как «договором», так и «контрактом». Более важным для сторон является соблюдение порядка заключения договора, а не правильный выбор формы сделки.

Что касается происхождения, слово контракт (лат. contractus – сделка) появился в Римском частном праве после создания Закона XII таблиц. Он был письменным соглашением нескольких сторон, закрепляющим их обязательства. Интересно, что особое внимание при заключении контрактов уделялось не их внешней форме, а ритуалу их заключения.

Договор – это исконно русское понятие, обозначавшее скорее устные договоренности между несколькими сторонами. В настоящее время договор может быть заключен и устно и письменно.

В первую очередь рассмотрим использование этих понятий в Гражданском кодексе, так как это основной документ, дающий описание порядка и условия заключения сделок.

Согласно статье 420 Гражданского кодекса, договор – это соглашение двух или нескольких лиц об изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. При этом к договорам применяются правила о двух и много сторонних сделках.

Официального определения понятия контракт, несмотря на распространенность использования термина, в законодательных актах в настоящее время нет. Условно можно считать контракт письменным подвидом договора с государственной организацией в качестве одной из сторон.

Так в Гражданском и Бюджетном кодексах контрактом считается письменная сделка, заключенная с государственной организацией.

Например, договор купли-продажи или поставки заключается с физическими или юридическими лицами, а контракт с государственной или муниципальной организацией.

В 30 главе Гражданского кодекса также появляются понятия государственного (муниципального) контракта и договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. Эти понятия имеют отношение к различным стадиям заключения сделки после проведения тендера.

  1. Государственный (муниципальный) контракт заключается после проведения тендера и выбора конкретного исполнителя
  2. Договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд подписывается уже после согласования условий сделки

В налоговом кодексе внешнеторговые отношения, предусматривающие вывоз товаров из России за пределы таможенного союза, называют контрактами. Слово договор в заглавии документа не помешает исполнению условий сделки, но могут возникнуть сложности при оформлении и подаче таможенной декларации. Из-за того, что для подобных сделок предусмотрена нулевая ставка налогообложения, для облегчения получения налогового вычета стоит указывать в качестве наименования документа именно контракт.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.