Право на жизнь в семье со своими родителями статья конвенции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право на жизнь в семье со своими родителями статья конвенции». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Кто мы
  • Права человека
  • Демократия
  • Верховенство права
  • Европейская конвенция о правах человека
  • Трудоустройство и стажировки
  • Посещение Совета Европы

Конвенция о правах ребенка

  • Лента новостей
  • Видеоканал «Права человека»
  • Фотогалереи
  • Книжный интернет-магазин
  • Бесплатные публикации
  • Информационные кампании
  • Архивы
  • Архив веб-страниц
  • Ассоциация сотрудников
  • Административный суд
  • Доступность веб-сайта
  • Карта веб-сайта
  • Схема проезда

Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей регламентируются не только внутренним законодательством, но и международной конвенцией ООН «О правах ребенка».

Любой человек старается донести до собственного ребенка простую истину о том, что он обязан отвечать за свои совершенные поступки и действия. Правда, зачастую даже родители забывают о том, что они должны нести собственную ответственность за собственных детей, и умышленно перекладывают личные обязанности на учителей, воспитателей или самих детей.

В ст.63 СК РФ рассматриваются главные обязанности родителей, которые касаются воспитательного и образовательного процессов. В соответствии с закрепленными положениями, родители несут ответственность за воспитание несовершеннолетних. Поэтому для начала необходимо разъяснить, что же включает в себя сам термин «ответственность родителей за воспитание». Это понятие состоит из нескольких основных моментов:

  • Забота о всестороннем развитии ребенка, а в частности, в духовном, психологическом и физическом аспекте. Родители обязуются предоставить ребенку возможность в получении общего образования, и все дети обязаны посещать образовательные учреждения;
  • Защита интересов ребенка. Родители выступают официальными представителями интересов собственного ребенка перед законом. Поэтому при возникновении необходимости они обязаны отстаивать его интересы и защищать права;
  • Обеспечение безопасности. В соответствии с этим моментом, родители должны обеспечить ребенку безопасную среду для развития и жизни, при этом, не используя физические наказания и моральное давление в качестве инструментов контроля;
  • Материальное обеспечение ребенка. До того момента, как ребенок не достигнет возраста совершеннолетия (18 лет), родители обязаны его содержать;
  • Воспитание ребенка. В этой категории особенное внимание стоит уделить ответственности родителей за поведение детишек, поскольку их воспитательный процесс в дальнейшем найдет свое отражение на поведении ребенка не только в семье, а и в социуме.

Конвенция о правах ребенка, а также внутренние нормативы российского законодательства предусматривают, что основную ответственность в плане воспитания детей несут именно родители, и интересы ребенка обязательно должны стоять на первом месте для его отца и матери.

Если же будет установлено, что обязанности родителей выполняются недолжным образом или же имеет место нарушение прав ребенка, то в этой ситуации ответственность родителей может стать юридической. Практически в каждом сегменте права имеются положения, которые регулируют ответственность родителей перед своими детьми:

  • Гражданская правовая база (ст.1073-1075 ГК РФ);
  • Административное право (ст.5.35 КоАП РФ);
  • Семейное право (ст.69, 73 СК РФ);
  • Уголовное законодательство (ст.156 УК РФ).

В перечисленных выше положениях и нормативах предусмотрены меры ответственности родителей за ненадлежащее выполнение личных обязанностей в отношении к собственным детям.

Конвенция ООН о правах ребенка

Важной составляющей воспитательного процесса, в результате которого ребенок формируется как личность, выступает получение им общего образования. Обязанность родителей по обеспечению своим детям права на получение качественного образования закреплено в Конституции РФ (п.4 ст.43).

В соответствии с п.2 ст.63 СК была узаконена конституционная норма относительно действующих обязанностей родителей на обеспечение получения общего образования своими потомками. Кроме того, предполагается, что образование должно в обязательном порядке обеспечить формирование у каждого ребенка адекватной картины мира, которая соответствует современной степени знаний. Это поможет сформировать личность ребенка и обеспечит моделирование поведенческой модели, которая будет приемлема не только для семьи, а и в целом для общества.

Непосредственно само образование направляется на достижение таких основных целей, как:

  • Развитие личности и формирование нормального поведения ребенка в социуме;
  • Развитие личностных талантов и распознание способностей ребенка;
  • Воспитание у ребенка понятия уважения к человеческим правам и основным свободам личности;
  • Формирование уважительного отношения к культуре и традициям не только своей страны, но и всех государств мира;
  • Развитие нормального уважительного отношения к основным правовым нормам;
  • Подготовка ребенка к сознательной жизни в плане взаимного равноправия и уважения;
  • Бережливое отношение к природе.

Общее образование является обязательным, и если родители не в состоянии обеспечить выполнение этого права, то в соответствии с действующим законодательством они могут понести ответственность. При этом стоит уточнить, что право родителей на выбор образовательной программы считается непрекословным. Следовательно, именно родители решают, каким образом их дети будут получать общее образование – в специальных образовательных заведениях или же на дому.

Конвенция ООН о правах ребенка – это специализированный юридический документ, который играет международную роль и предопределяет права несовершеннолетних детей, которые должны быть гарантированы в странах-участницах подписания документа. Участниками процесса подписания документа стали все страны ООН, кроме США. Конвенция ООН о правах ребенка выступает базовым нормативным актом, который охватывает полный спектр правовых гарантий несовершеннолетним лицам.

Конвенция ООН о правах ребенка включает 54 статьи, которые подробно рассматривают индивидуальные свободы и права всех граждан, возраст которых может варьироваться от момента рождения до 18 лет (совершеннолетие в различных странах может ограничиваться различным возрастом).

Конвенция ООН о правах ребенка, первая ее часть полностью расшифрует понятие слова «ребенок», а также регламентирует верховенство интересов и базовые права и свободы детей. Вторая часть документа Конвенция ООН о правах ребенка уточняет особенности структуры и функции Комитета по правам ребенка, а также возлагает на государственные органы задачу по реализации решений данного учреждения. Третья часть Конвенции ООН о правах ребенка фиксирует пути разрешения различных процессуальных правовых проблем органами государственной власти, которые возникли в процессе применения статей данного документа.

Конвенция ООН о правах ребенка была составлена в соответствии с базовыми демократическими принципами, среди которых:

  • Отсутствие любых видов дискриминации. Конвенция ООН о правах ребенка запрещает пренебрежение ребенка по различным индивидуальным признакам: национальной принадлежности, языку, религиозным предпочтениям, этническому происхождению и социальному положению, состоянию здоровья, политическим взглядам и личным предпочтениям;
  • Верховенство интересов. Конвенция ООН о правах ребенка регламентирует соблюдение интересов несовершеннолетних в процессе принятия любых решений, которые касаются жизни детей;
  • Наивысшее качество жизни, развитие и защита. Общество и государственные органы должны гарантировать несовершеннолетним лицам полноценную реализацию физического, социального и духовного потенциала;
  • Всяческое участие в жизни подрастающего поколения: родители, взрослые граждане и государственная власть должны постоянно участвовать в принятии любых решений, а также добиваться учета мнения при решении дальнейшей судьбы малолетних граждан.

В соответствии с главными конституционными нормами и основными законодательными положениями, все граждане России имеют право на получение общего образования. Это право наступает для всех в детском возрасте, и должно быть обеспечено родителями ребенка.

В соответствии с законом «Об образовании в РФ» обязательным считается начальное, основное и среднее образование. Таким образом, в соответствии с данным нормативом, все дети обязаны ходить в школу и получать общее образование, а на их родителей накладывается обязательство по контролю за выполнением этого права.

При этом закон предусматривает, что именно родители имеют право решать, каким образом их дети будут получать основы образования. По решению родителей, ребенок может получать образование в домашних условиях или же в общеобразовательных заведениях государственного или частного образца. При этом стоит отметить, что прохождении домашнего обучения должно быть согласовано с органами опеки, дабы в будущем не возникли никакие сложности.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Защитим семью — защитим детей

  • Решение Верховного суда: Определение N 4-КГ13-36, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (п.1 ст. 63 СК РФ в редакции, действовавшей на момент подачи заявления). Согласно п. 1 ст. 65 СК РФ родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей…
  • Решение Верховного суда: Постановление N 58-АД17-2, Судебная коллегия по административным делам, надзор Согласно пункту 2 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования…
  • Решение Верховного суда: Определение N АПЛ15-354, Апелляционная коллегия, апелляция Воронежа, как по месту жительства ее матери, так и по месту жительства заявителя — отца ребенка, а также исключают возможность оформления на ребенка двух медицинских карт. Такие положения нарушают его права и законные интересы, предусмотренные пунктом 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации, а также права и законные интересы ребенка, гарантированные частями 1 и 2 статьи 38, частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации…

Конституция Российской Федерации признает заботу о детях, их воспитание равным правом и обязанностью родителей (часть 2 статьи 38).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, названным федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Одним из основополагающих нормативных правовых актов, регулирующих права несовершеннолетних детей, является Семейный кодекс Российской Федерации (далее также — СК РФ), в главе 11 которого закреплены, в частности, право каждого ребенка на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (абзац второй пункта 2 статьи 54 СК РФ), а также право на общение с обоими родителями, в том числе в случае раздельного проживания родителей либо проживания их в разных государствах (пункт 1 статьи 55 СК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Они имеют право и обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии (пункт 1 статьи 63 СК РФ). Пунктом 1 статьи 65 СК РФ также закреплено, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей; обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

Семейный кодекс Российской Федерации (пункт 2 статьи 65 СК РФ) налагает на родителей обязанность решать все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, по взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом их мнения.

Статьей 66 СК РФ установлены правила осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, в соответствии с которыми такой родитель, в частности, имеет право на общение с несовершеннолетним и участие в его воспитании, а родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

Пункт 1 статьи 56 СК РФ гарантирует ребенку право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе от злоупотреблений со стороны родителей. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации, органом опеки и попечительства, прокурором и судом (пункт 1 статьи 56 СК РФ).

Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года, вступившая в силу для Российской Федерации 1 октября 2011 года (далее также — Конвенция 1980 года, Конвенция), направлена на защиту детей в международном масштабе от вредных последствий их незаконного перемещения или удержания, на установление процедур, обеспечивающих их незамедлительное возвращение в государство их постоянного проживания, а также на обеспечение защиты прав доступа.

Одной из целей Конвенции является обеспечение незамедлительного возвращения детей, незаконно перемещенных в любое из Договаривающихся государств либо удерживаемых в любом из Договаривающихся государств (пункт «a» статьи 1). При этом в соответствии со статьей 4 Конвенции она применяется к любому ребенку, постоянно проживавшему в каком-либо Договаривающемся государстве непосредственно перед нарушением прав опеки. Применение Конвенции прекращается, когда ребенок достигает возраста 16 лет.

В соответствии со статьей 8 Конвенции 1980 года любое лицо, учреждение или иная организация, заявляющие, что ребенок был незаконно перемещен или удерживается в нарушение прав опеки, могут обратиться в центральный орган государства постоянного проживания ребенка или в центральный орган любого другого Договаривающегося государства за содействием в возвращении ребенка.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 1097 (в редакции от 19 декабря 2018 года) «О центральном органе, отправляющем обязанности, возложенные на него Конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей» полномочия данного центрального органа возложены на Министерство просвещения Российской Федерации.

Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 126-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей» Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — ГПК РФ) дополнен, в частности, главой 22.2 «Производство по рассмотрению заявлений о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации».


Верховный Суд РФ рассмотрел судебную практику о возвращении незаконно перемещенных или удерживаемых детей на основании Конвенции о международном похищении детей.

В таких делах обязательно участвуют прокурор и орган опеки и попечительства, в необходимых случаях — психолог. Ребенка возвращают, если к моменту рассмотрения дела его удерживают в России менее года. В возвращении отказывают, если прошло более года и установлено, что ребенок действительно адаптировался в новых условиях. Обязанность доказать адаптацию суд возлагает на ответчика.

Суды учитывают риск возвращения при угрозе физического или психологического вреда ребенку, исполнение истцом обязанностей по воспитанию, мнение детей в соответствии с возрастом и зрелостью. Они устанавливают, действительно ли ребенок постоянно проживал в государстве, из которого перемещен. Учитывают длительность, условия пребывания, посещение дошкольного учреждения или школы, семейные и социальные связи, гражданство ребенка и знание языка.

Международное законодательство о правах ребенка Российское законодательство о правах ребенка

Права ребенка — комментарии Российского и международного законодательства

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.
В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.
2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями (лицами, их заменяющими) и другими родственниками в порядке, установленном законом.

Указанная категория прав способствует и направлена на развитие как личности, способствует раскрытию его потенциала. В качестве примера можно привести следующие права на:

  • образование;
  • участие в массовых мероприятиях;
  • предпочтения вероисповедания;
  • получение информации.

Данная категория прав гарантирует детям защиту от насилия и эксплуатации. В качестве примера можно привести следующие права на:

  • защиту от насилия и телесных повреждений;
  • неучастие в вооружённых конфликтах;
  • недопустимость использования и эксплуатации;
  • защиту от трудовой эксплуатации.

То есть такие, которые закрепляют равноправие участия в жизни общества. Например, следующие права на:

  • формулирование собственного мнения;
  • участие в ассоциациях;
  • участие при решении проблем, касающихся решения вопросов, относящихся к их жизни и развитию.

К таковым можно отнести следующее:

  • достойное жильё;
  • обеспечение питанием;
  • получение должной медицинской помощи.

Защита прав детей в России, а также применение положений, определённых Конвенцией, на сегодня имеет огромное значение.

СССР присоединился к названному документу только в 1990 году, Россия, как его правопреемница, стала участником в 1992 году. Несмотря на наличие замечаний со стороны Комитета ООН по результатам проведения неоднократных докладов, проблемы и замечания в правовой сфере РФ были устранены не все.

Конвенция о правах ребенка в России

Сутью Конвенции о правах ребенка является в признании детей полноправной частью общества. Обеспечение прав ребенка сводится к выполнению 4 требований:

  • выживание ребенка предполагает оказание ему медицинской помощи и предоставление всего, что необходимо для нормальной жизнедеятельности;
  • развитие ребенка осуществляется с помощью образования, досуга и участия в общественной жизни;
  • защита ребенка означает предоставление ему помощи в неблагоприятных ситуациях (во время войны, в случае инвалидности, лишения родителей, вовлечения в преступную деятельность);
  • право на участие в общественной жизни (свобода мнения, совести, религии, доступ к культурному наследию, выбор языка).

Конвенция закрепляет 4 основных принципа:

  • недопущение дискриминации;
  • право ребенка на жизнь и достойное развитие;
  • уважение личности ребенка;
  • приоритет защиты интересов детей.

Конвенция о правах ребенка – это акт, устанавливающий определенные требования к государствам-участникам. Государство обязано создать условия для достойного воспитания детей и их подготовки к взрослой жизни. Конвенция устанавливает общие нормы, на основе которых государство выбирает механизмы защиты прав детей с учетом собственных культурных, политических, социальных особенностей.

В соответствии с 1 статьей Конвенции, ребенком признается человек, не достигший 18 лет, если законом его страны не установлен более ранний возраст наступления совершеннолетия.

Ребенок имеет те же базовые права, что и любой человек: на жизнь, здоровье, имя, гражданство, образование, отдых, неприкосновенность личности, свободу, защиту чести и достоинства, выбор языка общения.

Кроме этого, у ребенка должны быть следующие права:

  • на игры и проведение досуга;
  • на семью (если ребенок лишился родителей, государство должно заботиться о его опеке);
  • на развитие в соответствие с его способностями и талантами;
  • на помощь со стороны взрослых и государства;
  • на получение особых условий жизни, если ребенок родился с ограниченными возможностями.

Люди, которые должны обеспечивать защиту прав ребенка, – это родители, опекуны, попечители, государство. На них возлагаются следующие обязанности:

  • уважать мнение ребенка и поощрять его благие намерения;
  • соблюдать закон своей страны и правила международных договоров в области охраны прав детей;
  • обеспечить обучение в школе, колледже, вузе;
  • оснащать ребенка всем необходимым для жизни: едой, жильем, одеждой;
  • предоставить ребенку защиту;
  • играть с детьми, создать все условия для их развития.

Конвенция о правах ребенка – это международный договор, в соответствии с которым государства берут на себя обязательства по защите детей. Государство, участвующее в Конвенции, обязано бороться с детской смертностью, помогать женщинам во время беременности и после рождения ребенка. Эти обязанности проистекают из принципа охраны материнства и семьи. Ребенка нужно защищать:

  • от насилия;
  • от использования его труда, если это препятствует обучению;
  • от вовлечения в наркотическую зависимость;
  • от торговли детьми, похищений;
  • от информации, вредящей его нормальному развитию;
  • от войны (несовершеннолетние не могут призываться на фронт);
  • на более мягкое наказание в случае совершения им преступления.

Резолюцией Генассамблеи ООН от 19.12.2011 г. был принят Факультативный протокол к Конвенции о защите прав ребенка, который регулирует рассмотрение сообщений Комитетом. Сообщение – это жалоба лица на действия своего государства, нарушающие права, предусмотренные Конвенцией. Комитет рассматривает сообщение, если оно отвечает следующим условиям:

  • не анонимное;
  • оформлено в письменном виде;
  • совместимо с требованиями Конвенции и протоколов;
  • поставленный вопрос еще не рассматривался Комитетом или в порядке другой процедуры международного урегулирования;
  • достаточно обосновано;
  • исчерпаны все государственные средства защиты, или очевидно, что предоставление помощи затягивается;
  • сообщение поступило в течение года после того, как закончились внутригосударственные средства защиты.

Комитет рассматривает полученные сообщения на заседаниях. После этого он направляет свои соображения государству, в отношении которого поступила жалоба.

Основной принцип разрешения конфликтов – это дружественное урегулирование спора, основанное на уважении обязательств, утвержденных Конвенцией.

Если существует угроза нанесения непоправимого вреда жертве нарушения, Комитет может просить государство о введении временных мер. Такая просьба может быть направлена еще до вынесения решения по жалобе.

Конвенция о правах ребенка в России вступила в силу 13 июня 1990 г. Во исполнение требований Конвенции в 1998 г. был принят Закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”. Он развивает положения Конвенции и Конституции РФ о правах ребенка. При содействии Детского Фонда ООН и Министерства труда в 1998 г. в России появилась должность Уполномоченного по правам ребенка.

Изначально эта должность была введена в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Калужской, Волгоградской, Новгородской областях. В 2005 г. уполномоченные по правам детей России заключили соглашение о сотрудничестве и создали Ассоциацию.

На сегодняшний день институт детского омбудсмена развивается не только на уровне субъектов РФ, но и образовательных учреждений, муниципальных образований.

В 2009 г. была создана должность Уполномоченного по правам детей при Президенте РФ. Первым на эту должность был назначен Алексей Головань, который до этого был детским омбудсменом от Москвы. На данный момент эту должность занимает Анна Кузнецова.

В 2009 г. появился Детский Общественный Совет при Уполномоченном по правам ребенка. Он действует на общественных началах и занимается вопросами, касающимися прав и законных интересов детей.

После завершения Второй мировой войны стала очевидной необходимость более пристального внимания к человеку, его правам. В результате в 1948 г. появилась Всеобщая декларация прав человека, в ч. 2 ст. 25 которой говорилось: «Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой». Этим упоминание о детях и ограничивалось. Но в 1959 г. Организация Объединенных Наций приняла Декларацию прав ребенка, где подчеркивалось, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения».

Под Конвенцией ООН о правах ребенка принято подразумевать международный правовой документ, который определяет права детей на образование, отдых, пользование достижениями культуры и др.

В документе содержится 54 статьи, которые детализируют личные интересы граждан, не достигших возраста 18 лет.

Конвенция подвергается изменениям, так как государства, принявшие ее, предлагают различные варианты усовершенствования документа.

Во второй части содержатся статьи 42-45. Они определяют численный состав Комитета, его обязанности и структуру. Также в одной из статей указывается право ребенка начать трудовую деятельность при достижении 14 лет.

Во второй части также говорится о том, как государства-участники Конвенции обмениваются друг с другом информацией.

Каждые 4 года осуществляется избрание Комитета. Его главной обязанностью считается рассмотрение обращений о случаях нарушения интересов малолетних граждан. Если жалоба была не анонимной, то Комитет имеет право расследовать конкретную ситуацию.

С 2014 года несовершеннолетние граждане, чьи интересы были ущемлены, могут подать жалобу в Комитет по охране прав и свобод.

Международным правовым документом предусмотрено, что когда отпрыск достигнет определенного возраста, он сможет высказывать свое мнение при решении внутрисемейных вопросов. Также позиция чада будет учитываться на судебных заседаниях, если затрагиваются его интересы.

В международном правовом документе сказано, что отпрыск имеет право видеться со своими родственниками. Исключением считаются случаи, когда такие встречи вредят несовершеннолетнему.

Права детей, имеющих какие-либо отклонения, не должны ущемляться. Они также могут иметь семью, получать образование, врачебную помощь и т. д.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 года.

Международный правовой акт ратифицирован всеми странами-членами ООН, за исключением Сомали и США.

Если конкретное государство ратифицирует международный правовой документ, то на территории этой страны он приобретет статус закона, за соблюдением которого следят несколько экспертов.

На территории России Конвенция вступила в силу 23 августа 1993 года. Данный факт закреплен в Постановлении Правительства РФ №848.

Также в России права несовершеннолетнего гражданина регулируются следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Конституция РФ.
  2. Семейный кодекс РФ.
  3. Законодательство РФ об охране здоровья граждан.
  4. ФЗ «Об образовании».
  5. Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ.
  6. Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот.
  7. ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Россия ежегодно занимается составлением документа, в котором отражаются меры, предпринимаемые страной для поддержания положений Конвенции. Он направляется в ООН на рассмотрение.

Права детей, закрепленные Конвенцией, подвергаются нарушениям. Зачастую виновниками выступают родители несовершеннолетнего. Хотя именно они должны обеспечивать защиту интересов своего чада.

В России за соблюдением прав несовершеннолетних следят следующие лица и органы:

  1. Прокуратура.
  2. Органы опеки и попечительства.
  3. Комитет по делам несовершеннолетних.
  4. Суд.

Если гражданин нарушит интересы несовершеннолетнего, то он понесет либо уголовную, либо административную ответственность. Все зависит от степени тяжести правонарушения.

В России Конвенция о защите прав детей вступила в силу 23 августа 1993 году. Это закреплено в Постановлении Правительства Российской Федерации № 848. В этом документе говорится также и о принятии Всемирной декларации о защите детей.

В нашей стране живет приблизительно 40 миллионов детей, все они нуждаются в охране законных прав и поддержке со стороны государственных органов, независимо от своего статуса. Это закреплено на законодательном уровне в Конституции, Семейном, Уголовном, Трудовом кодексе и других документах. Каждый год Россия готовит и направляет в ООН документ, в котором представлена информация о том, какие меры предпринимаются в государстве для поддержания положений Конвенции.

План:

1. Конвенция о правах ребенка

2. Общие положения Конвенции о правах ребенка

1. Конвенция о правах ребенка – это первый официально утвержденный международный документ, включающий полный перечень прав человека: гражданские и политические права наряду с экономическими, социальными правами, что подчеркивает их важность в равной степени.

Конвенция о правах ребенка была единогласно одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. В настоящее время она ратифицирована всеми государствами мира за исключением двух: США и Сомали.

Конвенция определяет ребенка как человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Конвенция устанавливает необходимые юридические и моральные стандарты для защиты прав ребенка и не препятствует любым мерам улучшения прав ребенка, закрепленным в государственных договорах. Государства-участники Конвенции несут официальные и моральные обязательства реализации прав ребенка путем административных, законодательных, юридических и других мер по воплощению Конвенции.

2. Наилучшее обеспечение интересов ребенка.

3. Право на жизнь, выживание и развитие.

Активным действиям по защите прав несовершеннолетних положила начало Декларация о правах ребенка, принятая в 1959 году. Основанием для её создания стало положение о том, что дети нуждаются в дополнительной заботе и защите, названное в числе прочих положений Всеобщей декларации о правах человека. Спустя три десятилетия состоялось подписание Конвенции ООН о правах ребенка.

Работа над проектом началась в 1979 году и продолжалась в течение десятилетия. Документ был завершен и принят Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, однако начал действовать только по завершению ратификации двадцатью странами, входящими в состав ООН. Таким образом, Конвенция о правах ребенка вступила в силу только 02.09.1990 года.

15 сентября 1990 года в СССР начала действовать Конвенция, получившая статус закона. Как правопреемник СССР, Россия признает это соглашение, сохраняет за ним статус закона и обязуется обеспечивать реализацию принципов и положений, определяемых договором.

Российская Федерация регулярно направляет Комитету обязательные доклады о процессе реализации положений, определенных Конвенцией.

Таким образом, Конвенция не утратила своего первоначального значения для общества, а, напротив, сохранила и увеличила его.

К Конвенции по правам ребенка СССР присоединился в 1990. В 1992 Россия, как его правопреемница, представила первый доклад о реализации Конвенции. На его основе Комитет ООН в 1993 сформулировал свои замечания и рекомендации. С того времени были приняты некоторые программные документы и законы, обеспечивающие практическую реализацию требований Конвенции в России. В 1999, после того, как Россия представила второй Доклад, Комитетом были даны новые рекомендации. Однако к 2002 далеко не все из них были выполнены.

Одной из основных причин принятия «Конвенции о правах ребенка» Россией является построение Россией нового правового государства. Поэтому на практике стремится реализовать права человека и детей в том числе.

По мнению известного правозащитника, руководителя общественной организации «Право ребенка» Б.Л. Альтшуллера, «…права детей и семей с детьми у нас повсеместно нарушаются. Речь при этом идет, конечно, не только о насилии и т.п., но и о правах социально-экономических, не только о нарушениях прав ДЕЙСТВИЕМ, но об их нарушении непозволительным БЕЗДЕЙСТВИЕМ государственных органов, когда ребенку или семье, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обратиться за помощью некуда. Отсюда и сотни тысяч социальных сирот, и миллионы безнадзорных и беспризорных детей».

Из этого следует, что проблема защиты прав детей и обеспечения практического механизма действия Конвенции по правам ребенка на территории РФ имеет сейчас для нашей страны огромное значение. Это другая причина, по которой Россия приняла «Конвенцию о правах ребенка».

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других норм злоупотреблений.

Преамбула Конвенции содержит основополагающие идеи системы прав ребенка в мире, историческую справку о преемственности документов ООН в этой области.

Первая часть Конвенции

· Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.

· Статьи 5-11 определяют такие важнейшие права детей, как право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.

· Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.

К Конвенции по правам ребенка СССР присоединился в 1990. В 1992 Россия, как его правопреемница, представила первый доклад о реализации Конвенции. На его основе Комитет ООН в 1993 сформулировал свои замечания и рекомендации. С того времени были приняты некоторые программные документы и законы, обеспечивающие практическую реализацию требований Конвенции в России. В 1999, после того, как Россия представила второй Доклад, Комитетом были даны новые рекомендации. Однако к 2002 далеко не все из них были выполнены.

Одной из основных причин принятия «Конвенции о правах ребенка» Россией является построение Россией нового правового государства. Поэтому на практике стремится реализовать права человека и детей в том числе.

По мнению известного правозащитника, руководителя общественной организации «Право ребенка» Б.Л. Альтшуллера, «…права детей и семей с детьми у нас повсеместно нарушаются. Речь при этом идет, конечно, не только о насилии и т.п., но и о правах социально-экономических, не только о нарушениях прав ДЕЙСТВИЕМ, но об их нарушении непозволительным БЕЗДЕЙСТВИЕМ государственных органов, когда ребенку или семье, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обратиться за помощью некуда. Отсюда и сотни тысяч социальных сирот, и миллионы безнадзорных и беспризорных детей».

Из этого следует, что проблема защиты прав детей и обеспечения практического механизма действия Конвенции по правам ребенка на территории РФ имеет сейчас для нашей страны огромное значение. Это другая причина, по которой Россия приняла «Конвенцию о правах ребенка».

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других норм злоупотреблений.

Преамбула Конвенции содержит основополагающие идеи системы прав ребенка в мире, историческую справку о преемственности документов ООН в этой области.

Первая часть Конвенции

· Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.

· Статьи 5-11 определяют такие важнейшие права детей, как право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.

· Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.

· Статьи 20-26 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.

· Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг.

· Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

· Статьи 37-40 определяют права ребенка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.

Вторая часть Конвенции

· Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и механизмах контроля за исполнением участниками Конвенции.

Право ребенка жить и воспитываться в семье

(ст. 6, 23 КПР; ст. 16 Конст.; ст. 8 ЗЗД)

Каждый ребенок имеет врожденное право на жизнь и максимальное возможное развитие (т.е. исходя из его способностей). Родитель ребенка при этом имеет право и обязанность по воспитанию своих детей, а также по их обучению и заботе об их благополучии.

Право на жизнь и развитие имеют все дети, также те, которые имеют какое-либо заболевание, физический или психический недостаток. Для такого ребенка также необходимо создать среду обитания, максимально способствующую развитию его способностей, исходя из его потребностей. Среда, в которой он воспитывается, должна быть равноценной среде, в которой растет здоровый ребенок. Условия жизни больного ребенка или ребенка с психическим или физическим недостатком должны обеспечивать ему чувство собственного достоинства, способствовать формированию уверенности в себе и обеспечить возможность активного участия в обществе.

Для максимального развития ребенка должны быть гарантированы еще некоторые права ребенка, такие как право на охрану здоровья, право на образование, игры и отдых. Более подробно речь об этих правах пойдет ниже в соответствующих разделах.

Естественной средой обитания ребенка является семья. Ответственность за воспитание и развитие ребенка в первую очередь несут его родители. Тем детям, которые не могут расти в кругу своей семьи, воспитание и развитие должно обеспечить государство, по возможности отдавая предпочтение условиям, схожим с семейными.

Обеспечение максимально развивающей среды обитания означает, что ребенку должно быть обеспечено наилучшее возможное детство. Ребенка следует воспитывать, учитывая его характерные навыки и способности. Необходимо создать для ребенка гармоничную, любящую и понимающую окружающую среду.

Право на жизнь и развитие является основой для остальных принципов, связанных с обеспечением развития, которые содержатся в остальных статьях Конвенции. В них рассматривается право на образование, здравоохранение, достаточный уровень жизни и игры. С правом на жизнь и развитие связаны статьи Конвенции, которые защищают ребенка от воздействия несправедливого обращения, использования и вооруженных конфликтов, способствуют улучшению положения детей, попавших в такие ситуации, и обеспечивают особый уход и защиту детям с физическими/психическими недостатками.

Hodgkin, R.; Newell, P. Implementation Handbook for the Convention on the Rights of Child. Third ed. Unicef: Geneva 2007, стр. 83–93.

Laste õigused. Lastekaitse Liit: Tallinn, 2005, стр. 41.

(ст. 19, 20, 32, 37 КПР; ст. 18, ст. 28, ст. 29 Конст.; ст. 10, 14, 15 ЗЗД)

Ребенок не всегда может самостоятельно защитить себя. В то же время, важно, чтобы с ребенком в любой ситуации обращались в соответствии с его возрастом, и чтобы была обеспечена его безопасность. Ребенка следует защищать от различного психического и физического насилия, несправедливости, безнадзорности, небрежного или жестокого обращения или эксплуатации, а также от сексуального и прочего злоупотребления. Ребенок имеет прав на особую защиту и поддержку семьи, общества, самоуправления и государства.

Конституция запрещает принудительный труд как в отношении детей, так и взрослых. Ребенка нельзя использовать для выполнения работы. Ребенок не может выполнять работу, которая является для него опасной, мешает посещению школы или вредит его здоровью и развитию.

Детский труд регулируется Законом о трудовом договоре. В нем перечислены возрастные ограничения и особые условия, действующие при приеме на работу. Несовершеннолетним лицам для работы необходимо получить разрешение родителя или инспектора по труду, в зависимости от возраста.

Ребенок имеет право на социальную защищенность, в том числе на социальное страхование. Ребенку, которого родители не могут содержать из-за отсутствия работы, болезни, особых потребностей, старости и т.п., необходимо обеспечить материальное пособие от государства.

По этой причине для детей и семей с детьми законом предусмотрены различные пособия (например, семейные пособия) и социальные услуги. Государство должно заботиться о ребенке, если родители или другие лица, ответственные за ребенка, не делают этого.

Информацию о пособиях, предлагаемых государством детям и семьям с детьми, можно получить в городской или волостной управе по месту жительства или по телефону помощи детям 116111.

Большая палата Европейского суда по правам человека в деле № 39948/06 «Савины против Украины» постановила, что если органам местного самоуправления кажется, что родители не могут предложить детям необходимые условия, недостаточно лишь предъявления фактических доказательств. Обязательно необходимо доказать, что этих же обстоятельств достаточно для того, чтобы забрать ребенка из семьи. Это значит, что решение об отчуждении ребенка должно основываться на доказательствах, собранных не только в ходе выборочных визитов чиновников органов местного самоуправления. Необходимо получить оценку врача и по возможности, в зависимости от возраста ребенка, также его собственное мнение. До того, как забрать ребенка из семьи, следует рассмотреть все альтернативы. Возможно, что ситуацию можно разрешить при помощи консультирования, материального пособия, гуманитарной помощи в виде пищи или одежды. После того, как ребенка забрали из семьи, следует постоянно помогать ребенку и родителям, чтобы сделать возможным возвращение ребенка домой. На то время, пока ребенок будет жить вне семьи, необходимо обеспечить ему регулярный контакт с родителями и по возможности содержать детей из одной семьи в одном детском учреждении.

Европейский суд по правам человека в деле № 27751/95 «К.А. против Финляндии» постановил, что более хорошая и благоприятная среда, в которую может попасть ребенок после размещения в новую семью, не является достаточным основанием для того, чтобы забирать его у биологических родителей. Для того, чтобы забрать ребенка у родителей, должны быть более веские основания.

Ребенка следует защищать от употребления наркотических и психотропных веществ. Для этого используются законодательные, административные, социальные и воспитательные меры.

Для того, чтобы защитить ребенка от употребления наркотических и психотропных веществ, следует на государственном уровне вести профилактическую работу и заниматься лечением и реабилитацией детей, попавших в зависимость.

Hodgkin, R.; Newell, P. Implementation Handbook for the Convention on the Rights of Child. Third ed. Unicef: Geneva 2007, стр. 249–273, 277–289, 479–498, 547–567.

Verhellen, E. Lapse õiguste konventsioon. Lastekaitse Liit: Tallinn, 2000, стр. 157.

Конституция РФ и Конвенция ООН о правах ребенка

(ст. 24 КПР; ст. 28 Конст.)

Право на охрану здоровья связано с правом на жизнь. Ребенку необходимо обеспечить возможность быть здоровым и получать врачебную помощь. Все дети имеют право на как можно более хорошее здоровье, лечебные средства и лечение, а также равное право на получение помощи и ухода.

В Эстонии всем детям гарантируется бесплатное медицинское страхование до достижения 19 лет (пункт 2 части 4 статьи 5 ЗМС). До этого времени дети также имеют право на бесплатное лечение зубов.

Исходя из Закона о защите детей (статья 23 ЗЗД), ребенок обязан заботиться о своем здоровье. Это означает, что ребенок несет ответственность за личную гигиену, здоровое питание, развитие своих физических способностей и достаточный отдых. Само собой разумеется, что он должен воздерживаться от вредных привычек, вредящих здоровью, в том числе от курения, алкоголя и наркотиков.

В Эстонии работает анонимный консультационный телефон 1707. По этому номеру звонки принимают психологи. Вы можете звонить на номер 1707, если хотите получить информацию об услугах, которые помогают избавиться от любого вида зависимости, или просто хотите поговорить о своей проблеме.

Hodgkin, R.; Newell, P. Implementation Handbook for the Convention on the Rights of Child. Third ed. Unicef: Geneva 2007, стр. 343–375.

(ст. 16 КПР; ст. 26 Конст.; ст. 13 ЗЗД)

Нельзя самовольно или незаконно вмешиваться в частную жизнь ребенка, жизнь его семьи, его дом или переписку. Ребенок имеет право на личную жизнь, круг общения и друзей. Сказанное выше означает, что ребенку необходимо обеспечить личное пространство в любой ситуации, в т.ч. в кругу семьи. Право на личное пространство также означает, что семья и дом ребенка должны быть защищены от незаконного вторжения.

Право ребенка на личное пространство также касается видеонаблюдения в школе. Для видеонаблюдения должна иметься разумная причина, и оно должно вестись пропорционально поставленной цели. Поскольку видеонаблюдение подразумевает нарушение основных прав, при принятии решения в пользу видеонаблюдения всегда следует следить за тем, насколько законной является цель. Видеонаблюдение может быть обоснованным, если оно ведется за входной дверью школы, чтобы предотвратить кражи и прочие злодеяния. Однако видеонаблюдение в классах с целью проверки того, чем занимаются на уроке ученики или учителя, не является обоснованным.

При посещении туалета и душевых в детских учреждениях дети также должны иметь возможность использовать свое личное пространство. При этом возраст ребенка не важен – право на личное пространство имеют дети любого возраста, и личное пространство ребенка необходимо уважать.

Ребенок имеет право на получение медицинского консультирования или юридической помощи без согласия родителя и таким образом, чтобы родитель об этом не узнал. Конечно же, при этом врач должен учитывать возраст ребенка и его зрелость.

Право ребенка нельзя нарушать самовольным или незаконным вмешательством, задевая честь, достоинство и хорошую репутацию ребенка. Многократное грубое вмешательство в частную жизнь ребенка может явиться основанием для привлечения к административной или дисциплинарной ответственности, ограничения права родителя на опеку или лишения родительских прав.

Hodgkin, R.; Newell, P. Implementation Handbook for the Convention on the Rights of Child. Third ed. Unicef: Geneva 2007, стр. 203–211.

Ребёнок должен иметь условия для духовного и физического развития.

Мужчина и женщина, состоящие в семейных отношениях, должны нести равную ответственность за воспитание своих детей – это прописано в Семейном кодексе РФ.

Когда родители в разводе и не живут вместе, место проживания детей устанавливается судом, если родители не могут договориться и решить о месте проживания ребёнка.

Несовершеннолетние лица, достигшие четырнадцатилетнего возраста, могут самостоятельно избирать место жительства с согласия законных представителей.

При этом право на проживание с отцом или матерью сохраняется.

Право детей жить и воспитываться в семье включает в себя также права:

В каждой стране мира имеется своя принятая декларация по правам ребёнка.

В рекомендациях к этому документу есть предписания, на что нужно обратить внимание и какие проблемы должны быть решены в первую очередь, а также какие имеются методы и пути их решения.

К основным положениям такой декларации в нашей стране можно отнести:


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.