Бюджет Белоруссии на 2021 год в долларах

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бюджет Белоруссии на 2021 год в долларах». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

По словам начальника главного управления финансирования социальной сферы и науки Министерства финансов Татьяны Астрейко, несмотря на отдельные сложности, в том числе связанные с влиянием пандемии коронавируса, бюджет чувствует себя уверенно:

— Поэтому мы готовы обеспечить социальную сферу всем необходимым как в части заработной платы работников бюджетных организаций, так и в организации лечебного, образовательного процессов, социальной адресной поддержки наиболее нуждающимся категориям населения. Прирост расходов на социальную сферу на 2021 год составляет более трех миллиардов рублей.

Что касается зарплаты бюджетников, она будет повышаться в два этапа. На первом этапе с 1 января 2021 года базовая ставка вырастет до 195 рублей. Такое решение Правительством уже принято. Это обеспечивает рост зарплат бюджетников во всех отраслях на 5,4 %. Дополнительные бюджетные ресурсы выделены на повышение зарплат отдельных категорий работников сферы образования — воспитателей и помощников воспитателей, а также работников библиотек, музеев, клубов, сотрудников учреждений социальной защиты. На втором этапе предусматривается дополнительное повышение оплаты труда бюджетников за счет увеличения во втором полугодии 2021 года базовой ставки со 195 до 201 рубля. Для этого будет использоваться резервный фонд, который хотят сформировать за счет дополнительных поступлений налога на прибыль.

К росту заработной платы привязаны и детские пособия, которые увеличатся примерно на 8 %. Ожидается, что единовременное пособие при рождении первого ребенка вырастет до почти 2,7 тысячи рублей, второго и последующих детей — до 3,8 тысячи. Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (ежемесячное) составит 449 рублей на первого ребенка, 513 — на второго и последующего.

На семейный капитал направят 342 миллиона рублей. Кстати, с момента принятия соответствующего указа Президента в стране открыто уже более 92 тысяч депозитов семейного капитала.

Дефицит республиканского бюджета вырос почти до 1 миллиарда

Законопроект «О республиканском бюджете на 2021 год» (несмотря на призывы к диалогу на «площадках», увещевания о помощи бизнесу и учете его интересов) без всякого обсуждения был принят в Палате представителей сразу в двух чтениях. В тот же день, 18 декабря, его рассмотрели еще и в Совете Республики.

В документе, согласно которому будет развиваться экономика страны в 2021 году, прописано, что бюджет будет дефицитным – «недоимка» составляет 4 млрд рублей (доходы предусмотрены в размере 23,3 млрд рублей, расходы – 27,35 млрд). Напомним, год назад планировалось, что в 2020-м расходы республиканского бюджета превысят доходы на 995 млн рублей, но за январь-сентябрь дефицит составил уже 1,85 млрд, и до конца года наверняка серьезно увеличится.

Дефицит бюджета в 2,66% ВВП представляется (на фоне 3,6% этого года) крайне оптимистичной цифрой. Как и рост ВВП в номинале (157,3 млрд рублей), который возможен с учетом инфляции, а в долларовом выражении это будет совсем другая цифра. Источники этого роста, по планам, традиционны – рост доходов населения, инвестиции и успех государственных инвестиционно-инновационных программ.

Суммы доходной и расходной частей бюджета в идеале должны быть равными – в этом случае он называется сбалансированным. Если доходы государства выше, чем его расходы, бюджет называют профицитным, в обратном случае – дефицитным. Превышение расходов над доходами не является критическим фактором, если это предусмотрено заранее, поскольку экономические власти страны предварительно определяют, за счет чего можно будет компенсировать бюджетный дефицит. Распространенными вариантами являются:

  • привлечение заемных средств в виде кредитов;
  • эмиссия государственных ценных бумаг;
  • приватизация объектов госсобственности;
  • привлечение прямых инвестиций.

Решения о механизмах компенсации бюджетного дефицита в течение финансового года принимаются соответствующими органами и согласовываются с руководством страны.

Отрасль/направление млрд. руб
проект доходов
налоги на товары 14,115 млн руб.
внешнеэкономическая деятельность 4,033 млн руб.
доходы от использования имущества 987 млн руб.
налоги на доходы и прибыль 988 млн руб.
поступления от других бюджетов 833 млн руб.
другие налоги, сборы (пошлины) 432 млн руб.
поступления от иностранных государств 533 млн руб.
прочие неналоговые доходы 818 млн руб.
доходы от осуществления приносящей доходы деятельности 474 млн руб.
штрафы, удержания 91 млн руб.
проект расходов
государственная деятельность 13,366 млн руб.
национальная оборона 1,463 млн руб.
судебная власть, правоохранительная деятельность 2,773 млн руб.
охрана окружающей среды 108 млн руб.
жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство 389 млн руб.
здравоохранение 1,668 млн руб.
физическая культура, спорт 508 млн руб.
образование 1,291 млн руб.
социальная политика 2,063 млн руб.

В числе наиболее значимых статей расходов – поддержка национальной экономики: на эти цели предусмотрено выделить 3,2 млрд. руб., причем около 0,5 млрд. будет направлено в аграрный сектор.

Наиболее наглядная таблица, где можно проследить приоритеты в распределении бюджетов по функциональным направлениям, а не по министерствам и органам (приложение 3 в проекте закона).

Согласно таблице на пункт «промышленность, строительство и архитектура» собираются в 2021 году потратить 1.007.931.291 рубль. Из них на строительство и архитектуру (подпункт в пункте «промышленность, строительство и архитектура») пойдет всего лишь 3.221.095 рублей. Для сравнения, на органы внутренних дел (подпункт пункта «Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности») выделили 1.025.360.760 рублей. Что в 318 раз больше, чем планируют потратить на строительство и архитектуру.

Мы сравнили статьи расходов бюджета по направлениям и доле, которую они занимают от потребления общего бюджета, выделенного на 2021 год. Физически невозможно в одной инфографике отобразить все направления, которые указаны в проекте Закона, поэтому мы выбрали смежные со строительством, а также наиболее интересные, по мнению редакции. Стоит понимать, что выбранные нами классификации потребляют лишь 38% средств всего бюджета.

В приложении 4 к проекту Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2021 год» приведена таблица распределения «бюджетных назначений по распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета и функциональной классификацией расходов бюджета». Простыми словами: сколько выделят денег тому или иному министерству или государственному ведомству.

Бюджет каждого ведомства формировался из таблицы расходов республиканского бюджета по функциональной классификации. К примеру, на Министерство здравоохранения выделили 1.568.758.387 рублей. Однако вся сумма разбита на классификации расходов из таблицы приложения 3. То есть в расходы Министерства здравоохранения входят: национальная оборона, образование, общегосударственная деятельность и само здравоохранение.

Так и во всех остальных пунктах. Но если сложить все подпункты «образование» всех ведомств, то получим цифру, которую выделили на образование в таблице приложения 3.

В инфографике ниже представили суммы, которые собираются выделить Министерству архитектуры и строительства, Министерству жилищно-коммунального хозяйства, а также сравнили с некоторыми другими министерствами и госведомствами.

Потребительские кредиты
Калькулятор кредитов на недвижимость
Калькулятор Депозитов
Кредиты на автомобиль
Рекламные акции

Как сообщил 27 августа телеграм-канал «Экономика Беларуси», «удельная часть расходов республиканского бюджета Беларуси на «общегосударственную деятельность» (чиновники, идеологи и силовики) в 2021 году выросла до 28,9% от всех расходов».

«Каждый третий рубль из собранных налогов, сборов, пошлин и дивидендов (выплаченных предприятиями государственной формы собственности) ушёл на поддержание устойчивости правящего режима. Для сравнения, в 2020 году на общегосударственную деятельность ушло 23,3% средств из государственной казны», — говорится в сообщении.

Доллар по 3,5, средняя зарплата –$400. Экспертный прогноз на 2021 год

Между тем экономист Катерина Борнукова в комментарии Telegraf.by отметила, что раздел трат бюджета на «общегосударственную деятельность» не включает силовиков, поскольку они «финансируются отдельными линиями».

При этом туда включаются расходы на чиновников, различные органы госуправления, депутатов, президента, посольства, международное сотрудничество, выборы и референдумы. Однако основная часть общегосударственной деятельности – это расходы на обслуживание государственного долга и те расходы, которые из республиканского бюджета переходят в местные бюджеты и в бюджет Фонд социальной защиты населения (ФСЗН), отметила экономист.

«Нет никаких научных объяснений» — Средняя зарплата в Беларуси растет пятый месяц подряд. Романчук рассказал, почему у него возникли к ней вопросы

Вместе с тем, по словам Катерины Борнуковой, о причинах роста доли общегосударственной деятельности в бюджете «приходится гадать».

«Такого большого роста в проекте бюджета не было запланировано. А в отчетах, которые появляются в течение года, подробной разбивки нет. Поэтому приходится только гадать. Но можем предположить, что серьезный рост мог произойти в обслуживании государственного долга. Сам госдолг растет, да и любое колебание курса удорожает его обслуживание. Могут расти и межбюджетные трансферты. Например, в прошлом году в ФСЗН было переведено примерно 1,2 млрд рублей. В этом году за полгода уже переведено 820 млн. Видно, что трансферты в стороны ФСЗН выросли. И сразу вырастают общегосударственные расходы. Вполне возможно, что выросли трансферты и в местные бюджеты», — считает эксперт.

Катерина Борнукова подчеркнула, что за последние десять лет обслуживание госдолга стало серьезной статьей расходов белорусского бюджета, на него уходит «все больше и больше денег». Это же касается и трансфертов в ФСЗН.

«Еще несколько лет назад у нас ФСЗН был профицитным и наоборот переводил деньги в бюджет. Сейчас он стал дефицитным и бюджет должен в него проводить субвенции. Это связано со старением населения», — заявила экономист.

Ожидает она роста расходов на общегосударственную деятельность и в дальнейшем.

«Будет очень быстро расти дефицит ФСЗН, потому что очень многие люди будут достигать пенсионного возраста, а замещать их на рынке труда будут малочисленные когорты населения. И рост субвенций пойдет достаточно быстрыми темпами. Боюсь, что мы тогда можем увидеть и выше 30% общегосударственные расходы. Но как быстро это произойдет, я не могу сказать», — заключила Катерина Борнукова.

«Между этими сторонами постоянно идет дискуссия» — аналитик Иосуб рассказал, при каких условиях «полетят вверх» доллар и инфляция, и почему отключение Беларуси от SWIFT маловероятно

Не только госдолг Белоруссии привязан к доллару — финансовый сектор республики сохраняет высокий уровень долларизации, несмотря на официальные усилия Нацбанка по дедолларизации белорусской экономики. Так, 65% депозитов физических и юридических лиц в белорусских банках и 52% банковских кредитов — в иностранной валюте.

В 2020 году республиканский бюджет Белоруссии будет исполнен с дефицитом впервые с 2013 года. По итогам года он может составить до 5 млрд белорусских руб. (около $1,9 млрд по курсу на конец августа), сообщал Минфин республики. «5 млрд белорусских руб. — это приличная сумма», — признал министр финансов Юрий Селиверстов. Но пока это не представляет большой проблемы, поскольку у государства есть остатки, накопленные за профицитные годы.

Госпредприятия играют огромную роль в экономике Белоруссии: на их долю приходится около 43% всей занятости в стране и 70% промышленного производства. На фоне пандемии Лукашенко был вынужден поддерживать производство на госпредприятиях вопреки просадке спроса. Чтобы поддержать занятость и зарплаты в госсекторе, власти активизировали меры финансовой поддержки предприятий, включая реструктуризацию их долгов и так называемые директивные кредиты, указывает BEROC. «В конечном итоге это влияет на финансовую стабильность в масштабе страны, делая ее все более хрупкой и расширяя ее точки уязвимости», — предупреждает центр.

  • За первое полугодие Минфин Беларуси привлек из России чуть более 600 млн. долларов
  • Беларусь получила второй транш российского кредита
  • За 4 месяца Минфин Беларуси реализовал на внутреннем рынке ГДО на более чем 700 млн. долларов
  • Беларусь надеется получить второй транш российского кредита в первом полугодии, как договаривались — Селиверстов
  • Внешний госдолг снизился в январе за счет плановых выплат Китаю

Дефицит бюджета в 2,66% ВВП представляется (на фоне 3,6% этого года) крайне оптимистичной цифрой. Как и рост ВВП в номинале (157,3 млрд рублей), который возможен с учетом инфляции, а в долларовом выражении это будет совсем другая цифра. Источники этого роста, по планам, традиционны – рост доходов населения, инвестиции и успех государственных инвестиционно-инновационных программ.

По словам начальника главного управления финансирования социальной сферы и науки Министерства финансов Татьяны Астрейко, несмотря на отдельные сложности, в том числе связанные с влиянием пандемии коронавируса, бюджет чувствует себя уверенно:

— Поэтому мы готовы обеспечить социальную сферу всем необходимым как в части заработной платы работников бюджетных организаций, так и в организации лечебного, образовательного процессов, социальной адресной поддержки наиболее нуждающимся категориям населения. Прирост расходов на социальную сферу на 2021 год составляет более трех миллиардов рублей.

Что касается зарплаты бюджетников, она будет повышаться в два этапа. На первом этапе с 1 января 2021 года базовая ставка вырастет до 195 рублей. Такое решение Правительством уже принято. Это обеспечивает рост зарплат бюджетников во всех отраслях на 5,4 %. Дополнительные бюджетные ресурсы выделены на повышение зарплат отдельных категорий работников сферы образования — воспитателей и помощников воспитателей, а также работников библиотек, музеев, клубов, сотрудников учреждений социальной защиты. На втором этапе предусматривается дополнительное повышение оплаты труда бюджетников за счет увеличения во втором полугодии 2021 года базовой ставки со 195 до 201 рубля. Для этого будет использоваться резервный фонд, который хотят сформировать за счет дополнительных поступлений налога на прибыль.

К росту заработной платы привязаны и детские пособия, которые увеличатся примерно на 8 %. Ожидается, что единовременное пособие при рождении первого ребенка вырастет до почти 2,7 тысячи рублей, второго и последующих детей — до 3,8 тысячи. Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (ежемесячное) составит 449 рублей на первого ребенка, 513 — на второго и последующего.

На семейный капитал направят 342 миллиона рублей. Кстати, с момента принятия соответствующего указа Президента в стране открыто уже более 92 тысяч депозитов семейного капитала.

Повысить доверие делового сообщества к прогнозам от органов госуправления могло бы расширение полномочий Нацбанка, считают в РСПП. Уже подготовлен законопроект «О внесении изменений законов по вопросам банковской деятельности», который предполагает переход Нацбанка на режим таргетирования инфляции (при нем цель по инфляции достигается путем управления ожиданиями экономических агентов). В этой связи предлагается в документе законодательно закрепить «возможность для Национального банка осуществлять собственный анализ и прогноз не только тенденций в денежно-кредитной сфере, но и в экономике в целом, а также доводить соответствующую информацию до сведения экономических агентов».

— Учитывая достаточно высокое доверие делового сообщества к действиям Нацбанка в последние годы, полагаем, что наделение его возможностью готовить и обнародовать экономические прогнозы отвечает интересам делового сообщества, которому нужны профессиональные прогнозные оценки социально-экономического развития страны.

Комментируя проект указа о важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Беларуси на 2021 год, в РСПП отмечают, что «в проекте наблюдается явная нестыковка поставленных целей и имеющихся средств». Главной целью провозглашается рост благосостояния населения через доходы (рост номинальных доходов должен превысить 7%), стабильность цен, жилье и занятость. Однако наращивание доходов населения без адекватного роста и производительности труда повлечет увеличение дисбалансов в экономике. Планируемый рост зарплат в бюджетной сфере, а также пенсий выглядит неадекватно завышенным по сравнению с темпами роста экономики, констатирует Союз.

В то же время нет оснований полагать, что производительность труда вырастет на 7,5%, учитывая, что в последние годы этот показатель систематически отставал от прогноза, а разрыв с темпами роста зарплат достиг критических размеров, предупреждают эксперты.

Отдельные макроэкономические показатели (в % к предыдущему году)

ВВП на душу населения

в текущих ценах,

$ тыс.

Большое беспокойство вызывают перспективы запуска нового инвестиционного цикла для восстановления экономики. Доля инвестиций в основной капитал в ВВП должна составить 21,3−21,7%, а их сумма — 34 млрд рублей, что на 2% больше уровня 2020 года.

— Полагаем, что это слишком оптимистичный прогноз. Во-первых, пока по итогам 9 месяцев текущего года инвестиции в основной капитал составляют всего 19,2% ВВП и на 2% меньше, чем годом ранее. Во-вторых, инвестиционные затраты не гарантируют повышения ни качества жизни населения, ни конкурентоспособности экономики. К тому же инфляционные ожидания существенно влияют на инвестиционные планы бизнеса и, следовательно, на объем вложений.

Вызывает сомнения оценка источников инвестиций. Прогнозируется, что 40% должны составить собственные средства организаций (14,2 млрд рублей). При этом по итогам 8 месяцев текущего года чистая прибыль крупных и средних организаций составила всего 1,67 млрд рублей, а чистый убыток убыточных организаций — около 7,1 млрд рублей. По последним данным, у организаций имеется около 6 млрд руб��ей скрытых убытков в виде курсовых разниц, которые числятся в составе расходов будущих периодов в соответствии с тремя указами, принятыми в 2019—2020 годах, при этом 27,1% организаций на 1 июля не имели собственных оборотных средств.

Наиболее наглядная таблица, где можно проследить приоритеты в распределении бюджетов по функциональным направлениям, а не по министерствам и органам (приложение 3 в проекте закона).

Согласно таблице на пункт «промышленность, строительство и архитектура» собираются в 2021 году потратить 1.007.931.291 рубль. Из них на строительство и архитектуру (подпункт в пункте «промышленность, строительство и архитектура») пойдет всего лишь 3.221.095 рублей. Для сравнения, на органы внутренних дел (подпункт пункта «Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности») выделили 1.025.360.760 рублей. Что в 318 раз больше, чем планируют потратить на строительство и архитектуру.

Мы сравнили статьи расходов бюджета по направлениям и доле, которую они занимают от потребления общего бюджета, выделенного на 2021 год. Физически невозможно в одной инфографике отобразить все направления, которые указаны в проекте Закона, поэтому мы выбрали смежные со строительством, а также наиболее интересные, по мнению редакции. Стоит понимать, что выбранные нами классификации потребляют лишь 38% средств всего бюджета.

В приложении 4 к проекту Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2021 год» приведена таблица распределения «бюджетных назначений по распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета и функциональной классификацией расходов бюджета». Простыми словами: сколько выделят денег тому или иному министерству или государственному ведомству.

Бюджет каждого ведомства формировался из таблицы расходов республиканского бюджета по функциональной классификации. К примеру, на Министерство здравоохранения выделили 1.568.758.387 рублей. Однако вся сумма разбита на классификации расходов из таблицы приложения 3. То есть в расходы Министерства здравоохранения входят: национальная оборона, образование, общегосударственная деятельность и само здравоохранение.

Так и во всех остальных пунктах. Но если сложить все подпункты «образование» всех ведомств, то получим цифру, которую выделили на образование в таблице приложения 3.

В инфографике ниже представили суммы, которые собираются выделить Министерству архитектуры и строительства, Министерству жилищно-коммунального хозяйства, а также сравнили с некоторыми другими министерствами и госведомствами.

Показатель Значение Период
Государственный бюджет -1244115 Byn Тысяча / -0.483 млрд. USD дек. 2020
Государственные расходы 4771 BYN млн. / 1.85 млрд. USD 3 кв./20
Государственные доходы 3329803 BYN тыс. / 1.291 млрд. USD дек. 2020
Государственный бюджет от ВВП 2.3 % 2019
  • Дефицит государственного бюджета в Беларуси упал до 1244115 Byn Тысяча (0.483 млрд. USD) в декабре 2020. Максимальный профицит достигал 1885464 Byn Тысяча , а дефицит -1714213 Byn Тысяча
  • Данные публикует Ежемесячно Министерство экономики.

Данные Период Дата

-1244115 дек. 2020 30.01.2021
-39802 ноя. 2020 02.01.2021
1299552 окт. 2020 05.12.2020
-322501 сен. 2020 31.10.2020
-62776 авг. 2020 03.10.2020
374211 июл. 2020 05.09.2020
-1714213 июн. 2020 01.08.2020
-707438 май 2020 04.07.2020
Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Александр Лукашенко 20.07.1994 — -87556.0000 1407843.0000 1407843.0000 -389151.0000 -1707.93%
  • Объем государственных расходов в Беларуси вырос до 4771 BYN млн. (1.85 млрд. USD) в третьем квартале 2020. Максимальный объем достигал 4771 BYN млн., а минимальный 2690 BYN млн.
  • Данные публикует Ежеквартально Национальный статистический комитет.

Минфин Белоруссии формирует бюджет-2021 с дефицитом 3% ВВП

Данные Период Дата

4771 3 кв./20 02.01.2021
2692 2 кв./20 03.10.2020
2737 1 кв./20 04.07.2020
2730 4 кв./19 04.04.2020
2744 3 кв./19 04.01.2020
2728 2 кв./19 29.10.2019
2713.2 1 кв./19 29.06.2019
2690.2 4 кв./18 30.03.2019
Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Александр Лукашенко 20.07.1994 — 2743.6000 2689.6000 2753.0000 2689.6000 -1.97%

– Жанна, наш бюджет на 2020 год – это много или мало? С чем сравнить эту сумму?

– Говорить только о сумме республиканского бюджета – это не очень информативно, есть еще местные бюджеты. Сейчас в республиканский бюджет заложено 25 млрд расходов, и еще около 15 млрд будет в местных. Плюс около 17 млрд – в ФСЗН (Фонд социальной защиты населения, из которого идут выплаты на пенсии, пособия, больничные). В итоге мы выходим на сумму в 55-60 млрд рублей. Это почти 30 млрд долларов. Для сравнения: по данным Bloomberg, состояние Билла Гейтса – 110 млрд долларов, основателя Amazon Джеффа Безоса – 109 млрд. Так что один из них мог бы содержать нашу страну 3,5 года.

Кстати, швейцарский банк Credit Suisse недавно подсчитал, что совокупное богатство всех белорусов составляет 123 млрд долларов. Если всем белорусам все распродать и скинуться, на эти деньги можно купить четверть состояния Фейсбука, половину компании «Самсунг», «Макдональдс» или «Лукойл». На выбор.

– А дефицит бюджета в 2020 году в 1 млрд – это критично или нет? Откуда он взялся?

– Дефицита в бюджете у нас давно не было. Причем Минфин недавно заявил, что его следует ждать и в следующем году, и через год. К балансу мы планируем прийти только в 2023 году. То есть настали сложные времена. Основная причина – отсутствие компенсации за налоговый маневр России в нефтяной сфере (из-за него Беларусь лишается доходов от экспортных пошлин на нефтепродукты), прекращение поступлений от перетаможки нефти. Из-за этого мы теряем значительную долю поступлений, а расходы сократить не можем. Но если верить Минфину, то дефицит можно покрыть с помощью остатков бюджетов прошлых лет.

Дефицит в 1 млрд нельзя назвать критическим. Грубо говоря, государству для покрытия всех расходов не хватает по 105 рублей на каждого жителя страны. Сумма вроде не такая и большая, но, к примеру, 1,3 млрд – это наши расходы на всю национальную оборону.

– Насколько прозрачны суммы расходов бюджета и может ли налогоплательщик влиять на них?

– Некоторые данные есть в открытом доступе на сайте Минфина или на сайтах исполкомов. Но у нас публикуют далеко не всю информацию, как это принято в развитых странах. Несколько лет назад Всемирный банк вместе с экспертами SYMPA/BIPART провел в Беларуси исследование, которое показало: с точки зрения прозрачности есть куда стремиться…

К сожалению, влиять простые граждане на бюджетную политику практически не могут. Существует обсуждение бюджета, где депутаты выступают от лица избирателей и могут изменить проект бюджета Минфина. Но на практике это не работает, обсуждения носят формальный характер. Напрямую куда-то обратиться сложно, но можно использовать петиции – есть удачные примеры, когда жители города решали с их помощью свои проблемы.

– Почти 83% бюджета составляют выплаченные людьми и предприятиями налоги. Не многовато ли мы платим?

– У нас действительно высокая налоговая нагрузка – среднестатистический белорус отдает в казну примерно половину своей зарплаты, если учесть взносы в ФСЗН, которые теоретически налогами не считаются. По расчетам Всемирного банка, Беларусь входит в топ-3 европейских стран по налоговой нагрузке.

Формально мы платим только 13% подоходного налога и 1% в пенсионный фонд, но основную часть налогов мы просто не видим (подсчитать конкретно свои можно с помощью калькулятора на сайте коштурада.бел). Именно граждане, а не юрлица в конечном итоге платят НДС 20% с каждой покупки. 34% ФСЗН с каждой зарплаты перечисляют работодатели, но ведь, по сути, работнику изначально платят на треть меньшую зарплату. У нас очень большие взносы в ФСЗН, их обычный размер европейских странах – около 20%. При этом в Европе пенсии выше. Минтруда недавно заявил, что в Европе пенсионеры живут хорошо, потому что на пенсию копят самостоятельно. Но и без дополнительных накоплений они получают пенсию гораздо достойнее, чем в Беларуси.

Юрлицам не лучше: по последним данным рейтинга Doing business, Беларусь по налогообложению оказалась на 99-м месте из 190 стран. Выходит, налоги у нас большие, но рационально расходовать полученные от них средства мы так и не научились.

– Из года в год многие критикуют бюджет за суммы на оборону: мы не ведем войн, нам никто не угрожает, но денег на оборону уходит больше, чем на социалку.

– Какие предприятия в стране являются самыми крупными налогоплательщиками – а значит, умеют зарабатывать?

– Топ белорусских налогоплательщиков практически ежегодно состоит из «Беларуськалия», предприятий, работающих в нефтегазовой сфере, производителей табака и алкоголя, мобильных операторов. Они платят в бюджет довольно весомые налоги.

– Глава представительства Всемирного банка Алекс Кремер говорил: даже если расширить соцпомощь в пять раз, она выйдет бюджету в 95 раз дешевле, чем сумма поддержки убыточных госпредприятий в 2015 году. Почему мы продолжаем содержать такие предприятия?

– У нас на самом высоком уровне есть мнение, что наши предприятия – это фамильное серебро, которое надо беречь. При этом многие из них убыточны и нерентабельны. После развала СССР многие Балтийские страны получили толчок в развитии как раз из-за вовремя проведенной приватизации. У нас момент уже упущен – многие предприятия уже невозможно выгодно продать. Да и, скажем прямо, не каждый инвестор польстится даже на относительно перспективный завод с учетом дополнительных требований от государства: сохранить рабочие места, нарастить определенные показатели… Ведь если эти требования не соблюсти – последствия для инвестора могут быть печальными.

– А на чем государству можно было бы реально сэкономить?

– На модернизации цементных заводов, например – она длилась семь лет, а общие расходы на нее превысили 1 млрд долларов. У нас не часто бывает такое, чтобы власти вслух признали, что модернизация провалилась… Для сравнения, потраченных денег хватило бы, чтобы два раза покрыть дефицит бюджета следующего года.

– А затраты на Европейские игры, которые в этом году много обсуждали?

– И тут тоже можно было сэкономить. С ними вообще вышло интересно: каждый раз фигурировала новая цифра расходов. Последняя – 840 млн рублей. Конечно, не все деньги были взяты из бюджета, и значительная часть этой суммы пошла на развитие инфраструктуры, строительство, транспорт. Так что некоторые вещи могут оказаться полезны нам в будущем. Но все же такие мероприятия Беларуси не по карману.

У нас вообще любят тратить деньги, чтобы пустить пыль в глаза. Классический комплекс бедняка – блеснуть и показать, что на самом-то деле я богат. Для такой, скажу прямо, бедной страны купить для здания Верховного суда люстру за 187 тысяч рублей и фонтан за 418 тысяч рублей – слишком роскошно. Или, например, потратить полмиллиона долларов на флагштоки для стадиона «Динамо». И это притом что у нас постоянная нехватка чего-то важного: медицинского оборудования в больницах, хороших местных дорог… У нас многие правительственные здания делают с золотом и вензелями, чтоб выглядело богато. Я бывала в госорганах некоторых европейских стран и никогда не встречала ничего подобного – там все очень скромно.

716 рублей каждый житель страны в первом полугодии внес в бюджет в виде косвенных налогов – НДС и акцизов на товары.

164 рубля каждый работающий белорус направил на зарплаты чиновникам за январь – август 2019 года.

265 рублей каждый работающий белорус потратил на оплату процентов по госдолгу за первое полугодие 2018 года.

80 рублей каждый работник страны отдаст на программу семейного капитала в 2020 году.

2 667 100 белорусов не могут позволить себе минимальный набор товаров и услуг. В месяц они имеют меньше 344 рублей.

*По данным «Кошт урада».

Таисия ЧЕРНУХО

Традиционно замыкает топ-3 самых финансируемых разделов расходов «Cудебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности». В 2021 году на эти цели выделили 2,77 млрд, или на 290 млн больше, чем годом ранее. Органы внутренних дел получат свыше миллиарда, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям – около 300 млн. На другие вопросы в области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности выделят 315 млн.

Отдельно нужно сказать о сфере здравоохранения, ставшей приоритетной в контексте пандемии. В 2021 году на неё выделят 1,67 млрд рублей, тогда как год назад – 1,27 млрд. Прирост – 400 млн, 684 млн потратят на медицинскую помощь населению, свыше 7,3 млн – на государственный санитарный надзор, 19 млн – на прикладные исследования в области здравоохранения, наконец, 958 млн уйдет на другие вопросы в области здравоохранения.

  • «Очень стесняюсь». Известные люди, внешность которых изменила болезнь
  • Красотка 50+. Как определить свой тип старения и выбрать уход за лицом
  • Лукашенко высказался о перспективах интеграции с Россией
  • В Таиланде у летучих мышей обнаружили новый коронавирус
  • Лукашенко внес предложения по совершенствованию пенсионной системы

Курс белорусского рубля к доллару прогнозируется на уровне 2,6 рубля в среднем за 2021 год.

— Как мы и ожидали в предыдущем прогнозе, в первой половине этого года курс белорусского рубля был поддержан расширением экспорта и слабостью импорта. Однако масштаб этой поддержки оказался более существенным, и курс рубля к доллару в первом полугодии был более крепким, — отмечают эксперты.

Эксперты ЕАБР прогнозируют, что годовая инфляция в Беларуси в ближайшие месяцы с высокой вероятностью останется выше 9% годовых. Напомним, в июне годовая инфляция разогналась до 9,9%.

В ЕАБР видят как минимум две основные причины разогнавшейся инфляции. Одна из них — ускорение роста цен происходит из-за роста мировых цен на энергоносители, продовольствие, металлы, строительные материалы, что увеличивает издержки белорусских организаций и транслируется в потребительские цены. Вторая причина — растущие инфляционные ожидания, из-за которых на ситуацию с повышением цен не сможет особо повлиять в сторону улучшения наблюдаемое с середины апреля укрепление белорусского рубля.

давление на цены со стороны курса белорусского рубля при реализации угрозы сокращения экспортных поставок белорусских
товаров. Наряду с вероятным сохранением в будущем году повышенных инфляционных ожиданий эти факторы будут ограничивать скорость приближения темпов роста потребительских цен в Беларуси к целевому уровню 5%.

Рост белорусской экономики в первой половине года складывается выше ожиданий
ЕАБР, однако стагнация внутреннего спроса вызывает опасения в его качестве, отмечают эксперты банка.

— ВВП страны в январе-мае 2021 года увеличился на 3,1% г/г (0,9% в I квартале). Рост экономики преимущественно сосредоточен в промышленности: ее вклад оценивается в 2,9 п.п. Еще около 0,5 п.п. прироста ВВП обеспечил сектор информации и связи. Сильную динамику демонстрируют отрасли промышленности, ориентированные на экспорт: химический сектор, машиностроение, деревообработка, — уточняют в банке. — Поддержку им оказало активное восстановление внешнего спроса и недооцененность белорусского рубля. Кроме того, сказался эффект низкой базы 2020 года.

Дефицит республиканского бюджета за май вырос до 1 млрд рублей, сообщила ранее в Минфие. За май этот показатель увеличился на 250 млн рублей. При этом чиновники в очередной раз пересмотрели прогноз по дефициту бюджета на 2021 год. Сейчас он ожидается на уровне 5,8 млрд рублей. Изначально дефицит бюджета на этот год был запланирован в размере 4 млрд рублей, но позже он был увеличен до 5,6 млрд рублей, затем снова пересматривался. Ранее власти заявляли, что рефинансировать дефицит планируют за счет остатков средств бюджета прошлых лет и новых государственных заимствований.

— Увеличение расходов преимущественно связано с ростом капитальных вложений бюджета и, скорее всего, является следствием поддержки отдельных госпредприятий, — полагают в ЕАБР. — В целом бюджетная политика сохраняла слабо стимулирующее воздействие на экономическую активность в начале года. В дальнейшем мы ожидаем более сдержанной динамики расходов и формирования отрицательного бюджетного импульса.

Дальнейшая политика западных стран и последствия введенных ограничительных мер для белорусской экономики имеют высокую степень неопределенности, отмечают эксперты.

— В случае реализации рискового сценария следует ожидать сильного давления на курс белорусского рубля из-за уменьшения экспорта, повышения девальвационных ожиданий и ухудшения инвестиционного климата. Инфляционные риски при неблагоприятном развитии событий существенно возрастут. В случае усиления ограничительных мер со стороны западных стран и ответных ограничений со стороны белорусских властей возможны нарушения устоявшихся производственных цепочек. Это не только повлияет на объемы выпуска товаров и услуг, но и может привести к значительному повышению издержек предприятий Беларуси, в том числе связанных с поиском новых партнеров и рынков сбыта. При неблагоприятном сценарии возможна актуализация угроз долговой и финансовой стабильности. Угроза долговой устойчивости повысится при возникновении трудностей с рефинансированием государственного долга.

В базовом сценарии ЕАБР прогнозирует замедление роста белорусской экономики во второй половине 2021 года до 1,3% по его итогам. По сравнению с предыдущим прогнозом, оценка повышена на 1,2 п.п. Это связано с сильной динамикой первого полугодия — в первой половине года рост ВВП Беларуси сложится примерно на 1,5 п.п. выше мартовских ожиданий ЕАБР.

— Мы прогнозировали поддержку белорусской экономики со стороны внешнего спроса, однако его восстановление проходило более активно, и положительный эффект на промышленное производство и экспорт Беларуси оказался сильнее ожиданий. Этот импульс будет затухать по мере завершения активной фазы восстановления экономик стран — торговых партнеров, прежде всего России. В результате динамика промышленности и экспорта ослабнет во втором полугодии, — считают эксперты.

В ЕАБР прогнозируют, то потребительский и инвестиционный спрос останутся сдержанными во второй половине этого года.

— На активности потребителей и инвесторов продолжат сказываться высокая неопределенность и повышенные риски, замедление роста доходов населения и увеличение стоимости кредитования, — отмечают в ЕАБР. — Экономические последствия усиления ограничительных мер США, ЕС и Великобританией могут частично нивелировать положительные эффекты для белорусской экономики со стороны внешнего спроса во второй половине 2021 года.

Эксперты полагают, что неопределенность количественных оценок этих последствий крайне высока, однако они, скорее всего, скажутся на экспортном потенциале страны, инвестиционном климате и впоследствии на потребительской и инвестиционной активности. В базовом сценарии ЕАБР предполагает частичное сокращение поставок нефтехимической продукции, снижение притока прямых иностранных инвестиций и доходов от экспорта услуг воздушного транспорта. В результате этого потери роста ВВП в 2021 года оцениваются нами около 1−1,5 п.п. Это также означает, что рост белорусской экономики может составить около 2% по итогам года, если последствия ограничительных мер окажутся значительно слабее заложенных в базовый сценарий. В то же время их негативные эффекты могут быть и гораздо более существенными и привести к экономическому спаду уже в этом году.

В 2022 году ЕАБР прогнозирует сохранение ВВП Беларуси на уровне нынешнего года в базовом сценарии.

— Оценка ухудшена на 0,7 п.п. по сравнению с предыдущим прогнозом из-за ожидаемых негативных последствий для белорусской экономики от усиления внешнеэкономического давления, — прогнозируют эксперты.

Базовый сценарий прогноза ЕАБР предполагает ужесточение налогово-бюджетной политики в среднесрочной перспективе из-за ограниченных фискальных резервов, больших платежей по госдолгу и слабого потенциала наращивания доходов.

Ранее в Минфине заявляли, что с учетом существующих рисков для исполнения бюджета нужно пойти на отмену ряда налоговых льгот, в том числе для индивидуальных предпринимателей.

— Крайне высокая степень неопределенности экономической динамики сохраняется в Беларуси. В базовом сценарии ЕАБР прогнозирует сохранение ВВП Беларуси в 2022 году на уровне 2021-го. Мы ожидаем, что экономика страны будет адаптироваться к ограничительным мерам США, ЕС и Великобритании постепенно, и их последствия могут ограничить рост ВВП республики в 2022 году. Если же экономика Беларуси быстро адаптируется к вводимым ограничениям, то ВВП страны в 2022 году может вырасти в пределах 1%, — прогнозируют в ЕАБР.

В банке обращают внимание на то, что в 2022—2023 годах в Беларуси ожидается увеличение платежей по долговым обязательствам до 3,3−4 миллиардов долларов в год.

— Потребуется их рефинансирование из-за ограниченности золотовалютных резервов и слабого потенциала экономического роста. Вероятность существенного наращивания нерыночного кредитования для стимулирования роста ВВП сохраняется, — отмечают в ЕАБР. — Реализация такого сценария приведет к ускорению инфляции и девальвации белорусского рубля. Устойчивое повышение темпов экономического роста требует структурных преобразований, направленных на увеличение производительности труда и конкурентоспособности белорусской экономики. В краткосрочном периоде стимулирование деловой активности возможно посредством наращивания эмиссионного кредитования. Однако этот инструмент не способен увеличить потенциал роста в долгосрочном периоде и может привести к девальвации национальной валюты и ускорению инфляции.

В Пинске приступили к возведению деревянного сруба будущего храма

  • Профицит государственного бюджета в Беларуси упал до 193917 Byn Тысяча (0.076 млрд. USD) в мае 2021. Максимальный профицит достигал 1885464 Byn Тысяча , а дефицит -1714213 Byn Тысяча
  • Данные публикует Ежемесячно Министерство экономики.

Данные Период Дата

-193917 май 2021 03.07.2021
1079268 апр. 2021 05.06.2021
-472048 мар. 2021 01.05.2021
-824678 фев. 2021 03.04.2021
-447759 янв. 2021 27.02.2021
-1244115 дек. 2020 30.01.2021
-39802 ноя. 2020 02.01.2021
1299552 окт. 2020 05.12.2020
Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Александр Лукашенко 20.07.1994 — -87556.0000 1407843.0000 1407843.0000 -389151.0000 -1707.93%
  • Объем государственных расходов в Беларуси упал до 4683 BYN млн. (1.842 млрд. USD) в первом квартале 2021. Максимальный объем достигал 4881 BYN млн., а минимальный 2690 BYN млн.
  • Данные публикует Ежеквартально Национальный статистический комитет.

Данные Период Дата

4683 1 кв./21 03.07.2021
4881 4 кв./20 03.04.2021
4771 3 кв./20 02.01.2021
2692 2 кв./20 03.10.2020
2737 1 кв./20 04.07.2020
2730 4 кв./19 04.04.2020
2744 3 кв./19 04.01.2020
2728 2 кв./19 29.10.2019

Государственный бюджет Республики Беларусь

Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Александр Лукашенко 20.07.1994 — 2743.6000 2689.6000 2753.0000 2689.6000 -1.97%

Летом 2020 года в Белоруссии начались масштабные акции протеста из-за несогласия населения с результатами президентских выборов, которые в очередной раз выиграл Александр Лукашенко. Белорусская милиция жестко подавляла протестные мероприятия: были задержаны десятки тысяч человек, были случаи гибели людей на улицах. Репрессии в Белоруссии продолжились и в 2021 году. К настоящему моменту, по подсчетам правозащитников, в стране возбуждено более 900 уголовных дел, связанных с выборами президента и последовавшими протестными акциями. Смены режима при этом не произошло, зато появились новые репрессивные законы. Белорусская оппозиция 26 мая объявила о подготовке новой активной фазы протеста.

Кризис в Белоруссии получил новый драйвер после того, как 23 мая в Минске экстренно сел самолет Ryanair, летевший из Афин в Вильнюс. В аэропорту заявили, что лайнер совершил посадку после сообщения о минировании, которое, как позже выяснилось, было ложным. Для его сопровождения в воздух поднимали истребитель МиГ-29.

«Если мы говорим про заявление правительства, то они планируют восполнять эту дыру из неких внутренних резервов. Сколько этих резервов у правительства есть — в открытом доступе данные не публикуются. Но в любом случае все резервы сводятся к золотовалютным запасам.

Да, Лукашенко может приказать Нацбанку «печатать деньги» — начать увеличивать рублёвую массу. Но это начнёт разгонять инфляцию и спровоцирует рост доллара. Для того чтобы сдержать инфляцию и рост доллара, единственный способ — это тратить золотовалютные резервы. Хватит ли резервов у Национального банка с таким дефицитом бюджета, это мы уже увидим в следующем году», — рассказывает Ковалкин.

В ближайшие два года Беларуси предстоят серьёзные выплаты по внешнему госдолгу, который по большей части номинирован в валюте. Только в 2021 году это около 1,5 млрд долларов.

Причина любого дефицита — это превышение расходов над доходами, объясняет Ковалкин.

«Доходы упадут во многом по внешним причинам: Россия прекращает скрытые дотации режима Лукашенко через внутренний налоговый манёвр. Налоговый манёвр не имеет прямой цели создать проблемы Лукашенко, но он их создаёт, и это на руку Кремлю.

Проще говоря, Лукашенко больше не сможет перетамаживать российскую нефть и экспортные пошлины зачислять в бюджет. Отсюда и образуется приличная дыра. Второй большой проблемой является обнищание населения и убыточность бизнеса, то есть выпадают доходы, связанные с налогом на прибыль».

Также практически не растут доходы от подоходного налога на физлиц.

В бюджете Беларуси на 2021 год заложен курс доллара в 2,4 рубля

24 декабря «Газпром» сообщил, что глава газовой монополии Алексей Миллер и белорусский министр энергетики Виктор Каранкевич в Санкт-Петербурге подписали протокол о порядке формирования цен при поставке газа в Беларусь в 2021 году. При этом цену поставок газа в Беларусь в 2021 году «Газпром» не назвал.

Чуть позже Минэнерго Беларуси сообщило, что согласованная цена на российский газ в 2021 году будет практически на уровне 2020 года, однако также не назвало конкретную цену. «Согласованный сторонами уровень цен на газ на 2021 год практически на уровне 2020 года, но значительно ниже, чем предусмотрено формулой, определяющей цену на газ для Беларуси, зафиксированной в межправительственном соглашении о порядке формирования цены на газ, который подписан в 2011 году», — отметила пресс-служба Минэнерго.

В свою очередь, премьер-министр Беларуси Роман Головченко 29 декабря заявил, что Беларусь договорилась с РФ по поставкам газа на 2021 год на выгодных для себя условиях. «Как всегда, переговоры любого рода сопровождаются определенным торгом относительно условий. Но в принципе все закончилось для Беларуси на хороших, выгодных условиях», — цитирует слова Головченко госагентство Белта.

В 2020 году Беларусь покупала российский газ по 127 долларов за тыс. куб. м. Известно также, что практически в течение всего прошлого года Минск настаивал на ее снижении. При этом белорусские власти рассчитывали договориться с Москвой о новой цене не только на 2021 год, но и на обозримую перспективу.

Напомним, что при заключении соглашения на поставку газа в Беларусь на 2020 год фиксированная цена в 127 долларов за тыс. куб. м была существенно ниже экспортных цены «Газпрома» для стран ЕС.

Однако уже скоро цены на газ в Европе упали ниже уровня в 100 долларов за тыс. куб. м, и фиксированная цена на газ для Беларуси стала выше, чем для Европы. Средняя экспортная цена российского газа (долгосрочные контракты плюс спот) упала со 162 долларов за тыс. куб. м в январе 2020 года до 94 долларов в мае, что даже ниже рентабельности поставок «Газпрома» (около 100 долларов за тыс. куб. м). В мае спотовые цены на нидерландском хабе TTF в Европе падали до 45–47 долларов за тыс.куб. м.

На этом фоне официальный Минск заявил, что считает фиксированную цену на российский газ в 127 долларов за тыс. куб. м несправедливой и потребовал ее снижения.

Белорусский посол в России Владимир Семашко в начале сентября заявил, что стороны в переговорах о стоимости российского газа «продвинулись вперед». Он отметил, что уже с 1 января 2021 года газ для Беларуси может подешеветь. По его словам, он лично 11 сентября на встрече с главой «Газпрома» Алексеем Миллером беседовал об условиях поставок российского газа в Беларусь. «Поработали плодотворно, поговорили, в главных вопросах достигли консенсуса. Это (снижение цены на газ для Беларуси – ред.) будет поэтапным движением и, скорее всего, некий шаг будет уже с 1 января 2021 года», – сказал Семашко.

Однако, если судить по имеющейся информации, ожидаемого «некоего шага» по снижению цены для Беларуси с 1 января 2021 года не произошло. Как можно предположить цена на газ в текущем году, скорее, чуть выше прошлогодней, — в противном случае, правительство бы с радостью сообщило о более низкой цене.

В принципе, такой результат можно было спрогнозировать еще осенью 2020 года на этапе газовых переговоров.

«Если одна сторона запрашивает «скидочку» (в цене на газ – ред.), то значит, и другая сторона вправе рассчитывать на подобный подход, на «скидочку» по тем или иным группам товаров – если мы говорим о равноправных отношениях независимых государств и хозяйствующих субъектов», — заявил 25 ноября посол РФ в Беларуси Дмитрий Мезенцев, комментируя желание белорусской стороны получить более низкие цены на газ.

Так как официальный Минск не собирался предоставлять «скидочки» российским компаниям, то стало понятно, что рассчитывать на какие-то льготы ему не стоит. Диктовать же свои условия на фоне политического кризиса в стране он теперь не может.

Отметим, что, по межправительственному соглашению от 2011 года, цена на газ для Беларуси должна определяться исходя из следующей формулы.

Базовой для нее является цена газа для потребителей Ямало-Ненецкого автономного округа (устанавливается Федеральной службой по тарифам РФ). В нее включена стоимость транспортировки газа от мест добычи в ЯНАО до границы России и Беларуси, а также стоимость хранения газа в подземных хранилищах на территории РФ, величина расходов «Газпрома» по реализации газа.

Полученная в результате цена пересчитывается на фактическую теплотворную способность газа и ежегодно индексируется на уровень инфляции. Уровень инфляции для индексации цен определяется по числовому значению изменения потребительских цен (CPI-U), публикуемому Бюро статистики труда Департамента труда США.

Если бы цена на газ для Беларуси на 2020 год рассчитывалась исходя их этой формулы, то, по оценочным данным, она могла быть выше – около 150 долларов за тыс. куб. м.

«Газпром» рассчитывал в 2020 году поставить в Европу 165–170 млрд куб. м газа по средней цене 120–130 долларов за тыс. куб. м. Для сравнения: в 2019 году «Газпром» продал на европейском рынке 199 млрд куб. м газа по средней цене 210 долларов за тыс. куб. м.

Цены на газ в Европе начали 2020 год в диапазоне 120-140 долларов за тысячу кубов, однако на фоне падения спроса из-за пандемии котировки упали практически втрое – в мае опускались ниже 40 долларов за тысячу кубометров.

В мае-июне 2020 года европейские цены на газ были ниже внутрироссийских, что делало экспорт российского газа убыточным, учитывая затраты на транспортировку и экспортную пошлину.

Однако на фоне восстановления экономической активности в ЕС, а также начала отопительного сезона и сокращения поставок американского СПГ европейские цены на газ выросли в ноябре до 150-160 долларов за тыс.куб. м. В конце декабря 2020 года цены достигли уровня в 220 долларов за тыс. кубометров, что стало максимальным уровнем с осени 2018 года.

При этом «Газпром» в декабре 2020 года снизил цены на газ на своей бирже, чтобы продать максимальное количество газа и таким образом компенсировать падение экспорта во втором квартале.

В декабре «Газпром экспорт» снизил средневзвешенную цену газа на электронной торговой платформе (ЭТП) с 11,946 евро за МВт (151 долларов за тысячу кубометров) в ноябре до 11,823 евро за МВт (150 долларов за тысячу кубометров) в декабре. Эксперты отмечают, что это не много, но российская компания и так продает газ значительно дешевле европейских бирж. Так, например, на самом ликвидном нидерландском хабе TTF газ с доставкой на день вперед стоил 181 доллар, а с поставками в следующем месяце — 190 долларов.

Отметим, что большую часть газа «Газпром» по-прежнему продает по долгосрочным контрактам и ЭТП является источником дополнительных продаж. На бирже компания сбывает до 5 млрд кубометров газа в месяц.

В ближайшие два года эксперты прогнозируют умеренный рост стоимости энергоносителей. По их оценкам, в 2021 году цены на газ в Европе будут колебаться в пределах 150 долларов за тыс. куб. м.

«Газпром» заложил в бюджет на 2021 год цену газа для Европы на уровне 170 долларов за тысячу кубометров. Эта цена на 35% выше стоимости газа для Европы, заложенной в бюджет компании на 2020 год.

8979

Бюджет Беларуси удивил Лукашенко

341637

5875

Фото 14355

Фото 13000

Фото 12585


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.