Сокращение на государственной службе в 2021 году в Казахстане

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сокращение на государственной службе в 2021 году в Казахстане». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
  • 2021
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

  • Произведения Жамбыла на кыргызском языке презентовали в Бишкеке
  • Завод сельхозтехники в Лисаковске наращивает темпы производства
  • 180 семей получили ключи от квартир в Таразе
  • Казахстанские тренеры оценили успехи подопечных на Параиграх
  • Библиотека Елбасы налаживает сотрудничество с ЖЦПБ

Август 30, 2021, 10:10 0 1476

Задачу сокращения чиновников на 25% решим уже в 2021 году — Касым-Жомарт Токаев

  • сегодня
  • неделя
  • месяц

В целях дальнейшего совершенствования системы государственного управления в Республике Казахстан ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Правительству Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить сокращение до 1 сентября 2020 года на 5 процентов лимитов штатной численности государственных служащих:

центральных исполнительных органов, их ведомств, территориальных подразделений, за исключением Министерства обороны Республики Казахстан;

местных исполнительных органов.

2. При сокращении лимитов штатной численности государственных органов, за исключением случаев их реорганизации, размеры средств, предусмотренных на обеспечение их деятельности, исчисленных до введения в действие настоящего Указа, сохраняются за государственными органами на соответствующий и последующие годы.

3. Руководителям местных исполнительных органов обеспечить сохранение лимитов штатной численности государственных служащих в сельских округах и селах.

4. Внести в Указ Президента Республики Казахстан от 22 января 1999 года № 29 «О мерах по дальнейшей оптимизации системы государственных органов Республики Казахстан» (САПП Республики Казахстан, 1999 г., № 1, ст. 2) следующие изменения:

в приложении 1 к вышеназванному Указу:

строку:

«

Аппарат Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета

132

«

изложить в следующей редакции:

«

Аппарат Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета

125

«;

строку:

«

Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарат Верховного Суда Республики Казахстан), в том числе: территориальные органы (администраторов судов) в областях, столице и городах республиканского значения

6243
6015

«

изложить в следующей редакции:

«

Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарат Верховного Суда Республики Казахстан), в том числе: территориальные органы (администраторов судов) в областях, столице и городах республиканского значения

5931
5714

«;

строку:

«

Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы, в том числе его территориальные органы

661

«

изложить в следующей редакции:

«

Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы, в том числе его территориальные органы

628

«;

строку:

«

Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба), в том числе его территориальные органы

1688

«

изложить в следующей редакции:

«

Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба), в том числе его территориальные органы

1679

«;

приложение 2 к Указу изложить в редакции согласно приложению к настоящему Указу.

5. Правительству Республики Казахстан принять меры, вытекающие из настоящего Указа.

6. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Правительство Республики Казахстан.

7. Настоящий Указ вводится в действие с 1 апреля 2020 года, за исключением пункта 4 который вводится в действие с 1 июня 2020 года.

Президент
Республики Казахстан
К. Токаев

Прокуратура Республики Казахстан, в том числе:
Генеральная прокуратура, Академия правоохранительных органов, органы прокуратуры, Комитет по правовой статистике и специальным учетам, территориальные органы Комитета по правовой статистике и специальным учетам

5690

Кто из госслужащих в первую очередь попадет под сокращение

Опросил в Интернете знакомых экспертов. Ответы получил любопытные:

– Президент Токаев взял курс на цифровизацию Казахстана. Поэтому лишние единицы, которые требуют больших зарплат и социальных пакетов, – обуза для бюджета. Многие функции чиновников передаются или уже переданы в конкурентную среду. Только МВД в рамках программы “Цифровой Казахстан” планирует автоматизировать порядка 90 процентов государственных услуг. Так что сокращение 25 тысяч госслужащих не такая уж большая цифра. Это вообще естественный процесс…

– Сергей, зайдите на сайт Агентства по делам госслужбы – там список свободных вакансий от министерств до комитетов и агентств. Штук сто, наверное. Если эти места до сих пор не заняты, то в первую очередь сократят именно их, а не живых людей. Поэтому рано паниковать. «Сокращать, конечно, нужно…»: правозащитник Евгений Жовтис о грядущих изменениях в МВД

С другой стороны, можно предположить, что вырастет нагрузка на “выживших”. Каким будет качество производимой ими продукции – сейчас трудно сказать…

– В начале года в Нацбюро по противодействию коррупции в два раза сократили управленческие должности. Что-то похожее тогда же началось в министерствах энергетики, юстиции, еще где-то. Сейчас, скорее всего, под раздачу попадут совмещенные должности типа юрист-архивариус, юрист-кадровик. Ну и “синие воротнички”.

Остается открытым вопрос компенсаций уволенным по сокращению: сколько им положат отступных – 3–4 оклада? Больше? Даже в регионах это будут немалые суммы. Какие в столице – не знаю…

– Тут в чем фишка? Сокращение начнется в следующем году и будет идти четыре года. Понятно, что те, кто хочет остаться, пупок рвать будут, потому что, возможно, оклады вырастут вдвое. То есть появился сильный стимул. С другой стороны, не исключаю, что на этой почве в конкуренции могут появиться и негативные аспекты типа подсиживания, подстав, родственных связей и так далее. Вряд ли это будет носить массовый характер. А хорошего специалиста частные компании с руками оторвут, даже если он числится в корпусе “Б”…

– Еще ни одно государство в мире не определилось, сколько реально нужно госслужащих на душу населения, чтобы страна процветала. У нас на 18 с лишним миллионов человек почти 100 тысяч чиновников. В Японии, для сравнения, на 130 миллионов граждан – меньше 100 тысяч. Где в мировом экономическом рейтинге Япония и где мы? Я еще не исключаю фактор коррупции.

Если не ошибаюсь, в прошлом году в Казахстане кресла на нары поменяли больше двух тысяч чиновников. Назовем это естественной убылью. И не факт, что эти вакансии уже полностью заняты…

В этом сентябре в России тоже решили уволить почти 250 тысяч чиновников. Но гораздо стремительнее, чем в Казахстане – всего за год. Первыми в жертву принесут региональных бумагомарак. Поскольку в провинциях они размножаются, как кролики. Залез в Интернет. Оказывается, российский рынок офисной бумаги превысил полмиллиона тонн! Сколько сегодня в Казахстане? Да черт его знает, чем занимаются “макулатурные пахари” в своих кабинетах.

Помнится, лет 15 назад алматинский предприниматель Серик Туржанов сказал, что Казахстан впору переименовать в Кагазстан – бумажную страну, где правит не закон, а бумажка, подписанная каким-то бюрократом.

А теперь – внимание!

Если верить исследованию компании “PriceWaterhouse Coopers”, в любой стране мира и в любой компании (независимо от формы собственности) ежегодно теряется 7-8 процентов бумажных документов. 10-15 процентов не бывает востребовано вообще и никогда. Но средства на их хранение из госбюджета все равно выделяют. Зачем? Никто объяснить не может. Во сколько это обходится – тем более.

В конце 90-х годов пунктуальные немцы подсчитали: на любой документ объемом в один лист в госструктурах потом производят в среднем 12–15 листов. Мертвый груз, который отправляют на помойку. Если не займет место на стеллажах и в шкафах, где про него благополучно забудут уже через неделю-две. Мыши все-таки рожают гору. Наши канцелярские крысы совершают этот подвиг ежедневно. А налогоплательщики оплачивают деятельность этих “горняков”. В прошлом году внутренний документооборот вырос почти в полтора раза – это официальная статистика. Нормально?

Поэтому – да здравствует Цифровизация! Ну и Сокращение штата ей в помощь.

В армии Древнего Рима практиковали наказание – децимацию. Утеря в битве штандарта, отступление и бегство карались казнью каждого десятого воина когорты и центурии. Не важно: бился ли этот солдат отважно, а его соратник вовремя сбежал с поля битвы, но потом вернулся в строй. Построили личный состав. Стал десятым по счету? – Голова с плеч! Суровое сокращение кадров. Но этот воспитательный эффект почти триста лет давал свои плоды. Тогда Римская империя стала самой могущественной державой в Европе и частично в Азии. Но потом погрязла в коррупции и разврате. И стала жертвой варваров.

У нас в жертву принесут каждого четвертого, а не десятого. Жестоко? Расслабуха – не для нас: Возможна ли 4-дневная рабочая неделя в Казахстане

А сколько госпрограмм, написанных чиновниками, удалось реализовать на самом деле? Сколько денег было распилено-разворовано? Сколько в реальности было создано новых предприятий и рабочих мест?

Ну да, посадили несколько сотен коррупционеров за воровство на несколько лет. Кто-то вообще сумел откупиться от посадки несколькими миллионами тенге. Но не убили же?

Обратил внимание на один факт: сколько бы ни сокращали госслужащих в последние годы – десятками тысяч же! – а количество безработных в стране оставалось на одном уровне: чуть менее 5 процентов. Куда они деваются, эти сокращенные? Или иногда они возвращаются на место совершения достижений?

Мне все-таки интересно: насколько вырастет наш госаппарат после его сокращения к 2024 году?

Знаменитый публицист Анатолий Аграновский еще лет 50 назад заметил: “Аппарат не бывает велик или мал. Он должен быть соразмерен с работой, со своим назначением. Что не работает – то балласт. Что бесполезно – то вредно. Сокращать надо не “единицы” – звенья. Не людей – функции… Чиновники – принцип матрешки: откроешь большую – внутри поменьше. И дальше – до умопомрачения. А для развития новых управленческих технологий требуется меньше рядовых исполнителей”.

АЛМАТЫ

  • Новости
  • Политика
  • Экономика
  • Общество
  • Происшествия
  • Интервью
  • Мир

Компенсация при сокращении штата в РК 2021 году в Казахстане

Согласно последнему «Национальному докладу о состоянии государственной службы в Республике Казахстан», по состоянию на 1 января 2021 года штатная численность государственных служащих составила 96 910 единиц, что соответствует приведённым депутатом данным.

При этом в докладе не указывается, какая именно часть госслужащих трудится в сельской местности, поэтому проверить вторую половину высказывания не представляется возможным. Данных об этом нет и в других открытых источниках. (Что означают наши вердикты.)

Из 96 910 единиц: 739 — политические, 91 — работники корпуса «А», 96 080 — корпуса «Б». При этом фактическая численность госслужащих составляет 88 409 единиц.

Сложность проверки данного утверждения заключается в том, что не совсем понятно, кого депутат имеет ввиду под «рядовыми госслужащими», как и о том, сколько лет стажа считается «многолетним». Вольное толкование нами этих понятий может исказить суть проверки конкретного высказывания, так как может оказаться, что г-жа Смышляева имела ввиду абсолютно другое. Поэтому мы оставим это утверждение без вердикта, но, тем не менее, попробуем разобраться в вопросе, так как тема заработной платы госслужащих весьма актуальна.

Мы решили проверить зарплаты всех категорий административных служащих через объявления о вакансиях, доступных на сайте Агентства по делам госслужбы (АГДС).

Как известно, среднемесячная заработная плата разнится от региона к региону. Поэтому для нашего небольшого анализа, следуя словам депутата, возьмём среднюю зарплату по стране, которая, по состоянию на первый квартал 2021 года, составила 230 829 тенге.

Из 52 категорий, вакансии по которым предлагаются на сайте АГДС, по нашим подсчётам, 37 категорий имеют заработные платы ниже средней зарплаты по Казахстану и в нижнем, и верхнем значении. Ещё 5 категорий имеют заработную плату ниже средней в нижнем значении. Учитывая вышесказанное, можно сказать, что большая часть госслужащих, по крайней мере, по официальным данным действительно получает зарплаты, которые не дотягивают до среднемесячной зарплаты по стране. Здесь мы не учитываем бонусы и премии.

Говоря о зарплатах, стоит отметить, что среднемесячная заработная плата не совсем точно отражает реальную оплату труда значительной части населения, так как её рост в основном формируется за счёт высокооплачиваемых сотрудников, которые тянут вверх её значение. Поэтому существует понятие «медианная зарплата» — зарплата, которая находится ровно посередине зарплатного списка.

По данным Бюро национальной статистики, медианная зарплата за 2020 год составила 142 291 тенге. Если судить о заработной плате госслужащих в сравнении с медианной зарплатой по стране, то картина (для госслужащих, — ред.) будет выглядеть куда более оптимистичной.

Между тем в марте стало известно о том, что с 1 июля планируется повысить зарплату госслужащих. Директор департамента государственной службы АГДС Жаркын Тлеукенов сообщил, что прирост к зарплате административных госслужащих по предварительным расчётам может составить от 30% до 150%. При этом речь идёт о новой системе оплаты труда, по которой диспропорция в заработных платах сельских и городских госслужащих должна сократиться с 70% до 10%.

Утверждение: Снижение доли молодежи среди государственных служащих до 22%, а в сельской местности до 18% говорит о низкой привлекательности профессии для данной категории граждан.

Е. Смышляева

С уже учтённой оговоркой о том, что отдельных данных по состоянию госслужбы в сельской местности в открытых источниках нет. Возвращаясь к Национальному докладу от АГДС, подтверждаем, что доля госслужащих в возрасте до 30 лет (возраст молодёжи в РК — 18-29 лет) составляет 21,6%. А по данным на 1 января 2018 года, доля молодёжи на госслужбе составляла 26%. То есть действительно можно говорить о некотором снижении. Однако проверить действительно ли это снижение связано с потерей привлекательности профессии невозможно без проведения соответствующего исследования.

При этом следует отметить, что, как сообщает АГДС в докладе, проводится сокращение штатной численности госслужащих и оптимизация имеющихся вакансий. То есть какое-то сокращение работников и среди молодых сотрудников, вероятно, ожидается.

Национальный доклад о состоянии госслужбы от АГДС, на который мы уже не раз ссылались по ходу проверки утверждений, сообщает, что текучесть кадров снизилась за последние годы. Однако, так как мы не можем подтвердить или опровергнуть информацию о сменяемости акимов сельских округов, ввиду отсутствия таких данных в открытых источниках, оставляем утверждение без вердикта и приводим найденные нами данные

По сообщению АГДС, «в 2020 году доля чистой сменяемости составила 5% или 4823 человека», что, по мнению агентства, свидетельствует о стабильности государственной службы.

Август 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Есть несколько категорий сотрудников, которые не могут быть сокращены работодателем при штатной оптимизации, то есть должность за таким сотрудником должна быть оставлена. К таким категориям относятся:

  • лица, имеющие временную нетрудоспособность, например, те, которые находятся на больничном;
  • отпускники. В таком случае работодатель обязан подождать выхода работника из отпуска;
  • льготники, в том числе беременные женщины и декретницы, а также ряд других категорий, например, родители-одиночки.

По невозможности сократить определенного сотрудника информацию можно посмотреть в 55 статье, а также в 185 статье ТК РК.

В соответствии со статьей 56 (пункт 5), если идет сокращение должности, то работнику должны предложить свободную вакансию. Также стоит учесть, что по 147 статье трудового кодекса работодатель после принятия решения о сокращении подает все данные в уполномоченный орган. В список информационных данных входят:

  • должности;
  • квалификация работников и специальности;
  • размер оплаты труда.

Эта информация предоставляется за 2 месяца до фактической даты расторжения договора.

Государственными инспекторами труда департамента по контролю и социальной защите по СКО за 2008 год проверено 1175 предприятий области. При этом выявлено 8475 нарушений трудового законодательства, в том числе 61 — о занятости населения, 41 — нарушение незаконного расторжения трудовых договоров. В условиях развивающегося финансового кризиса вероятность высвобождения в ближайшее время большого числа работающих граждан по области и по республике в целом может возрасти. В этой связи работодателям, чтобы избежать ошибок при расторжении трудовых договоров с работниками, а работникам знать свои права и гарантии, напоминаю нормы Трудового кодекса РК.

Основание и порядок расторжения трудового договора

Работодатель по основанию, предусмотренному подпунктом 2) пункта 1 статьи 54 Трудового кодекса РК в случае сокращения численности или штата работников, обязан письменно предупредить работника о расторжении трудового договора за один месяц, если в трудовом, коллективном договорах не предусмотрен более длительный срок предупреждения. С письменного согласия работника расторжение трудового договора может быть произведено до истечения срока предупреждения.

Расторжение трудового договора с работниками, являющимися членами профессионального союза, в случаях сокращения численности или штата работников производится с учетом мотивированного мнения органа профессионального союза данной организации в порядке, предусмотренном коллективным договором (п.1, 2. ст.56 ТК РК). Работодатель при расторжении трудового договора в случае сокращения численности или штата работников должен принять меры к переводу работника на другую работу в случае его согласия (п.5.ст.56 ТК РК).

Не допускается расторжение трудового договора в случае сокращения численности или штата работников:

в период временной нетрудо-способности работника;
в период пребывания работника в оплачиваемом ежегодном трудовом отпуске;
с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), иными лицами, воспитывающими указанную категорию детей без матери ( ст.55, п.1.ст.185 ТК РК).
Работодатель обязан предоставлять уполномоченному органу по вопросам занятости информацию о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата не менее чем за один месяц до начала высвобождения (п.2. ст.147 ТК РК).

Компенсационные выплаты в связи с потерей работы.

При расторжении трудового договора в случае сокращения численности или штата работников, работодатель производит компенсационные выплаты в размере средней заработной платы за месяц (п.1. ст.157 ТК РК).

Выплата сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится не позднее трех рабочих дней после прекращения трудового договора.

В акте работодателя должно быть указано основание прекращения трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом РК.

Согласно п. 5 ст. 56 Трудового Кодекса РК, работодатель при расторжении трудового договора по основаниям, предусмотренным пп. 2) — 4) п. 1 ст. 54 Трудового Кодекса РК, должен принять меры к переводу работника на другую работу в случае его согласия.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 157 Трудового Кодекса РК работодатель производит компенсационные выплаты работнику в связи с потерей работы в размере средней заработной платы за месяц при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случае сокращения численности или штата работников.

Если при сокращении, работник откажется от предложенной ему другой должности, то предусмотрена ли ему компенсационная выплата в связи с потерей работы? И какая должность должна быть предложена работодателем, по професии, или же любая другая?

В пункте 5 ст. 56 ТК РК предусмотрена обязанность работодателя принять меры к переводу работника на другую работу в целях недопущения расторжения трудового договора по инициативе работодателя в случае сокращения численности или штата работников (пп. 2) п. 1 ст. 54 ТК РК). При этом, работа может быть любая. В случае отказа работник не теряет компенсационные выплаты в связи с потерей работы, так как потеря работы связана с сокращением, а не переводом. Согласно Конвенции Международной Организации Труда № 158 о прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя работник, с которым прекращены трудовые отношения, имеет право в соответствии с национальным законодательством на выходное пособие.

Ликвидация юридического лица, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, сокращение численности работников или штата являются основаниями для расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Согласия работника на увольнение при этом не требуется, но важным является соблюдение процедуры увольнения и установленных гарантий для работника.

Данные основания для увольнения предусмотрены подпунктами 1) и 2) пункта 1 статьи 54 Трудового кодекса Республики Казахстан.

Одной из гарантий профессиональных прав госслужащего является закрепленная в законе обязанность представителя нанимателя предложить сотруднику, подпадающему под сокращение, имеющиеся вакантные должности. Правила предоставления таких вакансий установлены Постановлением Правительства РФ № 822 от 19.09.2013.

После уведомления служащего о том, что его должность подпадает под сокращение, руководство обязано предложить лицу вакансии в том же госоргане или в органе, который будет выполнять функции упраздненной организации. Для этого у администрации есть 2 месяца с момента предупреждения лица о грядущем расторжении трудовых отношений. Если свободных или подходящих мест нет, могут рассматриваться должности в других государственных структурах.

Подбор вакансий в другом органе выглядит следующим образом:

  1. Представители кадровой службы приступают к поиску вакансий в других органах не менее чем за 30 дней до дня планируемого увольнения.
  2. Формируется список вакантных должностей гражданской госслужбы. В список включаются вакансии в госорганах в той же местности, где работал служащий. Если в той же местности подходящих мест нет, в перечень включают предложения из других местностей.
  3. За 25 дней до последнего рабочего дня кадровая служба передает сотруднику под роспись уведомление с предложением о занятии вакантной должности. К уведомлению прикрепляется список имеющихся вакансий.
  4. При поиске альтернативы кадровая служба обязана учесть профессиональные характеристики лица. К таким характеристикам относятся категория и группа занимаемой должности, область и вид служебной профдеятельности, уровень квалификации, стаж, направление подготовки.
  5. С момента получения уведомления у госслужащего есть 2 дня для принятия решения. Вариантов два – согласиться или отказаться от полученных предложений. Если человек согласен занять вакантную должность, он подает заявление в кадровую службу. В заявлении нужно просить о направлении своей анкеты в соответствующий орган.
  6. В 2-дневный срок с момента получения заявления кадровики обязаны направить в соответствующий госорган письмо с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности. В документе указывается, какую вакансию выбрал увольняемый и когда заканчивается 2-месячный предупредительный срок.
  7. Кадровая служба органа, которому было направлено письмо, обязана подготовить ответ в 3-дневный срок. Если предложенная кандидатура подходит, то в ответе также указывается, когда и где будет проведено собеседование.
  8. Госслужащего ознакомляют с ответом потенциального работодателя в течение одного дня с момента получения соответствующего письма.
  9. На финальном этапе оформляется перевод служащего.

Андрей Новиков

Работнику, попавшему под сокращение, полагаются определенные выплаты и компенсации. Выплаты при сокращении работника необходимы для его финансовой поддержки на время трудоустройства. Что и в какие сроки должен компенсировать сотрудникам работодатель, сокращая штат, расскажем в нашей статье.

После увольнения сокращенный в случае нетрудоустройства может иметь право на сохраненный средний заработок; об этом будет сказано ниже. Средний заработок Сроки выплат Все суммы, причитающиеся увольняемому, должны быть выплачены в день увольнения (ст. 140 ТК РФ)

Однако и здесь есть поправки: профильное высшее образование обязательно для лиц, занимающих такие должности, как: При этом сохранить свои должности в ходе проверок смогут только те, у кого есть диплом специалиста или магистра.

Выходного пособия при сокращении госслужащие гражданского характера не получают. Но есть значительный нюанс, если нет трудоустройства (что потребуется подтверждать с помощью центра занятости), то можно получить возможность переквалификации, во время которой безработный получает среднемесячный заработок на последнем месте работы.

Обычный порядок сокращения прописан в 81 статье ТК РФ . Для гражданских служащих, которые занимают государственные должности, основным регламентом считается закон 79-ФЗ . Он предусматривает кроме самого процесса сокращения должности также возможность перевода на другую должность.

Наниматель обязан в письменной форме предупреждать работников об увольнении по причине сокращения не позднее, чем за 2 месяца. На это указывает часть четвертая ст.31 Федерального закона от 27.07.2021 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ).

  • если госслужащему предоставят возможность замещения иной должности гражданской службы в этой же государственной организации, либо в другом госоргане с учетом стажа его работы (службы) по специальности или стажа гражданской службы, профессионального образования госслужащего и уровня его квалификации;
  • при направлении гражданского служащего на повышение квалификации либо профессиональную переподготовку.

Законодательная база
ФЗ №79 от 27.07.2021 года регламентирует все льготы и социальные гарантии при сокращении госслужащих. Работников государственных организаций необходимо уведомлять за два месяца до предполагаемого увольнения. Оповещение осуществляется лично руководителем или его представителем и обязательно проходит в письменной форме под роспись сотрудника.

Работник не обязан соглашаться на перевод, если его не устраивает должность, условия работы или место расположения организации (другой город, подразумевающий переезд). В таком случае руководитель обязан уволить сотрудника на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ (сокращение) со всеми положенными выплатами и компенсациями.

  1. Надбавка за выслугу лет. В зависимости от стажа она может составлять от 10 до 30% оклада.
  2. Надбавка за особые условия гражданской службы в размере до 200% оклада.
  3. Надбавка за работу с государственной тайной.
  4. Различные премии (за выполнение особо важных и сложных заданий и т. п.)
  5. Ежемесячное денежное поощрение для отдельных категорий госслужащих в соответствии с указом Президента РФ от 25.07.2021 № 763.
  6. Единовременная выплата к отпуску в размере двух месячных окладов.

Работа госслужащих связана с обеспечением деятельности государственного аппарата и выполнением им всех необходимых функций. От профессионализма госслужащих зависит развитие государства. Лицам такой категории в 2021 году положены некоторые льготы.

Как и все работники, служащие должны быть предупреждены о сокращении заблаговременно. Уведомить об этом должен представитель нанимателя. Уведомление должно быть сделано персонально и под подпись минимум за два месяца до увольнения.

Для того, чтобы выяснить, кто же среди сокращаемых лиц имеет преимущественное право, проводится аттестация. И уже по результатам аттестации выявляются самые эффективные и продуктивные служащие. Их оставляют на службе или предлагают должность в другом органе.

Государственные служащие, помимо указанных выше преференций, получают также безвозмездную государственную субсидию на приобретение жилого помещения единожды за все время несения службы. Величина выплаты будет зависеть от субъекта РФ, в котором работает госслужащий, или от федерального закона, если речь идет о чиновнике федерального уровня.

Расторжение трудового договора с сотрудником не может произойти без окончательного расчета с ним. В последний рабочий день работнику необходимо перечислить все полагающиеся ему финансы. В случае сокращения к обязательным выплатам будут относиться следующие:

  • Заработная плата сотрудника за отработанный им период.
  • Компенсация за его отпуск.
  • Выплата выходного пособия.
  • Размер среднего заработка на время поиска новой работы.
  • Возможная дополнительная компенсация в том случае, если произошло увольнение до истечения пары месяцев с момента уведомления.

Повышения зарплат госслужащим в 2021 году не будет. 25 ноября 2020 года Госдума РФ приняла закон о временной приостановке индексации зарплат для государственных служащих.

Правительство приняло решение отказаться от повышения зарплат госслужащим в 2021 году и пересмотреть оклады только военнослужащих. Впрочем, это временная мера, как утверждают представители Министерства финансов. Планируемая индексация будет отложена на 2022 год…

Когда будет повышение зарплат у госслужащих

Согласно ст. 50 закона № 79-ФЗ, государственным гражданским служащим гарантирована ежегодная индексация размера оплаты труда. Точный размер индексации на очередной календарный год утверждается при рассмотрении федерального бюджета. Обычно она соответствует показателям инфляции, утверждаемым Росстатом.

На 2021 год в бюджете не запланированы средства на индексацию зарплат бюджетникам и судьям. Поэтому Правительство РФ внесло законопроект о приостановлении индексации фонда оплаты труда. В 2021 году будет проиндексировано только денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц.

25% чиновников сократят в Казахстане в течение года

Реформа госаппарата затронет 45 министерств и ведомств, чью деятельность курирует Правительство.

В результате оптимизации станет меньше подразделений, которые выполняют обеспечивающие функции. Сокращению подлежат 74 таких структурных подразделения. Кроме того, при проведении реформы госаппарата планируется сократить 37 заместителей руководителей федеральных органов. Освободившиеся средства при этом останутся в фондах оплаты труда.

Специальным постановлением были закреплены единые требования к структуре федеральных министерств и ведомств. Так, численность структурных подразделений в министерствах по новым требованиям должна составлять не меньше 40 штатных единиц, служб и агентств – не менее 25 единиц, отделов в составе департамента или управления – не менее 5 единиц, самостоятельного отдела – не менее 10. Для обеспечивающих подразделений устанавливается ограничение – не более 30% общей численности сотрудников.

Совет Федерации одобрил на пленарном заседании закон о введении административных штрафов до 150 000 рублей для госслужащих за оскорбление граждан.

В КоАП вносятся нормы, согласно которым оскорбление, совершенное госслужащим или муниципальным служащим в связи с осуществлением своих полномочий, влечет административное наказание.

Чиновникам грозит наложение административного штрафа в размере от 50 000 до 100 000 рублей либо дисквалификация (лишение права замещать должности государственной и муниципальной службы) на срок до 1 года. За повторное нарушение устанавливается штраф в размере 100 000–150 000 рублей либо дисквалификация на срок до 2 лет.

2021 год готовит вот такие сюрпризы для государственных служащих. Вряд ли их можно назвать позитивными моментами. А что думаете вы по этому поводу? Стоит ли сокращать чиновников и приостанавливать индексацию их заработной платы?

Делитесь своим мнением в комментариях к публикации. Жду ваших лайков и комментариев. Благодарю за внимание!

О том, что в современной России чиновников больше, чем было во всём СССР, не рассуждали разве что лишь сами чиновники. Обосновано – другой вопрос, обосноваННо ли – это стремлением руководства государства сохранить стабильность и предсказуемость внутриполитической ситуации в новых (сравнительно с тем же СССР) условиях: в РФ существует официальная оппозиция действующей власти.

Совершенно неинтересно в данном контексте точка зрения и цели, а также самочувствие самой оппозиции: она всегда деконструктивна, как и её цели. Само существование оппозиции означает лишь то, что власть не справляется со своими обязанностями, и общество это чувствует. Впрочем, полностью справляющейся со своими обязанностями власти не существовало, не существует и никогда не будет. Поэтому в нормальном обществе была, есть и будет оппозиция. А значит, в любом государстве рост оппозиционных настроений конгруэнтен росту легиона чиновников, призванных если не решать проблемы, на которые эта оппозиция указывает, то прятать их, или не позволить увидеть новые.

В Казахстане чиновников сократят на 25%

Почему подавляюще большинство экспертов без энтузиазма смотрят на перспективы сокращения госаппарата в регионах? А уж если речь заходит о сокращениях в южных субъектах, девять из десяти экспертов просто улыбаются.

Потому что, доверь региональному начальнику исключительное право проводить совершенно узаконенные, да ещё и основанные на требованиях федерального правительства сокращения в своём ведомстве, полетят головы мало-мальски «косо посмотревших» на такого начальника, даже если такой взгляд он поймал лет десять назад. Опять же, как уволить сына тёти Патимат? Где мальчик – ныне, например, замминистра республики – себе такую работу ещё найдёт?

Полноценного описания того, каким образом будут проходить сокращения и одновременно увеличена эффективность работы чиновников, пока не представлено, считают эксперты.

Дмитрий Журавлёв предполагает, что «скорее всего, произойдет некоторое сокращение расходов бюджета в чисто “бухгалтерском” выражении. Оптимизацию должны сопровождать перемены в системах подготовки и переподготовки, рекрутирования и ротации кадров, оплаты труда и т. д. Также необходимо каким-то образом “сломать о колено” токсичную корпоративную культуру в системе госуправления. [Если этого не произойдёт], …в ходе сокращений первыми будут уволены, скорее всего, сотрудники, не связанные с руководством посредством личных связей либо в целом не демонстрирующие высокого уровня лояльности. Также наверняка охотно пожертвуют людьми, потенциально не способными активно сопротивляться увольнению».

Пожертвуют, например, теми же техническими работниками.

Вот в госдепартаменте США сейчас жалуются: с очередным сокращением аппарата посольства США в России его оставшиеся сотрудники вынуждены убирать снег собственноручно…

Посему, если увидите на пороге республиканского министерства или администрации региона местного главу, работающего лопатой для уборки снега, будьте уверены: вместо бездельника-племянника он сократил дворника.

Правительство России в 2021 году устранит разрыв в зарплатах между органами власти одного уровня и приведет их к справедливому значению. Этот шаг будет продолжением завершаемой административной реформы, заявил Григоренко. Как отметил вице-премьер, сейчас сложилась ситуация, когда разрыв в зарплатах между ведомствами стал критическим. «По министерствам — в 1,5 раза, по службам — 1,7 раза, по агентствам — 1,9 раза, а по территориальным органам — достиг двукратной отметки», — пояснил он.

По словам Григоренко, в результате наиболее квалифицированные сотрудники переходят в ведомства с высокими заработными платами. «Это приводит к разному уровню компетенции сотрудников, напрямую мешает слаженной работе всего госаппарата, — указал он. — В этом году правительство сбалансирует уровень средней заработной платы между ведомствами и приведет к справедливому уровню — это важнейший этап реформы».

Руководитель аппарата правительства указал, что основной для дальнейшего реформирования системы оплаты труда госслужащих станет проведенная реорганизация госаппарата. «Этот вопрос обсуждался давно, но провести преобразования мешали искусственно поддерживаемые пустующие ставки», — заметил он.

Помимо этого, как сообщил вице-премьер, изменится сама структура заработных плат: увеличится доля ежемесячных гарантированных выплат за счет уменьшения премиального фонда, что позволит сотрудникам на местах планировать социально значимые расходы, например, ипотеку. «Мотивационная часть будет привязана к конкретным результатам выполненной работы, — обозначил он еще одно нововведение. — Это будет способствовать росту мотивации действующих сотрудников, привлечет на госслужбу перспективных и эффективных специалистов».

Отвечая на вопрос, будет ли на этом завершена реформа, Григоренко заметил: «Если внимательно посмотреть лучшие практики, неважно — в бизнесе или в госуправлении, то мы увидим, что важнейший элемент успеха — это стремление к постоянному развитию». По его словам, сейчас драйвером изменений выступает цифровизация, но «это не самоцель, а только инструмент, который нужно научиться правильно применять».

«Поэтому мы продолжим внимательно анализировать, а затем — переводить в онлайн-формат максимально широкий спектр ведомственных процессов, особенно в той части, которая касается контрольно-надзорных функций», — пояснил вице-премьер.
Он подчеркнул, что государственные услуги бизнесу и гражданам должны предоставляться «по принципу 24/7 и экстерриториально».

В то же время, как считает Григоренко, «важно понимать, что ключевой элемент успеха — это не «цифра», а люди, которые объединены одной целью». «Поэтому главное и самое сложное — переформатировать госаппарат в современную, ориентированную на результат команду профессиональных сотрудников. В своей работе мы будем стремиться именно к такому результату», — резюмировал он.

Цифровизация и платформенные решения создают резерв для дальнейшей оптимизации системы госуправления, указал Григоренко. «Здесь есть значительные резервы за счет цифровизации и применения платформенных решений, которые позволяют часть функций — в том числе территориальных органов (госвласти) — централизовать на федеральном или межрегиональном уровне, оставив на уровне регионов ограниченный круг вопросов — например, только по очному обслуживанию граждан», — сказал он.

В целом, рассуждая о реформе, вице-премьер отметил, что в нынешних условиях система госуправления должна уметь адаптироваться к вызовам новой реальности, в основе которой лежит цифровая трансформация. «Технологии кратно увеличивают возможности повышения эффективности работы госаппарата. Они помогают реализовать модель сервисного государства, ориентированного на запросы общества, на высокое качество предоставляемых гражданам услуг. Поэтому институты власти должны стать цифровыми платформами, естественно и незаметно предоставлять услуги в максимально оперативном режиме. Именно эту модель мы взяли за основу», — заявил он.

По словам Григоренко, в ходе реформы кабмин постарался решить ключевую проблему структурного дисбаланса штатной численности госведомств. Правительство разработало единые стандарты организационно-штатной модели, акцент был сделан на устранение избыточных руководящих должностей.

«Так, замруководителя теперь должен курировать не менее двух структурных подразделений, а замначальника структурного подразделения — как минимум два отдела. Мы также установили требования к минимальной численности подразделений. Для департаментов министерств — не менее 40 человек, управлений в службе или агентстве — не менее 25 человек, для отделов — не менее пяти человек. Штат обеспечивающих работников не должен превышать 30% от предельной численности, при увеличении состава профильных специалистов», — рассказал Григоренко.

Глава аппарата кабмина подчеркнул, что при проведении реформы были предусмотрены механизмы точечной донастройки. Так, если ведомству нужно усилить центральный аппарат, руководство может перераспределить численность за счет территориальных органов в пределах фонда оплаты труда, пояснил он.

Григоренко объяснил необходимость преобразований в госуправлении требованием времени, так как «существующая структура органов государственной власти практически не менялась на протяжении многих лет — в современных условиях она не может эффективно работать над решением задач, которые ставит перед собой государство». По словам вице-премьера, за это время корпоративный сектор уже несколько раз трансформировал модели управления бизнесом, исходя из изменения запросов потребителей и возможностей, которые дают технологии.

«Госаппарат же все это время продолжал работать по системе, которая не менялась десятилетиями, — по принципу «ведомственных колодцев», то есть в замкнутом цикле — через долгие бюрократические согласования. Это привело к серьезным системным проблемам: модель госуправления оказалась абсолютно не адаптивной, не отвечающей современным реалиям и новым задачам», — добавил вице-премьер.

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин объявил о реформе госаппарата в ноябре 2020 года, срок ее завершения был установлен до 1 апреля 2021 года. Реформа предполагает приведение к единому стандарту штата и организационной структуры министерств и ведомств, сокращение центральных аппаратов на 5%, а территориальных органов на — 10%. В целом сокращение должно было затронуть более 32 тыс. должностей, в основном за счет имеющихся вакансий при сохранении фонда оплаты труда в ведомствах. В центральных аппаратах сокращению подлежала 741 штатная единица, в том числе 36 заместителей руководителей, а также 74 структурных подразделения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.