Порядок исчисления налога на имущество организаций диплом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок исчисления налога на имущество организаций диплом». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Актуальность темы исследования. Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Они становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы. Вместе с тем государство может реально использовать налоги через присущие им функции, и, прежде всего фискальную и стимулирующую. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.

В современных условиях для управления предприятием наряду с менеджментом, маркетингом, бухгалтерским учетом и некоторыми другими направлениями основы налогообложения занимают одно из важнейших мест и являются неотъемлемой частью деятельности любого предприятия.

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Для определения сущности имущественного налогообложения в Российской Федерации следует обратиться к истории формирования российской налоговой системы.

Актуальность дипломной работы обуславливается тем, что при построении налоговой системы предусматривалось, что имущественные налоги должны были относиться к ведению региональных и местных органов власти и, соответственно, быть одними из существенных источников формирования доходной базы региональных и местных бюджетов. Данный подход обуславливался тем, что вышеуказанные органы власти могли реально обеспечивать эффективный контроль за накопленным имуществом, полнотой учета и сбора имущественных налогов, оценивать необходимость предоставления налоговых льгот.

В первую очередь, такая доходообразующая роль отводилась налогу на имущество предприятий.

При введении указанного налога преследовалось несколько целей: создать у организаций заинтересованность в реализации излишнего, неиспользуемого имущества и стимулировать эффективное использование имущества, находящегося у них на балансе.

В качестве инструмента реализации основных задач в области налоговой политики особое значение имеет Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), являющийся единым, взаимосвязанным и комплексным документом, учитывающим всю систему налоговых правоотношений.

Определенные изменения намечаются и в системе имущественного налогообложения организаций и физических лиц.

Учитывая региональный характер налога, передача территориям полномочий на предоставление дополнительных налоговых льгот должна сопровождаться значительным сокращением льгот по этому налогу, устанавливаемых на федеральном уровне.

Объектом исследования настоящей работы является налогообложение имущества предприятий.

Предметом исследования выступают особенности налога на имущества предприятий.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования заключается в рассмотрение экономического и правового значения налога на имущества предприятий и вынесение предложений по его оптимизации.

В соответствии с выбранной целью исследования в работе были поставлены и решены следующие задачи:

— рассмотреть общую характеристику имущественных налогов;

— охарактеризовать правовое регулирование налогов на имущество в России и зарубежных государствах;

— описать налогоплательщиков налога на имущество организаций;

— проанализировать элементы налогооблажения;

— вынести предложения по оптимизации налогообложения имущества организаций.

Теоретической основой проведенного исследования послужили научные работы ведущих российских ученых в области бухгалтерского учета, аудита, теории и практики налогообложения в России и за рубежом: Грязновой А.Г., Дмитриева В.Н., Дроздовой Л.А., Камышникова Г.А., Петрова Б.В., Подольского В.И., Скачкова Н.Г., Шнейдмана Л.З. и др. Наряду с отечественными литературными источниками, были использованы труды следующих зарубежных специалистов в области аудита: Аренса Э.А., Гая Д.М., Дефлиза Ф.Л., Дженника Г.Р., Кармихаеля Д.Р., Лоббека Дж.К., О’Рейли В.М., Хирша М.Б. и др., зарубежных специалистов в области МСФО и US GAAP: Адлера Дж., Будака С.В., Вильямса Дж, Дилани П.Р., Наха Р., Мирзы А.А., Эпштейна Б. Дж., Форана М. и других.

Нормативной и правовой основой диссертации явились законодательные и нормативные акты Российской Федерации по вопросам бухгалтерского учета, аудита и налогообложения имущества организаций.

В работе применялись разнообразные методы научного исследования: наблюдение, обобщение и синтез, метод сравнения.

Научная новизна диссертационной работы заключается в разработке автором новых подходов и предложений по оптимизации налогообложения имущества организаций.

Состав изучаемых проблем, характер и направленность выполненного исследования обусловили структуру диссертационной работы, которая включает введение, четыре главы и заключение.

Тема: Налог на имущество организаций 1

Наиболее массовой группой налогоплательщиков налога на имущество являются российские организации (юридические лица). Понятие юридического лица закреплено в статье 48 ГК РФ. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.[11]

Согласно ст.19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации, на которых возложена обязанность уплачивать налоги.

В порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Исходя из анализа данной статьи, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются налогоплательщиками, в том числе налогоплательщиками налога на имущество.

Во-вторых, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

Представляется, что последнее положение является устаревшим, поскольку оно было рассчитано на действие Закона РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 «О налоге на имущество предприятий»[12], в соответствии с которым, на первом этапе филиалы предприятий являлись самостоятельными налогоплательщиками.

В настоящее время гл.30 Налогового кодекса РФ не предусматривает никакого порядка исполнения филиалами обязанностей по уплате налогов. При этом устанавливается другая конструкция законодателя.

Так, в ст.384 Налогового кодекса РФ установлено, что не обособленное подразделение исполняет обязанность по уплате налога, а сама организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог по месту нахождения каждого такого подразделения. Данное положение является в большей степени теоретическим, поскольку не влияет на внешнюю сторону рассматриваемого вопроса.

Налог на имущество в зависимости от желания налогоплательщика может быть уплачен как с расчетного счета головного подразделения, так и с расчетного счета обособленного подразделения. Сама работа по расчету налога на имущество, заполнению налоговых деклараций по месту нахождения обособленных подразделений, может быть возложена руководителем организации как на служащих головного подразделения, так и на служащих указанного обособленного подразделения.

Среди обязанностей налогоплательщиков можно выделить следующие две основные группы:

— обязанность по уплате налога;

— сопутствующие обязанности (ведение учета объектов налогообложения, представление налоговой декларации и т.д.).

Однако, как мы уже отмечали ранее, не у всех налогоплательщиков возникает обязанность по уплате налога ввиду наличия различных льгот. В этой связи правомерен вопрос: должны ли организации, освобожденные от уплаты налога на имущество выполнять сопутствующие обязанности?

По нашему мнению, для ответа на данный вопрос необходимо всех налогоплательщиков налога на имущество разделить на следующие три группы в зависимости от способа освобождения от уплаты налога.

К первой группе относятся организации, полностью освобожденные от уплаты налога на имущество. В гл.30 Налогового кодекса РФ такие льготы не предусмотрены, так как они могут быть установлены региональными законодателями.

Например, в ст.3 Закона Свердловской области от 27 ноября 2003 г. N 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций»[13] установлено, что от уплаты налога на имущество освобождаются органы государственной власти Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.

Ко второй группе относятся организации, чье имущество полностью освобождается от уплаты налога на имущество.

Например, согласно ст.381 Налогового кодекса РФ освобождается от налогообложения имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий, имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций, имущество государственных научных центров.

К третьей группе относятся организации, для которых предусмотрено освобождение от уплаты налога на имущество только в отношении отдельного вида имущества.

Например, согласно ст.381 Налогового кодекса РФ освобождаются от налогообложения религиозные организации в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.

Согласно пункта 2 статьи 381 Кодекса религиозные организации освобождены от налогообложения в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.

К имуществу, освобождаемому от налогообложения, относятся культовые здания и сооружения, иные объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности, предметы религиозного назначения и другое имущество, используемое для религиозной деятельности.

При этом следует учитывать, что данная льгота, в отличие от некоторых других льгот, предусмотренных по данному налогу, не является временной, поскольку срок ее применения федеральным законом не ограничен.

До принятия главы 30 НК РФ налогом на имущество облагались основные средства, нематериальные активы, запасы и товары, находящиеся на балансе организаций. С 1 января 2004 г. объект налогообложения претерпел значительные изменения.

Действующее определение объекта обложения по налогу на имущество содержится в статье 374 НК РФ. Согласно пункту 1 этой статьи налогом на имущество облагается движимое и недвижимое имущество, в том числе переданное во временное владение, пользование и распоряжение, учитываемое на балансе в качестве основных средств по правилам бухгалтерского учета.

В соответствии со ст.374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Здесь, по нашему мнению, законодатель допустил некоторую расплывчатость в формулировке. Рассмотрим положения п.1 ст.374 НК РФ подробнее.

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н[32], установлено, что принятые к бухгалтерскому учету основные средства отражаются по дебету балансового счета 01 «Основные средства».

Не совсем понятно, что означает в формулировке объекта налогообложения словосочетание «переданные во временное владение, пользование, распоряжение». Если предположить, что это только основные средства, сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, на хранение и т.д., то все просто — такое имущество продолжает числиться в учете у его собственника как объекты основных средств.

Но если под данное определение подпадает также и передача имущества в оперативное управление либо хозяйственное ведение, то возникают вопросы.

Согласно ст.11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»[33] имущество, передаваемое собственником (органом государственной власти или органом местного самоуправления) унитарному предприятию, закрепляется за последним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Право собственности на переданное имущество остается за соответствующими органами власти. Соответственно, при формальном прочтении п.1 ст.374 НК РФ именно эти органы и будут плательщиками налога на имущество.

В этом случае получается, что и для унитарных, и для казенных предприятий переданное им собственником имущество не является объектом налогообложения. Плательщиком налога по нему будут являться органы государственной власти либо органы местного самоуправления.

Надеемся, что к началу наступающего налогового периода МНС России издаст рекомендации, которые помогут найти выход из создавшейся ситуации.

Рассмотрим другие объекты обложения налогом на имущество.

При передаче объектов основных средств в доверительное управление их остаточная стоимость отражается в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов по дебету балансового счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет «Расчеты по договору доверительного управления имуществом», не как объекты основных средств.[34]

В качестве объекта основных средств данное имущество будет отражаться на балансовом счете 01 у доверительного управляющего на отдельном балансе.

Тем не менее, законодатель в ст.378 НК РФ еще раз подтверждает, что основные средства, переданные в доверительное управление, признаются объектом налогообложения у учредителя доверительного управления.

При передаче объектов основных средств в качестве вклада в простое товарищество (в совместную деятельность) переданное имущество подлежит отражению по его остаточной стоимости по дебету балансового счета 58 «Финансовые вложения», субсчет «Вклады по договору простого товарищества».

В качестве объекта основных средств данное имущество будет отражаться на отдельном балансе у участника совместной деятельности, которому поручено ведение бухгалтерского учета по договору простого товарищества.

В ст.377 НК РФ также подтверждено, что имущество, переданное в качестве вклада по договору о совместной деятельности, признается объектом налогообложения у каждого из участников договора.

Для иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на российской территории через постоянное представительство, объектом налогообложения признаются принадлежащие им объекты основных средств. Стоимость объектов основных средств, включаемых в налоговую базу, определяется по правилам бухгалтерского учета российских организаций.

Для иностранных организаций, не осуществляющих свою деятельность на российской территории через постоянное представительство, объектом налогообложения признаются объекты недвижимости, находящиеся на территории Российской Федерации и принадлежащие им по праву собственности.

В соответствии с п.4 ст.374 НК РФ природные ресурсы (земельные участки, водные объекты) не признаются объектом налогообложения.

Не признается также объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка.

Налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

При этом законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

Как правило, в региональных законах отчетные периоды устанавливаются в аналогичном порядке.

Так, в Законе г.Москвы «О налоге на имущество организаций» от 5 ноября 2003 г. N 64 предусмотрено, что отчетными периодами также признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В Законе Свердловской области от 27 ноября 2003 г. N 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» отчетные периоды вообще не установлены. Данное положение означает, что в качестве отчетных периодов устанавливаются периоды, закрепленные гл.30 Налогового кодекса РФ, т.е. первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Таким образом, если в региональном законе не установлены иные отчетные периоды, то в качестве них признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период — один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (ст. 55 НК).

Налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды. Но устанавливать иные отчетные (по отношению к предусмотренным в п. 2 ст. 379) законодательные (представительные) органы субъектов РФ не вправе.

На наш взгляд, предоставление законодательным (представительным) органам субъектов РФ права при установлении налога не устанавливать отчетные периоды может привести к возникновению проблемных ситуаций.

Допустим, что в регионе А установлены отчетные периоды, а в регионе Б — не установлены. Организация, зарегистрированная в регионе А, передала в рамках договора совместной деятельности организации, зарегистрированной в регионе Б, имущество, не признаваемое объектом налогообложения (например, деньги, товары, нематериальные активы). Лицом, ведущим учет общего имущества товарищей, является организация, зарегистрированная в регионе Б.

В рамках заключенного договора о совместной деятельности организация, зарегистрированная в регионе Б, приобрела в феврале дополнительно имущество, признаваемое объектом налогообложения (например, строение, станки). В результате в конце первого квартала у организации А возникает объект налогообложения (пропорционально доле в общем имуществе товарищей). В соответствии со своим региональным законодательством организация, зарегистрированная в регионе А, должна определить налоговую базу, исчислить сумму авансового платежа и произвести уплату. При этом исчисление должно быть осуществлено на основе данных, предоставленных организацией, зарегистрированной в регионе Б.

Но в регионе Б не установлены отчетные периоды, а также не установлены обязанности налогоплательщиков по внесению авансовых платежей по налогу на имущество организаций. Если организация, зарегистрированная в регионе Б, не предоставляет информацию об объекте налогообложения организации, зарегистрированной в регионе А, создается следующее положение. Организация, зарегистрированная в регионе А, не может правильно и своевременно выполнить свои обязанности налогоплательщика по налогу на имущество организаций. При этом организация, зарегистрированная в регионе Б, не нарушает никаких обязанностей, установленных своим региональным законодательством, а обязательства, установленные законодательством региона А, на нее не могут быть распространены.

Налоговым периодом всегда признается календарный год.

Порядок уплаты налога — порядок внесения или перечисления налоговых платежей в бюджет; один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства РФ о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК и другими актами законодательства о налогах и сборах. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу (см. ст. 58 НК).

Срок уплаты налогов (сборов) — календарная дата, установленная или определяемая в соответствии с актами законодательства о налогах и сборах, являющаяся последним днем, когда должна быть произведена уплата налога. Сроки уплаты налогов являются одним из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены для того, чтобы налог считался установленным. Правила определения сроков, в том числе и для уплаты налогов, приведены в ст. 57 НК. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей установлен ст.ст.382-385 Налогового кодекса РФ.

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное.

По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают окончательную сумму налога.

В ст.3 Закона г.Москвы «О налоге на имущество организаций» от 5 ноября 2003 г. N 64 установлено, что:

— налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

— авансовые платежи по налогу по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

В ст.4 Закона Свердловской области от 27 ноября 2003 г. N 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» установлено, что:

— авансовые платежи по налогу на имущество организаций уплачиваются в текущем налоговом периоде не позднее 5 мая, 5 августа и 5 ноября;

— сумма налога на имущество организаций, исчисленная по итогам налогового периода, уплачивается не позднее 10 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

В отношении отдельных объектов недвижимого имущества иностранной организации налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению объекта недвижимого имущества.

В отношении объектов недвижимого имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»[48], налог перечисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации пропорционально стоимости этого имущества, фактически находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений.

При этом налог (авансовые платежи) уплачиваются в отношении имущества, находящегося на отдельном балансе указанных обособленных подразделений.

Сумма налога определяется как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период.

Организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества.

При этом сумма налога определяется как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период, в отношении каждого объекта недвижимого имущества.

Пример расчета налога на имущество организаций

В НК РФ предусмотрены два вида налоговых льгот:

— предоставляемые на федеральном уровне в виде полного освобождения от уплаты налога;

— устанавливаемые субъектами Российской Федерации.

Кроме того, на основании пункта 4 статьи 374 НК РФ отдельные виды имущества вообще не признаются объектами налогообложения. К ним относятся земельные участки (поскольку они облагаются земельным налогом), иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы), а также имущество, используемое для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ, находящееся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

В целом перечень льгот по налогу на имущество, установленный главой 30 НК РФ, значительно меньше того, что был предусмотрен Законом РФ «О налоге на имущество предприятий». По мнению начальника Управления ресурсных и имущественных налогов МНС РФ А. Федорова, «в списке остался только минимум льгот, обусловленных общеэкономическими государственными задачами. Дополнительные льготы должны установить региональные законодатели. Поскольку региональные и местные налоги — это основа региональных бюджетов, логично : предоставить им право самим распоряжаться своими деньгами. Ряд налоговых льгот, которые все же попали в НК РФ, имеет четкий срок действия — год или два. Это сделано специально для того, чтобы региональные законодатели успели оценить и посчитать выгоды от введения той или иной льготы»[49].

В отношении налога на имущество организаций необходимо различать два вида налоговых льгот:

— льготы федеральные, установленные ст.381 Налогового кодекса РФ;

— льготы региональные, установленные региональными законами.

Первая категория льгот применяется на всей территории РФ, где введен налог на имущество. Вторая категория — на территории соответствующего субъекта РФ.

Федеральные налоговые льготы можно разделить на два вида:

— налоговые льготы, предоставляющие полное освобождение от уплаты налога определенным организациям;

— налоговые льготы, предоставляющие освобождение от уплаты налога по отдельному виду имущества.

У организаций, для которых предусмотрено полное освобождение от уплаты налога, льготируется все их имущество, независимо от функционального назначения или фактического использования данного имущества.

Полное освобождение от уплаты налога имеют следующие организации.

1) Специализированные протезно-ортопедические предприятия.

Данная льгота аналогична льготе, ранее предусмотренной подп.»в» ст.4 Закона РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 «О налоге на имущество предприятий».

В п.8 Методических рекомендаций для использования в практической работе при осуществлении контроля за правомерностью использования налогоплательщиками льгот по налогу на имущество предприятий (приложение к письму МНС РФ от 11.03.2001 г. N ВТ-6-04/197@)[50] в отношении аналогичной льготы было разъяснено следующее:

«Пунктом «в» статьи 4 Закона Российской Федерации «О налоге на имущество предприятий» установлено, что данным налогом не облагается имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий.

Льгота по налогу предоставляется организациям, специализирующимся на производстве протезно-ортопедической продукции.

Имущество организаций, занимающихся на основании лицензии терапевтической стоматологией, ортопедической стоматологией (протезированием), ортопедической и медицинской статистикой, облагается налогом на имущество в общеустановленном порядке. Эти организации имеют право на частичную льготу по налогу на имущество предприятий, установленную пунктом «а» статьи 5 Закона в части объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, в соответствии с которой из налоговой базы эти организации вправе исключать медицинское оборудование, инструменты и иные аналогичные объекты, предназначенные для оказания медицинских услуг».

2) Коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации.

Деятельность указанных организаций регулируется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».[51]

Формами адвокатских образований в виде организаций являются: коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.

Коллегия адвокатов и адвокатское бюро является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора.

Юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения. Вопросы создания, реорганизации, преобразования, ликвидации и деятельности юридической консультации регулируются Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

3) Государственные научные центры

Государственные научные центры — это научные организации, которые имеют уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагают научными работниками и специалистами высокой квалификации, научная и (или) научно-техническая деятельность которых получила международное признание.

Статус государственного научного центра присваивается Правитель��твом РФ.

Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. №237. 25.12.1993г.

Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ. Часть первая. // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824

Налоговый кодекс Российской Федерации от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ. Часть вторая. // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 августа 2000 г. N 32 ст. 3340

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 46. Ст. 4435

Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (с изменениями от 29 января, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 июля 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 44. Ст. 5394

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (с изменениями от 8 декабря 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 48. Ст. 4746

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями от 22 февраля, 22, 26 апреля, 19, 29 июня, 22 августа, 1 декабря 2004 г., 7 марта, 1 апреля, 30 июня, 15, 21 июля 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 13. Ст. 1475

Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 48. Ст. 5369.

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изменениями от 28 октября 2003 г., 22 августа, 20 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 23. Ст. 2102.

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изменениями от 19 июля, 17 декабря 1998 г., 3 января, 27, 29 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 30 июня 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 35. Ст. 4137.

Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (с изменениями от 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 14. Ст. 1667

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 39. Ст. 4465.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изменениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня, 2 ноября 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 21. Ст. 1930.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 48. Ст. 4563.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изменениями от 15 июня 1996 г., 13 апреля, 21 июля 1998 г., 20 июня 2000 г., 9 марта 2001 г., 24 декабря 2002 г., 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 29 июня, 22 августа 2004 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993 г., N 33, ст. 1316

Закон РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» // Российская газета. 1992. 10 марта.

Закон Свердловской области от 27 ноября 2003 г. N 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций»

Акимова В.М. Налоговое законодательство — 2005: изменения по НДФЛ // Российский налоговый курьер. N 23. 2004.

Борисов А.В. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части второй (постатейный). М.: Книжный мир, 2002. 267с.

Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Налоговое право: вопросы и ответы. –М.: Новый юрист, 2000. 212с.

Грисимова Е.Н., Макарова О.А., Ильюшихин И.Н. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Схемы. Пояснения. Комментарии. Под ред. Н.М. Голованова. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2001. 425с.

Гусева И.П. Реформирование института налогового контроля в сфере косвенного налогообложения // Адвокат. 2004. №4. С. 15-17.

Диков А.О. Об изменениях и дополнениях, внесенных в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации. // Налоговый вестник. 2000.С. 3-l6.

Налоги и налогообложение / Под ред. Л.А. Юриновой. СПб: 2005.

Новое в налоговом законодательстве в 2005 году // «БУХ.1С». 2004. — № 12. — с. 17-19.

Паскачев А. Б., Кашин В. А., Бобоев М. Р. Большой толковый словарь налоговых терминов и норм / Под ред. Г. И. Букаева. — М.: Гелиос АРВ, 2002.

Согласно действующим нормам фискального законодательства, расчет имущественного налога зависит от того, что конкретно является налогооблагаемой базой.

ВАЖНО! С 01.01.2019 правила расчета изменены. Теперь налоговая база по налогу на имущество — это недвижимость. Движимые активы полностью исключены из налогооблагаемых объектов. Введено законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ.

Имущественный взнос — региональное обязательство. Ставки, срок уплаты авансовых платежей, льготы и освобождения обязаны устанавливать органы власти соответствующего региона, субъекта или области.

Чиновники определили, что расчет налога на недвижимость ведется двумя способами. Первый, общепринятый вариант, — это исчисление налогооблагаемой базы исходя из среднегодовой стоимости недвижимых активов. Второй — расчет по кадастровой цене. Второй вариант более простой, но применяют его только в отношении закрытого перечня объектов. Все имущество, стоимость которого определяется по кадастру, указано в п. 2 ст. 375, ст. 378.2 НК РФ.

Если на балансе одной компании имеются обе категории имущественных активов, то исчислять налоговые обязательства придется отдельно по каждой категории объектов. Иными словами, в расчет среднегодовой стоимости имущества для налога на имущество нельзя включать объекты, по которым начисляется налог по кадастровой стоимости, и наоборот. Требуется отдельный учет и подсчет.

О том, как рассчитать и учесть налоги кадастровой стоимостью, мы рассказали в специальной статье «Учет налога на имущество юрлиц, исходя из кадастровой стоимости».

Налог на имущество организаций

Налог на имущество юридическими лицами обязательно платится по итогам года и может переводиться на его протяжении в виде авансов по окончании каждого квартала. Вопрос о наличии и обязанности платить авансы решается на уровне региона. Если они введены, то организации вносят авансовые платежи 3 раза в год: после 1-го квартала, 6 месяцев и 9 месяцев.

Однако авансы могут не вноситься. Это происходит в следующих случаях:

  • если субъект РФ, в соответствии с п. 3 ст. 379 НК РФ, не вводит у себя уплату авансовых платежей;
  • если региональные власти, в соответствии с п. 6 ст. 382 НК РФ, устанавливают для некоторых категорий юридических лиц право не рассчитывать и не платить авансы.

О том, как и для кого может быть введено освобождение от налога на имущество, читайте в статье «Кто освобождается от уплаты налога на имущество?».

При расчете налога на имущество организаций требуется соблюдать определенный порядок (пп. 1, 2 ст. 382 Налогового кодекса РФ, разделы IV, V, VI, VII Порядка заполнения декларации).

Исходя из положений этих документов, в отношении имущества, облагаемого от среднегодовой стоимости, формула расчета авансов по налогу на имущество организаций такова:

Ао = (СТср – СТсрл) × СТн / 4 – Ал,

где:

Ао — аванс по налогу за отчетный период;

СТср — средняя стоимость имущества, рассчитанная за отчетный период;

СТсрл — средняя стоимость имущества, которое не облагается налогом в связи с предоставлением льгот;

СТн — ставка для расчета налога на имущество;

Ал — авансовый платеж, который организации не надо вносить в бюджет в связи со льготой по частичному уменьшению налога.

Если организация в течение всего налогового периода имеет имущество, указанное в подп. 1, 2, 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, то в отношении него расчет авансового платежа производится от кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, установленной по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, по формуле:

Ао = КС/4 × СТн – Ал,

где:

КС — кадастровая стоимость объекта недвижимости на 1 января года, являющегося налоговым периодом;

СТн — ставка по налогу на имущество, рассчитываемому от кадастровой стоимости;

Ал — авансовый платеж, который организации не надо вносить в бюджет в связи со льготой по частичному уменьшению налога.

Проверьте, правильно ли вы рассчитали налог на имущество с помошью Готового решения от КонсультантПлюс:

Для получения данных, включаемых в приведенную выше формулу при расчете авансов по налогу на имущество в 2018 году, облагаемого исходя из среднегодовой стоимости, производятся следующие действия:

  1. Вычленяется из общего объема то имущество, которое облагается налогом, то есть определяется объект налогообложения. Для этого из стоимости имущества вычитаются стоимость не облагаемого налогом имущества и стоимость тех основных средств, по которым налог считается отдельно (п. 4 ст. 374, п. 1 ст. 376 и п. 3 ст. 382 НК РФ).

Об особенностях налогообложения движимого имущества в 2018 году читайте в материале «Налог на движимое имущество организаций с 2018 года». А с 2019 года движимость освободается от налогообложения. Подробности см. здесь

  1. Определяется средняя стоимость этого имущества за квартал (отчетный период), то есть рассчитывается налоговая база для авансов. При этом в расчете следует учесть льготы по освобождению от налога.

Как рассчитать среднюю стоимость основных средств, читайте в материале «Формула расчета среднегодовой стоимости основных средств».

  1. Налоговая база умножается на ставку налога.
  2. Выделяется 1/4 полученного произведения.
  3. Используются имеющиеся льготы по уменьшению налога.

Чтобы узнать, как рассчитывается налог на имущество от среднегодовой стоимости, причитающийся к уплате по итогам года, надо воспользоваться следующей формулой:

Ннп = (СТсрг – СТсргл) × СТн – А – Нл – Нин,

где:

Ннп — сумма налога к уплате по результатам года;

СТсрг — средняя стоимость имущества, рассчитанная за год;

СТсргл — средняя стоимость имущества, рассчитанная за год, которая не облагается налогом в связи с предоставлением льгот;

СТн — ставка налога на имущество;

А — общая сумма авансовых платежей, произведенная за год;

Нл — та часть налога, которую организации не надо вносить в бюджет в связи со льготой по частичному уменьшению налога;

Нин — та часть налога, которая не вносится в бюджет в связи с уплатой его за рубежом.

Какой порядок расчета налога на имущество организаций?

Рассмотрим пример расчета налога на имущество организаций.

Пример расчета налога на имущество организаций

Компания «Сигма» владеет торговой сетью в Москве и Московской области. Обособленные подразделения в Подмосковье арендуют здания и помещения и не ведут отдельных балансов.

На счете 01 «Основные средства» у «Сигмы» числятся следующие объекты и участки:

  • земельный участок в Подольске, на территории которого планируется построить торговую базу (не признается объектом налогообложения на основании подп. 1 п. 4 ст. 374 НК РФ);
  • здание в Юго-Западном районе столицы, в котором расположен офис компании;
  • здание многоэтажного гаража автомобильной стоянки, используемой как для собственных нужд, так и для нужд жителей Москвы (по этому имуществу полагается льгота — 100%-е освобождение от налога на основании подп. 9 п. 1 ст. 4 закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64);
  • иные объекты движимого имущества, необходимого для работы головного офиса и обособленных подразделений (офисная техника, подъемники), относящиеся к 1–2-й амортизационным группам (это имущество не облагается налогом в соответствии с подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ);
  • иные объекты движимого имущества, необходимого для работы головного офиса и обособленных подразделений (автомобили, торговое оборудование и т. п.), принятые на учет до 2013 года;
  • иные объекты движимого имущества, необходимого для работы головного офиса и обособленных подразделений (автомобили, торговое оборудование и т. п.), принятые на учет после 2013 года (это имущество не облагается налогом на имущество в г. Москве в 2018 году на основании п. 31 ч. 1 ст. 4 закона г. Москвы № 64, ст. 2 закона г. Москвы от 21.02.2018 № 4).

ВАЖНО! Движимое имущество с 2019 года не облагается налогом на имущество. Подробности см. здесь.

Условимся, что для указанных зданий нет оснований для расчета налога от кадастровой стоимости.

Как рассчитать налог по кадастровой стоимости, узнайте в материале «Пошаговая инструкция по расчету налога на иущество с кадастровой стоимости».

Перед тем как считать налог на имущество, бухгалтер должен найти данные для подстановки в формулу. По окончании года в бухгалтерии сложились следующие показатели по имуществу:

  • Среднегодовая стоимость всего имущества, числящегося в составе основных средств, — 25 876 700 руб.
  • Среднегодовая стоимость имущества, не подлежащего налогообложению (т. е. попадающего под действие льгот), — 18 570 000 руб.

По итогам отчетных периодов компания уплатила следующие суммы авансов:

1-й квартал — 40 189 руб.

Полугодие — 40 176 руб.

9 месяцев — 40 192 руб.

Теперь начнем подставлять в формулу имеющиеся данные.

1. Вычленяется из общего объема ту недвижимость, которая облагается налогом, то есть определяется объект налогообложения. Для этого из общей стоимости имущества вычитается стоимость не облагаемого налогом имущества:

25 876 700 руб. – 18 570 000 руб. = 7 306 700 руб.

Полученный показатель отразится в строке 190 раздела 2 налоговой декларации.

2. Исчисляется сумма налога за прошедший год.

Для того чтобы найти искомую сумму годового налога, рассчитанную налоговую базу умножаем на ставку налога. По Москве для организаций она равна 2,2%.

7 306 700 руб. × 2,2% = 160 747 руб.

3. Вычитаем из полученного значения налога все авансовые платежи:

160 747 руб. – 40 189 руб. – 40 176 руб. – 40 192 руб. = 40 190 руб.

Если в расчетах образуются значения с копейками, они округляются или отбрасываются по общему правилу.

Образец справки-расчета налога на имущество можно скачать по ссылке ниже.

  1. земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  2. имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;
  3. объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  4. ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;
  5. ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
  6. космические объекты;
  7. суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
  8. суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»;
  9. воздушные суда, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края».

^К началу страницы

Отчетный период Квартал Полугодие 9 месяцев Налоговый период Год

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

^К началу страницы

Федеральные льготы Региональные льготы

От уплаты налога на имущество организаций освобождаются:

В свою очередь среднегодовая стоимость = (суммарная остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца + остаточная стоимость на 31 декабря) / 13.

Пример расчета. ООО «Компас» на рынке услуг уже 8 лет. За это время Общество закупило различные основные средства, которые помогают осуществлять деятельность. Часть имущества еще амортизируется и считается налогооблагаемым. Помимо этого, компания 04.07.2020 закупила новое оборудование. В регионе применяется ставка 2,2 %. Бухгалтер, заполняя декларацию за прошедший год, использовал следующие данные:

По состоянию на: Остаточная стоимость, тыс. руб.
01.01.19 100
01.02.19 95
01.03.19 90
01.04.19 85
01.05.19 80
01.06.19 75
01.07.19 70
01.08.19 234
01.09.19 207
01.10.19 191
01.11.19 174
01.12.19 146
31.12.19 118

Рассчитаем среднегодовую стоимость: (100 + 95 + 90 + 85 + 80 + 75 +70 + 234 + 207 +191 + 174 + 146 + 118) / 13 х 1000 = 128 077 руб.

Налог к уплате за год = 128 077 х 2,2 % = 2 818 руб. (при условии, что организация не платит авансы).

Если в регионе установлены авансовые платежи, организациям нужно платить их трижды в год, а затем уменьшать налог к уплате за год на их суммы.

Допустим, что в предложенном примере помимо налога требуется вычислить сумму аванса за все отчетные периоды.

Средняя стоимость облагаемых объектов за I квартал = (100 + 95 + 90 + 85) / 4 х 1000 = 92 500 руб.

НК РФ обязывает платить имущественный налог все организации, у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения (п. 1 ст. 373 НК РФ). К таковым относятся российские и иностранные компании, имеющие и не имеющие представительства в РФ, но владеющие здесь имуществом.

Компании, которые работают на УСН тоже должны платить налог на имущество. Правда, не всегда. Речь идет только о тех ситуациях, когда компания-упрощенец обладает объектами недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. При этом в отношении имущества, налоговая база по которому определяется как среднегодовая стоимость, платить налог не нужно (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Хотя налог и является региональным, устанавливать свои отчетные периоды, отличные от указанных в НК, субъекты не вправе. Ставка налога на имущество устанавливается региональными властями. При этом она не может превышать 2,2 процента.

Сроки, когда организация должна уплачивать налог на имущество следующие:

  • до 30 апреля — I квартал;
  • до 30 июля — полугодие;
  • до 30 октября — 9 месяцев;
  • до 30 января — год.
4.1.1. Сущность имущественного налогообложения
4.1.2. Плательщики, объект и налоговая база по налогу на имущество организаций
4.1.3. Льготы по налогу на имущество организаций
4.1.4. Ставки, порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций
Вопросы для самопроверки к теме 4.1
Библиография к теме 4.1

Версия для печати
Хрестоматия
Практикумы
Презентации

Налог на имущество: расчет, уплата, отчетность

  1. Кто является плательщиком налога на имущество организаций?
  2. Назовите объект обложения налогом на имущество организаций.
  3. Как рассчитывается среднегодовая стоимость имущества?
  4. Перечислите основные льготы по налогу на имущество организаций.
  5. Каковы полномочия представительных органов власти субъектов Российской Федерации при установлении налога на имущество?
  6. Объясните порядок расчета налога на имущество.
  7. Назовите сроки представления отчетности и уплаты по налогу на имущество организаций.
  1. Налоговый кодекс РФ. Ч. I, ч. II (с изменениями и дополнениями).
  2. О налоге на имущество организаций: Закон Санкт-Петербурга от 26.11.2003 г. № 684-96 (с изменениями и дополнениями).
  3. О налоговых льготах: Закон Санкт-Петербурга от 14.07.1995 г. №81-11 (с изменениями и дополнениями).
  4. О налоге на имущество организаций. Закон Ленинградской области от 25.11.2003 г. № 98-оз.
  5. О внесении дополнения в закон Санкт-Петербурга «О налоговых льготах»: Закон Санкт-Петербурга от 16.12.2004 г. № 620-88.
  6. О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области. Закон Ленинградской области от 22.07.1997 г. № 24-оз.
  7. Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. – 3-изд., испр. и перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2003.
  8. Налоги и налогообложение. 5-е изд. / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской – СПб: Питер, 2006.
  9. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов / Под ред. И. Г. Русаковой, В. А. Кашина. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
  10. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д. Г. Черника. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1999.
  11. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Под ред. И. В. Горского. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  12. Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2004.
  13. Окунева Л. П. Налоги и налогообложение в России. Учебник. – М.: Финстатинформ, 1996.
  14. Оспанов Т. М. Налоговые системы развитых стран. – М.: 1995. С.120.
  15. Пансков В. Г. Налоги и налоговая система в РФ: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2005.

Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ[3] п. 1 ст. 386 НК РФ был дополнен нормой, согласно которой в налоговую декларацию включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Новшества вступили в силу с 01.01.2021 и применяются начиная с представления деклараций по налогу на имущество организаций за налоговый период – 2020 год.

Сегодня объектом обложения налогом на имущество организаций является недвижимое имущество. Возникает резонный вопрос: зачем в налоговую декларацию включать сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств, если оно не облагается налогом?

Можно предположить, что все-таки будут реализованы планы в отношении налога на имущество организаций, приведенные в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. В разделе «Актуальные вопросы налогообложения на перспективу» документа сказано, что прорабатывается возможность отказа от исключения движимого имущества из объекта налогообложения при одновременном снижении предельной ставки налога на имущество организаций. То есть все вернется на круги своя: движимое имущество вместе с недвижимым будет облагаться налогом на имущество. При этом будет снижена налоговая ставка.

Возможно, такие изменения будут приняты в связи с тем, что заинтересованные министерства и ведомства никак не могут установить единые критерии отнесения имущества к недвижимости. Предполагается, что результатом станут упрощение администрирования налога и снижение количества налоговых споров по отнесению имущества к движимым и недвижимым вещам.

При этом необходимо определить оптимальный размер предельной налоговой ставки, обеспечивающий, с одной стороны, недопущение роста налоговой нагрузки на бизнес, а с другой – соблюдение интересов бюджетов субъектов РФ. Напомним, что налог на имущество организаций относится к региональным налогам (ст. 14 НК РФ).

Теперь в декларацию по налогу на имущество организаций включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств. В нее добавлен соответствующий раздел, который заполняется за истекший налоговый период в разрезе по субъектам РФ. Если организация представляет декларации в несколько налоговых органов, то раздел со сведениями о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества может входить в любую из них.

Раздел 4 «Сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств» заполняется российскими и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, учитывающими на балансе организации в качестве объектов основных средств объекты движимого имущества. Он заполняется организацией один раз в одной из представляемых ею деклараций за соответствующий налоговый период.

Раздел состоит из двух граф:

  • в графе «Субъект Российской Федерации (код)» указывается код субъекта Российской Федерации в соответствии с приложением 7 «Коды субъектов Российской Федерации» к порядку заполнения декларации;

  • в графе «Среднегодовая стоимость объектов движимого имущества (в рублях)» – отличная от нуля среднегодовая стоимость объектов движимого имущества, учитываемых на балансе организации либо обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в субъекте РФ, код которого указан в соответствующей графе «Субъект Российской Федерации (код)».

При отсутствии у организации объектов налогообложения по налогу разд. 4 не заполняется.

В приложении 6 «Коды налоговых льгот» к порядку заполнения декларации наименования льгот с кодами 2010501 и 2010505 приведены в соответствие ст. 2 Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ[4].

Данные льготы действуют в отношении организаций, включенных в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, которые были освобождены от уплаты налога на имущество за II квартал 2020 года и в части установленной законом субъекта РФ налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Внесенными поправками были уточнены виды организаций, осуществляющих деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, которые освобождаются от уплаты налогов за II квартал 2020 года.

Кстати, ФНС рекомендовала применять данные коды налоговых льгот в таком варианте еще в Письме от 20.10.2020 № БС-4-21/17206@.

* * *

В форме декларации по налогу на имущество организаций появился новый раздел 4, в котором указываются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств. При определении среднегодовой стоимости движимого имущества в целях включения в декларацию по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ нужно руководствоваться положениями абз. 2 п. 4 ст. 376 НК РФ. Также было изменено приложение 6 «Коды налоговых льгот» формы.


[1] «О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 14.08.2019 № СА-7-21/405@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядка ее заполнения, а также о признании утратившими силу приказов Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ и от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@».

[2] «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядка ее заполнения, а также о признании утратившими силу приказов Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ и от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@».

[3] «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[4] «О внесении изменений в статью 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Законом от 02.07.2021 г. № 305-ФЗ отменена необходимость некоторых компаний сдавать в ИФНС отчетность по налогу на имущество. К таким субъектам относятся организации, имеющих в собственности недвижимость, облагаемую по кадастровой стоимости.

С 2022 года компании не будут включать в декларацию информацию о недвижимости, налоговая база по которой устанавливается как ее кадастровая стоимость (п. 6 ст. 386 НК).

Если у субъекта в прошедшем налоговом периоде были только эти объекты недвижимого имущества, то декларацию вообще сдавать не нужно будет. Это правило будет применяться к отчетности за 2022 год, а за 2021 год декларацию по недвижимости, облагаемой налогом на основании кадастровой стоимости, сдать придется.

Что касается недвижимости, налогооблагаемая база по которой определяется на основании среднегодовой стоимости, то обязанность компаний предоставлять налоговые декларации сохраняется. Отчетность также нужно будет сдавать не позже 30 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК).

При этом такая декларация, как и в 2021 году, должна включать информацию о среднегодовой стоимость объектов движимого имущества, которые учтены на балансе хозяйствующего субъекта как объекты ОС в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (Закон от 23.11.2020 г. № 374-ФЗ).

С 2022 года компании в отношении недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости, будут сами считать и платить налог на имущество без подачи деклараций. ИФНС будут направлять им сообщения об исчисленных суммах налога. Порядок направления этих сообщений и ответа на них такой же, как по транспортному и земельному налогам (абз. 3 п. 6 ст. 386 НК).

Сообщения передаются налоговиками в компании после окончания налогового периода и срока уплаты налога на имущество. Передача документа производится следующим образом:

  • в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика;
  • по Почте России заказным письмом;
  • лично руководителю или представителю компании под подпись о получении.

В сообщении обозначается объект налогообложения, налогооблагаемая база, налоговый период, ставка налога и величина рассчитанного налога. Информацию для исчисления ИФНС самостоятельно получает из ЕГРН и госорганов, регистрирующих права на недвижимость.

При получении этого сообщения из ИФНС компания при несогласии с расчетом налога может подать налоговикам возражения и документы, подтверждающие правильность расчета налога. Это можно сделать в течение 10-ти дней с момента получения данного сообщения.

Заявить о налоговых льготах можно будет в любую ИФНС по выбору самой компании. Но данный момент касается только тех объектов недвижимого имущества, налогооблагаемая база по которым устанавливается как кадастровая стоимость (п. 8 ст. 382 НК).

В заявлении на льготы нужно указать объекты налогообложения и информацию о самих льготах с отсылкой на соответствующие нормы законодательства и сведения о документах, подтверждающих право на льготы.

Срок направления заявлений на льготы не ограничивается. Их можно подавать в любое удобное для компании время. В то же время непредставление заявления не лишает ее права на льготу. Если у ИФНС будет информация о том, что организация вправе получить льготу, то налог на имущество будет рассчитываться с учетом ее применения.

В настоящий момент налог на имущество и авансы по нему уплачиваются в порядке и сроки, установленные законодательством субъектов РФ. Таким образом, сроки перечисления налога могут значительно различаться в зависимости от региона.

С 2022 года в России будут введены единые сроки уплаты налога на имущество компаний и авансов по нему.

По обновленной редакции п. 1 ст. 383 НК налог на имущество нужно будет платить не позже 1 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом. Авансы по нему нужно будет платить не позже последнего числа месяца, идущего за прошедшим отчетным периодом.

Одновременно с этим региональные органы власти утратят право определять эти сроки через законодательство субъектов РФ. Однако они все же смогут влиять на сроки уплаты авансов по налогу на имущество. Так, они также смогут устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков право не рассчитывать и не платить авансы по налогу на имущество в течение налогового периода (п. 6 ст. 382 НК).

ТЕМА 4.1. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

Не признаны объектом налогообложения такие формы недвижимости:

  • земельные участки, водные объекты, природные ресурсы;
  • имущество федеральных органов, которое используется для нужд безопасности граждан РФ;
  • объекты культурного наследия, признанные таковыми федеральным законодательством;
  • суда с ядерными или атомными установками, ледоколы;
  • космические устройства;
  • имущество, числящееся в 1 или 2 группе амортизационных средств.

Налоговым периодом является календарный год, а отчетными – каждый квартал.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Так как налог является региональным, то местные власти имеют право не устанавливать для него отчетных периодов.

Если отчетные периоды установлены, по ним необходимо производить авансовые платежи в размере четверти от налоговой ставки. В налоговый период налог исчисляется по обычной формуле: произведение налоговой ставки на налоговую базу, из которого вычитаются авансовые платежи.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если в течение того или иного периода имущество, облагаемое налогом, перестало находиться в собственности у налогоплательщика, то налог вычисляется, исходя из полных месяцев отчетного периода, когда имущество принадлежало владельцу.

По истечении периода (отчетного или налогового) в органы ФНС предоставляется налоговая декларация (ее надо подать не позже, чем через 30 дней после истечения периода).

  1. До 2016 года базой налога на имущество была его среднегодовая стоимость.

    Бухгалтерский учет, принятый в каждой организации, утверждает остаточную стоимость имущества с учетом амортизации, по которой и вычисляется данный налог. При этом учитывается остаточная стоимость на каждое первое число месяца в отчетном периоде, и делится на количество месяцев в периоде плюс один следующий (так как платеж производится до истечения 30 дней).

    Пример расчета. Остаточная стоимость недвижимого имущества ООО «Сонет» составляла:

    • на 1 января 2015 года – 26 000 руб.;
    • на 1 февраля 2015 года – 25 600 руб.;
    • на 1 марта 2015 года – 25 000 руб.;
    • на 1 апреля 2015 года – 750 000 руб.;
    • на 1 мая 2015 года – 740 500 руб.;
    • на 1 июня 2015 года – 720 000 руб.;
    • на 1 июля 2015 года – 710 000 руб.;
    • на 1 августа 2015 года – 700 000 руб.;
    • на 1 сентября 2015 года – 680 000 руб.;
    • на 1 октября 2015 года – 680 000 руб.;
    • на 1 ноября 2015 года – 670 300 руб.;
    • на 1 декабря 2015 года – 660 000 руб.;
    • на 31 декабря 2015 года – 650 000 руб.

    Среднегодовая стоимость имущества составит: сумма за эти месяцы 7 037 400 руб. / (12 + 1 месяц) = 541 338, 46 руб.

  2. С началом года изменения, принятые ст. 378.2 НК РФ, объявили налоговой базой для отдельных видов недвижимого имущества их кадастровую стоимость на момент 1 января налогового периода. Это нововведение относится к такой недвижимости, как:
    • торговые комплексы и помещения внутри них;
    • офисные сооружения и помещения;
    • нежилой фонд, который по кадастровым документам пригоден для размещения административных, торговых центров, предприятий общепита и бытового обслуживания;
    • имущество иностранных предприятий, не действующих по постоянным представительствам;
    • жилая недвижимость, не стоящая на балансе как объекты основных средств.

ВНИМАНИЕ! Федеральные власти могут сами определять типы имущества, где налог нужно рассчитывать, исходя из новой базы.

Если предприниматель не принял во внимание нововведение и перечислил налог, исходя из среднегодовой стоимости, тогда как должен был считать его по кадастровой оценке, то, кроме доплаты по недоимке, его ожидает крупный штраф.

Чтобы определить, по какому принципу рассчитать налог по новой базе, предприниматель должен последовательно пройти следующую процедуру.

  1. Узнать, принят ли в его регионе переход на новую налоговую базу.
  2. Уточнить относительно своей недвижимости, касаются ли ее критерии закона относительно налогообложения по кадастровой оценке.
  3. На официальном сайте своего региона найти свой объект недвижимости в перечне имущества, попадающего на налогообложение по новому принципу.

К СВЕДЕНИЮ! Если площадь, по факту используемая под деятельность, составляет меньше пятой части от суммарной площади недвижимости, то налоговой базой останется среднегодовая стоимость, даже если по остальным критериям недвижимость облагается налогом по кадастровой оценке.

Минфин обновил форму декларации по налогу на имущество организаций

Раздел предназначен для расчёта налоговой базы и исчисления суммы налога.

По строке 001 отражает код вида имущества (Приложение № 5 к Порядку заполнения). Самым распространённым является код «03», остальные коды являются узконаправленными.

Для строки 002 предусмотрено два кода:

  • «1» если в разделе представлена информация по недвижимому имуществу, связанного с исполнением СЗПК
  • «2» если в разделе представлена информация по недвижимому имуществу, не связанного с исполнением СЗПК

Строка 010 предназначена для кода ОКТМО.

Данный раздел предназначен для отражения информации об объекте недвижимого имущества.

В соответствии с Разделом IV Порядка заполнения если в строке 020 указан кадастровый номер объекта, остальные строки раздела 2.1 можно не заполнять. В противном случае необходимо будет внести подробную информацию о месте нахождения налогооблагаемого объекта недвижимости.

В завершении Раздела 2.1 по строке 040 указывается код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и по строке 050 остаточная стоимость на 31 декабря отчётного периода.

Раздел заполняется в отношении имущества, налоговая база по которому определяется в соответствии с его кадастровой стоимостью.

Строка 001 заполняется в соответствии с Приложением № 5 Порядка заполнения. В нашем случае код «11», которому соответствуют объекты недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость

Строка 002 заполняется аналогично строке 002 из Раздела 2.

В строке 014 необходимо указать признак объекта недвижимости:

  • «1» для имущества, кроме помещений
  • «2» для помещений (например, гараж)

Строка 015 предназначена для кадастрового номера объекта.

Раздел 1 является итоговым и отображает величину налога на имущество, подлежащую уплате в бюджет.

Стоит отметить, что данных разделов внутри одной декларации может быть несколько. Количество разделов соответствует количеству кодов ОКТМО.

По строке 005 указывается признак налогоплательщика:

  • «1» если в течение 2020 года применялись нормативные правовые акты Правительства РФ, согласно которых были продлены сроки уплаты авансовых платежей
  • «2» если в течение 2020 года применялись нормативные правовые акты высших исполнительных органов власти субъектов РФ, согласно которых были продлены сроки уплаты авансовых платежей
  • «3» если акты из «2» и «3» пункта не применялись в течение отчётного периода

Строка 007 заполняется аналогично строке 002 из Раздела 2.

В строку 021 вносится исчисленная сумма налога за отчётный период, которая определяется как сумма строк 260 Раздела 2 и 130 Раздела 3.

Строки 023-027 предназначены для авансовых платежей, который были совершены налогоплательщиком в течение отчётного периода.

В строке 030 отражается сумма налога на имущество, подлежащая уплате в бюджет, которая рассчитывается как разница между исчисленным налогом (строка 021) и величиной произведённых ранее платежей (строки 023-027).

  • организации уголовно-процессуальной системы в отношении имущества, которое используется для осуществления их функций;
  • религиозные организации в отношении имущества, используемого для осуществления религиозной деятельности;
  • общероссийские организации инвалидов (не менее 80% инвалидов) в отношении имущества, которое используется для осуществления ими деятельности указанной в уставе;
  • организации, занимающиеся выпуском фармацевтической продукции, касаемо имущества, которое используется для производства препаратов направленных на борьбу с эпидемиями и эпизоотиями;
  • организации, получивших статус участников “Сколково”;
  • судостроительные компании в отношении ТМЦ используемых для ремонта и строительства судов;
  • управляющие компании особых экономических зон и т. д.

Для расчета налога на имущество необходимо исчислит среднегодовую стоимость этого имущества, которая будет налоговой базой.

При этом имущество учитывается по остаточной стоимости, порядок определения которой закреплен в учетной политике организации.

Остаточная стоимость = первоначальная стоимость — начисленная амортизация

Ставка по налогу на имущество устанавливается законодательными актами субъектов РФ и не может превышать 2,2%. Размер налоговой ставки зависит от вида имущества и категории налогоплательщика.

Для расчета налога к уплате применяется формула:

Налог = налоговая база *налоговую ставку/100.

[box type=»info» border=»full» icon=»none»] Пример:
На балансе организации имеется станок. Остаточная стоимость на 01.01.2021 г. составляет 80 000 рублей. Ежемесячно на него начисляется амортизация в размере 2 000 рублей.

Остаточная стоимость за первый квартал 2018 года:
• январь — 78 000 (80 000 — 2 000);
• февраль — 76 000 (78 000 — 2 000);
• март — 74 000 (76 000 — 2 000).

За налоговый период по налогу на имущество принят год.

Первый квартал, полугодие, девять месяцев считаются отчетными периодами.

Авансовые платежи уплачиваются ежеквартально в сроки установленные законодательством.

Налог уплачивается:

  • для российской организации — в бюджет по местонахождению данной организации;
  • для иностранной организации — в бюджет по месту регистрации российского представительства или по месту нахождения недвижимого имущества, указанного в статье 375 НК РФ;
  • для обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, в бюджет субъекта по местонахождению каждого подразделения.

Налоговая декларация предоставляется по истечении всех отчетных и налоговых периодов.

Итоговая годовая декларация подается до 30 марта следующего года.

При рассмотрении норм законодательства, регламентирующего вопросы налога на имущество организаций, необходимо отметить, что в отечественной системе права фундаментальное значение для всех отраслей законодательства и правовых институтов, а также налоговых отношений имеет конституционное законодательство. В ст. 57 российской Конституции имеется правовая норма, согласно которой каждый несет обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. Указанное правовое положение выступает базой для формирования принципов и системы нормативно-правовой регламентации налоговых отношений. Таким образом, на высшем уровне иерархии правовых документов, регламентирующих налог на имущество организаций, находится Конституция РФ.

После Конституции важнейшим документом, устанавливающим и регламентирующим налоговую систему России, вопросы налогообложения, методику расчета налогов является Налоговый кодекс. Согласно нормам ст. 1 НК РФ в РФ имеется четыре уровня системы законодательства о налогах и сборах, которые реализуют основную и базовую правовую регламентацию налоговых отношений в РФ:
— Налоговый кодекс РФ (базовый законодательный акт в сфере налогообложения);
— федеральные нормативно-правовые акты о налогах и сборах, принятые на основании и в исполнении НК РФ;
— законы и прочие нормативно-правовые акты о налогах и сборах регионов Российской Федерации, принятые законодательными (представительными) органами российских регионов в соответствии с Налоговым кодексом;
— законы и прочие правовые акты муниципальных органов власти о местных налогах и сборах, принятые представительными органами муниципалитетов в соответствии с НК РФ.

Однако необходимо отметить, что система правовых актов, регламентирующих вопросы налогообложения имущества организаций, несколько шире и включает в себя подзаконные акты министерств и ведомств (например, ФНС РФ, Минфина РФ) и судебную практику, а также прочие правовые акты.

В Российской Федерации Налоговым кодексом регламентированы следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. В группу федеральных налогов и сборов относятся такие налоги и сборы, которые регламентированы в НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны, за исключением налогов, которые уплачиваются в связи с использованием специальных налоговых режимов. К группе региональных налогов относятся налоги, которые регламентированы Налоговым кодексом РФ и правовыми актами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующего региона России, за исключением налогов, уплачиваемых в связи с использованием специальных налоговых режимов. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ на основании НК РФ и законов регионов РФ о налогах. Поступления по данному виду налогов зачисляются в доходную часть бюджетов регионов РФ по нормативу 100%. В группу местных налогов включаются налоги, которые устанавливаются НК РФ и нормативно-правовыми актами местных органов власти (местного самоуправления) о налогах и являются обязательными к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если другое не указано в Налоговом кодексе. Данный вид налогов вводятся в действие и прекращает действие на территориях муниципалитетов в соответствии с НК РФ и правовыми актами органов местного самоуправления о налогах.

Как было указано выше, региональные налоги вводятся в действие и прекращают свое действие на территории субъекта РФ на основании ст. 12 части I НК РФ и законодательных актов региона Российской Федерации о налогах.

Законодательные органы власти региона РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством имеют определенные права в процессе установления региональных налогов. Например, региональные органы власти имеют право в порядке и пределах, которые регламентированы нормами НК РФ, определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Также законодательным (представительным) органом государственной власти региона РФ могут быть определены налоговые льготы, основания и правила их применения. Регламентация указанных элементов осуществляется с учетом интересов и федерального центра, и региона. Прочие элементы налогообложения для региональных налогов и налогоплательщиков регламентируются НК РФ. Что касается налога на имущество организаций, то НК РФ регламентирует следующие его элементы:
— налогоплательщики в ст. 373 НК РФ;
— объект налогообложения в ст. 374 НК РФ;
— налоговая база в ст. 375 НК РФ;
— предельные ставки налога в ст. 380 НК РФ;
— налоговые льготы в ст. 381 НК РФ;
— налоговый и отчетный период в ст. 379 НК РФ;
— срок уплаты в ст. 383 НК РФ и т.п.

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

I. Плательщики налога 3

II. Объект налогообложения 3

III. Ставки налога 5

IV. Порядок учета и уплаты налога в бюджет 6

Список использованных законодательных актов 8

Примеры 9

Приложения 10

I. Плательщики налога

Плательщиками налога на имущество являются:

· предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;

· филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет;

· компании, фирмы, любые другие организации (включая полные товарищества), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, а также их обособленные подразделения, имеющие имущество на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (порядок исчисления и уплаты налога регулируется Инструкцией, изданной Государственной налоговой службой Российской Федерации).

II. Объект налогообложения

Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы для целей налогообложения учитываются по остаточной стоимости.

Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия.

Среднегодовая стоимость имущества предприятия за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год) определяется путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода.

Если предприятие создано с начала какого-либо квартала, кроме первого, среднегодовая стоимость имущества определяется как частное от деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на первое число квартала создания (1 апреля, 1 июля, 1 октября), половины стоимости на первое число следующего за отчетным периодом месяца и стоимости имущества на первое число всех остальных кварталов отчетного периода.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.