Распределение субсидий из федерального бюджета по регионам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Распределение субсидий из федерального бюджета по регионам». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Наименование субъекта Российской Федерации Размер субсидии (тыс. рублей)
Республика Адыгея 5289,1
Республика Алтай 484,6
Республика Ингушетия 21164,2
Республика Крым 35701,1
Республика Марий Эл 27836,8
Республика Северная Осетия — Алания 64669,7
Республика Татарстан 365187,2
Республика Тыва 8467,4
Удмуртская Республика 55470,8
Республика Хакасия 3831,6
Чувашская Республика 8735,1
Алтайский край 6248,6
Забайкальский край 3086,8
Камчатский край 2776,4
Краснодарский край 108405,8
Приморский край 8364,1
Ставропольский край 4313,8
Архангельская область 6740,8
Астраханская область 4928
Белгородская область 4874,1
Брянская область 1764,7
Владимирская область 10977,6
Воронежская область 27972,7
Иркутская область 15208,8
Калининградская область 3785,8
Калужская область 34107,6
Кемеровская область — Кузбасс 12215,8
Кировская область 10364,3
Курганская область 2593,7
Курская область 1945,1
Липецкая область 7601,9
Нижегородская область 18448,3
Омская область 2935,7
Оренбургская область 30904,8
Орловская область 4383,1
Псковская область 2551,6
Рязанская область 2570,5
Самарская область 90913,9
Саратовская область 20674,4
Смоленская область 48837,8
Тамбовская область 20683,9
Тульская область 3184
Ульяновская область 29003,2
Ярославская область 4279,8
Всего 1154485

Наименование субъекта Российской Федерации Размер субсидии (тыс. рублей)
Республика Мордовия 6471,9
Республика Саха (Якутия) 29314,4
Республика Татарстан 379253
Удмуртская Республика 409944,3
Республика Хакасия 62517,4
Чеченская Республика 180104,3
Чувашская Республика 41495,3
Ставропольский край 17285,7
Брянская область 151076,9
Воронежская область 149224,8
Иркутская область 324190,8
Калужская область 7568,1
Кемеровская область — Кузбасс 198227,5
Костромская область 159272,2
Липецкая область 39920,4
Нижегородская область 47339,6
Новосибирская область 31564,3
Омская область 1725,2
Оренбургская область 37705,8
Орловская область 73663,7
Саратовская область 101132,8
Смоленская область 27212,9
Тамбовская область 106745,6
Тверская область 18282,9
Ульяновская область 172153,2
Ярославская область 4122
Всего 2777515

В 2021 г. из резервного фонда Правительства РФ решено выделить средства:

— для субсидий российским кредитным организациям и АО «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам на строительство (приобретение) жилья на сельских территориях (агломерациях);

— для субсидий регионам на реализацию проектов комплексного развития сельских территорий, на благоустройство таких территорий;

— для субсидий Костромской области на развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях.

Указаны объемы средств, цели финансирования, ожидаемые результаты.

Приведено распределение субсидий на реализацию проектов комплексного развития сельских территорий, на благоустройство таких территорий.

Всего, по данным на 14 января 2019 года, в 2018 году было заключено 17 253 соглашения о субсидиях на общую сумму 2,88 трлн руб. Напомним, что все расходы федерального бюджета в прошлом году составили 16,8 трлн руб.

Топ-20 субсидий в сумме составляет 531,5 млрд руб., или 18,5% от всех субсидий за год. Их получателями стали транспортные организации, региональные органы власти, медиакомпании, банки, фонды и федеральные государственные учреждения. Период, на который выданы субсидии, то есть срок, за который должно быть выполнено госзадание, может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.

В 2018 году половина всех средств была распределена шестью главными распорядителями — Минобрнауки, Минсельхозом, Минпросвещения, Минздравом, Минэкономразвития и Минкультуры.

Получателями субсидий являются:

  • субъекты Федерации (региональные правительства и органы власти) — 4126 субсидий на сумму 832 млрд руб.;
  • юридические лица (федеральные государственные учреждения, НКО, компании, ИП) — 13 127 субсидий на сумму 2,05 трлн руб.

Крупнейшие субсидии были выданы Минтрансом для госкомпании «Российские автомобильные дороги» (74,8 млрд руб.), а также Минэкономразвития в адрес минэкономики Калининградской области (56 млрд руб.) и минфина Крыма (43 млрд руб.).

Важно, что часть субсидий предоставляется автономным и некоммерческим организациям, а также коммерческим структурам. Фактически возникает механизм вывода государственного финансирования из-под регулирования законом о госзакупках. Оценка точной доли таких субсидий при текущей структуре данных трудоемка, но ее планируется сделать в этом году.

Можно вспомнить, как в 2015 году Аналитический центр при правительстве был преобразован из федерального государственного бюджетного учреждения в подчиненную правительству автономную некоммерческую организацию. У этого решения могли быть свои резоны, но одним из последствий стало выведение всех расходов организации из-под закона 44-ФЗ о госзакупках, причем не подвело организацию под гораздо более простой в исполнении 223-ФЗ о закупках бюджетных учреждений и госкомпаний. Получателями крупных субсидий являются и компании или НКО, не подчиненные правительству, но получающие субсидии, иногда на миллиарды рублей. Вполне возможно, что законодательство о закупках слишком жесткое и не годится на все случаи жизни. Но разве хорошо, что мы не знаем, как в итоге распределяется немалая часть бюджетных средств? Мы знаем только, на что и кому их выделили, но как они использовались — неизвестно.

Важный вопрос ближайших лет — как именно будут распределяться средства по новым национальным проектам и, в частности, по программе «Цифровая экономика».

Эту программу можно назвать ключевой с точки зрения будущего присутствия государства в российской экономике. Огромные бюджетные средства будут потрачены на самые разные направления, от здравоохранения до образования, от цифровой прослеживаемости товаров до создания новых платформ, что вызывает сразу много вопросов.

  • Будут ли эти расходы подотчетны гражданам?
  • Будет ли государство раздавать субсидии крупнейшим госкорпорациям и назначать единственных исполнителей по контракту или будет поддерживать конкуренцию на рынке ИТ?
  • Будет ли идти по пути создания государственно-частных партнерств?

Ответы на эти вопросы, в частности, покажут, как государство собирается достигать обещанного технологического прорыва и стоит ли нам (предпринимателям, журналистам, просто гражданам) вообще на него надеяться.

Сентябрь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 г. N 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N37, ст. 5506).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2016 г. N 1218 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 г. N 887» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 48, ст. 6778).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2017 г. N 483 «О внесении изменений в общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 18, ст. 2792).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2017 г. N 541 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 20, ст. 2926).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2017 г. N 592 «О внесении изменений в общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 22, ст. 3150).

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2017 г. N 954 «О внесении изменения в подпункт «д» пункта 4 общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 34, ст. 5279).

7. Пункты 2 и 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2017 г. N 1263 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 43, ст. 6341).

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2018 г. N 491 «О внесении изменения в пункт 4 общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 18, ст. 2640).

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2018 г. N 1389 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 48, ст. 7430).

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2019 г. N 322 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок предоставления грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 14, ст. 1520).

Изменение порядка выдачи субсидий на иные цели обусловлено принятием Общих требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2020 № 203. В них установлены единые для всех органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, правила, которые должны быть учтены при доработке нормативных актов на местах. Нужно успеть до 1 января 2021 года: федеральные органы исполнительной власти обязаны привести свои порядки в соответствие Общим требованиям, а органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления это сделать рекомендуется.

С названной даты вступают в силу и сами Общие требования, принятые во исполнение норм абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (поправки внесены Федеральным законом от 27.12.2019 № 479-ФЗ). А значит, отношения бюджетных (автономных) учреждений, получающих целевые субсидии, и органов-учредителей будут дополнительно регламентироваться на общефедеральном уровне. Что представляет собой новая система регулирования, покажем на схеме.

Минсельхоз будет по-новому распределять субсидии аграриям

Процедура взаимодействия органа-учредителя и подведомственного учреждения, претендующего на субсидию, должна быть прописана более детально.

Первый этап – подача учреждением пакета документов, на основании которого орган-учредитель будет принимать решение (пп. «а» п. 4 Общих требований). В комплект необходимо включить пояснительную записку, где учреждение здравоохранения должно обосновать необходимость выделения из бюджета средств на ту или иную цель. Приложить потребуется и расчет суммы субсидии (в том числе предварительную смету на выполнение работ или оказание услуг, проведение мероприятий, приобретение движимого имущества), предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), статистические данные.

Помимо пояснительной записки в зависимости от цели предоставления субсидии в пакет документов, в частности, войдут:

  • перечень объектов, подлежащих ремонту, акт их обследования и дефектная ведомость, предварительная смета расходов;

  • программа мероприятий (конференций, симпозиумов и др.);

  • информация о планируемом к приобретению имуществе.

Некоторые органы-учредители уже включили в свои порядки требования к пакету документов, который собирает учреждение. К примеру, подавать заявку и финансово-экономическое обоснование запрашиваемого размера субсидии необходимо учреждениям здравоохранения Республики Алтай (Приказ Министерства здравоохранения Республики Алтай от 01.03.2017 № 42-од). В качестве обоснования может выступать информация о стоимости планируемого к приобретению особо ценного движимого имущества, подтверждаемая, как минимум, тремя коммерческими предложениями поставщиков, или информация о сроках и стоимости ремонтных работ, подтверждаемая предварительными сметами расходов.

Второй этап процедуры взаимодействия – рассмотрение органом-учредителем пакета документов, поданного учреждением. Порядок и сроки рассмотрения, а также основания для отказа тоже должны быть прописаны в правовом акте, действующем в отношении учреждения здравоохранения (пп. «б», «в» п. 4 Общих требований). В частности, отказать в выдаче субсидии учредитель может из-за несоответствия документов установленным требованиям, непредставления (представления в неполном объеме) каких-либо документов, обнаружения в них недостоверной информации. Орган-учредитель вправе установить также иные причины.

Отметим, что сейчас в порядках, действующих в отношении учреждений здравоохранения, основания для отказа в выдаче субсидии, как правило, отдельно не оговариваются.

Согласно пп. «е» п. 4 Общих требований на дату, определенную правовым актом, или на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключить соглашение либо принять решение о предоставлении субсидии, у учреждения должны отсутствовать:

  • неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов;

  • просроченная задолженность по возврату субсидий и бюджетных инвестиций в бюджет, из которого планируется предоставить целевую субсидию (кроме случаев, когда целевые средства выдаются на мероприятия по реорганизации или ликвидации учреждения, предотвращение аварийной (чрезвычайной) ситуации, ликвидацию ее последствий и осуществление восстановительных работ, погашение задолженности по судебным актам, вступившим в законную силу, исполнительным документам).

То есть основным условием, которому должно соответствовать претендующее на целевую субсидию учреждение, будет отсутствие задолженности перед бюджетом. Хотя орган-учредитель может установить и дополнительные требования к учреждению-получателю.

Как показывает выборочный анализ действующих правовых актов, изданных в отношении учреждений здравоохранения, данное правило сейчас вводится редко. Это означает, что в ближайшие месяцы органы-учредители должны будут внести в свои порядки соответствующие нормы, а учреждениям придется учитывать новые требования при подаче заявок на предоставление целевых субсидий.

Порядок расчета размера целевой субсидии и (или) сам ее размер органу-учредителю тоже нужно будет устанавливать в своем правовом акте. Как сказано в пп. «г» п. 4 Общих требований, данный акт должен содержать информацию, обосновывающую размер субсидии (формулы расчета, порядок их применения), а также указание на источник ее получения. Расчет не понадобится применять лишь в случаях, когда размер субсидии определен законом (решением) о бюджете, решениями Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации.

Сейчас порядок расчета субсидии кое-где приводится, а вот формулы расчета – редкость. В частности, в Ростовской области (см. сноску 4 к настоящей статье) прописали такой порядок в отношении каждой цели субсидии. Однако ее размер во многих случаях рассчитывается исходя из потребности в этих расходах, определенной на основании заявок учреждений, и в пределах средств, предусмотренных для регионального минздрава законом о бюджете. Хотя в данном документе встречаются и формулы. Так, размер субсидии на обеспечение доноров бесплатным питанием (выплату денежной компенсации) высчитывается на основании планируемого количества доноров из расчета 5 % действующей на дату сдачи крови величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в регионе.

Другой подход использовали в Свердловской области – порядок расчета объема целевой субсидии утвердили отдельным нормативным актом (Приказ Минздрава Свердловской области от 07.05.2013 № 603-п). В нем приведены три основных метода расчета:

  • плановый метод – расчет производится в соответствии с показателями, указанными в нормативных правовых актах, областных целевых программах, принятых в установленном порядке, договорах (соглашениях), заключенных субъектом РФ (от его имени);

  • метод индексации – объем бюджетных ассигнований текущего (отчетного) финансового года умножается на сводный индекс потребительских цен;

  • нормативный метод – расчет осуществляется на основании условных расчетных нормативов, а также нормативов, утвержденных соответствующими правовыми актами.

Таким образом, по новым правилам размер субсидии будет рассчитываться и обосновываться на двух этапах. Сначала это нужно сделать учреждению – путем представления в составе заявки финансово-экономического обоснования и подтверждающих документов. А потом орган-учредитель должен рассчитать окончательную сумму посредством применения утвержденных методов расчета или формул.

В силу пп. «д» п. 4 Общих требований типовая форма соглашения о предоставлении целевой субсидии устанавливается Минфином, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований – в отношении бюджетных и автономных учреждений федерального, регионального и муниципального уровня соответственно. Однако в субъектах РФ и муниципальных образованиях типовые формы далеко не всегда утверждаются финансовыми органами. Обычно форма приводится в приложении к порядку, изданному региональным правительством или отраслевым органом власти.

Кроме того, теперь установлено, что типовая форма помимо положений о цели, размере субсидии, графике ее перечисления, правах и обязанностях сторон должна содержать, например:

  • значения результатов предоставления субсидии, которые должны быть конкретными, измеримыми и соответствовать результатам федеральных или региональных проектов (программ) (если субсидия предоставляется в рамках их реализации), и значения показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии (в том числе в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов проектов);

  • основания и порядок внесения изменений в соглашение, в том числе при уменьшении органу-учредителю ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии;

  • основания для досрочного расторжения соглашения по решению органа-учредителя в одностороннем порядке, в том числе в связи с нарушением учреждением целей и условий предоставления субсидии, установленных правовым актом и (или) соглашением;

  • запрет на расторжение соглашения учреждением в одностороннем порядке.

В связи с этим органам на местах потребуется не только внести в типовую форму необходимые положения, но и переутвердить ее, если ранее она не была утверждена финансовым органом.

На федеральном уровне такая работа уже проведена. Изменения в типовую форму соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденную Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 197н, внесены Приказом Минфина РФ от 30.10.2019 № 172н и станут применяться начиная с соглашений, заключаемых на 2021 год. Например, к обязанностям учредителя отнесено установление значений результатов предоставления субсидии, а федеральное учреждение должно будет обеспечить достижение этих значений. При невыполнении заданных показателей орган-учредитель сможет в одностороннем порядке расторгнуть соглашение с учреждением.

Вопросы контроля и отчетности тоже должны быть прописаны в порядках органов-учредителей более четко: необходимо определить порядок, сроки и форму представления отчетности, которую учреждению придется подавать в двух форматах. Во-первых, отчитываться потребуется о достижении результатов и иных показателей (при их установлении), во-вторых, о произведенных расходах, источником финансового обеспечения которых является целевая субсидия.

В нормативном акте должно быть установлено и право органа-учредителя утверждать в соглашении дополнительные формы отчетности и сроки их представления (п. 6 Общих требований).

Положения об иных видах контроля тоже должны будут детализироваться. Как сказано в п. 7 Общих требований, в порядок контроля за соблюдением целей и условий предоставления субсидии нужно включить:

1) положение о порядке принятия органом-учредителем решения о наличии потребности в направлении не использованных в текущем финансовом году остатков средств субсидии на достижение установленных целей;

2) положение о порядке и сроках принятия органом-учредителем решения об использовании в текущем финансовом году поступлений от возврата ранее произведенных учреждениями выплат из средств субсидии для достижения целей, установленных при ее предоставлении;

3) требование об обязательной проверке органом-учредителем и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения целей и условий предоставления учреждению субсидии;

4) положение о порядке и сроках возврата субсидии в случае несоблюдения учреждением целей и условий ее предоставления, выявленного по результатам проверок, проведенных органом-учредителем и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля;

5) порядок и сроки возврата субсидии в случае недостижения результатов и иных показателей, установленных в правовом акте.

Как видим, помимо традиционной обязанности о целевом расходовании средств субсидии на учреждения возлагается обязанность отчитываться о результативности ее расходования. А значит, важность показателей результативности в ближайшем будущем возрастет.

Показатели результативности сегодня уже указаны в некоторых порядках органов-учредителей. Например, в Свердловской области решили, что данные показатели должны быть прописаны в соглашении, заключаемом с учреждением. А в Томской области установили, что в отношении каждой субсидии действуют свои показатели результативности, формулировки которых должны характеризовать степень достижения цели, на которую предоставлены средства, во взаимосвязи с объемом расходов на ее достижение (Постановление Администрации Томской области от 05.06.2014 № 213а). В частности, если субсидия выделяется на приобретение особо ценного движимого имущества, программных продуктов, устанавливаются количественные показатели с указанием единицы измерения и их значений в натуральном выражении, в том числе число приобретаемых объектов (с указанием их видов).

* * *

В настоящее время органы-учредители сами утверждают правила предоставления целевых субсидий подведомственным учреждениям. В связи с этим в регионах и муниципальных образованиях сформировался разный опыт правового регулирования: одни положения прописаны подробно, другие – в виде общих формулировок и отсылок к конкретному соглашению, заключаемому с учреждением, третьи отсутствуют вовсе.

Общие требования, которыми с 2021 года должны руководствоваться органы-учредители, а значит, и учреждения здравоохранения, претендующие на целевые субсидии, обобщают сложившуюся практику и унифицируют правила. Обязанностей у учреждений станет больше, а учредители станут контролировать не только целевое расходование средств, но и результативность их предоставления.

Субсидии бюджетным организациям на иные цели: что изменится с 2021 года

  • Субсидия выплачивается на безвозмездной основе — от получателя не требуется возвращать деньги.

Но есть одно исключение: если средства были потрачены не по назначению.

Такая ситуация возникает чаще всего при предоставлении их нижестоящему бюджету.

  • Кроме того, субсидия является софинасированием. То есть она не покрывает все расходы, а лишь уменьшает бремя. Часть средств получатель должен вложить самостоятельно.
  • Еще одним свойством является целевой характер, то есть потратить средства можно только на строго определенную цель.
  • Такой тип выплат имеет существенные отличия от других типов финансовой поддержки. Так, она может быть предоставлена не только из государственного, но и из регионального бюджета.

Бюджетный кодекс РФ регламентирует предоставление субсидий в соответствии с определенными целями.

  • Государство и региона чаще всего осуществляют поддержку среднего и малого бизнеса. Бюджет берет на себя некоторую часть расходов, снижая нагрузку на предпринимателя. Бизнесмен может использовать средства для расширения дела. При этом налоговые платежи возрастают с ростом доходов.
  • Также бюджетными средства поддерживаются бизнесмены, осуществляющие социально значимый бизнес, которые практически нерентабелен.

Пример. Предприниматель работает в сельской местности и развивает сельское хозяйство, оказывая при этом социальную помощь гражданам. Но бизнес себя не окупает и стоит на грани разорения. В этом случае власти региона могут предоставить субсидии для поддержки бизнеса.

  • Еще одной целью является помощь начинающим бизнесменам для запуска деятельности. В этом случае имеет место конкурс среди желающих.

Этот вид выплат назначается малоимущим и социально незащищенным гражданам. Целью субсидирования является облегчение бремени обеспечения денежными средствами для неотложных нужд.

Система бюджета в России построена по вертикали: часть средств уходит в федеральную казну, а вторая в местную или региональную. Субсидии выделяются для софинансирования нижестоящих бюджетов.

В соответствии с действующим законодательством на помощь могут претендовать как физические, так и юридические лица.

Получателями могут быть лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Это малоимущие, многодетные семьи, инвалиды, безработные, пострадавшие от техногенных и природных катастроф, а также лица, которые нуждаются в улучшении условий проживания.

Среди юридических могут получить финансовую поддержку следующие категории:

  • государственные и муниципальные учреждения или предприятия;
  • коммерческие организации, занимающиеся каким-либо определенным видом деятельности;
  • некоммерческие организации, реализующие социальную деятельность.

Часто государство финансирует организации для поддержки какой-либо определенной деятельности или для стимулирования помощи населению от этих самых организаций.

Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1492

Для получения субсидии нужно лично обратиться в компетентные органы с предварительно подготовленными документами, куда входят:

  • заявление в установленной форме;
  • паспорт или свидетельство о рождении всех членов семьи;
  • свидетельство о собственности или другое подтверждение права на собственность;
  • справка о составе семьи;
  • сведения о доходах и лицевом счете;
  • счета или чеки об оплате ЖКУ.

Если нет возможности обратиться лично, то можно подать заявление онлайн на сайте госуслуг, при помощи почты или по доверенности через представителя. Обработка заявки осуществляется в течение 10 рабочих дней.

Для получения выплаты по данному основанию необходимо пройти следующие этапы:

  1. Встать на учет в центре занятости.
  2. Прохождение курсов по основам предпринимательской деятельности.
  3. Разработка бизнес-плана.
  4. Согласование бизнес-плана и сдать его в центр занятости.
  5. Защита бизнес-плана
  6. Регистрация ИП и открытие счета.

Обратиться за помощью можно как в центр занятости, так в администрацию города, Торгово-промышленную палату, Гарантийные фонды и другие организации. Список документов различен и зависит от выбранного органа.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Грант — это предоставление денежных средств на выполнение определённых работ или оказания услуг. Например

Разновидности гранта:

  1. Социальный. Предусмотрен для реализации социальных программ.
  2. Образовательный. Вуз таким образом поощряет талантливых студентов, получающих шанс поехать за границу для получения дополнительного образования.
  3. Благотворительный. Часто запрашивается организаторами различных приютов.
  4. Грант на развитие предпринимательской деятельности. Муниципальные органы власти часто выделяют гранты бизнесменам на развитие предпринимательства, играющего социально значимую роль.

В каждой ситуации оформляется заявка, в которой подробно указывается назначение денежных средств: строительство, закупка оборудования, приобретение медикаментов или корма и прочие тонкости.

После израсходования получатель в обязательном порядке должен представить отчёт о том, какие затраты совершены и какого итога удалось достичь.

Субсидия, в отличие от гранта, является прямой господдержкой. Она не предполагает выполнение какой-либо работы взамен.

Пособие — это денежное обеспечение отдельных категорий физических лиц (пенсионеров, безработных, беременных женщин и прочих).

Главное отличие от субсидии — не требуется софинансирование от получателя выплаты. Например, размер пособия по уходу за ребёнком позволяет матери жить на него, без расходов собственных ресурсов.

Особенность составляет период выплаты. Субсидия предоставляется получателю для расходования на определённые нужды, а компенсация возмещает ему уже потраченную сумму на приобретение чего-либо.

К примеру, производителям сельскохозяйственной продукции могут быть предоставлены субсидированные средства на покупку оборудования или техники: получили денежные средства — приобрели комбайн. А может быть выплачена компенсацией часть процентной ставки по кредитованию. Приобрёл комбайн в кредит, погасил платёж по нему и получил частичное компенсирование оплаченного платежа.

ВНИМАНИЕ! Субсидирование удобнее компенсации, поскольку не требует поиска личных или кредитных денег для совершения покупки.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, существует два вида субсидирования:

  1. Межбюджетный трансферт. Предоставляется для софинансирования расходов нижерасположенного бюджета.
  2. Бюджетные и внебюджетные фондовые средства, выделяемые юридическим (не относящиеся к бюджетным учреждениям) и физическим лицам.

Варианты и распорядок государственного субсидирования прописаны в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

Основные целевые назначения для предоставления поддержки:

  • оказание финансовой помощи нуждающимся категориям граждан;
  • предоставление поддержки юридическим лицам (к примеру, льготы по налогообложению для организаций малого бизнеса);
  • финансирование нижестоящих бюджетных учреждений (к примеру, совместное финансирование программ, осуществляемых в определённой экономической сфере).

ВНИМАНИЕ! Цели финансирования могут быть разными, однако выплата субсидий всегда предусматривает поддержку нуждающихся в материальной помощи физлиц, фирм либо бюджета.

Имеется три отличительные черты субсидии:

  1. Безвозмездность. Возвращать выплату не требуется (исключение составляют случаи неизрасходования в соответствии с назначением — большинство ситуаций возникает с федеральными денежными средствами, выделенными для регионального бюджета или с региональными для муниципального).
  2. Целевое назначение. Пособие разрешается расходовать лишь на те нужды, на которые оно предоставлено. Например, невозможно взять деньги на развитие предпринимательства и потратить их на банкет.
  3. Софинансирование. Субсидия является «дополнением» к личному инвестированию. К примеру, компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг — это доплата к утверждённым 10–21% (в зависимости от субъекта РФ) семейного достатка, оплачиваемые получателем из собственного кармана. Субсидия для автокредитования — это дополнение к первоначальному взносу, внесённому получателем по кредиту.

То есть, основными признаками субсидирования является то, что:

  • выплата предоставляется с определённым назначением;
  • деньги выдаются на безвозмездной основе (субсидированные выплаты не требуют возврата денежных средств или процентов в связи с их применением). Исключительные случаи составляют расходования таких выплат на не предусмотренные запросом нужды;
  • субсидия выступает в качестве совместного финансирования, то есть не покрывает целиком определённую финансовую нужду, а является лишь дополнительной помощью;
  • субсидирование может проводиться не только за счёт государственных бюджетных средств, но и за счёт региональных бюджетных денег.

В соответствии с законодательством РФ, на получение государственной субсидии могут претендовать следующие категории:

  • малоимущие граждане, получающие денежные средства на обеспечение жизнедеятельности из бюджета: федеральной социальной службы, региона проживания и муниципального органа власти;
  • граждане, пострадавшие от стихийных катаклизмов;
  • граждане, которым необходимо улучшение жилищных условий;
  • граждане не имеющие официальной работы, зарегистрированные на бирже труда или ведущие предпринимательскую деятельность (начинающие бизнесмены);
  • граждане, имеющие знак отличия или являющиеся членами специальной программы.

ВНИМАНИЕ! Субсидии предоставляются также юридическим лицам и на развитие бизнеса.

Что такое субсидия, виды, цели, как оформить и продлить

В России существуют разные виды господдержки:

  • Финансовая: субсидии, гранты, льготы.

  • Имущественная: предоставление прав на пользование государственным имуществом на льготных условиях.

  • Информационная: создание федеральных и региональных информационных систем.

  • Консультационная: профессиональные консультации в виде обучающих курсов о создании и ведении бизнеса.

  • Образовательная: подготовка и переподготовка сотрудников.

В каждом регионе предусмотрены свои программы поддержки и выплаты из региональных фондов.

Государство оказывает финансовую поддержку предпринимателям в виде программ субсидирования. Это выделение денежных средств в виде субсидий и различных грантов для бизнеса.

В 2021 году размеры грантов и субсидий составляют от 60 тыс. рублей до 25 млн. Чтобы получить представление о мерах поддержки малого бизнеса и среднего бизнеса в регионах, рекомендуем ознакомиться с сайтом Минэкономразвития РФ.

Цель расходования грантов и некоторых видов субсидий обязательно отражаются в бизнес-плане, который предприниматель должен предоставить в соответствующий орган для получения помощи. Нельзя тратить средства по своему усмотрению. На какие задачи разрешается тратить деньги:

  • Приобретение оборудования или его модернизацию.

  • Аренда или ремонт недвижимости для ведения бизнеса. Не более 20% от полученных денег. Надо заключить договор для подтверждения расходов.

  • Оплата необходимого для ведения бизнеса ПО, получение лицензий, патентов.

  • Закупка сырья, расходных материалов. Не более 20% полученных денег.

За все потраченные деньги потребуется отчитаться, поэтому важно сохранять подтверждающие платежные документы.

Субсидия выдается на конкурсной основе для уже работающих молодых предпринимателей, которые хотели бы расширить свой бизнес. Ее размер составляет от 300 до 500 тысяч рублей. Здесь также потребуется бизнес-план, где описывается, что есть на сегодня и что будет после вложения денег.

Конкурсный отбор проводится по показателям: создание рабочих мест, увеличение ЗП сотрудникам, рост выручки и производительности труда, характеристики приобретаемого оборудования.

Государство готово взять на себя до 50% предполагаемых расходов. Важно наличие собственных сбережений для инвестирования в проект. Неизрасходованный остаток начисленной суммы или нецелевое использование финансов необходимо будет вернуть в госбюджет.

  • На лизинг оборудования. Субсидия на уплату до 70% первого взноса при заключении договора лизинга оборудования. Назначается также по конкурсному отбору.

  • На возмещение ставок по кредитам. Компенсация затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на поддержку и развитие деятельности.

  • На участие в выставках. Компенсация до 50% затрат. Выставка в России – до 350 тыс. рублей, выставка за рубежом – до 700 тыс. рублей.

  • На рекламу в размере до 300 тыс. руб, но не деньгами, а товарами или услугами на рекламную компанию вашей деятельности. Предположим, если вы хотите сделать сайт, или вам надо вести инстаграм.

  • На транспортировку товаров за рубеж, сертификацию продукции, получение патентов и свидетельств – до 3 млн рублей.

Обстоятельства для отказа:

  • Неправильный выбор направления ведения бизнеса. Государство не поддерживает производство алкоголя и табачных изделий, банковскую сферу, области страхования.

  • Повторная подача заявления на субсидию. Вероятность отказа 80%.

  • Неграмотный бизнес-план. Недостаточно подробное рассмотрение доходов и расходов, отсутствие необходимых расчетов, слишком продолжительный срок окупаемости, нет описания экономической и социальной значимости.

  • Завышенный объем необходимого финансирования.

  • Отсутствие описания направления расходования средств. Важно показать, на что будут израсходованы деньги. Без этого госорганы не смогут контролировать целевое расходование денег.

Субсидии. На что могут и как могут претендовать граждане

Данным видом финансирования могут воспользоваться и те, кто приступает к регистрации бизнеса, и те, кто занимается коммерческой деятельностью не более двух лет. Гранты индивидуальным предпринимателям распределяются по итогам конкурсов. Чаще всего их получают инновационные предприятия, проекты с высокой социальной значимостью, производство и агропромышленный сектор, торговля.

Объем финансирования зависит от бюджета региона. Для подтверждения своих претензий на получение гранта надо доказать принадлежность своей компании к категории МСП и соответствовать всем перечисленным ранее условиям.

Выплатой грантов обычно занимаются Фонд содействия инновациям и Фонды поддержки предпринимательства, которые действуют в каждом регионе страны. Всю актуальную информацию можно узнать на сайтах фондов.

Наиболее популярной и востребованной программой поддержки от Фонда содействия инновациям является программа УМНИК. В ее рамках молодые разработчики и исследователи от 18 до 30 лет могут получить финансирование на реализацию своих научно-исследовательских проектов. Проекты должны быть коммерчески ориентированы.

В некоторых случаях индивидуальным предпринимателям для реализации проектов не требуется масштабное финансирование в десятки миллионов рублей. Для этого предусмотрены микрозаймы размером от 100 тысяч до 5 миллионов рублей. Заем выдается на срок от трех месяцев до трех лет по льготной ставке.

Назначение полученных средств как всегда целевое. При сумме до 300 тысяч рублей банк требует залог в виде движимого или недвижимого имущества, либо поручительство. При сумме выше требуются оба вида гарантии.

Гарантийную поддержку при получении банковских кредитов предпринимателям оказывает МСП Банк. Организация помогает получить субъекту МСП кредит при недостаточном залоге и берет на себя роль поручителя.

Представим их в виде рейтинга. В Федеральном бюджете на 2021-2023 году указаны плановые объемы дотаций.

1 Больше всего денег из федеральной казны получает Дагестан. В 2021 году плановая сумма дотаций составит 72,89 млрд рублей.

2 На втором месте — республика Саха (Якутия). Сумма дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности должна составить 51,59 млрд рублей.

3 На третьей строчке рейтинга самых дотационных регионов России — Камчатский край (41,12 млрд руб.).

Надо отметить, что ряд дотационных регионов в ближайшие годы могут перейти на самоокупаемость. Уровень бюджетной обеспеченности у них довольно высокий и, в случае успешного экономического развития, вскоре им могут уже не понадобиться дотации из государственной казны.

К таким регионам можно отнести, например, Белгородскую, Мурманскую, Тульскую а также Ярославскую и Липецкую области, Красноярский край, республику Коми.

Но есть и такие регионы, которым до доноров еще далеко. Уровень бюджетной обеспеченности у них крайне низкий.

Смотрите, где в России самые большие зарплаты и кому их платят >>

В 2019 году России определены 10 регионов с наименьшими экономическими показателями.

В список отстающих регионов тогда вошли Адыгея, Алтайский край, Калмыкия, Карелия, Курганская область, Марий Эл, Псковская область, Республика Алтай, Тува и Чувашия.

Они получили индивидуальные планы развития. Если опыт их реализации будет успешным, его распространят и на другие проблемные территории. Не исключено, что в будущем этот список будет увеличен как минимум вдвое.

  • Жителей 11 регионов РФ ждет снег уже в сентябре: где ждать резкого похолодания
  • Численность взрослого населения России 2021: статистика по годам, регионам и странам
  • С 1 июля стартует углубленная диспансеризация: что ждет переболевших коронавирусом
  • Плотность населения в России 2021: рейтинг по регионам
  • Соотношение числа женщин и мужчин в России: статистика 2021 года

На 2020 год имеется следующая статистика по данным, какие регионы в России являются дотационными. Вот топ-10 субъектов, зарабатывающих меньше всего:

  1. Лидером в рейтинге по количеству государственных дотаций является республика Дагестан. На 2020 год ей было выдано средств, порядка 72 млрд. руб.
  2. Затем идет республика Саха, которой выделили 51 млрд.
  3. С небольшим отрывом идет Камчатский край.
  4. На четвертом месте расположилась Чеченская республика.
  5. Алтайскому краю за 2019 год было выдано 26 млрд. руб.
  6. Ставропольский край принял 24.291.000.000 рублей.
  7. Немножко от него отстала Республика Крым.
  8. Далее, с небольшим отрывом идет Бурятия.
  9. На девятом месте рейтинга расположилась республика Тыва.
  10. И замыкает десятку Башкортостан с 17 миллиардами заемных рублей.

Естественно, что ситуация периодически меняется. Так, например, в сравнение в 2018 и 2017 ситуация выглядела таким образом, как это отражено в таблице.

Структурный субъект государства В 2018 году В 2017 году
Дагестан 59,06 +6,65
Якутия 43,95 +7,32
Камчатка 39,36 +2,2
Алтай 27,1 +4,5
Чечня 27,08 +3,07
Ставрополь 19,2 +1,83
Бурятия 18,3 +0,39
Крым 17,71 -0,77
Башкортостан 16,43 +0,64
Тува 15,73 +1,18

Важно понимать ту тенденцию, которая складывается в государстве. Данные за последние 27 лет с изменяющимся количеством регионов доноров выглядят следующим образом:

  • В 1993 году в стране 35 субъектов позволяли использовать свои материальные средства для формирования дотационной части бюджета.
  • В 1997 году их число резко сократилось до 8 штук.
  • В 2001 году их количество увеличилось до 25.
  • Но такая позитивная тенденция сохранялась не долго – к 2015 их стало уже 14.
  • На сегодняшний день их всего лишь 13.

Как видно из статистических данных, дотационные регионы в России практически не изменились. Во всяком случае, это касается той 10-ки, которая демонстрирует самую острую нехватку предприятий, собственных ресурсов и прочего, что могло бы помочь им в формировании большей самостоятельности.

Но, данная 10 не отражает полностью ситуацию по стране. Если говорить об общих статистических показателях, то на сегодняшний день в России ситуация в целом выглядит следующим образом: из 85 субъектов всего лишь 13 оставляют деньги в федеральный бюджет. Тогда как остальные 72 нуждаются в дополнительных средствах из бюджета, в той или иной степени.

Дотационные регионы России и доноры: список в 2021 году

В свете сегодняшних событий, объединяющих ряд неблагоприятных факторов, говорить о развитии промышленности и выходе большинства регионов России из рецессии, не приходится. Этому способствуют следующие факторы:

  • Падение цен на нефть на международном рынке.
  • Отказ ряда стран Европы от покупки российской нефти.
  • Ситуация с коронавирусом COVID-19 в мире.
  • Отсутствие комплексной программы со стороны государства по принятию чрезвычайных и всеобъемлющих шагов по изменению ситуации с точки зрения развития самых разных отраслей промышленности.

Поэтому не стоит ожидать, что ситуация изменится в ближайшее время в положительную сторону. Наоборот, скорее всего, состояние будет ухудшаться. Особенно, оглядываясь на то, что все прогнозы мировых рейтинговых агентств говорят о том, что все страны пройдут через непростой период своего развития.

Субсидий лишат в случае:

  • покупки квартиры, земельного участка, транспортного средства (кроме мопеда или прицепа), товаров долгосрочного использования на сумму свыше 50 тыс. грн на протяжении года предшествующему году обращения за субсидией);
  • наличия депозита свыше 56 750 грн;
  • покупки-продажи валюты и банковских металлов на протяжении года до года обращения за субсидией на сумму свыше 50 тыс. грн;
  • непрерывного пребывания за границей свыше 60 дней, кроме пребывания на лечении, в командировке, присмотра за ребенком;
  • наличия задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг свыше трех месяцев и по оплате алиментов свыше трех месяцев;
  • если субсидиант не вернул излишне перечисленную субсидию;
  • наличия автомобиля, которому меньше пяти лет с даты выпуска;
  • если в семье больше одного автомобиля, которому с даты выпуска меньше 15 лет;
  • субсидиант нигде не учился, не работал, не имел статус безработного.

По словам Марии Яковлевой, всеобщее декларирование позволит оперативно выявлять теневые доходы, а также наличие имущества, оформленного на других людей.

Необходимо при начислении субсидий учитывать пересечение границы не только на период свыше 60 дней, так как «состоятельных» субсидиантов можно мониторить по количеству выездов в год за рубеж на отдых, говорит эксперт.

Если в прошлом году помощь продлевали автоматически – в случае отсутствия вопросов к получателю, то в 2021-м переподавать документы придется всем.

Субсидии назначаются на отопительный сезон с 1 октября по 30 апреля и на неотопительный сезон с 1 мая по 30 сентября.

«Документы рассматривают в течение 30 дней, поэтому есть смысл подавать документы заранее, за 2-3 месяца, чтобы была возможность вовремя получить субсидию», – посоветовала Мария Яковлева.

Чтобы получить госпомощь на оплату жилищных услуг, необходимо предоставить такие документы:

  • паспорт или другое удостоверение личности;
  • заявление;
  • декларацию о доходах и расходах;
  • справки о доходах, информация о которых отсутствует в налоговых органах, Пенсионном фонде, фондах социального страхования и т.п.;
  • копию договора о реструктуризации задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг (в случае ее наличия);
  • договор аренды жилья (в случае наличия).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.