Норматив потребления электроэнергии на 1 человека без счетчика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Норматив потребления электроэнергии на 1 человека без счетчика». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Настоящее Положение регулирует порядок установления социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее — социальная норма) и ее применения в первый год и последующие годы (периоды) при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставляемую населению, и стоимости электрической энергии (мощности), потребленной для коммунально-бытовых нужд и не используемой для осуществления коммерческой деятельности приравненными к населению категориями потребителей.

2. В настоящем Положении используются следующие понятия:

«потребитель» — лицо, пользующееся на праве собственности или на ином законном основании жилым помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, жилым помещением в общежитиях квартирного типа, комнатой (комнатами) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, или проживающее в жилом помещении специализированного жилищного фонда и потребляющее коммунальную услугу по электроснабжению, а также приравненные к населению категории потребителей;

«домохозяйство» — группа потребителей, в установленном порядке зарегистрированных в жилом помещении или проживающих в жилом помещении специализированного жилищного фонда;

«тип жилого помещения» — категория жилого помещения, определяемая в зависимости от места нахождения жилого помещения в городских или сельских населенных пунктах, его оснащения в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, и (или) электроотопительными установками, и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения;

«группа домохозяйства» — категория домохозяйства, определяемая количеством совместно проживающих в жилом помещении и в установленном порядке зарегистрированных по месту жительства лиц, относящихся к одному домохозяйству, или количеством лиц, проживающих в жилом помещении специализированного жилищного фонда;

«поставщик электрической энергии» — гарантирующий поставщик, энергосбытовая или энергоснабжающая организация, осуществляющие продажу (поставку) электрической энергии (мощности) населению и исполнителям коммунальных услуг по договорам энергоснабжения, а также приравненным к населению категориям потребителей;

«органы регистрационного учета» — территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций в сфере миграции. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.02.2014 N 136, от 07.08.2017 N 944)

Понятия «жилое помещение», «специализированный жилой фонд», «нормативы потребления коммунальной услуги» и «исполнитель коммунальных услуг» употребляются в настоящем Положении в значениях, определенных жилищным законодательством Российской Федерации.

Нормативы потребления при отсутствии приборов учета

3. Установление величины социальной нормы в соответствии с настоящим Положением осуществляется уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании выборочных данных о годовом объеме потребления электрической энергии в 2012 году потребителями, зарегистрированными в жилых помещениях в городских населенных пунктах, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи (далее — стационарные электроплиты), в количестве не менее 10000 человек, а также о количестве зарегистрированных в указанных помещениях лиц. В случае если в субъекте Российской Федерации отсутствует централизованное газоснабжение, выборочные данные предоставляются в отношении жилых помещений вне зависимости от их оборудования стационарными электроплитами.

4. Информация о годовом объеме потребления электрической энергии в жилых помещениях на территории субъекта Российской Федерации предоставляется по форме согласно приложению N 1 гарантирующими поставщиками электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации: (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

а) в уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2, — не позднее 1 августа 2013 г.;

б) в уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, не предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — не позднее 4 месяцев до даты начала расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению (электрическую энергию (мощность) с применением социальной нормы.

5. Выбор населенных пунктов и адресов жилых помещений, данные в отношении которых принимаются для установления социальной нормы в соответствии с настоящим Положением, осуществляется уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании предложений гарантирующих поставщиков электрической энергии в соответствующих населенных пунктах. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

6. В случае если поставщик электрической энергии не является исполнителем коммунальных услуг в отобранных в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения жилых помещениях, информация о годовом объеме потребления электрической энергии в жилых помещениях на территории субъекта Российской Федерации предоставляется по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящему Положению, исполнителем коммунальных услуг по запросу поставщика электрической энергии:

а) в отношении субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — не позднее 25 июля 2013 г.;

б) в отношении субъектов Российской Федерации, не предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — не позднее 5 месяцев до даты начала расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению (электрическую энергию (мощность) с применением социальной нормы.

7. Информацию, полученную от исполнителей коммунальных услуг, поставщик электрической энергии предоставляет в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации одновременно с информацией в отношении жилых помещений, в которых предоставление коммунальных услуг по электроснабжению осуществляется поставщиком электрической энергии. Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации для установления социальной нормы вправе запросить копии документов, подтверждающих данные о годовом объеме потребления электрической энергии в жилых помещениях, в том числе непосредственно у исполнителей коммунальных услуг.

8. Информация о количестве зарегистрированных лиц, проживающих в жилых помещениях на территории субъекта Российской Федерации, предоставляется органом (органами) местного самоуправления по форме согласно приложению N 3:

а) в уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — не позднее 1 августа 2013 г.;

б) в уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, не предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — не позднее 3 месяцев до даты перехода населения и приравненных к нему потребителей на расчеты за коммунальную услугу электроснабжения (электрическую энергию (мощность) с применением социальной нормы.

9. Предоставление информации, указанной в пункте 8 настоящего Положения, осуществляется органами местного самоуправления с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.

22. Уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, исходя из полученной от органов местного самоуправления информации о численном составе домохозяйств в жилых помещениях, формируют (актуализируют) единую базу данных о численном составе домохозяйств в жилых помещениях с указанием их адресов не позднее 1 июня очередного года, начиная с даты начала расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению (электрическую энергию (мощность) с применением социальной нормы, а уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — начиная с 10 августа 2013 г.

23. Уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации направляют исполнителям коммунальных услуг и поставщикам электрической энергии в отношении обслуживаемых ими потребителей выписки из единой базы данных, указанной в пункте 22 настоящего Положения, не позднее 1 июля очередного года, начиная с даты начала расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению (электрическую энергию (мощность) с применением социальной нормы, а уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — начиная с 15 августа 2013 г.

Органы социальной защиты населения и органы местного самоуправления в указанные в абзаце первом настоящего пункта сроки представляют сведения о потребителях, в отношении которых начисление платы за коммунальную услугу электроснабжения осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 14 — 142 настоящего Положения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

Предоставление указанной информации осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.

24. Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также исполнители коммунальных услуг не менее чем за 2 месяца до начала расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению с применением социальной нормы в субъекте Российской Федерации информируют население о порядке реализации их прав на применение социальной нормы при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, о необходимости своевременного проведения гражданами сверки с исполнителями коммунальных услуг, касающейся соответствия имеющейся у исполнителей коммунальных услуг информации в отношении численного состава домохозяйств в целях отнесения домохозяйств к соответствующей группе, а также о наличии стационарных электроплит, газовых плит, электроотопительных и электронагревательных установок.

25. Исполнитель коммунальных услуг при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за истекший расчетный период определяет в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее — Правила предоставления коммунальных услуг), подлежащий оплате объем коммунальной услуги, включающий объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом помещении потребителя (далее — объем потребления в жилом помещении) и объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее — объем потребления на общедомовые нужды), и применяет к указанному объему следующие цены (тарифы):

а) в отношении части объема в пределах социальной нормы, установленной для соответствующего месяца (расчетного периода) в отношении группы домохозяйства и типа жилого помещения потребителя, — цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах социальной нормы;

б) в отношении части объема сверх социальной нормы — цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы.

26. Установленная для домохозяйства в целях применения в определенном месяце социальная норма не подлежит перерасчету в зависимости от количества дней в этом календарном месяце.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

1. Забайкальский край

2. Красноярский край

3. Владимирская область

4. Нижегородская область

5. Орловская область

6. Ростовская область

7. Пункт исключен. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

Приложение N 3
к Положению об установлении
и применении социальной нормы
потребления электрической
энергии (мощности)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

1. Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) (далее — социальная норма) рассчитывается в соответствии с Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее — Положение) в субъекте Российской Федерации с учетом групп домохозяйств и типов жилых помещений, указанных в Положении, в порядке, предусмотренном настоящей методикой.

Базовая величина социальной нормы в субъекте Российской Федерации определяется как среднемесячный объем потребления электрической энергии домохозяйствами первой группы в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи (далее — стационарные электроплиты), электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (далее — электронагревательные установки), по формуле 1:

Как оплачивается потребление электроэнергии без счетчика?

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

1. Плата за коммунальную услугу по электроснабжению за расчетный период в жилом помещении определяется по формуле 1:

Нормативы потребления электроэнергии, кВт ч. в месяц на 1 человека
в жилых помещениях многоквартирных домов, оборудованных электроплитами

Количество комнат в жилом помещении Норматив, кВт·ч в месяц на 1 человека
Количество человек, проживающих в жилом помещении
1 чел. 2 чел. 3 чел. 4 чел. 5 и более чел.
Без учета повышающего коэффициента
1 156 97 75 61 53
2 184 114 88 72 62
3 201 125 96 78 68
4 и более 213 132 102 83 73
С учетом повышающего коэффициента (1,5)
1 234 146 113 92 80
2 276 171 132 108 93
3 302 188 144 117 102
4 и более 320 198 153 125 110

Дополнительные 40 кВт.ч начисляются на каждого прописанного — и на шестого, и на седьмого, и так далее, без ограничения.

По инициативе областного правительства расширен список льготных категорий граждан. Кроме одиноких пенсионеров в этот список включены: много­детные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалидов или детей-инвалидов, приемные се­мьи и те, в которых живут дети, оставшиеся без попечения роди­телей.

Соцнорма для льготных категорий семей рассчитывается с применением повышающего коэффициента 1,5.

Для того чтобы воспользо­ваться этим правом, нужно об­ратиться в абонентский отдел ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» по месту житель­ства, куда необходимо предоставить докумен­ты, подтверждающие статус се­мьи.

С учетом использования кондиционеров в Ростовской области введен коэффициент сезонности. В июне, июле и августе к объему соцнормы применяется повышающий коэффициент 1,1, а в феврале, марте и апреле — понижающий — 0,9 (утверждены постановлением РСТ Ростовской области от 29.05.2014 №23/2).

Как применять коэффициент сезонности? — Величина социальной нормы потребления электрической энергии умножается на соответствующий коэфициент.

Простой пример, 96 кВт/ч * 1,1 = 105,6 кВт/ч — это и будет летняя социальная норма для одиноко проживающего дончанина. Соответственно, в меся­цы, когда кондиционирование не нужно, соцнорма скорректируется в сторону уменьшения. При расчетах учитываются все прописанные граждане.

№ п/п

Месяц

Величина коэффициента сезонности

1

Январь

1

2

Февраль

0,9

3

Март

0,9

4

Апрель

0,9

5

Май

1

6

Июнь

1,1

7

Июль

1,1

8

Август

1,1

9

Сентябрь

1

10

Октябрь

1

11

Ноябрь

1

12

Декабрь

1

Постановление Правительства РФ от 22.07.2013 N 614

Законодательные акты по вопросам, связанным с установлением и применением нормативов потребления электричества, следующие:

  • Федеральный закон № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии»;
  • ФЗ № 35 «Об электроэнергетике»;
  • ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • региональные нормативные акты, устанавливающие норматив ресурса, приходящегося на одного проживающего в жилом помещении и правила применения социальной нормы.

Следует отметить, что государство обращает внимание граждан на экономию природных ресурсов, поэтому принимает меры к тому, чтобы в домах устанавливались приборы учета. Чтобы стимулировать население, приходится применять повышающие коэффициенты при расчете платы за электроэнергию. Тогда попросту становится невыгодно платить больше, чем фактически расходуется. А реальный расход можно определить лишь по индивидуальным приборам учета.

Квартирные счетчики на электроэнергию не всегда есть возможность установить. Если техническая возможность отсутствует, то для расчета стоимости коммунальной услуги будут применяться нормативы потребления, установленные региональными властями. Это средний показатель и далеко не всегда соответствующий реальным цифрам.

Необходимо учитывать, что при невозможности установить счетчик по техническим причинам и на то есть акт обследования, то граждане платят по нормативу. Если же они просто не желают его устанавливать, применяются повышающие коэффициенты и плата за потребление электричества становится выше с каждым годом. Установить счетчики невозможно, как правило, в ветхих и аварийных домах. Поэтому их не коснется повышение тарифов.

Чтобы рассчитать, сколько полагается в месяц платить за электричество, применяется следующая формула:

S = K × N × T, где

  • S – сумма, которую семья должна заплатить за пользование электричеством без счетчика;
  • K – количество человек в семье (прописанных в жилом помещении);
  • N – норматив количества электроэнергии на одного человека, утвержденный региональными властями;
  • T – тариф за 1 кВт/час.

Из сравнительной таблицы норматива понятно, что в него сложно уложиться. А потребление ресурса сверх нормы оплачивается по более высокому тарифу. Поэтому при возможности рекомендуется устанавливать счетчики и платить по фактическому потреблению.

Уменьшить потребление электричества возможно, соблюдя несколько простых правил. В снижении энергопотребления заинтересованы сами граждане, которые относятся бережно не только к своим деньгам, но и к природным ресурсам. Поэтому достаточно знать, что значительно меньше энергии потребляют:

  • бытовые приборы, отмеченные знаком А, А+, А++;
  • энергосберегающие и светодиодные лампы;
  • электрочайник, который вовремя очищен от накипи (при возможности лучше кипятить воду в обычном чайнике на газовой плите);
  • кондиционер, включенный при закрытых окнах и дверях;
  • холодильник, расположенный подальше от батарей, солнечного света и т.д.

Соцнорма – это количество потребленной электроэнергии на одного человека, утверждённое на законодательном уровне.

Оплата за электричество в пределах норматива ведется по сниженному тарифу. За расходование свыше, потребитель платит больше.

Властям субъектов РФ дано право самостоятельно определять норму энергопотребления, в соответствии с местными условиями. Но отклонение в сторону увеличения не должно превышать 40% от установленного базового показателя.

Вопросы, связанные с расчетом нормативов и потреблением электроэнергии населением, регламентируются постановлением Правительства № 614, федеральными законами № 35 –ФЗ от 21.02.2003 года и № 261 – ФЗ от 23.11.2009 года, постановлениями местных органов власти.

Цель государства призвать потребителей к экономному расходованию электроэнергии. Тех же, кто не намерен снижать объёмы, заставить платить за услугу по более высокой цене. В итоге, частник покупает электричество за небольшие деньги за счет того, что бизнес оплачивает ресурс по завышенной ставке.

В настоящее время граждане платят за энергопотребление в полтора-два раза ниже, чем предприятия. Для домохозяйств, не превышающих пределы социальной нормы, снижение тарифа может составить 3-10 %.

Нормативы потребления электроэнергии

Каким должен быть норматив расходования электроэнергии в 2021 году? Среднюю норму невозможно установить одинаковой повсеместно. На объём потребления влияет множество факторов.

Там, где есть природный газ, электричество тратится меньше. В северных холодных районах его нужно больше. Учитывают оснащенность домов электрическими котлами, лифтами, электропечами. На квартиру с газовой плитой норма меньше, чем на квартиру с электроплитой. Имеет значение, распложено ли домохозяйство в городе или в деревне.

Если нет счетчика, оплата за потреблённую электроэнергию рассчитывается по формуле:

П=Л*Н*Т, где:

  • П – конечная сумма платежа;
  • Л – число проживающих в квартире людей;
  • Н – установленный в регионе норматив на одного человека;
  • Т – стоимость 1 кВт*час по тарифному плану.

Помимо этого, при отсутствии прибора учета, применяют повышающий коэффициент.

Не применяют коэффициент, если установка счетчика не возможна по причине ветхого жилья, либо в случае неприспособленности сетей для монтажа устройства контроля.

Оплата по нормативам может насчитываться на объекты потребления с установленным электрическим счетчиком, если:

  • электрический счетчик неисправен;
  • отсутствует своевременная передача показаний прибора учёта поставщику электроэнергии;
  • представителям контроля не предоставляется доступ к счетчику;
  • прибор преднамеренно испорчен.

По действующим законодательным нормам, если в течение 3 месяцев потребитель не даёт данных об израсходованной электроэнергии, размер платежей рассчитывается по средним показателям предыдущего полугодового периода. С четвёртого месяца к оплате предлагается счет, соответствующий утвержденным в регионе тарифам и нормативам.

Если в домохозяйстве никто не прописан, но есть прибор учета, платить нужно по его показаниям. Если счетчика нет, расчет осуществляется по нормативам. Но в этом случае придется оплатить гораздо больший объем электроэнергии, чем реально израсходованный.

Поэтому первое, что нужно сделать, чтобы сэкономить – это установить прибор учёта.

Снизить расходы поможет приобретение бытовых приборов с экономным энергопотреблением. Международная классификация предусматривает буквенное обозначение от A до G, где маркировка буквой А означает наиболее экономичные устройства, есть дополнительные еще более экономичные классы А+, А++.

Данный показатель может сильно отличаться, так как условия проживания граждан различаются не только по климатическим факторам, но и по уровню субсидий и дотаций, которые может выделить местный бюджет. Кроме этого, величина выделяемых ресурсов определяется средним уровнем заработной платы по региону.

Максимальные социальные нормы на месяц:

Город Один человек Семья
1 Москва 95 145
2 Санкт-Петербург 140 190
3 Волгоград 125 175
4 Вологда 95 145
5 Ростов-на-Дону 135 185
6 Казань 125 175
7 Новосибирск 110 155
8 Омск 100 165
9 Казань 105 125
10 Самара 100 140
11 Ярославль 80 110
12 Барнаул 175 235
13 Тюмень 135 210

Нормы имеют большой разброс, который обоснован экономически. Как пример: уровень жизни в Алтайском Крае самый низкий в Федерации. Исходя из этого жителям этого региона предоставляется самая высокая норма. Кроме этого, учитывается, что регион практически не газифицирован, для приготовления пищи и отопления используются электрические приборы.

Что такое норматив потребления электрической энергии?

В некоторых ситуациях к потребителям, оплачивающим электроэнергию по показаниям индивидуальных приборов учёта, может применяться оплата по нормативам. Это возможно, если:

  • отмечается неисправность электросчётчика;
  • потребитель не сообщает показания прибора учёта в энергопоставляющую компанию;
  • представителям контролирующей организации не предоставлен регламентированный доступ к счётчику;
  • прибор выведен из строя преднамеренно.

Правительство заинтересовано в экономии населением расхода электрической энергии. В этих целях для отдельных регионов принята программа, предусматривающая дифференциацию размера тарифных планов по оплате электроэнергии, в зависимости от потреблённого количества киловатт-часов.

Устанавливаются минимальные социальные нормы, при соблюдении которых потребитель платит по минимальному тарифу. Количество ресурсов, потреблённых сверх утверждённых нормативов, оплачивается существенно дороже.

Программа вводится поэтапно, с целью постепенной подготовки населения к указанным способам оплаты энергоресурсов.

В 2020 году для граждан, которые проживают в отдельных домах, был принят обновленный норматив потребления электроэнергии на одного человека без счетчика с 2020.

По сравнению с предыдущим годом, показатели выросли на 10%. Таким образом, Правительство подталкивает людей к тому, чтобы они устанавливали в квартирах счетчики для учета электроэнергии.

На законодательном уровне была разработана методика расчета тарифов потребления электричества.

В России действует определенный тариф для каждого региона, однако существует и общий показатель. На одного человека в семье должно расходоваться не более 350 кВт. В данном случае стоимость одного кВт будет составлять 3 рубля.

Правительство вводит нормативы, придерживаясь мнения о том, что социальные нормы ниже среднего являются стимулами для граждан к экономии.

Этот показатель был внедрен в 2013 году в систему ЖКХ лишь в некоторых регионах, но сегодня он действует по всей стране.

Перед тем, как определять показатели по регионам, следует учесть, какие еще факторы могут влиять на величину оплаты по ЖКХ:

  1. Использование прибора, потребляющего много энергии.
  2. Наличие специальных норм в регионе.
  3. Тип местности — городская или сельская.
  4. Вид плиты – электрическая или газовая.

Действующие нормативы по регионам:

Город Газовая плита Электрическая плита
Москва 50 80
Санкт-Петербург 78 111
Новосибирск 156 213
Пермь 185 263
Владимирская область 50 90
Забайкалье 65 96
Ростовская область 96 156

В Москве для одиноко проживающих граждан установлены определенные нормативы, при этом во многом имеет значение, какое оборудование используется в жилом доме.

В случае, если в квартире имеется газовая плита, то общий показатель использования энергии не должен быть выше, чем 50 кВт.

В ином случае показатель увеличивается до 80 кВт, но это данные на 2020 год. Позднее они будут изменены.
В Орловской области показатель достаточно низкий по сравнению с другими регионами.

На одного человека допускается расход 190 кВт. При этом показатель возрастает, если гражданин пользуется мощным дополнительным оборудованием, таким как бойлер или плита, которая потребляет много энергии.

Для лиц, проживающих в сельской местности, действуют особые условия. Обычная норма в данном случае увеличивается до 90 кВт.

Пенсионер, который проживает один, имеет право оплачивать электричество в течение года по заниженному тарифу. При расчете за основу будет принят социальный норматив.

Если дача имеет подключение к общедомовой сети, но датчик не был установлен, выполняется расчет оплаты поставляемых услуг на одно человека.

Для того, чтобы сэкономить собственные денежные средства, граждане России стремятся узнать действующий показатель по электроэнергии и соблюдать его. В ином случае придется существенно переплатить.

Чтобы избежать такой переплаты, следует соблюдать в быту несколько основных правил:

Если планируется, или приобретается техника, работающая на электричестве Перед покупкой следует обратить особое внимание на уровень энергопотребления прибора. Всего, согласно международным стандартам, их несколько – от А до G. Наиболее экономичным является первый. Соответствующая наклейка, как правило, имеется на устройстве
В случае, если в квартире работает кондиционер Необходимо убедиться в том, что полностью закрыты окна и входные двери
Очень важно следить за тем, чтобы в чайнике не появлялась накипь Ее наличие способствует тому, что при нагревании воды повышается нагрузка, и следовательно, энергопотребление. Лучший вариант – нагревание воды на плите
Устанавливать холодильник следует в темном месте Он должен быть надежно защищен от ярких солнечных лучей и воздействия прямого света
Вместо обычных ламп Следует использовать энергосберегающие

Если выполнять все эти правила, то можно весьма существенно сэкономить семейный бюджет. В целом норма потребления энергии будет сокращена на 35%.

Государство заинтересовано не только в том, чтобы получить прибыль, но и в сохранении природных ресурсов.

Устанавливаются законы, необходимые для того, чтобы призвать граждан к экономии. Одной из принятых мер является введение специальных нормативов для потребления электричества одним человеком.

В 2020 году этот показатель составляет 350 кВт в один час на каждого гражданина, прописанного и проживающего в квартире.

Если же гражданин не правильно все рассчитает, и превысит лимит, использовав больше ресурсов, то ему придется внести гораздо большую сумму.

При этом каждый россиянин вправе самостоятельно устанавливать для себя объемы потребления энергии, с учетом финансовых возможностей.

Главным условием является следующее – показатель должен отличаться от общепринято не более, чем на 40%. Получить более точную информацию можно в офисе управляющей компании..

Принимая во внимание все нормы, гражданин должен сам решить, сколько электричества в месяц ему необходимо использовать.

Правительство устанавливает нормы без учета некоторых особенностей, которые являются очень важными.

Некоторые граждане могут не укладываться в норму по той причине, что потребляют электричество постоянно – при включении лечебных приборов, при использовании яркого освещения или для приготовления еды.

Если счетчиков нет, то конечная сумма к оплате указывается в присланной квитанции. После установки прибора учета в нее же будут вписываться данные о расходах на ЖКУ и сумме к оплате.

Отсутствие счётчика – всё более невыгодное положение дел в последние годы. Ведь в таком случае для расчёта квитанции по коммунальным платежам используется средний показатель. В каждом регионе для разных домов он свой. Однако с годами такой показатель увеличивается, поэтому важно следить за нормативами потребления электроэнергии на человека без счётчика, чтобы в разы не переплачивать за потреблённый ресурс.

Норматив потребления электроэнергии на человека в различных городах страны может значительно отличаться. На величину норматива влияют следующие факторы:

  • Площадь квартиры, количество комнат.
  • Количество зарегистрированных членов семьи на жилой площади.
  • Статус дома: многоквартирный дом или частный коттедж.
  • Газификация населенного пункта.
  • В многоквартирных домах наличие электроплит.
  • Чем отапливаются помещения – газом или электрокотлами.
  • Где расположен дом – в городе или сельской местности.

Каждый регион, учитывая факторы инфраструктуры, количество прописанных в квартире многоквартирного дома и климатические особенности, утверждает свои нормы электропотребления киловатт/час на 1 человека в месяц. Приведем таблицу утвержденных норм электроэнергии на 2021 год.

Нормативы утверждены Министерством ЖКХ Московской области распоряжением от 9 декабря 2014 года N 162-РВ, (с изменениями на 3 мая 2017 года). В 2021 году эти нормативы по-прежнему действуют.

Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении электроснабжения в жилых помещениях (в кВтч на 1 чел) количество комнат количество проживающих
в многоквартирных домах, оборудованных газовыми плитами в многоквартирных домах, оборудованных электрическими плитами (чел.)
1 2 3 4
94 144 1 1 чел.
58 89 1 2 чел.
45 69 1 3 чел.
37 56 1 4 чел.
32 49 1 5 чел.
143 190 2 1 чел.
88 117 9 2 чел.
68 91 2 3 чел.
56 74 2 4 чел.
49 64 2 5 чел.
197 239 3 1 чел.
122 148 3 2 чел.
95 115 3 3 чел.
77 93 3 4 чел.
67 81 3 5 чел.
252 287 4 1 чел.
156 178 4 2 чел.
121 138 4 3 чел.
98 112 4 4 чел.
86 98 4 5 чел.

ЖКХ без счетчика подорожали на 50%

По нормативам при наличии электросчетчика платят в следующих случаях.

  • Электрический прибор учета неисправен.
  • Закончился срок эксплуатации прибора контроля.
  • Собственник не подает или не вовремя предоставляет показания электросчетчика.
  • Прибор учета поврежден или отсутствуют пломбы.
  • Представителям энергосбыта не предоставили доступ для контрольного снятия показаний. Жильцы не допускают инспектора для проверки работоспособности прибора.
  • Счетчик преднамеренно испортили или подключили освещение дома, минуя прибор учета. В этом случае собственник, кроме оплаты электроэнергии по нормативу, обязан оплатить штраф за похищенную электроэнергию.

Сейчас трудно найти помещение или дом, где не установлен счетчик электроэнергии.

Многоквартирные дома и новостройки в обязательном порядке оборудованы индивидуальными приборами учета коммунальных услуг. По закону, энергосбытовые организации обязаны за свой счет менять электросчетчики, вышедшие из строя или пришедшие в негодность.

Однако еще имеется некоторое количество квартир, в которых жильцы оплачивают электроэнергию без счетчика по нормативу.

Если дом аварийный, предназначен к сносу или отсутствует техническая возможность монтажа прибора учета, то его установка не обязательна. Во всех остальных случаях он обязателен.

Для стимуляции жильцов устанавливать электросчетчик, применяются экономические рычаги. При расчетах применяются повышающие коэффициенты, которые увеличиваются год от года. Таким образом, собственнику становится невыгодно получать электричество без электросчетчика.

Для примера возьмем среднестатистическую двухкомнатную квартиру, в которой установлен типовой набор оборудования: холодильник, СВЧ-печь, стиральная машина, телевизор, музыкальный центр, пылесос, утюг. В квартире проживают два человека.

В среднем такая семья в месяц потребляет 130 КВт/час. При норме, например, в Курске 110+62=172 Квт/час. То есть семья из двух человек не превышает утвержденный норматив.

Умножив среднемесячные показания на действующий тариф, который равен 4,03, получаем сумму оплаты за электроэнергии.

130*4,03=523,9 руб.

Расчеты показывают, что среднестатистическая семья не превышает соцнормы.

Но на средний расход влияет множество факторов.

  • Если помещение оснащено электроплитой, расход энергопотребления резко увеличивается по сравнению с квартирами, где еду готовят на газовой плите.
  • Наличие современного энергосберегающего оборудования способно экономить до 30% электричества.
  • Летом расход будет значительно меньше, а зимой, когда свет горит почти постоянно, оплата увеличится на 10-15%.

Не нужно путать норматив и социальную норму, это совершенно разные понятия.

Суть соцнорм в том, чтобы простимулировать жильцов экономить электроэнергию. Норматив применяют в квартирах без приборов учета, о таких нормативах мы писали выше. Социальная норма действует в квартирах со счетчиками.

Социальная норма – это количество электроэнергии в месяц (по показаниям прибора учета), лимит, при котором действует минимальный тариф на электричество. Потребленное сверх нормы электричество стоит дороже.

О том, что нужно вводить социальную норму потребления электроэнергии, заговорили еще в 2013 году. Соцнормы ввели в семи пилотных регионах.

Например, во Владимирской области размер социальной нормы потребления электроэнергии для населения был установлен в размере 100 кВт.ч. в месяц для квартир с газовыми плитами, если зарегистрирован один человек, 160 кВт.ч. — если двое, 200 кВт.ч. — если трое. Для квартир с электроплитами соцнорма составляла 190 кВт.ч. в месяц если зарегистрирован один человек, 260 кВт.ч. в — если двое, 350 кВт.ч. — если трое.

В данном документе описаны правила проведения выборочной проверки для установления норматива, а также представлены методики проведения расчётов и сбора статистических сведений.

Помимо этого, указаны категории жилых помещений, для которых определён фиксированный предел потребления электричества.

При его превышении гражданин обязан оплачивать услуги с применением повышающих коэффициентов.

Смысл Постановления в том, чтобы 70% населения могли уложиться в установленные нормы без ущемления для себя и своей семьи, влияющего на качество жизни. В среднем определён показатель в 70 кВт/ч на одного жильца. Данная цифра может изменяться региональным поставщиком, но такие действия должны быть обоснованы статистическими данными по региону.

Дело в том, что наша страна большая и находится в разных климатических зонах. Соответственно, меняется потребления электричества, так как оно идёт на освещение, отопление и прочие нужды.

В статье 33 Постановления Правительства №614 от 22.07.2013 г. определены размеры платы за потреблённую энергию при отсутствии электросчётчиков.

Данный закон направлен на определение полномочий органов госвласти, регулирование отношений в сфере электроэнергетики. Также он определяет права и обязанности субъектов, осуществляющих деятельность в области поставки и выработки электричества, и потребителей.

В настоящем законе в статье 3 определены основные понятия электроэнергетики:

  1. Расчётный период.
  2. Ценовые и неценовые зоны.
  3. Гарантирующий поставщик.
  4. Территориальная сетевая организация.
  5. Виды отключений и многое другое.

Федеральный закон носит универсальный характер, создаёт единые правила регулирования отношений и распространяется как на потребителей, так и на субъектов оптово-розничных рынков энергетики.

Настоящий закон направлен на регулирование отношений по энергоснабжению и действий, связанных с повышением энергоэффективности. Именно с этой целью был создан закон № 261-ФЗ: ввести и закрепить на государственном уровне экономическое, правовое и организационное стимулирование в области энергосбережения и энергоэффективности.

Как сказано в статье 5, действие данного закона распространяется:

  • на деятельность, где применяются различного рода энергоресурсы;
  • на энергетические ресурсы и воду, подаваемую через центральное водоснабжение;
  • на организации, относящиеся к коммунальным хозяйствам, субъектам естественных монополий, регулирование цен (тарифов) которых производится государством РФ;
  • на область обороны государства и его безопасности.

В каждом регионе установлены свои нормы потребления электроэнергии из расчёта на одного человека. Ознакомиться с ними можно на сайте своей энергоснабжающей компании. Для жителей Москвы и области такой является “Мосэнергосбыт”.

  • Если у собственника жилья не установлен счётчик, то расчёт потребляемой энергии ведётся по нормативу. Формула расчёта следующая:
  • Если электросчётчик отсутствует или показания по ПУ не передаются жильцом более полугода, то расчёт будет проводиться по другой формуле:
  • По Москве действуют следующие нормативы:
Одинокий гражданин Семья, в т.ч. и с детьми-инвалидами
с газовой плитой 50 кВт/ч 45 кВт/ч
с электроплитой 80 кВт/ч 70 кВт/ч

Оплату по нормативу производят в следующих случаях:

  • не установлен электросчётчик;
  • прибор учёта установлен, но не введён в эксплуатацию;
  • не обнаружен узел учёта.

Начисление электроэнергии по нормативу при наличии счётчика также возможно. К таким ситуациям относят следующие:

  • когда прибор установлен, но не принят к учёту энергоснабжающей компанией;
  • когда электросчётчик сломан и новый не установлен.

Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению

В некоторых ситуациях энергоснабжающие компании на законных основаниях могут отключать жилые объекты от электричества. Ограничение потребления электроэнергии для физических лиц может произойти в следующих ситуациях:

  1. Образование долга, в сумме составляющего более 2 месяцев.
  2. Требование судебных приставов.
  3. Дальнейшее использование внутридомового оборудования небезопасно для жизни и здоровья людей.
  4. У присоединённого по временной схеме объекта закончился срок технологического присоединения или возникли основания для досрочного расторжения договора.

При этом поставщик должен уведомить потребителя о введении мер ограничивающего характера одним или несколькими способами:

  1. Сообщение на телефон.
  2. Звонок лично потребителю по указанным контактам.
  3. В квитанции об оплате.
  4. Письмо на электронную почту.
  5. Публикация в периодическом печатном издании, где публикуются законодательные и нормативные акты.

Поэтому если потребитель говорит, что не получал уведомлений, то это ещё не означает, что компания-поставщик действует незаконно.

Правительство вернулось к обсуждению введения социальной нормы на электроэнергию в сентябре прошлого года. Тогда соответствующие предложения на совещании у Дмитрия Козака озвучил представитель Минэкономразвития. К 15 января министерство должно было подготовить предложения для правительства. Они почти не изменились с сентября: министерство предложило сохранить базовый тариф при потреблении домохозяйствами до 300 кВт·​ч в месяц. Потребление сверх этой нормы будет оплачиваться по повышенному тарифу, а если счетчик покажет свыше 500 кВт·​ч в месяц, потребители заплатят за электроэнергию по еще более дорогому «экономически обоснованному тарифу». Об этом сообщил «Коммерсантъ» и подтвердил РБК источник в правительстве. Для некоторых регионов границы соцнормы и повышенного тарифа могут быть увеличены до 500 и 700 кВт·​ч, а для домохозяйств, которые не подключены к сетям теплоснабжения и используют электроэнергию для отопления, соцнорма может быть установлена на уровне 3300 кВт·​ч, а повышенный тариф будет вводиться от 3500 кВт·​ч​ (для некоторых регионов эти планки предложено увеличить до 3500 и 3700 кВт·​ч​). Насколько должны были вырасти тарифы для тех, кто не укладывается в соцнорму, не сообщалось.

Чубайс поддержал идею ввести соцнорму электропотребления Общество

Зачем нужна тарифная реформа

Правительство уже пыталось ввести соцнорму потребления, но в 2014 году реформа была отложена из-за риска роста социальной напряженности. Реформа должна была помочь снизить перекрестное субсидирование в электроэнергетике: сейчас население платит по заниженным сетевым тарифам, а промышленные потребители — по более высоким, позволяя таким образом госхолдингу «Россети» содержать и строить новые сетевые объекты. Летом, по данным «Коммерсанта», Минэнерго оценивало объем переплаты за население в 368 млрд руб. в 2017 году, к 2022 году эта цифра ​может вырасти до 417 млрд руб.

Минстрой выступил против введения социальной нормы энергопотребления Общество

Почему отложили введение соцнормы?

Минэнерго всегда поддерживало введение соцнормы, это правильное начинание: нужно постепенно снижать перекрестное субсидирование, сказал РБК федеральный чиновник. Но в декабре замминистра энергетики Алексей Текслер попросил Минэкономразвития направить в правительство доклад о том, что введение соцнормы в России преждевременно (копия письма Текслера от 17 декабря есть у РБК). С октября 2020 года Минэнерго получило более 120 обращений граждан, которые считают реформу опасной. Инициаторы обращений сетовали на резкий рост расходов граждан, которые используют электроплиты (льготы на электроэнергию в рамках соцнормы для них предполагается постепенно убрать. Предложение Минэкономразвития практически не имеет смысла: в 300 кВт·​ч​ укладывается почти все население, то есть эффекта для электроэнергетики не будет, зато протестная реакция населения и шум гарантированы, рассуждает источник РБК.

Это подтверждает источник в правительстве: «Перекрестку соцнорма не спасет, а народ возмутит». Кроме того, по его словам, реальной оценки эффекта от изменения тарифов до сих пор нет. Еще одна проблема — в диспетчеризации дифференцированных тарифов, говорит один из собеседников РБК. Не факт, что существующие приборы учета смогут фиксировать разницу потребления, а цифровизация займет много времени и дорого обойдется, добавляет он.

Для реформы тарифов на электричество, которая приведет к их росту, сейчас не лучшее время, говорит политолог Алексей Макаркин. Слишком близко пенсионная реформа, недовольство которой стихло, но никуда не делось, с января вырос НДС, рейтинги власти снижаются, напоминает он. По словам Макаркина, теоретически проведение подобной реформы возможно после парламентских выборов в 2021 году.

Формула расчета электроэнергии зависит от того, установлен в квартире индивидуальный прибор учета (ИПУ) или нет, и какая система начисления платы применяется. Помимо индивидуального потребления, в квитанции за коммунальные услуги включают стоимость затрат электричества на общедомовые нужды (ОДН).

Самый простой и понятный способ расчета стоимости энергопотребления – по показаниям электросчетчика.

  1. Формула расчета по одноставочной системе выглядит так:

Пример 1. По данным ИПУ за август 2017 года было потреблено 239 кВт. В квартире установлена газовая плита. Стоимость киловатта в регионе составляет 5,38 руб. Тогда стоимость предоставления ресурса равна:

239 * 5,38 = 1285,82 руб.

  1. Формула для расчета электропотребления по двухтарифному счетчику немного сложнее:

Пример 2. По данным двухтарифного электросчетчика за август 2017 года расход энергии составил 239 киловатт, из них с 7 до 23 часов – 167, с 23 до 7 часов – 72. В квартире газовое оборудование. Тариф на электроснабжение, дифференцированный по двум зонам суток – 4,19 и 2,92 руб./кВт соответственно. Тогда стоимость услуги равна:

167 * 6,19 + 72 * 1,79 = 1162,61 руб.

  1. Посчитать сумму за электроэнергию по многотарифному счетчику можно по формуле:

Пример 3. По данным многотарифного счетчика за август 2017 года энергопотребление в квартире с газовой плитой составило 239 киловатт, из них: пиковая зона – 120, полупик – 47, ночь – 72. Стоимость киловатта в пиковую зону – 6,46 руб., полупиковую – 5,38, ночную – 1,79. Итоговая сумма равна:

120 *6,46 + 47 * 5,38 + 72 * 1,79 = 1156,94 руб.

По данным в примерах получилось, что самым выгодным оказался многотарифный способ расчета. Потребитель может сам определить, какая система принесет экономию именно для него. Для этого надо узнать примерное электропотребление по каждой зоне суток и умножить его на действующие тарифы.

В 2012 году было утверждено Распоряжение Правительства РФ № 1650-р, в котором предлагается проект перехода к системе расчета коммунальных платежей с учетом социальной нормы потребления. В настоящее время система действует в ряде регионов страны (Ростовская, Нижегородская и др. области).

Норма расхода электроэнергии зависит от количества проживающих граждан, сезона, типа отопления и плиты, расположения жилья (город или село). В системе действует 2 тарифа: один на оплату за электроэнергию в пределах социальной нормы, другой – на расход свыше норм.

Вот, например, каким образом было мотивировано решение судьи судебного участка № 107 района Зябликово города Москвы(июнь 2015 года), поддержавшего«Мосэнергсобыт», который отказался начислять в квартире без счетчика плату за электроэнергию по нормативу:

… Суд исходит из того, что … законом установлено три способа начисления платы за потребленную электроэнергию: во-первых, в соответствии с показаниями прибора учета, во-вторых, на основании расчета по среднемесячному объему потребления и, в третьих – по нормативу потребления. Следовательно, в случае неисправности прибора учета и отсутствия установленного в субъекте Российской Федерации норматива потребления основой начисления платы за потребленную электроэнергию является расчет по среднемесячному объему потребления…

Схожей позиции суды придерживаются и до сих пор. Некоторое время назад один из посетителей задал вопрос:

В марте 2017 года сгорел счетчик. Написал несколько заявлений в«Мосэнергосбыт» с требованием производить расчет по нормативу. Сначала стали считать в 2 раза меньше(после окончания 3-х месячного срока расчета по среднему потреблению). Однако в 2018 году произвели перерасчет и опять насчитали по среднему потреблению. Подал в мировой суд в конце 2018 года с требованием обязать«Мосэнергосбыт» производить перерасчет по нормативу. Однако суд отказал в данном требовании, ссылаясь на то, что действующее постановление Правительства Москвы от 20.12.1994 № 1161 устанавливает норматив потребления электроэнергии, используемый при расчете субсидий, а не непосредственно норматив потребления электроэнергии для населения, а действующие тарифы установлены приказами Департамента экономической политики и развития города Москвы 212-ТР и 232-ТР. Имеет ли смысл обжаловать данное решение в последующих инстанциях?

К сожалению, ответ, видимо, будет такой – нет, смысла не имеет. В сложившейся ситуации виновны власти Москвы, не удосужившиеся принять нужный нормативный документ. Что же касается«Мосэнергсбыта», то он просто не имеет возможности применять расчет платы за электроэнергию по нормативам по причине их отсутствия.

Некоторые шансы на успех имело бы обращение с иском непосредственно к правительству Москвы. Ведь именно власти субъекта РФ, согласно п. 1 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ, обязаны устанавливать нормативы, по которым производится расчет платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета. В этой связи выглядело бы правомерным требование к столичному правительству компенсировать ущерб, понесенный из-за невыполнения им своих обязанностей по установлению нормативов.

Однако пока информации о рассмотрении в судах исков такого рода не поступало.

Учитывая условия расчёта нормативов, потребителю выгоднее расплачиваться за использованную электроэнергию по показаниям установленного счётчика. В этом случае оплата производится за фактически израсходованные ресурсы, без переплаты с учётом заложенных в методике расчёта повышающих коэффициентов.

Однако установка электросчётчиков возможна не для всех потребителей в связи с отсутствием технической возможности по причине изношенности основных фондов жилых зданий и неудовлетворительного состояния сетей. Иногда потребители не желают добровольно устанавливать индивидуальные приборы учёта.

В данной ситуации оплата производится по расчётным нормативам, зависящим от следующих факторов:

  • жилой и нежилой площади квартиры;
  • числа прописанных на жилплощади;
  • принадлежности жилья к многоквартирным или частным домам;
  • использования электрической печи для приготовления пищи;
  • способа отопления;
  • нахождении жилья в городе или сельской местности.

Указанные нормативы рассчитаны опытным путём на основе фактически замеренных показателей для групп потребителей разбитых на категории, в целом по стране. Региональным властям дано право корректировать нормативы в соответствии с местными условиями, накладывающими отпечаток на себестоимость поставки энергоресурсов. Однако отклонение в большую сторону от федеральных норм не должно превышать 40%.

Квартирные счетчики на электроэнергию не всегда есть возможность установить. Если техническая возможность отсутствует, то для расчета стоимости коммунальной услуги будут применяться нормативы потребления, установленные региональными властями. Это средний показатель и далеко не всегда соответствующий реальным цифрам.

Необходимо учитывать, что при невозможности установить счетчик по техническим причинам и на то есть акт обследования, то граждане платят по нормативу. Если же они просто не желают его устанавливать, применяются повышающие коэффициенты и плата за потребление электричества становится выше с каждым годом. Установить счетчики невозможно, как правило, в ветхих и аварийных домах. Поэтому их не коснется повышение тарифов.

Впервые нормативы на электричество введены в 2013 году. В 2020 году норма потребления в России составляет 350 кВт/час на 1 человека, при этом стоимость 1 кВт/час примерно 3 рубля. Каждый регион вправе устанавливать свои цифры.

Норма потребления электричества на одного человека зависит от следующих параметров:

  • количества комнат в жилом помещении;
  • количества членов семьи, проживающей в квартире или доме без установленных индивидуальных приборов учета;
  • многоквартирный или частный дом;
  • имеется ли подключение к газу, используемому для пищеприготовления;
  • используется ли в качестве отопительных приборов электроустановки;
  • жилье находится в черте города или в сельской местности.

Для сравнения представлена таблица, где приведены нормы потребления по данным Постановлений правительства соответствующих территорий:

Город Максимальная норма для одинокопроживающего гражданина в однокомнатной квартире, кВт/ч Максимальное значение для семьи на каждого из ее членов в однокомнатной квартире, кВт/ч
С газовой плитой С электроплитой С газовой плитой С электроплитой
Москва 94 144 32 49
Санкт-Петербург 139 196 47 67
Новосибирск 156 213 53 73
Пермь 185 263 63 89
Волгоград 123 173 42 59
Вологда 97 147 33 50
Ярославль 81 108 28 37
Омск 97 165 33 56
Екатеринбург 102 160 35 54
Тюмень 135 210 46 72
Пермь 117 192 40 65
Казань 123 173 42 59
Ростов-на-Дону 132 182 45 62
Барнаул (Алтай) 176,56 232,01 60,04 78,88
Новосибирск 108 156 37 53
Самара 103 124 35 42

Более подробную информацию найдете в постановлениях «Об утверждении нормативов коммунальной услуги по электроснабжению на территории города или области»:

  • Московская область;
  • Ленинградская область;
  • Новосибирская область;
  • Самарская область;
  • Волгоградская область;
  • Вологодская область;
  • Новосибирская область;
  • Ярославская область;
  • Омская область;
  • Свердловская область;
  • Тюменская область;
  • Пермский край;
  • Республика Татарстан;
  • Ростовская область;
  • Алтайский край.

Для применения нормативов используются дополнительные условия:

  • для сельских жителей норма увеличивается на 90 кВт/час;
  • одинокий пенсионер оплачивает электричество первый год по тарифу ниже установленного, затем применяется социальный норматив;
  • если дачный дом имеет подключение к электросетям и не установлен счетчик, то плата рассчитывается для одного человека.

И владельцы частного сектора, и жильцы многоквартирных домов вправе перейти на плату за электроэнергию без счетчика. При составлении договора на потребительские услуги производится расчет в индивидуальном порядке.

Обратите внимание! В каждом регионе страны действуют свои нормативы потребления электроэнергии на человека без счетчика.

При их составлении по внимание берутся такие факторы:

  • климатические особенности региона;
  • местность, где находится строение (город или село);
  • амортизационные особенности здания;
  • общая площадь, принадлежащая абоненту;
  • усредненный уровень доходов населения в регионе;
  • количество прописанных на конкретной площади жильцов (независимо от факта проживания).

В таблице ниже представлены для сравнения нормативы некоторых регионов России. Показатели меняются в зависимости от потребительских условий.

В последнее время возросло количество судебных споров между потребителями и сетевыми или энергосбытовыми компаниями по актам о безучетном потреблении электроэнергии.
В этом случае наступает очень большая финансовая ответственность потребителя в виде «штрафа» за безучетное потребление электрической энергии. Поэтому потребители должны четко понимать законодательные особенности расчета и определения меры своей ответственности при выявлении безучетки.

Согласно Постановлению Правительства №442 от 04.05.2012 года (далее Постановление) безучетное потребление определяется как «потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности)».

Важно! Для приравненных к населению категорий потребителей с 1 июля 2020 года действует иной порядок расчета.

Как должен производиться расчет безучетного потребления электроэнергии для СНТ смотрите здесь


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.