Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взаимодействие с налоговыми органами в ходе ткпвт». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
С 25 ноября 2016 года действует Соглашение ФНС РФ и Роструда от 25.11.2016 № ММВ-23-2/24@ «Об информационном взаимодействии между Федеральной службой по труду и занятости и Федеральной налоговой службой в целях получения информации о хозяйствующих субъектах, не осуществивших налоговые отчисления за начисленную заработную плату и страховые взносы в установленные сроки».
Документ определяет общие принципы взаимодействия между Рострудом, его территориальными органами – государственными инспекциями труда в субъектах РФ и ФНС, ее территориальными налоговыми органами в целях получения информации о хозяйствующих субъектах, не осуществивших налоговые отчисления за начисленную заработную плату и страховые взносы в установленные сроки.
В данном случае речь идет о хозяйствующих субъектах, не исполнивших обязанности налогового агента по удержанию и перечислению НДФЛ и обязанности страхователя по уплате сумм страховых взносов. Главный акцент делается на выявление в ходе проверок трудовыми инспекциями хозяйствующих субъектов работников, осуществляющих трудовую деятельность:
-
в соответствии с гражданско-правовыми договорами, фактически регулирующими трудовые отношения;
-
без оформления гражданско-правовых или трудовых договоров.
Федеральная таможенная служба
ГИТ и налоговые органы используют следующие формы взаимодействия:
-
взаимный обмен информацией о хозяйствующих субъектах, не осуществивших налоговые отчисления за начисленную заработную плату и страховые взносы в установленные сроки;
-
совместная реализация согласованных мероприятий в целях обеспечения контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и законодательства РФ о налогах и сборах, выявления, устранения и предупреждения их нарушений, в пределах компетенции;
-
формирование совместных рабочих групп.
Территориальные органы Роструда в лице ГИТ при установлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий фактов неосуществления хозяйствующими субъектами налоговых отчислений – НДФЛ и страховых взносов – направляют в территориальные налоговые органы по адресу места нахождения организации (филиала, представительства или иного обособленного подразделения) сообщение и соответствующие материалы.
Направляемые материалы должны содержать все необходимые сведения о юридическом лице, о нарушении обязательных требований, а также подтверждающие их документы (копии).
В свою очередь, территориальные налоговые органы используют поступившие материалы при осуществлении полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах. Налоговики направляют в ГИТ сведения о нарушениях хозяйствующими субъектами НК РФ, выявленных налоговыми органами на основании поступивших сообщений, а также мерах ответственности за эти нарушения.
Как уже было сказано, если при проверках трудовой инспекцией будут выявлены случаи, когда работники, оформленные по гражданско-правовым договорам, фактически имеют трудовые отношения с работодателем или вообще никак не оформлены, то эти сведения будут переданы налоговым органам. Таким образом, в рассматриваемой ситуации первоначальным звеном является проверка, проводимая ГИТ.
Проверки за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводятся в соответствии с положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, которое с 1 марта 2017 года действует в новой редакции: изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 16.02.2017 № 197. Новшества связаны с введением риск-ориентированного подхода к проверкам ГИТ.
Взаимодействие инспекторов Роструда и налоговиков
Проверки ГИТ бывают плановыми и внеплановыми, а также документарными и выездными.
Плановые проверки проводятся в соответствии с утвержденным планом, который можно найти на официальном сайте Роструда на текущий год.
Внеплановые проверки проводятся только при наличии соответствующих оснований:
-
истечение срока исполнения работодателем выданного ранее предписания;
-
поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе работников организаций, информации от органов государственной власти, из средств массовой информации;
-
распоряжение руководителя Роструда, требования прокурора.
Обратите внимание: по данным Роструда, в 2016 году территориальными органами ГИТ было проведено более 136 000 проверок по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Из общего количества проверок в плановом порядке было проведено 18 000 проверок, или 13,2%, все остальные проверки проводились во внеплановом порядке и составили 86% от общего количества осуществленных проверок.
В ходе проведенных в 2016 году всех надзорных мероприятий, в том числе расследований несчастных случаев на производстве, было выявлено свыше 478 000 случаев нарушения трудового законодательства.
По общему правилу срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней. Для субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.
В исключительных случаях срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем в два раза.
Написать комментарий
- Разработка концептуальных положений взаимодействия таможенных и налоговых органов при таможенном контроле после выпуска товаров 2020 / Жеребен Е.В.
- Администрирование таможенных платежей: международные стандарты взаимодействия налоговых и таможенных органов 2019 / Рыльская Марина Александровна, Шохин Сергей Олегович, Боброва Ольга Геннадьевна, Кожанков Антон Юрьевич, Еремеева Наталия Валерьевна
- Пути повышения эффективности взаимодействия таможенных органов с другими контролирующими органами при проведении таможенного контроля после выпуска товаров 2019 / Куроптев Н.Б.
- Разработка путей совершенствования применения программных средств, используемых ФТС России при проведении таможенного контроля после выпуска товаров 2020 / Агапова А.В.
- К вопросу о нормативно-правовом обеспечении таможенного контроля после выпуска товаров 2020 / Афонин П.Н., Кузьмичева Р.А.
Налоговый контроль и взаимодействие с налоговыми органами во время пандемии
В целях обеспечения таможенными и налоговыми органами полноты и своевременности перечисления в федеральный бюджет таможенных и налоговых платежей при реализации первоочередных задач:
1. Начальникам региональных таможенных управлений, таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, таможен, межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам, межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам межрайонных инспекций ФНС России, инспекций ФНС России по районам, по городам без районного деления, по районам в городах руководствоваться прилагаемым Положением об организации проведения скоординированных контрольных мероприятий и мероприятий таможенного и налогового контроля по информации сторон (далее — Положение).
2. Признать недействующим Положение об организации взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении скоординированных контрольных мероприятий от 21 августа 2012 г. № б/н/ММВ-27-2/14.
3. Контроль за исполнением Положения возложить на Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России (В.И. Селезнев) и Контрольное управление ФНС России (М.В. Чаликов).
Приложение: на 16 л.
Руководитель Федеральной таможенной службы |
А.Ю. Бельянинов |
Руководитель Федеральной налоговой службы |
М.В. Мишустин |
Настоящее Положение разработано для целей совместного осуществления таможенными и налоговыми органами Российской Федерации контроля за соблюдением требований права Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), законодательства Российской Федерации о таможенном деле и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, признаваемыми законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налогоплательщиками (плательщиками сборов).
Положение разработано в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 23, с. 2796) (далее — ТК ТС), Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ), Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 48, ст. 6252; 2011, № 27, ст. 3873, № 29, ст. 4291, № 50, ст. 7351), Соглашением о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы от 21 января 2010 г. № 01-69/1/ММ-27-2/1.
порядок действий должностных лиц таможенных и налоговых органов при планировании, организации проведения и проведении скоординированных контрольных мероприятий;
порядок действий должностных лиц таможенных и налоговых органов при организации и проведении таможенного и налогового контроля по информации сторон;
порядок учета результатов скоординированных контрольных мероприятий и таможенного и налогового контроля по информации сторон.
скоординированное контрольное мероприятие (далее — СКМ) — согласованная таможенным и налоговым органами по лицам и срокам проведения выездная или камеральная таможенная проверка и выездная или камеральная налоговая проверка, основанная на результатах аналитической работы таможенного органа и предпроверочного анализа налогового органа, по результатам которого выявлены возможные способы уклонения лица от уплаты таможенных и налоговых платежей;
таможенный и налоговый контроль по информации сторон (далее — ТНКИ) — камеральная или выездная таможенная проверка либо камеральная или выездная налоговая проверка, проводимая на основании информации о возможных способах уклонения лица от уплаты таможенных и налоговых платежей, поступившей, соответственно, из налоговых или таможенных органов;
лица — лица, определенные в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 4 ТК ТС и пунктом 2 статьи 11 НК РФ.
Взаимодействие таможенных и налоговых органов осуществляется на федеральном, региональном и территориальном уровнях.
ФТС России и ФНС России осуществляют:
установление порядка планирования СКМ;
установление порядка действий должностных лиц таможенных и налоговых органов при планировании, организации проведения и проведении СКМ;
разработку и утверждение форм отчетности о результатах СКМ и ТНКИ, порядка их заполнения, согласования и представления;
разработку и утверждение аналитических показателей оценки уровня взаимодействия таможенных и налоговых органов по результатам проведенных в отчетном периоде СКМ;
контроль за проведением СКМ таможенными и налоговыми органами.
Региональные таможенные управления (далее — РТУ) и управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (далее — УФНС России по субъекту Российской Федерации) осуществляют взаимодействие в части:
аналитической работы и предпроверочного анализа документов и сведений для целей планирования и проведения СМК;
организации проведения СКМ;
контроля за исполнением плана СКМ подведомственными таможенными и налоговыми и органами;
составления и утверждения отчетности о результатах СКМ, ТНКИ.
Таможни и территориальные налоговые органы, подведомственные соответствующему Управлению ФНС России по субъекту Российской Федерации (далее — территориальные налоговые органы), межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам осуществляют взаимодействие в части:
отбора лиц для проведения СКМ;
проведения СКМ, ТНКИ.
Взаимодействие хозяйствующих субъектов с налоговыми органами
Таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, представляют материалы аналитической работы на рассмотрение в ГУТКПВТ ФТС России.
МИ ФНС России по КН представляют материалы предпроверочного анализа документов и сведений в КУ ФНС России.
ГУТКПВТ ФТС России и КУ ФНС России рассматривают результаты аналитической работы и предпроверочного анализа документов и сведений.
Критерием принятия решения о назначении СКМ в отношении лица является наличие связанных между собой сведений о возможных нарушениях таможенных правил и возможных нарушениях в налоговом (бухгалтерском) учёте лица и наличие возможного способа (способов) уклонения лица от уплаты таможенных и налоговых платежей, проверка которых должна осуществляться таможенными и налоговыми органами во взаимодействии.
ГУТКПВТ ФТС России и КУ ФНС России направляют поручение в РТУ и УФНС России по субъекту Российской Федерации в течение рабочего дня, следующего за днем принятия решения о назначении СКМ.
На основании полученных сведений РТУ и УФНС России дополнительно включают в План проверки, назначение которых произведено ФТС России и ФНС России.
РТУ, в регионе деятельности которого осуществлялось декларирование товаров, направляют в РТУ, в регионе деятельности которого лицо зарегистрировано в качестве налогоплательщика, результат аналитической работы для его рассмотрения.
Принятие решения о проведении (отказе в проведении) СКМ осуществляется РТУ и УФНС России по субъекту Российской Федерации, в регионе деятельности которого лицо зарегистрировано в качестве налогоплательщика. При необходимости запрашивается РТУ / УФНС России по субъекту Российской Федерации.
Оператор электронного документооборота — организация, предоставляющая услуги по обмену открытой и конфиденциальной информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками в рамках представления налоговых деклараций и бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме по ТКС.
Организации-операторы электронного документооборота
Операторы электронного документооборота должны отвечать установленным требованиям, иметь необходимые технологии для представления отчетности по ТКС и заключить договор с ФНС России.
Сотрудничество с налоговиками начинается еще до открытия компании или ИП, поскольку они регистрируются именно в налоговой инспекции. Для этого необходимо подать соответствующий пакет документов, после обработки которого ИФНС включит компанию в государственный реестр. Однако только при условии, что процедура регистрации полностью соответствует требованиям законодательства.
На этом этапе выбирается юридический адрес компании, который не должен быть массовым. Именно на него налоговая инспекция будет присылать документы в бумажном виде, а потому он должен быть действующим.
В последующем можно организовать электронный документооборот через оператора передачи данных. В одних случаях — это обязательная процедура, а в других — личная инициатива руководства организации.
Для контроля деятельности и проверки правильности формирования отчетности хозяйствующих субъектов налоговая инспекция проводит камеральные и выездные проверки.
При проведении камеральной проверки ИФНС проверяет документы, переданные в электронном или бумажном виде, но без посещения налогоплательщика. При этом ее сотрудники имеют право запрашивать дополнительные документы, но только в рамках проводимой проверки. На основании проведенной камеральной проверки налоговики принимают либо не принимают сданную отчетность.
При проведении выездной проверки сотрудники ИФНС проверяют документы непосредственно при посещении налогоплательщика. При этом они требуют предоставить их в бумажном виде, и зачастую их перечень достаточно обширен. Однако также сотрудники ИФНС могут запросить и электронные документы, и в этом случае компания должна предоставить доступ к программному обеспечению, в котором хранятся документы. Но в этом случае нужно организовать отдельный доступ для налоговиков, чтобы они не имели возможности просматривать абсолютно все документы. На основании проведенной выездной проверки налоговики составляют акт с указанием каких-либо выявленных ошибок и рекомендаций по их устранению.
Естественно, у налоговиков все будет как на ладони. В 2021 году все будет разработано, в 2022 году будет введено в опытную эксплуатацию, а с 2023 года — в промышленную. Во время опытной эксплуатации 60 коммерческих банков будет охвачено этим делом, при введении в промышленную эксплуатацию — 100. Поэтому ждем начала 2022 года.
Будет усовершенствована процедура регистрации ИП-шников. Я уже сказал, что налоговики сделают все возможное, чтобы налоговые органы стали незаметны для вас. Чтобы вы могли быстро зарегистрироваться, быстро платить налоги с каждой транзакции и чтобы вы могли спокойно работать и зарабатывать деньги. Государство эти деньги взыщет с вас самостоятельно. Вам со временем больше ни о чем не придется беспокоиться.
Отдельно будет введена в промышленную эксплуатацию система по борьбе с преднамеренным и умышленным банкротством. Эта система будет введена в опытную эксплуатацию уже в этом году. А начиная с 2022 года, она будет введена в промышленную эксплуатацию.
Также вводится система по так называемому налоговому мониторингу. Налоговики будут погружаться во «внутренности» компаний, и, что называется, отслеживать каждую операцию, каждую транзакцию по следующим критериям:
- по НДС;
- по акцизам;
- по налогу на прибыль;
- по НДПИ.
Короче, по абсолютно всем критериям.
Пока под эту раздачу попадут только крупные компании. У которых совокупные налоги составляют больше 300 млн рублей, оборот больше 3 млрд рублей и активов тоже больше 3 млрд рублей. И даже среди таких компаний под контроль в 2021 году попадут только 9 %, в 2022 — 10 %, в 2023 году — 11 % налогоплательщиков.
Но Егоров в своем интервью на 1 канале объявил, что в будущем налоговики, когда все это заработает, научатся взыскивать налоги с каждой транзакции по каждому бизнесмену.
В апреле этого года будет запущен супер-сервис «Рождение ребенка». Это хороший сервис, на самом деле. Также будет запущен хороший сервис, когда вы взяли кредит в банке на покупку квартиры, налоговики должны будут возвращать вам НДФЛ в автоматическом режиме. Там тоже поэтапная трехфазная программа разработана.
Запланировано много всего, эти планы расписаны на 90 страницах. Давайте еще кое-какие вещи вам расскажу.
На базе АИС «Налог-3» будет создана платформа, где вся бухгалтерская отчетность будет систематизирована и автоматизирована. И будет еще одна платформа, которая позволит иметь доступ ко всей информации, собранная на нас с вами, и на нашу бухгалтерскую отчетность другими ведомствами и министерствами, чтобы они могли посмотреть, как мы там живем.
Создан сервис предоставления банками сведений по начисленным процентам на банковские вклады, который заработает с апреля 2021 года. И налоговики смогут видеть, какие проценты по банковским вкладам вы получили и взыскивать с вас налоги в автоматическом режиме.
Это совершенно замечательный сервис. Потому что, с точки зрения налоговых органов, это пойдет нам во благо. Они будут видеть все о нас. Всех поставят в равные условия, с точки зрения налоговых органов. Нам от этого будет только хорошо.
Все эти системы планируется использовать во благо. Но вы, наверное, догадываетесь, как их можно использовать еще и во вред. Поэтому посмотрим, как это все будет происходить. Единый реестр населения заработает уже в этом году.
По ИП-шникам будут активно разрабатывать единый портал. Также разработают единый налоговый счет для всех налогоплательщиков. И с 2023 года все юридические лица смогут иметь единый налоговый счет. Можно заранее загонять туда деньги, а налоговики сами будут платить все налоги. Этот сервис окончательно заработаете в 2023 году. Запускать этот сервис будет Управление по работе с заложенностью, а законопроект подготовлен Минфином России и направлен на рассмотрение Правительства.
Также у нас потихонечку вводится прогрессивная шкала налогообложения по НДФЛ. Сейчас это запускается в опытную эксплуатацию, а с 1 апреля 2022 года все это ПО по автоматическому взиманию НДФЛ и по автоматическим расчетам прогрессивной шкалы, будет запущено в промышленный оборот.
Будет резко расширено международное взаимодействие. И наши налоговики будут делиться успешным опытом с другими странами. Будет осуществляться автоматический обмен данных с органами правопорядка, в том числе с ФСБ. И в опытную эксплуатацию это будет запущено в 2021 году. А в 2022 году система обмена данными с правоохранителями будет запущена в промышленную эксплуатацию, в том числе в части, касающейся регулирования валютного рынка.
Речь идет о соглашении об информационном обмене между ФНС России и ФСБ России. И самое главное, что будут побеждены схемы. Вот, по мнению налоговиков, является главным в борьбе за деньги налогоплательщиков. И здесь, в части, касающейся того, как победить схемы, налоговики ссылаются на Приказ ФНС России от 20.07.2020 №СД-7-15/459@. И в 2021 году запускается в опытную эксплуатацию прикладное ПО аналитических инструментов для целей контрольной работы в рамках единой информационно-аналитической подсистемы АИС «Налог-3». И здесь будет введено несколько, а конкретно, 5 технологических процессов.
- «Взаимодействие налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля в отношении потенциальных участников схем».
- «Анализ налоговой отчетности и окружения налогоплательщика в целях выявления кооперации, подконтрольности, согласованности действий».
- «Управление рисками контрольно-надзорной деятельности».
- «Управление типологией схем уклонения от уплаты налогов».
- «Ведение реестра паспортов рисков налогоплательщиков, возникающих в ходе проведения камеральных налоговых проверок».
И весь этот запуск делится на 4 очереди. И, например, в первую очередь входит «Единая информационно-аналитическая подсистема (ЕИАП) в части модуля „Досье проверки“ информационно аналитической системы контрольного блока». То есть автоматическое создание досье на каждого налогоплательщика в части камеральных проверок. Еще выйдет система управления рисками, разработка программного обеспечения с целью создания и тестирования профилей рисков. Визуально-сетевой анализ загрузки основных источников.
Первая очередь. АБД — Анализ банковской деятельности. Это то, что происходит у вас в банке, сколько тратите, сколько получаете.
ЦУН — прикладная подсистема «Централизованная система учета налогоплательщиков» АИС «Налог-3». Здесь же будет осуществлена подгрузка ЦУН, ЦСР и НБО.
ЦСР — прикладная подсистема «Централизованная система регистрации» АИС «Налог-3».
НБО — налоговая и бухгалтерская отчетность.
И все это на первом этапе загружается в визуально-сетевой анализ, чтобы потом искусственный интеллект все это типировал, обрабатывал и выдавал налоговикам предположительно схему ухода от уплаты налогов. Не верите? Цитирую:
«- типизация схем уклонения: реализация функций по созданию шаблонов схем (на основе существующих и экспертных);
— реестра рисков: интеграция реестра рисков с результатами расчета рисков в части КНП, интеграция АРМ-методолога и реестра рисков в части КНП».
Мы с вами понимаем, что уже первой очереди достаточно, чтобы мы задумались над необходимостью легальной работы.
Вторая очередь:
- «досье проверки: чат и форум;
- система управления рисками: проектирование проверки рисков СУР в „песочнице“ ЕИАП;
- типизация схем уклонения: поиск схем на основе шаблонов (экспертные правила) в части КНП;
- визуально-сетевой анализ: разработка части АРМ по управлению связями, в т.ч. оценки их эффективности в ВСА».
Также будет еще и третья очередь. Много всего перечислено. Но один пункт все-таки назову. На каждого налогоплательщика будет создано досье проверки.
«В досье проверки: реализация системы уведомлений пользователей (новое событие, приближается срок исполнения, просрочено); реализация автоматического назначения задания инспектору».
В этом документе 19 страниц и я не вижу ни малейшей возможности это как-то более-менее расшифровать в этой статье. А этот 19-страничный документ расшифровывает только один из пунктов плана, который направлен на борьбу со схемами в 2021-2023 году. В январе 2021 года это введено в промышленную эксплуатацию, потому что приказ от 2020 года.
Вернемся к ПриказуФНС России от 05.03.2021 № ЕД-7-1/173@. Все счета-фактуры в электронной форме. Это ПО первой очереди будет введено в промышленную эксплуатацию, и в 2021 году 10 % налогоплательщиков перейдут на электронный документооборот. В 2022 году — 20 %, а к 2023 году — минимум 50 %.
Но, зная, как работает господин Егоров¸ я вас уверяю, все это произойдет гораздо быстрее.
Также будет разработана платформа по открытости перед властями и организовано межведомственное взаимодействие. Министерства и ведомства всей этой информацией смогут пользоваться. Чтобы все это заработало, налоговики будут выпускать разъясняющие письма о том, как все эти системы будут работать. И в 2021 году запланировано выпустить не меньше 230 писем ФНС России, в 2022 году — не меньше 240, а в 2023 году — не меньше 250 писем с разъяснениями для налогоплательщиков.
Отдельно будет организовано межведомственное взаимодействие, и разработано соответствующие соглашения с правоохранительными органами в борьбе по неуплате налогов. Я уже говорил про ФСБ, плюс к ним присоединятся и иные правоохранительные органы.
«Актуализация и совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе разработка предложений по внесению изменений в соглашения Федеральной налоговой службы с органами исполнительной власти, правоохранительным и органами и др. по вопросу противодействия от уклонения уплаты налогов».
Тут несколько блоков написано, что и как будет сделано в 2021-2023 годах с каждым конкретным органом.
Отдельно блок Плана предназначен для полной легализации сельскохозяйственных, транспортных и логистических компаний. Все грузоперевозки будут на 100 % легализованы и взяты под автоматизированный контроль.
Дальше идет раздел про НПД-шников, и что это программа автоматического взыскания налогов будет расширена на дополнительные категории налогоплательщиков, в том числе, всю торговлю и рынки. Петрушку бабушка на рынке продает — с этого тоже собираются брать налоги.
Отдельный бок посвящен легализации криптовалюты на территории России. Точнее, она уже легализована № 259-ФЗ. И в 2022 году вам придется сдавать отчетность и платить налоги с криптовалюты. Но налоговики для себя поставили задачу развития АИС «Налог-3» в части получения сведений от юридических и физических лиц об операциях с цифровой валютой, а также сведений от крпитобирж. И они будут получать сведения от криптобирж, контролировать вход в цифру, выход из цифры, вход в биток, выход из битка, чтобы в автоматическом режиме взыскивать с вас налоги.
Ну и, конечно же, налоговики будут заботиться о повышении качества услуг. В планах написано, что налогоплательщики будут удовлетворены качеством работы налоговых органов не менее чем на 90 %.
Также будет организована работа по повышению престижа государственной гражданской службы в ФНС России среди молодежи, школьников, студентов, выпускников вузов. То есть налоговики будут поднимать престиж работы на государство.
Также будет организована работа по созданию системы управления талантами, и организация мониторинга гражданских служащих в период прохождения гражданской службы. То есть налоговики будут привлекать таланты в свои ряды.
«Организация работы по планированию найма и отбора кадров для замещения должностей государственной гражданской службы в налоговых органах».
Короче, благодаря всему этому планируется резко поднять качество работы налоговиков. Ну, разве не шикарный план: организация работы по разработке и внедрению единой корпоративной культуры ФНС России. Вы же не против, чтобы налоговики ввели свои этические стандарты и ввели единую корпоративную культуру? И чтобы мы с вами больше чем на 90% были удовлетворены деятельностью налоговых органов и гордились тем, какая качественная у нас налоговая инспекция.
Шутки шутками, а это план. И давайте скажем честно, с точки зрения государства, налоговый орган — это фискальный орган. Что такое налог? Налог — это безвозмездный платеж в пользу государства. То есть государство вам за это ничего не должно, в виде безвозмездно отчуждаемого у вас имущества, денег и всего остального.
И вот в части, касающейся именно фискальной цели, налоговики работают великолепно и работают с каждым годом все лучше и лучше. Любой премьер-министр и президент должны гордиться качеством работы такого ведомства. Цифровизация, ИИ, мгновенное обслуживание, личные кабинеты, единые правила игры для всех налогоплательщиков, контроль каждой копейки и взыскание налогов с каждой транзакции, биткоины под контролем, все электронные деньги под контролем, государство эмитирует электронную валюту, которая будет оцифрована… Все полностью под контролем. Любое государство, конечно, должно гордиться таким налоговым органом. И естественно, мы, как налогоплательщики, тоже должны гордиться нашими налоговыми органами.
Другое дело, что хотелось бы, чтобы кроме налоговых органов и другие министерства и ведомства, которым предписано о нас заботиться, заботились о нас также качественно, как налоговики. Хочется, чтобы у нас была лучшая в мире медицина, лучшие в мире дроги, образование, социальное обеспечение, лучшее в мире отношение к молодым людям, которые получают среднее и высшее образование. Чтобы все было таким же качественным, как взыскание налогов. Хотелось бы, чтобы это было все уравновешено.
Пока мы с вами, по моему мнению, наблюдаем однобокость.
Совершенствуются механизмы контроля, взыскания и наказания, но почему-то государство забывает точно также усовершенствовать механизмы заботы о своих гражданах. И напрочь забывает усовершенствовать механизмы честного распределения бюджетных денег.
Хочется, наверное, чтобы вторая сторона медали тоже была направлена на заботу о нас с вами, а не против нас.
Что вы думаете, о том, что я рассказал? Выскажитесь, пожалуйста, в комментариях.
Спасибо и удачи в делах.
-
В 2023 нас ждет автоматический сбор налогов. ЦБ РФ отказал ФНС в «сливе» информации. За что ФНС штрафует бизнес
1,4 тыс. 0
-
Очереди в детсадах исчезнут. Почта России будет торговать винишком. ЛДПР предложила увеличить МРОТ
215 0
-
ФНС начнет шерстить рынки. Про цифровые паспорта и смарт-карты. Лимит по годовому обороту хотят увеличить
315 1
-
Про подконтрольные объекты, рейдовые визиты и валежник
149 1
Современная налоговая система сложилась после введения в действие Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».
В ней выделяются четыре уровня – федеральный, федерально-окружной, региональный и местный, что соответствует уровням государственного управления и административно-территориальному делению Российской Федерации.
Высшими звеньями в системе налогового администрирования являются Министерство финансов РФ и аппарат Федеральной налоговой службы России. Основная задача этих органов – разработка мер по повышению собираемости налогов, в том числе, на основе совершенствования налогового законодательства. Также они осуществляют планирование налоговых поступлений в бюджет, ведут разъяснительную работу среди налогоплательщиков и т.д.
По уровню подчиненности далее следуют Управления ФНС России по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС; инспекции ФНС межрайонного уровня и инспекции ФНС по районам, районам в городах, городах без районного деления.
До начала 90-х годов функции налоговых органов ограничивались контролем и применением санкций к налогоплательщикам за нарушение налогового законодательства. Соответственно, налогоплательщиками-юридическими и физическими лицами, налоговые органы воспринимались как исключительно карающая государственная организация, что не способствовало установлению партнерских связей.
Начавшиеся в этот период изменения в экономике предъявили совершенно другие требования к качеству взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками: во главу угла выдвигалось постоянное тесное взаимодействие между субъектами этих взаимоотношений на доверительной основе.
Новый регламент проверок деклараций по НДС: что о нем нужно знать?
По итогам налогового контроля проверяющие органы фиксируют выявленные результаты. Ими могут быть:
- факты нарушений Налогового кодекса РФ;
- недоимки, то есть неполные или отсутствующие начисления по налоговым сборам;
- несвоевременность уплаты необходимых сборов;
- неправильность исчисления необходимых выплат;
- несоответствие доходов и расходов проверяемого;
- ненадлежащее документальное оформление налоговых выплат (деклараций).
Случается, и нередко, что собранных на самой проверке материалов недостаточно, чтобы вынести заключение. П. 6 ст. 101 НК РФ позволяет налоговикам в таких ситуациях прибегнуть к дополнительным мероприятиям, которые должны будут послужить подтверждением либо опровержением выявленного факта.
ВАЖНО! Допмероприятия не должны выискивать новые факты, а только уточнять уже отраженные в протоколе.
Формой осуществления дополнительных мероприятий по налоговому контролю могут быть:
- допрос;
- экспертиза;
- истребование документации.
Никаких других мероприятий в качестве дополнительных налоговики осуществлять не правомочны. Зато в течение одной проверки вышеописанных мер может быть назначено сразу несколько, закон не ограничивает их количество.
Объекту проверки (предпринимателю или представителю организации) сообщат о дополнительных мероприятиях либо на рассмотрении материалов проверки, либо после его окончания: вручат решение о производстве допмероприятий, оформленное по правилам, установленным приказом ФНС РФ от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@. В данном решении, носящем не итоговый, а промежуточный характер, обязательно указывается:
- обоснование – что вызвало необходимость в дополнительных мерах контроля;
- избранные допмероприятия (перечисление форм);
- сроки проведения (финальная дата).
Максимальная продолжительность дополнительных мероприятий не должна превышать 30 дней, только для консолидированных налогоплательщиков в исключительных случаях срок может продлеваться до 2 месяцев (п. 6 ст. 101 НК РФ).
Материалы, полученные в ходе допмероприятий, приобщаются к общим материалам налоговой проверки. К ним применяются те же законодательные требования, что и к основным, то есть налогоплательщик вправе принять участие в их рассмотрении. Для этого он должен выразить такое желание, подав в налоговую инспекцию соответствующее заявление. Через 2 дня налоговики назовут дату рассмотрения.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Приглашение налогоплательщика на рассмотрение материалов налоговой проверки обязательно на каждом этапе – как после основных, так и после дополнительных мероприятий. Отсутствие такого извещения – грубое нарушение процедуры проверки.
Если у налогоплательщика имеются возражения по результатам изучения материалов, он может предоставить их в письменном виде, изложив свои соображения, подкрепив соответствующими документами. Для этого у него есть декада, начиная с даты завершения допмероприятий, указанной в налоговом решении. Ранее этот процесс не регламентировался, теперь он узаконен ФЗ № 130 от 01 мая 2016 года.
Программные комплексы, которыми пользуются налоговые органы, были доработаны и усовершенствованы.
Так, например, появился отдельный модуль «Операции особого контроля». Конечно, в первую очередь он рассчитан на выявление тех, кто напрямую использует схемы по оптимизации, хотя может коснуться и бизнеса, не прибегающего к ухищрениям, но так или иначе работающего с контрагентами, которые используют эти схемы. Причем они могут использоваться контрагентами второго и даже третьего звена.
В системе отражаются результаты и протоколы допросов директоров, передача информации в правоохранительные органы, аннулирование электронной подписи, внесение в ЕГРЮЛ записей о недостоверности и пр. Цель заключается в том, чтобы предъявить налогоплательщику собранную информацию.
Бремя доказывания невиновности лежит на налогоплательщиках, поэтому им нужно позаботиться о том, чтобы включиться в работу с налоговыми органами как можно раньше, чтобы купировать претензии в самом начале.
Налоговый контроль в условиях пандемии COVID-19
В системе есть огромный раздел для заполнения информации. Введена система баллов, которые присваиваются компании на основе анализа около 30 показателей. Эти показатели включают в себя информацию об имуществе, штате и др.
За каждый сущностный критерий присваиваются баллы. Чем больше баллов, тем «сущностнее» компания и тем больше рисков, что она является выгодоприобретателем.
Некоторые оптимизаторы обещают быстро менять контрагентов в случае возникновения каких-либо разрывов в цепочках. Этот ход учтен в новом регламенте — появилось такое понятие, как условно устраненные расхождения.
Устранение возникших разрывов путем замены контрагента или счетов-фактур становится дополнительным триггером, который привлечет внимание налоговых органов и подтвердит наличие схемы.
Совершенствование контроля нацелено на то, чтобы отмечать потенциальных выгодоприобретателей, которые замечены в применении налоговых схем.
И если выгодоприобретатель уже определен и в отношении него вдруг инициирована процедура добровольной ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ, то это становится поводом для принятия решения о проведении выездной налоговой проверки.
Если контрагент ликвидирован либо исключен из ЕГРЮЛ, то в ходе проверок вопросы могут возникнуть и к абсолютно «белым» компаниям, которые с ним сотрудничали.
На начальном этапе проверок налоговые органы направляют требования. Это первый шаг, который позволяет прощупать цепочку и «дерево связей». Налоговики пока только собирают информацию.
Игнорировать требования крайне нежелательно. Но при этом важно их анализировать, не забывая о своих интересах как налогоплательщика.
1. Считают, что отвечать на требования — это забота главного бухгалтера.
Это не так. Главный бухгалтер не следит за налоговой практикой так тщательно, как налоговые юристы. Они не занимаются оценкой законности или незаконности требований и формированием доказательств, так как это не входит в их компетенции. Поэтому они не смогут понять, что может играть в вашу пользу, а что сыграет против вас.
2. Чтобы не ссориться с налоговой, вы готовы предоставить все документы по максимуму.
Сейчас всё предоставляется по электронным каналам связи и хранится в налоговых органах. Срок привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям — 10 лет. Вы должны понимать, что те документы, которые получит налоговая, получат и правоохранительные органы.
3. Идете на допрос или комиссию без юриста.
Принят Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ1, предусматривающий предоставление Правительству РФ специальных полномочий для принятия мер оперативного реагирования в условиях пандемии COVID-19 и ухудшения экономической ситуации, в том числе, в области регулирования налоговой сферы.
В частности, Правительство РФ временно наделяется правом издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января по 31 декабря 2020 года приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля, в том числе проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а также приостановление течения сроков, предусмотренных НК, в том числе сроков назначения (проведения) проверок, на период приостановления или переноса указанных мероприятий налогового контроля.
Также уточняется понятие рабочего дня для целей НК РФ (п. 6 ст. 6.1), устанавливается, что рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ или актом Президента РФ выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем. Таким образом, для целей исчисления сроков по НК РФ будет разрешена спорная ситуация, которая возникла в связи с объявлением2 недели с 30 марта по 3 апреля нерабочей. Данная норма также позволит избежать схожих коллизий в будущем при продлении нерабочих дней в период пандемии.
Правительство РФ уже вынесло на общественное обсуждение проект3 соответствующего постановления «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», которым, в том числе, планирует расширить ранее утвержденные Приказом ФНС России от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@4 меры по ограничению контрольных процедур. Главным образом, планируется приостановить на некоторое время вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а также проведение уже назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Несмотря на достаточно широкие меры по приостановлению налогового контроля и продлению сроков, мы хотим обратить внимание, что не приостанавливаются:
- камеральные налоговые проверки;
- аналитическая работа налоговых органов в рамках предпроверочного анализа. Так, например, вне рамок проверки инспекция может запросить у организации документы (информацию) по интересующей ее сделке в рамках ст. 93.1 НК РФ.
Возможно, на практике в режиме моратория на проведение выездных налоговых проверок налоговые органы еще больше активизируют предпроверочный анализ.
Как результат расширения усилий по предпроверочному анализу ФНС России ежегодно отчитывается о росте поступлений денежных средств в бюджет в результате добровольного уточнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств.
По итогам 2019 года объем поступлений в бюджет по результатам аналитической работы посредством добровольной уплаты возросли с 80 млрд рублей до 131 млрд рублей, что составило 38% в общем объеме поступлений по результатам контрольно-аналитической работы5.
При этом наш опыт показывает, что даже в условиях повышения целевых показателей по собираемости налогов грамотно выстроенные отношения с налоговыми органами и продуманная стратегия реагирования на их запросы в ходе предпроверочных мероприятий помогает:
- избежать существенных доначислений либо
- полностью избежать назначения выездных налоговых проверок
К таковым формам можно отнести: обмен информацией, подготовку совместных аналитических материалов, проведение совместных проверок, совместную подготовку кадров, издание совместных приказов.
При этом к основным направлениям совместного взаимодействия правоохранительных органов и налоговых служб относятся:
- выявление и пресечение противоправной деятельности физических и юридических лиц, уклоняющихся от уплаты налогов;
- выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере налогов и сборов, валютного регулирования и валютного контроля, законодательства о государственной регистрации юридических лиц, о банкротстве;
- предотвращение фактов неправомерного возмещения из бюджета НДС;
- выявление кредитных организаций, не исполнивших платежные документы по перечислению денежных средств клиентов в бюджеты различных уровней.
Основания для проведения совместных проверок
Согласно Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной совместным приказом МВД РФ и ФНС России от 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» (далее – Инструкция), основаниями при проведении совместных налоговых проверок являются:
- запросы ИФНС об участии органов внутренних дел в выездных налоговых проверках;
- наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах и необходимость проверки указанных данных с участием сотрудников ОВД;
- назначение выездной налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с п. 2 ст. 36НК РФ;
- необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового органа (выемка документов, осмотр помещения и т. д.);
- необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, при исполнении ими должностных обязанностей.
Совместное проведение проверок может быть инициировано одной из структур при выявлении в ходе мероприятий признаков нарушения налогового законодательства либо наличия в действиях проверяемого лица признаков уголовно наказуемого деяния.
Взаимодействие налоговых органов и органов системы внутренних дел может осуществляться в двух направлениях: при проведении налоговых проверок и после привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.
При проведении налоговых проверок. В случае если представитель налогового органа полагает, что при проведении проверки имеется необходимость привлечь представителей правоохранительных структур, направляется соответствующий запрос руководителю органа внутренних дел.
В течение пяти рабочих дней со дня получения запроса орган внутренних дел предоставляет информацию о сотрудниках, которые будут принимать участие в налоговой проверке.
При проведении совместной налоговой проверки силами налоговых инспекторов и представителями правоохранительных органов взаимоотношения указанных структур сообща координируются, в том числе согласовываются схема выявления нарушений налогоплательщиком норм налогового законодательства и тактика осуществления мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.
Сотрудники правоохранительных органов могут также привлекаться к участию в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (например, как специалисты). Это тоже форма совместного взаимодействия.
Стоит отметить, что правоохранительные органы вправе отказать налоговому органу в участии в проведении налоговой проверки по следующим основаниям:
- отсутствие в запросе налогового органа фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях организациями и физическими лицами законодательства о налогах и сборах;
- несоответствие изложенной в запросе налогового органа цели привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проверке компетенции органов внутренних дел;
- отсутствие обоснования необходимости привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.
После привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства и при наличии в действиях налогоплательщика признаков налогового преступления налоговый орган обязан направить материалы налоговой проверки в следственные органы для принятия решения о наличии оснований для возбуждения уголовного дела (п. 3 ст. 32 НК РФ).
Налоговый орган направляет налогоплательщику требование об исполнении налоговых обязательств.
С даты получения такого требования у налогоплательщика имеется восемь рабочих дней для добровольного исполнения полученного требования (более продолжительный срок исполнения требования может быть указан в самом требовании) (абзац третий п. 4 ст. 69, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
В случае неисполнения налогоплательщиком в добровольном порядке полученного требования налоговый орган в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования о добровольном исполнении налоговых обязательств выносит решение о взыскании. Налоговый орган обязан в течение 10 дней с момента выявления факта неисполнения налогового обязательства сообщить о данном обстоятельстве в правоохранительные органы.
- Внедрение автоматизированных информационных систем в деятельность предприятий
- Управление качеством в складской сфере
- Альтернативные методы в оценке эффективности инвестиционных проектов
- Неформальное лидерство как феномен в системе управления
- Нормативно-правовое регулирование вопросов оценки качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг в России
Нaлогоплaтельщики — субъекты нaлоговых отношений, нa которых зaконом возложена обязaнность уплaчивaть нaлоги зa счет собственных средств.
Для повышения кaчествa взaимоотношений нaлоговых оргaнов и нaлогоплaтельщиков необходимы серьезные изменения системы рaботы нaлоговой службы. Основным из них должнa стaть рaботa по внедрению принципa единообрaзия во взaимоотношениях нaлоговых оргaнов с нaлогоплaтельщикaми. Это кaсaется информaционно -рaзъяснительной рaботы, режимa приемa нaлогоплaтельщиков и, нaконец, рaботы с определенной кaтегорией нaлогоплaтельщиков, нaпример, крупнейшими и основными.[4]
В нaстоящее время сделaны серьезные шaги по улучшению обслуживaния
нaлогоплaтельщиков. В первую очередь это относится к создaнию специaлизировaнных подрaзделений нaлоговых оргaнов, ответственных зa информировaние и консультировaние нaлогоплaтельщиков.
Целью укaзaнных изменений является построение рaботы нaлоговой службы, нaпрaвленной нa создaние блaгоприятных условий для исполнения нaлогоплaтельщикaми обязaнности по уплaте нaлогов и сборов.
Решение проблемы повышения кaчествa обслуживaния нaлогоплaтельщиков невозможно в условиях знaчительной доли поступaющей в нaлоговый оргaн информaции нa бумaжных носителях, тaк кaк это связaно с ручной обрaботкой, и, кaк следствие, знaчительными трудовыми и временными зaтрaтaми. [8]
Взaимодействие нaлоговых оргaнов и нaлогоплaтельщиков всё больше переходит в электронный формaт.
Следующим шaгом в этом нaпрaвлении стaл очередной интерaктивный сервис «Личный кaбинет нaлогоплaтельщикa для физических лиц», рaсположенный нa сaйте Федерaльной нaлоговой службы.
Многие грaждaне успели оценить достоинствa предыдущего сервисa «Узнaй свою зaдолженность», однaконовый сервис знaчительно рaсширяет возможности нaлогоплaтельщиков по бесконтaктному взaимодействию с нaлоговыми оргaнaми. [11]
Сервис «Личный кaбинет нaлогоплaтельщикa для физических лиц» предостaвляет возможность узнaть, кaкими сведениями рaсполaгaет нaлоговый оргaн при исчислении нaлогa нa имущество, земельного нaлогa, трaнспортного нaлогa и нaлогa нa доходы физического лицa.Теперь, если в этих сведениях будет обнaруженa ошибкa, можно сообщить о ней через свой личный кaбинет, aнaлоговый оргaн внесёт необходимые изменения после уточнения дaнных в соответствующем оргaне: ГИБДД, БТИ, оргaнaх ЗAГС или Росреестрa. Если по кaким — либо причинaм грaждaнин, обязaнный зaплaтить нaлог, неполучил уведомление из инспекции, он сможет его увидеть в укaзaнном сервисе, рaспечaтaть квитaнцию и оплaтить ее в ближaйшем отделении бaнкa.
В новом интернет сервисе у нaлогоплaтельщиков имеется возможность получить информaцию не только о нaлоговой зaдолженности, но и о нaчисленных нaлогaх. [7]
Одной из приоритетных зaдaч проводимой в нaстоящее время модернизaции нaлоговых оргaнов является улучшение обслуживaния нaлогоплaтельщиков с целью создaния им комфортных условий для исполнения нaлоговых обязaтельств.
Для повышения кaчествa взaимоотношений нaлоговых оргaнов и нaлогоплaтельщиков необходимы серьезные изменения системы рaботы нaлоговой службы. Основным из них должнa стaть рaботa по внедрению принципa единообрaзия во взaимоотношениях нaлоговых оргaнов с нaлогоплaтельщикaми. Это кaсaется информaционно -рaзъяснительной рaботы, режимa приемa нaлогоплaтельщиков и, нaконец, рaботы с определенной кaтегорией нaлогоплaтельщиков, нaпример, крупнейшими и основными.[2]
Целью укaзaнных изменений является построение рaботы нaлоговой службы, нaпрaвленной нa создaние блaгоприятных условий для исполнения нaлогоплaтельщикaми обязaнности по уплaте нaлогов и сборов.
Решение проблемы повышения кaчествa обслуживaния нaлогоплaтельщиков невозможно в условиях знaчительной доли поступaющей в нaлоговый оргaн информaции нa бумaжных носителях, тaк кaк это связaно с ручной обрaботкой, и, кaк следствие, знaчительными трудовыми и временными зaтрaтaми.[3] В нaстоящее время сделaны серьезные шaги по улучшению обслуживaния нaлогоплaтельщиков. В первую очередь это относится к создaнию специaлизировaнных подрaзделений нaлоговых оргaнов, ответственных зa информировaние и консультировaние нaлогоплaтельщиков.
Налоговый мониторинг: кто может участвовать и как взаимодействовать с инспекцией
Регламент информационного взаимодействия налогоплательщиков с налоговым органом в рамках мониторинга утвержден приказом ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@.
В Регламенте должны быть прописаны:
- Порядок доступа налогового органа к данным налогоплательщика.
- Порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов, расходов, объектов налогообложения, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета.
- Информация о системе внутреннего контроля организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.
В соответствии с приказом ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ дополнительно необходимо описать порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов, расходов, объектов налогообложения, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета.
Подробное описание функциональных возможностей «1C:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) и инструкция по использованию описаны в выпускаемых издательством «1С-Паблишинг» книгах:
- «1С:Бухгалтерия 8. Конфигурация «Бухгалтерия предприятия», ред. 3.0. Руководство по ведению учета»;
- «Бухгалтерский и налоговый учет в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)»;
- «1С:Предприятие 8.3. Руководство пользователя».
Полагаем, что потенциальным участникам налогового мониторинга полезно будет приложить книги к представляемым в налоговый орган документам.
В рамках представляемых в налоговый орган документов необходимо направить учетную политику организации.
Мотивированное мнение налогового органа представляет собой позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов (п. 1 ст. 105.30 НК РФ). Форма документа утверждена приказом ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@.
Мотивированное мнение выносится как по инициативе налоговиков, так и по запросу самой организации. Мотивированное мнение позволяет организациям:
- заранее оценить планируемые сделки с точки зрения налоговых последствий;
- сориентироваться в спорных ситуациях, когда налогоплательщику непонятен порядок исчисления налогов;
- избежать доначисления налогов в результате неправильного применения налогового законодательства.
Мотивированное мнение по запросу организации направляется в течение месяца со дня получения инспекцией соответствующего запроса (п. 5 ст. 105.30 НК РФ).
Также мотивированное мнение направляется плательщику во всех случаях, когда инспекция установит, что организация неправильно исчисляет и уплачивает налоги. В таких ситуациях мнение направляется организации в течение 5 дней со дня его составления (п. 3 ст. 105.30 НК РФ). Мнение подлежит обязательному исполнению.
Организация выполняет мотивированное мнение путем учета изложенной в нем позиции налогового органа. При этом исполнение мнения освобождает от налоговой ответственности в тех случаях, когда мнение окажется ошибочным.
Длительность налогового мониторинга составляет 1 год и 9 месяцев, глубина мониторинга – 1 год (п.п. 4, 5 ст. 105.26 НК РФ). То есть мониторинг, в ходе которого налоговики проверяют 2019 год, будет длиться с 01.01.2019 до 01.10.2020.
Но в некоторых случаях возможно и досрочное прекращение налогового мониторинга (ст. 105.28 НК РФ).
Налоговый мониторинг прекращается досрочно в случаях:
- неисполнения организацией регламента информационного взаимодействия;
- представления организацией в ходе мониторинга недостоверной информации;
- неоднократного (два раза и более) непредставления инспекции документов, информации или пояснений.
Налоговики обязаны уведомить организацию о досрочном прекращении налогового мониторинга не позднее 1 сентября года, следующего за периодом, за который он проводится.
- Основные направления развития контрольной деятельности ФНС России
- Интеграция данных для работы контрольного блока ФНС России
- ИТ в борьбе с фирмами-однодневками
- Стимулирование открытости данных со стороны компаний
- Сервисы прозрачности бизнеса ФНС
- Оценка благонадежности компании
- Судебная практика по «антиуклонительной» статье Налогового кодекса
- Информационные технологии в ФНС