Таможенная декларация на товары вывозимые с таможенной территории подается

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таможенная декларация на товары вывозимые с таможенной территории подается». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом Министерства
доходов и сборов
Донецкой Народной Республики
от 03.07.2017 №87

ПОРЯДОК
приема, регистрации, оформления и хранения
грузовых таможенных деклараций

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет последовательность осуществления деятельности по приёму, регистрации, оформлению и хранению грузовых таможенных деклараций (далее — Порядок) таможенными органами, уполномоченными осуществлять таможенное оформление товаров, транспортных средств и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Донецкой Народной Республики.

1.2. В настоящем Порядке используются термины в значениях, определенных Законом Донецкой Народной Республики «О таможенном регулировании в Донецкой Народной Республике» от 25 апреля 2016г. №116 – ІНС (далее – Закон).

1.3. Грузовая таможенная декларация (далее — ГТД) на бланках «Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация (ТД3)» (далее — комплект ТД3), «Добавочный лист к грузовой таможенной декларации/Транзитной декларации (ТД4)» (далее — комплект ТД4) подается таможенному органу на бумажном носителе вместе с ее электронной копией.

1.4. ГТД подается декларантом или таможенным брокером в таможенный орган, в котором проводится таможенное оформление товаров, в сроки, установленные Законом.

II. Порядок принятия, распределения и регистрации ГТД

2.1. Принятие и распределение ГТД является отдельной таможенной операцией, которая проводится до начала проверки сведений, заявленных в ГТД.

2.2. Принятие и распределение ГТД проводится в таможенных органах, должностными лицами (начальником поста, его заместителем, начальником отдела, его заместителем, начальником сектора).

Принятие ГТД иными должностными лицами или в иных местах не допускается, кроме случаев предусмотренных Законом.

2.3. В момент подачи ГТД товары, транспортные средства и иные предметы обязаны находиться в зоне таможенного контроля.

Отсутствие товаров, транспортных средств и иных предметов в зоне таможенного контроля является основанием для отказа в таможенном оформлении ГТД, за исключением случаев предусмотренных Законом.

2.4. Подача декларантом или таможенным брокером ГТД на бумажном носителе и её электронной копии, в формате необходимом для её записи и учёта в автоматизированной информационной системе (далее — АИС), заполненной в соответствии с заявляемым таможенным режимом, должна сопровождаться предоставлением в таможенный орган документов, предусмотренных частью 1 статьи 152 Закона.

При этом к документам, подтверждающим полномочия лица подающего ГТД, относятся:

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность подающего ГТД;

2) договор таможенного брокера с декларантом и квалификационное удостоверение представителя таможенного брокера, если таможенная декларация подается таможенным брокером;

3) документ, подтверждающий, что лицо, подающее таможенную декларацию, является работником декларанта (трудовой договор, приказ о назначении на должность);

4) доверенность на совершение действий от имени декларанта, если таможенная декларация подается работником декларанта, либо документом, подтверждающим в соответствии с гражданским законодательством Донецкой Народной Республики, полномочия руководителя декларанта, если декларация подается руководителем декларанта;

5) учетная карточка лица, осуществляющего операции с товарами, взятого на учет таможенным органом;

6) карточка аккредитации субъекта внешнеэкономической деятельности, оформленной и выданной в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В случае, предусмотренномчастью 2 статьи 152 Закона, к ГТД прилагается мотивированное обращение декларанта или уполномоченного им лица. Разрешение на представление документов до выпуска товаров либо отказ в предоставлении такого разрешения, оформляется в виде резолюции руководителя таможенного органана обращении.

2.4.1. При подаче ГТД документы предоставляются в соответствии с требованиями части 3 статьи 152 Закона.

2.4.2. Если в таможенный орган ранее предоставлялись оригиналы документов, копии которых хранятся в отдельном деле и используются при таможенном декларировании, достаточно предоставления копий таких документов либо указания сведений о предоставлении таможенному органу таких документов ранее.

Таможенное оформление представляет собой действия, связанные с помещением транспорта и грузов под режим таможни на основании положений Таможенного кодекса (ТК) Таможенного союза (ТС). Таможенное декларирование имеет две составляющие — предварительное и основное декларирование. Таможенное оформление (таможенное декларирование) основано на соблюдении субъектами ВЭД нормативов, предусмотренных правовыми актами в области режима таможни.

Обязательное таможенное декларирование входит в число важнейших составляющих режимов таможни в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу. Декларирование заключается в предоставлении сотрудникам таможни данных относительно ввозимых/вывозимых товаров, в обязательном порядке подлежащих внесению в таможенную декларацию.

Понятие таможенного декларирования тесно пересекается с таким термином, как «таможенное оформление» как процедура в целом. Во избежание пересечения понятий в различных инструкциях и рекомендациях из Таможенного кодекса Таможенного союза термин «таможенное оформление» изъят, вернее, полностью замещен рассматриваемой в данной статье категорией – таможенным декларированием.

Задачи, которые решаются с помощью таможенного декларирования:

  • Обеспечение служб таможенного контроля данными о продукции и транспорте, которые необходимы для реализации целей служб таможни;

  • Удостоверение законной легитимности операций, совершаемых декларантом с грузами и транспортом, которые подпадают под тот или иной режим таможни;

  • Контроль соответствия информации о продукции и транспорте их реальному состоянию.

Как происходит таможенное декларирование? Эта процедура предполагает заявление в определенном виде точной информации по продукции, транспорту, применяемом к ним режиме оформления, а также предоставление других требуемых данных в отношении физлица, сопровождающего груз.

Под видом декларирования понимаются форма или вариант предоставления заявления, включающего вышеперечисленную информацию, соответствующим службам таможни.

Таможенный контроль – ряд действий, принципов, законов, применяемых и выполняемых таможенными органами в рамках своей профессиональной деятельности, целью которых является обеспечение выполнения участниками таможенных отношений действующих законов. Под исполнением действующего законодательства понимается не только таможенное законодательство нашего государства, но и ратифицированные акты международного значения, договоры, заключенные между несколькими самостоятельными государствами, и прочие нормативные акты.

Этот вид контроля реализуется на организованной территории, называемой таможенной зоной. Таможенная зона – часть территории государства, в рамках которой осуществляется контроль перемещаемого через границу имущества. Работники таможенных органов обязаны следить за тем, чтобы процедура ввоза либо вывоза осуществлялась в строгом соответствии с действующими законами. И свои обязанности они выполняют в зоне таможенного контроля, то есть на тех пространственных участках, которые специально организованы для подобного рода деятельности, имеющей огромное значение для безопасности страны и мира в целом.

Таможенный контроль представляет собой не просто исполнение и реализацию законов страны нахождения таможенных органов. При осуществлении контроля учитывается свод законов Таможенного союза. Безусловно, выполнить все предусмотренные Таможенным союзом мероприятия при контроле каждого объекта просто невозможно. Да и это противоречило бы здравому смыслу. Поэтому тем же Таможенным Союзом установлен принцип выборочности, по которому проводится таможенный контроль. В каждом конкретном случае выбираются из множества мер и форм контроля те, которые являются разумными и достаточными в данном конкретном случае для реализации всех остальных правил и принципов таможенного законодательства Союза.

Среди задач, которые ставит перед собой таможенный контроль, можно выделить следующие:

  • Проверка соблюдения законности;

  • Реализация действующего законодательства;

  • Четкое следование правилам выбранной таможенной процедуры.

Формы таможенного контроля:

  • Проведение опроса в устной форме;

  • Документальная проверка;

  • Таможенная проверка;

  • Наблюдение в границах таможенной территории;

  • Получение объяснений;

  • Досмотр перемещаемого имущества и личный досмотр;

  • Проверка нанесения на товары специальных идентификационных знаков и маркировки;

  • Учет товаров и ТС, которые находятся под таможенным контролем;

  • Осмотр складов, помещений, территорий;

  • Проверка финансового состояния участников таможенных отношений, их отчетности, а также учета материальных объектов.

Без таможенного декларирования таможенный контроль невозможен. Нельзя осуществить вывоз имущества без составления таможенной декларации и осуществления иных действий, обязательных при вывозе продукции с территории таможни. Выполнение мероприятий таможенного контроля заканчивается только с пересечением таможенной границы. Это очень ответственный момент, потому нередко возникают задержки и проволочки при реализации мер таможенного контроля.

Федеральная таможенная служба

Согласно нормам, описанным в соглашениях, помещение продукции под таможенное оформление и декларирование осуществляются при пересечении товарами границ ТС. Таможенное декларирование товаров в Таможенном союзе для субъектов, которым необходимо заменить ранее заявленную процедуру таможни на другую, имеет свои отличительные особенности. Перед тем как подробно рассмотреть вопросы обязательств в отношении осуществления декларирования, следует уточнить определение словосочетания «таможенная граница ТС». Известно, что ст. 2 Таможенного кодекса ТС указывает, что в состав таможенной зоны ТС входят территории Белоруссии, Казахстана, РФ, а также расположенные за границами союза объекты, в отношении которых действует юрисдикция участников ТС. Декларирование на соответствие Таможенному союзу в отношении товаров осуществляется в пределах таможенных границ ТС и объектов, попадающих под юрисдикцию участвующих в нем государств.

Оформление для целей таможни производится в любом из двух вариантов: «декларирование Таможенный союз» и «декларирование иностранные товары».

Товары Таможенного союза — это:

  • Продукция, процесс выпуска которой имел место в пределах таможенных границ ТС;

  • Товары, перемещенные в пределах границ ТС и получившие соответствующий статус «продукция ТС» на основании Кодекса или соглашений между странами — участницами ТС;

  • Продукция, изготовление которой из товаров, указанных в предыдущем определении, или иностранных товаров осуществлено на территории стран — участниц Таможенного союза (на основании подп. 37 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса ТС).

Вся продукция, которая по указанным признакам не может относиться к продукции ТС, для задач таможни может быть рассмотрена как иностранные товары. В отношении таких товаров действует особенный правовой статус. Перемещение продукции ТС на единой территории таможни ТС осуществляется без каких-либо ограничений и без использования в их отношении формальностей таможни. Продукция иностранного производства помещается под процедуры таможенного контроля на протяжении всего периода нахождения в пределах таможенных границ ТС. Таможенный кодекс регламентирует конкретный порядок операций таможни, необходимых для оформления продукции иностранного производства, а также права/обязанности субъектов, имеющих полномочия по перемещению продукции иностранного производства и временные периоды, отведенные для выполнения действий, имеющих значение с правовой точки зрения.

Продукция иностранного происхождения, перемещенная в пределы ТС и согласно ТК получившая статус продукции ТС через процедуру декларирования и таможенного оформления, может без каких-либо ограничений транспортироваться по всей таможенной территории ТС. В качестве примера можно привести случай, когда для приобретения статуса продукции ТС импортируемые товары помещаются под режим выпуска с целью потребления внутри ТС. Тогда подразумевается, что импортируемая продукция может подлежать использованию и распоряжению без определенных мер ограничительного характера. Таможенный контроль декларирования товаров импорта предусматривает получение иностранными товарами статусов таких видов, как:

  • Выпуск для потребления внутри ТС;

  • Отказ в пользу страны;

  • Операции реимпорта.

Помещение продукции под определенную процедуру оформления с декларированием регулируется п. 1 ст. 179 Таможенного кодекса ТС. В данной статье отмечены иные случаи, когда продукция, перемещаемая через таможенные границы ТС, не подлежит декларированию:

  • Транспорт, используемый для транспортировок между странами (гл. 48 Таможенного кодекса ТС);

  • Продукция частных лиц для персонального использования (гл. 49 Таможенного кодекса ТС);

  • Припасы (гл. 50 ТК ТС).

Читайте статью: Таможенная очистка товара: все нюансы

Процедуры таможенного декларирования товаров могут выполняться субъектом, осуществляющим перемещение продукции, или его представителем (декларантом). Таможенными представителями называют юрлиц, представляющих государства ТС, которые имеют возможность взаимодействовать в правовом поле с субъектами декларирования. Они уполномочены во взаимодействии с сотрудниками таможни выполнять операции, предусмотренные Кодексом ТС. Институт таможенных представителей описан в ст. 12–17 данного Кодекса. Его применение осуществляется исключительно в соответствии с национальными особенностями стран ТС. Это положение обусловлено различием регламента по внесению субъектов в реестр представителей таможни в законодательствах стран-участниц. Установление допустимых полномочий для выполнения операций таможенного декларирования происходит на основании ст. 186 Таможенного кодекса Таможенного союза. Если обобщить существующие правила, то можно сказать, что для получения прав выступать декларантом необходимо:

  • Оформление сделки ВЭД от лица, которое заключило контракт при транспортировке товаров через границу государств ТС;

  • Наличие прав владения, использования/распоряжения продукцией при отсутствии контракта ВЭД.

На основании таких положений становится очевидно, что возможность быть декларантом определяется наличием подтвержденных прав на продукцию, в отношении которой применяется декларирование. Таким образом, можно проследить связь между юридическими правами на распоряжение продукцией в составе груза (включая возможность ее уничтожения) и полномочиями субъекта в качестве декларанта.

Для ситуаций, когда при сопровождении товаров через таможенный контроль не присутствуют граждане государств, участвующих в ТС, согласно ст. 186 Кодекса (п. 2) в качестве декларанта осуществить декларирование могут:

  • Частные лица, которые провозят продукцию для собственного использования;

  • Субъекты, в отношении которых действуют льготные условия таможенного декларирования (представители дипломатических учреждений или официальных представительств стран, фондов, сообществ, а также другие иностранные граждане, получившие особый статус на основании межгосударственных соглашений);

  • Представители представительств, действующих на территории Таможенного союза, при транспортировании продукции, которая предназначается для использования непосредственно представительствами;

  • Субъекты, которые владеют правом распоряжения продукцией в ходе контракта, в котором одна из сторон зарегистрирована на территории ТС.

Для режимов таможенного транзита перечень субъектов, которые правомочны осуществлять декларирование, включает всех вышеназванных лиц плюс экспедиторов (при условии регистрации на территории Таможенного союза) и представителей транспортных компаний, транспортирующих транзитные грузы.

Определенные трудности в процессе установления наличия прав на таможенное декларирование продукции возникают вследствие существования двух источников, учитывать которые нужно для определения декларантов. Помимо Таможенного кодекса и других законодательных актов ТС, необходимо принимать во внимание положения гражданских правовых актов государств Союза.

К категории наиболее противоречивых положений относят трактовку понятия «внешнеэкономическая сделка». Подробное определение отсутствует как в самом Таможенном кодексе Таможенного союза, так и в положениях действующих законодательств участников ТС. До формирования единого таможенного пространства в рамках Союза любая хозяйственно-экономическая операция между субъектами, зарегистрированными в различных странах, попадала в категорию ВЭД. С момента образования ТС появляется коллизия, которая заключается в трактовке внешнеэкономического контракта между представителями, зарегистрированными на территории ТС, но являющимися налогоплательщиками разных стран. С точки зрения государственных таможенных территорий такая сделка должна сопровождаться декларированием по требованиям ВЭД. Все было бы правильно, если бы при этом продукция пересекала границы ТС. Если же такой момент отсутствует, то в вопросах установления прав декларанта следует руководствоваться ст. 186 Таможенного кодекса Таможенного союза, в которой описаны все возможные варианты определения декларанта.

При рассмотрении вопроса определения правомочий потенциального декларанта необходимо отметить некоторые особенности переходных нормативов, которые представлены в ст. 368 вышеуказанного Кодекса. Здесь указано о допустимости таможенного декларирования в ТС при следующих условиях:

  • Декларирование товаров на таможне государств — участников Таможенного союза может осуществляться субъектами, которые зарегистрированы, постоянно проживают на территории государства ТС, кроме случаев, допускающих декларирование иностранными гражданами (описано в п. 2 ст. 186 ТК ТС);

  • Декларирование может осуществляться представителями консульских и диппредставительств, а также международных организаций стран Таможенного союза при условии подачи декларации таможенным службам страны, в которой они располагаются.

Товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу, также должны быть подвергнуты процедуре таможенного декларирования. Таможенное декларирование (составление таможенной декларации) – обязательное условие прохождения процедуры перемещения товаров через границу. Но вид такой декларации будет зависеть от вида процедуры.

Пункт 36 ст. 4 ТК ТС содержит определения тех товаров, которые могут расцениваться как предназначенные для личного пользования. Это те вещи, которые используются либо созданы для использования в личных целях, для осуществления бытовых нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Обычно через границу их перевозят в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, с помощью международных почтовых отправлений, путем доставки перевозчиком и так далее (ст. 353 ТК ТС).

Для физических лиц предусмотрен особенный упрощенный порядок перемещения товаров. Способы для перемещения товаров, предназначенных для личного пользования, отличаются меньшим набором требований к процедуре, отсюда этот порядок называется упрощенным. Но необходимо учитывать, что количество и стоимость таких товаров не должны превышать установленной для данной категории объектов величины, иначе они уже не смогут подвергаться таможенно-тарифному регулированию как перемещаемые в упрощенном порядке. Упрощенный порядок нередко подразумевает освобождение физического лица, провозящего имущество через границу, от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Как выяснить предназначение перемещаемых объектов? Как отграничить товары для предпринимательской деятельности от товаров для личного потребления, ведь зачастую граница бывает весьма условной? Отнесение объектов к той или иной категории осуществляется самими таможенными органами, но на основании заявления субъекта перемещения – физического лица. Человек, перемещая товары через границу, сообщает представителям таможни о том, к какой категории он сам относит перемещаемые объекты (сообщает устно или с помощью таможенного декларирования в письменной форме). Дальнейшую оценку должны дать сами таможенные органы, применяя при этом систему управления рисками. Представители уполномоченного органа берут во внимание не только количественные и стоимостные характеристики товара, но и частоту пересечения данным физическим лицом границы государства и провоза товаров через таможню.

В повседневной деятельности таможенных органов критерии определения предназначения товаров применяются в следующем порядке.

  • Свойства товаров, их предназначение. Если традиционно данный вид товаров не используется в быту и не имеет таких потребительских свойств, которые позволили бы предположить возможность применения объекта для личных целей, то представители таможенных органов обычно относят подобные товары к объектам, предназначенным для предпринимательской деятельности.

  • Количество товаров. Очевидно, что, если физическое лицо провозит огромное количество однородных товаров (например, платья одного и того же фасона, цвета, но разных размеров), то убедить таможенных работников в том, что эти вещи предназначены исключительно для личного потребления лица, вряд ли удастся. Надо оценить, насколько объем товаров превышает реальные возможности потребления данного лица или его семьи, чтобы утверждать, что товары перемещаются для предпринимательских целей.

  • Частота перемещения товаров через таможенную границу. Разумно предположить, что, если одно и то же физическое лицо периодически провозит через границу однородные товары, хотя и в малых количествах, оно делает это вероятнее всего для предпринимательских целей. То же можно сказать о почтовых отправлениях, совершаемых между одними и теми же субъектами одновременно либо в течение одного месяца. Такие отправления вполне обоснованно могут расцениваться как предназначенные для предпринимательских целей.

Читайте статью: Таможенная статистика внешнеэкономической деятельности

Если таможенное декларирование товара физическим лицом в отношении предназначения объекта не совпадает с оценкой работников таможенных органов, то преимущество имеет мнение последних. Нужно помнить, что и потребности физических лиц, перемещающих товары через границу, индивидуальны, и свойства товаров могут быть очень разными. Поэтому каждый случай провоза товара рассматривается в отдельности. Сотрудники таможни обычно берут во внимание следующие факты:

  • Состав семьи физического лица;

  • Обычную потребность человека в такого рода товарах;

  • Место работы (если есть);

  • Место жительства (территория Таможенного союза, соседство с границей);

  • Цель поездки, частота повторений поездок;

  • Ассортимент объектов, перемещаемых через границу;

  • Документальное подтверждение приобретения данных товаров в розницу;

  • Частота перемещения идентичных товаров различными физическими лицами.

В ходе опроса могут быть выявлены иные имеющие значение факторы.

Основными документами, которые удостоверяют факт неоднократности перемещения через границу однородных товаров за конкретный отрезок времени, являются пассажирские таможенные декларации. По отме��кам на них, сделанным таможенными работниками, всегда легко определить, были ли ранее выпущены за границу подобные товары либо в выпуске было отказано. Вполне возможна ситуация, при которой лицо, часто пересекая границу государства, не имеет возможности ввозить те или иные группы однородных товаров.

Таможенный орган декларирования принимает документы на товары, перемещаемые через таможенную границу как физлицами, юридическими лицами и ИП. Таможенные органы декларирования выполняют непростую задачу защиты государственных интересов, связанную с контролем ввозимых и вывозимых грузов и товаров. Они должны предотвратить ввоз в Россию товаров и грузов, представляющих опасность для граждан и окружающей среды, а также не допустить вывоза запрещённых законодательством товаров. Именно поэтому декларированию подлежат все товары, ввозимые или вывозимые на территорию ЕАЭС. Кроме контроля таможенный орган декларирования осуществляет и другие функции: собирает таможенные платежи, следит за соблюдением мер таможенно-тарифного регулирования, борется с контрабандой и контрафактом и другие. Таможенные органы представляют собой единую централизованную систему, включающую в себя: таможенные управления, таможни и таможенные посты. Для выполнения своих функций они обеспечены развитой инфраструктурой: здания и площадки, электронно-вычислительная техника и программное обеспечение, а также другая необходимая техника. Таможенные органы декларирования сосредоточены в пунктах пропуска грузов и товаров через таможенную границу: аэропортах, портах, вокзалах, автомобильных грузовых терминалах и СВХ. Для декларирования отдельных групп товаров и для решения спецзадач организованы специализированные таможни: энергетическая, акцизная, оперативная, кинологическая и другие.

Процедуры таможенного декларирования, а также практика их применения регламентируются законодательно. Правовой основой является Таможенный кодекс ЕАЭС, решения законодательных органов, федеральные законы Российской Федерации и приказы ФТС России. Согласно ТК ЕАЭС таможенное декларирование может быть осуществлено в рамках одной из 17 таможенных процедур, право выбора которой принадлежит декларанту-собственнику.

Перечень таможенных процедур

  1. Выпуск для внутреннего потребления
  2. Экспорт
  3. Таможенный транзит
  4. Временный ввоз (допуск)
  5. Временный вывоз
  6. Переработка на таможенной территории
  7. Переработка вне таможенной территории
  8. Переработка для внутреннего потребления
  9. Таможенный склад
  10. Свободный склад
  11. Реэкспорт
  12. Реимпорт
  13. Уничтожение
  14. Отказ в пользу государства
  15. Специальная таможенная процедура
  16. Беспошлинная торговля
  17. Свободная таможенная зона

Периодическое таможенное декларирование

Формы таможенного декларирования и порядок их применения регламентируются законодательно. Декларирование должен осуществлять сам декларант-владелец или уполномоченный таможенный представитель. Электронная форма таможенного декларирования, согласно ст. 104 ТК ЕАЭС, в настоящее время является основной. При этом, согласно общим требованиям, декларация составляется в электронном виде, к ней прикладываются электронные копии указанных в ней документов, после этого, заверенная электронной подписью, она подаётся дистанционно, по сети интернет, в ЦЭД.

Письменную форму таможенного декларирования используют только в отношении товаров:

  • помещаемых под таможенную процедуру транзит;
  • для личного пользования;
  • пересылаемых в МПО;
  • ТС международной перевозки;
  • когда в качестве декларации используется другие документы, например, транспортная накладная;
  • когда электронное декларирование нельзя осуществить.

Товары подлежащие таможенному декларированию – согласно ТК ЕАЭС любые перемещаемые через таможенную границу товары подлежат письменному или электронному декларированию. При этом могут уплачиваться или не уплачиваться ввозные или вывозные таможенные платежи и пошлины. Их размер зависит от участника ВЭД осуществляющего перемещение товара, от вида товара и его стоимости. Задача таможенных органов следить за тем, чтобы из России не были вывезены ценные товары, вывоз которых запрещён законодательством, а также за тем, чтобы в Россию не ввезли запрещённые товары, представляющие собой угрозу для страны и её жителей, а также собирать таможенные платежи. Юридические лица и ИП при соблюдении мер тарифного и нетарифного регулирования могут перевозить через таможенную границу любые товары в любом количестве, кроме запрещённых. Участники ВЭД, ввозящие и вывозящие товары обязаны их задекларировать, при этом предоставив в таможню пакет документов и необходимую информацию. Документы подаются вместе с таможенной декларацией в установленном порядке.

Физические лица, согласно ст. 260 ТК ЕАЭС, должны задекларировать товары:

  • доставляемые в несопровождаемом багаже или перевозчиком;
  • попадающие под запреты и ограничения;
  • в сопровождаемом багаже, за перемещение которых через таможенную границу нужно оплатить пошлины и налоги;
  • в сопровождаемом багаже, ввоз которых не требует оплаты пошлин и налогов;
  • пересылаемые в международных почтовых отправлениях;
  • ТС для личного пользования;
  • автозапчасти;
  • временно ввезённые ТС;
  • денежные средства, если их сумма превышает 10000 долларов США;

Физлицам декларировать товары не нужно, если их везут в сопровождаемом багаже через страны ЕАЭС транзитом, авиационным транспортом. Не нужно декларировать товары, если их вес и стоимость не превышает установленных законодательством лимитов. Физлицам нельзя ввозить товары, предназначенные для коммерческих целей, для перепродажи. Окончательное решение о назначении товаров принимает таможенный инспектор. При этом, если турист везёт больше трёх одинаковых предметов, то скорее всего таможня их не пропустит, признав их коммерческой партией. Например, при ввозе 5 новых одинаковых смартфонов или 5 кофточек одинакового цвета и размера. Кроме того, есть, законодательно утверждённый список товаров, в котором перечислены товары, не относящиеся к товарам для личного использования.

Особенности таможенного декларирования – связаны с применением таможенного законодательства и правильности подачи сведений в таможенный орган. Таможенное декларирование опирается на ТК ЕАЭС, решения законодательных органов, приказы ФТС России. При этом важно знать особенности таможенного декларирования разных видов товаров. Для пресечения нарушений при декларировании проводиться таможенный контроль, который выявляет случаи недостоверного декларирования и попытки незаконного ввоза товаров. Существуют товары, ввоз которых запрещён, есть товары, которые находятся под санкциями. Подакцизные товары нужно оформлять только на акцизной таможне, товары, представляющие собой культурную ценность нужно оформить только специализированных таможенных постах для культурных ценностей. При проведении таможенного декларирования нужно знать и исполнять таможенные правила, если нарушения будут выявлены, наступает административная или даже уголовная ответственность. Если нужного опыта и знаний нет, то чтобы таможенное декларирование было проведено в соответствии с законом, лучше обратиться к нашим специалистам, которые помогут Вам. Специалисты нашей компании «Универсальные Грузовые Решения» помогут Вам провести таможенное декларирование с соблюдением всех правил и особенностей, в строгом соответствии с законом.

Порядок таможенного декларирования товаров состоит из подготовки декларации на товары (ДТ), её подачи, списания таможенных платежей таможенным органом. Но в первую очередь для таможенного декларирования товаров участнику ВЭД необходимо зарегистрироваться в таможне. Для этого нужно подготовить документы и предоставить необходимую информацию. Для физических лиц – это, как правило, паспорт с пропиской и ИНН, для юридических лиц и ИП – это документы по указанным ниже спискам. Юридические лица и ИП осуществляют таможенное декларирование в Центрах Электронного декларирования (ЦЭД). Подача электронной таможенной декларации через ЦЭД существенно упрощает декларирование товаров таможенного союза. Передовые технологии, реализованные в созданных ЦЭД, позволяют осуществлять электронное таможенное декларирование товаров по сети интернет, при этом таможенного инспектора и декларанта может разделять любое расстояние. Взаимодействие между ЦЭД и таможенном постом тоже производится по сети интернет, что позволяет дистанционно управлять таможенными процессами. При этом перемещать товары можно через любые таможенные посты, что позволяет существенно снижает затраты времени и средств.

Документы и информация необходимые для
таможенного декларирования

  1. Список документов для регистрации Физического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
  3. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)
  4. Список документов для таможенного оформления «Импорт» (Смотреть)
  5. Список документов для таможенного оформления «Экспорт» (Смотреть)

Виды таможенного декларирования связаны с использованием разных видов таможенных деклараций, а также формой их подачи: электронной и письменной.

Виды таможенных деклараций:

  • на товары – используется при помещении товаров под процедуры, исключая транзит; в документе указываются следующие сведения: процедура, под которую помещается ввозимый товар, о декларанте, о таможенном представителе, получателе, продавце и покупателе, о транспортных средствах, о товарах (название, описание, количество, сведения необходимые для исчисления платежей, для обеспечения мер нетарифного регулирования, страна происхождения товара, товарный знак, производитель);
  • пассажирская – используется при перемещении товаров для личного пользования физлицами;
  • транзитная – используется при помещении товаров под таможенную процедуру таможенный транзит; указываются сведения об отправителе и получателе, страна получатель и страна отправитель, о транспортном средстве, о товаре (название, количество, стоимость, код, количество и вес) и другие;
  • на транспортное средство – используется при таможенном декларировании транспортных средств международной перевозки и припасов.

Формы, структуры и форматы электронной таможенной декларации, а также декларации на бумажном носителе, а также порядок заполнения документов утверждены законодательно.

Таможенное декларирование – порядок оформления и «подводные камни»

  • Сертификация в России
  • Международная сертификация
  • Знак соответствия
  • Орган по сертификации
  • Технические регламенты
  • Техническое регулирование
  • Таможенное оформление
  • Таможенное декларирование
  • Таможенный брокер
  • Законодательство
  • Саморегулирование
  • установления контроля над перемещением материальных объектов через российскую таможенную границу;
  • создания барьеров при попытке вывоза из страны национальных ценностей;
  • сбора определённого объёма таможенных пошлин за ввоз продукции;
  • формирования различных ограничений на основании действующих законодательных норм, при допуске на территорию страны опасных для здоровья граждан грузов;
  • осуществления борьбы с административными нарушениями.

  • перемещения товаров, грузов или транспорта через таможенную границу России;
  • изменения таможенного режима (например, в случаях продажи покупателю товара, хранившегося на таможенном складе, режим таможенного склада изменяется на режим выпуска продукции для свободного обращения);
  • иных процедур, определяемых нормами российского законодательства (например, продукция, помещённая под таможенный режим беспошлинной торговли, подлежит повторному таможенному оформлению, предусматривающему подачу нового образца таможенной декларации при отзыве или аннулировании лицензии на данный магазин, а также случаях, связанных с его ликвидацией).

  • правоохранительных целей – для эффективной борьбы с контрабандой или другими нарушениями таможенных норм;
  • налоговых целей – составление налоговой декларации;
  • административного регулирования внешней экономической деятельности – осуществление лицензирования, квотирования и др.;
  • организации других видов государственного контроля на границе – ветеринарный, экологический, фитосанитарный, радиоактивный контроль и др.;
  • ведения таможенной (внешнеторговой) статистики и др.

Принцип таможенного декларирования предполагает предоставление основных данных, необходимых для выполнения таможенных формальностей и расчёта величин таможенных платежей, самим лицом, перемещающим груз (декларантом) или таможенным брокером.

  1. По способу выполнения процедуры:
    • неполное декларирование – подача неполной декларации может проводиться на импортную или отечественную экспортную продукцию. Неполное декларирование используется в случаях невозможности предоставления необходимых для оформления данных по независящим от декларанта причинам. В подобном случае, даётся определённый срок (для импортных товаров – 45 дней, а для экспортных – 8 месяцев) для предоставления недостающих данных с момента принятия неполной декларации;
    • полное декларирование – заполняется на всю ввозимую и вывозимую продукцию, особенно это относится к юридическим лицам и коммерческой деятельности;
    • временное декларирование – данный вид декларирования применим лишь по отношению к российской продукции, ввозимой на экспорт. Такая форма предполагает недостаток информации, необходимой для расчёта и уплаты таможенных платежей;
    • предварительное декларирование – применяется для иностранной продукции, которая, ещё не прибыла на таможенную территорию, либо не завершила внутренний таможенный транзит.
  2. По виду таможенной декларации и характеру её заполнения:
    • декларация на груз или товар – подаётся в случаях перемещения продукции участниками ВЭД (хозяйствующими субъектами);
    • транзитная декларация – используется при помещении груза под соответствующий режим таможенный транзит. В качестве данного вида деклараций могут предоставляться коммерческие, транспортные и прочие документы;
    • пассажирская таможенная декларация – используется при выполнении перемещений товаров физическими лицами для последующего личного использования. Данная декларация оформляется лицом, достигшим 16-летнего возраста;
    • декларация на транспорт – оформляется при перемещении различных видов транспортных средств, относящихся к международным перевозкам через таможенную границу. В качестве такой декларации могут предъявляться стандартные документы перевозчика, которые предусмотрены международными транспортными договорами.

Порядок и форма заполнения всех видов деклараций утверждаются соответствующими Решениями КТС.

  • составление соответствующего вида декларации декларантом и передача её в таможенные органы;
  • присвоение в автоматическом режиме индивидуального порядкового номера таможенной декларации вне зависимости от дальнейшего принятого решения;
  • рассмотрение должностным лицом поданного таможенного документа на протяжении не более двух часов;
  • принятие таможенным органом решения о регистрации или в её отказе, с проверкой отсутствия причин для этого и выявления нарушений установленным таможенным требованиям;
  • в случае положительного результата таможенная декларация принимается с присвоением ей собственного регистрационного номера;
  • в случаях отказа в регистрации декларации декларанту направляется мотивированный отказ, оформленный в письменном виде.

Налоговые нормы, посвященные экспортным операциям, столь подробной информации не содержат.

Так, налогообложение при реализации товаров, фактически вывезенных в таможенной процедуре экспорта, производится по налоговой ставке 0% (пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС нужно представить в инспекцию документы, перечисленные в ст. 165 НК РФ. Среди них названа таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией.

К сведению. В целях получения информации о количестве и дате фактически вывезенных товаров в ходе мероприятий налогового контроля налоговые органы вправе запрашивать эти сведения в таможенных органах РФ, которые производили таможенное оформление экспорта товаров (Письма ФНС России от 10.12.2012 N ЕД-4-3/20900@, ФТС России от 16.07.2010 N 04-45/35094 (доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 21.07.2010 N ШС-37-3/7188@), Соглашение о сотрудничестве ФТС России и ФНС России от 21.01.2010 N 01-69/1/ММ-27-2/1).

ФНС России в Письме от 19.12.2011 N ЕД-4-3/21614@ констатирует: иных требований к таможенной декларации, представляемой в налоговый орган при указанной реализации товаров, положения ст. 165 НК РФ не содержат.

Другими словами, Налоговый кодекс не уточняет, какая именно таможенная декларация должна быть представлена налогоплательщиком в составе документов, подтверждающих правомерное применение налоговой ставки 0% по НДС. Кстати, о том, какими именно должны быть отметки на таможенной декларации, в налоговых нормах также не говорится ни слова, просто констатируется, что они должны быть в наличии (далее об этом поговорим подробно).

С учетом неопределенности формулировок норм закона мнения уполномоченного органа и арбитров относительно того, при подаче какой таможенной декларации — временной или полной налогоплательщик надлежаще исполняет требование Налогового кодекса о подтверждении права применять ставку 0% по НДС в отношении экспортной поставки товаров, разделились.

К сведению. При экспорте товаров через границу РФ с государством — членом Таможенного союза вместо таможенных деклараций может быть представлен реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, с отметками таможенного органа РФ, подтверждающими факт помещения товаров под таможенную процедуру экспорта (пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ). Реестры таможенных деклараций представляются в порядке, определяемом Минфином по согласованию с ФТС.
Утверждение Минфином формы реестров или перечня сведений, отражаемых в этих реестрах, Налоговым кодексом не предусмотрено (Письмо Минфина России от 30.10.2012 N 03-07-08/308).
ФНС России считает, что реестр таможенных деклараций должен содержать сведения о товарах, фактически вывезенных за пределы территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта, позволяющие налогоплательщикам обосновать правомерность применения ставки 0% по НДС по конкретным поставкам товаров, а налоговым органам осуществить контроль по таким операциям и не допустить неправомерного применения указанной ставки налога (Письмо от 13.09.2012 N АС-4-2/15309).

В Письме от 20.08.2013 N 03-07-08/33977 финансисты мотивировали свой вывод так. Во временной декларации в силу ст. 214 ТК ТС (полагаем, в Письме допущена опечатка и здесь речь идет об аналогичной статье Закона о таможенном регулировании) отражаются неточные сведения о таможенной стоимости экспортируемых товаров. Лишь в полной таможенной декларации могут быть даны сведения в полном объеме.

Схожую точку зрения Минфин России (со ссылкой на ст. 138 Таможенного кодекса РФ, утратившего силу в связи с принятием ТК ТС) высказывал и ранее в Письме от 11.08.2009 N 03-07-08/181, в котором рассматривался вопрос об отсутствии оснований для представления временной таможенной декларации в целях подтверждения правомерности применения ставки 0% по НДС в отношении фактически реализованных топлива и ГСМ в таможенном режиме перемещения припасов.

Логика чиновников финансового ведомства проста. Право на применение налоговых вычетов в связи с реализацией товаров на экспорт у налогоплательщика возникает в том налоговом периоде, в котором он подтвердил право на применение налоговой ставки 0% (п. 3 ст. 172 НК РФ). А оформление полной таможенной декларации как единственно возможного варианта подтверждения факта экспорта требует определенного времени, значит, и вычетом экспортер сможет воспользоваться только в следующих налоговых периодах.

Налоговые инспекторы, судя по наличию судебных решений по этому поводу, зачастую разделяют мнение Минфина. Чего нельзя сказать об арбитрах, которые нередко при рассмотрении подобных споров встают на сторону налогоплательщиков.

В пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ говорится об обязательном наличии на таможенной декларации отметок таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта. Сама формулировка налоговой нормы указывает на то, что таких отметок должно быть несколько (то есть явно больше, чем одна). Однако, сколько и какими именно должны быть данные отметки, не уточняется. Чтобы выяснить этот момент, обратимся к профильным нормативным актам.

В соответствии с п. 4 ст. 195 ТК ТС выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа в порядке, установленном законодательством государств — членов Таможенного союза (если иной порядок не установлен Решением Комиссии ТС). Выпуск осуществляется путем проставления таможенным органом соответствующих отметок на таможенной декларации и (или) транспортных (перевозочных) документах, а также внесения сведений в информационные системы таможенного органа.

Согласно пп. 3 п. 43 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары (Утверждена Решением Комиссии ТС N 257) в графе «С» основного и добавочного листов декларации под соответствующими номерами проставляются отметки о принятом решении таможенного органа в отношении товаров, сведения о которых заявлены в этой ДТ, — «выпуск разрешен» или «отказано в выпуске», которые заверяются подписью должностного лица и оттиском его личной номерной печати.

После проверки факта вывоза товаров уполномоченное должностное лицо таможенного органа делает отметку «товар вывезен» (с помощью штампа либо в виде записи) с обязательным указанием даты фактического вывоза товаров и заверяет отметку личной номерной печатью на копиях документов, представленных заявителем для подтверждения фактического вывоза. Об этом сказано в п. 15 Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории РФ (ввоза на таможенную территорию РФ) (Утвержден Приказом ФТС России от 18.12.2006 N 1327).

Таким образом, на таможенной декларации, представляемой в налоговый орган для подтверждения права на применение нулевой ставки по НДС, в обязательном порядке должны быть проставлены две отметки — «выпуск разрешен» и «товар вывезен». Кроме того, она должна содержать подписи должностных лиц и оттиски их личных печатей. Причем все указанные реквизиты должны быть легко читаемы. В противном случае вероятны претензии со стороны налоговых инспекторов по поводу применения ставки 0% по НДС в отношении экспортной операции.

К сведению. На основании пп. 3 и 4 п. 1 ст. 165 НК РФ при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу РФ с государством — участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен (например, в случае экспорта на Украину через территорию Республики Беларусь), в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения ставки 0% по НДС представляются таможенная декларация (ее копия) и копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
Поэтому при реализации товаров на экспорт в третьи страны через территорию стран — участников Таможенного союза для подтверждения обоснованности применения названной ставки отметка пограничных таможенных органов этих стран на таможенных декларациях (их копиях) и копиях транспортных и товаросопроводительных документов не требуется (Письмо Минфина России от 08.09.2010 N 03-07-08/257). Иными словами, в этом случае на таможенной декларации достаточно одной отметки — «вывоз разрешен».

Правоприменительная практика по обозначенной проблеме довольно разнообразна и, надо признать, противоречива. Что, полагаем, отчасти объясняется тем, что арбитры при принятии решения исходят из характерных особенностей, присущих каждой конкретной ситуации, а также имеющихся в деле подтверждающих документов. Здесь уместно добавить, что огрехи, допущенные в оформлении таможенных деклараций (в части оттисков, печатей и подписей), не оказываются фатальными, если налогоплательщик докажет факт вывоза товаров на экспорт другими оправдательными документами (как это было сделано, например, в Постановлении ФАС МО от 10.06.2010 N КА-А40/5623-10).

Однако хотелось бы обратить внимание читателей на другое решение судей этого округа, которое лишний раз убеждает нас в том, что претензии контролеров, которые они предъявляют налогоплательщикам, зачастую притянуты за уши. В чем же смысл подобного упорства налоговиков, если судебный спор будет заведомо проигран? Рассчитывают они здесь, видимо, только на то, что искать помощи в судебных инстанциях в силу известных недостатков судебной системы еще пока не очень принято. Поэтому в суд идут единицы.

Но вернемся к судебному акту. Речь идет о Постановлении ФАС МО от 12.05.2011 N КА-А40/3872-11. Как следует из материалов дела, налогоплательщиком в соответствии со ст. 138 Таможенного кодекса РФ было получено право на периодическое временное декларирование товаров на Домодедовской таможне. Поэтому он до 5-го числа каждого месяца подавал временную декларацию на товары, которые предполагал вывезти в течение данного месяца. Далее налогоплательщик в течение месяца отгружал товары по инвойсам, счетам-фактурам и авианакладным (а также железнодорожным), которые содержали ссылку на временную таможенную декларацию. Полная декларация подавалась только вместе с последней поставкой месяца, к ней прикладывались все инвойсы, счета-фактуры, накладные, подтверждающие фактический вывоз товара.

Инспекция настаивала на том, что для правомерного применения ставки 0% по НДС в рассматриваемой ситуации необходимо, чтобы отметка «товар вывезен» была проставлена на временной таможенной декларации.

  • Таможенное декларирование товаров
  • Таможенное оформление
  • Таможенный склад
  • Таможенное оформление товаров физическими лицами
  • Растаможка автомобилей
  • Сертификация
  • Страхование грузов
  • Международные перевозки
  • Таможенный брокер (представитель)
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Таможенные правила
  • Таможня и налоги
  • Таможенные документы
  • Таможенное право
  • Таможенные пошлины
  • Таможенные платежи
  • Таможенный контроль
  • Таможенный тариф
  • Таможенная стоимость
  • Таможенные режимы / процедуры
  • ТН ВЭД
  • Таможенный пост
  • Таможенные сборы
  • Таможенный союз

Оформление на таможне различных грузоперевозок — это перечень манипуляций, связанных с размещением транспорта и груза под особый режим проверки, соответствующий положениям ТК. Сама процедура признана одной из наиболее важных в отношении продукции, транспортируемой через госграницу. Она состоит в предоставлении полноценных и точных сведений об изделиях, которые вносятся в декларацию. Все данные должны в полной мере охарактеризовывать товар, назначение, количество, вес, а также множество других его признаков.

Решаемые задачи:

  • представление данных об объектах, транспортном средстве, которые требуются для выполнения таможней поставленных целей;
  • признание легитимности манипуляций, выполняемых декларантом;
  • контролирование информации и проверка соответствия реальному состоянию;
  • ведения таможенной (внешнеторговой) статистики и др.

Алгоритм предполагает подачу для рассмотрения заявления с перечислением всех сведений о содержимом коробов, транспортном средстве и выбранном режиме оформления. По необходимости могут быть запрошены иные дополнительные данные, однако их предоставление необходимо только при условии обоснованности запроса.

Полная или временная таможенная декларация

На сегодняшний день установлено несколько вариантов:

  • устный – то есть вся информация передается сотрудникам устно. Такой способ допустим для физических лиц при перевозке некоммерческого груза, то есть личного багажа. «Зеленый коридор» значительно упрощает досмотр и все осуществляемые манипуляции;
  • электронное — передача сведений посредством современных средств связи. Для заверения необходимо наличие ЭЦП, а проверка осуществляется специальной инфосистемой в среднем через 3 часа после направления. Физическими лицами не используется;
  • письменная обязательна в отношение предметов, находящихся в спецперечне.

Существует две классификации, которые применяются на сегодняшний день.

Характер процедуры:

  • неполная — то есть сведения предоставляются частично, что допускается в отношении изделий для импорта или экспорта. Применяется в ситуациях, когда весь объем сведений по определенным причинам, не зависящим от декларанта, перечислить не удается. Для внесения дополнений для импортной продукции дается 45 суток, а для экспортной — 8 месяцев;
  • полная используется юридическими лицами-участниками внешне-экономической деятельности;
  • временная применима для экспортных вещей, а также когда не имеется достаточного объема информации для расчета точной суммы платежей;
  • предварительное предназначается для перевозки иностранной продукции до момента ввоза или когда этап транзита не завершен.

По разновидностям и существующим способам:

  • Таможенное актуально для коммерческих деятелей при заключении сделок.
  • Транзитное разрешено при транзите и включают логистическую документацию.
  • Пассажирское разработано для физлиц, не заинтересованных в коммерции. Заполнять формы для погранконтроля может лицо от 16 лет.
  • Транспортных средств производится в отношении грузового и легкового транспорта, выполняющего перевозки.

Согласно нормативным актам, размещение товаров под тамож.оформление применимо ко всем изделиям, пересекающим госграницу Таможенного Союза. При этом понятие включает в себя Белоруссию, Казахстан, РФ, а также иные участники, в отношении которых юрисдикция ТС остается актуальной. К товарам Таможенного Союза относятся предметы выпущенные, перемещаемые, а также изготовленные в пределах описанных погранграниц ТС.

Если груз не соответствует перечисленным признакам, то его относят к категории «Иностранных». В их отношении действует особый правовой статус, то есть он размещается под контроль Таможней на весь период пребывания в проверочной зоне. При этом кодекс полностью регламентирует порядок, права и обязанности субъектов, временные рамки для осуществления всех обязательных действий.

Размещение груза для декларирования осуществляется согласно статье 179 ТК ТС. Не требуют обязательного рассмотрения:

  • трранспорт, применяемый для логистического сообщения;
  • изделия частных лиц для индивидуального пользования;
  • припасы.

Регистрирование выполняется теми, кто занимается транспортировкой, а также представителями, которые будут действовать от имени заказчика после заключения договора.

В тех ситуациях, когда на момент сопровождения граждане государств ТС не присутствуют, декларантом может выступать:

  • частное лицо, транспортирующее изделие для личного пользования;
  • граждане, имеющие льготные условия, а именно дипломаты или представители стран, фондов и сообществ, получившие особый межгосударственный статус;
  • сотрудники представительств на территории ТС при условии использования предметов внутри структуры;
  • человек, наделенный правом распоряжения продукцией по контракту, который подтверждает регистрацию одной из сторон среди участников ТС.

В отдельных ситуациях допустимо привлечение к составлению деклараций экспедитора.

Разъяснения о том, какие продукты попадают под данную категорию содержатся в пункте 36 статьи 4 ТК ТС. Это вещи, используемые или созданные для индивидуального потребления, выполнения бытовых задач и не связанных с предпринимательством. Через границы их транспортируют с багажом, через международную почту или через перевозчика.

Физические лица проходят упрощенную процедуру растаможки, однако при этом учитываются количество и цена предметов, которые не должны превышать фиксированные в отдельной стране пределы. Физлицо, при условии соблюдения перечисленных характеристик, освобождается от налоговых сборов.

Таможня самостоятельно относит перевозимые объекты к категории личных и коммерческих, но при этом опирается на заявление туриста. Далее производится оценка с использованием системы рисков. Если работники Службы оценивают изделие как коммерческое, опираясь на отдельные принципы, то их мнение имеет большее основание.

Рассматриваемые характеристики:

  • свойства и назначение;
  • количество, ассортимент и необходимость объекта;
  • регулярность перехода через границу и цели;
  • состав семьи;
  • должность на работе и регион трудоустройства;
  • место жительства;
  • подтверждение покупки в розничном магазине.

Октябрь — 2018: правила для экспортеров скорректированы

Это неотъемлемая часть всей процедуры контролирования. Кроме цены, декларант дополнительно указывает способ выявления: метод, обстоятельства сделки. Указывая подобную информацию, необходимо приложить подтверждающую документацию.

На сегодняшний день выделяют несколько вариантов выявления таможенной стоимости:

  • при импорте;
  • при идентичных предметах;
  • при однородных объектах;
  • принцип вычитания;
  • метод сложения;
  • резервная методика, комбинированная.

Выбор отдельного пункта из списка невозможен: преимущественно используется первый, однако при невозможности его применения на практике переходят ко второму и так далее в строгой последовательности.

Таможенная стоимость – это предельная допустимая цена покупки, а значит принимается то значение, которое было фактически уплачено.

Оставшиеся пункты из перечня применимы только в случае невозможности расчета или сопоставления цены при внешнеторговой сделке.

Декларация оформляется в электронном или в письменном (в 2 экземплярах) виде.

С октября 2018 года для подтверждения ставки 0% копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ, представлять не надо, что следует из обновленного пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ.

Также эти документы не представляются при реэкспорте товаров, указанных в абз. 4 и 5 пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ (абз. 4 пп. 6 п. 1 ст. 165 НК РФ с 01.10.2018 утратил силу). Здесь понадобятся:

  • контракт (копия контракта) налогоплательщика на поставку таких товаров за пределы ЕАЭС;

  • таможенные декларации (их копии), свидетельствующие о помещении товаров, ранее ввезенных в РФ, под таможенные процедуры СТЗ, свободного склада или переработки на таможенной территории;

  • таможенные декларации (их копии), свидетельствующие о помещении под таможенную процедуру реэкспорта указанных товаров.

Не нужны транспортные документы и для подтверждения экспорта товаров, если налогоплательщик представит реестры этих документов в электронной форме (см. следующий раздел консультации). Налоговики сами получат информацию о вывозе у таможенников.

Однако сразу прощаться с транспортными документами не стоит, ведь налоговые органы при определенных обстоятельствах (в частности, при обнаружении несоответствия представленных налогоплательщиком и полученных от таможенников сведений) вправе истребовать копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров, предусмотренных абз. 2, 4 и 5 пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, за пределы таможенной территории ЕАЭС (новый п. 1.2 ст. 165 НК РФ).

Для справки: в целях проверки налоговыми органами обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, в том числе по ввезенным товарам, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, передает в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на контроль и надзор в области налогов и сборов, сведения в электронной форме (п. 17 ст. 165 НК РФ).

Требования налоговиков нужно исполнить в течение 30 календарных дней с даты их получения, принимая во внимание особенности, представленные в таблице ниже (абз. 2 – 5 п. 1.2 ст. 165 НК РФ).

Способ вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта)

Способ подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС

Через морские порты, в том числе в случае, если погрузка товаров и их таможенное оформление осуществляются вне региона деятельности пограничного таможенного органа

В налоговые органы представляются:

– копия поручения на отгрузку грузов с указанием порта разгрузки. В случае вывоза уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции, доставленных на территорию РФ в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов без выгрузки на сухопутную территорию РФ, копию поручения представлять в налоговые органы не нужно;
– копия коносамента, морской накладной или любого иного документа, подтверждающего факт приема товара к перевозке, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами таможенной территории ЕАЭС

Воздушным транспортом

В налоговые органы представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории ЕАЭС

Железнодорожным транспортом

Истребуемые транспортные документы могут представляться в электронной форме по формату, утвержденному совместно федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на контроль и надзор в области налогов и сборов и таможенного дела. Указанные документы представляются в налоговый орган
в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на контроль и надзор в области налогов и сборов

Участники внешнеэкономической деятельности в целях подтверждения нулевой ставки вместо копий таможенных деклараций и товаросопроводительных (транспортных) документов (разумеется, если таковые требуются) вправе направить в налоговый орган электронные реестры этих документов (п. 15 ст. 165 НК РФ).

Но если налоговый орган выявит между «реестровыми» и «таможенными» сведениями несоответствия, он вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие сведения, по которым выявлены несоответствия.

До сих пор на представление таких документов экспортеру было отведено 20 календарных дней с даты получения требования от налогового органа (абз. 15 п. 15 ст. 165 НК РФ). К копиям документов предъявлялось условие о наличии соответствующих отметок таможенников.

Документ

Требования ст. 165 НК РФ

Таможенная декларация (ее копия)

Наличие отметки российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией

Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов

Отметки таможенных органов мест убытия, подтверждающие вывоз товаров за пределы территории

Компетентные органы подчеркивали:

  • на истребуемых согласно п. 15 ст. 165 НК РФ документах должны быть проставлены отметки в соответствии с Порядком о таможенном декларировании (Письмо ФНС России от 10.01.2018 № АС-4-15/56@);

  • в случае если в таможенных декларациях, распечатанных налогоплательщиком с использованием специализированного программного средства ФТС, отсутствует какая-либо из отметок таможенных органов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, получение таких отметок налогоплательщиком у таможенных органов является обязательным (Письмо Минфина России от 05.07.2018 № 03-07-08/46762).

С 01.10.2018 рассматриваемая норма (п. 15 ст. 165 НК РФ) скорректирована. Во-первых, срок на представление «реестровых» документов налоговикам продлили с 20 до 30 календарных дней. Во-вторых, копии таможенных деклараций, сведения из которых включены в реестр, могут представляться без отметок российских таможенных органов места убытия.

К сведению: при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта) за пределы таможенной территории ЕАЭС, копии истребуемых таможенных деклараций, сведения из которых включены в соответствующие реестры, представленные в налоговый орган в электронной форме, могут представляться в налоговые органы без соответствующих отметок российских таможенных органов места убытия.

Если по требованию налоговиков «реестровые» документы не представлены, обоснованность применения нулевой ставки в соответствующей части считается неподтвержденной.

В случае если экспорт (реэкспорт) за пределы таможенной территории ЕАЭС по представленным налогоплательщиком документам не подтверждается сведениями, полученными от таможенников, об этом сообщается налогоплательщику. Последний вправе в течение 15 календарных дней со дня получения сообщения налогового органа представить необходимые пояснения и любые имеющиеся у него документы, подтверждающие вывоз указанного товара (новый абз. 18 п. 15 ст. 165 НК РФ).

Пояснения и документы (если таковые были представлены налогоплательщиком в налоговый орган согласно абз. 18 п. 15 ст. 165 НК РФ) налоговая служба включает в запрос, направляемый в ФТС. Если на основании этого запроса таможня так и не подтвердит вывоз товаров, обоснованность применения нулевой ставки в соответствующей части будет считаться неподтвержденной.

Если контракты (договоры) ранее были представлены в налоговый орган для обоснования применения нулевой налоговой ставки или обоснования освобождения от уплаты акциза за предыдущие налоговые периоды, их повторное представление не требуется.

Обратите внимание: данное нововведение касается всех налогоплательщиков, применяющих нулевую ставку НДС (то есть экспортеров товаров в ближнее и дальнее зарубежье).

Вместо контрактов в налоговый орган нужно направить уведомление с обозначением реквизитов документа, которым были представлены указанные документы, и наименования налогового органа, в который они были представлены. Это сказано в новом абз. 2 п. 10 ст. 165 НК РФ.

Для полноты картины стоит также отметить: Федеральный закон № 302-ФЗ внес и другие изменения – в частности, в ст. 165 НК РФ ввел п. 20, в котором представлены особенности подтверждения экспортной ставки НДС и налоговых вычетов при реализации работ (услуг). Но эта норма (в отличие от рассмотренных выше) будет применяться с 01.04.2019 (п. 9 ст. 4 закона).

Итак, согласно п. 20 ст. 165 НК РФ при железнодорожных перевозках вместо копий документов в налоговый орган могут быть представлены транспортные и перевозочные документы, составленные в электронной форме по установленному формату. В таблице ниже показано, о реализации каких услуг (работ) идет речь, а также обозначена норма НК РФ, в которой перечислены документы, «заменяемые» на электронные.

Услуги

Статья 165 НК РФ (о документах)

Услуги по международной перевозке, оказанные в отношении товаров, вывозимых железнодорожным транспортом в таможенной процедуре экспорта (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ)

Подпункт 3 п. 3.1

Транспортно-экспедиционные услуги, а также услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, оказываемые российскими организациями (ИП), для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых (реэкспортируемых) товаров, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, при условии что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ (пп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ)

Подпункт 3 п. 3.7

Услуги по перевозке или транспортировке экспортируемых (реэкспортируемых) товаров, перечисленных в пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ

Работы (услуги), связанные с такой перевозкой или транспортировкой, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку экспортируемых (реэкспортируемых) товаров

Услуги и работы, оказываемые и выполняемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте (пп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ)

Абзац 4 п. 5

Указанные в п. 20 ст. 165 НК РФ документы представляются в налоговый орган в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на контроль и надзор в области налогов и сборов.

Представленные документы должны соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 165 НК РФ.

* * *

Мы рассмотрели скорректированные законодателем (Федеральный закон № 302-ФЗ) нормы гл. 21 НК РФ, которые нужно взять на вооружение участникам внешнеэкономической деятельности в ближайшее время.

Если вкратце:

  • при экспорте товаров российской организации можно применить ставку 0%, подтверждением права на нее является контракт с российской организацией;

  • для подтверждения нулевой ставки при экспорте могут не понадобиться транспортные документы;

  • продлен срок для представления документов из реестров;

  • копии таможенных деклараций, сведения из которых включены в реестр, могут представляться без отметок российских таможенных органов места убытия;

  • контракт для подтверждения нулевой ставки НДС представлять повторно не надо.

Перечисленные изменения вступили в силу 01.10.2018, но применяются в отношении операций по реализации товаров, совершенных начиная с указанной даты (п. 2 и 8 ст. 4 Федерального закона № 302-ФЗ). Это означает, что по старым (до 01.10.2018) экспортным поставкам изменения применяться не будут, даже если подтверждение нулевой ставки произойдет по ним после указанной даты. Вместе с тем официальных разъяснений по этому поводу пока не последовало.

С 10.01.2016 г. ФТС России начала выполнять функции уполномоченного органа, ответственного за ведение статистики в отношении продукции, перемещаемой в рамках торгового оборота со странами ЕАЭС (ранее уполномоченным органом был Росстат). Обязанность представлять «статформу» о торговле со странами ЕАЭС в таможенные органы, прописано в Законе о таможенном регулировании в РФ (Статья 278 Закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ЗоТР). Кто обязан предоставлять — Российское лицо, которое:

  • заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в РФ с территорий государств — членов Союза или вывозятся из РФ на территории государств — членов Союза,
  • а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.

Ранее такие лица были названы лишь в Постановлении Правительства, утвердившем Правила ведения статистики торговли товарами в рамках ЕАЭС (Постановление Правительства РФ от 07.12.2015 N 1329 (далее — Постановление N 1329)).Т.о. при ведении внешнеэкономической деятельности со странами ЕАЭС, с которыми при перемещении товаров, у нас в рамках Единого таможенного союза (Евразийского экономического союза) нет электронного декларирования – всегда требуется заполнять статистическую форму учета товаров:

  • если они заключили сделку о ввозе товаров в Россию с территории стран ЕАЭС (вывозе товаров из России в страны ЕАЭС);
  • если от их имени (по их поручению) заключена такая сделка;
  • если сделка не заключалась, но им принадлежит право владения, пользования и (или) распоряжения ввозимыми (вывозимыми) товарами.

Стандартная форма отчетности предусмотрена к заполнению при перемещении товаров под таможенную процедуру транзита. Простыми словами, когда товары, перемещаемые через государственные границы, не подпадают под нормы таможенного регулирования. Для транзитной продукции не предусмотрено обложение пошлинами и налогами.

Поместить товар под транзитную процедуру без оформленной сопроводительной отчетности нельзя. Что такое транзитная декларация — это обязательный отчет для транзитных операций с товарами, перемещаемыми через государственные границы.

Под транзитную процедуру подпадает не вся иностранная продукция, а только та, что перевозится от одного таможенного органа в месте прибытия до места отправления либо до внутреннего таможенного отдела (ст. 215 ТК ТС). Повторимся: для чего нужна транзитная декларация — чтобы освободить транзитные грузы от норм таможенного регулирования.

Для формы T1 декларации предусмотрены два вида:

  • коммерческая;
  • транспортная.

Возможен и третий вариант оформления отчета. Он используется крайне редко. Допускается только при условии, что в отчетности отражена вся необходимая информация для оформления процедуры.

Если сведений в отчетности недостаточно, декларант обязан подать подтверждающие бумаги и справки, которые отражают достоверную и полную информацию о транзитной продукции. Если этого не сделать, товар будет помещен под меры таможенного регулирования. То есть обложен пошлинами и налогами.

Транзитный декларационный отчет заполняется для сопровождения грузов, путь перемещения которых предусматривает пересечение Европейского союза. Примеры:

  1. Груз поступает на территорию ЕС морским сообщением из портов стран, не являющихся членами Евросоюза. Поставка транспортируется автомобильным транспортом к таможенному посту для дальнейшей перегрузки или очистки.
  2. При поступлении продукции морским сообщением из стран, не входящих в ЕС, для дальнейшего транзита за пределы Евросоюза. Импортер оформляет транзитную декларацию, которая будут сопровождать груз до прохождения контроля убытия на границе.
  3. Между странами Евросоюза осуществляется перевозка или вывоз продукции с одного склада на другой.
  4. Ввоз грузов сухопутным путем на территорию ЕС из стран, не входящих в состав Евросоюза. Груз транспортируется к таможенному посту для комплексной очистки или к таможенному складу для перегрузки на хранение.
  5. Продукция ввозится из стран, расположенных за пределами ЕС, сухопутными путями к морским портам Евросоюза для дальнейшей транспортировки.

Это лишь основные случаи, когда оформляется экспортная транзитная декларация. Форму Т1 придется заполнить и экспортерам из России. Например, когда российские товары поступают в страну Евросоюза. Допустим, во Францию или Германию. Декларацию составляют на основании инвойса, доверенности и упаковочного листа. Документ формируют перед пересечением первой приграничной страны Европейского союза. Бумага сопровождает российские товары до места назначения.

Совершение таможенных операций в условиях Таможенного кодекса ЕАЭС

Допустимо составление сопроводительной транзитной декларации в электронной форме. Формат отчетности закреплен решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.01.2018 № 2.

Электронный бланк декларации представляет собой персональную книжку. В нее вносится вся информация о документах, оформленных при перевозках товаров и грузов.

Готовый документ подлежит обязательной регистрации. Заполненную декларацию вместе с подтверждающими формами документов подайте в таможенный орган.

Вместе с декларацией подайте:

  • копию договора купли-продажи;
  • иные бумаги, подтверждающие факт заключения сделки;
  • транспортные и коммерческие документы;
  • банковские выписки и квитанции об оплате таможенных пошлин.

Регистрацию документов осуществляет представитель таможенного органа. Если с бумагами все в порядке, то срок регистрации не превысит двух часов. Каждому документу присвоят индивидуальный порядковый номер.

В регистрации документов откажут, если:

  1. Декларацию подало лицо, не являющееся официальным представителем декларанта.
  2. В оформлении допущены существенные ошибки.
  3. Отчетность предоставлена в таможенный орган, не имеющий полномочий.
  4. Информация о грузе раскрыта не в полном объеме.
  5. Форма декларации не соответствует установленному бланку.

Срок транзита определяется иначе. Ограничение установлено в 30 календарных дней на каждые 2000 километров.

Таможенная очистка (она же «растаможка») – это фактически процедура по легализации перемещения грузов через границу. Обычно она предусматривает непосредственно таможенное оформление, т.е. подачу декларации с необходимым комплектом документов, и уплату пошлин, сборов и налогов.

Задача таможни – отличить вещи для личного пользования от коммерческих партий товаров. В первом случае таможенной очистки не требуется (если не превышены нормы по весу и стоимости), а вот во втором придётся заняться растаможкой. Можно делать это собственными силами, а можно привлечь посредника – таможенного брокера.

Внешнеэкономическая деятельность – это удел не только огромных корпораций, но и среднего и малого бизнеса. Ниже – примеры ситуаций, когда вам понадобится учитывать необходимость таможенной очистки при планировании дел:

  1. Вы решили купить товар напрямую у зарубежного производителя, минуя дистрибьюторов, потому что они продают с космической наценкой или потому что в России этот производитель вовсе не представлен;
  2. Объём заказов вырос, и теперь вам требуется бОльший объём импортных комплектующих, фурнитуры и прочих расходников. С учётом новых масштабов закупок оформить покупку на физ.лицо «для личных нужд» уже не получится – таможня товар не пропустит;
  3. Вместо нового оборудования или техники вы решили купить бывшее в употреблении в Европе;
  4. Ваш станок сломался и починить его могут только на зарубежном заводе-изготовителе;
  5. Вы едете на выставку за рубеж и везёте с собой образцы оборудования или любой другой масштабной продукции;
  6. Падение курса рубля подстегнуло вас к работе на иностранную аудиторию, и теперь вы продаёте товары за рубеж и физическим лицам, и компаниям.

Неправильная растаможка может стоить не только потерянного времени и денег, но и грозить делом об административном правонарушении. Если сумма недополученных таможенных платежей превысит 2 миллиона рублей, то может быть возбуждено уголовное дело.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.