Информация защищаемая в режиме налоговой тайны является разновидностью коммерческой тайны

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Информация защищаемая в режиме налоговой тайны является разновидностью коммерческой тайны». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Безусловно являются тайной сведения из паспорта физлица, а также информация из документов юрлица, которые налоговая инспекция получила в рамках налогового контроля. Но не всегда все так однозначно. Разберем на конкретных ситуациях, что является информацией, защищаемой в режиме налоговой тайны.

Правовой режим доступа к информации, защищаемой в режиме налоговой тайны

Материалы налоговой проверки являются тайными для третьих лиц. Однако самому налогоплательщику инспектор обязан предоставить эти данные. Кроме того, налогоплательщик имеет право ознакомиться со всеми документами, которые могут иметь отношение к оспариваемым фактам по итогам налоговой проверки.

Инспекторы могут предоставлять потенциальным контрагентам компании:

  • информация о задолженности контрагента перед бюджетом;

  • сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов.

Данные из бухгалтерских регистров и бухгалтерская отчетность потенциального контрагента являются коммерческой тайной. Инспекторы должны ограничить доступ к таким сведениям, которые они получили во время проверки компании.

Однако сведения о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год являются исключением. Это общедоступная информация, которая размещена на сайте налоговой.


Получить только разрешенные законодательством данные о контрагентах можно в сервисе Астрал.СКРИН. Он предоставляет пользователям данные, собранные из официальных реестров, позволяет проверить статус и репутацию предпринимателя.

Перечень предоставляемой в налоговые органы информации, разрешенной для разглашения, строго ограничен. Значит, в состав налоговой тайны включаются сведения, не указанные в вышеприведенном списке исключений. Сюда можно отнести любую информацию о производственных процессах, проходящих в компании, о партнерах организации и условиях сделок. Под данными, составляющими налоговую тайну, понимаются и сведения, полученные в рамках проведения налоговых проверок, данные, полученные от органов, выдающих лицензии, учреждений соцзащиты, медицинских и образовательных учреждений, нотариальных контор и банков. В частности, к тайным относятся сведения, содержащиеся в специальных декларациях, поданных гражданами в рамках закона «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках…» от 08.06.2015 № 140-ФЗ.

Взаимодействуя с налоговыми органами, руководство любой организации надеется на сохранность конфиденциального характера передаваемой информации. Конфиденциальности, по мнению налогоплательщиков, должно способствовать наличие статьи в налоговом кодексе, посвященной налоговой тайне. Она регламентирует, какая именно информация обязана оставаться скрытой, а какая может быть доступна общественности. В последнее время наблюдается тенденция вывода все большей информации о налогоплательщиках из-под грифа «налоговая тайна».

Положения НК РФ устанавливают, что не вся информация и сведения, относящиеся к особенностям и установленному порядку налогообложения, являются налоговой тайной и входят в данное понятие. К данным сведениям относятся следующие:

  • информация о среднем числе сотрудников определенного учреждения, организации и т.д.;
  • сведения об определенных суммах налогов и установленных сборов, которые были уплачены той или иной организацией, за определенный временной период, равный одному календарному году;
  • финансовая информация об отраженных суммах доходов и расходов предприятия или учреждения за прошедший календарный год.

В этот список может быть включена и иная дополнительная информация, для которой действующим налоговым законодательством РФ не предусматривается режим налоговой тайны.

Вся эта информация не входит в понятие налоговой тайны, следовательно, ее разглашение не будет составлять правовое нарушение и, в соответствии с положениями НК РФ, сам факт разглашения не может понести за собой абсолютно никакую ответственность.

Доступ к данным сведениям не будет ограничен только определенным кругом уполномоченных лиц, а согласие на разглашении этой информации не потребуется.

Понятие «разглашение налоговой тайны», в соответствии с действующими положениями НК РФ, означает распространение определенных сведений, которые являются налоговой тайной, влекущее за собой нарушение существующих норм и несоблюдение интересов налогоплательщика.

Само разглашение и не соблюдение норм налогового права влекут за собой определенную ответственность, а зависимости от тяжести совершенного правонарушения и серьезности наступивших последствий для налогоплательщика.

Ответственность за разглашение может быть, как административной, так и уголовной. Административная ответственность за нарушение и разглашение налоговой тайны выражается в наложении денежного штрафа, размер которого зависит от конкретного случая и дополнительных обстоятельств.

Уголовная ответственность за разглашение применяется значительно реже, только в тех случаях, когда интересам, либо финансовому положению налогоплательщика был нанесен действительно серьезный ущерб, который стал следствием того, что раскрытие данной информации было осуществлено неправомерным путем.

Налоговая тайна и ее разглашение являются важнейшим пунктом в действующем НК РФ, доступ к ней должен обеспечиваться только при условиях полного соблюдения существующих норм.

В соответствии с НК РФ, доступ к налоговой тайне означает наличие законного права у того или иного лица владеть определенной информацией, касающейся данных налогоплательщика, особенностей налогообложения определенного предприятия, организации и т.д.

Законный доступ к сведениям, которые были признаны налоговой тайной, имеется у определенных должностных лиц. Точный список данных лиц может быть установлен федеральным органом исполнительной власти, обладающим соответствующими полномочиями, федеральным органом, относящимся к уголовному судопроизводству, федеральным таможенным учреждением и т.д.

Доступ к данной информации, как правило, оформляется в письменном виде.

В документе указывается список полномочий и точные сведения об информации, к которой должностное лицо получает доступ.

Помимо этого, должностное лицо должно подписать согласие о том, что в случае, если налоговая тайна будет разглашена иным лицам, либо им будет обеспечен неправомерный доступ, данное нарушение обязательно повлечет за собой применение определенных мер ответственности, установленных НК РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Для применения определенных мер ответственности, доступ и факт нарушения интересов налогоплательщика обязательно должны быть доказаны, иначе установление наказания станет невозможным.

Определенные сведения, содержащиеся в представленной специальной декларации, могут быть признаны налоговой тайной, но только с учетом установленных условий и нюансов. К ним относятся:

  • эти сведения являются налоговой тайной, без каких-либо исключений и дополнений, в соответствии с действующим налоговым законодательством;
  • факт потери данных сведений, либо их неправомерного разглашения, обязательно повлечет за собой необходимость установления уголовной ответственность за совершенное преступление;
  • данные сведения, содержащиеся в специальной декларации, могут быть получены исключительно у налогового органа, путем подачи письменного запроса от самого лица – автора данной декларации;
  • уполномоченное должностное лицо, которое получило доступ к данным сведениям, не может быть привлечено к какому-либо виду установленной ответственности за отказ от дачи показаний, которые касаются непосредственно той информации, входящей в состав налоговой тайны.

Только при наличии вышеперечисленных условий, сведения и информация, содержащаяся в таком документе как специальная декларация, могут быть официально признаны налоговой тайной.

Только после данного признания за разглашение этой информации может назначаться правомерная ответственность, в зависимости от тяжести и серьезности совершенного правонарушения.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Термин «экономическая информация» достаточно широко употребляется, под ним подразумевают информацию о процессах производства, распределения, обмена и потребления благ. Важнейшими характеристиками и наименьшими смысловыми единицами экономической информации являются показатели и величины, представляющие собой количественные характеристики свойств отображаемых объектов.

В соответствии со ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

  1. разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
  2. об идентификационном номере налогоплательщика;
  3. о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
  4. предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);
  5. предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

Основываясь на этимологическом толковании слова «режим», предлагается понимать его как установленный порядок жизни и деятельности для достижения каких-либо целей.

В юридической литературе правовой режим определяется и как социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств, и как порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний, создающих особую направленность регулирования.

В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках правоохранительным органам при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну, необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и мотивировать, что необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо. Порядок предоставления конфиденциальной информации несколько различается в зависимости от того, какие органы за ней обращаются.

Законодательством не предусмотрена возможность предоставления имеющихся в налоговых органах библиотек, архивов, фондов, баз и банков данных, содержащих конфиденциальную информацию, сторонним организациям. Действующее законодательство предусматривает лишь возможность получения конфиденциальной налоговой информации. Прежде всего такая информация может быть предоставлена таможенным органам, органам государственных внебюджетных фондов и органам федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, сотрудники которых сами имеют доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну.

Одной из важнейших составляющих режима правовой защиты информации является установление юридической ответственности за нарушение порядка формирования ресурсов налоговозначимой информации и режима налоговой тайны. В данном случае (за подобные правонарушения) будут применяться следующие виды юридической ответственности: налоговая (финансовая), административная, уголовная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность.

Разглашением налоговой тайны признается виновное противоправное, в нарушение режима защиты соответствующей конфиденциальной информации, действие (бездействие) должностного лица налогового (таможенного) органа, в результате которого она стала доступна третьим лицам.

Доступ к налоговой тайне имеют суды общей юрисдикции РФ и арбитражные суды РФ. При производстве по делам, возникающим в связи с оспариванием ненормативных актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и должностных лиц налоговых органов, при производстве по делам об административных правонарушениях, отнесенных к подведомственности соответствующих судов (ст. 29 АПК РФ; ст. 22 ГПК РФ), может возникать потребность в привлечении сведений о налогоплательщике в качестве доказательств. В этих случаях материалы, содержащие данные сведения, предоставляются налоговым органом по мотивированному письменному запросу судьи непосредственно в суд (ст. 66 АПК РФ; ст. 57 ГПК РФ).

Информация, необходимая для принудительного исполнения взыскания, предоставляется судебным приставам-исполнителям (государственным служащим, которые в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполняют судебные акты и акты других органов). В случае отсутствия информации о должнике, необходимой для принудительного исполнения, судебный пристав-исполнитель направляет мотивированный письменный запрос в налоговый орган об ИНН, о номерах счетов, о наименовании и месте нахождения банков и кредитных организаций, в которых находятся эти счета. Такая информация составляет объект налоговой тайны. Однако по запросу судебного пристава-исполнителя она должна быть предоставлена налоговым органом в трехдневный срок.

В связи с обращением, поступившим из Росстата, Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности, аудиторской деятельности, валютной сферы и негосударственных пенсионных фондов сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, Министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Министерства, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем обращаем внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

По заключению Департамента налоговой политики, согласно пункту 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений, указанных в названном пункте. К налоговой тайне не относятся, в частности, сведения, являющиеся общедоступными, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика (плательщика страховых взносов), а также о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 11 статьи 102 Налогового кодекса.

Директор Департамента Л.З. Шнейдман

Какие сведения составляют налоговую тайну?

Существуют два понятия: «коммерческая тайна» и «конфиденциальная информация». Их можно назвать идентичными. В Федеральном законе от 29.07.2004 № 98-ФЗ заявлено, что:

это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке или получить иную экономическую выгоду.

ВАЖНО! Вводить режим секретности нужно с учетом того, что коммерческая тайна ООО может быть представлена только в виде информации, а не в форме конкретных документов. И охраняются конкретные данные, а не бумаги, где они указаны.

К коммерческой тайне могут быть отнесены любые информационные базы, которые пожелает владелец. Главное, чтобы они не попадали в список исключений, прописанных в статье 5 закона № 98-ФЗ. Например, запрещено засекречивать сведения:

  • содержащиеся в учредительных документах и документах, дающих право осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • о численности и составе работников;
  • о системе оплаты труда и условиях труда;
  • о задолженностях по заработной плате и социальным взносам;
  • о показателях производственного травматизма.

Отметим, что список в законе неполный, и по решению госорганов информация, относящаяся к коммерческой тайне на конкретном предприятии, может стать общедоступной.

В отношении каких сведений можно вводить режим тайны? Некоторые из них перечислены в таблице.

Сфера

Конфиденциальные сведения

Управление

  • о применяемых оригинальных методах управления предприятием;
  • о подготовке, принятии и исполнении отдельных решений руководства предприятия по организационным, производственным, научно-техническим и иным вопросам.

Финансы

  • об обороте средств;
  • о финансовых операциях;
  • о состоянии банковских счетов;
  • об уровне доходов;
  • о долговых обязательствах.

Безопасность

  • о структуре, составе, материально-техническом состоянии;
  • о порядке и состоянии организации охраны, пропускном режиме, системе сигнализации.

Наука и техника, производство

  • о структуре производства, производственных мощностях, типе и размещении оборудования, запасах сырья, материалов, комплектующих и готовой продукции;
  • о целях, задачах, программах перспективных научных исследований;
  • о точных характеристиках создаваемых изделий и параметрах разрабатываемых технологических процессов;
  • об условиях экспериментов и оборудовании, на котором они проводились;
  • о материалах, из которых изготовлены отдельные детали;
  • об особенностях конструкторско-технологического и художественно-технического решений, дающих положительный экономический эффект;
  • о способах защиты от подделки;
  • о состоянии программного и компьютерного обеспечения.

Чтобы утвердить режим коммерческой тайны на предприятии, воспользуйтесь пошаговой инструкцией, включающей семь шагов.

Шаг 1. Определить, что такое коммерческая информация, причем именно в вашей организации, и прописать перечень сведений, которые должны охраняться. Дополнительно можно перечислить документы, где содержатся такие данные.

Шаг 2. Издать приказ, в котором назначить ответственных.

Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), — сведения, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность. Эта ценность определяется тем, что сведения (ст. 2 Закона о коммерческой тайне):

  • не известны третьим лицам;
  • третьи лица не имеют к ним доступа на законном основании;
  • защищены их обладателем режимом коммерческой тайны.

Это могут быть сведения производственные, технические, экономические, организационные и другие, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности.

Обладатель секретной информации должен ее охранять, иначе говоря, установить в отношении нее режим коммерческой тайны. Он будет установлен, когда:

  • определен перечень информации, составляющей коммерческую тайну;
  • доступ к ней ограничен;
  • ведется учет лиц, получивших доступ;
  • в трудовых договорах с сотрудниками и гражданско-правовых договорах с контрагентами прописан порядок использования конфиденциальных сведений;
  • на материалы нанесен гриф «Коммерческая тайна» с реквизитами ее правообладателя.

Это следует из пункта 2 статьи 10 Закона о коммерческой тайне.

К сведению

На практике при нарушении установленного режима коммерческой тайны часто возникают спорные ситуации. Например, похищение из электронного почтового ящика писем, на которых отсутствовал гриф «коммерческая тайна», но имеющих важное значение, не снижает их конфиденциальной ценности. Они могут предназначаться только для внутреннего пользования и не подлежать огласке (апелляционное постановление Московского городского суда от 15.08.2013 по делу № 10-7264/2013).

Срок охраны коммерческой тайны не ограничен. Он может длиться до тех пор, пока сохраняется режим конфиденциальности.

Тщательно предпринятые меры по обеспечению безопасности конфиденциальной информации значительно снизят риски использования ее сторонними лицами.

Гражданско-правовые отношения — это отношения между организацией-владельцем секрета производства и подрядчиком (исполнителем) по договорам на выполнение работ (оказание услуг).

Лицо, которое неправомерно получило сведения о секрете производства и разгласило или использовало их, может быть привлечено к ответственности за нарушение исключительного права. Его могут обязать возместить убытки, причиненные этим нарушением (п. 1 ст. 1472 ГК РФ).

Пострадавший должен доказать факт нарушения режима коммерческой тайны и размер убытков, а также причинно-следственную связь между противоправностью поведения нарушителя и возникновением расходов. При этом важно доказать, что необходимая и достаточная документации для использования секрета производства была передана нарушителю.

Тем не менее, лицо освобождается от ответственности, если использовало секрет производства, но не знало и не должно было знать о том, что его использование незаконно, в том числе в связи с тем, что оно получило доступ к конфиденциальным сведениям случайно или по ошибке (п. 2 ст. 1472 ГК РФ).

Уголовная ответственность за нарушения режима коммерческой тайны предусмотрена статьей 183 Уголовного кодекса. Суровость наказания зависит от степени общественной опасности деяния и его последствий.

Наказание в виде штрафа в размере до 80 тысяч рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев либо исправительные работы на срок до одного года либо принудительные работы на срок до двух лет либо лишение свободы на тот же срок грозит уже за сбор секретных сведений. Должно быть доказано, что сбор сведений был целенаправленным, а способ, каким образом секреты производства стали известны виновному лицу – незаконным (к примеру, документы — похищены, а сведения добыты путем подкупа или угроз).

Если же добытые сведения без согласия их владельца незаконно разглашены или использованы лицом, которому они были доверены или стали известны по службе или работе, — наказание строже. Этот штраф в размере до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо исправительные работы на срок до двух лет либо принудительные работы на срок до трех лет либо лишение свободы на тот же срок.

Разглашение коммерческой тайны считается оконченным с момента поступления информации в обладание третьего лица. К примеру, если письмо было отправлено по электронной почте. При этом не важно, прочитал адресат его или нет.

Еще более отягощает ответственность, если информация была разглашена из корыстной заинтересованности. Имеет значение и размер причиненного ущерба.

На заметку

Разглашение коммерческой тайны из корыстной заинтересованности в крупном размере, приведшее к тяжким последствиям для потерпевшей стороны, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Так, крупный ущерб или корыстная заинтересованность в совершенном деянии наказываются штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Если причиненный ущерб превышает 1 500 000 рублей, то он считается крупным. Корыстная заинтересованность выражается в стремлении лица путем совершения неправомерных действий получить выгоду имущественного характера.

Наконец, разглашение коммерческой тайны из корыстной заинтересованности в крупном размере, приведшее к тяжким последствиям для потерпевшей стороны, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

К тяжким последствиям может быть отнесено банкротство организации. В судебной практике есть решения о привлечении к уголовной ответственности за разглашение коммерческой тайны.

Например, было доказано, что сотрудник организации имел доступ к электронному почтовому ящику своего бывшего руководителя. В нарушение установленного режима коммерческой тайны на протяжении длительного времени целенаправленно собирал и передавал другой фирме сведения о ценах и условиях договоров по продажам, что дало этой фирме конкурентные преимущества, привело к уменьшению клиентуры организации. Осужденному были назначены исправительные работы по его основному месту работы, с удержанием из заработной платы ежемесячно 15% в доход государства (апелляционное постановление Московского городского суда от 15.08.2013 по делу № 10-7264/2013).

Определение суммы ущерба, возникшего при разглашении коммерческой тайны, – вопрос непростой. Он зависит от нюансов ситуации, состава субъектов сторон. Так, определение размера убытков упростит детальный перечень закрытых сведений, составленный корректно, с указанием на сферу применения конкретной информации.

Очевидно, что принятая пунктом 2 Федерального закона от 12.03.2014 № 35-ФЗ норма предполагает однозначность отнесения конфиденциальных сведений к разряду коммерческой тайны. Это снизит и количество споров, и сократит убытки обладателей коммерческой тайны.

Разумеется, при доказательстве состава преступления и степени вины при разглашении коммерческой тайны, обязательно должно учитываться, был ли организацией установлен режим коммерческой тайны в отношении конкретной информации. Именно от этих обстоятельств зависит установление наличия состава нарушения или преступления и его квалификация.

Екатерина Егорова, для журнала «Практическая бухгалтерия»


Коммерческая тайна: защищаемся от изъятия

Субъекты правовых отношений, осуществляющие охрану, предоставление и использование банковской тайны, делятся в зависимости от того, по каким основаниям получена информация и какой есть правовой объем на информацию на следующие группы:

  1. Обладатели информации, которая является банковской тайной. Это лица, обладающими исключительными правами по собственному усмотрению пользоваться относящейся к ним информацией. Это клиенты банковских учреждений – их личные и коммерческие интересы защищает институт банковской тайны.
  2. Владельцы информации – являются кредитными организациями, приобретающими подлежащую охране информацию на основании клиентских договоров. Клиент передает информацию в банковское учреждение или создает ее конкретно при исполнении договора. Передача информации в этом случае является дополнительным фактором, цель которого – обеспечение возможности выполнения банковским учреждением договорных обязательств. У владельцев информации есть право использовать ее, а в случаях, установленных законодательством, еще и право предоставить такую информацию третьему лицу.
  3. Пользователи информации. Им предоставляется информация, являющаяся банковской тайной. Предоставляют им ее владельцы информации, выполняя свои профессиональные (должностные) обязанности. Для пользователей информации возможен доступ к банковской тайне только на законодательных основаниях.

Банковским законом установлено:

Судебная практика, раскрывающая банковские споры с налоговыми органами о предоставлении банковской информации, — это основная масса всей судебной практики по банковской тайне в целом. Взаимоотношения банка и налогового органа часто не столь просты – часто бывает сложно растолковать понятия «справка» и «документ», определяя допустимую форму предоставления информации.

Так, специалистами была высказана позиция, «что справкой называют не что иное, как справочную информацию, подготавливаемую конкретно в банковском учреждении для целей ответа на запрос. Документ же является каким-либо конкретным документом (оригиналом, копией). У него есть идентифицирующие признаки, он уже имеет место быть на момент появления в банке запроса и его не изготавливают конкретно для ответа на запрос налоговых органов.

По 86-й статье НК РФ банк не обязан заниматься предоставлением каких-либо документов – только справок. Истребование документов может проводить только должностное лицо налогового органа, руководствуясь статьей 87-й НК РФ. Это возможно в том случае, если проводится встречная налоговая проверка или же если необходимо подтвердить исполненные платежные поручения налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также инкассовые поручения (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов, пеней и штрафов.

В ситуации, когда банк является налоговым агентом, он должен представить в налоговый орган по месту своего учета пакет документов, необходимый для того, чтобы осуществлять контроль за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов, в том числе и документами, охраняемыми в режиме банковской тайны.

Судебная практика говорит о том, что банк как налоговый агент обязан раскрывать и сведения, касающиеся физических лиц. Так, в одном случае арбитражным судом было указано, что по п.1 ст.93-й НК РФ, истец – это налоговый агент и если должностное лицо, проводящее налоговую проверку, требует того – он обязан предоставить всю необходимую информацию. Сюда же относится и информация, являющаяся банковской тайной. Суд считает, что в данном случае хранить тайну вклада физического лица должен институт налоговой тайны.

Получить информацию, относящуюся к банковской тайне, в виде справки, также могут:

  1. Суда
  2. Арбитражные суда (судьи)
  3. Счетная палата Российской Федерации
  4. Таможенные органы
  5. Агентство по страхованию вкладов
  6. Если банковский клиент умирает – нотариус, физическое лицо, указанное в завещательном письме клиента, а также иностранные консульские учреждения.

Ознакомиться с банковскими документами, являющимися банковской тайной, имеет право Банк России.

Российская Федерация обладает перечнем лиц, которым банковское учреждение должно предоставить сведения, относящиеся к банковской тайне (перечень определяет федеральный закон). Такими законами являются не только Банковский закон, но и законы, занимающиеся контролем деятельности конкретных государственных органов и организаций. Это действует в том случае, если Банковский закон вообще не предоставил этому государственному органу или должностному лицу право доступа к банковской тайне (это касается судебных приставов).

В случае клиентского согласия раскрыть банковскую тайну, банковское учреждение освобождается от ответственности разглашение конфиденциальной информации. Случаи, когда банковская тайна раскрывается с согласия клиента – это предоставление сведений ему самому или его представителю, а также в бюро кредитных историй – согласно условиям и порядку, предусмотренному договору между банковской организации и БКИ. Предоставляемая в БКИ информация определяется с помощью Федерального закона «О кредитных историях».

При этом отдельно предусматривается, что представление сведений в БКИ (если соблюдаются положения закона) не означает, что нарушена служебная, банковская, налоговая или коммерческая тайна. Есть поправка, согласно которой предоставлять сведения, относящиеся к банковской тайне в БКИ, можно (так гласит гражданское законодательство).

Ответственность за нарушение коммерческой тайны

Банковским законом предусмотрена ответственность, которую несут владельцы и пользователи банковской тайны за ее разглашение. Например, ответственность может быть наложена на Банк России, организацию, осуществляющую функции по обязательному страхованию вкладов, кредитную, аудиторскую и иную организацию, уполномоченные органы, осуществляющие меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностных лиц и их работников.

Ответственность иных пользователей банковской тайны предусматривает закон об их деятельности: для инспекторов Счетной палаты, для таможенных органов и так далее.

В случае разглашения банковской тайны российское законодательство предусматривает уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что если банковское учреждение разгласит информацию, являющуюся банковской тайной, у клиента, права которого нарушили, есть право требования от банковского учреждения возмещения причиненных убытков.

Банковским законом установлено, что ответственность за разглашение банковской тайны также налагается и на рабочий персонал кредитных учреждений.

Исходя из вышеперечисленных фактов, клиент с нарушенными правами имеет право на обращение с исковым заявлением о возмещении убытков. Заявление может быть как к банковскому учреждению, так и к его конкретному работнику. В одном случае данное положение гарантирует, что причиненные убытки будут взысканы с виновного лица, в другом – это еще одно подтверждение того, что институт банковской тайны носит публично-частный характер.

Меры гражданско-правовой ответственности могут быть возмещением убытков и возмещением морального вреда. Как гласит общее правило, вред, который причинен личности или имуществу клиента, а также вред, который причинен имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Если в итоге разглашения банковской тайны гражданин получил моральный вред (это касается физических или нравственных страданий), судом может быть возложена на виновное лицо обязанность выплатить денежную компенсацию указанного вреда. При этом компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

В данный временной период нет опубликованной практики привлечения к гражданско-правовой ответственности банковских учреждений за разглашение сведений, относящихся к банковской тайне.

В случае, если лицо, которому банковская организация на законных основаниях передает информацию, являющуюся банковской тайной, не связано обязанностью хранить собственную профессиональную тайну, применяют общие положения п. 10 статьи 26-й Банковского закона. Ответственность таких лиц за разглашение банковской тайны наступает в форме возмещения ущерба.

Основными документами, регулирующими режим работы с данной информацией в организации, являются два профильных законодательных акта. Первый так и называется – «О коммерческой тайне»1, второй – «Об информации, информационных технологиях и защите информации»2.

Фрагмент документа Статья 3 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) коммерческая тайна – режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

2) информация, составляющая коммерческую тайну, – сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны; <...>

Как мы видим, главный акцент сделан на экономической составляющей – сохранение сведений в тайне должно быть выгодным. Если информация не имеет коммерческой ценности в силу ее общеизвестности, общедоступности либо просто потому, что не может быть использована для извлечения прибыли, то в отношении нее не может устанавливаться режим коммерческой тайны.

За нарушение режима коммерческой тайны виновное лицо может быть привлечено к ответственности (ч. 1 ст. 14 Закона о коммерческой тайне). Данная норма подразумевает 4 вида ответственности (см. п. 1, 3–5 в списке ниже). И есть еще 5-й, который предусмотрен только трудовым законодательством (см. п. 2 в списке ниже). Рассмотрим, на кого они распространяются.

1. Дисциплинарная (ст. 192 Трудового кодекса РФ), к которой может быть привлечено только физическое лицо, в связи с исполнением трудовых обязанностей получившее доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты.

2. Материальная (полная) — данный вид ответственности также установлен Трудовым кодексом РФ (п. 7 ч. 1 ст. 243) и только для физических лиц — работников, причинивших ущерб работодателю разглашением сведений, составляющих коммерческую тайну. В Законе о коммерческой тайне такая ответственность не упоминается, но это нисколько не умаляет возможности ее применения.

3. Уголовная (ст. 183 Уголовного кодекса РФ, далее – УК РФ), к которой в силу правовой природы данного вида ответственности (ст. 19 УК РФ) могут быть привлечены тоже лишь физические лица, незаконно получившие или разгласившие сведения, составляющие коммерческую тайну.

4. Административная (ст. 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях), которую опять же могут понести только физические лица, получившие доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей. Именно так сформулированы условия привлечения к ответственности (штраф накладывается только на граждан и должностных лиц).

5. Гражданско-правовая. Она подразумевает обязанность возместить убытки, включая реальный ущерб и упущенную выгоду (ст. 15 и 1472 Гражданского кодекса РФ, далее – ГК РФ). Вот к этой-то ответственности могут быть привлечены как физические лица, так и юридические.

Таким образом, для организаций, обменивающихся между собой информацией, составляющей коммерческую тайну, возможен только один вид ответственности — установленный гражданским законодательством.

Сразу оговоримся, ГК РФ достаточно скуп на прямые упоминания коммерческой тайны. Так, вы можете найти указание на коммерческую тайну лишь в ст. 727 и 1465 ГК РФ.

Фрагмент документа Гражданский кодекс РФ

Статья 727. Конфиденциальность полученной сторонами информации

Если сторона благодаря исполнению своего обязательства по договору подряда получила от другой стороны информацию о новых решениях и технических знаниях, в том числе не защищаемых законом, а также сведения, в отношении которых их обладателем установлен режим коммерческой тайны, сторона, получившая такую информацию, не вправе сообщать ее третьим лицам без согласия другой стороны.

По общему правилу, стороны свободны в заключении договора 3 и только они вправе определять его условия и тот объем обязательств, который берут на себя (это так называемый «принцип свободы договора»). Также они свободны в определении, что считать нарушением его условий и какие санкции применять в этом случае. При этом обязательства, включенные в договор, обычно действуют только в отношении участвующих в нем лиц (п. 3 ст. 308 ГК РФ). Соответственно, режим коммерческой тайны можно ввести:

В соответствии со статьей 1465 ГК РФ ноу-хау признаются сведения любого характера — производственные, технические, экономические, организационные и другие о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам.

При этом к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель сведений принимает раз-умные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны. Из такого определения следует не-сколько выводов о том, что такое ноу-хау и что необходимо для обладания им:

В первую очередь, это сама информация или, по-другому, сведения, из любой области и любого характера — от рецепта приготовления блюда до способа использования химических веществ или схемы механизма.

Так, Определением Верховного Суда РФ от 02.03.2018 г. № 304-КГ 18-92 ноу-хау был признан способ производства продукции, в частности, способ пошива. Так как товар попадает на реализацию в готовом виде, полностью пригодным для использования, способы изготовления данного товара (пошив, обработка материалов и иное) остаются закрытой для потребителей информацией.

В другом постановлении содержится информация о признании в качестве ноу-хау совершенно различных сведений. Так лицензиат попытался оспорить лицензионный договор, заключенный с туристическим агентством.

  • 14:00 — 17:00

    Административная ответственность:

    Часть 3 статьи 164-3 КУоАП «недобросовестная конкуренция»:

    Получение, использование, разглашение коммерческой тайны, а также другой конфиденциальной информации с целью причинения вреда деловой репутации или имуществу другого предпринимателя —

    влечет наложение штрафа от девяти до восемнадцати необлагаемых минимумов доходов граждан.

    Уголовная ответственность:

    Статья 231 УК: «Незаконное собирание с целью использования или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну»:

    Умышленные действия, направленные на получение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, с целью разглашения или иного использования этих сведений, а также незаконное использование таких сведений, если это повлекло существенный вред субъекту хозяйственной деятельности, —

    наказываются штрафом от трех тысяч до восьми тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан.

    Статья 232 УК «Разглашение коммерческой или банковской тайны»:

    Умышленное разглашение коммерческой или банковской тайны без согласия ее владельца лицом, которому эта тайна известна в связи с профессиональной или служебной деятельностью, если оно совершено из корыстных или иных личных побуждений и причинившее существенный вред субъекту хозяйственной деятельности, —

    наказывается штрафом от одной тысячи до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

    Нормативно-правовая база

    295 грн. у місяць

    Онлайн бухгалтерія

    для ФОП і малого бізнесу

    перші 30 днів безкоштовно!

    • Авторское право

    • Ноу-хау в бизнесе

    • Патент

    • Торговая марка

    Режим коммерческой тайны – это правовые, организационные, технические и иные меры, принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, по охране ее конфиденциальности.

    Регламент работы по определению сведений, составляющих коммерческую тайну

    В организационном плане работу по определению сведений, которые составляют коммерческую тайну, можно разделить на следующие три этапа.

    На первом этапе будет необходимо издать приказ, устанавливающий порядок определения сведений, которые составляют коммерческую тайну.

    В этом приказе следует указать следующую информацию:

    • состав постоянно действующей комиссии по коммерческой тайне;

    • категории персонала, которому предоставляется право предварительной классификации информации как коммерческая тайна (такими работниками могут быть: инженерно-технический специалист, научный сотрудник, менеджеры, маркетологи, экономисты, юристы и т.п.);

    • порядок документирования работы по определению сведений, составляющих коммерческую тайну;

    • сроки подготовки перечня сведений, которые составляют коммерческую тайну и его представление для утверждения руководством.

    На втором этапе постоянно действующей комиссии должна проанализировать возможный ущерб от утечки выделенных на первом этапе сведений.

    Третий этап сводится к формированию перечня сведений, которые составляют коммерческую тайну предприятия, и вводу перечня в действие.

    Для введения режима сохранения секретных данных необходимо:

    • разработать правила доступа и работы со сведениями;

    • определить ответственных за обеспечение безопасности данных;

    • разработать порядок учета сотрудников, имеющих разрешение применять секретные сведения;

    • выполнить маркировку носителей ценной информации с предостережением от несанкционированного доступа.

    Режим коммерческой тайны на предприятии

    Разглашение информации, которая составляет коммерческую тайну, – это действие или бездействие, результатом которого информация, составляющая коммерческую тайну, принимающая любые возможные формы (устная, письменная, иная форма, в том числе с использованием технических средств) будет известна третьим лицам в отсутствие согласия обладателя на такую информацию либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

    Для того чтобы определить меру наказания для сотрудника компании за допущенное нарушение, следует определить каким образом произошло разглашение (утечка) секретной информации.

    Отметим, что нарушитель может допустить разглашение секретной информации умышленно или неумышленно.

    Рассмотрим основные виды разглашения засекреченной информации:

    • Предоставление свободного доступа к секретной информации.

    • Продажа секретных сведений прямым конкурентам компании.

    • Хищение секретных сведений для извлечения личной выгоды.

    • Взлом компьютерных баз данных.

    • Сбор конфиденциальных данных с использованием незаконных методов (например, несанкционированное проникновение в хранилище, где хранится секретная информация).

    За разглашение (умышленное или неосторожное), а также за незаконное использование информации, которая составляет коммерческую тайну, предусматривается ответственность:

    • Дисциплинарная ответственность. При наступлении такой ответственности применяются следующие меры наказания: выговор, увольнение или простое замечание;

    • Материальная ответственность. При наступлении такой ответственности сотрудник компании должен будет возместить убытки, которые были нанесены предприятию;

    • Административная ответственность. При наступлении такой ответственности предполагается наложение штрафа. Для сотрудников компании – 500-1000 рублей, для руководителей фирмы – 4000-5000 рублей;

    • Уголовная ответственность. Такая ответственность применяется в особо тяжелых ситуациях. При этом применяются следующие меры наказания: штраф – от 80 000 до 200 000 руб., принудительные работы, ограничение свободы до 7 лет.

    Если разглашение информации было неумышленное, то в этом случае нарушитель привлекается к дисциплинарной, материальной или административной ответственности.

    Если секретная информация была раскрыта умышленно и умысел был доказан, то в этом случае виновник привлекается к уголовной ответственности.

    • Налог
    • Бухгалтерский учет
    • Бухгалтерский баланс
    • Оборотные активы
    • Юридическое лицо
    • Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
    • Гражданско-правовой договор (ГПХ)

    Коммерческая тайна (commercial secret) – информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании. Обладатель такой информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. В отличие от государственной тайны коммерческая тайна не охраняется с соблюдением лицензированных методов и сертифицированных средств, которые используются при передаче информации от коммерческих структур к государственным.

    Коммерческая тайна — это право предприятий, организаций не разглашать, не сообщать, сохранять в тайне сведения об их производственной, торговой, финансовой, маркетинговой, научно-технической деятельности, обусловленное опасностью нанесения ущерба предприятию.

    Предупредительные меры и меры пресечения, применяемые к налогоплательщикам в финансовой сфере, как правило, пред­шествуют осуществлению мер финансовой и правовой ответ­ственности за совершение налоговых нарушений, т. е. опережа­ют реализацию финансовых санкций, наложение администра­тивных и дисциплинарных взысканий, применение уголовного наказания.

    Проблема юридической ответственности в сфере налогообло­жения (ответственности за нарушения налогового законо­дательства10) является в настоящее время весьма актуальной и привлекает внимание как ученых-юристов», так и экономис-

    тов12. Не остается в стороне от анализа и исследования судебной практики по применению мер финансовой ответственности и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации13. Не остав­ляет, разумеется, равнодушными данная тема и самих налого­плательщиков (физических и юридических лиц).

    Проблема ответственности за налоговые правонарушения является комплексной и должна разрешаться посредством ана­лиза и совершенствования действующего административного, финансового, уголовного и гражданского законодательства.

    ^ Основанием правовой ответственности является правонару­шение, характеризующееся всеми свойственными такому пра­вовому явлению признаками (противоправность, виновность, наличие причинной связи между противоправным действием и непосредственно наступившими его отрицательными послед­ствиями, наказуемость действия или бездействия).

    В зависимости от вида и характера правонарушения разли­чаются и виды правовой ответственности. Традиционно в теории права выделяют административную, уголовную, дис­циплинарную, гражданскую и материальную ответственность.

    Весьма важным является вопрос об основании ответственнос­ти в налоговой сфере — в случае налогового правонарушения. Нарушения налогового законодательства могут служить основа­ниями для привлечения физического либо юридического лица к различным видам правовой ответственности. Следовательно, существует система законодательных и других нормативных актов, устанавливающих финансовую, административную, уго­ловную и дисциплинарную ответственность налогоплательщи­ков за совершенные ими налоговые правонарушения:

    — Закон Российской Федерации “Об основах налоговой сис­темы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 г.» (с по­следующими изменениями и дополнениями);

    — Закон Российской Федерации “О Государственной налого­вой службе Российской Федерации” от 21 марта 1991 г.15 (с последующими изменениями и дополнениями);

    — Кодекс РСФСР об административных правонарушениях;

    — Уголовный кодекс РСФСР;

    — Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. (содержит более 30 статей, в которых законодателем установлена ответственность за нарушения порядка исчисления и уплаты налогов, пошлин и сборов).

    В данной сфере действуют также и другие законы, посвящен­ные отдельным налогам, указы Президента Российской Федера­

    ции, иные подзаконные нормативные акты, содержащие разъ­яснения по применению санкций и процедуре реализации мер правовой ответственности за налоговые правонарушения16.

    Согласно Закону Российской Федерации “Об основах налого­вой системы в Российской Федерации” основанием ответствен­ности налогоплательщика и органа Государственной налоговой службы является совершенное ими правонарушение, состоящее в неисполнении либо ненадлежащем исполнении налогопла­тельщиком обязательств перед бюджетом, либо в нарушении органом (должностными лицами) Государственной налоговой службы прав и интересов налогоплательщика (п. 7 ст. 11).

    В законе о конфиденциальной информации сказано немного. Таковыми признаются любые сведения, которые стали известны третьим лицам и разглашение которых запрещено правообладателем этих сведений (п. 7 ст. 2 закона № 149-ФЗ «Об информации…»). Конфиденциальными могут быть, например, сведения о личной жизни, служебная информация, сведения связанные с коммерческой деятельностью ( Указ Президента № 188).

    Иными словами, конфиденциальность – понятие общее. Это некий правовой режим, обязывающий к неразглашению информации любого характера, если ее обладатель считает ее конфиденциальной. То есть, запретил третьим лицам, которым она стала известна, ее разглашение. Конечно, конфиденциальными могут быть и сведения коммерческой тайны.

    По ст. 3 ФЗ «О коммерческой тайне» (ФЗ № 98), таковыми признаются любые корпоративные и коммерчески-ценные сведения, которые в силу их секретности для третьих лиц позволяют правообладателю получить материальную выгоду. Например, повысить прибыль или уменьшить расходы на производство продукции. Но становится информация коммерческой тайной (КТ) только после того, как в ее отношении будет введен специальный режим защиты.

    Получается, вот в чем разница: КТ – это всегда конфиденциальная информация. Но конфиденциальная информация – далеко не всегда является КТ.

    Может показаться, что понятие «коммерческая тайна» применимо только для небольшого круга предприятий. Но, на самом деле, сфер деятельности, которые могут извлечь пользу от введения в своей организации режима конфиденциальности, множество. Это могут быть производственные предприятия или небольшие мастерские, не желающие разглашать технологические процессы, всевозможные компании, занимающиеся изготовлением одежды, мебели, украшений, то есть предлагающие оригинальные товары на рынке.

    Онлайн-бизнесменам тоже стоит задуматься о последствиях, которые повлечет за собой утрата информации. Например, почти у каждого предпринимателя в сети есть помощник, который занимается электронной рассылкой, ведет сайт, общается с заказчиками, то есть имеет полный доступ к базе клиентов, а также к записям вебинаров, тренингам и другим рабочим материалам. А очень часто работодатель и его работник даже не знают друг друга в лицо. Поэтому, как бы хорошо предприниматель ни относился к своему помощнику, чтобы обезопасить себя от утечки информации, работодатель и его наемный сотрудник могут подписать документ, запрещающий распространение сведений, составляющих коммерческую тайну.

    Применять понятие «коммерческая тайна» можно и нужно при работе с контрагентами. Например, компания или ИП поручает провести рекламную кампанию в соцсети какой-то фирме. Для этого исполнителю передаются в пользование сведения, являющиеся уникальными или конфиденциальными. Не окажется ли эта информация после выполнения заказа у конкурентов? Никто гарантировать не может. Для всех перечисленных организаций потеря информации означает финансовые убытки и в некоторых случаях полную утрату уникального торгового предложения. Когда нарушение уже совершено и приходит осознание потери годами наработанных материалов, что-то исправить, как правило, уже невозможно. Единственный способ защитить себя от утечки информации — подумать об этом заранее и предусмотреть способы охраны важных сведений. Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» регламентирует все действия, связанные с применением этого термина, а также позволяет защитить бизнесмена, пострадавшего из-за утечки данных, правда, только в том случае, если соблюдены все юридические аспекты использования данного понятия.

    Определяя, что именно считать коммерческой тайной в своем проекте, не забывайте, что не любые сведения, которые хотелось бы скрыть, могут попасть в этот разряд. Информация, которая не может быть причислена к секретной:

    • Данные из учредительных документов, сведения о внесении в государственные реестры и о возможности вести предпринимательскую деятельность.
    • Список людей, имеющих право представлять проект или компанию без доверенности.
    • Экологическая, санитарная, противопожарная обстановка в организации, а также условия охраны труда сотрудников, случаи травматизма и заболеваемости из-за профессиональных нагрузок.
    • Материально-техническая база организации, состав и численность работников.
    • Наличие вакансий в организации.
    • О задержках выплаты заработной платы.
    • О правонарушениях и установленной ответственности.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.