Лицензирование образовательной деятельности в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензирование образовательной деятельности в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для начала выясним, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. В постановлении Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966, утвердившего положение о лицензировании образовательной деятельности, указана только одна такая возможность. Лицензия не нужна, если услуги оказывает лично индивидуальный предприниматель. Это услуги репетиторов, частных учителей, студий, кружков и т.д., где занятия ведет сам предприниматель, имеющий соответствующее образование и стаж работы.

Обращаем внимание индивидуальных предпринимателей – если вы нанимаете других педагогических работников, то лицензия на образовательную деятельность ИП необходима. При этом работников другого профиля, которые не предоставляют непосредственно образовательные услуги, нанимать можно без лицензии.

В предыдущей редакции положение о лицензировании образовательной деятельности допускало еще одну возможность работать без лицензии – если по итогам обучения не проводилась итоговая аттестация и не выдавался документ об образовании. Проводить без лицензии тренинги, семинары, лекции, о прохождении которых не выдаются подтверждающие документы, можно и теперь, но такая деятельность не называется образовательной, а культурной или досуговой.

Перечень услуг, для которых нужна лицензия, включает в себя такие виды образования: дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее, дополнительное общеобразовательное, дополнительное профессиональное и образование религиозного персонала религиозных организаций.

Получение лицензии на образовательную деятельность – сложный и длительный процесс. Только рассмотрение документов и принятие решения о выдачи лицензии или об отказе в выдаче занимает 60 дней. А до этого надо подготовить ещё ряд разрешений других государственных органов и разработать собственные образовательные программы. И всё же, бизнес в сфере образования можно назвать доходным, поэтому если вы хотите заниматься этим направлением, то надо один раз пройти процедуру лицензирования.

Лицензия выдаётся бессрочно, и если вы не будете её переоформлять, то обращаться к чиновникам по этому вопросу уже не придётся.

Образовательная деятельность: Статьи

Соискатель лицензии должен документально подтвердить, что им созданы все необходимые условия для оказания услуг в сфере образования. Для этого соберите такой пакет документов:

  • заявление о предоставлении лицензии;
  • документ, подтверждающий право пользования помещением (копия свидетельства о праве собственности, договора аренды или субаренды);
  • копия устава ООО или копия свидетельства о регистрации ИП;
  • копия листа записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • копия свидетельства о налоговом учете ООО или ИП;
  • копии заключений СЭС и Госпожнадзора о соответствии помещения необходимым требованиям;
  • справка об условиях для функционирования электронной информационно-образовательной среды;
  • справка о печатных и электронных ресурсах;
  • справка о педагогических работниках;
  • справка об утверждении образовательных программ;
  • справка об условиях для получения образования обучающимися с ОВЗ;
  • справка о материально-техническом обеспечении;
  • подтверждение оплаты госпошлины на сумму 7500 рублей;
  • опись документов.

Формы справок доступны на сайте Минобразования.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Рособрнадзор и региональные исполнительные органы. В Рособрандзор надо обращаться, если планируется открытие:

  • высшего учебного заведения;
  • организации федерального значения;
  • российской организации, расположенной за пределами РФ;
  • иностранной организации на территории России.

Записаться на приём в Рособрандзор можно онлайн на официальном сайте.

За предоставление услуг образования без лицензии предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность. Суммы штрафов могут достигать 500 тысяч рублей, а срок лишения свободы – до пяти лет. Конечно, такое суровое наказание применяется крайне редко, когда работа без лицензии причинила крупный ущерб или был получен доход в крупном размере.

Кроме этого, оказание услуг без лицензии снижает конкурентность образовательной организации:

  • нет льгот при участии в аукционе на право аренды муниципальной недвижимости;
  • не признаётся документ о получении образования или повышения квалификации;
  • обучающиеся в нелицензированной организации не могут получить налоговый вычет по затратам на обучение;
  • серьёзные рекламные источники не принимают объявлений таких организаций.

Компании и ИП могут проводить онлайн-семинары, предоставлять доступ к видеоурокам, консультировать онлайн по различной тематике, проводить различного рода видеокурсы, онлайн-уроки, например, английского языка.

Например, если компания предоставляет право доступа к видеоурокам, просмотру семинаров, то такая деятельность не лицензируется.

Без лицензии могут осуществлять образовательную деятельность компании на территории «Сколково», а также на территории инновационного научно-технологического центра, если это предусмотрено проектом (Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 216-ФЗ).

Лицензия не нужна и ИП, которые оказывают сами образовательные услуги, то есть без привлечения педагогов. Если онлайн-школа оформлена как ИП и не привлекает преподавателей для обучения, то лицензия также не требуется.

На практике в онлайн-школах работают преподаватели различных дисциплин. Обучение в таких школах ведется по специальным образовательным программам. А в конце прохождения обучения выдается документ-сертификат о прохождении онлайн-обучения. Такая деятельность подлежит лицензированию.

До недавнего времени школам, которые проводят дистанционное обучение, было сложно получить лицензию на образовательную деятельность.

Дело в том, что к претендентам на получение лицензии выдвигаются определенные требования в части наличия помещения, которые необходимы для проведения занятий. Помимо наличия собственного или арендованного помещения, претенденту на получение лицензии необходимо иметь оборудование в помещении, в котором планируется осуществлять образовательную деятельность.

В Положении о лицензировании такое требование значится как «материально-техническое обеспечение». Но и это еще не все. На руках у соискателя лицензии должно быть санитарно-эпидемиологическое заключение СЭС.

Это требование было единым и онлайн-обучение тому не исключение.

Отметим, что в Положении о лицензировании нет понятия онлайн-школы или онлайн-обучение. Да и сам Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» не оперирует таким понятием. Вместо этого, законодателем используется терминология «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии».

Для такого вида обучения лицензия получается в упрощенном порядке.

Важно!

Упрощенный порядок предусматривает «облегченный» пакет документов, без необходимости предоставления документов на помещение, справки СЭС и наличия оборудования.

Такой порядок будет действовать только в 2021 году. В дальнейшем, возможно, пролонгирование этого послабления. Но, на сегодняшний день, нет никакой информации по поводу продления упрощенного порядка.

Поэтому, если бизнесмены планируют открывать онлайн-школы, то лучше это сделать сейчас.

Лицензии на образовательную деятельность выдает Рособрнадзор, а также их уполномоченные органы. Например, Минобразования области.

Примерный пакет документов для получения лицензии онлайн-школам включает в себя:

  • заявление по установленной форме;
  • утвержденную руководителем справку о наличии разработанных образовательных программ;
  • подписанную руководителем онлайн-школы справку о наличии специальных условий;

Такая справка нужна для получения образования для физических лиц с ограниченными возможностями здоровья. Речь идет о профессиональных организациях, организациях высшего образования и осуществляющих деятельность по основным программам профессионального обучения.

  • подписанную руководителем онлайн-школы справку о том, что у нее есть условия для работы электронной информационно-образовательной среды;

То есть это технические средства, которые необходимы и достаточны для дистанционного взаимодействия участников онлайн-школы, независимо от места нахождения участников процесса. Например, у онлайн-школы есть своя образовательная платформа.

  • подписанное руководителем онлайн-школы гарантийное письмо-обязательство о привлечении преподавателей-педагогов, которые имеют профессиональное образование, квалификацию и необходимый стаж работы;
  • копию договора о применении сетевой формы образования;

Копию договора нужно представить, если реализуются образовательные программы, которые осуществляются в сетевой форме.

  • перечень прилагаемых документов.

  • Госуслуги для иностранцев

    583 0

    Меры, описанные в Положении о диссертационном совете, коснулись и его состава — необходимый минимум был снижен с 19 до 11 человек, из которых минимум пять, а не семь, должны являться докторами наук, причем по специальности — не менее четырех человек (а не пять, как было ранее). Кворум достигается в присутствии 2/3 членов совета — независимо от формы участия. Та же доля остается и для решения о присуждении ученой степени. Евгений Терентьев подчеркнул, что такие послабления позволяют более эффективно оценивать работы аспирантов.

    «Появилась большая гибкость в отношении квалификационных требований к членам диссовета. В частности, сейчас можно будет более активно вовлекать в работу специалистов со степенями кандидата наук или PhD. Это обоснованный шаг: у нас много активных, энергичных, публикующихся молодых ученых, которые еще не получили докторскую, но безусловно уже являются лидерами в своих областях, могут квалифицированно давать обратную связь, выступать в качестве оппонентов, рецензентов».

    ВНИМАНИЕ! Новые формы заявлений с 1 января 2021 года!

    Выберите шрифт Tahoma Times New Roman

    Интервал между буквами (Кернинг) : Стандартный Средний Большой

    Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

    Главные «разработчики» изменений — специалисты Агентства стратегических инициатив (АСИ), Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и «Университета Национальной технологической инициативы 2035».

    — Дистанционное образование прочно вошло в жизнь каждого российского школьника и студента, а пандемия коронавируса, отправившая учащихся по домам, обнажила имеющиеся сегодня сложности, — отмечает гендиректор АСИ Светлана Чупшева. — В частности, действующие нормативно-правовые акты не отражали новой реальности и предъявляли ко всем образовательным организациям одни и те же требования. Но для тех, кто учит исключительно онлайн, они избыточны.

    Рабочая группа определила срок действия этого положения на год. Но это не значит, что через год все отменится и снова станет как было.

    — С учетом поручения об упрощении механизмов лицензирования и аккредитации мы ожидаем, что эти предложения будут зафиксированы и в новых правовых актах, — рассказала «РГ» ректор «Университета 2035» Нина Яныкина. — Мы надеемся, что инициативы позволят привлечь в профильные государственные проекты те качественные и актуальные программы цифровых платформ, которые из-за ограничений не могут получить лицензию на дополнительное профобразование. Один из таких проектов — персональные цифровые сертификаты на обучение граждан в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Здесь за каждого выпускника образовательным организациям с лицензией компенсируют в 2020 году до 30 тысяч рублей. До конца года планируется обучить 33 000 россиян из более чем 40 регионов страны. При этом обучение в этом году полностью проходит в дистанционном формате.

    До сих пор ко всем образовательным организациям предъвляли одинаковые лицензионные требования. Но для тех, кто учит исключительно онлайн, они избыточны

    Однако не получится ли так, что теперь, как грибы после дождя, появятся онлайн-школы и вузы, которые начнут направо и налево выдавать дипломы и аттестаты? Все опрошенные «РГ» эксперты уверены: однозначно, нет ! Речь идет не о школьном или вузовском образовании. А о дополнительных программах для детей и даже в большей степени — для взрослых: профессиональных программах переобучения, повышения квалификации, языковых, гуманитарных и IT-курсах.

    — Чтобы выдавать вузовские дипломы и школьные аттестаты, нужна не только лицензия, но и аккредитация. Но ее не получить без материально-технических условий, прописанных в федеральных государственных образовательных стандартах. Новое постановление вопросы аккредитации никак не затрагивает, — рассуждает директор Центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин. — Так что, скорее всего, мы увидим именно лицензированные профессиональные онлайн-курсы.

    Есть и еще нюанс. Да, требования к зданиям и помещениям для онлайн-платформ сняли, зато добавили новое условие: теперь нужно будет доказать, что у обучающей организации для качественного онлайна есть необходимая электронная информационно-образовательная среда. Электронные ресурсы и технические средства. Кроме того, по-прежнему для получения лицензии нужно создать собственные образовательные программы, собрать квалифицированных педагогов и многое другое.

    Лицензия на образовательную деятельность для онлайн-школ

    Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

    Образовательная деятельность в Российской Федерации подлежит обязательному лицензированию. Это касается всех, кто организует обучение в любой форме.

    Обучение в заведении, чья деятельность осуществляется незаконно, может доставить массу проблем. Одна из главных — вы не сможете получить документарного подтверждения обучения. Поэтому выбирая учебное заведение, ищите специальный раздел на сайте и проверяйте реестр Рособрнадзора на наличие лицензии на образовательную деятельность.

    (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.11.2014 N 1246, от 03.12.2015 N 1313, от 12.11.2016 N 1177, от 18.01.2018 N 20, от 29.11.2018 N 1439, от 12.12.2019 N 1648, от 21.02.2020 N 192)

    В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Утвердить прилагаемые:

    Положение о лицензировании образовательной деятельности;

    изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6931; 2012, N 17, ст. 1965; N 37, ст. 5002).

    2. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

    Председатель Правительства
    Российской Федерации
    Д.МЕДВЕДЕВ

    Утверждено
    постановлением Правительства
    Российской Федерации
    от 28 октября 2013 г. N 966

    (в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.12.2015 N 1313, от 12.11.2016 N 1177, от 18.01.2018 N 20, от 29.11.2018 N 1439, от 12.12.2019 N 1648, от 21.02.2020 N 192)

    1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее — организация, осуществляющая образовательную деятельность).

    Образовательная деятельность на территории инновационного центра «Сколково» осуществляется частными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, без получения ими лицензий в соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково».

    Образовательная деятельность на территории инновационного научно-технологического центра осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, без получения ими лицензий на осуществление образовательной деятельности, если это предусмотрено правилами проекта в соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.01.2018 N 20)

    1.1. Лицензирование образовательной деятельности, осуществляемой на территории международного медицинского кластера иностранными юридическими лицами — участниками проекта международного медицинского кластера, осуществляется в соответствии с настоящим Положением с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.02.2020 N 192)

    2. Лицензирование образовательной деятельности осуществляют следующие лицензирующие органы:

    а) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в отношении:

    организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

    федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1177)

    российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;

    иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации;

    (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.11.2014 N 1246, от 29.11.2018 N 1439)

    1. Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования

    2. Реализация основной общеобразовательной программы начального общего образования

    3. Реализация основной общеобразовательной программы основного общего образования

    4. Реализация основной общеобразовательной программы среднего общего образования

    5. Реализация основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

    6. Реализация основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена

    7. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы бакалавриата

    8. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы специалитета

    9. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы магистратуры

    10. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)

    11. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы ординатуры

    12. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы ассистентуры-стажировки

    13. Реализация основной программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих

    14. Реализация основной программы профессионального обучения — программы переподготовки рабочих, служащих

    15. Реализация основной программы профессионального обучения — программы повышения квалификации рабочих, служащих

    16. Реализация дополнительных общеобразовательных программ — дополнительных общеразвивающих программ

    17. Реализация дополнительных общеобразовательных программ — дополнительных предпрофессиональных программ

    18. Реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации

    19. Реализация дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки

    20. Реализация образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.11.2014 N 1246)

    Реализация образовательных программ осуществляется в соответствии с перечнями профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, утверждаемыми в зависимости от вида образовательной программы Министерством науки и высшего образования Российской Федерации или Министерством просвещения Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2018 N 1439)

    Утверждены
    постановлением Правительства
    Российской Федерации
    от 28 октября 2013 г. N 966

    1. Подпункт «б» пункта 2 изложить в следующей редакции:

    «б) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за реализацией исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области лицензирования образовательной деятельности, переданных в соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», и ведет сводный реестр выданных уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лицензий.».

    2. Раздел «Рособрнадзор» перечня федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержденного указанным постановлением, изложить в следующей редакции:

    «Рособрнадзор

    Образовательная деятельность, осуществляемая организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, федеральными государственными профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, российскими образовательными организациями, расположенными за пределами

    территории Российской Федерации, образовательными организациями, созданными в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющими образовательную деятельность дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, представительствами Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иностранными образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»)».

    1. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 837 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений, находящихся в ведении Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы охраны Российской Федерации и реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 43, ст. 5086).

    2. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 49 «О лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, реализующих военные профессиональные образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 7, ст. 757).

    3. Пункт 50 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 749 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5076).

    4. Абзац второй постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2011 г. N 87 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» и Положения о государственной аккредитации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 8, ст. 1128).

    5. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. N 174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 12, ст. 1651).

    6. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2011 г. N 626 «О лицензировании образовательной деятельности федеральных университетов, университетов, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет», других федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 32, ст. 4827).

    7. Пункты 1 и 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2012 г. N 731 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 31, ст. 4362).

    8. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. N 957 «О внесении изменения в Положение о лицензировании образовательной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 40, ст. 5440).

    В проекте сформулировано новое приложение № 1(1), содержащее перечень срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 1 января по 31 декабря 2021 г. и действие которых продлевается на 12 месяцев. Среди них:

    • лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
    • разрешения на выброс загрязняющих веществ;
    • договоры водопользования.

    Также планируется продлить аккредитацию экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы организаций, осуществляющих образовательную деятельность (для экспертов и экспертных организаций, срок действия аккредитации которых истекает в 2021 году) — данные изменения внесут в приложение № 2 к постановлению правительства.

    Аналогично проектом предусмотрено продление срока действия квалификационных аттестатов на 10, 7 и 4 месяца, выданных до 31.10.2017, по 31.01.2018 и с 01.02.2018 по 31.05.2018 соответственно.

    Кроме того, лиц, получивших медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, готовы допустить к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности в РФ при условии:

    • наличия у соискателя документов об образовании по специальности, при условии, что эти документы признаны эквивалентными российским;
    • успешной сдачи соискателя специального экзамена;
    • наличие у соискателя сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации.

    Также проект продлевает срок действия результатов обучения по охране труда некоторых работников до 01.03.2021.

    В новом проекте акцент сделан на заочные каналы коммуникации. Сохраняется преимущество дистанционных форм обучения и проверки знаний по охране труда. Кроме того, разрешат удаленное проведение аккредитационных экспертиз в рамках государственной аккредитации образовательных программ и оценки соответствия аккредитованных лиц критериям аккредитации (пп. б п. 17 и пп. б п.18 проекта постановления).

    Также могут быть приняты решения о проведении выездных проверок соискателей лицензии при лицензировании различных видов деятельности — от криптографии и космоса до медицины и образования, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (п.4 проекта).

    Полный текст проекта изменений в постановление правительства от 3 апреля 2020 г. № 440

    Что такое лицензия на образовательную деятельность и почему она так важна

    Начнём с популярного заблуждения. Предприниматели говорят: «Мы не школа, мы не выдаём аттестаты, поэтому к нам не должно быть вопросов». Но аттестат — не единственный критерий образовательной деятельности. Закон об образовании определяет множество признаков. Наличие любого из них может привести к спорам с Рособрнадзором.

    Вот они:

    Обучение ведётся по программе, где обозначены:

    • предмет, объем и режим обучения;

    • результаты обучения;

    • преподаватели и условия обучения;

    • способы и формы оценки результатов.

    Образовательная программа:

    • представлена в виде рабочей программы, графика, учебного плана или расписания занятий;

    • содержит методические и оценочные материалы.

    Обучение ведут преподаватели (штатные или по договорам ГПХ).

    Уровень полученных знаний и навыков проверяется, оценивается и, в итоге, подтверждается.

    На самом деле учебные центры, языковые курсы, онлайн-школы — занимаются образованием. Просто не общим, а дополнительным.

    Рособрнадзор это знает. Даже если в ОКВЭДе указана развлекательная деятельность, школа позиционирует себя как «центр досуга», а учителя называют себя как-то иначе, инспекторы постараются выяснить две вещи:

    1. Является ли деятельность фактически образовательной.

    2. Попадает ли предприниматель или организация в список исключений, которые освобождают от получения лицензии.

    Освобождены от получения лицензии:

    1. Физические лица. Они не могут заниматься образовательной деятельностью по ст. 21 Закона об образовании. Для этого нужен статус ИП или юридического лица. Им можно только заниматься репетиторством, давать частные уроки (например, музыки, рисования), вести тренинги.

    1. Не указывать образовательную деятельность в кодах ОКВЭД, уставных документах, на сайте, в рекламе и т.д.

    2. Позиционировать деятельность как информационную, консультативную, развлекательную — это типичные варианты.

    3. Отказаться от использования «образовательной» и «обучающей» терминологии. Хорошо подходят «семинары», «вебинары», «лекции», «мастер-классы» и т.п. Вместо «обучался» — «участвовал», «прослушал».

    4. Не заявлять о возможности повышения профессионального уровня, получении новой квалификации, новой профессии и т.п. Не должно быть этого и в документации.

    5. Не использовать систему тестов, оценок для проверки знаний, тем более как основание для выдачи итогового документа. Если есть «домашки» — только добровольные, ни к чему не обязывающие, без оценок.

    6. В сертификатах, дипломах, свидетельствах, если они предусмотрены, достаточно отразить факт прохождения (участия, прослушивания) определённой программы (семинара, лекции, тематического курса). Под запретом — указание на повышение профессионального уровня (получение нового) и возможность работы по специальности.

    Чем меньше реальная деятельность похожа на образовательную, тем меньше риск штрафа за отсутствие лицензии.

    Выдачей документов, а также лицензионным контролем занимаются уполномоченные государственные структуры. Например, разрешение на розничную продажу алкоголя выдают в Росалкогольрегулировании, на ведение охранной деятельности — в МВД, лицензию на транспортировку людей — в Ространснадзоре, осуществление образовательной деятельности — в Рособрнадзоре.

    Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 N 966

    С 1 января 2021 года будет введена реестровая модель лицензирования, а дистанционный порядок получения лицензии может стать основным.

    Что это значит?

    • Больше не будут выдаваться бумажные и электронные лицензии.

    • Оформление и переоформление лицензий будет фиксироваться в электронном реестре.

    • Для подтверждения наличия лицензии предоставляется выписка из реестра в бумажном или электронном виде.

    Все лицензии, которые были оформлены до 1 января 2021 года, действительны и внесены в реестр. Реестр лицензий станет общедоступным.

    Пока сохраняется бумажный порядок предоставления документов для получения лицензий, но не исключено, что он станет альтернативой дистанционному.

    Выдача разрешений на ведение бизнеса, за исключением ряда сфер деятельности, выдается на неограниченный срок. Но срок действия лицензии может быть сокращен по нескольким причинам:

    • в работе компании есть нарушения законодательства;

    • суд аннулирует действие лицензии;

    • ИП или юр. лицо закрывается.

    За компаниями, которые ведут лицензионную деятельность, осуществляется государственный контроль.

    Если во время проведения проверок, найдены грубые нарушения лицензионных требовании, действие разрешения на ведение деятельности приостанавливается Восстановление лицензии происходит после устранения нарушений.

    Если компания не устраняет нарушения в обозначенный срок, лицензионный орган просит суд отозвать лицензию.

    Закрытие компании

    Независимо от сферы бизнеса собственник обязан уведомить уполномоченный орган о закрытии компании за 15 дней до фактического прекращения деятельности.

    По заявлению соискателя органом принимается решение о прекращении действия лицензии.

    Ставки по эквайрингу плюс/минус везде одинаковые. Единственное, если у вас небольшие безналичные обороты, то все же лучше искать варианты, где ставка фиксированная и не зависит от суммы.

    Существенно сэкономить на эквайринге еще можно за счет приема безналичных оплат через систему быстрых платежей (СБП). Терминал эквайринга не понадобится – перевод проходит через кассу, а комиссия по безналичной выручке дешевле эквайринга – всего 0,4 — 0,7%.

    1. Подобрать тариф РКО вы можете вместе с нами. МТС Касса сотрудничает со многими системно значимыми банками, мы помогаем в подборе и открытии счетов без визита в банка. Эту услугу своим клиентам мы оказываем бесплатно.

    2. Еще один из вариантов экономии – это бухгалтерское сопровождение. Если у вас небольшой бизнес, вы вполне можете обойтись без наемного бухгалтера, подключив онлайн-бухгалтерию. Такой сервис сам ведет бухгалтерский учет, рассчитывает налоги, готовит отчетность и отправляет ее через интернет в ФНС, ПФР, ФСС, направляет платежные документы в банк, делает финансовый анализ. МТС Кассы, например, интегрированы с таким сервисом. Вы просто заводите первичную документацию в сервис, а все остальное он делает сам.

    Новые изменения в порядке лицензирования отдельных видов деятельности

    Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение). При этом обращаем ваше внимание на то, что при создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

    Процедура создания частного образовательного учреждения должна включать в себя выбор режима налогообложения, видов деятельности, структуры органов управления частного учреждения, решение вопросов аренды/покупки помещения и принятие решения по другим важным вопросам. Решение данных вопросов в процессе создания НКО помогут снизить финансово-управленческие риски в будущем. Поэтому до начала регистрации и разработки документов нужно “нарисовать” структуру будущего ЧУ, предусмотреть нюансы в учредительных документах и т.д. Конечно, оценить риски и придумать механизм их минимизации может и сам учредитель, пользуясь знаниями, полученными в университете, собственным опытом, специальной литературой, однако юрист, обладающий опытом в соответствующей сфере и специализацией, сможет провести оценку и составить схему работы ЧУ быстрее, пользуясь собственным практическим опытом.

    Обратите внимание! На основании ст. 123.23 ГК РФ, частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного образовательного учреждения несет собственник его имущества.

    При определении структуры органов управления ЧУ нужно учитывать требования закона:

    • Учредитель (собственник имущества) принимает решения по “особо” важным вопросам)

    • Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

    • Формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся: общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации); педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет); может быть сформирован попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

    • В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные, а также действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации

    Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления частного образовательного учреждения, порядок принятия ими решений и выступления от имени учреждения устанавливаются уставом.

    Особенности создания и регистрации частного образовательного учреждения

    • Важным отличительным признаком частного образовательного учреждения от других форм некоммерческих организаций является наличие субсидиарной ответственности собственника имущества частного учреждения.
    • Частное учреждение не имеет членства, т.е. учредитель (собственник) учреждения не становится его членом после регистрации НКО. Учредитель частного учреждения является собственником имущества этого учреждения.
    • Частные образовательные учреждения вправе заниматься приносящей доход деятельностью (предпринимательской деятельностью), но только в случае, если это предусмотрено учредительными документами частного учреждения.

    Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа частного образовательного учреждения, по которому осуществляется связь с ЧУ, предоставляются на государственную регистрацию объединения. Они указываются в заявлении на регистрацию. После выбора адреса получаем от собственника помещения документы, подтверждающие использование “юридического” адреса: гарантийное письмо о предоставлении адреса для регистрации частного учреждения, копию документа о праве собственности, договор аренды (если помещение арендуется). Эти документы для регистрации необязательны, но могут пригодиться в будущем для законного функционирования организации.

    Также обязательным документом для частного образовательного учреждения является устав. Устав утверждается учредителем.

    Устав ЧОУ должен содержать следующие сведения:

    • наименование, место нахождения частного учреждения
    • цели, задачи и основные формы деятельности
    • порядок создания и прекращения деятельности
    • структуру частного учреждения, его органы управления, порядок их формирования и компетенцию
    • имущественные отношения
    • порядок внесения изменений и дополнений в устав
    • другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данного частного учреждения

    Устав предоставляется в 3 экземплярах в регистрирующий орган.

    Решение о создании частного образовательного учреждения принимается учредителем (собственником имущества)

    Решение учредителя (собственника имущества) должно содержать:

    • дату
    • существо принятых решений
    • фамилию, инициалы и личную подпись учредителя

    Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Для регистрации частного образовательного учреждения нужно заполнить: титульный лист, лист со сведениями об учредителе, о руководителе (иных лицах, осуществляющих его функции) и со сведениями о заявителе. Учитывайте общие и специальные требования к заполнению заявления. Если этого не сделать, то в госрегистрации может быть отказано.

    Последнюю страницу листа Н (разд. 5) учредитель заполняет собственноручно и подписывает ее:

    • при подаче документов лично или через нотариуса — в присутствии работника регистрирующего органа или нотариуса соответственно
    • при его направлении в форме электронных документов — усиленной квалифицированной электронной подписью

    При нотариальном удостоверении заявления расходы на нотариуса составят 5000-10000 рублей.

    Лицензируемые виды деятельности в 2020-2021 году

    Размер госпошлины за регистрацию частного учреждения — 4 000 рублей.

    Реквизиты для уплаты госпошлины можно получить в регистрирующем органе (на сайте данного органа). Отнеситесь внимательно к заполнению квитанции на уплату госпошлины, так как возврат неверно уплаченной пошлины занимает достаточно длительное время (не менее месяца).

    • Публичная оферта
    • Пользовательское соглашение
    • Политика обработки персональных данных
    • Платформа Uchi.pro
    • Модули к платформе Uchi.Pro
    • Курсы для онлайн-обучения
    • Сайт для учебного центра
    • Справкa
    • Обновление системы
    • Получить консультацию
    • Правила работы техподдержки
    • Как заказать
    • Онлайн-оплата
    • Возврат оплаты

    Как онлайн-школе получить лицензию в 2021 году

    Какие изменения в образовательной деятельности вступают в силу с 2021 года?

    С 1 января 2021 года вступают в силу изменения в Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

    С 1 января 2021 года утрачивает свою силу ныне действующее Постановление Правительства РФ № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», и вступает в силу новое Постановление Правительства РФ № 1490 от 18.09.2020 «О лицензировании образовательной деятельности». Срок действия Постановления ограничен до 31.12.2021 года.

    Основные изменения в постановлении, связанные с получением образовательной лицензии в 2021 году:

    1. Отмена бланков лицензий строгой отчётности (лицензий на бумаге).

    С нового 2021 года лицензирование осуществляется в реестровой форме, которое подтверждается записью в реестре лицензий, в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности. Днём предоставления лицензии является день внесения в реестр лицензий записи о предоставлении лицензии, в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности.

    2. Расширение информации о лицензиатах в реестре лицензий (в соответствии с ч. 4 ст. 91 Закона «Об образовании Российской Федерации»)

    Записи в реестре будут содержать сведения:

    • о видах образования;
    • об уровнях образования (в отношении профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации);
    • о подвидах дополнительного образования, а также об адресах мест осуществления образовательной деятельности за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, мест осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ
    • о каждом филиале, осуществляемом образовательную деятельность, с указанием на его наименование и место нахождения.

    3. Получение выписки из реестра лицензий вместо бланка лицензий.

    В случае, если лицензиату необходимо подтвердить факт наличия лицензии, ему необходимо обратиться в лицензирующий орган для получения выписки из реестра лицензий, уплатив при этом государственную пошлину. Выписка в электроном виде предоставляется бесплатно.

    4. Заявление о предоставлении или переоформлении лицензии станет возможно подавать через МФЦ.

    Подача заявления непосредственно в лицензирующий орган будет возможно только в электронном виде.

    5. Меняются лицензионные требования к соискателю лицензии, а именно:

    5.1. Требование о подтверждении наличия помещений не применяется:

    • при использовании сетевой формы в отношении части образовательной программы, не предусмотренной для реализации соискателем;
    • при организации образовательной деятельности в форме практической подготовки;
    • в отношении образовательной программы, реализуемых с применением исключительно.

    5.2. Требование о наличии материально-технического обеспечения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий не применяется:

    • при организации образовательной деятельности в форме практической подготовки в организациях, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы на основании договора;
    • при намерении реализовывать образовательную программу с использованием сетевой формы в отношении части образовательной программы.
    • в отношении образовательных программ, реализуемых с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

    5.3. Требование о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам недвижимого имущества так не применяется в отношении вышеуказанных условий.

    6. Изменение перечня необходимых документов, представляемых соискателем лицензии для получения лицензии, а именно:

    • копия договора об использовании сетевой формы реализации образовательной программы (при реализации с использованием сетевой формы);
    • гарантийное письмо руководителя с обязательством о привлечении педагогических и/или научных работников, соответствующих лицензионным требованиям.

    7. При получении лицензии не будет требоваться наличие заключения государственного пожарного надзора, действующее ранее в отношении образовательных организаций (АНО).

    Прежде всего это отразится на общем уровне и качестве онлайн-образования. Мы ни раз с вами слышали о нападках на инфобизнесменов, которые продают «воздух», о мошенничестве и об инфоцыганстве.

    Так вот изменения, которые внесли в 2021 году в Патентную систему налогообложения свидетельствуют о том, что контроль над сферой онлайн-образования потихоньку ужесточают и будут ужесточать, это лишь вопрос времени.

    Для того чтобы у инфобизнесменов и уже существующих онлайн-школ была возможность выжить и вынести конкуренцию с крупными игроками, процесс получения Лицензии на образовательную деятельность упростили.

    • Повышение доверия целевой аудитории к вашему продукту.
    • Возможность выдавать ученикам документы об окончании обучения «государственного образца».
    • Использовать образовательную терминологию (переквалификация, получение специальности, профессия, образование, преподаватель).
    • Проводить проверку знаний учеников и выставлять оценки (промежуточная и итоговая аттестация, тестирование и пр.).
    • Возможность получения налогового вычета на образование для учеников.

    В конце концов на рынке онлайн-образования останутся лишь те онлайн-школы, которые со всей серьезностью отнесутся к требованиям государства и будут расти не только расширяя аудиторию, но и повышая свой юридический статус.

    Ну а те предприниматели, которые до сих пор считают, что в интернете никого не проверяют, рискуют остаться ни с чем.

    Для начала определим, что когда мы говорим про образование, то мы понимаем это как оказание услуг, а не предоставление доступа к видеоурокам или чек-листам. Почему эта разница принципиально важна?

    Потому что, если ваш продукт предполагает только доступ к заранее подготовленным материалам, то это лицензионный договор – то есть договор по которому вы предоставляете клиенту право просмотра видеоматериалов. Как билет в кино. В таком случае получать лицензию на образовательную деятельность не нужно.

    Также лицензия не нужна экспертам, которые оказывают образовательные услуги в качестве индивидуального предпринимателя и не привлекает других преподавателей/кураторов к процессу обучения.

    Если онлайн-школа представляет собой партнерство эксперта и продюсера, то в случае приема денег на счет ИП эксперта, и при отсутствии других преподавателей/кураторов, лицензия также не нужна.

    От получения лицензии освобождены все организации, которые ведут образовательную деятельность на территории инновационного центра «Сколково».

    1. Составить образовательную программу.
    2. Не пугайтесь, здесь не будут проверять вашу программу согласно всем критериям построения обучающего процесса и методологии. По сути это документ в котором юридическим языком описывается процесс обучения. То насколько юридически грамотно он составлен влияет на вынесение положительного решения. Программа создается под один продукт. Вам не придется лицензировать каждый свой курс.

    3. Заполнить необходимые формы документов.
    4. С полным списком необходимых документов вы можете ознакомиться на официальном сайте Министерства образования региона, в котором зарегистрирован ваш бизнес.

    5. Подать заявление со всеми необходимыми приложениями в Министерство образования вашего региона.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.