Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Органы местного самоуправления это». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
- определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
- определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
- определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
- определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
- контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
- принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
Органы местного самоуправления: основные полномочия
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования. Избирается представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняет полномочия его председателя.
Уставом сельского поселения может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Контракт с главой местной администрации заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района, городского округа с внутригородским делением и не может быть менее чем два года и более чем пять лет.
Помимо главы муниципального образования, представительного и исполнительно-распорядительного органов местного самоуправления, устав муниципального образования может предусматривать возможность создания контрольного органа муниципального образования, а также иных органов местного самоуправления.
Местное самоуправление осуществляется посредством специальных органов, которые выбираются населением МО. Органы подразделяются на представительные и управленческие.
Возглавляет их глава МО. Наименование главы утверждается Уставом МО. Это может быть: «мэр», «глава», «староста» и т.д.
Представительный орган (Дума, Совет, Собрание) избирается населением МО.
- Если население МО ≤ 100 человек (имеются ввиду люди, обладающие избирательным правом), то представительным органом становится сход (собрание) граждан.
- Если население ≥ 100 человек, но ≤ 300 человек, то граждане вправе сами определить, создавать ли им представительный орган или осуществлять МСУ посредством схода жителей МО.
Органы местного самоуправления
Далее выясним формы осуществления местного самоуправления и кратко остановимся на каждой из них.
-
Местный референдум. Если кратко, то это голосование всех граждан данного МО, имеющих избирательное право, по поводу какого-либо вопроса, требующего решения. Проводится тайное голосование, решение принимается большинством голосов.
Референдум имеют право инициировать жители данного МО (посредством сбора подписей) или же представительный орган МСУ + глава местной администрации (посредством специального правового акта).
Референдум назначается не позже 30 дней с момента поступления документов в представительный орган МСУ. Решение референдума подлежит обязательному выполнению.
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
- Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш
SHIFT + ? - Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
- Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
- Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
- Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
Под этим термином подразумевают прописанную в Конституции РФ автономную деятельность населения. Она обладает правовой ответственностью и сфокусирована на проблемах жизнедеятельности муниципальной ячейки. В приоритете интересы народа и его исторические традиции.
Осуществляется в следующих территориальных единицах:
- село или район;
- город либо городской квартал.
Характерной чертой является вектор направленности аппарата власти. Если государство руководит народом сверху, то в подобных единицах он управляет делами автономно.
РФ состоит из следующих субъектов:
- республики;
- области, включая автономные;
- края;
- города государственного значения.
Самоуправление реализуется как на территории конкретного населенного пункта, так и его части. Принципиальное различие: на уровне субъекта РФ власть является федеральной. В рамках муниципалитета она локальная.
Неотъемлемым признаком подобных образований являются бюджет, наличие имущественной собственности, администрация и избирательные органы.
Это органы муниципальной ячейки, которые на своей территории выполняют функции общественного управления. Они представляют публичные интересы, развивают культуру и совершенствуют экономику.
Структура закреплена на законодательном уровне. К ней относятся следующие организации и единицы:
- представительная организация;
- контролирующая инстанция;
- руководящее лицо;
- местная администрация;
- прочие органы с автономными правомочиями.
Муниципальные образования не являются частью федеральной власти и занимаются вопросами локального значения.
Глава 5. Органы и должностные лица местного самоуправления
Назначение представительного органа — реализация законодательной инициативы. Он контролирует работу должностных лиц и муниципальных ячеек. Помимо этого в его ведении состоит местный бюджет, льготы и сборы. Нормативные акты этой инстанции обязательны для выполнения на всей территории муниципальной единицы.
Принятие постановлений происходит на выборах и референдумах.
Этим документом устанавливаются следующие позиции:
- полномочия участников;
- порядок учреждения общества;
- подконтрольность инстанций;
- вопросы, касающиеся функционирования организации.
Наименования администрации, ее главы, представительного и контролирующих органов учреждаются законодательными актами субъекта РФ. Во внимании берутся местные обычаи и исторические традиции.
Муниципальная единица владеет собственностью. Важнейшими объектами являются следующие:
- жилой фонд;
- земли;
- не приватизированные квартиры и дома;
- торговые и культурные организации;
- здания образовательных и здравоохранительных учреждений.
Чтобы плодотворно решать вопросы, орган должен иметь денежные средства. Для этого составляется бюджет, в котором учитываются расходы и доходы муниципальной организации.
Прибыль поступает из следующих источников:
- средства от сдачи имущества в аренду;
- штрафы;
- пошлина на обеспечение жилищно-коммунального фонда;
- налоги;
- дотации.
Весомый вклад оказывают отчисления от транспортного, дорожного сбора и прибыли муниципальных компаний.
Представители органов решают вопросы, отличные от перечня задач государственных учреждений.
Члены муниципальных ячеек выступают автономно, т.е без обращения к главе субъекта РФ за финальным одобрением.
Основные моменты:
- Издание обязательных к выполнению нормативных актов, в которых освещены правила поведения.
- Действие этих документов распространяется исключительно на территории конкретной муниципальной единицы.
- Несоблюдение постановлений предполагает наложение ответственности, преимущественно в виде штрафов.
- Несмотря на то, что муниципальная единица не являются частью государственного аппарата власти, она делегирует им часть властных функций.
- Пособия и пенсии состоят в ведении отдела социального обеспечения.
- Инстанции опеки и попечительства в рамках органов местного самоуправления представлены отделом народного образования.
Нормативные документы действительны сразу после обнародования.
Связанные одной целью (о единой системе публичной власти)
Проблема определения компетенции органов местного самоуправления является одной из ключевых для формирования правовой основы местного самоуправления и организации деятельности местной власти. Более того, эффективность всей публичной системы власти находится в зависимости от рационального распределения компетенции между ее уровнями.
Сфере компетенции местного самоуправления посвящена ст. 4 Европейской Хартии местного самоуправления, согласно которой основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией или законом. Пункт 2 ст. 4 Хартии предусматривает полную свободу действий органов местного самоуправления в пределах, установленных законом, для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа.
Закрепляя основы компетенции местного самоуправления, Конституция в ст. 130 вводит понятие вопросов местного значения и в ст. 132 предоставляет органам местного самоуправления наиболее важные полномочия по их решению: управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов; осуществление охраны общественного порядка. Кроме того, та же статья устанавливает, что органы местного самоуправления решают иные вопросы местного значения, а также предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
На основании данных положений можно сделать вывод о выделении для местного самоуправления двух видов компетенции – собственной и делегированной. Собственная компетенция устанавливается законами (Конституцией, федеральными законами и законами субъектов РФ), а также подзаконными нормативными актами федерального, регионального и местного уровня. Делегированная компетенция является государственной компетенцией (компетенцией Российской Федерации или субъекта РФ), переданной местному самоуправлению (муниципальному образованию) федеральным законом или законом субъекта РФ соответственно.
Важнейшие задачи местного самоуправления определены и в других статьях Конституции. Так, согласно ст. 40, «органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище», «малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из… муниципальных… жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами». Статья 41 предусматривает, что «медицинская помощь в… муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается жителям бесплатно». В ст. 43 гарантируется «общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях».
В развитие Конституции Закон о местном самоуправлении 2003 г. в главе 3 устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района и городского округа, а также полномочия органов местного самоуправления по их решению; глава 4 предусматривает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Такой подход законодателя к формированию компетенции местного самоуправления позволяет установить минимально необходимый перечень функций и полномочий, свойственный его природе и гарантированный Федеральным законом, уточнить его применительно к особенностям субъекта РФ и муниципального образования, а также передать на уровень местного самоуправления отдельные полномочия, свойственные государственным органам, но наиболее эффективно исполняемые на местном уровне, с сохранением государственного контроля за исполнением этих полномочий.
Под вопросами местного значения в названном Законе понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией и федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Указанный закон детально разграничивает вопросы местного значения по каждому уровню территориальной организации местного самоуправления (поселение, муниципальный район, городской округ) в соответствии с объективными возможностями муниципального образования и требованиями государственной политики в различных сферах. Он также предусматривает, что муниципальные образования вправе решать иные вопросы, не исключенные из их компетенции и не отнесенные к компетенции других муниципальных образований и органов государственной власти, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств.
В целом, структура местной администрации во всех муниципальных образованиях строится на общих принципах в соответствии с функционально-отраслевым распределением полномочий по решению вопросов местного значения между структурными подразделениями. Вместе с тем она представляет собой достаточно динамичную систему, которая по мере изменения стоящих перед муниципальным образованием задач, условий жизни граждан, других факторов подвергается новациям.
Под организационной структурой понимается состав и со-подчиненность взаимосвязанных организационных единиц (отдельных должностей), звеньев (управленческих подразделений) и ступеней (уровней), наделенных определенными правами и ответственностью для выполнения соответствующих целевых функций управления.
Звено управления представляет собой обособленную ячейку со строго ориентированными функциями управления, а ступень (уровень) управления – совокупность звеньев управления, расположенных на определенном иерархическом уровне.
На формирование конкретной организационной структуры местной администрации оказывает влияние несколько факторов, основными из которых являются:
1. Тип муниципального образования. Он предопределяет перечень вопросов местного значения, из которого складываются полномочия администрации.
2. Цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования. В зависимости от выбранных приоритетов развития будут «усиливаться» те звенья управления, на которые возложены функции по достижению соответствующих целей и решению задач.
3. Размер территории, численность и состав населения муниципального образования. В крупных городах выстраиваются более сложные структуры администрации, предусматривающие, в том числе, и наличие территориальных структурных подразделений.
4. Уровень развития производства и рыночной инфраструктуры. В более развитом в указанном отношении муниципальном образовании существует больше возможностей для аутсорсинга, т. е. передачи отдельных функций администрации, не носящих властного характера, более эффективному исполнителю.
5. Различные местные особенности – географические, природные, демографические, исторические. Они определяют необходимость создания структурных подразделений, которые не являются типичными по функциональному назначению и могут отсутствовать в большинстве муниципальных образований.
Помимо перечисленных, на организационную структуру местной администрации оказывают значительное влияние внутренние факторы, такие, как личностные качества руководства и его роль в системе управления, используемые управленческие технологии, уровень сопротивления инновациям, организация труда, материально-техническое оснащение администрации и др.
В настоящее время определяющим фактором, положенным в основу формирования структуры местной администрации, является ее компетенция в соответствии с предусмотренными федеральным законом вопросами местного значения и распределением полномочий между органами местного самоуправления, закрепленным в уставе муниципального образования.
Выделяют шесть групп вопросов, которые входят в компетенцию местной администрации: 1) вопросы социально-экономического развития территории; 2) вопросы муниципального хозяйства; 3) финансовые вопросы; 4) социальные вопросы; 5) административно-организационные вопросы; 6) исполнение переданных государственных полномочий.
Пять первых групп вопросов присутствуют во всех муниципальных образованиях независимо от типа. Шестая группа вопросов относится только к муниципальным районам и городским округам, которые вправе осуществлять отдельные государственные полномочия.
Указанные группы полномочий распределяются между отраслевыми и функциональными структурными подразделениями, в результате чего создается типичная линейно-функциональная структура местной администрации, которая обычно включает:
- руководящее звено: главу администрации, заместителей главы, в числе которых может быть первый заместитель;
- структурные подразделения, которые могут находиться в подчинении главы администрации, одного из его заместителей или в соподчинении между собой:
- отраслевые структурные подразделения, ведающие отдельными отраслями муниципальной деятельности (жилищно-коммунальное хозяйство, образование, культура, здравоохранение, транспорт и т. д.);
- функциональные структурные подразделения, исполняющие одну или несколько функций во всех отраслях (экономическая служба, финансовый орган, орган по управлению муниципальным имуществом и др.);
- территориальные органы (например, для города с районным делением);
- аппарат администрации, обеспечивающий и организующий ее деятельность: юридическая, кадровая, информационная службы, делопроизводство, работа с обращениями граждан, собственная бухгалтерия и др.
Подобные организационные структуры называют линейно-функциональных из-за основной ориентации в системе принятия решений на взаимодействие между отраслевыми (линейными) и функциональными структурными подразделениями. Первые являются, как правило, инициаторами принятия решений, а вторые исполняют функции экспертизы, согласования проектов решений.
В зависимости от роли и места в организационной структуре, важности и объема реш��емых задач структурные подразделения обладают разным статусом и, соответственно, имеют разные наименования.
С целью обеспечения соответствия текущей деятельности местной администрации стоящим перед ней целям и задачам формируется система планирования работы администрации.
Система планирования представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых местной администрацией и ее структурными подразделениями с целью определения задач, текущих результатов деятельности, средств и способов их достижения в соответствии с целями администрации на основе анализа ситуации, прогнозных оценок ее развития, возможных ресурсов. Планирование обеспечивает эффективное использование организационных ресурсов, внутреннюю координацию, адаптивность структурно- функциональной организации администрации к внешним требованиям, осознание организационных стратегий руководителями и специалистами. Процесс планирования включает в себя анализ стратегических целей, являющихся отражением текущего состояния и проблем в сфере деятельности местной администрации; прогноз будущего состояния целевых объектов и внешних условий; формирование системы задач; определение оптимальных стратегий деятельности.
Эффективному планированию деятельности местной администрации должно предшествовать определение приоритетов социально-экономического развития муниципального образования, основанное на всестороннем анализе текущей ситуации во всех сферах жизни местного сообщества. На базе сформулированных приоритетов формируется стратегия социально-экономического развития муниципального образования (или вносятся коррективы в существующую стратегию), определяются цель и задачи деятельности местной власти на долгосрочную перспективу.
В свою очередь, на основании стратегии развития, целей и задач деятельности органов местного самоуправления формируются среднесрочные программы социально-экономического развития территории и стратегический план (концепция) деятельности местной администрации.
На основе программы социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочную перспективу в соответствии со стратегическим планом (концепцией) деятельности местной администрации разрабатывается годовой план работы администрации.
Такая комплексная многоуровневая система планирования обладает значительным потенциалом в решении и текущих проблем, и долгосрочных задач, стоящих перед администрацией, однако в настоящее время в связи с недостаточной степенью использования программно-целевых методов управления на уровне муниципальных образований является практически невостребованной.
Как правило, существующие системы планирования работы администрации направлены в основном на согласование во времени деятельности руководства местной администрации и ее структурных подразделений. С этой целью в администрациях разрабатывают годовые и квартальные, а иногда и месячные планы работы местной администрации и ее структурных подразделений. На уровне структурных подразделений могут формироваться недельные планы работы.
Система планирования поддерживается и регулируется внутренними правовыми актами, главным из которых является регламент местной администрации.
Годовой план администрации – документ, включающий перечень мероприятий, проводимых администрацией в течение года, с указанием сроков их выполнения, ответственных исполнителей и плановых показателей эффективности и результативности деятельности с конкретными значениями. Мероприятия группируются по основным направлениям деятельности администрации.
Ответственным за формирование годового плана администрации является руководитель аппарата администрации, находящийся, как правило, в статусе заместителя главы администрации.
Предложения по формированию годового плана вносятся главой администрации, его заместителями, структурными подразделениями. Руководители структурных подразделений в установленные сроки вносят в аппарат администрации предложения по включению мероприятий в годовой план работы администрации с указанием сроков исполнения, ответственного структурного подразделения и плановых показателей эффективности и результативности деятельности. Руководитель аппарата обобщает поступившие предложения и готовит проект годового плана работы администрации. Проект плана работы направляется на согласование руководителям структурных подразделений и дорабатывается с учетом полученных замечаний.
В планы работы администрации, как правило, включаются: 1) вопросы, которые вносятся на рассмотрение представительного органа муниципального образования; 2) вопросы, рассмотрение которых требует созыва коллегии; 3) вопросы, по которым необходимо принятие постановлений главы администрации; 4) организационные мероприятия администрации.
Годовой план работы утверждается главой администрации и передается структурным подразделениям для исполнения.
После утверждения годового плана работы администрации формируются годовые планы деятельности структурных подразделений. Они согласовываются с заместителем главы администрации, курирующим эти подразделения, и утверждаются главой администрации.
Вопросы о ходе выполнения мероприятий, включенных в годовой план работы администрации должны, выноситься на постоянно действующее совещание при главе администрации. Мероприятия годового плана работы администрации, годовых планов работы отделов и секторов могут корректироваться в течение года.
Одним из важнейших конституционных положений в России является то, что источником власти в стране является народ. В общих чертах это означает, что на большинство должностей в ее структурах являются выборными.
Соответственно, граждане, имеющие избирательное право, могут определять своих представителей в структурах власти. В свою очередь, выборные должностные лица вправе определять кандидатуры на должности в учреждениях власти, которые в соответствии с законом выборными не являются.
Действующее законодательство предполагает несколько форм обращений, которые могут быть направлены гражданами в адрес местных структур власти:
- Жалоба. Под жалобой следует понимать обращение, суть которого заключается в просьбе гражданина установить законность действия/бездействия того или иного должностного лица или организации, а также восстановить нарушенные права и интересы в случае установления нарушений.
- Предложение. Предложение представляет собой запрос гражданина, заключающийся во внесении идей и мер, направленных на совершенствование работы тех или иных ведомств.
- Заявление. Заявление представляет собой документ, связанный с возможностью реализации лицом своих прав и законных интересов.
- Ходатайство. Обращение, заключающееся в просьбе признания за лицом того или иного статуса.
Внимание! Законом допускаются не только личные обращения, но и коллективные. Под последними следует понимать те из них, где количество обращающихся равняется двум или более.
Местное самоуправление — что это, функции, права и обязанности
В ведении структур локального самоуправления находится широкий спектр вопросов, имеющих местное значение. Граждане вправе обращаться в соответствующие ведомства по любому интересующему их поводу путем направления жалоб, предложений, заявлений и проч.
В соответствии с законом обращения рассматриваются в течение 30 дней, после чего ответственные лица органов местного самоуправления должны предоставить ответ по существу. В отдельных случаях срок рассмотрения может быть изменен как в большую, так и в меньшую сторону.
В качестве самостоятельного понятия местное самоуправление в Российской Федерации определяется ФЗ № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Определение 1 Местное самоуправление – это конкретная форма исполнения гражданами своей власти, которая, в рамках регламентированных Конституции РФ норм и прочих регулирующих актов, обеспечивает самостоятельное и ответственное разрешение гражданами или структурами локального управления определенных проблем местного значения, учитывая нужды населения, исторические и прочие местные традиции.
Понятие «основы местного самоуправления» в совокупности составляют несколько структурных элементов:
- Правовые.
- Территориальные.
- Экономические.
- Финансовые.
Определение 2 Правовые основы – это положения Конституции РФ и нормативные акты разного значения, содержащие нормы права, которые являются регулирующими в отношениях общественного уровня, возникающих при осуществлении местного самоуправления, а также регламентирующие порядок организации и органов местного самоуправления.
Положения ст. 12, 72 и гл. 8 Конституции РФ, в которых закреплены основы местного самоуправления, развиваются в Законе о местном самоуправлении. В нем, в свою очередь, более подробно рассмотрены и закреплены основы местного самоуправления правового, территориального, финансового и экономического характера.
Также Россия выступает участником нескольких международно-правовых договоров, которые направлены на определение основных требований к структурам местного самоуправления. К таким документам можно отнести:
- Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г.
- Декларация о принципах местного самоуправления в государствах – участниках Содружества от 29 октября 1994 г.
Помимо всего прочего, Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» устанавливаются нормы правовых отношений связанных с принятием в качестве госслужащих граждан РФ, и подданных иностранных государств являющихся участниками международных договоров РФ, которые определяют возможность граждан других государств находиться на службе муниципального значения. Им также осуществляется регулирование прохождения и прекращения муниципальной службы, определения правового статуса муниципальных служащих.
Замечание 1 Нормы права, которые регулирую органы местного самоуправления, содержатся и в нормативных правовых актах субъектов РФ и муниципальных правовых актах.
Более конкретное направление федерального законодательства, учитывая особенности органов местного самоуправления в определенных областях, отражается в конституциях и законах субъектов РФ.
В систему правовых актов муниципального значения входит:
- Устав муниципального образования, правовые акты, принятые в рамках конкретной местности.
- Нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
- Акты главы муниципального образования, местной администрации, прочих органов и лиц местного самоуправления, которые были предусмотрены уставом муниципального образования.
На уровне структур локального управления, основным регламентирующим актом является устав муниципального образования. Он определяет круг вопросов попадающих под юрисдикцию данного муниципального образования. Кроме того, данные органы определяют территорию муниципального образования, органы местного самоуправления, название, структуру и порядок их формирования. Устав местного значения формируются муниципальным образованием самостоятельно, а после принимается представительным органом местного самоуправления или гражданами непосредственно. Только после прохождения данной процедуры в полной мере акт может быть зарегистрирован на государственном уровне.
На территории всей Российской Федерации осуществляется местное самоуправление. Основу территориальной организации локального управления составляет поселенческий принцип, что значит формирование муниципальных образований там, где живут люди и существуют поселения.
Статья 131 Конституции РФ определяет осуществление местного самоуправления в городских, сельских и других поселениях учитывая исторические и прочие местные традиции. Конкретно, закон о местном самоуправлении определяет осуществление самоуправления местного характера во многих поселениях.
Замечание 2 Наделение муниципальных образований определенным статусом поселения какого-либо ранга осуществляется законами субъектов РФ.
Допускается также преобразование территориальных границ, в которых осуществляется муниципальное образование, при условии, что мнения жителей данных территорий будет учитываться. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, государственной власти и федеральных органов.
Экономическая основа местного самоуправления состоит из нескольких компонентов:
- Муниципальная собственность.
- Местные финансы.
- Имущество, находящееся в собственности государства, а в последующем было передано органам местного самоуправления.
Основа финансового характера состоит из местных финансов, а именно денежных средств которые применяются при решении вопросов местного значения. Местные финансы формируются из средств местного бюджета, государственных и муниципальных бумаг.
Органы местного самоуправления пополняют бюджет на основании местных налогов и сборов. Также в местный бюджет поступают средства из бюджетов федерального значения и бюджетов субъектов РФ в качестве отчислений от федеральных и региональных налогов, субсидий и дотаций.
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Исполнительные органы местного самоуправления – это не просто местная администрация определенного населенного пункта.
В России признается и реализуется местное самоуправление, не имеющее ничего общего с федеральной властью, оно функционирует самостоятельно в рамках своих возможностей.
Муниципальные органы власти создаются по принципу выбора из населения. Работа структуры касается сугубо индивидуальных вопросов, муниципального уровня, касаются они земельных отношений, личных вопросов граждан.
Форма власти осуществляется согласно законам РФ, Конституции. Под свою ответственность населением принимаются решения касающиеся истории, традиций своего народа.
Основой такого самоуправления считаются юридические нормы, прописанные нормативно-правовыми актами, оговаривающими деятельность населения по решению экономических, территориальных, финансовых вопросов. Состав организации избирается самими жителями, иной вариант – подбирается и назначается областными структурами. Подобная организация – полноправное юридическое лицо, однако она не является звеном государственной власти.
Учитывая специфику деятельности таких организаций, определяется структура, дальнейшие функции с учетом потребностей жителей. Аббревиатура муниципальных исполнительных органов местного самоуправления – МСУ.
Смотрите видео: Функции местного самоуправления
Сложно одним словом рассказать, что такое контрольный отдел местного самоуправления. Чаще всего функциями контроля наделено одно или несколько лиц. Основная деятельность направлена на контроль того, как правильно расходуется, исполняется бюджет, соблюдается регламент, используется имущество. Анализируются отчеты об исполнении.
Контроль может выполняться следующими формами:
- инициатива граждан правотворческого характера,
- собрания,
- выборы,
- голосование,
- слушания,
- опрос.
В крупных представительных органах муниципального образования наличие контроля считается обязательным. Название структура получает исходя от предполагаемых функций. Это какие-то определенные отделы, например, счетная палата города, ревизионная комиссия, которая будет отслеживать движение средств и то, как используется имущество.
Учитывая специфику предполагаемой деятельности, территориального уровня такое подразделение не имеет, ведь именно оно должно вести контроль над деятельностью.
Под понятием местная администрация подразумевается исполнительная структура, главный представитель – глава администрации. Конкретный человек – избирается народом, назначается властью по конкурсной основе.
Глава администрации функционирует как единственное лицо либо имеет заместителей, работающих по разным направлениям, – хозяйственной деятельности, спорту и т. д.
Занимается юридическое лицо проблемами населения, имущества, земли. Рассматривает возможные обращения, решает их по мере своих полномочий.
Работает на основе имеющегося устава, государственных законов. Принцип работы простой: глава издает положения (не касающиеся глобальных государственных вопросов), организует работу самой администрации, выполняет определенные функции, переданные государством.
Назначаются комитеты, рассматривающие экономические, социальные, текущие проблемы района. Финансирование подразделений выполняется бюджетом района, области. Администрация имеет собственный лицевой счет, считается юридическим лицом. Имеет право выставлять имущественные права, представительство в суде.
Подобная структура, учитывая то, какие вопросы решает местное самоуправление, включает управления, департаменты, службы, инспекции, комиссии, сектора. При условии больших территорий, высокого финансирования структурных организаций может быть много. Состав должностных лиц определяется на территориальном уровне.
Несмотря на то, что местное самоуправление не считается государственной властью, некоторые функции государство все-таки ему передает, такое право позволяет:
- принимать решения о назначении пособий, пенсий (социальный отдел),
- решать вопросы попечительства, опеки, усыновления (народное образование),
- следить за порядком,
- издавать нормативные акты, постановления, решения, касающиеся граждан,
- распоряжаться собственностью муниципалитета,
- распоряжаться казной, использовать земли, угодья, леса, водоемы,
- принимать решение о сборах определенных видов налога.
То, какие проблемы решает система, напрямую зависит от ее полномочий, объема и статуса структурного подразделения. Принимающиеся документы действуют только на территории муниципалитета, касаются его населения, угодий. Полномочия органов местного самоуправления обосновываются законами РФ.
Исходя от того, на какой территории располагается представительный орган муниципального образования, его бюджета, зависит, какие вопросы он решает. Возможности на самом деле широкие:
- принятие актов, устава, внесение изменений, дополнений,
- утверждение бюджета,
- определение налогов определенного уровня, их изменение, отмена,
- создание программ, реализация их с ведением полной отчетности,
- распоряжение имуществом, которое считается муниципальным,
- определять порядок создания, ликвидации, реорганизации учреждений, устанавливать тариф за их услуги,
- определять, как будут решаться организационные, материальные, технические вопросы, проблемы определенного уровня,
- представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет сотрудничество с другими организациями межмуниципального уровня,
- выполняется контроль за работой структуры, исполнением обязанностей.
Важно! Представительный орган решает вопросы, касающиеся исключительно подведомственной ему территории. Любые действия реализуются только через сформированные структуры власти, самим населением по личной инициативе, например, открытие выставок, музеев.
При каждом населенном пункте обязательно существует своя система, полномочия определяются индивидуально, касаются они жилищных, земельных, культурных, образовательных, экономических, надзорных вопросов. Самоуправление наделено определенными полномочиями, правами, имеет обязанности перед населением.
Полезное видео: Структура и принципы местного самоуправления
различается муниципальное и региональное М. с. Муниципальное самоуправление существует в таких единицах, которые не делятся на др. муниципальные образования (обычно это небольшие населённые пункты, но иногда и большие города, напр. Марсель во Франции или Нью-Йорк в США). Региональное самоуправление существует в крупных единицах, включающих в свой состав неск. небольших муниципальных образований низового и иногда даже ср. звена (напр., режьоны во Франции, включающие департаменты, которые состоят из коммун). Соответственно этому в зарубежных странах существует неск. систем местного самоуправления.
В англосаксонской системе (Великобритания, США, Австралия, Канада и др.) жители малых поселений (общин, приходов обычно с населением менее 150 чел.) решают местные вопросы на собраниях, где вправе голосовать лица, имеющие избират. права. Для решения текущих дел собрание избирает старосту (существуют разные названия). В др. адм.-терр. единицах избирается совет и по решению населения мэр или небольшой коллегиальный исполнит. орган. Возможен наёмный управляющий, оплачиваемый советом.
В романо-герм. системе (некоторые страны континентальной Европы) на низовом уровне в территориальных коллективах (напр., в коммунах во Франции) избираются совет и мэр. Мэр затем утверждается обычно министром внутр. дел, и как гос. служащий он решает вопросы гос. значения, возникающие в коммуне. Но по существу мэр – глава М. с. В вышестоящих территориальных коллективах (департаменты, режьоны) вопросами гос. значения занимаются чиновники, префекты, назначаемые правительством, а местные вопросы решают выборные советы и их выборный исполнит. орган – председатель совета.
В лат.-амер. системе население в муниципиях (есть иные названия) отдельно избирает совет и префекта (регидора и др.), но затем префект по должности становится председателем совета и назначается правительством (министром внутр. дел) – представителем государства в муниципии, т. е. гос. чиновником, обладающим большой властью.
В некоторых араб. странах (Египет, Сирия и др.) есть избираемые советы, в странах мусульм. фундаментализма совет заменяет совещат. орган мусульм. уммы при монархе – аш-шура, но в некоторых городах (в частности, в городах Сауд. Аравии) созданы частично выборные, частично назначаемые советы.
Система органов местного самоуправления
правовые основы действующего М. с. установлены Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (2003). Детально М. с. регулируется законами субъектов Федерации. М. с. в РФ обеспечивает самостоят. решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью в гор., сельских поселениях и на др. территориях с учётом исторических и иных местных традиций. Структура органов М. с. определяется населением самостоятельно. Органы М. с. самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану обществ. порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы М. с. могут наделяться законом отд. гос. полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Каждое муниципальное образование принимает свой устав, в котором в соответствии с законодательством регулируются система и деятельность его органов М. с. Законодательство определяет территориальные основы М. с. Экономич. основу М. с. составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, имуществ. права муниципальных образований. В собственности муниципальных образований может также находиться имущество, переданное субъектом РФ или Федерацией для выполнения некоторых полномочий гос. органов, имущество, переданное для обеспечения деятельности М. с. (адм. здания, транспортные средства), некоторые автомобильные дороги, мосты и др., имущество, переданное для обеспечения водоснабжения, электроснабжения и др. Муниципальные образования могут создавать свои предприятия и учреждения, получать от них доходы. Местный бюджет формируется за счёт некоторых местных налогов, отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов РФ, штрафов и т. д., самообложения населения (оно возможно в определённых размерах в соответствии с законом). В России экономич. основа М. с. слабая, не более 3–5% муниципальных образований (оценка) могут самостоятельно обеспечить необходимые расходы, остальные живут на дотации и субвенции Федерации и субъектов РФ (в зарубежных странах, даже в наиболее развитых, муниципальные образования тоже получают 40–60% средств от государства).
Муниципальные образования и их органы не подчинены друг другу по вертикали. В пределах закона муниципальные образования автономны и самостоятельно решают свои местные вопросы.
М. с. в Рос. Федерации осуществляется представит. органом М. с., главой муниципальной администрации, местной администрацией (исполнительно-распорядит. органом), контрольным органом, иными органами, если они предусмотрены уставом муниципального образования и обладают собств. решающими полномочиями по вопросам местного значения. Наличие в этой структуре представит. органа, главы местной администрации и исполнительно-распорядит. органа обязательно (за исключением мелких муниципальных образований, где, напр., полномочия представит. органа осуществляет сход граждан). Представительный орган (муниципальное собрание, совет и др.) формируется неодинаково в поселениях (городских и сельских) и муниципальных районах. В поселениях он состоит из депутатов, избираемых гражданами. В муниципальных районах представит. орган также может избираться, а может состоять по должности из глав поселений, входящих в муниципальный район, и из депутатов, избранных непрямыми выборами представит. органами поселений и из их числа. Закон определяет количество депутатов – 7–50 чел. (последнее – для крупных городов). Депутаты осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной (оплачиваемой) основе могут работать не более 10% депутатов. Депутаты, если они плохо выполняют свои обязанности и по др. причинам, могут быть досрочно отозваны избирателями путём голосования. Представит. орган имеет права юридич. лица. Глава муниципального образования – высшее должностное лицо муниципального образования, обладающее собств. полномочиями по решению вопросов местного значения. Он избирается непосредственно гражданами или представит. органом муниципального образования из его состава (тот или иной способ выборов определяется законом соответствующего субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование). На практике в большинстве муниципальных образований глава муниципальной администрации (мэр) избирается из состава совета и является его председателем, а местной администрацией руководит глава исполнит. органа. Представит. орган может назначить главой исполнит. органа по конкурсу управляющего (менеджера). Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с др. муниципальными образованиями, органами государства, гражданами; он подписывает документы, обнародует правовые акты муниципального образования, сам издаёт правовые акты. По некоторым вопросам (бюджет и др.) только он может вносить проекты решений в представит. орган. Глава муниципального образования может прекратить свои полномочия по уважительным причинам (стойкая неспособность по состоянию здоровья и др.), в случае обвинит. приговора против него и др., он может быть уволен в отставку по указанным в законе причинам (преим. неисполнение своих обязанностей) решением 2/3 состава представит. органа (с 2009). Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счётная палата, ревизионная комиссия и др.) может быть избран непосредственно гражданами или представит. органом. Исполнительный орган муниципального образования может возглавлять мэр, иное назначенное должностное лицо, управляющий, назначенный по конкурсу. В муниципальном образовании существует своя муниципальная служба (всего 330 тыс. чел., в ср. 14 муниципальных служащих на одно муниципальное образование). Муниципальные служащие должны быть вне партий и политич. деятельности. Органы государства и субъектов РФ осуществляют контроль в отношении М. с., но не с точки зрения целесообразности решаемых его органами вопросов на собств. средства, а с позиций соблюдения законности и целевого расходования средств, предоставленных государством и субъектом РФ (если эти средства не являются дотациями). Представит. орган М. с. может быть распущен Президентом РФ или главой субъекта РФ в случае принятия им противоправного нормативного правового акта, нарушающего Конституцию РФ, законы Рос. Федерации или субъекта РФ, если такой акт будет предварительно признан судом противоправным и если представит. орган не отменит его в установленный срок. По этой же причине глава муниципального образования может быть отрешён от должности. Органы и должностные лица М. с. несут ответственность перед гражданами. Депутаты и мэр могут быть досрочно отозваны избирателями. Муниципальные образования и их органы, признанные юридич. лицами, несут гражданско-правовую ответст��венность за причинение ущерба физич. и юридич. лицам.
В соответствии с Конституцией РФ М. с. гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнит. расходов, возникших в результате решений, принятых органами гос. власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления.
- Конституционно-правовая природа системы органов местного самоуправления 2012 / Тихалева Е. Ю.
- Сравнительный анализ правовых оснований, регулирующих принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, предусмотренных федеральными законами от 28. 08. 1995 № 154-ФЗ и 06. 10. 2003 № 131-ФЗ 2018 / Васильева Ю.В.
- Процессы коммуникации в субъектах местного самоуправления 2015 / Аверин А.Н.
- Правотворчество органов местного самоуправления: процедура и результаты 2013 / Середин Павел Вадимович
- Местное самоуправление в Российской Федерации: развитие коммуникации 2019 / Рахманов Олег Сергеевич
См. также: муниципалитет
Местное самоуправление, Местный орган власти — организация (орган) деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории[1], того или иного государства (края, страны, региона), федерации или конфедерации.
Более широкое понятие местного самоуправления подразумевает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения[2]. Территориально местное самоуправление осуществляется в основном через муниципалитеты. В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель[3].
Контрольный орган местного самоуправления образуется для решения вопросов, связанных с местным бюджетом:
- распределение денежных средств между организациями,
- составление проекта бюджета,
- отчет о выдачи денег высокопоставленным органам или чиновникам,
- проведение проверок учреждений для уточнения о целевом расходовании предоставленных средств.
Местное самоуправление в РФ: понятие, основа, система
- 5.1 Власть. Роль политики в жизни общества
- 5.2 Понятие и признаки государства
- 3.1 Экономика, ее роль в жизни общества
- 3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов
- 3.3 Экономические системы и собственность
В главном законе нашей страны отсутствует определение аббревиатуры ОМСУ. Однако это вовсе не значит, что рассматриваемое нами понятие не освещено ни в одном другом документе. Так, например, расшифровка ОМСУ присутствует в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В этом нормативно-правовом акте широко раскрывается его определение. ОМСУ – это своего рода форма реализации власти народом, которая обеспечивается в пределах, установленных законодательством, и подразумевает ответственность перед населением за принятые решения в вопросах местного значения.
ОМСУ – это местная власть, которая реализует свои полномочия и представляет интересы населения. При этом местное самоуправление не является государственной структурой. Основной задачей органов местного самоуправления (ОМСУ) является осуществление властной деятельности, что объясняет обязательность к исполнению принятых ими решений.
Нормативно-правовые акты муниципальных и государственных органов имеют одинаковую юридическую силу для граждан, коммерческих предприятий, общественных организаций и бюджетных учреждений на территории конкретной административно-территориальной единицы.
Несмотря на то, что система ОМСУ в России является обособленной и самостоятельной, ее представителям приходится тесно взаимодействовать с государственными структурами. Однако не стоит путать взаимодействие с вмешательством госорганов и их должностных лиц в деятельность муниципалитетов. Закон запрещает любое вторжение государства в работу ОМСУ, не допускается подмена и ограничение полномочий местных самоуправленцев со стороны общественных организаций.
Должностные лица, поступившие на работу в органы местного самоуправления, относятся к категории муниципальных служащих. В отличие от государственной службы, местную регламентирует устав конкретного регионального образования, в основе которого лежат положения Федерального Закона «Об основах муниципальной службы в РФ» и другие законы субъекта.
Руководитель ОМСУ – это выборное должностное лицо, которое получило свой пост в результате победы на выборах в органы местного самоуправления. Он возглавляет местную администрацию, которая занимается повседневным управлением на определенной территории субъекта РФ. В городских населенных пунктах главу ОМСУ чаще всего называют мэром, главой города, а в районах, селах и в других административно-территориальных единицах выбираются главы местного самоуправления районов, муниципальных округов, сельсоветов и т. д.
Глава местной самоуправленческой структуры может избираться двумя путями: либо голосованием проживающего на территории населения, либо выдвигается в качестве кандидатуры из состава представительного органа. Практически в 2/3 субъектах РФ главы местного самоуправления были избраны в ходе тайного голосования граждан. Намного реже руководителя приглашают занять должность на условиях трудового контракта.
Чтобы дать объективную оценку деятельности ОМСУ, необходимо в первую очередь выяснить, насколько эффективной и полезной для общества является их структура. В России встречаются только однопалатные муниципальные образования. В других странах иногда применяется и двухпалатное построение (например, местное самоуправление Нью-Йорка). Вне зависимости от структурированности ОМСУ, уставы муниципальных образований в обязательном порядке должны подразумевать наличие:
- представительных органов;
- главы местного самоуправления;
- администрации региона, района, поселка;
- контролирующего органа муниципалитета;
- других самоуправленческих структур.
Исходя из полномочий ОМСУ, федеральное законодательство в сфере местного самоуправления допускает несколько вариантов построения муниципальных управленческих образований. В первом случае члены представительного органа избираются гражданами. Главу также выбирает население. Председателя местной администрации назначают на должность по трудовому договору.
Второй вариант структуры органов самоуправления выглядит так: представительный орган избирается гражданами, глава муниципалитета одновременно занимает должность руководителя местного исполнительного органа.
Альтернативой обеим вышеперечисленным схемам является следующая: депутаты муниципального совета избираются голосованием населения, глава города, села, района и др. назначается представительным органом из своего состава, а главой местной администрации становится иное должностное лицо после подписания контрактного соглашения.
Законодателям предстоит проделать весьма кропотливую и сложную работу по модернизации регионального законодательства и приведению нормативно-правовых норм в соответствие с положениями федеральных законов, регламентирующих механизм предоставления гарантий реализации гражданских прав (участие в выборах, референдуме).
К тому же опыт проведения выборов в ОМСУ последних лет демонстрирует острую потребность в усовершенствовании федерального законодательства. Цель изменений состоит в дополнении общих принципов учета гражданского мнения на этапе формирования и преобразования муниципалитетов, определения объема полномочий ОМСУ и установлением границ их возможностей.
Учитывая роль местных органов в реализации народовластия, становятся очевидными основные цели, которые преследуются ими. Наличие муниципалитета, в первую очередь, является гарантией участия населения в решении ряда вопросов жилищно-коммунальной, социальной, бюджетной сферы.
ОМСУ призваны обеспечить граждан возможностью самостоятельно принимать решения в вопросах местного значения. Этим объясняется предназначение муниципальной деятельности – создать условия для эффективного участия населения в жизни государства, чему способствует и наличие выборных органов, и применение муниципалитетами институтов прямой демократии, и поддержание стабильной материально-технической и финансовой базы для решения экономических и социальных проблем.
Местное самоуправление в Российской Федерации — признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
В круг вопросов местного значения входят те, что затрагивают проблемы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Иными словами, круг дел, решение которых способствует установлению на территории данного муниципального образования условий для нормальной жизни жителей. Проблемы, с которыми Вы сталкиваетесь каждый день: незапланированное отключение горячей и холодной воды, незакрытый люк перед подъездом дома, отсутствие детской площадки, трещина в стене дома, горы мусора на улице — все эти и многие другие каждодневные вопросы решаются на уровне местного самоуправления. Обычно, перечень вопросов местного значения приводится в Уставе муниципального образования.
Полномочия местного самоуправления включают вопросы, не отнесенные к компетенции государственных органов. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Это означает, что по предметам своего ведения органы местного самоуправления уполномочены принимать решения самостоятельно без оглядки на губернатора (главы субъекта РФ).
Федеральный закон №131-ФЗ от 6 октября 2003 г.
Устав — это местная Конституция, важнейшее условие создания и функционирования муниципального образования. Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. А принимают его представительные органы местного самоуправления или население непосредственно.
С Уставом муниципального образования можно ознакомиться в любой городской или районной библиотеке, представительном органе местного самоуправления (Городском Совете, районном Совете). А ознакомиться с ним просто необходимо, если Вам небезразличны Ваши права и свободы.
Органы местного самоуправления — выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения (см. п. 1) Они не входят в систему органов государственной власти.
Представительный орган местного самоуправления — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.
Так, в городе Пионерском представительный орган местного самоуправления — городской Совет, возглавляемый главой местного самоуправления (мэром) и состоящий из 9 депутатов, в муниципальном образовании «Гурьевский район» — районный Совет депутатов, в который входит 19 депутатов.
Конституцией РФ в статьей 3 установлено, что единственным источников власти является многонациональный народ России. Эту власть народ может осуществлять непосредственно, либо через органы государственной власти или органы местного самоуправления. То есть, если народ наделен властными полномочиями, то их непременно нужно реализовывать, если, конечно, народ заинтересован в том, чтобы его права неукоснительно соблюдались на всех уровнях.
В законодательстве Российской Федерации выделяются два способа реализации права граждан на местное самоуправление.
Первый — охватывает формы прямого волеизъявления, к которым относятся:
— участие в выборах органов местного самоуправления и должностных лиц — главы администрации, мэра;
— участие граждан в местных референдумах;
— участие граждан в собраниях (сходах) граждан;
— обращение граждан в органы местного самоуправления;
— самоорганизация граждан путем использования форм территориального общественного самоуправления;
— иные формы, предусмотренные законами Калининградской области (народная правотворческая инициатива, митинги, опросы граждан и др.).
Второй способ реализации права граждан на местное самоуправление — это опосредованное участие — через выборные и иные органы местного самоуправления. Эти органы обязаны учитывать общественное мнение, обобщать предложения и жалобы граждан, давать ответы на обращения граждан, проводить встречи с общественностью, выступать с отчетами. Если органы местного самоуправления игнорируют эти обязанности, то может быть поставлен вопрос об утрате доверия депутатам, главе администрации (мэру), об отзыве, об административной, дисциплинарной ответственности.
Если не вдаваться в юридические подробности, то предназначение представительного органа можно охарактеризовать таким образом: он реализует законодательную инициативу и принимает решения по важным для каждого жителя поселения вопросам местного значения. Решения этого органа обязательны для исполнения на территории всего муниципального образования. Более того, представительный орган осуществляет контроль за деятельностью иных органов и должностных лиц местного самоуправления. Именно представительный орган утверждает местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, а также льготы по ним.
Похожие записи:
- Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш