Как формируются тарифы на ЖКХ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как формируются тарифы на ЖКХ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Коммунальные услуги включают подачу воды, газа, электричества и тепла, канализационные стоки (водоотведение) и общедомовые нужды. Тарифы и нормативы на эти ресурсы устанавливает государство.

Тариф – установленная стоимость за единицу ресурса, а норматив — количество ресурса на одного потребителя услуги в месяц, определенное законодательством региона.

Как формируются тарифы ЖКХ

При наличии общедомового счетчика на тепловую энергию итоговая сумма за отопление распределяется между жителями в соответствии с площадью их квартир.

V – индивидуальное потребление;

V1 – общедомовое потребление;

S – общая площадь квартиры;

S1 – общая площадь жилых и нежилых помещений;

T – тариф.

Законодательство в сфере ЖКХ постоянно меняется. Так, в начале 2017 года планируется введение нового закона, регулирующего отношения по вопросу расчета ОДН. Одним из нововведений будет перенос ОДН в статью «жилищные расходы» и его расчет по региональным нормативам вместо показаний счетчиков.

С осени 2012 года общедомовые расходы оплачиваются жильцами на основе показаний общедомовых счетчиков. Из этой величины вычитается сумма потребленного объема в жилых и нежилых помещениях. Полученная разница распределяется между гражданами пропорционально размеру площади принадлежащего помещения.

Если счетчика нет, то, как и в предыдущих случаях, расчет ведется по специальным нормативам на ОДН, которые разрабатываются комитетом по тарифам.

Стоимость тарифов ЖКХ напрямую зависят от экономической ситуации в стране и роста цен на топливно-энергетические ресурсы. Но, несмотря на это, существуют способы снижения ставок на ЖКУ. Одним из наиболее доступных способов является переход предприятий, работающих в сфере обслуживания жилья и коммунальных услуг, на упрощенную систему налогообложения. В результате данного метода, стоимость тарифов ЖКХ может быть снижена на 10-15%.

Как мы упоминали ранее, создание товарищества собственников недвижимости или жилья позволит самостоятельно устанавливать размер тарифов на жилищные услуги. При этом собственники сами смогут определять востребованность услуг и перечень необходимых работ. Более подробно методы снижения тарифов ЖКХ мы рассмотрим в следующих статьях.

Дата публикации материала: октябрь 2016.

Вам также может быть интересно:

  • Как узнать задолженность по квартплате?
  • Как передать показания счетчиков, максимально сэкономив время?
  • Сколько нужно хранить квитанции об оплате ЖКХ?

Дополнительные продукты ЖКХ:

  • Программа 1C: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК
  • Сайт с личными кабинетами для жильцов 1С: Сайт ЖКХ
  • Мобильное приложение ЖКХ: Личный кабинет
  • Нормативы
  • Исполнители коммунальных услуг
  • Кто является обязательным плательщиком
  • Перечень КУ для физических лиц
  • Перечень КУ для юридических лиц
  • Квитанция на оплату коммунальных услуг
  • Частые вопросы

Утверждаем размер платы за жилое помещение и дополнительные услуги

Исполнителем коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья (ТСЖ), жилищные кооперативы, а также специализированные потребительские кооперативы. Кроме того, исполнителем таких услуг может быть садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество.

Предоставление коммунальных услуг собственникам возможно только с момента заключения ими договора поставки коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями, которые отвечают лишь за предоставление коммунальных ресурсов до границы многоквартирного или жилого дома.

  • предоставлять потребителям коммунальные услуги, которые входят в договор, круглосуточно и в полном объеме;
  • заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры на поставку ресурсов;
  • обслуживать инженерные системы;
  • ежемесячно снимать показания общедомовых счетчиков и принимать показания индивидуальных приборов учета — воды, газа, электричества — потребителей. Учитывать показания для расчета размера платы пользователей;
  • рассчитывать размер платы и производить перерасчет, если нужно;
  • принимать жалобы от жильцов и сообщать им об авариях и работах, которые могут помешать подаче КУ.

Граждане и организации обязаны оплачивать коммунальные услуги за помещение, которое они занимают. Обязанность оплачивать КУ у собственника, нанимателя или арендатора появляется с момента возникновения права собственности или заключения соответствующего договора. Тот, кто принял квартиру от застройщика по передаточному акту, но право собственности еще не установил, обязан оплачивать коммунальные услуги с момента подписания акта.

  • изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома;
  • внесение изменений в правила, касающиеся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг;
  • изменение климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5%.

Если семья тратит более 22% своего общего дохода на оплату коммунальных услуг, она имеет право на субсидии. Но региональные власти могут устанавливать собственные льготы и субсидии по оплате ЖКУ. Например, в Москве максимально допустимая доля совокупных расходов семьи на оплату услуг ЖКХ установлена в размере 10%, в Санкт-Петербурге — 14%, в Якутии — 15%, в Омске — 18%, в Кемерово — от 5 до 17%.

Много вопросов от читателей про перерасчеты. Жители Подмосковья исправно платят за ЖКУ, долгов нет — и вдруг в следующем месяце в приходит перерасчет на три тысячи рублей за мусор. В Калининграде водоканал прислал перерасчет за два года. Могут ли организации предъявлять счета на такие весьма приличные суммы задним числом?

Светлана Разворотнева: Перерасчеты по воде могут быть связаны с тем, что люди несвоевременно подают показания приборов учета. Если это не связано с несвоевременной передачей показаний, то мне трудно представить, какое может быть законное основание для перерасчета. С мусором тяжелая история. Вышли на рынок поставщики услуг, которые никогда на этом рынке не работали. Возможно, перерасчет связан с уточнением данных . Если есть сомнения, надо обращаться в ГЖИ.

Вопрос из Самары: как справедливее было бы назначать тарифы на вывоз мусора исходя из метража или количества проживающих?

Светлана Разворотнева: Не мне этот спор разрешить. К нам тоже приходит огромное количество писем от граждан с формулировкой, что мусорят не метры, а люди. Скорее всего, главной причиной такого подхода является простота администрирования платежей. Посчитать количество реально проживающих чрезвычайно сложно: зарегистрирован один человек, а живет 10.

Но больше всего возмущает людей невозможность пересчитать плату в случае неоказания услуги. Если человек уехал на лето на дачу, все равно ему будут приходить платежки за вывоз ТКО. И мы, общественники, и депутаты Госудумы неоднократно поднимали вопрос о необходимости ввести процедуру перерасчета. Однако до сих пор этого не сделано.

Формирование тарифов осуществляется на основании производственных программ предприятия в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»,
  • Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»,
  • Приказ ФСТ России от 27.12.2013 г № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»,
  • Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения»,
  • Приказ Министерства регионального развития РФ от 10.10.2007 г. № 101 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса»,
  • Приказ ФСТ России от 16.07.2014 г. № 1154-э «Об утверждении Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

Ежегодно, в срок до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, МУП города Хабаровска «Водоканал» разрабатывает и представляет в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее Комитет) проект производственной программы и предложения об установлении тарифов, обеспечивающих финансовые потребности предприятия по осуществлению своей деятельности и достижению целевых показателей. Производственная программа разрабатывается на срок действия регулируемых тарифов. Тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения рассчитываются в соответствии с «Методическими указаниями по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», утверждёнными Приказом ФСТ России от 27.12.2013 г № 1746-э.

Постановлением Администрации города Хабаровска от 01.07.2013 г. № 2424 МУП города Хабаровска «Водоканал» определён гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского округа «Город Хабаровск». В связи с чем, Комитет устанавливает для предприятия следующие, входящие в систему регулируемых, тарифы:

  • Тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение)
  • Тариф на техническую воду
  • Тариф на подвоз воды
  • Тариф на водоотведение.

Тариф на подвоз воды рассматривается Комитетом в случае обращения органов местного самоуправления, принявших решение о необходимости установления такого тарифа.

Установление тарифов производится путём открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов. Комитет проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтённых при расчёте тарифов, корректности определения параметров расчёта тарифов и отражает её результаты в своём экспертном заключении.

Решение об установлении тарифов принимается Комитетом по итогам заседания правления не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы.

Тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения до 01.01.2016 г. устанавливались предприятию на один год с календарной разбивкой в соответствии с предельными индексами, установленными Федеральной службой по тарифам.

С 01.01.2016 г. предприятие перешло на долгосрочное тарифное регулирование. Это позволяет предприятию вести сбалансированную текущую финансово – хозяйственную деятельность, а также формировать свои инвестиционные программы на длительный период в зависимости от утверждённых тарифов.

Расчёт тарифов основан на определении необходимой валовой выручки (НВВ) предприятия на планируемый период. НВВ определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых для осуществления регулируемых видов деятельности и обеспечения достижения целевых показателей деятельности предприятия, предусмотренных инвестиционными и производственными программами в течение периода регулирования.

НВВ и долгосрочные тарифы ежегодно корректируются с учётом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчёте тарифов от плановых значений.

При расчёте НВВ учитываются потери воды и потребление воды предприятием на собственные нужды.

Объёмы отпуска воды (отведения сточных вод), определяются исходя из фактических объёмов и динамики отпуска воды (отведения сточных вод) за последние три года.

НВВ определяется как сумма планируемых:

  • Производственных расходов;
  • Ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонты;
  • Административных расходов;
  • Сбытовых расходов;
  • Расходов на амортизацию основных средств;
  • Расходов на арендную плату;
  • Расходов, связанных с оплатой налогов и сборов;
  • Нормативной прибыли.

При расчёте НВВ учитываются расходы по эксплуатации переданных в установленном порядке предприятию бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения.

Планируемые показатели по каждой статье затрат определяются на основе анализа фактических затрат с учётом их изменения в планируемом периоде путём:

  • оценки уровня доступности тарифов для абонентов;
  • учёта влияния на величину затрат изменения объёмов реализуемых услуг в результате установки приборов учёта;
  • учёта дополнительных затрат для выполнения производственной программы предприятия, при этом оценивается потребность в инвестиционных ресурсах для финансирования намеченных мероприятий по развитию производства, ремонту основных фондов, внедрению новых технологий и оборудования;
  • учёта уровня инфляции на планируемый период.

Регионы устанавливают стоимость отдельных видов коммунальных ресурсов так, чтобы при неизменном уровне потребления прибавка к общему платежу укладывалась в рекомендуемые правительством размеры, пояснила ТАСС исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ контроль», зампредседателя общественного совета при Минстрое Светлана Разворотнева.

Согласно мониторингу НП «ЖКХ Контроль», в связи с пандемией коронавируса многие регионы начали принимать решения о заморозке платежей на один или несколько видов коммунальных ресурсов. Среди них Волгоградская область (на вывоз твердых коммунальных отходов), Иркутская (на холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, вывоз твердых коммунальных отходов, взносы на капитальный ремонт), Калужская (на вывоз твердых коммунальных отходов), Нижегородская (на отопление), Рязанская (на капитальный ремонт, вывоз твердых коммунальных отходов и газоснабжение), Ярославская (на вывоз твердых коммунальных отходов).

По данным организации, повышение тарифов ниже уровня, установленного распоряжением правительства РФ, с 1 июля 2020 года произойдет в Алтайском крае, Астраханской области, Кабардино-Балкарской Республике, Камчатском крае, Курской области, Магаданской области, Мурманской области, Нижегородской области, Оренбургской области, Пензенской области, Смоленской области, Тульской области, Ульяновской области.

«В двух субъектах было принято решение перенести рост тарифов на более поздний срок. В Иркутской области повышение тарифов произойдет позже 1 июля 2020 года по следующим коммунальным услугам: холодное водоснабжение и горячее водоснабжение. В Московской области перенесен срок роста тарифов по коммунальной услуге по газоснабжению», — сообщила Разворотнева.

Из-за пандемии предложения о заморозке тарифов высказывались и на федеральном уровне, однако не были приняты, поскольку временное облегчение, которое дает заморозка коммунальных тарифов, в конечном итоге оборачивается ухудшением качества коммунальных услуг, отметила Разворотнева.

Сегодня собираемость платежей снизилась на 10-15%, выпадающие доходы отрасли оцениваются Минстроем России в 70-80 млрд рублей, отметил в свою очередь в беседе с ТАСС первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов. «Недофинансирование отрасли приведет к крайне неблагоприятным последствиям, в первую очередь для самих граждан: некачественное предоставление коммунальных услуг, перебои в поставках коммунальных ресурсов и так далее. Считаю возможным снижение или заморозку тарифов только по решению регионов, которые могут эффективно оценить ситуацию отрасли и принять наиболее взвешенное решение», — сказал депутат.

Пахомов напомнил, что в сфере ЖКХ граждане с невысоким уровнем доходов получают субсидии на оплату услуг. «Эту поддержку необходимо расширять, предоставляя ее большему количеству граждан, нуждающихся сегодня в ней, и максимально упрощать порядок ее получения. Это будет самым эффективным решением как для граждан, так и отрасли ЖКХ», — считает он.

Эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук в беседе с ТАСС отметил целесообразность предложения общественного совета при Минстрое пересмотреть показатели, при которых малоимущим семьям начисляют компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг. «Предлагается предоставлять компенсации тем, чей расход на коммунальные платежи составляет более 15% от дохода семьи вместо нынешних 22%. Будет правильным довести это решение до конца. Это первоочередная задача», — сказал он ТАСС.

Также эксперт считает, что нужно не только повышать уровень дотаций населению, но и снижать энергопотери, за которые платят жильцы старых домов — чем ниже качество жилья, тем выше расходы на коммуналку. «Для этого необходимо распространить льготы по ЖКХ на энергоэффективные мероприятия, в том числе в рамках энергосервисных контрактов. Тогда сам размер квитанции будет уменьшаться», — сказал Склянчук.

Что такое жилищно-коммунальные услуги: что входит, что делать при долге

В Минстрое России напоминают, что за ростом тарифов в России следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС), в регионах — органы тарифного регулирования. «В органы государственного жилищного надзора надо жаловаться, если вы понимаете, что вам неправильно посчитали плату или некачественно оказали услугу», — сказал замглавы Минстроя, главный жилищный инспектор России Максим Егоров, отвечая на вопрос ТАСС.

В последние годы жители многоэтажек стремятся заключать договора напрямую с РСО относительно поставок электроэнергии, воды, газо- и теплоснабжения, вывоза мусора. Такие организации могут принимать платежи от жильцов на услуги в случаях, когда в доме не избран способ управления или закончился срок договора с УК или ТСЖ.

Решение об оплате коммунальных услуг в кассу РСО принимается на собрании жильцов, если большинство собственников проголосовало «за». Документы об этом передаются в ресурсоснабжающую организацию.

Стоит отметить, что прямые расчеты с поставщиками ресурсов никак не влияют на тарифы.

Услуги ЖКХ можно разделить на 2 категории: жилищные и коммунальные. В зависимости от этого формируется стоимость. Качество и доступность услуг во многом влияет на условия проживания гражданин, поэтому обоснованные и доступные тарифы необходимы обществу и должны соответствовать запросам жильцов. Уголовная ответственность за завышение тарифов ЖКХ не предусмотрена, но государство устраняет нарушения в этой сфере другими способами по заявлению собственников или нанимателей жилья.

Что входит в общедомовое имущество?

Сначала перечислим, что относится к общедомовому имуществу:

  1. Помещения многоквартирного дома, не входящие в состав квартир, предназначенные для обслуживания более, чем одного жилища. К ним относятся: лестницы, лестничные площадки, лифты, лифтовые шахты, подвалы с инженерными коммуникациями, чердаки, технические этажи.
  2. Прочие помещения, не принадлежащие конкретному собственнику, предназначенные для удовлетворения бытовых и социальных потребностей всех жильцов. К ним относятся: помещения для организации культурного досуга, занятий спортом и прочих мероприятий.
  3. Ограждающие конструкции, крыши, электрическое, санитарно-техническое, механическое и прочее оборудование, обслуживающее более одной квартиры и находящееся внутри помещений или за его пределами.
  4. Земельный участок с элементами благоустройства и озеленения, на котором находится многоквартирный дом.
  5. Объекты, которые расположены на указанном участке, предназначенные для благоустройства, обслуживания и эксплуатации дома.

Что включено в общедомовые нужды (ОДН)

Законодательством определены следующие виды коммунальных услуг на общедомовые нужды многоквартирного дома:

  • Холодное водоснабжение.
  • Горячее водоснабжение.
  • Водоотведение
  • Электроснабжение.
  • Газоснабжение.
  • Отопление.

к меню ↑

Как рассчитываются затраты на общедомовые нужды?

Рассчитывается величина потребленных на общедомовые нужды ком.услуг следующим образом:
Общее количество потребленных коммунальных услуг минус величина по показаниям индивидуальных приборов учета.

Примерная норма затрат на ОДН составляет 3-7% от общего количества. Если указанная норма заметно превышена, то не стоит ее бездумно оплачивать. Возможно у некоторых жильцов дома установлены некорректно работающие счетчики или, хуже того, жилконтора Вас банально обворовывает. Поэтому, если вдруг сумма затрат на общедомовые нужды вдруг резко возросла, обязательно разберитесь в этом вопросе.

Начисление оплаты за ОДН должно проводиться управляющей компанией по строго установленным нормам. Для расчета должна учитываться площадь дома по техническому паспорту, требующая затрат на обслуживание. В каждой платежке должно быть указано, какому собственнику квартиры что принадлежит и какой тариф для оплаты будет использован в отношении его. Стоит учесть, что чем больше площадь квартиры, тем большую сумму за общедомовые нужды придется оплачивать ее хозяину.

К сожалению, даже при строгой экономии коммунальных услуг в рамках своей квартиры, зачастую жильцам приходится оплачивать слишком большие счета. Это происходит за счет постоянно включенного света в подъездах, а не только в темное время, бесконтрольного использования поливочного оборудования, протечек и т. п.

Как сэкономить на ОДН?

Для того, чтобы уменьшить суммы платежей на общедомовые нужды, следует тщательно контролировать весь процесс, начиная от их использования и заканчивая произведением расчетов.

Итак, для экономии на ОДН нужно:

  1. Отслеживайте использование ресурсов. Если в подъезде или на территории дома круглосуточно горит свет или весь день осуществляется полив околодомовой площади, стоит сообщить о данном факте в обслуживающую организацию с требованием осуществить контроль за целесообразным расходованием.
  2. Добивайтесь прозрачности в расчетах. Если у Вас есть сомнения в их правдивости, обязательно требуйте подробных разъяснений. Вы имеете право знать, за что отдаете свой деньги.
  3. Сообщайте в ЖЭК о неучтенных жильцах.

Как уже упоминалось в начале статьи, тарифы ЖКХ в России постоянно растут. Именно поэтому вопрос сбережения ресурсов, а в частности и электроэнергии стоит на первом месте. На смену устаревшим индукционным счетчикам приходят электронные приборы учета, позволяющие разделять подсчет использования энергии в разное время суток.

Суть работы двухтарифного счетчика электроэнергии заключается в том, что он считывает расход отдельно по дневному и ночному тарифам.

Зачем это нужно?

Как правило, среднестатистические граждане нашей страны работают и занимаются делами днем, а ночью отдыхают. В связи с этим потребление электрической энергии происходит не равномерно. Основная нагрузка приходится на утреннее и вечернее время, когда россияне собираются уходить из дома и возвращаются обратно. В ночное время потребляется минимальное количество электроэнергии.

Для того, чтобы выровнять разбежки потребления электроэнергии в разное время суток, энергоснабжающие организации делают скидку на электроэнергию, потребляемую в ночной период. Рассчитано, что данное действие стимулирует потребителей более активно использовать бытовые приборы в ночное время в ущерб утренним и вечерним часам.

Таким образом, двухтарифный счетчик электроэнергии может автоматически переключаться с дневного режима на ночной. Дневной период продолжается с 7.00 до 23.00, ночной, соответственно, с 23.00 до 7.00.

Для того, чтобы сэкономить потребление электрической энергии нужно рационально распределять деятельность бытовых приборов. К примеру, включать стиральную и посудомоечную машину гораздо более оправданно именно после 23.00. Практика показывает, что данное условие позволяет сэкономить минимум 15-20% электроэнергии. Соответственно и за коммунальные услуги придется платить на порядок меньше.

к меню ↑

Как перейти на двухтарифный счетчик электроэнергии?

В новостройках, как правило, изначально установлены двухтарифные счетчики. А для пользователей устаревших индукционных приборов учета предусмотрены плановые замены. Однако это не означает, что вне этой программы нельзя установить новый счетчик по желанию.

Если Вы хотите поменять свой старый счетчик на новый двухтарифный, следует обратиться в энергоснабжающую компанию с заявкой. Прибор должны заменить в течение одного дня. После чего будет выписан счет, в который будет включена стоимость счетчика, его монтаж и программирование на местное время.

В процессе оформления заявки на смену счетчика в пользу двухтарифного, потребителей должны подробно ознакомить с условиями, тарифными ставками, а также скидками, которые предоставляются пенсионерам и ветеранам.

Не обязательно приобретать прибор у энергоснабжающей организации. Его можно купить самостоятельно в специализированном магазине. Прежде чем совершить покупку, рекомендуется получить консультацию у представителя энергоснабжающей организации или консультанта в магазине.

Установку прибора учета не следует производить самостоятельно, если у вас нет опыта в данном деле. Лучше всего вызвать сотрудника энергоснабжающей организации или знакомого электрика.

Замена счетчиков электроэнергии регламентируется решением Госстандарта РФ. После того, как монтаж будет окончен, электрик программирует тарифы в системе и оставляет заявку на опломбирование прибора учета. Для этого приглашается пломбировщик из компании энергосбыта по месту жительства. Он списывает остаточные показания на старом счетчике и показания на новом счетчике, после чего ставит пломбу. В течение максимум пяти рабочих дней данные заносятся в программу и счетчик ставится на учет.

ВАЖНО! Ни в коем случае не выкидывайте старый счетчик до прихода специалиста. Его показания будут сверять с показаниями нового. Демонтаж приборов учета без ведома энергокомпаниии и снятие их без одновременной замены ЗАПРЕЩЕНЫ!

  • ЖКХ
  • Автор: Дмитрий Нифонтов

Фaктичecки плaтa зa coдepжaниe жилoгo пoмeщeния включaeт в ceбя oплaтy зa любыe paбoты c oбщecтвeнными мecтaми и пpилeгaющими тeppитopиями, кoтopыe пpинaдлeжaт вceм coбcтвeнникaм квapтиp нa пpaвe дoлeвoй coбcтвeннocти. Жильцы плaтят зa:

Coдepжaниe и тeкyщий peмoнт жилoй нeдвижимocти, a имeннo — пoмeщeний oбщeгo пoльзoвaния, oплaчивaют в cтaндapтнoй квитaнции нa oплaтy ЖКX. Этo дeлaют oднoй гpaфoй, тo ecть coбcтвeнники видят в нaзнaчeнии плaтeжa тoлькo coдepжaниe нeдвижимocти. B этo вxoдят вce ycлyги, пepeчиcлeнныe в дoгoвope c УК или TCЖ. A тo, чтo вxoдит в ycлyги ЖКX — нaпpимep, oтoплeниe, вoдa, элeктpoэнepгия, oплaчивaют oтдeльнo, пo oбщeдoмoвым или индивидyaльным пpибopaм yчeтa.

Ecли yпpaвляющaя кoмпaния взимaeт oплaтy зa кaкиe-тo ycлyги, кoтopыe вxoдят в coдepжaниe жилья, oтдeльнoй гpaфoй, этo нeзaкoннo. Пoлyчaeтcя двoйнaя oплaтa. Нaпpимep, мoжeт вcтpeтитьcя cитyaция, кoгдa УК тpeбyeт oтдeльнoй oплaты зa кaнaлизaцию. Tpaнcпopтиpoвкa жидкиx oтxoдoв yжe вxoдит в coдepжaниe нeдвижимocти, и вы плaтитe зa нee, кoгдa oплaчивaeтe этy гpaфy. Ecли бyдeтe oтдeльнo oплaчивaть eщe и кaнaлизaцию, УК или TCЖ пoлoжaт эти дeньги ceбe в кapмaн.

Bы имeeтe зaкoннoe пpaвo нe oплaчивaть oтдeльныe гpaфы, нo тoлькo в тoм cлyчae, ecли ycлyги, зa кoтopыe тpeбyют oплaтy, вxoдят в oбязaннocти УК.

Ecли зaмeтили в квитaнции oтдeльныe cтpoки, ycлyги в кoтopыx yжe вxoдят в coдepжaниe жилья, нaпишитe кoллeктивнyю жaлoбy c coceдями в УК или TCЖ. Oни бyдyт oбязaны иcпpaвить cитyaцию. Ecли этoгo нe пpoизoшлo, нaпишитe жaлoбy в Pocпoтpeбнaдзop. Ecли и этo нe пoмoглo, нaймитe юpиcтa и oбpaтитecь в cyд.

Pacпpocтpaнeнa cитyaция: coбcтвeнники нeдвижимocти oплaчивaют coдepжaниe жилья, нo нe пoлyчaют чacти ycлyг. Нaпpимep, УК или TCЖ нe пpoвoдят плaнoвyю eжeднeвнyю или eжeнeдeльнyю yбopкy. B этoм cлyчae yпpaвлeнцы нapyшaют зaкoн, и вы имeeтe пpaвo пoжaлoвaтьcя нa этo.

Для нaчaлa изyчитe дoгoвop c УК и вcпoмнитe, чтo oбcyждaли нa oбщeм coбpaнии жильцoв. Пpocмoтpитe пepeчeнь oбязaтeльныx paбoт и выпишитe тe, кoтopыe УК нe пpoвoдит. Taк вы cмoжeтe oцeнить мacштaб пpaвoнapyшeния. Ecли УК нe выпoлняeт oднy-двe oбязaннocти, мoжeтe пpocтo oбpaтитьcя тyдa c зaявлeниeм и пpocьбoй выпoлнить эти paбoты. Ecли УК игнopиpyeт бoльшyю чacть oбязaтeльcтв, мoжeтe нaпиcaть зaявлeниe в пpoкypaтypy или жилищнyю инcпeкцию.

Нaдзopныe opгaны пpoвeдyт пpoвepкy. Ecли yвидят, чтo yпpaвлeнцы дeйcтвитeльнo бepyт дeньги зa paбoтy, кoтopyю нe дeлaют, выпишyт им штpaф. Кpoмe тoгo, вы мoжeтe пoтpeбoвaть пepepacчeтa плaтeжeй и вepнyть чacть дeнeг зa нeвыпoлнeнныe ycлyги.

Плата за ЖКУ в 2021 году вырастет в среднем на 4%

Oплaтa дoмoфoнa

Чacтo oбcлyживaниe дoмoфoнa включaют в квитaнции oтдeльнoй cтpoкoй. Этo нeзaкoннo. Ecли дoмoфoн ycтaнoвили пo инициaтивe coбcтвeнникoв жилья, yтвepждeннoй нa oбщeм coбpaнии, eгo ycтaнoвкa и oбcлyживaниe вxoдят в coдepжaниe жилья. B этoм cлyчae вы oплaчивaeтe этo oднoй cтpoкoй в квитaнции.

Ecли дoмoфoн ycтaнoвили caми coбcтвeнники, бeз yчacтия УК или TCЖ, и caми пepиoдичecки coбиpaют дeньги нa eгo oбcлyживaниe, oни нe дoлжны плaтить зa этo. B пepeчнe ycлyг УК нe дoлжнo быть oбcлyживaниe дoмoфoнa.

3дecь мoжeт быть тpи cитyaции:

🚮 Mycop вывoзитcя, нo coбcтвeнники нe плaтят зa этo oтдeльнoй cтpoкoй. Этo — нopмaльнaя cитyaция, нe пpoтивopeчaщaя зaкoнoдaтeльcтвy, пoтoмy чтo вывoз TБO вxoдит в coдepжaниe жилья.

🚮 Coбcтвeнники caми oткaзaлиcь oт вывoзa мycopa. B этoм cлyчae вывoз TБO дoлжны иcключить из пepeчня ycлyг, oкaзывaeмыx УК, и cyммa плaтeжa yмeньшитcя. Нo coбcтвeнники oбязaны бyдyт caми opгaнизoвaть вывoз мycopa.

🚮 B квитaнции ecть oтдeльнaя cтpoкa. Этo гpyбoe нapyшeниe — вышe мы paccкaзaли, пoчeмy.

Инoгдa yпpaвляющиe кoмпaнии включaют в квитaнции oтдeльнoй cтpoкoй ceзoнныe paбoты. Этo нeпpaвильнo, пoтoмy чтo ceзoнныe paбoты — нaпpимep, peмoнт вoдocтoкoв, oчиcткa кpыши oт cнeгa и тaк дaлee — дoлжны вxoдить в cтaндapтный пepeчeнь ycлyг пo coдepжaнию жилья, и coбcтвeнники дoлжны oплaчивaть иx oднoй cтpoкoй в квитaнции.

Ecли ceзoнныx paбoт нeт в yтвepждeннoм пepeчнe и УК пытaeтcя включить иx в квитaнции oтдeльнoй cтpoкoй, нaпишитe жaлoбy. Пpoвeдитe oбщee coбpaниe и включитe ceзoнныe paбoты в yтвepждeнный пepeчeнь: тoгдa oтдeльнaя cтpoкa иcчeзнeт, и вы бyдeтe oплaчивaть вce ycлyги пo oбcлyживaнию MКД oднoй cтpoкoй.

19 июля 2017 года к закону «О теплоснабжении» был принят ряд поправок. Основной целью этих изменений является переход от государственного управления к договорным ценам. Что же конкретно изменилось в законодательстве?

Статья Старый вариант Новый вариант
Ст.2 п10 Программа инвестиционных проектов организаций, занимающихся подачей тепла, предполагает подключение потребителей к системе теплоснабжения.

Программа инвестиционных проектов организаций, занимающихся подачей тепла, предполагает подключение потребителей к системе теплоснабжения.

В ценовых зонах эта программа не разрабатывается.

Ст. 2п18а Допустимо назначение цены по соглашению сторон. Цена устанавливается строго в результате соглашения сторон, но не может превышать максимально допустимый уровень

Ст. 2п18б Процесс передачи тепловой энергии регулируется государством

Процесс передачи тепловой энергии регулируется государством, но в некоторых случаях допустима цена по соглашению сторон
Ст.15ч9.3 Управляющие организации, получающие тепло для коммунальных услуг, обязаны своевременно вносить плату, иначе им начисляются пени. Управляющие организации, получающие тепло по договору теплоснабжения, обязаны своевременно вносить плату, иначе им начисляются пени.

Как вырастет стоимость услуг ЖКХ в 2021 году

В многоэтажных домах с центральным отоплением в 2021 году личная экономия не пройдёт. Тепло подаётся в квартиру независимо от желания владельцев. Выход один – установка теплосчётчика. Счётчики бывают как общедомовые, так и индивидуальные. При установке индивидуального квартирного счётчика оплата будет производиться за теплоснабжение отдельно взятой квартиры. К этой плате добавятся транспортные расходы и обогрев помещений общего пользования: подъезда и лестничных клеток.

При установке общедомового счётчика оплата тарифов отопления в 2021 году производится по показаниям прибора в процентном отношении к площади квартиры. И первый, и второй варианты имеют свои прелести и недостатки.

Потребителям тепла следует обратить внимание на то, что горячие батареи в 2021 году больше не являются монополией государства. Поставщики тепловой энергии — коммерческие организации, целью деятельности которых является получение прибыли. Горячую воду в краны и батареи они подают на договорной основе. Единственным критерием, тормозящим их аппетиты, является предел, установленный государством. Исходя из своих коммерческих интересов, поставщики тепла в полной мере взимают в летнее время плату за ремонт и обслуживание теплоносителей. Это суровая реальность, подтверждённая законодательно.

Чтобы разобраться в непростой тарифной арифметике, для начала не лишним будет вспомнить, какие именно виды коммунальных услуг оказываются населению:

  • Холодное водоснабжение
  • Горячее водоснабжение
  • Канализация или водоотведение
  • Отопление
  • Электроэнергия
  • Газоснабжение

Коль скоро коммунальные тарифы отданы в ведение региональных властей, то говорить о «равноправии» в этом в вопросе ожидаемо не приходится. От региона к региону суммы могут значительно варьироваться. Разрыв зависит не только от доброй воли местных власть имущих, но и от степени обеспеченности региона теми или иными ресурсами, сложностью поставок, стоимостью обслуживания инженерных сетей. По данным исследований Росстата, разница между квартплатой в отдельных регионах России достигает трехкратного размера.

Наиболее «дорогими» с точки зрения цен на тарифы ЖКХ являются Московская и Ленинградская области. По данным за прошлый год доля «коммуналки» составляет здесь соответственно 16% и 13,4% от потребительских расходов жителей. Недешево коммунальные услуги обходятся и жителям Магаданской области, Камчатского края и Коми – здесь на эти цели уходит порядка 12% от потребительских расходов населения.

Тарифы ЖКХ — это цена (стоимость) одной единицы услуги по предоставлению ресурса, к примеру 1 киловатт электроэнергии или 1 кубометр воды. Ресурс (природный!) — электроэнергию, воду, газ нам поставляют ресурсоснабжающие организации, являющиеся субъектами естественных монополий. А цену (тариф) за единицу ресурса устанавливает государство в лице Региональной Службы по тарифам (РСТ), находящейся в ведении Федеральной Антимонопольной Службы (ФАС РФ).

В тариф закладываются все затраты, которые организации-монополисты несут для того, чтобы поставить ресурс. В затраты входят производственные расходы: стоимость сырья, оборудования, амортизационные отчисления, транспортные расходы, расходы на плановые ремонты, заработная плата персонала. Кроме того, в тариф включены расходы на выполнение инвестиционной программы, то есть на развитие: строительство и модернизация новых линий электропередач, новых трубопроводов для воды и газопроводов.

Тарифы должны быть экономически обоснованными. Это значит, что при их утверждении Служба по тарифам тщательно проверяет обоснованность включения в тариф тех или иных затрат.

Рост тарифов обусловлен общей экономической ситуацией в стране, то есть инфляцией. Повышение цены на газ влечёт за собой повышение себестоимости производства электроэнергии, поскольку для множества электростанций газ является сырьём.

В свою очередь, повышение стоимости электроэнергии влечет за собой повышение производственных расходов практически во всех видах бизнеса, в том числе и предприятий-монополистов.

Роль государства в сдерживании роста тарифов состоит в том, чтобы на законодательном уровне устанавливать предельные ставки повышения тарифов. Такие меры были приняты в 2009 и 2013 годах, когда размер тарифов был установлен на уровне прошлого года, однако такое решение было принято только в отношении производства. Рост тарифов для населения не останавливался.

В настоящее время на законодательном уровне принимаются решения об утверждении долгосрочных тарифов на 3-5 лет, что должно положительно сказаться на общей экономической ситуации в стране.

Взаимоотношения монополий с государством — это сфера большой политики… Хотелось, чтобы и те, и другие не забывали о социальной ответственности большого бизнеса.

ЖКХ – излюбленная тема разговоров среди всех мастей общества. Ее обсуждают и студенты, и трудящиеся, и пенсионеры. И неудивительно, ведь оплата услуг ЖКХ является обязательным условием комфортной жизни. Однако цена за комфорт высока и повышается с каждым годом.

Так, в 2020 году цены на коммунальные услуги выросли приблизительно на 4%, повышение тарифов связано с инфляцией. По прогнозам, к 2020 году повышение тарифов приблизится к 4,9%. Повышение цен вызывает недовольство потребителей и порождает огромное количество должников – с начала года их количество удвоилось. По официальным данным, к сентябрю общая сумма задолженности с начала нынешнего 2020 года составляла приблизительно 1,2 миллиарда рублей, а среднестатистический размер долга колеблется в пределах 50 тысяч рублей.

В каждом регионе России свои климатические условия, степень развитости инфраструктуры, численность населения, поэтому тарифы на коммунальные услуги отличаются в зависимости от субъекта. Регулирование цен осуществляется на базе ряда нормативно-правовых актов:

Потребитель получает услуги ЖКХ на основании возмездного договора, обязательным условием которого является указание размера оплаты в пределах социальной нормы или сверх нее, согласно ФЗ о коэффициентах на тарифы ЖКХ и ст. 156, 157 ЖК РФ.

Долги населения перед коммунальными службами растут, и чтобы получить положенное коммунальщики намерены взыскивать свои деньги принудительно. Например, в соседней Украине ситуация с должниками критическая – там решением суда в одном только Днепропетровске (Днепре) уже арестовано около сорока квартир и больше сотни машин должников. Однако государство в любом случае должно приложить максимум усилий, чтобы защитить своего гражданина. Помните: никому не дозволено прийти к вам домой и наложить на ваше имущество арест. Такой вопрос решается только судом. Всегда консультируйтесь с юристамиКем может работать юрист, сколько за это платят и кому подойдет эта работа. Но, к счастью, мало кто из должников заходит настолько далеко.

Если коммунальщики убедятся в том, что платить вы не собираетесь, то они вправе подать на вас в суд. В течение 30 дней вам предложат выплатить долг добровольно, и если этого не произойдет, дело направят в суд.

С первого июня 2020 года по новым правилам решение в пользу истца выносится в срок, не превышающий пяти дней, заочно. Приготовьтесь к тому, что помимо коммунального долга вам придется оплатить еще и судебные издержки. Важно: общее правило гласит, что допустимый срок, в течение которого взыскивается задолженность – три года. Подобные иски всегда удовлетворяются судом, а судебные приставы еще долго от вас не отстанут, так что лучше сразу рассчитаться с долгами, чем их накапливать, себе же дороже выйдет.

Если вы действительно обнаружили, что общий месячный платеж существенно изменился, нужно разбираться. Ограничивающий рост цен на коммунальные платежи индекс можно найти на региональном сайте администрации. Сравните, что именно выросло в цене: стоимость жилищных или коммунальных услуг (коммунальными являются электричество, теплоснабжение, вода, газ)? На официальном сайте Федеральной службы по тарифам (ФСТ) вы легко можете проверить, рассчитали ли верно начисление вашей таксы за услуги при помощи раздела “Онлайн-калькулятор коммунальных платежей” и сравнить одинаковые наборы и объем услуг за два предыдущих месяца, чтобы увидеть, насколько оплата за коммуналку выросла с учетом индекса.

Предельные индексы влияют только на тарифы коммунальных услуг:

  • горячую и холодную воду;
  • газ;
  • электричество;
  • отопление;
  • канализацию;
  • вывоз мусора.

Стоимость всех остальных пунктов квитанции за квартплату может изменяться произвольно. Власти не регулируют тарифы за ремонт дома, охрану, обслуживание домофона и парковку. Цены обговариваются между жильцами дома и операторами услуг. Поэтому в подорожании квартплаты могут быть виноваты не только чиновники, но и управляющая компания или жилищное товарищество, которое выбрало дорогостоящего подрядчика.

Тарифы на ЖКХ указываются в платежных документах. Чтобы не искать тарифы по многочисленным сайтам ресурсно-поставляющих компаний (Горгаз, Водоканал, Облэнерго), Государственной Антимонопольной Службой создана единая система проверки тарифов — калькулятор ЖКХ.
На сайте Федеральной Службы Тарифов рассчитывается стоимость коммунальных услуг:

  1. горячей и холодной воды;
  2. отопления;
  3. тепла;
  4. канализации;
  5. газоснабжения.

Стоимость ремонта здания и капитального ремонта по калькулятору не просчитывается. Чтобы принять участие в программе капитального ремонта, Управляющая организация многоквартирного дома должна отправить в управу решение зарегистрированных жильцов:

  • о выборе управляющей организации;
  • о принятии участия в проекте;
  • о долевом участии в капитальном ремонте.

Капитальные ремонтные работы проводится при изнашивании здания более 60%.

Как формируются цены, тарифы, размеры платы за жилищно-коммунальные услуги

Утверждение новых жилищных тарифов для населения происходит минимум 1 раз в год. В 2019 году озвучено двухэтапное поднятие цен ЖКХ на 4,1%. Первое повышение осуществится 1 января 2019 года, второе — с июля 2019 г. Повышение будет происходить практически в равных частях — 1,7% и 2,4%.

Чтобы узнать сколько стоят свет, газ, вода, необходимо зайти на региональный сайт ресурсно-поставляющей организации, которая выбрана жильцом или Управляющей компанией. Тариф по каждой услуге должен быть указан в платежной квитанции.

Тарифы на жилищно-коммунальные условия зависят от ряда факторов:

  1. территориального нахождения региона;
  2. количества использованных природных ресурсов: газа, электричества, воды;
  3. времени года;
  4. количества зарегистрированных проживающих и наличия льгот.

Размер повышения тарифов на ЖКХ не должен превышать или быть ниже установленных индексов. Тарифы для каждого региона РФ устанавливаются отдельно и могут разительно отличаться. Основными документами, которые регулируют жилищно-коммунальные услуги являются:

  • ЖК РФ 7 Раздел;
  • ФЗ №210 от 30.12.2004 года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
  • Постановлением Правительства РФ №307 с правилами предоставления гражданам коммунальных услуг.

Тарифы для юридических лиц, утверждаются отдельно и отличаются от цен для населения.Расчет стоимости ЖКХ для юридических лиц происходит на основании показаний счетчика и нормативов. Нормы потребления для юридических лиц зависят от расположения организации — в многоквартирном доме или отдельный комплекс, а также от вида деятельности и количества потребления.

Товарищество собственников недвижимости — организация без полномочий управления. Все управленческие решения принимаются на общем собрании участников голосованием.

Управляющую организацию жильцы многоквартирного дома выбирают на собрании (большинством голосов) или УО определяется государственной местной власти. УО имеет коммерческую основу, выполняет полномочия прописанные в Договоре после его заключения. Должна иметь лицензию на осуществление деятельности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.