Изменения в закон о банкротстве 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в закон о банкротстве 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для проведения процедуры банкротства по инициативе должника необходимо выполнение следующих условий, которые свидетельствуют о неплатежеспособности гражданина:

  • — суммарный размер долгов по кредитам, налогам и штрафам с учетом пени больше, чем оценочная стоимость имущества должника;
  • — на руках имеется постановление ФССП об окончании исполнительного производства по причине отсутствия доступного для реализации имущества;
  • — должник перестал платить по финансовым обязательствам, что привело к наличию просрочки;
  • — официального дохода гражданина недостаточно, чтобы вносить хотя бы 10% от обязательных ежемесячных платежей по кредитам.

Кроме того, должны выполняться и следующие требования:

  • — должник является добросовестным заемщиком и предпринимал попытки самостоятельно решить вопрос с кредиторами (можно предоставить переписку с банком);
  • — должник не скрывает свои доходы или имущество, иначе суд откажет в объявлении банкротства.
  • — должник работает или пытается трудоустроиться (в этом случае обязательно быть на учете официальной службы занятости).

Обзор: «Проект реформы банкротства внесли в Госдуму» (КонсультантПлюс, 2021)

Чтобы объявить себя банкротом в 2021 году, можно подать заявление и необходимые документы в арбитражный суд или же обратиться в МФЦ.Этапы процедуры банкротства:

1) сбор документов;2) оплата госпошлины;3) выбор финансового управляющего;4) подача документов в суд;

5) рассмотрение дела, в ходе которого суд решит проводить одну из двух процедур: реструктуризацию долга или реализацию имущества;6) предоставление суду отчета о проведении одной из процедур и признание гражданина банкротом.

— Реструктуризация — это восстановление платежеспособности физлица путем изменения условий выплаты задолженности кредиторам. Суд может признать заявление обоснованным и ввести процедуру реструктуризации долгов, — пояснила Лилия Ших.

Такое промежуточное решение суда говорит о том, что:

  • — заявление соответствует предъявляемым к нему требованиям;
  • — у гражданина действительно существует задолженность перед кредиторами, которую он не способен погасить;
  • — он отвечает признакам неплатежеспособности;
  • — если заявление подано кредитором или уполномоченным органом, у должника нет на него возражений.

Если же реструктуризация невозможна, то на основании ходатайства должника выносится решение о признании его банкротом и введении другой процедуры – реализации имущества.После того, как сообщение об обоснованности заявления будет опубликовано, у кредиторов есть 2 месяца на предъявление требований к должнику.

Чтобы можно было применить в отношении физлица процедуру реструктуризации долгов, оно должно соответствовать требованиям:

  • — получать стабильный доход, чтобы кроме погашения долгов иметь возможность удовлетворять свои базовые потребности;
  • — не быть судимым за экономические преступления;
  • — не привлекаться за административные правонарушения, связанные с хищением или уничтожением имущества, преднамеренным банкротством;
  • — не иметь принятые решения о банкротстве в течение последних 5 лет;
  • — не иметь плана реструктуризации задолженности за последние 8 лет.
  • — План реструктуризации долгов составляет основу реализации процедуры. Его может предложить как сам должник, так и кредитор или уполномоченный орган. Проект плана направляется финансовому управляющему в течение 10 дней после составления реестра требований кредиторов. Если проект никто не предложит, тогда на собрании кредиторов будет решаться вопрос о признании гражданина банкротом и реализации его имущества, — пояснила юрист.

Если реструктуризация невозможна, результатом банкротства становится распродажа с торгов имущества гражданина и выплата всем кредиторам пропорционально долгу (с учетом очередности). Суд выносит соответствующее решение, после чего финансовый управляющий в течение 15 дней сообщает об этом кредиторам и предлагает им предъявить свои требования.

— В конкурсную массу включается все имущество, на которое может быть наложено взыскание, заработная плата и другие источники дохода. Если должник владеет имуществом совместно с другими лицами (например, супругом), изъятию подлежит только его доля. Опись и оценку имущества проводит финансовый управляющий, после чего предоставляет положение о порядке, условиях и сроках проведения процедуры в суд. В нем также отражается начальная цена продажи имущества, — отметила Лилия Ших.При этом, взыскание нельзя наложить:

  • — на жилое помещение, если оно является единственным жильем;
  • — на земельный участок, где расположено единственное жилье;
  • — на предметы быта, за исключением драгоценностей и предметов роскоши;
  • — на алименты на детей;
  • — на пенсию и пособия;
  • — доход в размере прожиточного минимума.

Продажа конкурсной массы осуществляется на торгах. На их проведение отводится два месяца, после чего происходит погашение задолженности. Если вырученных денег не хватает, банкрот освобождается от своих обязательств по покрытию долгов перед кредиторами.

Однако в законе также указаны случаи, когда списание долгов физических лиц (по кредитам, займам, налогам) недопустимо:

  • — если гражданин привлечен к ответственности за неправомерные действия при банкротстве, в том числе фиктивное банкротство;
  • — если гражданин уклонился от предоставления необходимых сведений или предоставил недостоверные данные;
  • — если при исполнении обязательств были совершены незаконные действия, например, мошенничество или умышленное уничтожение имущества.

— Суд отказывает в принятии заявления, когда в нем имеются грубые ошибки (оно должно соответствовать АПК, ст. 37 и 213.3 4 ФЗ о банкротстве), пакет документов не полон, отсутствует квитанция. Кроме того, это происходит, если гражданин не доказал свою неплатежеспособность, и когда между должником и кредиторами имеется спор, который нужно разрешать через исковое производство, — пояснила Лилия Ших.

— Во время процедуры банкротства формируется конкурсная масса (имущество, денежные средства, которые могут удовлетворить требования кредиторов в какой-то части). Зарплата и пенсия также входят в конкурсную массу, но важно отметить, что должнику остаются денежные средства в размере прожиточного минимума на него и на членов его семьи, — рассказала Екатерина Кузнецова.

До процедуры банкротства нельзя совершать сделок, которые могут быть оспорены финансовым управляющим во время процедуры банкротства, например, фиктивные сделки.Также во время процедуры банкротства все права в отношении имущества, состояния конкурсной массы осуществляются только финансовым управляющим и не могут осуществляться гражданином лично. Сделки, совершенные гражданином лично без участия финансового управляющего, ничтожны.

Законопроект предполагает изменение схемы банкротства юридического лица. Вместо наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления будет только реструктуризация. Ликвидация останется и будет вводиться, если в реструктуризации нет смысла или она не приведет к результату.

Цель инициатора реформы Минэкономразвития – сократить сроки и издержки процедуры банкротство юридических лиц, одновременно увеличив процент закрытых долгов перед кредиторами. Но будет ли банкротство короче по времени, а нововведения работать на практике так, как предполагают законотворцы? Разберемся в деталях.

Реструктуризация – это новое название реабилитации юридического лица в рамках банкротства. Если поправки одобрят, то вместо наблюдения и двух реабилитационных этапов банкротства юридического лица будет только реструктуризация сроком до 4 лет (с возможностью продления). Добросовестные должники смогут постепенно отдавать долги, рассчитывать на уступки (отсрочку, рассрочку, частичное прощение долга, дисконт) со стороны кредиторов.

Но кроме работы с задолженностью, план реструктуризации может предполагать различные варианты управления фирмой-должником. Например, права по назначению и прекращению полномочий директора могут передаваться антикризисному управляющему, собранию или комитету кредиторов.

Полномочия могут распределяться между руководством должника и кредиторами или передаваться полностью вновь выбранному органу (лицу). То есть фактически руководство должника может полностью потерять контроль над бизнесом и активами.

Теперь к вопросу о сроках банкротства юридического лица. Станет ли процедура короче по времени? Учитывая, что собрание кредиторов вправе принимать решение о продлении процедуры реструктуризации еще на 4 года, нет. На данный момент сколько процедур банкротства юридического лица, не считая конкурсного производства? Всего 3 процедуры: наблюдение (7 месяцев), финансовое оздоровление (2 года) и внешнее управление (1,5 года + полгода) занимают максимум 4-5 лет, а с учетом их низкой эффективности вовсе не вводятся или завершаются раньше срока.

Единственное, за счет чего предполагается, что банкротство юридических лиц в арбитражном процессе будет короче, это сокращение срока ликвидации. Если компанию изначально решат ликвидировать или должник не сможет рассчитаться с долгами согласно плану реструктуризации, ликвидацию планируют проводить в среднем за 9-12 месяцев. Это в 2 раза быстрее, чем сейчас.

Такое «ускорение», вероятно, будет достигаться за счет изменения самой процедуры торгов и более быстрой реализации имущества банкрота. В поправках предложили заменить торги на повышение цены англо-голландскими аукционами, когда в рамках одной сессии проводят торги на повышение с разворотом на понижение и обратно, а также допускать новых участников на торги уже в ходе их проведения.

Согласно законопроекту № 1162228-7, долги граждан-должников с низким уровнем дохода (пенсионеров и малоимущих) могут списать бесплатно, без суда, а главное с открытыми исполнительными производствами. Нужно просто подать заявление о банкротстве через МФЦ.

Доходы в пределах двойного прожиточного минимума в регионе, где проживает должник, хотят признать неприкосновенными. То есть их не смогут списывать в счет долга. Конечно, речь идет о гражданах без имущества, которое может быть реализовано в счет долга.

На данный момент процедура внесудебного банкротства граждан неэффективна, потому что заявить о банкротстве можно только если все исполнительные производства закрыты. Если приставы не идут навстречу, приходится ждать годами. А если человек получает даже минимальный доход (включая пособия, социальные выплаты), то о закрытии производств речь вообще не идет: списывают 50% с любого поступления на арестованный счет.

Есть мнения, что данный законопроект «пустышка» и пиар-ход перед парламентскими выборами. Но даже если это так, и закон не примут, подобная инициатива сама по себе привлечет внимание к проблеме крайне ограниченного доступа к внесудебному банкротству российских граждан.

Большое количество поправок вносится в процедуру выбора арбитражных управляющих (АУ). С принятием изменений их работу будут оценивать с применением системы баллов. Эти коэффициенты будут начисляться за эффективность принятых решений, которые управляющий предлагает в ходе банкротства.

Например, за каждый план реструктуризации, который будет доведен до логического завершения. За исполненные мировые соглашения, за удачную реализацию имущества.

СРО также будут получать рейтинг. Его будут считать, исходя из среднего арифметического значения баллов, полученными за проведение процедур по банкротству всех управляющих, входящих в конкретную организацию. А информация обо всех баллах, полученных управляющими, будет храниться в новом Государственном регистре арбитражных управляющих.

СРО управляющих тоже будут делиться на три группы. Физические лица смогут указать в заявлении только СРО первой группы. Одним из обязательных условий для саморегулируемых организаций первой группы является факт проведения 10 процедур списания долгов.

Управляющие будут назначаться на процесс, опираясь на показатели рейтинга. Каждое СРО будет обязано представить на процесс как минимум одного кандидата, после чего выбор из них проведет компьютерная система суда. Если СРО откажется представить кандидатуры управляющих для выбора, оно рискует перейти в более низкую группу, а потом и вообще потерять свой статус.

И самое главное изменение, которое предлагает Минэк, касается суммы выплат вознаграждения для финуправляющего.

Предполагается, что вместо 25 тыс. рублей за каждую процедуру должник после принятия закона должен будет заплатить 100 тыс. руб. В этой инициативе видна рука «банковского лобби». Именно отечественные банки неоднократно заявляли, что процедура банкротства физ. лица для российского гражданина получается слишком простой и дешевой. От этого люди и не чувствуют свою ответственность за то, что они бесконтрольно берут новые кредиты и займы.

Конечно, если эта инициатива будет одобрена Думой в общем пакете поправок, то списать долги в России гражданину станет существенно дороже и сложнее.

Банкротство физических лиц в 2021 — порядок, стоимость и последствия

Законопроект, который предлагает ввести Правительство РФ весной 2021 года, меняет весь механизм банкротства. Вводятся новые понятия, все должники распределяются по нескольким группам, а реализацию имущества предлагается проводить через маркетплейсы. Большая часть изменений, конечно, относится к банкротам-предпринимателям и банкротам-юридическим лицам. Но и для граждан-должников, планирующих подавать на банкротство, также есть несколько важных изменений. Подробнее о них ниже.

Первое, что предлагает сделать законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации – это переименовать Закон «О банкротстве» в Закон «О реструктуризации и банкротстве».

Еще одно значимое нововведение законопроекта – изменение стадий банкротства (ликвидация некоторых, ранее непопулярных). Опять-таки, в той редакции законопроекта, в какой его анализировал автор при написании статьи, физических лиц и ИП это нововведение не коснется. Стоит отметить, что и проект закона об упрощенном банкротстве граждан дважды кардинально «перекраивался».

Но на данной стадии обсуждения законопроекта, как и раньше, для физических лиц будут предусмотрены три возможные стадии – реструктуризация долгов, мировое соглашение и реализация имущества.

А вот банкротство юридических лиц, предполагается, вести посредством только реструктуризации долгов, конкурсного производства и мирового соглашения, в новом варианте закона наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления не будет.

Важные изменения ожидаются в размере вознаграждения управляющих, усматривается тенденция к удорожанию услуг арбитражных управляющих, опять же, в зависимости от группы, к которой отнесен должник.

Так, законопроект предлагает, что должник обязан будет платить в качестве вознаграждения финансовому управляющему:

  • 100 000 руб. должен будет заплатить в качестве вознаграждения финансовому управляющему должник 1 группы,
  • 300 000 руб. должен будет заплатить в качестве вознаграждения финансовому управляющему должник 2 группы,
  • 500 000 руб. должен будет заплатить в качестве вознаграждения финансовому управляющему должник 3 группы.

Изменяется также и размер дополнительного вознаграждения арбитражных управляющих (процентов):

  • 10% – при стоимости реализованного имущества до 1 млн. руб.;
  • 7% – при стоимости реализованного имущества от 1 до 10 млн. руб.;
  • 5% – при стоимости реализованного имущества от 10 до 100 млн. руб.;
  • 2% – при стоимости реализованного имущества свыше 100 млн. руб.

*в настоящее время дополнительное вознаграждение в процентах составляет 7% при любой стоимости реализованного имущества.

Отсюда следует, что с принятием нового закона списать долги станет дороже.

Написать комментарий

      Процедура банкротства 2021: что нужно знать?

      Разъясняя положения Закона о банкротстве по данному вопросу, Пленум ВС РФ однозначно установил, что если кредитор имеет к должнику требование, которое возникло после начала действия моратория, то такое требование необходимо квалифицировать как текущее, и указанный кредитор не вправе инициировать дело о банкротстве до истечения трехмесячного срока с момента прекращения действия моратория (т.е. до 8 апреля 2021 г.).

      По истечении указанного трехмесячного срока к квалификации будут применяться общие правила статьи 5 Закона о банкротстве.

      Положениями ст. 9.1 Закона о банкротстве на период действия моратория было приостановлено начисление финансовых санкций по денежным обязательствам, возникшим до введения моратория. В состав понятия «финансовые санкции» входят следующие начисления:

      • неустойка (статья 330 ГК РФ);
      • проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ);
      • пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 НК РФ) и др.

      Верховный суд разъяснил, что взыскать указанные начисления за период действия моратория не получится даже в том случае, если они заявлены в общеисковом порядке.

      Однако справедливости ради стоит отметить, что из данного правила предусмотрено исключение.

      Так, если истцу удастся доказать, что ответчик в действительности не пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, и ссылки на указанные обстоятельства являются проявлением заведомо недобросовестного поведения ответчика, суд вправе удовлетворить такой иск. При этом возражения должника о наличии моратория в данном случае должны быть отклонены судом, рассматривающим дело.

      Вышеуказанные ограничения вполне ожидаемо не распространяются на требования о взыскании процентов за пользование денежными средствами, предоставленными по договорам (в том числе по займу или кредитному договору), либо в качестве коммерческого кредита, поскольку указанные начисления не носят санкционного характера.

      Резюмируя изложенные выше особенности применения банкротного законодательства с учетом свежих разъяснений ВС РФ необходимо упомянуть также еще один важный момент. Лицам, участвующим в банкротных процессах в 2021 году важно помнить, что предусмотренные мораторием мероприятия предоставляли должникам не только преимущества, но и наложили определенные на них дополнительные ограничений.

      Так, законодатель, стараясь сохранить баланс интересов, запретил этим лицам, к примеру, выплачивать дивиденды и распределять прибыль. Не все компании готовы были к подобным ограничениям в своей деятельности, поэтому в практике известны случаи добровольного отказа компаний от действия моратория.

      Отказ лица от применения в отношении его моратория вступает в силу с момента опубликования сообщения об этом в Федресурсе. При подготовке настоящего материала удалось найти информацию об отказе от применения моратория в отношении более чем 500 (пятиста) лиц, в числе которых ПАО «ВЫМПЕЛКОМ», ПАО «ТУЛЬСКИЙ ОРУЖЕЙНЫЙ ЗАВОД», ПАО «НОВАТЭК» и др.

      Принимая во внимание то обстоятельство, что в момент вступления в силу отказа от моратория, к отказавшемуся лицу не применяются обозначенные в первыдущих пунктах особенности банкротных процедур, считаю установление данного обстоятельства первостепенным при определении кредитором стратегии своих действий в отношении несостоятельного контрагента.

      С целью упрощения процедуры определения относимости лица к перечню наиболее пострадавших отраслей ФНС России разработала и разместила на своем официальном сайте соответствующий электронный сервис. В этом же сервисе можно найти информацию о лицах, отказавшихся от применения моратория.

      Подводя итог изложенной выше информации, хочется отметить, что предпринятые государством мораторные меры имели определённый результат, поскольку помогли удержать от резкого и бесповоротного обрушения целые отрасли.

      Однако крайне нестабильное финансовое состояние, в котором все еще пребывает большая часть бизнеса из пласта пострадавших отраслей, и до сих пор сохраняющиеся ограничения, в совокупности дают основания полагать, что плавного перехода из моратория к обычной жизни, к сожалению, не случится, а значит, в ближайшие месяцы можно оживать резкое увеличение числа банкротных споров

      Менее 2% предприятий в процедуре банкротства в России получают шанс восстановить свою платежеспособность и вернуться на рынок, отмечает МЭР. Для сравнения: в США этот показатель достигает 30%. «Вероятность спасти бизнес, если вы входите в процедуру банкротства в России, стремится к нулю», — констатировал замминистра.

      Внесудебное банкротство станет доступно гражданам с долгами до 1 млн руб.

      Бенефициары в контролируемых банкротствах могут назначать «своих» арбитражных управляющих и с их помощью контролировать процедуры, чтобы вернуть активы под свое управление. Авторы законопроекта предлагают комплекс мер для повышения «белой» мотивации управляющих. Среди них:

      • Случайный выбор арбитражных управляющих на основе рейтинга.

      Сейчас управляющих назначает должник или кредитор, что оставляет лазейку для назначения аффилированных лиц. «В случае принятия поправок вы не будете знать, какого именно арбитражного управляющего назначат на процедуру», — отметил замминистра.

      Саморегулируемым организациям (СРО) арбитражных управляющих будет присваиваться рейтинг в зависимости от того, насколько быстро проведены предыдущие процедуры банкротства, возвращены долги, были ли нарушения. Наиболее эффективные СРО будут назначаться на процедуры банкротства случайным образом и выбирать из своих членов управляющего.

      Создать объективный рейтинг — утопия, полагает президент союза «Уральская СРО арбитражных управляющих» Михаил Сачев. «Те, кто активно работает и обладает реальным опытом, всегда получают жалобы, а те, кто работает серой мышью, могут стать лидерами рейтинга, — поясняет он. — В итоге может получиться искусственный рейтинг, который не повысит эффективность банкротств».

      Банки, как самые большие «заказчики» работы арбитражных управляющих, могут влиять на рейтинг, предупреждает адвокат Сергей Кислов: «Большой вопрос — как сделать так, чтобы такое рейтингование не перевело управляющих под контроль банков».

      • Фиксированное вознаграждение для управляющих. По замыслу министерства, они будут получать процент от всего объема поступлений в конкурсную массу.

      Сейчас управляющие получают около 30 тыс. руб. ежемесячно. Поэтому недобросовестные игроки затягивают процесс, в том числе для увеличения суммы своего вознаграждения.

      Вознаграждение должно храниться на спецсчете и выплачиваться только по результатам процедуры, предлагает Минэкономразвития. «Чем дольше длится процесс, тем меньше будет вознаграждение», — пояснил замминистра, уточнив, что размер будет варьироваться от 300 тыс. до 500 тыс. руб. за процедуру в зависимости от размера компании.

      • Наказание для управляющих в виде временного запрета на профессию.

      Управляющие обязаны возмещать убытки участникам банкротств за неисполнение своих обязанностей или ошибки. Для этого СРО формируют компенсационный фонд. Минэкономразвития выступает за то, чтобы СРО самораспускалась, если не покроет за три месяца сумму выплат, который произвел фонд по обязательствам одного из управляющих этой СРО. Кроме того, в этом случае все управляющие этой СРО не смогут работать по профессии в течение трех лет. «Будет жесткая коллективная ответственность всех членов СРО друг за друга», — подчеркнул Торосов.

      Эти изменения могут окончательно превратить арбитражных управляющих в карманную отрасль крупных финансово-промышленных групп, полагает Сачев. Многие управляющие, по его словам, зависимы от крупных корпораций, системных кредиторов, а фиксированное вознаграждение приведет к усилению зависимости. Честные арбитражные управляющие «просто не доживут до вознаграждения», так как не смогут оплачивать дорогостоящие процедуры и работу юристов и бухгалтеров, критикует Сачев.

      1 сентября 2020 вступил в силу ФЗ №289, разрешивший гражданам банкротиться во внесудебном порядке, без привлечения финансового управляющего и бесплатно. Условия для применения такой процедуры:

      1. Сумма долга не меньше 50 и не более 500 тысяч рублей;
      2. В отношении гражданина нет действующих исполнительных производств – и минимум одно исполнительное производство окончено в связи с п. 4 ч. 1 статьи 46 229-ФЗ (нет имущества, которое можно взыскать).

      Если эти признаки имеют место, физлицо может подать заявление в МФЦ. В документе нужно перечислить всех кредиторов и сумму обязательств перед ними. МФЦ проведёт проверку, опубликует сведения о банкротстве, а спустя 6 месяцев долги будут списаны.

      Новый проект устанавливает следующие суммы вознаграждения для управляющего:

      • Должник 1 группы – 100 000 рублей;
      • 2 группы – 300 000 рублей;
      • 3 группы – 500 000 рублей.

      Сейчас физлица (будут отнесены к первой группе) платят фиксировано 25 000 рублей за каждую процедуру и, как правило, ограничиваются всего одним действием: реализацией активов. То есть, расходы на управляющего для граждан вырастут в 4 раза. В целом банкротство по 127-ФЗ станет сложнее и дороже. Рекомендуем либо провести процедуру до вступления нового проекта в силу, либо признать себя несостоятельным в принятом с последними изменениями внесудебном порядке.

      Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»

      Принят Государственной Думой 23 декабря 2020 года

      Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020 года

      1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

      2. В случае принятия публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан участников долевого строительства» (далее — Фонд) решения о выплате возмещения гражданам — членам жилищно-строительного кооператива до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и погашения в связи с этим требований всех членов такого кооператива Фонд обращается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о передаче объекта незавершенного строительства и земельного участка, на котором он расположен, Фонду в целях осуществления государственной регистрации перехода прав застройщика на эти объект незавершенного строительства и земельный участок к Фонду.

      3. При передаче Фонду прав застройщика на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями Фонд принимает решение о реализации прав на указанное имущество, о строительстве (завершении строительства) на полученных земельных участках многоквартирных домов и иных объектов недвижимости либо о реализации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации программ, направленных на строительство (завершение строительства) многоквартирных домов на земельных участках, принадлежащих Фонду, с последующей передачей части жилых помещений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для их предоставления отдельным категориям граждан, в порядке, установленном статьей 134 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона). При этом Фонд обращается с иском о ликвидации жилищно-строительного кооператива в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

      4. В случае, если погашены требования не всех участников строительства или имеются требования иных кредиторов, Фонд обращается в арбитражный суд с заявлением о банкротстве жилищно-строительного кооператива.

      Президент Российской Федерации В. Путин

      Судьи ВС РФ отметили, что под действие моратория подпадают сразу несколько категорий юридических лиц и ИП. Это:

      • предприятия, работающие в сферах, наиболее пострадавших от пандемии;
      • системообразующие и стратегические компании.

      Чтобы выяснить, распространяется ли действие моратория на конкретную организацию, достаточно определить, соответствует ли она формальным признакам, перечисленным в Постановлении Правительства. При этом должнику даже не придется доказывать, что у него нет имущества и иных активов, достаточных для закрытия обязательств.

      Есть один момент, важный и для неплательщиков, и для кредиторов. Если дело о банкротстве было открыто до принятия Постановления Правительства, закрыть его на основании положений моратория нельзя.

      Короткий вывод: если предприятие относится к числу наиболее пострадавших, стратегических или системообразующих, на него распространяется действие моратория. Признать такое юридическое лицо несостоятельным в 2020 году было нельзя.

      Судьи ВС РФ отметили, что в период пандемии пострадали не только предприятия из конкретных отраслей, но и их кредиторы. Определению их правового статуса посвящен п. 11 Постановления Пленума ВС РФ № 44 от 24.12.2020 года.

      В соответствии с решением Пленума все требования, возникшие после введения моратория, относятся к текущим. Кредитор не может обратиться в Арбитражный суд с требованием возбудить дело о несостоятельности должника до 08.04.2021 года. С момента окончания действия моратория должно пройти не менее 3-х (трех) месяцев.

      Далее при подаче заявления в суд следует руководствоваться требованиями Федерального закона «О банкротстве». В частности, применительно к платежам, их классификации надлежит учитывать положения ст. 5.

      В период действия моратория нельзя подать в суд требование признать банкротом определенные компании. Кредиторы могут заподозрить, что недобросовестные должники воспользуются ситуацией для вывода активов.

      В связи с этим следует обратиться к п. 14 ПП ВС РФ № 44 от 24.12.2020 года. В данном нормативном акте сказано, что сделки, заключенные должником в период действия моратория, изначально считаются текущими. То, что они выходят за рамки стандартной хозяйственной деятельности, необходимо доказать.

      Если кредитор полагает, что во время действия моратория должник заключает сделки с предпочтением, он должен подтвердить, что данная компания неплатежеспособна, не располагает имуществом, достаточным для погашения обязательств. При этом признаки неплатежеспособности не должны быть связаны с введением моратория. Как вариант, кредитор должен доказать, что у должника нет реальной возможности преодолеть признаки, свидетельствующие о банкротстве.

      Внимательный анализ п. 14 данного Пленума показывает, что кредиторы в большинстве случаев не смогут оспорить сомнительные сделки должника.

      В стандартном варианте кредитор может применить финансовые санкции, если должник не исполняет свои обязательства. Но в период действия моратория данная норма права существенно скорректирована. Основание — ст. 9.1 Федерального закона № 127-ФЗ. Данный вопрос отдельно освещен в п. 7 ПП ВС РФ.

      К финансовым санкциям следует отнести:

      • неустойки. Понятие закреплено в ст. 330 ГК РФ;
      • пени. Их начисляет ФНС, если юрлицо или ИП несвоевременно платит налоги и взносы во внебюджетные фонды. Порядок истребования определен в ст. 75 НК РФ;
      • проценты за пользование чужими денежными средствами и т. д.

      В соответствии с пояснениями Пленума ВС РФ взыскать с должника финансовые санкции, начисленные в период моратория, нельзя. Это относится даже к тем ситуациям, когда кредитор пытается истребовать пени в составе общего иска.

      Но займодавцы могут воспользоваться одним исключением из общего правила. Для этого достаточно доказать, что должник в период действия моратория работал в прежнем режиме, не приостанавливал деятельность. Суд обязан принять эту информацию к сведению. Если должник только ссылается на действие моратория, но не может подтвердить, что действительно пострадал от его введения, оплачивать пени и штрафы придется.

      Важно отметить еще один момент. Если проценты за пользование деньгами начисляются в рамках кредитного (займа) или коммерческого кредита, должник обязан их выплатить кредитору. Данные начисления не относятся к санкционным. На них действие моратория не распространяется.

      Вводя мораторий, Правительство РФ стремилось поддержать отрасли, наиболее пострадавшие от пандемических ограничений. Но важно понимать, что должников не только освободили от ряда обязанностей, начисления финансовых санкций. Они при этом обязаны соблюдать определенные ограничения.

      Законодатели приняли во внимание, что интересы кредиторов существенно пострадали. Чтобы соблюсти баланс, должникам на период действия моратория запретили распределять прибыль по итогам года, выплачивать дивиденды акционерам или учредителям. Многие юридические лица не пожелали работать в условиях подобных ограничений и добровольно отказались от привилегий, предоставляемых мораторием.

      Информация об отказе публикуется на сайте Федресурса. С этого момента отказ считается вступившим в силу. Далее должник не может пользоваться привилегиями, обозначенными ранее, а кредиторы вправе в своих действиях опираться на общие положения Закона «О банкротстве». И они могут учитывать это обстоятельство (отказ от моратория) при построении стратегии работы с должником. Этот фактор становится приоритетным.

      На сайте ФНС в 2020 году размещен специальный сервис, позволяющий быстро определить, относится ли конкретная организация к наиболее пострадавшим от коронавирусных ограничений. Этот же сервис позволяет узнать, кто из юридических лиц отказался от привилегий, даваемых мораторием.

      Правительство РФ, вводя мораторий на банкротства, стремилось сохранить не просто отдельные компании, а целые отрасли. И принятые меры позволили это сделать. Но даже отмена большей части ограничений, введенных в 2020 году, не означает, что бизнес быстро сможет вернуть себе прежние позиции, выйти на докризисную прибыль. У многих не будет средств для погашения имеющихся долгов.

      На практике это означает, что уже к концу весны 2021 года в Арбитражные суды будут поступать тысячи исков о признании должника банкротом. Кредиторы попытаются компенсировать хотя бы часть своих потерь.

      Сразу три процедуры банкротства из пяти существующих ожидают отмены. Речь идет о наблюдении, внешнем управлении и финансовом оздоровлении. Это так называемые «оздоровительные» процедуры, конечной целью которых является не ликвидация предприятия, а восстановление его платежеспособности. Авторы законопроекта прямо и недвусмысленно называют причины такого решения – низкая эффективность и редкое применение. «Сами должники не рассматривали данные процедуры банкротства как способ решения своих финансовых проблем» – отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

      Таким образом, оздоровительная процедура останется только одна – реструктуризация долгов. Она будет применяться как к организациям, так и к физическим лицам (ранее реструктуризация долгов предусматривалась только для банкротов-граждан). План реструктуризации, как и прежде, смогут подготовить сами должники. Однако в предложенной редакции появилось важное уточнение – должник обязан предложить план реструктуризации долгов в установленный срок.

      Право трансформировалось в обязанность. Свои варианты планов смогут представить и иные лица, их круг расширяется, – конкурсный кредитор, антикризисный управляющий, учредитель (участник) должника, представитель работников, органы государственной власти и третьи лица. Утверждение плана авторы законопроекта относят к компетенции собрания кредиторов. И только после утверждения кредиторами план проверяется судом на соответствие требованиям законодательства о банкротстве.

      Предполагается, что процедуру реструктуризации постигнет та же судьба, что и другие оздоровительные процедуры. Применение останется столько же редким, а цель ее распространения и на юридических лиц – лишь попытка уйти от чисто ликвидационного подхода к банкротству, при котором возможность восстановления бизнеса даже не рассматривается в качестве сценария.

      Еще одним интересным предложением авторов законопроекта стала возможность суда самостоятельно перейти к реабилитационной (оздоровительной) процедуре, в обход решения собрания кредиторов. Напомним, что в компетенцию первого собрания кредиторов входит принятие решения о введении последующей процедуры банкротства, в том числе и оздоровительной. Кредиторы на основании документов, представленных арбитражным управляющим, самостоятельно голосуют за введение ликвидационной процедуры (в таком случае кредиторы рассчитывают на погашение задолженности за счет продажи имущества) или оздоровительной, предусмотрев план реструктуризации.

      Данное нововведение моментально было подвергнуто критике со стороны профессионального сообщества, ведь это возлагает на суд несвойственные ему функции экономической экспертизы. Кроме того, не ясен практический смысл такого положения. Если собрание кредиторов не желает переходить к оздоровительной процедуре – то и не одобрит план реструктуризации. А вот утвердить план реструктуризации без согласия кредиторов суд неправомочен. В этой части предложенный законопроект нуждается в существенных правках.

      Актуальное законодательство о банкротстве в настоящий момент предусматривает продажу имущества должника с торгов. Торги проводятся «на повышение» — устанавливается начальная продажная цена, а заинтересованные покупатели могут предложить цену выше, чем установленная. Если торги не состоялись, то предусматривается проведение повторных торгов – и только после того, как повторные торги не увенчались успехом, порядок существенно меняется. Торги проводятся посредством публичного предложения, но уже «на понижение». Организатором торгов (как правило, это арбитражный управляющий) устанавливается количество периодов и шаг снижения цены.

      Законопроект вносит существенные коррективы. Предлагается проведение торгов «на повышение» и «на понижение» в рамках одних торгов. Иными словами, при отсутствии желающих купить актив, цена будет снижаться до поступления первого предложения о цене, после чего торги снова будут идти на повышение. От публичного предложения авторы предлагают вовсе отказаться.

      Очевидно, что принципиальное изменение механизма позволит ускорить процедуру проведения торгов и увеличит конкуренцию среди участников. В настоящий момент потенциальные покупатели нередко ждут окончания первых и повторных торгов, чтобы получить возможность приобрести актив по более низкой цене.

      Одно из главных нововведений – частичное оставление управления за собственником даже во время банкротства. Это означает, что в ходе процедуры реструктуризации долгов все полномочия по управлению не будут автоматически отдавать управляющему. Законопроект предусматривает несколько сценариев управления: сохранение право назначать руководителя за учредителями и участниками должника или передача таких полномочий собранию кредиторов. Также возможно установить двоевластие — то есть образовать сразу два единоличных исполнительных органа должника, один из них будет выбран собственниками бизнеса, а второй – кредиторами. Полномочия между ними разделят в соответствии с планом реструктуризации долгов. Управление можно передать и антикризисному управляющему – такой вариант в законопроекте тоже предусмотрен.

      Минэкономразвития предложило реформу системы банкротства в России

      Минэкономразвития, критикуя существующую систему, предлагает назначение арбитражного управляющего посредством случайного выбора. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих уведомляются о начале процедуры отбора на конкретную процедуру. СРО в свою очередь вправе выдвинуть свои кандидатуры путем предложения суммы баллов, которые они готовы отдать за данную процедуру. Уже выбранное СРО предлагает кандидатуру управляющего из числа своих членов. Важно, чтобы рейтинг управляющего и количество баллов, имеющихся у него, соответствовали баллам в заявке от СРО.

      Очевидная цель нововведения – не допустить «контролируемого» банкротства, при котором арбитражный управляющий целиком воплощает волю мажоритарного кредитора, создать прозрачную процедуру отбора. Глобально это означает, что кредитор, подавший заявление не сможет назначить «лояльного» арбитражного управляющего в угоду своим интересам. Тем не менее, при таких условиях выгода стать заявителем по делу о банкротстве снижается до нуля. Если сейчас кредиторы осуществляют борьбу за данное право, то в условиях принятия законопроекта интерес будет потерян.

      Подводя итоги, законопроект призван разрешить следующие проблемы – уход от ликвидационного подхода к банкротству и повышение эффективности реабилитационных процедур, обеспечение независимости арбитражного управляющего. Пока затруднительно ответить, чьим интересам больше отвечают нововведения – интересам должников или кредиторов. Однако очевидно, что предлагаемые меры существенно повлияют на их статус, ведь в случае их принятия – институт банкротства фундаментально трансформируется.

      С 01 сентября 2020 года в ФЗ №127 вступили в силу изменения — появилась упрощенная процедура банкротства для физических лиц.

      В соответствии с новыми поправками, для физ. лиц в МФЦ работает внесудебная процедура банкротства, которая доступна гражданам с долгами от 50 тысяч до 500 тысяч рублей. Требованием для внесудебного банкротства является то, что исполнительные производства окончены за невозможностью взыскания — по п.4 ч.1 ст. 46 ФЗ №229. И открытых дел в ФССП нет.

      Закон в действующей редакции предполагает, что пристав проверил финансы должника и установил, что у человека нет имущества и доходов для расчетов. Простыми словами, суть закона о внесудебной процедуре в том, что МФЦ официально признает банкротство физ лица без суда, поскольку проверку уже провел пристав.

      Государство экономит на обновленной редакции — и бюджет цел, и люди сыты.

      Основные положения закона о внесудебном банкротстве граждан:

      • процедура абсолютно бесплатна;
      • заявление подается в МФЦ;
      • срок — 6 месяцев;
      • величина задолженностей — 50 000–500 000 рублей.

      Заявление рассматривается без суда и финуправляющего, но в случае обмана или ошибки банки обратятся в Арбитражный суд, чтобы прекратить внесудебное списание долгов.

      Читайте нашу инструкцию по списанию долгов через МФЦ, там представлены необходимые формы документов и порядок бесплатного банкротства.

      Под действие Закона о банкротстве 127-ФЗ подпадают не все долги физического лица. Через банкротство В СУДЕ и МФЦ НЕ списывают:

      1. Долги по алиментам.
      2. Выплаты, назначенные судом по возмещению морального или физического вреда.
      3. Долги по зарплате и социальным платежам — для ИП с наемными работниками.
      4. Субсидиарную ответственность руководителя компаний.

      Другие задолженности будут списаны при объявлении физ. лица банкротом. Это кредиты, недоимки в налоговой инспекции и ПФР, долги по ЖКХ и штрафы ГИБДД, долги перед частными и бюджетными организациями и физическими лицами, долги от коммерческой деятельности ИП.

      В ходе банкротства реализовано будет далеко не все имущество должника. Закон устанавливает ряд объектов, взыскание к которым не применяется:

      1. Личные вещи физического лица — обувь, одежда, техника индивидуального пользования.
      2. Единственное жилье — квартира, комната, частный дом. За исключением ипотечной недвижимости и находящегося в залоге имущества.
      3. Мебель и предметы быта.
      4. Домашние питомцы и их корм.
      5. Личные призы, награды и медали должника.
      6. Транспорт и приспособления, используемые людьми с ограниченными возможностями здоровья.

      Другое имущество гражданина подлежит продаже.

      важно!Большинство людей ничего не теряют в банкротстве. По итогам 2019 года, в 70% случаев при банкротстве физлиц кредиторы не получили ничего, так как у должников не было имущества, подлежащего продаже. В этих делах долги списали без изъятия собственности.

      Изменения в законе о банкротстве в 2020-2021

      Бесплатная консультация0 ₽

      • Вы рассказываете о своей проблеме, задаете вопросы;
      • Юрист уточняет необходимые сведения, анализирует ситуацию, рассказывает варианты развития событий;
      • Вместе выбираете выгодный вариант — банкротство, рефинансирование, просто жалоба на коллекторов или банк;
      • Юрист рассказывает, как подготовиться, где взять документы, и что делать, в вашем случае.

      Андрей Белоусов 10 февраля в интервью телеканалу «Россия 24» после совещания президента Владимира Путина с членами правительства РФ, на котором обсуждалась тема совершенствования института банкротства, назвал основные новеллы готовящегося законопроекта.
      «Во-первых, это оптимизация самих процедур банкротства. У нас вместо пяти теперь будет две процедуры. Причём, акцент будет делаться не на ликвидацию предприятий, а на реабилитацию. То есть, на процедуру погашения долгов», — сказал Белоусов.

      Согласно проекту закона, вместо действующих ныне процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления останутся только две: реструктуризация долгов и конкурсное производство (ликвидация).

      По словам первого вице-премьера, в России должен появиться совершенно новый механизм отбора арбитражных управляющих. «Если сейчас в основном их назначает кредитор, и они, как правило, защищают интересы кредиторов (и, при этом, не несут никакой ответственности за свою деятельность), то теперь это будет процедура отбора арбитражных управляющих по объективным критериям, которые будут формироваться в рамках специально созданной балльной оценки», — отметил Андрей Белоусов.

      Полностью поддерживает «сам факт реформы» системы банкротств председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

      Текст законопроекта умещается примерно в 500 страниц, проинформировал парламентарий «Эксперт Online». «Мы сейчас поставили перед Минэком вопрос о необходимости проведения нулевых слушаний. Нам важно понять, как будет проходить эта реформа в пользу государства», — сказал депутат.

      [Со стороны кредитора] реформа системы банкротства затронет не только банки, пояснил глава комитета, поскольку у нас кредиторами являются и крупные холдинги, и просто крупные компании. В этой истории есть и интересы профессионального сообщества, которое до сих пор не может консолидироваться.

      Он не без иронии добавил, что «у нас арбитражные управляющие выполняют роль, чаще всего, патологоанатомов, которые уже работают, по сути, с «мертвым» делом». «Для экономики же России в данный момент необходимо резко поднимать возможности реабилитации компаний, которые попали в сложную ситуацию. Ведь, очевидно, что компании в нашей стране, проходя какой-то кризис, возрождались», — подчеркнул глава профильного комитета. Это важно для того, чтобы в годину кризиса компании сохраняли рабочие места и платили налоги. С этим вряд ли поспоришь.

      «Сейчас же весь институт арбитражных управляющих настроен только на одно — расчленить хладный труп компании и забрать оттуда все что можно», — сказал представитель нижней палаты парламента. Поэтому данная реформа больше всего возмущает самих арбитражных управляющих и их СРО (саморегулируемые организации), которые сейчас существуют в РФ.

      В Госдуме, как рассказал нашему изданию председатель думского комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, официально текст законопроекта ещё не получили.

      Представить законопроект о реформе банкротства юрлиц для обсуждения в нижней палате парламента в рамках «нулевого чтения» пообещал на днях глава Минэкономразвития Максим Решетников. Это должно произойти в ближайшие недели, после финальных согласований в правительстве.

      Законодательство о банкротстве сложилось в начале двухтысячных годов и с тех пор системно не менялось. «С тех пор было внесено очень много точечных изменений — более ста. Но системно оно не менялось. И, конечно, за 20 лет это законодательство безнадежно устарело», — напомнил накануне Андрей Белоусов.

      Управляющий партнер «Зиневич и партнеры» Игорь Зиневич полагает, что реформа института арбитражных управляющих, представляет собой, по сути, «передел рынка, в котором теперь будут царить новые правила игры». Специалист пояснил, что от арбитражных управляющих зависит очень многое в исходе процедуры банкротства.

      К примеру, во власти АУ сделать заключение о преднамеренном банкротстве должника. Или даже о его фиктивном банкротстве. А уже это «проекция к уголовно наказуемому деянию», указал Игорь Зиневич. В свою очередь кредиторы используют аналитическое заключение АУ в качестве доказательной базы для возбуждения уголовных дел в отношении ответственных лиц.

      Проще говоря, арбитражный управляющий всегда зависим от конкретного лица. При этом реформа предполагает по сути огосударствление данного института. «Конечно, независимого АУ встретить в России можно, но намного реже», — заметил Зиневич.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.