Проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению и пути их решения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению и пути их решения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание
2. Трудности адаптации детей в ДОУ и пути их преодоления

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды). К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения. В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах [38, c.11]. , было выделено три фазы адаптационного процесса:

1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижениювеса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);

3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития. Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкая адаптация — сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;• адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение мясяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;• тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Адаптация детей раннего возраста и пути их решения

Проблема адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ — одна из самых актуальных для теории и практики дошкольного образования. В.Б. Шпарь в своих исследованиях пришел к выводу, что количество детей, имеющих отклонения в поведении (агрессивность, тревожность, гиперактивность и т.д.), невротические расстройства, продолжает расти. Таким детям труднее адаптироваться к новым социальным условиям. Следует отметить, что невротические расстройства — преходящие состояния, т.е. их отличает динамизм, они могут быстро возникать при стрессовых ситуациях и достаточно быстро исчезать, даже при небольшой помощи, устраняющей психогенные факторы [37, c. 88]. Особенно это касается невротических реакций, они являются начальной формой психической дезадаптации, т.е. поведенческой реакцией, неадекватной внешнему стимулу. Например, ребенок, который не хочет ходить в детский сад, потому что боится воспитателя, вернулся домой. Там его окружают любящие родители, он попадает в привычную ситуацию, но по-прежнему плачет, боится оставаться один, плохо ест и засыпает, хотя до поступления в детский сад таких изменений в поведении ребенка в домашних условиях не было. Ориентация педагога на более ласковое отношение к этому ребенку способствовало его привыканию к детскому саду и, особенно, к воспитателю. При этом изменения поведения исчезли без медикаментозной коррекции.

По мнению Г.А., Урунтаевой, при отсутствии своевременной помощи таким детям невротические реакции трансформируются в более стойкие расстройства — неврозы. При этом усиливаются вегетативные расстройства, нарушается регулирующая функция нервной системы, деятельность внутренних органов и могут возникать различные соматические заболевания. Доказано, что более половины хронических заболеваний (до 80%) — это психо- и нейросоматические болезни. Как говорят у нас в России: «Все болезни от нервов». Исходя из приведенного определения психического здоровья при его оценке не следует ограничиваться лишь выявлением невротических расстройств. У ребенка важно оценивать также показатели нервно-психического развития: в раннем возрасте детей (первые 3 года жизни) это, прежде всего, речевое, моторное развитие, эмоциональное состояние [35, c. 128].

Следовательно, во все возрастные периоды при оценке психического здоровья необходимо давать характеристику эмоционального состояния ребенка, его социальной адаптации.

Если говорить о причинах частых нарушений психического здоровья детей, то среди их многообразия особо хотелось бы остановиться на двух аспектах.

Первый аспект — медицинский, а именно рост частоты перинатальных повреждений нервной системы, возникающих еще в утробе матери или во время родов. По данным исследований В.Б. Шапаря, частота таких повреждений достигает 80%. В большинстве случаев это легкие повреждения, в основном, проявляющиеся в первые месяцы жизни ребенка возбуждением, нарушением сна, изменением тонуса мышц. К году эти расстройства, как правило, проходят (компенсируются). Но это период так называемого «мнимого благополучия», и уже к трем годам более чем у половины таких детей появляются изменения поведения, нарушение развития речи, двигательная расторможенность, то есть появляются синдромы минимальной дисфункции мозга. У этих детей не только нарушается поведение и развитие высших мозговых функций, но и затруднена адаптация к дошкольным учреждениям и школе, имеются трудности в обучении. Это, в свою очередь, определяет их повышенную склонность к эмоциональным расстройствам и невротизации. У этих детей очень рано определяются вегетативные сдвиги и формируются болезни дисрегуляции, так называемая нейросоматическая патология. Это могут быть различные заболевания сердечно-сосудистой системы (например артериальная гипо- и гипертензия), пищеварительного тракта (например гастродуоденит), бронхолегочной системы (например бронхиальная астма) и т.д [37, c. 75].

Второй аспект частых нарушений психического здоровья — стрессовые ситуации в жизни ребенка. Они могут быть обусловлены как социально-экономическим неблагополучием семьи, так и неправильным воспитанием ребенка. Стрессовые ситуации могут возникать при отрыве ребенка от семьи, когда он поступает в дошкольное учреждение или школу. Причиной их может быть и плохая успеваемость, конфликты со сверстниками и педагогами. Особая роль отводится наказанию ребенка.

Неблагоприятному течению адаптации детей часто предшествуют имеющиеся с раннего возраста нарушения психического здоровья. Поэтому очень важно как можно раньше выявлять эмоциональные нарушения и проводить их коррекцию.

Обобщая имеющиеся в психологической науке и практике представления, можно выделить ряд факторов, оказывающих влияние на процесс психологической адаптации детей к дошкольному учреждению. Эти факторы связаны и с физическим, и с психологическим состоянием ребенка, они тесно переплетены и взаимно обусловлены.

Во-первых, это – состояние здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше справляется с трудностями. На состояние его здоровья влияет течение беременности и родов у матери, заболевания в период новорожденности и в первые месяцы жизни, частота заболеваемости в период перед поступлением в детское учреждение. Токсикозы, заболевания матери в период беременности вызывают неблагополучное созревание сложных систем организма ребенка, ведающих приспособлением к изменяющимся условиям внешней среды. Последующие заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние, и как следствие – заболевание [14, c. 34].

Вторым фактором является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности к постоянному взрослому. В первом полугодии жизни малыш привыкает к тому, кто его кормит, укладывает спать, ухаживает за ним, во втором полугодии усиливается потребность в активном познании окружающего мира, расширяются возможности – он уже может самостоятельно перемещаться в пространстве, свободнее действует руками. Но ребенок еще очень сильно зависит от взрослого, который ухаживает за ним, у малыша возникает сильная эмоциональная привязанность к человеку, постоянно находящемуся рядом, обычно к маме. В возрасте от девяти-десяти месяцев до полутора лет эта привязанность выражена наиболее сильно. После у ребенка появляется возможность речевого общения, свободного перемещения в пространстве, он активно стремится ко всему новому, и зависимость от взрослого постепенно ослабляется. Но малыш по-прежнему остро нуждается в чувстве защищенности, опоры, которое дает ему близкий человек. Потребность в безопасности у маленького ребенка так же велика, как в еде, сне, теплой одежде [14, c. 35].

Трудности адаптации детей в ДОУ и пути их преодоления

  • Занятия с детьми
  • Консультации для воспитателей ДОУ
  • Сценарии мероприятий
  • Работа с родителями
  • Физ. развитие
  • Методические разработки
  • Документация ДОУ
  • Тематические статьи
  • Проектная деятельность в детском саду
  • Планирование в ДОУ
  • Мастер-классы
  • Методическая работа в ДОУ
  • Дополнительное образование
  • Исследовательская деятельность
  • Развивающие игры для детей
  • Предметно-развивающая среда
  • Программы в ДОУ
  • Логопеду
  • Детское творчество
  • Бланки
  • Своими руками
  • Подвижные игры
  • Презентации
  • Родителям
  • Сказки, рассказы
  • Авторские стихи
  • Видео

Адаптация средней степени тяжести выражается в более значительных и длительных сдвигах в поведении. Симптомы: потеря сна на время, нарушение речи, легкое заболевание, завершающее без осложнений. Длиться 10-14 дней.

Тяжелая

При тяжелой степени адаптации ребенок привыкает к дошкольному учреждению длительно и сложно, этот процесс может затянуться на месяцы.

Причинами тяжелой адаптации могут быть:

1. Личностные особенности ребенка: эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость, отсутствия умений и навыков общения со взрослыми и сверстниками, особенности темперамента.

2. Личностные проблемы родителей: конфликтность как черта характера, родительская незрелость, тревожность, эмоциональная неустойчивость.

3. Проблемы организационного характера: новый режим дня, большое количество детей в группе, незнакомые взрослые, новые требования.

Для того чтобы узнать адаптировался или не адаптировался ребенок к условиям детского сада, необходимо знать признаки адаптации:

1. Дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.

2. Дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.

3. Дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и в общении с взрослыми. Речевая активность такого ребенка является выражением повышенного стремления к разговору, активизации внимания, преобладания положительного эмоционального тонуса, повышенного интереса к окружающей среде — повышенной умственной активности.

1. Формирование речи в раннем детстве определяется развитием новых видов деятельности и новых форм общения с взрослыми по поводу этих видов деятельности. Д. Б. Эльконин подчеркивает, что возникновение новых видов деятельности ребенка и новых отношений его со сверстниками и с взрослыми приводит к дальнейшей дифференциации функций и форм его речи. Ведущей в этот период является предметно-орудийная деятельность, поэтому маркером изменений речевой активности детей в период адаптации к ДОУ выступает соотношение единиц в паре «глаголы — существительные».

Проблемы адаптации детей раннего возраста

Цель: Способствовать успешной адаптации ребенка к детскому саду.

Задачи: Обогащать и совершенствовать физический опыт детей; побуждать к активным самостоятельным действиям, подражанию; вызывать чувство радости от совместных действий со взрослыми и сверстниками; расширение социальных контактов детей, формирование доверия к окружающим; развитие умения конструктивно взаимодействовать, развитие познавательной и эмоциональной сфер ребёнка.

Сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного.

  • Физиологические критерий
  • Психоэмоциональные критерий

Оформляя ребёнка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребёнка? Будет ли ему хорошо в детском саду!? Как его будут поить, кормить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребёнка с незнакомыми людьми. До этого всё происходило на их глазах. Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребёнка в детском саду!?

Это волнение усугубляется, если ребёнок не хочет расставаться с привычками и близкими, отказывается идти порой в группу. Мамы проникаются ещё большим сочувствием к ребёнку, порой в ущерб интересам воспитателей, или, стараясь не реагировать на слёзы ребёнка, молча ведут их в детский сад. Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?
Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие, делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи, проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, бояться, не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей!?

Причины могут быть разными: отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;наличие отрицательных привычек; неумение занять себя игрушкой; несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и многое другое…
Однако, главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребёнка опыта общения с взрослыми и со сверстниками. Особенно при вхождении в группу страдают те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама-ребёнок, бабушка-ребёнок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта, весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребёнку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателями. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми, определят характер поведения.
Когда у ребёнка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться ото всех. Такой ребёнок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними людьми, льнёт к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке. Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со сверстниками и взрослыми, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.
Чем шире у ребёнка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребёнка, тем ему труднее.

Общение ребёнка связано с игрой, учёбой, трудом, оно воспринимается, как само собой разумеющийся процесс. Поэтому взрослые учат ребёнка играть, учиться, трудиться и довольно редко учат умению общаться.
Научить ребёнка вступать в общение с взрослыми и детьми — важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение.
Особое значение в период адаптации и привыкания ребёнка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и так далее.

Очень трудно даётся детям перенос сформированных навыков в новую обстановку. В связи с этим при поступлении в детское учреждение наблюдается временная их утрата. Поэтому необходимо не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение. Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям ДОУ, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.

Общая моторика Хорошо бегает; удерживает равновесие при ходьбе на доске, лежащей на полу; учится спускаться по наклонной доске самостоятельно; спрыгивает с предмета высотой 10-15 см, приземляется на обе ноги; поднимается и спускается с лестницы; перешагивает небольшие препятствия (высотой20 смприставным шагом); хорошо бросает мяч двумя и одной рукой в разных направлениях; старается попадать в горизонтальную цель; ловит мяч с близкого расстояния; играя, поднимается на носочках, ходит на цы­почках; катается на трехко­лесном вело­сипеде, пере­бирая по по­лу ногами
Мелкая моторика Работает с пластилином, глиной, влажным песком; лепит примитивные формы (щипковыми движениями); рисует «пальчиковой гуашью»; удерживает карандаш и кисть тремя пальцами для рисования горизонтальных штрихов, мазков, может нарисовать кривую и закругленную линию; может попытаться скопировать «крест»; играет мелкими предметами: бусинки складывает, перебирает крупинки, пуговицы, при захвате устойчиво пользуется большим, указательным и средним паль­цами; хорошо держит ложку и совершает вращательные движения ки­стью при за­черпывании жидкой пищи; намыливает руки мылом, при умывании трет лицо ла­донями
Когнитивное развитие Строит башню из 6-8 кубиков; ориентируется в кон­трастных величинах по убыванию -возрастанию в пределах 3-4 пред­метов (ку­бики, кольца, пирамид­ки), соот­нося их по размерам «больше -меньше», соотносит конфигурации объемных геометриче­ских предме­тов с их пло­скостным изображени­ем — «Почто­вый ящик», подбирает крышки к коробкам; .ориентирует­ся в 4 основ­ных цветах и некоторых оттенках, подбирает по образцу, может назвать 1-2 цвета; часто пытается использовать один предмет для воздейст­вия на другой, бьет молоточ­ком по щечке, стерженьку, «как взрослый мастер»; разли­чает «один -много», начи­нает с числа «два», «пара»; учится подби­рать парные картинки, на­зывает многие картинки по темам: «живот­ные», «посуда», «одежда», «мебель»
Навыки поведения С интересом слушает короткие стихии, рассказы, смотрит по телевизору мультфильмы и детские передачи; вниматель­но слушает музыку, песни, выражая свое отношение активным, движением или состоянием зачарованности, умиротво­рения; вы­ражает несогласие со взрослым словом; выполняет указания взрослых «собери , игрушки», понимает слова «хо­рошо», «плохо»; дает себе оценку «хо­роший», «красивый»; ребенок начинает восприни­мать оценку своей речи со стороны взрослого и может по образцу изменять, усложнять используе­мые им в обиходной речи слова
Навыки самообслуживания Хорошо держит ложку в ладони и ест ак­куратно, не обли­ваясь; час­тично одевается и раздева­ется; самостоятельно надевает носочки, шапочку, с небольшой помощью взросло­го – обувь (без шнурков); может снять рас­стегнутую одежду; контроли­рует свои физиоло­гические потреб­ности, сообщая о них оп­ределен­ными словами; подражает элемен­тарным бытовым действиям близких людей: сметает крошки со стола, вытирает тряпоч­кой «лу­жицу»
Социально-эмоциональное развитие Играет самостоятельно; проявляет; фантазию; производит несколько последова­тельных игровых действий, связанных между со­бой про­стым сюже­том (начи­нается «сюжетная игра»); вы­бирает для игры рядом со свер­стниками аналогичные игрушки («парал­лельная игра»); любит совер­шать дей­ствия, произво­дящие измене­ния в окру­жающей среде (включа­ет — вы­ключает свет)
Игра Распознает эмоциональ­ное состояние близких людей, реаги­рует на них; подражая взрослому, жалеет плачу­щего ребенка, больное животное;использует для выражения своих чувств определенные жесты, эмоциональные слова, интонации; эмоционально предвосхищает результаты зна­комых дейст­вий, изберет неприятных; событий, ситуаций; злится при ограничении свободы дви­жений; удержи­вает внимание взрослого или другого ребенка (жестами, улыбками, заглядыванием в глаза)
Общая моторика Меняет темп, на правление и характер движения во время ходь­бы и бега, может одно­временно выполнять два разных движения (топать и хлопать); самостоя­тельно удерживать равновесие, спускаясь по наклонной доске; может пройти не­сколько ша­гов на цы­почках; под­прыгивает на двух ногах; может несколько мгновений удерживать равновесие, стоя на одной ноге; перепрыгивает и(или) легко перешагивает невысокие препятствия (до 10-15 см); хорошо бросает и «футболит» мяч
Мелкая моторика Рисует каранда­шом, дер­жа его, как взрослый; изобража­ет на бу­маге кру­говые вер­тикальные и горизон­тальные линии, срисовы­вая, начи­нает копировать, более сложные формы («круг», «крест»), к З годам рисует человека («головоног»); самостоятель­но раскатывает «колбаски и шарики» из пластилина, лепит примитивные фигур­ки по своему замыслу; ловко складывает и достает мелкие предметы из ящиков, буты­лочек; собира­ет 4-6 формочек, вкладывая в большую; пользуется детскими ножницами
Когнитивное развитие Строит башен­ку из большого числа кубиков (до 10шт.); строит более сложные, чем раньше, конст­рукции по собственному за­мыслу; находит 5-6 парных картинок из 10; вместе со взрос­лыми играет с разрезными картинками из двух частей; вылавливает магнитной удочкой рыбок и т. п.; может назвать некото­рые из 4 основ­ных цветов и некоторые геометриче­ские фигуры в игре; собирает пирамидку из 4-8 колец, учитывая раз­мер; имеет представление о числе (пока­зывает и го­ворит «1,2,3, много, мало»; называет око­ло 50 изобра­жений по те­мам: «живот­ные», «люди», «одежда», «транспорт», «мебель»
Навыки поведения Использу­ет обиход­ные пред­меты по назначе­нию, знает их назва­ния и мно­гие назы­вает само­стоятель­но; умеет приветст­вовать людей и употреб­лять слова «спасибо», «пожалуй­ста»; соблюдает элементарные правила поведения на улице, в детском саду, дома; поддержи­вает поря­док; прояв­ляет терпе­ние, вы­полняет указание «подожди»; противо­поставляет себя дру­гим, начи­нает гово­рить о себе «я»
Навыки самообслуживания Быстро одевается и раздева­ется с по­мощью взрослого (застеги­вает 1-2 пуговицы, самостоя­тельно обувается и снимает вещи без застежек); знает, где хранятся одежда и обувь, относит ее на место по просьбе взрослого; скла­дывает свою одежду на стуль­чике; по прось­бе уби­рает за собой игруш­ки и мусор
Социально-эмоциональное развитие Подражает сверстникам в игре; участвует в простых групповых играх, развивающих речевые и двига­тельные навыки; играет в сюжетно-ролевые игры (берет на себя роль «мамы», «врача»); проявляет инициа­тиву в игре; возрастает роль во­ображе­ния и фантази­рования в игре («творче­ская иг­ра»); под­ражает большому количест­ву дейст­вий взрослых с предме­тами быта
Игра Знает свою половую принадлежность; проявляет отзывчивость; управляет поведением взрослых путем «детских истерик», «вспышек гнева»; испытывает яркие эмоциональные переживания в играх с детьми и при просмотре телевизора и посещении зоопарка и т. п.; вос­принимает через собст­венные эмо­ции понятия «больно», «холодно», «хочется»; запоминает прежние эмоциональные впечатления

А у нашего Петра

Настроенья нет с утра!

Хнычу-плачу, хнычу-плачу,

Не помогут доктора!

Ну а если доктор — Дынька?

Доктор Персик? Виноград?

Пусть приходят, прилетают!

И домой, и в детский сад!

ГДЕ ТЫ, ДЕДУШКА-МОЛЧОК?

Чики-чики, чики-чок,

Где ты, дедушка Молчок?

Заходи к нам, посидим, Помолчим…

Слышишь, добрый старичок?

Тишина! Пришел Молчок!

Не спугни его, смотри,

Ничего не говори.

КУДА ПОШЛИ КОЛГОТКИ?

В деревню Потеряево

Пошли гулять колготки.

Пошли и потерялись там,

Ах, бедные сиротки!

Сидят они под кустиком,

Не плачут, а ревут!

Хозяюшку, хозяюшку,

(на коленях)

Мы поскачем, скачем, скачем,

Скачем на лошадке!

Мы совсем уже не плачем,

Все у нас в порядке.

или:

Мы поскачем, скачем, скачем,

Скачем на лошадке!

Мы давным-давно не плачем,

Все у нас в порядке!

ШЛА ВЕСЕЛАЯ СОБАКА

(игра)

Шла Веселая собака,

Чики-брики-гав!

А за ней бежали Гуси,

Головы задрав,

А за ними — Поросенок,

Чики-брики-хрю!

Чики-брики, повтори-ка!

Что я говорю? И — вместе!

МИРИТ НАС МИРИЛОЧКА-ВМЕСТЕГОВОРИЛОЧКА

— Это — ты, А это — я.

Пять котят спать хотят,

А шестой — не спит.

Пять котят спать хотят,

А шестой — шалит!

Хвостиком виляет, громко лает!

Он бы лаял до утра,

Да подумал: спать пора!

Мирно хвостиком вильнул,

И быстрее всех уснул.

И тебе он, между прочим,

Пожелал:

«Спокойной ночи!»

Социальная адаптация относится к разряду междисциплинарных научных понятий. Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М. Р. Битянова, Я. Л. Коломинский, А. В. Петровский, А. А. Реан и др.) и зарубежной психологии (А. Маслоу, Г. Селье, К. Роджерс, Т. Шибутани, Х. Хартманн и др.). В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш. А. Амонашвили, Г. Ф. Кумарина, А. В. Мудрик, И. П. Подласый и др.).

Если психологическая наука преимущественно изучает адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы приспособления личности к социальной среде, то педагогику интересуют вопросы управления и педагогической поддержки социальной адаптации подрастающего поколения, поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации, роль различных институтов социализации в адаптации детей и молодежи.

При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э. В. Ильенков, А. В. Петровский, Д. И. Фельдштейн). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней.

Выделяя этапы развития личности, А. В. Петровский первую фазу считает фазой адаптации, где предполагается усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Субъект, входя в новую социальную общность, еще не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие нормы. Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, у него складываются качества, приводящие к серьезной личностной деформации. Адаптация является предпосылкой индивидуализации и социализации личности.

Появившись на свет, ребенок вступает в особые отношения с окружающей его средой, причем среда играет не только роль внешней обстановки не просто наличествующих и влияющих на ребенка условий жизни, а служит основным источником его развития, выполняя роль своеобразного пускового механизма, усиливающего или тормозящего внутренние процессы. Это тем более важно, что в развитии ребенка, как отмечал Л. С. Выготский, то, что должно получиться в конце развития, уже дано в среде с самого начала.

Мир человеческих отношений раскрывается перед ребенком с реальной позиции, которая обусловлена объективным местом, занимаемым им в данных отношениях. При этом важна и собственная внутренняя позиция ребенка, т. е. то, как он сам относится к своему положению, какое значение имеет для него окружающая действительность, и как он переживает ее требования к себе лично, считала Л. И. Божович. Ребенок не пассивно адаптируется в определенной социальной среде, приспосабливается к окружающему миру предметов и явлений, созданному предшествующими поколениями людей, а активно овладевает их достижениями в процессе многоплановой деятельности, всегда опосредованной отношениями ребенка и взрослого. Таким образом, выделяются два социально-психологических компонента: формы индивидуально-самостоятельного поведения и социально-общественного развития человека.

Социально-общественное развитие человека неразрывно связано с необходимостью воспроизводить себя в соответствии с условиями и уровнем развития общества и обусловлено его успешной социализацией. Понятие социализации как процесс и результат усвоения индивидом системы социальных норм, ценностей, ролей, навыков имеет различную трактовку. Например, социализация в бихевиоризме сводится к процессу социального научения, результатом чего становится опыт, приобретаемый человеком в течение всей жизни (А. Бандура, Б. Ф. Скинер, Дж. Уотсон).

Социализация личности предполагает и встречный процесс — индивидуализацию социальной жизни. Индивидуализация как «бытие-у-самого-себя» (В. И. Слободчиков) предполагает поиск индивидом способов и средств для выражения своей индивидуальности, для передачи собственного опыта, мировоззрения социуму и отражает содержательную сторону субъектности личности. В современной психологии принимается такое понимание индивидуализации, при котором ее сущность заключается в деятельности, пытающейся раскрыть себя во всех направлениях и по собственной воле проявляющей себя в осуществлении, как частных, так и общих духовных интересов, в стремлении к той внутренней свободе, на основе которой субъект обладает принципами, имеет собственные взгляды и в силу этого приобретает моральную самостоятельность (В. П. Зинченко).

Осознание себя личностью невозможно без деятельности человека, вне его общений, происходящих в самом процессе деятельности. Роли деятельности в процессе развития личностных качеств ребенка и, таким образом, в процессе адаптации в социуме уделялось наибольшее внимание в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. И. Фельдштейна и др., где утверждается, что личность как качество, которое выражает социальную человеческую сущность, формируется в специально организуемой взрослыми деятельности ребенка. В процессе ее совместного выполнения осуществляется взаимодействие («со-бытие») ребенка и общества. В ходе деятельности, включающей в себя полюс субъекта и полюс объекта, происходят процессы «опредмечивания» (субъект воплощает свои замыслы, свои психологические качества в предмете) и «распредмечивания» (субъект присваивает качества объекта деятельности), считает Д. И. Фельдштейн. Именно деятельность обеспечивает адекватность психического отражения действительности.

Адаптация ребенка должна основываться на знании психических, возрастных и индивидуальных особенностей.

В отечественной педагогике и возрастной психологии процесс раннего развития ребенка от рождения до 3 лет разделяют на два основных периода: младенчество (от рождения до 12 месяцев) и преддошкольное детство (от 12 до 36 месяцев). В раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие, главными компонентами которого являются:

  • предметная деятельность и деловое общение со взрослым;
  • активная речь;
  • произвольное поведение;
  • формирование потребности в общении со сверстниками;
  • начало символической игры;
  • самосознание и самостоятельность.

Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального развития. В это время происходит такое интенсивное развитие мозга, которого не будет ни в один из последующих периодов жизни. К 7 мес. мозг ребенка увеличивается в 2 раза, к 1,5 годам — в 3 раза, а к 3-м составляет уже 3/4 массы мозга взрослого человека.

Именно в этом сензитивном периоде закладываются основы интеллекта, мышления, высокой умственной активности. Недооценка возможностей раннего возраста приводит к тому, что многие его резервы остаются нераскрытыми, и впоследствии отставание компенсируется с трудом и не полностью.

В раннем возрасте наблюдается совершенно особое отношение ребенка к действительности, эту особенность принято называть ситуативностью. Ситуативность заключается в зависимости поведения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации. Восприятие и чувствование еще не отделены друг от друга и представляют собой неразрывное единство, которое вызывает непосредственное действие в ситуации. Вещи имеют особую притягательную силу для ребенка. Ребенок воспринимает вещь непосредственно здесь и сейчас, не привнося в ситуацию своего замысла и знания о

Возраст 1-3 года является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Прежде всего ребенок начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными.

К концу второго года жизни у детей улучшается координация движений, они осваивают все более сложные комплексы действий. Ребенок этого возраста умеет умываться, влезать на стул, чтобы достать игрушку, любит лазить, прыгать, преодолевать препятствия. Он хорошо чувствует ритм движений. Общение малышей со взрослыми в раннем возрасте — непременное условие развития предметной деятельности, ведущей деятельности детей этого возраста.

Ребенок второго года жизни активно усваивает действия с такими предметами-орудиями, как чашка, ложка, совочек и т. д. На первом этапе овладения орудийным действием он использует орудия как продолжение руки, и поэтому это действие было названо ручным (например, малыш использует лопатку, чтобы достать шарик, закатившийся под шкаф). На следующем этапе ребенок учится соотносить орудия с тем предметом, на которое направлено действие (лопаткой набирают песочек, снег, землю, ведром — воду).

Таким образом, он приспосабливается к свойствам орудия. Овладение предметами-орудиями приводит к усвоению малышом общественного способа употребления вещей и оказывает решающее влияние на развитие начальных форм мышления. В результате такого «высвобождения» ребенка, уменьшения его зависимости от взрослого бурно развиваются познавательная активность, предметные действия. На втором году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трем годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.

С возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении именно тех способов действия с предметом, которые обеспечивают его использование по назначению, меняется отношение ребенка к окружающим предметам, меняется тип ориентирования в предметном мире. Вместо вопроса: «что это?» — при столкновении с новым предметом у ребенка возникает вопрос: «что с этим можно делать?» (Р. Я. Лехтман-Абрамович, Д. Б. Эльконин).

Вместе с тем этот интерес чрезвычайно расширяется. Так, при свободном выборе предметов и игрушек он стремится познакомиться с возможно большим количеством их, вовлекая предметы в свою деятельность.

В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами — формой, величиной, цветом, массой, материалом и т. п.

Практическая предметная деятельность детей — важный этап перехода от практического опосредования к умственному, она создает условия для последующего развития понятийного, речевого мышления. В процессе выполнения действий с предметами и обозначения действий словами формируются мыслительные процессы ребенка. Наибольшее значение среди них в раннем возрасте имеет обобщение. У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.

В начале раннего детства восприятие ребенка развито еще чрезвычайно слабо, хотя в быту ребенок выглядит достаточно ориентированным. Ориентирование происходит, скорее, на основе узнавания предметов, чем на основе подлинного восприятия. Само же узнавание связано с выделением случайных, бросающихся в глаза признаков-ориентиров.

Проблемы адаптации детей к детскому саду: первый раз в детский сад.

Цель экспериментальной работы — изучить прохождение процесса адаптации детей, влияние различных факторов на длительность и характер привыкания ребенка к новым условиям жизни.
Задачи экспериментальной работы:

  1. выявить уровень адаптации ребенка к ДОУ в первые дни его поступления в детский сад;
  2. разработать перспективный план работы воспитателей с детьми с разным уровнем адаптации;
  3. разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Диагностика уровня адаптации детей раннего возраста на базе МДОУ детский сад №368 г. Челябинска. Участвовало в эксперименте 19 детей в возрасте 2-2,5 лет.

Использовались следующие методы исследования: беседа с воспитателями; наблюдение за детьми; анкетирование родителей.

Первая встреча с родителями проходила непосредственно перед поступлением ребенка в детский сад (примерно за неделю до прихода ребенка в группу). Родителям предлагалось ответить на вопросы анкеты «Готовность ребенка к поступлению в детский сад».

По результатам обработки анкетных данных было выявлено состояние готовности детей данной группы к поступлению в дошкольное образовательное учреждение, что отражено на рисунке (таблица 1, рис. 1).

Таблица 1. Готовность детей к посещению ДОУ

Готовность Баллы Результаты
Кол-во детей %
Готов 55-40 5 26,3
Условно готов 39-24 10 52,6
Не готов 23-16 4 21,1

По мнению родителей, готовы к поступлению в детский сад 26,3% детей, условно готовы — 52,6%, не готовы — 21,1%.

Таким образом, у большинства детей отмечается не достаточный уровень готовности к условиям ДОУ. Уровень подготовки детей к дошкольному учреждению, выявленный на основе анкетирования родителей и наблюдений за детьми, можно охарактеризовать, как средний, так как преобладает оценка «условно готов».

Беседа с воспитателями показала, что при поступлении ребенка в детский сад педагоги использовали формы организации общения как индивидуальные, так и фронтальные. В индивидуальных беседах с родителями выясняли условия жизни ребенка в семье, состояние его здоровья, привычки, особенности характера, режим, взаимоотношения между взрослыми членами семьи; знакомили с сотрудниками детского сада, которые будут работать с детьми; рассказывали о режиме дня детей в детском саду. Достаточно полно использовалась наглядная информация для родителей. В нее включалось следующее:

  • Визитная карточка учреждения с указанием направления его деятельности и программы работы, дополнительных услуг.
  • Информация о достижениях (дипломы, грамоты как сотрудников учреждения, так и детей).
  • Стенд о правах и обязанностях родителей, который содержит краткие выдержки из нормативно-правовых документов от международного до локального уровня (Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Закон об образовании и другие).
  • График работы сотрудников с детьми и родителями (с указанием фамилии, имени, отчества сотрудника).
    Стенд наглядной информации для родителей оформлен в едином стиле, не перегружен материалом, отличается хорошим оформлением, простотой и логичностью изложенного материала.

Период адаптации детей в присутствии родителей длится до двух недель, постепенно снижая интенсивность их участия в деятельности ребенка, одновременно прослеживая адекватность и компетентность действий воспитателя.

Результат констатирующего эксперимента показал, что в дошкольном учреждении созданы условия для организации процесса адаптации детей к детскому саду, но их следует обновлять и расширять при помощи новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения. В детском саду попытки решения проблемы адаптации в основном сводятся к рекомендациям родителям максимально приблизить режим дня ребенка к режиму дошкольного учреждения. Кроме того, у некоторых воспитателей сложилось упрощенное представление об эмоциональных реакциях детей, впервые пришедших в детский сад. Они считают, что плач и капризы — результат избалованности и изнеженности в семье. Такое мнение может стать следствием негативного отношения ребенка у детскому саду.

На длительность и характер адаптации особое влияние оказывают такие факторы, как социальный и эмоционально-психологический. При прохождении острой фазы адаптационного периода в дошкольном учреждении у детей преобладает уровень адаптации средней тяжести, уровень адаптации также средний. Для определения успешности адаптации детей мы использовали методику, предложенную А. Остроуховой. Наблюдая за процессом адаптации и внося данные своих наблюдений в специальный протокол, воспитатель делает вывод о результате адаптации каждого ребенка.

Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит. Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования даются краткие характеристики разных оценок (+1, +2, +3, 0, -1, -2, -3).

Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или -12, в интервале чего и определяются уровни адаптации. Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в дошкольном образовательном учреждении) или быть сколько угодно долгим.

  • Сценарии на 23 февраля
  • Масленица
  • Сценарии 8 Марта
  • Поделки на 8 марта
  • День космонавтики
  • День матери
  • Школьные праздники
  • Этот день в истории
  • День рождения
  • 1 сентября
  • 1 апреля
  • Праздник Пасхи
  • 1 Мая для детей
  • 9 Мая — День Победы
  • Выпускной
  • День защиты детей
  • Праздник «День Семьи»
  • День учителя
  • Осенний бал
  • День дошкольного работника
  • День Отца
  • Новый год
  • Рождество
  • Вечер встречи выпускников
  • День Святого Валентина
  • Игры, Головоломки, Фокусы
  • Ребятам о зверятах
  • Интересное детям
  • Детские авторы
  • Детские сказки
  • Детские Стихи
  • Детские Песни
  • Сочинения
  • Конструирование
  • Вязание
  • Поделки
  • Оригами
  • Рукоделие
  • Бисероплетение
  • Поделки из бумаги
  • Природные поделки
  • Поделки из пластилина
  • Открытки своими руками
  • Поделки из соленого теста
  • Игрушки своими руками
  • Поделки из пластики
  • Вышивка
  • Новогодние поделки

«Проблемы адаптации детей раннего возраста к ДОУ, пути их реализации»

1
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Можно сказать, что в возрасте 2—3-х лет все ресурсы, которыми располагает организм ребенка, направлены на поддержание процессов роста и развития. С поступлением в детский сад в жизни ребенка одновременно происходит множество изменений: меняются режим дня, привычная обстановка, рацион, возникает необходимость постоянно контактировать со сверстниками, чужими взрослыми, выполнять некие правила. В силу несформированности адаптационных механизмов детям раннего возраста непросто приспособиться и к каждому из названных новшеств, а их одномоментное предъявление малышу приводит к стрессовой реакции со стороны детского организма.

Избежать подобной ситуации призвано помочь постепенное освоение детьми реалий жизни в детском саду.
Определяющую роль здесь играет семья ребенка. Педагоги (административный, медицинский персонал дошкольной образовательной организации) обязаны познакомить родителей с важностью постепенного и заблаговременного
(хотя бы за 2—3 недели до поступления) перевода ребенка на режим дня, аналогичный режиму детского сада, введения в рацион питания блюд и продуктов, используемых там. Следует подчеркнуть необходимость формирования
у ребенка навыков самообслуживания (самостоятельный прием пищи, одевание, пользование горшком, мытье
рук и умывание).

Важность достижения ребенком определенного уровня самостоятельности связана не только с облегчением
процесса адаптации. Становление соответствующих умений и навыков обеспечивает ребенку стабильное поступательное движение вперед по всем направлениям развития, эмоциональное благополучие, становится платформой для формирования всех необходимых новообразований на каждом возрастном этапе.

В 2—2,5 года — повторяет бытовые действия (подметание, открывание двери ключом, складывание игрушек в
коробку; «звонит» по телефону), самостоятельно ест, может ездить на трехколесном велосипеде.

В 2,5—3 года — одевается и обувается самостоятельно, но не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки;
держит в руках карандаш, черкает им, знает несколько стихов и песенок, играет с взрослым в «больницу», «магазин», «троллейбус».

Для того, чтобы проблема адаптации не стояла остро, для облегчения адаптации ребенка к детскому коллективу рекомендуются прогулки и игры совместно с другими детьми, участие в детских коллективных мероприятиях. Следует также рекомендовать родителям проводить с ребенком беседы о поступлении в детское учреждение. Возможность посещать детский сад в них должна подаваться как нечто важное, значительное. Можно почитать малышу книги о ребятах в детском саду, поиграть в «детский сад», сходить туда на день открытых дверей. Ни в коем случае нельзя пугать детским садом или показывать свою тревогу и обеспокоенность.

Еще одной характерной особенностью детей раннего возраста является высокая эмоциональность. Изменения, происходящие с ребенком при поступлении в детский сад, в первую очередь затрагивают его эмоциональное состояние, поскольку отношение детей 2—3-х лет к окружающему миру в значительной степени эмоционально обусловлено. Различные факторы дезадаптации в период знакомства с новыми условиями вызывают эмоциональную напряженность, беспокойство или заторможенность.

Для формирования эмоционально уравновешенного поведения детей и их успешной адаптации важнейшими условиями являются:

  • доброе отношение,
  • расположенность педагогов и помощника воспитателя к ребенку,
  • эмоциональная поддержка со стороны родителей,
  • единые требования в семье и в детском саду,
  • соблюдение распорядка дня,
  • тщательный гигиенический уход,
  • укрепление физического здоровья,
  • правильная организация детских видов деятельности.

На период адаптации необходимо постараться создать малышу дома спокойную обстановку, ограничивать новые впечатления (не приобретать новых игрушек, не знакомить с новыми людьми, не водить ребенка в гости),
предупреждать отрицательные эмоции, переключая его внимание.

Чтобы уменьшить стрессовые реакции детей, необходимо использовать такие формы организации детской
деятельности, которые известны и понятны детям, знакомы им из личного опыта; формы работы, имеющие по сути
терапевтический эффект, позволяющие отвлечь ребенка от разлуки с близкими, заинтересовать, снять напряжение,
поддержать на стабильном уровне эмоциональное состояние.

Среди них можно выделить следующие:

  • Игры с песком, которые стабилизируют эмоциональное состояние детей, дают простор для экспериментирования, предполагают возможность успешно играть одному, находясь в составе группы (в адаптационный период можно играть и на улице, и в группе — в уголке для игр с песком).
  • Просмотр и обсуждение с детьми любимых мультфильмов, которые они часто смотрели дома (к созданию мультколлекции желательно привлечь родителей);.
  • Подвижные игры-забавы, основная цель которых — доставить детям радость и удовлетворение от совместного со сверстниками активного и одновременно увлекательного времяпрепровождения.
  • Все виды театра — настольные (театр игрушек или двусторонних картинок), стендовые (стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр), кукольные, которые проводятся как за ширмой, так и без ширмы (с куклами бибабо, пальчиковыми, перчаточными, варежковыми, платочными, штоковыми, ростовыми куклами, куклами-марионетками), так как встреча с театральными персонажами помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу.
  • Знакомство с произведениями поэзии пестования: пение колыбельных песен, рассказывание пестушек, потешек и кумулятивных сказок о животных [2], в которых аккумулирован опыт народной педагогики по воспитанию маленьких детей в семье и которые обладают явным успокаивающим, терапевтическим воздействием на эмоциональную сферу малышей.

Одной из наиболее интенсивно развивающихся потребностей у ребенка 2—3-х лет является ориентирование в среде, в которой он находится. При попадании в новые условия дети оказываются дезориентированы, что вызывает у них сильнейшие отрицательные эмоции. В таких условиях возникают отклонения в поведении ребенка, он не может общаться, есть, спать, удовлетворять свои естественные потребности.

Находясь в группе, дети с опаской оглядываются по сторонам, боятся большого помещения с обилием игрушек,
переходов в новые помещения — туалетную комнату, спальню [6]. Поэтому удобные для ребенка белее старшего
возраста методы ознакомления с обстановкой (экскурсия, беседа, дидактические игры) для детей раннего возраста
имеют ограниченное применение.

  • Минимизация времени, проводимого ребенком в группе на этапе адаптации, знакомство в каждое посещение с одним помещением, частью группы (уголком экспериментирования, творчества, игровой зоной и другими).
  • Привнесение (насколько это возможно) в обстановку группы знакомых ребенку предметов — игрушки, подушки, книги, коврика. Детей раннего возраста в начальный период адаптации не привлекают даже самые интересные игрушки, потому что они «чужие». Ребенок тяготеет к тому, что ему привычно.

Н. М. Аксарина, одна из основоположников науки о раннем возрасте, приводила такой пример: «Садовник, бережно пересаживая молодое дерево, выкапывает его с частью почвы, на которой оно произрастало, и затем любовно ухаживает за ним, поливает его, но, приживаясь на новом месте, оно все равно болеет, листики его вянут» [1].

Более старшие дети при возникновении проблем приобретают способность уйти от стресса, погружаясь в воображаемую ситуацию. Взаимодействуя с малышами 2—3-х лет, педагогу следует уделить особое внимание созданию игровых ситуаций. Простейшие игровые ситуации (кормление куклы, одевание, умывание и т. п.) помогают ребенку, с одной стороны, чувствовать себя как дома, «переживая» знакомые режимные моменты, с другой — обучают малыша игровым моделям поведения в группе сверстников. Кроме того, создание игровых ситуаций готовит детей к принятию роли, что становится важным этапом для возникновения сюжетных игр.

На этапе образно-ролевой игры (2—2,5 года) следует учить детей перевоплощению в образы предметов, животных,
действиям «понарошку». Ребенок может вообразить себя кошкой, мишкой, лисичкой; в помещении группы —
«поплавать», «полетать» и т. д. Здесь подойдут также различные образные (игровые) упражнения имитационного
характера, введение элементарных игр-драматизаций, игр-перевоплощений при ведущей роли педагога.

Помимо возрастных особенностей детей раннего возраста, в процессе адаптации заметную роль играют состояние
здоровья, уровень общего развития ребенка и индивидуальные особенности высшей нервной деятельности. Очевидно, что здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности адаптации.

Статья «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

  • Так, для холериков, нередко бурно выражающих протест против происходящего, характерно сильное переутомление до истощения нервной системы.
  • Флегматики ведут себя внешне спокойно: закаменело, заторможенно, находятся в отдалении, боятся плакать, сдерживают себя, без возражений выполняют требования воспитателя, но взрослых к себе не подпускают. Это очень сложное состояние, характеризуемое сильным нервным напряжением.
  • Тяжелее всех адаптация дается детям-меланхоликам, они с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участие в играх, они подавлены. Такое поведение может продолжаться несколько недель, ослабляя ребенка, адаптация приобретает патологические черты.

Обобщая сказанное, хотелось бы отметить, что негативные последствия дезадаптации чаще всего связаны с
совокупным действием рассмотренных выше факторов. Вместе с этим почти всегда можно и нужно выделить ведущие
причины тяжелого и затяжного характера адаптации и выбрать приоритетные направления работы с каждым ребенком, наиболее эффективные формы и методы организации детской деятельности.

  • Дошкольное образование
  • Начальное и основное общее образование
  • Среднее профессиональное образование
  • Обмен педагогическим опытом
  • Детские исследовательские проекты и работы
  • Работы опубликованные до ноября 2017 года
  • Конспекты занятий
  • Методические разработки
  • Сценарии праздников
  • Оформление
  • Поделки
  • Игры в детском саду

В зависимости от показателей адаптации и их сочетаний между собой. Разделяют три объекта изучения в адаптации детей:

  • стадии периода привыкания;
  • периоды адаптации;
  • уровни адаптации.

Также критерии адаптации подразделяются на: объективные и субъективные. Первые включают в себя продуктивность деятельности и успешность в новых делах, эмоциональное состояние ребенка, проявление личности в коллективе и другие психологических показатели. Вторые – эмоциональное состояние каждого ребенка, его активность в общении и взаимодействии с другими детьми, психофизиологическое состояние, удовлетворенность собственными действиями и другие.

Адаптация детей раннего возраста детскому саду для воспитателей

По результатам исследования ученых положительный фактор в адаптации к детскому саду играют определенные условия:

  • спокойные отношения в кругу семьи, отсутствие конфликтных ситуации, гармония и покой;
  • грамотно подобранные методы детского воспитания;
  • хорошие отношения родителей к воспитателю, желание малыша посещать детский сад.
  • доверие ребенка к воспитателю и формирование дружеских отношений.

Адаптационный период – период приспособления детской психики новой окружающей среде. Для малыша детский садик является новым и неизведанным местом, с новыми предметами, людьми, детьми и помещением. Ему приходится формировать взаимоотношения с малознакомыми ему людьми.
Процесс состоит из индивидуальных проявлений, характер которых зависит от психологического, физиологического и индивидуальной, сформированной личности ребенка, от сложившихся внутри семьи взаимоотношений, условий пребывания в детском саду. Таким образом, каждый ребенок имеет свои особенности в процесс адаптации.

Адаптацию ребенка к детскому саду, рассматривают, как процесс привыкания его к новой среде существования и болезненного привыкания к новым, непривычным для него обстоятельствам.
Для результативной адаптации ребенка к условиям детского сада, родителям рекомендуется сформировать в сознании ребенка положительное восприятие дошкольного учреждения, а также хорошее и позитивное отношение к нему. Эти представления у ребенка складываются в процессе проявления профессиональных навыков воспитателей группы, а именно атмосферы, доброты, внимания, понимания, тепла.
На привыкание ребенка к детскому саду влияют его личный уровень психологического и физического развитие, состояние здоровья, уровень выносливости, умение справляться с определенными действиями, навыками самообслуживания, а также умения закладывать дружеские отношения среди сверстников и взрослых людей. Включают также особенности ребенка в его развитии, а также уровень переживания и растущей тревоги из-за смены обстановки, изучают также особенности родителей малыша.
Дети, которые развиваются с определенными отклонениями в физиологическом строении или психологическом состоянии к периоду адаптации относятся тяжелее, чем дети, без отклонений. Они могут испытывать стресс, который приводит к ухудшению состояния здоровья.

В профилактических целях подобных реакций, требуется сопровождение ребенка медико-психолого-педагогическим специалистом на время пребывания малыша в условиях дошкольного учреждения.
Выделяют три направления в работе с детьми:

  • Подготовительный этап к поступлению ребенка в ДОУ и составление прогноза адаптации.
  • Организация привычных для детей процессов жизнедеятельности в новой среде.
  • Коррекционные и контрольные мероприятия за здоровьем детей на период адаптации.

Эмоциональная готовность ребенка к поступлению в дошкольно-обучающее учреждение является наиболее важным процессом закладки психического состояния в будущем.
Сложности в адаптационный период возникают, если ребенок не находит понимания, его пытаются привлечь к занятиям и диалогам, которые не вызывают у него интерес и желание ознакомиться. Ребенок может быть не готов к уровню общения в конкретном коллективе или с конкретными людьми. Стоит работать над тем, чтобы любое общение вызывало у него только положительные эмоции.
По исследованиям консультативных посещений психолога, выяснилось, что не все дети обладают подходящими навыками общения и взаимодействия в определенной группе. Неправильное воспитание ребенка приводит к нарушению развития интеллектуального, физического и психологического. Это вызывает негативную реакцию на общение с другими детьми.
Адаптация – это способность приспосабливаться к изменениям окружающей среды, как внешним, так и внутренним. Когда малыша отдают в детский сад, меняется не только его жизнь, но и жизнь родителей. Всей семье приходится привыкать к новому ритму жизни. Это процесс занимает от 2 недель до 1 месяца.

В ходе проведения комплексного исследования, разными учеными из разных стран, было выделено три фазы процесса адаптации:

  1. Острая фаза, включает в себя колебания различного характера в состоянии покоя и определенном психическом статусе. В результате повышается риск развития острых респираторных заболеваний, снижению веса, нарушению сна, снижению аппетита, задержке в речевом развитии. Длительность его составляет 4 недели.
  2. Подострая фаза определяется спокойным поведением ребенка в условиях детского сада. При этом сдвиги в развитии могут быть, но не проявляются в полной мере. Наблюдается задержка психологического развития для возраста. Длительность составляет до от 3 до 6 месяцев.
  3. Фаза компенсации фиксирует значительное ускорение процессов развития. После чего дети к концу учебного года преодолевают задержку интеллектуального, физического и психологического развития.

Основной составляющей адаптации является совпадение самооценки ребенка и его реальных возможностей. Это важно для получения приспособления в социальной среде. Выделяют 4 основных варианта адаптации детей:

  • Легкая – длиться не менее 30 дней, предназначена для привыкания всех членов семьи к новому этапу жизни ребенка.
  • Средней тяжести – приспособление к новому режиму происходит более 60 дней.
  • Тяжелая – необходимо более 90 дней.
  • Очень тяжелая – необходимо 6-8 месяцев и более.

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Основная задача педагога — заслужить доверие ребенка. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

Педагог должен владеть арсеналом приемов, которые позволяют затормаживать отрицательные эмоции малышей. Он может предложить:

  • — игры с песком и водой;
  • — рисование фломастерами, красками;
  • — слушание спокойной, негромкой музыки;
  • — игры на сближение детей;
  • — игры на снятие психоэмоционального напряжения детей. [4, с. 21]

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

Детский сад – новый, важный период в жизни каждого ребенка. К сожалению, для любого ребенка начало посещения детского сада – настоящий стресс. Он попадает в совершенно новую, непривычную для него обстановку – огромное незнакомое помещение, где нет мамы, которая всегда готова прийти на помощь, где нет его любимых игрушек, где его окружают чужие взрослые, которых надо слушаться.

Малыш подрастает, и наступает период, когда пора отправлять его в детский садик. Многие родители сталкиваются с трудностями, которые создает им ребенок, который плачет, кричит и не хочет оставаться в ДОУ. Неужели теперь не отходить от ребенка, пока он не привыкнет к новым условиям? Следует родителям дать советы, как поспособствовать благоприятной адаптации своих детей раннего возраста.

Адаптацией детей раннего возраста к условиям ДОУ называется сложный и тяжелый процесс, когда ребенок помещается в новые для себя условия и начинает к ним привыкать. Ясли или детский садик – это новое заведение, в котором ранее малыш не бывал. Он не привык к его условиям, распорядку дня, питанию, воспитателям и их приказам, новым деткам. Другими словами, малыш помещается в условия, которые ему абсолютно не знакомы. При этом он остается наедине со своими проблемами. Рядом нет ни папы, ни мамы. Он их не видит по полдня. Все это достаточно стрессово проходит для ребенка, который ранее не был вынужден так кардинально менять свою жизнь.

Объяснения родителей о том, что они уходят на некоторое время, обязательно за ним придут, чтобы он потерпел и пр., не работают. И это понятно: попробуйте сами послушать мудрые советы других людей, когда вы находитесь в стрессе, и единственное, что вам хочется, — убежать от пугающей и неприятной ситуации.

Для начала нужно собрать информацию о детском садике и педагогическом персонале, с которым ребенок будет постоянно сталкиваться. Все это нужно рассказать малышу еще до того, как он пойдет в первый раз в детский садик. Очень важно в адаптации детей раннего возраста к ДОУ, чтобы родители провели предварительную подготовку, которая будет осуществляться еще до того, как он впервые попадет в детский садик.

  1. Постепенно менять режим дня малыша в домашних условиях. Узнайте, какой режим дня соблюдается в том детском садике, в который вы отправите малыша, а затем постепенно приучите ребенка к нему еще до вступления в ДОУ. Здесь предполагается время пробуждения, дневного засыпания, время игр и даже кормления, которые должны быть дома такими же, как и в детском садике.
  2. Объяснить ребенку, зачем он будет ходить в ДОУ. Не нужно описывать ему возможные опасности, но и не следует рисовать утопические картины, как все будет хорошо.
  3. Приучить малыша к полноценному употреблению еды без перекусов. Лучше сделать рацион таким же, как и в детском саду.
  4. Приучите малыша ходить в туалет до совершения важных дел: до прогулки на улице, до засыпания, до приема пищи и т. д.
  5. Начните малыша закаливать. Понимайте, что воспитатели не смогут следить за всеми малышами, чтобы у них были все пуговицы застегнуты и они не попадали под сквозняки. Научите малыша ходить босиком по траве, умываться холодной водой и т. д.

Как родителям подготавливать малыша к ДОУ, лучше поинтересоваться у педагогов, которые будут с ним работать. Каждый малыш индивидуален, поэтому и процесс адаптации длится свое время. Если потребуется, родителям может быть предложено первое время оставаться с ребенком вместе в группе, если он категорически не способен адаптироваться самостоятельно. Здесь родители остаются лишь несколько первых дней, чтобы малыш чувствовал поддержку и ощущал себя чуть более раскованно.

Затем родителям предлагается не оставаться, чтобы дальше малыш адаптировался самостоятельно.

Не каждый малыш сможет легко адаптироваться к ДОУ. Многое зависит от его личностных характеристик, а также от обстановки, которая царит внутри семьи. Проблемы адаптации ребенка психологи выделяют в следующем:

  • Когда режим дня малыша в домашних условиях значительно отличается от режима, который предлагается в ДОУ.
  • Когда малыш не обладает навыками самообслуживания либо обладает, но выполняет все очень медленно. Это будет вызывать у него определенный дискомфорт, когда малыш будет видеть, что он отстает от других детей.
  • Отсутствие умений навыка общения с другими детьми.
  • Неумение играть с детьми или самому.

Проблемы адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации

В зависимости от того, насколько длительным является процесс привыкания, можно выделить различные степени адаптации детей к пребыванию в детском саду. Если наблюдается привыкание в течение 1-16 дней, то стадия считается легкой. Адаптация от 16 до 32 дней говорит о средней стадии. При тяжелой стадии ребенок может адаптироваться от 32 до 64 дней.

Характер или продолжительность привыкания ребенка к детскому саду зависит от особенностей его темперамента и других факторов. Если ребенок от природы подвижный, любознательный и общительный, то, скорее всего, период адаптации пройдет быстро. Когда малыш — тихоня, не любит навязчивой компании и склонен к уединению, то его раздражают крики сверстников. Такие дети принимают пищу и одеваются медленнее других, что сказывается на их отношениях с детьми в саду и взрослыми. Таким детям желательно уделять больше времени, чтобы они адаптировались к новой обстановке.

Негативное впечатление от первого визита в детский сад. Первое впечатление может играть решающую роль при подготовке ребенка к адаптационному периоду и его нахождении в ДОУ. Именно поэтому важным является первый день в детском коллективе.

Недостаток подготовки ребенка к ДОУ. Это популярная проблема, при которой необходимо учитывать особенности развития каждого малыша в раннем возрасте. Зачастую проблема возникает в том случае, когда ребенку необходимо побольше общаться с матерью. Среднестатистический ребенок не в состоянии быстро привыкнуть к ДОУ, т. к. он имеет достаточно сильную эмоциональную связь с родителями, а их отсутствие вызывает бурную негативную реакцию. Эта проблема особенно остро проявляется, если малыш впечатлителен и чувствителен к любым изменениям. Дети дошкольного возраста часто подвержены страхам встреч с чужими людьми, сталкиваясь в саду сразу с целым незнакомым коллективом. Такие детские опасения являются распространенной причиной длительного привыкания ребенка к группе. Из-за боязни незнакомого малыш становиться плаксивым, нервным, что провоцирует ухудшение здоровья.

Неспособность самостоятельно обслуживать себя. Именно этот фактор значительно мешает привыканию к детском саду, ведь отсутствие самостоятельности ребенка вынуждает его больше контактировать с другими малознакомыми взрослыми.

Избыток впечатлений. В первые дни малыш узнает много нового и испытывает яркие впечатления, как негативные, так и позитивные. Излишнее эмоциональное возбуждение переутомляет малыша, а следствием этого являются нервозность и капризы.

Неприязнь в общении с конкретными детьми и персоналом. Этот фактор не настолько распространен, но конфликтные ситуации возможны.

Необходимо помнить, что у малыша до трехлетнего возраста нет острой потребности в общении с другими детьми, поскольку эта потребность формируется несколько позже. Для деток этого возраста именно взрослый является интересным собеседником. Напротив, сверстники не могут обеспечить малышу должного внимания, поскольку имеют те же потребности.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ:

Несоответствие распорядка дня дома и в детском саду.

У ребенка сформировались своеобразные привычки.

Малыш не приучен к непродолжительному одиночеству и не может играть игрушками наедине с собой.

Отсутствие навыков в соблюдении гигиены.

Малыш редко находится в компании незнакомых людей.

Памятки для воспитателя:

Важнейший фактор, который минимизирует и облегчает период привыкания малыша – это унификация правил поведения детей в ДОУ, а также соответствие позиций персонала и родителей относительно воспитания дошкольников.

На втором и третьем году жизни дошкольники начинают посещать ДОУ, при этом наиболее удобной формой является посещение групп развития или групп кратковременного пребывания.

Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к условиям дошкольного учреждения, является слабая сформированность действий с предметами, которые осуществляются преимущественно на уровне манипуляций. Готовить ребёнка к посещению ДОУ необходимо заранее (не менее чем за год до поступления).

Родителям необходимо рекомендовать за 4 – 6 месяцев до поступления в ДОУ посетить с ребёнком детский сад, ознакомиться с режимными моментами и требованиями, получить квалифицированные рекомендации по воспитанию и оздоровлению малыша в период подготовки и привыкания к детскому учреждению. Знакомство воспитателей и медицинских работников ДОУ с детьми поможет им прогнозировать (на основе особенностей соматического и нервно-психического здоровья ребёнка) течение адаптации и сформулировать индивидуальный подход к каждому ребёнку.


  • Журнал Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 3 (часть 1) – С. 102-105
  • Дата публикации 15.03.2017
  • Раздел Психологические науки
  • Страницы 102–105

С ростом и развитием изменяется степень и форма привязанности ребенка к постоянному близкому взрослому. В возрасте от девяти-десяти месяцев до полутора лет она выражена более сильно. С течением времени
у ребенка появляется возможность речевого общения и свободного перемещения в пространстве. Он активно стремится ко всему новому, и зависимость от взрослого постепенно ослабляется. Ребенок по-прежнему остро нуждается в чувстве защищенности, опоры, которое дает ему близкий человек.

Ранний возраст — особый период становления организма и систем, формирования их функций. Поэтому для этого возраста характерен ряд особенностей [15, С. 34]:

  • быстрый темп развития и неравномерность. Первый год жизни ребенка связан с овладением ходьбой, второй год – с переломным моментом в развитии речи, началом развития речемыслительной деятельности, а также с развитием наглядно-действенного мышления. В три года начинается развитие самосознания ребенка. В критические периоды может наблюдаться снижение работоспособности, эмоциональные расстройства.
  • неустойчивость и незавершенность формирующихся навыков и умений. Под влиянием неблагоприятных факторов (стресс, перенесенное заболевание) может произойти утеря навыков;
  • взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Повышенная эмоциональность. Поэтому так необходимо проявить максимум усилий, чтобы процесс адаптации у ребенка к условиям ДОО прошел как можно мягче.

На втором году жизни ребенок начинает меньше бояться чужих взрослых. В полтора года более характерным состоянием является не страх, а настороженное ожидание по отношению к незнакомому взрослому,
а в дальнейшем – смущение, своеобразная застенчивость при первоначальном знакомстве – обычно до двух – двух с половиной лет. Оптимальный вариант приема детей не ранее 2 лет, когда у них уже нет страха перед незнакомыми людьми, а привязанность к матери не сопровождается обостренной зависимостью от нее.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Адаптация ребенка к детскому саду является болезненным и сложным процессом, который может сопровождаться рядом негативных изменений
в детском организме. У него изменяется режим дня, появляется постоянный контакт со сверстниками, он находится большую часть дня в новом помещении.

Адаптация детей раннего возраста в детском саду обладает рядом специфических особенностей. Дети до трех лет гораздо более восприимчивы, чем дети старшие по возрасту. С одной стороны, дети в возрасте 1–1,5 года наиболее легко адаптируются в коллективе.

К возрастным особенностям детей раннего возраста от 2 до 3 лет относят [4, С. 124]:

  • ребенок преимущественно играет самостоятельно, проявляет фантазию, подражает другим детям, может играть в простые групповые игры;
  • ребенок только учится бегать, ходить на носках и сохранять равновесие на одной ноге, умеет сидеть на корточках;
  • играя с игрушками, опрокидывает содержимое коробок, вываливая все на пол, открывает все крышки и ящики;
  • слушает простые и не длинные рассказы, задает вопросы, начинает понимать точку зрения другого;
  • ежедневное увеличение словарного запаса, начинает требовать объяснений «почему» и «как».

Таким образом, дети до 3 лет, как правило, недостаточно социализированы и не обладают полным набором навыков самообслуживания для пребывания в детском саду. Кроме того, особенность этого возраста детей является то, что они предпочитают играть самостоятельно, а не в коллективе.

С поступлением ребенка в ДОО происходит много изменений в его жизни: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение восьми и более часов, новые требования, постоянный контакт с детьми, новое помещение.

Принципами работы по адаптации детей в ДОО являются:

  • тщательный подбор педагогов в формирующихся группах;
  • предварительное ознакомление родителей с условиями работы дошкольной образовательной организации;
  • постепенное заполнение групп;
  • гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
  • сохранение в первые две-три недели имеющихся у малышей привычек:
  • информирование родителей об особенности адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт [13, С. 45].

В дошкольной образовательной организации процесс адаптации ребенка развивается в нескольких направлениях.

  • работа с родителями;
  • работа с детьми.

Сопровождение детей раннего возраста в период их адаптации к детскому саду должно решать две основных задачи. Первой задачей является помощь детям в процессе адаптации. Здесь важную роль играет слаженное взаимодействие педагогического коллектива и родителей. Вторая задача заключается в сопровождении процесса адаптации необходимыми педагогическими и психологическими исследованиями. Это позволит обеспечить необходимую корректировку пребывания ребенка в детском саду.

Решение указанных задач должно состоять из следующих этапов.

Первым является предадаптационный этап, который должен начинаться за 1-2 месяца до поступления ребенка в детский сад. Поскольку речь идет о детях раннего возраста, которые начинают посещение детского сада
с момента набора новой группы, то данный этап должен начинаться в мае. Для реализации мероприятий данного этапа родители должны быть заранее направлены организацией, которая контролирует очередь в детские сады, в дошкольное учреждение [25, С. 28].

В процессе предадаптационного этапа осуществляется подготовка детей и их родителей к детскому саду путем проведения следующих мероприятий:

  • знакомство родителей с воспитателем и группой в детском саду (проводится воспитателем или старшим воспитателем в мае);
  • изучение уровня социального развития и психоэмоционального состояния ребенка, особенностей семейного воспитания ребенка и наличия навыков самообслуживания (проводится психологом при проведении предыдущего мероприятия путем анкетирования родителей);
  • выдача информационных материалов (памятки, консультации, рекомендации) родителям с целью повышения их психолого-педагогической культуры;
  • разработка индивидуальных рекомендаций для родителей по подготовке ребенка к детскому саду в летний период (осуществляется совместно воспитателем и психологом в течение одной-двух недель и выдается родителям при следующей встрече);
  • обсуждение с родителями хода индивидуальной подготовки
    к посещению детского сада (осуществляется психологом или воспитателем один-два раза за предадаптационный период в мае-июне).

Вторым этапом является адаптационный этап. На данном этапе начинается посещение ребенком дошкольной организации, протекают острая и подострая фазы адаптации. Второй этап начинается в июне-июле и может продолжаться для разных детей вплоть до декабря, в случае тяжелой адаптации.

На облегчение прохождения ребенком острой фазы направлены следующие мероприятия адаптационного этапа:

  • наблюдение за ребенком и заполнение индивидуальной адаптационной карты (осуществляется психологом и воспитателем);
  • заполнение карты психологического фона развития группы во время адаптации (заполняется совместно психологом и воспитателем);
  • выполнение комплекса занятий развивающее ­
    профилактического блока, включающего в себя дыхательную гимнастику, релаксацию, игры на снятие эмоционального напряжения, тревожности через тактильные ощущения, игры на развитие саморегуляции, подвижные игры, рисование (осуществляется воспитателем, в составлении плана занятий учитывается карта психологического фона развития группы и участвует психолог);
  • ежедневное информирование родителей о прохождении ребенком адаптации в групповых информационных уголках, папке психолога, газета для родителей, социальных сетях и другими способами (психолог совместно с воспитателем);
  • разработка домашних заданий для родителей на выходные дни для облегчения адаптации (осуществляется психологом путем обучения родителей играм с водой, песком, манкой и гречкой, в «детский сад дома», дыхательным упражнениям с целью снижения эмоционального напряжения).

Третьим этапом является постадаптационный этап. На данном этапе у ребенка наступает фаза компенсации, преобладает устойчиво-спокойное настроение, налаживается сон и аппетит. На этом этапе уже можно сделать выводы о результате протекания процесса адаптации.

Третий этап начинается, для большинства детей, в октябре и длится до конца года. Основной задачей постадаптационного периода является закрепление навыков детей, приобретенных в процессе адаптации и недопущения дезадаптации.

По окончании третьего этапа подводятся итоги адаптации новых групп детей в дошкольных организациях, корректируется программа проведения адаптации на следующий год.

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длите��ьное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.

Адаптация ребенка состоит из различного рода индивидуальных реакций, обусловленных его личностными и психофизиологическими особенностями, спецификой отношений, сложившихся в его семье, а также условиями его пребывания в детском саду.

Принято выделять три фазы адаптационного процесса:

  • острая фаза, которая подразделяется на: легкую адаптацию, адаптацию средней тяжести и тяжелую адаптацию;
  • подострая фаза;
  • фаза компенсации.

Адаптация ребенка к дошкольной образовательной организации – это его приспособление к новой обстановке, к структуре отношений как с педагогами, так и со сверстниками, установления соответствия поведения принятым в группе детского сада нормам и правилам.

В оптимизации процесса адаптации одна из главных ролей принадлежит педагогам и психологам детского сада, а также родителям ребенка. Настраивая ребенка на позитивное отношение к происходящему вокруг, помогая развивать различные соответствующие возрасту умения, поощряя общаться с другими детьми и с работниками детского сада, родители способствуют решению образовательно-воспитательных задач и благодаря этому адаптационный процесс протекает легче и быстрее.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.