Постановление правительства об утилизационном сборе 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Постановление правительства об утилизационном сборе 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.05.2016 N 401, от 26.05.2018 N 604, от 31.05.2018 N 639, от 11.07.2019 N 884, от 27.02.2020 N 209, от 21.09.2020 N 1507, от 24.06.2021 N 984)

В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора;

перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора;

перечень видов самоходных машин и прицепов к ним, с даты выпуска которых прошло менее 3 лет, которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается; (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2018 N 604)

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. МЕДВЕДЕВ

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 февраля 2016 г. N 81

Постановление Правительства РФ от 06.02.2016 N 81

1. Настоящие Правила устанавливают порядок взимания, исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора за самоходные машины и (или) прицепы к ним (далее — прицеп), которые ввозятся в Российскую Федерацию или производятся, изготавливаются в Российской Федерации и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» требуется уплата утилизационного сбора.

2. Уплата утилизационного сбора осуществляется лицами, признанными плательщиками утилизационного сбора (далее — плательщики) в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

3. Взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзацах втором и пятом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», осуществляет Федеральная таможенная служба. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2018 N 604)

4. Взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», осуществляет Федеральная налоговая служба.

5. Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2016 г. N «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

6. Уплата утилизационного сбора осуществляется плательщиком в валюте Российской Федерации отдельными расчетными (платежными) документами по соответствующему коду бюджетной классификации на казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений (далее — счет Федерального казначейства). (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.06.2021 N 984)

Информация о номерах счетов для уплаты утилизационного сбора доводится до сведения плательщиков Федеральной таможенной службой и Федеральной налоговой службой и размещается на официальных сайтах Федеральной таможенной службы, Федеральной налоговой службы и Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Уплата утилизационного сбора может осуществляться плательщиком с зачетом излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в порядке, установленном настоящими Правилами.

Утилизационный сбор не может быть зачтен в счет уплаты иных платежей.

7. На бланке единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники (далее — бланк паспорта), оформляемого на выпускаемые в обращение самоходную машину или прицеп, в отношении которых осуществляется уплата утилизационного сбора, или паспорте (дубликате), выданном на самоходную машину или прицеп, в отношении которых уплату утилизационного сбора осуществляют плательщики, указанные в абзаце четвертом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», проставляется отметка об уплате утилизационного сбора. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.05.2018 N 639)

В отношении выпускаемых в обращение самоходных машин или прицепов, в отношении которых в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор не уплачивается, на бланке паспорта проставляется отметка об основании неуплаты утилизационного сбора.

11. Для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», или его уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы:

а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», по форме, приведенной в приложении N 1;

б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);

в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;

г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, по форме приведенной в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и его копия;

д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.

11(1). Документы, предусмотренные пунктами 11 и 15 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня: (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.05.2018 N 639)

выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования); (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.05.2018 N 639)

фактического пересечения самоходными машинами и (или) прицепами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае если декларирование самоходных машин и (или) прицепов при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется). (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.05.2018 N 639)

Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.05.2018 N 639)

Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.05.2018 N 639)

Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются в соответствии с правилами, установленными для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.05.2018 N 639)

12. Уплата утилизационного сбора, взимаемого Федерального таможенной службой, может осуществляться с использованием электронных средств платежа (в том числе через платежные терминалы или банкоматы).

18. Для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», или их уполномоченные представители по истечении 3 рабочих дней со дня уплаты утилизационного сбора представляют в налоговый орган по месту нахождения плательщика — организации (обособленного подразделения организации), либо по месту жительства плательщика — физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо по месту жительства плательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, следующие документы:

а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов, уплачиваемого лицами, указанными в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (далее — расчет утилизационного сбора), по форме, утверждаемой Федеральной налоговой службой;

б) бланки паспортов, оформляемых на самоходные машины и (или) прицепы, в отношении которых взимается утилизационный сбор, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце третьем пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», или паспорта (дубликаты), выданные на самоходные машины и (или) прицепы, в отношении которых взимается утилизационный сбор, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце четвертом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;

в) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа или заключение аккредитованного органа по сертификации о том, что такая продукция не подлежит обязательной оценке соответствия, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);

г) документы, подтверждающие факт приобретения самоходной машины и (или) прицепа на территории Российской Федерации в случае, если плательщиком является лицо, указанное в абзаце четвертом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;

д) копии паспортов, выданных на самоходные машины, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, на базе которых плательщиком изготовлены (достроены) самоходные машины, в случае если в отношении таких самоходных машин в соответствии с законодательством Российской Федерации выдаются новые паспорта;

е) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;

ж) заявление о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора по форме, приведенной в приложении N 3, с приложением документов, предусмотренных пунктами 29 — 33 настоящих Правил, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому не принималось решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора;

з) решение по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Правилам, выданное налоговым органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято указанное решение, и его копия;

и) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.

19. В случае уплаты утилизационного сбора плательщиком в отношении более 5 самоходных машин и (или) прицепов в один день этот плательщик или его уполномоченный представитель представляет расчет утилизационного сбора до 29 февраля 2016 г. включительно на бумажном носителе, а начиная с 1 марта 2016 г. — в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в формате, определенном Федеральной налоговой службой.

21. Плательщик, указанный в абзаце третьем пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», признанный организацией — крупнейшим производителем самоходных машин и (или) прицепов в порядке, определяемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, и включенный в реестр крупнейших производителей, ведение которого осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее — крупнейший производитель), представляет не позднее последнего дня квартала, в котором был выдан бланк паспорта, на котором крупнейшим производителем самостоятельно проставлена отметка об уплате утилизационного сбора, в налоговый орган по месту нахождения крупнейшего производителя:

а) расчет утилизационного сбора, оформляемый до 29 февраля 2016 г. включительно на бумажном носителе, а с 1 марта 2016 г. — в электронной форме с направлением по телекоммуникационным каналам связи в формате, определенном Федеральной налоговой службой;

б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа;

в) копии паспортов, выданных на самоходные машины и (или) прицепы, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, на базе которых плательщиком изготовлены (достроены) самоходные машины и (или) прицепы, в случае если в отношении таких самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с законодательством Российской Федерации выдаются новые паспорта.

22. Налоговый орган в течение одного рабочего дня со дня получения расчета утилизационного сбора, представленного в электронной форме, направляет крупнейшему производителю в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи квитанцию о приеме расчета утилизационного сбора либо уведомление об отказе в приеме такого расчета. Основаниями для отказа в приеме расчета утилизационного сбора являются:

а) представление расчета утилизационного сбора в формате, не соответствующем формату, определенному Федеральной налоговой службой;

б) отсутствие электронной подписи либо ее несоответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

в) направление расчета утилизационного сбора в налоговый орган, находящийся по месту, отличному от места нахождения крупнейшего производителя.

23. Налоговый орган в течение 30 календарных дней со дня получения расчета утилизационного сбора направляет крупнейшему производителю по 29 февраля 2016 г. включительно на бумажном носителе, а с 1 марта 2016 г. — в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи информацию о наличии ошибок в исчислении суммы утилизационного сбора.

Крупнейший производитель устраняет в течение 5 календарных дней со дня получения указанной информации ошибки и повторно представляет расчет утилизационного сбора.

24. Крупнейший производитель в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором составлен расчет утилизационного сбора, осуществляет уплату утилизационного сбора.

За III квартал года крупнейший производитель осуществляет уплату утилизационного сбора в течение 90 календарных дней, следующих за указанным кварталом.

25. В случае если крупнейший производитель не осуществил уплату утилизационного сбора или осуществил уплату утилизационного сбора не в полном объеме в сроки, которые предусмотрены пунктом 24 настоящих Правил:

а) налоговым органом осуществляется взыскание утилизационного сбора в порядке, аналогичном порядку, установленному главами 8, 10 и 11 Налогового кодекса Российской Федерации для взыскания налогов и сборов;

б) до даты уплаты (взыскания) утилизационного сбора в полном объеме и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет Федерального казначейства крупнейшим производителем осуществляется исчисление и уплата утилизационного сбора в соответствии с разделом III настоящих Правил. (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.06.2021 N 984)

Мантуров уточнил планы правительства по повышению утильсбора в 2021-22 гг.

26. В случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора.

Имеющая отрицательное значение разница между размером утилизационного сбора, рассчитанного в отношении самоходной машины или прицепа, на которые выдается новый паспорт, которые изготовлены (достроены) на базе самоходной машины или прицепа, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, и размером утилизационного сбора, ранее уплаченного в отношении самоходной машины или прицепа, на базе которых была осуществлена достройка, излишне уплаченным (взысканным) утилизационным сбором не признается.

27. Излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику на основании письменного заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов. Форма заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним приведена в приложении N 4.

28. Излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор, исчисленный плательщиком в соответствии с разделами II и III настоящих Правил, подлежит зачету в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора на основании письменного заявления, приведенного в приложении N 3 к настоящим Правилам, в размере излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора.

Излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор, исчисленный крупнейшим производителем в соответствии с разделом IV настоящих Правил, подлежит зачету в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора в размере излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, определяемого крупнейшим производителем самостоятельно.

29. Заявление, приведенное в приложении N 3 или 4 к настоящим Правилам, подается плательщиком (его правопреемником, наследником) или его уполномоченным представителем в таможенный или налоговый орган, проставивший на паспорте, выданном на самоходную машину и (или) прицеп, отметку об уплате утилизационного сбора, либо налоговый орган по месту нахождения крупнейшего производителя в течение 3 лет со дня уплаты (взыскания) утилизационного сбора с приложением:

а) документов, подтверждающих исчисление и уплату утилизационного сбора;

б) документов, позволяющих определить уплату (взыскание) утилизационного сбора в размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) утилизационного сбора;

в) копии документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если заявление, приведенное в приложении N 3 или 4 к настоящим Правилам, подается уполномоченным представителем плательщика.

30. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, наряду с документами, указанными в пункте 29 настоящих Правил, представляют:

документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление, приведенное в приложении N 3 или 4 к настоящим Правилам, или надлежащим образом заверенную копию указанного документа;

документ, подтверждающий правопреемство, в случае если заявление, приведенное в приложении N 3 или 4 к настоящим Правилам, подается правопреемником лица, уплатившего утилизационный сбор, или заверенную копию указанного документа.

Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе представить в таможенный орган:

копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и оригинал этого свидетельства;

копию свидетельства о государственной регистрации и оригинал этого свидетельства.

31. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, наряду с документами, указанными в пункте 29 настоящих Правил, представляют:

а) копию документа, подтверждающего статус юридического лица в соответствии с законодательством государства, на территории которого создано это юридическое лицо, с нотариально засвидетельствованным переводом на русский язык;

б) копию документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление, приведенное в приложении N 3 или 4 к настоящим Правилам, с нотариально засвидетельствованным переводом на русский язык.

(форма) РЕШЕНИЕ N _____ о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора

в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты _____________________ ______________ (место составления) (дата) Руководитель (заместитель руководителя) _________________________ __________________________________________________________________ (наименование таможенного (налогового) органа) _________________________________________________________________, (специальное звание (классный чин), фамилия, имя, отчество) рассмотрев заявление о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин (прицепов) в счет его предстоящей уплаты _____________________________________, (число, номер заявления) поданное _________________________________________________________

(наименование, организационно-правовая форма, идентификационный __________________________________________________________________ номер налогоплательщика, код причины постановки на учет организации или фамилия, имя, отчество, адрес, паспортные данные физического лица) в размере ____ рублей ___ копеек, а также иные документы _________ __________________________________________________________________ (указываются документы, приложенные к заявлению) установил:

1. Определить излишнюю уплату (взыскание) утилизационного сбора в размере ________ рублей ______ копеек.

2. Засчитать в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора _ __________________________________________________________________ (наименование, организационно-правовая форма, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет организации или фамилия, имя, отчество, адрес, паспортные данные физического лица) утилизационный сбор в сумме ________ рублей _______ копеек. Руководитель (заместитель руководителя) __________________________ __________________________________________________________________ (наименование таможенного (налогового) органа) ___________________________ ___________ __________________________

(Специальное звание (подпись) (фамилия, имя, отчество) (классный чин) или __________________________________________________________________ (наименование и код таможенного (налогового) органа) (указываются при направлении в электронном виде)

Приложение N 3
к Правилам взимания, исчисления,
уплаты и взыскания утилизационного
сбора в отношении самоходных
машин и (или) прицепов к ним,
а также возврата и зачета излишне
уплаченных или излишне
взысканных сумм этого сбора

Опубликовано: 30 мартa 2021 17:14

При ввозе в Российскую Федерацию колесных транспортных средств (шасси), самоходных машин, прицепов (далее – транспортное средство), за каждое из них в целях обеспечения экологической безопасности уплачивается утилизационный сбор[1].

Уплата утилизационного сбора производится не позднее 15 дней с момента выпуска транспортного средства в соответствии с заявленной таможенной процедурой или фактического пересечения транспортным средством государственной границы Российской Федерации, если такое транспортное средство не подлежит таможенному декларированию.

В целях удобства уплаты утилизационного сбора ФТС России рекомендует представлять заполненный расчет суммы утилизационного сбора и прилагаемые к нему документы вместе с декларацией на товары.

Для этого необходимо:

  • разместить в электронном архиве документов декларанта расчет суммы утилизационного сбора в виде электронного документа и документы, необходимые для подтверждения правильности исчисления утилизационного сбора, в электронном виде;
  • указать в графе 44 декларации на товары под кодом вида документа «09999» сведения о представленных расчёте суммы утилизационного сбора и документах.

В случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика, в электронном архиве документов декларанта должна быть размещена копия документа подтверждающего соответствующие полномочия.

Обращаем внимание, что при определении вида самоходной машины для целей расчета утилизационного сбора следует руководствоваться классификационным кодом в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

(Сноска 4 к Перечню видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 81.

В случае непредставления расчета суммы утилизационного сбора одновременно с подачей декларации на товары, представление такого расчета и необходимых документов осуществляется путем подачи корректировки декларации на товары с представление соответствующих документов.

После списания утилизационного сбора информация о номере таможенного приходного ордера (ТПО) направляется в Личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности.

Плательщик утилизационного сбора может получить копию ТПО в любом таможенном органе фактического контроля.

При ввозе в Российскую Федерацию транспортных средств, самоходных машин и прицепов из государств – членов ЕАЭС, расчет суммы утилизационного сбора и необходимые документы представляются в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика.

Документы, необходимые для подтверждения правильности исчисления утилизационного сбора, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента выпуска транспортных средств в соответствии с заявленной таможенной процедурой или фактического пересечения транспортными средствами государственной границы Российской Федерации.

Непредставление в установленный срок плательщиком или его уполномоченным представителем документов, необходимых для подтверждения правильности исчисления утилизационного сбора, является основанием для начисления пени[2] за неуплату утилизационного сбора.

Если в течение 3 лет с момента ввоза транспортных средств в Российскую Федерацию установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, в адрес плательщика направляется информация о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления.

В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.

УС, уплачиваемый при приобретении авто, был введен в 2012 году. Установлен он пунктом 1 статьи 24-1 ФЗ от 24.06.1998 (в ред. от 28.07.2012) №89. Представляет собой разовый платеж, выплачиваемый покупателями авто. Деньги направляются в бюджет страны. Предполагается, что они будут использованы на нужды экологической области. В частности, на утилизацию авто, что требуется для сохранения благоприятной экологической обстановки.

Сбор уплачивается согласно пункту 3 статьи 24-1 ФЗ №89 при данных обстоятельствах:

  1. При ввозе ТС из другого государства.
  2. При приобретении ТС у лица, которое не выплатило утилизационный сбор в силу разных причин: освобождение от платежей, недобросовестность.

Сбор должен выплатить или производитель ТС, или покупатель.

Рассмотрим обстоятельства, при которых лицо освобождается от выплаты сбора:

  • Срок эксплуатации авто составляет более 30 лет. При этом освобождение от сбора актуально только при соблюдении следующих обстоятельств: авто не эксплуатируется в коммерческих целях, запчасти (кузов, двигатель) на ТС являются оригинальными.
  • ТС принадлежит диппредставительствам, консульствам, международным структурам. Освобождение от сборов актуально для всех сотрудников этих образований.
  • ТС ввозится в РФ в статусе личной собственности людьми, участвующими в программе по переезду россиян из-за границы.

ВАЖНО! Если представители двух последних категорий продают авто, УС выплачивается покупателями ТС.

Федеральная таможенная служба

УС рассчитывается по этой формуле:

УС = БС * К

где:

  • УС – размер сбора;
  • БС – базовая ставка;
  • К – используемый коэффициент, который определяется на основании Перечня размеров УС, установленных Постановлением Правительства от 06.02.2016 N 81.

Существует всего две ставки:

  1. 20 тысяч рублей на легковые авто, которые не используются в коммерческой деятельности.
  2. 150 тысяч рублей на грузовые машины, автобусы, а также легковые ТС, которые используются в коммерческой деятельности.

Коэффициенты установлены законом. Их много, и определяются они исходя из следующих факторов:

  • Размеры.
  • Вес.
  • Объем двигателя.

К примеру, коэффициент для легкового авто старше трех лет массой меньше 2,5 тонн составит 0,88. Именно это значение будет использоваться при расчетах.

Если выплата совершается при ввозе машины из другого государства, средства взимаются ФТС. Выплаты нужно произвести в течение сроков растаможки. Также потребуется оформить уплату утилизационного сбора. Для того чтобы все это сделать, требуется прийти в таможню по месту жительства. С собой нужно взять следующие бумаги:

  1. Форму расчета утилизационного сбора (должна быть полностью заполненной).
  2. ПТС на машину, по которой производятся платежи.
  3. Копии бумаг, которые подтверждают соответствие характеристик машины данным, указанным в расчете (к примеру, сертификат соответствия, соответствующие заключения экспертизы, сопроводительные документы).
  4. Договор купли-продажи на ТС.
  5. Платежные документы, подтверждающие совершения выплат.
  6. Если в процедуре участвует доверенное лицо, на него понадобится доверенность. После предоставления всех данных документов специалисты проверяют верность выполненного расчета, достоверность бумаг, выплаты на счет ФК. После этого ставится отметка в ПТС о произведении выплат утилизационного сбора.

ВАЖНО! Банковские реквизиты, по которым нужно переводить средства, размещены на сайте ФТС.

Утилизационный сбор в подавляющем большинстве случаев уплачивает именно производитель. Покупатель переводит деньги, только если он ввозит авто из-за границы или на ТС не уплачен сбор прежним владельцем. Во втором случае выплаты делаются в ФНС. Нужно зайти на официальный сайт ФНС, найти соответствующий раздел по сборам. В нем можно:

  1. Выяснить коды бюджетной классификации.
  2. Оформить расчет УС по установленной форме.
  3. Записаться на прием в местный ФНС.

Реквизиты для выплаты в ФНС можно также найти на официальном сайте налоговой. После того как оплата сбора будет проведена, нужно посетить налоговую с данными бумагами:

  1. Формой расчета УС (заполненной).
  2. ПТС на авто, на которое платится сбор.
  3. Документы, подтверждающие покупку автомобиля, и все прочие бумаги, указанные в предыдущем разделе.

К СВЕДЕНИЮ! Сбор придется выплачивать и лицам, собравшим автомобиль самостоятельно. В этом случае в ФНС предоставляются копии ПТС транспорта, который был использован при конструировании новой машины.

После выплаты сбора в ПТС проставляется соответствующая отметка. На нее нужно обратить внимание как после совершения платежа, так и при покупке авто. Ставится отметка в разделе ПТС «особые отметки». Отличается красным цветом. Почему ее наличие так важно? Отметка свидетельствует о том, что УС выплачен и платить его повторно не нужно. Отсутствовать она может только при наличии следующих обстоятельств:

  1. ПТС на отечественную машину выдан до 1 сентября 2012 года.
  2. Импортное авто ввезено в РФ до 1 сентября 2012 года.

В обоих случаях никакого сбора уплачивать не нужно. По этой причине отсутствие отметки не должно настораживать.

Размер сбора рассчитывается самостоятельно на обычном калькуляторе по формуле:

Сумма сбора = Базовая ставка * Установленный коэффициент,

где Базовая ставка ‒ 172 500 рублей (без НДС).

Для определения суммы сбора базовую ставку умножают на коэффициент, который определен для каждого типа машин. Чем она тяжелее, тем больше денег придётся заплатить.

Автомобиль младше 3-х лет старше 3-х лет
Масса до 2,5 т 178 500 189 000
Масса от 2,5 до 3,5 т 300 000 432 000
Масса от 3,5 до 5 т 300 000 456 000
от 5 до 8 т 313 500 786 000
от 8 до 12 т 438 000 1 192 500
от 12 до 20 т 496 500 1 735 500
Седельные тягачи от 12 до 20 т 850 500 3 469 500
Автосамосвалы от 12 до 20 т 418 500 1 735 500
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, от 12 до 20 т 507 000 1 735 500
от 20 до 50 т 1 002 000 2 035 500
Седельные тягачи от 20 до 50 т 1 002 000 2 035 500
Автосамосвалы от 20 до 50 т 945 000 2 035 500
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, от 20 до 50 т 825 000 2 035 500
Автомобиль младше 3-х лет старше 3-х лет
Специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей 285 000 1 725 000
Автобетоносмесители 853 500 2 242 500
Автомобиль младше 3-х лет старше 3-х лет
Прицепы и полуприцепы 96 000 1 207 500

Обратите внимание, утилизационный сбор уплачивается только за прицепы категории О4, т.е. тяжелее 10 тонн. Если прицеп имеет меньшую массу, то утилизационный сбор не уплачивается.

Автомобиль младше 3-х лет старше 3-х лет
С электродвигателем 171 000 172 500
С двигателями до 2500 см3 214 500 217 500
С двигателями от 2500 до 5000 см3 342 000 517 500
С двигателями от 5000 до 10000 см3 591 000 759 000
С двигателями от 10000 см3 990 000 1 558 500

Последнее изменение коэффициентов для расчета утилизационного сбора действует с 1 января 2020 года. Данная статья написана с учетом нововведений.

Начиная с 1 января увеличились коэффициенты практически для всех транспортных средств. На практике это должно привести к тому, что вырастет розничная стоимость автомобилей.

В завершение хочу отметить, что утилизационный сбор для разных транспортных средств сильно различается.

Например, при ввозе нового легкового автомобиля физическим лицом придется заплатить 3 400 рублей. Эта сумма вполне приемлема.

Однако если тот же самый гражданин захочет ввезти для личных нужд пятилетний седельный тягач массой 15 тонн, то утилизационный сбор составит 3 469 500. Это огромная сумма, которая сравнима со стоимостью самого автомобиля.

Так что прежде чем приступать к самостоятельному ввозу автомобиля из-за границы, рекомендую просчитать возможные затраты на платежи в пользу государства.

Удачи на дорогах!

Виды и категории транспортных средств

Сумма утилизационного сбора в рублях РФ

До 3х лет с даты выпуска

Старше 3х лет с даты выпуска

В п.3 ст.24.1 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» определяются 2 взимателя сбора за утилизацию:

  • Федеральная таможенная служба ‒ при ввозе спецтехники на российскую территорию из других стран;
  • Федеральная налоговая служба ‒ с производителей, работающих на территории России, а также лиц, купивших здесь спецтехнику у продавцов, не заплативших сбор.

Законодательство обязывает плательщика самому представлять нужные документы и переводить деньги на счет Федерального казначейства по кодам:

  • 182 1 1200 120 ‒ за самоходные машины, прицепы, выпущенные в РФ;
  • 182 1 1200 120 ‒ за колесные транспортные средства.

От уплаты освобождаются автовладельцы в таких случаях:

  • ТС возрастом более 30 лет. Автомобиль не должен быть источником дохода, использоваться как коммерческий. На нем должен быть установлен оригинальный двигатель, рама и кузов.
  • Машина является собственностью переселенцев, участвующих в программе добровольного возвращения на Родину из-за границы.
  • Автомобиль используется в качестве средства передвижения дипломатического представителя, его семьи, сотрудников дипмиссии.
  • В ПТС стоит штамп об утилизационном сборе, то есть производитель или предыдущий владелец внесли плату до продажи автомобиля.

Владельцы или покупатели транспорта, который не поименован в постановлениях № 81 и № 1291, освобождаются от уплаты сбора.

На основании п. 8, абз. 3 постановления РФ № 1291 при оформлении электронного паспорта на такие виды транспорта необходимо проставить в нем отметку о том, что сбор платить не нужно.

Кроме этого есть и другие исключения (статья 24.1, пункт 6 закона № 89-ФЗ):

  • личный транспорт беженцев, вынужденных переселенцев либо участников государственной программы по переселению в добровольном порядке въезжающих в РФ;
  • транспорт старше 30 лет, не используемых для коммерческих целей и имеющий оригинальные кузова или двигатели (либо отреставрированные);
  • транспортные средства моложе 3 лет, ввезенные в ОЭС Калининградской области;
  • владельцем транспортного средства является дипломатическое представительство, консульство либо сотрудник (и члены его семьи) этих организаций.

Расчет утилизационного сбора осуществляется по формуле: БС * К,

где БС – базовая ставка, К – повышающий коэффициент.

  • 20 000 руб. – для колесных ТС, выпущенных в обращение на территории России, категории М1, повышенной проходимости категории G, специальных и специализированных ТС указанной категории;
  • 150 000 руб. – для колесных ТС категорий M2, M3, N1, N2, N3, повышенной проходимости категории G, специализированных ТС указанных категорий, шасси колесных ТС категорий N1, N2, N3, M2, M3, а также прицепов к колесным ТС;
  • 172 500 руб. – для самоходных машин и прицепов к ним, а также спецтехники.

Базовые ставки установлены Постановлениями Правительства №1291 от 26.12.2013 и №81 от 06.02.2016.

Согласно Постановлению Правительства №1291 размер базовой ставки равен 20 000 рублей для транспортных средств категории М1 и для машин с электродвигателем. Для всех остальных машин, в том числе самоходных и прицепов к ним (согласно Постановлению Правительства №81) базовая ставка равна 150 000 рублей. Таким образом, только за легковые автомобили с подходящими параметрами размер утилизационного сбора не будет столь велик, а за грузовые автомобили, коммерческие, грузопассажирские, пассажирские и другие автобусы, сельскохозяйственную, строительную и прочую технику придется уплачивать госсбор из расчета базовой ставки в 150 000 рублей. При этом важнейшую роль играют размеры расчетных коэффициентов, которые приведены в таблице ниже.

Таблица — Перечень категорий транспортных средств и соответствующих им коэффициентов для расчета размера утилизационного сбора в 2021 году

Категория транспортного средства Расчетный коэффициент
Новое ТС ТС старше 3 лет
Легковые автомобили массой до 3,5 т
С электродвигателем 1,42 5,3
С ОД не более 1000 куб.см 1,42 5,3
С ОД 1000-2000 куб.см 2,21 8,26
С ОД 2000-3000 куб.см 4,22 16,12
С ОД 3000-3500 куб.см 5,73 28,5
С ОД свыше 3500 куб.см 9,08 35,01
Ввозимые, купленные физлицами 0,17 0,26
Грузовые, грузопассажирские автомобили с массой
Не более 2,5 т 0,83 0,88
2,5-3,5 т 1,32 2,06
3,5-5 т 1,65 2,64
5-8 т 1,82 4,56
8-12 т 2,21 6,91
12-20 т 2,43 10.06
20-50 т 4,79 11,8
Автобусы массой
Не более 5 т (с ОД 5000-10000 куб.см) 2,64 4,4
Свыше 5 т (с ОД свыше 10000 куб.см) 3,3 5,2
С ОД не более 2500 куб. см (и с электродвигателем) 0,99 1
С ОД 2500-5000 куб. см 1,98 3

Источник: Глава 3 Постановления Правительства РФ № 1291 от 26.12.2013

Поскольку основными плательщиками утилизационного сбора (согласно статье 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления») являются заводы-изготовители (крупнейшие производители), лица, занимающиеся ввозом транспортных средств из-за границы, официальные дилеры, то, следовательно, и цены на производимые (ввозимые) ими транспортные средства с введением в действие Постановления Правительства увеличились на величину государственного сбора. За уплату утильсбора производители должны отчитываться в Налоговую службу, подавая расчетную декларацию, соответственно, расчет размера платежа они осуществляют самостоятельно. Рассмотрим несколько примеров таких расчетов.

Размеры утилизационного сбора для автомобилей установлены Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26 декабря 2013 года «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

С 1 января 2021 года изменяются ставки утилизационного сбора

Автомобиль младше 3-х лет старше 3-х лет
С электродвигателем 171 000 172 500
С двигателями до 2500 см3 214 500 217 500
С двигателями от 2500 до 5000 см3 342 000 517 500
С двигателями от 5000 до 10000 см3 591 000 759 000
С двигателями от 10000 см3 990 000 1 558 500

Последнее изменение коэффициентов для расчета утилизационного сбора действует с 1 января 2021 года. Данная статья написана с учетом нововведений.

Начиная с 1 января увеличились коэффициенты практически для всех транспортных средств. На практике это должно привести к тому, что вырастет розничная стоимость автомобилей.

В завершение хочу отметить, что утилизационный сбор для разных транспортных средств сильно различается.

Например, при ввозе нового легкового автомобиля физическим лицом придется заплатить 3 400 рублей. Эта сумма вполне приемлема.

Однако если тот же самый гражданин захочет ввезти для личных нужд пятилетний седельный тягач массой 15 тонн, то утилизационный сбор составит 3 469 500. Это огромная сумма, которая сравнима со стоимостью самого автомобиля.

Так что прежде чем приступать к самостоятельному ввозу автомобиля из-за границы, рекомендую просчитать возможные затраты на платежи в пользу государства.

Удачи на дорогах!

  • Новости
  • Истории
  • Разбор
  • Игры
  • Шапито
  • Подкасты
  • Meduza Live
  • Вечерняя Медуза
  • Срочные новости
  • Все новости
  • Шапито
  • Бот
  • Реклама на «Медузе»
  • Прайс-лист
  • Примеры нативной рекламы
  • Требования к баннерам
  • Написать в рекламный отдел

Об утилизационном сборе россияне узнали в 2012 г. Именно тогда вступил в действие п.1 ст.24-1 закона №89-ФЗ, предусматривающий его взимание. Несмотря на то что с момента введение этой нормы в действие прошло уже более 5 лет, у плательщиков периодически возникают вопросы, касающиеся порядка его администрирования. Выясним, какие правила оплаты утилизационного сбора действуют в текущем году, и предусмотрены ли законодательством причины, позволяющие избежать лишних расходов.

Идея обложить россиян очередным обязательным платежом возникла у отечественных законотворцев не случайно: основанием послужило ухудшение экологической обстановки в крупных городах и необходимость затрачивать приличные суммы на утилизацию отходов, в частности, отслуживших свой срок транспортных средств.

Согласно нормам указанного выше федерального закона под утилизационным сбором (УС) понимается единовременный платёж, взимаемый государством с покупателей автомобилей для улучшения экологической обстановки и минимизации негативного воздействия от выбросов ТС. Предполагается, что собранные таким образом денежные средства должны расходоваться на проведение мероприятий природоохранного характера.

Обратите внимание, что сбором облагаются не только автомобили, но и другие категории ТС: в частности, самоходные машины, прицепы.

В РФ выплачивать утилизационный сбор обязаны все покупатели транспортных средств независимо от целей их приобретения. Иначе говоря, плательщиками рассматриваемого сбора являются как физические, так и юридические лица.

Заметьте, что сегодня уклониться от уплаты УС нельзя. Отметка о его взимании проставляется в ПТС автомобиля. Без неё поставить машину на регистрационный учёт невозможно.

Фильтра Ступицы и колеса Подвеска Кабина Система охлаждения Тормоза Сцепление Рулевое управление Электрическая система Двигатель Коробка передач Задний мост Топливная и выпускная система Карданный вал Тормозная система Дополнительное оборудование Передний мост Грузовой кузов

Согласно проекту постановления «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», с 2021 года произойдет увеличение коэффициентов расчета размера утилизационного сбора на целый ряд самоходных машин и прицепов к ним в два-три раза, в зависимости от вида техники. Так, по подсчетам ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД», утильсбор на трактор мощностью 180-220 л. с., который сейчас составляет 517,5 тыс. руб., вырастет до более чем 1,5 млн руб., а за комбайн мощностью 256-326 л. с. вместо 1,12 млн руб. нужно будет заплатить чуть более 2,5 млн руб. утильсбора.

В пояснительной записке к проекту постановления отмечается, что принятие документа не повлечет за собой роста цен на российскую продукцию. Однако эксперты и участники рынка в этом сомневаются.

Член правления ассоциации «АСХОД» Александр Алтынов отмечает, что российская техника подорожает пропорционально росту утильсбора. Эксперт напоминает, что после введения утилизационного сбора в 2016 году цены на российскую сельхозтехнику выросли от 20% до 44% в рублях.

В подготовленном для рассмотрения проекте постановления рассматривается вариант увеличения суммы утилизационного сбора на четверть. Повышение на 25% должно затронуть как грузовой транспорт, так и легковые автомобили.

В связи с таким предложением, пересмотрена будет и базовая ставка:

  • сбор на легковушки «подрастет» до 25 тыс. рублей;
  • на тяжелые грузовики и прицепы — до 187,5 тыс. рублей.

Новые ставки утилизационного сбора введут с 1 января 2021 года

От уплаты освобождаются автовладельцы в таких случаях:

  • ТС возрастом более 30 лет. Автомобиль не должен быть источником дохода, использоваться как коммерческий. На нем должен быть установлен оригинальный двигатель, рама и кузов.
  • Машина является собственностью переселенцев, участвующих в программе добровольного возвращения на Родину из-за границы.
  • Автомобиль используется в качестве средства передвижения дипломатического представителя, его семьи, сотрудников дипмиссии.
  • В ПТС стоит штамп об утилизационном сборе, то есть производитель или предыдущий владелец внесли плату до продажи автомобиля.

Нет, конечно же, давайте оперировать фактами. Рассмотрим проект нормативного документа. К слову, в последний раз в России поднимали утильсбор на спецтехнику в 2018 году. Для новых автогрейдеров с двигателями мощностью до 100 л. с. коэффициент расчёта размера утилизационного сбора (КУС) будет равен 7, а для ввозимых к нам из других стран моделей старше 3 лет – уже 42. При базовой ставке в 172 500 рублей утильсбор составит 1 207 500 рублей для новых и 7 245 000 рублей для подержанных машин.

На новые колёсные тракторы с мощностью силовой установки не менее 5,6 л. с. и менее 31 л. с. коэффициент остался прежним – 0,4. Но с учётом возросшей базовой ставки ввоз импортных моделей автоматически станет дороже. А на технику старше трёх лет КУС подняли до 2,4.

Увеличат и коэффициент по остальным модификациям тракторов с более мощными моторами от 1,2 до 23,2. Ладно, допустим, МТЗ попытается увеличить мощности в Татарстане, но слабо верится. Основную массу тракторов везут из Беларуси, и чуть меньше приходится на импорт разных моделей из других стран.

Повышение ставок утильсбора и коэффициентов вовсе не приведёт к помощи производителей техники, считает депутат Государственной Думы Сергей Миронов. Он говорит, что в прошлом году за счёт утильсбора в бюджет планировали собрать больше 400 миллиардов, ставку подняли на 110%, при этом поддержка автопрома составила 45,5 млрд рублей.

В этом году ставку предлагают увеличить «всего» на четверть, однако господдержка отрасли не вырастет, а упадёт в 2,5 раза – до 17,5 миллиардов рублей! Выходит, государство всё больше забирает за счёт утилизационного «налога» и всё меньше отдает обратно. Подобная арифметика провоцирует рост цен на автомобили – ничем не обоснованный и не компенсированный, уверен парламентарий.

В Hitachi Construction Machinery Eurasia прогнозируют рост цен на дорожно-строительную технику в пределах 15-20% из-за повышения утилизационного сбора. Как следствие, это вызовет падение рынка спецтехники, а также будет способствовать увеличению себестоимости проектов, в том числе национальных, в которых применяются эти машины.

«На сегодняшний день доля рынка техники нероссийского изготовления (импортированные машины и выпущенные в РФ на производстве, не отвечающем критериям локализации), которая подлежит обложению утильсбором без возможности его компенсации за счёт госсубсидий, составляет, по нашим оценкам, от 80 до 90%.

Таким образом, рост цен на спецтехнику неизбежен, а идея увеличения ставки утилизационного сбора в условиях пандемии, вызванной короновирусной инфекцией, и отсутствия экономического роста вряд ли может являться обоснованной», – делится руководитель группы по планированию и управлению продажами Hitachi Construction Machinery Eurasia Максим Быковский.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, объём продаж дорожно-строительной техники за 3 квартала 2020 года уже снизился на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. И повышение ставок и коэффициентов утильсбора никак не поспособствует росту рынка.

«Например, утильсбор на экскаваторы-погрузчики, который сейчас составляет 690 000 рублей, может увеличиться до 2,001 млн рублей. Очевидно, что это существенный рост. Какое-то время спрос можно будет закрывать импортированной до повышения техникой, но, когда склады опустеют, велика вероятность стагнации рынка. В дальнейшем потребители адаптируются к новым ценам, как это случалось в прошлые годы, однако сложно сказать, как быстро это произойдёт, поскольку до 2021-го мы не сталкивались с таким существенным ростом ставок.

Повышение утильсбора негативно скажется и на конкуренции на рынке спецтехники: качество и надёжность продукции российских производителей оставляет желать лучшего, но в некоторых случаях клиенты будут вынуждены покупать отечественные машины из-за разницы в цене, вопреки своим желаниям выбирая не лучшую технику для бизнеса», — считает региональный директор по развитию бизнеса JCB в России (Урал, Сибирь и Дальний Восток) Пётр Плаунов.

УС, уплачиваемый при приобретении авто, был введен в 2012 году. Установлен он пунктом 1 статьи 24-1 ФЗ от 24.06.1998 (в ред. от 28.07.2012) №89. Представляет собой разовый платеж, выплачиваемый покупателями авто. Деньги направляются в бюджет страны. Предполагается, что они будут использованы на нужды экологической области. В частности, на утилизацию авто, что требуется для сохранения благоприятной экологической обстановки.

Рассмотрим обстоятельства, при которых лицо освобождается от выплаты сбора:

  • Срок эксплуатации авто составляет более 30 лет. При этом освобождение от сбора актуально только при соблюдении следующих обстоятельств: авто не эксплуатируется в коммерческих целях, запчасти (кузов, двигатель) на ТС являются оригинальными.
  • ТС принадлежит диппредставительствам, консульствам, международным структурам. Освобождение от сборов актуально для всех сотрудников этих образований.
  • ТС ввозится в РФ в статусе личной собственности людьми, участвующими в программе по переезду россиян из-за границы.

ВАЖНО! Если представители двух последних категорий продают авто, УС выплачивается покупателями ТС.

Оплата утилизационного сбора – это обязанность производителя или одного из собственников ТС. Согласно закону, юридическое или физическое лицо оплачивает утилизационный сбор в следующих ситуациях:

  1. При ввозе автомобиля из-за рубежа. В этом случае оплата производится на таможне, выбор КБК зависит от страны ввоза автомобиля.
  2. При производстве ТС на территории РФ. Автопроизводители оплачивают утилизационный сбор в своих ИФНС.
  3. При покупке ТС у собственника, ранее не оплатившего утилизационный сбор. Оплачивается в отделении ИФНС.

Лица из категории 1 отчитываются на таможню в течение 15 дней с момента уплаты, лица из категории 2 и 3 – в течение 3 рабочих дней.

УС рассчитывается по этой формуле:

УС = БС * К

где:

  • УС – размер сбора;
  • БС – базовая ставка;
  • К – используемый коэффициент, который определяется на основании Перечня размеров УС, установленных Постановлением Правительства от 06.02.2016 N 81.

Существует всего две ставки:

  1. 20 тысяч рублей на легковые авто, которые не используются в коммерческой деятельности.
  2. 150 тысяч рублей на грузовые машины, автобусы, а также легковые ТС, которые используются в коммерческой деятельности.

Коэффициенты установлены законом. Их много, и определяются они исходя из следующих факторов:

  • Размеры.
  • Вес.
  • Объем двигателя.

К примеру, коэффициент для легкового авто старше трех лет массой меньше 2,5 тонн составит 0,88. Именно это значение будет использоваться при расчетах.

Был приобретен импортный бульдозер (массой не более 10 тонн) со сроком эксплуатации меньше 3 лет. Базовая ставка составит 150 000 рублей, так как спецтехника будет использоваться в коммерческих целях. Коэффициент для авто рассматриваемого типа равен 4. Производятся следующие расчеты:

150 000 * 4 = 600 000 рублей.

Именно эту сумму нужно будет уплатить при ввозе авто рассматриваемого типа из-за границы.

Как расcчитать сумму утилизационного сбора

Утилизационный сбор в подавляющем большинстве случаев уплачивает именно производитель. Покупатель переводит деньги, только если он ввозит авто из-за границы или на ТС не уплачен сбор прежним владельцем. Во втором случае выплаты делаются в ФНС. Нужно зайти на официальный сайт ФНС, найти соответствующий раздел по сборам. В нем можно:

  1. Выяснить коды бюджетной классификации.
  2. Оформить расчет УС по установленной форме.
  3. Записаться на прием в местный ФНС.

Реквизиты для выплаты в ФНС можно также найти на официальном сайте налоговой. После того как оплата сбора будет проведена, нужно посетить налоговую с данными бумагами:

  1. Формой расчета УС (заполненной).
  2. ПТС на авто, на которое платится сбор.
  3. Документы, подтверждающие покупку автомобиля, и все прочие бумаги, указанные в предыдущем разделе.

К СВЕДЕНИЮ! Сбор придется выплачивать и лицам, собравшим автомобиль самостоятельно. В этом случае в ФНС предоставляются копии ПТС транспорта, который был использован при конструировании новой машины.

Размер утилизационного сбора можно определить по таблице ниже. Для этого сначала нужно узнать код ТН ВЭД, мощность в л.с., количество лет с даты производства.

В таблице указан коэффициент , который нужно умножить на базовую ставку. На данный момент размер базовой ставки составляет 172500 руб.

При пересчете кВт в л.с. нужно использовать соотношение 1кВт=1,35962л.с.

Ошибочно (излишне) уплаченный УС может быть возвращен или учтен в качестве авансовых платежей на основании п.25 Постановления Правительства РФ №1291.

Для возврата средств в адрес таможенных органов должно быть подано заявление, бланк которого утвержден в Приложении №4 к указанному постановлению.

В расхожих случаях ввоза легковушек частными лицами утилизационный сбор составляет незначительную величину в общей стоимости авто: 3400 – 5200 рублей. В случаях специальной техники этот же параметр может составить уже семизначную цифру, и превысить изначальную цену ТС.

Проблема может заключаться и в ошибочном начислении УС, который необходимо вернуть. Сделать это можно самостоятельно, но в особо сложных случаях лучше обратиться к автоюристу. Первую онлайн-консультацию можно получить бесплатно. Для этого достаточно описать проблему через форму ниже, и дождаться ответа от адвоката.

Утилизационный сбор на транспортные средства в России — специальный платёж неналогового характера, которым обеспечивается утилизация транспортных средств — то есть, переработка после окончания срока их использования с соблюдением экологических норм и правил. Он был введён для целей защиты окружающей среды и поддержки отечественного автопроизводства.

Мнение эксперта

Евгений Иванов, юрист

Оплаченный утилизационный сбор означает, что за списанное авто внесена сумма, которая позволит переработать его. Владелец может передать такой автомобиль организации, осуществляющей переработку отходов, без какой-либо дополнительной оплаты. Деятельность таких организаций — переработчиков финансируется из бюджета за счет полученных средств.

Минпромторг предложил поднять ставку утильсбора на автомобили на 25 процентов

Утилизационный сбор в подавляющем большинстве случаев уплачивает именно производитель. Покупатель переводит деньги, только если он ввозит авто из-за границы или на ТС не уплачен сбор прежним владельцем. Во втором случае выплаты делаются в ФНС. Нужно зайти на официальный сайт ФНС, найти соответствующий раздел по сборам. В нем можно:

  1. Выяснить коды бюджетной классификации.
  2. Оформить расчет УС по установленной форме.
  3. Записаться на прием в местный ФНС.

Реквизиты для выплаты в ФНС можно также найти на официальном сайте налоговой. После того как оплата сбора будет проведена, нужно посетить налоговую с данными бумагами:

  1. Формой расчета УС (заполненной).
  2. ПТС на авто, на которое платится сбор.
  3. Документы, подтверждающие покупку автомобиля, и все прочие бумаги, указанные в предыдущем разделе.

К СВЕДЕНИЮ! Сбор придется выплачивать и лицам, собравшим автомобиль самостоятельно. В этом случае в ФНС предоставляются копии ПТС транспорта, который был использован при конструировании новой машины.

После выплаты сбора в ПТС проставляется соответствующая отметка. На нее нужно обратить внимание как после совершения платежа, так и при покупке авто. Ставится отметка в разделе ПТС «особые отметки». Отличается красным цветом. Почему ее наличие так важно? Отметка свидетельствует о том, что УС выплачен и платить его повторно не нужно. Отсутствовать она может только при наличии следующих обстоятельств:

  1. ПТС на отечественную машину выдан до 1 сентября 2012 года.
  2. Импортное авто ввезено в РФ до 1 сентября 2012 года.

В обоих случаях никакого сбора уплачивать не нужно. По этой причине отсутствие отметки не должно настораживать.

В соответствии с принятыми актами правительства РФ, при импорте на территорию Российской Федерации в отношении отдельных видов колесных транспортных средств (шасси) (далее ТС) и прицепов (полуприцепов) к ним, а также в отношении отдельных видов самоходных машин и прицепов к ним необходимо уплачивать утилизационный сбор (далее УС).

  • для колесных транспортных средств и прицепов к ним (то есть тех, на которые выдается ПТС (паспорт транспортного средства) и которые предназначены для движения по дорогам общего пользования) — Постановление № 1291 от 26 декабря 2013 года;
  • для самоходных машин и прицепов к ним (то есть тех, на которые выдается ПСМ (паспорт самоходной машины)) — Постановление № 81 от 6 февраля 2021 года

Сумма УС рассчитывается как произведение базовой ставки на коэффициент (прописан в указанных выше постановлениях), зависящий от следующих физических параметров конкретной техники:

  • момента выпуска, объема двигателя и полной массы — для колесных ТС и прицепов к ним;
  • момента выпуска, мощности силовой установки, грузоподъемности, объема двигателя, максимальной технически допустимой массы — для самоходных машин и прицепов к ним.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.