Альтернативные формы брака и семьи семьеведение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Альтернативные формы брака и семьи семьеведение». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание
3. Типы брачно-семейных отношений. Альтернативные формы брака

Такой брак с виду ничем не отличается от традиционного, только муж и жена в нем не живут половой жизнью. Причины, по которым супруги игнорируют интимные отношения, самые различные: медицинские (болезнь одного или обоих супругов), возрастные (преклонный возраст), религиозные (различные духовные практики), идеологические (молодые люди — асексуалы, не желающие иметь детей).

Альтернативные формы семьи и брака

Такой брак распространен в Европе. Отношения закрепляются на определенный временной срок — год, два, три. По истечении этого срока брак автоматически прекращается. Изредка семейная пара снова обдумывает все за и против общей жизни и решает расстаться или же договориться еще раз о совместном проживании на какой-либо определенный период времени. Приверженцы этой формы брака считают, что со временем люди вырастают из прежних отношений, как «взрослые дети из старой обуви».

В современном арабском мире (Иран, Алжир, Ливан) также распространен подобный брак. Это брак для удовольствия. Фактически он является замаскированной формой проституции. Он заключается на установленный срок (от одного часа до девяноста девяти лет) и представляет собой обоюдное соглашение, в котором оговариваются финансовые условия. В современном Иране заключение такого договора имеет строгую юридическую регламентацию и происходит без свидетелей. Иранский мужчина, даже при наличии четырех жен, имеет право вступать во временный брак неограниченное количество раз. В соответствии с правилами, его временная жена непременно должна быть незамужней, разведенной или вдовой. «Временный» муж с соответствии с договором не имеет никаких обязательств в отношении своей «временной» жены, кроме финансовых. В случае рождения ребенка (на практике использование контрацептивных средств молча допускается) «временный» муж обязан признать его своим законным наследником. Но в реальной жизни, как показывает практика, этого никогда не происходит.

34 стр., 16533 слов

… правовые отношения, складывающиеся в процессе и после прекращения брака. Предметом исследования является законодательство, определяющее основания, порядок и правовые последствия прекращения брака, а также правоприменительная практика в этой сфере. Целью данной работы является рассмотрение законодательного регулирования прекращения брака, выявление существующих правовых …

По фамилии английского анархиста Godwin William — брак, когда супруги владеют общим имуществом, но проживают отдельно. Данный вид брачных отношений получил свое название по имени одного из основателей такой формы брачных отношений — Уильяма Годвина. В своем произведении «Рассуждение о политической справедливости», которое считается библией анархизма, он высказал идею, что такие социальные явления как государство, собственность и брак противоречат природе и разуму человека и общества в целом. Он утверждал, что брак препятствует развитию способностей человека, мешает его счастью и разрушает сознание. И далее делался вывод, что совместное проживание супругов есть безусловное зло, которое мешает всестороннему личностному развитию каждого из них в силу различий их интересов, потребностей, задатков и склонностей.

Брак по расчету. Такой брак непременно предусматривает определенную конкретно обусловленную выгоду (экономическую, психологическую, сексуальную, хозяйственно — бытовую, профессиональную и т.п.).

Внутренняя логика таких браков предельна проста. Пришло время создавать семью. Есть на примете партнер, который подходит и исповедует сходное отношение к браку и к жизни в целом. Создается семья. Каждый партнер получает свои «дивиденды» от такой сделки. Как правило, такие пары перестраховываются и не забывают заключить брачный контракт. Брак приносит удовлетворение только в том случае, если расчет верный.

Браки между лицами одного пола. Ярые противники однополых браков утверждают, что в соответствии с религиозными нормами и нормами морали, в брак могут вступать только мужчина и женщина. Исходя из этого, требования геев и лесбиянок признать за ними такое же право вступать в брак являются абсурдными. Несмотря на то, что однополые браки в России официально не признаются, они триумфально шагают по планете. Перечень стран, в которых однополые браки узаконены на общенациональном уровне, с каждым годом расширяется. Однополые браки уже разрешены в Аргентине, Бельгии, Исландии, Испании, Канаде, Нидерландах, Норвегии, Португалии, Швеции, ЮАР. В современном Иране, Афганистане, Саудовской Аравии, Йемене, Сомали, Судане, Нигерии и Мавритании однополые браки являются преступлением и караются смертной казнью.

Такой брак с виду ничем не отличается от традиционного, только муж и жена в нем не живут половой жизнью. Вероятно, кому-то такой брачный союз покажется неестественным, а для других будет вполне нормальным. Причины, по которым супруги игнорируют интимные отношения, самые различные: медицинские (болезнь одного или обоих супругов), возрастные (преклонный возраст), религиозные (различные духовные практики), идеологические (молодые люди — асексуалы, не желающие иметь детей).

Такой брак распространен в Европе. Отношения закрепляются на определенный временной срок — год, два, три. По истечении этого срока брак автоматически прекращается. Изредка семейная пара снова обдумывает все за и против общей жизни и решает расстаться или же договориться еще раз о совместном проживании на какой-либо определенный период времени. Приверженцы этой формы брака считают, что со временем люди вырастают из прежних отношений, как «взрослые дети из старой обуви».

В современном арабском мире (Иран, Алжир, Ливан) также распространен подобный брак. Это брак для удовольствия. Фактически он является замаскированной формой проституции. Он заключается на установленный срок (от одного часа до девяноста девяти лет) и представляет собой обоюдное соглашение, в котором оговариваются финансовые условия. Как всегда, обоснование находится в Коране (Сура о женщинах IV, 24). Шиитские толкователи Корана приписывают истоки этой традиции пророку Магомету, который установил ее для воинов, путешественников и скотоводов — кочевников. Хотя еще в середине VII века один из адептов ислама правоверный суннит халиф Омар I порицал этот обычай и квалифицировал ее как форму проституции.

В современном Иране заключение такого договора имеет строгую юридическую регламентацию и происходит без свидетелей. Иранский мужчина, даже при наличии четырех жен, имеет право вступать во временный брак неограниченное количество раз. В соответствии с правилами, его временная жена непременно должна быть незамужней, разведенной или вдовой. «Временный» муж с соответствии с договором не имеет никаких обязательств в отношении своей «временной» жены, кроме финансовых. В случае рождения ребенка (на практике использование контрацептивных средств молча допускается) «временный» муж обязан признать его своим законным наследником. Но в реальной жизни, как показывает практика, этого никогда не происходит.

Это семья, в которой живут несколько женщин и несколько мужчин. Они связаны между собой не только и не столько общим сексом, сколько общим хозяйством и приятельскими отношениями. Если в таких семьях появляются дети, то они воспитываются всеми членами «коммуны», которые руководствуются идеей: «чем больше мужчин и женщин перед глазами ребенка, тем более у него возможностей познавать разнообразие мира».

Альтернативы традиционному браку

Традиционная семья, в которой муж и жена допускают романы и интимные связи вне брака. Получил распространение в Европе и в России. В семейной жизни такая пара является друзьями. Им удобно жить друг с другом. А недостаток острых ощущений, взрыв чувств и всплеск эмоций компенсируется на стороне.

Гостевой (экстерриториальный) брак

Отношения официально зарегистрированы, но проживание отдельно. Время от времени встречаются, вместе ужинают в ресторане, проводят ночь, время от времени живут вместе, иногда проводят вместе отпуск, но совместного хозяйства не ведут. Некоторые «супруги» умудряются заключить сразу несколько гостевых браков, таким образом, еще более разнообразя свою семейную жизнь.

Идеология «чайлдфри» зародилась практически одновременно в Америке и Европе. Сторонники такого брака отрицают и не признают саму суть и смысл традиционного брака и семьи — рождение ребенка. Приверженцы Childfree считают детей серьезной угрозой комфорту и спокойствию их личной жизни. Антиразмноженцев в западной прессе часто обвиняют в социальном дезертирстве, семейном уклонизме, а иногда даже инкриминируют подрыв демографического сегмента национальной безопасности. Но с возрастом ЧФ меняют свои взгляды и убеждения, заложенная программа размножения берет верх и все становится на свои места.

По фамилии английского анархиста Godwin William — брак, когда супруги владеют общим имуществом, но проживают отдельно. Данный вид брачных отношений получил свое название по имени одного из основателей такой формы брачных отношений — Уильяма Годвина. В своем произведении «Рассуждение о политической справедливости», которое считается библией анархизма, он высказал идею, что такие социальные явления как государство, собственность и брак противоречат природе и разуму человека и общества в целом. Он утверждал, что брак препятствует развитию способностей человека, мешает его счастью и разрушает сознание. И далее делался вывод, что совместное проживание супругов есть безусловное зло, которое мешает всестороннему личностному развитию каждого из них в силу различий их интересов, потребностей, задатков и склонностей.

Брак по расчету. Такой брак непременно предусматривает определенную конкретно обусловленную выгоду (экономическую, психологическую, сексуальную, хозяйственно — бытовую, профессиональную и т.п.). Внутренняя логика таких браков предельна проста. Пришло время создавать семью. Есть на примете партнер, который подходит и исповедует сходное отношение к браку и к жизни в целом. Создается семья. Каждый партнер получает свои «дивиденды» от такой сделки. Как правило, такие пары перестраховываются и не забывают заключить брачный контракт. Брак приносит удовлетворение только в том случае, если расчет верный.

Социология семьи – одна из важнейших отраслей социального знания. Интерес к семье в современном обществе обусловлен многими причинами, в том числе и тем, что большинство общественных проблем зарождается именно в семье. Внимание и интерес к семье проявляет не только социология, но и другие социальные дисциплины (психология, социальная психология, социальная антропология, социальная медицина).

На основе структуры родственных связей выделяют нуклеарную и расширенную семью.
Нуклеарная семья – это семья, состоящая из двух людей, которые ведут общее хозяйство и имеют детей (как собственных, так и приемных). Распространение нуклеарная семья получила с началом индустриальной революции на Западе. Миграция из деревень в города сопровождалась распадом прежних родственных связей.

Характеристикой нуклеарной семьи является неолокальное проживание, т.е. отдельное проживание мужа и жены от их родителей. Нуклеарная семья как вид семейной жизни изучается многими исследователями. Одни приходят к выводу, что такая семья ведет не только к территориальной, но и к социальной дистанции. Другие полагают, что нуклеарной семье свойственно поддержание широких связей с родственниками посредством частных визитов, помощи в быту и т.д.

Расширенная семья представляет собой семью традиционного типа, которая состоит из проживающих совместно либо рядом друг с другом нескольких (чаще всего трех) поколений людей, находящихся в кровном родстве (бабушек и дедушек, мужей и жен, внуков и внучек и т.д.). Например, в России в 1920-1930- ые гг. считалось нормой проживание трех поколений родственников на одной жилплощади. Сегодня такой тип семьи сохраняется в обществах традиционного типа.

Наряду с расширенной семьей в некоторых сообществах существуют крупные родственные группы, объединенные по линии предков мужа либо жены. Такие семьи принято называть кланом.

Основой семейной ячейки является брачный союз между женщиной и мужчиной.

Брак – это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой происходит социальное признание и юридическое закрепление их союза, а также установление их прав и обязанностей по отношению друг к другу и к их детям.

С одной стороны, в браке транслируются выработанные поколениями нормы и образцы поведения, с другой стороны, брак испытывает воздействия со стороны современного общества и поэтому способен к трансформации некоторых своих функций. Например, раньше в Японии родители сами договаривались о браке своих детей, однако в последнее время, в связи с индустриальным развитием этой страны, наблюдается тенденция к увеличению числа союзов, заключаемых по любви.

Выделяют следующие формы брака:

  • моногамия – форма брака, в которой союз составляют один мужчина и одна женщина.Так же используется термин «серийная моногамия» – форма моногамных отношений, где большинство разведенных мужчин и женщин впоследствии снова вступают в брак;
  • полигамия – форма брака, при которой один из супругов(или каждый из них) состоит в брачно-семейных отношениях с несколькими супругами.

Различают три формы полигамии:

1. Полигиния (многоженство)- мужчина может одновременно состоять в браке более чем с одной женщиной. Эта форма распространена в азиатской и африканской культурах. Так, в шариате в исламских странах дозволено иметь одновременно до четырех жен.Однако на практике этим правом пользуются лишь люди с высоким материальным достатком. 2. Полиандрия — одна женщина может одновременно состоять в браке с двумя и более мужчинами. Данный вид полигамии распространен там, где численность мужского населения значительно превосходит численность женского (некоторые районы Южной Индии и Тибета). Как правило, в этом случае несколько братьев имеют общую жену. 3. Групповой брак — несколько мужчин и женщин могут одновременно состоять между собой в брачно-семейных отношениях. Эта форма, широко распространенная в эпоху родоплеменных отношений, до сих пор сохраняется, например, на Маркизских островах Полинезии

В XX столетии получили развитие альтернативные формы семейно-брачных отношений. Эти отношения отличаются от нуклеарной моногамной семьи, легитимность которой признана законодательством, и иногда они противоречат моральным нормам и общественным представлениям.
К таким формам семейно – брачных отношений относятся: гражданские браки, неполные семьи или семьи с одним родителем, однополые браки, одиночество и коммуны.

Гражданский брак (сожительство) — совместное проживание мужчины и женщины с неоформленными юридическими отношениями. Распространению таких отношений способствовали процессы индустриализации, либерализации морали, различных идеологий и т.д.

Неполные семьи, или семьи с одним родителем, образуются в результате развода, смерти одного из супругов, либо рождения женщиной ребенка вне брака. В основном тенденция сводится к тому, что в таких семьях оказывается женщина. Однако, если раньше рождение ребенка незамужней женщиной считалось позором, то сегодня во многих обществах взгляды на этот факт изменились.

Однополые семьи как объект пристального изучения появились сравнительно не так давно. До сих пор в мире идут дискуссии о том, можно ли сожительство людей одного пола считать семьей, нужно ли легализовывать однополые браки, можно ли им доверять воспитания детей и т.д. Сегодня однополые браки легализованы в Нидерландах, Бельгии, Испании, Канаде, Норвегии, Швеции, Португалии, в отдельных штатах США и других странах.

Тенденция к одиночеству обусловлена сегодня тем, что множество людей большое количество времени тратит на получение образования и карьеру. Также одинокими остаются значительное число пожилых людей, чьи партнеры умерли.

Коммуны сознательно отвергают традиционную нуклеарную семью, утверждая, что практика семейно-брачных отношений увековечивает индивидуализм и неравноправие полов, придает семьям одностороннюю функцию накопления собственности и передачи ее в дальнейшем по наследству детям. Коммуны появились как ответ западной молодежи на господство ценностей общества потребления, с которыми молодое поколение отождествляло традиционную семью.

Реальная практика последних лет свидетельствует о том, что разнообразие форм семейно-брачных отношений определяется следующими факторами:

  • уровнем экономического и социального развития общества;
  • преобладающим типом поселения;
  • историческими традициями, обычаями и нравами,этническими и религиозными элементами культуры.

Поэтому все перечисленные формы брачно-семейных отношений находятся в сложном взаимодействии и непрерывной динамике изменений.

В настоящий момент наблюдаются следующие явления в семейно – брачных отношениях в западном обществе:

  1. Увеличения численности добрачных связей и совместно живущих пар, не вступающих в брак, как следствие — увеличение числа детей, родившихся вне брака, с одной стороны. С другой стороны, в западном обществе наблюдается новая тенденция «чайлд фри» — сознательное нежелание иметь детей в семье.
  2. Увеличение числа неполных семей, где ребенка воспитывает один родитель (часто это происходит даже не по причине развода супругов или распада пары, а вследствие «рождения ребенка для себя» в более зрелом возрасте).
  3. Распространение альтернативных типов брака и либерализация семейных нравов и половой морали.
  4. Ослабление роли религии и традиционных ценностей в семье. По мере секуляризации западных обществ и уменьшение числа верующих, роль религии и традиционных ценностей уменьшает свое влияние на семью .
  5. Возникновение новой формы семьи – смешанной (сводной). Это семьи, которые представлены детьми от разных браков.
  6. Изменение связей между поколениями, зачастую сопровождаемые их разрывом (дети перестают поддерживать тесную связь с родителями).

1

См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М., 1991. — С. 710.

2

См.: Даль Вл. Толковый словарь. Т. IV. — М., 1982. — С. 173.

3

См.: Даль Вл. Толковый словарь. Т. I. — М., 1982. — С. 122.

4

См.: Даль Вл. Толковый словарь. Т. IV. — М., 1982. — С. 362.

5

См.: Даль Вл. Толковый словарь. Т. IV. — М., 1982. — С. 362.

6

См.: Масионис Дж. Социология. — СПб., 2004. — С. 580, 581.

7

См.: Анурин В. Ф. Основы социологических знаний. — Н. Новгород, 1998. — С. 127.

8

См.: Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII–XX вв.). — М., 1997.

Типы брачно-семейных отношений. Альтернативные формы брака

Сформировать у учащихся старших классов средней общеобразовательной школы — слушателей дисциплины систему социальных представлений о закономерностях функционирования институтов брака и семьи в современном российском обществе в условиях его трансформации и глобализации.

Старшеклассники, освоившие данный курс:

Знают:

— основные понятия, изучаемые семьеведением;

— гендерные аспекты семейных ролей и статусов;

— особенности положения первого ребёнка и последующих детей в семье;

— причины и последствия падения рождаемости для государства и семьи;

— цену родительства и детства; проблемы родительства в современном обществе;

— альтернативные формы брака и семьи;

— этно-конфессиональные особенности брачно-семейных отношений.

Умеют:

— использовать полученные знания при сдаче единого государственного экзамена и собеседовании при поступлении в вуз;

— применять полученную информацию при самостоятельном анализе ситуации в брачно-семейной и тендерной сферах в современном российском обществе;

— осуществлять диагностику семейных проблем в известных ему семьях с целью выбора наиболее оптимального способа их решения.

Владеют:

— экономическими особенностями ведения современного домохозяйства;

— правовыми основами функционирования институтов брака и семьи;

— жизненно – важными знаниями, которые обязательно помогут им в их жизнедеятельности.

Я думаю, у каждого из вас есть знакомые, которые состоят в альтернативных семейно-брачных отношениях. Возможно, Вы сами в них участвуете. В любом случае, так или иначе, вы сталкивались с этим феноменами.

Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство людей ставят на первое место ценность семьи. Мы можем плохо думать о власти, недолюбливать свою работу, но к личному счастью люди относятся с особым трепетом. В то же время только ленивый не скажет о кризисе семьи, о том, что традиционный брак деградирует, следовательно, и отношение к нему тоже меняется. О происходящих трансформациях свидетельствует в первую очередь изменений понятий: не брак, а интимное партнерство; не супруги, а партнеры. Утратили смысл не только официальная регистрация, но и совместное проживание, и ведение общего хозяйства. В настоящее время значимость имеет только сексуальная основа, которая не обязательно подразумевает секс с одним партнером, и степень значимости присутствия другого – ощущение себя «парой».

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФОРМЫ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Понятие члена семьи неоднозначно трактуется российским законодательством. Так, согласно , к членам семьи относят всех проживающих на одной территории с собственником лиц, его детей, супруга и родителей. На основании в состав семьи включены:

  • супруги;
  • родители и дети (включая усыновленных).

Факт совместного проживания значения не имеет. При этом, например, бабушка членом семьи для внука не является, хотя и относится к его близким родственникам.

Дети остаются членами семьи даже после своего совершеннолетия. Но есть некоторые нюансы: например, дети в семье военных старше 18 лет в большинстве своем уже не входят в состав членов семьи.

Характерными особенностями семейных отношений являются:

  1. Добровольность.
  2. Безвозмездная основа.
  3. Длящийся характер.
  4. Основанность на праве и юридических нормах. В России признается только брак, заключенный в органах ЗАГСа. Прекращение брака происходит через ЗАГС или суд.
  5. Неотчуждаемость: семейные права не передаются третьим лицам. Законом определен субъектный состав семьи: супруги, дети и родители.

Согласны ли вы с внесением поправок в Семейный кодекс?

ДаНетМне все равно

Вступившие в июле 2020 года конституционные поправки потребуют изменений в Семейный кодекс и другие подзаконные акты. Так, согласно , дети признаны важнейшим приоритетом государственной политики, государство создает условия для их всестороннего развития в духовном, интеллектуальном и физическом планах.

Согласно конституционным поправкам, государство берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения, но приоритетным остается семейное воспитание.

Для того чтобы привести в соответствие конституционные поправки и семейное законодательство, российские сенаторы под руководством Е. Мизулиной вынесли на суд законодателей предложения об изменении норм Семейного кодекса. Согласно законопроекту, документ предполагает 112 поправок в 69 статей.

В плоскости правоотношений брак — это официально оформленный по закону добровольный союз с целью создания семьи. Его регистрация порождает взаимные права и обязанности супругов, касающиеся личных и имущественных вопросов.

С точки зрения закона, заключение брачного союза основывается на правовых нормах, а не на моральных устоях.

Семейный статус определяет систему обязанностей и прав для каждого из супругов.

Брак является не только способом оформления отношений перед государством, но и формой социального контроля.

Официальный брак регистрируется в государственных или религиозных инстанциях, наделенных соответствующими полномочиями. Права и обязанности супругов возникают исключительно в зарегистрированном союзе.

Простое сожительство партнеров (гражданский брак) не порождает никаких правоотношений. Штамп в паспорте гарантирует соблюдение прав каждого члена семьи в различных правовых ситуациях. Для решения наследственных, алиментных, жилищных вопросов необходимо представить свидетельство о заключении брака.

6.4.2. Альтернативные формы семьи

Классическая форма брака мужчины и женщины вне зависимости от того какая она – гражданская или фактическая, является правильной и общепринятой в организации семьи. Но также существуют и нетрадиционные альтернативные виды, большинство из которых можно отнести к запрещенным союзам, так как многие из них по закону и с точки зрения морали невозможно официально зарегистрировать. Их особенность – это нетипичное и нестандартное поведение людей. К таким относят:

  1. Гостевой или его еще можно назвать визитный. Данные отношения являются законными, ведь оформляются официально в органах ЗАГСа. Но после свадьбы пара не живет вместе. Супруги лишь изредка встречаются, проводят время вместе, ходят на свидания и даже летают отдыхать, но не ведут общее хозяйство. Самый главный плюс этих союзов, что влюбленные не скандалят из-за бытовых проблем, а за счет редких встреч не теряют страсть друг к другу. Минусом же гостевого брака, можно назвать не совсем правильное воспитание детей. Ведь ребенок в основном будет жить с кем-то одним из родителей. Подобный тип супружества часто можно встретить, когда кто-то из влюбленных вынужден постоянно ездить на длительные командировки или гастроли. Бывает и так, что людям необходимо жить в разных городах или даже странах.
  2. Однополый, самый неоднозначный вид – это брак между двумя мужчинами либо же двумя женщинами. Как всем известно, в РФ такие союзы категорически запрещены, более того, они вызывают порицание и осуждение со стороны окружающих. А вот в 18-ти государствах лиц одного пола давно уже регистрируют. Среди них: Норвегия, Канада, Бразилия, Дания, Франция, Мексика, Аргентина, Япония, США.
  3. Полигиния или многоженство наиболее распространено у мусульман, например, в Сирии, Египте, Объединенных Арабских Эмиратах, Нигерии, Саудовской Аравии, Алжире. Там парень официально играет свадьбу с несколькими девушками. На территории нашей страны закон запрещает полигинию, лишь в некоторых уголках, где исповедуется ислам, его можно встретить. Чаще всего русские мужчины женятся на одной, а живут в фактическом браке еще с несколькими представительницами прекрасного пола, грубо говоря, заводят любовниц.
  4. Фиктивное супружество или по расчету, является законным, ведь регистрируется по обоюдному согласию обеих сторон в ЗАГСе, но с корыстной целью, к примеру, получение гражданства. В таких отношениях супруги даже и не думают о создании настоящей семьи. Очень часто рассматриваемые союзы встречаются с иностранцами. В России это уголовно не наказуемо, но если все-таки будет доказано, то могут аннулировать.
  5. Еще один альтернативный вид – открытый или свободный брак, который, в свою очередь, может быть гражданским или же фактическим, то есть официальным или без штампов в паспортах. Супруги проживают вместе под одной крышей, ведут совместный быт, а особенностью является наличие других связей у каждого из них на стороне. Такая позиция может объясняться нехваткой новых ощущений или же просто люди не умеют быть верными своему избраннику.
  6. Виргинальный или на западный манер «Чайлдфри» – отношения законные или фактические, без наличия детей. Здесь речь не идет о парах, которые откладывают деторождение из-за молодого возраста, отсутствия финансовых возможностей или по медицинским показаниям. Это влюбленные, которые намерено не хотят заводить ребенка. Если обращаться к статистике, то с возрастом многие супруги, по данному вопросу, все-таки меняют свое мнение.
  7. Еще один довольно неклассический вид, который поймут немногие – групповые браки или, иными словами, «Шведская семья». Конечно, отношения, состоящие из нескольких мужчин и женщин, запрещено регистрировать на территории РФ. Но, что интересно, шведская семья практикуется у людей еще с первобытных времен.
  8. Морганатический – состоит из двух людей неравного статуса и положения в обществе. Они заключались в давние времена в королевских династиях, а в наши дни не очень актуальны.
  9. Конкубинативный тип супружеских уз – заключается в отношениях женатого человека с другой дамой, от которой у него ребенок. Отпрыск, родившийся в таком союзе, официально признается отцом и материально обеспечивается им.
  10. Многомужество или же полиандрия. Как несложно догадаться, то же многоженство, только наоборот. В данном случае женщина имеет несколько официальных мужей. В России не регистрируют, а распространены они на землях Индии, Непале и в Тибете.
  11. И последний вид называется пробным. Здесь все просто, молодые люди живут вместе, а как приходят к совместному решению завести ребенка, то женятся официально.

Одним из условий заключения брака является возраст человека. Так, законодательно разрешено жениться совершеннолетним, то есть с 18 лет.

Однако при существовании уважительных причин вступить в брак можно с 16, а в отдельных регионах России и с 14 лет. К таким причинам относится беременность или уже родившийся ребенок.

  1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.
  2. Волков А.Г. Семья – объект демографии. М., 1986.
  3. Зидер Р.И. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII – XX вв.). М., 1997.
  4. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информационно-методические материалы к курсу “Этика и психология семейной жизни”: Книга для учителя. М., 1988.
  5. Научно-исследовательскому институту семьи пять лет. М., 1996.
  6. Семья в представлениях современного человека. М., 1990.
  7. Семья : книга для чтения в двух томах. М., 1990.

Привычный нам образ нуклеарной семьи активно формируется средствами массовой информации – от церкви и и школы до рекламных журналов и модных сериалов. Если мы сопоставим свою личную жизнь с нормативным образом семьи, то, несомненно, придем в ужас. Спасет нас только классическое конфуцианское “исправление имен”. Контуры семейного тела следует очертить так широко, чтобы в это нечеткое множество попали всевозможные способы продолжать жить.

Семья воюет, а одинокий горюет.
(Русская пословица)

Семейный вопрос – это вопрос о существовании семьи. Как, при каких условиях возможна (или невозможна) семья? Семейный вопрос есть вопрос о жизни и смерти института семьи. Этот вопрос был выдвинут для публичного обсуждения, когда развитие рыночных отношений привело традиционную семью к кризису.

Кризис семьи . Рынок требует мобильности без скидки на личные обстоятельства. Поэтому развитая рыночная экономика – это общество робинзонов: общество одиноких индивидов, не отягощенных партнерством, браком, детьми. Идеальный рынок – безбрачное, бессемейное, бездетное общество. Поэтому все социальные учения XIX– XX вв. предсказывали скорое исчезновение семьи. В основу прогноза были положены следующие тенденции, действие которых обнаружилось еще в XVIII в., но наиболее полное выражение они получили к концу ХХ в.:

Резкое падение количества заключаемых браков. Так, в настоящее время во Франции только 25% женщин до 35 лет состоит в зарегистрированном браке. Снижение брачности связано, в первую очередь, с откладыванием браков. Откладывание браков не сопровождается откладыванием начала сексуальных отношений, уменьшением сексуальных добрачных контактов, что неизбежно ведет к числу абортов, особенно при первой беременности, увеличению числа случаев вторичного бесплодия, внебрачных рождений и отказов от рожденных детей.

Увеличение числа одиночек. В Париже заре­гистрировано больше холостяцких семей (один взрослый), чем супружеских пар. Старение населения приводит к увеличению количества вдовцов и особенно вдов. Растет число молодых людей, живущих в одиночестве, и женщин, которые должны хотят одни воспитывать детей. Общественное содействие и предоставление раз­личных пособий на малолетних детей позволяет жить одному или в одиночку воспитывать детей.

Снижение детности семей. В ФРГ треть населения брачного возраста (25–55 лет) не замужем и не женаты. Из оставшихся двух третей в свою очередь треть бездетны. Из остальных подавляющее боль­шинство — однодетные семьи.

Формируется культура бездетности. Растет число тех, кто осознанно выбирает “бездетный” образ жизни. Наблюдается массовый сдвиг от семей, “сосредоточенных на детях”, к семьям, “сосредоточенным на взрослых”. Сейчас возникают различные организации для поддержки бездетной жизни, В США возникла Национальное движение за деторождение по желанию, чтобы защитить права бездетных и сражаться с пропагандой рождаемости. Национальная ассоциация бездетных создана в Великобритании.

Люди все чаще разводятся. В 1999 г. в России на 1000 заключаемых браков пришлось 623 развода. В Японии, на 100 браков сегодня приходится 24 развода. В США из 100 браков распадаются 55. Во Франции на 100 браков фиксируется 32 развода. Разведенные все реже вступают в брак повторно.

Таким образом, существование семьи оказывается под вопросом. Исчезают отдельные элементы семьи и соединяющие их связи. В соответствии со структурой семьи подвопросами, конституирующими семейный вопрос, стали женский, детский и мужской вопросы.

Женский вопрос. В древности родовую месть называли женским вопросом. Труднее всего уговорить к примирению было женщин. Они особо упорно настаивали на исполнении кровомщения, они же и защищали кровников. Если женщина мстила сама, это приравнивалось к героическому подвигу.

В начале XIX в. в романах французской писательницы Ж. Санд был вновь поставлен женский вопрос – вопрос об освобождении женщин. На первом этапе главной задачей движения женщин, развернувшегося вначале в Великобритании, являлось получение права на гражданство, права на участие в голосовании, права на доступ к образованию и здравоохранению. Это движение называлось “суфражизм”. Оно охватило США, Россию, многие страны Европы в XIX – начале XX столетия. В результате женщины обрели право избирать и быть избранными в законодательные органы, право распоряжаться собственностью, право на имущество и детей в случае развода, возможность заниматься наукой, общественной и государственной деятельностью.

За эмансипацию женщин боролись анархисты. В программе Славянской секции Интернационала и “Революционном катехизисе” анархист М.А. Бакунин требовал полного политического и социального уравнения женщины с мужчиной и замены легальной семьи, узаконенной религиозно-юридическим браком, браком свободным, уничтожения семейного права и права наследства. Он выступал за социальные гарантии матери и ребенку на период от зачатия до совершеннолетия. Лейтмотивом женского движения М.А. Бакунин считал борьбу за высшее образование. С этой целью в России XIX в. организовывались женские кружки, создавались общества переводчиц, издательниц, переплетчиц и типографщиц. Женщины добивались открытия высших женских курсов.

Анархизм также боролся за освобождение женщин от работ по дому. Князь П.А. Кропоткин писал о женщине: “Она больше не хочет быть вьючным животным своего дома; довольно с нее и того, что она столько лет своей жизни отдает на воспитание детей. Она не хочет больше быть в доме кухаркой, судомойкой, горничной!”. Освободить женщин предполагалось механизацией домашнего хозяйства, открытием учреждений службы быта и общественного питания, столовых для каждой группы домов. “Освободить женщину, – писал П.А. Кропоткин, – не значит открыть для нее двери университета, суда или парламента; потому что освобожденная женщина всегда сваливает домашний труд на какую-нибудь другую женщину. Освободить женщину – значит избавить ее от отупляющего труда кухни и прачечной; это значит – устроиться так, чтобы дать ей возможность, кормя и выращивая своих детей, вместе с тем, иметь достаточно много свободного времени, чтобы принимать участие в общественной жизни”.

Типология семьи. Формы брачных отношений

  1. Оцените состояние семейной жизни в вашем коллективе. Какая часть семей находится в состоянии кризиса?
  2. Выясните в вашей учебной группе точку зрения мужчин и точку зрения женщин относительно ситуации кризиса семьи. В чем различаются и в чем совпадают эти мнения?
  3. Каким образом решение женского вопроса повлекло за собой выдвижение мужского и детского вопросов?
  4. Приведите из жизни примеры настоящих, на ваш взгляд, мужчин. Совпадает ли ваша оценка с мнением окружающих?
  5. Ваш аналитический прогноз: умрет ли семья?
  1. Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления. М., 1990.
  2. Кирьянова О.Г. Кризис американской семьи. М., 1987.
  3. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О женском вопросе. М., 1978.
  4. Рубинштейн М.М. Кризис семьи как органа воспитания // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1997. № 3.
  5. Семья в изменяющемся мире. Сыктывкар, 1994.
  6. Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995.
  7. Сорокин П.А. Кризис современной семьи // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1997. № 3.

У княгини ребя, у кошки
котя – таково же дитя.

(Русская поговорка)

Люди – звери. Поэтому семья бессмертна. Распад социальных форм семьи приоткрывает ее неизменную биологическую основу.

Человек в мире животных . Нельзя понять процесс становления человеческого общества и семьи, не зная характера зоологических объединений, им непосредственно предшествовавших. “Человек – животное политическое”, – написал когда-то Аристотель, знаток животных и создатель зоологии. Политическое – это полисное, образующее структуру иерархически оформленного поселения, как муравей – животное муравейниковое, озерная чайка – колониальное, медведь – территориальное, а аист – семейное.

Сравнение поведение человека с поведением жука, рыбы, птицы, зверя распространено, но оценивается как упрощение. Многие черты поведения человека, кажущиеся уникальными или загадочными, не выглядят такими, если известны сходные образцы в поведении других видов. Инстинктивное поведение животных изучает особая наука – этология. Человек для этологов – один из видов животных: на 95% тексты ДНК человека и шимпанзе совпадают.

На животные корни человеческой семьи обратил внимание в своем труде “Sex and repression in savage society” английский антрополог Б. Малиновский (1884–1942), проводивший полевые исследования в Новой Гвинее, Австралии и Меланезии. Семья, считал исследователь, единственная социальная группа, воспринятая человеком от животных. Ее ядром является отношение родителей и детей. Семейная жизнь млекопитающих не завершается с рождением потомства. Длительное созревание детеныша требует достаточно продолжительной заботы и обучения со стороны обоих родителей.

Семейные сообщества. Критерием семьи в мире животных является забота о потомстве. Наличные межпоколенные взаимодействия делают сексуальные межполовые отношения устойчивыми. Поэтому семьями могут быть и гомосексуальные объединения.

В естественных условиях встречаются следующие формы семей:

  • Нулевая семья: детеныши растут без родительской заботы, образуя стаи.
  • Нуклеарная семья: одна самка выращивает детенышей одного или, редко, двух последовательных выводков; одиночный самец выращивает свое потомство от одной или нескольких самок (в основном у рыб).
  • Самки, объединяясь, совместно выкармливают детенышей. Выводки объединяются в детские ясли.
  • Моногамная семья: пара родителей выращивает своих детенышей одного, двух, трех последовательных выводков (чаще у птиц).
  • Полигамная семья: один самец связан с несколькими самками и их потомством от него (у млекопитающих); одна самка-матриарх, ее детеныши и несколько самцов (в вырожденных сообществах).
  • Семейное сообщество: несколько самцов и самок со своими детенышами и молодняком (стадо, стая, орда).

В экстремальных и искусственных условиях образуются квазисемьи :

  • Настойчивые ухаживания самца могут ускорить гормональное развитие самки. Когда самку и самца голубей держали раздельно в соседних клетках так, чтобы они могли видеть и касаться друг друга, непрерывное ухаживание голубя индуцировало голубку снести яйца (нежизнеспособные).
  • В неволе, в отсутствие самцов, пару образуют две голубки, одна из которых демонстрирует поведенческие особенности, обычно присущие самцу. Обе несут яйца одновременно. Нимфомания распространена у коров молочных пород. Корова ведет себя как бык, ревет, стремиться спариться с другими коровами, но сама таким попыткам противится. По внешнему виду, по голосу она впоследствии все более и более начинает походить на быка. У таких коров довольно часто обнаруживают кисту яичников.
  • Встречается ухаживание за макетом (портретом) брачного партнера и его оплодотворение (у трехиглой колюшки). Для быка достаточно железной трубы, изогнутой в виде перевернутого латинского U. Для голубей достаточно собственного отражения в зеркале.
  • В заповедниках и заказниках обуреваемый нежностью лось (или лев) пытаются спариться с мужчиной из обслуживающего персонала, а самки принимают его за соперника.

Образование семей представляет, таким образом, естественный процесс, осуществление которого возможно и при отсутствии полового партнера.

Брачное поведение (ухаживание) – поведение, включающее подачу сигналов партнеру, синхронизацию поведения, умиротворение, пространственную ориентацию, соблазнение, репродуктивную изоляцию. Ниже даны краткие характеристики отдельных брачных действий.

Узнавание . Как найти самца? По песне. Брачные песни – звуковые демонстрации. Песни привлекают самок (и хищников) и отпугивают соперников. Песня достигает максимальной громкости, когда самец одинок и прекращается, как только у него появляется самка. Брачные песни есть и у земноводных (вспомним лягушек), и у пресмыкающихся (степных черепах, крокодилов), и у птиц, и у млекопитающих. Не случайно говорят, что женщина любит ушами, а гитаристы (гармонисты) и говоруны пользуются популярностью у женщин.

У бабочек привлекает запах девственных самок. У крупных ночных бабочек из семейства бражников самка может привлечь самца на расстоянии 11 км. Здесь берет истоки парфюмерия.

Приветствие выполняет функцию умиротворения. У квакв, когда родитель подходит к гнезду, он отвешивает глубокий поклон тому, кто в нем находится (партнеру или потомку). Кланяясь, птица демонстрирует иссиня-черную шапочку и поднимает три тонких белых пера, которые обычно сложены сзади. После такого вступления она заходит в гнездо, где встречает сердечный прием. Иначе птенец атакует отца.

  1. Приведите примеры из жизни животных, которые дополнительно иллюстрируют рассмотренные ситуации.
  2. Выделите в жизни человеческого общества формы поведения, изоморфные (подобные) поведению животных.
  3. Есть ли у вас или ваших знакомых квазисемья?
  4. Раздражает ли подросток своим присутствием родителей?
  5. Разработайте проект организации семейной жизни, учитывая закономерности, открытые этологией.

Альтернативные формы современного брака. Проблема устойчивости семьи и брака

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Женский меч никогда не ржавеет

(Ассирийская пословица)

У истоков брака лежит безбрачие, т. е. агамия. Временное исключение из половой деятельности потенциальных партнеров косвенным образом стало регламентировать порядок допустимых половых отношений.

Половые табу. С развитием охоты для первобытных людей обычными стали длительные охотничьи экспедиции. Мясо приносили на стоянку, где оставалась женско-детская группа. В состав охотничьей партии женщины, как правило, не включались из-за ряда психофизиологических особенностей, а также во избежание конфликтов между самцами.

  • 5.1 Власть. Роль политики в жизни общества
  • 5.2 Понятие и признаки государства
  • 3.1 Экономика, ее роль в жизни общества
  • 3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов
  • 3.3 Экономические системы и собственность

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Типы семей и формы брака. Альтернативные (нетрадиционные) формы брака и семьи.

В контексте структуры и строении семьи рассматривают нравственно-психологические связи между всеми ее членами, ее количественную полноту, духовность и соотношения власти и авторитетов между всеми ее членами. С формированием и структурой семьи связывают:

  • Традиции и обычаи родительских семей, нации и других тесно соприкасающихся групп.
  • Степень взаимодействия с другими семьями и их влияние.
  • Влияние общества.
  • Режим и уклад жизни всех членов.

Хотя будущий союз начинает формироваться на этапах ухаживания, нельзя назвать это началом жизненного цикла семьи. Но уже формируется определенный тип, который будет влиять на всех ее членов. Социологи отмечают некоторые общие принципы семейных организаций и выделяют определенные типы данных социальных структур. В зависимости от положения субъекта в семье определяют такие типы семей:

  • Родительская, где человек рождается и получает необходимую заботу и воспитание.
  • Репродуктивная. Семья, которую человек создает вместе с супругом.

По форме и по количеству старших членов семьи выделяют такие виды:

  1. Моногамные. В семье два партнера — мужчина и женщина.
  2. Полигамные. В данной семье насчитывается несколько супружеских партнеров, при этом вариантов таких союзов может быть несколько:
    • Полиандрия, где одна жена имеет несколько мужей. Встречается в Тибете и Индии.
    • Полигиния, где мужчина строит отношения более, чем с одной женщиной. Широко распространено в мусульманских странах.
    • Групповой брак, где несколько мужчин и более двух женщин. Встречается крайне редко, так как не свойственно человеческой природе.

Учитель обществознания и права Яна родом из Кирова, но уже 7 лет работает педагогом в одной из петербургских школ. За время преподавания в школе девушка столкнулась с многочисленными изменениями в программе и в приоритетах образования.

– Например, в 5 классе обществознание вынесли во внеурочную сетку и заменили Основами духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР). Преподавание истории сменилось с концентрической системы, при которой всю историю проходят дважды, на линейную, где курс растягивается на 5–11 классы. Изменения ценностей и приоритетов, диктуемые государством, меняют и учебную нагрузку по предметам, – отметила Яна.

Учитель также рассказала, что несколько лет назад на одном из совещаний уже слышала разговоры о внедрении семьеведения в школьную программу. По словам девушки, тогда никто не отнёсся к этому предложению серьёзно, «хотя и ОДНКНР когда-то никто не ожидал».

Яна не отрицает важность проблемы кризиса института семьи, которая актуальна в обществе уже не одно десятилетие. Но девушку также беспокоит, что́ именно будет включать этот курс и кто должен его преподавать.

– Нам однозначно сказали: преподавать будут учителя обществознания, ведь тема семьи поднимается в нашей учебной дисциплине в каждом классе. Мы изучаем роль семьи, семейный бюджет, семейное право, функции семьи, классификации, проблемы, то есть всё это в учебном плане по предмету уже есть. Насколько же целесообразно тогда вводить целый курс подобных тем? И можно ли вообще избежать развала института семьи и брака, введя школьный предмет? На мой взгляд, нет, – считает учитель.

Как правило, социальные психологи связывают домини­рование с принятием социальной ответственности за действия группы: доминирующий член группы отвечает за успешность выполнения общей задачи и, кроме того, несет ответственность за сохранение нормальных отношений между членами группы. Кроме того, с доминированием связывают импровизаци­онную активность и инициацию действия. Считается, что наибо­лее успешными лидерами являются лица, склонные к торгу, равнодушию к межличностным отношениям, умеющие сопро­тивляться социальному давлению, стремящиеся к достижени­ям, риску и получающие удовольствие от манипуляций другими

людьми.

Задача доминирующей личности — обеспечение безопас­ности группы, координация действий ее членов для достижениягрупповых целей, определение перспектив жизни и развития группы и внушение веры в будущее.

И плане воспитания выделяют 5 видов власти, характеризу­ющих отношения между ребенком и взрослыми в семье (Френч и Равен):

Власть вознаграждения


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.