Наказание за нарушение моральных норм

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Наказание за нарушение моральных норм». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание

Мораль – это негласные правила поведения, сформированные многолетним опытом человечества. Это общепринятые принципы и понятия о нравственном совершенстве человека достойного и положительного. Простыми словами, мораль – это отделение понятий добра и зла, хорошего и плохого, правильного и неправильного. Синонимами или близкими по смыслу можно считать слова «нравственность», «честь», «этика». Исходя из этих правил, разделяют моральные и аморальные поступки. Они могут быть разными.

Например, моральные нормы могут варьироваться, с точки зрения личностных отношений, семьи, религии, философии. Они могут немного отличаться в разных ячейках общества, группах людей, схожих по интересам, трудовых коллективах и др. Сколько людей – столько и мнений. Но существуют общепризнанные нормы поведения, нарушение которых вызывает всеобщее недовольство.

Закон об оскорблении общественной нравственности

Роль государства в качестве гаранта выполнения прав и свобод граждан, бесспорно, значительная. Однако, несмотря на то что право и мораль неразделимо связаны друг с другом в совокупном обеспечении эволюции цивилизации, не все нормы морального поведения регулируются законом. Право подтверждает неотъемлемость свобод граждан, презумпцию невиновности, мораль – возможность достижения личного счастья. Оно гарантирует свободу слова, мыслей, поступков, реализацию желаний. Но мораль определяет, насколько нравственными будут эти мысли, поступки – бескорыстными, а желания – благородными. Право принуждает отдать долг стране, поступив на военную службу, выплачивая налоги. Мораль побуждает заниматься благотворительностью, помогать и отдавать только из чувства внутреннего долга.

Поведение высокоморального человека – это его осознанный выбор. Нет законов, которые могли бы принудить к реализации добрых поступков. Как и не предусмотрено за их невыполнение и незнание наказаний. За исключением, пожалуй, общественного мнения, осуждения. Но кого на сегодняшний день волнует, что думают окружающие? Человек морали тоже не обращает на толпу внимания. Но он поступает так, как велит ему воспитание, собственные представления о «белом и чёрном». Огромную роль в формировании его личности, бесспорно, играет пример родителей, учителей, друзей, личный жизненный опыт. Воспитанный человек вряд ли способен совершить такой аморальный поступок, какой не позволяют его моральные принципы.

Но что относится к моральному и аморальному? Как разделить поступки, характеризующие человека порядочного и нет? Возьмём, к примеру, случай про ветеринара и хозяина собаки. Животное долгие годы служило человеку, было ему верным товарищем. В последнее время здоровье его ухудшилось, потом пёс и вовсе слёг. Доктор, проведя необходимые обследования, диагностировал рак, посоветовав собаку усыпить. Такое предложение глубоко возмутило хозяина, оскорбив его моральные принципы. Забрав собаку домой, он продлил ему жизнь ещё на месяц. Но была ли счастлива она? Нет. Каждая секунда её была наполнена невыносимой болью, тоской и страданиями. Так не правильнее ли было усыпить пса, сделав его смерть тихой и безболезненной? И не аморально ли было, с точки зрения хозяина собаки, обрекать животное на муки?

Статья 6.23. Нарушение общепринятых норм нравственности

Объяснить смысл понятия «аморальный поступок» ребёнку не так-то просто. Но можно показывать на своём примере, как делать не нужно: погладить собачку вместо того, чтобы оттолкнуть её ногой. Или напоить молоком котёнка, вместо того чтобы дать ему умереть от голода на свалке. Либо помочь молодой маме отнести коляску на четвёртый этаж. Естественно, регулярные положительные примеры, присутствие в лексиконе таких слов, как «пожалуйста», «спасибо», «будьте здоровы», вскоре пустят ростки в детском сердце. И, поверьте, дадут первый неплохой урожай уже через несколько месяцев.

Является ли аморальным поступком плохое поведение маленького ребёнка? Здесь всё зависит от возраста. В 1–2 года дитя ещё не способно понимать, что хорошо, а что плохо. А тем более отличать эти понятия. Но ребёнок в трёхлетнем возрасте уже отлично осознаёт, что такое боль, знает о наказаниях и поощрениях. Начиная с этого периода, следует постепенно закладывать правила поведения. Если карапуз мучает кошку, скажите ему, чтобы он не трогал её – животному больно. Слова вряд ли возымеют действие, но царапина на руке от разозлённого домашнего любимца, несомненно, послужит уроком.

После 7 лет дети уже прекрасно понимают, когда они поступают плохо. Если родители не будут направлять на путь истинный, то ребёнок под давлением коллектива может начать совершать аморальные поступки: драться, обманывать, обижать слабых, издеваться над животными. Невнимание к этим поступкам приведёт к тому, что малыш поймёт всю безнаказанность нарушений. От этого потеряется вся ценность моральных норм. А затем и правовых. Последует воровство, наркомания, употребление алкоголя, беспорядочные связи. В попытках воспитать достойную и благородную личность главное – не потерять доверия ребёнка. Ведь именно оно создаёт ту близость между родителями и детьми, которая из разумных наставлений, терпеливого учения и жизненных примеров перерастает в крепкую дружбу старого и нового поколения.

Разберем «хорошие» санкции, или позитивные. Они применяются тогда, когда необходимо поощрить человека за какие-либо достижения, заслуги. За хорошую успеваемость, усердие в работе, достижения призовых мест на олимпиаде. Термин «позитивные санкции» — синоним «поощрения» и может выражаться в виде:

  • Денежных премий.
  • Похвалы.
  • Наград, медалей, кубков.
  • Оценок, фиксированных результатов и т.д.

За нарушение установленных правил обычно применяются санкции.

В данном случае это негативные, и они являются синонимами «наказания». Могут проявляться в следующих формах:

  • Выражение недовольства.
  • Штрафы.
  • Выговоры на работе.
  • Судебные постановления.
  • Низкие оценки в учебе и т.д.

В зависимости от того, какая норма нарушена, будет степень тяжести санкции. Но многие нормы «переплетаются». Например, религиозные и юридические. Существует уголовная статья «Оскорбление чувств верующих». За это преступление наказание будет не только в виде недовольства, но и в виде реального тюремного срока. Сегодня в России можно получить несколько лет тюрьмы за компьютерную игру в храме. Примеры «с ловлей покемонов» это доказывают.

Формальные санкции — это все то, что зафиксировано в определенных правилах. Например, возьмем приговор суда. Все действия, связанные с ним, зафиксированы в процессуальных кодексах, выходить за рамки которых не дозволено.

Неформальные санкции имеют эмоциональный характер. Их применение нигде не зафиксировано. Например, осуждение человека за проступок. Нельзя прописать «как можно» реагировать, а «как нельзя». Ведь это происходит спонтанно, на эмоциях.

Аморальный поступок — что это такое?

Во многих западных странах существует закон против sexual (сексуальный) harassment (агрессия, оскорбление, притеснение) в общественных местах. Намерения были благими, а к чему это привело? Мужчины боятся сделать женщине самый невинный комплимент. А как влияет отсутствие комплиментов на женщину? Кроме того, мужчины, не подвергая себя опасности совершить правонарушение, могут познакомиться с женщиной теперь только по интернету или в баре. Бар – это тоже еще вопрос. От этого закона страдают и сами женщины. Браков заключается все меньше. Рождаются дети у родителей, подвластным таким законам, все реже.

Право и мораль – это важнейшие социальные регуляторы поведения людей, которые влияют на их сознание и поступки.

Если бы в нашей жизни не существовало норм морали и права, мы не знали бы, что такое добро и зло, как нужно себя вести в той или иной ситуации, что категорически запрещено делать, а какие наши поступки одобряются и даже поощряются обществом. Таким образом, без данных регуляторов поведения людей в нашем мире наступил бы хаос.

Мораль (от лат. «moralis» – нравственный; «mores» – нравы) – самый древний регулятор поведения людей. Мораль возникает тогда, когда появляется потребность согласовать поведение отдельного человека с интересами общества.

Моральные нормы определяют ценность поступков людей с точки зрения таких понятий, как добро и зло, совесть, честность, порядочность, дружба, предательство и т.д.

«Золотым правилом» морали можно считать высказывание: поступай в отношении других так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Мораль – это форма общественного сознания, совокупность принципов, правил и норм, которыми руководствуются социальные субъекты в своих действиях.

Право – возникает значительно позже, чем мораль и связано с образованием государства. Необходимость в праве возникает, когда норм морали уже недостаточно для регуляции общественных отношений, и они не так эффективны, поскольку добровольно соблюдаются не всеми членами общества. В такой ситуации требуется иной социальный регулятор, который бы устанавливал санкции (ответственность субъектов) за несоблюдение принятых норм. И таким регулятором является право.

Основной девиз права, в отличие от морали, – поступай так, чтобы твои поступки не ограничивали свободу других и соответствовали всеобщим законам. То есть права (свобода действий) одного индивида заканчиваются там, где начинается свобода (права) другого, либо всех членов общества.

Право – это система общеобязательных формально определенных норм, которые определяют меру возможного и должного поведения субъектов.

Между моралью и правом много общего:

  1. Мораль и право являются социальными регуляторами (а моральные и правовые нормы – это социальные нормы), которые упорядочивают индивидуальное и общественное поведение.
  2. Мораль и право имеют единую цель – сохранить социальное равновесие и общественный порядок.
  3. Моральные и правовые нормы существуют в виде общеобязательных правил поведения.
  4. Нарушение моральных и правовых норм влечет негативные санкции.
  5. Мораль и право отражают уровень развития общества, государства, цивилизации.
  6. Предполагается, что в нормах морали и права отражается воля большинства членов общества.
  7. Предполагается, что мораль и право должны являться социальным благом, утверждать общечеловеческие ценности в обществе.

В последних двух пунктах указано именно «предполагается», потому что в идеале право, как и мораль, должно быть мерилом добра, справедливости, равенства, но к сожалению, практика государств показывает, что такое бывает далеко не всегда.

В каждом государстве, отдельной общественной группе, обществе — свои социальные нормы. Они меняются с течением времени и под воздействием обстоятельств. К примеру, в 17-18 веке во Франции люди не мылись годами, водные процедуры не были приняты не только у бедноты, но и у высшей знати. Уход за телом считался греховным, поэтому даже короли принимали ванну всего несколько раз в жизни. Сегодня во Франции, и в любом другом современном государстве, такое поведение резко осуждается, люди признают необходимость личной гигиены, зная о природе инфекционных и вирусных заболеваний. Таким образом, социальные нормы меняются благодаря развитию научных знаний, изменению представлений о мире.

Несмотря на то, что социальные нормы не всегда являются совершенными, но они необходимы в любом обществе. К функциям социальных норм относятся:

  1. Формирование и воспитание личности. Нормы помогают сформировать совесть, моральные и нравственные принципы у подрастающего поколения;
  2. Оценка поведения человека. Благодаря нормам люди могут оценивать поведение, понимать, какие действия являются плохими (наносит вред себе или окружающим), какие хорошими;
  3. Регулирование общественных отношений. Нормы создают рамки, выступают ограничителями в поведении индивида, отдельных групп людей. Таким образом, они обеспечивают порядок и стабильность в обществе.

Функции социальных норм в обществе трудно переоценить, они наряду с законом являются элементами социального контроля. Без них в социуме наступил бы хаос, каждый делал бы то, что ему хочется, не задумываясь о последствиях.

Кого и когда можно уволить за аморальный проступок

В зависимости от масштабов девиации, выделяют уровни отклоняющегося поведения:

  1. Личностный уровень — это отклоняющееся поведение одной отдельно взятой личности (ученик систематически не выполняющий домашнее задание, заядлый курильщик, отшельник, нарушитель закона);
  2. Групповой уровень — это девиация характерная для определенной общественной группы (футбольные фанаты, нарушающие общественный порядок, учащиеся 7-Б систематически прогуливающие уроки);
  3. Государственный уровень – это отклоняющееся поведение людей, наносящее вред всему государству, представляющее опасность на государственном уровне (терроризм, взяточничество).

В зависимости от того, насколько большую опасность представляют последствия негативного отклоняющиегося поведения, выделяют:

  • Проступки (Саша не уступил место пожилой женщине в автобусе).
  • Преступления (Артем ограбил ювелирный магазин).

Девиация может выходить за рамки нравственности, а может напрямую нарушать правовые нормы[1]. Если человек нарушил негласные правила поведения в обществе, поступил не так, как от него ожидали окружающие, в ответ он получит неодобрение, высказанные вслух упреки. Такие действия, не соответствующие культурным нормам, не наносят заметного вреда социуму, но вызывают в нем неодобрение.

Другое дело, если действия личности нарушают принятые в обществе законы. В этом случае, речь заходит о правонарушениях. Правонарушение — это виновное действие, связанное с нарушением правовых норм, несущее определенную опасность, вред обществу. К правонарушениям относят мошенничество, безбилетный проезд, хулиганство, нарушение правил дорожного движения, нецензурную брань в общественном месте, грабеж. Правонарушением может считаться не только определенное действие, но и бездействие индивида.

Пример. Медсестра не оказала своевременную медицинскую помощь больному, пострадавшему во время аварии. Ей показалось, что травмы больного несерьезные, и он может подождать, пока она допьет чай и закончит беседовать со своей коллегой. В результате больной умер, а медсестру обвинили в преступлении совершенном по неосторожности.

В зависимости от степени вреда, наносимого социуму, выделяют два вида правонарушений: проступки и преступления.

Проступки наносят относительно небольшой вред обществу, в отличие от преступлений. К проступкам относят: распитие алкоголя в общественном месте, уклонение от уплаты алиментов, безбилетный проезд в автобусе, рисование на стенах жилого дома. Таким образом, проступки не несут прямой угрозы жизни и здоровью людей, государственной безопасности.

В зависимости от того, в какой сфере жизни были совершены противоправные действия, выделяют виды проступков:

  1. Дисциплинарные — связаны с неисполнением рабочих обязанностей, нарушением трудовой дисциплины.Дисциплинарным проступком являетсясвоевольное оставление рабочего места, опоздание на работу, приход на работу в нетрезвом виде, неисполнение своих обязанностей.
  2. Гражданско-правовые проступки. К ним относят все действия, наносящие вред чужому имуществу: несвоевременная оплата кредита, преднамеренная поломка чужого телефона, нарушение условий сделки, несоблюдение условий договора, нарушение авторских прав. Самым распространенным видом наказания за гражданский проступок является штраф и необходимость возмещения вреда.
  3. Административные проступки – это нарушение общественного порядка, действия, посягающие на права и свободы граждан. Административным проступком является: парковка в неположенном месте, неисполнение родительских обязанностей, включение музыки на всю громкость в три часа ночи, курение на детской площадке.

Если человек совершил проступок- его ждет наказание, вплоть до ареста на несколько суток. Однако уголовная ответственность[2] наступает только за совершение более серьезных правонарушений — преступлений.

Преступления наносят более ощутимый вред социуму, в отличие от проступков. Они посягают на жизнь и здоровье людей, благосостояние общества, государственную безопасность. Примеры преступлений: дача взятки должностному лицу в особо крупных размерах, убийство, кража документов, нанесение тяжких телесных повреждений, угон автомобиля.

В зависимости от степени вреда, наносимого социуму, выделяют виды преступлений:

  • Небольшой тяжести;
  • Средней тяжести;
  • Тяжкие преступления;
  • Особо тяжкие преступления.

Так как существует большая разница между проступком и преступлением, наказания за их совершение так же будут различаться.

За дисциплинарные, административные и гражданские проступки предусмотрено наказание в виде:

  • Лишения специальных прав (водительских);
  • Штрафа;
  • Ареста на несколько суток.

За совершение преступлений следует уголовная ответственность: конфискация имущества, запрет на выполнение профессиональных обязанностей, лишение свободы. Серьезность наказаний зависит от категории преступлений, степени нанесенного вреда социуму.

Аморальное поведение – что это такое, примеры, есть ли статья за это?

Аморал — индивид, который противопоставляет себя коллективу, нарушая общепринятые нормы и бросая вызов обществу.

К слову «аморальный» можно применить несколько значений:

— отрицание нравственности (безнравственность),

— поведение, осуждаемое обществом,

— непринятие общепринятых в обществе норм нравственности и морали,

— оценка обстоятельств и поведения человека.

Аморальным называют такое поведение человека, когда его действия не отвечают принятым в обществе нормам нравственности и морали. Однако, надо отметить, что для разных людей понятие морали довольно условно. Например, для одного ненормированная лексика является нормой, а другой считает, что ее применение крайне негативно и аморально.

… такие люди не заботятся о своей репутации, ведут себя развязно, позволяют себе грубо отзываться об окружающих, хамят, используют ненормативную лексику в разговоре.

Среди примеров аморального поведения можно выделить:

— физическое подталкивание человека к выходу в транспорте или очереди,

— выброс мусора в общественном месте (бросить окурок),

— позволение ненормативных высказываний в обществе,

— неуважение к пожилому человеку или женщине с маленьким ребенком.

Одной из основных причин аморального поведения считается безнаказанность. Далеко не каждый сделает замечание нахалу. Это происходит по ряду причин: для многих поведение окружающих не имеет значения, важно только то, что происходит с собой, многие не пытаются призвать аморала к порядку, так как боятся вызвать к себе агрессию и др.

Аморальность – это крайняя форма разрушения личности, выражающаяся в пренебрежении устоев общества и норм. Она может быть следствием не только осознанного поведения личности, но и психического расстройства. Можно считать, что это вид поведения, который противоречит общепринятым нормам и правилам. Если самостоятельно человек не может справиться с таким видом отклонения от нормы, то всегда есть возможность обратиться к помощи специалиста. Важно вовремя определить причину такого поведения и помочь человеку изменить его.

Нарушения могут встречаться везде, охватывая практически все сферы общественной деятельности. Нецензурная брань на улице, завуалированные оскорбления в различных учреждениях, хамство в общественном транспорте.

Это часто встречающиеся, но далеко не единственные проявления хулиганства. Все нарушения общественного порядка объединяет одна особенность: вне зависимости от степени тяжести, эти противоправные действия всегда направлены на оскорбление чувств окружающих и противоречат общепринятым нормам поведения.

При этом неважно, в чём проявляется хулиганство: в осквернении памятников или намеренном оскорблении случайного прохожего.

Закон(но) и мораль(но): аргументы за и против

Классифицироваться хулиганство может несколькими категориями, которые являются объективной стороной правонарушения. Например:

  1. оскорбления — обычно это нецензурные высказывания в адрес одного или нескольких лиц, что является непосредственным выказыванием неуважения к обществу в целом;
  2. оскорбление действием — сюда можно причислить хватание за части тела или одежду, что является унижением чести и достоинства;
  3. оскорбительные надписи в общественных местах — это проявления вандализма, которые не только негативно влияют на чувства окружающих, но и несут прямую угрозу культурному наследию;
  4. выбрасывание предметов из окна квартиры — классифицируется, как мелкое хулиганство, но может причинить непоправимый вред здоровью граждан.

Важно! Если оскорбление происходит внутри определённой группы людей, и спровоцировано непосредственно её участниками, действие не классифицируется в качестве хулиганства.

Сюда относятся такие факторы:

  • недостойное поведение в общественном месте;
  • проявление неуважение к одному или нескольким людям;
  • бросание предметов в сторону других людей;
  • приставание с неприличными предложениями;
  • намеренная порча чужого имущества.

При составлении протокола о совершенном правонарушении обязательно учитываются время и место событий.

Иногда хулиганские действия могут совершаться с применением оружия. Сюда относится травматическое и огнестрельное оружие, а также иные предметы, способные причинить телесные повреждения: камни, палки, осколки стекла, бейсбольные биты. Здесь есть один нюанс. Согласно действующему законодательству, хулиганство с применением оружия подразумевает непосредственное его использование против человека или чужого имущества.

Следовательно, если нарушитель просто держит в руке пистолет, не направляя его на окружающих, т.е. не выказывает намерений его применения, он не подлежит уголовной ответственности. Здесь противоправные действия будут квалифицироваться, как мелкое хулиганство.

Однако если у человека нет разрешения на указанный пистолет, ему будет вменена статья за незаконное хранение оружия.

Сюда относятся любые действия, оскорбляющие достоинство других пассажиров и мешающие работе общественного транспорта. Здесь подразумевается хулиганство на:

  • судах морского и речного транспорта;
  • воздушных путях сообщения;
  • железнодорожном сообщении, включая линии метрополитена;
  • общегородском транспорте.

В большинстве случаев, за такие деяния предусматривается административная ответственность.

Если обратиться к статистике судебных заседаний, наиболее распространенными проявлениями хулиганства в общественных местах является вандализм и нецензурная брань. При этом противоправные действия обычно совершаются компаниями подростков. Это мелкое хулиганство, которое наказывается административным штрафом

Если рассматривать более крупные правонарушения, то здесь участились случаи хулиганства на борту самолёта. Однако учитывая изменения в действующем законодательстве и ужесточение мер ответственности, можно предположить, что кривая таких преступлений пойдёт на спад.

Моральные нормы, принципы и санкции.

  • Консультация юриста
  • Консультация автоюриста
  • Консультация адвоката
  • Административное право
  • Защита авторских прав
  • Консультация по алиментам
  • Гражданское право
  • Консультация по жилищным вопросам
  • Антиколлекторские услуги
  • Защита прав потребителей
  • Консультация по земельным вопросам
  • Консультация по корпоративному праву
  • Консультация по медицинскому праву
  • Консультация по налоговому праву
  • Консультация по вопросам наследства
  • Консультация по процессуальному праву
  • Консультация по семейным делам
  • Споры со страховыми компаниями
  • Консультация по трудовым спорам
  • Консультация по уголовному праву
  • Юридическая консультация по кредитам
  • Помощь в получении гражданства РФ
  • Споры с судебными приставами
  • Банкротство физических лиц

  • Журнал Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 11 (часть 3) – С. 507-510
  • Раздел Юридические науки
  • УДК 342.553
  • Страницы 507–510
1
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Нарушение моральных норм приводит к развращению детей и подростков, подмене духовных ценностей, потому-то и наказывается оно со всей серьезностью и на государственном уровне. Виды наказания за преступление предусмотрены статьей 135 УК РФ, согласно положениям которой, лицо, совершавшее те или иные виды развратных действий в отношении несовершеннолетних, может быть приговорено:

  • к обязательным работам;
  • ограничению свободы на период до трех лет;
  • принудительному труду на срок до пяти лет.

Все перечисленные меры наказания могут также сопровождаться запретом на занятие определенными видами профессиональной деятельности. Запрет действует в течение трех лет.

Если преступные действия совершались в отношении детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста, то наказание будет максимально суровым. Оно может быть выражено в лишении виновного свободы на срок от трех до восьми лет. Если преступное деяние совершалось в отношении двух детей и более, срок заключения увеличивается и может дойти до 15 лет, при этом лицо лишается права занимать определенные должности на срок до 20 лет.

Важно также отметить, что рассматриваемый в статье вид преступного деяния – это не только развратные действия в отношении детей и несовершеннолетних. Аморальные поступки могут быть выражены в оскорблении чувств верующих, унижении человеческого достоинства — все перечисленное также наказывается законом.

Если вам нужна подробная консультация по данной теме, вы всегда можете получить ее у специалистов нашего правового центра. Аморальные деяния, в особенности, в отношении детей и подростков, не должны оставаться безнаказанными, обращение к нашим уголовным адвокатам поможет вам защитить права ваших родных и близких!

Подробное решение Параграф § 7 по обществознанию для учащихся 8 класса, авторов Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. 2016

Вопрос 1. Кого называют добрым? Каким бывает зло? В чём смысл золотого правила морали? В чём смысл экологической морали?

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе.

Зло — понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.

«Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».

Человеку следует помнить о великом экологическом правиле: нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать. Оно нас учит бережному отношению к природе. Не загрязнять , не мусорить. Места своего пребывания на природе убирать за собой. Не загрязнять атмосферу различными отходами: производственные отходы не сливать в водоемы, где может погибнуть все живое, также выхлопные газы от машин загрязняют воздух. Нужно бережно и заботливо относится к природе.

Вопрос 2. Имеет ли мораль власть над людьми? Что бывает за нарушение моральных норм? Можно ли жить без морали?

Санкциями за неисполнение моральных норм являются общественное осуждение и муки совести. По сути человек только и состоит из морали, каких-либо принципов. И когда что-то выходит за рамки его морали он уже считает что это плохо, или же наоборот слишком хорошо, но в том и в другом случаи это не в его морали. Так что мораль это отражение нашего «я» в целом.

Вопрос 3. Что такое мораль? Зачем она нужна людям?

Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и т. д.

Особенность морали в том, что она регулирует отношения человека к другому человеку с точки зрения добра и зла, справедливости или несправедливости. Не случайно говорят: «Мораль начинается там, где один человек сделал что-то доброе другому».

Вопрос 4. По какому признаку мы узнаём мораль? Почему её называют общечеловеческой ценностью?

Наличие идеала человеческого поведения, к которому должен стремиться каждый человек. Без морали у нас бы не было общества, он бы просто не могло существовать, поэтому её называют общечеловеческой ценностью.

Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Мораль выступает, прежде всего, как регулятор поведения людей в обществе Причем способ специфически социальный: он появляется тогда, когда естественно-природные регуляторы уже не справляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и пр.). При этом формирующаяся мораль изначально опирается на хотя бы минимальную свободу человека от естественных условий существования. Моральная регуляция имеет смысл и нужна там, где есть хоть какой-нибудь выбор линии поведения, элементарная возможность предпочесть один поступок другому.

Вопрос 5. Почему гуманизм считается высшей моральной ценностью?

За нарушение установленных правил обычно применяются санкции.

В данном случае это негативные, и они являются синонимами «наказания». Могут проявляться в следующих формах:

  • Выражение недовольства.
  • Штрафы.
  • Выговоры на работе.
  • Судебные постановления.
  • Низкие оценки в учебе и т.д.

В зависимости от того, какая норма нарушена, будет степень тяжести санкции. Но многие нормы «переплетаются». Например, религиозные и юридические. Существует уголовная статья «Оскорбление чувств верующих». За это преступление наказание будет не только в виде недовольства, но и в виде реального тюремного срока. Сегодня в России можно получить несколько лет тюрьмы за компьютерную игру в храме. Примеры «с ловлей покемонов» это доказывают.

Формальные санкции — это все то, что зафиксировано в определенных правилах. Например, возьмем приговор суда. Все действия, связанные с ним, зафиксированы в процессуальных кодексах, выходить за рамки которых не дозволено.

Неформальные санкции имеют эмоциональный характер. Их применение нигде не зафиксировано. Например, осуждение человека за проступок. Нельзя прописать «как можно» реагировать, а «как нельзя». Ведь это происходит спонтанно, на эмоциях.

  1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Кодекс законов о труде РСФСР от 9 декабря 1971 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1971. № 50. Ст. 1007.
  3. Закон РФ “О прокуратуре Российской Федерации” от 17 января 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 8. Ст. 366.
  4. Закон РФ “О статусе судей в Российской Федерации” от 26 июня 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 30. Ст. 1792.
  5. Федеральный закон “О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 8 мая 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 21 октября 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  7. Федеральный закон “Об основах государственной службы Российской Федерации” от 31 июля 1995 г.
  8. Семейный кодекс Российской Федерации от 8 декабря 1995 г. // СЗ РФ.1996. № 1. Ст. 16.
  9. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 22 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 24 мая 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

Моральные нормы отличны от обычаев и правовых норм.

Обычаи – ϶ᴛᴏ исторически сложившийся стереотип массового поведения в конкретной ситуации. Обычаи отличаются от моральных норм:

  • следование обычаю предполагает беспрекословное и буквальное подчинение его требованиям, в то время как моральные нормы предполагают осмысленный и ϲʙᴏбодный выбор человека;
  • обычаи различны для разных народов, эпох, социальных групп, тогда как мораль универсальна — она задает общие нормы для всего человечества;
  • исполнение обычаев нередко основано на привычке и страхе перед неодобрением окружающих, а мораль базируется на чувстве долга и поддерживается чувством стыда и угрызениями совести.

Право – ϶ᴛᴏ система юридических норм, имеющих общеобязательный характер. Нормы права отличаются от моральных норм рядом характеристик:

  • право санкционируется государством, а мораль основана на личном убеждении и общественном мнении;
  • правовые нормы имеют обязательный характер, тогда как моральные нормы необязательны (хотя и желательны) для исполнения;
  • правовые нормы документально зафиксированы в законах, конституции и т.д., а моральные нормы могут быть неписаными и устно передаваться из поколения в поколение;
  • за невыполнение правовых норм следует административная или уголовная ответственность (например, штраф или ограничение ϲʙᴏбоды), а моральные санкции выражаются в общественном неодобрении и муках совести.

Некᴏᴛᴏᴩые моральные нормы могут по форме совпадать с правовыми. Напри мер, норма «не укради».

Можно задать вопрос: «Почему человек отказывается от кражи?» В случае если из-за страха перед судом, то мотив не морален, если из убеждения, что кража — ϶ᴛᴏ плохо, то поступок основан на моральных основаниях.

Благодаря способности человека и общества подвергать моральной оценке все стороны общественной жизни — экономическую, политическую, духовную и т. д., а также давать моральное обоснование экономическим, политическим, религиозным, научным, эстетическим и иным целям мораль оказывается включенной во все сферы общественной жизни.

В жизни действуют нормы и правила поведения, требующие от человека служения обществу. Их возникновение и существование диктуется объективной необходимостью совместной, коллективной жизни людей. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что можно сказать, что сам способ человеческою существования крайне важно порождает потребность людей друг в друге.

Мораль действует в обществе как совокупность трех структурных элементов: моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания.

Прежде чем раскрыть основные функции морали, подчеркнем ряд особенностей действий морали в обществе. Не стоит забывать, что важно будет сказать, ɥᴛᴏ в моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент.

Существование морали можно интерпретировать как признание обществом того простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что мораль можно считать проявлением коллективной воли людей, кᴏᴛᴏᴩая через систему требований, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друге другом и с интересами общества в целом.

В отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) мораль не будет сферой организованной деятельности. Проще говоря, в обществе не существует таких учреждений, кᴏᴛᴏᴩые бы обеспечивали функционирование и развитие морали.

Важно заметить, что одной из главных функций морали будет регулятивная. Мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида.

В ходе ϲʙᴏего развития общество изобрело много других способов регуляции общественных отношений: правовой, административный, технический и проч. При этом моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным.

В первую очередь, потому, что не нуждается в организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т. д. Во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через уϲʙᴏение индивидами ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих норм и принципов поведения в обществе.

Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного мира, механизмом мотивации его повеления.

У морали, которая во многом является определяющей для регуляции жизни в обществе, есть несколько основных черт. Так, ее основополагающие требования для всех членов социума одинаковы вне зависимости от положения. Они действуют даже в тех ситуациях, которые находятся вне зоны ответственности правовых принципов и распространяются на такие сферы жизни, как творчество, наука, производство.

Моральные нормы: понятие, примеры, отличия от правовых норм

В каждом государстве, отдельной общественной группе, обществе — свои социальные нормы. Они меняются с течением времени и под воздействием обстоятельств. К примеру, в 17-18 веке во Франции люди не мылись годами, водные процедуры не были приняты не только у бедноты, но и у высшей знати. Уход за телом считался греховным, поэтому даже короли принимали ванну всего несколько раз в жизни. Сегодня во Франции, и в любом другом современном государстве, такое поведение резко осуждается, люди признают необходимость личной гигиены, зная о природе инфекционных и вирусных заболеваний. Таким образом, социальные нормы меняются благодаря развитию научных знаний, изменению представлений о мире.

Несмотря на то, что социальные нормы не всегда являются совершенными, но они необходимы в любом обществе. К функциям социальных норм относятся:

  1. Формирование и воспитание личности. Нормы помогают сформировать совесть, моральные и нравственные принципы у подрастающего поколения;
  2. Оценка поведения человека. Благодаря нормам люди могут оценивать поведение, понимать, какие действия являются плохими (наносит вред себе или окружающим), какие хорошими;
  3. Регулирование общественных отношений. Нормы создают рамки, выступают ограничителями в поведении индивида, отдельных групп людей. Таким образом, они обеспечивают порядок и стабильность в обществе.

Функции социальных норм в обществе трудно переоценить, они наряду с законом являются элементами социального контроля. Без них в социуме наступил бы хаос, каждый делал бы то, что ему хочется, не задумываясь о последствиях.

Иногда человек может совершать поступки, которые противоречат этикету, стандартам и эталонам поведения, принятым в обществе.Действия индивида или отдельных групп людей, выходящие за рамки социальных норм называют отклоняющимся поведением. Отклоняющиеся поведение ученые именуют так же девиацией, этот термин произошел от латинского слова deviatio- что в переводе значит отклонение.

К девиантному поведению относят: нарушение правил дорожного движения, курение, использование нецензурной лексики, взяточничество, алкоголизм, отшельничество. Причинами отклоняющегося поведения могут быть:

  • Лень и осознанный отказ от труда (бродяжничество, воровство);
  • Стремление к самоутверждению;
  • Психические заболевания;
  • Неправильное воспитание;
  • Склонность к агрессии;
  • Неблагоприятная обстановка в семье (дети алкоголиков часто приобретают такую же дурную привычку, берут пример со своих родителей);
  • Индивидуальные особенности личности, необычные таланты, незаурядные физические данные.

Примеров отклоняющегося поведения много, но среди них различают негативную и позитивную девиацию.

Негативное отклоняющееся поведение всегда наносит вред окружающим либо самому индивиду. Курение, алкоголизм, наркомания, увлечение азартными играми, преступная деятельность опасны как для самого человека, так и для окружающего его общества. Человек может придерживаться девиации целенаправленно, либо неосознанно.

Пример 1. Подросток перестал носить школьную форму, стал курить, перекрасил свои волосы в синий цвет, желая выделиться среди одноклассников. Он специально нарушает ожидания общества относительно его внешнего вида и поведения.

Пример 2. Подросток спешит в школу и перебегает дорогу на красный свет, чтобы успеть на занятия. Он нарушает правила дорожного движения не осознанно, не успевая задуматься над тем, что в это время его может сбить машина.

Позитивное отклоняющееся поведение безопасно для общества, не создает неудобств окружающим, и даже приносит людям пользу. Ученые, удалившиеся от цивилизации, гении, чьи манеры кажутся чудаковатыми и непонятными, монахи, ведущие отреченный образ жизни — выделяются среди остальных людей. В этих случаях девиация служит благой цели — открытию научных законов, созданию произведения искусства, самопознанию. Примеры позитивного отклоняющегося поведения редки, чаще всего в обществе встречается именно негативное отклонение.

В зависимости от масштабов девиации, выделяют уровни отклоняющегося поведения:

  1. Личностный уровень — это отклоняющееся поведение одной отдельно взятой личности (ученик систематически не выполняющий домашнее задание, заядлый курильщик, отшельник, нарушитель закона);
  2. Групповой уровень — это девиация характерная для определенной общественной группы (футбольные фанаты, нарушающие общественный порядок, учащиеся 7-Б систематически прогуливающие уроки);
  3. Государственный уровень – это отклоняющееся поведение людей, наносящее вред всему государству, представляющее опасность на государственном уровне (терроризм, взяточничество).

В зависимости от того, насколько большую опасность представляют последствия негативного отклоняющиегося поведения, выделяют:

  • Проступки (Саша не уступил место пожилой женщине в автобусе).
  • Преступления (Артем ограбил ювелирный магазин).

Преступления наносят более ощутимый вред социуму, в отличие от проступков. Они посягают на жизнь и здоровье людей, благосостояние общества, государственную безопасность. Примеры преступлений: дача взятки должностному лицу в особо крупных размерах, убийство, кража документов, нанесение тяжких телесных повреждений, угон автомобиля.

В зависимости от степени вреда, наносимого социуму, выделяют виды преступлений:

  • Небольшой тяжести;
  • Средней тяжести;
  • Тяжкие преступления;
  • Особо тяжкие преступления.

Так как существует большая разница между пр��ступком и преступлением, наказания за их совершение так же будут различаться.

Нравственность, нормы поведения человека и другие ценности являют собой воплощение морали, так как они определили особенности поведения человека и его сознание в различных сферах жизни. Например, в семье, на работе, в межличностных отношениях и так далее.

Что же касается морально-нравственных норм, это свод правил, которые определяют поведение человека по принципам. Их несоблюдение причиняет ущерб не только человеческому обществу.

Данные нормы сформулировали в виде определенного набора:

  • уступать место беременным и пожилым людям;
  • не опаздывать;
  • здороваться и прощаться;
  • носить определенную одежду;
  • защищать беспомощных;
  • помогать слабым и так далее.

В наше время поиск правильной дороги в жизни беспокоит человека куда меньше, чем социальный дискомфорт. Родители больше заботятся о том, чтобы ребенок стал хорошим специалистом, нежели счастливым человеком в будущем. Важнее становится вступить в благополучный брак, чем познать настоящую любовь. Родить ребенка важнее, чем осознать истинную потребность в материнстве.

Моральные требования в своем большинстве апеллируют не к внешней целесообразности (если поступишь так-то, то добьешься успеха), а к моральному долгу (нужно поступить определенным образом, так как это продиктовано долгом), имея, таким образом, форму императива, рассматриваемого как прямое и безусловное повеление.

Нравственно-этические нормы и другие ценности составляют образ не только древнего, но и современного человека, успешно сложившегося в смысле эталонного благочестия. Ребенок, и даже взрослые, должны стремиться именно к этому портрету. Так мы можем видеть преследование данной цели, исходя из анализа поступков личности.

В христианстве в виде эталона используется образ Спасителя – Иисуса Христа. Именно он стал закладывать в человеческие души и сердца справедливость, а также нравственные нормы поведения в обществе. Он — Бог.

Нормы этики и другие правила играют роль личностных и жизненных ориентиров для разных людей. Здоровая личность ставит перед собой собственные цели. Таким образом, проявляется позитивная нравственность, которая помогает управлять аморальным поведением, а также мыслями и чувствами человека.

Как известно, мораль выполняет свои функции в обществе в виде 3, связанных между собой элементов. Каждый из них являет собой одно из воплощений нравственности. Представим их:

  • моральная деятельность;
  • моральное сознание;
  • нравственные отношения.

Нравственные нормы общества зародились достаточно давно. Каждое поколение человечества по-своему трактовала понимание добра и зла. А также по-своему интерпретировало нормы поведения. В традиционном обществе мы видим нравственный облик в неизменном виде. То есть. Человек прошлого времени не имел выбора принимать или не принимать данные нравственные нормы человечества. Ему приходилось безоговорочно их соблюдать.

Сегодня человек соблюдает или рассматривает нормы этики, как рекомендации для достижения блага для себя и окружающих. В большинстве своем современное общество больше соблюдает не моральные законы, а правовые.

Ранее мораль определяли, как свод правил, прописанных Богом. Однако сегодня они представлены, как общественный договор, соблюдать условия которого желательно. Если современный человек нарушает нравственные нормы, его не призовут к ответственности, а лишь осудят за семейным ужином.

Принять моральные законы для себя – выбор каждого. Но помните, что они будут прекрасным удобрением для ростка гармоничной души. Вы можете их отвергнуть, тогда не ждите человеческого отношения к своей персоне. Тем не менее, так сложилось, что человечество и все общество вращается вокруг морали и этики. И без них современное поколение людей не достигло бы гуманности и добродетельности.

Итак. Обилие нравственных принципов и норм предварительно нужно разделить на две области:

  • позволения;
  • требования.

Философы выделяют в требованиях обязательства и естественные обязанности, а позволения они разделили на сверхдолжные и безразличные. Мораль бывает общественной, то есть, она подразумевает собой общее правило для всех, независимо от национальности и вероисповедания. Иными словами, это негласный свод правил, который действует в той или иной семье или в каких-либо государствах. Также существуют установки, которые рекомендуют, как выстраивать линию поведения с отдельными личностями. Чтобы познать нравственную культуру, нужно не только читать полезную литературу, но и совершать хорошие поступки, которые будут приняты и оценены окружающими по достоинству.

Санкциями за неисполнение моральных норм являются общественное осуждение и муки совести. По сути человек только и состоит из морали, каких-либо принципов. И когда что-то выходит за рамки его морали он уже считает что это плохо, или же наоборот слишком хорошо, но в том и в другом случаи это не в его морали. Так что мораль это отражение нашего «я» в целом.

Суть этого явления описал Маяковский в своем знаменитом стихотворении про хорошее и плохое. Там дан расклад о критериях добро-зло, о том, как нужно поступать, а чего делать нельзя. Однако следует учитывать, что автор творил в период существования СССР, где присутствовала коммунистическая идеология. Для государств буржуазного строя «работали» другие нормы поведения. Можно сделать вывод, что мораль – это в обществознании свод правил поведения и жизни, которые одобряются обществом.

Термин ввел в обращение древнеримский ученый Цицерон. Позднее по изучению вопроса, что такое мораль, сформировалось четыре подхода:

  1. Религиозный. Его приверженцы считали, что источник морали – это абсолют. Человек для обуздания своих страстей вынужден обращаться к Богу за помощью. Вера в него помогает исполнять абсолютные правила поведения.
  2. Эволюционный. В процессе естественного отбора человек обретает и передает по наследству определенную линию поведения. По этой версии мораль происходит из инстинкта общительности людей.
  3. Натуралистический. Первопричина морали – природа (или в целом, или в человеке). Человеческий разум определяет природные моральные ценности (в том числе и внутри себя) как добро или зло.
  4. Культурологический. Мораль является одним из элементов культуры общества.

Как наказать сотрудника за нарушение норм морали и этики

«Разбираясь» с вопросом о значении моральных принципов и морали в жизни человека, в процессе исследований вы обязательно обратитесь к Библии, чтобы ознакомиться с Десятью Заповедями из Ветхого Завета. Воспитание в себе нравственности неизменно перекликается с утверждениями из церковной книги:

происходящие события знаменованы судьбой, предполагая развитие в человеке нравственных и моральных принципов (на все воля Божья); не возвышайте окружающих людей, идеализируя кумиров; не упоминайте имя Господа в повседневных ситуациях, сетуя на неблагоприятное стечение обстоятельств; уважайте родственников, давших вам жизнь; шесть дней посвящайте трудовой деятельности, а седьмые сутки – духовному отдыху; не убивайте живые организмы; не прелюбодействуйте, изменяя супругу; не стоит брать чужих вещей, становясь вором; избегайте лжи, чтобы оставаться честными с собой и окружающими людьми; не завидуйте незнакомцам, о которых вам известны исключительно общедоступные факты.

Мировоззренческие установки совершенствуются по мере взросления любого социального строя. Формирование морали зависит не только от зрелости общественных устоев, но и от национальной и расовой принадлежности, от географического расположения региона проживания социума. Что такое мораль в обществознании, можно понять, проследив закономерность развития общества. В первобытно-общинной и последующих ранних формациях людей преобладал принцип Талиона (зуб за зуб). В современных обществах западного типа основной нравственный закон – толерантность.

Всегда, когда дело касается вопросов морального поведения, происходит внутренняя оценка действий по шкале добра и зла. Чтобы сказать, морален или нет поступок, нужно учитывать все обстоятельства ситуации:

  1. Говорить только правду, никого не обманывать. Однако понятие морали будет отсутствовать, если сказав правдиво, можно предать друга.
  2. Уважать право других людей на собственную жизнь. При этом эвтаназия вызывает неоднозначную реакцию в обществе.
  3. Проявлять щедрость. Однако чрезмерное давание может развратить.
  4. Быть верным. Проявления верности моральны, если только они не превращаются в фанатизм.
  5. Быть благонадежным гражданином общества.
  6. Жить бескорыстной жизнью. Альтруизм – это высшее проявление морали. Когда моральная ответственность за людей уходит за рамки личного благополучия.

Организация общественных устоев имеет сложное многоуровневое строение. Они могут быть сформированы по следующим секторам:

  1. Моральные правила. Затрагивают непосредственно взаимоотношения между людьми на «низшем» социальном уровне.
  2. Моральные принципы. Этот более высокий уровень связан с установлением определенных внутренних «законов» развития общества. Их нарушение вызывает негативную реакцию всего социума.
  3. Нравственные идеалы. Что же такое мораль на этом уровне? Это то, что является образцом для подражания и к чему стремится данный конгломерат людей.

Термин ввел в обращение древнеримский ученый Цицерон. Позднее по изучению вопроса, что такое мораль, сформировалось четыре подхода:

  1. Религиозный. Его приверженцы считали, что источник морали – это абсолют. Человек для обуздания своих страстей вынужден обращаться к Богу за помощью. Вера в него помогает исполнять абсолютные правила поведения.
  2. Эволюционный. В процессе естественного отбора человек обретает и передает по наследству определенную линию поведения. По этой версии мораль происходит из инстинкта общительности людей.
  3. Натуралистический. Первопричина морали – природа (или в целом, или в человеке). Человеческий разум определяет природные моральные ценности (в том числе и внутри себя) как добро или зло.
  4. Культурологический. Мораль является одним из элементов культуры общества.

Организация общественных устоев имеет сложное многоуровневое строение. Они могут быть сформированы по следующим секторам:

  1. Моральные правила. Затрагивают непосредственно взаимоотношения между людьми на «низшем» социальном уровне.
  2. Моральные принципы. Этот более высокий уровень связан с установлением определенных внутренних «законов» развития общества. Их нарушение вызывает негативную реакцию всего социума.
  3. Нравственные идеалы. Что же такое мораль на этом уровне? Это то, что является образцом для подражания и к чему стремится данный конгломерат людей.

Они помогают выполнять основную задачу: оберегать от плохих поступков. К основным предназначениям относят:

  1. Интегративная функция морали. Призвана гармонизировать душевное состояние индивида.
  2. Оценочная функция. Она связана со способностью человека определять критерии своих поступков по шкале «добро-зло».
  3. Регулятивная функция. Она ответственна за установление общественных норм, которые необходимо соблюдать.
  4. Контролирующая функция. Это проверка соответствия поведения индивида установленным в обществе нормам.
  5. Воспитательная функция морали. Это механизм обучения жизни в социуме: как научиться считаться с другими людьми. Он учит понимать и принимать их нужды и интересы.

Они необходимы для формирования норм и правил, способствующих верному развитию общественных взаимоотношений. Основные принципы морали:

  1. Талиона. Характерен для раннего этапа развития общества. Он гласит: «око за око». Если человеку был нанесен какой-либо ущерб, он должен отомстить.
  2. «Золотой середины». Это означает соблюдать умеренность во всем и не впадать в крайности. В отношении других людей нужно искать пути компромисса.
  3. Нравственности. Принцип предполагает соблюдать Богом данные законы. Основное выражение его проявляется в 10-ти заповедях Моисея.
  4. Благополучия. Поступки человека должны приносить пользу как можно большему количеству людей.
  5. Справедливости. Он основан на потенциальном равенстве всех людей перед Богом. Каждому отмеряется по деяниям его.
  6. Гуманизма. Совокупность норм поведения сводится к тому, что нужно быть терпимым и сострадательным по отношению к другим. Живя в обществе, желательно стремиться приносить ему максимальную пользу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.