Динамика продаж автомобилей в России в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Динамика продаж автомобилей в России в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

БРЕНД

Июнь

2021

2020

%

Российский авторынок: статистика первого полугодия

БРЕНД

ЯНВАРЬ-ИЮНЬ /1HY

2021

2020

%

Avtovaz (Lada)

200 219

132 596

51%

KIA

108 344

81 219

33%

Hyundai*

91 070

63 852

43%

Renault*

70 068

51 535

36%

Škoda

52 791

34 217

54%

VW

50 761

38 061

33%

Toyota*

46 655

41 646

12%

Nissan

25 335

25 745

-2%

Mercedes-Benz

23 807

16 246

47%

ГАЗ ком.авт.*

23 802

19 848

20%

BMW

23 383

17 110

37%

Haval

16 235

6 663

144%

Chery

15 235

2 887

428%

Mazda

15 096

11 878

27%

УАЗ*

13 176

12 284

7%

Mitsubishi

12 072

11 608

4%

Lexus

10 505

8 537

23%

#

МОДЕЛЬ

БРЕНД

Июнь

2021

2020

YoY

Можно начать в алфавитном порядке, чтобы сразу наткнуться на ту самую любопытную нестыковку. Audi занимает четвертое место в премиум-сегменте по объемам продаж, причем как «желтых», так и «белых». При этом число зарегистрированных в начале года машин даже превышает данные, поданные в АЕБ: 4510 штук против 4112. Здесь сказывается то самое затоваривание складов и отложенный спрос: в начале года покупатели начали покупать прошлогодние машины, чтобы получить максимальную выгоду от «старых» цен и скидок за год в ПТС. Это наглядно подтверждается цифрами: 2,5 из 4,5 тысяч зарегистрированных машин – прошлогодние. Но это не так удивительно для первого квартала. Самое интересное здесь другое: по данным АЕБ, Audi закончила квартал с приростом продаж в 4%, а вот статистика регистраций в ГИБДД говорит ровно об обратном: минус 15%. Вот такая занимательная математика в начале года.

А вот в среднем и бюджетном сегментах, которые точнее отражают реальную рыночную ситуацию, похвастаться хорошими результатами почти некому. В «честном» плюсе – только Mazda и Lada. Японцы не только успешны, но и прозрачны: число регистраций почти в точности совпадает с числом проданных машин, и неважно, что более 80% из них – прошлого года выпуска. Ну а прирост Lada не очень удивителен, на фоне роста цен и снижения реальных доходов все больше покупателей обращаются к самым бюджетным автомобилям на рынке. Вдобавок в начале года дилеры не только выдавали самые ходовые модели, но и распродали часть складов, так что прирост по числу регистраций вдвое превысил официальную динамику по отгрузкам – 10% против 5%. При этом даже у абсолютного и вечного лидера доля прошлогодних машин в первом квартале составила 45% – это можно держать в уме при оценке результатов других марок.

Корейские бренды, как и в прошлых годах, имеют некоторое расхождение в отгрузках и постановках на учет. Так, Kia, по данным АЕБ, закончила год с нулевой динамикой относительно АППГ, а вот зарегистрировано было на 12% меньше машин, чем годом ранее. Примерно такой же «зазор» у Hyundai: минус 3% по отгрузкам и минус 14% по машинам, выданным покупателям. Доля прошлогодних машин у Hyundai-Kia почти такая же, как у Lada: 45-50%.

Показатели первого квартала, несомненно, интересны, но во втором квартале нас ждет настоящая чехарда с цифрами. Причина тому – карантинные ограничения, начавшиеся с прошлого апреля. Напомним, что, по данным АЕБ, рынок в первом квартале минувшего года вырос на 1,8%, а в апреле рухнул сразу на 72,4%, до жалких 39 тысяч машин, и по итогам полугодия продажи сократились на 23,3%. Очевидно, по итогам второго квартала и первого полугодия следует ожидать крайне ярких показателей, которые на практике будут объясняться эффектом низкой базы, вызванного карантином и приостановкой работы дилерских центров в апреле-мае. Реальная же картина будет ясна только к концу года.

БРЕНД

ИЮЛЬ

ЯНВАРЬ-ИЮЛЬ

2021

2020

%

2021

2020

%

Avtovaz (Lada)

32 013

31 180

3%

232 232

163 776

42%

Продажи автомобилей в России в I квартале 2021 года ушли в минус

Пагубные последствия пандемии до сих пор влияют на рынок. В наличии машин мало, в основном все под заказ, рассказывает генеральный директор агентства «Автостат» Сергей Целиков.

«Апрельская отгрузка может быть еще накопленными заказами с начала года. Причины такой задержки две — первая в том, что заводы не рассчитывали на быстрое восстановление спроса и запланировали меньшие объемы выпуска. Пока непонятно, каким будет выход из кризиса после пандемии, но нынешний повышенный спрос — это неожиданность для многих. Соответственно, автомобилей не хватает, ведь обычно поставки планируются за полгода, а в некоторых случаях — и за год. Вторая причина — это кризис с полупроводниками», — рассказывает Целиков.

  • Производство +2
  • Армия и Флот
  • Авиация
  • Судостроение и судоходство +1
  • Фотофакты
  • Транспорт и логистика
  • Экспорт
  • Новые и модернизированные предприятия агропрома
  • Новые заводы и цеха +1
  • Энергетика и ТЭК
  • все блоги

Существует два сценария, позитивный и негативный. Согласно первому, падение продаж составит всего 3,5 %, а спрос будет подстегиваться программами льготного кредитования, которые все еще продолжают действовать на автомобили стоимостью до 1,5 млн руб.

Негативный сценарий предполагает, что продажи просядут не менее, чем 13,5 % – и подобный пример есть в истории, когда именно такое падение рынок новых автомобилей испытал в 2016 году.

Рост цен, даже по самым позитивным прогнозам, в среднем составит 10-15 %.

2020 год продемонстрировал рост цен на подержанные авто даже более стремительный, чем на новые. Это объяснялось нехваткой новых моделей и пустыми складами автодилеров, что привело к повышенному спросу на б/у модели – и, как следствие, росту их стоимости.

В январе б/у автомобили продолжили дорожать более стремительными темпами, чем новые, несмотря на заметное снижение спроса. В целом они подорожали на 6 %.

В 2021 году ситуация будет развиваться по одному из двух путей:

  • цены стабилизируются, их рост прекратится,
  • цены продолжат расти.

Дальнейшее подорожание б/у автомобилей возможно в том случае, если спрос к новинкам будет ослабевать, а экономическая ситуация – ухудшаться.

Что касается объема продаж, то он, по мнению экспертов, останется на уровне прошлого года и составит примерно 5,5 млн машин.

В приведенном прогнозе не учитываются 2 составляющие, которые могут повлиять на цены: колебание курса рубля и изменения в логистике, обусловленные пандемией коронавируса или другими внешними факторами.

Если приведенная динамика сохранится, то к началу осени 2021 года цены на новые автомобили бюджетного класса в России поднимутся еще на 8% относительно апреля. Такие изменения произойдут с продукцией «АвтоВАЗа», Kia, Hyundai и Renault. С середины осени также можно ждать очередного подорожания новых автомобилей. Причем в этом случае сложнее определить, на сколько повысятся цены. Ближе к середине осени многие производители в России традиционно корректируют свои прайс-листы в соответствии с инфляцией. А ее размер сейчас предсказать сложнее.

44%

Ваш комментарий опубликован.

Провокационные или оскорбительные комментарии запрещены.

В Russian Automotive Market Research ожидают, что в 2021 году произойдет небольшое смещение в сторону роста продаж легковых транспортных средств. Оно может составить от 2 до 4,4 процентов.

Динамика продаж автомобилей на территории России, в первую очередь, будет зависеть от коронавирусной инфекции, а также от того, когда будут сняты карантинные ограничения. Если это случится к лету, то вполне вероятно, что во второй половине 2021 года авторынок в РФ начнет понемногу восстанавливаться.

Эксперты рассказали, когда рост цен убьет спрос на авторынке

На фоне положительной динамики на российском авторынке аналитики скорректировали свои годовые прогнозы по продажам в 2020 году. «Потеряем примерно 7-10% по сравнению с прошлым годом. Это хорошо, потому что прогнозы по весне были минус 40%, минус 30%, минус 50%, а тут минус 7-10%. Это в некотором смысле даже победа», — считает Моржаретто. По прогнозу Удалова, продажи новых машин сократятся примерно на 10% к прошлогодним результатам, а по оценкам Беспалова, они снизятся на 7%.

При этом все эксперты сходятся во мнении, что предотвратить сильное падение автопродаж помогли отложенный спрос, который сформировался во время пандемии из-за вынужденного простоя дилерских центров, господдержка отрасли, а также ажиотаж на рынке, связанный с падением курса рубля и дефицитом моделей. Также к покупке нового авто граждан подтолкнула ситуация с пандемией коронавируса. «Частично люди перенаправили деньги на покупку автомобиля, которые они хотели потратить на отпуск. Плюс некоторые опасения в связи с пандемией: люди предпочли пересесть на личный транспорт, чем пользоваться такси, каршерингом и общественным транспортом», — пояснил Беспалов.

Аналитик также прогнозирует возможный рост продаж новых машин в РФ в 2021 году на 3-4% при условии благоприятной макроэкономической ситуации. Согласно базовому прогнозу «Автостата» на 2021 год, авторынок может сократится на 5-6% к 2020 году, до 1,35 млн машин, по оптимистичному сценарию — вырасти на 5% (1,5 млн штук), а пессимистичному — упасть на 12% (1,25 млн штук).

Начнем с самого популярного отечественного автопроизводителя. АвтоВАЗ в начале года повысил цены на свои автомобили на один и тот же процент независимо от модели — любой автомобиль марки Лада становится в 2021 году дороже в сравнении с 2018-м на 2,5%.

Пожалуй, главный конкурент АвтоВАЗа в России — корейский Kia — на разные модели поднял цены на разный процент. В среднем это 0,8% роста стоимости автомобиля данной марки. Kia, кстати, очень уверенно чувствует себя на российском рынке, популярность марки растет. В то время, как рынок в среднем вырос в прошлом году менее чем на 12 процентов, южнокорейский концерн продемонстрировал темпы роста вдвое выше — в 2018 году было продано на 24% больше автомобилей Kia, чем в 2016-м.

Потенциальным покупателям автомобилей Лада или Kia стоит обратить внимание на аналогичное предложение конкурирующих концернов — автомобили выпуска 2017 года можно приобрести со скидкой!

Третья по популярности марка новых легковых автомобилей в нашей стране — Hyundai из той же Южной Кореи. Две самые популярные модели этой марки, Solaris и Creta, подорожали в 2019 году примерно на 10.000 рублей или 1,5% в сравнении с предыдущим годом.

Немецкий Volkswagen повысил цены с 15 января 2019 года на 2%. Однако, этот процент является средним, поскольку для некоторых моделей цена вообще не изменилась, для других — выросла до 2,3%.

Итак, изучим официальные сайты популярных в России автопроизводителей и узнаем цену на самые любимые в России марки автомобилей в 2019 году:

  1. Kia Rio — от 625.410 рублей.
  2. Lada Granta — от 399.900 рублей.
  3. Lada Vesta — от 569.900 рублей.
  4. Hyundai Creta — от 799.900 рублей.
  5. Hyundai Solaris — от 624.900 рублей.
  6. Volkswagen Polo — от 599.900 рублей.
  7. Renault Duster — от 659.000 рублей.
  8. Lada Largus — от 544.900 рублей.
  9. Lada XRay — от 614.900 рублей.
  10. Renault Logan — от 509.000 рублей.

Согласно данным Авито Авто, рост спроса на подержанную спецтехнику для грузоперевозок по итогам 2020 года составил 14,8%. В частности, покупательский интерес к грузовикам на вторичном рынке увеличился на 14,6%, к легкому коммерческому транспорту – на 25%. Спрос на погрузчики (всех типов – фронтальные, телескопические, вилочные и т.д.) и прицепы с пробегом в России вырос на 17,8% и 19,3%, соответственно, на тягачи – на 5%.

Даже несмотря на спад деловой активности в период пандемии, и во II квартале был заметен рост спроса на грузовую технику с пробегом по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. К IV кварталу 2020 года вторичный рынок грузового транспорта и спецтехники продемонстрировал значительный прирост год к году с точки зрения спроса: грузовики – на 8,4%, легкий коммерческий транспорт – на 22,7%, погрузчики – на 22,5%, прицепы и тягачи – на 17,2% и 16,2%, соответственно.

Динамика спроса на грузовую технику с пробегом год к году, вся Россия, 2020 г.
Вид техники I кв. 2020 г. % II кв. 2020 г. % III кв. 2020 г. % IV кв. 2020 г. %
Все виды +24,0 +6,1 +6,0 +12,8
Грузовики +27,3 +8,2 +4,6 +8,4
Легкий коммерческий транспорт +29,4 +8,7 +14,5 +22,7
Погрузчики (всех типов) +35,5 +2,9 +1,5 +22,5
Прицепы +15,1 +14,1 +12,6 +17,2
Тягачи +15,6 -9,9 +1,6 +16,2

При этом предложение на вторичном рынке снизилось (-3,6%) почти по всем типам коммерческого транспорта и спецтехники за исключением погрузчиков (+14,4%). По мнению экспертов Авито Авто это означает, что на одно объявление о продаже приходится больше заинтересованных покупателей. Следовательно, продавцы указанной подержанной техники могут сейчас продать ее быстрее и по более выгодной цене.

Цены на новый транспорт растут быстрее темпов инфляции, поэтому покупатели сейчас чаще выбирают подержанную технику. «Цены на новую импортную технику растут в том числе из-за снижения курса рубля к иностранным валютам. Уже действующие с 1 января госпрограммы льготного автокредитования и лизинга смогут облегчить покупку новой техники», – отмечает Виктор Пушкарев, заместитель начальника отдела аналитики «АВТОСТАТ».

По данным «АВТОСТАТ», в 2020 году объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 74,8 тыс. единиц, что на 7,3% меньше, чем в 2019 году. Кроме того, производство грузовиков в 2020 году снизилось на 9%.

Среди других причин переориентации на вторичный рынок транспорта – стремление бизнеса быстро решить задачу по наращиванию логистических мощностей в условиях бума электронной коммерции на фоне пандемии.

По результатам 2020 года средняя стоимость подержанных грузовиков выросла на 10% и составила, по данным Авито Авто, 550 000 рублей. Наиболее заметный рост цен по итогам прошлого года показали погрузчики (всех типов), средняя цена на которые достигла уровня 900 000 рублей (+28,6%). Средняя цена в категории «легкий коммерческий транспорт» выросла на 5,7%, составив 370 000 рублей, а цены на тягачи увеличились в среднем на 3,2%.

Средняя стоимость подержанных коммерческих автомобилей и спецтехники по кварталам и динамика цен, вся Россия, 2020 г.
Цена, руб. Цена, изменение за год, %
I кв. 2020 г. II кв. 2020 г. III кв. 2020 г. IV кв. 2020 г. I кв. 2020 г. II кв. 2020 г. III кв. 2020 г. IV кв. 2020 г.
Все типы 500 000 500 000 510 000 550 000 0,2 4,2 5,2 10,0
Грузовики 510 000 550 000 550 000 600 000 2,0 12,2 12,2 17,6
Легкий коммерческий транспорт 360 000 370 000 375 000 380 000 2,9 7,2 7,1 5,6
Погрузчики 790 000 900 000 910 000 980 000 12,9 28,6 21,3 24,1
Прицепы 220 000 190 000 200 000 200 000 -4,3 -13,6 -13,0 -9,1
Тягачи 1 300 000 1 350 000 1 250 000 1 250 000 0,0 6,3 4,2 -3,8

Статистика продаж автомобилей в России в июле 2021 года

По мнению Сергея Никольского, руководителя категорий «Автоуслуги» и «Коммерческий транспорт» в Авито Авто, в 2021 году ситуация на рынке коммерческого транспорта и спецтехники будет зависеть от дальнейшей динамики цен и общей экономической ситуации в стране.

«Есть основания ожидать, что в нынешнем году электронная коммерция сохранит темпы роста 2020 года и это в свою очередь будет стимулировать спрос на транспорт для грузоперевозок. Поскольку цены на новую технику, как импортную, так и отечественную, скорее всего продолжат расти на фоне повышения утилизационных сборов и стоимости сырья, будет увеличиваться востребованность подержанной техники, более низкой в цене. Кроме того, будет увеличиваться возраст логистических автопарков, так как покупать новую технику дороже, чем поддерживать работоспособность действующего парка. В таких условиях предложение по продаже подержанной грузовой техники окажется недостаточным для удовлетворения растущего спроса, что создает предпосылки для развития альтернативных инструментов реализации техники: лизинга, аренды и кредитных продуктов».

Комментируя возможную ситуацию на рынке новых грузовиков, Виктор Пушкарев, заместитель начальника отдела аналитики «АВТОСТАТ», отмечает, что в 2021 году положительная динамика покупательского интереса возможна, прежде всего, за счет реального восстановления российской экономики после кризиса 2020 года. И предпосылки к этому уже появились. Главными из них, по мнению эксперта, являются более высокие мировые цены на нефть (выше 50 долл/баррель) и запуски программ вакцинирования от коронавируса во многих странах мира. «И конечно, чем быстрее смогут восстановиться сферы российского бизнеса, наиболее пострадавшие от пандемии, тем скорее деловая активность приведет к росту спроса на коммерческую технику», – подчеркивает эксперт.

Александр Груздев уверен, что российские, корейские и китайские марки в ближайшем будущем продолжат наращивать долю рынка в России. «Премиальный сегмент в России тоже никуда не денется, а вот средней прослойке будет не очень хорошо», — прогнозирует эксперт.

Говоря о «середнячках»: ещё в конце 2020 года компания Honda объявила о решении прекратить продажи автомобилей марки на российском рынке. По мнению Огородникова, уход бренда из России по факту свершился ещё в прошлый кризис 2014–2015 года, когда бренд почти всю деятельность импортера делегировал своим дилерам.

«В очень похожей ситуации находится Chrysler, кроме того, последние остатки продаёт разорившийся в самом Китае Lifan, а также находящиеся в подвешенном состоянии Foton, Brilliance и Zotye. Теоретически все марки, продажи которых составляют менее 1000 автомобилей в год находятся в группе риска, включая, например, Fiat или Dongfeng. Но у этих брендов есть хоть какое-то подспорье в виде либо коммерческого подразделения, либо помощь со стороны объединяющего альянса», — заявил автоэксперт.

За 1 квартал 2021 года продажи новых автомобилей и легких коммерческих автомобилей в России снизились на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года или на 11 196 проданных единиц меньше, и … Подробнее

По сравнению с 2019 годом увеличиваются продажи подержанных автомобилей через официальных дилеров. Так, если в 2019 году общий объем продаж составил порядка 700 тыс. автомобилей, то уже в 2020 году, несмотря на закрытие весной 2020 года большинства дилерских центров в связи с пандемией, через официальных дилеров было реализована 789 тыс. авто с пробегом. Это на 14% больше предыдущего года. По сути, каждый 7 подержанный автомобиль реализуется через официальных дилеров.

Отметим, что у дилеров более 85%, или 690 тыс. автомобилей с пробегом, приходится на марки массового сегмента, которые в 2020 году показали рост на 20% по сравнению с предыдущим годом. При этом автомобили с пробегом премиум-класса показали отрицательную динамику продаж в 2020 году, сократившись на 12% по сравнению с 2019 годом.

Итоги первых трех месяцев 2021 года показывают, что цены на подержанные автомобили растут быстрее, чем на новые.

Согласно данным Авто.ру, за первые три месяца 2021 года подержанные автомобили подорожали на 5,2%. Цены на новые выросли на 3,8%. Представители дилеров отмечают более высокий рост цен. Так, в «Рольфе» говорят о подорожании машин в возрасте до 10 лет на 10,7% в I квартале по сравнению с началом года. В «Авилоне» фиксируют рост на 30% год к году, в «Прагматике эксперте» — 20% за I квартал.

Дилеры связывают рост цен на подержанные автомобили с дефицитом новых машин и их постоянное удорожание. Соответственно, при отсутствии выбора продавцы устанавливают выгодные им ценники, и стоимость трехлетних машин становится выше их исходной цены.

Самыми востребованными на рынке остаются автомобили в возрасте до двух-трех лет с небольшим пробегом и одним хозяином. Их покупают практически сразу после появления на рынке. При этом доступность «трехлеток» сократилась: их стали реже сдавать в trade-in, увеличился срок эксплуатации. По мнению дилеров, покупатели стали менее охотно расставаться с автомобилями из-за сокращения доходов.

Рост цен на вторичном рынке ускорился еще в 2020 году. И, если общий объем продаж подержанных машин в РФ в 2020 году, как было сказано выше, вырос на 1,7%, то в I квартале 2021 года — на 3,3% до 1,2 млн штук. Продажи новых автомобилей в этот же период падали.

Специалисты Авто.ру составили прогноз развития рынка подержанных автомобилей до 2023 года в России (рис.12).

Рис. 12. Прогноз развития вторичного рынка автомобилей

АЕБ пересмотрела прогноз российского авторынка на 2021 год

По оценкам аналитиков банка «Открытие», конечная стоимость новых автомобилей ниже у автоконцернов, локализовавших своё производство на территории России. Эти автопроизводители находятся в более стабильном положении по сравнению с импортерами. Сборка машин на российской территории позволяет снижать влияние скачков валютных курсов на конечную стоимость автомобилей, минимизировать потери.

Этой осенью отмечена и другая закономерность: владельцы автомобилей снизили зимние расходы на автомобиль в 2,5 раза. Очевидно, приоритеты у водителей изменились: на что тратить в первую очередь, на что — во вторую.

Цены продолжат расти после Нового года

С. Удалов из «Автостата» отмечает, что дефицит на «новые хорошие предложения машин с пробегом есть», но цены как в сегменте новых, так и подержанных машин будут расти. Рост цен продолжится и в начале 2021 года. Так будет продолжаться, пока ситуация в стране не стабилизируется, тогда цены зафиксируются на определённом уровне.

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России в I половине 2021 года. Продажи выросли на 36,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 5,1% по сравнению с 2019 годом. Всего за январь–июнь 2021 года было продано 870 749 автомобилей.
За июнь 2021 года дилерам удалось реализовать 157 808 автомобилей, что на 28,7% больше, чем в 2020 году, и на 9,8% больше показателей 2019 года.

«Отмечается приятный рост с допандемийным годом. Первое полугодие 2021 года показывает значительно лучшую динамику по сравнением с 2020 годом, что объясняется ситуацией локдауна прошлого года», — сказал на первой полугодовой конференции Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) председатель Комитета автопроизводителей Томас Штэрцель.

Основными трендами полугодия, по его словам, стало то, что:

  • рынок восстанавливается лучше, чем ожидалось;
  • сохраняется превышение спроса над предложением;
  • стабильная ситуация и высокая доходность у дилеров;
  • меры господдержки внесли значительный вклад в поддержку спроса;
  • сохранение утилизационного сбора на текущем уровне позволяет избежать дополнительного роста цен.

«В связи с впечатляющими результатами первого полугодия АЕБ изменяет свой прогноз роста рынка с 2,1% на 9,8% на 2021 год. Всего будет продано 1,75 млн автомобилей», — сказал Штэрцель. Прогноз АЕБ основан на том, что рынку удастся избежать полного локдауна.

Главные вызовы, которые производителям предстоит преодолевать в этом году, — это:

  • глобальная нехватка полупроводников;
  • значительный рост цен на материалы, в том числе на металл;
  • повышение цен на услуги;
  • негативное влияние последствий пандемии на локальных поставщиков автокомпонентов.

«В 2021 году российский автомобильный рынок пройдет по верхней границе нашего прогноза начала года в 2-5%», — говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Судя по прогнозу АЕБ, рынок останется на уровне 2019 года, что все равно предполагает падение во втором полугодии на 5% к 2019 году и на 8% к 2020 году, когда было продано 1,76 и 1,6 автомобиля соответственно, продолжает эксперт.

Проблема дефицита автомобилей из-за нехватки полупроводников не уйдет до конца года, спрос будут поддерживать покупатели, которые, опасаясь роста цен, будут продолжать покупать автомобили, считает Беспалов.

За январь-июнь стоимость автомобилей в России выросла в среднем на 7%, но отдельные модели дорожали на 20%, так как именно на этот период пришлась основная коррекция цен из-за девальвации и удорожания комплектующих из-за их дефицита, писала газета «Коммерсант».

«Рынок останется на уровне прошлого года, рост на 2-5% возможен, если поставки автомобилей сохранятся в том же объёме, что и сейчас, к тому же рынок поддержат продажи автомобилей китайских брендов, опять же в случае, если будет ввезен заявленный объем», — считает Андрей Терлюкевич, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр».

«Росту рынка во втором полугодии может помешать дефицит автомобилей, который из-за нехватки комплектующих будет только усилиться. С другой стороны спрос превышает предложение, люди торопятся совершить покупку по максимально выгодной цене. Так что в целом, снижения продаж во втором полугодии мы не ожидаем», — считает Андрей Павлович, председатель правления АГ «АВИЛОН».

Объем продаж по итогам года вряд ли будет выше 1,7 млн новых автомобилей, скорее даже ближе к 1,65 млн единиц, говорит Андрей Ольховский, генеральный директор «АВТОDOM». Рост продаж будет у тех брендов, которые смогут наладить поставки автомобилей и обеспечат комплектующими свои производства, например, китайских автопроизврдителей.

Премиальный сегмент будет восстанавливаться быстрее, чем массовый, продолжает Ольховский, так как объем автомобилей в штуках значительно меньше и, соответственно, будет проще получить нужное количество комплектующих.

Chery Tiggo 8 Pro отмечает здесь успех не модели, но марки в целом: 428% роста. Это наилучший показатель в Топ-25 брендов. Заметим, ассортимент Chery в России состоит только из кроссоверов. На внедорожники и кроссоверы приходится 45,9% рынка легковушек.

Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) опубликовал статистику продаж в России за первое полугодие 2021 года. За шесть месяцев реализовано 870 749 легковушек и лёгкого комтранса, что на 36,9% больше, чем в первом полугодии 2020-го. Напомним, что весь 2020-й завершился падением рынка на 9,1%, и наши читатели, прогнозируя развитие ситуации в 2021-м, больше всего голосов отдали за дальнейшее снижение. Но пока прогноз не оправдался, а рынок начал восстанавливаться после сложного прошлого года.

Итоги продаж новых автомобилей в 2021 году

В потоке новостей начала мая как-то не получила должного внимания информация об итогах продаж новых автомобилей в 2021 году. Вполне возможно, было достаточно других информационных поводов, которые преобладали в это время, либо просто было скромные результаты продаж в первом квартале не способствовали росту интереса.

Как мы помним, в апреле прошлого года вся страна в ее подавляющем большинстве ушла на удаленную работу, а работа сферы услуг, предоставление которых было возможно только в очном режиме, была, фактически, под запретом. На этом фоне, рынок продаж новых автомобилей продемонстрировал драматическое падение, когда было реализовано всего 39 тыс. новый автомобилей, – это минимальный объем ежемесячных продаж за последние несколько лет – до этого никогда в последние годы в месяц не продавалось меньше 100 тыс. новых машин, а среднемесячный объем продаж колебался в районе 150 тыс. единиц. Тем особенно было интересно отследить, как будут идти продажи новых машин в этом году.

Уверен, этот год будет богат на интриги в продажах новых машин. Во-первых, будет интересно посмотреть, каковы будут продажи мая – с высокой долей вероятности можно утверждать, что они будут выше, чем в мае 2020 года, но вот темп роста, скорей всего, уже будет ниже, чем в апреле. Ключевой вопрос – на сколько?

Также далее будет интересно понаблюдать за продажами в летний и осенний периоды – в 2020 году в эти месяцы наблюдался, достаточно, высокий спрос на машины, который большинство экспертов связывали с фактом отложенных покупок – можем ли утверждать, что высокий темп роста апреля и ожидаемый рост мая – это, всего лишь, смещение отложенного спроса с будущих месяцев, или продажи машин так себя не ведут?

Может ли быть такое, что высокий рост апреля был связан с ожиданиями потребителей относительно дальнейшего роста цен на новые автомобили и снижение доступности автокредитов вслед за повышением Центральным Банком России ключевой ставки два раза в течение месяца?

Ответы на эти вопросы мы узнаем уже достаточно скоро. И будем следить за динамикой продаж в том числе на нашем сайте.

Статья подготовлена и одобрена by эксперт страхового рынка Максим Чернов

За 11 месяцев 2020 г. продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) упали более чем на 10%. При этом в ноябре уходящего года по сравнению с ноябрем прошлого этот показатель вырос на 5,9%. В 2021 г., по оценкам экспертов «Автостата», объем российского авторынка может составить 1,35 млн новых легковых машин, что будет соответствовать падению на 5 – 6% относительно текущего года.

Агентство Russian Automotive Market Research, напротив, ожидает в 2021 г. рост продаж новых легковых автомобилей, который может составить от 2,0% до 4,4%.

Динамика продаж на российском рынке будет зависеть, главным образом, от ситуации с пандемией коронавируса и сроков снятия карантинных мер, прогнозирует партнер «Автостата» Игорь Моржаретто. «Если предположить, что это произойдет ближе к лету, то можно предположить, что рынок начнет восстанавливаться со второго полугодия. Можно предположить, что падение по следующему году тоже будет, но будет тоже небольшим — например, 5%», — говорит он.

Прямое влияние на стоимость автомобилей оказывает курс рубля: если он продолжит падать, то в следующем году увеличение средневзвешенной цены на новые легковые автомобили в России может достичь 10%, прогнозируют эксперты «Автостата». За последние шесть лет средневзвешенная цена нового авто в России выросла на 66%. При этом по состоянию на ноябрь в текущем году увеличение составило лишь 6,5%, что ниже темпа роста курса доллара. Для сравнения: в 2015 г. средневзвешенные цены выросли на 20% по отношению к показателю 2014 г.

«Это объясняется изменением структуры самого рынка, он сместился в сторону продаж более доступных моделей», — сказал директор агентства «Автостат» Сергей Целиков. Согласно статистике АЕБ, лидерами продаж на российском рынке за десять месяцев текущего года стали автомобили концернов «АвтоВАЗ», KIA и Hyundai.

«Импортеры всегда четко следят за изменением курса валюты и оценивают это в долгосрочной перспективе. В 2020 году с января по октябрь цены на автомобили выросли в среднем от 3 до 15%. Среди основных факторов роста можно отметить колебания курса, инфляцию, обновление модельного года», — отмечает операционный директор «Авилона» Алексей Гуляев.

Традиционная индексация цен на новые автомобили по многим брендам произойдет 1 января. Гуляев считает, на этот процесс могут оказать влияние и сопутствующие факторы. Например, в этом году на индексации цен в январе частично сказался и рост утилизационного сбора. Согласно сообщениям РИА «Новости» и «Коммерсанта», в ноябре с инициативой повышения утильсбора [выступил] Минпромторг: с начала 2021 г. правительство может его увеличить на 25-30% для всех видов транспорта.

По словам Моржаретто, возможное повышение утильсбора в первую очередь скажется на цене ввозимых в Россию иномарок. «Ставки утилизационного сбора для автомобилей, собранных в России, производителю компенсируются, соответственно увеличение сбора на них скажется лишь опосредованно. Что касается иномарок, которые ввозятся сюда по прямому импорту, — там цена вырастет в среднем на 50-100 тыс. в зависимости от параметров автомобиля», — говорит Моржаретто.

В свою очередь генеральный директор ГК «Автоспеццентр» Денис Петрунин прогнозирует более сдержанный рост цен на автомобили по сравнению с уходящим годом. «Сейчас большинство автопроизводителей привязаны к курсу евро и в большей степени на ценообразование влияет бивалютная корзина бренда. В любом случае цены на автомобили продолжат расти в 2021 году, но более сдержанными темпами, чем в 2020, т.к. слишком быстрый рост цен второй год подряд заморозит спрос», — считает он. Петрунин подчеркивает, что локальные бренды будут расти в цене меньше, чем импортные, а нишевые бренды продолжат свою стагнацию и постепенно покинут российский авторынок.

Локдаун, карантинные меры во многих регионах и последовавшие за ними нарушения в цепочках поставок автомобилей привели к дефициту на рынке. Автопроизводители пока не смогли произвести товарные автомобили в количестве, достаточном для полного удовлетворения текущего спроса, говорит директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников.

«Большинство автопроизводителей исходит из того, что в будущем году российский авторынок покажет умеренный рост, и в соответствии с этим прогнозом планируют поставки. Будет продолжаться и постепенный рост цен. Можно прогнозировать, что ощутимый виток подорожания на рынке произойдет в начале будущего года», — отмечает он. Но есть и другой фактор, который вносит долю неопределенности в следующем году — это ситуация с коронавирусом. Чем быстрее она разрешится в большинстве стран, тем стабильнее будут поставки и тем меньше будет дефицит автомобилей на рынке, добавляет Мирошников.

Дефицит на рынке сохранится в начале 2021 г., ситуация может измениться к концу I квартала — началу II квартала, прогнозирует Алексей Гуляев. Отчасти дефицит на рынке усилило и беспокойство покупателей из-за колебаний курса рубля: многие решили поспешить с покупкой автомобиля. В свою очередь эксперты агентства «Автостат» оценивают объем автомобильного рынка в России в 2021 г. в 1,35 млн новых легковых машин, что будет соответствовать падению на 5 – 6% относительно нынешнего года.

Другим следствием дефицита на рынке станет отсутствие традиционных для новогоднего времени скидок на автомобили, подчеркивает Мирошников. «В этом году ситуация особая, поскольку на складах многих брендов дефицит, распродаж в этом году не будет. С другой стороны, клиенты понимают, что цены будут расти и что выгоднее приобрести автомобиль сейчас по текущим ценам, чем ждать дальнейшего повышения, поэтому высокий спрос в декабре сохранится», — отмечает директор по развитию компании «Рольф».

С ним соглашается и Гуляев: скидки на автомобили в начале года, как правило, обусловлены распродажей машин предыдущего года выпуска. «В текущей ситуации по некоторым брендам есть риск войти в 2021 год вообще без автомобилей. Поэтому если есть потребность купить автомобиль, то лучше это делать сейчас, так как до I квартала возможно еще одно подорожание, а поставки автомобилей до сих пор не стабилизировались», — подчеркивает операционный директор АГ «Авилон».

Стоит ли сейчас торопиться с покупкой машины? Какие стоит рассматривать?

Общеизвестно, что покупка на рынке в момент ажиотажа на фоне уже состоявшегося подорожания, дефицита предложения и отсутствия скидок – абсолютно нерациональна. Так или иначе в цене уже заложены все негативные факторы и до нового года ситуация едва ли изменится. Я бы рекомендовал дождаться насыщения рынка, так называемого «писка» отложенного спроса, а также возвращения автозаводов и логистических цепочек в нормальное рабочее русло по окончании истории с пандемией. Просто нужно набраться терпения, и тогда не придется бегать по автосалону за менеджерами, а, напротив, ощутить все прелести обилия предложений, когда произойдет насыщение рынка. При выборе я бы рекомендовал рассматривать автомашины европейских производителей, так как они более гибко подходят к ценовой политике, предоставлению скидок, а также разнообразию комплектаций.

Статистика продаж автомобилей в России в 2021 году

Изменение курса неизбежно влечет за собой повышение цен на некоторые автокомпоненты, а также рост логистических издержек. Стоит ли нам ожидать резкого повышения цен в следующем году или все произойдет плавно?

Изменение курса неизбежно приведет и уже привело к частичной переоценке стоимости автомашин. Однако процесс этот происходит плавно, по большей части он уже заложен в цену, и значительного удорожания в 2021 году я не ожидаю. К тому же не надо забывать о том, что на фоне проблем в экономике потребительский спрос расти не будет, скорее, нас ожидает стагнация, и рассчитывать на резкий рост товаров из дорогостоящего сегмента (к которым относятся автомобили) едва ли приходится.

Ряд экспертов утверждает, что к 2021 году по потребителю, в основном в бюджетном сегменте, ударит новый фактор: рост расходов отечественных поставщиков компонентов. Ожидается ли еще какое-то дополнительное давление на цены?

В бюджетном сегменте рост расходов отечественных поставщиков компонентов вне всяких сомнений уже присутствует и продолжится. По среднерыночным оценкам он уже составил не менее 5%, а в 2021 году может вырасти до 10%, что выльется в увеличение среднего чека на автомобиль до 6%-8%. Трудно судить, много это или мало для бюджетного сегмента, но, все-таки, сложно назвать эти цифры критичными. Хотя и допускаю определенный переток спроса в сторону подержанных авто на вторичном рынке. Эта тенденция уже заметна в США, где рынок подержанных автомобилей вырос на 20%.

Сейчас продавцы авто отменили практически все скидки — так ли это? Какие есть способы все-таки сэкономить при покупке машины (покупка по системе trade-in, торг с дилером и т.д.)?

В ситуации фактического отсутствия машин на складах и предзаказе на 2-3 месяца вперед едва ли можно рассчитывать на приличный дисконт. Я бы рекомендовал проводить оценку одной марки в идентичной комплектации у нескольких дилеров и на ее основе уже предметно общаться с менеджерами, интересуясь у них, что должно заставить вас взять автомашину именно в этом месте, а не у коллеги-конкурента по цеху.

Итак, автомобильный рынок России после пандемийного закрытия весной и обвала почти на 80% к концу года стал выправляться за счет отложенного спроса, а также не потраченных людьми на летний отдых денег. Удивительно, но главным тормозящим восстановление фактором стали автозаводы: во-первых, на определенное время были нарушены логистические цепочки поставок как самих автомобилей, так и комплектующих; во-вторых, производства подстраховались и, что называется, с запасом пересмотрели планы выпуска, испугавшись затоваривания складов из-за отсутствующего спроса. Как оказалось, последний шаг был избыточным: как только сняли ограничения, покупатели, наученные горьким опытом, ринулись в автосалоны, в том числе и для того, чтобы «сбросить» наличные деньги.

В итоге для компенсации всех потерь из-за пандемии российскому авторынку не хватило чуть-чуть: на конец года ожидается падение порядка 10% от результата 2019-го. Это около 1,5 млн проданных за год автомобилей.

Что касается структуры, то ее можно признать сформировавшейся: львиную долю российских продаж новых автомобилей уже долгое время удерживают 10 наиболее локализованных на территории РФ марок: помимо традиционного лидера Lada это (в порядке убывания) Kia, Hyundai, Renault, Volkswagen, Skoda, Toyota, Nissan, Mitsubishi и Mazda. Все остальные, не считая брендов, специализирующихся на легком коммерческом транспорте, делят остатки легкового сегмента.

Отдельной группой идет премиум-класс, который также ощутимо просел, что обычно ему не свойственно. Однако если традиционные лидеры удержали падение в пределах общего фона рынка, то менее значимые игроки потеряли от 30 до 50% продаж.

За верхнюю строчку, как обычно, бьются Mercedes-Benz и BMW. Причем в этом году баварцы таки опережают коллег из «трехлучевой звезды», да так, что даже имеют шансы закрыть год в плюсе. С двукратным отрывом за немцами следуют японцы из Lexus, которые прочно удерживают третью позицию. За ними идет компания Audi, почти полностью обновившая модельный ряд.

А вот оставшиеся премиальные марки присутствуют главным образом для разнообразия. Все вместе Volvo, Land Rover, Porsche, Mini, Infiniti, Jeep, Cadillac, Genesis и Jaguar продают на треть меньше, чем занимающий вторую строчку продаж Mercedes-Benz. Особенно обидно за британцев: Land Rover теряет в 2020 году почти 30%, а идущий последним Jaguar — почти 50%. К началу декабря «кошачьим» удалось реализовать всего 860 автомобилей.

AEB Статистика продаж автомобилей в РФ. Июнь и 1-е полугодие 2021 года.

С одной стороны, прогнозируемо, с другой — не без сюрпризов обстоят дела со структурой рынка. Медленно, но верно класс SUV, то есть кроссоверов и вседорожников, отбирает себе половину всех российских продаж. В лидерах тут, можно сказать, идеально сбалансированный по всем параметрам (в основном по цене) автомобиль Hyundai Creta.

Однако установленная в 2020 году доля в 48,3% все-таки немного лукавая, поскольку некоторые марки, следуя трендам, давно добавляют в модельную гамму все, что хоть как-то напоминает кроссовер. Модификации Cross, Stepway или X-Line обычных гражданских легковушек, а также высокие хэтчбеки типа Kia Soul тоже идут зачетом в кроссоверы. Результат такой не совсем объективной ситуации — значительная доля переднеприводных модификаций: до 60% проданных SUV числятся моноприводными, что дает повод производителям делать неправильные выводы относительно предпочтений россиян и вывода на рынок новых моделей.

Еще 37,3% рынка уходят в сегмент B/B+ — это не что иное, как класс бюджетников, безоговорочными лидерами которого является Lada Granta и Vesta. Сюда же входят «Солярисы», «Рио» и прочие «Поло» с «Рапидами». Главное изменение среди иномарок заключается в том, что по размеру и особенно уровню оснащения они уже обогнали машины класса C десятилетней давности, да и бюджетниками их называть уже не приходится: Solaris за миллион и Skoda Rapid за 1,2 млн давно стали нормой.

На третьем месте, хоть и с огромным отрывом, в 2020 году оказывается возродившийся класс D. Если до недавнего момента он практически целиком был посвящен одной Toyota Camry, то с этого года на рынок дерзко ворвалась модель Kia K5, которая пришла на смену востребованной Optima. Собственно, и родня по концерну в лице Hyundai Sonata тоже чувствует себя неплохо. Ну а оставшийся C-класс делят между собой сильно подорожавшая Skoda Octavia и целая россыпь модификаций Kia Ceed. Все остальные классовые и кузовные сегменты на рынке РФ выступают в качестве статистической погрешности.

Главный сюрприз года — уверенный напор китайских брендов. Из семи массовых марок (не считая двух премиальных), показавших рост продаж в 2020 году, пять — китайские компании. Да, безусловно, одним из важнейших факторов их успеха является низкая база. Однако, во-первых, она уже не такая и низкая. Во-вторых, в отличие от всех предыдущих периодов, в этом году динамика роста продаж автомобилей из Поднебесной носит систематический и долгосрочный характер.

Передовиками отрасли показали себя Haval и Geely, продавшие к декабрю 2020-го почти 15 и 14 тыс. автомобилей соответственно. Оба отметились постройкой заводов на территории России и Белоруссии и представлением востребованных моделей, что дает обоим повод для основательного закрепления на российском рынке.

Еще один успешный бренд — Changan, удачно перезапустивший проект присутствия на российском рынке и показавший рекордный рост: плюс 226%. Закрепляют тенденцию также бренды FAW и Chery, причем последний все больше уступает новичкам долю рынка. Haval и Geely отодвинули «земляка» уже на третью позицию, и есть вероятность, что в следующем году бронзовую награду может забрать Changan.

Своеобразная ситуация сложилась на вторичном рынке, который в очередной раз показал куда лучшую устойчивость и востребованность. По результатам 2020 года, несмотря ни на какие пандемии и локдауны, спрос на «бэушки» может как минимум удержаться на уровне 2019 года, а как максимум — выйти в небольшой плюс. Особенность пандемийного года в том, что дефицит новых машин привел к резкому всплеску спроса на слегка подержанные автомобили, в результате чего россияне за лето вымели с площадок Trade-in все более-менее достойные варианты. Как следствие, заметно подскочили цены на появляющиеся достойный б/у экземпляры.

Правда, если говорить в общем, пока доля автомобилей старше 10 лет на вторичном авторынке преобладает. Данный факт, кстати, мешает развиваться легализованному бизнесу Trade-in, поскольку мало кто из официальных дилеров работает с «возрастными» автомобилями.

Так или иначе, выводы можно сделать следующие. Рынок новых автомобилей — это рынок спроса, где основную роль играет покупатель, выбирающий между своими предпочтениями и финансовыми возможностями. А вот вторичный авторынок — это рынок предложения, то есть продавца. На текущий момент оборачиваются практически все выставленные на продажу б/у автомобили. То есть что предложат, то и возьмут.

Учитывая, что ситуацию в 2020 году не мог (или не смог) предугадать никто, даже игроки отрасли теперь не загадывают более чем на несколько месяцев, а некоторые официальные организации вообще отказались от составления прогнозов по российскому авторынку.

Так, «Автостат» традиционно составляет три варианта развития событий: базовый, оптимистичный и негативный. Если внешние факторы не изменятся, то есть не настанет еще большего ухудшения экономической обстановки, эксперты прогнозируют… продолжение падения рынка, правда, в меньших масштабах: минус 5–6%. Объясняется это негативной инерцией падения доходов населения, а следовательно, и сокращением кредитного портфеля, на который приходится значительная часть сделок. Кроме того, от отрасли потребуется перестройка под новый формат интернет-торговли, к которой готовы окажутся явно не все.

Если же факторы пандемии, карантина и сокращения госпомощи усилятся, то стоит ожидать негативного развития, в частности падения авторынка в пределах 12%. Положительный сценарий, факторами которого видятся исключительно грамотное распределение государственной поддержки, а также тренд на ослабление курса доллара (рост стоимости нефти), а значит, удержания уровня цен, позволит повысить продажи автомобилей в пределах 5–6%. Правда, всерьез последний вариант не рассматривают даже ярые оптимисты.

Если смотреть на продажи машин чуть пристальнее, то самой продаваемой моделью в России по итогам января — апреля окажется доступная LADA Granta, реализация которой увеличилась на 35% и составила 44 246 авто.

Второе место принадлежит тоже отечественному LADA Vesta с показателем 35 049 машин, что на 18% больше по сравнению с прошлым годом.

Третью строчку занимает доступный седан KIA Rio — 31 634 проданных автомобиля (28%). Следом идет бюджетный кроссовер Hyundai Creta, в объеме 25 768 единиц (30%). Далее седан Hyundai Solaris, чьи продажи тоже существенно (на 58%) увеличились — до 20 103 машин.

Любопытно, что шестую строчку рейтинга моделей занимает LADA Niva с приростом на половину (49%) до 18 540 автомобилей. Volkswagen Polo продали в количестве 17 345 штук, что на 22% больше показателя предыдущего года. Кроссовер Toyota RAV4 выбрали 14 189 покупателей, что на 16% больше, чем годом ранее. Skoda Rapid второго поколения нашла 13 918 новых хозяев. Замыкает топ-10 самых популярных моделей в России кроссовер Volkswagen Tiguan с показателем 12 252 проданных авто (21%).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.