Каковы требования к шинам и колесами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Каковы требования к шинам и колесами». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.

5.8. На одну ось транспортного средства установлены шины разной размерности, конструкции (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), с разными категориями скорости, индексами несущей способности, рисунками протектора, зимних и незимних, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора.

Во-первых, из данного пункта исключается упоминание моделей покрышек. То есть теоретически на одну ось автомобиля можно установить шины разных моделей.

Однако на практике шины разных моделей должны обладать множеством совпадающих характеристик, в том числе и новыми:

  • категория скорости;
  • индекс несущей способности;
  • рисунок проектора.

То есть просто купить 2 шины разных производителей и поставить их на одну ось не получится, т.к. полное совпадение по всем характеристикам крайне маловероятно.

Однако данное нововведение позволит решить следующую проблему. Довольно часто бывает, что при смене модельного года покрышек производитель меняет название их модели. Например, в прошлом году шины назывались «Lipucka 19», а в этом году стали носить название «Lipucka 20». При этом сами шины остаются точно такими же по всем характеритстикам.

В этом случае новый перечень неисправностей позволяет приобрести покрышку модели «Lipucka 20» и поставить ее на ось в пару к покрышке «Lipucka 19». Это может потребоваться при серьезном повреждении покрышки из старого комплекта.

Новые неисправности шин автомобиля, при которых запрещается эксплуатация

Напомню, что процедура восстановления протектора заключается в том, что на изношенную покрышку с помощью специальной технологии устанавливается новый протектор. То есть, грубо говоря, на рабочую поверхность изношенного колеса наклеивается полоса резины. Цель такой операции — продлить срок службы покрышки бюджетным способом.

Однако новый перечень неисправностей накладывает серьезные ограничения на использование восстановленных шин:

5.9. На передней оси транспортных средств установлены шины, восстановленные наложением нового протектора.

На других осях установлены шины:

а) повторно восстановленные с ранее уже восстанавливавшимся протектором;

б) с восстановленным протектором шин, возраст которых превышает семь лет.

в) в маркировке восстановленной шины отсутствует указание «Retread»;

г) с восстановленным протектором на которой помимо маркировки отсутствует четко проставленый международный знак официального утверждения, состоящий из круга, в котором указана буква «E», за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение по Правилам ООН № 108 или № 109, и номера официального утверждения;

д) в маркировке шин с восстановленным протектором указаны категории скорости и индекса несущей способности более высоких, чем до восстановления.

Нельзя использовать восстановленную шину:

  • На передней оси любого транспортного средства.
  • Если шина восстановлена дважды.
  • Если возраст шины превышает 7 лет (с учетом эксплуатации до процедуры восстановления).
  • Без маркировки Retread (восстановленный протектор).
  • Если категория скорости и индекс несущей способности больше, чем у оригинальной покрышки.

Таким образом, использование восстановленных шин остается возможным, однако на него накладываются серьезные ограничения.

С 2019 года вводится маркировка покрышек. Она подразумевает нанесение кодов DataMatrix на покрышки. В кодах шифруются све́дения о резине. По ним можно посмотреть: когда ввезен или произведен товар, страна, изготовитель и др. В кодах отмечен весь путь резины: когда куплена, привезена, продана и др. Маркировка резины обязательна с 1.12.19 г.

Новый порядок внедряется постепенно. Во-первых, все участники рынка получают регистрацию в системе и маркируют новые покрышки. Во-вторых, начинается нанесение DataMatrix на непроданный товар. Завершение этого этапа планируется к 1.11.20 г. К моменту запрещения оборота шин без нанесенных кодов все покрышки России уже будут иметь нанесенные коды.

На конец 2019 года на ТО этот параметр не входит в список обязательных.

Это автомобильная шина, разработанная для использования в холода (температуры +7 °C и ниже). Преимущества таких покрышек – свойства материала, из которого они изготовлены, позволяющие не твердеть даже при сильных морозах.

Кроме того, зимняя резина бывает шипованной и нешипованной. У каждого вида есть масса «поклонников». Объединяет их одно – необходимость «переобувания» после таяния снежного покрова. Потому что пройти техосмотр на зимней резине летом не получится, так как в законе четко указано соответствие резины сезону.

Каковы требования к шинам и колесам

Такие покрышки наиболее выгодны для владельца машины потому, что имеют целый ряд преимуществ перед сезонными:

  • можно ездить круглый год, не «переобуваясь»;
  • дешевле сезонной резины;
  • не вызывают нареканий при прохождении ТО.

Но все-таки эти шины менее безопасны, чем зимние или летние:

  • тормозной путь превышает показатель специализированных шин;
  • подвержены эффекту аквапланирования на мокром покрытии;
  • пониженные характеристики проходимости на снежной дороге.

Ездить на всесезонной резине зимой можно, только если на ней есть маркировка, допускающая ее использование на обледеневших и заснеженных трассах.

С 2018 года идут споры о применении шипов. По утверждениям ряда экспертов, выступы на шинах уменьшают срок службы дорожного покрытия. Другие считают, что шипованные покрышки обязательны на обледеневших зимних трассах и спасают водителей от большого количества аварий.

В любом случае согласно п. 5.5 восьмого приложения к ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» применение шипованной резины возможно зимой и недопустимо летом.

Пройти ТО на шипах позволяется в декабре, январе, феврале, нельзя в июне, июле, августе. В остальные периоды оценивается климатическая ситуация на тот момент.

Рисунок протектора рассчитан так, чтобы иметь наименьший тормозной путь на обледеневшей дороге и максимальную проходимость по снегу. На льду лучший результат все-таки показывают шипы. Зато нешипованные покрышки имеют преимущество на заснеженной дороге. Несмотря на отсутствие шипов, пройти ТО в несезон на резине, имеющей зимнюю маркировку, не получится.

В XXI веке развитие технологических процессов позволяет устранить практически любую проблему.

Рассмотрим результаты ликвидации дефектов шин с точки зрения влияния ремонта на прохождение ТО:

  1. Место прокола трудно определить при осмотре. Не влияет на результаты ТО.
  2. Однократное наложение заплатки на порез допускается. Если присутствуют следы повторного ремонта – решение по прохождению осмотра может быть отрицательным.
  3. После восстановления геометрии колеса путем проката штампованного диска (геометрию литых дисков восстановить невозможно, требуется замена) вопросов у инспектора не должно возникнуть.
  4. Есть внешние признаки устранения грыжи – тогда готовьтесь к тому, что ТО пройти не удастся.
  5. Восстановленный рисунок протектора (горячим или холодным способом) должен иметь маркировку на шине. Для прохождения ТО возможно только однократное восстановление.

Состояние резины автомобиля – важный аспект, контролируемый при техни-ческом осмотре. Мы постарались раскрыть все параметры, при несоответствии которых заиметь вожделенный документ, подтверждающий возможность использования машины, не получится.

При этом наличие диагностической карты – это не цель, а средство для понимания того, что ваша машина готова к безопасному движению по дорогам.

Требования к шинам при техосмотре

Требования, предъявляемые к шинам с избыточным внутренним давлением воздуха.

  1. Общие требования:
    • безопасность (в отношении самой шины и в отношении движения автомобиля);
    • легкость и прочность конструкции;
    • экономичность: низкая стоимость; малое сопротивление качению (низкие гистерезисные потери); высокая износостойкость; достаточная глубина рисунка протектора; длительный срок службы (ресурс); возможность восстановления протектора шины;
    • технологичность изготовления;
    • экологичность эксплуатации.
  2. Специальные требования:
    • хорошее сцепление с твердой опорной поверхностью, позволяющее снизить буксование и юз колес при передаче тяговых, тормозных и боковых сил (обеспечение устойчивости движения колесной машины);
    • надежная посадка бортов шины на полки обода и обеспечение нераскрытия стыков между бортами шины и закраинами обода;
    • низкая температура разогрева, определяемая конструкцией каркаса и типом материала каркаса и брекера;
    • возможность продолжительного движения с максимальной скоростью, соответствующей индексу скорости (скоростная прочность);
    • восприятие усилий, возникающих при криволинейном движении колесной машины (обеспечение хороших показателей управляемости);
    • малое сопротивление повороту колеса;
    • стойкость к механическим повреждениям;
    • сопротивляемость повреждению боковин радиальных шин;
    • легкость монтажа и демонтажа;
    • возможность длительной работы с цепями противоскольжения.
  3. Дополнительные требования к шинам для легковых автомобилей:
    • малая склонность к аквапланированию;
    • пригодность к эксплуатации в зимний период;
    • хорошие амортизирующие свойства, способствующие повышению плавности хода автомобиля;
    • низкий уровень шума, особенно при высоких скоростях движения;
    • отсутствие «визга» при разгонах, торможениях и поворотах автомобиля.
  4. Дополнительные требования к шинам с рисунком протектора повышенной проходимости:
    • высокие тягово-сцепные свойства;
    • низкое удельное давление на опорную поверхность, что обусловливает высокую проходимость колесной машины;
    • хорошая самоочищаемость протектора при движении по размокшим связным и липким грунтам (глина, суглинок, чернозем).
  5. Дополнительные требования к шинам для Военной автомобильной техники:
    • должны быть обеспечены: работоспособность шин в неповрежденном состоянии при изменении внутреннего давления воздуха от номинального до минимально допустимого; заданный уровень проходимости автомобиля по всем видам дорог и местности; высокая скорость (до 100 км/ч) на дорогах с твердым покрытием;
    • приведенная удельная нагруженность шин регулируемого давления по объему, являющаяся качественным показателем уровня опорной проходимости колесной машины, не должна превышать 8,0 и 7,0 т/м3 для радиальных и диагональных шин, соответственно;
    • шины должны оставаться работоспособными в движении при их механических (проколах) и других видах сквозных повреждений при обеспечении соответствующего соотношения между величиной внутреннего давления воздуха в них и скоростью движения автомобиля;
    • шины должны обеспечивать сохранение подвижности автомобиля (пробег не менее 50 км со скоростью не менее 50 км/ч) при движении без избыточного внутреннего давления воздуха;
    • шины должны изготавливаться из резиновых смесей, приспособленных к работе в диапазоне температур окружающего воздуха от минус 500С до плюс 500С;
    • шины должны обеспечивать скрытность автомобиля от тепловой или ИК- заметности, которая определяется контрастом (по разнице температур) внешних элементов автомобиля и окружающей среды.

По назначению:

  • шины для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости;
  • шины для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов;
  • шины для тракторов и прицепов к ним;
  • специальные шины.

Ассортимент, технические условия, основные параметры и размеры шин для автомобилей регламентируются государственными стандартами:

  • шины для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости – ГОСТ 4754, 20993;
  • шины для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов – ГОСТ 5513, 12715, 8430;
  • шины с регулируемым давлением – ГОСТ 13298, 24985;
  • шины с регулируемым давлением для военной техники – ГОСТ РВ 52395.

По типу рисунка протектора (рисунок 1).

Тип рисунка протектора шин колесных машин в значительной степени зависит от их назначения и условий эксплуатации, а также климатических условий (времени года) и других факторов. В настоящее время не всегда возможно однозначно определить тип рисунка протектора определенной шины, так как в нем могут сочетаться несколько типов рисунков, например, зимняя шина с универсальным ненаправленным рисунком.

Устанавливаемая стандартами различных стран маркировка шин наносится на их боковины и включает следующие обозначения, надписи и знаки:

  • обозначение шины и ее модели;
  • наименование страны – изготовителя на английском языке;
  • обозначение стандарта, которому соответствует шина;
  • индекс скорости;
  • индекс нагрузки (индекс несущей способности (ИНС) или индекс грузоподъемности) – для автомобильных шин или норму слойности – для шин для тракторов и прицепов к ним;
  • товарный знак и (или) наименование предприятия – изготовителя;
  • дату изготовления;
  • порядковый номер шины;
  • надпись «Radial» или буквенный индекс «R» для радиальных шин;
  • знак «Е» в кружочке и число (условный номер европейской страны, выдавшей сертификат), и номер после кружочка – номер сертификата официального утверждения шины на соответствие Правилам № 30 ЕЭК ООН или знак «DOT» (знак соответствия шины американским стандартам безопасности);
  • знак «⇒» направления вращения или надпись «Rotation» – для шин с направленным рисунком протектора;
  • надписи «Tubeless» или «TL» – для бескамерных шин. Для камерных шин могут быть нанесены надписи «Tube Type» или «TT»;
  • надпись «WINTER» – для зимних шин;
  • надпись «Reinforced» (Усиленная) – для шин повышенной грузоподъемности;
  • надпись «Regroovable» – для шин, у которых возможно углубление рисунка протектора методом нарезки;
  • надпись «Retread» – для восстановленных шин;
  • показатели максимальной нагрузки (Max Load) в фунтах (LBS) и килограммах (кг) и соответствующего этой нагрузке внутреннего давления воздуха в шине (Max Press) в фунтах на квадратный дюйм (PSI) и килопаскалях (кПа) для шины в «холодном» состоянии (1 LBS = 0,4536 кгс; 1 PSI = 6,94 кПа). Как правило, эксплуатационная нагрузка и внутреннее давление в шине несколько меньше, чем ее максимальные возможности, то есть шина подбирается на автомобиль как бы с «запасом»;
  • количество слоев и тип корда каркаса и брекера;
  • обозначения «M+S» (Mud+Snow — грязь+снег) или «M+S-Е» – для зимних шин без шипов или с шипами;
  • обозначения «AS» (All-Seasons) или «AW» (Any Weather) – для всесезонных или всепогодных шин;
  • обозначение «R+W» (Road + Winter) – для универсальных шин;
  • надписи «Side Facing Inwards» или «INSIDE» и «Side Facing Outwards» или «OUTSIDE» – для шин с асимметричным рисунком протектора, которые обозначают, соответственно, внутреннюю и наружную стороны шины при её монтаже на обод колеса;
  • надпись «Steel» указывает на использование металлокорда в брекере радиальных шин;
  • надписи «АТ» («All-Terrain») или «МТ» («Mud-Terrain»), которые встречаются на шинах для внедорожных автомобилей. Первые называют вседорожными, вторые – грязевыми. Такие шины имеют более глубокий протектор, они более тяжелые, шумные и менее быстроходные;
  • надпись «Север» – для морозостойких шин;
  • знаки «TWI» (Tread Wear Indication) – места расположения индикаторов износа протектора (для шин, снабженных индикаторами износа). Это выступы, которые размещаются на дне канавок протектора равномерно по окружности шины в 6…8-ми местах. Как только такой выступ появляется на наружной поверхности беговой дорожки шины, протектор считается изношенным, и шина подлежит замене;
  • балансировочную метку.

Обозначения тороидных радиальных и диагональных шин состоят из числовых показателей в дюймах ширины профиля покрышки В и посадочного диаметра обода d. Между числами у радиальных шин ставится буквенный индекс «R», а у диагональных – черточка «-», например: 12.00R20; 12R22,5 или 12.00-20.

Широкопрофильные шины (в том числе, низкопрофильные и сверхнизкопрофильные) имеют обозначение с числовым индексом серии. Это отношение Н/В в процентах, например: 215/70R15С, 200/60R365, 11/70R22,5, где первые числа – ширина профиля в миллиметрах или дюймах, вторые – индекс серии, третьи – посадочный диаметр обода в дюймах или миллиметрах; буква «С» («Commercial») – указывает на повышенную слойность каркаса шины (шина для легких грузовых автомобилей). Если в обозначении нет буквенного индекса «R», то шина диагональной конструкции, например: 500/70-20 (прежнее обозначение шины 1200х500-508, где числа условно соответствовали наружному диаметру D, ширине профиля B и посадочному диаметру обода d в миллиметрах).

Диагональные и радиальные шины различаются построением каркаса, а именно, расположением нитей слоев корда в каркасе.

У диагональных шин нити в смежных слоях корда и брекера располагаются перекрестно под углом наклона 35…380 к экватору покрышки (рисунок 7, а). Каркас является несущим элементом шины, и поэтому воспринимает все силы (радиальные, боковые и продольные) и моменты, действующие на колесо. Чем меньше угол наклона нитей в смежных слоях корда (30…340 для спортивных шин), тем лучше передаются боковые силы, действующие на колесо.

Основным недостатком диагональных шин является то, что в процессе их контакта с опорной поверхностью изменяются направления перекрестных слоев, в результате чего в каркасе происходит повышенное выделение теплоты, а в плоскости контакта – относительное смещение слоев корда, приводящие к высоким гистерезисным потерям и износу протектора.

У радиальных шин нити в слоях корда не пересекаются. Они располагаются по радиусу покрышки под углом наклона 85…900 к экватору (рисунок 7, б), что делает каркас весьма эластичным и, как следствие, излишне податливым под действием боковых и продольных сил. При таком расположении нити каркаса способны воспринимать только вертикальные нагрузки, что значительно снижает возникающие в них напряжения и позволяет при одной и той же вертикальной нагрузке с диагональной шиной уменьшить число слоев корда в каркасе и, следовательно, толщину каркаса. Например, радиальные шины с металлокордом в каркасе и брекере для грузовых автомобилей большой грузоподъемности имеют всего 2…4 слоя корда в каркасе вместо 8…14. Вследствие этого у радиальных шин меньше нагрев, ниже потери при качении, больше толщина протектора, что увеличивает срок их службы (ресурс) в 1,5…2,0 раза.

Продольные и боковые силы, действующие на колесо, воспринимаются в радиальной шине наложенным на каркас практически нерастяжимым брекерным поясом, имеющим диагональную конструкцию нитей корда (рисунок 7, в). Для брекерного пояса используется металлокорд или его сочетание с нейлоновым или вискозным кордом. Это связано с тем, что металлокорд, обладая высокой прочностью, теплопроводностью и теплостойкостью, способствует уменьшению напряжений и более равномерному распределению температуры в теле покрышки. Брекерный пояс амортизирует ударные нагрузки, возникающие при качении колеса по неровной дороге, распределяет их по каркасу, защищает последний от механических повреждений. Кроме того, жесткий брекерный пояс не позволяет протектору радиальной шины ощутимо деформироваться при воздействии боковых и продольных сил, поэтому пятно контакта шины с дорогой остается практически неизменным. Это заметно повышает курсовую устойчивость колесной машины при высоких скоростях движения, улучшает её маневренность, а значит и безопасность движения.

Арочные шины (рисунок 11) предназначены для специальных (сочлененных) колесных машин, а также неполноприводных (типа 4х2) грузовых автомобилей путем их установки на колеса ведущих мостов вместо обычных сдвоенных тороидных шин.

Особенностью конструкции арочных шин по сравнению с тороидными является большая в 2,5…3,5 раза ширина профиля при практически одинаковых наружном диаметре и посадочном диаметре обода, а также уменьшенная кривизна протектора. Последнее свойство обеспечивает работу грунтозацепов по всей ширине беговой дорожки шины. Отношение ширины обода к ширине профиля шины примерно 1,0.

Сколько размеры штрафов за колёса и шины? Все возможные нарушения

Пневматические шины для Военной автомобильной техники (ВАТ) должны быть:

  • по конструкции – радиальными с целиком металлокордным каркасом и брекером и бескамерными;
  • по конфигурации профиля поперечного сечения – обычного профиля или широкопрофильными;
  • по обеспечению требований по работоспособности при повреждениях – с регулируемым давлением воздуха и внутренним ограничителем деформации;
  • по типу рисунка протектора и обеспечению требований опорной проходимости – с рисунком протектора повышенной проходимости и необходимым радиальным прогибом;
  • по обеспечению герметичности и надежности посадки шины на обод – обод должен быть разъемным и герметичным и обеспечивать установку резинокордного распорного кольца или внутреннего ограничителя деформации шины.

Шины с регулируемым давлением воздуха по сравнению с обычными тороидными шинами имеют увеличенную на 25…40 % ширину профиля, бóльшую эластичность и допускают возможность в широких пределах изменять отношение Н/В. Они способны работать как при номинальном (0,30…0,42 МПа у диагональных и 0,45…0,50 МПа – у радиальных шин), так и минимально- допустимом внутреннем давлении (0,05…0,10 МПа – у диагональных и 0,08…0,10 МПа – у радиальных шин). Шины имеют рисунок протектора повышенной проходимости с широко расставленными грунтозацепами глубиной до 30 мм, угол наклона к экватору шины которых составляет 45…500 без загибов в плечевой зоне в сторону увеличения. Коэффициент насыщенности рисунка протектора составляет 0,35…0,40. Плотная посадка покрышки на ободе достигается жесткими бортами, имеющими по 2…3 кольца из проволоки в каждом борте. Для увеличения срока службы нагрузка на такие шины на 30…50 % ниже, чем на обычные тороидные шины при одинаковом наружном диаметре.

Регулирование давления воздуха в шинах является важнейшим рычагом повышения опорной проходимости колесных машин. Со сниженным до минимальных значений давлением они уверенно маневрируют, преодолевают подъемы и буксируют прицепы по деформируемым грунтам и снежной целине при удельной нагруженности радиальных шин не более 8 тс/м3, а диагональных — 7 тс/м3. Для этого при минимально-допустимом давлении воздуха в шинах должен быть обеспечен их радиальный прогиб в пределах 10…12 % от наружного диаметра, что с учетом установки внутреннего ограничителя деформации делает нецелесообразным использование на Военной автомобильной технике низкопрофильных шин с отношением Н/В

Широкопрофильные шины с регулируемым давлением воздуха подразделяются на универсальные и шины повышенной проходимости (Н/В = 0,70…0,85).

Система регулирования давления воздуха в шинах предназначена:

  • для повышения опорной проходимости автомобиля в тяжелых дорожных условиях и при движении по бездорожью за счет снижения давления воздуха в шинах. При снижении давления воздуха в шинах увеличивается площадь пятна их контакта с опорной поверхностью, что приводит к снижению удельной нагрузки на опорную поверхность и повышению силы тяги на ведущих колесах;
  • для сохранения подвижности автомобиля в случае прокола (проколов) шины за счет постоянной ее подкачки во время движения и поддержания давления воздуха в шине в требуемых пределах. Условием сохранения подвижности автомобиля является достаточная для восполнения утечки воздуха из поврежденной шины производительность компрессора и диаметр проходного сечения вентиля;
  • для постоянного контроля давления воздуха в шинах и поддержания его в заданных пределах во время движения.

Система регулирования давления воздуха в шинах автомобилей с пневматическим или пневмогидравлическим приводом тормозов включается в общую систему пневмооборудования автомобиля параллельно от тройного защитного клапана пневмосистемы тормозов через клапан-ограничитель понижения давления воздуха в пневмосистеме. На автомобилях ЗИЛ-131Н и КамАЗ-4310, например, этот клапан прекращает доступ воздуха к шинам при давлении в пневмосистеме ниже 0,55 МПа (5,5 кгс/см2).

Управление системой осуществляется из кабины водителя рычагом, воздействующим на кран управления давлением воздуха в шинах (рисунок 15), что позволяет производить постоянный контроль давления воздуха в шинах по манометру 38 и поддержание его в заданных пределах во время движения.

После выхода из строя одной покрышки бывает проблемно найти резину точно с таким же протектором или индексом нагрузки. В этом случае, придётся менять все шины, а не подбирать вместо негодной покрышки, как это делают некоторые товарищи, приблизительно похожую.

Шины должны соответствовать:

  • Размеру, разрешённому производителем;
  • Параметрам дисков, на которые они установлены;
  • На сдвоенных колёсах отверстия под вентиль должны совмещаться, что обеспечит доступ для проверки давления и подкачки;
  • Если на автомобиле установлены шипованные покрышки, то они должны быть на всех четырёх колёсах;
  • Использование шипованной резины запрещается в течение летнего сезона (с июня по август);
  • С декабря по февраль можно ездить только на зимней шине, установленной на все 4 колеса;
  • Скоростной индекс, указанный на покрышках, не может быть меньше конструктивной скорости автомобиля.

Каким бы правильным ни был подбор шин, езда не будет безопасной, если они уже отжили свой срок или повреждены. В связи с этим, Технический Регламент предъявляет чётко сформулированные требования к их состоянию.

Непригодной считается покрышка, в которой:

  • Появился хотя бы один индикатор износа. На легковой резине индикаторы есть всегда, а для грузовой в ТР определена остаточная глубина протектора для каждой категории транспорта;
  • Зимние и всесезонные шины, помеченные значком М+S, нельзя эксплуатировать при остаточной глубине протектора меньше 4 мм;
  • Если есть пробои и порезы, обнажающие корд, а также вздутия борта, отслоения каркаса, брекера или протектора, любые повреждения боковых поверхностей.

Запрещено ставить на одну ось автомобиля шины не только разной размерности, но и разной конструкции и степени износа:

  • камерная/бескамерная;
  • радиальная/диагональная;
  • зимняя/летняя;
  • новая/старая.

Исключение составляет только запаска, предназначенная для временного использования.

Главным обсуждаемым требованием нового закона стала обязательная смена резины на зимний сезон. По этой причине у автовладельцев, проживающих в практически бесснежных регионах (Ставрополье, Краснодарском крае, республиках Северного Кавказа), возникает закономерный вопрос: «Какие зимние шины для юга России лучше использовать?». Постараемся ответить на него кратко и по существу.

Для южан выражение «нет зимы» является расхожим. Этим самым утверждается тот факт, что в зимние месяцы температура воздуха не морозная, а термометр за окном чаще показывает нулевую или плюсовую температуру.

Снежный покров непостоянен, и редко держится более недели. С точки зрения сибиряков, это, конечно, почти что лето – а вот для автомобиля однозначно зима.

04.05.2019

Почему интересна высота протектора новой зимней шины? Производители рекомендуют изнашивать его не до минимально допустимого значения, выраженного в точных цифрах, а на 50 %. При покупке покрышки, бывшей в употреблении, знание начальных метрических характеристик поможет по остаточной глубине рисунка оценить солидность её пробега.

Автомобильные покрышки собирают из нескольких слоёв текстильного корда и металлокордного брекера — корда из металлической проволоки. Боковины изделия укрывают тонким слоем резины, а беговую часть — толстым. Этот массивный резиновый слой, по сути — подошва шины, и есть протектор.

Выпуклыми элементами рисунка протектор «цепляется» за дорогу, продвигая автомобиль вперёд, тормозя, поворачивая. Канавки, в которые «сливаются» углубления между выступами, отводят воду, слякоть из пятна контакта.

Сцеплению со скользкой опорной поверхностью способствуют шипы и ламели. Первые врезаются в укатанный снег, лёд. Множество узких параллельных надрезов — ламелей — на выступах протектора играет роль «присоски».

На заметку. Покрышкой называют шину, работающую в паре с камерой — «покрывающую» её.

Если рисунка на протекторе нет — его высота равна нулю. Однако автомобиль получает статус «неисправного» гораздо раньше.

Какая высота рисунка протектора сообщает, что покрышка износилась и требует замены:

  • 4 мм — на резине для заснеженных и обледеневших дорог, с маркировкой M+S, M&S, M S, изображением трёх горных вершин со снежинкой внутри, вне зависимости от типа транспортного средства, в неё «обутого»;
  • 2 мм — на шине для автобуса (M2, M3);
  • 1,6 мм — у покрышки легкового автомобиля и грузовика с разрешённой максимальной массой до 3,5 т (M1, N1, O1, O2);
  • 1 мм — у шины грузовика с РММ более 3,5 т (N2, N3, O3, O4);
  • 0,8 мм — на шине квадроцикла, мопеда, мотоцикла (L).

Это требования Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации (постановление «О правилах дорожного движения» № 1090). Нормы для шин прицепов — те же, что и для тягачей.

Уменьшить износ протектора можно, меняя время от времени местами задние, передние шины, «запаску» (если она не «компактная) — по схеме, предложенной в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Высокая интенсивность истирания протектора пневматической шины может сообщать об ухудшении технического состояния автомобиля. «Биением» шин чреваты и дисбаланс колёс, и износ шаровых шарниров подвески, а также грубый, небрежный стиль вождения. (Повороты с визгом резины, биение бордюров, ям, рельсов укорачивает срок службы шин).

Одна из сторон протектора износилась больше? Вероятно, колёса не сбалансированы. Сдвоенные шины износились не одинаково, их наружные диаметры отличаются на 5 мм? Автомобиль считается неисправным.

Избежать активного износа шин позволяет регулярная балансировка колёс.
Ведомые колеса большинства автомобилей устанавливают перпендикулярно плоскости дороги, ведущие — под углом. Если угол выбран не верно, шина износится преждевременно и неравномерно.

В помощь водителям и инспекторам — индикаторы износа:

  • выступы на дне канавок (в центральной зоне беговой дорожки), высота каждого из которых равна минимальной разрешённой глубине протектора;
  • выступающий элемент, участь которого — стираться по мере износа и, в конце концов, исчезнуть, расположенный на том уровне, до которого можно резину износить;
  • вырезанные в разных слоях протектора цифры, соответствующие его текущей глубине (одна цифра стирается — проступает следующая).
  • Когда менять резину по сезону
  • Как понять, что резину пора менять
  • Как хранить шины
  • Как выбрать резину для своего автомобиля
  • Конструкция шины
  • Прочие характеристики и особенности автомобильной резины
  • Как правильно подобрать резину под разные условия
  • Можно ли ставить разные покрышки
  • Как выбрать производителя
  • Где покупать автомобильную резину
  • Что влияет на стоимость автошин
  • Как сэкономить на покупке шин
  • Правила эксплуатации резины
  • Как избавиться от ненужной резины

Срок эксплуатации регламентируется ГОСТ 4754-97 и 5513-97. Согласно этим документам покрышки можно использовать не больше 5 лет. Помимо этого, существует срок хранения шины. Он не должен превышать 3 года. Итого, обычный срок использования авторезины не должен превышать 8 лет с момента изготовления. Эту информацию можно увидеть на боковой стороне покрышки.

Протектор шины обеспечивает надёжное сцепление, курсовую устойчивость и управляемость автомобиля на разных дорожных покрытиях. Эффективность протектора напрямую зависит от его глубины, то есть чем остаточная высота меньше, тем хуже ходовые качества резины. Соответственно и для высоты протектора существуют обязательные требования в зависимости от категории транспортного средства:

Категория ТС Описание категории Минимальная глубина протектора, мм
1 А Мототранспортные средства 0,8
2 В, В1 Легковые ТС, автомобили для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения менее 8, грузовые ТС массой до 3,5 т 1,6
3 С Грузовые ТС массой от 3,5 до 12 т и более 12 т, прицепы и полуприцепы массой от 0,57 до 3,5 т 1
4 D ТС для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения более 8 2

Следует учитывать то, что при оснащении транспортного средства прицепом или полуприцепом, глубина рисунка протектора на шинах прицепа или полуприцепа не должна отличаться от глубины протектора на колёсах буксирующего автомобиля. Очень важно строго соблюдать данные требования, делая периодические замеры глубины центральных рёбер колёс. В противном случае, при нарушении данных требований повышается риск возникновения ДТП.

Во время эксплуатации автомобильных шин, следует учитывать условия, при которых эксплуатация резины запрещена, ведь неисправная резина также влечёт за собой опасность для водителя и других участников движения. В приложении к техническому, содержится перечень неисправностей и условий, при которых эксплуатация такой резины является нарушением, а именно:

  • При появлении на резине одного индикатора износа;
  • При высоте рисунка протектора, ниже допустимой, в зависимости от категории транспортного средства;
  • При использовании вместо золотников ниппелей нештатных заглушек и т.п.;
  • При любых повреждениях резины;
  • При поврежденых дисках колёс;
  • В случае, когда заметно отличаются размеры отверстий крепления дисков колёс.

Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) должна составлять:

  • мотоциклы — не менее 0,8 мм;
  • грузовики — не менее 1 мм;
  • легковые автомобили — не менее 1,6 мм;
  • автобусы — не менее 2 мм.

Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии должна составлять не менее 4 мм.

Шины для автомобилей. Виды, обозначения, конструкции, выбор шин

Если шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины, то их эксплуатация запрещена.

Шины по размеру и допустимой нагрузке должны соответствовать модели транспортного средства.

Согласно последним поправкам (с 11.11.2018), в зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств категорий M1 и N1, не укомплектованных зимними шинами. Зимние шины устанавливаются на всех колёсах указанных транспортных средств.

  • В ГИБДД прокомментировали штраф за летнюю резину с 11 ноября 2018 года — 12/11/2018
  • Грузовикам и автобусам разрешили ездить без зимних шин — 10/11/2018
  • Переход на зимнюю резину с 11 ноября 2018: последние новости (10.11.18) — 10/11/2018
  • С 11 ноября 2018 года изменились требования к шинам — 10/11/2018
  • Требования к шинам с 11 ноября 2018 года — 05/07/2018
  • В РСА рассказали, когда можно будет оформить ДТП со смартфона — 07/09/2019
  • Несовершеннолетним водителям разрешат управлять автомобилем — 06/09/2019
  • Центробанк придумал, как объединить ОСАГО и КАСКО — 05/09/2019
  • Оформление ДТП через смартфон запустят с 1 ноября 2019 года — 05/09/2019
  • Нужно ли уступать велосипедисту на пешеходном переходе? — 04/09/2019

Как подобрать резину для легкового автомобиля или кроссовера

Транспортные средства должны быть укомплектованы шинами согласно эксплуатационной документации изготовителей транспортных средств.

  • На шине должны содержаться надписи о ее номинальной размерности, категории скорости и несущей способности.
  • Номинальная размерность шины должна соответствовать документации по эксплуатации транспортного средства и размерности колеса, на которое шина установлена.
  • Если используются зимние шины с шипами противоскольжения, они должны быть установлены на все колеса.
  • В летний период (июнь, июль, август) запрещено использование транспортных средств с колесами, имеющими зимние шины.
  • В зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещено использование транспортных средств с колесами, которые не укомплектованы зимними шинами. При этом все колеса должны иметь зимние шины. Региональные органы власти государств, являющихся членами Таможенного союза, могут увеличить сроки эксплуатации зимних шин.
  • Сдвоенные колеса надо устанавливать так, чтобы вентильные отверстия в дисках были совмещены. Это нужно для возможности подкачивания шин и измерения давления воздуха.
  • Скорость шины должна соответствовать или превышать максимальную скорость транспортного средства.
  • Фактическая максимальная масса, приходящаяся на шину, не должна превышать значений максимально допускаемой массы для данной шины.
  • Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) должна быть не более:

  • Для ТС категории L — 0,8 мм.
  • Для ТС категории N 2, N 3, O3, O4 — 1 мм.
  • Для ТС категории M1, N 1, О1, О2 — 1,6 мм.
  • Для ТС категории М2 и М3 — 2 мм.
  • Для прицепов или полуприцепов высота рисунка протектора такая же, как для основного транспортного средства.

    Шина считается непригодной к эксплуатации, если:

  • Появился хотя бы один индикатор износа.
  • Остаточная глубина рисунка меньше указанной в требованиях к высоте рисунка протектора.
  • Остаточная глубина рисунка протектора зимней шины, маркированной в том числе знаком в виде горной вершины с тремя пиками и со снежинкой внутри, не больше 4 мм.
  • Золотники заменены заглушками или иными приспособлениями, включая пробки.
  • Имеются местные повреждения шины, такие как сквозные и несквозные порезы, пробои и т.д.
  • На колесах отсутствуют гайки и болты, предусмотренные конструкцией.
  • На дисках есть трещины или следы их устранения сваркой.
  • Крепежные отверстия в колесных дисках имеют видимые нарушения размеров и формы.
  • На одну ось транспортного средства установлены шины разной размерности, конструкции (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), с разными категориями скорости, индексами несущей способности, рисунками протектора, зимние и незимние шины, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора (за исключением временной установки запасной шины).
  • На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.
  • Неравномерный износ шин. В ситуациях, когда колеса не сбалансированы или неправильно были монтированы покрышки, тогда наблюдается нарушение рисунка. Как результат, протектор шин, допустимая высота его изнашивается на разных участках, образовывая «проплешины» то в центре, то ближе к боковинам резины.

    В таком состоянии «беговая дорожка» шины теряет свой функционал, и уже не стоит рассчитывать на надежный и небольшой тормозной путь, на безопасную маневренность авто, особенно на высоких скоростях, при передвижении на сложных участках дороги, при неровностях и преградах по ходу следования маршрута.

    Специалисты рекомендуют устанавливать на все четыре колеса шины с одинаковым рисунком протектора для хорошей устойчивости автомобиля на дороге.

    Если нет возможности поставить одинаковые колеса, можно подобрать максимально идентичный узор или установить шины с несхожим протектором на разные оси. Запрещено сочетать разные колеса на одной оси.

    Этот запрет касается не только протектора шин, но и таких характеристик колеса как размер, конструкция, качественное состояние и сезонная принадлежность. Исключения составляют лишь запасные колеса.

    Не секрет, что многие водители имеют в наличии только летнюю запаску, которая идет в комплектации с новой машиной. В целях экономии средств они не покупают вместе с комплектом зимней резины шипованную запасную шину. И напрасно.

    Ситуация, когда на трех колесах установлены зимние шины, а на одном летняя, очень опасна. Летняя шина имеет худшее сцепление на зимней дороге, автомобиль будет подвержен заносу даже на небольшой скорости. Вот почему всем водителям рекомендуется обязательно иметь запасное колесо с шиной по сезону.

    Ознакомившись с нормативным документом под названием «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств», поймете, какие предъявляют требования шинам и колесам в РФ, особенно следует обратить внимание на изменения, внесенные 1 января 2015 года.

    1. Все установленные колеса должны иметь четкий протектор шин, ПДД предусматривают маркировку российским знаком соответствия.
    2. На резине должны быть нанесены все надписи, содержащие информацию о размере, категориях изделия.
    3. Нанесенный протектор шин, допустимая высота обязаны прописываться в документах по эксплуатации транспортного средства.
    4. Категория скорости, нагрузки должны соответствовать индексу несущей способности изделия.

    Внимательно читая все надписи на покрышке, поймете, что за изделие находится перед вами и стоит ли его приобретать. В процессе эксплуатации шины подвергаются воздействию окружающей среды, контакту с агрессивным дорожным покрытием ежедневно. Износ проходит стремительно, если машиной управлять неаккуратно, не жалея ее, не принимая во внимание ее технические характеристики.

    А спустя какой-то период, потребуется восстановление протектора шин своими руками или при помощи специалистов. Будет произведена кропотливая работа, и успех будет зависеть от качества восстанавливаемых шин и мастерства человека, который примется за столь трудную работу.

    АЭ 001-04

    «Правила эксплуатации автомобильных шин» (АЭ 001-04) являются основным документом, определяющим порядок обслуживания и эксплуатации автомобильных шин на территории Российской Федерации.

    Правила разработаны в соответствии с действующими отечественными и зарубежными нормативными и техническими документами. Содержат классификацию шин по назначению, способу герметизации, конструкции, форме профиля, рисунку протектора, габаритам и климатическому исполнению, а также сведения по маркировке, приемке, упаковке, транспортированию и хранению шин. В Правилах представлены разделы по комплектации автомобилей шинами, по монтажу и демонтажу шин, по уходу за шинами, по порядку учета их работы, ремонту и рекламации.

    Правила предназначены для работников автотранспортных предприятий и других организаций, эксплуатирующих автотранспортные средства на территории Российской Федерации.

    Данные Правила введены в действие с 01.02.2004 взамен «Правил эксплуатации автомобильных шин», действовавших ранее и утвержденных в 1997 г.

    Срок действия Правил — до 31.12.2007.

    Разработчик: ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» совместно с ФГУП «Научно-исследовательский институт шинной промышленности».

    Издание дополненное и переработанное.

    Требования правительства РФ к шинам и колесным дискам

    1. Пневматические шины являются одним из основных элементов ходовой части транспортного средства.

    В процессе эксплуатации пневматические шины обеспечивают сцепление колес с дорогой, передачу тяговых и тормозных сил, смягчение возникающих при движении автомобиля толчков, ударов, вибраций, управляемость и безопасность движения, динамичность и плавность хода, проходимость в различных дорожных условиях, а также влияют на расход топлива автомобилем и шумообразование.

    Автомобильные шины подразделяются по назначению, способу герметизации, конструкции, форме профиля, рисунку протектора, по климатическому исполнению, габаритам.

    2. По назначению автомобильные шины подразделяются на:

    — шины пневматические для легковых автомобилей (ГОСТ 4754), которые применяются на легковых автомобилях, легких грузовых автомобилях, автобусах особо малой вместимости и прицепах к ним;

    — шины пневматические для грузовых автомобилей (ГОСТ 5513), которые применяются на грузовых автомобилях, прицепах к ним, автобусах и троллейбусах;

    — шины для грузовых автомобилей с регулируемым давлением воздуха (ГОСТ 13298), которые применяются на грузовых полноприводных автомобилях, работающих на мягких грунтах и в условиях бездорожья.

    3. По способу герметизации шины подразделяются на:

    — камерные шины, в которых воздушная полость образуется камерой (рис. 1 приложения 1);

    — бескамерные шины, в которых воздушная полость образуется покрышкой и ободом колеса (рис. 2 приложения 1); герметизация воздушной полости достигается за счет герметизирующего слоя резины, нанесенного на внутреннюю поверхность покрышки и обладающего повышенной газонепроницаемостью.

    4. В комплект пневматических шин входят:

    а) для камерных шин легковых автомобилей — покрышка, камера с вентилем, снабженным колпачком или колпачком-ключиком;

    б) для камерных шин грузовых автомобилей — покрышка, камера с вентилем и ободная лента;

    в) для бескамерных шин легковых и грузовых автомобилей — покрышка и вентиль, вставленный в обод.

    Характеристика деталей шин:

    — покрышка — торообразная оболочка пневматической шины, непосредственно воспринимающая усилия, действующие при эксплуатации автомобиля;

    — камера — герметичная торообразная эластичная оболочка, заполняемая воздухом или газом;

    — вентиль камеры или бескамерной шины — обратный воздушный клапан, предназначенный для наполнения, удержания, выпуска воздуха и обеспечения контроля внутреннего давления в шине;

    — ободная лента — профилированное эластичное резиновое кольцо, располагаемое между бортами покрышки, камерой и ободом колеса; ободная лента применяется в камерных шинах грузовых автомобилей для предохранения камер от повреждений.

    5. По конструкции шины подразделяются на:

    — диагональные;

    — радиальные.

    В диагональных шинах нити корда каркаса перекрещиваются в смежных слоях и имеют угол наклона нитей в средней части беговой дорожки в пределах 45 — 60°. Такое расположение нитей корда называется диагональным (рис. 3а приложения 1).

    В радиальных шинах нити корда во всех слоях каркаса в средней части беговой дорожки имеют угол наклона, близкий к нулю, т.е. нити корда в смежных слоях параллельны друг другу или пересекаются под небольшим углом. Такое расположение нитей корда называется меридиональным или радиальным (рис. 3б приложения 1).

    Покрышка имеет следующие составные части:

    — каркас — главный силовой элемент покрышки, состоящий из одного или нескольких слоев обрезиненного корда, закрепленных, как правило, на бортовых кольцах. Корд представляет собой ткань, состоящую из толстых нитей основы и тонких редких нитей по утку, изготавливаемую на основе натуральных или синтетических волокон, или тонких стальных нитей (металлокорд);

    — брекер — внутренняя деталь покрышки, расположенная между каркасом и протектором и состоящая из нескольких слоев обрезиненного металлического или другого корда. Брекер предназначен для смягчения ударных нагрузок на шину, возникающих при движении автомобиля по дороге;

    — протектор — наружная резиновая часть покрышки шины, как правило, с рельефным рисунком, обеспечивающая сцепление с дорогой и предохраняющая каркас от повреждений;

    — боковина — слой покровной резины, расположенный на боковой стенке покрышки, предохраняющий каркас от наружных повреждений;

    — борт покрышки — жесткая часть пневматической шины, обеспечивающая ее крепление на ободе колеса.

    10. Маркировка шин.

    Маркировка шины должна соответствовать требованиям нормативного документа, по которому изготавливается шина.

    На каждой покрышке и бескамерной шине, изготовленных по ГОСТ 4754 и ГОСТ 5513, а также другим нормативным документам, как правило, наносится следующая маркировка:

    а) обозначение шины — условное обозначение ее основных размеров и конструкции каркаса. Шины, выпускаемые по ГОСТ 4754, могут иметь обозначение, выраженное в миллиметрах, дюймах или смешанное, в миллиметрах и дюймах, а шины, выпускаемые по ГОСТ 5513, должны иметь обозначение, выраженное в дюймах, или смешанное, выраженное в миллиметрах и дюймах.

    Для шин радиальной конструкции ставится буквенный индекс — R. Для шин диагональной конструкции буквенный индекс не ставится.

    Для низкопрофильных и сверхнизкопрофильных шин в обозначении ставится серия (номинальное отношение высоты профиля шины к его ширине) в процентах;

    б) индексы несущей способности нагрузок для одинарных и сдвоенных колес — условное обозначение прочности каркаса, определяющее максимально допустимую нагрузку на шину (Приложение 3). Ранее обозначалась норма слойности «НС» или «PR» (условное обозначение прочности каркаса) для шин грузовых автомобилей, а для легковых — индекс грузоподъемности;

    в) индекс категории скорости — условное обозначение максимально допустимой скорости (Приложение 4);

    г) индекс давления «PSI» — указание испытательного давления только для шин, предназначенных для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости с индексом «С» в обозначении, а также для шин грузовых автомобилей (Приложение 5);

    д) знак официального утверждения «Е» с номером страны, выдавшей сертификат соответствия Правилам N 30 и N 54 ЕЭК ООН;

    е) страна-изготовитель на английском языке;

    ж) товарный знак и (или) наименование фирмы — изготовителя шины (Приложение 6);

    з) торговая марка (модель шины) — условное обозначение разработчика шины и порядковый номер разработки, вариант разработки;

    и) обозначение стандарта (без года утверждения);

    к) порядковый номер шины;

    л) дата изготовления, состоящая из четырех цифр, из которых две первые указывают порядковый номер недели, две последние цифры — год изготовления шины. Ранее, до 2000 г., дата изготовления состояла из трех цифр, из которых две первые указывали порядковый номер недели, последняя — последнюю цифру года изготовления;

    м) штамп технического контроля;

    н) надпись «Radial» — для радиальных шин;

    о) знак направления вращения (стрелка) на покрышках с направленным рисунком протектора;

    п) надпись «Tubeless» — для бескамерных шин;

    р) надпись «Steel» — для шин с металлокордом в брекере;

    с) надпись «All steel» — для цельнометаллокордных шин;

    т) надпись «Regroovable» — для шин, на которых имеется возможность углубления рисунка протектора нарезкой;

    у) надпись «Reinforced» — для усиленных шин, выпускаемых по ГОСТ 4754;

    ф) надпись «Север» — для морозостойких шин;

    х) буква «Т» на шинах радиальной конструкции с текстильным брекером и каркасом;

    ц) знак «М+S» или «М(.)S» — для шин с зимним рисунком протектора;

    ш) надпись «All seasons» — для всесезонных шин, выпускаемых по ГОСТ 4754;

    19. Определения.

    Колесо — вращающийся элемент автомобиля, воспринимающий нагрузку от массы автомобиля и передающий крутящий момент. Колесо расположено между шиной и ступицей. Обычно колесо состоит из двух основных частей — обода и диска.

    Обод — часть колеса, на которую монтируется и опирается шина.

    Диск — часть колеса, являющаяся соединительным элементом между ступицей и ободом.

    Одинарное колесо — колесо, установленное на ступице и несущее одинарную шину.

    Сдвоенное колесо — колесо, состоящее из двух одинарных колес, установленных на одной ступице.

    20. Классификация колес.

    Колеса для автомобилей классифицируются по их принадлежности к тому или иному типу автомобиля, по конструкции и типу устанавливаемых на них шин:

    а) колеса для легковых автомобилей, автобусов особо малой вместимости, прицепов и грузовых автомобилей с полезной нагрузкой до 1,5 т, имеющие неразборные глубокие ободья с коническими полками и предназначенные для камерных и бескамерных шин постоянного давления (ОСТ 37.001.429-86);

    б) колеса дисковые и бездисковые (ГОСТ 10409) для грузовых автомобилей, автобусов, прицепов, полуприцепов и троллейбусов, имеющие разборные ободья с коническими полками, предназначенные для камерных автомобильных шин, и колеса, имеющие неразборные ободья (ОСТ 37.001.479-88), предназначенные для бескамерных автомобильных шин;

    в) колеса дисковые и бездисковые (ГОСТ 28744) для грузовых автомобилей, работающих в условиях бездорожья и на мягких грунтах, имеющие разборные ободья с распорными кольцами, предназначенные для шин с регулируемым давлением воздуха.

    21. Колеса обозначают основными размерами ободьев — номинальной шириной профиля и номинальным диаметром обода (в миллиметрах или дюймах).

    Примеры обозначения колес:

    а) выпускаемых по ОСТ 37.001.429-86 для легковых автомобилей —

    127Jx330 или 5Jx13

    114Kх355 или 4 1/2Kх14

    152Lx380 или 6Lx15

    114Bх305 или 4,5Bх12;

    б) выпускаемых по ГОСТ 10409 для грузовых автомобилей —

    140-508 или 5,5-20

    152-508 или 6,0-20

    178-508 или 7,0-20

    206-508 или 8,0-20;

    в) выпускаемых по ОСТ 37.001.478-88 для бескамерных автомобильных шин:

    8,25×22,5

    9,00х22,5,

    где первые цифры — 127; 114; 152; 140; 152; 178; 206 — обозначают номинальную ширину профиля обода в миллиметрах, а цифры — 5; 4 1/2; 6; 4,5; 5,5; 6,0; 7,0; 8,0; 8,25 и 9,00 — в дюймах;

    вторые цифры — 330; 355; 380; 305; 508 — обозначают номинальный посадочный диаметр обода в миллиметрах, а 12; 13; 14; 15; 20 и 22,5 в дюймах; буквы J, K, L, B — обозначают тип бортовых закраин для колес легковых автомобилей;

    г) выпускаемых по ГОСТ 28744 для шин с регулируемым давлением:

    465-228 старое обозначение (228Г-457);

    515-254 старое обозначение (254Г-508),

    где первые цифры — 465, 515 — обозначают номинальный посадочный диаметр в миллиметрах; вторые цифры — номинальную ширину профиля обода в миллиметрах.

    22. Приемка шин производится в соответствии с существующими положениями и инструкциями о поставке продукции производственно-технического назначения и требованиями государственных стандартов и технических условий.

    Шины принимают партиями.

    Партией считают шины одного обозначения, сопровождаемые одним документом о качестве, содержащим:

    — товарный знак или наименование фирмы-изготовителя;

    — обозначение, модель шины и количество;

    — номер партии;

    — дату отгрузки;

    — результаты проведенных испытаний или подтверждение о соответствии партии шин требованиям стандарта;

    — обозначение документа, по которому изготовлены шины;

    — подтверждение о соответствии качества шин требованиям указанного документа (сертификат качества).

    Приемке не подлежат шины и камеры, имеющие производственные дефекты согласно Приложению 9.

    23. Упаковка, транспортирование и хранение шин должны осуществляться в соответствии с ГОСТ 24779 «Шины пневматические. Упаковка, транспортирование, хранение».

    Упаковке перед транспортированием подлежат шины, для которых имеется специальное требование в договорах на поставку. При отсутствии такого требования шины транспортируются без упаковки.

    24. Транспортирование шин.

    Транспортирование шин производится любым видом транспорта.

    При транспортировании шин на открытых машинах и платформах сроком свыше пяти суток они должны быть защищены от воздействия солнца и атмосферных осадков. При транспортировании пакетов шины должны находиться в вертикальном положении.

    Шины могут транспортироваться в комплекте с камерами или без них.

    При транспортировании шин в комплекте с камерами последние пропудриваются тальком или покрываются смазкой, изготовленной на основе полиметилсилоксановых жидкостей (ГОСТ 13032). Камеры вкладываются внутрь шины и накачиваются воздухом до ее внутренних размеров.

    Бескамерные шины транспортируются с распорками (деревянными, картонными, пластмассовыми и др.) между бортами, исключающими деформацию бортов и боковых стенок.

    25. Транспортирование камер.

    Камеры, отправляемые не в комплекте с шинами, транспортируются в свернутом виде (вентилем внутрь).

    Допускается транспортирование камер, сложенных стопками, без свертывания. При этом необходимо соблюдать меры предосторожности, исключающие повреждения камер вентилем и другими предметами. Аналогичные меры необходимо соблюдать при транспортировании покрышек и ободных лент.

    26. Транспортирование ободных лент.

    Ободные ленты транспортируются в пачках по 5 — 20 штук (в зависимости от размеров), перевязанных в двух-трех местах.

    27. Транспортирование золотников, колпачков и вентилей.

    Золотники и колпачки к камерам и вентили к бескамерным шинам, отправляемые не в комплекте с шинами, упаковываются в отдельную тару и отправляются потребителям одновременно с шинами, камерами и ободными лентами.

    28. Меры предосторожности при транспортировании шин, камер и ободных лент.

    Категорически запрещается транспортирование шин, камер и ободных лент вместе с нефтепродуктами, кислотами, щелочами и другими веществами, разрушающими резину.

    Шины, камеры, ободные ленты, транспортируемые при температуре ниже -45 °С, необходимо оберегать от ударов.

    29. Хранение шин, камер и ободных лент.

    Для предупреждения преждевременного старения пригодные к эксплуатации и ремонту шины, камеры и ободные ленты должны храниться в закрытом отдельном сухом помещении, защищенном от солнечных лучей, озона, органических растворителей, минеральных масел, смазочных материалов, нефтепродуктов, кислот, щелочей, а также не должны соприкасаться с медью и другими коррозирующими веществами.

    Стеллажи в складских помещениях должны быть размещены в соответствии с нормами пожарной безопасности и с учетом применения подъемных механизмов.

    Отопительные устройства, находящиеся на складе, следует экранировать. Стеллажи с шинами и вешалки с камерами и ободными лентами не должны находиться ближе 1 м от отопительных приборов.

    При хранении шин допускается колебание температуры воздуха от -30 до +35 °С (оптимальная температура +5 °С) и относительной влажности от 50 до 80%. Температура и относительная влажность на складах должны регулироваться проветриванием помещения (в жаркую погоду — ночью); при относительной влажности ниже 50% следует применять искусственное увлажнение, посыпая пол влажными опилками или сбрызгивая его водой.

    35. Выбор и комплектация автомобиля пневматическими шинами по размерам, моделям, несущей способности нагрузок (индексу грузоподъемности, норме слойности), скорости, типу рисунка протектора для каждой конкретной марки и модели автомобиля, автобуса, троллейбуса, прицепа и полуприцепа, как для вновь разрабатываемых, так и для серийных автомобилей, должны проводиться в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации автомобиля, «Руководством по комплектации шинами автотранспортных средств в АТП» — РД 3112199-0188-95, актом приемки шины или протоколом разрешения применения покупных изделий (ГОСТ 2.124).

    Фирмы — изготовители шин не принимают претензий по шинам, эксплуатация которых проводилась с нарушением настоящих Правил, а также документов, указанных в п. 35.

    Применение импортных шин на автомобилях отечественного производства и отечественных шин на импортных автомобилях возможно после проведения комплекса лабораторно-дорожных испытаний и оформленных актом приемки шины или протоколом разрешения применения покупного изделия.

    Товарные знаки, индексы шинных предприятий и адресные карточки согласно Приложению 6.

    36. Не допускается установка на одну ось автомобилей шин различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, ошипованных и неошипованных, морозостойких и неморозостойких, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора.

    37. При частичной замене шин, вышедших из строя, рекомендуется производить доукомплектование автомобиля шинами того же размера и модели, что и установленные на данном автомобиле, так как шины одного и того же размера, но разных моделей могут отличаться по конструкции, иметь неодинаковые тип рисунка протектора, радиус качения, сцепные качества и другие эксплуатационные характеристики.

    Для обеспечения нормальной работы шин на сдвоенных колесах автомобиля рекомендуется подбирать шины так, чтобы разница по величине износа протектора и величине диаметра шины была наименьшей.

    38. На автотранспортных средствах не допускается установка (ГОСТ Р 51709-2001, ОСТ 38-47-170-95):

    — шин, восстановленных по I классу, на передней оси междугородных автобусов (класс II);

    — шин, восстановленных по II классу, на междугородных автобусах, на передней и средней осях городских (класс I), туристских (класс III) автобусов и троллейбусов, на передней оси легковых автомобилей;

    — шин, восстановленных по классу «Д», на междугородных автобусах, на передней оси легковых автомобилей, передней и средней осях городских и туристских автобусов, троллейбусов, грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов;

    — шин с отремонтированными местными повреждениями и с углубленным рисунком протектора методом нарезки на передней оси легковых, грузовых автомобилей, передней и средней осях автобусов (классов I, II и III) и троллейбусов.

    Определение класса восстановления производится в соответствии с ОСТ 38-47-171-95 (Приложение 7).

    Восстановление покрышек наложением протектора осуществляют одновременно с проведением сопутствующего ремонта каркаса.

    Восстановленные бескамерные шины при утере герметичности эксплуатируются с камерами.

    39. При комплектации автомобилей шинами с рисунком протектора повышенной проходимости и направленным рисунком протектора необходимо обеспечить вращение колеса в соответствии с указанием стрелки, находящейся на боковине шины.

    40. Для улучшения сцепных качеств шин и повышения безопасности движения автомобилей на заснеженных и обледенелых дорогах рекомендуется применять шины с шипами противоскольжения.

    41. Шины с шипами противоскольжения устанавливаются на все колеса (в том числе и запасное) автомобиля.

    Перестановка ошипованных шин при технической необходимости выполняется без перемены направления вращения колеса.

    42. Автомобили, эксплуатируемые на мягких грунтах и по бездорожью, должны комплектоваться шинами с рисунком протектора повышенной проходимости. Не рекомендуется длительное применение этих шин на дорогах с твердым покрытием.

    43. Шины, установленные на автомобиль, закрепляются за ним, что фиксируется в карточках учета работы шин согласно Приложению 12.


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.