Нужно ли контроллировать источник финансирования в контракте по 44 ФЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужно ли контроллировать источник финансирования в контракте по 44 ФЗ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Что делать, если до конца года не вся сумма по контракту будет использована?
  • Руководство пользователя по формированию лимитов бюджетных обязательств по дополнительному финансированию в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» для распорядителей …
  • Действуют ли ограничения по размерам авансовых платежей для договоров, заключаемых федеральным государственным автономны учреждением за счет средств, полученных от доходной деятельности?
  • Действует ли ограничение по размеру аванса на договора, заключенные за счет средств, полученных от доходной деятельности?
  • Письмо Минфина России от 21.12.2017 № 24-01-08/85441 «Об осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при отсутствии бюджетных средств»

Обязательно ли в контракте указывать источник финансирования

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков.
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.
  • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • Плату за участие в закупках.

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью:

  • Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  • Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках. С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре.

Применяется 44-ФЗ в части:

1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

При этом в отношении таких закупок применяются положения Федерального закона 44-ФЗ, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок. Исполнение таких закупок может проводиться отличным от 44-ФЗ способом.

Ликбез: за чей счет закупают ТРУ по 44-ФЗ и по 223-ФЗ

До 01 января 2016 действует переходный период, когда заказчики планируют по 44-ФЗ, но используют правила 94-ФЗ с определенными исключениями и отступлениями. На 2014 – 2015 годы планирование идет в соответствии с 94-ФЗ.

С 01.01.2016 с вводом ЕИС будет проводиться двухэтапное планирование – как на долгосрочный период, так и на текущий год. Долгосрочное планирование – сигнал для поставщиков, что в будущем будет проведена определенная закупка с определенными параметрами. Здесь конкретная строчка плана закупок будет содержать все исходные данные, параметры, характеристики закупки, которые войдут в закупочную документацию.

На стадии планирования заказчик указывает наиболее подробно параметры закупок.

Составление планов закупок (долгосрочное планирование на 3-хлетний период)

Основные нововведения:

  • идентификационный код закупки (сопровождает закупку от стадии планирования до заключения/исполнения договора, по этому коду можно проследить всю историю осуществления закупки);
  • цель осуществления закупки (определена ст.13 Закона №44-ФЗ – текущие потребности заказчика, осуществление федеральных целевых программ, обязательства, вытекающие из международных договоров и соглашений и т.д.);
  • наименование и описание объекта закупки;
  • обоснование и нормирование закупки (на сегодня это не действует);
  • информация об обязательном общественном обсуждении (закупки, превышающие определенный установленный размер, должны быть обсуждены в общественном объединении граждан, чтобы подтвердить необходимость закупки).

Составление планов-графиков (на текущий финансовый год)

Основные нововведения:

  • идентификационный код закупки;
  • способ определения поставщика и обоснование выбора этого способа;
  • информация о банковском сопровождении контракта.

    Заказчики размещают в ЕИС (на ООС) планы-графики размещения заказов на 2014 и 2015 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу 44-ФЗ, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов (МЭР), и органом, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (ФК).

    План закупок отражает информацию:

    Вопрос: Планируется конкурс по 44-ФЗ на основании федеральной целевой программы, министерство выделяет на это деньги. Обеспечение заявок перечисляется на счет заказчика, который является ГУП или на казначейский счет, откуда будут списывать деньги за невыполнение договора.

    Ответ: Денежные средства для обеспечения контракта/договора перечисляются на счет заказчика, а какой счет будет открыт решают заказчик и казначейство.

    Вопрос: БУ работает по 44-ФЗ и по 223-ФЗ в форме 1 контракт указывать только по 44-ФЗ или по 223-ФЗ?

    Ответ: Если имеется в виду отчетность по 44-ФЗ, то в эту отчетность включается закон за счет которого вы провели бюджетную часть средств именно по 44-ФЗ.

    Вопрос: Должны ли СМП осуществлять закупки как заказчик по 223-ФЗ или для СМП существует другой ФЗ?

    Ответ: Если СМП выступает в роли заказчика или он является субъектом по 223-ФЗ, то он исполняет все правила, предусмотренные для заказчика в этом законе.

    Вопрос: Учредителям рекомендовано проводить торги по 44-ФЗ даже за счет внебюджетных средств. В форме 1 контракта необходимо ли учитывать контракты, которые проводились по 44-ФЗ, но финансировались за счет внебюджетных средств?

    Ответ: В форме 1 учитываются все контракты, которые вы заключили по результатам закупок по правилам 44-ФЗ, поэтому здесь отмечаются и внебюджетные средства. Ваш годовой объем закупок будет увеличен за счет этих сумм договоров, заключенных на внебюджетные средства.

    Вопрос: Возможно ли заключение договора подряда на аренду автомобиля у физического лица, как ед. поставщика в рамках 223-ФЗ для водителя, находящегося в штате, при отсутствии закрепленного от учреждения автомобиля?

    Ответ: Это договор аренды ТС с экипажем. Если в вашем положении есть возможность заключения договора с ед. поставщиком, то можно заключить договор как для ед. поставщика.

    Вопрос: Как быть, если невозможно предусмотреть сумму будущей закупки, например, на продукты питания, в связи с постоянным изменением цен, а редактировать план-график можно за 10 дней до начала проведения процедуры (иногда на это нет времени, т.к. процедуры необходимо провести в очень короткий срок)?

    Ответ: Это существенная проблема в 44-ФЗ, т.к. если заказчик не угадал с ценой, то у него нет возможности увеличить более чем на 10% цену закупаемых товаров, работ и услуг. В 223-ФЗ, если каким-то образом существенно изменилась цена по сравнению с планируемой, в ходе исполнения договора можно изменить первоначальную цену более чем на 10% (нет жестких ограничений). У государственного заказчика установлен определенный лимит на возможность изменения цены контракта в ходе его исполнения. Поэтому при планировании закупки по 44-ФЗ закладывайте/учитывайте рост цен, либо изыскивайте способы увеличения цены в ходе исполнения контракта/договора.

    Вопрос: Можно ли осуществить закупку услуг по охране здания как закупку у ед. поставщика по 223-ФЗ свыше 600 тыс. рублей?

    Ответ: Если в вашем положении в разделе «закупка у ед. поставщика» есть вид закупки «Закупка охранных услуг у ед. поставщика», то вы можете ее осуществить. Если этого нет и закупка превышает 100 тыс. рублей, необходимо проводить конкурентную процедуру.

    Вопрос: ФБО в декабре 2013 года заключило контракт по 44-ФЗ на оказание коммунальных услуг на 3 года. Если лимит отводится на 1 год, можно ли так было делать? Проверяющие призывают сделать дополнительное соглашение.

    Ответ: Заказчикам не запрещено заключать договоры более чем на 1 год, но на срок действия закона о бюджете, он составляется на текущий и плановый периоды – 3 года. Но получается, что вы заключили договор, который не обеспечен лимитом бюджетных обязательств. Необходимо либо расторгнуть этот договор по соглашению сторон и заключить на текущий финансовый год под эти лимиты, либо договориться с казначейством о выделении лимита на оплату этого договора.

    Вопрос: Закупка была включена в план, процедура была объявлена, аукцион не состоялся. При повторном проведении закупки мы должны включить ее повторно в план, изменить объем, сроки поставки?

    Ответ: Да, верно.

    Вопрос: Как быть с продуктами питания, если невозможно предусмотреть ни сумму будущей закупки, ни объем. Речь идет о школьном льготном питании, количество детей меняется.

    Ответ: Если вы – заказчик по 44-ФЗ, то необходимо указывать цену планируемого товара и услуг. Можно указать определенный лимит, который будет предоставлен адресной программой на эти закупки. Например, указана цена 5 млн. рублей, при планировании можно установить лимит цены на единицу товара, определить максимально возможный объем, установить порядок расчета, что поставляемый товар оплачивается по той цене, которую установил заказчик и исходя из предложений поставщика. Необходимо указать, что поставка товара производится по потребностям заказчика путем направления заявок, либо выборкой этих товаров у поставщика, а также прописать, что оплата за поставленный товар будет произведена заказчиком по факту поступления и приемки этого товара.

    Вопрос: ОАО работает по 223-ФЗ, бюджетные средства расходуются по ч.5 ст.15 Закона №44-ФЗ. В форме 1 закупки появился раздел касательно средств, расходуемых по 44-ФЗ. Нужно ли заполнять еще форму 1 контракт?

    • Бизнес в кризис — как не потерять свое дело

      1,8 тыс. 6

      Коммунальные услуги закупаются у единственного поставщика. Регулируются такие закупки частью 1 статьи 93 закона 44-ФЗ. В принципе для этого можно использовать и общие основания (пункты 4 и 5 части 1 упомянутой статьи). Хотя Минфин и подтверждает правомерность такого подхода (письмо от 21.06.2017 № 24-05-07/38889), но особого смысла в этом нет. На схеме ниже указано, какие основания предусмотрены именно для закупок коммуналки.

      Специальные основания для закупки коммунальных услуг (статья 93 закона 44-ФЗ)

      Новые правила казначейского контроля: что меняется в 2020 году

      Водоснабжение, водоотведение, снабжение газом можно закупать по пункту 8 части 1. А с этого года по этому же основанию разрешено заключать контракты на вывоз мусора (услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами). Такой контракт заключается с региональным оператором. Если таковой не выбран, то пункт 8 применять нельзя. Стоимость контракта определяется в пределах лимита тарифов оператора.

      Для контракта на определенные услуги связи есть пункт 1 упомянутой части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ. По этому основанию можно закупить, например, услуги общедоступной почтовой связи.

      Вместе с тем нужно помнить, что услуги, входящие в монопольный перечень, не стоит включать в один контракт с теми, которые не попадают в него. Это запутает поставщика и не понравится контролирующим органам (решение ФАС от 7 ноября 2017 по делу № ВП-540/17).

      Если контракт заключается по пункту 1, 8 или 29 части 1 статьи 93, оформляется он по упрощенным требованиям. В нем должны быть такие положения:

      1. Преамбула, в которой необходимо указать основание (пункт 1, 8 или 29 части 1 статьи 93).
      2. Условия о цене, ее твердости и неизменности на весь срок контракта (часть 2 статьи 34).
      3. Условия о неизменности положений контракта, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95. А также о том, что все изменения и дополнения действительны, если оформлены в письменном виде и закреплены подписями сторон (пункт 2 статьи 34).
      4. Положение о сроке оплаты — не более 30 дней с даты подписания документа о приемке (пункт 13.1 статьи 34).
      5. Положение о расторжении — оно допускается по соглашению сторон, решению суда и в одностороннем порядке, если другая сторона отказывается от его исполнения (пункт 14 статьи 34, пункт 8 статьи 95).

      Условия об авансовых платежах часто включается в коммунальные договоры. Необходимо следить за тем, чтобы были отражены реальные сроки оплаты. Например, в соответствии с платежной дисциплиной заказчик производит платежи за коммунальные услуги два раза в месяц: 1/3 до 10 числа текущего месяца, остальное — до 18 числа следующего месяца. Именно такой порядок следует прописать в контракте. Если поставщик указал свои сроки оплаты, нужно составить протокол разногласий и указать в нем реальный режим перечисления платежей.

      Основные изменения в госзакупках для поставщиков с 2022 года

      Поправки середины текущего года изменили правила отчетности по этапам контракта. Теперь нужно размещать отчет по каждому этапу в том случае, если цена контракта превышает 1 млрд рублей, а также при закупке работа по строительству. Изменения внесены законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ. При этом не поясняется, действуют ли новые правила только на контракты, заключенные после 1 июля, или они применяются ко всем соглашениям.

      Но есть письмо Минфина № 24-03-07/34121 от 18.05.2018, в котором ведомство поясняет следующее. Если обязанность размещать отчет об исполнении этапа у заказчика была до 1 июля 2018 года, то нужно ее исполнять. Если контракт заключен до 1 июля, но разместить отчет по этапу заказчик должен после наступления этой даты, то делать этого не нужно.

      Вместе с тем это лишь мнение Минфина, которое не имеет законной силы. А посему до сих пор многие заказчики по-прежнему размещают «этапный» отчет в ЕИС.

      Согласно действующему законодательству основные условия контракта не могут быть изменены в процессе его исполнения. Федеральный закон 44-ФЗ содержит исчерпывающий перечень ситуаций, наступление которых может повлечь изменение условий контракта.

      Так, сроки исполнения соглашения могут быть сдвинуты при изменении условий финансирования (если договор заключался на полгода и более). Здесь сразу стоит отметить один важный нюанс – корректировка условий исполнения контракта по 44-ФЗ допускается только в том случае, если такая возможность была предусмотрена текстом первичного договора.

      Стоимость исполнения контракта по 44-ФЗ может быть снижена:

      • при сохранении объема поставок, работ и услуг;
      • на 10 %, пропорционально объему поставки;
      • в случае невозможности исполнения условий договора по ранее определенной стоимости из-за того, что она превышает пределы установленного государством финансирования;
      • при изменении тарифов и уменьшении объемов финансирования.

      Все изменения условий контракта согласовываются сторонами, а затем указываются в дополнительном соглашении.

      После окончания конкурса и подписания итогового протокола у новоиспеченного поставщика есть 10 суток для того, чтобы заключить договор и предоставить его обеспечение. Если установленный законодательством срок будет нарушен, подрядчика признают уклоняющимся от исполнения условий договора и внесут его реквизиты в реестр недобросовестных поставщиков.

      Аналогичные требования при заключении госконтракта предъявляются и к заказчику. Если он не предпримет никаких действий по истечении 10 суток после выбора поставщика, его признают уклонистом, а исполнитель сможет обратиться в суд в целях возмещения ущерба.

      Результаты исполнения обязательств по контракту по 44-ФЗ непременно должны быть размещены в Единой информационной системе. На публикацию соответствующих сведений заказчику дается ровно 7 рабочих дней, которые отсчитываются с момента оплаты исполненного контракта или его отдельного этапа. Данные обязаны содержать информацию об эффективности проведенных мероприятий, соответствии закупки требованиям контракта, соблюдении сроков, о допущенных нарушениях и вмененных штрафных санкциях. Стоит отметить, что отчет должен быть составлен в электронном виде и заверен электронной подписью.

      Различают два вида нарушений, с которыми заказчик может столкнуться в процессе работы с подрядчиком: ненадлежащее исполнение обязанностей и невыполнение обязательств в установленный контрактом срок. За нарушение первого типа предусмотрены штрафные санкции, а просрочка исполнения влечет за собой начисление пени.

      Ненадлежащее исполнение условий контракта предполагает наличие несоответствий между выполненной работой и прописанными в контракте требованиями. Несоответствия могут быть выявлены в ходе приемки работы заказчиком или в результате проведения внешней экспертизы.

      Исполнитель не имеет права нарушать сроки, установленные соглашением.

      Срок исполнения контракта является существенным условием, а это значит, что он не может быть изменен в ходе действия договора. Именно поэтому любая просрочка исполнения контракта по 44-ФЗ, допущенная подрядчиком, влечет за собой наложение штрафных санкций или предъявление требования об оплате неустойки.

      Часть условий контракта вносятся в него ещё на этапе формирования проекта. Поэтому в документации закупки можно найти следующие условия:

      • о неизменности цены, кроме случаев, когда применяется ориентировочное значение цены или формула её расчёта — например, для агентских услуг, услуг по оценке недвижимости и обязательному страхованию;
      • об ответственности сторон за невыполнение своих обязанностей по контракту;
      • касающиеся оплаты предмета закупки — порядок, форма и срок оплаты, положения об авансе;
      • о приёмке результатов исполнения контракта — порядок и срок её проведения.
      • об обеспечении исполнения контракта — его размер, способ, срок предоставления, порядок возврата.

      Иногда заказчик предусматривает возможность одностороннего расторжения контракта. Этот пункт также содержится в условиях.

      За нарушение сроков исполнения контракта обычно устанавливается ответственность в виде пени. Они начисляются в первого дня просрочки в размере 1/300 действующей ключевой ставки ЦБ РФ, которая применяется к денежной стоимости обязательств, не выполненных в срок. То есть если заказчик уплатил в установленный срок часть суммы, то коэффициент применяется только к неоплаченной части.

      За любые другие нарушения условий контракта, не связанные с просрочкой, стороны контракта наказываются штрафами. Суммы штрафов фиксированы и зависят от НМЦ контракта. Например, если заказчик исполнил обязательства ненадлежащим образом, сумма его штрафа рассчитывается по следующим нормам:

      • 2,5% при НМЦК менее 3 млн рублей,
      • 2% при НМЦК 3–50 млн рублей,
      • 1,5% при НМЦК 50–100 млн рублей,
      • 0,5% при НМЦК более 100 млн рублей.

      Условия и порядок оплаты обязательно должны быть включены в контракт. В документе должны быть определены момент исполнения заказчиком обязательств по оплате, срок, порядок оплаты, а также форма расчётов.

      Согласно ГК РФ, существуют четыре варианта оплаты: предварительная, частично предварительная, оплата по частям за каждый этап работы или партию товара, а также единовременная оплата после исполнения контракта.

      Также должен быть закреплён срок оплаты. Он не может зависеть от получения заказчиком финансирования.

      Выбирайте только проверенных заказчиков с помощью сервиса «Астрал.Поставщик». Сервис поможет найти подходящие закупки и предоставит подробную информацию о заказчике.

      В контракте прописываются условия приёмки результатов исполнения контракта. Необходимо указать форму основного и дополнительных документов о приёмке, сроки их формирования и подписания. Также должны быть закреплены критерии, по которым будет оцениваться, соответствуют ли товары (работы, услуги) установленным законом и контрактом требованиям.

      При составлении условий о приёмке результатов контракта рекомендуется учитывать нормы 184-ФЗ, ГОСТы, СНиПы и другие документы, по которым можно определить качество объекта закупки.

      Заказчик может включить в контракт возможность одностороннего отказа от исполнения контракта. Она должна быть закреплена в проекте и документации контракта. Для расторжения контракта в одностороннем порядке нужны существенные причины, то есть, одна из сторон контракта не может получить то, на что рассчитывала при его подписании. Например, если подрядчик обязуется выполнить работу в установленный срок, то превышение срока является существенным нарушением условий контракта. Если условия нарушены по вине поставщика, он попадает в реестр недобросовестных поставщиков.

      Закупка коммунальных услуг: основания и порядок действий

      Контракт включает в себя множество различных условий. Часть из них — существенные требования к предмету закупки и поставщику, часть — не слишком важны. К существенным относится описание предмета контракта — его характеристики, параметры, свойства. Также в контракт иногда включаются:

      • условия о гарантии;
      • условия эксплуатации, в том числе эксплуатационные расходы;
      • условия о том, что поставщик обязан осуществить монтаж и наладку, а также обучить персонал работе с установленным оборудованием;
      • условия о месте и сроках отдельных этапов исполнения контракта;
      • иные условия, не противоречащие законодательству.

      К тексту контракта могут прилагаться дополнительные документы, которые содержат более подробную информацию о желаемых результатах контракта: спецификации, акты, инструкции, техзадания, лицензии, специальные перечни, документы, подтверждающие характеристики объектов и пр. Эти документы считаются неотъемлемой частью контракта, и этот нюанс должен быть указан в тексте контракта.

      Какие признаки говорят о том, что договор выполняется в рамках гособоронзаказа.
      Во-первых, наличие Идентификатора государственного контракта (ИГК). Если ИГК состоит из 25 цифр, это скорее всего гособоронзаказ. Договор с ИГК, состоящем из 20 цифр, тоже может быть в рамках ГОЗ, если был заключен ранее 2019 года (при казначейском сопровождении).
      ИГК может быть указан в контракте следующими способами (одним или несколькими):

        — через символ «/» перед номером контракта;
        — непосредственно в тексте контракта путем указания номера ИГК;
        — указания реквизитов государственного контракта, контракта, содержащих ИГК, в целях выполнения которого заключен представленный контракт;
        — в разделе контракта «реквизиты».

      Во-вторых, прямое указание на то, что договор выполняется в рамках ГОЗ.
      В-третьих, в реквизитах заказчика присутствует отдельный банковский счет (ОБС), 20-значный счет, содержащий первые 5 цифр – 40706.
      В-четвертых, в тексте договора есть ссылка на закон 275 ФЗ, или одно из постановлений: N 2153 от 18.12.2020 г., N 1819 от 25.12.2019 г., N 1702 от 28.12.2018 г., № 1680 от 28.12.2017 г.

      Во-первых, отсутствие или наличие авансов, их объемы и сроки выплаты.
      Во-вторых, источник финансирования, вид цены. (твердая фиксированная, ориентировочная, возмещающая издержки), а также порядок ее формирования (расчета), и авансирования. Условия, при которых цена может быть изменена.

      В случае если ориентировочной (уточняемой) цены или цены, возмещающей издержки, устанавливаются срок и условия действия соответствующего вида цены, а также порядок изменения этого вида цены на фиксированную цену.

      В-третьих, размер прибыли и возможность ее перечисления на расчетный счет после выполнения контракта.
      В-четвертых, способ привлечения исполнителя в кооперацию ГОЗ.
      В-пятых, в случае если до заключения контракта сформирован за счет собственных средств запас продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимый для выполнения государственного оборонного заказа, при заключении соответствующего контракта надо об этом прописать.

      Подробнее о поставках ГОЗ из запаса здесь.

      В-шестых, в контракт включаются порядок и сроки осуществления военными представительствами государственного заказчика (ВП МО) промежуточного контроля качества поставляемой продукции, если в отношении этой продукции такой контроль предусмотрен нормативно-технической документацией, документами государственного заказчика или если решение о контроле военными представительствами качества поставляемой продукции принято государственным заказчиком и иные условия, учитывающие особенности исполнения обязательств по ГОЗ.
      В-седьмых, в контракте прописываются положения об ответственности сторон, способ обеспечения, его размер и сроки возврата. Условия принятия товара покупателем и действия в случае наличия претензий (возврат и замена брака, обработка рекламаций и т.д.). С 1 января 2022 года (360 ФЗ от 02.07.2021 г.) в связи с внедрением контрактов жизненного цикла, обеспечение обязательств по поставке товара (выполнению работ) надо указывать отдельно от обеспечения обязательств по обслуживанию, ремонту, утилизации.

      Подробнее о ответственности ГОЗ здесь.

      В-восьмых, способ закрытия контракта, и т.д.

      В контракте может содержаться информация о наличии сведений, составляющих государственную тайну, и (или) конфиденциальной информации, связанной с исполнением государственного контракта (контракта), и при необходимости — обязательства сторон по их неразглашению, по проведению и контролю сторонами мероприятий по защите этих сведений (информации) и (или) перечень таких мероприятий.

      На самом деле разглядеть последствия того или иного условия, прописанного в договоре, может только человек с хорошим опытом работы с гособоронзаказом. Особенно при казначейском сопровождении средств. В этом случае существует много вариантов (простое и расширенное казначейское сопровождение, казначейское обеспечение обязательств и т.д.), нормативная база не имеет границ, а регламент санкционирования перечисления денежных средств выполняется на все 100 %.

      Разъяснены нюансы контроля в сфере закупок по 44-ФЗ

      Выполнение договора по 223 ФЗ или 44 ФЗ в сочетании с 275 ФЗ не легкая задача. И ответственность тоже серьезная. Полный список законодательных актов ответственности исполнителей ГОЗ здесь

      Нормативный документ Фрагмент текста документа
      НОВОЕ! Арбитражноый процессуальный кодекс РФ (в редакции от 01.07.2021 N 282-ФЗ). Статья 52. Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:
      с иском о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением требований законодательства в сфере государственного оборонного заказа … и о применении последствий недействительности таких сделок;
      с иском о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок …и о применении последствий недействительности таких сделок…
      Кодекс РФ об административных правонарушениях Статья 14.55.2. Совершение головным исполнителем, исполнителем действий (бездействия), запрещенных законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, если такие действия (бездействие) приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнению или ненадлежащему исполнению государственного контракта …. -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
      Кодекс РФ об административных правонарушениях Статья 7.32. п.4. Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.
      п.4.1. Изменение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий государственного контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей.

      Есть ряд формулировок (касающихся формирования запасов, ценообразования, оплаты и т.д.), наличие которых в договоре ГОЗ дает возможность не только во-время перечислить денежные средства с ОБС или лицевого счетов, но и обосновать свою позицию на случай проверки контролирующими органами по окончании договора. Текст формулировок зависит от конкретной ситуации.

      В соответствии с 44-ФЗ есть несколько видов процедур, некоторые из них в свою очередь делятся на подвиды. Основные – конкурс, аукцион, запрос котировок или предложений, в некоторых случаях допускаются закупки у единственного поставщика или прямое заключение договора.

      Конкурсы делятся на:

      • Открытый.
      • С ограниченным участием.
      • Двухэтапный.
      • Закрытый (и дополнительно две разновидности – с ограниченным участием и двухэтапный).

      Аукционы:

      • Электронный.
      • Закрытый.

      В чем отличие конкурса от аукциона? Все представляют, что такое аукционные торги: когда продается имущество, выигрывает предложивший самую высокую цену, а когда ищут исполнителя госконтракта, победитель – тот, кто указал наименьшую сумму. Т.е. в данном случае все решает цена – чем она ниже, тем вероятнее победа.

      Обратите внимание! Чтобы участника допустили к закупке, необходимо следить за актуальностью данных, указанных при регистрации в ЕИС, своевременно носить изменения.

      При проведении конкурса принимается во внимание не только финансовый вопрос, но и другие условия, предлагаемые исполнителем (поставщиком). К ним относятся – техническое обеспечение, последующее гарантийное обслуживание (его продолжительность), наличие необходимых специалистов, сроки поставки и т.д. Конечно, пожелания, требования и условия, а также способ оценки указываются в документации, исполнитель видит, что от него ждет заказчик.

      При проведении закупки товаров указываются разные характеристики, например:

      • Размер.
      • Мощность.
      • Цвет.
      • Объем.

      При этом не допускается указывать признаки товара, которые ограничивают круг поставщиков. К примеру, требовать поставки строго определенной марки, продукции конкретного производителя. Исключение – когда необходимо приобрести комплектующие, части, детали и т.п. к оборудованию и они должны быть совместимы, и другие аналогичные случаи.

      Заказчик описывает параметры либо в конкретных значениях (10 см, 5 литров, 16 кВт), либо диапазон (сечение от 3 до 5 миллиметров), либо ограничения (не более 40Вт, не менее 10 метров). Участник же (если иное не предусмотрено документацией) указывает точный показатель.

      Кстати! В требованиях может фигурировать понятие «эквивалент». Это значит, что если указана конкретная марка товара (материала), то можно поставить другой, но с соответствующими характеристиками.

      Есть сомнения? Сделайте запрос на разъяснение документации. Заказчик обязан дать ответ, но не факт, что результативный. Недавно я просматривала документы к аукциону, где один из потенциальных поставщиков попросил предоставить смету. В сведениях было указаны технические характеристики для двух видов светильников и их общее количество, при этом непонятно, сколько светильников конкретного вида нужно поставить (только загадочная фраза «по проекту», но самого проекта не было), а стоимость отличалась довольно значительно. В предоставлении сметы отказали – все необходимые критерии, по мнению заказчика, в техзадании были.

      Важно! С 1 января 2020 года в большинстве закупок обязательной стала информация о стране происхождения товара. Причем речь не только о прямой покупке, но и о выполнении работ или оказании услуг, если при этом используются материалы подрядчика (исполнителя).

      Графическая информация как со стороны заказчика, так и поставщика тоже может присутствовать: графики, фото, чертежи, рисунки. Вероятно, это более актуально при участии в конкурсах или ответе на запрос предложений, т.к. для этих процедур важна не только стоимость, но и другие свойства товара и условия поставки.

      Всю процедуру подписания можно поделить на условные этапы:

      • Заказчик дополняет проект контракта условиями исполнения, которые предложил победитель закупки, а также включает в проект сведения о победителе закупки.
      • Заказчик публикует в ЕИС и на ЭТП проект контракта.
      • Победитель закупки подписывает проект контракта, предоставляет обеспечение. Подписанный контракт и документ об обеспечении публикуются в ЕИС.
      • Заказчик проверяет обеспечение исполнения контракта. Подписывает контракт.

      Заказчик должен разместить в ЕИС проект контракта в течение 5 календарных дней с публикации протокола закупки. В течение следующих 5 календарных дней победитель подписывает проект контракта, размещает его в ЕИС и предоставляет обеспечение контракта. В течение 3 рабочих дней заказчик должен поставить свою подпись на контракте и опубликовать его в ЕИС. После этого контракт считается заключенным, в него нельзя вносить никакие изменения.

      При этом заказчик и победитель не должны слишком торопиться с подписанием. Согласно ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ, в электронных аукционах и конкурсах контракт можно заключить не ранее чем через 10 дней с даты размещения итогового протокола закупки. В запросах котировок и запросах предложений — не раньше 7 дней с даты размещения в ЕИС протоколов.

      Срок заключения контракта может увеличиться на 6 дней. Так, если победитель не согласен с проектом контракта, он может не подписывать его, а разместить в ЕИС протокол разногласий. Сделать это нужно в течение 5 дней с даты направления на подписание контракта заказчиком. Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней и публикует в ЕИС доработанный проект контракта. В течение трех рабочих дней победитель подписывает проект контракта в ЕИС.

      Поставщики периодически используют протокол разногласий, чтобы выиграть время до подписания контракта. Например, чтобы успеть подготовить банковскую гарантию на обеспечение контракта.

      Что такое исполнение контракта по 44-ФЗ

      Согласно ч.18 ст. 34 44-ФЗ, заказчик вправе увеличить количество поставляемого товара так, чтобы итоговая цена контракта не превышала начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Сделать это он может при двух условиях:

      • такое право предусмотрено документацией о закупке,
      • участник закупки, с которым будут заключать контракт, согласен на подобные изменения.

      При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара (определяется по формуле: ЦК/количество товара в извещении, где ЦК — цена контракта, предложенная победителем закупки).

      Для строительных контрактов можно изменить объем и срок работ не более чем на 30% от установленных документацией о закупке:

      • Если контракт длится более года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по установленной цене. Тогда цену контракта можно увеличить не более чем на 30%, но такое увеличение должен согласовать орган исполнительной власти соответствующего уровня.
      • Если контракт не был исполнен по вине подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию. Тогда можно один раз увеличит срок исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального.

      До подписания контракта участник закупки должен внести обеспечение исполнения контракта. Сделать это он может одним из двух способов, на свое усмотрение:

      • Перечислить деньги на расчетный счет заказчика. Счет указан в документации закупки. Необходимую сумму нужно перечислить полностью.
      • Оформить банковскую гарантию. Гарантию должен выдать банк из перечня Минфина. Сведения о ней должны быть включены в единый реестр банковских гарантий, а сама гарантия должна отвечать требованиям документации закупки и 44-ФЗ. Если банковская гарантия не соответствует хотя бы одному из требований, заказчик не примет ее в качестве обеспечения и может признать победителя уклонившимся от заключения контракта.

      Документ, подтверждающий внесение обеспечения, поставщик должен прикрепить в ЕИС до того, как подпишет контракт. В первом случае это будет платежное поручение, во втором — банковская гарантия.

      Размер обеспечения варьируется от 5 до 30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), но не меньше аванса. Если НМЦК больше 50 млн рублей, то обеспечение составляет от 10 до 30% от НМЦК. Точную сумму заказчик указывает в документации закупки и проекте контракта.

      Если в ходе закупки НМЦК была снижена на 25% и более, то к победителю применяются антидемпинговые меры — размер обеспечения контракта увеличивается в полтора раза от установленной в документации закупки. Исключение составляет случай, когда НМЦК не больше 15 млн рублей, и победитель может подтвердить свою добросовестность — показать три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее 20 % от НМЦК текущей закупки.

      Требования к обеспечению контракта мягче в закупках для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО):

      • Обеспечение устанавливается в виде процента от цены, предложенной победителем закупки, а не от НМЦК. Это исключает ситуации, когда СМП обязан предоставить обеспечение в размере, превышающем стоимость самого контракта.
      • СМП может совсем не предоставлять обеспечение, если подтвердит свою добросовестность — три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом контракты должны быть исполнены без штрафов и их сумма должна быть не менее НМЦК текущего контракта.

      Подписание проекта контракта может быть приостановлено при следующих условиях:

      • есть принятые судом акты либо обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта одной из сторон в установленные сроки;
      • другая сторона уведомлена о том, что есть такие акты или обстоятельства в течение одного дня.

      Тогда подписание контракта приостанавливается на срок исполнения судебных актов или действия обстоятельств, но не более чем на 30 дней.

      Договор по 223 ФЗ или 44 ФЗ в гособоронзаказе.

      Проект контракта по 44-ФЗ является неотъемлемой частью документации и к его формированию следует подходить со всей ответственностью. Чем проще и лаконичней будет составлен проект, тем удобней с ним будет «работать» и заказчику и потенциальному поставщику.

      Но, к сожалению, о простоте и удобстве работы в сфере госзакупок пока только слухи ходят, поэтому работаем с тем, что есть…

      Законом о КС предусмотрены лишь ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ условия контракта (ст. 34), но его структуру заказчики определяют самостоятельно, это естественно ведет к тому, что ЕИС «наполнена» контрактами на любой вкус и вид.

      Кстати, обратите внимание на сервис, который позволяет формировать закупочную документацию по 44-ФЗ автоматически с учетом актуального закона и десятков подзаконных актов! Попробовать можно бесплатно по нашему промокоду.

      Но, если задаться целью и провести небольшое «исследование», то даже среди такого многообразия, можно выявить «базу» (прим.: в «исследовании» принимали участие «простенькие» контракты на поставку товара).

      Итак, чаще всего заказчиками используются контракты со следующей структурой…

      К этому разделу у Закона о КС нет никаких требований, поэтому тут все традиционно: сведения о месте и дате заключения контракта; наименование сторон; Ф.И.О., должности уполномоченных лиц; наименование документов, на основании которых уполномоченные лица подписывают контракт.

      Отпечаток накладывает только основание для заключения контракта: в проекте предусматриваются строки для реквизитов протокола.

      Тоже ничего сверх естественного: предмет контракта, место и сроки поставки товара.

      Многие заказчики пишут, что наименования, характеристики и цена за единицу указаны в Спецификации…

      Раздел 2. Цена контракта и порядок расчетов

      Это «любимый» раздел поставщиков, который содержит обязательное условие Закона о КС о том, что цена контракта должна быть твердой и определенной на весь срок исполнения контракта (ч. 2 ст. 34).

      В редчайших случаях в контракте указывается ориентировочная цена либо формулу и максимальное значение цены (устанавливаются Правительством РФ).

      При описании порядка расчетов помним о том, что сроки оплаты установлены законодательно и составляют:

      при закупке у СМП – 15 рабочих дней (ч. 8 ст. 30);

      при иных закупках – 30 календарных дней (ч. 13.1 ст. 34).

      В этом же разделе указывается:

      наименование приемочного документа (акта, накладной, иного документа), с даты подписания которого пойдет определение срока оплаты;

      У многих заказчиков приемочным документом при поставке товара является Акт, разработанный и утверждённый в учреждении. Его образец прикладывается к контракту и является его неотъемлемой частью.

      случаи изменения цены контракта в процессе его исполнения, «великодушно» предоставленные ч. 1 ст. 95 Закона 44-ФЗ, если такая возможность была предусмотрена документацией;

      порядок формирования цены контракта или, проще говоря, то, что поставщик должен выполнить по контракту без дополнительной платы (доставка, погрузка, разгрузка, сборка, оказание консультаций и т.д.);

      условие о том, что если контракт заключается с ЮЛ или ФЛ, зарегистрированным, в т.ч. как ИП, сумма к уплате будет уменьшена на размер платежей в бюджеты БС РФ, связанных с оплатой контракта (п. 2 ч. 13 ст. 34).

      Очень важный раздел для обеих сторон, так как содержит описание того, что и кому должен. Закон о КС требований к разделу не предъявляет, поэтому составляется на усмотрение заказчика.

      Чаще всего Заказчики вменяют себе в обязанности:

      передачу поставщику необходимых для поставки товара сведений и документов;

      оказание различных консультаций, связанных с исполнением контракта;

      обеспечение оплаты;

      осуществление контроля за исполнением контракта.

      От поставщика требуется:

      осуществить поставку.

      Этот раздел содержит ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ, с точки зрения закона, информацию о порядке и сроках приемки товара, которая, как правило, включает:

      режим рабочего времени Заказчика, в течение которого товар может быть принят;

      требования к упаковке;

      срок и порядок проведения экспертизы поставленного товара на соответствие требованиям;

      информацию о замене брака;

      перечень оформляемых при приемке документов, сроки их подписания;

      условие о том, с какого момента поставка считается осуществленной.

      Особенности работы с госконтрактами по 44-ФЗ

      ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ раздел, полностью основанный на ч. 5 Закона о КС и Постановлении Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.

      Никаких вольностей в этом разделе быть не должно, ГЛАВНОЕ не забывать, что размер штрафа при закупках у СМП и СОНО будет отличаться от прочих.

      Как известно, при заключении и исполнении контракта изменение существенных условий не допускается. Исключением являются случаи, содержащиеся в статьях 34 и 95 Закона о КС.

      Итак, если документацией предусмотрено, то в данный раздел заказчики включают возможность:

      увеличивать количество товара на сумму «сэкономленных» средств, без изменения цены за единицу измерения (на стадии заключения контракта) (ч. 18 ст. 34);

      снижать цену контракта без изменения количества ТРУ (случай «из ряда вон», так как ни один поставщик делать этого не будет);

      уменьшать или увеличивать объемы ТРУ на более чем на 10 %;

      изменять условия контракта (цена, сроки, количество) в случае уменьшения ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств.

      В ряде случаев изменение условий контракта допускается на основании решения Правительства РФ (исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации)

      Далее в проекте описывается, как данные изменения должны быть оформлены (в письменном виде, скреплены подписями и печатями).

      В большинстве случаев цену нужно указать в контракте в виде конкретной суммы (п. 2 ст. 34). Есть исключения — когда невозможно определить количество товаров или объем работ (услуг). Тогда указывают цену за единицу ТРУ, а также в некоторых иных случаях, например, при заключении контракта на оказание агентских услуг, услуг по обязательному страхованию, оценке недвижимости (ПП РФ №19 от 13.01.2014). В этом случае в контракте должна быть формула подсчета цены и максимальное ее значение.

      Чаще всего в отношении цены ошибки совершаются не на стадии заключения контракта, а ранее — при определении НМЦК. Как правило, это связано с тем, что используются либо неверные данные для ее расчета или неверные методы расчета. Например, УФК по Республике Бурятия в Представлении от 11.05.2021 г. №02-12-34/22-1355 было указано, что заказчиком при определении и обосновании цены путем метода анализа была неправомерно использована информация о цене товара из контракта, характеристики товара по которому не соответствовали тому товару, который закупался заказчиком. Кроме того, по контракту, цену из которого взяли для расчета НМЦК, были взысканы неустойки.

      Такие положения должны быть предусмотрены документацией и контрактом при конкурентной процедуре либо контрактом при закупке у единственного поставщика и возможно в случаях, указанных в ч. 1 ст. 95 Закона 44-ФЗ.

      Можно предусмотреть в том числе снижение цены, если:

      • при этом не меняется количество товаров, объем работ или услуг;

      • или изменение количества товаров (работ или услуг) не более, чем на 10% в сторону уменьшения или увеличения, при этом цена не может быть увеличена более, чем на 10%, но должна быть уменьшена пропорционально уменьшению количества (объема ТРУ);

      • при изменении регулируемых тарифов;

      • уменьшении доведенных ранее до заказчика лимитов бюджетных средств.

      Менять цену можно и в некоторых других случаях. Однако это не всегда соблюдается, особенно это касается поставок большого количества товаров.

      Например, отделом внутреннего финансового контроля администрации финансового управления администрации муниципального образования города Новомосковска в представлении от 11.05.2021 №8/21 было выявлено необоснованное изменение условий контракта — уменьшение количества поставленных товаров одного вида более чем на 10% и увеличение поставки более чем на 10%, хотя контрактом это предусмотрено не было.


      Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.