Что может располагаться на землях общего пользован я в нтв

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что может располагаться на землях общего пользован я в нтв». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Так как общие земли находятся в собственности у государства, порядок их налогообложения имеет свои особенности:

  • участок арендован физическим или юридическим лицом.

Налоги на него будут начисляться, только если там нет строений, оформленных как недвижимое имущество. Если такие объекты есть, земельный налог заменяется арендной платой;

  • у земли нет конкретного пользователя.

Земельный налог будет заменен другим, а его сумма будет разделена на всех пользователей надела;

  • участок расположен в пределах СНТ.

Налог за территории садового некоммерческого товарищества обязаны платить все владельцы наделов этого объединения.

Земли общего пользования в населенных пунктах

В соответствии с гражданским законодательством для удовлетворения потребностей широкого круга лиц и любых граждан предусмотрены специальные земельные участки общего пользования. Это территориальные участки, в пределах которых граждане имеют право находиться на законных основаниях, а также могут свободно использовать все природные и прочие объекты, расположенные там же.

Земельные участки, которые пригодны для публичного свободного использования гражданами страны, включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.

Сюда относятся улицы, площади, набережные, скверы, бульвары, общественные пляжи, водные объекты и др.

Граждане имеют возможность использовать данные территории, а также природные объекты, расположенные на них, в соответствии с допустимым правовым режимом, а также в соответствии с земельным законодательством.

Действующими законами гражданского и земельного законодательства установлен факт, что земельные участки, находящиеся в общем пользовании, могут находиться исключительно в собственности органов государственной власти или учреждений местного самоуправления муниципального масштаба. Существует категорический запрет на осуществление приватизации таких территорий.

Общественные территории могут быть огорожены специальными заборами и оградами, которые свидетельствуют о запрете гражданам для использования данных участков. Если же собственник, владелец, арендатор или пользователь специальными оповестительными и сигнальными знаками строго не обозначил наличие какого-либо запрета, то любая особа имеет право пройти через данный участок.

Основным условием для использования общих территорий является соблюдение всех требований собственника, а также такая эксплуатация, которая не принесет убытков, ущерба и беспокойства собственнику земель.

Правовой режим земельных участков общественного предназначения предусматривает возможность граждан полностью и бесплатно использовать все объекты инфраструктуры и удобства, расположенные в конкретных пределах. Таким образом, граждане могут использовать все дороги городов, улицы и тротуары, урны, скамейки, детские площадки и др.

Законодательство не выделяет земельные участки, находящиеся в общем пользовании, в отдельную категорию, так как рассматривает такие участки исключительно в составе существующих классов земель. Земли для общественного использования могут входить в состав следующих категорий, которые определяются в зависимости от целевой специализации, природных и социально-экономических факторов:

  • территории, которые предназначены для выполнения сельскохозяйственных работ;
  • участки населенных пунктов;
  • земельные территории, которые используются для выполнения специальных задач государственной важности и применяются в транспортной, коммуникационной, промышленной, космической, оборонной, энергетической и других сферах;
  • территории, которые подлежат особой охране государственными и муниципальными ведомствами;
  • земельные участки лесного и водного фондов;
  • территории, которые находятся в государственном запасе.

Учитывая данные категории, специфика использования земель общего пользования предусматривает возможность граждан использовать земельные территории и дороги для прохода и проезда, береговые полосы и водные объекты для времяпровождения и купания, территории общественного использования в пределах городов, а также лесные насаждения для времяпровождения и сбора урожая в допустимой мере.

Все граждане имеют право свободно передвигаться по территории страны, а также использовать для прохода все участки, которые не ограждены в соответствии с наличием законных прав на конкретную территорию. Запрет будет действителен, если собственник предварительно установил оградительные знаки о существующем запрете.

Для свободного прохода граждане могут использовать различные участки для общественного использования, которые находятся в составе различных земельных категорий:

  • территории транспортной сферы – магистрали, дороги и трассы, которые используются для пешего прохода и проезда с помощью транспортных средств;
  • береговые полосы и прибережные участки, которые находятся в непосредственной приближенности к водным объектам;
  • для прохода граждан предназначаются также общественные территории в пределах населенных пунктов;
  • лесные участки.

Если собственник устанавливает ограничения на возможность прохождения третьими лицами через его территории, то граждане имеют возможность оформить сервитут. Данный документ позволит использовать земельные территории для свободного прохода и использования в установленных законодательством целях.

Оформление и использование земель общего пользования

Законный собственник территории, получая документальное подтверждение о праве собственности на земельные участки, приобретает и возможность использования земельных ресурсов, а также всех водных, растительных и почвенных объектов в полной мере, при условии что законодательством не предусмотрены определенные запреты.

Собственник также имеет право в полной мере эксплуатировать все доступное пространство по собственному усмотрению, но в соответствии с целевым предназначением и соблюдением правового режима.

Владелец земельных территорий имеет законное право установить ограждения на границах своей собственности с целью ограждения своих владений от общественного доступа и использования посторонними лицами. Если такие предупредительные знаки существуют, то посторонние лица не могут находиться и проходить через огражденные участки земли.

Если собственник по каким-либо причинам не пожелал или не имел возможности установить ограждения в пределах своей собственности(земли), то такие территории могут расцениваться гражданами в качестве общественных и использоваться для прохода и времяпровождения. Единственным условием нахождения на таких участках является соблюдение правового режима, который запрещает нанесение ущерба участку и всем объектам, а также причинение личного беспокойства собственнику.

Законные собственники любых земельных территорий, которые подпадают под категориальные признаки общественных участков в составе любых земель, могут по собственному желанию предоставлять в пользование свое имущество в виде участка земли для прохода граждан или же устанавливать запрет на такую эксплуатацию с помощью установки специальных ограждений.

В случае если при переходе участка был нанесен ущерб земельным территориями или объектам, которые расположены в конкретных пределах, или же собственнику было причинено неудобство и беспокойство, владелец имеет возможность потребовать в судебном порядке устранения всевозможных нарушений. Для этого собственнику стоит обратиться в суд с соответствующим судебным иском о факте нарушения прав при переходе через его участок земли.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Земли общего пользования — это специальные участки, которые используются для различных целей. В основном на таких территориях обустраивают автомобильные дороги, площади, улицы, проезды, набережные и прочие объекты, несущие культурное значение для населенного пункта.

Если эти территории находятся в публичной собственности, то пользоваться ими может каждый человек без исключения. Также время нахождения на таких землях не ограничивается законодательством. Подобные участки принято делить специальными красными межами на плане, чтобы отделить их от других участков до тех пор, пока не будут установлены точные границы территории на законодательном уровне.

Управление вопросами и их регулирование осуществляется двумя ключевыми актами нормативного характера. Самым важным из них является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, а второстепенным в этом плане выступает Земельный Кодекс.

Отмечают, что именно эти нормативные акты помогают решать вопросы, касающиеся эксплуатации участков и прочих категорий земель общего пользования (ЗОП), принадлежащих к конкретному населенному пункту. Сам Земельный Кодекс контролирует ситуацию по соблюдению правил эксплуатации выделенной земли.

Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

Как уже уточняли выше, земли общего пользования можно предоставить в аренду или безвозмездное пользование без последующей приватизации. Но возможно и отклонение от этого законодательства в том случае, если в пределах участка построено капитальное строение, и оно уже было оформлено в собственность путем приватизации или любым способом. Тогда земли общего пользования находится в собственности.

При таких обстоятельствах часто в судебном порядке принимается решение о предоставлении возможности взять в собственность и участок, прилагающийся к строению на фундаменте.

На заметку! Зачастую свободные участки, находящиеся в реестре населенного пункта, выдают в аренду тем лицам, в собственности которых имеется строение, возведенное на них.

Разобравшись, что такое ЗОП, можно определить цели их использования, которые обозначают органы местной власти. Например, это могут быть участки с утвержденными границами, на которых устроены парковки, детские или спортивные площадки, места для выгула животных. Для таких территорий не предусматривается сооружение объектов градостроительства: жилой недвижимости, школ, детских садов, различных зданий с арендой под офисы.

Для размещения торговых точек, павильонов и центров в пределах границ участков общего пользования, руководствуются статьей 10 Федерального законодательства от 28.12.2009 № 381-ФЗ. В ней прописывается, что использование допускается для таких целей.

Установку торговых точек в обозначенных пределах проводят для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие территории и достичь минимальной обеспеченности населения торговыми объектами.

Порядок внедрения объектов осуществляется только под управлением действующего правительства РФ. Схему построения разрабатывают, при необходимости изменяют, а затем утверждают только органы местного самоуправления.

Налогообложение земель общего пользования проводится по ниже перечисленным правилам:

  • Когда участок передан в аренду юридическому или физическому лицу, при этом на нем отсутствуют капитальные строения, оформленные в качестве собственного недвижимого имущества, тогда он облагается налогами в обязательном порядке. Иногда этот налог изменяют на арендный платеж или наоборот.
  • Если заявленный участок не принадлежит ни одному из пользователей по закону (на нем нет строения), например, если это часть проезжей части. Тогда земельный налог трансформируется в транспортный и его сумма разделяется пропорционально между всеми пользователями конкретным участком автодороги.
  • На случай, когда такие участки находятся в объединении садоводческого некоммерческого типа, тогда налог оплачивает каждый участник самостоятельно.

Условия налогообложения могут меняться в зависимости от того, какая деятельность развивается на том или ином участке.

Согласно данным из гражданского кодекса Российской Федерации, земли общего пользования — это такие участки, к которым открыт доступ всем без ограничений. Если по какой-то причине физическое лицо не может попасть на эту территорию и за вход на нее даже просят оплату, тогда такая операция является незаконной и называется «самозахват». За него предусмотрена ответственность в соответствии со статьей 70.5 КоАП. За самовольность предусмотрены штрафы, размер которых установлен на законодательном уровне:

  • гражданам — 1-1,5% от кадастровой цены за участок (не менее 5 тысяч рублей);
  • должностным лицам — 1,5-2% кадастровой стоимости (не менее 20 тысяч рублей);
  • юридическим лицам — 2-3% кадастровой цены за участок (минимум 100 тысяч рублей).

В случае, если лицо сделало незаконный захват территории и ведет на ней предпринимательскую деятельность, которая не переведена в статус юридического лица, оно все равно будет нести ответственность, как юридическое.

Размер штрафа исчисляется в зависимости от площади самозахваченной территории, что в результате привело к ограничению проезда или прохода. Также взыскание может быть назначено в случае, если по отношению к участкам общего пользования был причинён вред, например, насаждениям, присутствующим на них.

Коттеджные посёлки: земли общего пользования

В отношении таких земель (земельных участков) установлен ряд ограничений, в частности:

  • их нельзя приобрести в собственность, так как участки общего пользования не подлежат приватизации (п. 12 ст. 85 ЗК РФ, п. 8 ст. 28 Закона о приватизации).
  • они не предоставляются в аренду на торгах (пп. 18 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ).

В то же время земельные участки общего пользования могут быть предоставлены в аренду без торгов. Перечень случаев предоставления земельных участков без торгов приведен в п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. Например, вам могут предоставить участок общего пользования в аренду, если на нем расположено принадлежащее вам здание (сооружение), которое было приватизировано без земельного участка (пп. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, п. 3 ст. 28 Закона о приватизации).

Номер дела: 33-263/2018 (33-7759/2017;)

Дата начала: 15.12.2017

Дата рассмотрения: 25.01.2018

Суд: Ленинградский областной суд

:

Результат
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ОТВЕТЧИК СНТ «Мечта»
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ Самсонова Н.В.
ИСТЕЦ Чекунова ЕВ
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Судебное заседание Вынесено решение 25.01.2018
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 31.01.2018
Передано в экспедицию 31.01.2018

Дело № 33- 263/2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Санкт-Петербург 25 января 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Тумашевич Н.С.,

судей Ильичевой Т.В., Кабировой Е.В.,

при секретаре Косареве В.С.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика садоводческого некоммерческого товарищества «Мечта» — Андреевой И.Ю. на решение Лужского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым частично удовлетворены исковые требования Чикуновой Е.В. к садоводческому некоммерческому товариществу «Мечта» об обязании восстановить дренажную канаву и предоставить документы.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Тумашевич Н.С., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Чикунова Е.В. обратилась в Лужский городской суд Ленинградской области с иском к СНТ «Мечта» об обязании восстановить дренажную канаву, проходящую по проезду (12-я линия) по адресу: »; обязании СНТ «Мечта» предоставить план СНТ, копию протокола общего собрания СНТ «Мечта» от ДД.ММ.ГГГГ, копию отчета ревизионной комиссии за 2015 г. (т. 1 л.д. 4-6).

В обоснование заявленных требований указала, что с 2004 г. является членом СНТ «Мечта» и собственником земельного участка № с кадастровым № площадью 657 кв. метров, расположенного по адресу: ». Участок расположен по », вдоль которой на землях общего пользования СНТ была расположена водоотводная канава, в которую вытекали талые, грунтовые, дождевые воды с участка №.

Владельцем смежного земельного участка № является Овсянникова

Л.С. Овсянникова Л.С. для укрепления въезда на свой участок, под которым проходила водоотводная труба, произвела отсыпку трубы грунтом и песком, тем самым перекрыв трубу. Кроме того, канавы засыпаны и владельцами участков, расположенных вдоль проезда . При таянии снега и выпадении интенсивных атмосферных осадков происходит затопление участка №. В летнее время участок № не затоплен, но вода, находящаяся в канаве, расположенной на территории ее участка, не имея выхода в дренажную канаву, расположенную вдоль , не впитывается в почву, а застаивается на участке. Неоднократные обращения в правление СНТ «Мечта» по вопросу принятия мер к восстановлению расположенной на землях общего пользования дренажной канавы, проходящей вдоль оставлены без внимания. Тем самым, в результате бездействия ответчика, нарушено ее право собственности на земельный участок и право в полной мере использовать земельный участок по прямому назначению — для ведения садоводства и огородничества.

Ответчиком на ее письменные заявления от ДД.ММ.ГГГГ не предоставлены для ознакомления: план СНТ, копия протокола общего собрания СНТ «Мечта» от ДД.ММ.ГГГГ, копия отчета ревизионной комиссии

за 2015 г., чем нарушено предусмотренное ст.ст. 19, 27 ФЗ Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» ее право получать информацию о деятельности органов управления некоммерческим объединением и его органа контроля.

Определением Лужского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Овсянникова Л.С. (том 1 л.д.130).

Решением Лужского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Чикуновой Е.В. к садоводческому некоммерческому товариществу «Мечта» об обязании восстановить дренажную канаву и предоставить документы удовлетворены частично.

Суд обязал СНТ «Мечта» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу восстановить расположенную на землях общего пользования дренажную канаву от земельного участка № и вдоль проезда () СНТ «Мечта» по адресу: ».

В остальной части в удовлетворении заявленных требований Чикуновой Е.В. отказал (том 2 л.д.81-90).

Земли общего пользования получить в собственность невозможно. Но существует два варианта пользования совместно с общественностью:

  1. Арендование.
  2. Безвозмездное бессрочное пользование.

Гражданским и земельным кодексом запрещено оформлять как частную собственность земельный участок, который относится к общему пользованию и является собственностью государства, независимо от того, каким образом происходит оформление — выкупом или проведением процедуры приватизации.

Особое внимание стоит уделить объектам, располагающимся на данных землях. Если есть в наличии капитальное строение, оформленное в качестве недвижимого имущества с обязательным прохождением регистрации права собственности, то данный участок можно через суд признать находящимся в собственности. В случае имущественных претензий предъявленных к уличному земельному участку, данное право работать не будет.

Пользователь вправе подать заявку на арендование государственного надела. В ответ администрация должна объявить аукцион на предоставлении участка в аренду. Если в течение месяца дополнительных желающих не находится, то аукцион закрывают и оформляют соглашение с первым заявителем.

Арендное соглашение заключает с администрацией в течение 14 рабочих дней. Срок рассмотрения заявки на безвозмездное предоставление надела льготным категориям граждан составляет до 30 рабочих дней.

Положен ли сервитут, если на участок нет проезда?

В традиционном понимании земли общего пользования населенных пунктов предоставлены гражданам для следующих целей:

  • прохода: тротуары, площади;
  • проезда: дороги, улицы, переулки;
  • пребывания: скверы, парки, бульвары, сады.

Как правило, они используются для развития муниципальной инфраструктуры и удовлетворения культурно-бытовых потребностей граждан, например, для отдыха и проведения массовых мероприятий.

Эти участки привлекают внимание предпринимателей, желающих разместить на них торговые и иные коммерческие объекты. Однако капитальное строительство зданий на таких землях запрещено, а действующие в населенных пунктах градостроительные регламенты, согласно пп. 2 п. 4 ст. 36 ГрК, на эти территории не распространяются. Более того, в собственность граждан они передаваться не могут.

Во многих городах местные правила застройки и землепользования позволяют передавать такие земли во временное пользование для размещения некапитальных построек.

Чаще всего использование ЗОП в коммерческих целях осуществляется на условиях краткосрочной аренды. Например, в Казани на этом основании арендаторы размещают объекты мелкорозничной торговли вдоль дорог и остановок общественного транспорта, в парках и скверах, на площадях и бульварах.

Договора аренды могут заключаться с предпринимателями на конкурсной основе. Сроки аренды в каждом городе отличаются. Например, в Москве он может составлять не более 1 года. Размер оплаты тоже определяется в каждом населенном пункте отдельно.

Несмотря на запрет капитального строительства зданий в пределах ЗОП допустимы хозяйственные сооружения, не предназначенные для длительного пребывания людей. Такие территории часто передаются в безвозмездное пользование собственникам этих сооружений.

Другое дело, когда ЗОП не являются публичными местами. Так, предметом множественных споров является земля общего пользования между соседями. Часто конфликты возникают между членами садовых товариществ и кооперативов, когда один из членов, например, передвигает ограждение участка, ограничивая проезд/проход других участников. Эти действия незаконны, поэтому гражданам приходится доказывать свою правоту в градостроительных инспекциях и суде.

Как правило, земли общего пользования – это территории населенных пунктов, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц в целях прохода, проезда или пребывания. К ним относят улицы и дороги, проспекты и бульвары, парки и сады, водоемы, пляжи и другие общественные зоны.

В широком понимании к таким землям также можно отнести другие природные объекты и иные участки государственной и городской собственности, доступ к которым неограничен. Такие территории нельзя продать или приватизировать, но их можно сдавать в аренду, например, для ведения мелкорозничной торговли.

Особенности обращения в суд:

  1. До инициации процесса нужно написать жалобу собственнику участка. Письменный ответ нужно приложить к иску.
  2. Факт нарушения прав заявителя нужно зафиксировать. Для этого нужно вызвать специалистов районной администрации или правления ТСН. Письменный ответ на жалобу также приложить к иску.
  3. Перед обращением в суд необходимо направить ответчику претензию с предложением об устранении нарушения. Если в течение 20 дней ответ не поступит или ограждение не будет демонтировано, то нужно обращаться в суд.
  4. Документы нужно подавать в мировой суд по месту расположения участка.
  5. Не стоит самостоятельно проводить землеустроительную экспертизу. Лучше приложить к иску ходатайство.
  6. В иске обязательно нужно указать номер телефона истца, чтобы секретарь суда мог оперативно связаться.

При подготовке к процессу необходимо собрать следующие документы:

  • гражданский паспорт;
  • документы о праве собственности на участок;
  • выписку из ЕГРН;
  • кадастровый паспорт;
  • ответ от собственника спорного участка;
  • ответы на жалобы;
  • ходатайство о проведении землеустроительной экспертизы;
  • квитанцию об оплате госпошлины – 200 р.

Если имущество и земли общего пользования находятся в долевой собственности членов СНТ, то уплата налогов за эти земли ложится на садоводов. Размер налога индивидуален для каждого владельца и напрямую зависит от размера доли общего имущества.

Если земли и имущество были переданы муниципалитету, никаких дополнительных налогов платить не нужно.

Росреестр разъяснил правила строительства домов на берегу водоемов

При использовании земель общего пользования садоводы не имеют права:

  • расширять площадь индивидуальных земельных участков за счет ЗОП;
  • устраивать незаконные свалки мусора, строительных материалов и других отходов на землях общего пользования;
  • перекрывать въезд воротами и шлагбаумами для других членов СНТ;
  • самовольно устанавливать торговые объекты, хозпостройки и другие помещения для оказания платных услуг без согласования с остальными собственниками.

Если у Вас имеются вопросы по данной теме или необходима консультация и помощь — вы можете написать нашим специалистам через форму обратной связи — и мы обязательно рассмотрим обращение!

В соответствии с гражданским законодательством для удовлетворения потребностей широкого круга лиц и любых граждан предусмотрены специальные земельные участки общего пользования. Это территориальные участки, в пределах которых граждане имеют право находиться на законных основаниях, а также могут свободно использовать все природные и прочие объекты, расположенные там же.

Земельные участки, которые пригодны для публичного свободного использования гражданами страны, включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.

Сюда относятся улицы, площади, набережные, скверы, бульвары, общественные пляжи, водные объекты и др.

Граждане имеют возможность использовать данные территории, а также природные объекты, расположенные на них, в соответствии с допустимым правовым режимом, а также в соответствии с земельным законодательством.

Поскольку земли общего пользования занимают обширную территорию населенных пунктов, контролирующие структуры не всегда способны следить за законностью их использования. В связи с этим некоторые граждане занимают участки без разрешения.

Самовольное занятие территории может быть квалифицировано как административное правонарушение по ст. 7.1 , что приведет к наложению штрафа. Его размер зависит от того, определена ли кадастровая стоимость земли. Если КС установлена, штраф составит:

  • для физических лиц – 1 – 1,5% кадастровой стоимости, но не менее 5 тыс. рублей;
  • для чиновников – 1,5 – 2%, но не менее 20 тыс. рублей;
  • для организаций – 2 – 3%, но не менее 100 тыс. рублей.

При отсутствии сведений о КС размер штрафа составит:

  • для физических лиц – 5 – 10 тыс. рублей;
  • для чиновников – 20 – 50 тыс. рублей;
  • для организаций – 100 – 200 тыс. рублей.

При самовольном занятии части земельного участка штраф будет присужден соразмерно захваченной территории. Если действия совершили лица, осуществлявшие коммерческую деятельность, в части применения санкций они приравниваются к организациям.

Все подробности читайте в материале «Ответственность за самозахват земли в 2021 году».

Действующими законами гражданского и земельного законодательства установлен факт, что земельные участки, находящиеся в общем пользовании, могут находиться исключительно в собственности органов государственной власти или учреждений местного самоуправления муниципального масштаба. Существует категорический запрет на осуществление приватизации таких территорий.

Общественные территории могут быть огорожены специальными заборами и оградами, которые свидетельствуют о запрете гражданам для использования данных участков. Если же собственник, владелец, арендатор или пользователь специальными оповестительными и сигнальными знаками строго не обозначил наличие какого-либо запрета, то любая особа имеет право пройти через данный участок.

Основным условием для использования общих территорий является соблюдение всех требований собственника, а также такая эксплуатация, которая не принесет убытков, ущерба и беспокойства собственнику земель.

Правовой режим земельных участков общественного предназначения предусматривает возможность граждан полностью и бесплатно использовать все объекты инфраструктуры и удобства, расположенные в конкретных пределах. Таким образом, граждане могут использовать все дороги городов, улицы и тротуары, урны, скамейки, детские площадки и др.

Муниципальные власти заключают договор с обслуживающей организацией на уборку мусора и вывоз снега, укладку дорожного полотна и прочие работы по обеспечению нормального состояния таких участков. В обязанности местной администрации входит создание подъездных путей к земельным участкам. Обычно для этого необходимо подать прошение определенного образца.

Размещенный собственником надела на территории общего пользования забор или иное капитальное строение, признается неправомерно размещенным. Это нарушение законодательства, устранять которое придется за свой счет. Также здесь запрещается складировать отходы и прочие предметы, перекрывать проезд и совершать иные, указанные в законе действия.

Границы подобных территорий определяются в ходе межевых работ. Процедура включает составление межевого плана, схемы территории, согласование границ и т.д. Земельные юристы нашей компании проведут межевание, оспорят расположение границ и обеспечат доступ участка к землям общего пользования. Также мы решим другие вопросы, связанные с этими территориями.

Земли общего пользования и особенности их эксплуатации в 2021 году

Все граждане имеют право свободно передвигаться по территории страны, а также использовать для прохода все участки, которые не ограждены в соответствии с наличием законных прав на конкретную территорию. Запрет будет действителен, если собственник предварительно установил оградительные знаки о существующем запрете.

Для свободного прохода граждане могут использовать различные участки для общественного использования, которые находятся в составе различных земельных категорий:

  • территории транспортной сферы – магистрали, дороги и трассы, которые используются для пешего прохода и проезда с помощью транспортных средств;
  • береговые полосы и прибережные участки, которые находятся в непосредственной приближенности к водным объектам;
  • для прохода граждан предназначаются также общественные территории в пределах населенных пунктов;
  • лесные участки.

Если собственник устанавливает ограничения на возможность прохождения третьими лицами через его территории, то граждане имеют возможность оформить сервитут. Данный документ позволит использовать земельные территории для свободного прохода и использования в установленных законодательством целях.

Землями общего пользования пользуются все граждане, преимущественно те, которые проживают в том населенном пункте, где земли эти находятся, поэтому бремя налогообложения также ложиться на граждан. Если участок находится в аренде, то налогами он облагается в том случае, когда на участке нет никаких строений, если же строение имеется, то платится только арендная плата на имущество. Если участок не имеет своего владельца или пользователя (например, проезжая часть), то земельный налог в этом случае будет заменён транспортным, и сумма налогообложения делится между всеми предполагаемыми пользователями.

Законный собственник территории, получая документальное подтверждение о праве собственности на земельные участки, приобретает и возможность использования земельных ресурсов, а также всех водных, растительных и почвенных объектов в полной мере, при условии что законодательством не предусмотрены определенные запреты.

Собственник также имеет право в полной мере эксплуатировать все доступное пространство по собственному усмотрению, но в соответствии с целевым предназначением и соблюдением правового режима.

Владелец земельных территорий имеет законное право установить ограждения на границах своей собственности с целью ограждения своих владений от общественного доступа и использования посторонними лицами. Если такие предупредительные знаки существуют, то посторонние лица не могут находиться и проходить через огражденные участки земли.

Если собственник по каким-либо причинам не пожелал или не имел возможности установить ограждения в пределах своей собственности(земли), то такие территории могут расцениваться гражданами в качестве общественных и использоваться для прохода и времяпровождения. Единственным условием нахождения на таких участках является соблюдение правового режима, который запрещает нанесение ущерба участку и всем объектам, а также причинение личного беспокойства собственнику.

Права собственника данного земельного участка указаны в Земельном кодексе. Как было сказано ранее, он вправе огородиться. Но если он этого не сделал, то может получить ущерб своему имуществу.

Причинение ущербов собственнику – это частая судебная практика. Все собственники земли на свое усмотрение вправе как установить ограждение, так и позволить другим людям пользоваться наделом. Если было нарушено спокойствие собственника и причинен ущерб имуществу, то владелец земельного участка вправе подать в суд на обидчика. В исковом заявлении он потребует устранения нарушений.

Есть несколько вариантов организации дачных товариществ. Наиболее распространенные из них:

  • садовое некоммерческое товарищество (СНТ);
  • дачное некоммерческое товарищество (ДНТ).

Эти формы очень похожи, но имеют отличие в праве распоряжения имуществом для общего пользования. Основанием различия является правовой статус этих товариществ.

Что такое земли общего пользования?

На территории СНТ располагается имущество для общего пользования, к которому относятся:

  • дороги, переулки, проезды, проходы;
  • пожарные и другие водоемы;
  • линии электропередач, трубопроводы, теплотрассы;
  • помещения СНТ, клубы, сторожки, детские площадки и пр.

Дачное товарищество имеет статус юридического лица и может находиться как в городе, так и за его пределами. При этом на территории ДНТ разрешено строительство жилых домов из-за близости коммуникаций.

Имущество ДНТ делится на:

  • участки, находящиеся во владении граждан;
  • собственность самого товарищества.

Оформление земель общего пользования в собственность членов товарищества имеет ряд преимуществ:

  • процедура бесплатная;
  • земля имеет четкие границы, которые подтверждены кадастровым учетом (это исключает риск самозахвата);
  • строения, построенные на средства участников товарищества можно зарегистрировать и использовать по назначению (культурный клуб, медпункт и пр.);
  • земельные участки общего пользования товарищество имеет право продавать, сдавать в аренду, застраивать и пр. (на основании решения собрания).

Недостатки оформления в собственность СНТ земель общего пользования:

  • необходимо заботиться и облагораживать территорию за собственные средства товарищества;
  • оплата налогов.

Постройки, как известно и понятно каждому, должны находиться на территории земли их владельца, причем по указанным нормам, соблюдая все отступы согласно пожарной безопасности и другим нормам.

Строительство гаража не требует разрешения, не подведено какому-либо контролю, но гараж, тем не менее, должен находиться в границах ЗУ. Но бывают такие случаи, когда хозяин построил гараж так, что его часть выходит на дорожную зону, являющуюся ЗОП, что незаконно и является поводом для обращения в Росреестр.

Земля общего пользования между соседями

Все участки СНТ для регистрации их на владельца должны быть приватизированы, оформлены в управлении СНТ.

Этапы для получения участка проходят через государственные организации, но если случилось так, что это было сделано незаконно, соседи и члены садового товарищества могут смело оформлять коллективную жалобу или одиночные заявления в Управление Росреестра.

Для того, чтобы пользование ЗОП не причиняло неудобств гражданам, необходимо знать о правилах пользования ими и правах на эти территории, которые принадлежат самим гражданам.

Исторически сложилось так, что землю под организацию садовых товариществ выдавали различным научно-производственным объединениям, проектным институтам, заводам и т.д. После предоставления участка труженику-садоводу надлежало освоить участок, произвести его облагораживание, подготовить для того чтобы можно было выращивать на нем с/х продукцию, произвести раскорчевку и т.д. И по правде говоря, земли садоводствам предоставлялись не самого лучшего качества, при самом благоприятном исходе из состава земель лесного фонда, в худшем случае вообще на болоте. Возводить жилые строения на участке, как правило, приходилось своими силами, так как коммерческое строительство в советское время еще не было развито, как сейчас, да и законодательством попросту оно не разрешалось.

Все начинается с оформления земли снт. Садовое товарищество, являясь юридическим лицом, приобретает в свою собственность земли общего пользования и ставит их на свой баланс. То есть с этого момента все решения по поводу дальнейшей судьбы земли общего пользования принимает только общее собрание членов СНТ, которое является высшим органом управления в садовом товариществе. Право собственности снт будет подтверждаться выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

СНТ представляет собой садоводческое некоммерческое товарищество, которое распоряжается землями сельскохозяйственного назначения. Недвижимое имущество в СНТ распределяется согласно статье 28 Закона об СНТ:

  • все земли принадлежат одному юридическому лицу, организатору СНТ;
  • общая собственность членов объединения (земля принадлежит всем, но распределена по участкам).

Существует несколько вариантов использования территории общего пользования — это:

  1. Пользование территорией на безвозмездной основе. Большинство земель, имеющихся в пределах сел и городов, не могут стать собственностью физического лица. Но любой может распоряжаться землей общего пользования в неограниченном количестве и в любой момент (например, гулять по паркам и скверам).
  2. Аренда земель общего назначения. Арендуют территорию в том случае, когда на ней хотят возвести постройку. Данная сделка совершается между государством и юридическим лицом. Важным нюансом договора является то, что эта территория не может быть выкуплена.

Пользователь вправе подать заявку на арендование государственного надела. В ответ администрация должна объявить аукцион на предоставлении участка в аренду. Если в течение месяца дополнительных желающих не находится, то аукцион закрывают и оформляют соглашение с первым заявителем.

Арендное соглашение заключает с администрацией в течение 14 рабочих дней. Срок рассмотрения заявки на безвозмездное предоставление надела льготным категориям граждан составляет до 30 рабочих дней.

Для правильного оформления договора понадобятся следующие документы:

  • личные паспорта владельцев;
  • выписки из ЕГРН о праве собственности и размере доли;
  • правоустанавливающие документы на участок;
  • документы, подтверждающие полномочия представителей.

Если стороной является юридическое лицо, то его представитель должен предъявить действующую доверенность, заверенную уполномоченным лицом организации. Или представить выписку из устава, где будет указано, что этот гражданин уполномочен подписывать подобные договоры от имени организации.

Документы проверяются непосредственно перед подписанием договора. Целесообразно сделать копии каждой бумаги для всех сторон соглашения, чтобы все могли использовать их при необходимости.

Требование о проведении зонирования установлено в ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую». Земельное законодательство РФ определяет разные виды земельно-правового зонирования для:

  • населенных пунктов (ст. 85 Земельного кодекса РФ);
  • земель транспорта, энергетики, промышленности;
  • территорий специального назначения (ст. 87 ЗК).

Итак, зонирование земель — это их разделение на участки с разным целевым назначением и правовым режимом использования.

Такое разделение производится согласно планам развития территорий, главные принципы и положения которого определяет Правительство РФ. Утверждение этих планов относится к компетенции органов местного самоуправления или государственной власти. Решения, принятые ими в отношении земельного зонирования, обязательны к исполнению для всех форм собственности и других прав на наделы.

Подобные нормативные акты регламентируют порядок:

  • создания основных инженерно-транспортных коммуникаций;
  • плотности застройки;
  • посадки зеленых насаждений;
  • расположения культурных и социально-бытовых объектов обслуживания населения;
  • иного использования земли.

Регламентация земель общего пользования проводится Градостроительным и Земельным кодексами РФ. Данные нормативные акты решают различные задачи, которые связаны с распоряжением территориальными владениями.

Территория для общего пользования – это владения, которые может применять обширное число людей.

Места общего пользования – это участки земли, находящиеся во владении у государства или муниципалитета. Граждане могут беспрепятственно располагаться, использовать природные ресурсы, не спрашивая разрешения, но в законных и правовых рамках. Земли общего пользования невозможно приватизировать.

К видам таких территорий общего пользования относятся:

  • пляжи;
  • парки;
  • уличные места, городские площади;
  • дорога для автотранспорта;
  • городские леса;
  • реки, озера;
  • берег, бульвары;
  • кладбища;
  • места для хранения промышленных и бытовых отходов.

Гражданское население может свободно и безвозмездно находиться в общественных лесах, собирать ягоды, орехи, использовать все ресурсы природы, кроме древесных. Некоторые ограничения предусмотрены Лесным кодексом. Табу на посещение устанавливается на основании законов федерального уровня. К таким территориям относятся: военные земли и природные участки под особой защитой.

В целях пожарной и санитарной безопасности возможно ограничение на пребывание в лесах. Земли общего пользования могут находиться на территориальных зонах. Территориальные зоны – это территории, которые регулируются Градостроительным Кодексом РФ. Присущи правила застроек, использования земли и установлены градостроительные регламенты. В документах по планированию территорий общего пользования границы отмечаются красным цветом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.