Обязательный аудит в 2021 году критерии изменения для ООО

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательный аудит в 2021 году критерии изменения для ООО». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).

ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.

Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:

  • если аудиторское заключение подготовлено в срок, предусмотренный для составления и представления бухгалтерской отчетности законом о бухгалтерском учете, — это наиболее благоприятная ситуация, поскольку отчетность и заключение сдается единым комплектом и не требует впоследствии дополнительных действий от отчитывающейся организации. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным. Но, как известно, в 2020 году пандемия и меры по противодействию ее распространению внесли свои коррективы в сроки предоставления отчетности и аудиторского заключения, которые для многих экономических субъектов были продлены (для большинства организаций — до 12 мая 2020 года). В связи с невозможностью проводить аудиторские процедуры, многие аудиторы по согласованию с клиентами увеличили сроки аудиторских проверок, при этом выпустив аудиторское заключение без нарушения законодательства и обеспечив возможность своевременного предоставления информации в ГИР БО аудируемыми лицами;
  • если к моменту предоставления бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение еще не готово (а эта ситуация наиболее характерна для акционерных обществ, где годовая отчетность подлежит утверждению общим собранием акционеров, а также других организаций, в уставе которых прописана процедура утверждения отчетности собственниками), закон о бухгалтерском учете дает возможность представить аудиторское заключение в налоговый орган позднее, чем отчетность. При этом нельзя нарушать две временные рамки: заключение нужно сдать в течение 10 рабочих дней с момента его подписания аудитором, но не позднее, чем 31 декабря года, следующего за отчетным;

Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@, аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.

Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.

Все, что нужно знать про обязательный аудит в 2021 году

191002, Санкт-Петербург, ул. Рубинштейна, д. 15-17, оф. 103

  • Вторую новость об аудите на фоне первой мало кто заметил. Правительство РФ своим распоряжением №3709-р в последний день 2020 года утвердило документ, согласно которому аудиторская деятельность в стране будет развиваться вплоть до 2024 года. Концепция имеет благую цель, она призвана формировать и поддерживать доверие делового сообщества к аудиту. Что касается контроля правомерности действий аудиторов и качества услуг, здесь в фокусе международные стандарты.

    В чем подвох? Прежде всего, в необходимости реализации ряда мер, которые поспособствуют достижению цели Концепции. Речь идет о введении понятия общественно значимых организаций (обычных и финансовых), пересмотре сфер обязательного аудита отчетности, дифференциации аудиторских компаний с учетом общественной значимости информации о проверяемых лицах, а также о повышении требований к поставщикам аудиторских услуг.

    Не секрет, что о вовлеченности аудиторов в антиотмывочную систему в правительственных кругах говорят давно. Концепция, похоже, позволит эту вовлеченность повысить, причем существенно. Она предусматривает и возможность вовлечения в аудит главных бухгалтеров через членство в профильных СРО. Для таких специалистов будет установлена ответственность за сокрытие сведений о схемах оптимизации налогообложения в компаниях.

    Также активно обсуждается необходимость усиления ответственности налогоплательщиков за предоставление недостоверных сведений в финансовой, бухгалтерской отчетности, уклонение от обязательных проверок. Можно предположить, что увеличение штрафов не за горами.

    Концепция предусматривает и усиление ответственности аудиторов, от совершенствования института признания заключений ложными до введения административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства в сфере профессиональной деятельности.

    Все та же Концепция предусматривает создание единого рынка аудиторских услуг в ЕАЭС. Реализация соответствующих мер (подписание соглашений, устранение барьеров для доступа на национальные рынки) запланирована на 2021-2022 годы.

    Что это значит для аудируемых лиц? Выбор поставщиков услуг заметно уменьшится. И, учитывая ориентацию на международные стандарты, безусловно положительное заключение будет сложнее получить.

    Для самих аудиторов такие перемены тоже будут значимыми. Прежде всего стоит отметить почти неизбежный передел рынка.

    Каким на фоне упомянутых изменений будет обязательный аудит 2021-2024 годов, покажет время. Пока остается лишь наблюдать за реализацией Концепции и развитием сотрудничества поставщиков услуг с государством.

    Отсутствие аудиторского заключения.
    Данное нарушение ведёт к наложению на должностных лиц штрафа в размере 5 000 – 10 000 рублей, при повторном нарушении – до 20 000 руб. или дисквалификация сроком до двух лет.

    Непредоставление аудиторского заключения.
    Должностных лиц ждёт штраф в размере от 300 до 500 рублей, юридических – от 3000 до 5000 рублей.

    Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение:

    • либо вместе с бухгалтерской отчетностью
    • либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

    Раскрытие аудиторского заключения акционерных обществ.
    В случае нарушение правил публикации заключения по аудиту ПАО и АО ждёт штраф:

    • на должностных лиц: от 30 000 до 50 000 рублей (или дисквалификация сроком до двух лет);
    • на общество в целом: от 700 000 до 1 000 000 рублей.

    Обязательный аудит в 2021 году: кто должен проводить и кто освобожден

    С конца июня 2017 года в силу вступили положения, в соответствии с которыми, если обязательства возникли из-за недобросовестных или неразумных действий руководителей/учредителей, то кредиторы вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности с этих лиц, что ранее было возможно только в рамках процедуры банкротства (п. 3.1. ст. 3 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

    В этой связи проведение аудита может оказать руководству дополнительную помощь в управлении компании: проведение аудита даст достоверную информацию о положении организации и, возможно, поможет избежать ответственности.

    Если ваша компания не попадает под условия проведения обязательного аудита, вы можете провести инициативный аудит для того, чтобы:

    • Убедиться в достоверности отчётности.
      Мы выявим слабые места в ведении бухгалтерского учёта, составлении финансовой отчётности, документообороте, внутреннем контроле и поможем устранить недостатки. Это повысит доверие к информации, которую компания представляет собственникам, инвесторам, банкам и своим партнёрам по бизнесу.
    • Убедиться в профессионализме сотрудников.
      Мы проверим, насколько точно сотрудники финансового и бухгалтерского отделов учитывают последние изменения в законодательстве. Также вы снизите риски в случаях ухода из компании главного бухгалтера или материально-ответственных лиц.
    • Выявить налоговые риски.
      Вы получите рекомендации по устранению/снижению рисков и помощь в корректировке налоговых деклараций и уточнении налоговых обязательств до проведения проверок контролирующих органов.

    Обязательное проведение аудиторской проверки нужно, чтобы получить заключение о состоянии финансовой и бухгалтерской отчетности, подтверждения ее достоверности. Такое определение следует из ст. 1 Закона № 307-ФЗ.

    Общие правила проведения аудитов в России:

    • аудиторской деятельность могут заниматься организации и частные эксперты, состоящие в СРО (аудиторы обязаны иметь квалификационный аттестат);
    • организация должна ежегодно проводить независимый обязательный аудит, если это предусмотрено статьей 5 Закона № 307-ФЗ;
    • любое предприятие может заказать инициативный (добровольный) аудит, чтобы получить заключение о состоянии дел по финансовой, экономической и хозяйственной деятельности;
    • заключение аудиторов является официальным документом, который можно использовать в текущей деятельности, для подготовки годовых отчетов, при обращении в государственные органы, для других целей.

    Если требование о проведении обязательного аудита прямо следует из закона, за его нарушение грозит административный штраф на организацию или должностное лицо. Проверять эти моменты и возбуждать административные дела вправе ФНС.

    Обязательно должны провести независимый аудит следующие виды юридических лиц:

    • акционерные общества любой формы;
    • компания, чьи ценные бумаги выпущены в оборот и допущены к организованным торгам (организация-эмитент);
    • банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, НПФ, страховые компании, ряд других организаций в кредитной и финансовой сфере;
    • предприятие, чья выручка за прошлый год превысила 400 млн. руб.;
    • организация, сумма активов которых на конец предшествующего года превысила 60 млн. руб. (сумма определяется по бухгалтерскому балансу);
    • предприятие, раскрывающее годовую сводную бухгалтерскую или финансовую отчетность;
    • ряд других юридических лиц (застройщики, госкорпорации, НКО и т.д.).

    Если вы не можете определить, нужно ли проводить обязательный аудит, обратитесь к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.

    Компании, чьи ценные бумаги допущены до организованных торгов, должны ежегодно заказать и провести независимую обязательную аудиторскую проверку. Заключение по итогам аудита необходимо представить организатору торгов, наряду с другими документами. Требования к компаниям-эмитентах и допуску из ценных бумаг на рынок регламентированы Законом № 39-ФЗ и Положением Банка России № 534-П. При отсутствии заключения или непредставлении его с заявкой компанию не допустят до торгов, привлекут к ответственности.

    Обязательный аудит позволяет соблюсти требования закона и избежать штрафных санкций. Но такая проверка проводится только по минимально необходимому перечню показателей, документов и отчетности. Чтобы получить максимум преимуществ для своего бизнеса, руководители и собственники организаций заказывают услуги комплексного аудита.

    Комплексное сопровождение предусматривает постоянную работу аудиторов, юристов, консультантов и других экспертов. Аудит осуществляется в ходе текущей деятельности компании, что позволяет:

    • своевременно выявить и устранить нарушения, ошибки и недочеты при ведении налогового и бухгалтерского учета, подготовки отчетности, ведения документации;
    • оценивать текущие риски в финансовой и хозяйственной деятельности, перспективы принятия определенных решений;
    • получать консультационную поддержку по всем направлениям, определенным договором;
    • работать в штатном режиме без отвлечения своих специалистов и служб, так как аудит будет фактически интегрирован в текущую деятельность.

    Комплексный аудит не заменяет обязательную аудиторскую проверку. Но на момент ее проведения аудиторы уже будут иметь всю необходимую информацию о финансах, бухгалтерии, отчетности и других важных моментах для подготовки заключения. Это упростит и ускорит проведение всех мероприятий, что дает дополнительные преимущества для заказчика.

    Критерии проведения обязательного аудита определены международными стандартами, Законами № 307-ФЗ и № 402-ФЗ, Приказом Минфина № 2н, приказами ФНС. Сведения о нормативной базе, применявшейся в ходе аудита, будут указаны в заключении.

    Аудиторская проверка проводится по следующим стадиям:

    1. подготовительный (предварительный) этап — получение общей информации о компании, согласование сроков, стоимости и направлений работы, заключение договора и утверждение плана аудита;
    2. проведение аудита — включает анализ документов и сведений, правильности ведения учета и достоверности отчетности, другие мероприятия по плану (программе) аудита;
    3. оформление заключения по итогам обязательного аудита — для этого применяются стандарты аудиторской деятельности, нормы Закона № 307-ФЗ;
    4. передача заключения заказчику — организация получит документ, подтверждающий достоверность ее бухгалтерской и финансовой отчетности.

    Для каждого юридического лица план (программа) аудита утверждается индивидуально. Это зависит от организационно-правовой формы предприятия, сферы и видов деятельности, схемы налогообложения, особенностей бухгалтерского и налогового учета, других показателей. Все эти моменты определяются на начальном этапе работы.

    Если организация должна провести обязательный аудит в силу закона, ей нужно представить заключение и финансовую отчетность в контролирующие органы (ФНС, Банк России).

    За нарушение этого требования наступает ответственность:

    • по ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие обязательного аудиторского заключения — штраф на должностное лицо составит от 5 до 10 тыс. руб., а при повторном нарушении от 10 до 20 тыс. руб. с возможной дисквалификацией;
    • по ст. 15.15.6 КоАП РФ за нарушение сроков представления или непредставление заключения обязательного аудита — штраф на должностное лицо составит от 15 до 30 тыс. руб., а при повторном нарушении от 30 до 50 тыс. руб.;
    • по ст. 15.23.1 КоАП РФ за непредставление или нарушение сроков представления документов для общего собрания акционерного общества — штраф составит от 20 до 30 тыс. руб. с возможностью дисквалификации (должностные лица) или от 500 до 700 тыс. руб. (на юридическое лицо).

    Таким образом, непроведение обязательного аудита или непредставление заключения по его итогам всегда влечет наказание для руководителя организации. Проверяется этот факт достаточно просто. Чтобы избежать ответственности и выполнить требование закона, вовремя проходите аудит. Также аудиторы могут оказать множество дополнительных услуг, от восстановления учета до подготовки к проверкам ФНС.


    По всем вопросам, связанным с проведением обязательных аудитов и добровольных проверок, вы можете обратиться к экспертам КСК-ГРУПП. Консультации по вопросам сотрудничества можно получить по телефону, по электронной почте или через форму обратной связи.

    Аудит меняется: хорошо это или плохо?

    Актуально на

    Организациям следует при решении вопроса о проведении обязательного аудита в 2020 г. руководствоваться критериями, которые установлены п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». И если организация соответствует хотя бы одному критерию из списка, то она попадает под проведение обязательного аудита (те же самые правила действуют и для ИП).

    Организация попадает под обязательный аудит в случае, если:

    1. организация является акционерным обществом;
    2. организация является кредитной, страховой, клиринговой, бюро кредитных историй, профессиональным участником рынка ценных бумаг, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным фондом (НПФ) или иным фондом (за исключением имеющих статус международного фонда), акционерным инвестиционным фондом (АИФ), управляющей компанией АИФ, ПИФ или НПФ (исключение – государственные внебюджетные фонды);
    3. ценные бумаги организации участвуют в торгах;
    4. объем выручки от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) за год, предшествующий отчетному, превышает 400 млн руб.
    5. сумма активов бухгалтерского баланса на конец года, предшествующего отчетному, превышает 60 млн руб.;
    6. организация, представляющая годовую консолидированную бухгалтерскую отчетность;
    7. в иных случаях, установленных федеральными законами.

    Бухгалтер может ознакомиться с полным перечнем случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности на сайте Минфина РФ, эти данные являются открытыми, доступными и ежегодно обновляются.

    Бухгалтерам следует обратить внимание, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Изменения затрагивают требования к проведению обязательного аудита в отношении некоммерческих организаций, и рассмотрение данного проекта ориентировочно планируется на июль 2020 г.

    После проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности его результаты вносят в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юрлиц. Если данные составляют коммерческую тайну, то организация может не вносить их в госреестр. Также, начиная с 2020 г., федеральная налоговая служба РФ ведет государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) согласно федеральному закону от 28.11.2018 № 444-ФЗ.

    В «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0, реализована возможность заполнять в бухгалтерском балансе строку, в которой указывается – подлежит ли организация обязательному аудиту или нет. Если пользователем не будут заполнены соответствующие сведения, то бухотчетность не выгрузится и не отправится в ФНС, а в базе будет выдаваться соответствующее сообщение об ошибке.

    Если организация подлежит обязательному аудиту, то в отчетности ставится отметка в поле «Да», а ниже указываются данные об аудиторской организации или индивидуального аудитора, которые проводят аудит.

    Обязательный финансовый аудит: критерии, особенности и штрафы в 2021 году

    Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

    Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.

    Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

    На заметку

    С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.

    Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и при этом практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

    Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

    • Акционерные общества.
    • Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года №2179-р.
    • Публично-правовые компании.
    • Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
    • кредитные организации и бюро кредитных историй;
    • страховые и клиринговые организации;
    • микрофинансовые компании;
    • негосударственные пенсионные и иные фонды;
    • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
    • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
    • политические партии (в отдельных случаях).

    Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

    • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
    • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки — 400 млн рублей и выше;
    • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

    В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

    Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минфина России. Так, в 2019 году он претерпел некоторые изменения — были добавлены два новых случая обязательного аудита:

    • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
    • АО «Почта России».

    Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

    • Подготовка к аудиту, или этап планирования. Целью этого этапа является организация эффективной и экономически оправданной проверки. В ходе планирования разрабатывается стратегия и тактика, обычно обсуждаемая с клиентом, график проведения, общий план и программа аудита, организуется взаимодействие с подразделениями внутри фирмы, формируется аудиторская группа, направляются письма-запросы. На этом этапе аудитор должен получить представление о финансово-хозяйственной деятельности проверяемой компании и информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на нее.
    • Проведение аудита — сбор и анализ данных. Проверяются все первичные документы, регистры бухгалтерского учета, уставные документы, достоверность расчетов, учетная политика компании. Вся собранная бухгалтерская информация и достоверность ее обработки оценивается с точки зрения соответствия требованиям законодательства. Формируются рекомендации по устранению недочетов, оказавших влияние на конечный результат финансовой и бухгалтерской деятельности и отраженных в отчетности. Эти рекомендации и информация о выявленных недочетах и ошибках, обоснованные документально, предоставляются руководству аудируемой компании.
    • Формирование аудиторского заключения. На основании всей собранной и проанализированной информации формируется аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и составляется аудиторское заключение, являющееся главным итогом проверки. Аудиторское заключение может быть двух типов:
    • Немодифицированное. Выдается в том случае, если бухгалтерская отчетность достоверно отражает финансовое положение компании и ее хозяйственной деятельности во всех существенных отношениях.
    • Модифицированное. Аудитор модифицирует заключение в тех случаях, когда приходит к выводу, что отчетность содержит существенные искажения или у него отсутствует возможность получения доказательств, что бухгалтерская отчетность не содержит искажений. Заключение может быть выражено аудитором в трех формах: мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения.
    • Подача компанией аудиторского заключения в Росстат. С 1 января 2014 года компании, подлежащие обязательному аудиту, обязаны предоставить аудиторское заключение в территориальные органы статистики. Оно должно быть предоставлено вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, в срок не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за датой составления аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

    На заметку

    На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По последним опубликованным на сайте данным Минфина России, в 2018 году среди аудиторских заключений 80,8% содержали положительное мнение, 18% — мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,8 %, а отказ от его выражения — 0,4%[1].

    В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

    Впервые МСА были определены приказами Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»:

    • от 24 октября 2016 года №192н (было введено 48 стандартов);
    • от 9 ноября 2016 года №207н (утверждено еще 18 стандартов).

    Но в 2019 году оба эти приказа были признаны недействительными — им на смену пришел новый приказ от 9 января 2019 года №2н с аналогичным названием. Им установлено 48 стандартов, которыми должны руководствоваться аудиторы в ходе проведения обязательной проверки[2]. Кроме МСА, принят также Международный стандарт контроля качества (МСКК) в аудиторских организациях.

    Как уже говорилось, стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применялись с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имела право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

    Тогда новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным на проведение обязательного аудита в соответствии с МСА, составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, актуальную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

    Современные требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита.

    Важно!

    29 июля 2018 года был принят Федеральный закон №231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». С 1 января 2019 года этот закон вступил в силу, и, согласно ему, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса был дополнен абзацем о том, что в целях налогового контроля налоговые органы могут истребовать у аудиторов все документы, полученные ими при проведении аудиторских проверок и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

    Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличили трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возросло количество аудиторских процедур, появилась необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Повысили они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделало аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, позволило инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

    Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 №402-ФЗ.

    При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

    • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №13-13-2/28-СМИ).
    • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
    • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
    • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

    Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

    Обязательный аудит в 2021 году

    Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании «КСК групп»:

    «Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

    Я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы. Такой подход поможет не ошибиться с выбором.

    Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы в данной сфере она имеет (соответственно, тем больше проектов ею выполнено) и тем выше уровень квалификации ее специалистов.

    Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

    В-третьих, выясните отдельно насчет опыта работы именно в вашей отрасли или хотя бы в смежной.

    В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

    В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, какое количество и каких именно специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

    В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в Интернете, различные рейтинги. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

    Что касается «КСК групп», то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

    • субъекты малого предпринимательства, за исключением субъектов, определенных федеральными законами;
    • фонды, поступление имущества которых, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн руб.;
    • организации потребкооперации.
    • 11.01.2021 Корректировка кодов ОКВЭД в ЕГРЮЛ без внесения изменений в учредительный документ.
    • 30.12.2020 C Новым годом и Рождеством!
    • 20.11.2020 ФНС изменила правила подачи документов для регистрации.
    • 02.11.2020 Изменения в законе о государственной регистрации юридических лиц
    • 21.10.2020 Запрет на ликвидацию компаний

    В первую очередь необходимо учесть, что заключение договора должно производиться с учетом всех норм и правил. Любой пункт или положение не должны иметь двойного или неправильного трактования.

    Дополнительного внимания потребует пункт об оказании услуг и его стоимости, а также время проверки и его соответствие нормам, позволяющем в дальнейшем сдать в контролирующий орган всю отчетность.

    Также требуется удостовериться, что клиент получает на руки заключение, составленное по всем правилам и нормам, которые соответствуют не только стандартным, но и международным в форме МС.

    В обязательном порядке в договор вносятся пункты о взаимодействии с руководством во время проведения любых этапов. Это позволит предоставить дополнительные данные, которые могут быть первоначально неправильно понятыми.

    Обязательная структура прописана законодательством. Она включает в себя:

    • наименование;
    • адресат в виде участника ООО, акционера или иного лица;
    • данные предприятия с включением в них госномера регистрации;
    • информация по аудитору;
    • информация по отчетности с указанием периода;
    • сведения, которые были подвергнуты рассмотрению;
    • мнение эксперта о полученных результатах и их достоверности;
    • список обстоятельств, которые могли повлиять на достоверность.

    В зависимости от того, модифицированный или немодифицированный вариант акта выдает эксперт по результатам проверки, в документе могут быть прописаны недостатки, неточности или иные отклонения.

    Для модифицированного варианта характерно отсутствие искажений. В остальных случаях оговорка возможна при незначительном влиянии на отчетность. Мнение отрицательного характера будет свидетельствовать о нарушениях, а отказ от его выражения свидетельствует о недостаточности данных и сомнениях.

    Какие организации освободят от обязательного аудита в 2021 году

    До 31 марта 2021 года все юридические лица обязаны сдать бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В чем же новшества (Федеральный закон от 28.11.2021 № 444-ФЗ)?

    1. Аудиторское заключение за 2021 год сдаем в налоговую инспекцию, а не в органы статистики. Теперь все данные отчетности, вместе с аудиторским подтверждением степени ее достоверности, с 2021 года будут размещаться в едином ресурсе в ФНС. Конечно, отчетность и раньше попадала в ФНС.

    Однако можно предположить, что раз налоговое ведомство станет ответственным хранителем данных, внимание к ним станет пристальным. Вся информация аккумулируется в АИС «Налог-3».

    1. Аудит проверяет достоверность отчетности – показывает реальное состояние учета в организации.

    2. Аудит, проведенный до составления отчетности, помогает бухгалтерии и позволяет организации выявить отклонения и ошибки, которые можно своевременно исправить. То есть не привлекать излишнего внимания ФНС. А компании, подлежащие обязательному аудиту, могут получить аудиторское заключение по итогам года без оговорок.

    3. В 93% случаев аудит находит не только скрытые риски, но и финансовые резервы, а значит, возможности не переплачивать и оптимизировать.

    4. Некоторые аудиторские компании предоставляют своим клиентам расширенную страховку от налоговых претензий и юридическое сопровождение проверенного периода. То есть, если за проверенный период организации доначислят налоги, то штрафы и пени выплатит страховая компания.

    Правда такая расширенная налоговая ответственность может быть не в классическом аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности, а только при наличии в договоре (техническом задании) процедур налогового аудита, когда комплексно анализируется и бухгалтерский, и налоговый учет организации.

    1. Бухгалтерии нужно время на внесение исправлений по итогам первого этапа аудита за 2021 год, чтобы успеть подготовить годовую отчетность до 31 марта 2021 года.

    2. Пик сезона загрузки аудиторов всегда приходится на февраль-март. Таким образом, к концу года аудиторов экспертного уровня практически не остается – всех уже зарезервировали. Поэтому хороший шанс начать аудит в декабре-январе, чтобы получить рекомендации по внесению исправлений как раз до начала подготовки годового отчета.

    3. Кроме того, многие компании предоставляют скидки на проведение аудита в декабре – январе, тогда как в марте и феврале действуют самые высокие цены.

    Один из нюансов нашего законодательства заключается в том, что нет какого-либо одного нормативного документа, который говорил бы о том, что обязательному аудиту подлежат организации, которые перечислены в нём.

    То есть, какие организации подлежат обязательному аудиту, надо буквально выуживать из различных законодательных актов.

    Более того: организации, подлежащие обязательному аудиту в 2021 году и позже, не приведены даже в профильном Законе 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.