Обязанности генерального прокурора РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанности генерального прокурора РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.

Федеральный закон от 17.01.92 N 2202-I

1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее — органы прокуратуры) и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 233-ФЗ)

2. Органы прокуратуры:

осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

2.1. Органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 205-ФЗ)

3. Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

4. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и организациях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений. (в ред. Федеральных законов от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 21.07.2014 N 233-ФЗ)

5. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

1. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

2. Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи. (в ред. Федеральных законов от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 02.07.2013 N 156-ФЗ)

3. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения. (в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

4. Ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 156-ФЗ)

Не могут быть предоставлены гражданину для ознакомления документы, имеющиеся в материалах проверки и содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 156-ФЗ)

Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право обжаловать принятое решение вышестоящему прокурору и (или) в суд. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 156-ФЗ)

1. Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

2. Прокурор субъекта Российской Федерации, города, района, приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней.

3. Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

1. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ)

2. В целях обеспечения координации деятельности органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    Полномочия Генерального прокурора РФ

    • Указ Президента РФ от 08.09.2021 N 515

      «О федеральных государственных унитарных предприятиях, находящихся в ведении Федеральной службы исполнения наказаний»

    • Указ Президента РФ от 08.09.2021 N 514

      «О внесении изменений в состав Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 2017 г. N 211»

    • Распоряжение Президента РФ от 08.09.2021 N 241-рп

      «О назначении официального представителя Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации вопроса о ратификации Соглашения о Совместном инженерном подразделении гуманитарного разминирования вооруженных сил государств — участников Содружества Независимых Государств»

    • Постановление Правительства РФ от 06.09.2021 N 1496

      «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом»

    • Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2021 N 2462-р

      «Об определении федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Российская государственная детская библиотека» единственным исполнителем осуществляемой Минцифры России в 2021 году закупки услуг по организации и проведению в г. Москве XXXVII Международного конгресса по детской книге»

    • Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2021 N 2464-р

      «О выделении в 2021 году Росприроднадзору из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований»

    Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

    Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

    Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

    1. Степанков Валентин Георгиевич (назначен постановлением Верховного Совета РСФСР от 28 февраля 1991 г. № 751-I; утвержден постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 5 апреля 1991 г. № 1015-I; переназначен Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 1413; освобожден от обязанностей Указом Президента Российской Федерации от 5 октября 1993 г. № 1583)[1][2]
    2. Казанник Алексей Иванович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 5 октября 1993 г. № 1584; отставка с должности принята Указом Президента Российской Федерации от 12 марта 1994 г. № 465; освобожден от должности постановлением Совета Федерации от 25 апреля 1994 г. № 101-I СФ)
    3. Ильюшенко Алексей Николаевич (исполнение обязанностей до назначения Генерального прокурора Российской Федерации возложено Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 1994 г. № 391; представленная Президентом Российской Федерации кандидатура для назначения на должность Генерального прокурора отклонена постановлениями Совета Федерации от 25 апреля 1994 г. № 99-I СФ и от 25 октября 1994 г. № 221-I СФ; освобожден от исполнения обязанностей Указом Президента Российской Федерации от 8 октября 1995 г. № 1027)
    4. Гайданов Олег Иванович (временное исполнение обязанностей до назначения Генерального прокурора Российской Федерации возложено Указом Президента Российской Федерации от 8 октября 1995 г. № 1028)
    5. Скуратов Юрий Ильич (назначен постановлением Совета Федерации от 24 октября 1995 г. № 629-I СФ; отстранен от должности на период расследования возбужденного в отношении него уголовного дела Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 1999 г. № 415; предложение Президента Российской Федерации об освобождении от должности отклонено постановлениями Совета Федерации от 17 марта 1999 г. № 78-СФ, от 21 апреля 1999 г. № 154-СФ и от 13 октября 1999 г. № 396-СФ; освобожден от должности постановлением Совета Федерации от 19 апреля 2000 г. № 70-СФ)
    6. Устинов Владимир Васильевич (назначен постановлением Совета Федерации от 17 мая 2000 г. № 99-СФ; вновь назначен постановлением Совета Федерации от 13 апреля 2005 г. № 102-СФ; освобожден от должности постановлением Совета Федерации от 2 июня 2006 г. № 151-СФ)
    7. Чайка Юрий Яковлевич (назначен постановлением Совета Федерации от 23 июня 2006 г. № 180-СФ)

    В период отстранения от должности Ю. И. Скуратова обязанности Генерального прокурора Российской Федерации исполняли первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Ю. Я. Чайка (до 6 августа 1999 г.) и заместитель Генерального прокурора Российской Федерации В. В. Устинов (с 6 августа 1999 г.).

    Каковы функциональные обязанности генерального прокурора?

    Выпадение волос и клочья в ванной приводят к удрученному состоянию девочек, девушек и женщин.

    Часто прибегаем к маскам или бальзамам, решая, что исключительно они устранят проблему поредевшей шевелюры.

    А может стоит обратить внимание на такие аспекты: заболевания, питание, сон,отдых, физические нагрузки, витамины и минералы, стресс, общее самочувствие.

    Давайте рассмотрим как остановить выпадение волос у женщин и увеличить их густоту, прислушаемся к рекомендациям Малышевой и врачей в видео, а отзывы реальных людей и их фото помогут сделать правильный выбор, также вы можете учесть мнения с форумов.

    Довольно часто приходя в аптеку люди с редеющей шевелюрой решают приобрести комплекс витаминов или найти маску для волос, чтобы остановить выпадение, но не все так просто.

    Ведь волосы — это зеркало вашего здоровья, помните, что они начинают выпадать не сразу, а между вашими действиями и результатом часто есть разрыв в 6 месяцев.

    То состояние ваших локонов, которое есть сейчас — это результат ваших действий полугодичной давности, поэтому не торопитесь в аптеку давайте рассмотрим и другие причины о которых часто забываем.

    Одной из причин выпадения, может стать использование сильно действующих красок, поэтому давайте разберем как красить волосы хной в домашних условиях — это более щадящий вариант окрашивания.

    Спутником выпадения могут стать и другие симптомы, как избавиться от перхоти и зуда головы в домашних условиях быстро подробно описано в этой статье.

    Иногда начало выпадения решают радикально стрижкой, но не многие с этим соглашаются, а вот как придать волосам более ухоженный вид, рекомендуем подстричь кончики волос дома жгутиками, подробно этот метод описан тут.

    • Обратиться к врачу и попробовать установить причину выпадения.

    Врач должен вас отправить сдать анализ крови:

    • на тиреотропный гормон (ТТГ норма до 4); на уровень андрогенов; на концентрацию железа; на уровень гемоглобина.

    Обсудить с врачом возможные варианты лечения и остановки выпадения. Проанализировать все происшествия за последние 5-6 месяцев вашей жизни.

    Результат таких манипуляций приводит к выпадению волос, поэтому теперь стоит восполнить недостающие макро и микроэлементы, а также витамины.

    Жиров в вашем рационе должно быть 1 гр * на ваш текущий вес.

    Что такое жиры и где они содержатся?

    Масла: льняное, оливковое, кукурузное, подсолнечное. Выбирайте не рафинированные и пахнущие сорта.

    Семечки: подсолнечника не жаренные и тыквенные.

    Орехи: грецкие, арахис, миндаль, кешью. Предпочтительнее не жаренные и не соленые и без сахара.

    И не только, месячные пропадут если продолжить ограничивать количество жиров в рационе.

    Не стоит выпускать из виду достаточное количество овощей и фруктов по сезону, пусть в каждый прием пищи у вас будет овощ или фрукт среднего размера 150-200 гр. Крупы и бобовые, орехи грецкие тоже отличные союзники, вода — около 2 литров в день и пол дюжины устриц.

    Какие еще у вас есть помощники?

    Встретившись с врачом, вы можете попросить назначить вам анализ, который покажет, каких витаминов, минералов или микроэлементов вам не хватает.

    Этот вариант предпочтительнее, т.к. вы сразу увидите каких именно витаминов вам не хватает, тогда и выбор получается осознанный и грамотный.

    А можно пропивать курсами такие витаминные комплексы: Элевит Пронаталь, Перфектил, Мерц Бьюти, Vitrum Beauty(Витрум Бьюти, Фитовал, Ревалид, Пантовигар, Lady, s formula«Здоровые волосы и ногти».

    Чтобы волосы росли включайте в ваш рацион: тыквенные семечки, печень и сельдь.

    Так как данный комплекс НЕ поможет, если у вас избыток именно этих витаминов, но наверняка угадать будет сложно. Он содержит только 2 витамина А и Е, для его приема необходимо быть уверенной, что недостает именно их, а все остальные находятся в избытке.

    А зачем рыбий жир?

    Для женщины крайне важно есть в достаточном количестве рыбу, но так как мы этого не делаем и рыба сейчас не содержит Омега-3, так как выращена в бассейнах, а не море. Примерная порция в 100 грамм кушать необходимо 3-4 раза в неделю, то логично проще пропивать рыбий жир или льняное масло.

    Обратим ваше внимание на жидкий и в капсулах, у каждого есть свои + и -.

    Рыбий жир в капсулах проще пить, он не пахнет, но его дозировка очень мала, а стоимость получается более высокой и он более удобен.

    Рекомендовано принимать 2 гр рыбьего жира в день или пол чайной ложки.

    Еще один волшебный союзник женской красоты — это семя льна. Принимают его по — разному, от молотых зерен до заливания на ночь кипятком и настаивания, выберите более приемлемый для вас метод.

    Мы рекомендуем делать волшебный коктейль, который вкусный и принимается утром.

    Рецепт его таков:

    • 130-150 мл кефира; 20 гр семечек подсолнечника не жареных, очищенных; 4 гр льна, чайная ложка; 1 ст.л. пшеничных или ржаных отрубей.

    Все это смешать, можно слегка посолить и кушать чайной ложечкой.

    Спустя 2-3 недели комплексной такой терапии вы увидите первый пушок на вашей линии роста волос, он будет очень короткий и еле пробиваться. У вас может быть ощущение одуванчика, так как они не будут укладываться.

    Спустя 3-4 месяца отросшие волосы уже будут более заметны на висках и по всей голове, собирая хвостик вы заметите, что у основания он стал намного гуще и пышнее.

    Получается, такая шапочка внутри ваших собственных волос. Главный показатель, раньше мои волосы высыхали за 1 час, сейчас не достаточно и 2х часов, внутри волосы еще остаются влажными.

    Согласно ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре РФ», он наделен следующими полномочиями:

    1. Руководит всей прокурорской системой РФ, в частности, издает обязательные для исполнения нормативные акты, которые регулируют организацию и процедуру социального и материального обеспечения работников этой сферы;
    2. Устанавливает штат и структуру Генеральной прокуратуры, руководит кадровой политикой подчиненных органов и организаций;
    3. Руководит кадровой политикой, касающейся ректоров и другие высших руководителей образовательных учреждений, относящихся к прокурорской системе;
    4. Исполняет иные задачи, указанные в ФЗ № 2202-1.

    Требования к кандидату на должность Генерального прокурора закреплены в ФЗ № 2202-1. К ним относятся:

    • наличие гражданства РФ;
    • возраст более 35 лет;
    • высшее образование, обязательно юридическое и полученное в аккредитованном учебном заведении;
    • стаж работы в прокурорской структуре более 10 лет.

    Ограничения для вступления в должность:

    1. Наличие гражданства другого государства;
    2. Полная или частичная недееспособность;
    3. Наличие запрета суда на право занимания должности такого рода;
    4. Наличие медицинских ограничений;
    5. Отказ от оформления доступа к государственной тайне.

    Согласно ФЗ № 2202-1, назначение и снятие с должности Генерального прокурора возложено на Совет Федераций Федерального Собрания РФ. Кандидатов на эту должность вносит Президент РФ.

    Каков срок деятельности и отчетность о ее результатах?

    Срок деятельности Генерального прокурора – 5 лет.

    Отчет о его деятельности предоставляется несколькими способами:

    • путем публикации в прессе, в частности в «Российской газете»;
    • путем предоставления доклада Федеральному Собрания. Образец такого доклада стандартизирован и включает в себя статистические данные, касающиеся уровня преступности, раскрываемости, общего уровня порядка в стране. Дается отчет о мерах, принятых для исправления ситуации.

    Генеральная прокуратура — ее права и обязанности

    Генеральный прокурор издает следующие типы нормативных актов:

    • приказы. Могут касаться задач операционного и правового характера. Используются для регулирования вопросов организации структуры прокуратуры, соблюдение законодательства, проведения мероприятий розыскного характера;
    • указания. Нормативно-правовой акт, регулирующий узкую сферу деятельности органа. Кроме того, указание выпускается по результатам проведенной проверки;
    • распоряжения. Нормативно-правовой акт для регулирования задач одноразового исполнения;
    • положения. Используются для решения организационных и материальных вопросов деятельности органа;
    • инструкции. Определяют технологию ведение отдельных направлений деятельности, например, хранения документов, ведения статистики и делопроизводства.

    Подача жалобы в Генпрокуратуру – крайняя мера, используемая в случае невозможности решения вопроса нижестоящими органами.

    Подать жалобу можно несколькими способами:

    1. Заказным письмом по адресу: ГСП-3, город Москва, ул. Большая Дмитровка, дом 15а. Индекс – 125993;
    2. На официальном сайте Генпрокуратуры, в разделе онлайн-приемной;
    3. С помощью курьера;
    4. При личном обращении. Порядок и время приема граждан можно уточнить на официальном сайте.

    На рассмотрение обращения и вынесения решения по нему дается 30 дней с момента регистрации.

    Для того чтобы претендовать на должность генерального прокурора РФ, кандидат должен отвечать требованиям, которые закреплены на законодательном уровне:

    • Гражданство Российской Федерации.
    • Возраст старше 35 лет.
    • Высшее образование, которое получено в аккредитованном государственном образовательном учреждении по юридической специальности.
    • Стаж службы свыше 10 лет в органах прокуратуры при условии занимания должности с присвоением классного чина.

    В органы и подразделения прокуратуры на государственную гражданскую службу не может поступить лицо, которое:

    • Является иностранным гражданином.
    • Было ранее судимым либо имеет ее на момент подачи заявления.
    • Ограниченно дееспособное или недееспособное.
    • Имеет решение суда о запрете на право занимания государственных должностей гражданской службы.
    • Имеет медицинское заболевание, которое не позволяет поступить на службу в подразделения и органы прокуратуры РФ.
    • Отказывается от мероприятий по оформлению допуска к секретным сведениям и относящимся к государственной тайне.

    Генеральной прокурор РФ имеет в подчинении очень большую структуру. Следующие за ним по иерархической лестнице — первые заместители, всего их два. В ведение одного входит руководство системой территориальных прокуратур: прокуратуры федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов и городов. Второй заместитель ведает отраслевыми прокуратурами, куда относятся транспортные, военные, торговые, технические, природоохранные и др., на территории субъектов и федеральных округов нашей страны.

    В решении особых вопросов генпрокурору помогают старшие помощники (в том числе по особым делам), советники, помощники. Роль совещательного органа играет коллегия генпрокуратуры России.


    1. Прокуратура РФ представляет собой систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации и независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

    В силу стоящих перед ней задач прокуратура в организационном и функциональном отношении выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной властей. То обстоятельство, что комментируемая статья находится в гл. 7 «Судебная власть», является скорее результатом не осуществившейся при подготовке проекта Конституции попытки свести роль прокуратуры к осуществлению уголовного преследования, нежели свидетельством ее включения в систему судебной власти. Как следует из положений ст. 118 Конституции, судебная власть осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

    Будучи обязанной обеспечивать верховенство закона, единство законности на всей территории Российской Федерации, прокуратура организуется как единая централизованная система. Единство и централизованность этой системы поддерживается: общностью целей и задач, стоящих перед органами прокуратуры; единством правовых основ деятельности; установленным порядком назначения прокуроров; финансированием всех органов прокуратуры за счет средств федерального бюджета (п. 1 ст. 52 ФЗ от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»//СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; с изм. и доп.); подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации (п. 1 ст. 4, п. 2 ст. 11 Закона); запретом создания на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации (п. 3 ст. 11 Закона).

    В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона систему прокуратуры составляют Генеральная прокуратура, прокуратуры субъектов Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. К числу иных специализированных прокуратур в настоящее время относятся прокуратуры воинских частей, транспортные и природоохранные прокуратуры, которые в основном входят в подсистему соответствующих прокуратур субъектов Федерации. Под эгидой Генеральной прокуратуры функционируют Академия Генеральной прокуратуры РФ, ряд научных и образовательных учреждений.

    Подчинение всех нижестоящих прокуроров Генеральному прокурору проявляется в том, что именно этому должностному лицу предоставлено право образования, реорганизации и упразднения всех органов и учреждений прокуратуры (за исключением Следственного комитета при прокуратуре РФ), определения их статуса, компетенции, штатной численности и структуры; назначения и освобождения от должности нижестоящих прокуроров и директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений; принятия в рамках исключительной компетенции обязательных для исполнения решений по вопросам, связанным с осуществлением функций прокуратуры. Генеральный прокурор издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции.

    Федеральным законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» (СЗ РФ. 2007. N 24. Ст. 2830) в рамках прокуратуры РФ был создан Следственный комитет, состоящий из Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, следственных управлений Следственного комитета по субъектам Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета, а также следственных отделов по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета.

    Организация и порядок деятельности Следственного комитета помимо Конституции, ФЗ о прокуратуре, иных федеральных законов и международных договоров определяются Положением о Следственном комитете при прокуратуре РФ, а также другими нормативными правовыми актами Президента РФ.

    В соответствии со ст. 20.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» Следственный комитет возглавляет первый заместитель Генерального прокурора — Председатель Следственного комитета, назначаемый на должность в том же порядке, что и Генеральный прокурор, — Советом Федерации по представлению Президента. Председатель Следственного комитета имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должности Президентом по представлению Председателя Следственного комитета. Председатель Следственного комитета самостоятельно определяет структуру и штатное расписание Следственного комитета и его структурных подразделений, полномочия следственных подразделений, устанавливает порядок назначения на должность и освобождения от должности сотрудников.

    С созданием Следственного комитета, таким образом, в прокуратуре оказался орган хотя формально и входящий в систему прокуратуры, но в организационном отношении функционирующий практически автономно, так как Закон фактически не наделяет Генерального прокурора полномочиями по определению как его структуры, так и стратегии и тактики деятельности. В значительной мере к Председателю Следственного комитета и руководителям следственных подразделений перешли и полномочи�� Генерального прокурора, его заместителей и нижестоящих прокуроров по осуществлению надзора за процессуальной деятельностью следственных подразделений прокуратуры (а вместе с ними и следственных подразделений других правоохранительных органов).

    В систему органов прокуратуры входят несколько учреждений. Их перечень приведен ниже.

    1. Генеральная прокуратура России.
    2. Органы прокуратуры субъектов (городские, районные).
    3. Учреждения научного и образовательного характера.
    4. Иные специальные органы и военные прокуратуры.
    5. Следственный комитет, включающий в себя наличие специализированных управлений.

    Основные функции прокуратуры и главный принцип существования этого органа – надзор за исполнением действующего законодательства. Что это значит? Надзор включает в себя контроль: дознавательных органов, представителей предварительного следствия и иных учреждений. В обязанности подконтрольных организаций входит исполнение и применение мер принудительного характера, назначенных соответствующими инстанциями. Также под надзором находится соблюдение человеческих свобод и прав. Контроль осуществляется и над действиями оперативно-розыскных органов. Ведь они не должны противоречить закону.

    Осуществляя надзорную деятельность, прокуратура имеет право принимать акты реагирования. Они носят информационно-правовой характер. Опротестовывая незаконный нормативно-правовой акт, прокуратура требует у органа управления, который принял это решение, выполнить необходимые действия по существу установленных ею нарушений и обстоятельств, им способствовавших.

    К функциям прокуратуры относится: рассмотрение жалоб, заявлений, а также иных обращений, содержащих сведения о нарушении закона; уголовное преследование и надзор за исполнением закона предварительным следствием и дознанием. В судебном производстве представитель рассматриваемого учреждения отвечает за поддержку государственного обвинения. Уголовное преследование осуществляется стороной обвинения в целях определения лица, совершившего преступление.

    Таким образом обеспечивается регулирование борьбы с преступностью правоохранительными органами. Для этого прокурор организовывает координационные совещания, рабочие группы, истребует информацию и т. д. Сотрудник органа участвует в отправлении правосудия, то есть выступает в суде, направляет представления в вышестоящие инстанции.

    В основные функции прокуратуры РФ, входящие в компетенцию генерального органа, внесены следующие задачи.

    • Ведение надзора.
    • Сотрудничество с государствами, организациями международного уровня и другими органами.
    • Налаживание контактов с вышеуказанными учреждениями.
    • Принятие соглашений, способствующих оказанию правовой помощи и борьбе с преступностью.
    • Выпуск определенных изданий.
    • Оказание содействия в разработке международных договоров и других правовых актов.
    • Оперативное управление объектами хозяйственного и социально-бытового назначения, имеющимися в ведении Генеральной прокуратуры.

    Прокурором является должностное лицо. В его компетенцию входит осуществление уголовного преследования, надзор за процессуальными действиями и поддержание обвинения в суде.

    Условно функции прокуратуры можно разделить на две самостоятельных ветви. Каковы они? Это функции прокурорской деятельности в уголовном процессе. В предварительном следствии – надзор за возбуждением и расследованием дела, последующим преследованием. Вторая часть задачи заключается в участии в судебном процессе. Проводится поддержка обвинения и подается прошение в вышестоящую инстанцию в порядке надзора за решением нижестоящего органа власти.

    В обязанности прокуратуры РФ входит рассмотрение сообщений, заявлений и жалоб о нарушении человеческих свобод и прав. Все виды обращений должны предъявляться в письменной форме. Все они рассматриваются в установленный законом срок. После этого заявитель получает ответ с результатом проверки. Работники рассматриваемого органа должны разъяснять пострадавшим порядок защиты их интересов и прав.

    В обязанности прокуратуры входит осуществление мер пресечения и предупреждения возможных нарушений, возмещение причиненного ущерба и привлечение к уголовной ответственности тех людей, которые нарушили закон. Также этот орган осуществляет контроль над деятельностью территориальных и специализированных прокуратур; координирует работу по борьбе с преступностью; проводит экспертизы правовых актов с целью выявления коррупционных факторов.

    Основные принципы, обязанности, функции прокуратуры и ее работников дополнены ограничениями и запретами по отношению к ним. Рассмотрим их.

    • Прокурорские работники не имеют права являться членами созданных для политических целей различных общественных объединений.
    • Заниматься иной оплачиваемой или не приносящей прибыль деятельностью одновременно с основной работой (за исключением преподавательской, творческой и научной).

    Генеральная прокуратура в праве координировать деятельность в борьбе с преступностью, проводит экспертизу на присутствие или отсутствие коррупции законодательных актов, обязана рассматривать заявления, обращения и жалобы о нарушении законодательства.

    Сотрудники Генеральной прокуратуры обязаны принять присягу при утверждении их на должность, соблюдать Конституцию, Закон о прокуратуре и законодательные нормативно правовые акты государства в целом. Обязана первоочередным моментом осуществлять защиту прав и свободы граждан, охранять интересы государства, а также юридических лиц. Генеральная прокуратура обязана осуществлять руководство прокурорской системой, издавать распоряжения и приказы для ниже стоящих прокуроров и следить за их исполнением.

    Кроме того, генеральная прокуратура обязана опротестовать акты которые нарушают права граждан и выступить с защитой этих граждан в судах. Обязана контролировать законность решений. Обязана вести статистические отчеты о количестве поступивших заявлений, обращений и жалоб в органы прокуратуры. В особенности Генеральная прокуратура обязана соблюдать Регламент, обеспечивать должное взаимодействие подразделений для улучшения работы.

    Генеральный прокурор РФ: назначение на должность, срок полномочий, компетенция

    Система прокуратуры в нашей стране ни в одну ветвь власти не входит. Это строго отдельная, а вместе с тем независимая и самостоятельная инстанция. Чем занимается прокуратура РФ? Конституция нашей страны, а также закон «О прокуратуре» сообщают о следующих ее функциях:

    • Ведение контроля над работой органов охраны правопорядка, а также служб, которые борются с преступлениями.
    • Осуществление уголовных преследований.
    • Выявления административных правонарушений наряду с их расследованием.
    • Возбуждение прокуратурой соответствующих дел.
    • Проведение международного сотрудничества (подразумевается обмен опытом с различными иностранными органами в сочетании с международным преследованием).

    Таким образом, самой основной функцией рассматриваемой инстанции служит надзор. Прокуратура обязуется постоянно контролировать в обществе порядок. В случае его нарушения требуется очень быстро восстанавливать те или иные нарушенные права, привлекая определенных лиц к соответствующей ответственности.

    Как давно в обществе существует столь важный и нужный для всего общества орган? Чтобы получить полную картину, надо обратиться к истории. Она берет начало еще в Древнем Риме. Сразу надо отметить, что структура права того времени до сих пор применима практически во всем мире, правда, в сильно измененном виде. Так раньше существовали стороны обвинения и защиты. Именно первая сторона и рассматривала конкретное дело со всех позиций, требуя наказания.

    В средние века в Европе, ровно, как и на Руси должности обвинителя не существовало. Были ордалии, являющиеся народными судами, и многие другие элементы права. В Российской Империи понятие об обвинителе ввел Петр Первый. Должность эта являлась очень опасной и сложной, так как требовалось исполнять множество различных царских указов, работая с большим числом обвиненных. Несколько упростили должность прокурора во времена Советского Союза. Благодаря труду Ленина о прокуратуре был сформирован орган, который никак не изменился и по сей день.

    Достаточно большим числом обязанностей обладает столь важнейший орган, как прокуратура. Чем занимается прокуратура сегодня в области взаимодействия с ветками власти? Федеральным законом прописывается, что данная служба имеет право осуществлять контроль над исполнением нормативных актов, внося различного рода поправки с дополнениями в правовую отрасль. Генеральный прокурор России может участвовать на заседании Федерального собрания.

    Особенно важным считается взаимодействие исполнительной ветки власти и данного органа. Чем же обычно занимается эта служба в таком случае? Какую основную деятельности здесь стоит выделить? Согласно имеющемуся законодательству, речь идет о контроле над качественным исполнением базовых норм, которые прописаны в документах федеральной и местной власти. Еще большим значением обладает управление деятельностью службы прокуратуры. Правда, стоит выделить главные элементы взаимодействия подробно:

    • Осуществление местных и федеральных программ по борьбе с правонарушениями и преступностью.
    • Проведение различных собраний и заседаний.
    • Ликвидация причины преступности.
    • Оказание требуемой помощи различным органам.
    • Проведение анализа степени эффективности работы, а, кроме того, некоторые иные функции.

    Чем прокуратура занимается в сфере взаимодействия с судебной системой? Как общеизвестно, прокурор выступает государственным обвинителем. Так, в том случае, если кому-либо требуется его помощь, сотрудник данной службы может самостоятельно в судебную инстанцию с просьбой об участии в процессе обращаться. Кроме этого, взаимодействие данной структуры с судебной властью может определяться следующими прокурорскими возможностями:

    • Подача кассаций или апелляций.
    • Оценивание поступка обвиняемого (после проведения тщательного изучения по делу).
    • Опротестование решения судьи.
    • Подача заявки в адрес Конституционного суда.
    • Принятие участия в заседании, проводимом арбитражными судами.
    • Руководствоваться вопросами гражданского либо административного характера в судебном пленуме.

    Занимается ли прокуратура взаимодействием с судебной властью? Безусловно да, и, если вкратце, то речь идет совместном устранении всевозможных нарушений, а также о поддержке законности и правопорядка.

    Генеральная прокуратура Российской Федерации

    Определение 1

    Прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная централизованная система органов, в которой присутствует подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору.

    Во главе системы прокуратуры стоит Генеральный прокурор, в подчинении которого находятся прокуроры всех рангов. Помимо этого в систему входят прочие прокурорские служащие и структурные подразделения.

    Генеральная прокуратура — это высшее звено прокурорской системы РФ. Она возглавляется Генпрокурором, который назначается на данный пост на 5 лет Советом Федерации согласно представлению Президента. Также Советом Федерации, но уже согласно представлению Генпрокурора, назначаются его первый и прочие заместители. Все остальные служащие штата Генпрокуратуры и ее структурных подразделений, а также старшие прокуроры назначаются непосредственно Генпрокурором.

    К среднему звену прокурорской системы относятся прокуратуры субъектов государства. Их глав назначает Генеральный прокурор страны при наличии согласия государственных органов власти этих субъектов. Заместителей главных прокуроров также назначает Генпрокурор, но для этого уже не требуется согласие указанных органов власти. Все остальные прокурорские служащие субъектов государства назначаются прокурорами этих субъектов.

    Третье звено прокуратуры РФ состоит из районных и городских прокуратур, а также из прокуратур территориальных объектов, приравненных к ним. Прокуроров всех этих прокуратур назначает Генпрокурор, их заместителей, старших помощников и обычных помощников — прокуроры субъектов государства, к которым эти прокуратуры относятся.

    Помимо этого к структуре прокуратуры Российской Федерации относятся такие прокуратуры, как: военная, транспортная, природоохранная и прочие, которые относятся к специализированным прокуратурам, обладающим статусом прокуратур субъектов государства или районных. Штат таких прокуратур назначается по принципу назначения работников территориальных прокуратур и не требует каких-либо согласований.

    Замечание 1

    Прокуратура выполняет надзорную функцию, распространяющуюся на соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, которые действуют на территории государства.

    Помимо этого, к функциям прокуратуры РФ относятся:

    • уголовное преследование лиц, которые совершили правонарушение;
    • регулирование деятельности правоохранительных органов, занимающихся борьбой с преступностью;
    • участие прокуроров согласно процессуальному законодательству в делах, рассматриваемых Конституционным Судом, а также конституционными/уставными судами субъектов государства и прочими судами, действующими в стране;
    • выдвижение протестов прокурорами касательно решений, которые противоречат закону, а также подобных приговоров, постановлений и прочего;
    • участие в правотворческой деятельности;
    • сотрудничество Генпрокуратуры и нижестоящих прокуратур на международном уровне с соответствующими иностранными органами, а также международными организациями;
    • участие прокуроров в заседаниях органов исполнительной и законодательной власти;
    • рассмотрение/разрешение жалоб и прочих обращений;
    • проведение антикоррупционной экспертизы различных нормативных правовых актов;
    • обращение Генпрокурора в судебные Пленумы с представлениями о предоставлении судам разъяснений касательно вопросов судебной практики;
    • обращение Генпрокурора в Конституционный Суд по различным вопросам касательно нарушения прав/свобод, гарантированных Конституцией;
    • разработка Генпрокуратурой вместе с различными министерствами/ведомствами систем/методик учета, а также статистической отчетности по уровню преступности, раскрываемости дел, работы следственных подразделений, прокурорского надзора, включая установление единого порядка формирования и представления отчетности.
    Замечание 2

    Системообразующая функция прокуратуры — это прокурорский надзор за законным ведением деятельности объектами, которые ей поднадзорны.

    Деятельность прокуратуры базируется на следующих принципах.

    1. Принцип единства. Под этим понимается, что прокуратура — это уникальный госорган, наделенный функциями/полномочиями по ведению прокурорского надзора, которые присущи исключительно ему. Согласно части 3 статьи 11 ФЗ «О прокуратуре РФ» на территории государства не допускается формирование и функционирование прокурорских органов, которые не входят в единую государственную систему прокуратуры. Помимо этого принцип единства подразумевает, что структурные подразделения и прокуроры страны организованы и ведут свою деятельность согласно единому законодательству, которое определяет правовую основу их деятельности. Сюда же можно отнести единый для всех прокуроров статус, единые их полномочия касательно установления фактов нарушения законодательства и применения мер реагирования на подобные выявленные факты.
    2. Принцип централизации. Под ним понимается то, что прокуратура в целом (включая структурные подразделения) организуется федеральным центром, то есть Советом Федерации и Генеральным прокурором. Помимо этого сюда относится подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору, а также обязательность указаний Генпрокурора.
    3. Принцип независимости. Согласно этому принципу прокуроры выполняют свои функции вне зависимости от органов государственной власти и общественных объединений, строго следуя законам, которые действуют на территории государства. Такая независимость гарантируется рядом законодательных запретов. Так, прокурорам запрещается: становиться членами органов, которые формируются государственными органами власти или органами местного самоуправления, становиться членами общественных политических объединений, совмещать основную деятельность с иной (кроме преподавательской, научной или творческой). Помимо этого принцип прокурорской независимости гарантируется законодательным запретом на вмешательство в прокурорский надзор и прочие функции под угрозой административной и уголовной ответственности.
    4. Принцип законности. Под ним понимается тот факт, что прокуратура сформирована как гарант соблюдения Конституции РФ, а также исключительно правильного исполнения и применения законодательства объектами, находящимися под надзором прокуратуры. Помимо этого данный принцип провозглашает обязательность выполнения прокурорами надзора и прочих функций в строгом соответствии Конституции и ФЗ.
    5. Принцип публичности. Под ним понимается обязанность безусловного применения прокурорами своих прав/полномочий в любом случае, если на то имеются как фактические, так и юридические основания.
    6. Принцип гласности. Под ним понимается обязательность открытых действий прокуроров и их гласности в мере, которая не противоречит законодательству государства касательно охраны прав/свобод граждан, а также касательно требований к государственной и иной тайне. Также под принципом гласности понимается обязанность прокуроров информировать население посредством СМИ о состоянии законности и изменениях в штате.

    Принцип обязательности исполнения прокурорских требований. Под ним понимается угроза привлечения к ответственности руководителей/должностных лиц, которые уклоняются от выполнения указанных требований или не выполняющих их. Этот принцип является следствием прокурорского полномочия выполнять прокурорские проверки законности поднадзорных объектов. На основании проведенных проверок прокурор в обязательном порядке издает акты реагирования, которые подлежат обязательному рассмотрению.

Валентин Степанков (род. 1951) после окончания юридического факультета Пермского университета работал в органах прокуратуры Пермской области. В 1988-1990 годах был прокурором Хабаровского края. Избирался народным депутатом РСФСР (1990), возглавлял комиссию Совета национальностей ВС РСФСР по национально-государственному устройству и межнациональным отношениям. В 1990 году стал первым заместителем прокурора РСФСР Николая Трубина. 28 февраля 1991 года Верховный совет назначил Степанкова генеральным прокурором России, 5 апреля 1991 года он был утвержден в должности Съездом народных депутатов РСФСР. В августе 1991 года, не ожидая официального решения прокуратуры СССР, возбудил уголовное дело в отношении членов ГКЧП. Принимал участие в арестах министра обороны СССР Дмитрия Язова, председателя КГБ Владимира Крючкова и других членов комитета. 22 сентября 1993 года указом президента Бориса Ельцина вновь был назначен генпрокурором. Снят с должности 5 октября того же года. Причиной стало выступление генпрокурора в Верховном совете, где 22 сентября он заявил о законности решения Конституционного суда, признавшего указ президента РФ Бориса Ельцина №1400 о роспуске высших органов власти — Съезда народных депутатов и ВС РФ — неконституционным. При этом Степанков был категорически против возбуждения уголовного дела в отношении Ельцина и призвал парламент и президента решить конфликт путем переговоров. 24 декабря 1993 года Валентин Степанков был уволен из органов прокуратуры. Впоследствии работал в администрации Пермской области, избирался депутатом Государственной думы II созыва (1995-1999). В конце 1990-х годов возглавлял советы директоров ряда предприятий, в том числе Пермского моторного завода. Был заместителем полпреда президента России в Приволжском федеральном округе (2000-2003), заместителем секретаря Совбеза РФ (2003-2004), заместителем министра природных ресурсов (2004-2006). После ухода с госслужбы возглавил консалтинговую компанию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *