Энергосервисные контракты в бюджетной сфере

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Энергосервисные контракты в бюджетной сфере». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание
6. Памятка по заключению энергосервисного контракта в бюджетной сфере

Энергосервисный контракт – пошаговая инструкция:

  • Что такое энергосервис?
  • Энергосервисный контракт – что это такое простыми словами
  • Как заключить энергосервисный контракт
  • Условия энергосервисного контракта
  • Особенности энергосервисного контракта
  • Сферы энергосервисных контрактов
  • Цена энергосервисного контракта
  • Требования к энергосервисному контракту
  • Энергосервисный контракт по ФЗ 44 и ФЗ 261
  • Предмет энергосервисного контракта
  • Как происходит исполнение энергосервисного контракта
  • Энергосервисный контракт скачать примеры и шаблон
  • Срок действия энергосервисного контракта
  • Оплата энергосервисного контракта
  • Энергосервис в Москве и по всей России
  • Основные термины и понятия в сфере энергосервиса

Энергосервисный Контракт под Ключ

Энергосвервис – это услуга, главной целью которой является осуществление исполнителем мероприятий на объекте заказчика, направленных на энергосбережение – сокращение затрат на тепло, газ, воду, электроэнергию – БЕЗ вложения средств заказчика.

Исполнитель, как правило, коммерческая организация, проводит ряд энергосберегающих мероприятий на объекте заказчика за свой счет.

Экономия, прибыль или позитивный денежный результат, который заказчик получает на своем объекте за счет энергосберегающих мероприятий, делится между исполнителем и заказчиком.

Обязательные условия энергосервисного контракта:

  1. Сроки оказания услуг
  2. Срок действия энергосервисного контракта
  3. Базовый период и базовый уровень потребления
  4. Перечень энергосберегающих мероприятий
  5. Порядок определения фактической величины экономии
  6. Цена контракта
  7. Порядок оплаты
  8. Права и обязанности сторон
  9. Порядок взаимодействия сторон
  10. Экстренные ситуации
  11. Гарантии
  12. Право собственности на результаты оказанных услуг
  13. Обеспечение исполнения энергосервисного контракта
  14. Ответственность сторон
  15. Порядок расторжения контракта

Перечень обязательных приложений, определюящих условия энергосервисного контракта:

  • Приложение N 1 “Перечень Энергосберегающих мероприятий”
  • Приложение N 2 “Сведения об объекте Заказчика”
  • Приложение N 3 “Сведения о базовом уровне потребления тепловой энергии”
  • Приложение № 4 “Форма режимов и условия использования энергетических ресурсов”
  • Приложение № 5 “Порядок учёта факторов, влияющих на объем потребления энергетических ресурсов”

У энергосервисного контракта есть несколько важных особенностей, которые делают его уникальным.

Три главные особенности энергосервисного контракта:

  • Предметом энергосервисного контракта должно быть энергосбережение на объекте заказчика.
  • Величина планируемой экономии энергоресурсов на объекте заказчика должна быть указана в энергосервисном контракте.
  • Срок действия энергосервисного контракта должен быть не менее срока, в течении которого можно достичь планируемую экономию энергоресурсов.

Если хотя бы одна из трех особенностей, перечисленных выше, отсутствует, такой контракт (договор) не является энергосервисным.

Другие важные особенности энергосервисного контракта:

1. В энергосервисном контракте необходимо указать режим эксплуатации объекта заказчика.

Что такое режим эксплуатацию объекта?

Давайте разберемся на примерах:

  • Если предметом энергосервисного контракта является модернизация системы освещения, тогда в энергосервисном контракте необходимо указать минимальный уровень освещенности на объекте заказчика.
  • Если же, предметом энергосервисного контракта является энергосбережение в сфере тепловой энергии, тогда в контракте необходимо указать минимальную допустимую температуру на объекте заказчика.

Например, температура должна быть не ниже 20С.

Иначе, у исполнителя может появиться соблазн понизить температуру, например, до 18С и тем самым добиться “экономии”.

И последней, важной особенностью энергосервисного контракта, является то, что

  • Если энергосервисный контракт заключается с управляющей организаций, то
  • Все собственники квартир и помещений в жилом доме должны дать свое письменное согласие на заключение этого энергосервисного контракта.

Инструкция по энергосервисным контрактам по 44-ФЗ

В соответствии ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, Статья 108. вот основные особенности заключения энергосервисных контрактов:

  • Цель энергосервисного контракта: обеспечения энергоэффективности.
  • Энергосервисный контракт заключается отдельно от контрактов на поставки энергоресурсов – электроэнергии, тепла, ХВС, ГВС, газа.
  • Начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год.
  • Помимо начальной (максимальной) цены, в энергосервисном контракте должно быть указано одно из следующих условий:
    • фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом;
    • подлежащий уплате исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер указанной экономии в денежном выражении;
    • минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом.
  • Порядок определения победителя аукциона или запроса котировок.
  • Порядок определения обеспечения энергосервисного контракта.
  • Основным обязательством исполнителя является обеспечение предусмотренной контрактом экономии энергетических ресурсов в натуральном.
  • Оплата энергосервисного контракта осуществляется исходя из размера предусмотренных этим контрактом экономии в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов

с ФЗ №44, государственные и бюджетные организации могут заключать энергосервисные контракты по результатам открытого конкурса, аукциона или запроса котировок.

Информацию о закупке необходимо внести в план закупок, а затем и в план-график.

В соответствии с пунктом 8 статьи 2 и пунктом 1 статьи 19 ФЗ №261 “Об энергосбережении” предметом энергосервисного контракта является энергосбережение на объекте заказчика.

При этом Заказчик и Исполнить могут выбрать в качестве предмета контракта любые мероприятия по энергосбережению.

Исполнитель (энергосервисная компания) обязуется:

  • Внедрить одно или ряд энергосберегающих мероприятий на объекте заказчика.
  • Получить сумму экономии установленную в энергосервисном контракте.
  • Распределить сумму экономии между сторонами контракта на энергетический сервис.

Далее следует пример – Предмет энергосервисного контракта взятого из типового контракта на энергосервис:

Энергосервисный договор (контракт) — это договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Такое определение энергосервисного договора дано в п. 8 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». По сути же заключение бюджетными учреждениями энергосервисных контрактов представляет собой способ решения проблемы повышения эффективности и модернизации оборудования учреждений без привлечения их собственных средств.

Методические рекомендации по вопросу подготовки энергосервисных договоров (контрактов) приведены в Информационном письме Министерства экономического развития РФ от 06.07.2017 № 15627-НП/Д07и (далее — Методические рекомендации). Методические рекомендации содержат перечень разделов энергосервисного договора с их кратким описанием, а также основные понятия, используемые при его заключении. Рассмотрим наиболее интересные разделы, которые должен содержать типовой энергосервисный контракт, дающие информацию для его отражения в бухгалтерском учете.

Одной из особенностей энергосервисного контракта по сравнению с другими контрактами на выполнение работ, заключаемыми бюджетными учреждениями, является его цена. Цена по классическому энергосервисному договору (контракту) определяется в виде процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов. В договоре (контракте) также указывается процент экономии, подлежащий уплате исполнителю по договору (контракту), а также при необходимости сумму налога на добавленную стоимость или же основания освобождения от его уплаты (раздел 8 Методических рекомендаций).

Иными словами, энегосервисный контракт не имеет заранее оговоренной цены его исполнения. Конечно, в целях заключения договора определяется плановая стоимость, но по факту заказчик платит оговоренный в договоре процент от экономии собственных расходов на потребление энергетических ресурсов при фиксации ее достижения. О том, как определить фактическую величину экономии, смотрите в разделе 7 Методических рекомендаций.

Теперь рассмотрим, как отразится в бухгалтерском учете бюджетных учреждений каждая из описанных выше особенностей заключения энергосервисных договоров.

Тот факт, что заранее неизвестно, в каком размере учреждение будет платить исполнителю за выполненные работы, позволяет говорить об отражении в бухгалтерском учете резервов предстоящих расходов. Этот вывод можно сделать из п. 302.1 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), согласно которому счет 401 60 «Резервы предстоящих расходов» применяется в целях обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения по обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения.

Мы рассмотрели общие положения по учету расходов в части энергосервисных контрактов, рекомендации по учету переданного безвозмездно имущества и неотделимых улучшений в оборудование. Теперь кратко сформируем бухгалтерские проводки, которые могут быть отражены в учете бюджетного учреждения, к примеру, если исполнителем энергосервисного контракта является коммерческая организация. Отметим, что не все записи прямо предусмотрены положениями Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н(далее — Инструкция № 174н), поэтому их необходимо будет согласовать в порядке п. 4 Инструкции № 174н.

  1. Формирование резерва предстоящих расходов в оценочной величине:
    Дебет 0 401 20 223 (0 109 ХХ 223) Кредит 0 401 60 223;
  2. Отражение обязательства перед исполнителем в размере соответствующего процента от экономии энергоресурсов (на основании акта):
    Дебет 0 401 60 223 Кредит 0 302 23 734;
  3. Отражена оплата исполнителю :
    Дебет 0 302 23 834 Кредит 0 201 11 610 (увеличение забалансового счета 18 (244 КВР; 223 КОСГУ));
  4. Отражено принятие отделимых улучшений (оборудования):
    Дебет 0 101 ХХ 310 Кредит 0 401 10 196;
  5. Единовременно начислена амортизация по переданному оборудованию за время его нахождения в эксплуатации:
    Дебет 0 401 20 271 (0 109 ХХ 271) Кредит 0 104 ХХ 411;
  6. Увеличена стоимость модернизированного оборудования в части неотделимых улучшений:
    Дебет 0 106 Х1 310 Кредит 0 401 10 196,
    Дебет 0 101 ХХ 310 Кредит 0 106 Х1 310.

Мы рассмотрели, что такое энергосервисный контракт, на каких условиях и с какими особенностями, важными именно для бухгалтера, он заключается. А также подвели итог изложенному, составив бухгалтерские записи, которые могут отражаться в случае заключения энергосервисных контрактов. Обратите внимание: их применение целесообразно согласовать с органом-учредителем.

Энергосервисные контракты в бухгалтерском учете бюджетных учреждений

Переходим от общих формулировок к конкретным мероприятиям. Тут необходимо заметить, что прежде, чем получить экономию, заказчикам придется приложить немалые усилия и осуществить затраты, связанные с реализацией политики энергосбережения и повышения энергоэффективности. При любой закупочной процедуре исходные данные, конкретизирующие предмет контракта, содержатся в так называемом техническом задании. Применительно к специфике энергосервисных контрактов заказчику необходимо прежде всего определиться с перечнем мероприятий, которые направлены на энергосбережение и повышение энергетической эффективности (далее – энергосервисные мероприятия), и обозначить сроки их исполнения.

В зависимости от сложности и масштабности энергоконтракта возможно несколько вариантов описания энергосервисных мероприятий. Например, если у заказчика нет четкого понимания, какие конкретно виды работ необходимо выполнить, то перечень мероприятий будет содержать ориентировочные задания для исполнителя, например:

Мероприятие

Этапы мероприятия

Дата начала этапа

Дата окончания этапа

Проведение натурного обследования объектов учреждений

Визуальное и приборное (при необходимости) обследование существующей системы отопления и горячего водоснабжения.
Проведение геометрических замеров мест установки оборудования.
Визуальное обследование с целью выявления схемы теплового узла (для уточнения проекта или при его отсутствии).
Получение информации от представителя заказчика о работе систем отопления и горячего водоснабжения в предыдущие годы (включая показатели «комфортности»).
Опрос представителя заказчика о состоянии вводных задвижек и фильтров, натурная оценка вводных задвижек и фильтров.

ХХ.09.2019

ХХ.10.2019

Проектирование

Получение и анализ посуточных «распечаток» с теплосчетчика, технических условий, проектов теплового пункта, результатов натурного обследования объектов.
Выбор принципиальной схемы.
Выполнение проектных работ с разработкой рабочих чертежей и монтажных схем, расчет гидравлических сопротивлений в соответствии с требованиями действующих технических регламентов (ТР), строительных норм и правил (СНиП), требованиями органов пожарной безопасности и иными действующими нормами и техническими условиями, а также в соответствии с техническими условиями и инструкциями заводов-изготовителей материалов, изделий, оборудования, технологическими картами и схемами

ХХ.03.2019

ХХ.06.2019

Если у заказчика есть четкое понимание, что именно следует сделать в рамках программы энергосбережения, то перечень мероприятий будет содержать наименования и виды конкретных действий (работ), выполняемых исполнителем, например:

п/п

Наименование работ (мероприятие), краткая характеристика

Сроки выполнения работ

1

Демонтаж установленных светильников наружного освещения в количестве 247 штук

В период не более 30 календарных дней более даты заключения муниципального контракта

(с «___»_______201_ г. до «___»_______201_ г.)

2

Приобретение и установка энергосберегающих светильников наружного освещения в количестве 247 штук

3

Приобретение и установка шкафов управления системы наружным освещением (ШУНО) и системы учета и контроля потребления электрической энергии (АСКУЭ) в количестве 11 штук

В целях методической поддержки заказчиков в 2010 году Постановлением № 636 были установлены требования к условиям энергосервисного договора (контракта), которые позволяют заказчикам получить ответы на отдельные вопросы, в том числе и в отношении исходных данных для формирования перечня энергосервисных мероприятий.

Итак, бюджетные учреждения обязаны, в случае отсутствия бюджетного финансирования на реализацию мероприятий по энергосбережению, обращаться к частным инвесторам и заключать энергосервисные контракты (постановление Правительства РФ от 07.10.2019 №1289).

Ожидаем, когда появятся следующие документы (новые требования к программам энергосбережения, методические рекомендации по расчету показателей и составу мероприятий). Пока же действовать предлагается следующим образом:

  1. Вносим изменения в программу энергосбережения, актуализируем ее в части мероприятий по модернизации системы отопления объектов;
  2. Выявляем необходимый объем финансирования для реализации сформированных мероприятий;
  3. Направляем в соответствующий орган исполнительной власти (в соответствии со структурой управления реализацией региональной программы энергосбережения), для начала, соответствующему главному распорядителю бюджетных средств, запрос на выделение дополнительного финансирования для реализации мероприятий;
  4. Если в ответ приходит отказ с аргументацией об отсутствии дополнительных бюджетных средств – прописываем в источниках финансирования реализации мероприятия по модернизации системы отопления внебюджетные средства, энергосервисный контракт.

Вся работа по подготовке и проведению закупки на энергосервис проводится в соответствии с положениями федерального закона №44-ФЗ и региональными требованиями к осуществлению закупок бюджетными учреждениями.

Каждому региону целесообразно разработать и утвердить собственную типовую форму энергосервисного контракта (в составе принципов, списка основных статей и разделов контракта), технического задания к нему и состав приложений. Сделать это можно, адаптировав под свои условия форму, рекомендованную Минэкономразвития России. При адаптации рекомендуемых форм нужно учесть региональные особенности закупок. Впоследствии наличие региональных рекомендаций значительно упростит всем бюджетным учреждениям на территории работу с энергосервисными компаниями, взаимодействие с контролирующими органами.

Предмет контракта формулируется как «оказание услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетического ресурса».

Срок проведения строительно-монтажных работ рекомендуем предусматривать не более 120 календарных дней от даты заключения контракта: данное требование надо включить и в Техническое задание, и в проект контракта.

Двусторонние обязательства Заказчика и Исполнителя оформляем в соответствующих разделах контракта.

  1. Критерии оценки кандидатов

При формировании критериев оценки заявок нельзя забывать о следующих:

  • опыт работ за последние три года до окончания подачи заявки
  • финансовая устойчивость
  • необходимые допуски и лицензии (если есть «отделы», «правильные линии связи» – требование иметь лицензию по гостайне не станет препятствием для контракта)
  • с учетом необходимости проектирования – членство в СРО проектировщиков и соответствующие допуски для персонала.

Еще один момент, который нужно предусмотреть заранее – разделение дополнительной экономии, если она возникнет. Мы считаем, что вся дополнительная экономия должна оставаться у Заказчика работ. Однако на месте каждый регион или бюджетная организация при согласовании условий контракта может рассудить по-своему.

Аргументируем. ЭСКО, планируя контракт, имеет представление о составе работ, текущем состоянии системы отопления, оценила финансовую модель и предложила свою цену – процент от экономии. Если же в договоре будет содержаться пункт о разделении дополнительно полученной экономии между заказчиком и исполнителем, у исполнителя есть соблазн в контракте прописать минимально возможный размер экономии, достичь его без усилий, а все сверху будет считаться дополнительной экономий. Это менее выгодно заказчику. В любой формулировке положение о распределении дополнительной экономии в контракте исключит соответствующие вопросы от контролирующих органов.

  1. Порядок и правила заключения энергосервисных контрактов

Необходимо расписать, в каких случаях возможно досрочное расторжение, порядок определения остаточной стоимости Оборудования и услуг Исполнителя, иначе придется долго доказывать свою правоту в Арбитражном суде.

  1. Досрочное исполнение обязательств

Также нельзя забыть этот пункт, необходимо расписать документооборот и состав документов.

По законодательству, обеспечение составляет от 5% до 30%, рекомендуем ставить нижнюю границу. Кроме того, Минэкономразвития России выступил с предложениями по снижению ставки – до 5%.

  1. Право собственности на оборудование

Оборудование, установленное Исполнителем в ходе осуществления мероприятий на объекте, является собственностью Исполнителя в течение срока действия контракта, за исключением права собственности на неотделимые улучшения, которые с момента их создания на Объекте принадлежит Заказчику.

Переход права собственности происходит без дополнительной платы. Исполнитель обязан передать Заказчику указанные усовершенствования и оборудование в исправном состоянии по Акту приема-передачи, который подписывается вместе с Актом реализации контракта.

К сожалению, от них никуда не деться, их необходимо прописать (предусмотреть разлиные) в соответствии с законодательством

  1. Взаимодействие сторон

Для ускорения процесса обмена информацией, в том числе для устранения аварий, обеспечения гарантийных ремонтов в состав раздела/статьи «Прочие условия» рекомендуем включить персональный состав лиц для информирования со стороны как Заказчика, так и Исполнителя.

  • Письмо Минфина России от 27.03.2020 № 24-03-08/24332 «О заключении (расторжении) энергосервисных контрактов»
  • Письмо Минфина России от 13.01.2020 № 09-01-08/665 «Об осуществлении казначейского сопровождения при исполнении энергосервисных контрактов (договоров)»
  • Письмо ФАС РФ от 16.09.2020 № ИА/80326/20 «По вопросу применения законодательства о контрактной системе в части осуществления закупок на проведение энергоэффективных мероприятий»
  • Установлены особенности осуществления госзакупок, предметом которых является заключение энергосервисного контракта
  • Для энергосервисных контрактов предлагается отменить обеспечение исполнения контракта

Энергосервисные контракты по 44-ФЗ

Переходим от общих формулировок к конкретным мероприятиям. Тут необходимо заметить, что прежде, чем получить экономию, заказчикам придется приложить немалые усилия и осуществить затраты, связанные с реализацией политики энергосбережения и повышения энергоэффективности. При любой закупочной процедуре исходные данные, конкретизирующие предмет контракта, содержатся в так называемом техническом задании. Применительно к специфике энергосервисных контрактов заказчику необходимо прежде всего определиться с перечнем мероприятий, которые направлены на энергосбережение в учреждении и повышение энергетической эффективности (далее – энергосервисные мероприятия), и обозначить сроки их исполнения.

В зависимости от сложности и масштабности энергоконтракта возможно несколько вариантов описания энергосервисных мероприятий. Например, если у заказчика нет четкого понимания, какие конкретно виды работ необходимо выполнить, то перечень мероприятий будет содержать ориентировочные задания для исполнителя, например:

Мероприятие

Этапы мероприятия

Дата начала этапа

Дата окончания этапа

Проведение натурного обследования объектов учреждений

Визуальное и приборное (при необходимости) обследование существующей системы отопления и горячего водоснабжения.
Проведение геометрических замеров мест установки оборудования.
Визуальное обследование с целью выявления схемы теплового узла (для уточнения проекта или при его отсутствии).
Получение информации от представителя заказчика о работе систем отопления и горячего водоснабжения в предыдущие годы (включая показатели «комфортности»).
Опрос представителя заказчика о состоянии вводных задвижек и фильтров, натурная оценка вводных задвижек и фильтров.

ХХ.09.2019

ХХ.10.2019

Проектирование

Получение и анализ посуточных «распечаток» с теплосчетчика, технических условий, проектов теплового пункта, результатов натурного обследования объектов.
Выбор принципиальной схемы.
Выполнение проектных работ с разработкой рабочих чертежей и монтажных схем, расчет гидравлических сопротивлений в соответствии с требованиями действующих технических регламентов (ТР), строительных норм и правил (СНиП), требованиями органов пожарной безопасности и иными действующими нормами и техническими условиями, а также в соответствии с техническими условиями и инструкциями заводов-изготовителей материалов, изделий, оборудования, технологическими картами и схемами

ХХ.03.2019

ХХ.06.2019

Если у заказчика есть четкое понимание, что именно следует сделать в рамках программы энергосбережения в учреждениях, то перечень мероприятий будет содержать наименования и виды конкретных действий (работ), выполняемых исполнителем, например:

№ п/п

Наименование работ (мероприятие), краткая характеристика

Сроки выполнения работ

1

Демонтаж установленных светильников наружного освещения в количестве 247 штук

В период не более 30 календарных дней более даты заключения муниципального контракта

(с «___»_______201_ г. до «___»_______201_ г.)

2

Приобретение и установка энергосберегающих светильников наружного освещения в количестве 247 штук

3

Приобретение и установка шкафов управления системы наружным освещением (ШУНО) и системы учета и контроля потребления электрической энергии (АСКУЭ) в количестве 11 штук

В целях методической поддержки заказчиков в 2010 году Постановлением № 636 были установлены требования к условиям энергосервисного договора (контракта), которые позволяют заказчикам получить ответы на отдельные вопросы, в том числе и в отношении исходных данных для формирования перечня энергосервисных мероприятий.

В частности, перечень таких мероприятий заказчики могут формировать на основании энергетического паспорта, составленного соответственно по результатам обязательного энергетического обследования. Обратите внимание, такой паспорт, при его наличии, заказчики обязаны включить в состав закупочной документации.

Энергосервисный контракт представляет собой особую форму договора, направленного на экономию эксплуатационных расходов за счёт повышения энергоэффективности и внедрения технологий, обеспечивающих энергосбережение.
Энергоэффективность – эффективное (рациональное) использование энергетических ресурсов. Использование меньшего количества энергии для обеспечения того же уровня энергетического обеспечения зданий или технологических процессов на производстве.
Энергосбережение (экономия энергии) – реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное (рациональное) использование (и экономное расходование) топливно-энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.

Это новый вид договора, дополнительно заключаемого между собственниками и управляющей компанией или ТСЖ, на выполнение мероприятий по энергосбережению.

Его цель – снизить потребление коммунальных ресурсов в отдельно взятом здании. Качественный энергосервисный договор должен окупиться и принести прибыль.
Энергосервисный договор заключается отдельно от договора управления многоквартирным домом.
После его реализации в здании должны снизиться объёмы потребляемых энергоресурсов за счёт их более рационального использования. Составление энергосервисного договора производится на основании собранной информации об объекте путём его осмотров, показаний установленных счетчиков, возможно, энергоаудита и другими методами. Договор заключается на основании решения принятого на общем собрании собственников жилья. Цена определяется соглашением сторон.

«Заказчик не может отвечать по своим платёжным обязательствам, так как он не распорядитель бюджета,

а распорядитель – так как он не субъект договорных отношений.»

В полной бесперспективности продолжения сложившейся ситуации в энергосбережении мне приходится убеждаться на собственном опыте. Руководимая мной энергосервисная компания ООО «Потенциал» (г. Ульяновск) работает в сфере энергосбережения уже 3 года. За этот срок нами разработано более 60 программ энергосбережения для организаций и предприятий города Ульяновска и области, в том числе около 40 – для бюджетных и бюджетозависимых организаций. Для последних, по нашим программам, расчётное снижение затрат на оплату энергоресурсов должно составить 120 млн. рублей в течение срока реализации мероприятий (мы принимаем не более 3-х- 4-х лет с окупаемостью не далее, чем через 6 лет). Более затратные мероприятия мы относим на вторую очередь реализации потенциала энергосбережения, выявленного при обследовании.

Часть малозатратных мероприятий из состава разработанных нами программ мы сами же реализуем, но, к большому сожалению, лишь на условиях договоров возмездного оказания услуг. Тем не менее по итогам 8 месяцев 2011 г. нашим заказчикам мы обеспечили фактическое снижение затрат на оплату энергоресурсов в размере 6,5 млн. рублей. При этом платежи наших заказчиков на оплату оказанных нами услуг составили всего 1,2 млн. рублей, что всего лишь около 18% от реально сэкономленной суммы.

Несмотря на такие весьма выгодные для бюджетных заказчиков экономические результаты, получить своё вознаграждение в соответствии с условиями договоров оказывается во всех случаях проблематично. Виной здесь является одна и та же системная причина, которая заключается в нежизненности применяемой схемы договоров, в которой заказчик не может отвечать по своим платёжным обязательствам, так как он не распорядитель бюджета, а распорядитель –так как он не субъект договорных отношений.

Мы также лишний раз убедились, что конструкция отношений, основанная на работе по «подрядной» схеме, когда заказчик (учреждение) производит с нами расчёты по подстатье 225 бюджетной классификации расходов, абсолютно неприемлема. Дело в том, что работая по такой схеме мы оказываемся в полной зависимости от состояния планирования заказчиком лимита бюджетных ассигнований по статье расходов 225 на оплату наших услуг. В свою очередь заказчик сам находится в полной зависимости от Главного распорядителя бюджетных средств, у которого своя выстроенная в планируемом порядке схема покрытия бюджетных обязательств. Очевидно, что при такой конструкции энергосервисного контракта несерьёзно рассчитывать на рождение нового вида бизнеса, основанного на сэкономленных средствах.

Причём, нужно принять в качестве догмы, что система управления бюджетом объективно незыблема, поскольку лежит в основе целого ряда законодательных принципов, поэтому любая попытка её перенастройки будет несостоятельной. Именно этот вывод должен заставить начать поиски конструкции, которая бы, не изменяя существующую систему бюджетных зависимостей, тем не менее, вписалась в неё.

Используемая сегодня форма договорных отношений, построенная по принципу договора подряда и часто рекламируемая брендом «энергосервис» ничего общего с энергосервисным контрактом не имеет. В то же время, наработанная в ООО «Потенциал» практика показала финансовую обоснованность организации работы по энергосервисным контрактам, основанным на принципе самоокупаемости инвестируемых средств. Говоря в обобщённом смысле, — показала возможность выполнения государственной задачи по снижению энергоёмкости продукции и услуг за счёт развития нового вида бизнеса, основанного на массовом появлении энергосервисных организаций. Об этом подробнее.

Памятка по заключению энергосервисного контракта в бюджетной сфере

Хотя разработка предлагаемой конструкции и оказалась совсем не простым делом, но привязка к жизненным реалиям еще более сложная проблема. С этим мы сталкиваемся ежедневно. Находятся десятки вопросов у лиц, причастных к конкретному принятию того или иного решения, уровень профессиональной подготовки которых оказывается вне досягаемости понимания норм законодательства.

Приходится признать, что на самом деле для администрации, а также и для потенциальных заказчиков ЭСК многие понятия оказываются непостижимыми, тем более их реализация, связанная с административными или производственными рисками (особенно такие как смена действующего поставщика, проведение конкурсов на лучшие условия поставки и оказания услуг по передачи, а также множество других «заморочек»).

Немалую роль в сопротивлении продвижению энергосервиса играет слабая профессиональная подготовка заказчиков и администрации. Кроме того, в ходу активная «разъяснительная» работа организаций – поставщиков, стремящихся хоть на пару лет задержать вяло текущий в энергетике процесс демонополизации. Абсолютное большинство как потребителей, так и представителей администрации, не имея необходимой подготовки к пониманию перфоманс-контрактов, легко попадается на «наживку» традиционных поставщиков, которые подготовили специальные расхожие подборки. По одной из таких баек делается сравнение поставки ресурсов с мешком картошки, который поставщик, к примеру, купил на оптовом рынке и который, как он справедливо отмечает, не может стоить меньше у нового поставщика, поэтому зачем бессмысленные действия.

К сожалению, основная масса участников зарождающегося процесса пока не знает, что в условиях рынка более выгодная для потребителя поставка ресурсов достигается множеством приёмов, начиная от компетентного выбора способа оплаты — до управления потреблением, прямо влияющим на стоимость энергии. Например, в учет можно брать устанавливаемое при регулировании тарифов меню, различия цен в зависимости от периода использования максимума мощности, переход на другие виды ресурсов.

Наверное, в энергосбережении наивно искать в качестве союзника действующего поставщика энергоресурсов, с которым заключен договор поставки. Нельзя же всерьёз допустить, что поставщик в угоду потребителю и себе в ущерб начнёт кипучую деятельность по снижению плана отпуска ресурсов потребителю! Действующее законодательство и практика его применения такой шаг не одобряют! Через пару месяцев реализации таких новаций, как сокращение отпуска, этого «корпоративного извращенца» выгонят с работы.

В этом и состоит новизна понимании объективности противоречий интересов поставщика, который не является исполнителем ЭСК, и поставщика, который совмещает исполнение обязанностей по ЭСК. Кстати, этот постулат применим во всех случаях организации работы по энергосбережению с применением ЭСК!.

Понимая, что всё это множество спорных случаев представляет какую-то общность проблем привязки ЭСК, по всей вероятности ответы на вопросы, возникающие у «пионеров энергосбережения», должны даваться по мере их возникновения, то есть по ходу движения. Иначе мы будем стоять в задумчивости перед реальным началом исполнения энергосервисных контактов в бюджетной сере еще лет 15! Переводчиками с не совсем сного языка нормативно-правовых актов в понятный язык рекомендаций должны стать представители органов, в функциях которых значится организация предоставления энергосервисных услуг. По – моему, деньги, которые сегодня планируются для составления мало кому нужных энергопаспортов, лучше направить на то, что дает конечный результат – энергосервис. Для его рождения нужны усилия его родителей. Для обеспечения оперативности «родов» на мой взгляд нужны известные приёмы, которые по образу и подобию Сколкова концентрируют в одном месте администраторов и специалистов. Именно поэтому у Рабочей группы Общественной Палаты РФ по энергоснабжению, энергосбережению и энергоэффективности возникло по моему предложению «активной» формы ЭСК встречное предложение о привязке предложенной конструкции ЭСК на нескольких «опытных площадках» в одном из наиболее заинтересованном в проводимом новшестве регионе.

К сожалению, с июня до сего времени всё ещё ведётся согласование как самого региона, так и членов межведомственной Рабочей группы.

Энергосервисные контракты – новый тип гражданско-правовых договоров направленный на внедрение энергосберегающих технологий, введенный федеральным законом об энергоэффективности №261 . Данный договор предполагает выполнение специализированной энергосервисной компанией полного комплекса работ по внедрению энергосберегающих технологий на предприятии заказчика за счет средств энергосервисной компании.

1 Государственные или муниципальные энергосервисные контракты, заключаемые для обеспечения государственных или муниципальных нужд;

2 Энергосервисные контракты, направленные на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества;

Основные преимущества:

1. Отсутствуют затраты учреждения на реализацию энергосберегающих мероприятий

2. Энергосервисная компания берет на себя обязательства по достижению экономии

4. Фиксация лимитов потребления на энергоресурсы

5. Исполнение требований Федерального законодательства в области энергосбережения

6. Высвобождение денежных средств для решения других задач учреждения

8. Владельцы бизнес- и торговых центров смогут увеличить свою прибыль путем снижения издержек на электроэнергию и коммунальные услуги, на которые приходится существенная часть эксплуатационных расходов коммерческих объектов.

10 000 х 280/1000 х 4000 = 11 200 000 кВт*ч х 5 руб. = 56 000 000 руб.

  • Новости
  • Новости и объявления СРО
  • О партнерстве
  • Документы СРО
  • Условия вступления и членства в СРО
  • Контроль СРО
  • Реестр действующих членов СРО
  • Реестр исключенных членов СРО
  • Обучение и повышение квалификации
  • Личный кабинет
  • Образцы документов
  • Бланк энергопаспорта, XLS
  • Бланк энергопаспорта здания, XLS
  • Бланк энергопаспорта проекта здания, XLS
  • Бланк отчета, DOC
  • Программа энергосбережения
  • Энергодекларация
  • Методические материалы
  • Вопрос-ответ
  • Калькуляторы
  • Федеральные законы
  • Постановления Правительства
  • Распоряжения Правительства
  • Приказы министерств и ведомств
  • ГОСТы и стандарты
  • Прочие документы
  • 06.09.2021. Илья Торосов: ESG принципы напрямую влияют на рост капитализации компаний
  • 06.09.2021. Павел Сорокин: «Необходимо повышать свою энергоэффективность уже сегодня, чтобы затем быть конкурентоспособными по себестоимости»
  • 01.09.2021. В Минэкономразвития России упростили отчётность для госучреждений по потребляемым ресурсам
  • 25.08.2021. Льготная жизнь: в РФ предложили удешевить ипотеку на энергоэффективное жилье. Как строительство таких домов скажется на платежках за жилищно-коммунальные услуги
  • Допуск СРО (свидетельства)
  • Реестр СРО-Э России
  • Реестр энергопаспортов
  • Извещения Минэнерго России о регистрации энергопаспортов
  • 05.08.2020. Предоставление копий энергетических паспортов и отчетов в Минэкономразвития России (уполномоченный федеральный орган исполнительной власти)
  • 16.01.2019. Предоставление копий энергетических паспортов и отчетов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти
  • 15.01.2019. Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России
  • 29.12.2018. Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России

Энергоконтракты для бюджетных организаций — путь к грамотному потреблению

ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ

0

ВЗНОС

ОТСУТСТВУЕТ

ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ ВЗНОС СРО НП «МАЭ»

Отсутствует – 0 рублей! Получите допуск СРО за 1-2 рабочих дня!

Взнос

3000

в Компенсационный

фонд СРО

ВЗНОС В КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ФОНД СРО НП «МАЭ»

Всего 3000 руб. Вносится в Компенсационный фонд СРО при вступлении

Регулярный взнос

от 2000

Ежемесячный

членский

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЧЛЕНСКИЙ ВЗНОС СРО НП «МАЭ»

1500 (ФЛ), 2000 (ИП), 2500 (ЮЛ) руб. в месяц.
Скидка при оплате за год!

Целевой взнос

от 1000

Экспертиза

и регистрация

ЭКСПЕРТИЗА В СРО НП «МАЭ»

От 1000 руб.
Единоразово, повторные поступления –
без доп. взносов!

Узнать больше: Членские взносы СРО энергоаудиторов.

14 февраля 2019

За последние два месяца в Петербурге заключены 16 энергосервисных контрактов в учреждениях бюджетной сферы города. Долгое время в городе на Неве было затишье по данному направлению. Важной мотивационной составляющей для заключения энергосервисных контрактов в Северной столице послужило внедрение практики формирования рейтинга администраций районов Санкт‑Петербурга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетной сфере.

Для стимулирования освоения механизма ЭСК бюджетными учреждениями Северной столицы в течение 2018 года специалистами СПбГБУ «Центр энергосбережения» были проведены обучающие семинары для представителей органов исполнительной власти Санкт‑Петербурга, участие в которых приняли 932 сотрудника бюджетных учреждений города, а также проведены совещания с главами районов и ответственными по данному вопросу сотрудниками. На обучающих семинарах специалисты Центра энергосбережения разъясняли заказчикам Санкт‑Петербурга принципы работы энергосервисного механизма, его преимущества для бюджетных учреждений, а также особенности проведения конкурсных процедур.

Что касается рейтинга администраций районов Санкт‑Петербурга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетной сфере, он формируется дважды в год и предназначен для: анализа реализации государственной политики и повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; обеспечения исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга информацией о ситуации в области энергосбережения в районах Санкт‑Петербурга, необходимой для принятия эффективных управленческих решений; выявления проблемных ситуаций и подготовки предложений по их решению; стимулирования внедрения энергосберегающих мероприятий, в том числе с использованием энергосервисных контрактов (ЭСК).

С начала формирования рейтинга наблюдается положительная динамика средних значений показателей рейтинга по Санкт‑Петербургу.

Важно, что сводные показатели энергоэффективности рейтинга включены в Систему ключевых показателей результативности глав администраций районов. В частности, на оценку работы глав администраций влияет и такой показатель, как доля государственных учреждений, заключивших энергосервисные контракты. Наличие такого показателя существенно повлияло на активизацию работы администраций районов Санкт‑Петербурга в данном направлении.

Отметим, что успешная практика рейтинга энергоэффективности Санкт‑Петербурга отмечена Минэнерго России и рекомендована к применению всем субъектам Российской Федерации.

Также в 2018 году Центром энергосбережения была инициирована доработка инструментария размещения и проведения закупок – Автоматизированной информационной системы государственного заказа Санкт‑Петербурга, а также Автоматизированной информационной системы бюджетного процесса – электронное казначейство с целью проведения закупок и осуществления расходов в рамках заключенных ЭСК. Указанные доработки информационных систем решили проблему прохождения финансового контроля закупок на право заключения ЭСК.

В декабре 2018 года были заключены шесть энергосервисных контрактов.

Это контракты на выполнение работ по установке автоматизированных узлов управления потребления тепловой энергии по трем образовательным учреждениям Калининского района Санкт‑Петербурга: детский сад № 38, средние школы № 119 и 514. Совокупный размер плановой годовой экономии тепловой энергии по трем контрактам составляет 649,7 Гкал или 1,3 млн руб. по действующему тарифу.

Еще три энергосервисных контракта были заключены по учреждениям здравоохранения: СПб ГБУЗ «Детский санаторий «Солнечное», СПб ГБУЗ «ДГБ Святой Ольги», СПб ГБУЗ «Городской гериатрический медико-социальный центр». В рамках энергосервиса в трех этих бюджетных учреждениях 8836 светильников будут заменены на энергоэффективные аналоги. Совокупный размер плановой годовой экономии электрической энергии составит 8,6 млн руб.

В 2019 году бюджетные учреждения продолжили осваивать механизм энергосервиса. На сегодняшний день заключены еще 10 энергосервисных контрактов:

— два энергосервисных контракта по образовательным учреждениям Красносельского района: средние общеобразовательные школы № 262 и 285. В рамках контрактов в школах будут установлены автоматизированные индивидуальные тепловые пункты с закрытием контура горячего водоснабжения. Срок контрактов составляет 7 лет, совокупный размер годовой экономии тепловой энергии по двум контрактам составит 304,6 Гкал или 739 тыс. руб.

— пять энергосервисных контрактов по образовательным учреждениям Красногвардейского района: это четыре средние образовательные школы № 491, 152, 521 и два детских сада № 17 и 29 соответственно. В рамках энергосервиса будут выполнены работы по модернизации систем внутреннего и внешнего освещения. Совокупный размер плановой годовой экономии электрической энергии по 5 учреждениям составит около 1,4 млн руб.

В начале 2011 г. Проектным офисом Рабочей группы по направлению «Энергоэффективность и энергосбережение» Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России был инициирован ряд пилотных проектов по энергосервису для бюджетных нужд. В рамках этой работы ставилась задача, с одной стороны, решить системные вопросы методологического характера, в т.ч. разработать конкурсную документацию, энергосервисный контракт, определить подходы к бюджетному планированию и т.д., с другой стороны, продемонстрировать фактический опыт реализации энергосервисного договора в реальных условиях и, тем самым, способствовать масштабному внедрению энергосервиса в бюджетной сфере.

По инициативе администрации г. Калуга один из пилотных проектов было решено реализовать в Калуге на объекте образования. Наша компания включилась в проект на этапе выбора объекта, необходимо было на основе экспресс-обследования определить школу, наиболее характерную с точки зрения последующего использования полученного опыта: обладающую умеренным потенциалом энергосбережения, приобретающую энергоресурсы по средним ценам, находящуюся в удовлетворительном техническом состоянии, кроме того, в школе в целом должны фактически соблюдаться все требования санитарных норм.

Принимая решение об участии в данном проекте наша компания ставила для себя цель помимо решения системных вопросов энергосервиса в бюджетной сфере также сформировать технологию работы с подобными объектами, т.к. масштабное внедрение энергосберегающих мероприятий на условиях энергосервиса для некрупных объектов возможно только при условии сокращения трудозатрат и технологизации процесса на всех этапах: от выбора объекта и до регулярного подтверждения достигнутого эффекта, включая формирование пакета энергосберегающих мероприятий, оценку экономической эффективности, участие в конкурсе, контрактацию, получение заемного финансирования, физическую реализацию.

Со стороны Заказчика, которым было определено МОУ «СОШ № 45», ставилась задача за счет данного проекта обеспечить снижение энергозатрат на установленном законодательством уровне (на 15% по отношению к 2009 г.), а также обновить основные фонды за счет оборудования, передаваемого школе по итогам проекта.


ДЛЯ СПРАВКИ

КРАТКО ОБ ЭНЕРГОСЕРВИСНЫХ КОНТРАКТАХ

Энергосервисный контракт (ЭСК) — инвестиционный договор, окупаемость по которому осуществляется из фактически достигнутой экономии затрат на покупные энергетические ресурсы. Энергосервисный договор (контракт) должен содержать (ст.19 № 261-ФЗ):

1) условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения ЭСК;

2) условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта);

3) иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством Российской Федерации.

Выбор энергосервисной компании (ЭСКО) для нужд бюджетной сферы осуществляется на конкурсной основе в соответствии с положениями ст. 56.1 № 94-ФЗ. Требования к условиям контракта на энергосервис изложены в Постановлении Правительства №636 от 18.08.2010.


Школа № 45 построена в 1981 г. Общая площадь составляет 5500 м2. На момент старта проекта школа имела следующие характеристики:

  • износ школы составлял приблизительно 25%;
  • состояние деревянных окон (износ 97%) близко к неудовлетворительному;
  • 80% светильников — это люминесцентные лампы;
  • подвал не утеплен, трубы и стояки не изолированы;
  • система теплоснабжения — централизованная, ИТП — отсутствует, калориферная установка на вентиляции демонтирована;
  • школа работает в 2 смены.

Объем покупаемых топливно-энергетических ресурсов за 2010 г. составил:

  • тепловая энергия — 995 Гкал (1050 тыс. руб.);
  • электроэнергия — 115360 кВтч (560 тыс. руб.).

Энергетическое обследование выявило, что среднее отклонение температур в помещениях от средней границы требований СанПиНа 2.4.2.1178-02 составило 3 °С в плюс, в то же время в классах наблюдался разброс температур в 5 и более градусов. Уровень освещенности большинства помещений колеблется относительно требований санитарных норм от 0,7 до 2 раз, но в целом им соответствует.

По результатам проведенного энергетического обследования был подготовлен перечень энергосберегающих мероприятий, который включил в себя типовые и характерные для подобных объектов мероприятия:

  • установка индивидуального теплового пункта (ИТП) с автоматизированной системой управления теплоснабжением здания;
  • регулировка системы отопления школы с установкой терморегуляторов;
  • восстановление теплоизоляционных характеристик окон (наиболее холодных классов);
  • ремонт и теплоизоляция подвального помещения;
  • замена ламп и пускорегулирующих аппаратов (ПРА) на более энергоэффективные, создание системы управления освещением.

В рамках проекта во главу угла не ставилась задача продемонстрировать самые передовые технические решения, необходимо было сформировать пакет мероприятий, обеспечивающий обоснованную экономическую эффективность, т.е. возможность возврата инвестиций за срок действия контракта.

Ключевыми критериями отбора заявок при проведении конкурса являлись следующие показатели:

  • экономия в денежном выражении расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов;
  • величина и процент экономии соответствующих расходов Заказчика на поставки энергетических ресурсов, который может быть уплачен победителю конкурса по контракту;
  • наличие у участника конкурса опыта оказания услуг энергосервиса;
  • срок предоставления гарантий качества услуг.

Присланные заявки оценивались в соответствии с весовыми коэффициентами, присвоенными четырем вышеперечисленным показателям.

При заключении контракта стороны договорились о том, что:

  • за базовый период будет принят 2010г.;
  • заказчик приведет здание в надлежащее техническое состояние, и будет поддерживать в рабочем состоянии все произведенные улучшения;
  • оборудование будет передано заказчику в собственность по истечении срока договора, при этом исполнитель обязуется провести ряд неотделимых улучшений (произвести ремонт окон, подвалов, теплоизолировать трубы и стояки);
  • исполнитель обеспечит соблюдение соответствующих санитарных норм;
  • в случае если достигнутая экономия окажется меньше величины заявленной в контракте минимальной экономии, энергосервисная компания (ЭСКО) за свой счет компенсирует недостающую величину от запланированной экономии.

Для определения размера полученной экономии предусмотрены следующие меры:

  • величина экономии исчисляется из фактической экономии, определяемой по счетчикам энергоресурсов (не расчетная);
  • фиксация величины эффекта от каждого мероприятия осуществляется путем определения потребления ТЭР до и после реализация мероприятий;
  • определены следующие значения для приведения ситуации к сопоставимым условиям:

— время работы школы в часах в разрезе каждого месяца;

— среднемесячные температуры наружного воздуха;

— состав и состояние работающего на момент 2010 г. оборудования.

Подготовительный этап, включающий в себя проведение экспресс-обследований, выбор объекта, подготовку конкурсной документации, составил около 4 месяцев. Проведение конкурса и заключение контракта заняли еще около 2 месяцев и завершились в конце мая 2011 г.

Физическая реализация мероприятий была завершена в два этапа: к началу учебного года и к началу отопительного периода. В октябре мы полностью завершили работы и с ноября вышли на достижение экономии по всем мероприятиям.

При реализации пилотного проекта мы столкнулись с рядом сложностей:

1. Неполная оснащенность объектов энергосервиса приборами учета в нарушение требований закона № 261-ФЗ.

2. Несоответствие объектов энергосервиса минимальным требованиям по техническому состоянию и исправности, требованиям санитарных норм.

3. Отсутствие отработанных механизмов привлечения заемного финансирования для энергосервисных договоров в бюджетной сфере.

4. Высокие транзакционные издержки для ЭСКО при заключении контрактов непосредственно с каждым бюджетным учреждением.

5. Отсутствие на практике мер по стимулированию энергосервиса:

  • субсидирование процентных ставок по кредитам;
  • налоговые льготы для ЭСКО, выполняющих работы в бюджетной сфере.

Также имеются серьезные проблемы в области бюджетного планирования:

1. Отсутствуют нормативные акты, определяющие порядок планирования бюджетных средств с учетом заключения энергосервисного контракта.

2. У распорядителей бюджетных средств возникают сложности, связанные с правильным отнесением и резервированием денежных средств (экономии) на нужды энергосервиса.

3. Отсутствие гарантий со стороны муниципалитетов или субъектов федераций по возврату ЭСКО экономии, реально достигнутой в ходе реализации энергосберегающих мероприятий, без чего с банками достаточно трудно вести диалог.

1. Участие в проекте энергосервиса требует от ЭСКО существенной предварительной проработки проекта:

a) На типичный энергетический паспорт опираться при принятии инвестиционных решений нельзя.

b) Обследование должно выполняться по специальному техническому заданию.

2. Состояние объектов должно соответствовать минимальным требованиям:

a) соблюдение санитарных норм;

b) удовлетворительное состояние инженерных систем, окон и т.п.

3. На объектах, имеющих «проблемные» места, крайне важно скоординировать бюджетные расходы на ремонт и т.п. с мероприятиями по энергосервису. В отсутствие условий для юридической «увязки» таких мероприятий, необходимо обеспечивать координацию административными мерами.

4. ЭСКО несет существенные риски в части исполнения Заказчиками обязательств:

a) механизм планирования бюджетных расходов не учитывает особенностей энергосервиса, необходимы нормативные и методические документы;

b) обязательства бюджетных учреждений «неликвидны», для широкого внедрения энергосервиса необходимы гарантии бюджета.

5. Условия конкурсов на энергосервис должны стимулировать участие ЭСКО:

a) нецелесообразно в конкурсной документации диктовать перечень мероприятий;

b) граничные условия по объему экономии и др. должны быть мягкими;

c) распределение рисков должно быть справедливым;

d) целесообразно сравнивать заявки по совокупному объему экономии, остающемуся в распоряжении Заказчика.


ДЛЯ СПРАВКИ

СИТУАЦИЯ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ

Для бюджетной сферы законодательно установлено требование о снижении на 3% в год потребления ТЭР в натуральном выражении на протяжении 5 лет (т.е. 15%), что выльется в срезание бюджетов, в ходе их планирования.

При этом ожидается, что рост тарифов будет опережать рост инфляции, а из средств, направленных на решение задач в области энергосбережения, только каждый 10-й рубль будет государственным. На графике видно, что дефицит бюджета при реализованных мероприятиях и без них — разница между красным и зеленым столбцом, будет расти из года в год.

Таким образом, для того чтобы не допустить невыполнения требований закона № 261-ФЗ и снизить величину прогнозируемого бюджетного дефицита необходимо реализовывать программы энергосбережения и выводить энергосервис на кардинально иной уровень проникновения в массы.

В ряде случаев такой госконтракт закрепляет договорные отношения на длительный период. За короткий срок меньше шансов получить реальную экономию. Заказчику нужно предвидеть результат, обеспечить условия выполнения принятых на себя сторонами обязательств, создать возможности для окупаемости оборудования. Иногда эти сроки превышают 10 лет. При таких долгосрочных планах сложнее предвидеть риски по расходам и точно рассчитать эффективность.

Заказчику необходимо четко представлять тот объем ресурсов, который он имеет без энергосбережения. На основании этого нужно уметь рассчитывать планируемый объем потребления. Заказчику потребуется заложить и учесть возможность непредвиденных факторов в виде изменений погодных условий или резкого увеличения числа потребителей. Потребуется думать и над правом собственности на оборудование.

Сэкономленные средства могут перераспределяться на увеличение заработной платы сотрудников (письмо Минфина от 30.12.2010 № 02-03-06/5448).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.