Правила регистрации маломерных судов в 2021 году новые

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила регистрации маломерных судов в 2021 году новые». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Значительная часть новых правил посвящена приоритету и порядку входа на разные водные объекты.

Например, при маневрировании судов очевидно указано на правило приоритета правой руки, как в дорожном движении. Также парусные суда обладают абсолютным приоритетом — их обязаны пропускать все, тогда как моторные суда напротив, обладают самым низким приоритетом и пропускают все остальные типы судов.

При движении вблизи водных объектов скорость судна необходимо ограничивать таким образом, чтобы исключить образование волн.

При буксировки любого судна или устройства отдельный человек должен наблюдать за буксируемым судном или устройством.

Строго запрещено заходить под парусом или мотором в акватории пляжей и мест массового прибрежного отдыха.

Также запрещено швартоваться, останавливаться и становиться на якорь в пределах фарватера, возле навигационных знаков, под мостами.

  • Новые правила пользования маломерными судами: изменения от 2021 года

    Для номерных знаков плавсредств малого размера в ГИМС также существуют определенного рода правила, которые необходимо выполнить владельцу. В этом вопросе, придерживаясь ранее взятого образца, конечно, проведем череду сравнений и в этой области. Раньше, например, в 2021 году регистрационный номер представлял собой совокупность семи различных знаков. Здесь использовались как цифры, так и буквы. Этот номер должен был наносится на обе стороны судна: внутреннюю и внешнюю.

    Для чего это нужно? Это было необходимо для того, чтобы речная полиция могла опознать как само судно, так и его владельца. Сегодня ситуация немного изменилась. Владелец транспортного средства идентично наносит на оба борта номер, но делает это на определенном расстоянии от форштевня. Только после этого можно совершать движение маломерным суднам.

    Если раньше ТО был ежегодным, то со 2 июня 2013 г правила изменились. Теперь осмотр зарегистрированного судна необходимо проходить в следующих случаях:

    • обязательно – 1 раз в 5 лет. Причем дата ТО считается от даты регистрации, которая указанной в вашем судовом билете;
    • перед регистрацией плавательных средств, построенных самостоятельно, или тех, которые не прошли сертификацию на заводе;
    • техосмотр перед перегоном судна в другой регион;
    • осмотр после устранения неисправностей, выявленных во время предыдущего осмотра, или после ремонта.

    Инспектор обязан осмотреть плавательное судно и на плаву и на суше, чтобы оценить не только его техническое состояние и комплектацию, но и мореходные качества.

    В этом году, кроме усложняющих изменений, были добавлены следующие, касающиеся действий владельцев при отказе в просьбе о регистрации катеров и лодок:

    1. Если произошли какие-либо изменения, владелец имеет право подать все документы заново. Однако эксперты не советуют злоупотреблять этим. Если вдруг вы не успели исправить все найденные недостатки, не стоит рисковать, ведь, скорее всего, следующей попытки может уже не быть.
    2. Вы можете подать заявку на восстановление, если вдруг произошла утрата документов.

    ГИМС поясняет: новинки в законодательстве о маломерных судах в 2021 году

    ГИМС МЧС РФ: с 01.01.2007 года талон предупреждений

    упразднен.

    ГИМС МЧС РФ:
    Установлены сроки действия удостоверений на право управления маломерными судами.
    Приказом ГИМС МЧС России от 19 марта 2007 года №150 установлено, что срок действия удостоверений на право управления маломерными судами, выданных до 1 января 1999 года, истекает 31 декабря 2008 года, а выданных после 1 января 1999 года — через 10 лет с момента их выдачи.

    ГИМС МЧС РФ: с 01.01.2007 года введено в действие Удостоверение на право управления маломерным судном новейшего образца, действительное 10 лет.

    ГИМС МЧС РФ: с 01.07.2009 года Удостоверение

    на право управления маломерным судном
    обязательно
    для маломерных судов с подвесным двигателем более 3,68 квт (5 л.с)

    Новая редакция правил ГИМС 2021 (Согласно приказу №340) года вступила в законную силу с 1 января, и уже успела наделать шуму среди обывателей. Новые нормативные правовые акты по вопросу регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. • «Административный регламент МЧС России предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (Приказ МЧС России от 24.06.2016 г. №339). • «Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (Приказ МЧС России от 24.06.2016 г. №340). Согласно этим приказам, новый порядок регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, существенно отличается от действующего, который устанавливал приказ МЧС России от 29.06.2005 г. №500.

    Для начала надо вспомнить что же такое маломерное судно. Это судно, длина которого не более 20 метров, количество пассажиров – не более 12 человек.

    Согласно правилам от 2015г., государственной регистрации в органах ГИМС МЧС России подлежат те маломерные суда, которые используются в некоммерческих целях, масса которых свыше 200 кг. или если мощность установленного двигателя (лодочного мотора) свыше 8 кВт (9.9л.с.).

    Новые Правила точно определяют, на какие суда они распространяются. Вместо длинного перечня со множеством малопонятных формулировок (вроде «иные плавучие объекты вместимостью менее 80 т с главными двигателями мощностью менее 55 кВт») теперь дано простое и ясное определение маломерного судна, точно такое, как в КВВТ (ст. 3) и КТМ (ст. 7).

    Маломерное судно — ​судно, длина которого не должна превышать 20 м и общее количество людей на котором не должно превышать 12.

    Таким образом, речь идет обо всех яхтах и катерах без исключения, независимо от того, подлежат ли они государственной регистрации и требуется ли судоводителю удостоверение на право управления ими. Проще говоря, новые Правила обязательны для всех: от байдарки до моторной яхты длиной 20 м с парой мощных двигателей.

    Наконец-то получен однозначный ответ на вопрос: «Когда обязательно надевать спасательный жилет?»

    П. 11
    При плавании должны быть одеты в индивидуальные спасательные средства:
    а) лица, находящиеся на водных мотоциклах (гидроциклах) либо на буксируемых маломерными судами устройствах (водных лыжах, вейкбордах, подъемно-буксировочных системах, а также надувных буксируемых и иных устройствах);
    б) лица, находящиеся во время движения на беспалубных маломерных судах длиной до 4 м включительно;
    в) лица, находящиеся на открытой палубе маломерного судна либо на беспалубных маломерных судах во время шлюзования или прохождения акватории порта;
    г) дети до 12-летнего возраста, находящиеся вне судовых помещений.

    Всё! Конец спорам и разногласиям с сотрудниками ГИМС. Например, во время шлюзования, находясь на открытой палубе моторной яхты длиной, скажем, 40 футов, надеть спасательный жилет должны все без исключения: и судоводитель, и пассажиры. Несколько странным выглядит требование об обязательном нахождении в спасательных жилетах на лодках длиной до 4 м. А если лодка длиннее? Почему именно четыре, а не шесть? Ответов на эти вопросы нет, значит, просто необходимо следовать правилу.

    Появились нормы, регулирующие любимое многими развлечение — ​катание на вейкбордах и водных лыжах. Теперь для этого придется «сообразить на троих» — ​и это минимум. Кроме судоводителя и лыжника/вейкбордиста, на борту должен быть специальный человек, наблюдающий за последним.

    П. 12
    — При осуществлении буксировки маломерным судном буксируемых устройств (водных лыж, вейкбордов, подъемно-буксировочных систем, а также надувных буксируемых и иных устройств), кроме судоводителя, на судне должно быть лицо, осуществляющее наблюдение за буксируемым устройством и находящимися на нем людьми.
    — Лицо, осуществляющее наблюдение за буксируемым устройством и находящимися на нем людьми, должно информировать судоводителя либо лицо, управляющее маломерным судном, о возникновении опасного сближения, которое может привести к столкновению буксируемого устройства с берегом, гидротехническими сооружениями, другими судами и плавучими объектами, либо о падении людей с буксируемого устройства, запутывании или обрыве буксирного троса (линя) в целях принятия судоводителем либо лицом, управляющим маломерным судном, соответствующих решений.

    В прежних Правилах этому вовсе не было уделено никакого внимания, и к новации можно относиться по-разному. Кто-то увидит здесь дополнительный повод для придирок ГИМС, но на самом деле это полезное нововведение напрямую связано с безопасностью. Буксировка человека моторным судном — ​рискованное занятие: для буксируемого опасность может возникнуть и от проходящих рядом судов, и из-за ошибки судоводителя. В новом документе появилось множество норм, регулирующих управление лодками/гидроциклами при буксировке райдеров и аналогичных вариантах использования буксировочного троса. Водные развлечения в последнее время стали очень популярными и распространенными, но легкомысленное и даже пренебрежительное отношение к правилам безопасности при буксировке людей или катании на аквабайках становится причиной происшествий, в которых страдают и участники катания, и совершенно посторонние люди. Новые правила четко устанавливают запрет для буксировщиков и гидроциклов приближаться к пляжам.

    Правила эксплуатации маломерных судов.15.03.2021

    Еще один вопрос, давно требовавший новых подходов, — ​правила плавания маломерных судов в условиях ограниченной видимости (туман, дождь, сумерки). Новый документ учитывает возможность установки на них современного навигационного оборудования и снимает необоснованные ограничения.

    П. 13
    При плавании на маломерных судах запрещается:
    у) двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях при ограниченной (менее 1 км) видимости, за исключением судов, использующих радиолокационное оборудование.

    Итак, при наличии радара на маломерном судне теперь можно идти в условиях ограниченной видимости, что совсем неплохо, поскольку в длительном плавании время — ​немаловажный фактор. И пусть вас не удивляет, что такое разрешение находится среди запретов: так уж пишут у нас нормативные акты — ​по принципу «разрешено то, что не запрещено или прямо исключено из числа запретов».

    В целом новые Правила содержат ряд положений, которые в предыдущей редакции не имели однозначного толкования. Однако, как и прежние, они все еще страдают недостаточной четкостью формулировок и существенными пробелами. Например, Правила плавания по внутренним водным путям России (основной документ, устанавливающий общие правила плавания по внутренним водам), утвержденные приказом № 19 Минтранса РФ от 19.01.2018, содержат норму, запрещающую маломерным судам выходить на судовой ход. Однако когда это невозможно, выход на судовой ход все же допускается.

    П. 124 Правил плавания по ВВП
    Судно длиной 20 м и менее должно осуществлять плавание за пределами судового хода. В случае, когда это невозможно, оно может двигаться по судовому ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах 10 м от нее, при этом оно обязано заблаговременно уходить с пути других судов без обмена звуковыми и визуальными сигналами. Судоводитель судна длиной 20 м и менее не может требовать, чтобы другие суда уступили ему дорогу.

    В новых Правилах для маломерных судов об этом ничего не сказано, и споры между судоводителями и инспекторами ГИМС будут продолжаться: а могло ли маломерное судно в конкретном месте и при определенных обстоятельствах двигаться по судовому ходу? Было бы логично в новых Правилах описать (хотя бы примерно) ситуации, когда движение по судовому ходу допускается. Например, при недостаточных глубинах за кромкой судового хода, при наличии там препятствий (камней, затопленных судов, мелей), отраженных на навигационных картах, и т. д. Это уменьшило бы или вовсе исключило необоснованное привлечение судоводителей маломерных судов к административной ответственности по п. 2 ст. 11.7 КоАП РФ за движение в пределах судового хода.

    В целом принятие новых Правил должно упростить общение между судоводителями маломерных судов и сотрудниками надзорных органов. Однако нерешенные вопросы остаются, и жаль, что при подготовке Правил мнению водно-моторного сообщества уделили явно недостаточное внимание.

    На очереди — ​принятие еще ряда важных для нас нормативных актов МЧС России. В мае-июне прошедшего года ведомство сообщило о подготовке пакета документов, в числе которых новые Правила аттестации судоводителей, Правила государственной регистрации маломерных судов и административных регламентов к ним. А мы будем наблюдать за ситуацией дальше.

    Дата:

    04.04.2021

    Текст

    Михаил Кулик

    Рисунок

    Последние изменения в Федеральный закон о регистрации судов были внесены в 2012 г. В законе прописано определение маломерного судна, являющееся основополагающим термином для всех владельцев яхт или гидроциклов.

    Внимание! Маломерное судно – это плавательное средство не более 20 м длиной, имеющее на борту до 12ти человек.

    Маломерными судами считаются:

    • катамараны;
    • катера;
    • гидроциклы;
    • байдарки;
    • моторные, гребные лодки;
    • яхты.

    Что делать, если вы решили приобрести свою мечту для того, чтобы бороздить реки и моря:

    1. Перед покупкой собственного плавсредства, необходимо задуматься, сколько человек или груза вы будете на нем перевозить. А значит, будет ли изделие большим и нужен ли ему двигатель. А если нужен, то насколько мощный. Именно от этого зависит необходимость регистрации.

    Как говорят эксперты, последний законодательный акт немного «ослабил гайки», и после его принятия перечень МС, не подлежащих обязательной регистрации, заметно расширился.

    Регистрировать не нужно:

    • любые безмоторные плавсредства массой до 200 кг (включительно);
    • моторные изделия до 200 кг с мощностью двигателя до 8 кВт, т.е. до 10,88 л.с. (включительно).

    Внимание! Вес лодки и мощность мотора определяются по документам (паспорту) лодки.

    Материал, из которого изготовлено плавательное средство, значения не имеет. Главное, соблюдать требования по весу. Значит, регистрации не подлежат следующие МС до 200 кг:

    • надувные транцевые лодки;
    • надувные, типа «Турист»;
    • пластиковые;
    • металлические;
    • деревянные;
    • разборные композитные;
    • лодки с электромоторами указанной мощности;
    • различные байдарки;
    • гребные и парусные катамараны.

    Совет. Если ваш катер или лодку не нужно регистрировать, то на рыбалку стоит взять ксерокопию документов на судно и на мотор, а также ксерокопию собственного паспорта. Если судно зарегистрировано, то с собой нужно возить судовой билет или его заверенную копию.

    Все остальные МС, весящие более 200 кг, или оснащенные мотором свыше 8 кВт, необходимо регистрировать в службе ГИМС. Владелец плавательного средства должен регулярно проводить его технический осмотр и платить соответствующие налоги. Нарушение правил приводит к штрафу.

    Весной 2021 года в СМИ появилась информация, что специалистами МЧС России разрабатывается новый проект ФЗ «О безопасности судоходства маломерных судов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности, будет изменен ряд понятий о судоходстве «маломерок» и их правовом статусе. Также планируется корректировка критериев определения маломерных судов, не подлежащих обязательной регистрации в ГИМС, т.к. действующий регламент толкуется неоднозначно.

    Итак, для начала разберемся с правовым понятием термина «маломерные суда». Согласно действующему законодательству, маломерным называется судно, вмещающее на борту до 12 человек при длине корпуса плавсредства не более 20 метров.

    По нормам, которые ввели правила водного движения маломерных судов от 2021 года, обязательной регистрации в госинспекции подлежат судна, соответствующие следующим параметрам.

    1. Следует регистрировать маломерные суда, используемые с моторами мощностью более 8 кВт (до 10,8 л.с.).
    2. Регистрации подлежат судна, полная масса которых превышает норму в 200 кг.

    И если по первому пункту все предельно ясно, то по второму возникают вопросы и разночтения. Например, что считать за полный и максимально разрешенный вес лодки? Некоторые инспекции производят расчет по следующей схеме:

    • масса данной лодки + вес установленного мотора + перевозимое снаряжение + заполненный топливный бак

    Таким образом, в норму на 200 кг укладываются большинство лодок малых и средних габаритов. Но, центральный аппарат ГИМС рекомендует проводить замер массы лодки и мотора исходя из требований ГОСТа Р ИСО-8666-2012. Согласно этому документу, за массу моторного судна берется вес лодки не с фактически установленным мотором, а с максимально возможным по техническим параметрам двигателем. Так, например, если вы используете лодку при мощности мотора на 5 л.с. и весом 27 кг, а в паспорте судна указан двигатель до 10 л.с., то инспекция будет учитывать вес самого тяжелого мотора в 10 л.с.!

    Конечно, такое положение вещей вызывает множество споров и разногласий, поэтому порядок регистрации в новом проекте правил управления маломерным судном 2021 обязательно должны подкорректировать. Но вот какими будут эти изменения и с какого года они начнут действовать пока достоверно неизвестно.

    К слову заметим, что по новым правилам регистрировать лодку можно в любом отделении ГИМС, а не обязательно в том, где судно регистрировалось ранее. При этом заявителю предоставят результат оформления услуги (документы о регистрации/обоснованный отказ/постановление о приостановлении оформлении документов) в срок не более 3 рабочих дней.

    Правила речного судоходства маломерных судов регламентируют законные и необходимые действия рулевого плавсредства. Здесь, в отличие от предыдущего пункта, все предельно просто, понятно и без изменений. Исходя из правил судовождения маломерных судов 2018-2020, судоводители обязаны:

    1. Знать и выполнять требования установленных государством законов и правил судоходства.
    2. Перед каждым выходом на воду проверять техническое состояние судна.
    3. При перевозке пассажиров обеспечивать их безопасность и проводить обязательный инструктаж.
    4. Обеспечивать наличие всех необходимых документов на судно (судоводительские права, свидетельство о регистрации, паспорт транспортного средства и т.п.).
    5. Выполнять требования уполномоченных представителей надзорных органов.

    Заметим, что невыполнение установленных государственными законодательными актами и правилами требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и строгие санкции, в том числе предусматривающие лишение судоводительских прав.

    Возможно будет интересно: Доверенность на управление маломерным судном — как заполнять, бланк

    Важные изменения претерпели в 2021 году правила управления маломерным судном в разделе о нанесении бортовой маркировки. До этого наносимый на лодку регистрационный номер состоял из 7 символов (3 буквы + 4 цифры), и по желанию владельца рядом можно было нанести российский флаг. Теперь же по новому ГОСТу для внутреннего водного транспорта Российской Федерации нанесение государственного флага и 11-значного номера обязательно.

    Бортовой номер судну назначают при регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС. По новым правилам он состоит из следующих элементов:

    • 2 буквы;
    • 4 цифры;
    • Цифровое обозначение региона России;
    • Буквенное указание страны (RUS) и изображение флага.

    При этом выдвигаются требования к правильному оформлению надписи.

    Идентификационный номер наносится на каждый борт лодки в одну строчку и таким образом, чтобы ее геометрическая середина была на удалена от форштевня на расстояние не менее, чем ¼ габаритной длины судна. При этом высота букв должна быть не меньше 15 см, ширина составляет 10 см, а толщина контура допускается в пределах 1,5-2 см.

    Правила вождения маломерных судов по рекам, озерам и прочим водоемам предусматривают и техническое освидетельствование транспортных средств. Так, по требованиям нового регламента правил управления маломерными судами 2021 года запрещено использование водного транспорта, у которого выявлены одна или несколько нижеперечисленных неисправностей.

    1. Сквозные пробоины корпуса.
    2. Разгерметизация отсеков и (или) воздушных ящиков, равно как и их отсутствие.
    3. Повреждение составных частей рулевого устройства, отсутствие конструкционных деталей, ненадежные крепления и прочие неисправности, дестабилизирующие надежную работу руля.
    4. Отсутствие или поломка глушителя, сильная вибрация корпуса, выявление утечек топлива.
    5. Повреждение системы управления двигателем, неисправность блокировки запуска мотора при включенном реверсе, нестабильное включение/выключение реверс-редуктора.
    6. Отсутствие, поломка и неправильная работа сигнально-отличительных огней.
    7. Несоответствие комплектации лодки и установленного оборудования нормам, указанным в судовом билете.

    Таким образом, выход судна на воду в обход установленных запретов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, т.е. на судоводителя и владельца плавательного средства.

    Разъяснения о содержании новых НПА (внесенных изменениях в действующие НПА)

    Для начинающих водномоторников отвечу: 99% надувных лодок далеко не дотягивают до массы 200 кг. Даже такая тяжелая лодка как Zodiac Cadet RIB 400 весит 165 кг. А это 4 метра длины и РИБ конструкция. Большинство же из вас используют обычные надувные пвхашки, которые дай бог 100 кг весят. К примеру, популярные ныне лодки Фрегат, модель 370 Pro весит чуть больше 70 кг. Поставьте на ее мотор Тохатсу 9.8 весом 26 кг. и итого у вас будет 96 кг. Добавьте туда еще аккумулятор, дополнительное сиденье, эхолот и еще чего нить и вы все равно не дотянете до предела в 200.

    Решились купить надувную лодку, покупайте. Ставьте на ее подвесной мотор в 9.9 л.с. и не думайте ни о какой регистрации и правах.

    «В связи с переносом срока государственной регистрации Административного регламента МЧС России по предоставлению государственной услуги по аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, абзац 4 пункта 3 указания УГИМС МЧС России от 27.05.2021 №29/1-6-538 отменить.»

    • используемые для передвижения в закрытых для обычного пользования районах или возле государственных границ;
    • длиной от 20 метров и больше;
    • с разрешенным количеством пассажиров от 13 и больше;
    • с массой, тяжелее 200 килограмм;
    • с силовой установкой, заявленной максимальной мощностью больше 8 кВт или 9.9 лошадиных сил;
    • с силовым агрегатом, мощностью до 10 лошадиных сил, но разрешенной установкой моторов выше 9,9 л/с.

    В комментариях к закону написано что «. масса судна определяется в соответствии с ГОСТ 19356- 79 “Суда прогулочные гребные и моторные. Методы испытаний”».

    Приводим выдержку из ГОСТ: «Массу судна, полностью укомплектованного судовыми устройствами и предметами снабжения, следует определять взвешиванием».

    Это значит, что масса определяется не данными паспорта лодки. Если, укомплектованная подвесным мотором до 10 л.с., лодка, весит больше 200 кг, ей требуется регистрация в ГИМС.

    Особенности регистрации

    6 июля 2020 256

    Заблуждение некоторых наших покупателей кроется в том, что их плавательному средству не нужна регистрация в ГИМС.

    Прежде чем говорить о необходимости регистрации вашей лодки в ГИМС, нам нужно будет запомнить, по какому порядку в нынешних законах определяют вес лодки.

    Если на основе расчетов, ваша лодка будет весить больше 200кг, она будет подлежать регистрации.

    По новым правилам, сотрудник ГИМС, обязан определять вес лодки опираясь на ГОСТ Р ИСО8666-2012, в котором масса, будет рассчитываться с учетом веса самого тяжелого мотора, который оптимально подходит для вашего судна мощности.

    Иногда моторную лодку могут поставить на весы, что бы определить ее точный вес, но такое практикуется очень редко. В обычных ситуациях просто берут вес лодки и прибавляют к нему вес мотора, которые указаны в паспорте товара.

    Как мы и писали ранее, нужно что бы вес лодки был более 200 килограмм, что бы ее требовалось регистрировать.

    Однако не только вес играет роль, вторым условием является – мощность двигателя, она должна быть более 8 кВт, в таком случае это будет уже малое плавсредство.

    Процедуру государственной регистрации должны проходить почти все транспортные средства. Согласно законодательству, поливинилхлоридовые надувные и обычные лодки также в обязательном порядке необходимо регистрировать.

    Процесс регистрации плавательного средства (прорезиненные лодки, в данном случае, не являются исключением) выполняется пошагово и строго по обозначенным правилам. Чтобы процедура регистрации для последующего получения прав проходила успешно без дальнейшего обращения к специалистам, человеку нужно подать заявления при условии использования указанных в таблице свидетельств.

    Моторную лодку можно зарегистрировать в ГИМС, соблюдая следующие пункты. При этом не учитывается материал, из которого изготовлено судно (деревянное он или из пластика), также маловажную роль играет цель эксплуатации. Наиболее важными являются следующие параметры.

    • длинна лодки должна быть — до 20 метров;
    • максимальная вместительность должна составлять — менее 12 пассажиров с учетом водителя;
    • масса равна — от 200 кг.;
    • мощность мотора составляет — от 8 кВт=10,8 л.с.

    Для этого нам нужно заглянуть в кодекс, найти там пункт 1.1 статьи 33, а также пункт 1.1 статьи 16, именно в них указано, в каких случаях ваше плавсредство не подлежит регистрации в ГИМС. Однако если у вас под рукой нет кодекса, мы вам объясним. Регистрировать не нужно лодки, масса которых менее 200кг (включительно) и мощностью их моторов до 10,88 л.с, т.е. 8 кВт (включительно).

    Стоит заметить, что 1 кВт равен 1,36 л.с., а в 8 кВт равно 10,88 л.с.

    Согласно законодательным нормам, прием свидетельств осуществляется на протяжении трех рабочих дней. При наличии оснований для приостановки регистрации, срок рассмотрения свидетельств может быть продлен вплоть до одного календарного месяца.

    При эксплуатации зарегистрированной лодки, ТО нужно будет проходить на протяжении каждых 5 лет от момента начала регистрации. Внеочередное техническое освидетельствование будет необходимо при возможном ремонте техники либо приезду в иной регион.

    • чеки, договор купли-продажи или дарственную, в общем, все, что подтверждает ваш статус владельца плавсредства;
    • свой паспорт, а также идентификационный номер налогоплательщика;
    • техдокументацию на лодку и на двигатель;
    • квитанцию об оплате госпошлины;
    • заполненную регистрационную карту (она же — заявление).

    Если регистрируете судно впервые, придется и его предоставить для верности.

    После подачи заявления и указанных документов, владельцу со стороны специалиста будут выданы в количестве 2 шт. бортовые номера, которые необходимо будет прикреплять на двух разных бортах судна.

    Помимо этого, владельцу будут предоставлены итоги проверки ТС, его технического обслуживания.

    Важными факторами являются характеристики на суше (заданные параметры и функции) и воде (функция плавучести) соответственно.

    Информация от МЧС, ГИМС, ГОиЧС

    Существуют некоторые особенности по сравнению с изданием 2016-го в отношении процедуры регистрации, номерного знака, времени обслуживания и государственной пошлины. Другие изменения ГИМС для маломерных судов были сделаны, но о них пошагово:

    • Регистрация. Ранее эта процедура для небольшого корабля была возможна только по месту проживания владельца. Теперь судовладелец может оформить лодку по адресу местонахождения в любом подразделении GIMS.
    • Номерные знаки. До 2021 года номер состоял из 7 символов, а с 2017-го содержит 11: две буквы, 4 цифры, надпись RUS и регион. Как и прежде, применяется к одной линии с обеих сторон.
    • Флаг России. Несколько лет назад изображение российского флага рядом с номером было желанием шкипера, но теперь это обязательство.
    • Сроки. До 2021 года крайний период предоставления государственных услуг составлял три рабочих дня, в течение которых вы могли зарегистрироваться или отказаться. Сегодня период между подачей заявки и получением результата также составляет 3 дня, но если приведены причины отказа, он может быть продлён до тридцати рабочих дней.

    Причины для отказа в регистрации: к правилам, действительным до 2017 года, было добавлено несколько пунктов. В них содержится информация о том, что постановление транспорта не будет совершаться при отсутствии заводской маркировки (либо если она изменена) или заявитель не пришёл в ГИМС за месяц. А также будет отказано в процедуре регистрации моторных лодок, которые учтены как пропавшие.

    Новые поправки в постановке на учёт разных маломерных судов также относятся и к государственной пошлине за снятие лодки с учёта. Недавно платить за это не нужно было теперь за услугу придётся отдать 200 рублей. С начала 2021 года владельцы получают судовой билет нового образца. При этом старый — действительный, его можно использовать.

    Рассмотрим юридическое понятие термина «маломерные суда». Согласно новому законодательству, в ГИМС судном называют моторное средство, которое может вместить на борту до 12 человек, при этом длина корпуса плавучего устройства не должна превышать 20 метров.

    В соответствии с нормами 2021 года, мотолодки, подходящие следующим параметрам, подлежат обязательной регистрации в государственном инспекционном о́ргане:

    1. Небольшие суда, используемые с двигателями мощностью свыше 8 кВт (до 10,8 л.с.).
    2. Мотолодки, у которых полная масса более 200 кг.

    И если по первому пункту всё понятно, то по второму возникают вопросы и несоответствия. Например, каков общий и максимально допустимый вес судна? Есть государственные инспекции, проверяющие по такой схеме: масса мотолодки + вес монтированного мотора + перевозимое снаряжение + полный топливный бак.

    В случае с владельцем моторной лодки, определять массу нужно посредством взвешивания по ГОСТ 19356-79. На весы технику ставят только в спорных случаях. А так достаточно суммировать два веса: лодки (по паспорту) и мотора, уже установленного на плавсредство. Если судно более 200 кг, то регистрация в ГИМС необходима. Но при этом должно быть соблюдено еще одно условие – мощность двигателя более 8 кВт, т.е. это малое плавательное средство.

    Еще почитать —> Норматив На Холодную Воду Без Счетчика В 2021 Году В Ростове На Дону

    Постановка моторной лодки на учет в ГИМС возможна, если транспортное средством (ТС) соответствует определенным запросам. Без разницы, из чего создано судно (из пластика, дерева, металла) и для какой цели оно эксплуатируется. Большое внимание отводится следующим характеристикам:

    Нормативно-правовая база, касающаяся пользования маломерными судами в России, нуждается в переработке, и в ГИМС это понимают. Не так давно президент РФ объявил о так называемой «регуляторной гильотине», то есть о сокращении количества всевозможных законов, норм, постановлений и их упорядочивании. В связи с этим МЧС России прорабатывает концепцию развития надзора за маломерными судами. В июне она должна быть готова. Как только ее представят, мы начнем разработку необходимых нормативно-правовых актов.

    Правила речного судоходства маломерных судов 2018–2020 регулируют необходимые действия рулевого судна. Здесь, в отличие от предыдущего пункта, без изменений. Исходя из них, судостроители обязаны:

    1. Знать и соблюдать требования законов, предписываемых ГИМС, и правил судоходства, установленных государством.
    2. Перед каждым спуском на воду проверять техническое состояние судна.
    3. При перевозках людей на борту обеспечивать безопасность и осуществлять обязательную подготовку.
    4. Иметь все необходимые документы (паспорт судоводителя, свидетельство о регистрации, удостоверение транспортного средства и т. д.).
    5. Выполнять новые требования представителей ГИМС контролирующих органов.
    6. Необходимо отметить, что неосуществление запросов, установленных актами закона и правилами, влечёт за собой наложение административного взыскания на должностных лиц и применение строгих санкций, в том числе и предусматривающее лишение водительского удостоверения судна.

    Правовое поле. Нововведения 2021 года

    Кардинальные изменения в 2021 году произошли в правилах управления суднами в категории о бортовой маркировке. До этого времени накладываемый на лодку рег. номер содержал 7 символов (3 буквы и 4 цифры), и по рекомендации судовладельца рядом можно было установить российский флаг. Сейчас для внутреннего транспорта нанесение государственного флага и 11-значного номера обязательно.

    Правила регистрации были изменены согласно приказам МЧС №339 и №340. Теперь процедура проводится по месту жительства владельца лодки (ранее это можно было сделать и по месту нахождения судна).

    Регистрация начинается с момента обращения судовладельца (сделать это можно как лично, так и через Госуслуги). Запрос фиксируется в книге учета. После этого заявителю сообщают номер его запроса и дают информацию о дальнейших действиях.

    Для принятия решения о регистрации, гражданин должен представить все необходимые документы. Госпошлина оплачивается до передачи бумаг (ее размер составляет 200 рублей), поэтому потребуется еще и квитанция об ее оплате.

    По завершении процедуры, заявителю сообщается об успешной регистрации, либо об отказе. В первом случае лодке присваивается номер, а ее собственнику выдается судовой билет. Срок осуществления услуги составляет не более 3 дней. Если заявитель не явится в течение 30 дней со дня подачи запроса, процедура автоматически приостанавливается.

    Пример №1. У вас Казанка-М массой по паспорту — 145 кг. с установленным на ней 2-тактным мотором Ямаха 9.9 л.с. масса которого около 36 кг. В итоге суммарный вес судна с мотором будет около 181 кг., у вас остается запас по весу на оборудование лодки еще средствами спасения и пр., чтобы не превысить установленные 200 кг.

    Предлагаем ознакомиться: Как встать на очередь как молодая семья на квартиру

    Регистрировать такой комплект не понадобится! В этом случае вам даже не потребуется удостоверение судоводителя, т.к. ваш мотор менее 10,88 л.с. Но если вы оборудуете лодку допустимым по паспорту 4-тактным мотором 25 л.с., вес которого будет около 80 кг, то ваш суммарный вес комплекта превысит 200 кг., и вам придется регистрировать его в ГИМС. И получать удостоверение судоводителя, так как вы будете управлять мотором более 8кВт.

    Пример №2. У вас ПВХ-лодка «Флагман 380» массой около 43 кг. И вы установили на него 2-тактный мотор Меркури 15 л.с. массой около 35 кг. Суммарный вес комплекта, даже если вы укомплектуете его средствами спасения, не превысит 100 кг. Но так как вы установили лодочный мотор мощность которого превышает 10.88 л.с. (8кВт.

    Правила речного судоходства маломерных судов регламентируют законные и необходимые действия рулевого плавсредства. Здесь, в отличие от предыдущего пункта, все предельно просто, понятно и без изменений. Исходя из правил судовождения маломерных судов 2018–2019, судоводители обязаны:

    • знать и выполнять требования установленных государством законов и правил судоходства;
    • перед каждым выходом на воду проверять техническое состояние судна;
    • при перевозке пассажиров обеспечивать их безопасность и проводить обязательный инструктаж.
    • обеспечивать наличие всех необходимых документов на судно (судоводительские права, свидетельство о регистрации, паспорт транспортного средства и т.п.);
    • выполнять требования уполномоченных представителей надзорных органов.

    Заметим, что невыполнение установленных государственными законодательными актами и правилами требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и строгие санкции, в том числе предусматривающие лишение судоводительских прав.

    Новые правила ГИМС для маломерных судов: регистрация, выдача прав, штрафы

    Важные изменения претерпели в 2021 году правила управления маломерным судном в разделе о нанесении бортовой маркировки. До этого наносимый на лодку регистрационный номер состоял из 7 символов (3 буквы 4 цифры), и по желанию владельца рядом можно было нанести российский флаг. Теперь же для внутреннего водного транспорта Российской Федерации нанесение государственного флага и 11-значного номера обязательно.

    Бортовой номер судну назначают при регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС. По новым правилам он состоит из следующих элементов: 2 буквы; 4 цифры; цифровое обозначение региона России; буквенное указание страны (RUS) и изображение флага.

    При этом выдвигаются требования к правильному оформлению надписи.

    Идентификационный номер наносится на каждый борт лодки в одну строчку и таким образом, чтобы ее геометрическая середина была удалена от форштевня на расстояние не менее, чем ¼ габаритной длины судна. При этом высота букв должна быть не меньше 15 см, ширина составляет 10 см, а толщина контура допускается в пределах 1,5–2 см.

    Предлагаем ознакомиться: Спор об обязании заключить договор социального найма жилого помещения (на основании судебной практики Московского городского суда) — Адвокат в Самаре и Москве

    В случаях, когда конструкция судна не позволяет соблюсти при нанесении бортового номера вышеуказанные требования, порядок размещения номера регламентируется регистрационным органом. Причем эта особенность отмечается в реестре ГИМС и в судовом билете водного транспорта.

    Ранее такую жесткую санкцию инспекторы применяли только в отношении лиц, управляющих судном в состоянии опьянения. Но штрафы ГИМС для маломерных судов 2021 года ужесточились, и теперь отстранение также может применяться при:

    • выявлении факта управления незарегистрированным судном;
    • отсутствии у рулевого сертификата судоводителя или судового билета;
    • передаче управления судна лицу, не имеющему прав ГИМС.

    При этом судно отправляется на госстоянку, а на владельца составляется протокол. В течение 2 месяцев проводится судебное разбирательство, и в зависимости от тяжести правонарушения суд может установить штрафные санкции вплоть до лишения судоводительских прав на срок до 2 лет.

    Соблюдайте правила на воде!

    Различают несколько типов регистрации судов в зависимости от типа судна:

    • регистрация судов, на которые имеется право собственности. Это право собственности может принадлежать как физическому, так и юридическому лицу, или даже государству;
    • регистрация судов, внесённых в Реестр судов иностранного государства и предназначенных для использования и владения российским фрахтователем по договору бербоут-чартера. Обычно этот тип регистрации применяется к судам, предназначенным для чартера. В данном случае на время чартера экипаж не оговаривается и не включается в часть соглашения;
    • регистрация строящихся судов. Такой вид регистрации встречается реже.

    Процедура регистрации проходит по адресу собственника судна в любом подразделении Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России. Срок регистрации со дня приема документов может занять по закону не более 3 рабочих дней. Если найдены основания для приостановления регистрации, то этот срок может быть продлен до 30 дней.

    Отметим, что регистрация маломерных судов через портал Госуслуги пока полноценно не возможна. Вам все равно придется вручную заполнять заявление на месте в отделении ГИМС.

    1) Обратиться в подразделение ГИМС МЧС, при себе иметь:

    • паспорт гражданина;
    • оригиналы и копии документов подтверждающих приобретение судна и подвесного мотора;
    • справка-счет, чек, договор купли продажи или свидетельство о наследовании;
    • техпаспорт на судно и на ПЛМ к нему;
    • квитанция об оплате госпошлины, которая составляет 1600 рублей, и 200 рублей за выдачу судового билета.

    2) Заполнить заявление о внесении судна в реестр маломерных судов.

    3) Привезти с собой лодку в отделение ГИМС или, если это невозможно, пригласить инспектора по месту нахождения судна для проведения освидетельствования;

    4) Если все прошло успешно — получить судовой билет и идентификационный номер судна.

    • выписка из ЮГРЛ;
    • справка о наличии на балансе регистрируемого судна;
    • копия приказа руководителя о назначении лица ответственного за эксплуатацию судна;

    2) Квитанции об оплате госпошлины — 1600 рублей за регистрацию судна и 200 рублей за судовой билет.

    3) Привезти с собой лодку в отделение ГИМС или, если это невозможно, пригласить инспектора по месту нахождения судна для проведения освидетельствования;

    По сути, мы уже ответили на этот вопрос – без регистрации судно в официальном поле как бы вообще не существует, что чревато для владельца многочисленными проблемами (не только юридического, но и экономического или даже криминального плана).

    Хотя в международном морском праве отсутствует прямое требование о необходимости регистрации, но все сопутствующее законодательство выстроено так, что незарегистрированное судно фактически обретает нелегальный статус. Его могут заподозрить в криминальной деятельности (например, в доставке контрабанды), арестовать, изъять у владельца, оштрафовать, поставить на прикол.

    Во многих странах незарегистрированные суда вообще не могут швартоваться и находиться в порту. Они беззащитны при юридических и экономических спорах, являясь легкой жертвой для мошенников и иных преступников. Ведь в большинстве стран официальная регистрация судна еще и закрепляет право собственности владельца.

    Кроме того, регистрация судов связана и с проверкой их технического состояния, гарантируя полное соответствие установленным техническим нормативам и, соответственно, безопасность для пассажиров и экипажа.

    Однако в российском законодательстве есть и небольшой перечень судов, которые все же не требуют официальной регистрации. Это относится к:

    • традиционным шлюпкам и другим плавучим средствам, являющимся составной частью других зарегистрированных судов;
    • небольшим плавучим средствам, если их вес не превышает 200 кг, а мощность двигателя – 10 лошадиных сил (8 кВт);
    • парусным судам для спорта, если они не оборудованы двигателями, в длину не превышают 9 метров и не имеют специально оборудованных спальных мест.

    Все остальные суда и яхты на территории РФ в соответствии с требованиями отечественных нормативных документов обязаны пройти регистрацию.

    С 1 января 2021 года вступили в силу новые правила регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. Новая редакция правил ГИМС 2021 года, согласно приказу №340, успела наделать шуму среди обывателей. И если вначале все дивились и радовались послаблению дурковатых законов в данном русле, то потом радость сменилась недоумением и ощущением того, что народ опять «натянули».

    Даже такой простой вопрос способен поставить в тупик владельцев подобных транспортных средств, поскольку регистрация разных судов осуществляется в разных местах. Это зависит от размера судна и его предназначения. И прежде чем погружаться в непростую процедуру регистрации, следует разобраться именно с этим вопросом.

    Что собой представляет результат регистрации? Это присвоение определенной идентификационной отметки судну и внесение ее в определенный реестр. Но вот ведут эти реестры разные ведомства.

    Если вы планируете использовать свое плавучее транспортное средство просто для удовольствия (например, личных морских или речных прогулок), то оно будет зарегистрировано в качестве маломерного судна с пометкой «парусное или парусно-моторное судно» в Реестре маломерных судов. Сделано это будет такой организацией, как ГИМС МЧС России (Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России).

    Если такое судно имеет длину свыше 20-ти метров и вмещает на борт 12-18 человек, то оно должно пройти освидетельствование в Российском Морском регистре судоходства (РМРС) либо в Российском речном регистре (РРР), а выдача судового билета осуществляется через структуры Государственного бассейнового управления водных путей и судоходства (ГБУВПиС) либо через капитана морского порта.

    В том случае, если на борту судна предполагаются не только прогулки с друзьями, но еще и какая-то коммерческая деятельность, то оно должно быть зарегистрировано уже в Государственном судовом реестре. Освидетельствование идет через РМРС либо РРР, а выдача судового билета – через ГБУВПиС либо через капитана морского порта.

    Отдельная ситуация – с судами, которые используются в спортивных соревнованиях. Их освидетельствование и установление права собственности выполняется Минтрансом России через РМРС либо РРР. Однако затем они должны быть внесены в Спортивный судовой регистр (ССР) Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС).

    Следует обратить внимание на то, что регистрация судов в России имеет две составляющие – это регистрация права собственности и внесение в реестр, то есть получение идентификационного номера. Как правило, в РФ это выполняется одновременно.

    Нужно не упустить из вида и еще одно важное обстоятельство. В России к маломерным судам относятся те, которые имеют длину не более 20-ти метров, а вот в международной нормативной базе малыми (вернее, прогулочными — pleasure) считают суда до 24-х метров. Так что яхта в 23 метра 80 см, которая построена и приобретена, скажем, в Европе как прогулочная (то есть маломерная), в России таковой признана не будет. К ней будут предъявлять требования (в том числе технические) как к крупному судну.

    Нарушения прав, совершённые владельцами моторных лодок или других плавсредств, влекут за собой наказания в виде наложения штрафов в соответствии с Административным кодексом России.

    Законодательных положений предусмотрено достаточное количество, но в качестве примера приведём главные.

    Отсутствие на плавсредстве документов, необходимых для осмотра инспекторами Инспекции, влечёт предупреждение или санкции в виде денежного взыскания (100 рублей). Поэтому специалисты рекомендуют всегда иметь при себе водительское удостоверение от судна, билет и свидетельство, подтверждающее право собственности (или доверенность).

    Штраф в размере от трёхсот до пятисот рублей налагается за мелкие правонарушения, среди которых следующие:

    • небезопасное маневрирование;
    • увеличение скорости допустимой на водном объекте;
    • не учёт правил плавания (сюда входит и игнорирование знаков);
    • остановка в запрещённых для парковки местах;
    • несоблюдение требований по использованию звуковых и световых сигналов.

    В дальнейшем размер штрафа увеличивается с 500 до 1 тыс. рублей. К данной категории относятся нарушения: нет данных о техосмотре, неверное нанесение номеров на борт. В пределах этих же сумм существуют штрафы за такие нарушения: управление малым судном без проведённой регистрации, отсутствие водительского удостоверения на мотолодке, переоборудование плавсредства без допуска надзорных органов Инспекции МЧС.

    В размере от 500 до 1 тыс. рублей налагается штраф на водителей, перевозивших слишком большое количество пассажиров. Следует также отметить такие нарушения, как выход через границы акваторий разрешённого судоходства и районы, недоступные для плавания. И также до 1 тыс. рублей нужно будет заплатить тогда, когда инспекторы увидят, что на используемом судне есть поломки, которые запрещены правилами судовождения.

    Владелец, передавший плавсредство лицу, у которого нет водительского удостоверения, должен быть наказан строже. За такое правонарушение налагается штраф размером до двух тысяч рублей. При этом та же сумма начисляется и при управлении плавательным средством с просроченными правами.

    Законодательством запрещается эксплуатация малых судов, выбросы которых содержат большое количество вредных веществ, а также использование лодок, производящих слишком много шума (нормы показателей приведены по Госстандарту РФ). За нарушение такого рода инспектор ГИМС имеет право составить для судовладельца протокол об уплате штрафа в размере от пятисот рублей до тысячи.

    Такая жёсткая санкция инспекторами применяется только по отношению лиц, которые управляли лодкой в состоянии алкогольного опьянения. Но штрафы Госинспекции для маломерных судов 2021 года стали жёстче, и сейчас отстранение используется в таких обстоятельствах:

    • выявление факта эксплуатации незарегистрированным моторным средством;
    • отсутствие сертификата у водителя судна или судового билета;
    • передача управления плавсредства лицу, у которого не имеется удостоверения ГИМС.

    При этом лодка или катер должен быть направлен на стоянку государственного типа. На судовладельца инспектор подписывает протокол. В течение двух месяцев проводится разбирательство в судебном порядке, и, в зависимости от типа правонарушения, суд устанавливает наказание вплоть до лишения удостоверения у судоводителя до 2 лет.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.