Кто может быть привлечен к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений ответ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто может быть привлечен к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений ответ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ МОЖНО НАЗВАТЬ «КОРРУПЦИЕЙ»?

Частью 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что коррупция — это:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

ЧТО ТАКОЕ «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ»?

Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

ЧТО ТАКОЕ «КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ» И «ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ»?

Статьей 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определено, что под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) должностным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми должностное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

ЧТО МОЖЕТ ВЫСТУПАТЬ ПРЕДМЕТОМ ВЗЯТКИ?

Предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».)

КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ МОЖНО СЧИТАТЬ ВЫМОГАТЕЛЬСТВОМ ВЗЯТКИ?

Вымогательство означает требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».)

МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЁН К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОСРЕДНИК ВО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ?

Да, может.

Уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных статьей 33 Уголовного кодекса РФ.

КАКОВ УРОВЕНЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦА, СООБЩИВШЕГО О ФАКТЕ КОРРУПЦИИ, ЕСЛИ ЭТОТ ФАКТ НЕ БУДЕТ ДОКАЗАН?

Лицо, сообщившее заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию может быть привлечено к уголовной ответственности по статье 129 «Клевета» Уголовного кодекса РФ.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ВЗЯТКОДАТЕЛЬ МОЖЕТ БЫТЬ ОСВОБОЖДЁН ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ?

Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. (Примечание к ст. 291 Уголовного кодекса РФ).

ВОЗВРАЩАЮТСЯ ЛИ ВЗЯТКОДАТЕЛЮ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА И ИНЫЕ ЦЕННОСТИ, СТАВШИЕ ПРЕДМЕТОМ ВЗЯТКИ?

Основным актом Российской Федерации в системе мер борьбы с коррупцией является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В соответствии с положениями этого закона, преступления относятся к коррупционным в тех случаях, когда имеет место: злоупотребление служебным положением или служебными полномочиями, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Среди них наиболее опасным является взяточничество (ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ). Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.

Распространенными коррупционными преступлениями являются также отдельные виды хищения чужого имущества, к числу которых относятся: мошенничество (ст. 159 УК РФ), присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ), при условии, если они совершены руководителем государственного органа, организации, учреждения либо иного юридического лица.

К числу преступлений коррупционной направленности относятся также факты злоупотребления должностными лицами своими полномочиями (ст. 285 УК РФ) или их превышения (ст. 286 УК РФ), либо совершение ими служебного подлога (ст. 292 УК РФ), но лишь в случае, когда эти деяния совершены из корыстных побуждений, то есть чтобы получить в результате содеянного какую-либо выгоду.

Исходя из положений Уголовного кодекса Российской Федерации за совершение коррупционных преступлений виновному может быть назначено наказание в виде: штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, принудительных работ, ограничения свободы, лишения свободы на определенный срок либо несколько видов этих наказаний одновременно.

При этом наказание, применяемое к лицу, совершившему преступление, должно быть соразмерным содеянному.

Дифференциация уголовной ответственности в основном достигается за счет того, что за различные преступления законодатель предусмотрел различные санкции. Например, размер наказания за взяточничество существенно зависит от размера полученной взятки.

Так, за впервые совершенное мелкое взяточничество (ч. 1 ст. 291.2 УК РФ), то есть когда виновным была получена или дана взятка в размере, не превышающем 10 тыс. рублей, осужденному может быть назначено наказание от штрафа в размере 5 тыс. рублей до лишения свободы на 1 год.

Если же коррупционером получена взятка в особо крупном размере, то есть превышающем один миллион рублей (ч. 6 ст. 290 УК РФ), то минимальное наказание для него составляет штраф в размере трех миллионов рублей, а максимальное – 15 лет лишения свободы со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на 15 лет.

Кроме санкций норм УК РФ, предусматривающих ответственность за конкретные преступления, на вид и размер назначаемого коррупционерам наказания влияют, такие обстоятельства, как данные о личности виновного (положительные или отрицательные), обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Учет всех перечисленных обстоятельств позволяет назначить конкретному виновному лицу справедливое наказание.

Деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий. В настоящее время , сюда следует добавить и выгоды имущественного характера в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.

Взятки можно условно разделить на явные и завуалированные.

Взятка явная – взятка, при вручении предмета которой должностному лицу взяткодателем, оговариваются те деяния, которые от него требуется выполнить немедленно или в будущем.

Взятка завуалированная – ситуация, при которой и взяткодатель и взяткополучатель маскируют совместную преступную деятельность под правомерные акты поведения. При этом прямые требования (просьбы) взяткодателем могут не выдвигаться. Например, за общее покровительство по службе.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида преступлений, связанных с взяткой: получение взятки (статья 290) и дача взятки (статья 291). По-сути, это две стороны одного преступления: ведь взятка означает, что есть тот, кто ее получает (взяткополучатель) и тот, кто ее дает (взяткодатель).

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ВЗЯТКОЙ?

Взяткой могут быть:

Предметы – деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, квартиры, дачи и загородные дома, продукты питания, бытовая техника и приборы, другие товары, земельные участки и другая недвижимость.

Услуги и выгоды – лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

Завуалированная форма взятки – передача денег якобы в долг, банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего кредита, оплата товаров по заниженной цене и покупка товаров у определенного продавца по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику или указанным им лицам (родственникам, друзьям), получение выгодного или льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи или книги, преднамеренный проигрыш в карты, бильярд и т.п., «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, фиктивная страховка, увеличение процентных ставок по банковскому вкладу или уменьшение процентных ставок по кредиту, оформленному взяткополучателем и т.д.

Взятка впрок – систематическое получение взятки должностным лицом в форме периодических отчислений от прибыли (дохода) предпринимателя — взяткодателя, если взяткополучатель совершает каждый раз новое деяние в его пользу, либо оказывает общее покровительство и попустительство.

КТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕН К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ?

Взяткополучателем может быть признано только должностное лицо – представитель власти или чинов­ник, выполняющий организационно- распорядительные или административно-хозяйственные функции представитель власти или чинов­ник, выполняющий организационно- распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Представитель власти – это государственный или муниципальный чиновник любого ранга — сотрудник областной или городской администрации, мэрии, министерства или ведомства, любого государственного учреждения, правоохранительного органа, воинской части или военкомата, судья, прокурор, следователь, депутат законодательного органа и т.д.

Лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции – это начальник финансового и хозяйственного подразделения государственного и муниципального органа, ЖЭКа, РЭУ, член государственной экспертной, призывной или экзаменационной комиссии, директор или завуч школы, ректор ВУЗа и декан факультета, главврач больницы или поликлиники и т.д.

ЧТО ТАКОЕ ПОДКУП?

Подкуп – взятка лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих и некоммерческих предприятиях и организациях — директору, заместителю директора коммерческой фирмы или государственного унитарного предприятия, председателю и члену совета директоров акционерного общества, главе кооператива, руководителю общественного или религиозного объединения, фонда, некоммерческого партнерства, лидеру и руководящему функционеру политической партии и т. д.

НАКАЗАНИЕ ЗА ВЗЯТКУ

ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ

Статья 290 Уголовного кодекса Российской Федерации.

1. Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния, предусмотренные Уголовным Кодексом Российской Федерации:

  • мошенничество (статья 159);
  • присвоение или растрата (статья 160);
  • коммерческий подкуп (статья 204);
  • злоупотребление должностными полномочиями (статья 285);
  • нецелевое расходование бюджетных средств (статья 285.1);
  • нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (статья 285.2);
  • внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (статья 285.3);
  • превышение должностных полномочий (статья 286);
  • незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289);
  • получение взятки (статья 290);
  • дача взятки (статья 291);
  • посредничество во взяточничестве (статья 291.1);
  • служебный подлог (статья 292);
  • провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304);
  • подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (статья 309).

За преступления коррупционной направленности Уголовным кодексом Российской Федерации установлены санкции, которые предусматривают следующие виды наказаний:

  • штраф;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • принудительные работы;
  • ограничение свободы;
  • лишение свободы на определенный срок.

К основным составам административных правонарушений коррупционного характера, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях можно отнести такие, как:

  • Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (статья 5.16);
  • Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (статья 5.17);
  • Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума, выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (статья 5.20);
  • Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума (статья 5.45);
  • Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом (статья 5.47);
  • Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума (статья 5.50);
  • Мелкое хищение» (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты) (статья 7.27);
  • Несоблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (статья 7.29);
  • Нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа статья (7.29. 1);
  • Отказ или уклонение единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу (статья 7.29.2);
  • Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (статья 7.30);
  • Нарушение порядка заключения, изменения контракта (статья 7.32);
  • Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления (статья 14.9);
  • Использование служебной информации на рынке ценных бумаг (статья 15.21);
  • Незаконное вознаграждение от имени юридического лица (статья 19.28);
  • Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного (муниципального) служащего (статья 19.29).

За совершение административных правонарушений коррупционной направленности Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлены санкции, которые предусматривают такие виды наказаний, как:

  • административный штраф;
  • административный арест;
  • дисквалификация.

Статьей 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ и другими федеральными законами, предусмотрены следующие виды взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия за совершение правонарушений, установленных:

  • ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ — за непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;
  • ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ — за непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений.

Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами:

  • статья 16 Гражданского Кодекса Российской Федерации — убытки,причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием;
  • статья 1069 Гражданского Кодекса Российской Федерации вред,причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Пунктом 3.1. статьи 1081 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено — Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда, причиненного по основаниям, изложенным в статье 1069, имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение.

К коррупционным правонарушениям относятся также обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями нарушения правил дарения, а также нарушения порядка предоставления услуг, предусмотренных Гражданским Кодексом Российской Федерации:

  • ст. 575 Гражданского Кодекса Российской Федерации содержит запрет на дарение подарков, за исключением обычных, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей лицам, замещающим муниципальные должности, муниципальным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы о коррупции

  • Республиканская акция «Единый день безопасности»
  • 15 августа — День здорового питания
  • В свой первый рабочий день 2 августа 2021 года приступили к работе молодые специалисты в УЗ «Столбцовская ЦРБ».
  • Команда УЗ «Столбцовская ЦРБ» приняла активное участие в туристическом слёте «Турслёт объединяет!»
  • 28 июля — Всемирный день профилактики гепатитов
  • В Столбцовской больнице разработана специальная реабилитационная программа «Гидромассаж»

Основные принципы противодействия коррупции, а также формулировка понятия «конфликт интересов» закреплены в:

  1. Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
  2. Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
  3. Национальном плане противодействия коррупции
  4. В Уголовном Кодексе Российской Федерации

Выберите все верные утверждения из перечисленных:

  1. коррупция свойственна только исполнительной ветви государственной власти
  2. коррупция существует как в государственном, так и частном секторе экономики
  3. коррупционная выгода всегда имеет денежную форму
  4. выявление коррупционных преступлений и уголовное преследование виновных лиц является основным способом профилактики коррупции

В соответствии с федеральным законом «О противодействии коррупции» коррупция это (несколько вариантов):

  1. ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, повлекшее существенный вред организации либо государственным интересам
  2. злоупотребление служебным положением
  3. злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества
  4. дача взятки, получение взятки

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» коррупция:

  1. связана с незаконным использованием должностного положения в целях приобретения имущественной выгоды
  2. все ответы верны
  3. ограничивается дачей и получением взятки
  4. не включает случаи, когда незаконная выгода должностного лица незначительна (не превышает одной тысячи рублей)
  5. возможна только в государственном секторе экономики
  6. включает получение как материальной выгоды, так и нематериальных благ

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции является обязанностью:

  1. только государственных органов и государственных служащих
  2. государственных и муниципальных органов, государственных и муниципальных служащих
  3. только правоохранительных органов
  4. как государственных и муниципальных органов, иных государственных организаций, так и организаций частного сектора (коммерческих и некоммерческих) и физических лиц

В сфере противодействия коррупции утрата доверия подразумевает:

  1. утрату доверия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию интересов по отношению к руководителю государственного органа
  2. утрату доверия государственного гражданского служащего по отношению к представителю нанимателя
  3. утрату доверия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию интересов по отношению к государственному гражданскому служащему
  4. утрату доверия представителя нанимателя по отношению к государственному гражданскому служащему

Кого обязан уведомить гражданский служащий о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения?

  1. лицо, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в государственном органе
  2. правоохранительные органы
  3. комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
  4. представителя нанимателя (своего работодателя)

Уголовная ответственность за коррупционные правонарушения

Диктант проходит в формате теста из 40 вопросов, к каждому из которых будет предложено несколько вариантов ответов. Вы сразу сможете увидеть, правильно ли вы ответили на тестовые вопросы. Завершить тестирование можно в любой момент.

На прохождение 40 вопросов отводилось 30 минут, при этом, среднее количество времени, которое потребовалось участникам, составило 20 минут

Каждый участник, успешно прошедший антикоррупционный диктант, получит именной сертификат, свидетельствующий о его успешном прохождении и подтверждающий знания в области противодействия коррупции.

Официальный сайт диктанта: антикорр-диктант.рф

В 2020 году диктант состоялся 9 декабря, всего 40 вопросов. Правильных ответов в вопросе может быть несколько, они выделены жирным шрифтом.

В соответствии с законодательством Российской Федерации предметом взятки могут являться:

  • 1. Деньги;
  • 2. Движимое и недвижимое имущество;
  • 3. Ценные бумаги;
  • 4. Биткоины;
  • 5. Все выше перечисленное.

В понятие коррупции не входит:

  • 1. Злоупотребление служебным положением;
  • 2. Присвоение полномочий должностного лица;
  • 3. Дача взятки;
  • 4. Получение взятки.

Основные принципы противодействия коррупции, а также формулировка понятия «конфликт интересов» закреплены в:

  • 1. Национальном плане противодействия коррупции;
  • 2. Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • 3. Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  • 4. Уголовном кодексе Российской Федерации.

Коррупция существует в следующих странах:

  • 1. Франция;
  • 2. Китай;
  • 3. Россия;
  • 4. США;
  • 5. Во всех странах мира.

Выберите все верные утверждения из перечисленных:

  • 1. коррупция свойственна только исполнительной ветви государственной власти;
  • 2. коррупционная выгода всегда имеет денежную форму;
  • 3. коррупция существует как в государственном, так и частном секторе экономики;
  • 4. выявление коррупционных преступлений и уголовное преследование виновных лиц является основным способом профилактики коррупции.

Законодательство и уголовная ответственность за коррупционные преступления

В соответствии с федеральным законом «О противодействии коррупции» коррупция это (несколько вариантов):

  • 1. злоупотребление служебным положением;
  • 2. дача взятки, получение взятки;
  • 3. ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, повлекшее существенный вред организации либо государственным интересам;
  • 4. злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» понятие коррупция:

  • 1. ограничивается дачей и получением взятки;
  • 2. возможна только в государственном секторе экономики;
  • 3. связана с незаконным использованием должностного положения в целях приобретения имущественной выгоды;
  • 4. не включает случаи, когда незаконная выгода должностного лица незначительна (не превышает одной тысячи рублей);
  • 5. включает получение как материальной выгоды, так и нематериальных благ;
  • 6. все ответы верны.

В качестве взятки могут фигурировать не только денежные средства, но и другое имущество или услуги. Последние могут также передаваться непосредственно от взяткодателя или посредника.

В статьях 290–291.2 Уголовного кодекса РФ приводятся меры наказания за это преступление. Ответственность устанавливается не только для дающего и получающего взятку, но и для посредников.

Получение взятки устанавливается на основании статьи 290 Уголовного кодекса РФ. По сути, это получение должностным лицом выгоды за выполнение незаконных или законных действий, а также за бездействие.

Речь идет не только о получении денежных средств, но и любой выгоды. К данной категории относится недвижимое имущество, ценные бумаги, крупные подарки. За коррупцию устанавливается уголовная или администрация ответственность в зависимости от тяжести содеянного.

О противодействии коррупции

Взятка считается переданной с момента принятия части или всего вознаграждения со стороны должностного лица. При этом необязательно полное исполнение действия, за которое передано вознаграждение.

Согласно ст. 291.1 УК РФ, взятку получают лично или через посредника. В качестве последнего признается лицо, которое непосредственно передает саму взятку в интересах другого лица — взяткодателя.

Если передача ценностей не состоялась, преступление квалифицируется в качестве покушения на незаконное вознаграждение. При определенных обстоятельствах данные действия также наказываются, но важно доказать состав преступления. Обстоятельство касается случаев, когда подкуп не состоялся по независящим от участников обстоятельствам.

Если действие не доведено до конца, оно также признается преступлением. За него устанавливается ответственность, но в меньшем размере по сравнению с полноценной передачей взятки.

Определяется ответственность за совершение преступления не только конкретным человеком, но и организованной группой. Также речь идет о противоправных действиях, которые совершаются в результате предварительного сговора двух и более лиц.

Устанавливается наказание в форме штрафа, который составляет 70–90 размеров самой взятки. Предусмотрена также возможность лишения свободы. Срок может быть назначен в пределах 7–12 лет.

Возможно и дополнительное наказание, которое выражается в недопущении заниматься определенной деятельностью в течение 3 лет, а также штраф, который составляет до 60 размеров взятки.

Получение взятки группой лиц квалифицируется, если имел место предварительный сговор до совершения преступления. Это обстоятельство является отягчающим, поэтому требует доказательств или признательных показаний.

В соответствии с действующим законодательством устанавливается размер взятки в денежном выражении. На его основе определяется мера ответственности и наказания. Выделяют размеры:

  • мелкий — до 10 тыс. рублей;
  • значительный — 25–150 тыс. рублей;
  • крупный — более 150 тыс. рублей;
  • особо крупный — свыше 1 млн рублей.

Устанавливается дополнительное отягчающее обстоятельство — вымогательство. Оно может привести к 60-кратному увеличению штрафа и сроку до 12 лет лишения свободы.

Коррупция – это бич человеческого общества во все времена. Она тормозит развитие экономики и других сфер жизни страны. А понимается под этим словом любое использование служебных полномочий с целью получения выгоды. Выражается такое злоупотребление, главным образом, во взяточничестве.

Должностным лицом, согласно закону, считается человек, временно или постоянно наделённый полномочиями власти. Перечень должных лиц огромен. По сути, в каждой сфере общественной деятельности, регламентированной государством, есть должностные лица, представляющие государство и наделённые им специальными полномочиями.

Под взяткой понимаются не только деньги, но также услуги и другие выгоды, предлагаемые взамен каких-либо действий должностного лица. Может быть и скрытая форма взятки, когда получателю не передаются ценности, но прощается долг или даются иные выгоды.

Субъектом, получившим взятку, может быть только должностное лицо. А субъектом её давшим – любой гражданин в возрасте от 16 лет.

Подарок даётся безвозмездно. То есть от его получателя не требуется осуществление каких-либо действий взамен. Взятка – это плата за некую услугу.

Как только произошёл факт передачи и получения взятки. Соответственно, если получатель не принял деньги, то произошла только попытка дать взятку, но не сама её дача.

Доказательством может быть:

  • Фиксация процесса передачи денег на видео или аудио;
  • Наличие у получившего взятку меченых денег.

Как правило, оба доказательства можно получить только, если кто-то из участников процесса, зафиксирует его и сообщит в полицию. Либо, в случае, когда полиция проводит передачу взятки под контролем, для доказательства коррупционных действий.

Не нужно путать понятия коммерческий подкуп и взятка, несмотря на то, что оба они являются видами коррупционной деятельности. Но всё же между этими действиями есть ряд отличий:

  • Взятка – должностное преступление лиц, представляющих государственную власть. Это преступление определено 291-й статьёй УК. Коммерческий подкуп – преступление коммерческое, и наказание за него регламентировано 204-й статьёй;
  • Взятка, как правило, связана с получением денежной суммы в качестве вознаграждения за какие-либо действия. Коммерческий подкуп – это передача ценных бумаг или денег, которая также вне закона. Но получатель является представителем какой-либо коммерческой организации, а не государственным служащим;
  • Субъект взятки – человек, занимающий должность, который получил деньги в виде взятки. Субъект коммерческого подкупа – управленец компании, который этот подкуп совершил;
  • Взятка может быть дана до или после выполнения услуги, за которую её дают. Подкуп всегда предшествует такой услуге;
  • В отличие от взятки, которая карается только УК, подкуп карается ещё и Административным кодексом. На основании его норм, с юридического лица могут взыскать штраф в 100 раз превышающий сумму подкупа.

Нередко, эти преступления сопутствуют друг другу.

Вымогательство взятки карается так же, как и её получение. Но если вымогательство осуществлялось группой лиц, то наказание будет ещё более жёстким. В таком случае штраф составит от 2 до 4 миллионов рублей (при взятке более 150 тысяч).

Многие задаются вопросом можно ли избежать наказания за дачу взятки? Действительно, законодательство допускает такую возможность. Но только в трёх случаях:

  • Когда взяткодатель сам явился в полицию и признался;
  • Когда он помог найти других взяткодателей;
  • Когда он доказал, что давал взятку под давлением вымогавшего её лица.

Все варианты, так или иначе, связаны с сотрудничеством во следственными органами.

Памятка об ответственности за коррупционные правонарушения

Вне зависимости от суммы взятки и ситуации, при которой она была дана, ответственность несут и получатель, и взяткодатель. Банальные взятки инспектору на дороге как раз такие. Ответственность определяется всё той же 291 статьёй, и зависит от размера взятки. Санкции те же, что и в случае любой другой взятки, описанном выше.

В ситуации вымогательства взятки, ни в коем случае, нельзя идти на уступки провокатора:

  • Не платить;
  • Если избежать дачи взятки не получается, то нужно зафиксировать этот факт на видео или аудио, и предоставить записи в полицию как доказательство вымогательства;
  • Иногда помогает само предупреждение о том, что разговор записывается. Это работает, например, в случае с вымогательством взятки инспекторами ГИБДД.

Кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления

Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова.

150040, г. Ярославль, ул. Республиканская, 42/24

Выше перечислены основные виды коррупционных действий, но к этому типу преступления можно отнести и некоторые другие явления:

  1. Распространенное явление «кумовство». Должностное лицо покровительствует своим родственникам, позволяя им продвигаться в карьере, получать выгоду от работы, иметь другие преимущества по сравнению с сотрудниками, несмотря на отсутствие законных оснований для этого.
  2. Фаворитизм – этим термином называют покровительство на службе определенных работников, которые не являются родственниками.

Данные действия редко получают юридическую оценку и наказание, так как мало желающих заявлять о них в правозащитные органы.

Такое преступление, как коррупция, в Уголовном Кодексе не указывается. Но в нем есть статьи, предусматривающие серьезное наказания за действия, которые можно отнести к коррупционным:

  • По статье 290 можно получить уголовное наказание за взяточничество, вымогательство денежных средств за определенные действия на занимаемой должности.
  • Статья 201 определяет наказание за злоупотребление полномочиями.
  • За коммерческий подкуп лицо может быть осуждено по статье 204.

Возможна уголовная ответственность не только за получение, но и за дачу взятки, с учетом статьи 291. по данным статьям рассматривается с учетом того, какую должность занимать нарушитель.

Что делать, если вы столкнулись с коррупцией, и как законы борются с ней?

Преступные действия, которые направлены на причинение ущерба авторитету органов государственной власти, интересам службы в структурах власти, муниципального самоуправления, коммерческим и некоммерческим структурам, принято квалифицировать как коррупция.

Внимание! Проявляется в противоправном получении должностным лицом, которое наделено государством властными полномочиями, личных благ за действия:

  • которые противоречат интересам службы;
  • которые не противоречат интересам службы, однако без личной заинтересованности не совершаются.

Нормы закона, которые направлены на борьбу с коррупционными деяниями, предусматривает такие виды:

  • взяточничество – это получение или предоставление материального вознаграждения за совершение действий, которые идут вопреки интересам службы;
  • присвоение и растрата материальных ценностей и имущества, которое вверено субъекту властных полномочий, а также использование в личных целях, продажа, передача другим лицам или совершение с ним других противоправных действий;
  • мошенничество – это обман или злоупотребления доверием в целях незаконного изъятия ценностей у собственника имущества;
  • вымогательство – это требование передачи имущества, ценностей, прав на них за совершение в пользу собственника определенных действий. При этом требование может быть выражено и с помощью угроз;
  • злоупотребление служебными полномочиями в личных корыстных целях.

Дисциплинарная ответственность представляет собой отдельный вид юридической ответственности, суть которой состоит в воздействии на нарушителя трудовой дисциплины одним из видов дисциплинарного взыскания.

Внимание! Дисциплинарным коррупционным проступком является нарушение порядка исполнения своих профессиональных обязанностей, которые обладают признаками коррупции, однако не являются преступлением или административным правонарушением со стороны следующих категорий лиц:

  • которые занимают государственные должности Российской Федерации;
  • занимающими должности, предусмотренные реестром муниципальных должностей муниципальной службы;
  • служащими Центрального банка Российской Федерации, его учреждений и представительств, а равно государственных внебюджетных и пенсионных фондов;
  • должностными лицами государственных органов контроля и надзора;
  • служащими межгосударственных органов, если в соответствии с международными договорами Российской Федерации на них распространяется статус государственных служащих;
  • служащими и иными сотрудниками международных организаций из числа граждан Российской Федерации;
  • мировыми судьями;
  • лицами, исполняющими обязанности арбитражных и присяжных заседателей;
  • иными лицами, приравненными к субъектам ответственности за коррупционные правонарушения.

За совершение коррупционного проступка все они подлежат дисциплинарной ответственности согласно законодательству Российской Федерации.

Грубыми дисциплинарными проступками, которые не являются преступлениями, являются нарушения государственными гражданскими служащими запретов и ограничений, которые установлены в статьях 16 и 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года за №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В качестве примера можно привести непредставление сведений или представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Посмотрите видео. Коррупционные преступления:

  • Краеведение
    • О районе
    • Знаменитые уроженцы
    • Наши достопримечательности
    • Святые места
    • Зоны отдыха
    • Музей им. Г.А. Цаголова
    • Фотогалерея
    • Видео
  • Поселения района
    • г. Дигора
    • с. Карман-Синдзикау
    • с. Кора-Урсдон
    • с. Дур-Дур
    • с. Мостиздах
    • ст. Николаевская
  • Социальная сфера
    • Образование
    • Культура
    • Спорт
    • Здравоохранение
    • Социальное обеспечение
    • Пассажирский транспорт
    • Связь
    • Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Дигорского района
    • Взаимодействие с НКО

    Уголовная ответственность — это предусмотренная уголовным законом обязанность лица, совершившего преступление, претерпеть негативные последствия своего преступного поведения, налагаемые государством.

    Виновные лица привлекаются к уголовной ответственности только в рамках закрепленных в Уголовно-процессуальном кодексе процедур.

    Понятие уголовной ответственности тесно связано с основополагающими принципами, закрепленными в УК РФ, которые должны соблюдаться всеми органами и должностными лицами:

    • законности (и преступное деяние, и его последствия установлены только в уголовном законе),
    • равенства граждан перед законом (независимо от расы, возраста, национальности, должностного положения),
    • вины (никто не может быть привлечен к ответственности за невиновное причинение вреда),
    • справедливости (наказание должно быть соразмерно преступлению),
    • гуманизма (не допускается причинение физических страданий и унижение человеческого достоинства).


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.