Льготы чернобыльцев родившихся после 1994 г.в

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы чернобыльцев родившихся после 1994 г.в». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • граждане, которые получили конкретную дозу радиации во время самого взрыва на советской АЭС или после аварии ликвидировали ее последствия;
  • лица, которые по состоянию на 26 апреля 1986 г. работали и жили около ЧАЭС и ближайших районах;
  • лица, которые из-за радиационного облучения стали инвалидами — получили конкретную группу. К таковым относят военных, врачей, сотрудников МСЧ — ликвидаторов последствий аварии на реакторах ЧАЭС, а также местных жильцов (в том числе и беременных) в зоне отчуждения и др.;
  • доноры костного мозга. Срочную пересадку этого органа делали многим пострадавшим от облучения;
  • работники, которые были отправлены на место аварии для выполнения различных рабочих обязанностей и др.
  • наличие возможности улучшения жилищных условий;
  • право внеочередного получения места в дошкольном учреждении для члена семьи чернобыльца;
  • уменьшение платы коммунальных услуг;
  • членов семей чернобыльцев на рабочем месте сокращают в последнюю очередь.

Льготы чернобыльцев родившихся после 1994 г.

В России для получения этой социальной помощи полагается сформировать комплекс документов и написать заявление. При этом нужно документально доказать принадлежность к числу людей, пострадавших от аварии на АЭС. После вам выдадут «Удостоверение чернобыльца». Этот документ в дальнейшем станет основой для получения всех полагающихся социальных льгот.

Для обеспечения социальной защиты пострадавших был принят Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Нормы этого закона распространяются и на пострадавших при других техногенных катастрофах с радиационным заражением.

Чтобы получить причитающиеся льготы и выплаты, нужно обратиться в соответствующий орган власти, составить заявление, предоставить льготное удостоверение и документы по утверждаемому перечню. Например, для оформления жилищной субсидии нужно обратиться в отдел социальной защиты населения, МФЦ или центр жилищных субсидий. Потребуется предоставить такие документы:

Какие льготы и выплаты положены чернобыльцам (вдовам) в 2021 году

Еще в детстве я получила удостоверение чернобыльца и знаю, что моим детям по закону положена ЕДВ. Когда родилась старшая дочь, в соцзащите нам посоветовали обратиться в Пенсионный фонд за оформлением выплаты. Однако сотрудники ПФР сначала сказали, что подобные услуги у них не предусмотрены. Позже, извинившись, они все же оформили ЕДВ и объяснили: с таким вопросом к ним обращаются настолько редко, что об этом пункте закона не помнят даже специалисты.

Если имеются иные основания для квот на бюджетное отделение, следует также представить иные бумаги – например, справку об инвалидности, школьную медаль (и, соответственно, аттестат с отличием), диплом о победе в олимпиаде или ином конкурсе, дающем право на преимущественное зачисление в вуз, и т. д.

  • зона отчуждения. Предполагает абсолютное исключения жизни, работы и даже кратковременного пребывания на территории около станции;
  • зона отселения. Эта территория располагается дальше от реактора, чем зона отчуждения. Из зоны отселения граждане были эвакуированы с целью защиты их от воздействия радиационного облучения;
  • зона с правом на отселение. В этой зоне люди могут проживать, однако они имеют право ее покинуть и получать соответствующие льготы;
  • зона с допустимым радиационным уровнем. На территории уровень радиации допускает проживание и труд, однако граждане, живущие в этой зоне, имеют право на льготы.
  • Черным по белому
  • Белым по черному
  • Темно-синим по голубому
  • Коричневым по бежевому
  • Зеленым по темно-коричневому

Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1, последний раз измененный законодателем в апреле 2020 года, является основным нормативным актом, регулирующим статус чернобыльца. Он устанавливает социальные гарантии и льготы чернобыльцам.

Основной целью названного акта является социальная поддержка граждан, которые пострадали от неблагоприятных факторов, возникших после чернобыльской катастрофы.

Пособие для второго поколения чернобыльцев

Одним из важнейших факторов при принятии решения о необходимости социальной помощи гражданам является уровень радиоактивного излучения в той области, где они постоянно проживают или осуществляют трудовую деятельность.

Доза негативного излучения измеряется специалистами в зивертах. Так, согласно положениям ч. 2 ст. 6 закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1, допустимым признается показатель облучения, который не превышает 1 мЗв (миллизиверт).

Закон установил, что лица, находящиеся в зоне облучения, должны быть отселены от опасных населенных пунктов в рамках Единой государственной программы.
При этом гражданам оставили возможность самостоятельно выбирать место проживания согласно данным о радиационной обстановке и предельных дозах облучения на зараженной в результате катастрофы территории.

Вся зона, подвергшаяся негативному радиоактивному воздействию вследствие катастрофы, была разделена на 4 территории, в которые вошли:

  1. Область отчуждения. Это земли, расположенные вокруг здания АЭС, из которых было эвакуировано население. На данной территории прямо запрещено постоянное проживание населения. Законодатель ограничивает возможности природопользования и хозяйственной деятельности, производимой в данной области.
  2. Область отселения. Отселение жителей этой зоны на другие участки осуществляется до понижения риска радиационного ущерба. Лица, принявшие решение о выезде с загрязненной радиацией территории, могут рассчитывать на социальную поддержку и возмещение вреда.
  3. Зона, где проживают лица, имеющие право на отселение. В данной зоне ведется постоянный медицинский контроль состояния здоровья граждан. Здесь проводятся мероприятия по охране здоровья жителей, а также по снижению риска заболеваемости населения.
    Граждане, которые выезжают с территории, где показатель излучения превышает допустимый уровень, имеют право на установленные российским законодательством льготы.
  4. Зона, где проживают граждане, имеющие право на социально-экономические льготы. Эта территория с допустимым уровнем радиации.

Вдовы чернобыльцев и иные родственники, проживающие с ними, имеют право на оплату половины площади в государственных домах и в приватизированных квартирах. Одновременно с этим им полагается 50% оплаты коммунальных услуг или цены на топливо.

Нетрудоспособные вдовы и иные родственники умерших чернобыльцев-инвалидов, которые находились у них на иждивении, могут получать ежемесячную компенсацию.

Такие перечисления осуществляются в целях возмещения вреда здоровью. Сумма компенсационных выплат зависит от числа нетрудоспособных членов семьи и группы инвалидности умершего.

Кроме этого члены семей чернобыльцев могут рассчитывать на улучшение жилищного положения, преимущественное право оставаться на работе при проведении сокращения, внеочередное обеспечение детей местами в образовательных учреждениях.

Вдовы и иные члены семьи чернобыльцев могут получить внеочередное место в доме-интернате для престарелых.

Правила поведения пользователей на сайте

  • Сведения о районе
  • Карта закрепления территорий
  • График приёма
  • Встречи с населением
  • Выездной приём граждан
  • Руководство района
  • Новости
  • События/объявления
  • График проведения публичных слушаний

220006, г. Минск, ул. Маяковского, 83

+375 17 379-52-13

Пн – Чт: с 8.45 до 18.00 часов
(обед с 13.00 до 14.00 часов)
Пт: с 8.45 до 16.45 часов
(обед с 13.00 до 14.00 часов)
Выходные дни: Сб, Вс

Денежных выплат много, все они выплачиваются в виде компенсаций – ежегодных, ежемесячных или единовременных. Но не все они значительные. Так ежемесячные выплаты (помимо пенсии) положены в 2019 году:

  • инвалидам 1-3 групп, а также инвалидам вследствие катастрофы – ЕДВ от 2162 до 3782 руб.;
  • ежемесячная компенсация на покупку продовольственных товаров – 942 руб. инвалидам и их детям, и по 628 руб. ликвидаторам и эвакуированным;
  • ежемесячная компенсация возмещения вреда – 3939 руб. для инвалидов 3 группы, 9849 руб. для 2 группы и 19698 руб. для 1 группы, 984 руб. без установления инвалидности;
  • компенсация за потерю кормильца – 238 руб.

Ежегодные компенсации включают такие виды:

  • компенсация за вред здоровью – 1570 руб. инвалидам 1 и 2 групп, 1256 – инвалидам 3 группы;
  • компенсация ликвидаторам и эвакуированным на оздоровление – от 314 до 942 руб.;
  • компенсация детям, потерявшим кормильца – 314 руб.

Размер единовременной компенсации зависит от группы инвалидности и в 2019 году составляет 15701 до 31403 руб. Кроме того, семья может получить пособие на погребение чернобыльца в размере 11948 руб.

Размер указанных компенсаций и выплат ежегодно индексируется, а потому в 2020 году суммы будут выше.

Государство обязуется предоставить социальную поддержку и членам семей чернобыльцев. Прежде всего, это льготы вдовам чернобыльцев. Они получают:

  • ежемесячную компенсацию на приобретение продовольствия;
  • право на жилищные сертификаты, если нуждаются в жилье;
  • компенсацию 50% оплаты коммунальных услуг;
  • преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов.

Если вдова была нетрудоспособна на момент смерти чернобыльца, она может получать компенсацию по потере кормильца. Кроме того, у вдов сохраняется право на получение одновременно двух пенсий – пенсии по потере кормильца и страховой пенсии по старости.

Льготы детям чернобыльцев еще уже. Если родитель-чернобылец скончался, они могут получать пенсию по утрате кормильца + компенсацию по утрате кормильца. До достижения 18 лет они также могут получать ежемесячную денежную выплату, положенную инвалидам и компенсацию на приобретение продовольствия. Кстати, право на ЕДВ сохраняется и за внуками. Кроме того, за детьми умерших чернобыльцев сохраняется право на:

  • жилищный сертификат;
  • компенсацию 50% расходов на коммуналку;
  • преимущественное право на сохранение рабочего места при сокращении.

Как видим, перечень льгот огромен. Другой вопрос, насколько хорошо работают механизмы их предоставления. И судя по постоянным жалобам со стороны чернобыльцев, они-то как раз оставляют желать лучшего.

До 01.07.2016 в обязанности работодателя входило (п. 6, 7 ч. 1 ст. 18 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», далее – Закон № 1244-1):

  • предоставлять удлиненный дородовой отпуск по беременности и родам продолжительностью 90 календарных дней;
  • платить в двойном размере ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Такие гарантии получали граждане, которые постоянно проживают (работают):

  • в зоне отселения до их переселения в другие районы;
  • на территории зоны проживания с правом на отселение (кроме дородового отпуска большей продолжительности);
  • на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Перечень указанных зон утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074 (далее – Перечень).

Продолжительность проживания в таких местностях для предоставления социальных гарантий ранее не имела значения.

Поправками предусмотрено, что на перечисленные меры социальной поддержки имеют право граждане, которые постоянно проживают (работают) на загрязненных территориях в течение определенного времени непосредственно перед назначением отпуска по беременности и родам или пособия по уходу за ребенком (п. 1 ст. 2 Закона № 388-ФЗ).

Период проживания (работы) граждан должен составлять в зоне:

  • отселения – не менее 1 года;
  • проживания с правом на отселение – не менее 3 лет;
  • проживания с льготным социально-экономическим статусом – не менее 4 лет.

Перечень населенных пунктов, входящих в состав таких зон, согласно части 3 статьи 7 Закона № 1244-1 не реже чем один раз в пять лет пересматривается Правительством РФ. В связи с этим поправками предусмотрен специальный алгоритм подсчета времени проживания (работы) в данных местностях в случае пересмотра их границ. Такой подсчет подразумевает, что каждый год проживания (работы) в зоне проживания с:

  • льготным социально-экономическим статусом считается за 3 месяца проживания (работы) в зоне отселения;
  • правом на отселение считается за 4 месяца проживания (работы) в зоне отселения;
  • льготным социально-экономическим статусом считается за 9 месяцев проживания (работы) в зоне проживания с правом на отселение.

Подобные условия введены, чтобы пресечь практику регистрации граждан непосредственно перед началом декретного отпуска или отпуска по уходу за ребенком с целью получения указанных привилегий.

Еще одно важное нововведение – это отмена пособия по уходу за ребенком до трех лет в двойном размере. Такое пособие работодатели исчисляли исходя из среднего заработка застрахованного лица за расчетный период. Правила его предоставления утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 № 439 (далее – Правила № 439).

Закон № 388-ФЗ вместо указанного пособия устанавливает ежемесячную выплату в фиксированной сумме (п. 2 ст. 2 Закона № 388-ФЗ):

  • до достижения ребенком возраста полутора лет – в размере 3 000 руб.;
  • в возрасте ребенка от полутора до трех лет – в размере 6 000 руб.;

Как отмечено выше, ежемесячное пособие в двойном размере работающим гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязан был назначать работодатель (п. 5 Правил № 439).

С 01.07.2016 за ежемесячной выплатой физлица должны обращаться в органы соцзащиты по месту жительства или по месту работы.

Соответственно, работодатели больше не должны формировать списки с информацией о застрахованном лице (которому назначено пособие в двойном размере), его ребенке, а также размере пособия по уходу за ним. Напомним, что в соответствии с пунктом 7-7.1 Правил № 439 такие списки организации подавали в органы соцзащиты каждый месяц.

В действующие Правила № 439 на данный момент какие-либо изменения об отмене данной обязанности не внесены. Однако полагаем, что это будет реализовано в ближайшее время.

Ликвидаторам последствий аварии на чернобыльской АЭС предоставляют различную социальную поддержку. Например, чернобыльцам выплачивают деньги на ежемесячную оплату ЖКХ и оформляют льготы, при применении которых восстанавливают утраченное здоровье.

На заметку! В 2021 году правительство России планирует ввести новые законы, по которым ликвидаторы ЧАЭС получат повышение размера ежемесячных выплат. Пособия повысят и тем чернобыльцам, кто после аварии стали инвалидом и получил 1,2 или 3 группу.

Вышеприведенные льготы предоставляют и вдовам, при утере кормильца. В этой ситуации оформляют различные выплаты.

Важно! Овдовевшим женам или мужьям дают 50% скидку на оплату ЖКХ. Подобную господдержку распространяют на большинство коммунальных услуг. После смерти мужа-чернобыльца (основного кормильца) вдовам ежемесячно выплачивают 6199,81 руб.

Чернобыльцам оформляют и различные налоговые вычеты. Так, инвалидам ВОВ или иных боевых действий уменьшают размер ежемесячных доходов при подсчете НДФЛ.

Важно! Героям РФ, СССР и инвалидам 1, 2 группы снижают налогооблагаемую базу по всем доходам. В итоге, размер НДФЛ становится меньше.

Расчет пособий на детей «чернобыльцам»: что изменилось

В 1997 году в России Правительством были определены территории, которые подверглись воздействию радиации ввиду произошедшего взрыва на атомной электростанции, находящейся в г. Припять Украинской ССР. Поскольку к моменту подписания Постановления территория Чернобыльской АЭС находилась на территории государства, отделившегося от СССР (в целом государство СССР перестало существовать), территории, находящиеся в пределах государственных границ Российской Федерации были разделены на 4 зоны. С 2015 года этот нормативный акт прекратил свое действие вследствие принятия Постановления Правительства РФ № 1074 от 08.10.2017 года. Деление осталось прежним, однако, населенные пункты несколько изменились.

Самой опасной для проживания считается зона отчуждения. Земля в пределах этой зоны непригодна для проживания, поскольку ее нахождение сопряжено с непосредственной близостью взорвавшегося энергоблока. Даже по истечении 31 года от момента аварии ни один из населенных пунктов Брянской области не исключен из зоны отчуждения. Эти территории по-прежнему заражены радиацией.

Следующей по степени радиоактивного загрязнения является зона отселения. В 1992 году был утвержден особый режим проживания на данной территории (Постановление Правительства № 1008 от 25.12.1992 г.). Установлено, что жители регионов зоны отселения могут вернуться в данные регионы для проживания только после стабилизации уровня радиации. Жители, находящиеся на территории, которая стала впоследствии зоной отселения, приобрели право на пользование льготами как граждане, подвергшихся радиации.

В третьей зоне «проживания с правом на отселение» — нахождение на ней граждан не ограничивается, но граждане этих территорий проходят систематическое медицинское освидетельствование. Даже в случае переселения жители этих регионов не лишаются права на получение льгот от государства.

Четвертая зона неограничена и не закрыта для проживания, она имеет статус льготно-экономического проживания. Воздействие радиоактивного загрязнения здесь сведено к нулю, но, несмотря на близкое расположение к третьей зоне, граждане также пользуются льготами от государства.

Льготы для чернобыльцев распространяются на следующие категории лиц:

  1. Лица, пораженные лучевой болезни как в связи с проживанием на территории зараженной радиацией, так и в связи с работой по устранению результатов взрыва на атомной электростанции (ликвидаторы последствий).
  2. Лица, ставшие инвалидами в процессе исполнения своих обязанностей в зоне, имеющей наибольшую степень облучения (зоне отчуждения). Речь идет не только о пожарных, сотрудниках органов внутренних дел, но и привлеченных к ликвидации последствий гражданских лицах. Временной давности установления инвалидности не имеется.
  3. Лица, которые участвовали в операции и являлись при этом донорами костного мозга для граждан, зараженных лучевой болезнью ввиду устранения последствий аварии. Так же, как и для предыдущей группы, не имеется срока давности такой операции.
  4. Участники транспортировки из зоны аварии и зоны отчуждения ценностей и домашнего скота. В эту категорию совместно с военными входят медицинские сотрудники.

Помимо четырех основных групп лиц, которым гарантированы льготы чернобыльцев, законодательно установлено право на получение тех же государственных преференций лицам:

  • осуществившим добровольный выезд из 2 зоны;
  • эвакуированным из 1 зоны, даже если в момент эвакуации они не были рождены, но были зачаты;
  • работающим и проживающим в 3 зоне, а также работавшим и проживавшим в этой зоне в момент аварии;
  • проживающим в 4 зоне;
  • мигрирующим из 3 зоны.

Налог является особым обременением на собственность или доходы. В связи с этим государством предусмотрено налоговые льготы для этой категории граждан.

Земельный налог не уплачивается на 10 тысяч рублей, являющейся налоговой базой в случае нахождения такого участка в собственности, бессрочном пользовании или пожизненном владении. Налоговую льготу имеют только ликвидаторы и приравненные к ним лица. Родственники и дети такой преференции не имеют.

Личный транспорт может быть освобожден от налогового бремени только региональными властями, поскольку данный вид налога устанавливается ими. Важно понимать, что, если такая льгота в регионе имеет место быть, то освобождение от уплаты может содержаться в ограничении лошадиных сил автомобиля или страны производства. Также обязательным условием является регистрация транспортного средства на участника ликвидации аварии. На федеральном уровне закреплено, что транспортная льгота может быть распространена только на 1 автомобиль.

Имущественные сборы с 2015 года ограничены одним видом налогообложения. Выбор, по какому объекту не оплачивать имущественный сбор, должен принять сам получатель льготы.

Налог на доходы физических лиц также для получателя такой категории субъектов может быть установлен в стандартном виде, то есть 3 000 рублей за каждый налоговый период от полученного дохода (для основных категорий) и 500 рублей для перенесших лучевую болезнь.

Налоговые вычеты не могут быть предоставлены все одновременно. Обычно выбирается наибольший и устанавливается именно он.

Льготы детям чернобыльцев прежде всего выражаются в назначении детского пособия. Оно, как и прочие льготы, сопряженные с родством лица, пострадавшего, сопряжены с подтверждением этих родственных связей. В отдел социальной защиты населения по месту регистрации по месту жительства необходимо предоставить:

  1. Документ, удостоверяющий личность ребенка (копию свидетельства о рождении).
  2. В случае назначения льгот после выдачи паспорта ребенку, родственник обязан предоставить справки, в которых будет зафиксировано родство.
  3. Поскольку ребенок является недееспособным до достижения 18 летнего возраста, он автоматически признается иждивенцем, однако, случается, что и по достижении возраста совершеннолетия недееспособность сохраняется. Поэтому в орган, назначающий льготу, необходимо предоставить документ, подтверждающий статус иждивенца после достижения 18 лет.
  4. Справку о принадлежности к ликвидаторам или пострадавшим от катастрофы в Чернобыле.

Совместно с назначением льготы лицу выдается удостоверение чернобыльца для дальнейшего назначения компенсаций или пособий.

Главным критерием назначения льгот для прочих родственников ликвидаторов аварии является факт совместного проживания. При этом данное условие не распространяется на льготы вдовам чернобыльцев, погибших на месте или от лучевой болезни самих участников ликвидации аварии. Для них предусмотрены льготы по оплате коммунальных услуг, в том числе затратам на текущий и капитальный ремонт, а также за услуги управления многоквартирным домом.

Нахождение родственников на попечении у погибшего участника ликвидации в качестве иждивенцев позволяет приобрести право на назначение пенсии по потере кормильца.

Родственники также получают набор социальных льгот по улучшению условий жизни и трудовых гарантий в случае сокращения и социальные льготы по получению мест в дошкольных учреждениях.

​​Льготы чернобыльцам в 2021 году

Для облегчения дальнейшего оформления возможных льгот необходимо обзавестись удостоверением чернобыльца. Поскольку общими вопросами об определении преференций для граждан занимаются территориальные органы социальной защиты, то и заявление необходимо предоставить туда же. К нему прикладываются:

  1. Копия документа, удостоверяющего личность (паспорт или свидетельство о рождении).
  2. Главным документом является доказательство проживания или прохождения службы в чернобыльской зоне. Если справок из жилищного комитета или записи в военном билете не оказалось, следует сделать запрос в соответствующий отдел архива и получить справку оттуда.
  3. Для родственников необходимо будет доказать наличие одного из двух или обоих факторов – родства и иждивения.

Трагедия Чернобыльской АЭС продиктовала необходимость осуществлять поддержку населения определенных регионов в связи со сложной экологической обстановкой. Государством гарантируется не только экономическая поддержка в виде пособий и прочих выплат самих лиц, принимавших участие в восстановительных мероприятиях после аварии, но и членов семей ликвидаторов.

Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Финансирование расходов по оплате услуг на доставку компенсаций и других выплат, предусмотренных настоящим Законом, производится за счет средств федерального бюджета в пределах 1,5 процента выплаченных сумм компенсаций и других выплат без учета налога на добавленную стоимость. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ)

Действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:

из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);

на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.

Указанные территории подразделяются на следующие зоны:

зона отчуждения;

зона отселения;

зона проживания с правом на отселение;

зона проживания с льготным социально — экономическим статусом.

Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Плотность радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС определяется в соответствии с актами, принятыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 509-ФЗ)

Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 — 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года — зоной отселения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Зона отселения — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 — свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 — свыше 0.1 Ки/кв. км.

На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселению людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

В зоне отселения обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

Режим проживания жителей в зоне отселения, порядок хозяйственного использования ее территории устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Зона проживания с правом на отселение — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

Дополнительные критерии по определению границ зоны проживания с правом на отселение в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

Режим проживания населения в указанной зоне, порядок добровольного отселения из нее жителей, осуществления на этой территории хозяйственной и иной деятельности, проведения мероприятий по охране здоровья и снижению риска заболеваемости населения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС и других техногенных катастроф имеют право на несколько видов выплат:

  • ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), а также получение набора социальных услуг;
  • пенсия по инвалидности (если пострадавший имеет инвалидность);
  • социальная или страховая пенсия.

Ежемесячная денежная выплата назначается Пенсионным фондом РФ, ее размер индексируется каждый год и неизменный для всех субъектов РФ. Данные о суммах ЕДВ и категориях получателей – в таблице.

Категории Сумма, рублей
— инвалиды из-за аварии на ЧАЭС;
— ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС;
— дети-инвалиды, вследствие аварии на ЧАЭС;
— инвалиды из-за профзаболеваний. связанных с лучевым воздействием;
— ставшие инвалидами из-за аварии на ПО «Маяк»;
— направленные на ликвидацию последствий аварии на ПО «Маяк» в 1957-1958 годах
2 590,24
— получившие лучевую болезнь из-за аварии на ЧАЭС;
— ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС в 1988-90 годах;
— эвакуированные в 1986 году из зоны отчуждения;
— дети, страдающие болезнями из-за аварии на ЧАЭС;
— получившие профзаболевания из-за лучевого воздействия;
— получившие суммарную эффективную дозу облучения свыше 25 сЗв (бэр)
— получившие лучевую болезнь из-за аварии на ПО «Маяк»;
— направленные на ликвидацию последствий аварии на ПО «Маяк» в 1959-1961 годах;
— эвакуированные и выехавшие из зоны загрязнения (ПО «Маяк» и р. Теча)
2 073,51
— дети до 18 лет, дети 1 и 2 поколений, проживающие в зоне заражения;
— дети 1 и 2 поколений, страдающие заболеваниями из-за воздействия радиации на родителей
1 295,13
— дети до 18 лет, проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом 778,41
— получившие суммарную эффективную дозу облучения от 5 до 25 сЗв (бэр);
— дети до 18 лет, дети 1 и 2 поколений, эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв
649,23
— проживающие или работающие в зонах проживания с правом на отселение; с льготным социально-экономическим статусом; в зоне отселения;
— проживающие в населенных пунктах, где доза облучения свыше 1 мЗв (0,1 бэр)
518,37

Согласно законодательству, все получатели ЕДВ имеют право на получение набора социальных услуг (НСУ), в которых входят:

  • обеспечение лекарствами согласно рецепту врача и в пределах стандартов медицинской помощи;
  • оплата санаторно-курортного лечения согласно назначениям врача;
  • бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения.

НСУ можно получить как в натуральной форме, так и в денежной. Изначально условия получения социальных услуг для «чернобыльцев» отличаются от других категорий – утвержденные суммы ЕДВ уже учитывают получение набора в денежной форме.

Если же льготник желает получать бесплатные лекарства, санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к нему, он подает соответствующее заявление, но в таком случае стоимость набора социальных услуг вычитается из суммы ЕДВ (в 2018 году сумма равна 1075,19 рублей).

Кроме права на получение ежемесячной денежной выплаты и набора социальных услуг, пострадавшие от аварии на ЧАЭС имеют возможность досрочного выхода на страховую пенсию. Однако условия выхода на пенсию зависят от категории льготника. Для этого должны быть соблюдены такие условия:

  • страховой стаж не меньше 5 лет;
  • не меньше 30 пенсионных баллов.
  • возраст не меньше определенного возраста.

Возраст для выхода на пенсию по старости сокращается на 10 лет для тех, кто был эвакуирован из зоны отчуждения, участвовал в ликвидации аварии или работал на станции; на 8 лет – тем, кто был эвакуирован с прилегающей территории, работал на месте аварии от 2 недель в 1987 году; на 5 лет – тем, кто работал на месте аварии до 5 дней, работал на строительстве или санитарной обработке в 1986 году; на 4 года – тем, кто работал или проживал в зоне отселения до 1993 года не меньше 2 лет.

Важно, что повышение пенсионного возраста, начатое в 2018 году, не коснется пострадавших от чернобыльской катастрофы.

Если у льготника нет страхового стажа или его недостаточно для оформления страховой пенсии, он все равно имеет право на повышенные выплаты – для «чернобыльцев» предусмотрены повышенные социальные пенсии:

  • 250% от социальной пенсии – ликвидаторам, инвалидам 1 и 2 групп, детям, потерявшим вследствие аварии обоих родителей (24799,32 рублей);
  • 200% от социальной пенсии – для проживающих в зоне отчуждения (9919,70 рублей);
  • 125% социальной пенсии – инвалиды 3 группы, родственники умершего (5269,88 рублей).

Ежемесячная денежная выплата гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, назначается на основании Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-I “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” (в дальнейшем по тексту – Закон N 1244-I) следующим категориям граждан:

  • Инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы
    • Размер ЕДВ – 2701,62 руб.
  • Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
    • Размер ЕДВ – 2162,67 руб.
  • Ликвидаторы последствий чернобыльской катастрофы 1986-1987 гг.
    • Размер ЕДВ – 2701,62 руб.
  • Ликвидаторы последствий чернобыльской катастрофы 1988-1990 гг.
    • Размер ЕДВ – 2162,67 руб.
  • Граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения
    • Размер ЕДВ – 2162,67 руб.
  • Граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение
    • Размер ЕДВ – 540,66 руб.
  • Граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
    • Размер ЕДВ – 540,66 руб.
  • Граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы
    • Размер ЕДВ – 540,66 руб.
  • Дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированные и переселенные из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, а также дети первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона от 15.05.1991 г. №1244-I, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей
    • Размер ЕДВ – 1350,82 руб.
  • Дети и подростки, страдающие болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, а также последующие поколения детей в случае развития у них заболеваний вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленных генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, ставшие инвалидами
    • Размер ЕДВ – 2701,62 руб.
  • Дети и подростки, страдающие болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, а также последующие поколения детей в случае развития у них заболеваний вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленных генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей
    • Размер ЕДВ – 2162,67 руб.
  • Дети и подростки в возрасте до 18 лет, постоянно проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом
    • Размер ЕДВ – 811,88 руб.
  • Рабочие и служащие, а также военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, получивших профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения, ставшие инвалидами
    • Размер ЕДВ – 2701,62 руб.
  • Рабочие и служащие, а также военнослужащих, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, получившие профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения
    • Размер ЕДВ – 2162,67 руб.

Если гражданин имеет право одновременно на ЕДВ по нескольким основаниям, ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата по одному из оснований по его выбору. Однако лица, имеющие право на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом N 1244-1 могут получать ЕДВ одновременно по двум основаниям.

В соответствии с Федеральным законом от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на получение мер социальной поддержки имеют не только дети ликвидаторов катастрофы, но и последующие их поколения (например, внуки, правнуки и т.д.).

Захлестнет ли волна необузданной экономии бюджетных средств социальную помощь чернобыльцам? Бурная деятельность законодателей заставляет беспокоиться граждан, пользующихся государственными льготами. С 2020 года уже не индексируются выплаты работающим пенсионерам. Какие изменения произойдут в назначении льгот участникам и ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС?

Законы Российской Федерации регламентируют выплаты пособий наиболее незащищенным слоям населения, к каковым относятся и жертвы чернобыльской катастрофы. Данная категория граждан может рассчитывать на различные льготы, компенсации за вред здоровью и пособия Чернобыльцам и членам их семей.

  1. отселения — от 1 года;
  2. с правом на отселение — от 3 лет;
  3. с льготным социально-экономическим статусом — от 4 лет.

Важно! Это было сделано в целях профилактики недобросовестного поведения граждан, которые прописываются на таких территориях непосредственно перед появлением на свет детей, а после назначения выплат покидают эту местность.

В истории СССР были крупные техногенные катастрофы, некоторые из них привели к радиоактивному заражению местности и нанесли ущерб огромному количеству людей. Самая печальная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 года. Но были также и другие аварии. Так, 29 сентября 1957 года произошла «Кыштымская авария» – катастрофическая ситуация на химическом комбинате «Маяк» (закрытый город Челябинск-40, в настоящее время – Озерск). Взорвалась емкость с радиоактивными отходами. Однако еще с 1948 года радиоактивные отходы сливались в реку Теча. Кроме того, с 1949 года советские власти проводили ядерные испытания на Семипалатинском испытательном полигоне (сейчас территория Казахстана). Из-за несовершенства технологий территория оказалась зараженной, негативные последствия для здоровья и сейчас ощущают военнослужащие, работники полигона, жители окружающих населенных пунктов.

Для обеспечения социальной защиты пострадавших был принят Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Нормы этого закона распространяются и на пострадавших при других техногенных катастрофах с радиационным заражением.

Пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС и других техногенных катастроф имеют право на несколько видов выплат:

  • ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), а также получение набора социальных услуг;
  • пенсия по инвалидности (если пострадавший имеет инвалидность);
  • социальная или страховая пенсия.

Ежемесячная денежная выплата назначается Пенсионным фондом РФ, ее размер индексируется каждый год и неизменный для всех субъектов РФ. Данные о суммах ЕДВ и категориях получателей – в таблице.

Категории Сумма, рублей
— инвалиды из-за аварии на ЧАЭС;
— ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС;
— дети-инвалиды, вследствие аварии на ЧАЭС;
— инвалиды из-за профзаболеваний. связанных с лучевым воздействием;
— ставшие инвалидами из-за аварии на ПО «Маяк»;
— направленные на ликвидацию последствий аварии на ПО «Маяк» в 1957-1958 годах
2 590,24
— получившие лучевую болезнь из-за аварии на ЧАЭС;
— ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС в 1988-90 годах;
— эвакуированные в 1986 году из зоны отчуждения;
— дети, страдающие болезнями из-за аварии на ЧАЭС;
— получившие профзаболевания из-за лучевого воздействия;
— получившие суммарную эффективную дозу облучения свыше 25 сЗв (бэр)
— получившие лучевую болезнь из-за аварии на ПО «Маяк»;
— направленные на ликвидацию последствий аварии на ПО «Маяк» в 1959-1961 годах;
— эвакуированные и выехавшие из зоны загрязнения (ПО «Маяк» и р. Теча)
2 073,51
— дети до 18 лет, дети 1 и 2 поколений, проживающие в зоне заражения;
— дети 1 и 2 поколений, страдающие заболеваниями из-за воздействия радиации на родителей
1 295,13
— дети до 18 лет, проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом 778,41
— получившие суммарную эффективную дозу облучения от 5 до 25 сЗв (бэр);
— дети до 18 лет, дети 1 и 2 поколений, эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв
649,23
— проживающие или работающие в зонах проживания с правом на отселение; с льготным социально-экономическим статусом; в зоне отселения;
— проживающие в населенных пунктах, где доза облучения свыше 1 мЗв (0,1 бэр)
518,37

Согласно законодательству, все получатели ЕДВ имеют право на получение набора социальных услуг (НСУ), в которых входят:

  • обеспечение лекарствами согласно рецепту врача и в пределах стандартов медицинской помощи;
  • оплата санаторно-курортного лечения согласно назначениям врача;
  • бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения.

НСУ можно получить как в натуральной форме, так и в денежной. Изначально условия получения социальных услуг для «чернобыльцев» отличаются от других категорий – утвержденные суммы ЕДВ уже учитывают получение набора в денежной форме.

Если же льготник желает получать бесплатные лекарства, санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к нему, он подает соответствующее заявление, но в таком случае стоимость набора социальных услуг вычитается из суммы ЕДВ (в 2018 году сумма равна 1075,19 рублей).

Отдельные категории льготников вправе улучшить жилищные условия за счет жилищной субсидии от федерального бюджета. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 вставшие на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане, которые были подвержены радиационному воздействию из-за аварий на ЧАЭС и ПО «Маяк», имеют право на обеспечение жильем.

Условия выделения жилищной субсидии не отличаются от других аналогичных категорий: субсидия выделяется, исходя из норматива площади на каждого льготника и средней цены квадратного метра жилой площади в каждом конкретном регионе.

Кроме рассмотренных денежных выплат, жилищных субсидий и коммунальных льгот, пострадавшие от аварии на ЧАЭС и ПО «Маяк» имеют и другие преференции:

  • при сокращении персонала работодателем – преимущество по сравнению с другими работниками (вне зависимости от стажа работы);
  • при переводе на другую работу (менее оплачиваемую) по состоянию здоровья – доплата до прежнего уровня заработной платы;
  • возможность использовать основной отпуск в любое удобное время, дополнительный оплачиваемый отпуск на срок до 14 дней;
  • пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 100% заработной платы;
  • внеочередное обслуживание в социально-бытовых учреждениях, внеочередной прием в кооперативы, внеочередное право на покупку дачи;
  • обеспечение земельным участком для постройки жилья вне очереди (для тех, кто имеет на это право);
  • внеочередное оказание медицинских услуг, возможность обслуживаться в тех медучреждениях, к которым был прикреплен льготник до выхода на пенсию;
  • обеспечение детей местами в детских садах, школах, санаториях вне очереди, оплата их питания;
  • при отселении из зараженных территорий – внеочередное право трудоустроиться на новом месте;
  • право преимущественного приема в дома престарелых и ветеранские пансионаты.

Дополнительно каждый регион России может устанавливать свои дополнительные льготы и компенсации, например, бесплатный проезд в общественном транспорте. Чтобы уточнить перечень льгот, следует обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.